Экскурсии в долину смерти, карелия. Крест скорби в Долине смерти

Сегодня хотела остановиться на одном трагическом эпизоде нашей истории...

РОССИЯ И ФИНЛЯНДИЯ - ДВЕ СЕСТРЫ.
ФИНЛЯНДИЯ И РОССИЯ - ДВЕ МАТЕРИ.
ОНИ ВОПЛОТИЛИСЬ В ЭТОМ КРЕСТЕ СКОРБИ.
САМИ СОБОЙ.
ИХ ГОЛОВЫ СЛИЛИСЬ ВОЕДИНО.
ИХ РУКИ СОЕДИНИЛИСЬ В НАДЕЖДЕ.
ЧТОБЫ ЛЮБОВЬ ПОБЕДИЛА.
А ЭТО ЗАВИСИТ ОТ НАС.
ОТ КАЖДОГО.

От автодороги А-130, следующей на Олонец, ответвляется шоссе на Петрозаводск через Ведлозеро. У развилки дорог стоит памятник «Крест скорби»:

Зимой 1940 года, здесь, из-за бездарного управления войсками произошел один из трагических эпизодов "незнаменитой" Зимней войны. Это место гибели 18-ой стрелковой дивизии и 34-ой легкотанковой бригады РККА.

Весь лес перекопан ходами сообщения, блиндажами, воронками...

Немного исторических фактов:

Успешно наступая от советской границы, 18-я стрелковая дивизия не обеспечила свои тылы, что позволило небольшим финским лыжным группам отрезать пути подвоза. Попытки деблокировать дорогу провалились: бойцы РККА действовали вдоль дорог, а летучие финские отряды наносили внезапные удары из леса.
В результате пассивности командования дивизия и танковая бригада оказались разрезаны на несколько частей и эти части не предприняли попыток построить прочную оборону...
23.02.40 г. Радиограмма от гарнизона "Развилка дорог": "40 дней окружены, не верится, что противник силен. Освободите от напрасной гибели. Люди, матчасть фактически лагерь больных, здоровые истощены."
28 февраля окруженные части получили разрешение на выход из окружения. Гарнизон был разделен на две колонны: северную - под командованием командира 34 танковой бригады комбрига Кондратьева, и южную - под командованием начальника штаба 18 дивизии полковника Алексеева. План выхода был разработан с расчетом на более легкий выход северной колонны, в которой по плану следовало командование, штабы и наиболее здоровые люди...
При выходе северная колонна растянулась, потеряла управление, чем воспользовались финны, уничтожившие ее почти полностью. Застрелились командир танковой бригады комбриг С.И.Кондратьев, начальник штаба полковник Н.И.Смирнов, начальники политотделов дивизии и бригады И.А.Гапанюк и И.Е.Израецкий, а также начальник особого отдела танковой бригады капитан Доронин. Южная колонна была выведена полковником Алексеевым. К своим пробились 1237 человек, 900 из которых были ранены или обморожены, 48 человек погибли при прорыве.

Из 18 тысяч человек 18 стрелковой дивизии и 34 танковой бригады к концу войны примерно 2,5 тысячи оказались вне кольца, еще чуть больше тысячи из окружения вышли. Остальные были убиты или попали в плен.

На лесных дорогах в радиусе десятка километров, от перекрестка у Леметти, встречаются безымянные братские могилы...

В сторону Пряжи (Петрозаводск) от Креста скорби уходит современное шоссе. Старая узкая дорога, на которой происходили печальные события Зимней войны петляет слева и справа, на пересечениях с шоссе ее почти не видно. Большинство памятников и братских могил расположено вдоль нее, вся эта местность имеет два названия: неофициальное "Долина смерти" и полуофициальное "Долина героев".

Основной мемориал расположен в 4 километрах от Креста скорби, непосредственно на месте бывшей деревни Леметти:

Здесь покоятся бойцы 18-й стрелковой дивизии, 34-й легкотанковой бригады, погибшие в окружении зимой 1940 года и гвардейцы, штурмовавшие карельские болота и скалы летом 1944 года...

В советской и российской историографии эта война рассматривается как отдельный двусторонний локальный конфликт. Нелёгкая была миссия у солдат Красной Армии: освобождение рабочих Финляндии от гнёта империалистов... А на самом-то деле - братья против братьев.

Интересующиеся историей, надеюсь, знают, чем закончился вооружённый конфликт между СССР и Финляндией.

От себя добавлю, что у меня очень растерянные чувства, когда хожу по этой земле. Вроде бы наше, родное, а с другой стороны... Сколько же крови здесь пролито...

г. Питкяранта, 14-й км Петрозаводского шоссе (район бывшего хутора Южное Леметти)

Комплекс захоронений появился после окончания советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Весной - летом 1940 г. здесь были устроены 2 братские могилы, сформированные из первичных воинских захоронений. После окончания Великой Отечественной войны в ходе укрупнения первичных захоронений периода 1939-1940 гг. и 1944 г., проводившегося в Питкярантском р-не, на территории комплекса появились новые братские могилы.

Комплекс захоронений периода Великой Отечественной войны, сформированный в конце 1950-х - 1990-х гг., включает в себя 4 братских и 1 одиночную могилы, связанные с заключительным этапом Свирско-Петрозаводской наступательной операции войск Карельского фронта. С 10 июля 1944 г. части 37-го гвардейского корпуса, выйдя на линию Ниетъярви - Рямяноя - Катитсанлампи (часть финской укрепленной полосы «У»), вели тяжёлые бои за овладение данным узлом обороны противника. На этом рубеже наступление наших войск было остановлено.

В 4-х братских могилах покоятся останки свыше 2000 советских воинов, которые были обнаружены в районах боёв. На братских могилах установлены гранитные стелы. В одиночной могиле - останки гвардии капитана, командира батальона 99-й дивизии 37-го гвардейского корпуса Ивана Ильича Криницына (1913-1944). Кадровый офицер Красной Армии И. И. Криницын накануне Великой Отечественной войны служил инструктором парашютной подготовки в 201-й воздушно-десантной бригаде. В начале войны - начальник штаба батальона, затем - командир батальона в 201-й воздушно-десантной бригаде, с февраля 1943 г. - в 6-й гвардейской воздушно-десантной бригаде. Воевал на Западном и Сталинградском фронтах. С июня 1944 г. - в составе 99-й гвардейской дивизии на Карельском фронте. Погиб 11 июля 1944 г. в бою за высоту 110,0. На могиле установлена стела из розового гранита с полуциркульным завершением, на которой укреплен эмалированный портрет И. И. Криницына и выбиты памятные слова. В центре мемориального комплекса находится скульптурное изображение скорбящей матери.

С 2002 г. на территории данного мемориала проводятся погребения останков воинов, погибших в годы советско-финляндской и Великой Отечественной войн, производимые в рамках ежегодных межрегиональных «Вахт Памяти». Во главе этой работы - руководитель поискового отряда «Память» из г. Питкяранта Г. В. Кузьмина. Всего за это время поисковыми отрядами из г. Питкяранта, Москвы, Курганской и Ленинградской областей, Удмуртии и Татарстана были найдены и захоронены останки 1095 воинов. Могилы в виде земляных холмов располагаются слева от скульптурного памятника.

г. Питкяранта, 14-й км Петрозаводского шоссе

(район бывшего хутора Южное Лг. Питкяранта, 14-й км Петрозаводского шосс

Ли́ния Маннерге́йма (фин. Mannerheim-linja) - комплекс оборонительных сооружений на финской части Карельского перешейка, между Финским заливом и Ладогой, созданный в 1920-1930 годы для сдерживания возможного наступательного удара со стороны СССР. 132 - 135 км длинной линия была местом наиболее значительных боёв в Зимнюю войну и получила большую известность в международной прессе.

Между Выборгом и границей с СССР были спланированы три линии обороны. Ближайшая к границе называлась главная, затем шла промежуточная, вблизи Выборга задняя. Самый мощный узел главной линии располагался в районе Суммакюля, месте наибольшей угрозы прорыва. Во время Зимней войны финская и за ней западная пресса называла комплекс главной оборонительной линии по имени главнокомандующего маршала Карла Маннергейма, по приказу которого разрабатывались планы обороны Карельского перешейка ещё в 1918 году. По его же инициативе были созданы наиболее крупные сооружения комплекса. Название придумал Йорма Галлен-Каллела.

01

02

Название «линия Маннергейма» появилось уже после создания комплекса, в начале зимней советско-финской войны в декабре 1939 года, когда финские войска начали упорную оборону. Незадолго до этого, осенью, прибыла группа иностранных журналистов, чтобы ознакомиться с фортификационными работами. В то время много писалось о французской линии Мажино и о германской линии Зигфрида. Сын бывшего адъютанта Маннергейма Йорма Гален-Каллела, который сопровождал иностранцев, придумал название «линия Маннергейма». После начала Зимней войны это название появилось в тех газетах, представители которых осматривали сооружения

03

04

Подготовка к строительству линии была начата сразу же после обретения независимости Финляндией в 1918 году, само строительство продолжалось с перерывами вплоть до начала советско-финской войны в 1939 году

Колючая проволока.

05

В финских окопах. Почти историческая реконструкция.

06

Озеро Сюскуярви.

07

08

Долина смерти.

Долины Смерти,– это местность в 19 км от города Питкяранта, где во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. шли наиболее ожесточенные бои.

Всего за 105 дней боевых действий погибли и пропали без вести 130-150 тыс. советских воинов, финны потеряли более 22 тыс. человек убитыми. 18-я стрелковая дивизия, наступавшая на город, была почти полностью уничтожена. В Долине Героев на месте братских захоронений в 2000 году был установлен монумент "Крест скорби". Памятник высотой более 5 метров с ликами двух скорбящих матерей – российской и финской – отлит из чугуна. Инициаторами его сооружения выступили ветераны и родственники погибших воинов.

Проезжаю я зловещие места
Там, где человек – главное богатство недр
Где ещё с войны
Бойцы лежат по трое на один квадратный метр
Там везде шаги, там голоса
Чудные огонёчки по болотам
Тени по ночам тебе поют
Как будто просят и хотят чего то:
09

«Откопай меня, браток, я Вершинин Саня
Пятый миномётный полк, сам я из Рязани
Много ты в кино видал о солдатах версий
Щас послушаешь мою, эх, будет интересней»
10

И начнут они вещать
На языке стонов недомолвок
Хочешь убежать, но впереди
Они опять мелькают между ёлок

11

«Откопай меня скорей, умоляю снова
Я Моршанников Сергей, родом из-под Пскова
Адресок мой передай в родную сторонку
Восемнадцатый квадрат, чёрная воронка»

12

А под утро всё взревёт, полетит куда то
И попрёт на пулемёт в штыковую с матом
И деревья все вверх дном: ввысь растут коренья
В этом славном боевом месте преступления

13

Расчудесный уголок, не леса, а сказка
Наступил на бугорок, глядь, а это каска
Чуть копнул – и вот тебе: котелок да ложка
И над этим, надо всем – ягода морошка...

14

В этом посте под катом будет размещено непристойно много фотографий, больше тридцати, но они того стоят. Ещё только в одном отчёте фото окажутся красивей. Кошка-плюшка это умеет. Даже водопад тут есть.

Вообще, ехали довольно бодренько. Я по случаю окончания праздников (дело происходило третьего мая) ожидал скорее всеобщего возвращения в Питер, однако, движение происходило вполне-таки в обе стороны. В районе Сосново милая дама за рулём Хонды задала традиционно-странноватый вопрос:
- А вы что ли эти… ну, которые автостопом ездят?

И больше мы такого не слышали до самого Углича, 12 то есть дней. В Карелии и Вологодской области водители, очевидно, понятливей. Километров через 30 к северу в лесу стали попадаться пятна серого снега, похожие на пятна серого снега, а ближе к Сосново лиственные деревья сделались безлиственными.

Где-то там мы и остановились перекусить.
Я безуспешно постопил поезд

Плюшка посидела на рельсах

Потом, побеседовав с охраняющей природу жабой,

Мы пошли кушать пирожки с соком в дивный лес

Я давным-давно не бывал в весеннем лесу: на Урале, знаете ли, клещи и всякий энцефалит. Ну их. А тут красота. Сытая Плюшка села у дороги, включила плейер и ушла в Нирвану. Оттого, когда низколетящий джип с фиксированным к нему катамараном остановился чуть дальше, чем следовало, мне пришлось сначала сбегать до машины, а потом назад до Плюшки – она так и сидела, глядя в противоположную сторону и внимая песенкам. Потом девушка такое проделывала ещё не раз и больше я не удивлялся. Хотя думал разок уехать по приколу. Правда б ведь занятно получилось.

Сплавщики довезли нас до самого Кузнечного, где кончился асфальт и началась Карелия.

Пейзаж сделался совсем среднеуральским, только скалы были гранитными, серыми (не совсем серыми, а такого цвета, какой бывает, если смесить весь пластилин из коробки советского выпуска в один комок). На скалах росли сосны. Вот у нас на Урале известняк. Он нежный и деревьев не выдерживает. И ещё в Карелии озёра вместо рек. А так всё очень похоже на Прикамье.

Ну, да. Названия ещё отличаются. Иногда получалось забавно.

Вот угадайте букву, мы не специально так

А снега становилось всё больше

До Лахденпохьи (запомнил-таки название) нас вёз мужик, изобретший дивные насосы, выдающие 5 кВт тепловой энергии на 1 кВт затраченной электрической. Ехал он к богатому заказчику и, получается, не врал. Мы с ним долго общались на тему отечественного патентного законодательства, котлонадзора и прочих сволочей. А до Сортавалы получился таксистоп: сам собой остановился дядько, только что отвезший в Лохну кучу сильно пьяных финнов и поднявший тем самым денежек. Тоже очень интересный мужик: военврач по образованию, всю жизнь работал в горной промышленности, сперва в Томске, потом вот в Карелии. А теперь владелец карьера смылся от долгов в Швейцарию и директору пришлось таксовать. Впрочем, планы у Юры светлые, к лету хочет сделать свой бизнес. Вроде, и разрешения есть и прочее.

Справа всё время показывалась синяя-синяя Ладога. В одном заливчике ещё стояла шуга, а по шуге ходили чайки. Чайки были белые, а шуга тоже синяя. Ничего более синего за всю поездку мы не увидели, а такими же синими были, например, буквы на Мурманском рыбном порту. И в Сортавале Ладога тоже синяя совсем

Вообще, Сортавала здорово заточена под отдых пьяных финнов. В некоторых барчиках кроме выпивки нет ничего. Ну, по крайней мере, при нас не было. А в других наоборот, есть всё, кроме финнов. И стоит недорого. Сквозь город ходит автобус № 1, до самого выезда. Автобусы там тоже прикольные: обычные ПАЗики, но с теликом, где показывают местные новости и погоду. Кстати, в это время говорили, что на улице дождь и холодно, а было солнышко и тепло. Мы смеялись. И зря: синоптики ошиблись всего на сутки.

На заднем сидении ПАЗика, рядом с нами ехала красивая блондинка с дочкой, красивой, наоборот, брюнеткой. Дочке было лет пять. На остановке зашли папа с белобрысым мальчиком, они были тоже красивые, но не такие. Папа стал пить пиво и моргать, а мальчик протянул букет коротеньких жёлтых одуванчиков девочкиной маме и сказал:
- На. Только не потеряй. Дома в воду поставишь, они долго простоят.
Потом мальчик всю дорогу общал даму, а ровесницу свою игнорировал. Ну, мне тоже мама больше дочки глянулась. Хороший мальчик, правильный.

От остановки мы протопали пару километров по пустой дороге и тут я потерял фотоаппарат. Ну, собравшись фотать Плюшку, услышал шум мотора. Ехал белый фургончик-мерседес. Я уже говорил, что у нас не было ни дня без застопленного фургончика, тормознулся и этот. Фотоаппарат я держал в левой руке и сев, положил на сиденье. Где, выходя, и оставил. Молодец, чо.

Дорога Сортавала-Питкяранта офигенна. Она вся почти взорвана в скалах и местами идёт вдоль самого-самого края Ладоги. Реально красиво до невозможности. Только все скалы обильно помечены разными бакланами в стиле «Тут был Петя с Костромы». Можно даже отслеживать ареал распространения бакланов, блин.

Подарив водителю ненужный ему фотоаппарат, мы вышли у поворота собственно на Питкяранту

Отсюда нас опять увезла мама с мальчиком, ехавшие из Петрозаводска. Мальчик не выговаривал много букв, но всё звал нас в гости. Мы б и согласились, однако, на самом въезде в город нас встретила Аня Матасова darurs и свела на дачу.

Минут через пять пребывания на этой самой даче я покрылся белой завистью напрочь. Ну, всегда завидовал людям с прямыми руками, растущими откуда следует. А Паша, Анин муж, он как раз такой. Прикиньте: отличная сауна с хронически тёплым полом и верандой, выходящей прямо в Ладогу. Под верандой живут ондатры и приплывают тюлени.

На фоте, кстати, не тюлень, а я с Чёрным Знаменем Анархии.

После бани Кошка-плюшка ныряла в ледяную Ладогу. Ужос просто. Хорошо хоть не простыла. На следующий день запланировали обильную культурную программу с моторной лодкой до карьеров и прочими приключениями, однако, проснувшись, застали снег с дождём и всё такое.

img src="http://www.ljplus.ru/img4/g/r/grizzlins/18pitkyaranta-dozhd.JPG " width=800 height=600 alt="318.57 КБ">

Долго-долго надеялись, обломавшись лишь к четырём часам дня. По причине наглости городского транспорта, на трассу решили выбираться на такси. Прикиньте: 10 км стоят 70 рублей. Для двоих получается дешевле некоторых маршруток в Москве. Водитель, по причине дивной погоды сидевший без заказов, забесплатно свёз нас до трассы, что примерно в два раза больше оплаченного пути. А по дороге ещё и похвастался водопадом, обильно произрастающим в окрестностях Питкяранты.

Вполне приличный водопад, метров 10 высотой. Два уступа, внизу омут. Поскользнёшься на камушке, посмотришь на быстровращающийся мир вокруг и до свиданья, до следующих встреч.

У Питкяранты начинается Долина Смерти. Здесь ёще в финскую войну были страшные бои. Вот такой крест скорби поставлен и камни вокруг моховые.

В следующие два часа мы замёрзли и промокли, как не мёрзли и не мокли с начала поездки и за весь остальной путь тоже. Машин прошло от силы с десяток и почти во всех водители изображали руками некую фигуру, означающую скорый разворот. Честно говоря, я ожидал более оживлённой трассы от райцентра к столице республики. Короче, битой девятке мы обрадовались страшно. Провезла она нас 30 км, как раз до другого края Долины Смерти и высадила рядом с крытой автобусной остановкой. За что ей большое и сверхчеловеческое спасибо.
Следующая машинка подкинула нас до трассы М-18, дождь внезапно закончился, и стало хорошо.

Предстоящая послезавтра дорога на Мурманск вдруг перестала пугать: ну, по атласу указано 1003 км, а по указателю всего-то 978. Фигня какая.

День завершился традиционной уже газелькой, доставившей нас почти до самого Петрозаводского вокзала, и мы, поплутав слегонца по деревянным улицам, ночью уже лопали пельмени со смайликами в очень правильном домике Иры Мамаевой.

В одиннадцать часов дня 27 июня 2000 в районе урочища Питкякангас на развилке дорог Петрозаводск-Питкяранта-Суоярви, соединяющих Карелию и Финляндию, свершилось событие поистине международного значения. Под траурно-торжественные звуки военного оркестра участники кровопролитнейших боев советско-финляндской войны 1939-1940 годов, метко прозванной поэтом Александром Твардовским "незнаменитой войной". Пятиметровый Крест Скорби в память о погибших в советско-финской войне поднялся среди карельских лесов. Это место на берегу Ладожского озера, недалеко от города Питкяранта старожилы и по сей день называют Долиной смерти.
Взору прибывших сюда по зову сердца уцелевших ветеранов той "зимней кампании", уносившей каждые сутки в среднем по 1200 жизней воинов с обеих сторон, взору их потомков и родственников открылась картина, заставившая вздрогнуть и прослезиться многих. К грандиозному "Кресту скорби" с одной стороны приникла всем телом вылитая из металла фигура российской женщины-матери, распластавшей руки на перекладине. С другой стороны лицом к лицу такая же финская женщина-мать. Кисти их рук теперь навечно переплелись, потому что только матерям по-настоящему понятна горечь утрат. За 105 дней они составили 126875 человек убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести сынов и дочерей многонационального СССР. Не вернулись домой и почти 30 тысяч защитников своего маленького государства с гордым названием Суоми.
В холодную зиму 1939 - 1940 годов здесь попала в окружение 34-я танковая бригада и 18-я стрелковая дивизия Четвертого Кантемировского полка. 73 дня обессилевшие воины держали круговую оборону, гибли от пуль и голода, замерзали в снегах. Пока 18-я карельская стрелковая дивизия, дождалась приказа выходить из окружения самостоятельно, без подмоги других частей, потерявших связь со штабами, живых в дивизии осталось лишь несколько сот человек из 15 тысяч бойцов. Целая дивизия заледенела в зимних холодах в "Долине смерти".
Отныне воздвигнутый монумент будет служить напоминанием живущим - подобной трагедии не должно повториться.
Идею создания мемориала впервые высказал первый Президент России Б.Н.Ельцин, открывая в 1992 году "Крест Героям" в Финляндии. Тогда же решением Питкярантского горсовета народных депутатов был создан оргкомитет по проектированию, изготовлению и установке памятника.
Каждому начинанию, дабы было оно успешным, необходимы свои энтузиасты. "Душой" осуществления проекта стал московский строитель, бригадир авторемонтников объединения "Мосстройкомплект" С.Тихомиров. Для него сооружение Креста Скорби стало делом всей жизни - здесь, на питкярантской земле, в братской могиле остался лежать его отец, младший лейтенант танковой бригады Михаил Тихомиров.
Когда Сергей Михайлович обратился за помощью к своему бывшему начальнику (ныне руководителю Департамента внебюджетной политики строительства города) Л.Н.Краснянскому, надежды на успех предприятия оставалось немного - очень уж трудное время было. И все-таки коллеги-строители не подвели, сумели наскрести 10 миллионов рублей (неденоминированных) и тем самым положили начало благородному делу.
Львиную долю расходов взяло на себя российское правительство. Весомый вклад в финансирование проекта внесли дети и родственники погибших в финской войне. Ощутимую спонсорскую помощь оказали муниципалитет финского города Куопио и Питкярантское карьероуправление.
Над Крестом Скорби поочередно работали три замечательных скульптора: братья Лео и Геннадий Ланкинены, Эдуард Акулов. Открытие мемориала должно было состояться в мае 1995 года, но из-за недостатка средств его пришлось отложить.
Осенью прошлого года в Карелии побывал мэр Москвы Ю.М.Лужков. Узнав о затянувшемся строительстве, столичный градоначальник добавил недостающую сумму.
Карельский Крест Скорби - это воплощенная в металл память по напрасным жертвам всех ненужных войн.
(См. http://www.gov.karelia.ru/Leader/Days/cross.html или
ht tp://www.mp.stroi.ru/detai)