Как запустить процесс саморазвития? Как работа мешает развитию? Мне присущи некоторые недостатки.

Саморазвитие – это процесс, и как всякий процесс, саморазвитие необходимо для достижения определённой цели. Особенность саморазвития в том, что цели всегда меняются, в зависимости от уровня осознанности, умения рисковать, самодисциплины, веры в себя… Все эти критерии определяют, какую цель мы ставим перед собой, и как скоро мы достигнем этой цели.

Саморазвитие личности можно разделить на несколько шагов, о них мы поговорим ниже, а сейчас давайте подумаем что нами движет, что заставляет вставать и идти по этому интересному, порой нелёгкому пути саморазвития.

Итак, как только мы приходим в этот мир, нас окружают взрослые, наши родители, возможно братья или сёстры, бабушки и дедушки. И, так или иначе, они старше, сильнее, умнее, мудрее нас. И мы неосознанно, иногда осознанно, сравниваем себя с ними, и это сравнение всегда не в нашу пользу.

И именно в этот момент, когда мы сталкиваемся с тем, что мы в чём-то “хуже” окружающих нас людей, у нас зарождается, подробно описанный А. Адлером, комплекс недостаточности. Стремясь преодолеть этот комплекс недостаточности, мы и начинаем заниматься саморазвитием.

Процесс самопознания

Первый шаг в саморазвитии — это процесс самопознания. Мы стремимся идентифицировать себя в этом мире, позиционируем себя в нашей, мысленной, системе координат, относительно наших кумиров, идеалов, коллег по работе, членов нашей семьи (как родительской, так и семьи, которую мы уже создали), религии, духовных учителей и наставников... В общем, ищем ответ на вопрос “кто я в этом мире?” Этот поиск может длиться мгновенье, но может затянуться на долгие годы.

Мне присущи некоторые недостатки

Второй шаг — признаться себе в том, что мне присущи некоторые недостатки, которые приводят меня к нежелательным последствиям и результатам в жизни. И здесь очень важную роль играет принятие себя. Если мы принимаем себя, тогда никаких проблем с объективным взглядом на окружающую действительность не возникает.

И мы понимаем где мы находимся и что (кто) нас окружает. Нам это может не нравиться, но мы понимаем, что это так. Как только наш уровень принятия себя понижается, мы начинаем оправдывать себя, находить людей, которые по нашему мнению “хуже” нас. И это позволяет нам ничего не менять в нашей жизни. И, следовательно, процесс саморазвития завершается.

А как бы я хотел, чтобы было

Третий шаг наступает, если мы не сдаёмся, и открыто смотрим на наши недостатки (здесь важно понимать, что это только наша собственная субъективная оценка, что является нашими недостатками, а что достоинствами), и начинаем задумываться, а как бы я хотел, чтобы было. Если не так, то как? Часто многие останавливаются именно на этом шаге.

Потому что мы знаем, как мы НЕ ХОТИМ, но даже не задумываемся, чего мы ХОТИМ. И тогда мы начинаем жаловаться, как нам плохо живётся, потому что нас окружает всё то, чего мы не хотим, и чего мы стараемся избежать (почему так происходит, вы сможете понять после просмотра фильма Секрет, там подробно всё описано). Нам в данном контексте важно избегать состояния жертвы, и не перекладывать ответственность за причину нашего недовольства на других.

Как достичь желаемого результата

Четвёртый шаг заключается в том, чтобы посмотреть, какими способами я могу достичь желаемого результата. Что мне надо сделать, чтобы стать таким, как я хочу? И здесь на нашем пути могут встречаться люди, книги, фильмы, тренинги, которые показывают разные варианты и способы достижения нашей цели.

И помощь других людей эффективна при условии, что мы самостоятельно прошли уже первые 3 шага. Иначе получится, что мы реализуем и оправдываем ожидания других людей о нас, о том, какими бы они хотели бы нас видеть, и это уже далеко не саморазвитие.

И возможно вы обойдётесь без помощи других, и это совершенно нормально. Однако, когда речь идёт о необходимости рассмотреть как можно больше разных вариантов, тогда отстранённый, независимый взгляд очень полезен.

И избегайте тех людей, которые будут настаивать на своём мнении, как единственно верном, всегда оставляйте за собой право выбора и право сомневаться в том, что слова и идеи другого человека (или группы людей) верны на сто процентов. Возможно это правда для них, а для вас это не имеет никакого значения. (Впрочем, как и эта статья – возможно это просто чьи-то идеи, которые не вызовут у вас никакого отклика)

Шаги к достижению цели

И последний, пятый шаг, это действие. Мы прилагаем какие-либо усилия, совершаем шаги, чтобы достичь той цели, которую мы поставили перед собой в 3-ем шаге.

И в конце мы опять переходим к шагу номер 1. Мы опять начинаем оценивать, чего мы достигли, на что мы способны, какое место относительно окружающих мы занимаем. И на самом деле процесс саморазвития бесконечен, всегда будут идеалы, к которым мы стремимся, в сравнении с которыми мы не удовлетворены своим положением.

И этот процесс останавливается либо в момент смерти (что ещё не доказано), либо в момент, когда мы перестаём верить в себя, в свои силы, наша цель кажется недостижимой, и мы останавливаемся, но только на время…

Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделить последовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например, последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные -- первая часть "само" указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая -- характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы и результаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

Какие же формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно? К ним относят: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация -- выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы и результаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования и самоактулизации.

Самоутверждение

В последнее время самоутверждение становится одной из исследуемых проблем современной науки. Предпринимаются попытки рассмотреть философские, общепсихологические ее аспекты, определить специфику на разных возрастных этапах, разработать специальные тренинговые занятия позитивного самоутверждения. Усилия ученых "подстегиваются" еще и тем, что особенно в подростковом возрасте, в период ранней юности, да и в последующем, самоутверждение нередко принимает негативный характер в виде наркомании, употребления алкоголя и табака, совершения противоправных действий.

Что же такое самоутверждение? Исходя из структуры термина, он состоит из двух частей: "само" -- самостоятельно, без чьей-либо помощи и "утверждение" -- стремление сделать нечто в себе твердым. Следовательно, самоутвердиться -- это самостоятельно сделать нечто в себе или личность в целом твердой, чтобы это качество не поколебали ни обстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект.

Пример. Чтобы утвердиться в своем уме, человек ставит перед собой все более трудные интеллектуальные задачи; решая их, он убеждается в том, что действительно умен. Подросток, чтобы утвердиться в своем чувстве взрослости, начинает курить, сквернословить, т.е. делать то, что" по существующим нормам запрещено детям.

Если попытаться дать научное определение, то оно будет звучать следующим образом.

Самоутверждение -- это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конку рентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как все быть лучше, чем другие; и в негативном плане -- быть хуже всех. Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний -- самоотрицание. Разумеется, как мы уже отмечали ранее, мотивы самоутверждения тесно связаны с другими мотивами: самопознанием, самосовершенствованием, самоактуализацией.

Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сфер самоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьировать. Для одного человека цель -- приобрести уверенность, для другого -- доказать, что он не хуже других, для третьего -- во что бы то ни стало испытать чувство превосходства, своей исключительности, а значит, обоснованности права руководить другими.

Способы самоутверждения также многообразны. Они завися от выбранных сфер и видов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого-то это работа или учеба; для кого-то -- спорт, искусство, наука; для кого-то -- противоправные действия. Немаловажную роль играет даже и тот факт, в чьих глазах утверждается человек: в своих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т. п. В то же время все способы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива самоутверждения и само отрицания. Мотив "быть, как все" определяет такие способы, как делать то, что делают другие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Если принято осуждать кого-то или смеяться, издеваться над кем-то, то личность, будет всем доказывать, что она так же, как и все, осуждает, смеется, издевается. Если принято совершать благородные поступки и бравировать ими, то она будет поступать аналогично. Если значимость в группе приобретает интеллект, то, следовательно, проявление интеллекта будет выступать в качестве способов самоутверждения. В любом случае здесь работает механизм конформизма, т. е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив "быть лучше, чем все" порождает такие способы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости (за счет обладания тем, чего нет у других, или за счет пренебрежения, презрения, других форм негативного, уничижительного отношения к другим). Мотив "быть хуже, чем все" приводит к способам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин внимания других, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко дает и определенные выигрыши, человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенные преимущества ("чего с него взять"), он же в это время через такое самоуничижение утверждается.

Результаты самоутверждения очевидны -- они дают человеку ощущение своей нужности, полезности, "оправдывают" в его глазах смысл собственной жизни и деятельности; начинает срабатывать установка "я не хуже других" или чувство превосходства, своей исключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицания человек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также может давать свои преимущества.

Но возможны и другие высокие сферы самоутверждения, когда человек ставит более значимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личная потребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностью своего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим не только от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и каким образом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование

Самосовершенствование -- это, пожалуй, наиболее адекватная форма саморазвития. Оно означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование -- это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотяидеал, как правило, недостижим и понимается каждым человеком по-своему, тем не менее тенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой, устойчивостью и определенностью.

Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае -- приобретение социально значимых свойств и качеств в другом -- овладение негативными способами жизни и деятельности. Одно дело, когда личность самосовершенствуется в приобретении профессиональной компетентности, другое -- оттачивает воровское мастерство или способы манипулирования людьми Возможен и обратный процесс совершенствования, который называется саморазрушением, когда в силу различных причин челе век прилагает специальные усилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации и регрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи ему ранее.

Здесь мы в основном обратим внимание на позитивный аспект самосовершенствования, который называется личностным ростом. В современной психологической литературе имеется невообразимое количество концепций, описывающих особенности, своеобразие, цели личностного роста.

В парапсихологии, эзотерике (эзотерика -- тайные знания) личностный рост рассматривается как духовная практика, расширение сознания за счет приобщения к сокровенным знаниям. В качестве средств используются специальные техники, пробуждающие парапсихологические способности: ясновидение, телепатию, телекинез и др. В психоанализе это тенденция к индивидуации, или саморазвитию, понимаемая как движение к большей свободе (К.Юнг) ; движение от центрированности на себя в целях личностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение к совершенству (А. Адлер) . В гештальттёрапии -- переход опоры на среду к опоре на себя и саморегуляцию (Ф.Перлз) . В гуманистической психологии личностный рост означает приобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости и психологическому здоровью (К. Роджерс) или последовательному удовлетворению все более высших потребностей (А. Маслоу) .

Если попытаться обобщить эти подходы, используя уже принятую нами схему анализа, то следует отметить, что в основе стремления к самосовершенствованию, к личностному росту лежит соответствующая потребность, на базе которой формируются мотивы самосовершенствования (предельным является мотив самореализации), мотивы личностного роста. Другими словами, самосовершенствоваться необходимо для того, чтобы наиболее полно реализовать себя в этой жизни, а через самореализацию понять и обреет смысл своего существования, смысл жизни, что характерно уже для более высокой формы саморазвития -- самоактуализации.

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения -- быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели -- быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал.

Способы самоусовершенствования также многообразны. Они могут быть определены в самых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видами деятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель -- не конфликтовать с другими -- и достигая ее, он также поднимается на новый уровень.

Отказываясь от вредных привычек, он опять-таки делает шаг в своем развитии. Этот перечень можно продолжить. Каким образом это можно сделать? В качестве средств самосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование с собой, самообязательство, самоприказ и др. На них мы подробнее остановимся, когда будем говорить о культуре самовоспитания.

К результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.

Самоактуализация

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека. По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация --это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию -- реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т. д. Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

Таким образом, на базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно же другому представителю гуманистической психологии -- В. Франклу, смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют три наиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то, что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются и три группы ценностей: созидание, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть -- интуитивное отыскивание единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления к счастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам должен был бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния не испытывает, поскольку он проживает жизнь как может, а если ему удается прожить ее во всей полноте, т. е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшую удовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность, радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что-то сделать.

Разумеется, как и в предыдущих случаях, имеется и обратная тенденция -- стремление не следовать своему предназначению. Вот здесь-то и рождаются самообман, многочисленные защиты, ложь перед собой, а в итоге -- отчаяние, что гениально зафиксировал в своей периодизации Э. Эриксон.

Итак, в процессе самоактуализации вплотную смыкаются две линии человеческого бытия -- самопознание и саморазвитие. Познать себя, насколько это возможно, -- значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самоактуализироваться -- обрести смысл жизни, реализовать себя, выполнить тем самым свою миссию, свое предназначение и, как итог, ощутить полноту жизни, полноту существования.

Каковы же способы самоактуализации? А. Маслоу выделяет восемь таких путей (или способов) поведения, ведущих к самоактуализации:

  • · живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком; это момент, когда Я реализует самого себя;
  • · жизнь -- процесс постоянного выбора: продвижения или отступления;
  • · самоактуализация -- это непрерывный процесс, когда предоставлены многократные отдельные выборы: лгать или говорить правду, воровать или не воровать и др.; самоактуализация означает выбор возможности роста;
  • · способность человека прислушиваться к самому себе, т. е. ориентироваться не на мнение других, а на свой опыт, "прислушиваться к голосу импульса";
  • · способность быть честным, умение брать на себя ответственность. Как отмечает А. Маслоу, "всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется";
  • · способность быть независимым, быть готовым отстаивать позиции, независимые от других;
  • · не только конечное состояние, но и сам процесс актуализации своих возможностей;
  • · моменты: высшие переживания, мгновения экстаза, которые нельзя купить, не могут быть гарантированы и невозможно даже искать;
  • · способность человека к разоблачению собственной психопатологии -- умение выявить свои защиты и после этого найти в себе силы преодолеть их.

А. Маслоу в своих работах указывает также пути помощи людям в обретении способности к самоактуализации. По его мнению, задача подлинного научения -- быть лучшим человеком, насколько это возможно.

Если говорить о результатах самоактуализации, то они со всей очевидностью могут быть определены из всего сказанного ранее. Самый важный результат -- ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, что ты все сделал правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признали в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность. А ради этого, конечно, стоит жить, творить, самосовершенствоваться и самоактуализироваться.

Таким образом, мы попытались показать, что саморазвитие -- это сложный, нелинейный, многоплановый процесс, который может идти как в положительном направлении, так и в отрицательном с точки зрения соответствия высшим образцам и идеалам, выработанным человечеством. Оно как процесс имеет: свои цели, мотивы, способы, результаты, которые определяются формами саморазвития.

Завершить данную главу хотелось бы словами В. Франкла, четко выразившего суть саморазвития человека в его отношении к собственной судьбе: "Судьба не может быть изменена, иначе была бы не судьба. Человек же может изменить себя, иначе он не был бы человеком. Способность формировать и переформировывать себя -- прерогатива человеческого существования".

Охарактеризовав саморазвитие как процесс, остановимся теперь на проблеме психологических механизмов, которые дают возможность человеку самоутверждаться, самосовершенствоваться, самоактуализироваться, т.е. саморазвиваться. К таким механизмам относятся самопринятие и самопрогнозирование.

Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся вовремени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить егонеоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделитьпоследовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например,последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многимипричинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансыпроцесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение,самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные - перваячасть «само» указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек,вторая - характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться,реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы ирезультаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

Какие же формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитиев своей совокупности достаточно полно? К ним относят: самоутверждение,самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить осебе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремлениеприблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация - выявить в себе определенныйпотенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализоватьв разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития вцелом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным,с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться вполной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другойстороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является исамоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развитияиспытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себяесть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы ирезультаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования исамоактулизации.



Самоутверждение

В последнее время самоутверждение становится одной из исследуемых проблемсовременной науки. Предпринимаются попытки рассмотреть философские,общепсихологические ее аспекты, определить специфику на разных возрастных этапах,разработать специальные тренинговые занятия позитивного самоутверждения. Усилия ученых«подстегиваются» еще и тем, что особенно в подростковом возрасте, в период ранней юности,да и в последующем, самоутверждение нередко принимает негативный характер в виденаркомании, употребления алкоголя и табака, совершения противоправных действий.

Что же такое самоутверждение? Исходя из структуры термина, он состоит из двухчастей: «само» - самостоятельно, без чьей-либо помощи и «утверждение» - стремлениесделать нечто в себе твердым. Следовательно, самоутвердиться - это самостоятельно сделатьнечто в себе или личность в целом твердой, чтобы это качество не поколебали ниобстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект.

Пример. Чтобы утвердиться в своем уме, человек ставит перед собой все более трудные интеллектуальныезадачи; решая их, он убеждается в том, что действительно умен. Подросток, чтобы утвердиться в своем чувствевзрослости, начинает курить, сквернословить, т.е. делать то, чт» по существующим нормам запрещено детям.

Если попытаться дать научное определение, то оно будет звучать следующим образом.

Самоутверждение - это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружениюподтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения идеятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, котораясинтезируется из первичных потребностей конку рентного существования среди другихпредставителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как всебыть лучше, чем другие; и в негативном плане - быть хуже всех. Первые два мотивахарактеризуют самоутверждение, последний - самоотрицание. Разумеется, как мы ужеотмечали ранее, мотивы самоутверждения тесно связаны с другими мотивами: самопознанием,самосовершенствованием, самоактуализацией.

Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сферсамоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьировать. Для одногочеловека цель - приобрести уверенность, для другого - доказать, что он не хуже других, длятретьего - во что бы то ни стало испытать чувство превосходства, своей исключительности, азначит, обоснованности права руководить другими.

Способы самоутверждения также многообразны. Они завися от выбранных сфер ивидов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все видыжизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого-тоэто работа или учеба; для кого-то - спорт, искусство, наука; для кого-то - противоправныедействия. Немаловажную роль играет даже и тот факт, в чьих глазах утверждается человек: всвоих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т. п. В то же время всеспособы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива самоутверждения исамо отрицания. Мотив «быть, как все» определяет такие способы, как делать то, что делаютдругие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Еслипринято осуждать кого-то или смеяться, издеваться над кем-то, то личносъ, будет всемдоказывать, что она так же, как и все, осуждает, смеется, издевается. Если принято совершатьблагородные поступки и бравировать ими, то она будет поступать аналогично. Если значимостьв группе приобретает интеллект, то, следовательно, проявление интеллекта будет выступать вкачестве способов самоутверждения. В любом случае здесь работает механизм конформизма, т.е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив «быть лучше, чем все» порождает такиеспособы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости (за счетобладания тем, чего нет у других, или за счет пренебрежения, презрения, других формнегативного, уничижительного отношения к другим). Мотив «быть хуже, чем все» приводит кспособам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин вниманиядругих, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко дает и определенныевыигрыши, человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенныепреимущества («чего с него взять»), он же в это время через такое самоуничижениеутверждается.

Результаты самоутверждения очевидны - они дают человеку ощущение своейнужности, полезности, «оправдывают» в его глазах смысл собственной жизни и деятельности;начинает срабатывать установка «я не хуже других» или чувство превосходства, своейисключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицаниячеловек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также можетдавать свои преимущества.

Но возможны и другие высокие сферы самоутверждения, когда человек ставит болеезначимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личнаяпотребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностьюсвоего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим нетолько от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и какимобразом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование

Самосовершенствование означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторомуидеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает темивидами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование - этопроцесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотяидеал, как правило, недостижим __________и понимается каждым человеком по-своему, тем не менеетенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой,устойчивостью и определенностью.

Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае - приобретениесоциально значимых свойств и качеств в другом - овладение негативными способами жизни идеятельности. Одно дело, когда личность самосовершенствуется в приобретениипрофессиональной компетентности, другое - оттачивает воровское мастерство или способыманипулирования людьми Возможен и обратный процесс совершенствования, которыйназывается саморазрушением, когда в силу различных причин человек прилагает специальныеусилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации ирегрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи емуранее.

Здесь мы в основном обратим внимание на позитивный аспект самосовершенствования,который называется личностным ростом. В современной психологической литературеимеется невообразимое количество концепций, описывающих особенности, своеобразие, целиличностного роста.

В парапсихологии, эзотерике (эзотерика - тайные знания) личностный рострассматривается как духовная практика, расширение сознания за счет приобщения ксокровенным знаниям. В качестве средств используются специальные техники, пробуждающиепарапсихологические способности: ясновидение, телепатию, телекинез и др.

В психоанализе это тенденция к саморазвитию, понимаемая какдвижение к большей свободе (К.Юнг); движение от центрированности на себя в целяхличностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение ксовершенству (А. Адлер). В гештальттерапии - переход опоры на среду к опоре на себя исаморегуляцию. В гуманистической психологии личностный рост означаетприобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости ипсихологическому здоровью (К. Роджерс) или последовательному удовлетворению все болеевысших потребностей (А. Маслоу).

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько целисамоутверждения - быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели - быть лучше,чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал.

Способы самоусовершенствования также многообразны. Они могут быть определены всамых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видамидеятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель- не конфликтовать с другими - и достигая ее, он также поднимается на новый уровень.

Отказываясь от вредных привычек, он опять-таки делает шаг в своем развитии. Этот переченьможно продолжить. Каким образом это можно сделать? В качестве средствсамосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование ссобой, самообязательство, самоприказ и др. На них мы подробнее остановимся, когда будемговорить о культуре самовоспитания.

К результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенностьсобой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственнымитребованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающимилюдьми.

Самоактуализация

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя вопределенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имеяво многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих формсостоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизничеловека. По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация -это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию- реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшимипотребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т. д. Согласно А. Маслоу, потребность всамоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнутьи быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

Таким образом, на базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы,направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно жедругому представителю гуманистической психологии - В.Франклу, смыслы жизни не данычеловеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют тринаиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то,что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе,которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются и три группы ценностей: созидание, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваютсясмыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть - интуитивное отыскивание единственногосмысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления ксчастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысласобственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития,названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полнотыощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам долженбыл бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния неиспытывает, поскольку он проживает жизнь как может, а если ему удается прожить ее во всейполноте, т. е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшуюудовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность,радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что-то сделать.

Психология саморазвития - непрерывный процесс, связанный со становлением личности и характера, с выработкой привычек и социальных реакций. Без него невозможно представить человека «нового мира», который вошел в эру информации.

Саморазвиваться, - значит не стоять на месте, идти в различных направлениях, достигать поставленных целей, ставить перед собой новые задачи. В этой статье вы узнаете о том, что такое саморазвитие с точки зрения психологии и какие факторы влияют на становление личности человека и его всестороннее развитие.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Психология саморазвития - это сложная тема, в которой нельзя разобраться всего за несколько часов или дней. Подчас, уходят годы на осознание того опыта, который был у других людей, на понимание и принятие личности внутри себя.

Чтобы правильно расценивать ситуации и стать на путь развития, необходимо разобраться в основных психических процессах, которые помогают человеку воспринимать мир вокруг себя.

Основные психические процессы:

  • память;
  • ощущение;
  • восприятие;
  • мышление;
  • внимание;
  • воображение;
  • речь.

Эти процессы характеризуются отображением человека, который находится во взаимодействии с окружающим миром. Развитие зависит от его уровня. По ним можно судить насколько сильно или слабо развит человек. Основным таким процессом выступает память, она имеет свойство запоминать важную информацию, которая в дальнейшем может понадобиться индивиду.

Есть люди, у которых хорошо развита память, и они не нуждаются в лекарственных средствах. Существует разное количество методик, которые позволяют улучшить качества памяти.

– это важная составляющая жизненного успеха в семье и карьере. А получение дополнительных навыков, способствующих достижению целей помогает повысить свой уровень.

Другая ситуация возникает тогда, когда человек полностью флегматичен ко всему окружающему и у него нет никакого личностного роста. Он становится скучным не только для окружающих, но и для самого себя. Никого не устраивает застой, даже людей, которые глубоко уверенны в том, что развитие не сможет дать им ничего нового, а тем более, подвергать себя риску этой «новизны» никто не будет.

Психология саморазвития

Каждому человеку присущ характер, он может быть сильным или слабым. Психология саморазвития заключается в развитии и даже характерной эволюции, которая, впоследствии, приведет человека к намеченной цели или сокровенной мечте.

Главным врагом может послужить плохое здоровье, как физическое, так и моральное. Не даром говорят, что в здоровом теле здоровый дух, ведь наши проблемы, срывы и мелкие неурядицы сказываются на состоянии внутренних органов.

Без здоровья нет саморазвития. Апатия тормозит развитие личности, во время болезни происходит отказ от общения с окружающим миром. Такие проблемы надо устранять, они приведут вас к нулевой точке вашего отрезка, или уведут далеко за границу познания себя. Чтобы этого не произошло, необходимо определить понятие саморазвития с точки зрения психологии и осознать его.

Саморазвитие – процесс, он является постоянным, любое его торможение может привести к необратимым последствиям, среди которых: потеря жизненных ориентиров, апатия, меланхолия, фрустрация, депрессия.

Человек, который недоволен своей жизнью старается компенсировать свои недостатки постоянным подтруниванием над остальными. В большом коллективе можно наблюдать становление таких личностей как сплетников, недотеп и вечно страдающих. Неприятное зрелище, не правда ли?

Поэтому, чтобы полностью раскрыть тему в контексте психологии саморазвития и предупредить возможные неприятные последствия, стоит выделить 4 основных момента.

1. Мотивация

Без неё человек не сможет добиваться поставленных целей, а просто будет сидеть и ждать. Если же есть мотивация в карьерном плане, в отношениях, она приведёт к положительным результатам.

2. Результат

На этот момент стоит обратить особое внимание. Без него не появятся новые цели, без него человек будет ограниченным своими собственными убеждениями или чужим мнением, которое в конечном итоге выливается во всеобщее заблуждение.

3. План саморазвития

Правильно составленный станет пошаговой инструкцией на пути к счастью. Идти к своим целям не обращая внимания на препятствия в жизни - вот что позволит сделать правильная систематизация желаний и стремлений вместе с мотивацией.

4. Идейность и восприятие

Правильное восприятие информации, постоянный поток идей и борьба за введение всяческих ноу-хау, которые облегчат работу по дому или канцелярскую «тягомотину». Постоянный анализ полученных знаний, а также умение абстрагироваться от ментального мусора, который ежеминутно засоряет наше сознание.

Основные этапы самосовершенствования личности

Специалисты выделяют шесть стадий или этапов саморазвития. На первой стадии выделяется цель, для саморазвития. Для её достижения нужно составить четкий план действий. На второй стадии необходимо поставить строгие временные сроки, также составляются второстепенные цели. А остальные стадии направлены на самопознание, работу над собой, контроле личности и т.д.

Самое простое, но очень важное условие, иметь при себе записную книжку, планшет, либо обычный карманный блокнот, для того чтобы фиксировать неожиданно посетившую информацию. Необходимо определить для себя самую важную тему, и настроится на добычу полезной информации именно на эту тему. Записывать нужно все что приходит в голову, связанное с этой темой. Просмотр своих задокументированных мыслей даст определенное представление и направление по совершенствованию своей жизни. Как только человек понял, что она использовалась до конца, нужно переходить по плану к другой теме.

Необходимо действовать «прямо сейчас», не откладывая на потом, следует вырабатывать эту привычку. Для того чтобы достигнуть цели, нужно действовать понемногу каждый день. Проще всего это объяснить на примере спорта. ведь чтобы иметь подтянутое тело, нужно выполнять определенные упражнения ежедневно.

Когда вы приходите на психологический тренинг, вам обязательно дают свод правил или рекомендаций, которым вы должны следовать, вырабатывая правильные и полезные привычки.

Все советы по саморазвитию можно систематизировать и сгруппировать, чтобы вы могли представить у себя в голове четкую картину по формированию своего собственного плана индивидуального развития.

Психология саморазвития на практике имеет ступенчатый вид, где вы медленно поднимаетесь, начиная от физических потребностей, заканчивая духовными настравлениями.

Меньше времени на сон

Специалисты проверили множество исследований, и доказали, что для здорового отдыха нужно всего 6 часов сна. Главное в отдыхе, это качество сна, а не количество часов, которые на него выделены. Самое главное, что нужно сделать, это создать режим дня. Ложится необходимо до 9 часов вечера, с девяти до часу ночи длится самый полезный, здоровый сон, это особенная фаза, когда мозг отдыхает по максимуму.

Любимое утро

Нужно выработать привычку, ежедневно, утром, выделять для себя около часа времени. В это время не входит, чистка зубов и готовка завтрака. Этот час должен быть после пробуждения, надо полежать, подумать о планах на предстоящий день, дать установку себе на успешный, продуктивный день. Можно включить спокойную музыку, главное в этом деле - не уснуть!

Как только человек научится меньше спать, у него появится больше свободного времени. Постепенно, он перестает спешить, начинает жить спокойно, и наслаждаться моментами жизни. Это и считается первым, главным шагом к самосовершенствованию.

Расставляем приоритеты

У каждого человека, есть дела важные, которые не терпят отложений, и те дела, которые можно отставить на второй план. Часто встречаются случаи, где человек меняет местами эти понятия, и не уделяет достаточного времени действительно важным ситуациям. В итоге, результат выходит совсем не такой, какой ожидался.

Позитивные мысли

Позитивные мысли всегда играют большую роль, особенно на пути к успеху. К примеру, можно представить встречу после долгой разлуки, как человек ее ждет, даже мысль об этом делает человека счастливым. Он, незаметно для себя, начинает действовать быстро, с успехом, с позитивным зарядом.

Поэтому необходимо учится мыслить позитивно независимо от ситуации. У психологов существует «Метод резинки», на руку одевается самая простая канцелярская резинка, и как только человека посещают плохие мысли, нужно натягивать резинку и отпускать. Это способствует тому, что человек не будет фокусировать мысли на негативе. Через определенное время мозг просто привыкает мыслить только в позитивном ключе.

Улыбка

Нужно всегда мило улыбаться, это дает собеседнику понять, что его оппонент позитивно настроен на разговор. Улыбка может спасти человека в самой непредвиденной ситуации, а также, будет способствовать общему улучшению настроения не только индивидуального, но и коллективного. К тому же, улыбчивые люди живут намного дольше.

Проектирование

В конце недели, в вечер субботы или воскресенья, нужно уделять внимание прошедшей неделе, анализировать, что сделали правильно, а над чем еще стоит потрудиться. Нужно уметь хвалить себя, за успешное развитие дел на прошедшей недели. В этот же вечер составить примерный план действия на следующие 7 дней.

Вывод

Психология саморазвития лежит в основе любого человеческого свершения, будь то гениальное открытие или введение нового стиля в живописи или музыке, значения не имеет, главное - возможность реализовать себя как личность, которая смогла оставить след, а не забыться в архивах под порядковым номером.