Как сохранить спокойствие во время ссоры. Как сохранить самообладание во время конфликта

Умение сохранять самообладание в спорной ситуации – поистине ценное качество, позволяющее достойно выйти из любого конфликта. Как ни странно, научиться этому может практически каждый человек, стоит лишь запомнить несколько действенных приемов.

1. Вдох-выдох.

Пребывая в состоянии стресса, человек начинает быстро и поверхностно дышать, буквально «глотая» ртом воздух. Данный рефлекс является вполне естественной реакцией организма на критическую ситуацию, во время переживания которой выделяются гормоны стресса. Чтобы привести в порядок мысли, успокоиться и сосредоточиться важно научиться правильно дышать, делая максимально глубокий вдох ртом и выдыхая через нос. Такая «дыхательная гимнастика» позволит в считанные секунды избавиться от внутреннего дискомфорта и подключить здравый смысл.

2. «Переключение» на собственное тело.

Чувствуя накатывающуюся волну негатива, способную спровоцировать конфликт, важно вовремя сосредоточиться на ощущениях внутри собственного тела. Как правило, в подобные моменты ощущается напряженность, прерывистое и поверхностное дыхание, прилив крови к щекам, вызывающий жар и т.д. При первых симптомах данного состояния, важно как можно скорее расслабить плечи и кисти рук – это поможет снять напряжение, переводя мозг в нейтральное состояние, что позволит «затушить» конфликт.

3. Искусство слушать.

Если бы все люди слышали друг друга, споров и конфликтов в мире не было бы совсем. Но, к сожалению, человек устроен так, что в критический момент готов лишь высказываться сам, абсолютно не слыша аргументы собеседника. А человек, которого не слышат – зачастую главный зачинщик ссор и споров. Чтобы предупредить подобные ситуации, важно взять за правило ни при каких обстоятельствах не перебивать оппонента собственными замечаниями и мыслями до тех пор, пока он не замолчит.

4. «Правильные» вопросы.

Чтобы в процессе спора человек почувствовал себя понятым и услышанным, важно задавать ему вопросы открытого типа, предполагающие словесные конструкции с упоминанием уже сказанного собеседником и просьбой уточнить либо прояснить ситуацию. Такие вопросы должны включать слова «зачем», «почему», «каким образом» и т. д. Данный прием позволяет продемонстрировать собеседнику вашу увлеченность и небезразличие к его проблеме. Наряду с этим, важно избегать односложных простых вопросов с подразумевающимися ответами «да» или «нет».

5. «Убавление громкости».

Одним из наиболее действенных способов завершить конфликтную ситуацию является снижение тона голоса. Это напрямую связано с влиянием его громкости на артериальное давление, когда во время крика оно поднимается, и человек перестает воспринимать смысл обращенной к нему речи. Даже если разговор уже перешел на «повышенные тона», внезапно начните говорить чуть ли не шепотом – так вы не только усмирите пыл и рассеете гнев оппонента, но и распространите на него чувство внутреннего спокойствия и уравновешенности.

6. Самоустранение.

Зачастую конечный результат (каким бы он ни был) любого спора не устраивает кого-то из участников. В том случае, если назревающий конфликт заведомо придет в тупик, либо его участники настроены очень враждебно и не идут ни на какие компромиссы, оптимальным решением будет самоустранение из неприятной ситуации. И пусть правда на вашей стороне – иногда достаточно немного уступить, но сохранить здоровую нервную систему.

«Конфликт сводит на нет работу мозга. Подобному состоянию мы подвергаем себя каждый раз, когда пытаемся защититься в предчувствии угрозы. В противовес животному миру мы не сражаемся, как барсук с койотом и не убегаем, как кролик от лисы. При этом нашим основным импульсом с целью самозащиты выступает автоматическое и наше бессознательное».

Диана Мушо Гамильтон

Конфликт является неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Даже наиболее спокойный и с виду собранный человек в определенный момент своей жизни проходит через конфликтные ситуации. Как правило, людям не свойственно контролировать то, по какому сценарию будут разворачиваться дальнейшие события. Единственное, что нам подвластно - это наша собственная реакция. Это вовсе не означает легкое преодоление того самого «автоматического и нашего бессознательного», нет. Но, человеку вполне под силу научиться распознавать, а также признавать и, наконец, управлять своими негативными эмоциями.

Мы в некоторой степени можем переопределить эту врожденную реакцию. Стоит лишь научиться при любой ситуации сохранять спокойствие, особенно в разгар спора.

1. Делайте глубокий вдох-выдох

Способность сохранять спокойствие и сосредоточенность в течение конфликтной ситуации напрямую зависит от умения пребывать в расслабленном состоянии. Несколько поверхностные и неглубокие вдохи являются вполне естественной ответной реакцией организма на полученный стресс. Для того чтобы избавиться от дискомфорта следует практиковать глубокие вдохи, благодаря которым включается здравый смысл. Попробуйте: вдохните глубоко через рот, а через нос выдохните. Такая комбинация приостанавливает выработку гормонов стресса, таких как адреналин и кортизол.

2. Сосредоточьтесь на собственном теле

Концентрирование на чувственный опыт с выделением физических свойств, что возникают во время конфликтной ситуации, позволяет в сознательной форме видоизменять их. Когда внимание человека переключается на тело, можно ощутить напряженность, неглубокое дыхание и прочее. В тот момент, когда вы заметили напряжение в своем теле, попробуйте максимально расслабить верхние конечности рук и вернуться в состояние нейтральности. Подобная ваша позиция продемонстрирует позитивный настрой, что сможет погасить начавшийся конфликт.

3. Слушайте внимательно

Человеку свойственно выступать инициатором спора в том случае, когда его, как собеседника никто не слушает. Достаточно сложно погасить спор, если вы не слушаете, что вам говорят. Постарайтесь сосредоточить свое внимание на сказанном другим человеком. Не спешите перебить его своими мыслями и замечаниями. Подобная возможность высказаться будет предоставлена вам после того, как выскажется ваш собеседник.

4. Старайтесь задавать вопросы открытого типа

Открытая форма вопросов крайне важна при желании урегулировать спор. К тому же это является показателем того, что вы внимательно слушаете, проявляете уважение к собеседнику, который в процессе диалога учиться формулировать собственную точку зрения. Далеко не всем удается сразу научиться задавать так называемые открытые вопросы. При этом важно не задавать простые вопросы, что подразумевают короткие ответы по типу: да/нет. Куда важнее применять вопросительные конструкции с вхождением таких слов, как почему, зачем и т. д. Попробуйте прямо сейчас, обращая внимание на разницу в словах.

5. Старайтесь говорить тихо

Наиболее простой способ уйти от обострения конфликта - это повысить тон голоса либо наоборот, понизить его. При этом важно понимать, что громкость и тон голоса связаны с артериальным давлением. При достижении его высоких показателей, человеку становится труднее понять смысл сказанных вещей. Постарайтесь рассеять гнев собеседника, не повышая голоса. Только так вы сможете передать чувство полного спокойствия.

6. Мы согласны, что мы не согласны

Далеко не каждая конфликтная ситуация имеет конечный результат, что устраивал бы обе стороны. Для того чтобы ситуация не усугубилась, постарайтесь устраниться из данного разговора.

Согласно закону, что носит название межличностного конфликта, в нем присутствует два участника.

Самоустранение подразумевает несколько причин, когда враждебность собеседника набирает обороты, и общение постепенно заходит в тупик.

К примеру, если вы не считаете себя признанным гуру самосознания, в определенный момент спора вы действительно можете обозлиться. Человек является существом эмоциональным, что может быть умело использовано, как во вред, так и на пользу. Если вы будете следовать хотя бы нескольким из вышеперечисленных советов, то сможете чувствовать себя уверенно при любом конфликте. Своим поведением вы сумеете обрести доверие в глазах посторонних людей, демонстрируя спокойствие и уравновешенность своего характера

Полное собрание материалов по теме: как сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях? от специалистов своего дела.

Эмоциональный интеллект – это «способность идентифицировать и управлять своими эмоциями и эмоциями других». Низкий эмоциональный интеллект, как правило, приводит к неспособности сохранять спокойствие и провоцирует конфликты, а высокий эмоциональный интеллект эти конфликты гасит и дает человеку умение сохранять спокойствие под давлением и в самых неблагоприятных обстоятельствах.

Конфликтные ситуации – неотъемлемая часть жизни. Даже самый спокойный и собранный человек в какой-то момент жизни через них проходит. В большинстве случаев люди не имеют над ними никакого контроля, и единственный аспект конфликта, который мы можем контролировать, – это то, как мы реагируем. Мы можем научиться распознавать, признавать и управлять нашими негативными эмоциями. Что для этого делать?

1. Делайте глубокие вдохи

Зачем: умение оставаться спокойным и сосредоточенным во время конфликта зависит от вашей способности расслаблять тело. Поверхностное и неглубокое дыхание – это естественная реакция организма на стресс, потому чтобы от этого избавиться, практикуйте глубокое дыхание, которое сразу же включает здравый смысл.

Как: глубоко вдохните через нос и медленно выдохните через рот. Такое дыхание остановит выработку двух стрессовых гормонов – адреналина и кортизола.

2. Сосредоточьтесь на своем теле

Зачем: концентрация на любых физических ощущениях, возникающих во время конфликта, позволит вам сознательно изменить их. Когда ваше внимание переключается на тело, вы можете явственно прочувствовать напряжение, неглубокое дыхание и прочие признаки, которые сопровождают стресс.

Как: когда вы заметите, что ваше тело начинает напрягаться, попробуйте вернуться в нейтральное состояние, расслабив плечи и руки. Эта открытая позиция демонстрирует позитивность – и зачастую гасит конфликт.

3. Внимательно слушайте

Зачем: человек будет инициировать спор или какой-то другой конфликт, если он считает, что его не слышат. Кроме того, невозможно погасить конфликт без внимательного и активного слушания.

Как: сосредоточьте все ваше внимание на том, что говорит человек. Игнорируйте любые мысли о том, чтобы перебить его своими ремарками. Как только человек закончит свою речь, у вас уже будет необходимая информация для разумного ответа.

4. Задавайте вопросы открытого типа

Зачем: открытые вопросы крайне необходимы при урегулировании конфликтов. Во-первых, они показывают то, что вы внимательно слушаете. Во-вторых, эти типы вопросов проявляют уважение к человеку, позволяя ему сформулировать свои мысли.

Как: научиться задавать открытые вопросы может быть несколько сложновато. Главное, не задавать простые вопросы, подразумевающие краткие ответы «да» или «нет». Вместо этого используйте конструкции, начинающиеся с вопросительных слов «что», «почему», «зачем», «когда», «где» и «как».

5. Говорите потише

Зачем: самый простой способ эскалации конфликта – это повышение голоса, и напротив, говоря тише и мягче, вы конфликт гасите. Громкость и тон голоса также связаны с кровяным давлением. Когда давление достигает определенной точки, становится труднее понимать смысл сказанного.

6. Мы согласны, что мы не согласны

Зачем: не каждый конфликт заканчивается взаимоприемлемыми результатами. Однако вы можете избежать усугубления ситуации, вежливо самоустранившись из разговора.

Разрешать конфликтные ситуации - не самое приятное занятие, но даже самые агрессивные люди способны к эмпатии и компромиссу гораздо больше, чем нам кажется на первый взгляд. О том, как общаться, чтобы быть услышанным, рассказала издатель, переводчик и ведущая семинаров по сетевому этикету и ненасильственной коммуникации Шаши Мартынова на в Dl Telegraph. T&P записали основные тезисы.

В момент общения мы не задумываемся о том, как устроена наша речь. Однако это сложный процесс, состоящий из формирования образов и картинок, выстраивания грамматической системы и самого говорения. Речь обладает четырьмя свойствами: содержательность - набор смыслов, произносимый вслух; понятность (если обращаться к человеку на японском языке, а он его не знает, то речь содержательна, но не понятна); выразительность (тембр голоса, интонации), громкость и действенность, то есть ожидание ответной реакции на сказанные слова.

Когда речь произнесена и доходит до собеседника, образуется «четырехухая» модель коммуникации, разработанная лингвистом Романом Якобсоном. Между отправителем и получателем сообщения возникает четыре канала, действующих одновременно: канал фактов (только факты, сообщенные одним человеком другому), канал отношений (выбор обращения на ты или на вы, тон, определение отношений - близкие или формальные), канал призыва (что мы хотим получить от общения - начиная от того, чтобы нас выслушали, и заканчивая тем, чтобы в ответ на наше послание что-то сделали) и канал исповеди - сообщение о себе, о своем состоянии.

Необходимо помнить: только сам человек несет ответственность за свои эмоции. «Гадость» - лишь субъективная оценка услышанных нами слов

Американский психолог Маршалл Розенберг, ученик классика гуманистической психотерапии Карла Роджерса, в семидесятых разработал систему «Nonviolent communication», базовая гипотеза которой гласит: человеку свойственно испытывать эмпатию к другому человеку, а удовлетворение потребностей в ходе общения зависит от отчетливости коммуникации.

Чтобы понять, как работает «Ненасильственная коммуникация», обратимся к примеру: в момент разговора собеседник начинает кричать. Сначала Розенберг советует наблюдать за происходящим. Здесь важно отделить факт от оценки: факт - голос повысили, оценка - кричат, потому что я что-то делал не так или собеседник просто неуравновешенный. Потом определить собственную реакцию, не обманывая себя (гнев, раздражение или грусть). Сформулировать потребность (чего бы вам хотелось?). И, не стесняясь, попросить этого - в данном случае говорить тише. Но такая система - наблюдение, оценка чувств, формулирование потребностей и их озвучивание - требует ежедневной практики для достижения автоматизма.

Также следует избегать эмоционального шантажа: нужно выражать подлинную искренность, ответственно подходить к собственной уязвимости (некоторые специально терпят унижения, чтобы потом манипулировать человеком, давя на чувство вины), различать мысли и чувства (когда возникает ощущение «я чувствую, что ты меня обманываешь», стоит помнить, что это всего лишь догадки) и стараться заменять страдательный залог на действительный в описании своих ощущений («я огорчился», а не «я огорчен»).

Необходимо помнить: только сам человек несет ответственность за свои эмоции. «Гадость» - лишь субъективная оценка услышанных нами слов, и не надо ругать себя или другого, углубляться в собственные потребности и чувства. Помимо работы над собой, надо работать и с собеседником (возможно, он кричит просто потому, что он глуховат - эту гипотезу стоит проверить).

Каждый человек имеет право удовлетворять свои потребности и просить помощи в этом - но иногда он все равно будет получать отказ. Одна из причин - в том, что когда просят, чаще говорят, что собеседнику не нужно делать, забывая сообщить о том, что нужно. «Не ори» - ошибочная формулировка, гораздо лучше попросить «говори тише». В просьбе о помощи или в претензии должна выражаться сама суть дела, конкретика, но не приказ. Чтобы проверить, дошел ли «запрос» до собеседника, спросите, понял ли он, что от него хотят. Говоря «спасибо», лучше не употреблять льстивых слов («красивый», «щедрый» и т.д.), а благодарить за то, что действительно сделано. И не держите себя в эмоциональном рабстве. Важно смело решаться на искреннюю реакцию, отдавая себе отчет в том, к чему она может привести.

За понимание эмоционального состояния другого человека отвечают определенные области в мозгу: за отвращение и оргазм, за обучение и способность вспомнить знания в нужный момент и за одновременное переживание чужой боли как своей при понимании, что это не твое тело. И это доказывает врожденность сопереживания. Однако надо отличать эмпатию от других реакций: советов, поучений, утешений, попыток отшутиться или отвлечь от проблемы («не обращай внимания»), детальных расспросов, уличения в неправильных поступках. Сопереживать - значит выслушать без оценок, не комментируя поступки человека даже про себя.

В каждом из нас живут два внутренних голоса, мешающие общению. Один из них навешивает ярлыки на поведение окружающих, а другой ищет оправдания (меня заставили; я такой, потому что; мне велели; не знаю, как это получилось). Они опасны, потому что так мы снимаем с себя ответственность за свои же решения.

Ненасильственное общение помогает сохранять энергию, которую мы тратим на агрессию, перестать завоевывать очки за чужой счет (ведь осуждающие ярлыки, навешанные на других людей, делают нас лучше в собственных глазах), не лениться чувствовать и думать, мирно работать над совместными целями и принимать людей такими, какие они есть на самом деле. Гнев - это вполне естественная реакция, но человек ответственен и за него. Энергию гнева лучше направлять на что-то другое.

Одна восточная мудрость гласит: «Чтобы хлопнуть в ладоши, нужны две руки». Чтобы конфликт разгорелся, нужно два и более человек. Если один из них будет сохранять спокойствие, то инцидента не будет. Проверено. Но как именно сохранить спокойствие?

Есть такой анекдот:

Как вы всё успеваете и остаётесь оптимистом?
- Я просто ни с кем не спорю.
- Но это же невозможно!
- Невозможно так невозможно.

Таким человеком легко стать, если знать один секрет. Всё, что говорит вам собеседник, - проекция его внутреннего конфликта. К вам это не имеет отношения. Вы просто попались под руку.

Когда любой человек говорит что-то наподобие «Ты неряха», «Ты грубиян», «Ты не разбираешься в том, о чём говоришь», «Тормоз, смотри, куда едешь», нас это задевает до глубины души. Какое право он имеет так говорить? Что он о себе возомнил? Почему он считает меня таким? Мы либо обижаемся, либо начинаем конфликтовать и отстаивать свою невиновность.

А теперь представьте себе другую ситуацию. Подходит к вам этот же человек и кричит: «Я неряха», «Я грубиян», «Я не разбираюсь в том, о чём говорю», «Я тормоз, не вижу, куда еду». Подобное поведение ничего, кроме улыбки, не вызывает.

Так вот, любое обвинение в чём-либо другого человека проистекает из внутреннего конфликта говорящего. Если у него нет на эту тему пунктика, мысленной борьбы, то он и не заметит этого в вас.

Человек всегда говорит только о том, что волнует лично его. К собеседнику это имеет весьма опосредованное отношение. Любое подшучивание или обвинение говорит только о том, что человеку не нравится в самом себе или с чем он не может примириться. Это не про вас, это про него. Общение с вами лишь обнаруживает это.

Занимаясь конфликтологией, исследованием зарождения и развития конфликта последние несколько лет, я ещё ни разу не видела исключения из этого правила.

Поэтому посмотрите на свою реакцию. Замените «ты» на «я». И улыбнитесь. Как если бы человек сам только что прилюдно обвинил самого себя.

Согласитесь, после понимания этого вопроса спокойно реагировать станет проще. Только не пытайтесь это объяснить вашим собеседникам! Это не только бессмысленно, но ещё и опасно: люди порой не готовы воспринимать информацию о собственных внутренних конфликтах. Просто выслушайте, просто улыбнитесь. У многих людей после осознания внутренних конфликтов и их внешних проявлений жизнь меняется, улучшаются отношения в семье и на работе.

Но обратите внимание: обратная сторона вопроса тоже существует. Понаблюдайте, о чём говорите окружающим вы сами. По какому поводу вы готовы конфликтовать? Почему именно так вы сейчас выражаете свои мысли? Что вы кричите миру?

Если вы говорите детям о , посмотрите, от чего зависимы вы сами и почему это вам причиняет боль. Если вы говорите об эгоизме окружающих - значит, не примирились с собственной эгоистичностью. Наше поведение в конфликте - это всегда крик внутренней боли.

Знание этого вопроса существенно изменило мою жизнь, надеюсь, поможет и вам.