Где и как сейчас живет Агафья Лыкова? Биография сибирской отшельницы. История отшельников из сибирской тайги или побег из ниоткуда

По общим представлениям, есть два вида классических отшельников: Робинзон Крузо, попавший на в результате кораблекрушения, и люди, ставшие отшельниками по собственному выбору. В русской традиции добровольное отшельничество связано с православной верой, и чаще всего ими становятся монахи. В 70-х годах в Саянской тайге нашли семью русских староверов Лыковых, ушедших в глушь от потерявшего веру мира. Последняя представительница семьи, Агафья Лыкова, возможно, распорядилась бы своей жизнью иначе, но история не поворачивает вспять.

Разные открытия геологов

Освоение тайги в России всегда шло своим чередом, и обычно медленно. Поэтому огромный лесной массив и сейчас является краем, где можно легко спрятаться, затеряться, только выжить сложно. Некоторых трудности не пугают. В августе 1978 года вертолетчики из геологической экспедиции, пролетая над тайгой вдоль ущелья в поисках места для приземления, неожиданно обнаружили возделанный участок земли - огород. О находке вертолетчики доложили в экспедицию, и вскоре к месту пришли геологи.

От места проживания Лыковых до ближайшего населенного пункта 250 километров непроходимой тайги, это и сейчас малоисследованные земли Хакассии. Встреча была поразительной для обеих сторон, поверить в ее возможность одни не могли, а другие (Лыковы) не хотели. Вот, что пишет в своих заметках геолог Письменская о встрече с семьей: «И только тут мы увидели силуэты двух женщин. Одна билась в истерике и молилась: «Это нам за грехи, за грехи…» Другая, держась за столб… медленно оседала на пол. Свет из оконца упал на ее расширенные, смертельно испуганные глаза, и мы поняли: надо скорее выйти наружу. В доме в тот момент находился глава семьи Карп Лыков и его две дочери». Все семейство отшельников насчитывало пять человек.

История Лыковых

К моменту встречи двух цивилизаций в таежной глуши в семействе Лыковых насчитывалось пятеро человек: отец Карп Осипович, двое сыновей - Савин и Дмитрий, две дочери - Наталья и самая смышленая Агафья Лыкова. Мать семейства умерла в 1961 году. История отшельничества началась задолго до Лыковых, с реформаторства Петра I, когда в церкви начался раскол. Русь всегда была истово верующей, и часть населения не захотела принимать священнослужителей, несших перемены в догматы веры. Так сложилась новая каста верующих, которых впоследствии назвали «часовенными». К ним и принадлежали Лыковы.

Из «мира» семья саянских отшельников ушла не сразу. В начале двадцатого века они жили собственным хозяйством в деревне Тиши, что на реке Большой Абакан. Жизнь была уединенной, но в контакте с односельчанами. Уклад жизни был крестьянский, проникнутый глубоким религиозным чувством и незыблемостью принципов начального православия. Революция до этих мест докатилась не сразу, газет Лыковы не читали, поэтому о ситуации в стране ничего не знали. О глобальных государственных переменах узнали от беглых крестьян, уходивших от поборов в глухой таежный угол, в надежде, что туда советская власть не доберется. Но, в однажды, в 1929 году, появился партийный работник с заданием организовать из местных поселенцев артель.

Основная часть населения принадлежала к старообрядцам, и терпеть насилие над собой не захотели. Часть жителей, а с ними и Лыковы, переместились на новое место, недалеко от села Тиши. Тогда они общались с местными, принимали участие в строительстве лечебницы в поселке, заходили за мелкими покупками в лавку. В местах, где проживал тогда еще большой клан Лыковых, в 1932 году был образован заповедник, что пресекало всякую возможность рыбачить, пахать землю, охотиться. Карп Лыков в это время уже был женатым человеком, в семье появился первый сын - Савин.

40 лет одиночества

Духоборчество новых властей принимало более радикальные формы. Однажды на краю поселка, где проживали Лыковы, силовиками был убит старший брат отца семейства будущих отшельников. К этому моменту в семье появилась дочь Наталья. Общину старообрядцев разгромили, и Лыковы ушли в тайгу еще дальше. Жили не скрываясь, пока в 1945 году к дому не вышли отряды пограничников, искавших дезертиров. Это послужило причиной очередного переселения в более отдаленный участок тайги.

Первое время, как рассказывала Агафья Лыкова, жили в шалаше. Современному человеку трудно представить, как выжить в таких условиях. В Хакассии снег сходит в мае, а первые морозы приходят в сентябре. Дом срубили позднее. Он состоял из одной комнаты, в которой проживали все члены семьи. Когда подросли сыновья, их отселили на отдельную заимку в восьми километрах от первого жилья.

В год, когда пересеклись геологи и староверы, старшему Лыкову было примерно 79 лет, старшему сыну Савину - 53 года, второму сыну Дмитрию - 40 лет, старшей дочери Наталье - 44 года, а младшая Агафья Лыкова имела за плечами 36 лет. Цифры возраста весьма примерные, назвать точные годы рождения никто не берется. Летоисчислением в семье занималась сначала мать, а после научилась Агафья. Она была младшей и наиболее одаренной в семье. Все представления о внешнем мире дети получили в основном от отца, для которого царь Петр I был личным врагом. Над страной проносились бури, произошли тектонические перемены: была выиграна самая кровавая война, радио и телевидение были в каждом доме, Гагарин полетел в космос, началась эра атомной энергетики, а у Лыковых остался уклад жизни допетровского времени с тем же летоисчислением. По староверческому календарю их нашли в 7491 году.

Для ученых и философов семья староверов-отшельников - это настоящий клад, возможность понять старорусский славянский уклад, уже утерянный в историческом ходе времени. Весть об уникальной семье, выжившей не в теплом климате банановых островов, а в суровой реальности нетронутой Сибири, облетела весь Союз. Туда ринулись многие, но как бывает почти всегда, стремление разложить явление на атомы для получения понимания, облагодетельствовать или принести свое видение в чужую жизнь приносит беды. «Благими намерениями вымощена дорога в ад», - эту фразу пришлось вспомнить через несколько лет, но к этому моменту семейство Лыковых потеряло троих.

Замкнутый быт

Нашедшие Лыковых геологи при первой встрече подарили семейству полезные вещи, которые в суровом краю необходимы. Не все было принято однозначно. Из продуктов для Лыковых многое было «не можно». Неприятию подлежали все виды консервов, хлеб, большой восторг вызвала обычная поваренная соль. В течение сорока лет, оторванных от мира, на столе ее не было, и это, по признанию Карпа Лыкова, было мучительно. Врачи, посещавшие семью, были удивлены хорошим состоянием здоровья. Появление большого количества людей привело к повышенной восприимчивости к заболеваниям. Находясь вдали от общества, никто из Лыковых не имел иммунитета к самым, на наш взгляд, безобидным заболеваниям.

Рацион отшельников состоял из хлеба домашней выпечки, в его состав входила пшеница и сухой картофель, кедровых орехов, ягод, трав, кореньев и грибов. Иногда к столу подавалась рыба, мясо отсутствовало. Только когда подрос сын Дмитрий, стало доступно мясо. Дмитрий проявил себя как охотник, но в его арсенале не было ни огнестрельного оружия, ни лука, ни копья. Зверя он загонял в силки, ловушки или просто преследуя дичь до изнеможения, сам он при этом мог находиться в постоянном движении несколько дней. По его словам, без особой усталости.

Вся семья Лыковых имела завидные для многих современников черты - выносливость, моложавость, трудолюбие. Ученые, проводившие наблюдения за их жизнью и укладом, говорили, что по устройству быта и ведения хозяйства Лыковых можно считать образцовыми крестьянами, постигшими высшую сельскохозяйственную школу. Семенной фонд пополнялся отборными образцами, подготовка почв и распределение растений на склонах горы по отношению к солнцу были идеальными.

Здоровье их было отменным, хотя картошку приходилось выкапывать уже из-под снега. До морозов все ходили босиком, зимой обувь тачали из бересты, пока не научились выделывать шкуры. Набор лекарственных трав и знания об их применении помогали избежать болезней и справиться с уже случившимися заболеваниями. Семья постоянно находилась на грани выживания, и делали они это с успехом. Агафья Лыкова, по словам очевидцев, в возрасте сорока лет легко взбиралась на верхушки высоких деревьев для сбивания шишек, преодолевала несколько раз в день расстояния в восемь километров между заимками.

Все младшие члены семьи, благодаря матери, были обучены грамоте. Читали на старославянском и разговаривали на этом же языке. Агафья Лыкова знает все молитвы из толстого молитвослова, умеет писать и знает счет на старославянском, где цифры обозначаются буквами. Все, кто с ней знаком, отмечают ее открытость, твердость характера, не имеющую под собой бахвальства, упрямства и желания настоять на своем.

Расширение круга знакомств семьи

После первого контакта с внешним миром закрытый уклад жизни дал трещину. Члены геологической партии, впервые столкнувшиеся с Лыковыми, приглашали семейство переселиться в ближайший поселок. Затея не пришлась по вкусу, но в гости к экспедиции отшельники все же пришли. Новинки технического прогресса вызывали у младшего поколения любопытство и интерес. Так Дмитрию, которому больше всех приходилось заниматься строительством, понравились инструменты лесопильной мастерской. Минуты тратились на распил бревна на циркулярной электрической пиле, а ему приходилось на аналогичную работу тратить несколько дней.

Постепенно многие блага цивилизации все же стали приниматься. Пришлись ко двору топорища, одежда, простые кухонные принадлежности, фонарик. Телевидение вызывало резкое отторжение как «бесовское», после короткого просмотра члены семьи истово молились. Вообще, молитва и православные праздники, почитание церковных правил занимали большую часть времени жизни отшельников. Дмитрий и Савин носили головные уборы, напоминавшие монашеские клобуки. После первого контакта Лыковы уже ожидали гостей и были им рады, но общение надо было заслужить.

В 1981 году, за одну зиму, один за другим из жизни ушли трое Лыковых: Савин, Наталья и Дмитрий. Агафья Лыкова в этот же период тяжело болела, но ее более молодой организм справился с недугом. Некоторые предполагают, что причиной смерти троих членов семьи было контактирование с внешним миром, откуда и пришли вирусы, на которые у них не было иммунитета.

В течение семи лет в гости к ним постоянно приезжал писатель Василий Михайлович Песков, его истории легли в основу книги «Таежный тупик». Также публикации о Лыковых делает наблюдающий семейство врач Назаров Игорь Павлович. Впоследствии было снято несколько документальных фильмов, написано множество статей. Свою помощь предлагали многие жители СССР, они писали письма, присылали множество посылок с полезными вещами, многие стремились приехать. В одну зиму с Лыковыми прожил малознакомый им мужчина. По их воспоминаниях о нем, можно сделать вывод, что он притворялся старообрядцем, но в реальности явно страдал психическим заболеванием. К счастью, все разрешилось благополучно.

Последняя из Лыковых

Биография Агафьи Лыковой уникальна, пожалуй, женщины такой судьбы больше в современной истории не встретить. Жалел ли отец, что его дети прожили без семьи, и никто не обзавелся детьми, можно только догадываться. По воспоминаниям Назарова, сыновья иногда перечили отцу, Дмитрий перед смертью не захотел принять последний прижизненный церковный обряд. Подобное поведение стало возможным только после вторжения в отшельничество внешней жизни с ее бурными изменениями.

Карп Лыков умер в феврале 1988 года, с этого момента Агафья осталась жить на заимке одна. Ей неоднократно предлагали переселиться в более комфортные условия, но она считает свою глушь спасительной для души и тела. Однажды в присутствии доктора Назарова она обронила фразу о современной врачебной практике, сводившуюся к тому, что доктора лечат тело и калечат при этом душу.

Оставшись в полном одиночестве, она предприняла попытку поселиться в старообрядческом монастыре, но расхождения с сестрами по принципиальным вопросам вынудили Агафью вернуться в отшельничество. Также у нее был опыт проживания с родственниками, коих оказалось много, но и тут не сложились отношения. Сегодня ее посещает множество экспедиций, бывают частные лица. Много людей стремится оказать ей помощь, но часто это больше похоже на вмешательство в личную жизнь. Она не любит фото- и видеосъемку, считая это греховным, но ее желание мало кого останавливает. Ее дом - теперь одинокий скит Пресвятой Богородицы Троеручицы, где живет одна монахиня Агафья Лыкова. Тайга - лучший забор от непрошеных гостей, и для многих любопытствующих это действительно непреодолимое препятствие.

Попытки социализации с современностью

В 2013 году отшельница Агафья Лыкова осознала, что выживать в тайге в одиночку не просто сложно, а невозможно. Тогда она написала письмо главному редактору газеты «Красноярский рабочий» В. Павловскому. В нем она описывала свое бедственное положение и просила оказать ей помощь. К этому моменту о ее судьбе уже заботился губернатор области Алман Тулеев. На ее заимку регулярно доставляются продукты, медикаменты, предметы быта. Но ситуация требовала вмешательства: нужно было заготавливать дрова, сено для животных, поправлять постройки, и эта помощь была оказана в полной мере.

Биография Агафьи Лыковой на короткий период расцветилась соседством с новоявленным отшельником. Геолог Ерофей Седов, работавший в составе экспедиции, нашедшей Лыковых, решил поселиться в ста метрах от дома Агафьи. После гангрены у него была отнята нога. Дом ему построили под горой, заимка отшельницы располагалась на вершине, и Агафья часто спускалась на помощь инвалиду. Но соседство было непродолжительным, он скончался в 2015 году. Агафья снова осталась одна.

Как сейчас живет Агафья Лыкова

После череды смертей в семье по ходатайству медиков доступ на заимку был ограничен. Чтобы попасть к Лыковой, необходим пропуск, за этой возможностью выстроилась очередь. К отшельнице, ввиду ее преклонных лет, постоянно селят помощников из семей старообрядцев, но, говорят, у Агафьи сложный характер, и мало кто выдерживает более месяца. В ее хозяйстве - большое количество котов, которые хорошо освоили лесные чащи и охотятся не только на мышей, но и на змей, предпринимают длительные экспедиции между домами хозяйства, раскинутыми на дальних расстояниях друг от друга. Также есть несколько коз, собаки - и все требуют заботы и больших запасов провианта, учитывая суровость местной зимы.

Где Агафья Лыкова сейчас находится? У себя дома, на заимке в Саянской глуши. В январе 2016 года она попала в больницу города Таштагола, где ей оказали необходимую помощь. После курса лечения отшельница отправилась домой.

Уже многие приходят к мнению, что семья Лыковых, сама Агафья, являются символами русского духа, не испорченного цивилизацией, не расслабленного потребительской философией и мифической удачей. Никто не знает, смогут ли люди нового поколения выжить в сложных условиях, при этом не сломаться духовно, не превратиться в диких зверей по отношению друг к другу.

Агафья Лыкова сохранила ясный ум, чистый взгляд на мир и его сущность. О ее доброте говорит тот факт, что диких зверей в голодные времена она подкармливает, как это было с волком, поселившимся на ее огороде. Глубокая вера помогает ей жить, и она не имеет свойственного цивилизованному человеку сомнения в целесообразности православия. Сама она говорит: «Я хочу здесь умереть. Куда мне идти? Я не знаю, сохранились ли где-нибудь еще в этом мире христиане. Скорее всего, много их не осталось».

«Летом 2017-го я ходил в тайгу, на две недели, один, - рассказывает пользователь Pikabu под ником sadmadcrou . - Без желания выживать, что–то доказывать. Путь ради пути. Чтобы просто побыть наедине с собой, отдохнуть от интернета, мобильной связи, а последние годы замучившая меня бессонница стала своеобразным топливом в виде пинка под зад собрать рюкзак.

До этого в походы не ходил, в сольные тем более. Началось все с зудящего желания зимой, в период, когда был очередной дедлайн и хотелось просто разорвать любого встречно-поперечного, прогуляться в тайгу до заброшенной деревни Князевки. По мнению «Википедии», там уже никто не живет. Как оказалось, это не так».

Путь

Старт от поворота на деревню Гриневичи, последний оплот цивилизации перед глухой тайгой, автобус высадил в 18:30 по местному времени. В уши ударила тишина леса, а в нос - необычайно вкусный воздух. Да, именно вкусный! После затхлого, намертво прокуренного Омска этот воздух показался амброзией, его хотелось не вдыхать - пить. И тишина… Она подкреплялась полным отсутствием мобильной связи.

Первой целью было пройти десяток километров, уйти подальше от цивилизации и встать на привал. Дорога шла то вниз, то вверх. Начал слегка одолевать гнус. От него спасал накомарник и разведенный на спирту деготь, лучший друг таежника. Пели птицы, и на душе было так хорошо, что самому хотелось петь. Ощущения из детства - впереди неизведанное и ты ни одному микроорганизму во вселенной ничего не должен. Светлые чувства.

На Малиновку вышел к десятому часу вечера, она неожиданно наплыла на меня, лес вытолкнул в пустое пространство бывшей деревни. Заросшие домовые ямы, остатки загона для коней и таежная речушка с одноименным названием. Я заночевал на повороте на бывшую деревню Верхний Турунгас, рядом с еловой рощицей. Костер разводить не было сил, просто поставил палатку, сделал чай на горелке и провалился в черноту сна.

Изначально я пытался прогнозировать, как буду спать один в тайге, будет ли одолевать типичный для горожанина страх перед лесом. Оказалось, все это ерунда, эти страхи остаются в городе. Протопав 11-12 километров с 40-килограммовым рюкзаком в жару, я избавился от всех страхов подчистую. К тому же я воткнул в уши беруши: ночью лес очень громкий, орут всякие птицы, шорохи и так далее. В палатке было уютно, чувствовал себя защищенным.

О гнусе

Таежная мошка меня вообще не ест, только мешается перед глазами. Это раздражает. Комаров в июне много, репеллент спасает слабо, накомарник - лучший друг. Клещей не было, я часто осматривал пропитанную репеллентом от клещей энцефалитку и не снял ни одного товарища. Оводы присутствовали номинально и не мешались, пару раз я видел шершней - гигантского размера пчелка, сантиметров пять или шесть. Шершни дрались, а я выступал в роли пассивного наблюдателя.

Один раз я вышел ночью в полной темноте в туалет и был крайне удивлен. Повсюду около палатки светились желтые звезды. Сначала подумал, что это майские жучки, но объекты не двигались. При детальном рассмотрении оказалось, что это такие своеобразные гусенички со светящейся задней частью. Название, увы, не знаю. Отшельники рассказывали, что в древние времена в деревнях набирали этих гусениц и гнилушки (место их обитания) в емкость, и при свете такой «лампы» вполне можно было даже читать.

Живность на пути

Утром второго дня ко мне пришли лоси. Топтались у палатки, фыркали. Заснять не получилось: при виде меня ребята спешно дернули в тайгу. Место второй ночевки вообще изобиловало живностью. Рядом с палаткой было гадючье гнездо, его хозяйка частенько грелась на солнышке, сразу уматывая под елку при моем появлении.

В тот день впервые прошел дождик, и дорога раскисла до состояния сметаны. Подойдя к очередной большой луже, я увидел свежайший след хозяина тайги килограммов так на 400, размер ноги 45-й, не меньше. Фотографировать не стал, спешно покинул место. Вообще, следы медвежат и мишек средних размеров встречались постоянно, а через каждый метр - следы лосей.

Отшельники брошенной деревни Князевка

На третий день я вышел к деревне. Потоптался у ворот, покричал хозяев и, решившись, отогнул проволоку и вошел. До меня дошло, что эти ворота нужны для того, чтобы кони не убегали в тайгу.

Интересные ощущения одолевают, пробирает аж до костей. Пустая безжизненная деревня. Дома-то стоят, прикрытые запущенными огородами и слегка покосившимися заборами, а людей нет. Навстречу вышел мужичок в картузе и забормотал приветствие. Пожали руки, познакомились. Мужичка зовут Леонид, и он постоянно живет в единственном живом доме с еще одним отшельником Василием. Позвали в избу. Я сказал, что обязательно зайду, но мне нужно куда-то встать с палаткой, желательно поближе к речке. Мужички посоветовали старую царскую заросшую дорогу, которой уже не пользуются лесовозы.

Мое общение с Василием и Леонидом стало откровением. Для меня распахнулся целый мир баек про жизнь в лесу, деревне. Про экзистенциальный вакуум в теле деревенского жителя и как с ним бороться. Как-как? Алкоголем, конечно же! Отсюда и смена места жительства Леонида, мигрировавшего из пьющей вороватой разухабистой Атирки в Князевку на полную пожизненную реабилитацию три года назад. Леню привез Владимир, брат Васи, едва живого, упитого напрочь. Сжалился над одноклассником. Теперь Ленька помогает с конями и по дому.

Василию сложно со всем справляться. Много лет назад при разборе дома на ногу ему упало бревно, и теперь он ходит всегда с палочкой, иначе никак - стальная пластина на десять болтов и ибупрофен постоянно. Василий очень начитан и интеллигентен, зачитывается фантастикой, с ним приятно разговаривать. Леня же, напротив, прост, мало чем интересуется, но тем не менее по-простому добр.

Я решил не идти дальше на Туй, еще 40 километров пути по внезапно возникшей жаре не придавали желания геройствовать. В конце концов, я выбрался на отдых и решил отдыхать. Поселился на живописном участке на речке, ходил каждый вечер к мужикам за историями и общением, получая огромное удовольствие от компании.

Об алкоголе

Отношение спокойное, иногда пьет даже Леня, которому надо бы вообще не пить. Я захватил с собой две бутылки водки, купил в мини-маркете на автовокзале Тары, когда узнал от аборигенов, что в Князевке все же кто–то есть живой. Водка в тайге вообще мастхэв как антисептик тела и души. В первый вечер пили за знакомство, спокойно и одухотворенно. Никто из мужиков не впадает в состояние берсерка от спирта. Только Леню, если сильно выпьет, начинает от алкоголя троить - речь путается и руки трясутся.

Водку часто привозят охотники, рыболовы и просто случайные путники. Особенно зимой, под Новый год и месяц после у мужиков скапливается огромное количество бутылок. Угощают нещадно. Сами же ставят бражку на березовом соке, о ее питательных и живительных качествах для нутра очень любит разоряться Леня. Бражка и правда хороша.

Лошадки

Они для души. Их, конечно, иногда продают, этим занимается Владимир, но по-серьезному статьей дохода это назвать сложно.

Лошади в деревне гуляют сами по себе, на свободном выпасе. На зиму для них заготавливают корм, косят траву и привозят еще овса. Очень многие пугливые, но мне удалось погладить морды парочке. Настоящим бичом для них является гнус, от него пытаются спрятаться в полуразрушенных домах, на старом зернохранилище. От мошки и комаров у коней кожа ходит ходуном.

Был забавный случай. В зной жеребятки штабелями улеглись рядом перед домом, штук шесть, не меньше. А мамки ушли пастись. Внезапно залаяли собаки, жеребятки проснулись и давай метаться в панике, не понимая, где мамаши. Жались друг к другу, успокоились нескоро.

О простой мужской пище и подарках

Я сидел у мужиков каждый вечер и ел простую грубую пищу. Вкуснее мраморной говядины и лобстеров. Грубый хлеб, картошка, лук, вкуснейший гороховый суп от Василия, бобрятина. Ага, бобрятина. Я сначала подумал, что это такая жирная разваренная говядина, но нет. Нюансы вкуса катастрофически малы. Мясо подкидывают охотники, они частые гости в Васиной избе. Кстати, Вася не берет ни копейки за ночлег, а на попытку дать денег обижается.

Я подарил Василию хороший нож. Оставил всю оставшуюся еду и половину своей аптечки, репелленты и все расходные мелочи. В следующем году обязательно снова поеду в Князевку и повезу мужикам машинки для кручения папирос, табак, диски с фильмами. Они их смотрят на старом DVD-проигрывателе, подключая его к аккумулятору.

Вот такая вышла у меня тайга, тайга одному обернулась иначе.

Сибирские просторы всегда были привлекательны для различного рода вольных людей, желающих жить вдали от основной цивилизации и общественных институтов. Да и сама по себе Сибирь была открыта вольными казаками, уходившими в те бескрайние дали, в поисках свободы и независимости. Староверы, бежавшие от чудовищного преследования, находили своё пристанище в глухих таёжных регионах Западной и Восточной Сибири. При этом чем глубже они заходили, тем сильнее считалась у них вера. Чем более суровые условия их ожидали в сибирской пустыни, тем более выдержанней и крепче они верили в Бога, уповая лишь на Его милость. 30+ фото.

Отшельники были во все времена, в любом обществе когда-либо имелись такие люди, для которых свобода, независимость и вольная жизнь, это не просто слова, но нечто совершенно иное, чем для простого обывателя. Свобода и воля для таких людей - это то, что даёт им силы, что заставляет действовать, преодолевать преграды и невзгоды, бороться и не сдаваться. Это нечто, что сидит в их нутре, заставляя их жить, то, ради чего вообще хочется жить.

Так получилось, что для общества отшельники выглядят чудаками, а зачастую вообще безумцами. Скудный быт, порой аскетические условия и общая суровость региона превращают отшельников в каких-то чудаков. Плюс к тому зачастую имеет место быть религиозный фанатизм. Вроде бы: что вам всем не живётся то нормально? Почему вас так тянет в глушь? Что там такого, мёдом что-ли намазано? - не понимает обыватель.

Сибирские отшельники - это особый вид людей. Отшельники проживают и в других регионах, в более тёплых. Однако отшельники Сибири интересны как раз именно всей этой суровостью и выдержанностью, которыми они обладают в избытке, по сравнению с нами, городскими пижонами.


СТАРОВЕРЫ ЛЫКОВЫ.

Самыми известными и, поэтому, самыми интересными сибирскими отшельниками являются Лыковы. Про них уже много имеется различного материала, статей, фото, видеофильмов. История переселения Лыковых в Саянскую тайгу начинается в 30-е годы прошлого века, тогда несколько семей старообрядцев бежали от надвигающейся угрозы Советской власти. Но самыми суровыми были семья Карпа Осиповича, которые ушли дальше всех, по течению реки Большой Абакан к устью Ерината. Состав семьи Лыковых: Карп Осипович - отец, Акулина Карповна - мать, Савин - сын, Наталья - дочь, Дмитрий - сын, Агафья - дочь.


Лыковы жили в атмосфере крайней изоляции, имея лишь не многочисленные контакты с другими людьми, быт их был крайне аскетичным и простым. В 1978 году геологи случайно наткнулись на их заимку на реке Еринат и весть о них разлетелась по всему Союзу в виде сенсации. Живя в атмосфере изоляции люди не имели иммунитета ко многим заболеваниям, после встречи с другими людьми все, кроме Агафьи заболели и вскоре скончались. В крови Агафьи обнаружены антитела к клещевому энцефалиту и Боррелиозу. Агафья Лыкова, последняя ныне живущая из рода Лыковых, до сих пор проживает на этом месте. В разные времена к ней подселялись люди, жили какое-то время, помогали ей, но на сегодняшний момент она проживает одна, в глухой саянской тайге. Самая известная отшельница.




ОТШЕЛЬНИК ВИКТОР.

Когда-то сибирский отшельник Виктор работал на барже в Красноярском порту, а сейчас проживает в небольшой избе на берегу Енисея, примерно в 55 километрах к югу от Красноярска. Свою избу он построил сам, как и обустроил весь необходимый быт. Виктор занимается ловлей рыбы, которой полно в Енисеи, сбором дикорастущих растений, грибов и ягод, коими богата сибирская тайга.


Читает Библию и наслаждается одиночеством на фоне бескрайних просторов тайги. В 47 лет он бросил свою прежнюю жизнь и решил переселиться в тайге. С виду слегка заурядный, но добрый человек.


САЯНСКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ.

В Республики Тыва, в далеком Восточном Саяне, в районе озера Дерлик-Холь, на охотничей базе, под началом Архимадрита Константина обосновались отшельники старообрядцы. В диких и труднодоступных местах, куда просто так еще и не дойдёшь (доедешь), они проживают уже около 8 лет. С верой в Господа и молитвами. Проходящие мимо них охотники по началу подсмеивались над ними, когда отшельники только заселили этот край. Пугали их комарами да медведями, но после многих лет таёжной жизни бывалые охотники сами начали просить совета у этих людей.



АНТИПИНЫ.

С 1982 по 2002 год семья отшельников Антипиных прожили в глухой сибирской тайге. Глава семейства Виктор Антипин (Марцинкевич) с детства мечтал жить на природе в её первозданном виде. Виктор уговорил свою 15-летнюю падчерицу уйти с ним в тайгу за сотни километров от цивилизации. У них родилось шестеро детей. Однако история отшельников закончилась печально. Виктор умер в 2004 году в тайге один от голода либо от простуды, после того, как его семья покинула его.


Виктор Марцинкевич, не желая носить прежнюю фамилию сменил её на фамилию жены Антипин, по его мнению приставка "Анти" в ней обозначала его взгляды, как "против", т.е. противника цивилизации. Они поселились за 200 км от ближайшего населенного пункта в Эвенкийской тайге, в 1983 году у них родился сын Северьян, который вскоре умер от простуды. Через год родился еще один сын Ваня, который умер от клещевого энцефалита в возрасте 6 лет. Зимой 1986 года родилась дочь, которую они назвали Оленья, из-за того, что в эту лютую зиму Виктору удалось добыть оленя, который прокормил их.

Далее Антипины перебрались на Бирюсу, Виктор устроился на работу, семье выделили участок леса, где они выращивали овощи. После этого у них родились Витя, Миша и Алеся. Питались они добытым зверем, рыбой, орехами, ягодами, грибами, выращенными овощами. Одежду шили сами, подшивали из старой. Все дети умели читать и писать. Сейчас дети живут своей жизнь, работают.


Питание отшельников "по-отшельницки" скудное. Грибы, ягоды, овощи из огорода, мясная пища бывает не часто. Наумкины вполне доброжелательны, без явного религиозного фанатизма. Журналисты Оджана прозвали Маугли, потому что он родился и вырос в лесу, однако образование, которое ему дали родители не подтверждает это прозвище. В 2013 году они переехали в Приморье, 12 ноября 2013 года Оджан впервые получил Свидетельство о рождении, а на следующий день - паспорт. Родители не держат его и не заставляют жить в лесу, Оджан же сам не против жизни в городе, так же, как и в лесу. Так же, как и отец, Оджан занимается рисованием.



АЛТАЙСКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ НАУМКИНЫ.

Под влиянием эзотерических воззрений семья Наумкиных в начале 90-х годов, ранее проживающие в городе Бийске, продали 2 квартиры и перебрались жить в алтайскую тайгу, из-за того, что у отца семейства Александра Наумкина начались проблемы со здоровьем. В 1993 году у них родился сын Оджан. Наумкины проживают в землянке, оборудованной для постоянной оседлой жизни.



ОТШЕЛЬНИК ЮРИЙ.

В Куйбышевском районе Новосибирской области с 91-го года проживает отшельник Юрий Глущенко. Единственные соседи Юрия - три кошки и пес Борзик. Без религиозного фанатизма, обычный мужчина советской закалки, проживает в труднодоступном месте среди болот и топей Западной Сибири. 25 лет он живет без благ цивилизации, питается таёжными дарами, грибами, ягодами, как и все таежные отшельники.


В избе полный порядок и чистота, небольшой чёрно-белый телевизор и электричество, непонятного происхождения. Мобильник есть, но здесь он не ловит. Юрий присматривает за лесом, держит его в порядке, ведь это его родной дом. Весьма аккуратный и работящий человек, решивший уйти от общества по каким-то причинам. Говорят, из-за несчастной любви, но мы то с вами знаем, что не из-за неё, а потому, почему и остальные отшельники уходят - из-за стремления к вольной, уединенной жизни, без суеты и городской грязи.


ЯКУТСКИЙ ОТШЕЛЬНИК

В далекой Якутии вот уже около 25 лет проживает отшельником один человек. Имени его, увы, не узнал пока. Сейчас ему около 75 лет. Приехал в Якутию он в 1976 году для работы в артели, далее был арест и побег из камеры, в итоге был пойман и отсидел 10 лет. Как освободился, так осел там же. Сам по себе не уголовник, а скорее просто слегка хулиганистого склада ума (сидел за анашу). Был влюблён в местную якутянку, потом пытался застрелиться от несчастной любви, но гладкоствольное ружье дало аж 2 осечки за раз.


Весьма разговорчив и эмоционален, с большой, аутентичной бородой. Лечит желудок одуванчиком, но при этом в избе имеются пустые бутылки Столичной. Живёт с молодой женщиной якуткой, при этом бутыли от Столичной могут принадлежать ей, а не ему, по скольку говорил, что водку не пьёт. Традиционно для якутского крестьянина разводит лошадей якутской породы, которые не боятся сильных морозов.


ОТШЕЛЬНИКИ ПЛАТО ПУТОРАНА

На далеком севере, там, куда добраться не так легко, даже по сибирским меркам, на знаменитом плато Путорана проживают два отшельника. Борис Чевучелов и Виктор Шереш. В разных местах, на своих заимках. Борис работает на гидропосту от местной ГЭС, а Виктор на гидрометеостанции на реке Курейка. Удивительные люди, имеют семьи, но предпочитают жить и обитать в этих суровых местах плато Путорана.


Климат плато Путорана суров. Зимы холодные и длинные, лето дождливое и короткое. Горная местность, с её безжизненными камнями вулканического происхождения. Лесотундра богата ягодой и зверем. Реки изобилуют рыбой. Хариус, таймень, голец, где-то щука и окунь, стаи тугуна и другой сибирской рыбы. Надеяться можно только на свои силы - Заполярье слабости не прощает. По мимо своих основных дел они занимаются пушниной, и время от времени помогают с заброской туристам, прибывшим на плато Путорана. Отшельники стали главными героями документального фильма А. Свешникова "Люди плато Путорана".



ДЕРСУ УЗАЛА.

Легендарный таёжный охотник, живший в 1849-1908 годах. Дерсу Узала всю свою жизнь провёл в Уссурийской тайге. Он жил под открытым небом, добывал себе пропитание сам - охотой и лишь частично вступая в контакт с цивилизацией. Летом его жильём была тайга, зимой - он устраивался в небольшие охотничьи зимовья. Дерсу вёл размеренную и спокойную жизнь в гармонии с природой, оберегая её и защищая от разных злодеев. Китайские браконьеры охотились как за женьшенем, так за Амурским тигром, ставили различные ловушки, самоловы на дичь. Но Дерсу не поддерживал такое отношение к природе - он брал от неё лишь столько, сколько надо, чтобы прокормиться и поддерживать своё существование, так же, как это делают дикие звери, живя на воле. Они не убивают свою добычу ради денег или ради какой-то материальной выгоды, они убивают её, а правильнее сказать добывают - лишь для поддержания своей жизни и не более.

Дерсу Узала был по происхождению нанаец или гольд, как он любил называть. У Дерсу была когда-то семья - жена и дети. Но однажды их всех не стало - они заболели оспой. Дерсу остался один. Тоска от потери мучила его, бесстрашного таёжного скитальца, но он не в силах был ни чего поделать.

Как то раз Дерсу наткнулся на группу людей, отдыхавший на биваке после трудного дня скитания по тайге. Вернее сказать, как настоящий таёжный житель он увидел их присутствие уже давно, но решился пойти на контакт лишь после того, как не нашёл в них ни чего опасного для себя.

Это были - великий русский учёный Владимир Клавдиевич Арсеньев в сопровождении солдат.

Дерсу их сильно напугал, ну представьте сами - по среди ночи вдруг вы слышите какие-то шорохи и кто-то крадётся. Солдаты сразу похвастались за винтовки, но вдруг увидели уставшего гольда, кричавшего со своим нанайским акцентом: "Не стреляйте!". Владимир Арсеньев принял Дерсу к себе, накормил его и предложил ему - знающему таёжного жители сопровождать их и подсказывать по местности, на что Дерсу с удовольствием согласился!


И так началась великая дружба двух замечательных людей - Дерсу и Арсеньева, которого он звал "Капитан". Они прошли по Уссурийской тайге многие километры, прошли через лето, зимы, различные преграды и испытания, бывало даже чуть не погибли, но всё же остались в живых, благодаря проницательности и умению нашего таежного обитателя.

Однажды старость достигла смелого таёжного охотника. Дерсу понял об этом, когда обратил внимание на свою слепоту. Он стал очень плохо видеть, точнее сказать он чуть не ослеп и перестал метко попадать по цели, которую бил в былые годы "на ура". Дерсу упал духом и разочаровался в себе. Вы только представьте, что человек, основное занятие которого охота - вдруг становится полуслепым. Это настоящая трагедия, но ни чего не поделаешь, годы своё берут.

В 1907 году Дерсу Узала бросил свою таёжную жизнь и поехал вместе со своим другом Арсеньевым к нему в Хабаровск, в цивилизацию. Но что такое жизнь в цивилизации для таёжного жителя? Это тоже самое, что цивилизованного человека, который ни разу не был в глухом лесу - отправить жить в тайгу. Всё для него было чуждо. Деревья рубить нельзя, за воду надо платить, спать надо в кровати - ни какой свободы. Он чувствовал себя как в четырёх стенах, как зверь в клетке.

И вот весной 1908 года он не выдержал, простился со своим "капитаном", с его женой и сыном, которого он называл "маленький капитан", и отправился к себе домой, в уссурийскую тайгу, к истокам реки Уссури. Арсеньев подарил ему своё ружьё, в надежде, что с ним он вряд ли промахнётся. Но, к глубочайшему сожалению он не дошёл до своего дома - он был убит недалеко от железнодорожной станции в посёлки Корфовский, предположительно из-за ружья, ведь это было хорошее ружьё. Там его и похоронили, а в наши дни приблизительно на этом месте поставили большую гранитную глыбу в память о нём.

Памятник Дерсу Узала установленный недалеко от места его гибели. Станция Корфовская.


Но история знаменитого таёжного охотника не окончилась, он остался в памяти многих людей и отразился во многих произведениях его друга В.К.Арсеньева, а так же про него сняли два фильма, один из которых режиссёра Акиры Куросавы получил многочисленные награды.

Роман Арсеньева "Дерсу Узала", 1923 г.


Максим Мунзук в роли Дерсу Узала в фильме Акиры Куросавы 1975 года.


ЖИЗНЬ В ТАЙГЕ. ПОДГОТОВКА К ОТШЕЛЬНИЧЕСТВУ.

Постараюсь тут описать все действия человека, который решил жить в тайге - уйти в отшельничество. Чтобы автономная жизнь в тайге не превратилась в смерть - нужно хорошо подготовиться. Для начала нужно определиться с конкретным регионом, выбрать примерное место. Затем посмотреть, что оно из себя представляет, и планировать подготовку исходя из этого места. Главным инструментом получения теоретических знаний об автономной жизни в тайге - будет интернет! Что именно смотреть можно определить из следующих пунктов.


Какие деревья, кустарники там преобладают. Это может быть елово/пихтовый лес, может быть кедр сибирский, лиственница, может только сосновый, может смешанный с лиственными породами, может исключительно лиственный. Тайга везде разная бывает. Это можно узнать в картах, обычно пишут что растёт в районе.
Наличие водных ресурсов. Есть ли по близости реки, озёра, ручьи. Собственно без воды не стоит идти вовсе и искать место не далеко от воды. Хорошо бы, если будет основная река/озеро в некотором расстоянии от предполагаемого места (чтобы с воды не было видно) и рядом с местом ещё ручей/родник.
Расстояние от близлежащих населённых пунктов. Отдалённость играет важную роль в вопросе конспирации поселения - чем дальше располагается место, тем больше вероятность того, что вы не будете иметь не желательные встречи. Но совсем далеко углубляться думаю не стоит, так как не надо исключать походы в цивилизацию за чем либо. Место должно быть не интересно для простого обывателя (турист, охотник, рыболов, лесоруб).
Наличие живности. Соблюдать меры безопасности, чтобы избежать нежелательных гостей, таких как медведь, стая голодных волков и т.д. Знать, какие животные тайги обитают в вашем регионе. Изучать способы охоты.
Итак, можно исходить из этих пунктов для определения подготовительных действий. Можно сказать, что для отшельника пригодиться всё, но это не так. Не к чему забивать свою голову не нужной информацией, а сосредоточить внимание исключительно на том, что пригодиться именно для автономной жизни в тайге.

В первую очередь это вопрос строительства. Стоит интересоваться способами постройки дома, как это сделать наиболее удобно и практично. В тайге лучше строить бревенчатый дом. Исходным материалом будут хвойные породы деревьев. Отсюда уже стоит прикидывать какие нужны для этого инструменты и материалы.

Затем стоит вопрос добывания пищи - это охота, рыбалка, собирательство, выращивание растений, содержание скота. Изучать способы, характерные именно для этого региона. Не стоит забивать голову изучением выращивания тех растений, которые по определению не возможно вырастить там. Нужно определиться с продуктами, которые вы будете брать с собой на первое время. Следует определиться с тем, какую одежду придётся брать туда и какую не стоит. Изучать методы изготовления одежды своими руками например из шкур животных, изготовление ниток и верёвок.


Что нужно для физической подготовки? Главное это много ходить. Ходите везде и всюду, перестаньте пользоваться общественным транспортом совсем. Выходите по раньше, чтобы успеть. Начните с малого и постепенно увеличивайте расстояние. Измеряйте его с помощь карты города (удобно через Дубльгис) Дома через день проделывайте упражнения для мышц ног - приседания, подъём "на носочки" (для тренировки икр) Рекомендую делать через день. После того как пришли домой, залезайте в ванну и обливайте ноги под холодным душем, так вы снимите усталость с ног, закалите их и смоете грязь.

Можно брать с собой рюкзак с грузом. Упражнения для рук: подтягивания на турнике, вертикальных брусьях, отжимания от пола, занятие с гантелями. Этого более чем достаточно для поддержания формы и небольшого наращивания мышц. Рекомендую так же через день, чтобы мышцы успели отдохнуть и восстановиться. Можно чередовать с приседаниями, можно всё в один день делать.

Также стоит, по удобным для вас дням ходить в походы в лес, даже если лес отличается от того места, куда вы собрались. Рекомендую ходить в одиночные походы, это закаляет психику для прибывания в лесу, научит самостоятельности и независимости. Использовать походы стоит не для жарки шашлычков, а для осваивания конкретных практических навыков. В первую очередь это элементарные навыки выживания в таёжном лесу, разведения огня, постройка временного жилища и т.д. Да и просто привыкать находиться в лесу, в одиночестве.

Моральная сторона вопроса. В связи с модой на здоровое питание, экопоселения и прочее, ваш боевой дух думаю не будет сломлен в течении подготовки, он будет наоборот подпитываться всевозможной пропагандой здорового образа жизни. Так что если вы решились изначально, то думаю не передумаете в будущем.

Наилучшим вариантом будет съездить в близлежащие от места деревни и по консультироваться с местными о жизни в тайге, лучше у охотников.


СПИСОК СНАРЯЖЕНИЯ

Обувь. Ботинки, сапоги болотные, кеды, валенки, унты.
Одежда. Носки несколько пар, штаны 2 пары, несколько футболок, куртка, тёплая кофта (лучше флисовая), дождевик (не полиэтиленовый), накомарник, перчатки хб, шерстяные носки, термобельё, п/комбинезон, зимняя куртка с капюшоном, шапка, шерстяной свитер с горлом, флисовая кофта, балаклава или платок "Арафатка", зимние ботинки, непромокаемые унты, перчатки/варежки.
Снаряжение. Рюкзак не меньше 80 л., спальник, коврик-пенка, ножи, налобный фонарик (диодный), карты, компас, газовая горелка, лыжи, снегоступы, кусок полиэтилена для навеса.
Инструменты. Скобель, циркуль, карандаши, ножовки, пила большая, отвес, два топора, стамески, напильники, точильные бруски, плоскогубцы, рубанок, полиэтилен для крыши, стекло (оргстекло), петли.
Бытовые принадлежности. Ёмкости под воду (вёдра, тазик, канистры), котлы, кастрюли, тарелки, ложки, вилки, лопата, свечи, верёвки (толстая и тонкая), банные принадлежности, набор для шитья, средства для разведения огня, сода, маток проволоки, ножи бытовые.
Электричество. GPS навигатор, автономный источник питания, смартфон, запасные аккумуляторы, диодные фонари, диодные светильники, радио приёмник, рации.
Запас еды. (см. ниже).
Рыболовные снасти. Спиннинг, катушки, блесны, лески, поплавки, крючки, грузила, сеть.
Охота. Ружьё, патроны, комплект для снаряжение патронов, капканы, петли на зайца и другую дичь.
Медицина. Аптечка, репелленты от комаров, спирали.
Для досуга. Гитара, книги (справочники по дикоросам, охоте, рыбалке, строительству, ремёслам, мед. помощи, скотоводству, садоводству), тетради, ручки, шахматы (если будет с кем играть) .


ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ НА ГОД НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, УЧИТЫВАЯ ДНЕВНЫЕ НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИ АКТИВНЫХ НАГРУЗКАХ В ТАЙГЕ

То, что придётся закупать в ближайшем районном центре.

80 гр – порция

240гр – в день

21900гр – год 1 наименование

87600гр – в год 4 наименования

300г - день

109500гр – год

Масло растительное

7л - в год

30гр – день

11 кг – год

Аналогично на соления.

100гр – день

12 кг – год

100гр – день

12кг – год

Яичный порошок

20гр – день

7.3кг - год

Перловка – 352 р.– 16р/кг
Геркулес – 484 р.– 22р/кг
Рис – 616 р. – 28р/кг
Пшено – 484 р. – 22р/кг
Мука – 1540 р. – 14 р/кг
Масло подсолнечное – 336 р. – 48р/литр
Соль (для еды) – 99р. – 9р/кг
Соль (для соления)- 99р. – 9р/кг
Специи – 50 р.
Яичный порошок – 1460р – 200/кг
Мясо (сушёное) – 2040р. – 170р/кг
Курица (сушёная) – 1440р. – 120р/кг
Плюсом ко всему прочему надо будет взять поливитамины с повышенным содержанием кальция, так как с кальцием будет проблема в тайге, горная вода его вымывает. Употреблять их можно не каждый день. Мясо лучше хранить в сушёном виде.


В 1978 году, во время геологического облета Саянской тайги, в предгорьях Алтая летчики заметили в диком и глухом лесу, возле горной реки Еринат, странный участок. Он напоминал обработанную землю с грядками. Неужели здесь, так далеко от цивилизации, живут люди? Позже исследовавшая эту часть Саян группа геологов обнаружила Лыковых.

В прессе первые сообщения об обнаружении семьи отшельников появились в 1980 году. Об этом рассказала газета «Социалистическая индустрия», позже - «Красноярский рабочий». А в 1982 году цикл статей, описывающих жизнь в тайге, появился в «Комсомольской правде». О существовании Семьи Лыковых узнал весь Советский Союз.

История семьи

40 лет святые отшельники, как окрестила их пресса, провели в строгом уединении. Поначалу Лыковы жили в одном из поселений староверов, которые были не редкостью в глухих местах у реки Абакан. В 20-х годах советская власть начала проникать и в отдаленные уголки Сибири, и глава семейства, Карл Осипович, принял решение уйти ещё дальше в лес. Семья Лыковых на тот момент состояла из 4-х человек. За мужем последовала жена Акулина и двое детей - 11-летний Савин и 4-летняя Наталия.

Нехитрый скарб был погружен на лодку, которую семейство тащило по притоку Абакана, Еринату, с помощью веревок, как бурлаки. Беглецы так стремились уйти подальше от враждебного мира, что не прекращали свой путь в течение 8-ми недель. Двое младших детей - Дмитрий и Агафья - родились уже в изоляции.

Первое время от людей они не скрывались, жили, не таясь. Но в 1945 году на заимку вышел патруль, преследовавший дезертиров. Это заставило семью уйти ещё дальше в лес.

Причины бегства

Что же заставило Лыковых бежать и жить, как отшельники, в тайге? В 17-м веке в результате церковной реформы в Русской православной церкви произошел раскол. жесткий и амбициозный человек, решил унифицировать церковные обряды и привести их в соответствие с византийскими. Однако Византии на тот момент давно не существовало, и взгляд патриарха был обращен на греков, как на прямых наследников древней культуры. Греческая церковь на тот момент претерпела многочисленные изменения под турецким влиянием.

В результате реформы были произведены существенные изменения в обрядах. Традиционные двуперстное знамение, сугубая аллилуйя и восьмиконечное распятие были признаны богопротивными, а отказавшиеся от новых обрядов люди были преданы анафеме. Началось повсеместное преследование староверов. В результате этих гонений многие бежали подальше от властей и организовывали собственные поселения, где можно было сохранить свои верования и обряды. Новая советская власть опять стала притеснять староверов, и многие ушли ещё дальше от людей.

Состав семьи

Семья Лыковых состояла из шести человек: Карп Осипович с женой Акулиной Карповной и их дети - Савин, Наталия, Дмитрий, Агафья. На сегодняшний день в живых осталась только младшая дочь.

Отшельники в лесу занимались земледелием, ловили рыбу и охотились. Мясо и рыбу солили, заготавливали на зиму. Семейство сохраняло свои обычаи, избегало контактов с окружающим миром. Акулина обучила детей грамоте, Карп Осипович вел календарь. Святые отшельники совершали домашние богослужения. Каждый член семьи имел свое место в маленькой общине, свой характер. Расскажем немного подробнее о каждом.

Карп Осипович

Прирожденный лидер. В миру он был бы председателем колхоза или начальником на заводе. Строгий, самобытный, уверенный. Быть первым, быть главой - сама его суть. Он возглавлял свою небольшую общину и твердой рукой направлял всех её членов.

В беспокойные 30-е годы он принял непростое решение - уйти от людей. Глухая тайга не пугала его. За мужиком безропотно последовали супруга и дети. Для них Карп Осипович был непререкаемым авторитетом во всем. Именно он говорил, как правильно нужно молится, что и когда есть, как работать и относиться друг к другу. Дети звали его «тятенька» и беспрекословно слушались.

Свое положение Карп Осипович поддерживал. Он носил высокую шапку из камуса, сыновья же имели головные уборы, похожие на монашеский клоблук из холстины. Некоторые виды работ отец семейства не выполнял, полностью полагая их на других членов семьи.

Даже в старости старик был бодр. Он активно общался с посетителями, не боялся нового. Без страха заходил в вертолет, исследовал радио и другие вещи, принесенные геологами. Его интересовало, что «люди измыслили». Увидев самолеты и движущиеся звезды (спутники), он не сомневался, что это изобретения большого мира. В феврале 1988 года Карп Осипович скончался.

Акулина Карповна

Лыковы в тайге прожили всю жизнь, и первой покинула этот мир мать семейства. По некоторым данным, женщина родилась в алтайском селе Беи. Будучи ещё ребенком, она научилась читать и писать. передала она и своим детям. Писали ученики на бересте, вместо чернил используя сок жимолости, а вместо ручки - заостренную палочку.

Какой была эта женщина, с детьми на руках уходившая в след за мужем от людей? Ей пришлось пережить множество испытаний, чтобы сохранить свою веру. Плечом к плечу с Карпом Осиповичем она тянула лодку со всем своим имуществом, чтобы жить, как отшельники Сибири. Она рубила лес, помогала строить дом, корчевать пни, рыть погреб, ловила рыбу и сажала картошку, следила за огородом, домом. Она мастерила одежду на всю семью, топила печь и готовила еду. На ней лежало воспитание четверых детей.

Умерла Акулина Карповна в 1961 году от истощения и переутомления. На смертном одре все мысли её были о судьбе детей.

Дмитрий

Младший из сыновей. Он не был фанатически религиозен, но молился, как все. Настоящей его любовью и домом была тайга. Тайны природы с детства увлекали его, он знал всех зверей, их повадки, тропы. Повзрослев, стал ловить зверей. До этого жизнь в тайге проходила без теплых шкур и питательного мяса.

Охотник был поразительно вынослив. Он мог весь день рыть ловчие ямы или преследовать марала, ходил по снегу босой, ночевал зимой в тайге. Характер добрым, миролюбивым. С родными он не конфликтовал, охотно брался за любую работу. Работал с деревом, берестой, плел из хвороста.

В лагере геологов Дмитрий был частым и желанным гостем. Особенно впечатляла его лесопилка - работа, над которой нужно было сидеть не один день, на станке делалась за минуты.

В октябре 1981 года семья Лыковых сообщила в лагере, что Дмитрий болен. По описанию присутствующий среди геологов медик поняла, что это воспаление легких, и предложила помощь. Однако отшельники отказались. Когда семья вернулась домой, то Дмитрий уже не дышал. Он умер в одиночестве на полу крошечной хибарки.

Савин

Старший сын был религиозен и строг. Он был жестким человеком, не терпевшим послаблений. Невысокого роста, с небольшой бородой, Савин был сдержан и даже надменен.

Он самостоятельно освоил выделку кож лосей и маралов и смог пошить для всей семьи легкие сапоги. До этого отшельники сибирской тайги носили берестяные калоши. Савин возгордился и стал пренебрегать мелкими работами, ссылаясь на болезнь. Это порождало напряженность в семье.

Но основной конфликт состоял в другом. Савин был религиозен до фанатизма, требовал от домочадцев тщательнейшего соблюдения обрядов, постов, праздников. Он поднимал семью молиться ночью, читал богослужебные книги и знал Библию наизусть.

По мере взросления Савин стал претендовать на лидерство в семье, начал поучать и поправлять постаревшего отца. Этого Карп Осипович допустить не мог и противостоял сыну. Старик понимал, что из-за строгости сына всем придется нелегко.

В поселке геологов старший сын строго следил за домочадцами. Он считал подобное приобщение к миру греховным, постоянно одергивал: «Нам это не можно!» Особенно пенял за интерес к новому он на своего младшего брата, Дмитрия.

После смерти Дмитрия Савин слег. Обострилась болезнь живота. Ему нужно было лечиться, пить травы и лежать, но он упрямо вышел с домочадцами копать картошку. Тогда выпал ранний снег. Сестра Наталия сидела возле больного, пыталась помочь, ухаживала. Когда Савин умер, женщина сказала, что тоже умрет от горя.

Наталия

Наталия и ее младшая сестра были очень похожи. Наталия была крёстной Агафьи. После смерти матери все женские обязанности свалились на старшую дочь, которая изо всех сил пыталась заменить братьям и сестрам умершую. Она научилась ткать и шить одежду. Её уделом стало кормить, обшивать, лечить семью, сохранять мир среди домочадцев. Но слушались её плохо, в серьез не воспринимали, что очень огорчало женщину.

На похоронах Савина Наталья свалилась без сил и покинула этот мир через 10 дней после смерти брата. Последние слова её были обращены к младшей сестре: «Жалко мне тебя. Одна остаешься…».

Агафья

Босая, чумазая, беспокойная, со странной растянутой речью, она сначала напоминает сумасшедшую. Но, привыкнув к манере общения, понимаешь, что женщина адекватна и не растеряла социальные навыки. Весь её мир состоял из небольшого участка тайги.

Женщина может полностью себя обслужить, умеет готовить, шить, работать топором. Она любит тайгу и свой небольшой огородик.

Вместе с Дмитрием Агафья ходила в лес, ловила маралов, разделывала туши и сушила мясо. Она знает повадки животных, съедобные и лекарственные травы.

Как самая младшая, с острой памятью, она помогала Савину в подсчете дней. Это дело было очень важным для верующих, так как благодаря точному календарю соблюдался пост, отмечались праздники. Когда однажды возникла путаница, все члены семьи были очень обеспокоены, восстановить исчисление времени было важнейшим делом. Острая память юной Агафьи помогла восстановить ход событий, и календарь поразил пришедших геологов своей точностью. Летоисчисление велось по старому обычаю, от Адама (от сотворения мира).

Быт

Жизнь отшельников в тайге проходила в избушке на берегу горного притока реки Еринат, в труднодоступном, диком месте.

На звериных тропах рыли ловчие ямы, а потом сушили мясо на зиму. Рыбу, выловленную в реке, ели сырой, пекли на костре и сушили. Заготавливали ягоды, грибы и орехи.

На огороде выращивали картошку, ячмень, пшеницу, репу, лук, горох. Ткали ткани из конопли, чтобы обеспечить себя одеждой.

Отшельники в тайге устроили хорошо продуманное хозяйство. Огород располагался на склоне горы под уклоном и был разделен на три участка. Культуры были посажены в соответствии со своими биологическими нуждами. Картошку не выращивали на одном месте больше трех лет, чтобы не ухудшался урожай. Для остальных растений было установлено чередование. Болезни посадкам не угрожали.

За подготовкой семян тщательно следили. Размножали их на специальном участке, сроки посева строго соблюдались. Перед посадкой клубни картофеля прогревались.

Успешность ведения хозяйства можно подтвердить тем, что который семья выращивала на протяжении 50 лет, не только не выродился, но и улучшился. В лыковском картофеле высокое содержание крахмала и сухого вещества.

Ничего не зная о химии и биологии, удобряя землю по традиции прошлого века, Лыковы добились успехов в огородничестве. Листья, шишки, травы использовались для удобрения яровых и конопли, а для овощей припасали золу. Трудолюбие и знания помогли выжить отшельникам.

Отшельники в тайге обходились без соли, для добывания огня использовали кремень и кресало.

Известность

В 1982 году о Лыковых были написаны несколько статей в газете «Комсомольская правда». Автор этих материалов, журналист часто посещал заимку и изложил свои наблюдения в книге «Таежный тупик».

С медицинской стороны за семьей наблюдал врач Назаров Игорь Павлович. Он предположил, что причиной смерти молодых Лыковых стало отсутствие иммунитета ко многим современным вирусам из-за отсутствия контактов с внешним миром. Это привело к пневмонии. Свои впечатления от посещения семьи он изложил в книге «Таёжные отшельники».

Агафья сегодня

Несмотря на запрет отца, Агафья предпринимает поездку к цивилизации, но все же возвращается в тайгу. В 1988 году младшая из семьи Лыковых остается одна. Собственными силами она строит себе новое жилище. В 1990 году она пытается примкнуть к но по прошествии некоторого времени снова возвращается к прежней жизни.

Сегодня женщина по-прежнему живет в 300 километрах от ближайшего жилья. Власти помогли ей обзавестись фермой. На заимке теперь живут козы, куры, пес и 9 кошек. Иногда её посещают геологи и привозят необходимые вещи. Есть у староверки и сосед - геолог Ерофей Седой, один из который обеспечил семье контакт с цивилизацией. Дальние родственники неоднократно предлагали женщине переехать к людям, но она отказалась.

Другие отшельники

Случай семьи Лыковых не уникален. Семья стала известной из-за широкого освещения в прессе благодаря посещению журналиста. Отшельники в тайге живут годами, существуют тайные монастыри, скрытни, где обитают люди, ушедшие от цивилизации по своему желанию. Много в Сибири и удаленных деревень, существующих абсолютно автономно.

Подробности Олег Нехаев. Фото автора

Страница 1 из 2

20 лет жил один в тайге. Потом он победил свой страх и вышел к людям. Но теперь все боялись его...

Владимир Чернецкий избрал странный способ борьбы за свою свободу. Если это вообще можно назвать борьбой…. В уходе из привычного мира выражался его протест против бесчеловечности, и в нем же, по его словам, заключалось собственное спасение.

Я искал его долго. В Кабанске, в Турунтаево, в Кике… Случайно нашел в Прибайкальском районе, возле Дикого озера. Рейсовый автобус здесь всегда делает остановку по пути в Баргузин. Спросил без всякой надежды у торговцев семечками и кедровыми орехами: не слышали ли они что-нибудь о Владимире Чернецком? И мне сразу показали на стоящую сбоку женщину: «Вот, она с ним живет…»

Только Вовка навряд ли захочет разговаривать с вами. Нелюдимый он, ни с кем не знается, -поделилась со мной своими сомнениями Наталья, сожительница Чернецкого.

Дом, в котором они живут, – на самом краю деревни. На заборе новенькая табличка «Осторожно. Злая собака». Для таежного селения подобное предупреждение – все равно что оскорбление. Не принято здесь такое…

Больше двадцати лет назад Владимир Чернецкий сбежал из армии. Служил в стройбате под Иркутском. Еще в самом начале, когда был «салагой», его вместе с другими солдатами направили в командировку в Улан-Удэ. От бурятской столицы до его родной Кики – две сотни километров. Старослужащие посчитали, что это почти рядом, и выпроводили Вовку домой за самогонкой.

В деревне прибывшего «на побывку» солдата угощали в каждом доме. И он не отказывался. Когда протрезвел, понял, что стал дезертиром. Добровольно поехал «сдаваться» в райвоенкомат. Там его препроводили в милицию. Оттуда – в комендатуру. Отсидел без всяких приговоров сорок пять суток, пока не прислали за ним офицера из части.

Он ожидал, что его повезут под конвоем. А старший лейтенант, забрав дезертира, настроился «гулять» и предложил Вовке съездить… в Кику. Гостя поили несколько дней. На обратном пути офицер захотел еще «погулять». Теперь пьянка с молодым солдатом продолжилась в одном из поселков на Селенге…

Только недели через две они добрались до части. Вовка не знал, как сопровождавший его офицер истолковал командованию причину такой длительной «задержки». Но «старлея», после объяснений никак не наказали… А Чернецкого сразу же направили в психиатрическую больницу. Такой поворот для него был чудовищным потрясением. Владимир до сих пор с содроганием вспоминает, как шесть «амбалов» в белых халатах пытались заставить его выполнять какие-то медицинские процедуры. И он, молчун по своей натуре, все доказывал и доказывал, что в лечении не нуждается. Что затолкали его в «психушку» по наговору… С ним соглашались и в «воспитательных» целях показывали местного сумасшедшего, который, по словам санитаров, совсем недавно тоже выглядел «бодрячком».

Через полмесяца Вовка вернулся в часть подавленный, но с желанным для него диагнозом: абсолютно нормален. Командир гарнизона прочитал медицинское заключение и с нескрываемым раздражением пообещал, что все равно посадит его до конца службы.

В части царил беспредел. На «точках», где они работали, не было даже намека на дисциплину. Почти все ходили в самоволки. Но на это закрывали глаза. Он тоже «отлучился» - и получил десять суток «губы». Каждый его шаг, как «ненормального солдата», был под особым приглядом. А под конец службы, все тот же командир напомнил ему о своем обещании. Вовку сразу как током пронзило. Решетки «психушки» все еще продолжали сниться ему по ночам. И хотя до демобилизации оставалось чуть больше месяца, он решил бежать.

Ты хотя бы сегодня признаешься себе, что тогда проявил слабость? – спрошу я Владимира, еще не зная всей истории.

Он недоуменно посмотрит на меня и ответит:

В чем слабость?! Отец мне все время говорил: никогда не воруй, не ври, и старайся ни от кого не зависеть… Дед с четырех лет приучал к самостоятельности и отпускал одного в тайгу… Каким вырос – таким и вырос… Может, шибко свободным. Поэтому, как умею, так и защищаюсь. Вреда я никому не принес…

КАК ОТ ГРЕХА

Крадучись, он пробирался к «своей» тайге по зимнему Транссибу. Избегал людных мест. Боялся людей в форме. Был уверен, что его уже везде ищут. Преодолев пешком четыре сотни километров, он наконец свернул с дороги в кедрач и почувствовал облегчение. Дальше начинались безлюдные места и тайга без конца и края. Найти здесь человека практически невозможно, лишь бы самому не потеряться.

Но через какое-то время страх быть пойманным начал его преследовать вновь. Почти три месяца он скитался по байкальским предгорьям, каждый день меняя место ночлега. Спал под открытом небом у костра. А морозы здесь в тридцать-сорок градусов – привычное дело. Но с собой у него не было ни теплой одежды, ни запаса продуктов, ни даже ружья.

Давным-давно в этих местах у эвенков существовал страшный обычай. Зимой, когда от охотников отворачивалась удача и еда была на исходе, старики добровольно покидали стойбище. В тайгу они уходили на верную смерть, но таким образом целый род получал дополнительный шанс на выживание.

У Владимира Чернецкого надежда на спасение была только в нем самом. Дней через десять из найденной проволоки он сделал петли и поймал первого зайца. В заброшенной охотничьей избушке отыскал заржавевший топор.

В январе отпраздновал «новоселье» в маленькой хижине-землянке, срубив ее из вековых сосен.

Единственной пищей у него была приготовленная на огне зайчатина. Ел ее без соли и хлеба. Но случались периоды, когда петли оставались пустыми, и несколько дней подряд на завтрак, обед и ужин у него была только талая вода.

Ни о чем я тогда не мечтал, кроме как о еде, - неохотно вспоминает пережитое Владимир. - Все мысли были только о пропитании. Каждую минуту. Каждый час. Я шел по тайге и падал от бессилия. В зайчатине ведь жира нет. А больше силам взяться было неоткуда…

Ближе к весне, когда кончились спички, он решил спуститься с гор и выйти на трассу. Для обмена взял добытых зайцев. В этом факте – вся его натура. Даже находясь на грани голодной смерти, так и не позволил себе опуститься до попрошайничества.

Изнурительные вылазки по глубокому снегу он предпринимал еще пару раз, пока случайно не столкнулся на трассе со знакомым, который сообщил, что из части прислали его документы о демобилизации. Но его самого как бы в живых уже и не числили.

Только ближе к лету Владимир Чернецкий решил вернуться в свою деревню. Кожа да кости – вот и все, что от него осталось Да еще душа еле теплилась. А по документам, оформленным задним числом, выходило, что проводили его из армии чуть ли не под марш «славянки». Таким образом кто-то из военных снял с себя всю ответственность за бесследно исчезнувшего солдата.

Вовка в тот момент расценил все по-своему:

Я тогда подумал, что есть все-таки, наверное, на земле справедливость. Кто-то разобрался из командования в моей истории и решил все по совести.

Но от власти с тех пор он решил держаться подальше. Как от греха. И начал сильно пить. Но этим в Кике никого не удивишь.