Дмитрий лихачев: «я занимаюсь русью всю свою жизнь и нет для меня ничего дороже, чем россия. Одна из основных причин многих случайностей - национальный характер русских


Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык веще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека.

Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово-слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен… «Исправить» язык былин – перевести его на нормы русского литературного языка – это попросту испортить былины.

Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной – своим селом. Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!»

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо 1.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности – это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.

Проследите жизнь человека.

Человек рождается, и первая забота о нём – матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребёнком забота о нём отца (до рождения ребёнка забота о нём уже была, но была до известной степени «абстрактной» - к появлению ребёнка родители готовились, мечтали о нём).

Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка ещё не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит её. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.

Постепенно дети становятся объектами всё более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своём селе, городе и стране...

Забота ширится и становится всё более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом уже и о памяти скончавшихся родителей, как бы сливается об исторической памяти семьи и родины в целом.

Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.

Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, Вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребёнка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным... и т.д. и т.п. – всё это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.


ПИСЬМО ВОСЬМОЕ
БЫТЬ ВЕСЁЛЫМ, НО НЕ БЫТЬ СМЕШНЫМ

Говорят, что содержание определяет форму. Это верно, но верно и противоположное, что от формы зависит содержание. Известный американский психолог начала этого века Д.Джеймс писал: «Мы плачем оттого, что нам грустно, но и грустно нам оттого, что мы плачем». Поэтому поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием.

Когда-то считалось неприличным показывать всем своим видом, что с вами произошло несчастье, что у вас горе. Человек не должен был навязывать своё подавленное состояние другим. Надо было и в горе сохранять достоинство, быть ровным со всеми, не погружаться в себя и оставаться по возможности приветливым и даже весёлым. Умение сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить другим настроение, быть всегда приветливым и весёлым – это большое и настоящее искусство, которое помогает жить в обществе и самому обществу.

Но каким весёлым надо быть? Шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. Вечно «сыплющий» остротами молодой человек перестаёт восприниматься как достойно ведущий себя. Он становится шутом. А это худшее, что может случиться с человеком в обществе, и это означает в конечном счёте потерю юмора.

Не будьте смешными.

Не быть смешным – это не только умение себя вести, но и признак ума.

Смешным можно быть во всём, даже в манере одеваться. Если мужчина тщательно подбирает галстук к рубашке, рубашку к костюму – он смешон. Излишняя забота о своей наружности сразу видна. Надо заботиться о том, чтобы одеваться прилично, но эта забота у мужчин не должна переходить известных границ. Чрезмерно заботящийся о своей наружности мужчина неприятен. Женщина – это другое дело. У мужчин же в одежде должен быть только намёк на моду. Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, но не очень яркий галстук – этого достаточно. Костюм может быть старый, он не должен быть только неопрятен.

В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, но редко и вовремя. Занимайте собой как можно меньше места. Поэтому за обедом не кладите руки на стол, стесняя соседа, но также не старайтесь чрезмерно быть «душою общества». Во всём соблюдайте меру, не будьте навязчивыми даже со своими дружескими чувствами.

Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. Если вы заикаетесь, не думайте, что это уж очень плохо. Заики бывает превосходными ораторами, обдумывая каждое своё слово. Лучший лектор славящегося своими красноречивыми профессорами Московского университета историк В.О.Ключевский заикался. Небольшое косоглазие может придавать значительность лицу, хромота – движениям. Но если вы застенчивы, то не бойтесь этого. Не стесняйтесь своей застенчивости: застенчивость очень мила и совсем не смешна. Она становится смешной, только если вы слишком стараетесь её преодолеть и стесняетесь её. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим людям, зависть. Человек теряет то, что в нём самое хорошее, – доброту.

Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет «лучшей музыки» в человеке, чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме и причёске, рассчитанность движений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяются.

В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим.

Никогда не распускайтесь, будьте всегда ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают.

Вот несколько советов, казалось бы, о второстепенном – о вашем поведении, о вашей внешности, но и о вашем внутреннем мире: не бойтесь своих физических недостатков. Относитесь к ним с достоинством, и вы будете элегантны.

У меня есть знакомая девушка, чуть горбатая. Честное слово, я не устаю восхищаться её изяществом в тех редких случаях, когда встречаю её в музеях на вернисажах (там все встречаются – потому-то они и праздники культуры).

И ещё одно, и самое, может быть, важное: будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружающие на самом деле были просто вежливы. Но ложь всегда выдаёт себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, хуже – вы смешны.

Не будьте смешными! Правдивость же красива, даже если вы признаетесь, что обманули перед тем по какому-либо случаю, и объясните, почему это сделали. Этим вы исправите положение. Вас будут уважать, и вы покажете свой ум.

Простота и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в одежде и в поведении – вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным «содержанием».


ПИСЬМО ДЕВЯТОЕ
КОГДА СЛЕДУЕТ ОБИЖАТЬЯ?

Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться?

Не сердясь, выяснить недоразумение – и всё.

Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до неё следует наклониться, чтобы её поднять.

Если решили всё же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и проч. Допустим, вас оскорбили за то, в чём вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды то, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, - произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньшее значение вы придаёте обиде. До известных пределов, конечно.

В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.

Есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают. На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо. Напротив, проявите к такому «забывчивому» человеку особую внимательность – это будет красиво и благородно.

Это если «обижают» вас, а как быть, когда вы сами можете обидеть другого? В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. Обидчивость ведь очень мучительная черта характера.

Цитируется по:
Д.С.Лихачев. Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1999.

Экология жизни. Люди: Есть разного рода неряшливости в языке человека. Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения.

Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом.

«Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык веще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека.

Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка.

Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово-слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен… «Исправить» язык былин – перевести его на нормы русского литературного языка – это попросту испортить былины.

Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает и сохраняет свою привычную напевность.

В этом я вижу гордость своей родиной – своим селом. Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!»

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения.

Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся.

В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности – это большой и особый вопрос).

Это Вам будет интересно:

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». опубликовано

Дмитрий Лихачёв, письмо девятнадцатое КАК ГОВОРИТЬ?

Дорогие друзья! Сегодня тема нашего занятия - культура речи . Материалом для урока нам послужат книги, статьи, высказывания академика Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906-1999), слушать выступления которого было величайшим наслаждением для всех, кто любит родной язык. Его речь можно считать эталоном современного разговорного русского языка.

Хорошо известен источник, из которого этот великий ученый черпал сокровища русской словесности - это древнерусская литература. Говорил он, конечно, не на древнерусском, а на современном русском языке, и говорил без всякого притязания на ораторское красноречие. Но речь его всегда была прекрасной, потому что в ней невольно обнаруживались и высота его духовной культуры, и любовь к родному языку, и бесподобное знание и чувство русского языка, и глубокое уважение и любовь к слушателю или собеседнику.

лихачев культура речь язык

Недаром еще древние мудрецы слово сравнивали с водой, а говорящего человека - с источником. И потому спрашивали: «Течет ли из одного источника сладкая и горькая вода?».

В статье: «О языке устном и письменном, старом и новом» , напечатанной в книге «Русская культура» (Изд. «Искусство», М., 2000), Дмитрий Сергеевич Лихачев писал о русском языке так:

«Самая большая ценность народа - это язык, - язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения - только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

Я хочу писать не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек.

О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке - «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»»

Так и нынешнее наше занятие посвящено не русскому языку вообще, а тому, как мы им пользуемся. Прочитав такие высокие слова Д.С. Лихачева о русском языке, задумаемся о нашей речи, о наших словах. Ведь неоспоримо, что слово, сказанное человеком, вольно или невольно служит средством самовыражения. От избытка того, что хранится в сердце, говорят уста человека.

Итак: «Почему ты так говоришь?» «Почему мы так говорим?» «Почему они так говорят?» Почему? Почему? Почему?!

Вспомним, как считал Д.С.Лихачев: «Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры ».

Здесь Д.С. Лихачев подходит к очень важной и животрепещущей теме - он говорит о чистоте нашего разговорного языка :

«А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность».

Что означает слово циник ? В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (М., 1995) циничный определяется как «бесстыдный», а цинизм - как пренебрежение к нормам общественной морали нравственности, наглость, «бесстыдство».

Неужели кто-то из нас сознательно хочет быть или выглядеть бесстыдным?! Ведь бесстыдство несовместимо с любовью. Не стыдятся лишь того, кого не любят, кого не уважают, к кому выражают скверное отношение. Недаром в русской культурной традиции стыд всегда соседствовал с совестью: «Ни стыда, ни совести!» - гласит известное народное порицание человека с циничным поведением. А переступает человек границу добра и зла чаще всего через слово - через неправильное, неподобающее, противоестественное употребление слов, через ненормативную лексику, то есть через скверные слова! От этого и само такое преступление (или проще - преступление) норм общественной морали называется сквернословием .

Представьте, дорогие друзья, что кто-либо из вас идет по улице в чистой, опрятной, новой одежде. И вдруг кто-то по неосторожности или намеренно обдаст Вас грязью. Ваша одежда вдруг примет совсем другой вид, и Вы сами себя сразу же почувствуете по-другому. Неужели Вам сразу же не захочется омыть свое лицо и руки, очистить свою одежду от этой грязи!?

Но и душа человека имеет свою невидимую для глаза, но ощутимую для внутреннего чувства одежду. Одежда души каждого человека обдается скверной, когда человек слышит сквернословие. Впрочем, если человек идет в очень грязной одежде или привык всегда ходить только в грязной одежде, то еще какое-то количество грязи, может быть, не так огорчит его, как человека, привыкшего ходить в чистой и опрятной одежде…

Известна нетерпимость Д.С. Лихачева к ненормативной лексике. В одном из интервью 1976 года он сказал: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело».

Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном», в 19-м письме «Как говорить?», писал: «Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она «затягивает»» .

Дмитрий Сергеевич Лихачев любил повторять завет Н.В. Гоголя: «Со словом надо обращаться честно».

В заключение позвольте привести еще одно замечательное высказывание Дмитрия Сергеевича о слове и языке.

«Слово, язык помогают нам видеть, замечать и понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывают человеку окружающий мир.

Явление, которое не имеет названия, как бы отсутствует в мире. Мы можем его только угадывать с помощью других, связанных с ним и уже названных явлений, но как нечто оригинальное, самобытное оно для человечества отсутствует. Отсюда ясно, какое огромное значение имеет для народа богатство языка, определяющее богатство «культурного осознания» мира.

Русский язык необычайно богат. Соответственно богат и тот мир, который создала русская культура» .

А теперь, дорогие друзья, главный вопрос: «Как научиться высокой культуре речи, то есть доброречию

Для этого необходимо не только знать правила и нормы русского языка. Не менее важно - читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности! Русская литература очень богата словесными сокровищами. Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком.

И напротив, если слух наш будет постоянно воспринимать только косноязычные фразы, сленг, жаргон, блатной язык и ненормативную лексику, то о какой культуре речи может идти речь? И как наше слово отзовется в окружающем мире?

Хорошо, если наше слово будет нести в мир радость, свет, добро и любовь. Давайте, друзья, любить свой родной язык и охранять чистоту русского слова!

Пресс-конференция в РИА «Новости»

Имя академика Лихачева относится к разряду говорящих имен, причем говорящих много и в разных областях: литературоведение, история, искусствоведение, философия… Круг интересов ученого был разнообразен, работы значительны, но широкую, что называется, всенародную известность Дмитрий Сергеевич приобрел на волне политической активности в так называемые перестроечные годы. Среди лиц, явившихся в то время на политическую сцену, лицо Лихачева отличалось явно не общим выражением. В атмосфере ажиотажа, граничившего с паникой, эта здоровая «необщность» выражалась в сдержанном отношении к сиюминутной политической конъюнктуре и в постоянном напоминании о значении традиционной русской культуры для нового постсоветского общества. Как, впрочем, и для советского – роль защитника памятников культуры, музеев, библиотек была для Дмитрия Сергеевича не нова. Знаток и ценитель всего, что связанно с наследием древности и старины, он просто не мог молчать там, где прекрасное подвергалось опасности со стороны неосмотрительных потомков. Так, например, Лихачев был противником проекта перестройки Невского проспекта, появившегося в первые годы правления Брежнева, противником авторитетным (в то время он уже был членкором Академии наук) и способным на глубоком уровне аргументировать свои возражения. Во многом именно благодаря выступлению Лихачева Невский проспект был спасен. Перед этим он выступал в защиту Царскосельского парка, в защиту Петергофа…

Несмотря на то, что время от времени академику Лихачеву приходилось высказывать оппозиционные мысли, и даже несмотря на то, что в молодости ему пришлось побывать в знаменитом СЛОНе (Соловецком лагере особого назначения), его фигура никак не вписывается в рамки профессионального диссидентства. Во-первых, возможно, по той простой причине, что у Лихачева не было нужды превращать свою оппозицию в профессию, в отличии от большинства профессиональных диссидентов, дело способное стать делом всей жизни у него и без этого имелось: литературоведение, исторические исследования, культурология… Во-вторых, скорее всего, потому, что диссидентство претило ему как таковое, как претит оно любому человеку, который по настоящему знает и любит Россию.

В минувшем месяце, 29 августа, в пресс-центре РИА «Новости» прошла пресс-конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Дмитрия Сергеевича. Указом Президента России 2006 год объявлен «Годом культуры, образования, гуманитарной науки – Годом академика Д. С. Лихачева». На пресс-конференции выступили: ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Александр Сергеевич Запесоцкий, директор Института мировой литературы имени А. М. Горького Александр Борисович Куделин, председатель Российского детского фонда Альберт Анатолиевич Лиханов. На пресс-конференции были представлены юбилейные издания Международного благотворительного фонда имени Д. С. Лихачева и Санкт-Петербургского государственного университета профсоюзов: «Уроки Лихачева», «Д. С. Лихачев: Университетские встречи», а также уникальное переиздание фундаментальных работ великого ученого «Избранные труды по русской и мировой культуре». Там же были подведены итоги VI Международных Лихачевских научных чтений, которые прошли в Санкт-Петербурге в конце мая 2006 года. Журналистам рассказали о планирующихся новых мероприятиях в рамках празднования 100-летия Дмитрия Сергеевича Лихачева.

Вот некоторые высказывания выступавших.

А. Б. Куделин, профессор, доктор филологических наук, член Российской академии наук, зам. академика-секретаря Отделения историко-филологических наук РАН, директор Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, член Европейской ассоциации арабистов и исламоведов:

– Дмитрий Сергеевич не только выдающийся ученый, но еще и великий гражданин нашей страны, который всю жизнь стремился к тому, чтобы достижения отечественной культуры стали достоянием нашего народа, а также, чтобы они стали известны далеко за пределами нашей страны. Научная деятельность Дмитрия Сергеевича была тесно сплетена с общественной и общественно-политической деятельностью. И сегодня мы, к сожалению, слишком часто чувствуем отсутствие Дмитрия Сергеевича, потому что при его жизни многие вопросы решались очень просто и быстро. Хоть решались они и не так, как они должны решаться в демократическом обществе, к стандартам которого мы только движемся… Например, если какой-то памятник культуры надо было спасти или требовалась еще какая-то помощь, можно было бесконечно стучаться в разные очень высокие инстанции, а можно было попросить Дмитрия Сергеевича. Дмитрий Сергеевич звонил первому лицу государства или еще куда-то обращался, накладывалась соответствующая резолюция – и все решалось.

Мне очень приятно, что юбилей Дмитрия Сергеевича как бы плавно вышел из юбилея Пушкинского дома, Института русской литературы в Санкт-Петербурге, 100-летие которого мы отмечали в конце прошлого года. Дмитрий Сергеевич отдал очень много сил Пушкинскому дому, в нем прошла основная часть его научной жизни, и получилось так, что имя Дмитрия Сергеевича во многом тесно переплелось с именем Пушкинского дома. В Пушкинском доме было много замечательных ученых, и в этом созвездии ученых Дмитрий Сергеевич был одной из самых ярких звезд.

В Академии наук, которую я сейчас здесь представляю, тоже много делается для увековечения памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева. Мы работаем еще и над тем, чтобы идеи, заложенные в его произведениях, научные идеи, прежде всего, не просто воспроизводились, но и развивались в нынешних условиях. Эти идеи способны развиваться и двигать нашу науку на благо всего нашего народа.

А. А. Лиханов, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов (МФАД), член Российской академии естественных наук, член-корреспондент Российской академии образования:

– Наш Детский фонд всегда относился к Лихачеву как к доброму, возвышенному и непреходящему учителю. Мало кто даже из взрослых людей знает, что Лихачев замечательный учитель. Все считают, что он автор целой серии трудов по древнерусской литературе, человек академического склада. Причем тут дети? Однако еще при жизни Дмитрий Сергеевич выпустил книгу «Письма о добром и прекрасном», адресованную именно молодежи, она выходила в Москве в Детгизе. Заинтересованность всего российского общества в педагогическом наследии Лихачева показали и минувшие Лихачевские чтения. Там наглядно было показано, насколько сегодняшний сельский учитель лишен подготовленного и для него и для ребенка текста, который мог бы быть использован.

Благодаря полученному на чтениях импульсу издательством Детского фонда была выпущена книга «Заветное». Она сделана специально для детей и для учителей и состоит из коротких текстов, которые как бы выкристаллизованы из разных сочинений Дмитрия Сергеевича, из его статей, из академических сочинений, из писем. Книжка сделана так, чтобы она воспринималась детьми – слова сопровождаются картинками. И когда эту книжку читаешь от начала до конца, то получаешь как бы неформальный ответ на вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Например о том, как дружелюбно относиться друг к другу, как вообще ценить культуру, что такое настоящая интеллигентность. Книга сопровождена специально подготовленными методическими рекомендациями для учителя. Эти рекомендации выдержаны в тоне советов, они подсказывают учителю, как провести тот или иной урок, как обсудить ту или иную тему из тех, которые Дмитрий Сергеевич здесь затрагивает.

И еще два слова об этом детском мире, почему ему нужна именно такая помощь. Сегодня у нас в стране 740 тысяч детей-сирот. Сегодня в тюрьмах у нас в 62-х специальных воспитательных колониях для несовершеннолетних 15 тысяч детей, и преступления этих детей с каждым годом становятся все более жестокими, дети сидят там, в основном, за убийства и за особо тяжкие преступления. Все это выпавшая в осадок пятнадцатилетняя политика нашего государства, которое практически ничего не делало для детей. Сейчас только спохватилось, объявив национальные проекты «Образование», «Здравоохранение», «Демография». Задумаемся о самом слове «демография»: ведь это всего лишь научный термин. А речь должна идти о возрождении нации. Нельзя думать только об увеличении населения страны. А кто подумает о сущности, о том, что сегодня с детьми происходит? Детский мир сегодня – это страждущий мир. И наша книга как раз и есть скромное, но лекарство от того, что сегодня происходит, от детских бед, от детских печалей.

А. С. Запесоцкий, ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, доктор культурологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный деятель науки России:

– Я скажу несколько слов о том, что уже сделано. Во-первых, следует заметить, что в России на сегодня сложились уже общественно-научные центры по изучению, осмыслению и распространению научного и нравственного наследия Дмитрия Сергеевича Лихачева. Первым в этом отношении надо назвать, безусловно, Пушкинский дом, где Дмитрий Сергеевич проработал почти всю свою жизнь. Второе место занимает Международный фонд имени Дмитрия Сергеевича Лихачева, его возглавляет Даниил Александрович Гранин, с которым связаны очень многие известные и авторитетные деятели науки и культуры не только в Петербурге, но и в Москве. Этот фонд проводит большую работу по популяризации наследия Дмитрия Сергеевича. Третьим следует назвать то учреждение, которое я возглавляю, это Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, почетным доктором которого был Дмитрий Сергеевич. Так сложилось, что он был в своей жизни почетным доктором девятнадцати зарубежных вузов и только одного российского. С нашим университетом Дмитрий Сергеевич сотрудничал с 1992 года до своего ухода из жизни, и это было место, где он реализовывал свои культурологические интересы, свои интересы исследователя в сфере культуры.

К юбилею Дмитрия Сергеевича университет выпустил книгу «Д. С. Лихачев: Университетские встречи». Это тексты, созданные в сотрудничестве с университетом. Открывается этот сборник его изумительной лекцией, посвященной роли Петербурга в истории русской и мировой культуры. И если кому-то захочется пообстоятельнее разобраться в том, почему большинство международных мероприятий происходит сегодня в Петербурге и почему сегодня президент России пытается именно Петербург превратить в крупный международный дипломатический центр, тому стоит ознакомиться с одной из лекций Лихачева, опубликованной в этой книге. Здесь же и одна из его завершающих работ – «Декларация прав культуры», которую Дмитрий Сергеевич создал в сотрудничестве с учеными нашего университета. Всего здесь 16 лихачевских текстов.

Мы также издали отдельный сборник работ Лихачева по культуре – «Избранные труды по русской и мировой культуре». Здесь, конечно, не все работы. Надо сказать, что к 1993 году Дмитрий Сергеевич опубликовал полторы тысячи научных работ и после этого продолжал заниматься научной работой до последних дней жизни. В книге собраны, на наш взгляд, наиболее яркие и интересные его работы по культуре, позволяющие составить представление о Лихачеве как об ученом исследователе культуры.

Я хотел бы рассказать подробнее о том новом, что сегодня произошло в осмыслении научного наследия Лихачева. При жизни Дмитрия Сергеевича считали очень крупным специалистом в области древнерусской литературы. Широкую известность он получил как исследователь «Слова о полку Игореве». Ко всему остальному, что делал Лихачев, в научном мире относились как к некой очень высококлассной публицистике. И многие ученые говорили, что, дескать, это некое хобби Дмитрия Сергеевича, которое не надо рассматривать как серьезную научную работу. Но, проведя достаточно серьезное исследование работ Дмитрия Сергеевича, мы можем сказать, что рядом с Лихачевым филологом стала не менее яркая, не менее крупная фигура Лихачева культуролога – специалиста по изучению культуры и очень яркого, самобытного теоретика культуры.

Сегодня о Лихачеве очень серьезно говорят философы, хотя при жизни у Дмитрия Сергеевича были противоречия между рядом его высказываний и действий и философским цехом. Сегодня можно говорить об очень ярком Лихачеве-историке, об очень своеобразном его взгляде на историю. Любой, кто перечитает работы Лихачева, в этом убедится. Я хочу привести только несколько примеров.

Вот, скажем, Лихачев совершенно особо трактует реформы Петра I. В общественном сознании, благодаря целому ряду историков утвердилось мнение, что петровские реформы, если говорить упрощенно, это время, в которое Петр I перевел отсталую малокультурную Россию из Азии в Европу. Лихачев говорит, что это было не так. Россия и до Петра I была европейской страной, и она была страна великой культуры, но великой средневековой культуры. Петр I только превратил Россию из европейской средневековой страны в европейскую страну нового времени.

Посмотрите, как интересно он пишет о Петре I: «Для осуществления реформы Петру потребовалось совершенно искаженное представление о русской истории. Раз необходимо было большее сближение с Европой, значит надо было утверждать, что Россия была совершенно отгорожена от Европы, раз надо был быстрее двигаться вперед, значит необходимо было создать миф о России косной, малоподвижной и так далее, раз нужна была новая культура, значит старая никуда не годилась. Как это часто случалось в русской жизни – для движения вперед требовался основательный удар по всему старому, и это удалось сделать с такой энергией, что вся семивековая история России была отвергнута и оклеветана».

Или вот еще один стереотип о величайшем культурном упадке, который был на Руси после монгольского ига, в период конца XIV начала XV века. А Лихачев утверждает: какой же это был упадок, это наоборот был триумф русской культуры. Или вот что, например, он пишет об Андрее Рублеве. «Андрей Рублев был первым русским живописцем, в творчестве которого с особой силой сказались национальные черты. Высокий гуманизм, чувство человеческого достоинства – черты не лично авторские, они взяты им из окружающей действительности. В этом убеждает тот образ человека, который воплощен в произведениях Рублева, он не мог быть выдуман художником, он реально существовал в русской жизни. Грубые и дикие нравы не могли дать той утонченной и изящной человечности, которая зримо присутствует в произведениях Рублева и его школы. Если бы от XIV–XV веков не сохранилось ничего, кроме произведений Рублева, то они одни, эти произведения, могли бы ясно свидетельствовать о высоком развитии Руси XIV–XV веков, – развитии как человеческой личности, так и общественной культуры». Вот вам Лихачев-культуролог, который по-своему и очень аргументировано смотрит на историю России.

Я думаю, что Россия интуитивно чувствует, кто такой Лихачев. И весь народ, и отдельные чиновники чувствуют. Но мы должны его еще узнать. Наш университет в этом году провел юбилейные Лихачевские научные чтения, на них съехалась почти вся страна. Это говорит о том, что у нас существует колоссальная общественная потребность в осмыслении наследия Дмитрия Сергеевича. Есть подспудное ощущение, что Лихачев – это именно та фигура, которая нужна нам сегодня для самоидентификации российского общества. В его работах очень много ответов на вопросы «кто мы? откуда мы? зачем мы?», и в самой личности Лихачева мы находим ответы на эти вопросы.

К огромному сожалению, наши инициативы сегодня не вполне доходят до страны, ощущается очень сильное нежелание что-либо делать в среднем звене чиновников. Президент выпустил два указа об увековечении памяти Лихачева, выразил свою личную позицию. Из аппарата президента указы вышли в правительство России… и там все это дело благополучно затихло. Пол года создавали огромный огркомитет, в который вошли представители РАН, РАО, целого ряда общественных организаций… На днях я разговаривал с рядовым чиновником министерства, который мне заявил: «А мы не будем собирать этот оргкомитет». – «Почему?» – «А я не считаю, что это нам нужно». «Я решил, – говорит чиновник, имя которого вам ничего не скажет. – Министр считает так же, как вы? А я с министром на эту тему не разговаривал…»

Мы все в оргкомитете ждем, когда мы будем востребованы, когда наши идеи и разработки будут воплощаться, а никому не известные чиновники уже решили, что стране ничего не надо. Ни президент, ни общественность им не указ, и потребности школьников и учителей школ их не интересуют.

В рамках пресс-конференции ее участники ответили на вопросы журналистов.

– Расскажите, пожалуйста, какие работы академика Лихачева войдут в трехтомник, который сегодня проанонсирован? Есть ли планы издать полное собрание трудов Лихачева?

Александр Куделин:

– Есть некоторая неравномерность в публикации произведений Дмитрия Сергеевича. Такое произведение как «Поэтика древнерусской литературы» выдержало несколько изданий, а есть произведения, скажем, 1940-х годов, которые не переиздавались ни разу, они давно стали библиографическими редкостями. Поэтому перед теми сотрудниками Пушкинского дома, которые работали над собранием сочинений, встал сложный вопрос: давать основные произведения, которые уже несколько раз переиздавались или дать произведения, которые неизвестны?

Что касается полного собрания сочинений, то я приведу вам пример. Институт лингвистических исследований в Санкт-Петербурге делает грандиозный проект, имеющий общенациональное значение, – Большой академический словарь русского языка. Последний раз такой семнадцатитомный словарь издавался в 1950-е годы, этот словарь хороший, но за 50 лет он устарел. Новый словарь издается на основании более 10 миллионов карточек, которые есть в институте лингвистических исследований. И вот представители Академии наук после всевозможных хождений по инстанциям добились, чтобы тираж этого словаря был поднят с одной тысячи экземпляров до… пяти тысяч. Да нам только за границу надо отправить эти самые пять тысяч экземпляров, чтобы выполнить запросы библиотек. Мы и в Госдуму обращались, презентации были, все что угодно. Поэтому боюсь, что если таким же образом будет идти речь об издании полного собрания сочинений Лихачева, то это издание мы увидим не скоро.

– Как на ваш взгляд за последние десятилетия изменилась роль интеллигенции в России.

Александр Запесоцкий:

– В результате разнообразных общественных процессов в 1990-е годы интеллигенция оказалась отодвинута на обочину исторического развития. Первоначально, в Горбачевский период, ее использовали, потом отодвинули, сказав: «Спасибо, вы нам больше не нужны, вы свое дело сделали». Сейчас мы ощущаем, что без интеллигенции что-то в стране не получается. И интеллигенция становится более востребованной на разных уровнях по-разному. Даже деловые люди сейчас стремятся к тому, чтобы и их считали интеллигенцией. Но именно мир бизнеса дает сейчас интеллигенции понять, что не надо высовываться, дескать, будете мешать нам строить особняки не только посреди Петербурга, но и в Ясной Поляне, будете протестовать, – мы вас сотрем в порошок. Мир бизнеса появился в качестве новой российской реальности, он сейчас противостоит интеллигенции и очень жестко противостоит.

– Как в проведении года памяти Лихачева участвует Москва?

Альберт Лиханов:

– Пока что мы только ждем ответа от мэра Москвы Юрия Лужкова, от главы Департамента образования Любови Кезиной, от Департамента культуры. Нам до сих пор неизвестно, что собираются сделать московские власти, хотя, конечно же, и на них распространяется указ президента. Вы правы, Лихачев не может быть «приватизирован» только Петербургом, он достояние всей страны и, конечно же, Москвы. Поэтому нам будет жаль, если Москва останется в стороне от памятных мероприятий. Нас это тоже беспокоит.-

С 1 сентября по 28 ноября 2006 года во всех школах Петербурга, а также в Белгородской, Ростовской, Новосибирской, Кировской областях пройдут уроки, посвященные памяти Дмитрия Сергеевич Лихачева.

10 ноября в Санкт-Петербурге, в Центральной городской публичной библиотеке имени Маяковского состоится подведение итогов конкурса, посвященного 100-летию Лихачева.

27 ноября – 1 декабря Пушкинский дом проводит научные чтения, посвященные разработке проблем Древней Руси. Эти чтения традиционно посвящаются памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева.

28 ноября Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов открывает на своей территории памятник Д. С. Лихачеву – это будет бронзовый бюст работы петербургского скульптора, одного из представителей классической школы, Григория Ястребенецкого.

29 ноября в Петербурге состоится презентация трехтомника избранных трудов Лихачева, подготовленного РАН и Пушкинским домом при активном участии Лихачевского фонда.