Каспийская военная флотилия: оборона Нижней Волги и Кавказа. Авраамов николай юрьевич командующий чудской военной флотилией

«Работа по розыску агентуры противника, изменников Родины и предателей в условиях дислокации Отдела контрразведки “Смерш” Дунайской флотилии на территории шести европейских государств приобретает исключительно важное и первостепенное значение.

Это обусловливается следующими обстоятельствами:

[…] Наличием большого количества агентуры противника, оставленной и осевшей в странах Европы после изгнания из них гитлеровской армии.

[…] Наличием значительного количества советских граждан в европейских государствах (насильно угнанных немцами, б[ывших] военнопленных И Т.Д.), в числе которых имеются изменники Родины, немецкие пособники и предатели. […]

Всего в результате розыскных мероприятий было арестовано 65 агентов противника, диверсантов, предателей и изменников Родины. […]

Кроме того, в результате розыскных мероприятий была арестована агентура разведывательных органов “Ваффен СС Ягдфер-банд”, “Абверштелле-17”, “Абверштелле Донаушутц”. […]» .

Велась контрразведчиками флотилии и борьба с дезертирством. 10 марта 1945 г. ОКР «Смерш» ДуВФ докладывал в центр:

«За период январь - февраль 1945 г. Отделом контрразведки “Смерш” КДуФ зафиксировано 10 случаев дезертирства военнослужащих Краснознаменной Дунайской флотилии. Из них: старшинского состава - 4; рядового - 6.

В результате принятых агентурно-оперативных мероприятий и местного розыска нами были выявлены и задержаны 4 человека, 5 человек объявлены в местный розыск и 1 - во всесоюзный. […]

В целях предотвращения в будущем возможного дезертирства предупрежден весь оперативный состав об усилении работы […] по борьбе с дезертирством. […]

[…] О всех случаях дезертирства проинформирован Военный совет» .

В конце войны и в первые послевоенные месяцы сотрудники контрразведки Дунайской флотилии фиксировали проявление интереса со стороны разведывательных служб союзников - Англии и США к Придунайскому региону. В целях повышения эффективности работы контрразведчики флотилии тесно взаимодействовали с органами «Державной сигурности» Болгарии и «Народной защиты» Югославии. Советские контрразведчики отмечали, что деятельность разведывательных органов союзных держав - США и Англии с каждым днем становится все активнее. Английские разведчики действуют своими излюбленными и испытанными методами - завязывание обширных связей, преподнесение подарков, организация интимных вечеров, делают попытки проникнуть в среду советских военнослужащих с целью сбора военной информации. По данным советской контрразведки, союзники располагали данными об организации советской разведки, численности состава советских оккупационных войск, о заинтересованности советских представителей румынскими кораблями, возвращенными Румынии Советским Союзом, и т. д.

В 1960 г. Краснознаменная орденов Нахимова и Кутузова II степени Дунайская флотилия была расформирована.

Ильменская военная флотилия

Ильменская военная флотилия была сформирована в составе Северо-Западного фронта в июле 1941 г. из трех буксиров Волхово-Ильменского пароходства, переоборудованных канонерских лодок и 9 вооруженных катеров (база - Новгород). Флотилия была укомплектована мобилизованными речниками Волховско-Ильменского пароходства и артиллеристами и пулеметчиками из армейских частей. Действуя на озере Ильмень и реках Волхов, Тигода, флотилия несла сторожевую службу, вела разведку, прикрывала отход войск фронта, обеспечивала эвакуацию гражданского населения, грузов и ценностей из Новгорода, поддерживала боевые действия частей сухопутных войск, переправляла войска и грузы через реки. 20 октября 1941 г. Ильменская военная флотилия была расформирована, ее корабли переданы в состав Ладожской военной флотилии. В апреле 1943 г. в составе Северо-Западного фронта был сформирован Ильменский отряд кораблей, который вел боевые действия с 15 августа 1943 г. по 6 апреля 1944 г., после чего был передан в состав Балтийского флота .

Краснознаменная Каспийская флотилия

Каспийская военная флотилия ведет свою историю от создания в апреле 1918 г. Военного флота Астраханского края, который в октябре 1918 г. был преобразован в Астрахано-Каспийскую флотилию. В конце июля 1918 г. корабли флотилии были захвачены интервентами. После освобождения Баку они в июле 1920 г. вошли во вновь созданные Морские силы Каспийского моря, которые были переформированы в июне 1931 г. в Каспийскую военную флотилию.

Накануне Великой Отечественной войны в состав Каспийской военной флотилии входили: управление флотилии (г. Баку); дивизион канонерских лодок (5 лодок), отдельно плавающие корабли (у/к «Правда» и катер типа «Ямб»), охрана водного района, разведывательные органы (разведывательное отделение, морской пункт связи, береговые радиоотряд и радиопункт); подразделение связи (СНиС); гидрографическая служба (гидрографический отдел, морская обсерватория, гидрографический отряд); военноморские учебные заведения и школы (Каспийское военно-морское училище, Объединенная школа, Базовый арткабинет, научноиспытательный химический полигон, флотский полуэкипаж); тылы (Бакинский военный порт, склады и производственные предприятия, пожарные инспекция и охрана, КЭЧ, финансовый отдел, инженерное отделение, санитарный отдел, поликлиника и лазарет, отделы военной прокуратуры и военного трибунала, Дом военно-морского флота); береговая оборона (Отдельная стрелковая рота, штаб объекта ПВО); авиация (отдельное авиазвено, отдельное испытательное авиазвено при НИХП); 4-орудийная береговая батарея (о. Наргин), пост СНиС (Ленкорань); участок гидрографической службы (Ленкорань). В Красноводске находились: Военно-морская комендатура при торговом порте, участок гидрографической службы, береговые маяки флотилии - в Ап-шероне и Ленкорани, плавмаяки - «Астраханский приемный» и «Красноводский», базовые гидрометеостанции - на острове Сара, в Гасан-Кули, Красноводске, Ленкорани. Всего в Каспийской военной флотилии было 3225 военнослужащих, в том числе 639 человек начальствующего состава, 609 человек младшего начальствующего состава, 980 - рядового состава, 1000 курсантов Каспийского ВМУ, кроме того, 788 человек вольнонаемного состава .

С начала Великой Отечественной войны Каспийская флотилия обеспечивала морские перевозки военных и народнохозяйственных грузов. На всем протяжении войны Каспийская военная флотилия была надежной кузницей кадров Военноморского флота СССР. Здесь формировались, готовились корабельные экипажи, проходили испытания подводные лодки, построенные в Сормово , надводные корабли, которые исправно пополняли боевой состав воюющих флотов. За годы войны личный состав флотилии отремонтировал, достроил и укомплектовал экипажами свыше 250 катеров и других кораблей и судов, переданных на Черноморский и Северный флоты и в другие флотилии.

Уже в октябре 1941 г. на сухопутный фронт ушел первый батальон морской пехоты, сформированный исключительно из моряков флотилии. Всего же за годы войны из состава Каспийской флотилии на сухопутный фронт было отправлено около 5 тысяч краснофлотцев, старшин и офицеров.

В самые напряженные дни битвы за Кавказ приказом наркома ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова Каспийская флотилия была объявлена действующей, и ее главной задачей было определено обеспечение народно-хозяйственных и оперативных воинских перевозок на Каспии и борьба с вражескими десантами. Только в 1942–1943 гг. флотилия обеспечила перевозку 21 млн т нефти и нефтепродуктов. Кроме того, моряки флотилии обеспечили доставку через каспийские порты более 4 млн т ленд-лизовских грузов .

Военно-Морской Флот СССР (ВМФ СССР) - существовавший с 1918 по 1992 год военно-морской флот Союза Советских Социалистических Республик, созданный на основе после Октябрьской революции. В 1918-1924 и 1937-1946 годах носил название Рабоче-крестьянский Красный флот (РККФ) ; в 1924-1937 и 1950-1953 годы - Военно-Морские Силы Рабоче-крестьянской Красной армии (ВМС РККА) .

Создание флота

Военно-Морской Флот СССР был создан из остатков Российского императорского флота , который был почти полностью уничтожен в результате Октябрьской революции и Гражданской войны.

В период революции моряки массово покидали свои корабли, а офицеры были частично репрессированы или убиты, частично присоединились к Белому движению или ушли в отставку. Работы по постройке кораблей были остановлены.

Основой военно-морской мощи Советского флота должны были стать линкоры типа «Советский Союз», и строительство современного флота являлось одной из приоритетных задач СССР, но начало Великой Отечественной войны помешало реализации этих планов.

Рабоче-крестьянский Красный флот принял участие в Советско-финской войне 1939-1940 годов , которое свелось в основном к артиллерийским дуэлям между советскими кораблями и финскими береговыми укреплениями.

Вторая мировая война

В 1941 году в результате нападения армии нацистской Германии на Советский Союз, армия Советского Союза понесла огромные потери, множество моряков были переведены в сухопутные войска, а морские орудия сняты с кораблей и превращены в береговые. Особенно важную роль на суше моряки сыграли в боях за Одессу, Севастополь, Сталинград, Новороссийск, Туапсе и Ленинград.

Подводная лодка типа М.

Cостав Красного флота в 1941 году

ВМФ СССР в канун Великой Отечественной войны

К 1941 году ВМФ Советского Союза включал в себя Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флот.

Кроме того, в его состав входили Дунайская, Пинская, Каспийская и Амурская флотилии. Боевую мощь флота определяли 3 линкора, 7 крейсеров, 44 лидера и эскадренных миноносца, 24 сторожевых корабля, 130 подводных лодок и более 200 кораблей различных классов – канонерки, мониторы, торпедные катера, вспомогательные суда….. 1433 самолета насчитывала морская авиация….

Силы Краснознаменного Балтийского флота составляли 2 линкора, 2 крейсера, 2 лидера, 17 эсминцев, 4 минных заградителя, 71 подводная лодка и более 100 кораблей класса поменьше – сторожевики, тральщики, торпедные катера и другие. Приданная флоту авиация насчитывала 656 самолетов.

Северный флот, образованный в 1933 году к 1941 году имел 8 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 14 охотников за подводными лодками, всего 15 подлодок. ВВС флота имел в своем распоряжении 116 самолетов, но половину из них составляли устаревшие гидросамолеты. На кораблях и в частях флота насчитывалось 28 тысяч 381 человек личного состава.

К началу Великой Отечественной войны на Чёрном море был создан хорошо оснащенный по тому времени флот в составе 1 линкора, 5 крейсеров, 3 лидеров и 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 2 бригад торпедных катеров, нескольких дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров, ВВС флота (св. 600 самолётов) и сильной береговой обороны. В состав Черноморского флота входили Дунайская (до ноября 1941) и созданная в июле 1941 Азовская военная флотилии.

В состав ТОФа входили: 2 лидера эскадренных миноносцев - "Баку" и "Тбилиси", 5 эскадренных миноносцев, 145 торпедных катеров, 6 сторожевых кораблей, 5 минных заградителей, 18 тральщиков, 19 охотников за ПЛ, 86 ПЛ, около 500 самолетов.

С такими силами флот встретил известие о начале ВОВ.

В августе 41-го, после нападения гитлеровцев, в распоряжение ВМФ были «откомандированы», пройдя соответствующее переоборудование и вооружение, 791 гражданское судно и 251 корабль пограничной охраны. Для нужд «краснознаменного флота» было сформировано 228 батарей береговой обороны, 218 зенитных батарей и три бронепоезда.

В состав Красного флота в 1941 году входили:

  • 7 крейсеров (включая 4 легких крейсера типа «Киров»)
  • 59 эсминцев (включая 46 кораблей типа «Гневный» и «Сторожевой»)
  • 22 патрульных корабля
  • некоторое количество более мелких кораблей и судов

В постройке в различной степени готовности находились еще 219 кораблей, включая 3 линкора , 2 тяжёлых и 7 лёгких крейсеров , 45 эсминцев и 91 подводная лодка .

За годы Второй мировой войны США и Великобритания передали СССР по программе ленд-лиза корабли, катера и суда суммарным водоизмещением 810000 тонн.

Боевые действия флота

После захвата немецкой армией Таллина Балтийский флот оказался заблокированным минными полями в Ленинграде и Кронштадте. Однако надводные корабли продолжали играть важную роль в обороне Ленинграда - активно участвовали в противовоздушной обороне города и обстреливали немецкие позиции из орудий главного калибра. Один из примеров героизма моряков - действия линкора «Марат» , который продолжал сражаться и вести огонь из орудий главного калибра до конца войны несмотря на то, что еще 23 сентября 1941 года в результате атаки немецких пикирующих бомбардировщиков Ju-87, корабль был фактически разломлен на две части и находился в полузатопленном состоянии.

Подводным лодкам Балтийского флота удавалось прорывать морскую блокаду и, несмотря на потери, они внесли большой вклад в разрушение морских коммуникаций противника на Восточноевропейском театре военных действий.

Холодная война

Военный потенциал США уже к середине 1940-х годов был огромным. В составе их вооруженных сил было 150 тыс. различных самолетов и самый большой в мире флот, имевший свыше 100 единиц одних только авианосцев . В апреле 1949 года по инициативе США был создан военно-политический блок Организация Североатлантического договора (НАТО), вслед за которым были организованы еще два блока - СЕНТО и СЕАТО. Цели всех этих организаций были направлены против социалистических стран.

Международная обстановка диктовала необходимость противопоставить объединенным силам капиталистических стран объединенную мощь социалистических государств. С этой целью 14 мая 1955 года в Варшаве главами правительств соц. стран был подписан коллективный союзнический Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который вошел в историю как Варшавский Договор.

Развитие ВМФ СССР после Второй мировой войны

В первые же послевоенные годы Советское правительство поставило задачу ускоренного развития и обновления Военно-Морского Флота. В конце 40-х - начале 50-х годов на флот поступило значительное количество новых и современных крейсеров, эскадренных миноносцев, подводных лодок, сторожевых кораблей, тральщиков, охотников за подводными лодками, торпедных катеров, а корабли предвоенной постройки проходили модернизацию.

В то же время большое внимание уделялось совершенствованию организации и повышению уровня боевой подготовки с учётом опыта Великой Отечественной войны. Были переработаны существовавшие и разработаны новые уставы и учебные пособия, а для удовлетворения возросших кадровых потребностей флота была расширена сеть военно-морских учебных заведений.

Техника и вооружение ВМФ СССР на конец 1980-х годов

Авианосцы Рига и Тбилиси.

А. С. Павлов приводит следующие данные по составу ВМФ СССР на конец 1980-х годов: 64 атомные и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами (в том числе 63 атомные), 80 многоцелевых торпедных атомных подводных лодок (все данные по ПЛ на 1 января 1989 года), четыре авианесущих корабля, 96 крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов, 174 сторожевых и малых противолодочных корабля, 623 катера и тральщика, 107 десантных кораблей и катеров. Всего 1380 боевых кораблей (не считая вспомогательных судов), 1142 боевых самолёта (все данные по надводным кораблям на 1 июля 1988 года).

На 1991 год на судостроительных предприятиях СССР строилось: два авианосца (в том числе один атомный), 11 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 18 многоцелевых атомных подводных лодок, семь дизельных подводных лодок, два ракетных крейсера (в том числе один атомный), 10 эскадренных миноносцев и больших противолодочных кораблей и др.

Организация

По состоянию на конец 1980-х годов Военно-Морской Флот СССР организационно состоял из родов сил:

  • подводных
  • надводных
  • морской авиации
  • береговых ракетно-артиллерийских войск
  • морской пехоты

В состав флота также входили подразделения и части специального назначения, корабли и суда вспомогательного флота, а также различные службы. Главный штаб ВМФ СССР находился в Москве.

В состав ВМФ СССР входили следующие флотские объединения:

  • Краснознаменный Северный флот

    После распада СССР и окончания Холодной войны ВМФ СССР был разделён между бывшими советскими республиками. Основная часть флота перешла к России и на её основе был создан Военно-Морской Флот Российской Федерации .

    По причине последовавшего экономического кризиса, значительная часть флота была утилизована.

    Пункты базирования

    В разные годы ВМФ СССР зарубежными пунктами материально-технического обеспечения (ПМТО ВМФ СССР):

    • Порккала Удд, Финляндия (1944–1956);
    • Влера, Албания (1955-1962);
    • Сурабая, Индонезия (1962);
    • Бербера, Сомали (1964–1977);
    • Нокра, Эфиопия (1977–1991);
    • Виктория, Сейшельские острова. (1984-1990);
    • Камрань, Вьетнам (1979-2002)

    И это лишь малая часть системы базирования советского флота – ВМФ СССР успел «засветиться» во множестве других мест:

    • Военно-морская база (ВМБ) Сьенфуэгос и узел связи ВМФ «Прибой» в местечке Эль-Габриэль, Куба);
    • Росток, ГДР;
    • Сплит и Тиват, Югославия;
    • Свиноустье, Польша;
    • Ходейда, Йемен;
    • Александрия и Марса-Матрух, Египет;
    • Триполи и Тобрук, Ливия;
    • Луанда, Ангола;
    • Конакри, Гвинея;
    • Бизерта и Сфакс, Тунис;
    • Тартус и Латакия, Сирия;
    • Учебный полигон морской пехоты на о. Сокотра в Аравийском море, Йемен.

    Кроме этого ВМФ СССР использовал станции прослушивания в Польше (Свиноустье), Германии (Росток), Финляндии (Порккала-Удд), Сомали (Бербера), Вьетнаме (Камрань), Сирии (Тартус), Йемене (Ходейда), Эфиопии (Нокра), Египте и Ливии.

    Префикс кораблей и судов

    Корабли и суда, принадлежавшие ВМФ СССР, не имели префиксов в своих названиях.

    Флаги кораблей и судов

    Военно-морской флаг СССР представлял собой прямоугольное полотнище белого цвета с соотношением сторон 2:3, с узкой полосой синего цвета вдоль нижней кромки. Над синей полосой в левой части флага изображалась красная звезда, а в правой - красные серп и молот. Флаг был принят 27 мая 1935 года постановлением ЦИК и СНК СССР № 1982/341 «О военно-морских флагах Союза ССР».

    Знаки различия

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Ладинский Ю. В. На фарватерах Балтики . - Военные Мемуары. - Москва: Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1973. - 160 с.
    • Ачкасов В. И., Басов А. В., Сумин А. И. и др. Боевой путь Советского Военно-Морского Флота . - Москва: Воениздат, 1988. - 607 с. - ISBN 5–203–00527–3
    • Монаков М. С. Главком (Жизнь и деятельность Адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова) . - М.: Кучково поле, 2008. - 704 с. - (Библиотека клуба адмиралов). - 3500 экз. -

1941 - 1945

Каспийская военная флотилия первого формирования в июне 1931 года из Морских сил Каспийского моря имела главную базу в г. Баку.

1941

К началу Великой Отечественной войны в составе КВФ имелось 5 канонерских лодок (отдельный дивизион), два торпедных катера, отдельная береговая артиллерийская батарея, 13 боевых самолетов, радиорота воздушного наблюдения, оповещения и связи и ряд отдельных береговых частей.

" Согласно оперативным планам 1941 г. советским флотам и флотилиям на случай развязывания агрессором войны против СССР ставились следующие задачи:

Каспийская флотилия:

  • 1. Оказать содействие флангу армии на западном и юго-западном побережье Каспийского моря огнем корабельной артиллерии и высадкой тактического десанта.
  • 2. Совместно с ВВС Красной Армии обеспечить коммуникации между портами на Каспийском море.
  • 3. Не допустить высадку десантов противника на западное и восточное побережье Каспийского моря совместно с Красной Армией.
  • 4. Выполнить совместно с ВВС КА набеговые операции на базы противника Пехлеви и Наушехр.
  • 5. Организовать и обеспечить службу ВНОС и морской сектор ПВО г. Баку. "

На первом этапе Великой Отечественной войны непосредственной угрозы для Каспийского морского бассейна не существовало, и деятельность Каспийской флотилии в основном сводилась к несению в морском секторе дозорной службы.
С началом войны флотилия обеспечивала морские перевозки военных и народно-хозяйственных грузов.

В период с 24 по 26 августа 1941 года на кораблях и судах флотилии в соответствии с советско-иранским договором 1921 года в Иран были переброшены войска Красной Армии.
Совместно с частями Закавказского военного округа, КВФ провела десантную операцию на иранское побережье южнее иранской Астары, высадив тактический десант в составе горно-стрелкового полка, усиленного артиллерийским дивизионом, и поддержала артиллерийским огнем наступающие по побережью со стороны Ленкорани части горно-стрелковой дивизии.

Ввод советских войск на территорию Ирана был вызван усилением здесь немецкого влияния и симпатиями к фашистам ряда лиц, стоящих во главе управления Ираном, что создавало угрозу вовлечения Ирана в войну против Советского Союза.

После ввода советских войск в Иран, они занимали северную часть Ирана в течение всей войны, а корабли Каспийской флотилии несли стационарную службу в иранских портах Пехлеви, Ноушехр, Бендер-Шах.

Донесение штаба Каспийской военной флотилии штабу Закавказского фронта о высадке морского десанта

“ 8.00, начав высадку десанта, весь личный состав десанта, кроме артиллерии, материальной части и лошадей, высадили. Артиллерию выгружу, используя все возможности, остальное ввиду малой глубины решением командарма 44-й [армии] отправляем для высадки [в] Ленкорань. Ввиду штормовой погоды на переходе транспорты растянулись, еще не прибыло два транспорта с обозом. Радиосвязи с армиями не имею. 8.45, 12 двухмоторных бомбардировщиков безрезультатно бомбили транспорты высадки. Дважды обстреляли самолеты типа истребитель, шедшие на транспорты без дачи опознавательных сигналов, вторично – безрезультатно тремя бомбардировщиками. Седельников, Панченко “

С 23 по 26 августа 1941 года курсанты и офицеры Каспийского высшего военно-морского училища (КВВМУ) в составе Каспийской флотилии участвовали в высадке морского десанта на побережье Ирана. Для участия в высадке десанта на побережье Ирана в район Пехлеви направлены 16 офицеров, 252 курсанта и 2 краснофлотца.

В октябре 1941 года КВФ сформировала из добровольцев и отправила на фронт батальон морской пехоты.
В битве под Москвой отличилась сформированная из курсантов Каспийского ВВМУ и частично из личного состава КВФ 75-я отдельная морская стрелковая бригада под командованием капитана 1-го ранга К.Д. Сухиашвили.
В условиях суровой зимы 1941-1942 гг. моряки-каспийцы с боями прошли свыше 400 км, освободив около 700 населенных пунктов. За доблесть и отвагу проявленные в боях 75-я отдельная морская стрелковая бригада 17 марта 1942 г. была преобразована в 3-ю Гвардейскую морскую стрелковую бригаду.
Морские пехотинцы Каспийской флотилии сражались под Севастополем, Керчью, Мариуполем, Орджоникидзе, внесли достойный вклад в оборону Сталинграда.

Накануне Великой Отечественной войны 1-й Каспийский отряд пограничных судов состоял из двух дивизионов.

  • В состав 1-го дивизиона входили сторожевые корабли "Атарбеков", "Могилевский", "Соболь", "Ленинец", ПС-300, ПС-301, СК-90, КМ-163;
  • 2-го - шесть МО (73, 74, 75, 76, 77, 78) и один КМ-164.
  • 1-й дивизион дислоцировался в Баку, 2-й - в порту Ильича.

22 июня 1941 г. отряд был передан Каспийской военной флотилии и до июля 1944 г. вел боевые действия в ее составе.
Личный состав отряда осуществлял разведку иранского побережья и высадку там десанта, разоружал военные и полицейские посты и части иранской армии, охранял водный район, устанавливал и поддерживал связь с частями Красной Армии, дислоцировавшимися в приморских городах и портах Ирана, отражал налеты вражеской авиации на важнейшие коммуникации, участвовал в обороне Сталинграда.
При этом личный состав всегда проявлял мужество и морскую выучку.
18 июля 1943 г. бывший пограничный катер МО-77, сопровождая баржу с военными грузами, подвергся нападению немецкой авиации. Мощным взрывом "охотнику" оторвало носовую часть вместе с пушкой, но экипаж продолжал бой с бомбардировщиками и боролся за спасение корабля. Воля и мужество катерников одержали победу в этом бою.
В числе первых моряков Каспия, награжденных орденами и медалями за образцовое выполнение заданий командования, были и моряки-пограничники лейтенант И.Н. Золотов, старший политрук А.Ф. Каспирович, лейтенант В.И. Мичурин, лейтенант В.А. Седов и другие.

1942 - 1945

В 1942 году к побережью Каспийского моря рвались танковые дивизии вермахта.
Осенью 1942 года немцы даже создали штаб каспийской флотилии и отрядили для нее силы, которые планировали пустить в дело немедленно по достижении Махачкалы.
Возможность появления немецких сил на Каспии обсуждалась на самом высоком уровне. Известно разведывательное донесение, о котором Уинстон Черчилль сообщил в письме на имя Сталина 30 сентября 1942 года:

"Немцы уже назначили адмирала, которому будут поручены военно-морские операции на Каспийском море. Они избрали Махач-Калу в качестве своей главной военно-морской базы. Около 20 судов, включая итальянские подводные лодки, итальянские торпедные катера и тральщики, должны быть доставлены по железной дороге из Мариуполя на Каспий, как только будет открыта линия. Ввиду замерзания Азовского моря подводные лодки будут погружены до окончания строительства железнодорожной линии".

Немецко-фашистские войска не были на берегах Каспийского моря, и ни один фашистский корабль не проник в его воды, тем не менее, Каспийская военная флотилия сыграла большую роль в разгроме войск противника на Северном Кавказе.

11 августа 1942 года Приказом наркома ВМФ Каспийская военная флотилия была включена в состав действующих сил Военно-Морского флота СССР.
К этому времени боевой состав КВФ был усилен канонерской лодкой, тремя сторожевыми кораблями, 6 бронекатерами, 5 большими и 5 малыми катерами-охотниками, 11 сторожевыми катерами, 6 тральщиками и катерами-тральщиками, тремя плавучими зенитными батареями, минным заградителем и другими кораблями.
КВФ выполняла задачи по обеспечению коммуникаций, непосредственно прикрывая на переходах от воздействия авиации противника своими кораблями транспорта, и организовывала противоминную оборону.
Корабли флотилии сопровождали транспорты с нефтью и грузами, осуществляли боевое траление, выполняли задачи ПВО в своей зоне, высадили оперативный десант.
В августе флотилия без потерь перевезла из Астрахани в Махачкалу 10-й и 11-й гвардейские стрелковые корпуса, а в сентябре из Красноводска в с.Оля (севернее Махачкалы) – 4-й кавалерийский корпус.
Войска помогли остановить противника, а затем сыграли важную роль в контрнаступлении Северной группы войск Закавказского фронта.
В ответ на это противник усилил удары авиации по нашим коммуникациям, особенно на Астраханском рейде, и в течение октября – ноября 1942 года потопил и повредил 32 судна и баржи.
Командование флотилии (командующий контр-адмирал Ф.С. Седельников, член Военного совета контр-адмирал С.П. Игнатьев, начальник штаба капитан 1 ранга В.А. Фокин) сосредоточило все корабли в северной части моря и использовало их для борьбы с авиацией противника.

В период обороны Кавказа морским путем было перевезено 11 стрелковых бригад, 5 стрелковых полков, свыше 1000 танков и бронемашин, 18,5 тыс. лошадей, более 8 тыс. орудий, 4 тыс. автомашин и 200 самолетов. Всего за 1942-1943 гг. было перевезено 21 млн тонн нефтепродуктов и около 3 млн тонн других грузов.
КВФ обеспечивала безопасность грузоперевозок, и прежде всего - перевозок нефти из Баку в Астрахань и Красноводск, доставку грузов, поступающих по ленд-лизу из иранских портов на север, противовоздушную оборону транспортов на переходе морем.
Канонерки и катера флотилии поддерживали огнем части Красной армии, защищавшие Сталинград.

К этому времени состав флотилии значительно пополнился, в 1943 г. в ней насчитывалось 175 кораблей.

Кроме обеспечения перевозок грузов для Закавказского фронта, Черноморского флота и народнохозяйственных грузов Каспийская военная флотилия была кузницей кадров для действующих флотов.
На Каспии заканчивали достройку и проходили испытания подводные лодки, противолодочные корабли, торпедные катера и другие боевые корабли, построенные на волжских заводах.
Здесь же проводились испытания новой техники и оружия, обеспечивалась практика курсантов военно-морских училищ и подготовка специалистов из рядового и старшинского состава.
За годы войны Каспийская военная флотилия достроила, доукомплектовала и отремонтировала свыше 250 катеров и других кораблей, передала в Красную Армию на укомплектование частей около 4 тыс. подготовленных бойцов.

За боевые заслуги перед Родиной в гражданской и Великой Отечественной войнах, в связи с 25-летним юбилеем Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1945 года Каспийская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени.

КОМАНДУЮЩИЕ ФЛОТИЛИЕЙ:

  • Седельников Федор Семенович, контр-адмирал - 22.06 1941 - 10.09 1944;
  • Зозуля Федор Владимирович, контр-адмирал - 15.09 1944 - 09.05 1945.

Члены Военного совета :

  • полковой комиссар Панченко Н.Г. (июнь 1941 г. - июль 1942 г.);
  • ‎корпусной комиссар, с декабря 1942 г. контр-адмирал Игнатьев С.П. (июль 1942 г. - до конца войны).

НАЧАЛЬНИКИ ШТАБА ФЛОТИЛИИ:

  • Алексеев Игорь Иванович, капитан 1 ранга - 22.06 1941 - 29.04 1942;
  • Фокин Виталий Алексеевич , капитан 1 ранга - 29.04 1942 - 20.03 1944;
  • Чирков Николай Иванович, капитан 2 ранга - 20.03 - 20.05 1944;
  • Брахтман Григорий Иванович, капитан 1 ранга - 20.05 1944 - 09.05 1945.

    Отправка группы краснофлотцев и командиров катеров МО на КВФ.

    Баку. Бойцы 369-го отдельного батальона морской пехоты поднимаются по Парковой на учения в районе Волчьих ворот.
    Были отправлены на фронт в район Тамани и Керчи весной 1943 г.
    Фото С.Кулишова.

    Перевозка польских военнопленных из Красноводска в Иран в 1942 году.

    Матросы КВФ.

    Бакинский порт в годы ВОВ.

    Матросы КВФ.

    Сторожевой корабль «Атарбеков» отражает налет вражеской авиации.
    Июнь, 1943 год.
    Фото из архива Центрального военно-морского музея (г. Санкт-Петербург).

    КВФ. На боевом дежурстве.

    КВФ. На боевом дежурстве.

    КВФ. На боевом дежурстве.

    На корабле КВФ.

    Работают огнеметы батальона морской пехоты Каспийской флотилии.
    1943 год.
    Фото С. Кулишова.

Каспийское море почти всегда находилось в глубоком тылу от основных театров военных действий России, но во время Гражданской и Великой Отечественной войны оно оказалось в гуще боевых действий.

Деятельность Морской Авиации на Каспии берёт своё начало с 1915 г., когда в г. Баку было открыто отделение Петроградской офицерской школы Морской Авиации . В ноябре того же года оно приступило к обучению лётчиков.

23 февраля (8 марта) 1917 г. приказом по управлению Беломорско-Мурманским районом №54 от 17.02.1917 г., было объявлено «Временное положение о Воздушной бригаде особого назначения» (на правах Воздушной дивизии). На бригаду возлагалась задача обеспечения флотилии Северного Ледовитого океана и других частей центрального подчинения, не входящих в состав БФ и ЧФ, а также подготовка авиационных резервов. В её состав должны были войти шесть воздушных дивизионов, по 10 самолётов каждый. Фактически, воздушные дивизионы бригады, за исключением первого, являлись школами Морской Авиации, в том числе, 5-й авиадивизион создавался на базе Бакинской школы Морской Авиации. Позднее был сформирован 6-й авиадивизион в Баку.

Но уже 17 июня 1917 г. Воздушная бригада особого назначения была расформирована. Входившие в её состав 5-й (летающих лодок) и 6-й (колёсных самолётов) авиадивизионы были вновь переименованы в Бакинскую школу Морской Авиации. Они стали основоположниками будущей Авиации Каспийской флотилии.

В апреле 1918 г. так называемый «Совнарком Закавказья», под председательством С.Г.Шаумяна, при поддержке советских войск из Дагестана и армянских партизан, захватил власть в Баку. Тогда же был создан Красный военный флот Астраханского края, переформированный 3 октября того же года в Астрахано-Каспийскую военную флотилию.

На защиту «Бакинской Коммуны» выступили пилоты Бакинской школы Морской Авиации. В ходе уличных боёв с мусульманским ополчением, её гидросамолёты бомбили городские кварталы. Вскоре ополченцы были выбиты из города и отступили к Гяндже.

23 июня из Москвы в Баку прибыл Кубанский авиадивизион, под командованием военлёта С.П.Девеля , с 13-ю новенькими «Ньюпорами». Дивизион состоял из трёх отрядов, которыми командовали лётчики Луканидин, Громов и .

25 июня самолёты собрали на переоборудованном в аэродром Бакинском ипподроме Арменикенд. Прибывшие аэропланы сразу отправили на фронт, под Кюрдамюр. Здесь они приступили к разведке и бомбардировке вражеских позиций.

27 июня командир дивизиона С.П. Девель, во время очередного боевого вылета, приземлился в расположении турецкой армии и попал в плен. Командование дивизионом принял лётчик Т.Торосов.

8 июля 1918 г., в связи с нестабильной политической обстановкой в Закавказье, Бакинская школа Морской Авиации была расформирована. Из самолётов и пилотов школы был сформирован Бакинский гидроавиадивизион на самолётах М-5 и М-9 под командованием А.А.Степанова (пилоты Н.Сахаров, Г.Ервандян, Ф.Очеретян, А.Юзбашьян и другие). В состав дивизиона входило два авиационных отряда летающих лодок: первым командовал военлёт Кропотов, вторым - .

К 1 августа 1918 г. «Бакинская Коммуна» пала, но гидроавиадивизион остался в городе и продолжил боевые действия на стороне буржуазно-националистических властей против турецких войск. Летающим лодкам приходилось летать, преимущественно, над сушей, делая по 2-4 вылета. В случае отказа авиатехники, экипажи были обречены на гибель. Так, за неполный месяц боев было потеряно два самолёта с экипажами:

  • 8 августа, при бомбардировке турецких эшелонов на ст. Аляты, был сбит зенитным огнём гидросамолёт М-9, с экипажем в составе лётчика Н.С.Сахарова и авиамеханика Э.П.Тидриха. При падении аэроплана авиаторы погибли;
  • 1 сентября не вернулась из полёта летающая лодка М-5, под управлением пилота И.Тараканова, с летнабом В.Клетным. Экипаж получил задание бомбить турецкую батарею у горы Шабан-Даг, но был подбит огнём с земли. Гидросамолёт с остановившимся двигателем не дотянул до кромки берега и рухнул на крыши города. Оба лётчика погибли.

В то же время остатки Кубанского авиадивизиона попали в подчинение к командиру «партизанского отряда» полковнику Л.Ф.Бичерахову, воевавшему против турок и советских войск на территории Азербайджана и Дагестана.

В начале 1919 г. несколько лётчиков и два уцелевших к тому времени аэроплана ( и «Ньюпор-21») Кубанского авиадивизиона отряда Бичерахова вошли в состав деникинской армии и воевали уже против большевиков. Там они именовались Закаспийским отрядом Добровольческой армии. Самолёты отряда выполняли воздушную разведку на восточном побережье Каспийского моря.

После захвата турками 15 сентября 1918 г. Баку, гидроавиадивизион Красного флота прекратил своё существование. Уцелевшие самолёты перелетели в Астрахань. В Баку и его окрестностях установилась власть протурецкой, так называемой «Азербайджанской республики». Она продержалась до середины ноября 1918 г., после чего в город вновь вошли английские и белогвардейские войска . Фактически, с этого времени началось открытое вооружённое противостояние между белыми и красными на Каспии.

Осенью 1918 г. из Петрограда в Астрахань прибыло несколько подразделений Морской Авиации . Они послужили основой для сформированного весной 1919г. Каспийского гидроавиадивизиона, состоящего из двух морских и сухопутного (истребительного) авиаотрядов. Кроме них, в состав дивизиона вошли также уцелевшие самолёты и лётчики Бакинского гидроавиадивизиона, которые перелетели из Баку накануне занятия города турками, 15 сентября. В морских отрядах имелось 12 летающих лодок М-5 и М-9. Начальником дивизиона был назначен А.С.Демченко, которого в июле 1919 г. сменил С.С.Негеревич.

1-й гидроавиаотряд (начальник - В.К.Лавров) базировался в устье Волги, в с. Оранжерейном, в 60 км юго-западнее Астрахани. Он воевал над её нижним течением, а 2-й гидроавиаотряд (основу которого положили уцелевшие пилоты и самолёты Бакинской школы) вёл боевые действия над северной частью Каспия. Истребительный отряд, состоящий из 7 «Ньюпоров» различных модификаций и 2-х «Спадов», возглавлял военлёт П.П.Величковский. Этот отряд базировался на аэр. Красный Яр.

14 мая 1919г. база Астраханского отряда подверглась налёту английских самолётов «Шорт-184» из состава 221-й эскадрильи RAF. В результате, бомбами была разрушена баржа авиаотряда. К этому времени во всём гидроавиадивизионе осталось всего 5 летающих лодок М-9 и 5 истребителей «Ньюпор».

В начале августа 1919 г. на Волгу с колчаковского фронта прибыли корабли советской Волжско-Камской флотилии. Флотилия, переименованная в Волжско-Каспийскую, представляла собой внушительную силу. В состав флотилии входил Волжский воздушный дивизион, под командованием Б.Г.Чухновского, а также баржа-авиатранспорт «Коммуна», для гидросамолётов, и ещё одна баржа, служившая плавбазой для истребительного авиаотряда.

В Саратове авиадивизион пополнился 8-ю летающими лодками, и к моменту вступления в бой насчитывал 12 гидросамолётов (М-5, М-9 и М-20) и 3 «Ньюпора». На базе Волжского (начальник Е.И.Куртов) и Каспийского авиадивизионов (начальник А.С.Демченко) была создана Воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии. В её составе имелось два гидроавиадивизиона. Один из них воевал в среднем течении Волги, а другой - на севере Каспия. Начальником бригады назначается С.Э.Столярский. Позже его сменил на этом посту военморлёт С.С.Негеревич.

В начале сентября Волжско-Каспийская флотилия, под командованием Ф.Ф.Раскольникова, начала активные боевые действия на подступах к Царицыну.

В разгоревшихся ожесточённых боях приняла участие и Морская Авиация. Так, 4 сентября лётчик Кондаков из Волжско-Каспийского авиадивизиона сбросил на город 16 мелких бомб и листовки, а 6-го и 7 сентября две летающие лодки дважды бомбили городской вокзал и прилегающие кварталы, сбросив 20 авиабомб. В последующие дни морлёты Кондаков, Волков и Якимычев многократно совершали налёты на город, причём ряд боевых вылетов был выполнен в темное время суток. Утром 15 сентября 4 гидроплана М-9 бомбили в Сарепте эшелоны и станционные здания.

17 сентября 1919 г. 2 самолёта «Де Хевиленд» D.H.9 из состава 47-й эскадрильи RAF, воюющей на стороне деникинских войск, совершили налёт на Дубовку, где дислоцировался советский гидродивизион. Самолёты пилотировали кэптен Эндерсон и лейтенант Дэй. Не встретив противодействия, английские самолёты тремя бомбами попали в баржу «Коммуна». Баржа не затонула, но 5 из 7 стоявших на ней гидропланов были уничтожены. Два человека погибли, ещё восемь получили ранения. (По другим данным, самолётов на барже было всего 5, а разбито из них - 4). Ещё одна бомба пробила насквозь баржу истребительного отряда, но не взорвалась. В результате этого налёта, Волжско-Каспийский гидродивизион понёс серьёзные потери и надолго утратил свою боеспособность.

Ввиду рано начавшегося ледостава на Волге, 18 октября 1919 г. корабли Волжско-Каспийской флотилии и воздушного дивизиона ушли на зимовку в Нижний Новгород.

В то же время лётчики Каспийского авиадивизиона, которым командовал военморлёт А.С.Демченко, в ноябре 1919 г. участвовали в боевых действиях по освобождению устья Волги от белоказаков. Всего за 1918-1919 гг. лётчиками дивизиона было налётано 345 часов и сброшено 4 т бомб.

17-18 мая 1920 г., в ходе операции в иранском порту Энзели, Волжско-Каспийская флотилия захватила, кроме других трофеев, гидроавиатранспорт с 4 самолётами, которые были включены в её состав.

В связи с ликвидацией фронтов (январь-март) на Волге и Каспии, в июле 1920 г. бригада, за исключением одного гидроавиаотряда (6 самолётов), была перебазирована на Чёрное море, где, вместе с другими авиационными соединениями и частями, вошла в состав вновь образованной Воздушной дивизии Чёрного и Азовского морей.

В декабре 1918 г. гидроавиация появилась на Каспии и на стороне белых. Начальником Бакинской авиашколы и начальником отдела гидроавиации был назначен поручик Г.Я.Блюменфельд. С 19 декабря он стал начальником гидроавиации Каспийского моря, основу которой составил вновь сформированный Бакинский гидроавиационный отряд Вооружённых Сил Юга России из 6 самолётов (3 М-9, 3 М-5). Таким образом, Бакинская авиашкола была возрождена, но теперь уже под другим флагом.

Весной 1919 г. силы гидроавиации белых на Каспийском море пополнились за счёт союзников - англичан. Расширяя зону боевых действий против красных на всю акваторию Каспийского моря, они предприняли ряд мер по созданию авиационной группировки в этом районе, в том числе и морской авиации. С 1 по 12 марта 1919 г. в порт Петровск (ныне - Махачкала) прибыли авиазвенья 221-й и 266-й эскадрилий RAF из Батуми. Ранее эти подразделения воевали против австрийцев, немцев и болгар на Македонском фронте. 266-й эскадрильей RAF командовал капитан Дж.А.Садлер. На её вооружении состояли 10 новых поплавковых самолётов «Шорт-184». 221-я эскадрилья RAF была вооружена сухопутными самолётами D.H.9. Ими командовал полковник Боухилл. Решение о формировании на Каспии базы гидроавиации англичанами было принято ещё в сентябре 1918 г. Каспийские танкеры «Альдар Усейн» и «Орлёнок» были переоборудованы в гидроавиатранспорты. Каждый из этих кораблей мог нести по 2-3 гидросамолёта. В Петровске самолёты «Шорт-184» погрузили на корабли.

12 мая 1919 г. английская флотилия, с самолётами на борту гидроавиатранспорта, участвовала в набеге на форт Александровск. А 22 мая, от прямого попадания авиабомбы гидросамолётов затонул советский эскадренный миноносец «Москвитянин» - самый крупный боевой корабль, потопленный авиацией в Гражданскую войну .

24 мая «Алдар Усейн» вернулся в Петровск, а через три дня «Шорты» вновь появились над Александровским. Теперь они осуществляли воздушное прикрытие морского десанта. После этой операции в руках деникинских войск оказалось всё побережье Каспийского моря, за исключением дельты р. Волга.

В середине июня 1919 г. белый Бакинский гидроавиационный отряд был направлен в Гурьев. Там его возглавил штабс-капитан Егоров. Гидросамолёты отряда (4-6 машин) вели систематическое патрулирование окрестностей города и акватории Северного Каспия. Они осуществляли воздушную разведку передвижений советских кораблей, обеспечивали походы судов Уральской флотилии и транспортных судов по маршрутам между Петровском, Гурьевым и Фортом Александровский. С августа 1919 г. отрядом командовал Блюменфельд, сменивший погибшего Егорова.

8 августа 1919 г. авиатранспорт белых «Орлёнок» участвовал в операции по изгнанию большевиков из Ашурада на юго-востоке Каспия. В ходе её были захвачены 4 корабля и 6 барж, а также около 200 пленных.

По состоянию на 15 августа 1919г., в составе Морской Авиации белых на Каспийском море числилось 3 гидроаэроплана и 2 колёсных аэроплана.

26 августа 1919 г. англичане передали авиатранспорт «Орлёнок» русскому Добровольческому флоту.

27 августа 1919 г. весь персонал 266-й эскадрильи RAF покинул п. Петровск и эвакуировался в Иран. Авиатранспорт «Алдар Усейн», вместе с гидросамолётами, был передан белым, которые в октябре 1919 г. переименовали его в «Волгу». Всего в боевых операциях англичанами применялось лишь пять гидропланов из доставленного десятка. Из этих пяти четыре было потеряно вследствие аварий и несчастных случаев. Из оставшихся английских гидросамолётов (по разным данным, их было от двух до шести), переданных белым, по меньшей мере, два позже попали к красным. Так, самолёт «Шорт-184» №9085 был захвачен в с. Ганюшкино в январе 1920 г. Захваченный летом того же года «Шорт-184» №9078 был передан в Астрахань, на баржу «Коммуна».

Остаток августа корабль провёл, конвоируя захваченные у большевиков корабли в Петровск.

После принятия решения британского парламента о выводе войск из России, «Орлёнок» прикрывал эвакуацию британских войск из Баку, совместно с другими кораблями Каспийской флотилии.

С октября 1919 г. отряд дислоцировался в с. Ганюшкино и осуществлял поддержку действий Астраханского отряда Уральской армии и воздушную разведку акватории Каспийского моря.

В сентябре 1919 г. 1-й отряд Гидроавиации ВСЮР (8 самолётов) с Чёрного моря был послан в Каспийскую флотилию и действовал там до октября. Его начальником был лейтенант С.Я.Ярыгин. (В литературе он упоминается как Каспийский гидроавиационный отряд Вооружённых Сил Юга России).

В конце октября 1919 г. белая авиация на Каспии пополнилась самолётами «Шорт-184», переданными из английской 266-й авиаэскадрильи RAF при её эвакуации из России.

Поздней осенью 1919 г. гидроавиационный отряд Уральской армии белых продолжал активно действовать, хотя на его вооружении к этому времени осталось всего 4 гидросамолёта: 1 М-5, 1 М-9, 1 «Шорт-184» и 1 самолёт неизвестной модели (по другим данным, 3 гидросамолёта и 2 колесных самолёта) .

В середине ноября, из-за наступления зимних холодов, отряд прекратил боевую деятельность, а 29 ноября он в полном составе был захвачен наступающими частями Красной Армии. Так завершилась короткая и драматическая история белой Каспийской Морской Авиации.

С июня 1931 г. объединение РККВМФ на Каспии стало называться Каспийской военной флотилией. Собственных ВВС флотилия не имела (хотя в некоторых источниках используется именно эта аббревиатура), но в её составе перед войной было сформировано несколько авиационных частей и подразделений, которые подчинялись непосредственно командованию флотилии.

До ноября 1939 г. в составе флотилии был сформирован 79-й отдельный морской разведывательный авиационный отряд, базирующийся в Баку, который в мае 1940 г. был переформирован в 79-ю отдельную авиационную эскадрилью. В составе эскадрильи насчитывалось 12 , главной задачей которых было патрулирование над Каспийским морем, особенно в районе границы с Ираном.

В феврале 1940 г. в составе воздушных сил флотилии имелось отдельное авиационное звено ПВО, вооружённое .

В конце ноября 1942 г. из состава Ейского ВМАУ была выделена 9-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья, и с 15 декабря 1942 г. она была включена в состав КаВФ, с перебазированием в Форт-Шевченко на восточном побережье Каспийского моря. Её задачей стала ПВО коммуникаций на Каспийском море и объектов флотилии. В январе 1943 г. 9-я ОИАЭ была выведена в тыл, в с. Борское, для переформирования на базе «родного» ВМАУ им. И.В.Сталина.

Кроме того, в 1940-1944 гг. в составе КаВФ был химический полигон, при котором имелось отдельное испытательное авиационное звено.

С мая 1941 г. 79-я ОАЭ стала именоваться 79-й отдельной морской ближнеразведывательной авиационной эскадрильей.

По состоянию на 22 июня 1941 г., в составе ВВС флотилии имелось 18 (по другим данным, 13) самолётов различных типов.

В ходе войны боевой состав авиации флотилии на короткое время значительно увеличился, когда к августу 1942 г. в неё включили 22-й отдельный морской разведывательный авиационный полк. Этот полк, вооружённый самолётами МБР-2, был сформирован в с. Али-Байрамли (Азербайджан), на базе ВМАУ морских пилотов. Однако уже в сентябре этого же года полк был перебазирован на Север, где вошёл в состав .

Авиация КаВФ непосредственного участия в боевых действиях в ходе Великой Отечественной войны не принимала, и, так же, как ВВС ТОФ, СТОФ и АмВФ, была кузницей лётных кадров для ВВС воюющих флотов. Однако в период с августа 1942 г. по февраль 1943 г., когда существовала реальная угроза прорыва немецких войск к Каспию, её силы были включены в состав действующей армии.

На основании приказа НК ВМФ №0216 от 05.04.1943 г., 79-я ОМБРАЭ была переформирована в 79-й отдельный морской авиационный отряд. Этот отряд числился в боевом составе КаВФ до июня 1947 г. и в этом же году был расформирован.

Имеется информация о наличии в составе КаВФ в 1944-1945 гг. 19-го отдельного авиационного отряда связи. Другие данные по нему отсутствуют.

В 1948 г., в связи с реорганизацией ВВС ВМФ, авиационные части КаВФ были расформированы.

Второе пришествие авиации на Каспий произошло в 1960-е гг., хотя и в несколько специфическом виде. Тогда в г. Каспийск Дагестанской АССР была создана опытная база, на которой проходили испытания опытного экраноплана КМ (корабль-макет).

В 1970-1980-е гг. были построены серийные десантные экранопланы типа «Орлёнок» и боевой типа «Лунь». В 1979 г. из них был сформирован 236-й дивизион кораблей-экранопланов 106-й бригады десантных кораблей КаВФ.

В 1987 г. дивизион был переформирован в 11 -ю отдельную авиационную группу (экранопланов) и передан в состав ЧФ. При этом авиагруппа своего места дислокации не меняла и в процессе раздела имущества ЧФ СССР не фигурировала.

В мае 1998 г. 11-я ОАГ была переформирована в 4595-ю базу хранения экранопланов КаВФ (г. Каспийск), а сами они были поставлены на прикол и частично утилизированы.

По состоянию на начало 2000-х флотилия собственной авиации не имеет. Для решения возникающих задач по доставке в её интересах личного состава и грузов, используются транспортные самолёты 46-го ОТАП ВВС и ПВО ВМФ, а также вертолёты, выделяемые из состава ВВС ЧФ.

В разные годы ВВС Каспийской военной флотилии носили также наименования:

  • Воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии
  • Каспийский воздушный дивизион

Каспийская военная флотилия: оборона Нижней Волги и Кавказа

К началу Великой Отечественной войны Каспийская военная флотилия, созданная в июне 1920 года, располагала тремя эскадрами миноносцев, четырьмя канонерскими лодками, десятью сторожевыми кораблями, тремя плавучими зенитными батареями и несколькими вспомогательными судами. Командовал флотилией контр-адмирал Ф.С. Сидельников

Еще в предвоенные годы в Иран проникли (с согласия его правительства) более пяти тысяч немецких кадровых офицеров, чтобы совершать диверсии. По решению советского правительства в августе 1941 года на территорию Ирана на кораблях флотилии высадился десант в составе 105-го полка. Одновременно вдоль побережья вступили части 77-й горно-стрелковой дивизии, а в портах Пехлевы, Наушехер и Бендер-Шах ставятся на патрульную службу корабли флотилии. В результате предпринятых мер фашистская угроза с юга была ликвидирована. Осталась, правда, опасность со стороны Турции, которая держала у наших границ свыше 25 дивизий.

Кавказ по своему географическому положению - узел экономических путей, соединяющих Запад и Восток, Черное и Каспийское моря, а по природно-климатическим условиям - богатейшая кладовая продовольствия.

Для ведения затяжной войны Гитлеру необходима была новая база стратегического сырья. Он видел ее на юге Советского Союза и странах Ближнего Востока, с за-хватом, в первую очередь, Кавказа. Сражение за него нельзя рассматривать изолированно от Сталинградской битвы. В свою очередь, события на Кавказе весьма благотворно влияли на действия наших войск под Сталинградом.

В середине августа 1942 года начались ожесточенные бои 46-й армии Закавказского фронта на перевале Главного Кавказского хребта, который пытался взять 49-й немецкий горно-стрелковый корпус. Наши войска отстояли хребет.

Немецкое командование пыталось прорваться в Закавказье обходным маневром - через черноморское и каспийское побережья. Здесь важную роль сыграли Черноморский флот и Каспийская военная флотилия.

В тяжелых оборонительных боях войска кавказских фронтов во взаимодействии с Черноморским флотом, Азовской и Каспийской флотилиями, преодолев все трудности, остановили наступление противника, которому не удалось прорваться к Баку, в Закавказье и на черноморское побережье.

В связи с выходом немецких войск к предгорьям Главного Кавказского хребта и берегам реки Терек все наши железные и шоссейные дороги, связывающие Закавказье со страной, оказались перекрыты. В этих условиях морские пути Каспия превратились в главную нефтяную магистраль и важнейшую коммуникацию Закавказского фронта и всей страны.

В августе транспортными судами Каспийского торгового флота и кораблями флотилии из Астрахани в Махачкалу без потерь были перевезены 10-й и 11-й гвардейские стрелковые корпуса, а в сентябре - из Красноводска в Махачкалу - 4-й кавалерийский корпус. Эти силы сыграли значительную роль в отражении натиска противника и в контрнаступлении Северной группы войск. Кроме того, в период обороны Кавказа транспортными судами (под прикрытием кораблями флотилии) было перевезено одиннадцать стрелковых бригад, пять стрелковых полков, свыше тысячи танков. Всего за 1942-1943 годы по Каспийскому морю перевезено 24 млн. тонн нефтяных и других грузов. Флотилия сформировала несколько батальонов морской пехоты, которые мужественно сражались под Москвой и на Северном Кавказе.

Немецкая авиация минировала астраханский рейд, враг стремился вывести из строя морской канал, перегородив его потопленными судами. За Астраханской военно-морской базой Каспийской флотилии, которая имела бригаду тральщиков и 18 тралбарж, были закреплены участки от морского рейда до села Замьяны. Минированием Волги и налетами на караваны судов в районе Астрахани занималась специально выделенная для этого фашистская воздушная эскадра. Командовал ею майор Кляс, который сам часто участвовал в воздушных операциях. Только с августа по ноябрь рейды 200 раз подвергались групповым ударам немецкой авиации. Десятки судов и барж были потоплены, но остановить доставку нефтегрузов фашисты не смогли. Корабли флотилии многократно отражали атаки немецких самолетов.

В связи с тем, что авиация противника заминировала морской канал, связывающий морской рейд с Астраханью, и постоянно бомбила караваны судов с нефтегрузами, Государственный Комитет Обороны поставил перед Каспийской флотилией задачу: срочно создать магистрально-подводный нефтепровод с выходом на север Каспия и на железную дорогу. Возглавил эту работу начальник аварийно-спасательной службы капитан II ранга Б.В. Земсков.

Эта сложнейшая работа выполнялась на разных грунтах при острой нехватке технических средств, под обстрелами на холодных ветрах и при сильных штормах. Водолазы работали во льдах, но за 6 месяцев - в декабре 1942 года, на 18 суток раньше плана - задание было выполнено. Горючее для военной техники и промышленности поступало через Каспийское море в необходимом количестве. Войска фронтов, имея грозную боевую технику и горючее, шли на Запад.

Готовясь к наступательным действиям, войска Закавказского фронта должны были провести большую перегруппировку сил, в том числе боевой техники.

В этот период основная нагрузка по снабжению войск Закавказского фронта легла на Каспийскую флотилию и Черноморский флот. На фронт шло новое пополнение, оружие, топливо, продовольствие, многочисленная и разнообразная боевая техника, в том числе новые типы самолетов и орудий, танков и средств борьбы с ними, а также реактивные установки.

Наряду с оперативными перевозками войск по Каспийскому морю наращивались темпы перевозок нефтепродуктов, крайне необходимых сражающимся армиям, изгоняющим фашистских оккупантов с нашей земли.

Каспийская коммуникация (т.е. путь, охраняемый Каспийской военной флотилией) до изгнания фашистов с Кавказа продолжала оставаться важнейшей. Именно по ней на Кавказ силами Каспийской флотилии и Каспийского пароходства были доставлены те силы, которые в значительной мере помогли очистить от врага предгорья Главного Кавказского хребта и освободить весь советский Кавказ.

27 апреля 1945 года Каспийская военная флотилия была награждена орденом и стала Краснознаменной.

Геннадий КУЛАКОВ, участник Великой Отечественной войны, старший лейтенант в отставке