Царь Федор Алексеевич: неизвестный русский царь. Реформы царя федора алексеевича Федор алексеевич преобразования в экономике

Фёдор Алексеевич , русский царь с 29 января 1676 года, сын царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской,старший брат царей Ивана V (полнородный) и Петра I (единокровный по отцу). С первых же дней своего царствования Федор Алексеевич начал готовиться к реформированию государства. Были разработаны проекты военной, налоговой и управленческой реформ. Основным разработчиком проектов стал князь Василий Голицын, фаворит царевны Софьи. Правительство Фёдора Алексеевича осуществило ряд реформ: в 1678 году была проведена общая перепись населения, в 1679 году введено подворное обложение, увеличившее податной гнёт; в 1682 году уничтожено местничество и в связи с этим сожжены разрядные книги, Тем самым был положен конец опасному обычаю бояр и дворян считаться с заслугами предков при занятии должности. Для сохранения памяти предков были введены родословные книги, получили новое развитие полки иноземного строя; в целях централизации государственного управления некоторые смежные приказы объединены под руководством одного лица; предпринята попытка ослабить влияние патриарха на государственные дела. В связи с тем, что реформами были затронуты широкие слои различных классов, это вызывало обострение социальных противоречий. Недовольство городских низов (в т. ч. стрельцов) привело к Московскому восстанию 1682 года. В 1676–1681 годах правительство Фёдора Алексеевича вело войну с Османской империей, закончившуюся Бахчисарайским мирным договором 1681, по которому Османская империя признала переход Левобережной Украины к России. В армии вводились воинские звания: полковник, подполковник, капитан, ротмистр и хорунжий. Под влиянием первой жены царя, польской дворянки Агафьи Грушецкой, придворный быт значительно изменился: молодые бояре начали брить бороды, при дворе было запрещено появляться в традиционных охабнях и однорядках(верхняя широкая, долгополая до щиколотки, женская и мужская одежда, без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук. Однорядка застегивалась встык, и часто опоясывалась). Продолжались репрессии против старообрядцев, в частности, был сожжён с ближайшими сподвижниками протопоп Аввакум, по преданию, предсказавший близкую смерть царю. отменен указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, записавшихся в ратную службу, введено подворное обложение (это сразу же пополнило казну, но усилило крепостной гнет). В 1679–1680 была сделана попытка смягчить на западный манер уголовные наказания, в частности, было отменено отрубание рук за воровство. Благодаря строительству оборонительных сооружений на юге России (Дикое поле) появилась возможность широкого наделения дворян, стремившихся к увеличению земельных владений, поместьями и вотчинами. В 1681 было введено воеводское и местное приказное управление – важная подготовительная мера для губернской реформы Петра I.

При Федоре готовился проект о введении в России чинов – прообраз петровской Табели о рангах, который должен был разделитьгражданскую и военную власти. Для централизации управления некоторые приказы были объединены и переданы под управление И.Ф.Милославского. Недовольство злоупотреблениями чиновников, притеснения стрельцов привело к восстанию городских низов, поддержанных стрельцами, в 1682.

Ф.А. – один из инициаторов создания Славяно-греко-латинской академии

Ряд историков рассматривают реформы ФА как альтернативу петровских преобразований.Они несли в себе все положительные стороны реформ Петра, но основывались на русском самосознании и национальных традициях.

21. Система местного управления в Московском государстве в XVII

История развития местного управления в России XV-первой половины XVII веков можно разделить на три условных периода:

· период "кормлений" (то есть управление через наместников и волостелей) - до середины XVI

· период земского и губного управления (самоуправления) - вторая половина XVI-начало XVII

· период приказно-воеводского управления в сочетании с традиционным местным самоуправлением - вторая половина XVII.

В XVII веке произошел упадок местного самоуправления. Воеводы, которые раньше были только в пограничных областях «для береженья» от неприятелей, в XVII в. стали во всех городах страны. Воеводы сосредоточивают в своих руках всю власть, и военную и гражданскую.

Воеводы действовали по «наказам» (инструкциям) московских приказов и им подчинялись. Только «губные» учреждения, с губными старостами во главе, сохраняются как особое, формально самостоятельное ведомство. Земские учреждения в посадах и волостях также сохраняются, но они в течение XVII века всё более теряют свою самостоятельность. В северных областях и в XVII веке сохраняется волостной сход с его выборными органами, но сфера их компетенции все более сужается. Волостной суд подчиняется надзору воеводы и решает только мелкие дела.

В период с половины XVI до половины XVII в. «Московское государство может быть названо самодержавно-земским. С половины XVII века оно становится самодержавно-бюрократическим» (Богословский).

Воеводско-приказное управление представляло собой систему управления на государя и на государевом жалованье (а не ради корма, как во времена наместников и волостелей). "На воеводство, то есть на гражданское управление городом и территорией, - отмечает Е.П. Карнович, - причисленною к его ведомству не только в XVII веке, но и гораздо позднее, даже после Петра Великого, прямо просились для того, чтобы "кормиться", и такой кормеж принимал громадные размеры, так как благодаря взяточничеству воеводы запасались средствами и для пожизненного прокормления как самих себя, так и своих семейств. Кроме того, при недостаточности и неясности законов и при том полновластии, какое давалось лицам, заведывавшим местною администрациею, произволу московских чиновников не было границ".

Вследствие бурных событий XVII в., встала потребность сочетания непосредственного управления из Москвы с самоуправлением на местах.

Воеводы обычно назначались Разрядным приказом, утверждались царём, причём часто из числа тех лиц, назначения которых требовало местное управление, они подчинялись тому приказу, в ведении которого находились город с уездом; за свою службу воевода получал поместье и денежные оклады. В больших городах было по нескольку воевод. Для управления финансово-хозяйственной деятельностью назначались дьяки и подьячие. Все эти лица составляли приказную или съезжую избу, иногда разделявшуюся на особые отделы или службы по соответствующим отраслям местного управления.

Круг полномочий воеводы определялся наказами, которые он получал из Разряда, назначившего воеводу на эту должность. В соответствии с этим наказом воевода руководил городским хозяйством, обороной, охраной безопасности и благочиния, осуществлял полицейско-надзорные полномочия и местное правосудие, а также охранял феодальную собственность, боролся с укрывательством беглых, набирал на службу служилых людей, осуществлял финансовый контроль за деятельностью сборщиков налогов и др. В тех местах, где ещё сохранялась и не было реформировано земское и городское самоуправление, воевода осуществлял надзор за деятельностью губных и земских старост, в их ведении, по-прежнему, находились и тюрьмы, и тюремные служители, палачи, выборные от населения сотские и десятские. Обязанности чётко не регламентировались, что создавало основу для произвола.

Приказная система распространялась и на места. Именно в 20 - 30-е годы XVII в. формируется тип местных приказных учреждений, получивших название воеводских изб (приказных, съезжих).

В первой половине XVII в. сложилась система дворцовых местных учреждений, из которых к учреждениям воеводского управления приближаются по типу местные дворцовые приказы Новгорода и Пскова с дьяками во главе. Местные государственные и дворцовые учреждения функционировали одновременно и в тесной связи с рядом существовавших в городах учреждений другого типа - таможнями, кабацкими дворами, губными и земскими избами.

Губные и земские учреждения получили распространение главным образом в городах европейской части России. Но губное управление переживало в XVII кризис. Воеводы нередко использовали губные избы как дополнительный административный аппарат. В губных избах чаще всего работал один дьячок.

С середины XVII с расширением и укреплением государственных границ резко возрастает количество приказных изб. Реорганизация вооруженных сил привела к созданию военных округов-разрядов, территориально значительно превышавших рамки старых уездов. В области управления это выразилась в образовании в центрах округов - разрядов промежуточного звена управления. Учреждения, сформировавшиеся на базе старых приказных изб, получили расширенные военно-административные функции. Их стали именовать разрядными избами. В 90-е годы ряд подобных учреждений стали называть приказными палатами.

В самом низшем звене управления сохранялось выборное начало. Земские старосты ведали раскладкой податей, осуществляли некоторые полицейские функции, следили за соблюдением таможенных сборов, за порядком. Делопроизводство велось в земской избе, тоже подчиненной воеводе. В полицейском отношении земские органы управления были подчинены воеводам.

Результаты перехода к приказно-воеводскому управлению оказались неоднозначными. Негативной чертой реформы стала резкая бюрократизация управления, в том числе и местного. Положительной чертой введения приказно-воеводского управления было то, что оно не привело к уничтожению самоуправления вообще, так как земские и губные учреждения в некоторых областях продолжали существовать и функционировать и при воеводах.

Военно-окружная реформа

Отныне система военных округов охватывала и центральную Россию: для комплектования и содержания приграничных округов, к которым вместо упраздненного Тульского прибавился Тамбовский разряд, были созданы разряды Московский и Владимирский и восстановлен Рязанский. Таким образом, вся территория государства (черносошные крестьяне и промышленники северных уездов содержали выборных солдат) была организационно приспособлена к регулярной военной службе. Следует лишь уточнить, что разрядов было не 9, как считается с легкой руки А. В. Чернова, а 12 (три сибирских разряда не попали в «Роспись» 1680 г.). Впрочем, в начале 1682 г. их число сократилось до 11: Тамбовский разряд был влит в Белгородский.

Разрядный приказ оставался главным центральным военным ведомством - своего рода министерством обороны (поэтому Федор Алексеевич заблаговременно поставил его над другими приказами, № 677). Управление вооруженными силами дальних окраин осталось в территориальных приказах: Сибирском, Казанском и Малороссийском. 7 ноября 1680 г. царь Федор Алексеевич объединил управление Разрядным, Рейтарским, Пушкарским и Иноземным приказами (последний ведал солдатами) в руках одного человека - боярина князя М.Ю. Долгорукова, отец которого возглавлял Стрелецкий приказ. 12 ноября государь издал развернутый именной указ о распределении военного управления (№ 844), которым снимались последние противоречия в связи с осуществленной военно-окружной реформой: отныне Новгородский, Смоленский, Большого дворца и иные приказы (кроме названных) полностью теряли военные функции и не должны были мешать деятельности разрядных командиров.

Социальное значение военно-окружной реформы было заложено в инструкции «разборщикам» ратных людей. Федор Алексеевич считал, что числиться в «полковой» (действительной) службе могут лишь ратные люди регулярных полков (стоявших в пограничных разрядах), причем дворяне - в коннице, «служилые по прибору» - в пехоте. Возможно, драгуны пострадали именно потому, что не вписывались в эту четкую систему. Городовая служба - как дворянские сотни, так и городовые стрельцы, казаки, пушкари, воротники, затинщики - старательно искоренялась: всех годных к строевой службе велено было писать в полки. Недворян брали в солдаты, но, поскольку тем надо было платить жалованье, а многие люди городовой службы служили без него, с земель, в качестве переходной меры государь позволил части их служить через год: год в городовой службе без жалованья, год в полковой на солдатском содержании.

Московские стрельцы, давно превратившиеся в гвардию (ср. № 791), посылавшиеся как ударные войска чуть не во все походы и поддержавшие свою честь в кампаниях 1677–1678 гг., были сохранены. Однако и их организация подверглась изменениям. Старинные стрелецкие приказы были слиты в тысячные полки, головы переименованы в полковников, полуголовы - в подполковников, сотники - в капитанов (№ 819). Выборные солдаты к концу царствования Федора Алексеевича их двух полков превратились в две полносоставные дивизии во главе с генералами и, как гвардия, квартировали под Москвой в Бутырках.

Производя генеральную запись в солдаты, правительство не упустило возможности разобраться с беглыми. Прежде всего, Федор Алексеевич отменил указ своего отца о запрещении выдачи беглых крестьян и холопов, записанных в ратную службу и «надобных к походу»: по мнению нового государя, военная опасность не должна была препятствовать возвращению крепостных владельцам (1676). С набором даточных (1678) начались их побеги и, соответственно, сыск, массово проведенный (по переписям) в 1678 и 1680–1681 гг..

Разбор конницы состоял в выписке из нее всех недворян в солдаты; с частью обедневших дворян и детей боярских, неспособных к службе в рейтарах и копейщиках, поступали так же - это был необходимый элемент очистки дворянского сословия от деклассированных лиц. Взамен в регулярные полки вливалась масса призываемого на обязательную службу дворянства из центральных уездов.

В целом по девяти разрядам (не считая Сибири) полученная царем Федором итоговая роспись показала 61288 солдат в 41 полку (37 % численности армии), 20 048 стрельцов в 21 полку (12 %), 30 472 рейтара и копейщика в 26 полках (18,5 %), 14 865 казаков в 4 полках (9 %). В старинной дворянской сотенной службе оставалось 16 097 человек (10 %) - из них к Государеву двору относилось 6385 человек, остальные, видимо, служили от городов по выбору или еще не были разверстаны в полки. Дворян сопровождало 11 830 военных холопов (7,5 %), еще 10 тысяч конников было набрано из даточных (6 %) в явном противоречии с идеей сословного разделения конницы и пехоты.

Видимо, составителям росписи тоже показались странными эти результаты, за счет дворянской и даточной конницы дающие ей превосходство над главной ударной силой кампаний 1677–1678 гг.: пехотой (51 % конных и 49 % пеших). Пересчитав ратных людей без Московского разряда, получили иную картину: 43 908 конных рейтар и драгун, 76158 стрельцов и солдат и 14 865 казаков в полках. Иными словами, в основном составе армии пехоты было в полтора (а без казаков - почти в два) раза больше, чем конницы. В то же время роспись 1680 г. настоятельно требовала от Федора Алексеевича заняться Московским разрядом - последним бастионом старого дворянского ополчения.

Учитывая, что, согласно «Росписи перечневой» 1680 г., гетман Самойлович должен был выставить в поле ровно 50 тыс. казаков, Российское государство имело одну из самых больших армий в христианской Европе. Памятуя, что парад всегда дешевле войны, Федор Алексеевич старался максимально продемонстрировать это супостатам. Уже в походе 1679 г. участвовало 400 (!) орудий, а в 1680 г. В.В. Голицын вывел на рубежи 129 300 русских ратников (52,5 % солдат и стрельцов, 26,5 % рейтар, 8 % казаков и столько же дворянских ополченцев), то есть всего перед султаном и ханом маячило чуть не 180 тысяч российских воинов, самым современным образом вооруженных. В численности, вооружении и выучке регулярные части России уже тогда получили превосходство над ударными силами Османской империи (корпусом янычар и конным ополчением сипахиев).

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Реформа 1699 г г. Контрольная палата, ставшая канцелярией Боярской думы, и эта Дума, превратившаяся в тесную и очень мало боярскую распорядительную и исполнительную конзилию и даже «канцилию» министров по делам военного хозяйства, служили выразительными показателями

Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора Глаголева Екатерина Владимировна

1. Государственная машина Дворянская иерархия. – Правительство. – Реформа государственного аппарата. Интенданты. – Церковная администрация. – Приход. – Городская администрация. – Налоги и подати. – Денежная реформа. – Крестьянские восстания. Кроканы и

Из книги Священная Римская империя германской нации: от Оттона Великого до Карла V автора Рапп Франсис

Из книги История Британских островов автора Блэк Джереми

Реформа Пресса дала первую работу Чарльзу Диккенсу (1812-1870). Впоследствие в своих романах он отразил многие проблемы викторианского общества. Сведения об условиях содержания заключенных в тюрьмах и прочих подобных социальных вопросах распространялись движением

Из книги Оглашению подлежит. СССР-Германия, 1939-1941. Документы и материалы автора Фельштинский Юрий Георгиевич

167. ВОЕННО-МОРСКОЙ АТТАШЕ В МОСКВЕ - ВОЕННО-МОРСКОМУ КОМАНДОВАНИЮ ГЕРМАНИИ Телеграмма24 апреля 1941 г.№ 34112/110 от 24 апреля Для военно-морского флотаЦиркулирующие здесь слухи говорят о якобы существующей опасности германо-советской войны, чему способствуют сообщения

Из книги Под шапкой Мономаха автора Платонов Сергей Федорович

4. Военно-служилая и финансовая реформа Реформа местного управления стояла в тесной связи с преобразованиями в сфере военно-служилой. Как только в правительстве родилась мысль об ограничении полномочий наместников и об отмене кормлений, она должна была вызвать другую

Из книги Россия: критика исторического опыта. Том1 автора Ахиезер Александр Самойлович

Из книги В Москве-матушке при царе-батюшке. Очерки бытовой жизни москвичей автора Бирюкова Татьяна Захаровна

Окружная железная дорога Со второй половины XIX века между вновь построенными московскими железнодорожными станциями и пунктами складов потребления и переработки товаров заметно оживилось внутригородское движение грузов. Городские власти серьезно задумались о

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 1] автора Коллектив авторов

Из книги Несостоявшийся император Федор Алексеевич автора Богданов Андрей Петрович

Военно-окружная реформа Отныне система военных округов охватывала и центральную Россию: для комплектования и содержания приграничных округов, к которым вместо упраздненного Тульского прибавился Тамбовский разряд, были созданы разряды Московский и Владимирский и

автора

№171 Тезисы доклада начальника Военно-морских сил РККА Р.А. Муклевича в РВС СССР «О мобилизационной готовности Военно-морских сил РККФ» №96/сб/сс1 апреля 1927 г.Сов. секретноМобилизация боевого ядра Военно-морских сил РККАа) Сравнительно незначительное мобилизационное

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 2] автора Военное дело Коллектив авторов --

№213 Доклад начальника Штаба РККА Б.М. Шапошникова в РВС СССР о неудовлетворительном состоянии военно-научной и военно-исторической работы в РККА № ШН 21/170713 июля 1928 г.Современное состояние военно-научной и военно-исторической работы в РККА характеризуется чрезвычайно

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

Из книги Римская диктатура последнего века Республики автора Чеканова Нина Васильевна

РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ РЕФОРМА? Общеизвестно нормативное значение античной культуры. Понятие классического накрепко связано в представлении людей Нового времени с историей древней греко-римской цивилизации, с несравненными достижениями этой цивилизации в сфере человеческой

Из книги Эпоха великих реформ. Том 1 [Исторические справки. В двух томах] автора Джаншиев Григорий Аветович

V Цензурная реформа Ты чудо из Божьих чудес, Ты мысли светильник и пламя, Ты луч нам на землю с небес, Ты нам человечества знамя. Ты гонишь невежество, ложь Ты вечною жизнию ново Ты к правде, ты к благу ведешь, Свободное слово! Зачем огражденья всегда Власть ищет лишь в

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. т 1 автора

№46 Справка Управления военно-учебных заведений РККА о сокращении военно-учебных заведений в 1924 году № 357/21706*18 августа 1924 г.СекретноНа 1 августа 1924 года числится военно-учебных заведений:Академий – 7Итого 7Высших школ – 11Высших повторных курсов – 1Повторных курсов –

Существует точка зрения, что реформы ФА проводились в тех же сферах, что и реформы Петра, но с меньшей напряженностью.

1. Реформа системы государственного управления . Эта реформа коснулась высших, центральных и местных органов управления.

 В составе Боярской думы создается расправная палата , главная функция которой – рассмотрение спорных вопросов, возникающих в результате действия приказов. (прообраз Сената )

 Принимается решение об объединении приказов , которые имеют сходные функции, под управлением одного лица. В первую очередь, военных и финансовых (коллежская р еформа Петра I)

 Устанавливается единое время работы всех государственных учреждений.

Местное управление . Происходит расширение функций воевод (функции губернаторов). Основные властные полномочия (военные, судебные и т.п.) переходят к воеводам. Также к ним перешли функции губных старост. Воеводе устанавливалось жалованье в соответствии с чином (см. реформу государева двора)

2. Военное направление .

1679 год – военная окружная реформа . Суть: на территории России создается 9 военных округов , а округа образуют несколько военных уездов. Военные силы формируются за счет местного населения (даточные люди: 1 человек – 25 податных дворов (прообраз рекрутской системы)). Во главе округа – воевода одного из уездов, который обладал всей полнотой военной власти. - еще один шаг к губерниям. Содержались полки на основе налога с податного населения.

Отмена местничества (1682 год). В 1682 году собирается сословное совещание бояр и служилых людей.

3. Реформа Государева Двора . К концу ХVII века Государев Двор как социальный институт изжился. На всех видах службы(гражданской, политической, военной, дипломатической) сложилась путаница из-за множества различных чинов, т.е. у каждого вида службы была своя система чинов. Реформой Государева двора стало составление единой системы чинов и званий из 35 степеней (У Петра было 14). Вводятся генеральские звания на военной службе.

4. Налоговая реформа (аналогична податной реформе Петра).

 В 1679 г. Вместо поземельной единицы налогообложения (сохи) вводилась новая единица – 1 двор.

 Сокращение числа прямых налогов. Основной прямой налог – на содержание армии –«стрелецкие деньги».

 Установление единой системы мер и весов для взимания налогов натуральным продуктом.

 Налоговое бремя сократилось, а казна стала собирать больше (первый и последний раз за всю историю России)

5. Преобразования в сфере просвещения . ФА был образованнейший человек своего времени. ФА понимал важность создания новой системы образования в России. Этой проблемой он занимался в последние годы своего правления. По его распоряжениям был составлен проект Московской Академии (университета). Документ получил название «Привилей Московского Университета». Этот университет должен был готовить кадры для высших государственных должностей. Он управлялся советом преподавателей. В финансовом, учебном, административном отношении он должен был быть автономным. Учиться в этом университете должны были представители всех сословий. Студентам, не имеющим средств, полагалась стипендия. Академия должна была готовить гуманитарную элиту общества. ФА полагал, что создание гуманитарной системы образования недостаточно, следовательно необходимо создать математические, фортификационные и артиллерийские школы (то же, что делал Петр). В этих учебных заведениях должны были учиться дети простолюдинов. Был издан указ, согласно которому необходимо выискивать умных детей и отправлять в школы, а затем, возможно, и в университет. В полной мере ФА реализовать это не смог. В правление Софьи создана Славяно-греко-латинская академия (первое высшее учебное заведение России), 1685г.

В истории России трудно найти самодержца, о котором не только широкий читатель, но и специалисты-историки знали бы столь же мало, как о сыне Алексея Михайловича и старшем брате Петра I — царе Федоре (1676—1682).

Дело не в том, что отсутствуют документы. Государственные архивы Российского государства за эти годы сохранились на удивление хорошо. «Не обидели» царствование Федора и современники — летописцы, авторы воспоминаний и придворные литераторы, иностранные путешественники и дипломаты, вездесущие (уже тогда!) газетчики.

И чиновникам, документировавшим государственную деятельность Федора Алексеевича, и свидетелям его цар-ствования было о чем писать. Когда в результате ожесточен-ной придворной борьбы бояре возвели на престол законного наследника Алексея 15-летнего Федора, они убедились, что править из-за спины царя-марионетки не удастся. Образо-ванный, энергичный и богобоязненный царь за несколько лет настолько преуспел в реформаторской деятельности и так напугал оппозицию, что обрек себя на дворцовый пере-ворот и злое умолчание после кончины.


Понятно, что родичи и клевреты нового царя стремились «счистить» со страниц русской истории память о годах прав-ления Федора, скрыть неудавшиеся заговоры и (особенно!) главный, удавшийся, который и привел к власти Петра I. Самым горьким в истории царствования Федора Алек-сеевича было то, что именно старший брат начал реформы, которые позволили младшему из сыновей Алексея Тишай-шего назвать себя Первым, Великим, Отцом Отечества и, наконец, Императором Всероссийским. Федор начал и успешно проводил преобразования, не заливая, как Петр I, страну кровью, не сокращая ее население почти на четверть, не низкопоклонствуя перед Западом, не отводя могучему государству роль сырьевого придатка Европы — и одновре-менно не пугая европейского обывателя образом страшного и непредсказуемого «русского медведя»...

Муза Истории Клио стыдлива и консервативна. Стыд-лива потому, что наука, по своему содержанию издавна интересующая власть, имеет на совести немало грехов, главным из которых является обман читателя. Консер-вативна, ибо, по словам профессионального историка Анатоля Франса, «историки переписывают друг друга. Тем самым они избегают лишнего труда и обвинений в самонадеянности».

Царствование старшего брата Петра I дало прекрасный пример этих качеств русской и мировой историографии.

Шестилетнее правление царя Федора Алексеевича предель-но насыщено важнейшими для судеб России событиями и решениями. Тем не менее личность государя-реформатора веками оставалась «в тени» младшего брата, посаженного заговорщиками на его еще не остывший трон и реально до-бравшегося до кормила власти только в 1695 г.

Федор Алексеевич решительно вывел Россию из тяже-лой и кровопролитной войны с Османской империей, а затем радикально реформировал армию, сделав ее на 3/4 состава регулярной. Он осуществил общую перепись населения, ввел единое налогообложение и трижды снижал налоги, каждый раз добиваясь более справедливого их распределе-ния. В конце концов царь созвал выборных представителей от налогоплательщиков на Земский собор, чтобы народ сам решил, как правильно «и не в тягость» платить подати и выполнять государственные повинности.

Весь государственный аппарат, от Боярской думы до местного управления, был реформирован к вящему вос-торгу подданных, получивших возможность своими руками разнести по бревнышку бесчисленные гнезда чиновников — мздоимцев и грабителей. Государь отобрал у местных воевод доступ к финансам, лишил их «кормлений» и посадил на жалование. Он ввел единую систему чинов в армии (в общих чертах сохранившуюся доселе) и среди дипломатов, отменил местничество.

Федор Алексеевич впервые в России официально на-значил правительство (Расправную палату), сделав крупный шаг к отделению исполнительной власти от законодатель-ной. С судебной волокитой царь боролся с первых дней правления, сумев на время установить «в судах правосуд- ство». Он искоренял обычай бесконечного предварительного заключения, наводил порядок в тюрьмах и отменил члено- вредительные казни (заново введенные Петром I).

Первые в стране дома призрения для ветеранов, больных и инвалидов были построены на личные средства Федора Алексеевича. Беспроцентные кредиты горожанам и предо-ставление им ресурсов приказа Каменных дел обновили Москву — при Федоре в столице было возведено 10 тысяч каменных зданий. Государь ввел при дворе европейское платье и линейные ноты, при нем расцвели русская музыка, живопись, архитектура и поэзия. Этими искусствами, на-ряду с гуманитарными науками и коннозаводством, Федор Алексеевич с успехом занимался лично.

Книголюбам особенно интересно уникальное явление его царствования — крупное и весьма эффективное незави-симое издательство с государственным финансированием, построенное по последнему слову техники. Последняя развивалась столь эффективно, что уже в ходе войны с турками русская армия получила не только первые в Европе ручные гранаты и унифицированную полевую артиллерию, но и «пищали винтованные», которые уже тогда назывались просто: «винтовки».

Историки должны были заметить, что Россия времен Фе-дора была могучей и процветающей державой, признанной на мировой арене в ранге империи. Ее армия стала в это вре-мя одной из самых мощных в Евразии. Укрепленная граница за несколько лет отодвинулась в европейской части далеко на юг, россияне получили тысячи квадратных километров плодородной и хорошо защищенной земли.

Утверждая на территории от Балтики до Тихого океана концепцию России как великой православной державы, гаранта мира и справедливости для всех народов, царь энер-гично защищал ее интересы в международных отношениях, поставив наше государство на один уровень с ведущими мировыми империями.

Руководствуясь мыслью, что могущество и слава государ-ства зиждутся на богатстве, защищенности и просвещенности каждого подданного, Федор Алексеевич разумными мерами обогатил страну, изрядно пополнив казну за счет снижения на-логового бремени и оптимизации государственных расходов.

Царь успел утвердить основные принципы организации финансово автономного, независимого от властей Москов-ского университета, студентов которого нельзя было не только забрать в армию, но и арестовать без разрешения академического совета. Среди готовившихся Федором Алексеевичем реформ было и устройство профессиональ-ных училищ для сирот и детей неимущих, и многократное умножение епархий Русской православной церкви, и вве-дение единой системы государственных чинов, и издание первой научной истории России.

Далеко не полного перечня крупных событий и пре-образований, осуществленных в царствование Федора Алексеевича, достаточно, чтобы обратить самое присталь-ное внимание на личность самодержца, впервые в истории правящего в России рода получившего высшее гуманитарное образование.

Архивы и публикации документов переполнены весьма энергичными «именными» (личными) указами царя Федора по важнейшим вопросам политики и экономики России. По запросам самодержца государственные учреждения, политики и военные составляли подробные справки, ана-литические обзоры, карты и планы, на основе которых царь принимал смелые стратегические решения и разрабатывал проекты преобразований, многие из которых сумел про-вести в жизнь.

Тем не менее историки продолжают повторять сказку про «слабого и болезненного» государя, будто бы не при-нимавшего никаких самостоятельных решений. Но если страной правил не царь Федор, то кто стоял за его спи-ной? — На это у авторов исторических сочинений не оказа-лось ответа, и не случайно.

При государе не было не только явного фаворита или «первого министра» (как всегда было при его отце Алексее Тишайшем, а затем при сестре Софье, мачехе Наталии и брате Петре). Перемены в составе приближенных Федора и распределении руководящих постов говорят о том, что ни конкретной личности «серого кардинала», ни определенной группировки за спиной царя не стояло.

У отдельных замыслов царя были сторонники среди аристократов, государственных деятелей и полководцев. Например, будущий канцлер боярин князь Василий Васи-льевич Голицын, идею которого Федор Алексеевич поддер-жал, отдав секретный указ командующему русской армии уничтожить Чигирин — яблоко раздора между Россией и Турцией (1678), чтобы вывести страну из разорительной войны. Или прославленный генерал Григорий Иванович Косагов, план которого по решительному продвижению укрепленной границы России на юг царь утвердил вопреки мнению ряда влиятельных царедворцев.

Сохранившиеся в архивах документы свидетельствуют, что эти и другие стратегические решения были приняты царем после весьма серьезного изучения всех относящихся к делу материалов.

Есть некая ирония в том, что историки, активно исполь-зующие в своей работе аналитические материалы и подборки документов по конкретным проблемам, подготовленные в свое время для царя Федора, продолжают делать вид, что все это возникло само собой. Ведь делопроизводители XVII в. точно указывали, для кого, когда и почему потребовалась справка! Более того, в своих ясных и четких указах, особенно касающихся «общенародной пользы», государь часто считал должным раскрыть суть проблемы, объяснить, чего он хочет добиться и как именно его решение скажется на интересах широких слоев подданных.

Разумеется, для правильного понимания внутреннего мира царя-реформатора одной логики его решений, вытека-ющей из содержания рассмотренных государем документов и мотивировочной части указов, недостаточно. Человек — не логическая машина, на него влияет множество обстоя-тельств, которые историку приходится восстанавливать по всей огромной массе подлинных документов и свидетельств того времени. А главное, у каждого из нас (и не будем в этом отказывать царю Федору) есть свой весьма сложный внутренний мир, свои вкусы, убеждения и предпочтения, сложившиеся с детства.

Личная жизнь царя, которого безосновательно представ-ляли слабым, больным и ни на что не способным, оказалась на удивление богатой и даже романтичной.

Венчание Федора Алексеевича с первой женой Грушецкой Агафьей Семеновной


Агафья Семёновна Грушецкая (1663-14 июля (24 июля) 1681) — русская царица, из дворянского рода Грушецких, дочь воеводы шляхтича Семёна Фёдоровича Грушецкого. С 18 июля (28 июля) 1680 года супруга царя Фёдора Алексеевича (30.05.1661 — 27.04.1682). Родила единственного ребёнка, умершего во младенчестве, царевича Илью Фёдоровича (11 июля (21 июля) — 21 июля (31 июля) 1681). Умерла на третий день после родов 14 июля (24 июля) 1681 года от горячки. Похоронена в Вознесенском монастыре. Перезахоронена в подземной палате южной пристройки Архангельского собора в 1929 г.

Агафья была дочерью смоленского шляхтича польского происхождения, дворянина московского, чернавского воеводы Семёна Фёдоровича Грушецкого. Агафья Семеновна умела читать и писать, бегло говорила по-польски, разбиралась в латинских книгах, имела довольно ясное понятие о жизни на Западе и даже понимала, если при ней говорили по-французски; играла на клавесине. Её нянькой была полька. Была одной из самых красивых девушек своего времени. «Лицом — ангел небесный, и разумом светла» — так писали о голубоглазой красавице Агафье. Молодой 18-летний царь Фёдор Алексеевич заметил её в толпе во время крёстного хода, на Пасху, весной 1680 г. Когда тот проходил мимо неё, та упала в обморок, так как это лицо ей показала старая ворожея во время мистического ритуала-предсказания. Царь, нарушая благочиние, оставил крестный ход и бросился к юной красавице на помощь. Лицо бесчувственной девушки поразило царевича своей красотой и её черты сильно врезались ему в память и в сердце. Он поручил Языкову, Ивану Максимовичу, навести справки о ней. Оказалось, что это Агафья Семеновна Грушецкая и что живёт она, с матерью в доме дяди, думного дворянина Семёна Ивановича Заборовского (брата её матери), который до 1677 управлял Монастырским приказом. Молодой царь Фёдор велел передать её дяде, Заборовскому, «чтоб он ту свою племянницу хранил и без указа замуж не выдавал».

Не желая нарушать старинных обычаев, царь приказал созвать всех красивых девиц из высшего круга для смотра невест и выбрал из них Грушецкую. В расходных дворцовых записях сохранились имена тех девиц, которые в июле 1680 г. Были привезены для выбора из их среды невесты. Всех их насчитывается около 20. Список некоторых отвергнутых девиц, после смотрин возвращённых по домам: дочери Фёдора Куракина, Марфа и Анна Фёдоровна; дочь Ивана Хитрово, — Василиса; дочь окольничего, князя Данилы Великого — Галина; дочь стольника, князя Никиты Ростовского; две дочери князей Семёна и Алексея Звенигородских; дочери князей Семёна Львова, Володимира Волконского. Всем девушкам, бывшим на тех смотринах, дано государева жалованья: четыре зарбава (род парчи) — цена 101 руб.; 40 арш. Отласов; 70 арш. Объярей (плотная шелковая ткань); 180 арш. Камок.

Узнав о выборе царя, один из его ближайших родственников — Иван Ильич Милославский — стал распространять о царской невесте самые нелепые выдумки, чтобы воспрепятствовать появлению на первых ролях в царском дворце незнатной дворянки. Однако он добился лишь того, что на него обрушился гнев царя, и только заступничество Агафьи Семёновны спасло его от опалы. Царь снова дозволил Милославскому являться ко двору, но влияние его не вернулось. Брак царя был устроен его фаворитами — И. М. Языковым и А. Т. Лихачёвым. «Люди новые и незнатные, они только своей ловкости и вкрадчивости были обязаны своим приближением к Фёдору, очень привязавшемуся к ним. В борьбе за преобладание с Милославскими, за которыми стояли сёстры и тётки царя, новые фавориты нуждались в сильной поддержке, а ее могла оказать им, как раньше Нарышкина Матвееву, только молодая царица. Милославские прямо приписывали брак Фёдора их интриге». И действительно, после бракосочетания влияние Лихачёва и Языкова резко возросло, а Милославские отошли в тень. Царский постельничий И. М. Языков 8 мая 1681 г. Был пожалован в бояре.

Сама логика исследования заставила автора построить повествование о делах правления и проблемах государственных вокруг внутреннего мира, семейных и прочих личных отношений царя-реформатора. Воспитание, увлечения, склонности и пристрастия царевича, а затем и царя Федора Алексеевича и в жизни, и в книге тесно переплетены с принятыми им принципиальными, часто драматичными решениями о судьбах Российской державы.

Как достоверно раскрыть этот внутренний мир человека, прожившего необычную для нас жизнь в далеком XVII веке? Вопрос непростой для историка. Прежде всего, следует выявить и изучить все обстоятельства жизни Фе-дора, детали его окружения, книги, которые он читал, найти все, что может быть известно о его вере и убеждениях, его любимых, друзьях и игрушках, увлечениях и симпатиях. Однако единственным критерием, что реконструированная таким сложным путем (и неизбежно имеющая лакуны) картина внутреннего мира героя верна, является ее полно-та и гармония, т.е. в конечном итоге — убедительность для читателя.

Я не оговорился. Оценка широким читателем воссозданной в книге картины внутреннего мира царя Федора Алек-сеевича и России его эпохи объективно имеет не меньший вес, чем мнение профессиональных историков. На высоком уровне обобщения, к которому в данном случае пришлось прибегнуть, хитроумные приемы обработки источников, применяемые на ранних стадиях работы, уже не имеют значения. Для оценки логики автора специальных знаний не требуется: это свойство обобщающих трудов по истории, часто заставляющее ученых в испуге отказываться от их написания и даже уверять, что такие работы недостаточно научны.

Уверен, что книги, содержание которых абсолютно ясно читателю, являются естественным результатом и целью всех специальных исторических исследований, вообще придающим им смысл. Если результат изысканий не может быть изложен в ясных для каждого грамотного человека выражениях, если логика его построения непонятна, а по-лученная картина неубедительна — то работа не завершена или историк выполнил ее плохо.

Мне доставило огромное удовольствие писать эту книгу о загадочном и романтическом периоде Истории России, в котором жил и упорно трудился первый и вполне истинный, хотя официально и не объявленный император.

Надеюсь, что эта радость узнавания нового в полной мере достанется и Вам, любезный читатель.

Историография правления. Существует 2 противоположные точки зрения на данную проблему:

    По мнению некоторых историков, это эпоха соц.-эк. и полит. кризиса (Соловьев, Анисимов). Они считают, что причинами послужили: борьба боярских группировок за власть, церковный раскол (вызвал глубокие соц. потрясения), отсутствие в России развитой экономики, её отставание от других стран;

    по мнению других, никакого кризиса в России не было, русское гос-во развивалось по тем же направлениям, по которым Петр I проведет свои реформы (Ключевский, Милюков, Платонов). Они отвергали концепцию кризиса и считали. Что предшественники Петра определили основные направления его реформ.

Период с 1676 по 1682 гг. (правление Федора Алексеевича) назывался «потаенным царством».

    Реформа гос. управления .

В составе БД создается «расправная палата», целями которой были: 1. оперативное разрешение сложных вопросов; 2. решение вопросов между приказами. (эквивалентен Сенату Петра I);

- реорганизация деятельности приказов . Приказы, имевшие сходные функции (военные, финансовые), объединялись под руководством одного должностного лица (эквивалентно петровским коллегиям). Главным должностным лицом был воевода.он получал жалованье за службу (= петровским губернаторам).

    военная реформа . 1. военно-окружная реформа (1679 г.), суть: все уезды объединялиь в 9 округов (петровские губернии). Округ возглавлял одни из воевод (петровский губернатор). Каждому из округов приписывалось определенное кол-во войск, формировавшихся на основе даточных людей: 1 даточный человек – солдат с 25 дворов (петровская рекрутсткая повинность и рекрут). Все население округа платило в казну налог на содержание армии. 2. отмена местничества – 1682 г. – это указ, согласно которому подтверждалась обязанность дворян служить, но за военную службу засчитывалась служба не в дворянском ополчении, а в полках округов. Появляется термин «полковая служба». Русская армия на 4/5 была постоянна ещё до Петра I.

    Реформа ГД. Реформа чинов и званий. Для дипломатов, для армии, для боярства, для местного управления – своя система у каждого. Вся система укладывается в 35 разрядов в иерархическом плане (Петр I – Табель о рангах, 1721 г.)

    Налоговая реформа. 1. Федор отказывается от поземельной формы налогооблажения (сохи) и устанавливает подворную систему; 2. часть анлогов всегда собиралась в натуральном виде. Вводится единая система меры весов и объема для взимания натурального налога; 3. отменялась основная масса косвенных налогов. Вводится всего один прямой налог – на содержание армии.

    Реформа образования. Было задумано открыть в Москве академию (академия эквивалентна современному университету). В апреле 1682 г. Федор Алексеевич подписал указ об утверждении «Привилея Московской академии». Привилей – это устав. Эта академия должна была готовить кадры для системы гос. управления. Университет управлялся советом преподавателей, который выбирал ректора, деканов. Совет преподавателей был независим. Все студенты находились не под юрисдикцией гос-ва, а совета преподов. В университете учились представители всех сословий, им выплачивалась стипендия, на которую можно было прожить. В то время критерием образованности было знание латыни, потому что всё публиковалось на нем.

В 1687 г. Софья открывает славяно-греко-латинскую академию в Москве. Это было первое высшее светское заведение (светское означает, что оно было не связано с церковью). Это был не университет, но она (академия) была предшественником первых университетов в России.

Итоги реформ:

    реформы Ф.А., а затем политика правительницы Софьи охватили сферу управления, эк. и финансовую, военную сферу и сферу образования;

    проводились не экстримально, хаотично, спонтанно, а спонтанно (главное их отличие от петровских реформ);

    Петр I ничего нового не внес, он продолжал те реформы, начатые Ф.А., но он ввел элемент насилия, что привело к перенапряжению об-ва и гос-ва.