Конспект урока на тему «Водоёмы нашего края.

МАОУ СОШ №37

Цели:

Сформировать представления учащихся о поверхности и водоёмах родного края. Учить работать с картой. Познакомить со значением водоёмов в природе и жизни человека и их охраной.

Развивать познавательный интерес учащихся, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы, рассуждать. Развивать речь учащихся, психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие.

Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

глобус, « Физическая карта Челябинской области », рисунки детей

« Поверхность родного края», фотографии «Формы земной поверхности родного края», «Животный мир пещер», «Капля», загадки о водоёмах, карточки: водоёмы, естественные, искусственные, река, море, океан, пруд, озеро, ручей, родник, болото, канал, водохранилище ; синие фишки, «Реки нашего района», контурные карты у каждого ученика, DVD «Разлив реки в 2014 году», слайды «Реки Челябинской обл.», ручки, цветные карандаши (красный, синий), «Административная карта Челябинской области».

1. . « Загадочный мир названий», Челябинск, 1998.

2. . «Природа Южного Урала», Челябинск, 2002.

Ход урока

I. Организация класса.

Упражнение для глаз: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, прямо.

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с природой родного края.

Слайд 1. «Наш край»

III. Проверка знаний и умений.

(Работа с глобусом)

Как называется наша планета?

На каком материке мы живём?

В какой стране мы живём?

Как называется столица нашего государства?

В каком крае мы живём?

Где находится Южный Урал?

Где находятся Уральские горы? (между Восточно-Европейской холмистой и Западно-Сибирской плоской равнинами)

(Работа с «Административной картой Челябинской области»)

В какой области мы живём?

В каком городе находится областной центр?

Где находится город Челябинск на карте области? (северо-восток)

На сколько км протянулась Челябинская область с севера на юг? (490 км)

С запада на восток? (400 км)

Какую площадь занимает Челябинская область? (88.000 кв. км)

Чему равна общая протяжённость границ области? (2850 км)

С какими другими областями, странами и республиками граничит Челябинская область? (на севере – Свердловская область , на северо-востоке – Курганская область , на юго-востоке – Казахстан, на юго-западе – Оренбургская область , на западе – республика Башкортостан)

На что похожа по форме Челябинская область? (на крестовину)

Где находится наш родной город?

(Работа с «Физической картой Челябинской области»)

В какой природной зоне находится Челябинская область? (лесная зона)

Какой тип леса в Челябинской области? (смешанные леса)

Почему вы так думаете?

В каком тепловом поясе лежит Челябинская область? (умеренном)

Что характерно для этого пояса?

Какая форма земной поверхности в Челябинской области? (на востоке – Западно-Сибирская плоская равнина, в центре – Зауральская холмистая равнина, на западе – горы Южного и Среднего Урала)

Какая форма земной поверхности на территории нашего района?

Это горы разной высоты с крутыми и пологими склонами. Уральские горы называют каменным поясом России. Наши горы очень старые.

Выставка рисунков детей

На своих рисунках вы изобразили, как выглядит поверхность нашего края.

Что вы нарисовали? (горы, скалы, пещеры)

Выставка фотографий «Формы земной поверхности родного края», сделанных учеником нашего класса.

Беседа об охране земной поверхности края.

- Мы говорим о том, что нужно охранять растения, животных. А поверхность края? Разве ей что-нибудь угрожает? Как охранять поверхность? (ответы детей)

Что такое овраг? Как образуются овраги? Как с ними бороться?

Что такое террикон? Как он образуется? Чем он вреден? Как с ним надо бороться? Рассказать о карьерах.

Беседа о « пещерном рае »

- Склоны Уральских гор сложены в основном из известняков, которые легко размываются водой, образуя воронки, глубокие ущелья, подземные пещеры. В Челябинской области более 200 пещер. Ашинский район называют «пещерным раем». Как вы думаете, почему? В нём 45 пещер. Почти на каждом шагу встречаются пещеры на реке Сим.

А пещеры надо охранять?

Пещеры тоже надо охранять! Это тоже памятники природы.

IV. Изучение нового материала.

Слайд « В пещерах »

В пещерах темно, холодно, всюду вода. Кажется, что ты попал в заколдованный замок. Интересно рассматривать причудливые фигуры, похожие на сказочных чудовищ, любоваться хрустальными трубочками сталактитов (каменная сосулька, а под ней столбик – сталагмит). А ведь всю эту подземную красоту создали маленькие капельки воды. Такие как эта.

Слайд « Капля »

Посмотрите на глобус, на карту. Скажите, каким цветом обозначена на них вода? Раскрутим глобус. Каким цветом стала наша планета теперь? Почему? На Земле много воды, 2/3 земной поверхности занимает вода. Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета».

Где находится вода? (в водоёмах)

Загадки о водоёмах:

Отгадайте, о каких водоёмах идёт речь.

1) Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море. (Река)

2) Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

3) Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)

4) В голубеньких рубашках

Бегут по дну овражка. (Ручьи)

5) Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый – это…(Океаны)

Какие ещё водоёмы вы знаете?

№1. Игра. (Работа с карточками)

На какие 2 группы можно разделить все водоёмы по их происхождению?

Цель работы: Распределить карточки с названиями водоёмов по их происхождению. Дети по очереди выбегают к доске и прикрепляют карточки.)

ВОДОЁМЫ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСКУСТВЕННЫЕ

река пруд

озеро канал

ручей водохранилище

море

океан

родник

болото

Какие искусственные водоёмы есть в нашей местности?

Какие естественные водоёмы есть в нашей местности?

Работа по «Физической карте Челябинской области»

Много в нашей местности водоёмов, но сегодня мы будем изучать главный естественный водоём, который находится в нашем городе.

Слайд « Река Ай »

На берегу какой реки находится наш город? Знаете ли вы, откуда она берёт своё начало и куда впадает? (выходит один ученик и пытается показать реку Ай)

Как правильно надо показывать реки на карте? (от истока к устью)

У рек есть притоки. Назовите и покажите левые и правые притоки.

Как их определить?

Вывод: Река Ай берёт начало из болота Клюквенное, расположенного на стыке хребтов Уреньга и Аваляк Южного Урала, в 2 км к юго-западу от кордона Южный и в 70 км к Юго-Западу от города Златоуст.

Практическая работа по контурным картам Челябинской области.

Слайд «Физическая и контурная карты Челябинской области»

(У детей контурные карты и цветные карандаши: красный и синий).

Цель: Обследуем местные речки и нанесём их на контурные карты.

1). Обведём контур нашего района красным карандашом.

2). Обозначим крупные населённые пункты района - города

3). Обозначим реку Ай на карте.

Где она начинается, её исток?

Куда впадает?

4). Какие ещё реки протекают в нашем районе?

Они впадают в реку Ай, это её притоки. Обозначим их на карте.

5). Какие ещё реки вы знаете?

Карточка – опора: Реки нашего района

6). Самопроверка (сверка со слайдом)

Какие реки впадают в реку Ай? Обозначьте на карточке фишками.

Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немножко отдохнём.

И домой пешком пойдём.

Беседа о реке Ай.

Все реки, протекающие через наш район, берут своё начало в горах из подземных родников. Поэтому вода в них холодная.

А какое течение у нашей реки Ай?

Как река изменяется в разные времена года?

Слайды и DVD «Разлив реки 2014 года».

Повторим правила безопасности на реке.

V. Работа в тетради

Самостоятельная работа №1.

Цель. Выяснить, какое значение имеют водоёмы.

Вывод: Какое значение имеет река Ай для нас?

Как люди используют её?

Беседа об охране водоёмов.

Мы живём в зелёном царстве гор, лесов и быстрых рек. Если посмотреть на карту Челябинской области, то кажется, что воды у нас вполне достаточно. На самом деле водные запасы края невелики. Кроме того, промышленное загрязнение приводит к тому, что вода становится непригодной для питья, если её не очищать. Сильному загрязнению подвергаются многие реки Челябинской области: Урал, Миасс, Ай, Теча. Кроме того, река Теча заражена радиоактивными отходами. В крупных городах – Челябинске, Миассе, Златоусте и других населённых пунктах вода часто поступает по графику, в сельской местности питьевую воду развозят в цистернах. Воду надо беречь!

Самостоятельная работа №2.

Цель. Выяснить, как надо охранять водоёмы.

Работа в тетради.

(Цель. Указать стрелками, что попадает в водоёмы.)

Взаимопроверка.

Вывод. Какие экологические проблемы и что надо делать, чтобы их избежать? (Не рубить деревья около водоёмов, расчищать родники и ручьи, бороться с браконьерством , беречь питьевую воду.)

Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

VI. Закрепление изученного.

№1. Игра «Кто больше и быстрее вспомнит!»

Правила поведения у водоёмов.

(Работа в парах)

Проверка: Слайд «Знаки»

Учитель показывает на слайде знаки, а дети говорят, что они обозначают и отмечают на своих листочках названный знак)

Какие ещё правила поведения у водоёмов вы знаете?

№2. Просмотр слайдов «Водоёмы нашего края».

Цель. Составить предложения о родном крае.

VII. Итог урока.

Слайд.

«Познавайте свою страну, свой край…, свою горушку или речонку! Пусть малы они – ведь из малого вырастает великое! (академик А. Ферсман).

Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать всё, чтобы наш родной край стал ещё краше, и не было бы таких мест, которые вызовут в душе боль и обиду. Быть хозяином своего края можно только хорошо зная свой край и бережно относиться к его природе.

1). . «Загадочный мир названий» - топонимический словарь.

2). . «Природа Южного Урала».

IX. Инструктаж домашнего задания.

Чтение доп. литературы о водоемах нашего края

Изготовить модель из пластилина «Значение водоёмов в природе и жизни людей».

X. Оценки за работу на уроке.

XI. Резерв.

Вопросы.

Перечислите водоёмы нашего края. Как называется река, на которой находится наш город? Расскажите о ней по плану:

Где находится исток реки?

Какое у неё течение: быстрое или медленное?

Крутые или пологие берега имеет река?

Есть ли у реки притоки? Какие?

В какую реку впадает?

Где находится устье реки?

Когда на реке наблюдается ледостав и ледоход?

Какое значение имеет река в жизни растений и животных?

Как люди используют воду из нашей реки?

Как люди должны охранять водоём?


На поверхности земли часто встречаются разные водоёмы: родники, ручьи, реки, озёра, моря, океаны. Родник: после дождя и растаявшего снега вода уходит в землю, но встретив на своём пути глину останавливается. Тогда вода выходит на поверхность земли. Поэтому такой выход воды из - под земли называют источником или родником. Люди бережно относятся к источникам. У таких родников уставший путник или турист утолит жажду, найдёт прохладу и тень. Все родники в нашей стране строго охраняются. И всё же есть нерадивые люди, которые бросают в родники мусор. Из такого источника воду пить нельзя. Родник: после дождя и растаявшего снега вода уходит в землю, но встретив на своём пути глину останавливается. Тогда вода выходит на поверхность земли. Поэтому такой выход воды из - под земли называют источником или родником. Люди бережно относятся к источникам. У таких родников уставший путник или турист утолит жажду, найдёт прохладу и тень. Все родники в нашей стране строго охраняются. И всё же есть нерадивые люди, которые бросают в родники мусор. Из такого источника воду пить нельзя.


Р У Ч Е Й В роднике постоянно прибывает вода. Она не может долго оставаться на месте и стекает в какую – нибудь сторону. Образуется ручеёк, который сливается с другими ручейками. И вот уже течёт большой ручей. В роднике постоянно прибывает вода. Она не может долго оставаться на месте и стекает в какую – нибудь сторону. Образуется ручеёк, который сливается с другими ручейками. И вот уже течёт большой ручей.


Р Е К А В большой ручей вливаются другие ручьи. Так образуются реки. Реки имеют большое значение в жизни человека. Из рек берут воду для питья и полива. Реки богаты рыбой. Наши реки очень красивы. Ни в одной другой стране мира нет столько рек, как у нас. Среди них много крупнейших в мире. Это: красавица Волга, тихий Дон, могучие Обь, Енисей, Лена, Амур. В большой ручей вливаются другие ручьи. Так образуются реки. Реки имеют большое значение в жизни человека. Из рек берут воду для питья и полива. Реки богаты рыбой. Наши реки очень красивы. Ни в одной другой стране мира нет столько рек, как у нас. Среди них много крупнейших в мире. Это: красавица Волга, тихий Дон, могучие Обь, Енисей, Лена, Амур.


О З Е Р О Озёра по форме бывают круглые, продолговатые, извилистые. Озеро можно объехать или обойти вокруг по берегу. И тогда можно попасть на другую сторону водоёма. По величине озёра бывают разные. У больших озёр с одного берега нельзя увидеть другой, а маленькое озеро можно увидеть полностью. Большинство озёр необычайно красивы. Их называют «голубыми глазами Земли». Озёра по форме бывают круглые, продолговатые, извилистые. Озеро можно объехать или обойти вокруг по берегу. И тогда можно попасть на другую сторону водоёма. По величине озёра бывают разные. У больших озёр с одного берега нельзя увидеть другой, а маленькое озеро можно увидеть полностью. Большинство озёр необычайно красивы. Их называют «голубыми глазами Земли».


М О Р Е Моря по форме похожи на озёра. Но даже самые маленькие моря крупнее озёр. Моря соединены с океаном. Озёра с океаном не соединяются. В морях вода солёная. Моря, как озёра и реки, широко используются человеком. В них ловят рыбу, по ним ходят грузовые пароходы и пассажирские суда. Моря и озёра, их берега – прекрасные места для отдыха. Как и реки они украшают нашу землю. Моря по форме похожи на озёра. Но даже самые маленькие моря крупнее озёр. Моря соединены с океаном. Озёра с океаном не соединяются. В морях вода солёная. Моря, как озёра и реки, широко используются человеком. В них ловят рыбу, по ним ходят грузовые пароходы и пассажирские суда. Моря и озёра, их берега – прекрасные места для отдыха. Как и реки они украшают нашу землю.


О Х Р А Н А В О Д О Ё М О В В нашей стране проводится большая работа по охране водоёмов. По их берегам запрещено рубить лес. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу. За чистотой воды в водоёмах постоянно следят работники водной инспекции. Для охраны рыб и водоплавающих птиц строго ограничиваются сроки охоты и ловли рыбы. В нашей стране проводится большая работа по охране водоёмов. По их берегам запрещено рубить лес. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу. За чистотой воды в водоёмах постоянно следят работники водной инспекции. Для охраны рыб и водоплавающих птиц строго ограничиваются сроки охоты и ловли рыбы.

с. 1
Окружающий мир 4 класс
Тема: «Водоёмы нашего края»

Провела: Апарина Н. И.

Тема: «Водоёмы нашего края»

Цели урока:


  1. Сформировать представления учащихся о водоёмах нашего края.

  2. Познакомить с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоёмов и их охраной.

  3. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
Оборудование: глобус, карта области.
Ход урока.

Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода.

Чтобы тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать.



2

4

6

7

3

1

5

в

о

д

о

ё

м

ы

Вопросы к кроссворду:


  1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.

  2. Место, где река берёт своё начало,

  3. Нижняя часть горы, холма.

  4. Есть у оврага, горы, холма.

  5. Самое тёплое море России.

  6. Форма поверхности.

  7. Вся территория земной поверхности разделена на природные...
(на доске и в тетрадях записывается тема урока : «Водоёмы нашего края»)

  1. Проверка знаний и умений.
Тему урока мы узнали сейчас,

Но сначала о поверхности нашего края рассказ.

Какие формы поверхности вы знаете?

Расскажите, как образуются овраги?

Как остановить образование оврагов?

Как нужно проводить вспашку около склонов?
Замените, одним словом:

Горы, созданные руками человека из отходов – пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых.

Углубления с пологими, заросшими растениями склонами.

Возвышенность высотой от 200 до 500 метров.

Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров.

Углубление с крутыми осыпающимися склонами.

Графический диктант.

(если вы согласны с высказыванием, пишите знак +, если не согласны, то ставьте знак -)

Формы земной поверхности – это равнины и горы .

Возвышенность, высота которой более 1000 метров, - холм.

Терриконы – это горы, созданные природой.

Старый заброшенный карьер – это рана на поверхности Земли.

Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно?

Овраги и балки украшают поверхность родного края.

(+, -, - ,+, +. -)


  1. Работа над новой темой.
Разгадайте, ребятки, такую загадку:

Я и тучка и туман, я – река и океан. Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.

Каким цветом обозначена вода на карте?

Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала наша Земля? Почему?

Одинакова ли вода на вкус?

Какая вода в водоёмах нашего края?

Где вода солёная?

Какие водоёмы вы знаете?

Давайте, разделим названные водоёмы на две группы по их происхождению. Водоёмы созданные природой – естественные и созданные человеком – искусственные.

Водоёмы


А сейчас поработаем с картой нашего края.

Какие водоёмы расположены на территории нашего края?

Рассказ учителя.

Главная река Саратовской области – Волга. Много ласковых слов сказал об этой реке русский народ, называя её кормилицей, красавицей матушкой. Волга исстари живёт в легендах и сказаниях, в песнях и книгах . Это одна из великих рек мира и самая большая в Европе. У неё очень извилистое русло длиной 420 километров. Волга судоходна. Широко используется для орошения степей Заволжья. В Заволжье много каналов . На Волге много гидроэлектростанций. Волга богата рыбой, в ней насчитывается 75 видов рыб. Волга – любимое место отдыха жителей нашей области.

Широко известны реки – Большой и Малый Иргиз, Хопёр, Медведица.


- Как называется место, где река берёт своё начало?

А как называется место впадения реки в другую большую реку или море?

Что ещё имеет река?

Правильно, притоки. Река течёт по руслу и у неё есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.

А как мы это узнаём?

Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева – левый берег и левые притоки.


  1. Физ. минутка.
Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже,

Солнце жжёт.

Побежим скорей в реку,

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.


  1. Продолжение изучения новой темы.
- О какой роли водоёма была наша физ. минутка? Что мы делали?

Мы отдыхали, значит, водоём – место отдыха людей.

А ещё что вы знаете о значении водоёмов?

Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоём – это дом для растений и животных . Из водоёмов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики.

Значение водоёмов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведём себя у водоёма?

Прочитайте об этом в учебнике на странице 155 – 156. – Как взрослые и дети должны охранять водоёмы?

В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода - это растворитель, в ней растворяются различные вещества , поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоёмов. С талой водой и дождевой яды могут попасть в водоём, что опасно для всего живого.

VI. Закрепление изученного.

Составление памятки «Правила поведения у водоёма»

Памятка.


    Не бросай мусор в воду.

  1. Не оставляй мусор на берегу.

  2. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.

  3. В водоёмы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.

  4. Будь осторожен при купании.

  1. Итог урока. Оценки.
- Какие мы знаем водоёмы?

На какие две группы делятся водоёмы?

Какое значение в природе имеют водоёмы?

Как мы должны охранять водоёмы?
с. 1

Тема урока: «Водоёмы нашего края»

Цель: ознакомить учащихся с водоёмами родного края, раскрыть их значение в природе и жизни человека, показать необходимость и способы охраны.

Задачи:

обучающие – сформировать представления учащихся о водоёмах нашего края; познакомить с видами водоёмов, уточнить представления о частях реки;

развивающие - развивать познавательный интерес; умение работать с картой; творческие способности;

воспитывающие – воспитывать любовь к родному краю, личную ответственность за сохранение и приумножение природных богатств родного края;

Оборудование: глобус, физическая карта России, карта Брянской области, компьютер, доска, проектор, кроссворд, презентации детей,рабочие тетради по окружающему миру.

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

У.- Какой раздел по окружающему миру мы сейчас изучаем?

Д.- Родной край – часть большой страны.

У.- Как называется наш край? Покажите его на карте.

У.- Какой город является областным центром Брянщины?

Д.- Город Брянск.

У.- Как называется наш посёлок?

Д.- П.г.т. Красная Гора

У.- Какое домашнее задание вы получили к уроку?

У. - Проверим домашнее задание работая с тестом самостоятельно по уровням : 1 уровень – задания А1- А4; 2 уровень – В1-В2 ; 3 уровень – С1,С2.

У .- Проверим работу по тестам (уч-ся читают вопрос и правильный ответ, если правильно – возле задания ставите +, неправильно -)

У . - Сегодня мы продолжим путешествие по карте родного края и в конце изучения нашего раздела мы должны будем ответить на вопрос :

«Почему к себе так манит, так зовёт Брянский край?»

Чем он привлекает нас?

III. Сообщение темы, целей урока

У. - Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода . (слайд 1)

У. - Подумайте, о чём мы будем говорить на уроке?

Д. - О пресных водоёмах. О пресной воде. (Где находится пресная вода?)

Тема урока : (слайд 2) «Водоёмы нашего края».

ΙΙ I. Актуализация знаний.

У .- А что такое водоём?

Д.- Водоём-это скопление воды в природе .

IV.Изучение нового материала.

У .- Назовите, какие водоемы вы знаете ?

Д .- Пруд, канал, озеро, водохранилище, река, море, океан.

У .- Назовите водоёмы, которые вы видите на экране? (слайд 3)

У . - На какие две группы можно разделить все эти водоёмы. (Водоёмы созданные природой – естественные и созданные человеком – искусственные) (Слайд 4)

У .- . Назовите естественные водоёмы?

Д . - Океан, море, река, озеро, родник.

У .- Какие естественные водоёмы есть в нашем крае?

Д . - Река, озеро, родник.

У . - А какие искусственные?

Д . - Пруд, водохранилище.

Работа в рабочей тетради. Откроем тетрадь с.49. Находим тему: «Водоёмы родного края». Читаем 1 вопрос. Запишем в тетрадях естественные и искусственные водоёмы нашего края самостоятельно. Проверим.

Водоемы

У .- Посмотрите на карту Брянской области.

Какие водоёмы вы видите?

Д .- Реки.

У .- В области 125 рек. Общая протяженность их 9 тысяч километров. Почти все реки Брянщины относятся к бассейну Днепра и дальше несут воды в Чёрное море. Весной, когда тают снега, реки бурно разливаются, повышают свой уровень. Летом наступает время межени: воды становится мало, Уровень рек понижается, появляются мели. Вскрываются реки ото льда, как правило, в первой половине апреля, замерзают в середине декабря. У .- Из своих наблюдений какие ещё водоёмы родного края вы назовёте? Д . -Озёра, пруды. У .- Работаем в тетради с. 50, задание 2. Запишем, какие водоёмы есть в нашем крае.

Д .- Реки, озёра, пруды, водохранилища, родники.

V. Физкультминутка

Мы немного отдохнём, Побежим скоре в речку,

Встанем, глубоко вздохнём, Окунёмся, поплывём.

Руки в стороны, вперёд. Ах, какая благодать!

Мы на пляже, Но и меру надо знать.

Солнце жжёт. Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ VI. Презентация- А сейчас мы посмотрим презентацию «Реки Брянщины», которую подготовили ученики нашего класса. 1 ученик. Река Десна .(слайд 5) (Показывают на карте ) Наиболее крупной рекой Брянской области является Десна. (слайд 6) Длина ее 1187 км. Протяженность в пределах области около 500 км. Десна берет начало в Смоленской области около деревни Налеты. Впадает она в Днепр. Плавные воды реки плещутся у стен древнейших городов: Брянска, Трубчевска. Основные притоки Десны слева: Снопоть, Болва, Снежеть, Ревна, Навля, Нерусса . (слайд 7) (Покажем некоторые из них на карте) Справа в Десну впадают: Габья, Судость , Снов (слайд 8) (Покажем реку Судость на карте) 2 ученик . Река Ипуть. (слайд 9) (Показывают на карте) Вторая по величине река области - Ипуть. (слайд 10) Ипуть впадает в реку Сож около Гомеля. Длина реки 475 км. Значительных правых притоков у Ипути нет. Слева же она принимает довольно крупный приток: реку Унечу . (Показывают на карте) У.- А какая река протекает у нас в п. Красная Гора? Д. - Беседь. 3 ученик . Река Беседь. (слайд 11). (Показывают на карте)Третья по размерам река - Беседь, тоже приток Сожа. (слайд 12) Берет начало в Смоленской области. Протяженность реки 260 км. Беседь имеет густую сеть правых и левых притоков. Среди них – Палуж и Полонка. (Покажем приток Палуж ) У .- В пойме встречается много озер и болот. Берега представляют волнистую равнину, поросшую сосновыми и дубовыми лесами. Реки Брянщины прекрасны во все времена года и являются украшением земли. Весной их берега в цветущем уборе. Летом утопают в зелени деревьев, кустарников и трав. Осенью берега одеты в золото. Но, кажется, лучше всего они - зимой. Сковавший их лёд, как драгоценные камни, сверкает на солнце. Точно пеленою покрыты луга. Блестит под снежной бахромой прибрежный лес. - Водоёмы - излюбленное место отдыха населения. И вы ребята тоже любите отдыхать на нашей речке. - В водоёмах водятся разнообразные рыбы. А каких рыб вы знаете, сами ловили? Д .- Лещ, щука, окунь, плотва, красноперка, карась. Встречаются язь, сом, линь, налим, сазан и другие. (Атлас – определитель «От земли до неба» с. 160 - 161) У .- В водоёмах водятся животные. А каких животных вы знаете? Д.- Бобр, клоп – водомерка, водяная крыса, выдра и другие.(Атлас – определитель «От земли до неба» с.184, 190, 194) У .- Растут растения. А какие растения вы знаете? Д .- Камыш, рогоз, тростник, осока, кувшинка и другие. (Атлас – определитель от земли до неба)

VI. Экология .

У.- Мы часто говорим о бережном отношении к водоёмам. Каково значение водоёма в природе, для человека? Для чего нужны водоёмы? (слайд 13)

Д . -Украшают землю, по ним ходят суда, используют воду предприятия, место отдыха.

У . - Все наши водоёмы уникальны. Это наше богатство. Но к сожалению мы не понимаем этого.Человек, своей хозяйственной деятельностью, небрежным отношением загрязняет водоёмы.

Что мы видим на этом слайде. Правильно ли это? Каким мы хотим видеть водоём, когда приходим отдыхать? (слайд 14)

Д .- На берегу реки лежит мусор.

У . - Как надо вести себя около водоёмов?

Дети называют:

Не бросать в воду мусор;

Не оставлять мусор на берегу;

Не мыть машины на берегу, следить за чистотой водоёмов

- Мы сегодня говорили много о водоёмах. Ответьте почему к себе так манит, так зовёт Брянский край? Чем он нас привлекает?

Д .- Наверное красотой водоёмов. Мы любим отдыхать на берегу водоёма. Любоваться природой. Любим ловить рыбу

I. Итог.

У .- Вот и подошёл к концу наш урок. Как называется тема нашего урока?

Д .- Водоёмы нашего края).

Узнали вы на уроке для себя что – то новое, пополнили свои знания?

Ответы детей.

У .- На столе лежат полоски. Если вам на уроке было интересно, вы для себя узнали много нового интересного, поднимите красную полоску.

У .- Если вы были активны, старались, но что- то немножко не получилось, поднимите жёлтую полоску.

У .- Если вы ничего нового на уроке не узнали, вам было неинтересно, поднимите зелёную полоску.

У .- Я рада, что у вас полоски красного и жёлтого цвета и что вы пополнили свои знания. Что же узнали нового?

Ответы детей.

Учитель оценивает детей за работу.

VIII. Задание на дом.

Ирина Львова
Конспект НОД «Путешествие по водоемам родного края»

Конспект НОД в старшей группе «Звездочка»

на тему «»

Выполнила :

воспитатель старшей группы «Звездочка»

МДОУ «Детский сад № 235»

Львова И. Ю.

Саратов 2017 год

Конспект НОД

«Путешествие по водоемам родного края » (открытое мероприятие)

Группа : Старшая

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием) : «Я познаю мир» .

Тема НОД : «Путешествие по водоемам родного края » . Интегрированная НОД.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель : Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков воспитанников старшей группы по теме проекта «Водоемы родного края » .

Задачи :

Образовательные :

1. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

2. Формировать у детей представление о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому.

3 Упражнять в умении отличать животных водоемов и умении рассказать о них.

4. Совершенствовать умение составлять рассказ по увиденному на экране.

5. Закреплять знания о жителях водоемов , путем отгадывания загадок .

Развивающие :

1. Обеспечить развитие умения детей отвечать на вопросы полным ответом, слушать других, не перебивать и не повторяться.

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

3. Развивать : речь; логическое мышление, память, крупную моторику.

Воспитательные :

1. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

2. Развивать чувство единства, сплоченности, учить детей действовать согласованно.

3. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Оздоровительные :

1. Снятия мышечного и нервного напряжений (физминутка, п/и) .

2. Обеспечить двигательную активность детей на протяжении всей НОД.

3. Сохранять правильную осанку во время НОД.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная, продуктивная, трудовая.

Форма : подгрупповая НОД.

Форма реализации детских видов деятельности : разговор, беседа, просмотр презентации, д/и, подвижные игры и игровые упражнения, игры-иммитации, совместное и самостоятельное рассказывание стихотворений, ответы на вопросы, обобщение, физминутка, релаксация, подведение итога.

Материалы и оборудование :

Мультимедийное оборудование, презентация «Водоемы родного края » , видеозапись подводного мира, картинки животных, маска щуки, предметные картинки к д/и «Что изменилось?» , «Кого не хватает?» , «К какой части туловища относится?» , костюм для взрослого «Водяной» , экологические знаки, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа : Беседы о водных ресурсах, рассматривание иллюстраций с изображением обитателей пресных водоемов , беседы о родном крае и реке Волге , просмотр мультфильма «Беги ручеек» , д/и по ознакомлению с животными водоемов , подвижные игры «Ручеек» , «Караси и щука» , чтение рассказов о наших водных ресурсах, просмотр презентаций.

«Путешествие по водоемам родного края »

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Примечание

Вводная часть (мотивация)

Воспитатель заводит детей в зал, просит поздороваться с гостями.

Наше сегодняшнее путешествие в мир природы мы посвятим одному волшебному веществу.

Я буду называть слова, а вы подумаете и скажите, что их объединяет :

Дождь, ручей, радуга, родник , фонтан, туча, болото, снег, рыба – это вода.

Вода принимает разные формы и бывает в разных состояниях. Она то дождь, то снег, то облако, то спокойное озеро, то буйное море, то твердый лед.

А что, если бы вода исчезла?

Об этом даже подумать страшно. Дети выстраиваются полукругом, здороваются

Дети отвечают : вода

Дети рассуждают : Не было бы дождя и снега – высохли бы реки и озера, погибли бы травы и деревья. Не было бы рыб, птиц, зверей и человека!

Основная часть

Вы слыхали о воде?

А я знаю слово «Водоем »

А вы? Что это?

Какие бывают водоемы ?

Как вы думаете, много ли воды на нашей планете, хватит ли ее всем?

Давайте посмотрим на глобус.

Что такое глобус?

Да, так выглядит наша планета Земля, только в уменьшенном виде. Каким цветом на глобусе обозначена суша? Каким цветом вода?

- Чего больше : суши или воды?

Да много воды на нашей планете. Но большую часть занимают большие водоемы – моря и океаны и вода в них соленая.

А всякая ли вода годится для человека, для различных его нужд?

Да, именно пресная вода нам нужна.

Давайте представим, что вся вода нашей планеты умещается в 3-х литровой банке (восп. показывает, то пресная вода (не соленая) уместится в половине стакана. Если я возьму 3 капельки пипеткой из этого стакана, то вот 3 капельки и будет вся вода рек и озер нашей планеты Земля.

Видите, как мало пресной воды.

Живым существам – человеку, животным, растениям нужно много воды именно пресной, но пресной воды явно недостаточно на нашей планете.

Есть такие места на Земле, где вообще воды нет.

Можно ли мы что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?

Всегда ли вы плотно закрываете кран? Из плохо закрытого крана за сутки вытекает ведро воды.

Значит, воду надо беречь!

Да что у тебя случилось?

Да ты подробней расскажи.

Да, очень жалко твой дом. Но не огорчайся. Мы сейчас с детьми подумаем о том, как тебе помочь. Советуемся. Давайте расскажем Водяному о наших водоемах , о нашей красавице Волге.

Рассаживайтесь поудобней, а ты, Водяной, смотри и слушай.

Наши дети тебе расскажут о наших водоемах .

Слышал о такой реке?

Слышал, слышал.

Река Волга течет медленно и спокойно. Весной, от таяния снега она разливается и становится намного шире.

В ветреную погоду река волнуется и волны гуляют по реке.

Давайте изобразим эти волны. Для этого мы построимся в цепочку, параллельно друг другу, взявшись за руки, образуя дугу, и будем опускать руки в тот момент, когда следующая пара, поднимает руки, получится река с бегущей волной.

Есть и даже много. Смотри (продолжение презентации)

Давайте все вместе поиграем в игру «Ручеек»

Ты найдешь у нас много друзей.

А ты проверь.

Давайте, подумаем, кто живет в водоеме ? Кто может быть другом Водяного?

Игра : «Четвертый лишний в нашем пруду» .

Я хочу предложить игру.

Давайте все отправимся на дно водоема . Хочешь с нами? Тогда…

Тогда давайте наденем водолазные костюмы , акваланги и спустимся на дно (имитация) .

Ну, вот мы с вами и на дне водоёма . Усаживайтесь поудобнее на «камушки» и приготовьтесь наблюдать.

Как много здесь различных рыб. Давайте попробуем угадать их названия. Внимательно послушайте загадку :

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (сом) .

Давайте понаблюдаем за сомом. Посмотрите на его внешний вид. На что похоже его тело?

Сом – донная рыба и его тело приспособлено для жизни на дне. Такими челюстями ему удобно подбирать пищу со дна. Он хватает всё, что движется.

А вот появилась ещё одна рыбка. Она маленькая с красными плавничками. В народе их называют пёрышки. Вы знаете, как называется эта рыбка?

Как вы думаете, почему она так называется?

Смотрите, какая интересная рыба появилась. Эта тоже донная рыба и называется она карпом. Карп ест всё, что найдёт на дне. Его называют донной свинкой.

Вспомните, какую донную рыбу мы уже видели?

Похож ли карп на сома?

Есть ли у них что-то общее?

А чем они отличаются?

Эта рыба хищница.

У неё острые зубы.

Живёт она в реках и лиманах.

Щука быстрая. Прожорливая. Берегитесь караси – всех переловит.

Игра «Караси и щука» (физкультминутка) .

- В народе говорят : нем как рыба. Что это значит? Почему так говорят?

Как дышат рыбы?

Каких рыб вы ещё знаете?

Чем все рыбы похожи?

Чем отличаются?

Посмотрите, у меня есть картинки с изображением рыб, которых мы сегодня видели. Давайте с ними поиграем.

Наше путешествие по дну водоёма подходит к концу . Запаса воздуха в аквалангах осталось совсем немного, пора возвращаться на берег. Поднимаемся, снимаем акваланги (имитация) .

Дети по очереди читают стихотворение «ВЫ слыхали о воде?»

1 Говорят, она везде!

2 В луже, в море, в океане,

3 И в водопроводном кране .

4 Как сосулька замерзает,

5 В лес туманом заползает,

6 На плите у вас кипит,

7 Паром чайника дымит,

8 Без неё вам не помыться,

9 Не наесться, не напиться,

10 Смею вам я доложить :

Все : Без воды нам не прожить!

Ответы детей :

Это хранилище воды.

Это дом для животных и растений.

Они бывают разные большие и маленькие.

Большие это моря и океаны, поменьше реки, речки, озера, пруды, ручьи, родники .

Это наша планета.

Желтым, коричневым суша, голубым – вода.

Больше воды.

Соленая.

Только пресная.

Дети рассуждают :

Не лить понапрасну воду, закрывать кран.

Дети ведут рассказ.

1 Мы живем в красивом городе, который называется Саратов.

Вдоль города течет река Волга.

Наша Волга одна из самых больших и красивых рек в Европе.

Волга разделяет 2 города Саратовской области : Саратов и Энгельс.

Большой и красивый мост соединяет эти города.

2 Как жизнь начинается с детства, так и великая река начинается с маленького родника . Ключ, бьющий из земли, образует небольшой ручеек. И вот уже побежал ручеек, прокладывая путь между кустами и деревьями. По дороге к Каспийскому морю вбирает в себя многие ручейки и маленькие речки и постепенно превращается в могучую, полноводную и красивую реку.

3 Волга широкая, потому что у нее много помощников, притоков – больших и маленьких речек, которые несут в нее свои воды. Знаете сколько их? 200. Это реки Медведица, Хопер, Большой и малый Иргиз, Терешка, Баланда

Дети выходят со стульчиков, перестраиваются дугой и показывают волны

Продолжают рассказ.

4 Вода в Волге чистая, светлая, прозрачная. Поэтому в реке водится много рыбы, да такой, какой нигде не видали. Только в Волге водится стерлядь, осетр, белуга, угорь.

Дети вместе с Водяным играют в малоподвижную игру «Ручеек» .

Дети подходят к столам, выбирают подходящих животных и рассказывают о них.

5 Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки . У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали. Водомерка - насекомое . Живут у водоемов , они на своих лапках, когда встают на воду не тонут, потому что так устроены. Они очень легкие.

6 Для уток водоемы служат основным домом, в котором они живут длительный срок, выращивают потомство, и лишь временно, на зиму, вынуждены улетать в теплые края . Они собирают корм, опустив голову вниз – это моллюски, личинки насекомых, иногда головастики и мальки рыб. А также питаются растительной пищей - это, тростник, камыш, осока.

7 Бобер живёт по берегам лесных рек, речек и озёр. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой . Кроме того, бобры строят плотины.

8 Рыбы, как животные бывают хищники и травоядные.

Дети «спускаются на дно водоёма и усаживаются на камешки (иммитация) ».

Дети, сидя на ковре, рассматривают на экране различных рыб, отгадывают загадки, отвечают на вопросы воспитателя.

Похож на бревно, его тело длинное округлое без чешуи, голова большая, глаза маленькие, возле рта длинные усы которыми он осязает добычу.

Краснопёрка.

Потому что у неё красные пёрышки.

Нет, они разные.

И карп и сом живут на дне и собирают со дна пищу, их называют донными рыбами.

У карпа есть чешуя, а у сома нет и усы у карпа короче. Он меньше сома и его тело совсем другое и хвосты с плавниками непохожи.

Дети играют в подвижную игру «Караси и щука»

Рыбы не умеют издавать звуки.

У них есть жабры.

Судак, лещ, тарань.

Они живут в воде, у них есть жабры, плавники, хвосты, чешуя.

Размером, окраской, средой обитания.

Дети вместе с воспитателем и Водяным играют в д/и :

«Что изменилось?» ;

«Какая рыба спряталась?» ;

Дети встают, имитируют как оно снимают акваланги. На экране мультимедийного оборудования появляется изображение воды, тихо играет музыка.

На экране открывается кадр «Водоемы »

Воспитатель демонстрирует глобус.

На экране кадр : «Как человек использует воду»

Воспитатель показывает опыт :

3-х литровая банка с водой , полстакана воды, пипетка, блюдечко.

Кадр «Пустыня»

Появляется грустный и расстроенный Водяной.

Беречь…. Нужно беречь… Мой пруд нужно беречь.

Кто я? Водяной, не похож? Доживете до такого и не узнаете друг друга

Ох, беда…погибает наша вода. Мои пиявки и лягушки – ух какая радость! (поет)

Люди построили возле моего пруда свои дачи, большие, красивые.

Мы им были рады. Приходите, купайтесь, отдыхайте, ловите рыбку, любуйтесь красотой. А они моют машины, сбрасывают свой мусор. Рядом с лебедями плавают памперсы и целлофановые пакеты (плачет, около красавиц лилий, сгрудились бутылки.

Я ушел, не смог, ищу вот новый водоем .

Воспитатель приглашает всех пройти и сесть на стульчики перед экраном.

На экране кадр : «Город Саратов» ;

Река Волга;

Мост через Волгу;

Широкая полноводная Волга.

Родник .

На экране :

Реки Саратовской области : Медведица, Хопер, Баланда, Большой Иргиз, Терешка…

Кадр : ветер на Волге

Музыка шума ветра.

Водяной вместе с детьми.

Дети поворачиваются к экрану

Кадр : «Стерлядь, осетр, белуга, угорь»

Водяной : А озера и пруды есть у вас? Ручьи?

Продолжение презентации.

Кадры : «Пруды, озера Саратовской области»

Водяной : Да, хорошо тут у вас, но без друзей мне будет плохо.

Разве вы знаете кто мои друзья, разве вы знаете жителей водоемов ?

Хорошо, вот вам задание (Водяной раскладывает карточки на столы с разными животными)

1 Водомерка , ежик, божья коровка, корова

2 Утка, собака, пчела, лиса.

3 Бобер, белка, хомяк, снегирь

4 Рыба, ворона, медведь, овца.

Водяной : Да, много вы знаете!

Видеозапись подводного мира, приятная музыка.

Присаживаются свободно на ковер.

Водяной : А можно я вам еще загадаю загадки.

Воспитатель приглашает подойти к экрану

Водяной :

Где же вы её найдёте? Ну конечно же, в болоте! Зелена, как трава, Говорит : «КВА, КВА, КВА!» (Лягушка)

Ползает наоборот,

задом наперёд.

Всё под водой

хватает клешнёй (Рак) .

По узкой дорожке,

голова да рожки.

Кто так медленно ползет,

на себе свой дом везет? (улитка) .

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Слушайте, как мне у Вас хорошо!

Заключительная часть (рефлексия)

Тебе Водяной понравилось?

А Вам, дети понравилось наше путешествие ? О чем мы рассказывали нашему другу Водяному?

Мы гордимся тем, что живем на берегу такой прекрасной реки «Волга» . Она нас и угощает и спасает от летнего зноя, помогает быть здоровыми, радует и веселит в любое время года.

А мы порой относимся к водоемам и её обитателям небрежно. Не соблюдаем «правила этикета» .

Как же мы с вами должны поступать, чтобы сохранить красоту и богатство

наших рек, рыбье царство и всех обитателей?

стихотворение Е. Шкловского.

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки :

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники :

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной .

И шепчут губы : «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»

Пусть вам у нас хорошо живется!

Дети вспоминают :

О нашей красавице Волге и ее притоках, рассматривали на экране красивые фотографии, по карточкам находили жителей водоемов , спускались на дно водоема , рассматривали рыб, отгадывали загадки, играли в игры «Ручеек» , «Караси и щука» , делали волны.

Дети берут расположенные на фланелеграфе экологические

запрещающие знаки, нарисованные совместно с родителями,

демонстрируют и рассказывают о их содержании и назначении 1 -В воде растут волшебные цветы,

И нет вокруг нежнее красоты!

Ребята, не пытайтесь нас срывать,

Для всех мы будем землю украшать,

А без воды - завянем сей же час.

Не надо, люди, не губите нас!

2 У озера свои зверюшки :

Улитки, рыбки и лягушки.

И хоть их водится тут много

Ты их, пожалуйста, не трогай!

3 Хоть опасны змеи, но нужны :

Чистоту беречь они должны.

Санитарам леса и воды,

Ты не делай зла или беды.

4 И разный сор в траве не оставляй,

Не зарывай в песок и в воду не бросай!

Не засоряй прекрасный водоем

Ведь мы еще не раз сюда придем!

5 Ты у реки и в ней велосипед не мой!

На нем ведь масло, грязь, мазут.

Речные обитатели умрут!

Такая грязная вода

Для рыбок настоящая беда!

6 У живности свои заботы,

И каждая дитя природы.

А для природы все важны,

Полезны очень и нужны!

Водяной : Эх, буду жить в вашем крае Саратовском, мне у вас понравилось. Пойду за своими друзьями приглашу их жить в Саратовские пруды.

А вам от меня на память игра «Удочка»