Когда отменят тестирование в школе. «Чем остальные школьники хуже крымчан? Противники системы ЕГЭ

В Госдуму внесен законопроект, предлагающий отменить ЕГЭ. С соответствующей инициативой выступили депутаты Заксобрания Карелии, которые считают, что для того чтобы сдать ЕГЭ, достаточно иметь уровень знаний пятого класса.

— В настоящее время для получения аттестата о среднем общем образовании выпускнику достаточно сдать на минимальный балл всего лишь два единых государственных экзамена — по русскому языку и базовый экзамен по математике. Аттестационный порог этих экзаменов крайне низок, его в состоянии преодолеть каждый успевающий пятиклассник. Если от выпускника образовательной программы среднего общего образования государство требует уровень знаний, которыми он обладал в пятом классе, учиться становится не обязательно. Выпускные ЕГЭ своей примитивностью разрушают школьное образование и приводят к значительному падению уровня знаний школьников. В ситуации, когда качество обучения в различных школах различается в десятки раз, и по социальным причинам основная масса выпускников должна быть аттестована, уровень «единых, объективных и независимых» экзаменов неизбежно оказывается низким. Любая попытка усложнения заданий ЕГЭ приведет к массовым провальным результатам, — сетуют карельские депутаты в пояснительной записке к законопроекту.

— В законопроекте предложен выход из сложившегося положения, который состоит в оценивании результатов выпускных экзаменов с учетом индивидуальных достижений обучающихся. Это предложение может быть реализовано путем восстановления традиционных государственных выпускных экзаменов (далее - ГВЭ). Социальная проблема аттестации обучающихся, имеющих трудности в обучении, при этом будет решаться избирательно, а не путем понижения общей планки государственной аттестации, ведущей к деградации образования. Итоговую аттестацию по ЕГЭ предлагается отменить, — уточняют законотворцы.

Кроме того, депутаты предлагают экзамен по русскому языку сделать добровольным, наряду с другими испытаниями, а в качестве «классического» экзамена по русскому языку рассматривать итоговое сочинение. Вместо ЕГЭ по математике народные избранники рекомендуют проводить выпускную контрольную работу нескольких уровней сложности, основанную на программах 10-11 классов.

— Восстановление обязательного ГВЭ по математике и русскому языку не должно быть одномоментным, предлагается его поэтапное введение. В первые два учебных года после принятия федерального закона выпускной экзамен по математике и русскому языку вводится на добровольной основе в тех образовательных организациях, которые к этому готовы. В остальных школах выпускная аттестация проводится по оценкам текущей успеваемости. Через два года ГВЭ по математике и русскому языку становится обязательным для всех, — объясняют авторы инициативы, добавляя, что принятие данного закона точно не вызовет негативных социальных последствий, связанных с перестройкой системы образования.

В 2013-2014 г. г. интернет и СМИ наполнились слухами о том, что Единый государственный экзамен, принятый по всей России, наконец, отменят и перейдут к экзаменационной модели, характерной для советского времени. Изменения ожидались в 2018 году. Но будут ли они? Отменят ли ЕГЭ? Какой сюрприз преподнесет правительство выпускникам на этот раз?

Откуда ветер дует?

Все началось с обращения к Президенту России заслуженного учителя, профессора РПГУ им. А. И. Герцена Сергея Рукшина с просьбой отменить ЕГЭ и заменить его устной и письменной проверкой знаний, как это было в СССР. Другие уважаемые педагоги, авторитетные лица также неоднократно высказывались против проведения ЕГЭ, мотивируя свою точку зрения следующими аргументами:

  • Обучение в школе ориентировано на сдачу ЕГЭ, а не на получение системного образования. Детей «натаскивают» на выполнение типичных заданий, при этом отсутствует общее понимание предмета. Выпускники помнят отдельные факты, но не могут дать им развернутого пояснения.
  • Дети отказываются учить темы, не включенные в экзамен. Пропадает тяга к знаниям. Ученики стремятся получить минимум, необходимый для успешной сдачи ЕГЭ, при этом системное изучение предмета их не интересует. Выходя за пределы школы с дискретными знаниями, они не могут стать высококвалифицированными специалистами.
  • Сложность подготовки и сдачи экзамена отбивает у выпускников желание поступать в ВУЗы. Статистика подтверждает: количество абитуриентов заметно уменьшилось.
  • Дети поступают на ту специальность, на которую хватит баллов. Этот тезис особенно справедлив для абитуриентов из глубинки и детей, родители которых не могут оплатить работу частных учителей для квалифицированной подготовки к экзамену.
  • Тесты не дают возможности объективно оценить знания. Чтобы исправить положение, была попытка ввести для языков устную часть. Остальные предметы пока сдаются только письменно.

Родители также выступают против ЕГЭ в России, утверждая, что подготовка и сдача экзамена - это сильный стресс для большинства выпускников. Сама обстановка на экзамене, проверка личных вещей при входе, наличие охраны и проверяющих заставит поволноваться кого угодно:

Террористов так не проверяют при входе на вокзал, как ученика перед ЕГЭ (Народный юмор).

Услышит ли правительство эти просьбы, и достаточно ли этих аргументов, ведь перевод средней и высшей школы на другой тип экзаменационной программы - дорогостоящее предприятие?

Что говорят в верхах?

Надежда на отмену ЕГЭ появилась с тех пор, как ярый сторонник единого экзамена Дмитрий Ливанов ушел в отставку. Однако Ольга Васильева, противница тестовых заданий для выпускников, которая заняла его место, пока не предпринимает попыток что-либо изменить.

Минобразования заявило: отмены ЕГЭ ни в 2018, ни в 2019 году не будет, хотя экзамен ожидает существенное реформирование. В чем оно заключается?

  • Количество обязательных предметов увеличится до 5. Первостепенными остаются математика, русский язык и иностранный. К ним могут добавиться история, физика или география. Пока Минобразования еще не решило, на каких предметах остановиться.
  • Экзамен будет состоять из 2 частей: устной и письменной. Такая форма позволит оценить общие знания ученика по предмету.
  • Возможность пересдачи. Выпускнику будет предоставлено 2 попытки сдачи ЕГЭ в течение текущего учебного года.

Отказываться от ЕГЭ Минобразования пока не собирается, хотя обещает, что постепенно тестовая часть будет уменьшаться и заменяться письменной.

Ко всем предметам постепенно добавится устная часть, поскольку объективно оценить знания исключительно по письменным работам не удается.

В чем Минобразования видит преимущество ЕГЭ? Пока выдвигается один главный аргумент: это хороший инструмент для борьбы с коррупцией в системе образования.

Единственным исключением в 2018 году останутся ученики Севастополя и Крыма. Они пока могут сдавать экзамены по прежним правилам, но это последний год, когда им будут предоставлены поблажки. Планируется, что госэкзамен будет проводиться и для учеников 4-х и 9-х классов. С точки зрения правительства, это необходимо, чтобы в 11 классе ЕГЭ не был для выпускников большим стрессом.

Что нас ждет?

Золотая середина - это вывод, к которому пришло Министерство Образования. В будущем мы сможем наблюдать, как ЕГЭ объединит в себе письменную часть, состоящую из развернутых ответов на вопросы, и устную, в которой ученик сможет показать общие знания по предмету, высказать собственные соображения. Отойдя от советской системы образования, считавшейся лучшей в мире, мы через 20 лет возвращаемся к ней в обновленном виде.

Для поступления в ВУЗ придется отдельно сдавать профильные экзамены, что тоже многим кажется справедливым. Школьные предметы не могут охватить все специальности, которые предлагает высшая школа, поэтому конкурсы, творческие работы и профильные экзамены уже в стенах ВУЗа неизбежны.

Является ли такое решение правильным, покажет время. Но положительные изменения в экзаменационной системе уже не за горами.

В четверг, 2 июня, в России стартует второй обязательный экзамен на аттестат средней школы - математика базового уровня. Хотя ЕГЭ в этом году отмечает юбилей - 15 лет, страсти вокруг него не утихают. Парламент Карелии внес в Госдуму очередной законопроект об отмене Единых экзаменов с 2017 года. Карельские депутаты считают, что он «вредный и разрушает систему образования». Аналогичные предложения по возврату советских билетов есть у думских фракций ЛДПР и КПРФ. Но эксперты образовательной отрасли считают, что ничего отменять уже не надо. Экзамен и так медленно эволюционирует к прежней системе. Могут ли отменить ЕГЭ - разбиралась «Лента.ру.»

«Не так давно Карелия прославилась тем, что выпускники средних общеобразовательных школ ЕГЭ сдали очень плохо и процент двоек был запредельный, - пояснил зампред комитета карельского ЗАКСа по образованию, культуре, спорту и делам молодежи Александр Гаврилов. - После этого зашел разговор о том, что его нужно отменить».

Как жалуется карельский депутат, погоня за хорошими оценками привела к тому, что педагоги начали не учить, а натаскивать школьников на тесты. Реальных знаний дети не обретают. Для получения свидетельства об окончании средней школы ребятам достаточно сдать математику и русский. При этом минимальный аттестационный порог на тройку очень низкий. С заданиями справится даже пятиклассник. У ребят пропала мотивация учиться.

Карельские политики предлагают вернуться к привычным контрольным работам с разным уровнем сложности. Год назад парламент Карелии уже выступал с подобным законом. Тогда Госдума забраковала предложение. Вероятно, такая же судьба ожидает и свежую инициативу. Кстати, на рассмотрении в Госдуме с января уже находится аналогичный законопроект, подготовленный фракцией ЛДПР.

Первый зампред комитета Госдумы по образованию, представитель фракции КПРФ Олег Смолин напоминает, что в секретариате парламента также давно завис законопроект и от коммунистов «Об образовании для всех». Одна из главных его опций - перевод Единого экзамена на добровольный режим. Кто хочет - выбирает аттестацию по «советским» билетам, остальные сдают тесты. Но литература, наряду с математикой, по замыслу авторов, должна сдаваться обязательно. Поскольку именно гуманитарные предметы - «мощное духовно-нравственное средство воспитания». «Надо менять саму идеологию экзамена, - объяснил «Ленте.ру» Смолин. - Вместо жутких комиссий, металлоискателей, проверки документов, сопровождения чуть ли не в туалеты, надо дать право выбора. Мы приводим в пример, как экзаменовали Александра Пушкина. Он читал свои стихи. И мы считаем: хорошо пишешь - выбирай сочинение, хорошо говоришь - сдавай экзамен устно». Тем, кто предпочтет тянуть билеты, для поступления в вуз придется сдавать экзамены также по-старинке: институтским приемным комиссиям.

При этом Смолин уверен, что никаких препятствий для отмены обязательного ЕГЭ нет. Нужна лишь политическая воля. По его словам, есть уже пилотный регион, где технология отработана. В республике Крым с 2014 года Единый экзамен выпускники пишут по желанию. В Минобрнауки говорят, что, возможно, льготу продлят и на 2017 год. «Ну если там можно, почему не распространить на всю Россию, чем остальные школьники хуже крымчан?» - возмущается Олег Смолин.

Эксперты из образовательной отрасли отмечают, что «антиегэшные» инициативы депутатов - скорее пиаровский ход перед грядущими выборами в федеральный парламент. «Реальность такова, что каким бы ни был этот экзамен, за 15 лет к нему уже привыкли. Прыгать с ветки на ветку, с одной формы сдачи экзамена на другую с таким диапазоном - нездорово и нездорово, - скептически замечает заместитель директора Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Елена Косарева.- Это всегда напряжение, всегда непонятные условия и всегда, в конце концов, какие-то нарушения, недосказанности и недоговоренности».

Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

Как говорят педагоги, экзамен и так, без революционных инициатив, потихоньку видоизменяется. Появилось сочинение, в иностранном языке - устные ответы. Тестовой части, которую критики особенно ругали и называли «угадайкой», сегодня нет в семи из четырнадцати предметов. В том числе в русском языке, математике, литературе и истории. Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов пообещал, что в следующем году тесты исчезнут из заданий по физике, химии и биологии. То есть ЕГЭ без революционных мер постепенно возвращается к обычным контрольным, которые были в советское время.

«По долгу службы мне приходится работать и с выпускниками школ, и со студентами, - говорит сопредседатель центрального совета межрегионального профсоюза работников высшей школы "Университетская солидарность", преподаватель Уральского федерального университета Дмитрий Трынов. - Я знаю, как выглядит ЕГЭ по обществознанию. Совершенно нормальная технология. И думаю, она объективно способна оценить уровень знаний. Если ребенок не знает предмет и совершенно ничего не учил, за год его невозможно "натаскать". Но другое дело, что уровень преподавания в школах сейчас оставляет желать лучшего. И я не думаю, что в этом виноват ЕГЭ. Ученик, у которого "отлично" по обществознанию по результатам работы в четвертях, самостоятельно, без помощи репетитора не сможет сдать ЕГЭ на 80-90 баллов. То есть на "отлично". В лучшем случае получит 65-70. То есть оценка учеников выше, чем их готовность к ЕГЭ. Не экзамен тут надо реформировать, а саму систему подготовки в школах. Большинство из них не могут нормально готовить учеников».

С ним согласен школьный преподаватель истории в Санкт-Петербурге, сопредседатель независимого профсоюза «Учитель» Андрей Демидов. По его словам, у современных школ сейчас нет ресурсов на то, чтобы давать качественное образование, которое можно проверить с помощью ЕГЭ. «Мы испытываем жесточайший дефицит квалифицированных, готовых к инновациям кадров, - заявил Демидов «Ленте.ру». - Школы подвергаются слияниям и "оптимизациям", бесконечным проверкам и противоречащим друг другу инструкциям. Поэтому они просто не в состоянии качественно учить. ЕГЭ лишь зеркало, фиксирующее глубокий кризис в сфере образования».

Правда, педагоги боятся, что вооружившимся просьбами общественности образовательным чиновникам, вместо того чтобы совершенствовать учебный процесс, легче угробить саму идею Единого экзамена. Сейчас это, собственно, и происходит.

«Уже сегодня экзамен откатывает назад и теряет те завоевания, ради которых создавался, - беспокоится Дмитрий Трынов из Уральского университета. - Единственное преимущество ЕГЭ состояло в том, что он давал абитуриентам из разных регионов страны равные возможности при поступлении в учебные заведения. Но сейчас элитные вузы, в том числе Московский госуниверситет, Высшая школа экономики и другие, практически отстояли свое право на то, чтобы принимать абитуриентов не по результатам ЕГЭ, а вводить свои дополнительные экзамены. Эта система лазеек дискредитирует саму идею независимой оценки качества знаний».