Боевые действия на онежском озере. Онежская военная флотилия

Онежская военная флотилия

Флаг ВМФ СССР (1935-1950)

Общие данные

Численный состав

Техника (по состоянию на 1918 г.):

  • Техника надводная - 19 ед..

Техника (по состоянию на 1941 г.):

  • Техника надводная - 15 ед..

Техника (по состоянию на 1944 г.):

  • Техника надводная - 25 ед..

Военные конфликты

Орден Красного Знамени

Онежская военная флотилия - формирование военно-морского флота СССР подчиненное Балтийскому флоту. Создавалась и расформировывалась несколько раз. Флотилия принимала участие в боевых действиях в годы Гражданской и Великой Отечественной войнах. За образцовое выполнение заданий командования награждена орденом Боевого Красного Знамени. Подразделения флотилии получили почетное наименование «Петрозаводские».

История

Гражданская война

Минный заградитель «Яуза»

В мае 1918 года вышел приказ о создании Онежской военной флотилии. Власть Советской Республики опасаясь наступления фино-германских войск на Петроград создает три флотилии: Онежскую, Волховско-Ильменскую и Селигеро-Волжскую. Штаб Онежской флотилии располагался изначально в Лодьином Поле. 16 октября 1918 года был перебазирован в Петрозаводск. Первым командиром флотилии был бывший морской офицер Д. А. Федотов. В ноябре его сменил, так же бывший офицер Э. С. Панцержанский. При формировании флотилии боевые корабли Балтийского флота было использовать технически трудно, а с военной точки зрения и опасно, так как они могли понадобиться для обороны столицы. Поэтому было решено использовать гражданские суда в качестве канонерок , вооружив их пулеметами и мелкокалиберной артиллерией. Из боевых кораблей, построенных в Петрозаводске, было два минзага «Яуза » и «Березина ». В дальнейшем на Онежское озеро перевели четыре речных канонерских лодки, два катера и несколько сторожевых судов из расформированной Волховско-Ильменской флотилии. Так же имелись в наличии плавбатареи с 203-мм орудиями.

Катер - истребитель подводных лодок

Боевое крещение флотилия получила в апреле 1919 года когда финские войска вели наступление на Лодейное Поле. Однако в мае обстановка осложнилась, потому что иностранные захватчики и белые захватили Медвежью Гору и Повенец. И в июне на Онежском озере действовали три флотилии - две русских (красных и белых) и одна английская. Белой флотилией командовал капитан 2 ранга А. Д. Кира-Динжан, командовавший в Моонзудском сражении дивизионом сторожевых кораблей. Англичанами командовал коммандер Кертейс (англ. Kerteys ). На вооружении были патрульные катера и катера - истребители подводных лодок. 27 июня красная Онежская флотилия активно участвовала в Видлицкой операции. Огонь корабельной артиллерии флотилии заставил молчать береговые батареи противника, и тем самым флотилия обеспечила успешную высадку десанта, овладевшего важным опорным пунктом врага и захватившего большие трофеи.

В результате Видлицкой операции финские войска были разгромлены. Однако красные моряки не всегда одерживали победы, 3 августа 1919 года в Повенецкой губе когда наступали белые у Мегострова произошел встречный упорный полуторачасовой бой в котором участвовали три катера из отряда Кира-Динжана, которых поддерживала английская авиагруппа из четырех самолетов с красным отрядом под командой Пуга. Бой был настолько напряженный, что канонерка № 2 и сторожевик № 3,у которых от стрельбы и перегрева отказали орудия, имелись многочисленные пробоины, выбросились на берег и были захвачены противником. Канонерская лодка в качестве трофея вошла в состав белой флотилии под именем «Сильный». Канонерка № 6 отбилась и ушла. Кира-Динжан получил за этот бой Георгиевский крест . Таким образом к концу лета на озере сложилась неустойчивое равновесие и Советская власть перебросила на помощь флотилии эсминец «Сторожевой » и несколько самолетов. При наступлении Красной армии на остров Большой Клименецкий флотилия подавила огневые точки, высадила десант и поддерживала огнем наступающие части.

Видя наступление красных и пассивность белых моряков, англичане покидают театр боевых действий, оставляя свои катера и самолеты Белой армии. 25 сентября корабли флотилии вошли в Лижемскую губу Онего и произвели высадку десанта у деревни Лижма. Успешные боевые действия десанта и сухопутных частей Красной Армии начавших в это время наступательную операцию привели к тому, что противник был вынужден отступить от Петрозаводска. В октябре - начале ноября 1919 года Онежская флотилия провела ряд операций совместно с частями Красной Армии в Заонежском и Повенецком заливах Онежского озера. Перед началом ледостава корабли белой флотилии были эвакуированы в Мурманск, где после изгнания интервентов и достались Красной Армии. В феврале 1920 года специально организованный дивизион тральщиков вылавливал мины после ледостава в северной части озера. Онежская военная флотилия после окончания боевых действий в марте 1920 года была расформирована. Корабли переданы на Балтийский флот.

Великая отечественная война

Формирование 1941 года

Бронекатер проекта 1125

Онежская военная флотилия сформирована 7 августа 1941 года из Онежской военно-морской базы Ладожской военной флотилии по решению главнокомандующего Северо-Западным направлением Маршала Со­ветского Союза К. Е. Ворошилова прика­зом заместителя наркома ВМФ И. С. Иса­кова. Командовать флотилией назначили капитана 1 ранга А. П. Дьяконова. Главная база - Петрозаводск, с 17 августа 1941 г. - Вознесенье, с 30 сен­тября - Вытегра. К середине сентября флотилия имела в своем распоряжении четыре канонерки, переделанных из буксиров, на которые установили пулеметы и мелкокалиберную артиллерию. 19 сентября состоялось боевое крещение флотилии. В конце октября боевой состав уже состоял из семи канонерских лодок, правда почти все имели малую скорость хода - 5-8 узлов и поэтому главной проблемой была авиация противника и плохие погодные условия. Одна канонерка затонула во время шторма, а вторая была потоплена финской авиацией. Хотя канонерки и являлись главной ударной силой и способствовали стабилизации ситуации на фронте, но их тихоходность не позволяла решать все задачи стоявшие перед флотилией. Поэтому в середине октября 1941 года в составе флотилии появились бронекатера проекта 1125, но в боевых действиях они не участвовали. Приближалась зима и корабли флотилии были переданы в состав Волжской военной флотилии, и 28 ноября флотилия была расформирована.

Формирование 1942-1944 годов

Бронекатер проекта 1124

30 апреля 1942 года при­казом наркома ВМФ был сформирован Отдельный Онежский отряд кораблей из состава Волжской военной флотилии, который 7 июня прибыл на Онежское озеро. В его состав вошли:

  • штабной ко­рабль
  • шесть канонерских лодок
  • восемь бронека­теров (по четыре обоих модификаций)
  • семь сторожевых катеров и катеров-тральщиков
  • четыре глиссера
  • отдельный батальон морской пехоты
  • вспомогатель­ные суда
  • части и учреждения обеспече­ния

Главная база расположена в городе Вытегра. Командовать флотилией назначили капитана 1 ранга А. П. Дьяконова. На Онежской флотилии участвовали в боевых действиях бронекатера проекта 1125 (малый) и проекта 1124 (большой). В 1942 - 1943 годах именно эти бронекатера действуя на основной части акватории озера, составляли главную ударную силу Онежской военной флотилии. 23 июля 1943 года в состав флотилии был включен БО «Марсовой ». Он стал флагманом флотилии.

Финская озерная флотилия имела в своем составе:

  • четыре канонерки
  • три бронекатера
  • три быстроходные баржи
  • несколько сторожевых катеров

Флотилия поддерживалась двумя эскадрилиями бомбардировщиков и береговыми батареями.

Своими действиями советская флотилия не давала противнику выйти на главную акваторию озера и перерезать коммуникации советских войск, высаживала и поддерживала десанты, вела контрбатарейную борьбу. В ходе Свирско-Петрозаводской операции (21 июня - 9 августа 1944 г.) корабли флотилии содействовали сухо­путным войскам при форсировании реки Свирь, высадили десанты на остров Большой Климецкий, в бухте Лахтинская, Уйской губе и в город Петроза­водск. 28 июня 1944 г. катера флотилии первыми вошли в гавань освобожденного от захватчиков Петрозаводска. 29 июля Приказом Верховного Главнокомандующего морякам флотилии была объявлена благодарность, а вечером того же дня Москва отсалютовала освободителям столицы Карело-Финской ССР двадцатью четырьмя залпами из трехсот двадцати четырех орудий. 2 июля 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Онежская флотилия «за образцовое выполнение заданий командования» была награждена орденом Красного Знамени. Приказом Верховного Главнокомандующего от 10 июля 1944 г. 1-й дивизион бронекатеров, дивизионы минных катеров и канонерских лодок флотилии, а также 31-й отдельный батальон морской пехоты были удостоены почетного наименования «Петрозаводский».

Военное значение флотилии

Онежская флотилия сыграла важную роль в борьбе с немецко-финскими войсками. Онежское озеро небольшое, но имело важное стратегическое значение. Контроль над озером позволял контролировать три важных водных пути Советского Союза:

  • Контроль над Вытегрой открывал дорогу на Волгу, через шлюзы Мариинской системы.
  • По реке Свирь, через Ладожское озеро, открывалась дорога на Ленинград и Балтийское море.
  • От Повенца начинается Беломоро - Балтийский канал выходящий в Белое море.

Таким образом противник мог уничтожить Балтийский флот и серьезно осложнить положение Северного флота и группировке войск в Заполярье. Заняв в начале войны западную часть берега агрессоры за все время боевых действий не смогли продвинуться дальше. За время войны флотилия провела четыре боевые навигации, во время которых провела множество боевых операций, завоевывая и удерживая под своим контролем акваторию озера. Оказывая огневую и транспортную поддержку сухопутным войскам Карельского фронта флотилия внесла весомый вклад в освобождение Карелии от немецко-финских захватчиков.

Организационный состав

Первое формирование

Штаб

Штаб первого формирования находился в Петрозаводске.

Береговые войска

Три плавучие 203-мм батареи.

ВВС

6 гидросамолетов.

Второе формирование

Штаб

Штаб второго формирования находился в Петрозаводске. После занятия Петрозаводска противником в г. Вытегра.

Береговые войска

Отсутствовали.

ВВС

Отсутствовали.

Третье формирование

Штаб

Штаб третьего формирования находился в г. Вытегра. После освобождения Петрозаводска в Петрозаводске.

Береговые войска

Батальон морской пехоты. Части и учреждения обеспечения.

ВВС

Отсутствовали.

Корабельный состав

Первое формирование

Второе формирование

Третье формирование

Командиры флотилии

  • Д. А. Федотов (июль 1918 - ноябрь 1918)
  • Э. С. Панцержанский (ноябрь 1918 - март 1920)
  • А. П. Дьяконов (август 1941 - ноябрь 1941)
  • А. П. Дьяконов (январь 1942 - июль 1943)
  • Н. В. Антонов (июль 1943 - август 1943)
  • П. С. Абанькин (август 1943 - январь 1944)
  • Н. В. Антонов (январь 1944 - август 1944)

Литература и источники информации

  • Морозов К. А. Онежская флотилия в годы Гражданской войны и интервенции (1918-1920). . - Петрозаводск: 1961.
  • Вьюненко Н.П. Мордвинов Р.Н. Военные флотилии в Великой Отечественной войне. . - Москва: 1957.

Онежская военная флотилия 1-го формирования сформирована в августе 1941 г. из Онежской военно-морской базы Ладожской военной флотилии по решению главнокомандующего Северо-Западным направлением Маршала Со-ветского Союза К. Е. Ворошилова прика-зом заместителя наркома ВМФ И. С. Иса-кова. Главная база — Петрозаводск, с 17 августа 1941 г. — Вознесенье, с 30 сен-тября — Вытегра.
Флотилия имела в своем составе 5 ка-нонерских лодок и несколько вооружен-ных катеров. Осуществляла поддержку войск на реке Свирь и южном берегу Онежского озера.
Расформирована флотилия 28 нояб-ря 1941 г. приказом наркома ВМФ; кораб-ли были переданы в состав Волжской военной флотилии.
Командующий флотилией — капитан 2 ранга, капитан 1 ранга Дьяконов А. П. (август — ноябрь 1941 г.)
Военный комиссар флотилии — батальонный комиссар Белокопытов С. Н. (август — декабрь 1941 г.)
Начальник штаба флотилии — капи-тан 3 ранга Поляков Д. И. (август — но-ябрь 1941 г.)

Онежская военная флотилия 2-го формирования . 30 апреля 1942 г. при-казом наркома ВМФ был сформирован Отдельный Онежский отряд кораблей из состава Волжской военной флотилии, который 7 июня прибыл на Онежское озеро. В его состав вошли: штабной ко-рабль, 6 канонерских лодок, 8 бронека-теров, 7 сторожевых катеров и катеров-тральщиков, 4 глиссера, отдельный батальон морской пехоты, вспомогатель-ные суда, части и учреждения обеспече-ния. Главная база — г. Вытегра. 31 декаб-ря 1942 г. отряд был переформирован в Онежскую военную флотилию.
Корабли и части флотилии в 1942-1943гг. вели напряженную боевую дея-тельность: прикрывали и поддержива-ли огнем артиллерии и высадкой двух тактических десантов приозерные фланги войск 7-й Отдельной и 32-й ар-мий; выполняли задачи ПВО; вели борьбу с силами противника на Онежском озере; обеспечивали защиту коммуника-ций; нарушали войсковые перевозки противника по озеру.
В ходе Свирско-Петрозаводской операции (21 июня — 9 августа 1944 г.) корабли флотилии содействовали сухо-путным войскам при форсировании реки Свирь (23 июня), высадили такти-ческие десанты на о. Большой Климецкий (23 июня), в бухте Лахтинская (26 июня), Уйской губе и в г. Петроза-водск (28 июня). Только 21-28 июня 1944 г. корабли и вспомогательные суда флотилии перевезли свыше 48 тыс. че-ловек, 212 танков, 446 орудий и большое количество другой техники и различных грузов. При содействии сил флотилии
и десантов 28 июня советские войска ос-вободили Петрозаводск.

За мужество и героизм личного со-става почетное наименование «Петро-заводский» было присвоено дивизио-нам канонерских лодок, минных кате-ров, 1-му дивизиону бронекатеров, 31-му отдельному батальону морской пехоты. Расформирована флотилия 10 июля 1944 г.
Командующие флотилией: капитан 2 ранга, капитан 1 ранга Дьяконов А. П. (январь 1942 г. — июль 1943 г.); контр--адмирал Абанькин П. С. (август 1943 г. — январь 1944 г.); капитан 1 ранга Анто-нов Н. В. (июль — август 1943 г., врио, и январь — август 1944 г.)
Военные комиссары (начальники политотделов) флотилии: батальонный комиссар Белокопытов С. М. (август — ноябрь 1941 г., май — август 1942 г.), ка-питан 2 ранга Коваль А. А. (август 1942г. — июль 1943 г.), капитан 1 ранга Лощаков Д. П. (июль 1943 г. — июль
1944 г.)

Начальники штаба флотилии: капи-тан 2 ранга, капитан 1 ранга Анто-нов Н. В. (январь — июль 1943 г. и август 1943 г. — январь 1944 г.); капитан 3 ран-га Зыбайло А. И. (июль — август 1943 г., врио, и январь — июль 1944 г.)


К истории Онежской военной флотилии (1941 - 1944)
7 августа 1941 года заместитель наркома ВМФ СССР адмирал И.С. Исаков подписал приказ о формировании Онежской военной флотилии. К этому времени в Петрозаводске, где еще в июле была создана Онежская военно-морская база, находилась группа офицеров-балтийцев, в чью задачу входил осмотр судов Беломорско-Онежского речного пароходства с целью определения их пригодности для переоборудования в боевые корабли. К началу войны на Онего действовало несколько десятков различных судов, однако создание флотилии шло непросто. Некоторые из имевшихся плавсредств были непригодны для установки орудий, а многие уже несли боевую службу на Балтике и Ладоге. Еще в июне 1941 г. в соответствии с действовавшими мобилизационными планами туда было переведено и переоборудовано в тральщики и сторожевики не менее 28 онежских пароходов (из них 17 буксиров типа постройки 1935 - 1940 годов и четыре типа постройки 1934 года).
Мобилизационные ресурсы Беломорско-Онежского пароходства оказались исчерпанными. В итоге, когда в августе 1941 года в судоремонтные мастерские Вознесенья прибыли пушки и зенитные пулеметы, для их установки имелось всего четыре буксира. В спешном порядке их начали превращать в канонерские лодки. Первая вступила в строй 4 сентября, а к 15 сентября Онежская военная флотилия имела в своем составе 4 корабля такого класса: КЛ-11 (бывший), КЛ-12 (бывший), КЛ-13 (бывший № 18) и КЛ-14 (бывший № 89). 19 сентября КЛ-12 приняла первый бой, и этот бой стал первым не только для нее, но и для всей Онежской флотилии.
Напряженная обстановка, складывавшаяся на Карельском фронте осенью 1941 года, настоятельно требовала присутствия на Онежском озере советского корабельного соединения. Круг стоящих перед ним задач был очень широк, и для их решения требовались значительные силы. Хоть и не сразу, но они были получены, однако в течение всей войны рядом с современными броневыми, минными и сторожевыми катерами действовали и канонерки, немало способствовавшие тому, что Онежская флотилия смогла добиться полного превосходства над противником.
До конца октября 1941 года флотилия получила еще три канонерки: КЛ-15 (бывший № 60), КЛ-16 (бывший буксир) и КЛ-40 (бывший). В итоге навигацию 1942 года дивизион канонерских лодок Онежского отряда кораблей (созданного 30 апреля вместо расформированной Онежской флотилии) встретил, имея 7 боевых кораблей. Год спустя вступил в строй еще один - , после чего общий списочный состав кораблей дивизиона достиг 8 единиц.
Самыми старыми онежскими канонерками были КЛ-11 (построена в 1879 году), КЛ-12 (1885) и КЛ-40 (1905). КЛ-11 и КЛ-12 успели повоевать с белыми в 1919 году, а (тогда посыльное судно № 2) был даже поврежден бомбой, сброшенной с английского гидроплана.
- единственный в дивизионе корабль специальной постройки - был зачислен в состав Балтийского флота в 1917 году, но в строй вступил позднее, уже после гражданской войны. В 30-е годы он являлся учебным судном московского Осоавиахима. В состав Онежского отряда кораблей вошел 25 мая 1942 года, но поначалу использовался в качестве штабного. 4 января 1943 года его поставили на модернизацию и после замены силовой установки и вооружения переклассифицировали в канонерскую лодку, ставшую флагманом воссозданной весной 1943 года Онежской флотилии.
Все остальные корабли дивизиона канонерок были построены позднее - в 1928 - 1935 годах. Одна из них - КЛ-16 (с 30 апреля 1942 года КЛ-41) - в 1939 году в качестве тральщика участвовала в Финской войне. Осенью 1941 года она обеспечивала перевод недостроенных судов с Балтийского на Белое море и Волгу. После этого с нее сняли тральное оборудование, перевели в разряд канонерок и зачислили в состав Онежской флотилии.
В течение всей войны канонерские лодки были самыми крупными из действовавших на Онеге судов. Самые маленькие из них (КЛ-13, КЛ-14, КЛ-15) имели водоизмещение 129 - 130 т, а самые большие - 220 т (КЛ-11) и 256 т (). Вооружение первоначально состояло из пушек калибра 75 мм (КЛ-11, КЛ-12, КЛ-16/41) и 45 мм. Из средств ПВО на палубах стояли 37-мм автоматы и 12,7-мм пулеметы. В 1943 году КЛ-11, КЛ-40 и взамен старых 75-мм получили новые 85-мм зенитные полуавтоматы, позволявшие вести огонь по морским, наземным и воздушным целям. помимо этого был вооружен тремя американскими спаренными пулеметами и 82-мм минометом.
7 из 8 онежских канонерок были пароходами (2 колесных) с паровыми машинами мощностью 200 - 450 л. с. Их достоинством была способность работать на самом доступном и дешевом топливе - дровах. Но быстроходностью они не отличались. Лишь старая КЛ-11, если верить справочным данным, могла разогнаться до 14 узлов, тогда как скорость остальных не превышала 5 - 8 узлов.
был единственным кораблем дивизиона, оснащенным дизельной силовой установкой. Правда, поначалу это был 100-сильный двигатель, с которым лодка давала не более 5,3 узла. Во время модернизации 1943 года был установлен дизель мощностью 340 л. с., после чего скорость хода возросла вдвое - до 10,5 узла. В целом для оперирования в Онежском озере этого было достаточно, но для того, чтобы увернуться от финского снаряда, пожалуй, маловато.
Тем не менее в течение всей войны канонерские лодки Онежской флотилии несли активную боевую службу. Поддерживая сухопутные войска, они наносили артиллерийские удары по позициям финнов, вели дуэли с береговыми батареями, несли дозорную службу, стояли в засадах, отбивались от финских самолетов и конвоировали шедшие в Шалу или Вытегру транспорты. Нередко им приходилось участвовать и в операциях по высадке разведчиков на занятую противником территорию. Правда, порой этому мешала большая осадка, не позволявшая подойти к берегу. Поэтому чаще канонерки использовались в качестве буксиров и кораблей поддержки.
При выходе на такое задание канонерская лодка брала на буксир бронекатер или сторожевик (шлюпки для доставки разведчиков на берег) и направлялась в указанный квадрат. Там корабли расцеплялись, катер со шлюпкой уходил к месту высадки, а канонерка оставалась ждать его возвращения. Сделав свое дело, катер подходил к ней, его снова брали на буксир и вели домой, экономя дефицитный бензин.
Подобная практика позволяла подстраховаться и во внештатной ситуации. Так, летом 1942 года только присутствие канонерки спасло от гибели два бронекатера, высаживавших разведгруппу около Петрозаводска. При отходе один из катеров был подбит, второй вел его на буксире и, выгребая против волн, израсходовал почти все топливо. С большим трудом катера дошли до того места, где их поджидала КЛ-40, на прицепе у которой они и добрались до Шалы.
В условиях, когда корабли флотилии противника не оказывали никакого реального противодействия, главной опасностью для канонерских лодок были волны штормового Онего и бомбы финских бомбардировщиков.
31 июля 1942 года во время шторма у Василисина острова погибла КЛ-13. По словам очевидцев, на нее одна за другой обрушились две огромные волны, после чего лодка встала вертикально и ушла на дно, унеся на глубину весь экипаж.
1 июня 1943 года недалеко от того же Василисина острова три канонерки были атакованы тремя финскими бомбардировщиками. Два корабля, сманеврировав, уклонились от удара, но КЛ-12 не повезло. В нее попали две 100-килограммовые бомбы, после чего лодка затонула. При этом, по некоторым данным, погибли 27 человек ее экипажа.
Следует заметить, что КЛ-13 и КЛ-12 были единственными боевыми кораблями, потерянными Онежской флотилией. Потери их экипажей составили почти половину всех потерь, понесенных флотилией в 1941 - 1944 годах.
С гибелью КЛ-12 состав дивизиона канонерок уменьшился до 6 единиц. В мае 1944 года из него вывели еще два корабля. Правда, ни шторма, ни финны здесь были ни при чем. Приказом командующего флотилией КЛ-14 и КЛ-15 были переклассифицированы в сторожевые корабли и переименованы в СКР-14 и СКР-15. Логика этого решения понятна. К тому времени огневая мощь флотилии возросла многократно, а потом не было никакой нужды в канонерках, вооруженных устаревшими 45-мм пушками.
Свой последний поход дивизион канонерских лодок совершил в общем строю флотилии 27 - 28 июня 1944 года сначала в Уйскую губу, а потом в Петрозаводск. В июле его расформировали. ушел на Каспий, а остальные корабли были разоружены и вновь стали обычными буксирами. В 50 - 60-е годы их по очереди сдали на слом. Первым в 1956 году окончил свою службу (бывшая КЛ-11), последним в 1964 году был разобран № 60, бывший когда-то КЛ-15. Этих кораблей уже нет, но где-то в глубинах Онего еще покоятся останки КЛ-12 и КЛ-13...

Весть о победе Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде быстро пришла в Прионежье. Однако меньшевики и эсеры, засевшие в Олонецком губернском Совете, объявили о непризнании Советского правительства и отказались подчиняться его законам и распоряжениям, став тем самым на путь открытого предательства интересов народа.

Борьба за установление Советской власти в крае завершилась в начале 1918 года. 5 января к руководству Олонецким губернским Советом пришли большевики. В тот же день в адрес Совета Народных Комиссаров была направлена телеграмма об установлении в Петрозаводске народной власти. В январе Советская власть восторжествовала также в Повенце, Пудоже, Вытегре, а вслед за тем - и на всей территории края.

Начавшаяся весной 1918 года иностранная интервенция на Севере создала серьезную угрозу завоевания революции. Планы интервентов были очевидны: проникнуть в глубь страны начать наступление на Петроград и Москву.

Одной из мер, предпринятых для того, чтобы задержать продвижение врага на юг, было создание Онежской флотилии.

Военного флота на Онежском озере никогда не было. Переводить сюда корабли с Балтики было не только сложно, но и рискованно: не исключалась необходимость обороны Петрограда с моря. Поэтому при формировании флотилии основная ставка делалась на местные озерные и речные суда, наскоро приспособленные для военных действий. На палубах буксиров, доселе водивших баржи и плоты, устанавливались небольшого калибра пушки и пулеметы; переоборудовались мостики и помещения для команды. Настоящих военных кораблей было только два - минные заградители «Яуза» и «Березина». Укомплектовали флотилию в основном матросами Балтийского флота. Главной базой ее стал Петрозаводск. В дальнейшем на Онежское озеро перевели четыре речных канонерских лодки, два катера и несколько сторожевых судов из расформированной Волхово-Ильменской флотилии. Командовать Онежской флотилией назначили опытного моряка Э. С. Панцержанского, ставшего впоследствии начальником Морских Сил СССР.

Военные действия флотилии начались в апреле 1919 года.

Боевое крещение она получила на Ладожском озере, вдоль восточного побережья которого белофинские захватчики вели наступление через Видлицу- Олонец на Лодейное Поле. К этому времени флотилия состояла из четырех дивизионов (23 корабля) и ряда вспомогательных судов.
27 июня Онежская флотилия приняла активное участие в Видлицкой операции. Корабельная артиллерия подавила огонь береговых батарей неприятеля и обеспечила высадку десанта, овладевшего важным опорным пунктом врага и захватившего большие трофеи. Когда В. И. Ленин получил донесение о разгроме белофиннов под Видлицей, он, по словам Управляющего делами Совнаркома В. Д. Бонч-Бруевича, «словно не веря своим глазам, несколько раз перечитывал подробную телеграмму, сейчас же бросился к карте и разъяснял всем к нему приходившим колоссальное значение этой новой победы, этой замечательной операции.
- И как прекрасно задумана! - восклицал Владимир Ильич,- и как выполнена!»

Одновременно с высадкой десанта у Видлицы, под прикрытием другой группы кораблей флотилии, была высажена десантная группа несколько южнее, в устье реки Тулоксы. И здесь бой закончился разгромом врага. В результате создалась благоприятная обстановка для наступления советских войск на всем Междуозерном участке фронта.

Между тем на Онежском озере обстановка становилась все более и более напряженной. К середине мая интервенты вышли
150
на побережье и захватили Повенец, а через несколько дней - Медвежью Гору. На воду были спущены несколько вооруженных судов и более десятка катеров-истребителей, которых поддерживала авиация - около 20 гидросамолетов. В Повенецком заливе были поставлены минные поля, на захваченной части побережья воздвигнуты батареи. Если бы врагу удалось обеспечить господство на озере, серьезная угроза возникла бы не только для Петрозаводска, но и для Петрограда. В конце мая войска противника развернули наступление от Повенца на Пудож и начали операции в Заонежье, которое к концу августа 1919 года оказалось в руках врага.

Онежской флотилии пришлось вести борьбу с интервентами одновременно в различных районах Онего. Корабли перевозили десанты в Заонежье, поддерживая их высадку огнем; помогали своими орудиями отряду, действовавшему на Пудожском участке фронта; вели дозорную службу. Почти ежедневно происходили столкновения с судами и самолетами врага. Положение осложнялось очевидным преимуществом интервентов в техническом оснащении судов и особенно превосходством в воздухе. Зенитных орудий на кораблях флотилии поначалу не имелось, единственным средством обороны было маневрирование. Летние бои показали, что если не будут приняты срочные меры для создания равновесия, а затем и перевеса сил на озере, наступлению противника будет противодействовать очень сложно.

В августе 1919 года корабли флотилии, рассредоточенные в Ладожском и Онежском озерах, были почти полностью сконцентрированы в Онего. Состав флотилии пополнился эскадренным миноносцем «Сторожевой», были выделены несколько самолетов. На помощь онежцам прибыли специалисты с Балтики. Все эти меры дали возможность Онежской флотилии начать активные наступательные действия.

Первой операцией стало освобождение Большого Клименецкого острова - важного опорного пункта противника. Корабли флотилии доставили к острову десантные войска (6-й стрелковый финский полк), подавили огневые точки врага и обеспечили успешную высадку красноармейцев на берег острова. В течение всего дня 13 сентября продолжался упорный бой, в результате которого белогвардейцы были вынуждены бежать. Реввоенсовет Балтийского флота в телеграмме Панцержанскому выразил «всей команде и командному составу Онежской флотилии глубокую благодарность за мужество и храбрость, проявленные за последние дни в боях с неприятельскими береговыми батареями, и за успешные десантные операции». «Стойкая борьба флотилии,- указывалось далее в телеграмме,- дает уверенность, что несмотря на тяжелую обстановку на фронте красные моряки общими усилиями с Красной Армией очистят Онежский район от белогвардейских насильников».

Обстановка действительно была тяжелой. Неприятель продвигался к Пудожу, надеясь после захвата города двинуться далее на Вытегру. Непосредственная угроза нависла над Петрозаводском - к середине сентября белогвардейцы стояли всего в 50 километрах (ст. Кивач).

В конце сентября на восточный берег Онежского озера советское командование направляет 9-й стрелковый полк для укрепления Пудожского участка фронта. Успешно взаимодействуя с судами флотилии и местными отрядами, полк не только остановил наступающего противника, но и вынудил его отступить обратно к Повенцу.

Одновременно был разработан план контрнаступления под Петрозаводском. В нем важное место отводилось действиям Онежской флотилии, которая должна была участвовать в нанесении удара по тылам противника.
25 сентября корабли флотилии вошли в Лижемскую губу Онего и высадили десант у деревни Лижма. Батальон десантников и отряд моряков освободили деревню и станцию, взорвали железнодорожный мост. На следующий день был высажен десант в Суйсари. При поддержке орудий с кораблей десантные отряды не только закрепились на берегу, но и стали быстро расширять захваченный плацдарм. В результате успешных действий десанта и сухопутных войск, начавших наступление под Петрозаводском, противник отступил от города и отошел к Кяппесельге.

В октябре - начале ноября 1919 года Онежская флотилия провела ряд операций совместно с частями Красной Армии в Заонежском и Повенецком заливах Онежского озера. При активном участии кораблей флотилии был высажен десант в районе Кузаранды (Заонежье), после чего основные действия развернулись в северо-восточной части озера, где войска белогвардейцев поддерживал флот.

Прежде всего предстояло освободить остров Мег, занимавший центральное положение при входе в Повенецкий залив. На рассвете 9 октября корабли подошли к острову и открыли артиллерийский огонь. После ожесточенной перестрелки гарнизон капитулировал. Путь в залив был открыт. Флотилия добилась полного господства на озере, хотя и не смогла использовать его в полной мере: менее чем через месяц Онего стало покрываться льдом, и все корабли были вынуждены вернуться на базу. Памятью о военных действиях в водах Онежского озера еще долгие годы оставались мины - белогвардейцы ставили в северной части озера минные заграждения, надеясь с их помощью оградить свои базы от подхода советских судов. Поэтому после того, как неприятель был изгнан с берегов озера (конец февраля 1920 года), специально организованный дивизион тральщиков вылавливал мины в течение лета 1920 года. Некоторые данные о расположении минных полей имел штаб Онежской флотилии, ряд сообщений поступил от местного населения. Всего было уничтожено 120 мин. Но это было еще не все, и в целях обеспечения полной безопасности плавания тральные работы возобновлялись и в дальнейшем, вплоть до конца 20-х годов.

По материалам книги "Северные войны России" (
В соответствии с решением главнокомандующего Северо-Западным направлением маршала К.Е. Ворошилова, по приказу заместителя Наркома ВМФ адмирала И.С. Исакова на основе Онежской военно-морской базы Ладожской военной флотилии была сформирована Онежская военная флотилия. Ее командующим стал бывший командир Онежской военно-морской базы капитан 2 ранга А.П. Дьяконов.

В августе-сентябре 1941 года в судоремонтной мастерской в поселке Вознесенье переоборудовали в канонерские лодки буксирные пароходы Беломорско-Онежского пароходства "Огюст Бланки" (КЛ-11), "Каляев" (КЛ-12), "Ижорец № 18" (КЛ-13), "Мартиец-89" (КЛ-14) и "Мартиец-60" (КЛ-15). В октябре были получены для них минометы.

Канонерки были поначалу вооружены двумя старыми 75-мм пушками, 1 зениткой 45 мм, одним 82-мм минометом. В 1943 году их перевооружили на 2 пушки калибра 85 мм и 3 спаренные установки пулеметов "Кольт" 12,7 мм. Кроме того, у них остались минометы.

18 сентября 1941 года финны перерезали реку Свирь в районе Остречины и заняли Гакручей. Для поддержки сухопутных частей в этот район из Вознесенья послали КЛ-12. 19 сентября в 7.30, подойдя к селу Остречины на дистанцию 1,5-2 км, канлодка обстреляла его. Был освобожден из плена строительный батальон (100 человек) с техникой. Спустя несколько часов канлодка вновь обстреляла село и заставила отступить группу финнов. Эта операция стала боевым крещением флотилии.

В тот же день КЛ-12 поднялась вверх по Свири к селу Вязостров, где прикрывала эвакуацию населения, препятствуя переправе противника на левый берег. КЛ-12 и КЛ-14 успешно вели огонь по врагу в районе деревни Гакручей. Деревню заняли советские бойцы, высадившиеся с буксира "Лосось".

21 сентября КЛ-13 обстреляла окраину деревни Гакручей. Прямым попаданием был уничтожен склад боеприпасов и снаряжения. Противник отступил. 22-24 сентября КЛ-13, КЛ-14 и буксир "Лосось", на котором находились 72 бойца отдельного дорожно-строительного батальона и 27 бойцов народного ополчения, вышли на боевую позицию в районе Вязостров и Гакручей. Они получили приказ занять деревню и не допустить переправы противника на левый берег Свири. Но атака советских войск была отбита.

С 26 по 28 сентября канлодка КЛ-13 обстреливала деревню Прошино, выпустив более 180 снарядов. Со 2 по 5 октября дивизион канлодок, заняв позиции в Свирской губе, в течение четырех дней обстреливал скопление живой силы противника, израсходовав 511 снарядов.

7 октября финны заняли Вознесенье и были остановлены южнее города в районе реки Ошты. 8 октября командир 272-й стрелковой дивизии генерал-майор М.С. Князев, возглавивший сухопутную оборону по реке Оште, поставил перед Онежской флотилией задачу огнем корабельной артиллерии воспрепятствовать продвижению противника на участке Вознесенье - Ошта. Канлодки КЛ-11 и КЛ-13 нанесли удар по огневым точкам противника на мысе Куликов и Каменной гряде. 10 октября, при поддержке огня канлодок советские войска отбили атаки финнов.

С 11 по 24 октября канлодки КЛ-11, КЛ-13 и КЛ-15, находясь в Онежском обводном канале и у южного берега озера, обстреливали огневые точки противника, поддерживая атаки сухопутных частей. Они также препятствовали переправе противника через Свирь, продвижению подкреплений, подвозу боеприпасов и снабжения. Было израсходовано 1375 снарядов. Советские войска удержали оштинский рубеж.

8 ходе отступления советских войск на Свири, в Петрозаводске и Повенце были брошены свыше 20 исправных пароходов и буксиров. В начале октября 1941 года финны начали переоборудовать их в канонерские лодки и сторожевые корабли. Главной базой финской флотилии стал Петрозаводск.

В середине октября в Вытегру прибыл отряд бронекатеров в составе БКА-35, БКА-63, БКА-64 и БКА-65, перечисленных из состава Ладожской военной флотилии.

Но вскоре бронекатера по Вытегре и Мариинской системе отправились на зимовку в Молотов (Пермь). Канлодки тоже должны были идти в Молотов, но ледостав задержал их в городе Горьком. 28 ноября 1941 года приказом наркома ВМФ Онежская флотилия была расформирована, а ее корабли переданы Волжской военной флотилии. 30 апреля 1942 года по приказу наркома ВМФ из состава Волжской военной флотилии был сформирован Онежский отряд кораблей. Он состоял из штабного корабля "Московский комсомолец" (бывший сетевой заградитель "Исеть"), 6 канонерских лодок (КЛ-11, 13, 14, 15, 40,41), 8 бронекатеров (БКА-11,12, 31, 32, 35, 63,64, 65), 7 сторожевых катеров и катеров тральщиков, 4 глиссеров, сил охраны водного района, 31-го отдельного батальона морской пехоты, службы наблюдения и связи, отдела тыла, складов и производственных предприятий. Онежский отряд кораблей непосредственно подчинялся наркому ВМФ, а оперативно - командующему 7-й Отдельной армией. Местами базирования для его судов стали река Вытегра, Обводной канал, реки Андома и Водла.

7 июня все суда, кроме бронекатеров, прибыли в город Вытегра, и отряд приступил к выполнению боевых задач. Дивизион бронекатеров, состоявший из двух отрядов по четыре катера, прибыл на Вытегру 16 июня и 21 июня начал боевую деятельность.

На Онежском озерном театре к этому времени сложилась следующая оперативная обстайовка. В руках противника находился западный берег озера от Вознесенье до Повенеца с бухтами и пристанями, удобными для стоянки кораблей. Северная и южная части этого берега были укреплены системой береговой обороны, состоявшей из отдельных гарнизонов и батарей. В северной части озера на полуострове Заонежье и некоторых островах финны установили дальнобойные батареи и держали под огнем весь берег от мыса Оров-Наволок до Оров-Губы.

Восточный берег озера охраняли части 7-й Отдельной и 32-й армий (разграничительная линия по реке Водла). На севере от реки Водла до губы Черной занимал оборону 80-й стрелковый полк войск НКВД, входивший в состав 32-й армии. Южнее реки Водла до реки Вытегра стоял 185-й отдельный стрелковый батальон войск НКВД.

Побережье от реки Вытегра до устья реки Ошта занимали части 369-й стрелковой дивизии. В деревне Девятина базировалась 1-й гвардейская эскадрилья бомбардировщиков Пе-2.

В соответствии с задачами, поставленными командованием 7-й Отдельной и 32-й армий, выявились два самостоятельных направления боевой деятельности отряда: южное и северное. В дальнейшем отряд кораблей обеспечивал оборону города Вытегра и конвоирование судов на участках Вытегра - Шала; Вытегра - Андома.

Северная (шальская) группа кораблей в составе трех бронекатеров, двух канлодок и сторожевого катера обеспечивала левый фланг 32-й армии (80-й стрелковый полк), охраняя восточное побережье Повенецкого и Заонежского заливов. В задачи группы входили разведка, дозор, охрана коммуникаций, высадка разведгрупп. В ходе боевой деятельности наибольшее значение приобрела высадка разведгрупп. Для этой цели использовались катера КМ и бронекатера. За два месяца в тыл противника были высажены 126 человек. Одновременно снимались с берега ранее высаженные группы. С июня по октябрь северная группа совершила более 70 боевых выходов, в том числе 27 в дозор, провела 5 артиллерийских обстрелов, высадила 15 разведгрупп.

Южная группа кораблей поддерживала фланг 368-й стрелковой дивизии совместно с 31-м отдельным батальоном морской пехоты, оборонявшим побережье от мыса Черные Пески до устья реки Вытегра (затем до Тудозера), вела разведывательные, поисковые и артиллерийские набеговые действия, несла дозорную службу. Важное значение приобрели набеговые действия, в которых участвовали канлодки и бронекатера самостоятельно и во взаимодействии с авиацией. Корабли и катера 30 раз вели огонь по береговым объектам противника. На южном направлении с июня по октябрь было совершено 160 боевых выходов, в том числе 30 - для артиллерийских обстрелов, 3 - для поиска, 107 - в дозор.

31 июля 1942 года канлодка КЛ-13 (бывший буксир "Ижорец-18") произвела высадку разВедгруппы в районе острова Василисин, а затем пропала без вести. По данным популярной советской литературы она погибла в шторм, по закрытым данным причина гибели неизвестна. В середине ноября 1942 года Онежский отряд кораблей по Мариинской системе отправился зимовать в город Рыбинск. 31-й отдельный батальон морской пехоты был оставлен оборонять юго-восточное побережье Онежского озера.

К началу 1943 года оборона побережья Онежского озера, занятого финнами, состояла из отдельных гарнизонов, узлов сопротивления, имевших в своем составе подвижные и стационарные батареи, а также двух укрепленных районов. В первый укрепрайон входил участок от города Петрозаводск до поселка Вознесенье (обороняла 1-я онежская бригада береговой обороны), во второй - полуостров Заонежье и остров Большой Климецкий (обороняла 2-я онежская бригада береговой обороны). Финская артиллерия располагалась побатарейно или поорудийно.

Финская озерная флотилия имела в своем составе четыре канонерские лодки (общее вооружение - три 102-мм и пять 76-мм пушек), три бронекатера (три 76-мм или 45-мм пушки), три быстроходные баржи и несколько катеров, две смешанные эскадрильи (Ju-88, He-111, Ме-109, "Кэртис"), базировавшиеся на аэродромы и площадки в районе Петрозаводска.

Приказом Наркома ВМФ от 31 декабря 1942 года Онежский отряд кораблей был переименован в Онежскую в военную флотилию. Корабли и суда флотилии тремя эшелонами с 14 мая по 14 июня прибыли в Вытегру. К началу кампании 1943 года из Волжской флотилии была возвращена канонерская лодка КЛ-13, а штабной корабль "Московский комсомолец" отремонтирован, перевооружен и переклассифицирован в канонерскую лодку. Кроме того, в состав флотилии были введены 8 сторожевых катеров (№ 3, 4, 5 , 6, 47, 49, 104, 111), 7 торпедных катеров типа Г-5 (№ 81, 82, 83, 84, 91, 92, 93), 3 катера-тральщика (РТЩ-130, 131 и 132),2 сторожевых корабля (СКР-14 и 5).

С 16 мая корабли флотилии начали конвоирование транспортов и буксиров с баржами, доставлявших грузы частям Красной Армии. Основными маршрутами были озерная коммуникация (Вытегра - река Андома - губа Шала) и коммуникация по Онежскому обводному каналу (Вытегра - поселок Кедра).

В ночь на 31 мая канонерские лодки КЛ-11 и КЛ-41, бронекатера № 12, 22, 41 и 42{172} обстреляли поселки Подщелье и Ропручей. В результате обстрела установить расположение неприятельских огневых точек не удалось, так как противник ответного огня не открывал. 1 июня канонерские лодки КЛ-11, КЛ-12 и КЛ-41 произвели поиск на коммуникациях финнов в Петрозаводском заливе, но были обнаружены финскими самолетами. В результате суда противника укрылись в бухте, и поиск не дал результатов. В 13.45 у острова Василисин канлодки внезапно атаковали зашедшие со стороны солнца три финских самолета. КЛ-12 получила попадание двух 100-кг бомб в корму и затонула. Канлодки КЛ-11 и КЛ-41 повреждений не получили.

"После гибели КЛ-12 командир дивизиона капитан 2 ранга Г.И. Гинзбург, опасаясь повторной атаки, решил корабли рассредоточить. Он приказал командиру КЛ-41 спасать личный состав погибшей КЛ-12, а сам вместе с капитаном 2 ранга Г.С. Гапковским на КЛ-11 пошел в базу. КЛ-41 направилась к месту гибели КЛ-12 для спасения личного состава, но вражеский самолет вторично атаковал канлодку. Корабль начал маневрировать и отстреливаться. Отогнанный артиллерийским огнем от канлодки, неприятельский самолет с бреющего полета обстрелял из пулемета плавающий личный состав КЛ-12. Было убито 8 человек. Только в 14 ч 36 мин КЛ-41 подошла к месту гибели КЛ-12 и спасла 22 человека (погибло 27 человек), в том числе и командир корабля".

В тот же день в районе устья Вытегры три финских самолета повредили катер-тральщик РТЩ-130. А в ночь на 9 июня у мыса Муромский был атакован конвой, шедший из Озерного устья в Шалу. Повреждена баржа с мукой. Несколько налетов финской авиации на советские суда произошли и в последующие дни. Всего в июне 1943 года финские самолеты 30 раз атаковали советские суда.

"Противник ответного огня не открывал, поэтому выяснить расположение его огневых точек и системы береговой обороны не удалось".

Вполне вероятно, что кроме местных жителей больше там никого не было.

8 июля для поиска судов противника в район бухты Гиморецкая направились бронекатера № 12 и № 21. Для их поддержки в Онежском устье находились КЛ-40 и три торпедных катера. В 16.20 бронекатера обнаружили буксир с баржой и мотобот противника, шедшие от мыса Чей-Наволок в Гиморецкую бухту. Сблизившись с судами, в 16.45 бронекатера открыли огонь из двух 76-мм пушек. Финские суда, увеличив ход, повернули к берегу под прикрытие своих береговых батарей. В 16.15 с мыса Чей-Наволок и из района села Каскиручей был открыт огонь по кораблям из 100-мм орудий. Финны не имели эффективных приборов управления стрельбой даже на балтийских 305-мм и 254-мм береговых батареях, а в Карелии и подавно, поэтому вероятность попадания в маленький катер являлась ничтожно малой. А от осколков и шрапнели катера защищала броня. Но командиры катеров попросту струсили и легли на обратный курс. Так позорно закончилось первое соприкосновение с финскими судами на Онежском озере.

23 июля в состав Онежской флотилии вошел принятый от промышленности большой охотник проекта 122 "Марсовой".

19-22 августа отряд кораблей Онежской флотилии совместно с 1228-м стрелковым полком 368-й стрелковой дивизии 7-й армии провел операцию по уничтожению опорного пункта противника, прилегающего к фронту в устье реки Ошта. В этом районе противник имел трехорудий-ную 120-мм батарею (мыс Куликов), 10 батарей орудий калибра 76-152 мм, батарею ПВО на мысе Коровенец, и минометно-пулеметные точки. На флотилию возлагалась задача артиллерийской поддержки наступления 368-й стрелковой дивизии в районе Вожероксы.

Корабли были сведены в две группы. Первая группа включала канлодки КЛ-11 и КЛ-41, бронекатера № 21 и № 42, сторожевые катера № 41 и № 42 с реактивными установками М-13-М (16 - 132-мм снарядов) и должна была действовать с закрытых позиций в Онежском обводном канале. Вторая группа кораблей в составе торпедных катеров №№ 81, 82, 83, 91, 92 и 93 с реактивными установками М-8-М (24 - 82-мм снарядами) должна была стрелять с озера.

В 4.01 торпедные катера, находясь в движении, дали залп. Задача была успешно выполнена. Одновременно был дан залп "PC" по опорному пункту противника с двух сторожевых катеров, стоявших в канале. Затем последовал второй залп. После этого неприятельский огонь значительно ослаб. После окончания артподготовки части 368-й стрелковой дивизии перешли в наступление. Поддерживая наступающую пехоту, бронекатера № 21 и № 42 прямой наводкой подавляли огневые точки и уничтожали живую силу противника. Канонерские лодки вели огонь с закрытых позиций. От огня противника три бронекатера получили значительные повреждения. Погибли командир бронекатера № 21 лейтенант И.И. Чеботарев и старшина-комендор, были ранены два матроса.

В результате совместных действий противник был выбит с занимаемых позиций, части 7-й отдельной армии продвинулись вперед и захватили участок южного побережья Онежского озера.

13 сентября в 1.05 ночи бронекатера № 21 и № 42 под командованием командира дивизиона канлодок капитана 3 ранга И.П. Никулина высадили группу разведчиков на мыс Чей-Наволок. На обратном пути в 3.05 с головного катера заметили силуэты трех кораблей. Не ответив на опознавательный сигнал бронекатеров, эти корабли открыли артиллерийский огонь. И опять командиры бронекатеров не пожелали вступить в бой. Поставив дымовую завесу, они повернули назад.

В 7 часов утра 14 сентября отряд в составе бронекатера № 12, торпедных катеров № 83 и № 93 у острова Лесной обнаружили стоявший у берега финский буксирный пароход. В 7.26 с расстояния 4,4 км катера обстреляли буксир из реактивных установок. Снаряды легли в расположении цели. В то же время финская береговая батарея открыла огонь по катерам с мыса Рид-Наволок. За ней открыла огонь вторая батарея противника. Перезарядив установки, катера в 8.08 дали второй залп - по батареям противника. Согласно донесению командира отряда, из шести стрелявших орудий пять были выведены из строя, а на пароходе возник пожар. Однако попадание реактивными снарядами в пароход на такой дистанции маловероятно, а о том, как командир мог узнать, что именно пять орудий выведены из строя, остается только гадать. А вот почему бронекатер № 12 не стрелял из своих двух 76-мм пушек - не ясно. Он в самом деле мог потопить пароход.

В ночь на 24 сентября бронекатера №№ 21, 22 и 41, а также катер-тральщик РТЩ-31 высадили десант разведчиков в составе 50 человек на остров Иванцов. При высадке на остров, из-за неумелого обращения с фугасами на одной из шлюпок произошел взрыв. При этом погибли 7 человек. Разведчики были обнаружены противником, который открыл огонь. Десант пришлось снова брать на борт. Бронекатера выпустили по финнам 26 снарядов и пошли обратно.

В ночь на 27 сентября сторожевые катера №№ 41, 42, 43 и 44 выпустили (в два залпа) 128 реактивных 132-мм снарядов М-13 по четырехорудийной 122-мм батарее у поселка Жабинец. В ночь на 5 октября те же катера по той же батарее выпустили 176 снарядов, но в батарею так и не попали.

10 октября торпедные катера №№ 81, 83 и 93 дали два залпа 82-мм снарядами М-8 по пристани у села Щелейки, а большой охотник "Марсовой" вел огонь из 76-мм орудия с предельной дистанции. Батареи финнов с мысов Самбо, Часовня и из селений Подщелье и Щелейки открыли ответный огонь. Снаряды ложились вблизи катеров. Катер № 83 получил повреждения, но остался на плаву.

В ночь на 26 октября "Марсовой" и КЛ-41 высадили группу разведчиков на мыс Брусничный. На этом боевые операции Онежской военной флотилии в 1943 году закончились. Следует отметить, что, несмотря на большое превосходство в силах, командование Онежской флотилии держалось пассивно. За всю кампанию корабли флотилии не потопили ни одного финского судна. Непонятно, почему флотилия не ставили мины на коммуникациях противника, в частности, в районе Петрозаводска? В последних числах октября 1943 года корабли флотилии ушли на зимовку в Череповец и Рыбинск.

Первый эшелон флотилии вернулся в Вытегру 8 мая 1944 года. С 23 июня 1944 года корабли флотилии поддерживали артиллерийским огнем наступление 368-й стрелковой дивизии в районе поселка Вознесенье. В ходе наступления войск 7-й армии корабли Онежской флотилии осуществили успешную высадку тактических десантов: 23 июня - на остров Большой Климецкий, 26 июня - у Шелтозера.

"Около 7 часов утра наша авиация отбомбила и обстреляла прибрежную полосу губы Уйской, а канонерские лодки, минные катера и бронекатера открыли по берегу шквальный огонь, подавляя противодесантную оборону врага. Вслед за этим началась высадка десанта морской пехоты, сначала со.... сторожевых и бронекатеров, а затем с остальных кораблей. Канонерская лодка "Московский комсомолец", которой осадка не позволяла подойти вплотную к берегу, перегружала десант на катера. К 8 часам 40 минутам высадка десанта была в основном закончена.

Преодолевая сопротивление противника, советские десантники освободили село Деревянное и железнодорожную станцию; затем часть их направилась по дороге к Петрозаводску".

Все бы хорошо, вот только ни на побережье Уйской губы, ни в селе Деревянном, ни в самом Петрозаводске противника уже не было. Во избежание ненужных потерь финское командование заблаговременно отвело свои войска. Узнав об этом, командующей Онежской флотилией капитан 1 ранга Антонов приказал высадить десант в петрозаводском порту. 28 июня во второй половине дня корабли флотилии вошли в Петрозаводск и высадили там подразделения 368-й стрелковой дивизии. На этом боевые действия на Онежском озере окончательно завершились.