Что такое творческое мышление и креативность? Типы результатов творчества.

Способность человека к генерации новых идей в самых разных областях жизни можно и нужно развивать. Как стать творческой личностью?

По сути слова «креатив» и «творчество» - синонимы. Но термины «креативность» и «креатив» чаще используют в сфере рекламы, маркетинга, управления персоналом как аналог нестандартного подхода к бизнес-процессам. В то время как понятия «творчество» и «творец» больше приняты в области культуры и искусства.

  • Евгений Ильин «Психология творчества, креативности, одаренности»
  • Хью МакЛаод «Игнорируй всех, или Как стать креативным»
  • Рада Грановская «Творчество и конфликт в зеркале психологии»
  • Джона Лерер «Каждый из нас способен прийти к удачному решению»

С пользой для себя

Ценность проявлений креатива для общества заключается в создании нового, развитии конкуренции, оптимизации самых разных процессов. Но творчество полезно и для развития самого человека, потому что оно предполагает совершенствование себя, реализацию потребности в самовыражении.
Раскрыв в себе творческое начало, каждый из нас обретает большую уверенность, видит новые возможности, для того чтобы менять свою жизнь к лучшему.

От чего зависит креативность

Креативность - это не просто талант, это качество зависит от среды, в которой мы живем, воспитания, уровня образования, кругозора, разнообразия интересов. Все это определяет нашу интеллектуальную гибкость, способность мыслить в разных, подчас неожиданных ракурсах.
Нейрофизиологи выделяют такие факторы влияния на креативность, как развитие лобных долей мозга (отвечают за критический подход к стандартным ситуациям и способность адаптации к изменениям) и высокий уровень согласованности во взаимодействии обоих полушарий головного мозга (в этом случае при решении задачи, за которую у обычного человека отвечает одно полушарие, у одаренного работают оба).

Время для творчества

Творческие способности могут проявиться в человеке как очень рано, так и только во второй половине жизни, когда уже накоплен необходимый ресурс. Главное - не блокировать этот потенциал сознательно, убеждая себя в собственной заурядности. Ведь креативность можно проявлять в любом деле, создавая нечто новое, отличное от привычной действительности. Для того чтобы посмотреть на проблему свежим взглядом, можно использовать самые простые методы.

Рождение идеи: техники креативности

Техника № 1: метод от противного
На первом этапе этой методики вопрос ставится наоборот: что нужно сделать, чтобы НЕ ПОЛУЧИТЬ желаемый результат? На втором этапе все записанные способы преобразуются в зеркальном отражении.

Техника № 2: метод Уолта Диснея
Люди, обсуждающие ту или иную проблему, чтобы увидеть ее в разных ракурсах, друг за другом выступают в разных ролях: «мечтатель» выдает идею, «реалист» объясняет, как ее осуществить, а «критик» демонстрирует ее слабые места.

Техника № 3: метод ассоциаций
Проблема рисуется в центре листа (доски) в виде ствола дерева, и дальше она обрастает ветками - способами решения и всеми идеями, которые с ней связаны, пока не будет найден нужный вариант.

Техника № 4: метод метафор
Чтобы выйти за рамки привычного мышления, можно использовать метафоры. В процессе поиска проблем и способов их решения представьте себе объект в другом качестве. Компанию или ее отдел можно обсуждать с такой позиции: если бы это был автомобиль (ресторан, животное и т.п.), каким бы он был, какие у него сильные стороны, нравится ли он вам, что в нем можно изменить и т. д.

Техника № 5: метод фокусирования
Этот метод нацелен на поиск сути проблемы. Группа (или один человек) ищет ключевой фактор вопроса, от которого зависит все. Любыми способами. Например, при рекламе товара важно понять, что вы хотите продать человеку: страховой полис или ощущение уверенности? После этого генерировать идеи становится значительно проще.

Техника № 6: метод произвольно выбранных слов
Эту технику креативности можно использовать самостоятельно, а можно в группе. Нужно выбрать слово, произвольно ткнув пальцем на страницу книги или газеты. А дальше к этому слову подбираются ассоциации, связанные с вашей проблемой.

Техника № 7: метод определения диапазона
Для реализации этого метода нужно определить самую стандартную (консервативную) идею, а затем самую безумную - экстремальный вариант. Это и будут границы диапазона, которые необходимо наполнить другими вариантами.

Техника № 8: метод шаблона
Если у вашего вопроса есть четкие параметры, в рамках которых вы вынуждены действовать, их можно представить в виде таблицы, расчертив ее по графам. В верхнюю строчку, например, вносятся мероприятия, а в крайний левый столбик - участники. Далее идеи генерируются в каждой клетке шаблона исходя из заданных условий.

Техника № 9: метод шести шляп Эдварда де Боно
Этот способ (расширенный вариант метода Уолта Диснея) предполагает наличие шести шляп (или карточек) разного цвета, которыми участники обмениваются в процессе обсуждения идеи:

  • белая - только факты, максимум объективности;
  • красная - эмоции и личный подход;
  • черная - негатив и критика;
  • желтая - позитив и плюсы;
  • зеленая - все необычное, что приходит в голову;
  • синяя - решения и итоги.

Техника № 10: метод теннисного мячика
Подходит для работы в группе. Первый участник генерирует идею, следующий «отбивает мячик» - предлагает свой вариант, основанный на идее предыдущего участника. И так по очереди.

Эксперименты Марка Юнг-Бимана, нейробиолога, показали, что в хорошем
настроении мы гораздо лучше справляемся со сложными задачами, чем когда
раздражены или расстроены (веселые люди решают на 20% больше
словарных головоломок, чем грустные).

Развиваем творческий потенциал

Открытость миру
К рождению идеи может подтолкнуть все что угодно, поэтому нужно стремиться получать новые впечатления - пробовать себя в новых делах, менять обстановку, общаться с новыми людьми.

Работа над собой
Позвольте себе меняться - развивайте в себе те качества, которые вам бы хотелось иметь, и корректируйте недостатки, самостоятельно или с помощью психолога.

Тайм-ауты
Постоянная суета не способствует творчеству. Делать паузы для размышлений, особенно совмещенные с физической активностью , очень полезно.

Забота о других
Американские психологи выяснили, что мы мыслим более творчески, если делаем это за других. Мы вдохновляемся тем, что приносим пользу кому-то еще.

Американский психолог Пол Торранс приводит интересные данные:
около 60% выдающихся людей не демонстрировали школьных
успехов; креативность и одаренность, по его мнению, не
всегда вписывается в действующую систему образования.

Креативные умения

Большинство творческих людей имеют любимое дело, умеют видеть смешное во всех проявлениях жизни, черпают силы в своих переживаниях. Даже серьезные проблемы могут стать стимулом для креативного прорыва, если не замыкаться в себе.
Креативность можно развивать в процессе обучения и творческой деятельности. Но самое главное для ее развития - наличие у человека мотивации, то есть внутреннего желания творить, любопытства и любознательности по отношению к миру.

Галина Ярошук, кандидат медицинских наук, клинический психолог: «Творчество - понятие более широкое, чем креативность. Однако зачастую эти понятия сливаются в единое, так как у них много общего.
В исследовании биографий 64 известных ученых была обнаружена одна общая для них черта: еще в детстве они приобщились к творчеству, к радости открытия и самостоятельного мышления. Очевидно, что именно в детском возрасте нестандартность мышления является доминирующей чертой. С возрастом мы обрастаем стереотипами, и наглядный пример тому - сказка о Маленьком принце, в которой Экзюпери рассказывает о своем детском рисунке и о том, что взрослые видели на нем только “шляпу”. Навык ухода от известных и знакомых ответов, оригинальность и самостоятельность мышления, полет фантазии и идей, т. е. черты креативного мышления, могут сложиться только в том случае, если есть возможность тренироваться на задачах и заданиях «открытого типа». Задачи этого типа предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и делают возможным предлагать любые разумные решения проблем. Известно, что Гальвани, человек, открывший электричество, был медиком и обязан своему открытию «пробелами» в своих знаниях. Фарадей был сыном кузнеца и начал свою карьеру переплетчиком, а Морзе (создатель телеграфной азбуки) был художником.

Техник развития творческого мышления и креативности много. Например, Н. В. Рождественская использовала для развития креативности у студентов Академии театрального искусства методы арт-терапии и импровизации и обнаружила существенный прогресс по ряду показателей креативности.

Американские ученые Папалья и Оулдс (Papalia, Olds) дают ряд советов для развития креативности:
. сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи;
. не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди;
. старайтесь мыслить широко, не обращая при этом внимания на запреты, накладываемые культурными традициями (расовые или половые предрассудки и пр.);
. если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути;
. будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения;
. ищите объяснения странных и непонятных явлений;
. преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей;
. откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы;
. чтобы “выдать на-гора” как можно больше идей, используйте метод мозгового штурма;
. при оценке идей старайтесь быть объективными. Представьте, что они принадлежат не вам, а другому человеку».

Эксперт: Галина Ярошук, кандидат медицинских наук, клинический психолог
Юлия Прохорова


Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

Глава 8

Таблица 8.1. Ресурсы, необходимые для креативности

Когнитивные

Личностные

М стивационные

Окружающая среда

Отыскание
проблемы

Новаторский стиль
мышления

Большая сфокуси-
рованность на зада-
че, чем на цели

Возможность стимули-
рующей деятельности

Определение
проблемы

Толерантность
к неоднозначности

Акцент на интеллекту-
альном любопытстве

Дивергентное
мышление

Настойчивость

Принятие индивиду-
альных особен ноете й
ребенка

Конвергентное
мышление

Готовность пойти
на интеллектуаль-
ный риск

Обеспечение с истома -
тического обучен ия,
имеющего отношение
кталанту ребенка

Инсайтныс
процессы

Смелость взглядов

Наличие времени
для обдумывания идей

конкурирующих
идеи

Поощрение ори ги-
нального применения
знаний

Обеспечение сложных,
расширенных про-
грамм, развивающих
толерантность к неод-
нозначности, настой-
чивость и готовность
пойти на интеллекту-
альный риск. Акцент на
мотиваторах, сфокуси-
рованных на задаче

Первый столбец табл. 8.1 отражает навыки, используемые в процессе когнитивной дея-
тельности. Это умение увидеть проблему, т. е. пробел в имеющихся знаниях, потребность в
новом продукте или несостоятельность существующих теорий и процедур. Когда проблема
найдена, возникает необходимость дать ей определение - перевести из расплывчатого состо-
яния в конкретную задачу. Чем больше усилий приложено к определению проблемы, тем
оригинальнее оказывается конечный продукт (Getzels, Csikszentmihalyi, 1976; Runco, Okuda,

В ходе мыслительной деятельности необходимо отбросить бесперспективные вари-
анты и выбрать оптимальные. Поэтому креативность подразумевает чередование дивергент-
ного и конвергентного мышления. Кроме того, креативные люди опираются на инсайтные
процессы - неожиданное, но практичное объединение и переструктурирование элементов.
Например, для людей с выдающимися заслугами характерно использование аналогий и
метафор для идентификации уникальных связей (Barron, 1988). Важно также оценивать кон-
курирующие идеи для отбора самых перспективных из них.

Креативные решения требуют широких знаний в определенной области. Процесс же
их приобретения (познание) занимает, как правило, около 10 лет.

Во втором столбце таблицы внимание привлекает необходимость наличия у креативов
волевых проявлений (настойчивости, социальной смелости (смелость взглядов, готовность к
интеллектуальному риску)). Стернберг и Любарт объясняют это тем, что при попытке реа-
лизовать креативные цели бывают периоды, когда решение задачи не дается. В подобных
случаях дети и взрослые могут отказаться от поиска или выбрать первое попавшееся, но не
самое лучшее решение. Креативность требует упорства и настойчивости для преодоления
возникших затруднений.

Если теория инвестирования верна, то люди, которые имеют в своем
распоряжении большее количество креативных ресурсов, будут изобретать
более креативные решения проблем. Любарт и Стернберг (Lubart, Sternberg,
1995) проверили эту гипотезу в исследовании подростков и взрослых.
Сначала при помощи анкет, когнитивных тестов и личностных методик были
оценены пять видов креативных ресурсов (интеллект, знание, когнитивный
стиль, личность, мотивация. - Е. И.) (окружение не оценивалось).

Затем участники исследования работали над новаторскими
проблемами в таких областях, как сочинительство («Придумайте историю
о башмаках для осьминога»), изобразительное искусство («Нарисуйте
надежду»), рекламы («Придумайте рекламу брюссельской капусты») и
науки («Как мы могли бы распознать инопланетян, скрывающихся среди
нас?»).

Результаты исследования поддержали теорию инвестирования, так
как между всеми пятью видами креативных ресурсов и оценками
креативности участников наблюдались умеренные или высокие корреляции,
при этом самыми креативными считались решения тех участников, которые
получили наиболее высокие оценки всех пяти видов креативных ресурсов.
Очевидно, что креативность обусловлена совокупностью многих факторов,
а не обладанием каким-то одним когнитивным атрибутом, например
дивергентным мышлением.
Шэффер Д., 2003, с. 498.

Смелость взглядов должна противостоять сомнениям в возникших идеях, особенно на
фоне критики со стороны скептически настроенных людей. Для креативной деятельности
нужны независимость суждений, отсутствие боязни «выделиться из толпы».

Это положение нашло подтверждение в исследовании А. Г. Азаряна (1983), который
выявил, что те учащиеся, которые выбирали при работе над заданием обычное решение,
испытывали боязнь допустить какой-то паромах; те же учащиеся, которые выбирали ориги-
нальное решение, рисковали ради удовлетворения своего любопытства. Отмечается, что чем
старше были учащиеся, тем реже они выбирали нетривиальное решение. Автор связывает
это с тем, что приобретаемый опыт тормозит принятие оригинальных решений в ситуации
неопределенности.

Важен мотивационный фактор. Креативность проявляется только тогда, когда чело-
век испытывает подлинную страсть к тому, чем занимается, и нацелен на само дело, а не
на возможные награды (Amabile, 1983). Креативность страдает, если детей принуждают к
обучению или они сильно сосредоточиваются на наградах и теряют внутреннюю заинтере-
сованность в своей деятельности (Simonton, 1994, 2000; Winner, 2000).

Э. Людвиг (Ludwig, 1996) в своей работе выделил следующие
критерии, определяющие границу между творчеством и дезадаптацией,
под творчество маскирующейся. Это комбинация элементов, включающая
личностные и ситуативные переменные: наличие специального таланта
или способностей; благополучные родители; настойчивость (не чуждая
упрямству и своенравию); способность быть одному; физическая
обостренная чувствительность; личностная самобытность; стремление быть
первым; духовная удовлетворенность.

Каждый из этих элементов обозначает грань между формированием
творческой формы жизни и «обычным существованием». Например, первая
отмеченная позиция интерпретируется как стремление к самообучению и

изучению гораздо большего, чем требуется формально, желание учиться
под руководством известных мастеров (будущие нобелевские лауреаты
стремятся учиться у нынешних) и т. д.
Либин А. В., 2000, с. 352.

Следует также обратить внимание на то, что в теории инвестирования придается зна-
чение и интеллекту (конвергентному мышлению). Особенно важны для творчества: 1) син-
тетическая способность - новое видение проблемы, преодоление границ обыденного созна-
ния; 2) аналитическая способность - выявление идей, достойных дальнейшей разработки; 3)
практические способности - умение других убеждать в ценности идеи («продажа»). Важно,
чтобы у человека они находились в гармоничном сочетании, иначе превалирование анали-
тической способности делает человека блестящим критиком, но не творцом, а превалиро-
вание синтетической способности приводит к выдвижению массы новых идей, не обосно-
ванных исследованиями и бесполезных. Практическая способность без двух предыдущих
может привести к проталкиванию ярко представленных, но недоброкачественных идей.

Последняя версия теории Стернберга (WICS: Wisdom, Intelligence and Creativity
Synthesized, Sternberg, 2003) настаивает на необходимости исследования трех относительно
независимых видов способностей: аналитических (понимаемых как академический интел-
лект), практических (практический интеллект) и творческих (креативность). Учет этих спо-
собностей, личностных особенностей, мотивации и среды дает корреляцию с успешностью
деятельности.

Дж. Бруннер (1977) к интеллектуальным критериям креативности относит интуи-
цию, предвидение, критичность мышления, высокую интеллектуальную активность, спо-
собность по-новому и нестандартно кодировать информацию.

Можно по-разному относиться к моделям и экспериментам, которые
проводили Стернберг и сотрудники его группы в Йельском университете.
Но сегодня эти исследования (а также работы Гарднера) задают то
информационное пространство, в пределах которого прокладывает путь
почти каждый исследователь, занимающийся проблемами креативности.

Другой вопрос: много ли добавляют исследования Стернберга и его
последователей к нашему изначальному знанию о природе креативности как
общей способности к творчеству, а также о ее связи с интеллектом? На мой
взгляд, нового здесь гораздо меньше, чем можно было бы ожидать. Размах
строительства грандиозный, а новизна структурных решений сводится к
украшательству, пристройкам и «архитектурным излишествам». Но это
скорее эстетическая оценка, нежели рациональная.
Дружинин В. Н., 1999, с. 199. креативности . Главную роль в детерминации...

  • Полезна ли деятельность профсоюзов для функционирования рынка труда

    Реферат >> Экономика

    Принципы их клас­сификации? Факторы производства - ресурсы , необходимые для производства товаров и услуг. Традиционно... относится к свойствам информации как ресурса : а) достоверность; б) полнота; в) креативность ; г) способность снимать неопределенность; ...

  • Стратегическое управление человеческими ресурсами (2)

    Реферат >> Государство и право

    Направления действий и распределения ресурсов , необходимых для достижения этих целей» }