Циклотимический тип акцентуация или расстройство настроения. Циклоидный тип акцентуаций по леонгарду

План.

1. Введение.

2. Гипертимный тип

3. Циклоидный тип

4. Лабильный тип

5. Астено-невротический тип

6. Сенситивный тип

7. Психастенический тип

8. Шизоидный тип

9. Эпилептоидный тип

10. Истероидный тип

11. Неустойчивый тип

12. Конформный тип

13. Смешанные типы.

14. О динамике акцентуаций характера

15. Литература

Введение.

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок

В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. Е. Патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акценту­аций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о “преходящих подростковых акцентуациях характера” [Личко А.Е., 1977].

В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая (Личко; Александров; 1973).

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

Психопатии – это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), "определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток", "в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям", "мешают... приспособляться к окружающей среде". Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период.

Таковы три критерия – тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация, – позволяющие отличать психопатии.

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.

Существуют две классификации типов акцентуаций характера. Первая предложена K. Leongard (1968) и вторая – А. Е. Личко (1977). Приводим сопоставление этих классификаций, сделанное В. В. Юстицким (1977).

Тип акцентуированной личности,

по К. Леонгарду

Тип акцентуации характера,

по А.Е. Личко

Лабильный (аффективно–лабильный и аффективно-экзальтированный) Лабильный циклоид
Сверхподвижный
Эмотивный
Лабильный
Демонстративный Истероидный
Сверхпунктуальный (педантичный) Психастенический
Ригидно-аффективный
Неуправляемый (возбудимый)
Эпилептоидный
Интравертный Шизоидный
Боязливый (тревожный) Сенситивный
Неконцентрированный или неврастенический Астено-невротический
Экстравертный Конформный
Слабовольный Неустойчивый
- Гипертимный
- Циклоидный

Гипертимный тип

Этот тип психопатий детально описан Schneider (1923) и П.Б. Ганнушкиным (1933) у взрослых и Г.Е. Сухаревой (1959) у детей и подростков. П.Б. Ганнушкин дал этому типу название "кон-ституционально-возбужденный" и включил в группу циклоидов.

Сведения от родных свидетельствуют, что с детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении к взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Воспитатели детских учреждений жалуются на их неугомонность.

Главная черта гипертимных подростков – почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии.

Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. В силу этого с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты.

Как правило, обнаруживается склонность к самовольным отлучкам, иногда продолжительным. Истинные побеги из дому у гипертимов встречаются нечасто.

Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Алкоголизация представляет для гипертимов серьезную опасность с подросткового возраста. Выпивают они в компаниях с приятелями.

Реакция увлечения отличается у гипертимных подростков богатством и разнообразием проявлений, но главное – крайним непостоянством хобби.

Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает "показать себя", предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Но самооценка гипертимных подростков отличается достаточной искренностью.

Гипертимно-неустойчивый вариант психопатизации является наиболее частым. Решающую роль в том, что на гипертимной акцентуации произрастает гипертимно-неустойчивая психопатия, обычно играет семья. Как чрезмерная опека – гиперпротекция, мелочный контроль и жестокий диктат, да еще сочетающийся с неблагополучием внутрисемейных отношений, так и гипоопека, безнадзорность могут служить стимулами к развитию гипертимно-неустойчивой психопатии.

Гипертимно-истероидный вариант встречается значительно реже. На фоне гипертимности постепенно вырисовываются истероидные черты.

Гипертимно-аффективный вариант психопатизации отличается усилением черт аффективной взрывчатости, что создает сходство с эксплозивными психопатиями. Вспышки раздражения и гнева, нередко свойственные гипертимам, когда они встречают противодействие или терпят неудачи, здесь становятся особенно бурными и возникают по малейшему поводу.

ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП

Как известно, этот тип был описан в 1921 г. Kretschmer и сперва стал широко использоваться в психиатрических исследованиях. П.Б. Ганнушкин (1933) включил в "группу циклоидов" четыре типа психопатов: "конституционально-депрессивных", "конституционально-возбужденных" (гипертимных), циклотимиков и эмотивно-лабильных. Циклотимия им рассматривалась как тип психопатии.

В подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации: типичные и лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода (у девочек это может совпасть с менархе) возникает первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительности. С утра ощущается вялость и упадок сил, все валится из рук.

Прежде шумные и бойкие подростки в эти периоды становятся вялыми домоседами.

Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками.

У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели.

У циклоидных подростков имеются свои "места наименьшего сопротивления". Важнейшим из них, вероятно, является неустойчивость К коренной ломке жизненного стереотипа.

Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному или реактивно-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче - несколько "хороших" дней сменяют несколько "плохих". "Плохие" дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями. Но, в отличие от описываемого далее лабильного типа, нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причин.

Подростковые поведенческие реакции у циклоидов, как типичных, так и лабильных, обычно выражены умеренно. Эмансипационные устремления и реакции группирования со сверстниками усиливаются в период подъема. Увлечения отличаются нестойкостью.

Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт "хороших" и "плохих" периодов. У подростков этого опыта еще нет, и поэтому самооценка может быть еще очень неточна.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Этот тип наиболее полно описан под разными наименованиями "эмоционально-лабильный", (Schneider, 1923),"реактивно-лабильный" (П.Б. Ганнушкиным, 1933) или "эмотивно-лабильный" (Leongard, 1964, 1968) и др.

Как часто у вас меняется настроение и от чего это зависит? Обычно состояние духа человека зависит от ряда факторов и меняется под воздействием внешних обстоятельств. А вот у циклотимиков – настроение меняется гораздо чаще и понять причины таких перемен невозможно.

Циклоидный тип или циклотимный тип личности – это акцентуация характера, при которой у человека резко и беспричинно меняется эмоциональное состояние. Радость и эйфория на протяжении нескольких часов или дней резко меняется такой же беспричинной печалью, тоской и апатией. Понять, что творится в душе циклотимика невозможно, чаще всего он и сам не может отдать отчет в своих чувствах и объяснить, что с ним происходит.

Циклоидный тип личности относится к одной из , особенности этого типа могут более или менее выражены, но поведение и эмоциональные реакции человека не выходят за пределы общепринятой нормы, он легко социализируется и вполне успешен. Таких людей называют яркими индивидуальностями, их поведение и привычки могут нуждаться в корректировке, но они могут сами контролировать свое поведение и лечение.

Циклоидная – это патологическое изменение психики, при котором перепады настроения происходят слишком резко и беспричинно. А поведение больного кажется окружающим странным и неприемлемым. При выраженных особенностях поведения и резких перепадах настроения циклотимикам требуется помощь психолога или психиатра, который должен контролировать лечение.

Развитие циклоидного типа личности

Циклоидный тип личности, также, как и другие типы, развивается под воздействием множества факторов – генетической предрасположенности, особенности воспитания, воздействия разнообразных факторов и так далее. Оказать какое-то воздействие или предугадать развитие акцентуации характера невозможно в более раннем возрасте практически невозможно. Циклотимики «показывают» свой характер уже в детстве, в подростковом возрасте все эти особенности становятся особенно заметными, депрессии быстро сменяют эйфорию и наоборот.

Причины развития циклоидной психопатии также неизвестны, но существует ряд факторов риска, которые могут усугубить проявления акцентуации характера или спровоцировать развитие психопатологии.

К ним относятся:

  • Психические и неврологические патологии у близких родственников.
  • Травмы головного мозга и инфекционные заболевания, протекающие с высокой температурой и интоксикацией.
  • Употребление токсических веществ.
  • Психологические травмы.

Как распознать циклотимика

Циклотимики – люди настроения. Их отличает энергичность, активность, общительность и апатия, безразличие и депрессии. Отличительная особенность этого типа характера – цикличность и резкая смена настроения.

У «стандартного», психически здорового циклотимика периоды активности и бодрости длятся примерно 1-2 недели, а затем сменяются чувством апатии и усталости – от нескольких дней до нескольких недель. Потом опять «подъем» и опять «спад». Если перемены настроения выражены не слишком сильно, их могут не замечать ни окружающие, ни сам циклотимик. Упадку сил и ухудшению настроения всегда находится логичное объяснение: усталость, недосып, проблемы в личной жизни или на работе и так далее. А улучшение настроения обычно никого не удивляет и не вызывает вопросов.

Отличить циклотимиков можно по следующим характерным признакам:

  1. В стадию гипертимии или повышенного настроения:
  • Активность
  • Повышенная потребность в общении
  • Повышение настроения, вплоть до эйфории
  • Психомоторное возбуждение
  • Снижение критики
  • Повышение аппетита, уменьшение потребности во сне.
  1. В стадии или снижения настроения:
  • Плохое настроение
  • Снижение интереса к чему-либо
  • Пессимизм
  • Отказ от общения
  • Сонливость
  • Гиподинамия

Такие резкие переходы настроения, стремлений и образа жизни достаточно тяжело переживаются как самими циклотимиками, так и окружающими. В период подъема он выполняет большой объем работы, берется сразу за несколько дел, активно общается со всеми, обещает переделать еще множество дел. А затем наступает период гипотимии и оказывается, что делать все это уже не хочется, нет сил завершить все начатое и общаться с окружающими и оправдывать их ожидания нет сил.

При циклоидной психопатии перепады настроения становятся особенно резкими. В периоды гипертимии человек находится в состоянии эйфории, он патологически активен, болтлив, чрезмерно общителен, не чувствует чужих границ, становится навязчив и чрезмерно подвижен. Затем период подъема настроения меняется на депрессивное состояние. Это не просто ухудшение настроения – а полная апатия, нежелание общаться с кем-либо, суицидальные мысли и намерения.

Особенно опасны такие проявления у подростков. Циклоиды, также как и , находятся в группе риска по суицидам. Подросткам достаточно сложно справиться с резкими перепадами настроения, объяснить окружающим и самим себе, что с ними происходит и что с этим делать. В таких ситуациях помогает консультация психолога и помощь родителей, которые должны объяснить ребенку, что с ним происходит и почему.

Справиться с перепадами настроения помогают занятия спортом, режим отдыха и сна, использование методик на расслабление и концентрацию или прием растительных седативных препаратов. В более сложных случаях необходимы , прием антидепрессантов или других препаратов.

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Ядро характера

От настоящего циклоида веет душевно-телесным теплом, оно даже
физически ощущается в контакте с таким человеком. Душевное тепло других
людей частично гасится дисфорией, эгоцентричностью, деперсонализацией,
невидимой «стеночкой» между ними и собеседником. Всего этого нет в
циклоиде, зато в нем есть аромат обволакивающего тепла, мягкости,
добродушного жизнелюбия, юмора. Это происходит не только по отношению к
близким людям, но идет широкой волной, согревая и обласкивая почти всех
окружающих. По временам это открытое тепло занавешивается грустинкой, но и
тогда сквозь этот «занавес» оно продолжает ощущаться. Но вот циклоид
повеселел и снова, подобно солнышку, согревает окружающих своими лучами.

Главной особенностью циклоидной естественности является синтонность
(от греч. sintonia - созвучность, согласованность). Синтонность означает «в
один тон». Прежде всего, это открытая непосредственность в общении. Циклоид
резонирует на состояние другого человека и в тон ему отвечает своим
состоянием. Меняется тональность беседы - и меняются мимика, выражение
глаз, модуляции голоса, жесты, осанка, настроение циклоида. Этот резонанс
ясно ощутим, потому что циклоид понятен: его чувства находят отражение в
его внешнем облике и поведении. Он дает полноценный выход своим эмоциям. От
полноты чувств может обнять, расцеловать человека или накричать на него,
спустить с лестницы.

Э. Кречмеру принадлежит интересное замечание, что циклоид способен
грубо накричать и не способен быть колким и злым /71/. Если возникает
желание помочь, то циклоид делает это бескорыстно, от души, и не только на
словах. Когда циклоиду плохо, то ему необходимо без остатка выговориться,
выплакаться: крупные слезы, текущие по пухлым щекам, ассоциируются с чем-то
неподдельным, непосредственным, детским.

Циклоидному человеку свойственна внутренняя душевная слаженность
(одна из граней синтонности). У него редко возникают непримиримые
внутренние конфликты, включая моральные. Если уж он чего-то по-настоящему
захотел, то и морально допускает, прощает себе это. Ложь и хитрость могут
иметь место, но и они - продолжение циклоидной непосредственности.

Циклоид живет в тон с окружающим миром, подробно, практично входя в
детали и поры жизненных событий. Он «вкусно» воспринимает мир. Жизнелюбие
циклоида сочное от обилия красок и запахов жизни. Он наслаждается
разнообразным общением, практической деятельностью, быстро знакомится и
легко вступает в приятельские отношения. Ему чужда всяческая церемонность,
искусственность, в его естественности есть нечто природно-первозданное,
защищающее циклоида от условностей, ложного стыда и фальши. Циклоид живет и
дает жить другим, заражая их своим оптимизмом, энергией.

Даже циклоидная аморальность, по причине ее естественности, не несет
в себе извращений садистичности. Она понятна большинству людей, так как
многим из них хочется того же, что и циклоиду, но они твердо придерживаются
моральных запретов. Парадоксально, но беспринципные поступки циклоида
по-своему симпатичны и не вызывают осуждения. Когда читаешь о похождениях
Остапа Бендера, мушкетеров А. Дюма, то заражаешься их умением легко и
весело жить, совершенно забывая о нравственности или безнравственности их
поступков. Даже такой великий моралист, как Л. Н. Толстой, так описал
беспринципного, легкомысленного, но доброго и жизнелюбивого, синтонного
Стиву Облонского, что нам, как и персонажам романа, хочется без осуждения
иронично улыбнуться над ним. Циклоидный А. С. Пушкин мог затрагивать любые
темы и, в силу естественного такта, легкости и обаяния, не был пошлым.

По причине той же естественности циклоид сморкается, зевает,
потягивается, при этом не вызывая у большинства окружающих чувства
неловкости, а даже наоборот, создает атмосферу простоты и уюта. Эту грань
циклоидной естественности можно назвать натуральностью. В силу этой
натуральности (в отличие от психастеника, шизоида) циклоидный мужчина не
стесняется сексуального желания к понравившейся ему женщине. Циклоид,
встретив утром коллегу по работе, может, сияя улыбкой и дружественно
протягивая руку, сказать: «Что-то вы сегодня, дорогой, плохо выглядите, как
будто постарели», - и все это без малейшей едкости, язвительности,
по-своему заботливо и с добротой. Обезоруженный подобной естественностью
обидчивый коллега не сердится, а идет взглянуть на себя в зеркало.

Э. Кречмеру принадлежит важное наблюдение-открытие, названное им
патетической пропорцией (пропорцией настроения). Он заметил, что циклоид не
бывает просто радостен или грустен, в нем всегда присутствует смесь двух
этих чувств, одно из которых преобладает. Кречмер писал: «Отношение, при
котором в циклоидной личности сочетаются гипоманиакальные и мрачные черты
темперамента, мы называем диатетической пропорцией или пропорцией
настроения»

Любым природным процессам свойственно волнообразное, ритмичное
течение. Природа дышит колебаниями погоды, сменой времен года. В циклоиде,
как в человеке естественном, мы видим это природное свойство. Само название
«циклоид» происходит от понятия циклоидности, что по-гречески значит
кругообразность. Итак, в рамках диатетической пропорции настроение циклоида
колеблется от радости, света к печали и мрачности.

Если соблюдать научную строгость подхода, то подъемы и спады
настроения у циклоидов следует именовать гипертимией и гипотимией; при
циклотимии, соответственно, гипоманией и субдепрессией; при МДП манией и
депрессией. Полагаю, что неспециалисты могут называть любой душевный упадок
широкоупотребимым словом «депрессия». В книге будем придерживаться данного
широкого словоупотреблений. Главное - четко понимать, что в случае
циклоидной психопатии, циклотимии и МДП мы имеем дело с качественно разными
депрессиями. Наиболее легкие они у циклоидов, наиболее тяжелые - при МДП.

Циклоид в депрессии остается самим собой: его ценности, смысл жизни
остаются при нем, он способен сквозь депрессию жить, отталкиваясь от них.
Депрессивный циклоид сохраняет возможность управлять собой с помощью своей
воли и в случае правонарушения считается вменяемым. При циклотимии, и
особенно при МДП, личность как бы «занавешивается» тягостным состоянием. И
сам больной, и его близкие замечают, что он стал другим человеком.

Циклоиду свойственна практическая реалистичность мышления. Он мало
ценит гениальные рассуждения, в отношении которых пока не ясно, как их
можно практически применить. Его мышление движется в тон, лад с быстро
меняющейся действительностью, способно к гибким компромиссам. Даже если
циклоид - философ, как Фейербах, Маркс, то главное в его философии сводится
к поиску условий для того, чтобы люди здесь, на земле могли полноценно
жить, любить, свободно развиваться. Циклоидам, как и людям уже описанных
характеров, свойственно реалистическое мироощущение. Они ощущают, что
душевная жизнь рождается внутри них, а не даруется им из иных неземных
измерений.

Г. Е. Сухарева пишет: «Все окружающее оценивается ими положительно и в
жизнерадостных тонах. Мальчик 9 лет на вопрос, как он провел праздники,
отвечает: «Так хорошо, что ни в сказке сказать, ни пером описать». На
вопрос врача, что у него болит, отвечает: «Я здоров, не болею, никогда не
болел и болеть не буду!»

Успеваемость в школе носит неровный характер в связи с их бурным
темпераментом, из-за которого им не хватает усидчивости. Нередко их
выручает замечательная память. Даже не поняв материал, они способны выучить
его наизусть. Несмотря на аффективные вспышки и драчливость, в них нет
эпилептоидной яростной злобы и мстительности против обидчика. Они могут, в
отличие от эпилептоида, дружить с теми, с кем вчера еще были в ссоре. Среди
детей они часто пользуются авторитетом и симпатией благодаря смелости и
открытому дружелюбию. Они легко приспосабливаются и ориентируются в
ситуации, не страдая застенчивостью и тормозимостью. И у них бывают периоды
подавленности, вялости. Обычно это длится недолго.

Варианты циклоидного характера

Подробно описаны Э. Кречмером и П. Б. Ганнушкиным. Э. Кречмер выделял
следующие варианты циклоидного характера. Живой гипоманиакальный тип, тихий
самодовольный тип, меланхолический тип, а также болтливо-веселых, спокойных
юмористов, тихих душевных людей, беспечных любителей жизни, энергичных
практиков. Этот перечень свидетельствует о многообразии циклоидных
акцентуантов и психопатов.

Чем же обусловлено это многообразие? Дело в том, что на вышеописанное
циклоидное ядро ложатся напластования других характерологических черт.
Наиболее ярко, незамутненно ядро проявляется у «чистых» циклоидов, то есть
без примеси в характере выраженной истероидности, авторитарности,
психастеноподобности, чье настроение чаще всего находится ближе к умеренно
повышенному. В таких случаях мы ощущаем в человеке ничем не замутненную
солнечную синтонность-слаженность, полнокровную
естественность-натуральность. Также ядро характера может стойко
«застилаться» печалью или разжигаться, распаляться гипертимным огнем. П. Б.
Ганнушкин предложил систематику циклоидов в зависимости от их особенностей
настроения. Оттолкнувшись от данной систематики, рассмотрим варианты
синтонных людей.

1. Конституционально-депрессивные (гипотимные или грустные). П. Б.
Ганнушкин рисует весьма тягостную картину погрязшего в безнадежном
самобичевании пессимиста. Временами кажется, что речь идет не только о
циклоидах, но и о циркулярных больных. Правда, он отмечает, что «за этой
угрюмой оболочкой обычно теплится большая доброта, отзывчивость и
способность понимать душевные движения других людей; в тесном кругу
близких, окруженные атмосферой сочувствия и любви, они проясняются:
делаются веселыми, приветливыми, разговорчивыми, даже шутниками и
юмористами...» /4, с. 14/.

К. Леонгард подобные личности называет дистимическими /8, с.
183-186/. Э. Кречмер именует их тяжелокровными за их заторможенность,
флегматичность, вяловатость. Возможно, таким тяжелокровным циклоидом был
баснописец И. А. Крылов. Сквозь всю депрессивность в них просвечивает юмор,
естественность, жизнелюбие, которые можно вызывать к жизни радостным
событием, искренним комплиментом. Женщина этого типа поднимает себе
настроение покупками, новой прической. Когда она сидит в кресле
парикмахера, то невольно душевно согревается от ощущения, что о ней
заботятся.

Многие грустные циклоиды похожи на психастеников своей нравственной
чувствительностью. Вспоминаю, как подобная женщина естественно плакала на
людях, раскаиваясь в том, что не купила нищей бабушке хлеба (психастеничка
вряд ли плакала бы среди малознакомых людей). В сравнении с психастениками
в них меньше заботы о своем благополучии, больше нерассуждающей смелости,
меньше самолюбия. Есть что-то удивительно чистое в их нравственных
поступках, которые идут не от рефлексии, не от чувства вины или замученной
совести, а от того, что у них такая натура, которой легко, органично, без
внутренней борьбы и сомнений дано их совершать. Их нравственная установка
весьма гибкая: подобный врач или начальник готов написать заведомо ложную
бумагу, лишь бы она помогла конкретному человеку. Возможно, что
определенная доля мягкой депрессивности (без нервозности,
раздражительности) действует просветляюще на человека, освобождая его от
суеты и низких побуждений. В этой связи уместно вспомнить Книгу
Экклезиаста.

Этим людям, как отмечал Кречмер, свойственно не морализирующее умение
понимать особенности других людей /71, с. 456/. Нередко им присуще ощущение
пессимистического хода жизни, который они покорно принимают без пафоса и
трагедии, скорее с печальным юмором. Грустный (гипотимный) циклоид порой
напоминает сонного, ленивого кота. Но, оживляясь, может поражать
сообразительностью и быстрой, точной реакцией. Иногда гипотимный циклоид
производит впечатление аутичного шизоида. Но при более близком контакте
светится грустной синтонностью и тягой к теплу. Грустные циклоиды бывают и
многословно деятельными, но глаза, настроение, чувство жизни таят в себе
значительную примесь печали. Можно с благодарностью вспомнить о
примечательных в этом отношении Р. Быкове, Ю. Никулине, С. Довлатове.
Полагаю не случайно, что среди грустноватых циклоидов немало юмористов -
так они лечатся, поднимаются из своей печали к радости жизни.

2. Конституционально-возбужденные (гипертимные). Психопатам этой
группы присущ патологический оптимизм. Они смеются даже тогда, когда
большинство на их месте плачет. Если такой человек опасно заболел, то
заставить его лечиться, пугая возможной смертью, весьма сложно. Гипертим
ощущает в себе энергию на несколько жизней, и ему не верится в собственную
смерть. Он способен эпикурейски отшутиться: «Пока есть я, смерти нет, когда
она придет, не будет меня». Гипертимы веселы, как будто под веселую музыку
выпили шампанского. В душе никакого разлада: все желаемое допустимо. В
периоды особых подъемов настроения они способны пускаться на сомнительные
авантюры, как бы утрачивая на какое-то время чувство долга и порядочности.
Гипертимы жаждут новых сфер деятельности, так как в старых сферах, с их
точки зрения, остается лишь выполнение уже известного, - а это им скучно.
Они могут быть гневливы, но не по-неврастеническому нервозны. Вспылив,
быстро отходят, освеженные разрядкой эмоций, и зла не таят. В них нет
холодной строгости, резкой враждебности, жесткой принципиальности. Если
тяжелый гипертимный психопат бывает вреден для дела, так как больше
планирует и начинает, чем создает, то психопат легкой степени и акцентуант
отличаются поражающей продуктивностью.

Остановлюсь на тех гипертимах, которые предаются не столько «мясистым
радостям жизни», а, наоборот, несколько отодвигая их в сторону, отдаются
страсти практической работы. Как отмечал Э. Кречмер, у них «нет желания
корригировать мир по твердо установленным положениям... Это практики,
которые раньше знакомятся с человеком и реальными возможностями, а затем
уже считаются с принципом» /71, с. 455-456/.

Подобные гипертимы с детства набирают опыт практической жизни, так
как всегда что-то организуют, «проворачивают». Они всегда в курсе: где,
что, почем, что от кого зависит. Чаще полагаются на интуицию, чем на строго
выверенный расчет. Им свойственна установка: поживем, увидим, разберемся.
Люди их называют ушлыми, так как они находят выход практически из любой
ситуации. Они чуют, с кем и как нужно взаимодействовать: на кого-то давят,
кому-то сразу уступают, кого-то почтительно выслушивают, на кого-то кричат
- одним словом, подвижны, как ртуть.

Гипертимы, как и многие другие циклоиды, способны легко
перевоплощаться и быть такими, какими нужно быть в данной ситуации. Веселой
шуткой они смягчают свою нагловатость и напористость. Многим из них
свойственно обаяние, умение вызывать доверие. У них всегда находится
широкий диапазон искренних комплиментов. Гипертимы умело сокращают
дистанцию в общении, завязывают дружеские отношения, поэтому, когда они
обращаются к людям с просьбой, тем трудно отказать. Они готовы к
компромиссу: если не удается все, то стараются получить хоть что-нибудь. У
гипертимного начальника не закрываются двери - он принимает всех сразу, не
создавая очереди, одновременно решая множество проблем. Гипертимный
энергичный практик не сентиментален, не обидчив, не вязнет инертно в
чувствах. У него есть потребность в том, чтобы выговориться, но не в том,
чтобы вечно жаловаться. В трудных ситуациях его типичный вопрос: «Что
делать?», на который он тут же ищет практический ответ.

3. Циклотимики (по П. Б. Ганнушкину). Речь идет о циклоидах с
волнообразными колебаниями настроения. К. Леонгард называл подобные
личности аффективно-лабильными. В настоящее время подобных циклоидов не
принято называть циклотимиками: так называют больных циклотимией. У этих
людей можно отчетливо наблюдать «плохие и хорошие» дни. В «хорошие» дни они
чувствуют себя необыкновенно здоровыми, но со временем, наученные опытом,
уже в глубине души тревожно ждут депрессивной фазы. Порой, если колебания
настроения часты, накапливается усталость от отсутствия душевной
стабильности. Про них трудно сказать, оптимисты они или пессимисты.

Что такое оптимизм? Поясню примером. Оптимист видит полбутылки
шампанского и восклицает: «Как здорово! Целых полбутылки шампанского!»
Пессимист в такой ситуации мрачнеет: «Увы, полбутылки уже выпито».
Депрессивный человек впадает в отчаяние: «О, горе, полбутылки выпито, и это
ужасно!» Циклоид данного типа может реагировать любым из этих способов. А
может пошутить: «Если подольете, я оптимист, а если нет, то пессимист», - и
сам рассмеется своей шутке. Подобного циклоида нужно настроить таким
образом, чтобы он ценил свои хорошие дни, а в плохие с уверенностью ждал
хороших - тогда он будет ближе к оптимисту. Замечательный пример такого
отношения мы видим в маленьком мудром пушкинском стихотворении «Если жизнь
тебя обманет».

4. Эмотивно-лабильные (реактивно-лабильные) циклоиды. Люди данного
характера - самые беспомощные в своей аффективной неустойчивости. Их
настроение «пляшет» несколько раз на дню. Они весело смеются и сами
понимают, что это к слезам. Порой они не знают, чего от себя ждать через
минуту, через час. Такие циклоиды нуждаются в психотерапии.

В связи с тем, что они обращают на себя внимание малой
мотивированностью изменений своего состояния, люди могут их считать
капризными, даже поверхностными и легкомысленными. Однако они отличаются
глубокими чувствами и стойкой привязанностью к близким и друзьям. Любой
пустяк может выбить их из колеи, а приятное событие вселить веселость и
даже отвлечь от действительно серьезных неприятностей. Эти люди убегают от
общения с теми, кто, по понятным или непонятным причинам, портит их хрупкое
настроение. Если же человек оказывает благоприятное душевное воздействие,
то они готовы находиться рядом с ним весь день.

Не все циклоиды, особенно оригинальные, исчерпываются приведенными
вариантами. Чем сложнее и многограннее человек, тем хуже на нем сидит
заранее сшитая одежда характерологического описания. Ко многим нужно
добавлять поясняющие определения, помогающие более точно схватить душевный
образ человека. Вспомним синтонного интеллигента Булата Окуджаву, его
солнечно-печальную улыбку, теплый, мягко бодрящий, с легкой хрипотцой
голос, грустные, но дарящие надежду сложные песни. В них есть что-то
аутистическое, герои их окутаны чуть демонстративной, романтической дымкой,
в песнях ощущается стиль, камерность, символика, в которой зашифрованы
земные смыслы.

Некоторые исследователи, к примеру К. Леонгард, называют синтонными
лишь тех циклоидов, для которых характерно достаточно ровное, нейтральное
настроение. Видимо, предполагается, что именно в этом настроении человек
наиболее способен входить в резонанс с другим человеком. Однако мы
чувствуем, что и гипертим, и гипотим сквозь радость или грусть также
естественно резонируют на происходящее, оставаясь в целом в рамках своего
преобладающего настроения. Поэтому определение синтонности принадлежит ядру
циклоидного характера, не ограничиваясь лишь его отдельными вариантами.

Быть может, циклоиды не воспитывают детей так методично, как
тревожные люди других характеров, но не пожалеют ради ребенка ни денег, ни
сил, не оставят их в беде. Циклоидный отец, ужиная в ресторане, может
разрешить своему трехлетнему сынишке ползать по скатерти, опрокидывая на
нее напитки и соус, смеясь над его проделками и шалостями, приходя от них в
хорошее настроение. Испуганного официанта он тут же утешает: «Все оплачу.
Пусть мальчишка живет». И нет в нем никакого чванства, высокомерия богатого
человека, а лишь глубинная радость от возможности предоставить сынишке
полноту жизни. В циклоидных семьях часто бывают гости. Шумно и весело
отмечаются праздники и дни рождения, когда съезжается вся родня. Циклоидная
мама успевает сделать за день сотни дел, но при этом быстро заметит, что у
одного из пяти детей понурый вид, и, делая сто первое дело, быстро сунет
ему градусник. Атмосфера циклоидной семьи хорошо передана Л. Н. Толстым на
примере семьи Ростовых. Многие итальянские фильмы показывают гипертимно
буйную семейную жизнь бедных людей с ее повышенной «температурой» чувств,
криками, когда все в кучу, но при этом люди умудряются во всем как-то
разобраться и еще посмеяться над собой и друг другом.

Дифференциальный диагноз

Ярко одетого, шумного человека люди могут принимать за истерика, в то
время как это может быть циклоид. Истерик бессознательно стремится в центр
внимания, а циклоид там невольно оказывается по причине своей деятельной
общности. Нередко люди сами приглашают его в центр праздника жизни,
например в качестве свадебного тамады. Циклоид и сам любит нравиться людям.
Из этого естественного желания нравиться и рождаются кокетство, игривость,
легкое прихорашивание себя, но все это жизнелюбиво и без фальши. Нет
преобладания позы, ее пустоты. В легкой позе циклоида ощущается
естественная теплая синтонность, а не претенциозный, демонстративный
холодок.

Иногда путают буйно себя ведущих циклоидов и органических психопатов
(речь о них дальше). Циклоидная гипертимность отличается содержательностью,
целенаправленностью, заражает вкусом к жизни. Органическая же эйфоричность
пустовато бессодержательна, в ней явно проглядывает расторможенность,
благодушно-бестревожное стремление получать примитивный «кайф». Циклоиды,
когда их «несут» эмоции, кажутся истероподобными или базарными, органики же
в эти периоды могут производить впечатление временно слабоумных.

Вообще, для классической клинической диагностики самое главное не
информация, которую сообщают о человеке третьи лица или он сам о себе, а то
клиническое впечатление, которое человек непосредственно производит во
время беседы. Запись и анализ этого впечатления называется психическим
статусом (состоянием), который тщательно сопоставляется с полученной
информацией. Только после беседы становится ясным, как трактовать эту
информацию. Опытные клиницисты в большинстве случаев уклоняются от
постановки диагноза, не видя пациента (что возможно для некоторых
психоаналитиков).

Примеры

1. В рассказе А. П. Чехова «Душечка» изображена духовно несложная
синтонная женщина. На том основании, что она бывает разной с разными
людьми, как бы теряя себя, ее нельзя относить к истерическим натурам.
Душечка противоположна истеричке. Последняя хочет быть в центре внимания и
чтобы события вращались вокруг нее. Душечка в центр внимания ставит другого
человека и растворяется в заботах о нем, не ожидая наград и похвалы. Она
беспомощна перед своей глубинно-эмоциональной потребностью всем телом и
душой служить близкому человеку. При этом она теряет себя как независимую
личность. Но не жалеет об этом нисколько - ведь как своей независимостью
поможешь мужу? Ее любовь по-матерински хлопотливая, абсолютно здешняя и
находит свое высшее развитие в маленьком мальчике. Жить для себя она не
умеет. В экранизации рассказа есть деталь, когда Душечка просит не убирать
со стены портреты бывших мужей. Она их всех любит. Если бы ее мужья не
умирали, она была бы верной женой для одного мужа. Оставаться же одной,
никому не помогать - для нее абсолютно чужеродно, поэтому она снова
влюблялась. Интересно, что некоторые умные сенситивно-беспомощные шизоиды
без всякой иронии относятся к Душечке. Видимо, они чувствуют, как важна эта
синтонность, для которой тревоги и заботы близкого человека есть самая
большая собственная забота. Без естественно-синтонного ядра характера
поведение Душечки, взятое во всей совокупности деталей, объяснить
невозможно.

2. Вспомним образ синтонного мошенника Остапа Бендера, «чтившего уголовный
кодекс». В нем было тепло, добрая забота к компаньонам, желание им помочь.
Во все, что он делал, проникал естественный юмор. Особое внимание обратите
на синтонно-талантливую пластичность его взаимодействия с людьми. Е. Л.
Доценко пишет: «...гениальность И. Ильфа в дуэте с Е. Петровым проявилась
еще и в удивительно точном названии типа описанного ими мошенника -
комбинатор. Это не жулик, работающий в одном жанре, - обман,
надувательство, грабеж, принуждение, манипуляция и пр. Это действительно
комбинатор, поражающий своей инструментальной оснащенностью и гибкостью»

При циклоидном типе акцентуации характера наблюдается наличие двух фаз - гипертимности и субдепрессии. Они не выражаются резко, обычно кратковременны (1-2 недели) и могут перемежаться длительными перерывами. Человек с циклоидной акцентуацией переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением. При спаде настроения такие люди проявляют повышенную чувствительность к укорам, плохо переносят публичные унижения. Однако они инициативны, жизнерадостны и общительны. Их увлечения носят неустойчивый характер, в период спада проявляется склонность забрасывать дела. Сексуальная жизнь сильно зависит от подъёма и спада их общего состояния. В повышенной, гипертимной фазе такие люди крайне похожи на .

Подробное описание по А.Е. Личко

Фрагмент из книги "Психопатии и акцентуации характера у подростка"

Как известно, этот тип характера был описан в 1921 Е. Kretschmer и сперва часто упоминался в психиатрических исследованиях. П. Б. Ганнушкин (1933) включил в «группу циклоидов» четыре типа психопатий - конституционально-депрессивный, конституционально-возбужденный (гипертимный), циклотимический и эмотивно-лабильный. Циклотимия им рассматривалась как тип психопатии. Однако в дальнейшем под этим понятием стали подразумевать относительно легкие случаи маниакально-депрессивного психоза, а существование циклоидное™ вне рамок этого заболевания было поставлено под сомнение. С 40-х годов циклоидная психопатия исчезла из психиатрических руководств. В последние годы циклоидность вновь привлекла внимание, но как один из преморбидных типов больных эндогенными психозами, причем нередко циклоидный и гипертимный типы не разделяются.

Между тем существует особая группа случаев, где-циклические изменения эмоционального фона никогда даже не приближаются к психотическому уровню . Г. Е. Сухарева (1959) отметила подобные непсихотические циклотимические колебания у подростков, которые с наступлением зрелости могут вообще сгладиться. Подобные случаи, с нашей точки зрения, правильнее было бы рассматривать как циклоидные акцентуации.

Наши с С. Д. Озерецковским [Личко А. Е., Озерецковский С. Д., 1972] исследования позволили выделить в подростковом возрасте два варианта циклоидной акцентуации - типичные и лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода (у девочек это может совпасть с менархе), а еще чаще в 16-19 лет, когда половое созревание завершается, возникает первая субдепрессивная фаза. Чаще она проявляется апатией и раздражительностью. С утра ощущается упадок сил, все валится из рук. То, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить. Шумные компании сверстников, ранее привлекавшие, теперь избегаются. Приключения и риск теряют всякую привлекательность. Прежде бойкие подростки теперь становятся унылыми домоседами. Падает аппетит, прежде любимые кушанья перестают вызывать удовольствие. Вместо свойственной выраженным депрессиям бессонницы нередко наблюдается сонливость. Созвучно настроению все приобретает пессимистическую окраску. Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно начинают сыпаться из-за падения трудоспособности, переживаются крайне тяжело. На замечания и укоры могут отвечать раздражением, даже грубостью и гневом, но в глубине души от них впадают в еще большее уныние. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию интрапунитивного типа с суицидными попытками. Обычно лишь в этом случае подростки попадают в поле зрения психиатра.

Юрий П., 16 лет. Вырос в дружной семье. Хорошо учился в английской школе до последнего класса. Отличался веселым нравом общительностью, живостью, увлекался спортом, охотно участвовав в общественной работе, был председателем школьного клуба.

Последние несколько недель изменился. Без причины ухудшилось настроение, «напала какая-то хандра», все стало валиться из рук, учиться стал с трудом, забросил общественную работу, занятия спортом, перессорился с товарищами. После занятий сиднем сидел дома. Иногда спорил с отцом, доказывая, что «в жизни нет правды». Ухудшились сон и аппетит В эти дни ему случайно попался под руку научно-популярный журнал со статьей о вреде онанизма. Так как сам тайком занимался мастурбацией, но ранее не придавал этому значения, теперь решил бросить, но обнаружил, что «не хватает воли». Подумал, что его ждут «импотенция, сумасшествие и слабоумие». В эти же дни в школе на общем комсомольском собрании был подвергнут товарищами суровой критике за развал общественной работы, которой ранее руководил. Один из одноклассников назвал его «плесенью общества». На собрании сперва огрызался, потом смолк. Понял, что он - «неполноценный человек». Возникла мысль о самоубийстве. Вернувшись домой из школы выждал ночи и, когда родители уснули, принял 50 таблеток мепробамата Оставил записку, где написал, что он - «духовно нищий человек» виноват перед школой и государством.

Из реанимационного центра был доставлен в подростковое отделение психиатрической больницы. Здесь в первые же дни состояние внезапно и резко изменилось, хотя антидепрессантов не получал. Настроение стало слегка повышенным, сделался общительным, активным, легко вступал в контакт, был полон энергии. Не понимал, что с ним было, «без всякой причины нашла какая-то хандра». Теперь же все прошло, настроение исправилось, рад, что остался жив. Суицидную попытку оценивает критически. Чувствует себя хорошо, аппетит даже повышен, сон стал крепким и спокойным. Скучает по родным, по школе и товарищам. Стремится продолжать учебу.

Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован циклоидный тип. Конформность средняя, реакция эмансипации не выражена. Отмечается отрицательная установка на алкоголизацию. По шкале субъективной оценки самооценка недостаточная: черт какого-либо типа не выступило.

Диагноз. Острая аффективная интрапунитивная реакция с истинным покушением на самоубийство на фоне акцентуации циклоидного типа.

Катамнез через 2 года. Успешно окончил школу, учится в институте. Отмечает, что после выхода из больницы бывали «плохие периоды» длительностью в 1-2 нед и повторявшиеся каждые 1-2 мес. К моменту катамнеза эти колебания сгладились.

У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны, 1-2 нед [Озерецковский С. Д., 1974]. Субдепрессия может смениться обычным состоянием или периодом подъема, когда циклоид снова превращается в гипертима, стремится в компанию, заводит знакомства, претендует на лидерство и обычно наверстывает то, что было упущено в учебе и работе в субдепрессивной фазе. Периоды подъема случаются реже, чем субдепрессивные фазы, и бывают не такими яркими. По наблюдению Ю. А. Строгонова (1972), иногда лишь обычно несвойственные рис кованные шутки над старшими да стремление везде и всюду острить могут бросаться в глаза окружающим.

У циклоидных подростков имеются свои места «наименьшего сопротивления». Они различны в субдепрессивной фазе и в период подъема. В последнем случае выступают те же слабые места, что при гипертимном типе: непереносимость одиночества, однообразной и размеренной жизни, кропотливого труда, неразборчивость в знакомствах и т. д. В субдепрессивной фазе ахиллесовой пятой становится коренная ломка жизненного стереотипа. Этим, видимо, объясняются присущие циклоидам затяжные субдепрессивные состояния на первых курсах высших учебных заведений [Строгонов Ю. А., 1973] Резкое изменение характера учебного процесс!, обманчивая легкость первых студенческих дней, отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей, сменяющиеся необходимостью усвоить в короткий срок зачетно-экзаменационной сессии гораздо большего, чем в школе, материала - все это ломает привитый предшествующим десятилетием учебный стереотип. Упущенное приходится наверстывать усиленными занятиями, а в субдепрессивной фазе это не приводит к желаемым результатам. Переутомление и астения затягивают субдепрессивную фазу, появляется отвращение к учебе и умственным занятиям вообще.

В субдепрессивной фазе появляется также избирательная чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям в свой адрес - ко всему, что способствует мыслям о собственной неполноценности, никчемности, ненужности.

Лабильные циклоиды в отличие от типичных во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче - два-три «хороших» дня сменяются несколькими «плохими». «Плохие» дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями. Но в отличие от описываемого далее лабильного типа нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причин

Валерий Р., 16 лет Вырос в дружной семье, привязан к родителям и старшему брату, который служит в армии С детства был живым, ласковым, общительным, послушным. Учится хорошо. В последние два-три года стал сам замечать, что настроение у него колеблется: два-три хороших дня, когда чувствует подъем, чередуются с днями «хандры», когда легко ссорится, появляется, по его словам, «непереносимость замечаний и начальственного тона», предпочитает одиночество, нехотя идет в школу, которую вообще любит Более двух лет влюблен в одноклассницу, очень к ней привязан. Несколько дней назад настроение вновь испортилось. Показалось, что любимая девочка заинтересовалась другим мальчиком. Из ревности нарочно сказал ей, что сам полюбил другую,- произошел разрыв. Крайне тяжело переживал происшедшее. Все время думал о ней, не находил себе места, тайком плакал, каждую ночь видел ее во сне. Искал сочувствия и сопереживания у приятелей - был поражен их «безразличием». По их предложению, принял участие в совместной выпивке, но от вина тоска лишь усилилась. Вернувшись домой, почувствовал «полную безысходность и одиночество». Когда родители уснули, залез в горячую ванну и нанес себе несколько глубоких порезов бритвой. От кровотечения потерял сознание. Очнулся на руках отца, который случайно обнаружил его.

В подростковом отделении психиатрической больницы первые три дня оставался угнетенным, говорил о нежелании жить. Его любимая девочка разыскала его через справочную скорой помощи и пришла его навестить - отказался от свидания с ней.

Затем настроение изменилось к лучшему (психотропных средств не получал), встретился со своей возлюбленной, помирился с ней. Два дня был «подъем» - стал веселым, общительным, стремился домой скучал по школе. В последующем настроение ровное. Критически оценивает свой поступок, считает себя виноватым. В беседе обнаруживает эмоциональную лабильность, ищет сопереживания.

Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован лабильно-циклоидный тип. Конформность средняя, реакция эмансипации умеренная. Обнаружен высокий В-индекс (В-6), хотя ни в анамнезе, ни при неврологическом обследовании, ни на ЭЭГ данных за наличие резидуального органического поражения головного мозга не установлено. Психологическая склонность к алкоголизации высокая. По шкале субъективной оценки самооценка правильная, выделяются лабильные, циклоидные, гипертимные черты, отвергаются черты сенситивные.

Диагноз. Реактивная депрессия с суицидной попыткой на фоне акцентуации по лабильно-циклоидному типу.

Катамнез через 2 года. Здоров. Учится в вузе. Повторных суицидных попыток не было. По-прежнему отмечает изменчивость настроения.

Как у типичных, так и у лабильных циклоидов реакции эмансипации и группирования со сверстниками усиливаются в периоды подъема. Увлечения отличаются нестойкостью - в субдепрессивные периоды их забрасывают, в период подъема - возвращаются к ним или находят новые. Заметного снижения сексуального влечения в субдепрессивной фазе сами подростки не хотя, по наблюдениям близких, сексуальные интересы в «плохие дни» гаснут. Выраженные нарушения поведения (делинквентность, побеги из дому и т. п.) циклоидам не свойственны. Но в периоды подъема они могут обнаруживать склонность к алкоголизации в компаниях. Суицидальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попыток или истинных покушений на самоубийство возможно в субдепрессивной фазе, если в это время подросток подвергается психической травматизации, укрепляющей его в мыслях о своей неполноценности.

Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт «хороших» и «плохих» периодов. У подростка такого опыта еще может не быть и поэтому самооценка может оказаться несовершенной.

Циклоидная акцентуация, как указывалось, лишь изредка попадает под наблюдение психиатра (обычно это случаи суицидных попыток). Однако у здоровых подростков ее удается выявить в 2-5 % [Иванов Н. Я., 1976], причем из них половина может быть отнесена к типичным, а другая половина - к лабильным циклоидам. В после-подростковом возрасте (18-19 лет) процент циклоидов значительно возрастает, а процент гипертимов уменьшается [Боровик Т. Я., 1976; Перетяка О. П., 1981] Видимо, в силу каких-то эндогенных закономерностей гипертимный тип может трансформироваться в циклоидный - на фоне постоянной до этого гипертимности появляются короткие субдепрессивные фазы.