Испорченный телефон. Игра «Неиспорченный телефон» классный час на тему Психологическая игра глухой телефон

Для того, чтобы почувствовать на себе проблемы коммуникационных взаимодействий, можно провести игру «Испорченный телефон». Условия ее проведения следующие:

    Группа до 15 человек.

    Задание: передать по принципу детской игры «Испорченный телефон» несколько фраз, а затем сравнить то, что услышал первый от ведущего с тем, что услышал последний человек в цепочке передачи сообщения.

    Желательно выбрать различные типы текста: а) длинное предложение со сложными деепричастными оборотами, б) известное четверостишие, в) пословицу.

Например:

    Осенью, когда то и дело идут дожди, а на улицах холод и слякоть, учащиеся часто не только опаздывают, но приходят промокшие и не готовые к занятиям, что очень мешает преподавателям.

    Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь;

Так воспитаньем слава богу,

У нас не мудрено блеснуть.

    На дворе – трава,

На траве – дрова.

    После игры необходимо провести обсуждение:

    почему получился именно такой результат?

    какие нужно выбирать фразы, чтобы все могли их правильно понять и передать без искажения?

    предложить рассказать собственные примеры, которые привели к каким результатам (смешные, печальные);

Возможный вывод: легче понимается, воспроизводится текст, состоящий из коротких односложных по смыслу предложений, простых или знакомых предложений.

    В заключении следует предложить ребятам сформулировать советы «другим», как избежать искажений.

Конкурентная и кооперативная коммуникация

Упражнение выявляет важные приемы общения между людьми в группе. В каждой группе должно быть пять человек, которые располагаются вокруг стола.

Рис. Квадраты, размеченные для разрезания их на фрагменты и размещения их в разные конверты

    Каждая группа получает пакет с пятью конвертами, содержащими материалы, изображенные на рисунке (см. рис).

    Каждая группа должна собрать пять квадратов одного размера из полученных в конвертах материалов.

    Разрешается собирать квадраты любым способом, выполняя следующие правила:

    нельзя разговаривать или пользоваться жестами;

    участники могут передавать фрагменты друг другу, но не могут брать их самовольно;

    нельзя собрать все содержимое конвертов в общую кучу, и затем разбить их или делать вклады в этот общий «банк»;

    нельзя складывать или перекрывать кусочки;

    все кусочки должны быть использованы (каждый квадрат состоит из трех кусочков);

    за один раз можно передать только один кусочек;

    все материалы передаются только от одного конкретного лица – другому.

При обсуждении этого упражнения задаются вопросы: как точно выполнялись правила? Какое было нарушено? Почему? Ребята конкурировали или сотрудничали друг с другом? До какой степени? Были ли изменения по мере выполнения работы? Когда один из участников собирал свой квадрат, выходил ли он из игры, хотя другие продолжали работать? В какой группе квадраты собрали быстрее и почему? Какие параллели усматриваются между этим упражнением и жизнью?

Подготовка раздаточных материалов к упражнению

Для создания набора берутся картонные квадраты со стороной 15 см. Их размечают соответственно рисунку и наносят номера карандашом. Одинаковые геометрические фигуры с одинаковыми размерами маркируются одинаковыми номерами, что позволяет заменять одни кусочки другими. Для каждой группы нужно подготовить пять конвертов, обозначенных буквами: А, Б, В, Г, Д. Кусочки картона раскладывают по конвертам таким образом: А (9,8,5); Б (1,1,1,3); В (1,10); Г (4,6); Д (7,2,6,3).

Затем с фрагментов стирают цифры и надписывают буквы, соответствующие каждому из конвертов (так их удобно потом собрать для подготовки следующего упражнения).

Направление: «Педагогическое образование»,

Профиль «Дошкольное образование» и «Иностранный язык»

Преподаватель: Шелкунова Т.В.

Модуль 3. Профессиональное саморазвитие личности

Занятие 1. Развитие профессионального самосознания будущих педагогов

Цель: создание условия для развития профессионального самосознания будущих педагогов посредством формирования позитивной Я-концепции.

Задачи:

1) способствовать формированию личностной компетенции;

2) предоставить студентам возможность отрефлексировать свои особенности;

3) способствовать осознанию студентами необходимости совершенствования себя;

4) обучить студентов навыкам развития позитивного самоотношения.

Ход занятия:

Упражнение «Представление партнера»

Группа делится на пары (в пару объединяются наименее знакомые люди). В течение пяти минут каждый участник в беседе со своим партнером должен получить о нем как можно больше информации. В самопрезентации необходимо отра­зить следующие моменты: что я ценю в самом себе, предмет моей гордости, что я умею делать лучше всего и др.

Презентации происходят следующим образом: один из чле­нов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий говорит от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Задача говорящего - построить свою презентацию так, чтобы она длилась ров­но одну минуту. После представления сидящего любой член группы имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Тот, кого презентуют не имеет право вмешиваться в процесс и что-либо пояснять, его задача - молчать и слушать.

Примеры вопросов выступающему:

· Какие качества ты наиболее ценишь в людях?

· Что ты считаешь самым отвратительным?

· Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь?

· Какого рода это влияние?

· Чего бы тебе хотелось добиться в жизни?

Обсуждение. Во время обсуждения итогов выполнения уп­ражнения уделяется внимание следующим аспектам:



· способности верно и сжато передать полученные о нем от партнера сведения;

· способности вчувствоваться в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию.

Вопросы для обсуждения:

· Оцени успешность твоей презентации своего партнера.

· Удалось ли твоему партнеру верно изложить сведения о тебе?

· Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?

Упражнение «Сильные стороны»

Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сто­ронах - о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положи­тельных чертах характера. Важно отметить то, что является или может являться точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий высказывался прямо, без всяких «но», «если» и т.д. Это упражнение направлено не только на саморас­крытие, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Преподаватель должен пресекать любую попытку самокритики, самоосуждения.

Другие члены группы не задают вопросов, не высказывают­ся - они остаются только слушателями. Через 3-4 минуты начинает говорить следующий член группы, сидящий справа от предыдущего, и так до тех пор, пока не выскажутся все по очереди.

Данное упражнение предусматривает домашнее задание.

Упражнение «Отверженный»

Один из группы выходит из комнаты, оставшиеся называют 5-7 причин, по которым этого участника можно (или нужно) «отвергнуть». Например, слишком заносчив, груб, замкнут и т.д.

В группе выбирается «секретарь», который фиксирует выс­казывания, причем без указания источника, поскольку мне­ние должно быть групповым. Затем приглашается выходив­ший, сначала он должен сам попробовать и назвать три-четы­ре причины, которые, по его мнению, могла назвать группа по отношению к нему. После этого зачитывается «протокол».

Вопросы для обсуждения:

· Какой из этих списков длиннее?

· Какой из них в большей степени определяет ваше отноше­ние к себе?

4. Упражнение «Все равно ты молодец, потому что...»

Упражнение выполняется в парах. Первый участник пары начинает рассказ со слов: «Мне не нравится в себе...» Второй, выслушав, должен отреагировать на сказанное, начиная слова­ми: «Все равно ты молодец, потому что...» Затем участники меняются ролями.

Вопросы для обсуждения:

· Что чувствовал человек, к которому была обращена под­держка?

1. Вам предлагается выполнить в качестве домашнего задания два упражнения, направленные на саморефлексию.

2. Выполните упражнение «Сколько во мне людей?» Внимательно прочтите следующую цитату Вильяма Джеймса: «Ког­да встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро: каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каждый из двоих, каким его (или ее) видят другие, и каждый из двоих, каким они являются на самом деле». Ответьте на следующие вопросы.

Вопросы для саморефлексии:

· Как вы понимаете эту фразу?

· Как самосознание человека связано с отношениями с роди­телями, друзьями, коллегами по работе?

3. Выполните упражнение «Кто я?», честно и откровенно закончив следующие предложения:

1) Я горжусь собой, когда я...

2) Я симпатичный человек, потому что...

3) У меня есть такие два замечательных качества...

4) Одна из самых лучших вещей, которые я сделал(а) в сво­ей жизни...

Вопросы для саморефлексии:

· Трудно ли было отвечать на эти вопросы? Почему?

· Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе «хо­рошо»?

4. Вспомните упражнение «Сильные стороны», выполненное на занятии. Про­ведите «инвентаризацию» своих сильных сторон.

5. Подберите пять упражнений для развития позитивной Я-концепции.

· для более глубокой саморефлексии задания для самостоятельной работы необходимо выполнить в тетради;

· подобранные упражнения для развития позитивной Я-концепции (задание №5) оформите на карточках.

Занятие 2. Развитие коммуникативной компетентности

Цель: создание условий для развития профессионального самосознания будущих педагогов посредством формирования коммуникативных навыков.

Задачи:

1) способствовать формированию коммуникативной компетентности у студентов через овладение навыками эффективного слушания;

2) продемонстрировать студентам возможности установления контакта в различных ситуациях общения;

3) отрабатывать навыки понимания себя и других людей;

4) создать условия для активизации процесса самопознания и самоактуализации будущих педагогов.

Ход занятия:

Упражнение «Лестница коммуникативного мастерства»

В начале занятия преподаватель предлагает провести самооценку коммуникативных навыков и умений каждого участника. Преподаватель рисует на доске (или вывешивает заранее приготовленный рисунок) «лестницу коммуникативного мастерства». Задача студентов – найти свое место на этой лестнице и «встать» туда в соответствии со своими собственными представлениями.

Вопросы для обсуждения:

· Кто не смог выполнить задание? Почему?

Игра «Испорченный телефон»

Ведущий: Приходилось ли вам передавать какую – либо информацию через третьих лиц? И, наверное, бывало, что возникали ситуации искажения, изменения, неправильного понимания этой информации. Скажем, учительница говорит вовремя перемены подвернувшемуся под руку пятикласснику: «Сбегай – ка, дружок, на второй этаж в кабинет физики, передай Марье Петровне, что я сегодня ее после 6-го урока буду ждать в учительской». Мальчишка честно пытается выполнить порученное дело. Правда вместо 2-го этажа попадает на 3-ий, и не в кабинет физики, а в кабинет химии, и передает информацию не Марье Петровне, а Наталье Сергеевне. При этом ожидать ее просит не после 6-го, а после 5-го урока, и не в учительской, а у директора, и не сегодня, а завтра. И видит Бог, все это делается не со злым умыслом, а в силу странных метаморфоз памяти. Почему и как это происходит? Давайте попробуем смоделировать ситуацию, в которой определенная информация будет проходить через несколько ступеней, и понаблюдаем за тем, что будет происходить.

Ведущий предлагает группе разделиться на две команды. Члены одной команды на первом этапе игры становятся активными игроками, а члены второй – наблюдателями и экспертами.

Затем ведущий дает следующую инструкцию членам первой команды:

«Один из вас останется в этой комнате, а остальные будут ждать за дверью до того момента, когда я их приглашу. Тот, кто останется здесь, получит от меня небольшой текст, написанный на карточке и содержащий определенную информацию. Он потратит на изучение этого текста столько времени, сколько ему потребуется, чтобы максимально правильно запомнить содержащуюся в нем информацию. По истечении времени, данного на ознакомление текста, я заберу бумажку, с написанным текстом. После этого я приглашу одного из участников, оставшихся за дверью, и тот получит от первого игрока сведения, которые он почерпнул из карточки. У него будет возможность задать первому игроку не более 3-х уточняющих вопросов. Потом входит следующий игрок, и уже второй передает ему информацию. Таким образом, информация пройдет по цепочке до последнего игрока.

Задача наблюдателей - внимательно отслеживать все, что будет происходить, и фиксировать все искажения и изменения сведений на разных этапах игры.

Участники первой команды определяются с тем, кто из игроков будет первым, и покидают тренинговую комнату. Ведущий вручает оставшемуся карточку со следующим текстом:«Утром из докладной записки завуча директор школы узнал, что вчера пять учеников 7-го класса «Б» пропустили урок биологии у молодой учительницы Петровой Анны Ивановны, протестуя против оскорбления их товарища из 6-го «А» класса учителем физики Ивановым Петром Васильевичем, с которым у учительницы биологии сложились не только деловые отношения».

Пока первый игрок изучает текст и пытается его запомнить (имеет смысл прочесть его вслух наблюдателям), ведущий готовит место в аудитории для будущих диалогов: ставит а центре комнаты по паре стульев друг напротив друга. Когда первый игрок сообщит о своей готовности, ведущий забирает у него свою карточку с текстом и приглашает в комнату одного из игроков, ожидающих за дверью. Таким образом осуществляется работа со всеми игроками. Все, кто уже передал информацию, присоединяются к наблюдателям. Последний из игроков, зашедших в аудиторию, озвучивает сведения, только что им полученные, для всей группы. После этого первым игроком вслух зачитывается текст с карточки – под дружный хохот участников. Можно уделить несколько минут на выплеск эмоций.

Примечание для ведущего . На первом этапе игры ведущий может вести себя достаточно мягко и уступчиво. Скажем, на почти неизбежно возникающую просьбу слушающего «А можно повторить еще раз?» ведущий может великодушно дать положительный ответ. Он практически ни чем не рискует в плане нужного окончательного эффекта: информация в конечном итоге будет неизбежно искажена. Начиная со второго этапа, следует быть более требовательным и настаивать на трех (и не более) уточняющих вопросах.

Вопросы для обсуждения :

· На каком этапе передачи информации, по вашему мнению, произошло наиболее сильное ее искажение? Почему?

· Что «выпало», забылось, прежде всего? Почему?

· Что сохранилось в памяти каждого из участников упражнения? Почему?

· Что предпринимали участники, чтобы лучше запомнить информацию?

· Что следовало бы предпринять, чтобы уменьшить искажение и забывание информации?

Игра «Карусель»

Члены группы встают по принципу «карусели», то есть лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. Ведущий приводит пример ситуации. Время на установление контакта и проведение беседы (3-4 минуты). Затем ведущий дает сигнал, и участники группы сдвигаются к следующему участнику.

Примеры ситуаций:

· Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече…

· Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним…

· Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте…

· После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече…

В данном упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком.

Задача участников – легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

Вопросы для обсуждения:

· Легко или трудно было выполнить задание?

· В чем были трудности?

Игра «Алфавит»

Для выполнения этого упражнения вначале нужны два добровольца, которым предстоит играть свои роли, но при этом строить диалог, соблюдая следующее правило – тот, кто начинает разговор, произносит фразу, первое слово которой начинается на букву «А», его собеседник отвечает фразой на букву «Б» и т.д. (алфавит написан на доске).

Например: дворник-прохожий

А кто это тут намусорил?

Боже мой, не думаете же, вы, что это я здесь семечки грыз?

Возможно...

Господи... что за подозрения...

Да-да, а кто это если не вы?

Если не я, что больше не кому?

Попробуйте разыграть роли таксиста и пассажира. (Далее можно вызвать другую пару или тройку человек, роли: продавец – покупатели, преподаватель – студенты и т.п.).

Отлично! Вы здорово импровизировали. Мы все по достоинству оценили вашу находчивость.

Вопросы для обсуждения:

· Ваш диалог мог бы иметь место в реальной жизни?

· Что вам показалось труднее всего?

Упражнение «Дай яблоко»

Давайте попробуем научиться правильно формулировать просьбу. Правильно – значит тактично, уважительно, терпеливо. Это будет нелегко, потому что ваш партнер будет всячески вам отказывать. Ваша цель – привести такие аргументы, чтобы он не имел возможности отказать. Но помните, в игре не должны применяться некорректные ходы и манипуляции: «Дай немедленно», «не дам и всё», «почему я должен...» и т.д. Главное – остаться «в коридоре» деловой этики отношений.

Приведу пример: Соревнуются двое участников, один просит другого дать ему яблоко, другой же находит повод ему отказать, ссылаясь на недостаток информации.

-Дай мне, пожалуйста, яблоко.

- Я с удовольствием выполнил бы Вашу просьбу, но не могу, - я не знаю, какое.

- Дай мне, пожалуйста, красное яблоко.

- Я с удовольствием выполнил бы Вашу просьбу, но не могу, - я не знаю какое из красных яблок. И т.д.

Разделитесь по двое. Номера первые просят вторых выполнить какое-либо действие по отношению к одному из стульев в данной аудитории. Затем номера вторые просят номеров первых выполнить какое-либо действие по отношению к одному из столов в данной аудитории.

Вопросы для обсуждения:

· Удалось ли вам достичь своей цели? Каким образом? Если нет, то почему?

· Что сложнее – отказывать или просить?

· Все смогли соблюдать главное правило до конца?

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполните упражнение «Телевизор». Для этого необходимо включить телевизионный канал, по которому демонстрируется телефильм или спектакль. Выключите звук, а изображение оставьте. Попробуйте определить, о чем говорят актеры, какие у них цели и мотивы, кто из них «атакует», а кто – защищается, кто – лидирует, а кто – подчиняется. Вглядитесь в лица говорящих, обратите внимание на их жесты и позы. Не включая звук, скажите вслух то, что говорит первый собеседник и что отвечает ему второй. Воспроизведите предполагаемый текст разговора. Через 5-7 минут включите звук. Ответьте на следующие вопросы.

Вопросы для саморефлексии:

· Правильно ли вы определили предмет беседы?

· Если вы ошиблись, то в чем и почему?

2. Выполните упражнение «Поставь себя на место другого». Для этого вспомните свой недавний конфликт с кем-либо. А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя на месте того человека, с которым вы разговаривали. Внутренне, про себя спросите у него, какие впечатления он получил от общения с вами? Подумайте, что бы мог о вас сказать ваш бывший собеседник. Затем проиграйте в своем воображении вашу беседу таким образом, чтобы оставить у этого человека приятные воспоминания о себе.

Вопросы для саморефлексии:

· Какой была ваша позиция в общении с партнером первоначально?

· Что изменилось в вашей позиции по отношению к партнеру?

3. Подберите пять упражнений для развития коммуникативных навыков.

· после индивидуального выполнения упражнения «Телевизор» попробуйте выполнить его в паре с кем-нибудь. Сопоставив различные версии, выясните, какая из них оказалась ближе к тому, что говорилось на телеэкране, почему?

· подобранные упражнения для развития коммуникативных навыков (задание №3) оформите на карточках.

КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМИНАТЬ?

Задачи

Мотивировать детей на развитие и тренировку своей памяти.
Познакомить с некоторыми способами эффективного запоминания и с преимуществами смыслового запоминания.
Развить рефлексию собственных переживаний.

Материалы

Рабочие тетради.

1. Организационный момент

Проверка домашнего задания

Психолог. Просмотрите «Дневник эмоций», который вы заполняли в течение недели.
Поднимите руку те, у кого чаще всего в течение недели было хорошее и очень хорошее настроение.
Расскажите, какие события повлияли на ваше настроение?
Поднимите руку те, у кого плохое и очень плохое настроение было в течение недели хотя бы три раза?
Опишите события, которые ухудшают нам настроение.
Скажите, когда мы вспоминаем свои эмоции, то какой вид памяти при этом работает?

2. Работа по теме

Упражнение «Пары слов»

(из методического пособия И.В. Вачкова, А.Х. Поповой «Программа «Психологическая азбука» для второго класса». М., Видное, 1998).
Психолог.
На прошлых занятиях вы запоминали десять не связанных по смыслу слов. Сейчас же вы будете запоминать пары слов, связанных по смыслу. Итак, я называю пары слов, а вы постарайтесь их запомнить.

Месяц-год; стакан-вода; яблоко-сад; школа-учебник; сумка-тяжесть; сон-кровать; дом-квартира; телевизор-фильм; собака-ошейник; волосы-расческа, вечер-ужин, молоко-корова.

А теперь я буду называть только первое слово из пары, а вы должны вспомнить второе слово, связанное с ним по смыслу.
Психолог читает первое слово из каждой пары.
Проверим, правильно ли вы вспомнили слова.
Психолог читает второе слово из каждой пары, а дети подчеркивают то, что сумели запомнить правильно.
Подсчитайте, сколько слов вы правильно запомнили. Когда вам удалось запомнить больше слов - сегодня или на прошлом занятии? Сделайте вывод, какие слова лучше запоминаются - связанные по смыслу или не связанные?

Игра «Испорченный телефон»

Психолог . Сейчас вы по цепочке будете передавать друг друг шепотом ту фразу, которую я скажу. Постарайтесь представлять то, что вам говорят на ушко, тогда удастся запомнить сказанное. Передавать другому игроку нужно ту фразу, которую вы услышали, не прибавляя к ней ничего своего. В этой игре запрещается переспрашивать. Тот, кто нарушает это правило, выбывает из игры.
Психолог шепчет на ухо крайнему ученику какую-либо фразу и следит, чтобы игроки не нарушали правило.
Примерные фразы для передачи по «телефону» (рассчитаны на два занятия):

удивительный подарок; удачный день; глухая старушка; с утра на улице было морозно и солнечно; новогодняя елка сверкает огнями; братья строили из песка замок; девочка и два мальчика играли вечером во дворе; было холодно и сыро, поэтому Наташа надела теплую куртку и взяла свой новый красный зонтик.

Психолог . А теперь крайнее «звено» в нашей цепочке скажет, какая же фраза передавалась по «телефону».
Если фраза была искажена, то опрашиваются все «звенья» телефонной цепочки в обратном порядке и определяется место, где информация была искажена.

Упражнение «Запомни с помощью картинок»

Психолог . В следующем упражнении вы будете запоминать слова с помощью картинок.
(Здесь используются картинки из набора для запоминания, см. занятие 10, «Школьный психолог», № 12, 2001.)
Я читаю слово, а каждый из вас молча подбирает к нему наиболее подходящую картинку. К каждому слову подбирается только одна картинка. Подобранные вами картинки помогут вспомнить все слова без запинки. Внимание! Запоминаем:

завтрак, одежка, музыка, стул, транспорт, зоопарк, ткань, ноги, сказка, путешествие.

Готово? А теперь с помощью картинок вспомните и запишите в рабочей тетради прочитанные мною слова. Проверим, насколько хорошо вам удалось запомнить.
Психолог читает слова, а дети подчеркивают те из них, которые им удалось запомнить.

Задание «Волшебные картинки»

(из методического пособия И.В. Вачкова, А.Х. Поповой «Программа «Психологическая азбука» для второго класса». М., Видное, 1998).
Психолог. Сейчас мы научимся запоминать слова, не связанные между собой по смыслу. Для этого можно использовать «волшебные картинки»: это такие картинки, которые вы можете мысленно представить. Итак, секрет состоит в следующем: чтобы запомнить какое-то слово, нужно представить наиболее подходящую для него картинку. А потом эти живые картинки связать друг с другом и составить из них «фильм». Как это делается, я сейчас покажу на примере.
Допустим, мне требуется запомнить в определенном порядке восемь слов: окно, луна, бутерброд, телефон, моряк, подушка, часы, полночь. Запомнить их я смогу с помощью «волшебных картинок». Я закрываю глаза и представляю какую-то картинку на каждое слово и из них составляю «фильм».
У меня получается следующий фильм.

Я вижу луну из окна. Сидя на диване, я жую бутерброд. Вдруг резко зазвонил телефон. Спрашивают какого-то моряка. Ответив на звонок, я кладу голову на подушку. Не могу заснуть и вижу часы, которые показывают полночь.

Теперь, восстанавливая в своей памяти этот фильм, я без труда могу вспомнить все восемь слов. А теперь вы сами попробуйте запомнить уже другие слова, представляя «волшебные картинки» и составляя из них «фильм».
Я медленно буду читать слова, а вы закройте глазки, чтобы легче было представлять картинки: стул, мальчик, шахматы, звонок, подарок, самолет, магазин, уроки, новости, удивление.
Готово? А теперь вы можете нарисовать свой фильм в рабочей тетради. Когда будут готовы рисунки, вы назовете мне слова, которые нужно было запомнить. Расскажите, как вы запоминали эти слова.

Игра «Фотограф»

(идея игры взята из книги Никольской И., Бардиер Г. «Уроки психологии в начальной школе». СПб., 1998)
Психолог.
Мы уже играли с вами в игру «Фотограф» (см. занятие 10, «Школьный психолог», № 12, 2001 г.). В этой игре участвуют трое: фотографируемый, фотограф и наблюдатель. Поэтому вам необходимо разбиться на тройки. Задача фотографа - запомнить, как выглядит фотографируемый (его настроение, цвет глаз и волос, состояние одежды, обуви и др.), то есть как бы сфотографировать человека. А потом фотограф отворачиваются от фотографируемого и выдает описание-фотографию человека, полагаясь на свою память. Наблюдатель проверяет, насколько точная получилась фотография. Скажите, почему у одних фотографов получаются точные описания-фотографии, а у других не совсем точные?

3. Подведение итогов

Психолог задает следующие вопросы.

    Каким образом лучше всего запоминать?

    Какая игра, какое упражнение больше всего понравились?

    Какое упражнение было самым трудным и почему?

4. Домашнее задание

Продолжить заполнение «Дневника эмоций».

ЗАНЯТИЕ 15

Я УМЕЮ ЗАПОМИНАТЬ!

Задачи

Продолжить знакомство детей со способами эффективного запоминания.
Разить мнемические способности детей.
Обобщить пройденный материал по теме «Память».

Материалы

Рабочие тетради, плакат «Правила запоминания» (см. приложение 1).

1. Организационный момент

Проверка домашнего задания

(проводится так же, как на занятии 14).

2. Работа по теме

Задание «Зашифрованные слова»

(в основу положена методика Л.С. Выготского «Пиктограмма», а фразы для запоминания взяты из следующих источников: Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития. М., 1997; Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику? М., 1997; Брагина Е.А. Работа психолога с младшими школьниками. Ульяновск, 1995).
Психолог
. Представь себе, что ты - опытный разведчик, которому нужно запомнить 10 фраз, составляющих секретный пароль. Чтобы никто не догадался о том, каков пароль, ты зашифруешь его, рисуя для каждой из 10 фраз наиболее подходящее для нее изображение. Рисунки следует помещать в специальных окошечках (см. приложение 2). В каждое окошечко - по одному рисунку, который поможет тебе лучше запомнить фразу. На каждый рисунок будет отводиться не очень много времени - 1-2 минуты, поэтому рисовать нужно быстро, не раздумывая, схематически. И еще: в окошечках нельзя писать ни слов, ни цифр. В конце урока каждый из вас будет вспоминать фразы пароля, расшифровывая свои рисунки. Все готовы? Тогда переходим к запоминанию и рисованию.

1. Вкусный ужин. 2. Веселый праздник. 3. Тяжелая работа. 4. Строгая учительница. 5. Мальчик-трус. 6. Дружба. 7. Смелый поступок. 8. Болезнь. 9. Счастье. 10. Расставание. 11. Теплый ветер. 12. Богатство.

Вспоминать фразы пароля вы будете в конце урока.

Игра «Фотограф» или «Испорченный телефон» (описание см. в занятии 14)
Задание «Волшебные картинки»

Психолог. На предыдущем занятии мы учились с вами запоминать не связанные по смыслу слова с помощью «волшебных картинок». Проверим, сумеете ли вы запомнить информацию, если будете действовать втроем, в команде. Распределитесь на тройки.
Итак, я буду сейчас зачитывать слова, а вы их вместе с членами своей тройки - запоминать, представляя разные подходящие картинки, связывая их в единый «фильм». Потом посмотрим, какая из команд справилась с заданием лучше всех и у какой из команд получился самый интересный «фильм».
Слова для запоминания: соседка, беседа, продукты, суббота, экскурсия, художник, деревня, облака, желание, шоколадка.
Психолог читает эти слова не очень быстро: участники должны успеть посовещаться.
Готово? А теперь каждая команда на листочке напишет те слова, которые предлагались для запоминания.
Психолог собирает листочки.
Расскажите по очереди, какие «волшебные картинки» помогли вам запомнить слова.
Пока участники команд представляют свои «фильмы», психолог подсчитывает для каждой команды количество правильно воспроизведенных слов и определяет лучшую команду.
Как вы думаете, у какой из команд получился самый интересный и необычный «фильм»?
Психолог называет лучшую команду, полагаясь на мнения детей, которые отдают свои голоса той или иной команде.
Хотите узнать, какая из команд была самой успешной в запоминании слов?
Психолог называет команду, показавшую лучшие результаты в запоминании. Таким образом, отмеченными окажутся и те, кто проявил максимум фантазии, и те, кто хорошо все запомнил.

Беседа по теме «Правила запоминания»

Психолог . Вот уже несколько уроков мы учимся с вами запоминать. Чтобы это получалось, необходимо следовать некоторым правилам. Что же это за правила?
Психолог, используя плакат «Правила запоминания», знакомит детей на конкретных примерах со способами эффективного запоминания.

Рефлексия задания «Зашифрованные слова»

Психолог. Пришло время расшифровать рисунки. Запишите под «окошечками» зашифрованные слова, учитывая, что в некоторых случаях было зашифровано не одно, а два слова. А теперь оцените, как, по-вашему мнению, вы справились с расшифровкой. Пусть каждый напишет немного ниже фразу «самооценка задания». Теперь поставь кружочек, если ты думаешь, что справился с заданием отлично; квадратик - если считаешь, что справился хорошо; треугольник - если справился удовлетворительно и «-» - если не справился. Немного ниже пусть каждый напишет фразу «оценка учителя». Сейчас вы узнаете, какую оценку я вам поставлю. Но сначала отметьте «+» те фразы пароля, которые вы вспомнили абсолютно правильно. Я читаю фразы, а вы их отмечаете.
Психолог зачитывает фразы из задания «Зашифрованные слова».
Теперь посчитайте общее количество «+». Если их у тебя 10, 11 или 12, то ты получаешь в качестве оценки кружочек. Если их у тебя 8 или 9, то получаешь квадратик. Если у тебя набралось 6 или 7, то ты получаешь треугольник. Тот, кто набрал меньше 6 плюсов, получает «-».
А теперь сравните самооценку и оценку учителя и скажите, что у вас получилось. Поднимите руку те, у кого они совпадают. Это значит, что ваша самооценка адекватна, то есть соответствует вашим реальным успехам. Поднимите руку те, у кого самооценка меньше оценки учителя. Как вы думаете, что это означает? Правильно, ваша самооценка ниже реальных успехов. И наконец, поднимите руку те, у кого самооценка выше оценки учителя. И вы уже знаете, что это означает: ваша самооценка превышает ваши реальные успехи.
Психолог обязан эту рефлексивную процедуру провести максимально корректно, не обижая и не травмируя детей.

3. Подведение итогов

Занятие с элементами тренинга для подростков

«Я среди людей»

Общение - неотъемлемая часть человеческого в человеке. Потребность в общении есть у всех людей, ее неудовлетворение приводит к переживанию одиночества, неуверенности, низкой самооценке и т. д.

Цель: сплочение коллектива, развитие навыков эффективного взаимодействия.

Задачи:

    Формирование способности эффективной передачи информации

(установление контакта, навыки передачи невербальной и вербальной информации, работа с коммуникативными барьерами, роль обратной связи).

    Развитие способности слушать и понимать другого человека.

    Совершенствование навыков эффективного взаимодействия.

Разминка «Запоминание имен»

Цель: раскрепощение участников.

Все участники становятся в круг. Придумывается ситуация. Например, все вместе идут в поход и каждый должен взять с собой вещь, название которой начинается на ту же букву, что и его имя и по очереди это сообщает. Первый человек говорит: «Меня зовут Вова, и я беру с собой валенки». Второй говорит: «Меня зовут Миша, я беру с собой Васю с валенками и магнитофон». И так каждый следующий участник проговаривает имена предыдущих. Можно придумать другую ситуацию и запустить цепочку в обратном порядке (т.к. имена последних запоминаются, естественно, меньше).

1. Игра «Грибы»

Цель: отработка навыков невербальной коммуникации.

По сигналу ведущего, называющего определенное число (не более числа участников группы) должно встать столько человек, сколько названо. Договариваться друг с другом нельзя.

2. Упражнение «Эффективный контакт»

Цель: навык установления контакта, вербальной коммуникации.

Тайно каждому сообщается цифра и цвет (красный или черный). Таким образом, образуется две команды. Либо просто цифра – построение в шеренгу одной командой. Задача выстроиться по порядку в шеренгу от меньшей цифры к большей. Соблюдать условие – общаться только с глазу на глаз не больше 2-х человек.

3. Упражнение «Час редактора»

Цель: формирование представлений о вербальной и невербальной информации в общении.

Предлагается текст и нужно дополнить его. В обсуждении выясняется разное понимание одной и той же информации.

Что же нам, друзья мои, делать с …? Почему мы так околдованы ими, да еще околдовываем наших…, их…, всю…? Делаем это ради …? А может быть, для того, чтобы свалить на них…? Мы сознательно создаем идола, слепо веруем в его чудодейственную силу и превращаемся в его служителей! (оригинал текста Ш. Амонашвили о школьной оценке).

4. Упражнение «На спине»

Цель: совершенствование навыка невербальной коммуникации.

Одному участнику вешают карточку на спину с каким-либо словом отвлеченного содержания «патриотизм», «свет», «зима», «выходной». Задача группы по очереди показать без слов, что написано у него на спине. Задача хозяина карточки догадаться какое слово.

5. Упражнение «Фотографии»

Цель: формирование навыков конструктивного общения.

Работа в малых группах(2-3человека). Группа получает фотографию и краткую характеристику (возраст, род занятий, семейное положение, социальный статус, успехи). Описать характер человека. «Секрет» упражнения – одинаковая фотография с разными описаниями.

6. Упражнение «Собираемся в поход»

Цель: выработка навыков эффективной подачи информации.

Предлагается двум, трем участникам выйти за дверь. Задача оставшихся купить в магазине все необходимое снаряжение и еду, но только на букву «С». Задача продавцов – догадаться, по какому принципу покупаются товары. Покупатели могут отвечать только «да» или «нет». Задача продавцов вежливо продать товар. Обсуждение.

7. Игра «Испорченный телефон»

Цель: исследование информационных барьеров в общении.

Ведущий предлагает сообщение с фразой и вручает листок бумаги. Первый участник должен записать это сообщение на листе бумаги, соблюдая правило - ни одно слово ведущего не должно повториться. Та же мысль другими словами. Время на обдумывание крайне мало. Затем первый участник передает листок следующему участнику, с той же целью заворачивая предыдущий ответ «гармошкой». Сравнение первого текста с последним. Обсуждение барьеров (барьер своего словаря, барьер внимания, барьер памяти, барьер словаря собеседника).

8.Упражнение «Шарики»

Цель: сплочение команды.

Необходимые материалы: воздушные шары по количеству участников и запас, магнитофон, веселые музыкальные фрагменты.

Ход работы:

1. Участники выбирают себе шары, надувают их. Вся группа встает в круг и разворачивается «в затылок» друг к другу. Шары помещаются между участниками так, чтобы они держались без рук. Для этого подростки должны встать достаточно близко друг к другу. По сигналу ведущего (под веселую музыку), начинается движение по кругу. Двигаться нужно так, чтобы удержать телами шары. Помогать руками нельзя. Ведущий может в начале игры оговорить с подростками разный темп разминки. Допустим, будет пять скоростей движения. Тогда, при сигнале первая скорость, подростки двигаются очень медленно, а при сигнале – пятая, очень быстро. Скорости движения можно чередовать. Следующим шагом будет – всему кругу развернуться для движения в другую сторону так, чтобы не потерять шары. Затем разминка повторяется при движении в другую сторону.

2. Откладываем все шары и оставляем только один. Его будет необходимо передавать по кругу, но не руками, а головой, коленками, локтями, подбородками и т.д. По сигналу ведущего подростки начинают разминку. Чтобы усложнить разминку предложите одновременное движение по кругу двух шаров с разных сторон круга и разными частями тела. Например, справа от ведущего шар будет передаваться головой, а слева – коленками.

9. Игра «Двое с одним мелком»

Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование: лист А4, карандаши.

Ход игры: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.

* Что ты нарисовал, работая в паре?

* Сложно ли вам было рисовать молча?

* Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?

* Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?

10. Игра «Выбери партнера»

Дети стоят в кругу. «Сейчас вы должны будите разделиться на пары. Каждый из вас молча должен выбрать себе партнера, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнером стала Маша, я смотрю на нее и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами. Все договорились? Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счет три подбегите к своему партнеру и возьмите его за руку». Упражнение повторяется несколько раз, психолог должен при этом следить, чтобы дети менялись парами.

11. Упражнение «Испорченный телефон»

Цель упражнения : совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне.

Из группы выбирается пять человек, четыре из них выходят из комнаты. Пятому даётся текст: „У отца было 3 сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе“. Он должен без слов показать этот текст четвёртому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Для лучшего запоминания первый человек может проговорить текст несколько раз. Потом, начиная c самого последнего человека, вы расспрашиваете, о чём был текст истории. Можно просить повторять текст, если тот, кому он передается, не понимает его.

Обсуждение того, какие средства рассказчик использовал для передачи сообщения. На что обращал в первую очередь внимание слушатель. Насколько слушатель менял коммуникативные средства, становясь рассказчиком.

12. Упражнение «Иван Иванович»

Ведущий объявляет, что для этого упражнения ему понадобятся несколько добровольцев (5-7), в зависимости от количества участников тренинга. Добровольцы выходят из аудитории и ждут, когда их пригласит ведущий. Пока добровольцы находятся за пределами аудитории, ведущий объясняет участникам правила игры, которые заключаются в том, что добровольцы будут заходить в аудиторию по одному и прослушивать рассказ, который он приготовил, а затем пересказывать следующему добровольцу все то, что он запомнил. Участники не должны подсказывать добровольцу. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче от одного человека к другому. Когда последний доброволец зайдет в аудиторию и передаст полученную информацию, ведущий снова для всех зачитывает текст, который был предложен аудитории в самом начале игры. В конце игры можно устроить обсуждение и проанализировать то, как передается информация от одного человека к другому, как она может искажаться (в том числе СМИ), и, вообще, стоит ли верить сплетням, слухам и мифам.

«Свадьба на острове Ява»

«Весьма своеобразно проходит королевская свадьба на индонезийском острове Ява, где сохранились еще древние аристократические обычаи. Сначала жених дарит невесте слиток золота весом 99 граммов, роскошное издание Корана и молельный набор, поскольку на Яве распространен ислам. При этом религиозные верования островитян замысловатым образом переплелись с народными обычаями. Затем, под традиционную музыку, новобрачные бросают друг в друга листья бетеля, что символизирует любовь. Потом жених наступает на свежее куриное яйцо, а невеста в тазике омывает ему испачканную ногу. Это символизирует привязанность и верность. После этого пара начинает ползать по помещению на коленях, выпрашивая у сидящих в креслах близких родственников прощение. Завершается церемония тем, что жених и невеста кормят друг друга из рук».

Приложение 1

Приложение 2

«свет»

«зима»

«выходной»

У тебя нет настроения? Испорти его другим. Почему это у них есть, а у тебя нет.

Что же нам, друзья мои, делать с …? Почему мы так околдованы ими, да еще околдовываем наших…, их…, всю…? Делаем это ради …? А может быть, для того, чтобы свалить на них…? Мы сознательно создаем идола, слепо веруем в его чудодейственную силу и превращаемся в его служителей!

Что же нам, друзья мои, делать с …? Почему мы так околдованы ими, да еще околдовываем наших…, их…, всю…? Делаем это ради …? А может быть, для того, чтобы свалить на них…? Мы сознательно создаем идола, слепо веруем в его чудодейственную силу и превращаемся в его служителей!

Что же нам, друзья мои, делать с …? Почему мы так околдованы ими, да еще околдовываем наших…, их…, всю…? Делаем это ради …? А может быть, для того, чтобы свалить на них…? Мы сознательно создаем идола, слепо веруем в его чудодейственную силу и превращаемся в его служителей!