Консультация на тему: Пробелы в знаниях. Что делать? Технология предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях младших школьников

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на педагогическом совете

Работа с неуспевающими, ликвидация пробелов, повышение интереса к обучению как путь повышения качества образования

учитель математики: Гатауллина Ф.Х.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

u пропуски занятий по болезни;

u слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

u задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

u педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

u неблагополучная семья;

u проблема «улицы»;

u прогулы.

Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

Цели:

Ликвидация пробелов у учащихся в обучении;

Создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

Создать благоприятную атмосферу на уроке;

Своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

Изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

Освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

Ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

Культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

План работы со слабоуспевающими учащимися

Мероприятия

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

В течение учебного года.

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

7.Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности?

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемым с моей точки зрения является групповая технология :

во-первых , потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.

во-вторых , групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Выделю преимущества группового обучения перед традиционным:

приобщение к важным навыкам жизни: действенное общение, умение слушать, умение встать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели;

улучшение академической успеваемости;

воспитание самоуважения;

укрепление дружбы в классе, изменение отношения к школе;

отсутствие соревнования в учебной деятельности;

убеждение учащиеся в ценности взаимопомощи.

Для повышения эффективности и реального результата урока, активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики применяю систему ключевых задач. Её использование позволяет с одной стороны, включить в работу каждого ученика, а с другой развивает системное, логическое мышление учащихся. Для мотивированных детей появляется возможность проанализировать и оценить материал в полном объёме, сравнить разные методы решения, определить границы применимости для дальнейшего использования полученных знаний при решении более сложных задач.

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходило на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Для эффективной учебной деятельности всех учащихся дифференцировать их по уровню подготовки, стимулировать школьников, которым хорошо дается математика, поддерживать тех, у кого возникают трудности. Именно поэтому я в своей работе использую элементы технологии «Дифференцированное обучение».

Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике.

Под этим понятием подразумевается такое качество, которое характеризуется высоким уровнем мотивации в усвоении знаний и умений. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой технологии. Одной из таких технологий является игровая. Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении.

На современном этапе развития трудно представить общество без компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство. С помощью компьютера можно значительно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков учащихся.

Во время учебы даже у смышленого ученика иногда могут возникнуть трудности с пониманием предмета. Внешними факторами тут часто выступают болезни, неблагоприятная семейная обстановка, смена школы и т.п. При этом у школьных учителей не всегда есть время устранять пробелы в знаниях и сложности накапливаются, как снежный ком. Как наверстать упущенное?

Математика - наука, которую надо просто знать. Это по русскому можно ещё как-то «выехать», прочитав хрестоматию, а тут каждый пробел ведет к неверному решению. Чтобы помочь ребенку справиться с неуспеваемостью и преодолеть отставание по предмету, можно пригласить репетитора по математике. При этом стоит сразу оговорить цель занятий - устранение пробелов, чтобы педагог смог выбрать верную модель обучения.

Этапы работы с пробелами по предмету

В первую очередь репетитор по математике проводит одно или несколько занятий на выявление ошибок ученика и их анализ. Одновременно он ищет слабые стороны ребенка, изучает его познавательные особенности. С учетом полученных данных он сможет построить корректный план обучения, направленный на устранение пробелов.

Во время индивидуальных занятий осуществляется также профилактика возможных трудностей в дальнейшем. То есть репетитор не просто работает на повышение успеваемости ребенка, но и стремится научить его логически мыслить, анализировать математические процессы, использоваться свои сильные стороны в процессе учебы (например, визуальную память и т.п.). Он формирует у него прочные знания и стимулирует познавательную активность.

Каждый этап обучения сопровождается контролем усвоения знаний. Вместе с репетитором ребенок учится самопроверке, что помогает ему в дальнейшем самостоятельно работать над заданиями.

Таким образом, этапы работы с пробелами по предмету делятся на основные группы:

  1. Выявление, анализ, изучение природы ошибок.
  2. Планирование работы по их устранению.
  3. Работа «над ошибками» и их профилактика; формирование необходимых умений и навыков.
  4. Закрепление усвоенных знаний.

Дополнительные меры по устранению пробелов по математике

Кроме занятий с репетитором для повышения успеваемости можно порекомендовать ребенку посещать внеклассные познавательные мероприятия. Большая польза будет также от внимания родителей и учителей. Любая похвала за успехи поможет ему справиться со своими страхами, повысит самооценку, даст стимул к учебе.

ПРОБЕЛЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Давайте поговорим о современном школьном образовании, точнее, об основных его принципах . Безусловно, существуют разные школы: специальные школы с уклоном на какие-то предметы, экспериментальные школы и т. д., но мы будем говорить о принципах работы простых общеобразовательных школ.

Принцип, по которому проходит обучение в таких школах, – это планомерное движение вперед. Сначала усваивается одна тема, затем другая и т. д. Предполагается, что ученики повторяют пройденный материал и относятся очень серьезно к тому, чему их учат. Темы переходят из года в год, дополняются, усложняются, рассматриваются на новом уровне. Вот вам и цикличность , которая крайне необходима. По объему и охвату материала, по глубине проработки наша программа превосходит многие западные. Теоретически все выглядит очень здорово.

Проблема в том, что программы рассчитаны на «идеального », прилежного, ученика. Но далеко не такой большой процент детей имеет естественные склонности к обучению. У некоторых есть скрытые способности к торговле, некоторым просто нравится работать руками. Но образовательная программа одна, она рассчитана на активный тип учеников, самых лучших и прилежных, со склонностями к обучению.

Как же быть остальным? В этом случае роль учителя крайне важна. Он должен уметь переформировать материал таким образом, чтобы каждому было понятно.

К сожалению, на практике все получается немного по-другому. Пройдя одну тему, а потом еще несколько, большинство учениковзабывают то, что они проходили месяц назад. В результате, завершив годовой курс обучения, они не изучают ничего серьезно .

Причина этому – слишком большие промежутки между занятиями, слишком частые переключения внимания, связанные с большим количеством предметов, которые приходится изучать. Школьники теряют целостность восприятия . А поверхностное изучение предмета не дает возможности увидеть завершенность и гармонию. Если же информация не замыкается , преобразуется во что-то целое, в какую-то законченную картину, то память очень быстро снимает ее поддержку, освобождаясь от «малозначимой » информации. Актуальность определяется повторениями.

Память работает как машина , она не понимает деклараций типа: «Меня зовут Вася , и мне очень, очень, очень нужен английский. Он очень важен для меня». Чего бы Вася ни хотел, если его действия не соответствуют провозглашаемому, то память не поймет Васю. Она безжалостно сотрет недоученную информацию, несмотря на все его заявления. Важность для нее определяется только цикличностью повторения, то есть конкретным ритмом самой работы, а не одними намерениями.

Помните, мы рассматривали этот принцип работы памяти? Еще раз: если информация не повторяется определенное количество раз в определенный промежуток времени, то она просто стирается . Увы, но такова наша память, не ждите от нее понимания и сострадания.

Хорошая учеба: заметки для современной семьи

Все мы знаем, что школа - это первая ступенька во взрослую жизнь. И не устаем повторять своему ребенку: «Учись хорошо, это понадобится тебе в будущем!» А он не устает доказывать своими действиями, что не очень нам верит. То есть учится спустя рукава.

Есть и другая крайность. Ребенок очень ответственно относится к своим школьным обязанностям. Сидит за домашним заданием часами. Каждая плохая отметка - это трагедия. Родители переживают за его здоровье и завидуют соседям, которые не знают, как усадить свое чадо заниматься после школы.

При этом на вопрос: «Что такое хорошая учеба в школе?» - все родители без колебаний отвечают: «Это хорошие школьные отметки!» На мой взгляд, такой упрощенный подход приводит к целому ряду печальных последствий.

Во-первых, он является одной из главных причин недовольства современных родителей школьным образованием. Школьные отметки хорошие - родители недовольны качеством знаний. Школьные отметки родителей не устраивают - они третируют детей и злятся на школу. Куда ни кинь - всюду клин!

Во-вторых, сводя хорошее обучение к хорошим отметкам, родитель как бы снимает с себя ответственность. Отметки в школе у ребенка хорошие? Вот и хорошо. В 11-м классе, если что, наймем репетиторов и подтянем знания. Отметки в школе у ребенка плохие? Не смертельно, куда-нибудь да поступит.

В-третьих, жизненный опыт большинства родителей говорит им: хорошие школьные отметки слабо коррелируются с успехами в жизни. Родители видят, что школьные отличники нередко прозябают на второстепенных должностях. Ими руководят энергичные бывшие «троечники» (как их называть в 10-балльной системе, я не знаю). Успешную научную карьеру делают те, кто нередко получал в школе плохие оценки. Это приводит к тому, что призыв: «Учись хорошо, это понадобится тебе в будущем!» - звучит в их устах фальшиво. Нынешние дети эту фальшь хорошо чувствуют.

Они чувствуют нашу фальшь, а у нас не хватает понимания и аргументов, чтобы объяснить им важную, но не очевидную истину. Основа жизненных успехов и неудач, карьерных взлетов и падений любого человека действительно закладывается в школьные годы. Прочный, перспективный фундамент - это хорошая учеба в школе. Только хорошую учебу нужно понимать во всем многообразии аспектов этого сложного процесса.

Возможно, в педагогической литературе можно найти ответ на вопрос: «Что же такое хорошая учеба школьника?» Только родители не читают такую литературу. И читать никогда не будут - они нормальные занятые люди, им не до этого.

А вот серию небольших заметок, каждая из которых рассмотрит отдельную грань хорошей учебы школьника, могут и прочитать. По крайней мере, я на это очень надеюсь. Иначе бы за серию «Хорошая учеба - это …» просто не взялся.

В серии планируется 11 заметок, в которых будут затронута мотивация ребенка и борьба с пробелами в знаниях, развивающие аспекты обучения и экономия времени и усилий во время учебы, а также некоторые другие, не менее важные грани ХОРОШЕЙ УЧЕБЫ В ШКОЛЕ.

Хорошая учеба - это мотивация, понятная школьнику, а не только родителю

Любой грамотный руководитель понимает, что эффективность работы сотрудников зависит от их правильной мотивации. Мотивированный человек, занимающийся своим делом, может свернуть горы. Работник, не мотивированный на результат, будь он семи пядей во лбу - больших успехов не достигнет.

Как подтолкнуть своего ребенка к более усердным занятиям? Чаще наказывать? Или наоборот, чаще поощрять? Можно ли награждать за хорошие оценки? Не приведут ли наказания к полному отвращению школьника к учебе?

Подобными вопросами задаются многие родители. И не могут выработать понятную и приемлемую схему. Ни для себя, ни тем более для своего ребенка. В результате чаще всего занимают позицию: «Мы тебя кормим, поим, одеваем? Позволяем развлекаться? Ты же хочешь после школы поступить в вуз? Значит, хорошо учиться - это твоя святая обязанность!»

Попробуем разобраться в плюсах и минусах такой позиции и в последствиях, к которым она приводит.

Для объективного анализа нам придется сначала ответить на вопрос: «Можно ли считать учебу в школе работой?» Правильный ответ на этот вопрос поможет разложить ситуацию по полочкам и выработать правильную модель мотивации.

Наверное, найдутся люди, которые скажут, что учеба - это не труд, а приятное развлечение. Я таких счастливчиков не знаю. Подавляющее большинство моих знакомых уверено, что учеба - это непростой труд, требующий немалых усилий.

Может быть, они имеют в виду какую-то другую учебу? Есть ли принципиальная разница в учебе школьника, студента или слушателя корпоративных курсов? На самом деле - есть!

Слушатель корпоративных курсов знает совершенно точно, что, зачем и почему он учит. Студент знает это более-менее приблизительно. Школьник об этом только догадывается. Имеем первое отличие.

Слушатель корпоративных курсов четко понимает прямую материальную выгоду своей учебы (у него повысится зарплата). Студент видит эту выгоду в тумане (может быть, удастся найти более перспективную работу). Школьник не видит вообще никакой материальной выгоды (кормить и одевать его не перестанут даже при плохих отметках). Это второе отличие.

И все-таки эти отличия не лишают учебу в школе статуса «тяжелый умственный труд». Поэтому делаем первый шаг и признаем это.

Признав, что учеба в школе - это непростой труд, требующий временных затрат и интеллектуальных усилий, сделаем следующий шаг. Труд и работа - это хоть и слова-синонимы, но смысловое различие есть. Поэтому родитель, признавая учебу в школе трудом, категорически отказывается воспринимать ее как работу. Вернее, он про это даже не думает.

История знает два примера, когда труд не признавался работой. Труд рабов в рабовладельческом строе (полностью) и труд крепостных крестьян в феодальном (частично). Рабовладельческий строй проиграл экономическую гонку феодальному строю. Феодальный строй уступил свои позиции капитализму. Главная причина этих событий - низкая производительность труда. Главная причина низкой производительности - отсутствие нормальной мотивации к труду.

Уместна ли эта аналогия для нашего анализа? На мой взгляд, да, хотя и с оговорками. Понятно, что, кроме кормим-одеваем, мы ребенку говорим и про перспективы в будущей жизни. О чем, естественно, не говорили рабам и крепостным крестьянам. Но вот насколько это воспринимают наши дети? Судя по отношению к учебе современного среднестатистического школьника - плохо воспринимают.

Почему плохо воспринимают - об этом будет разговор в отдельной заметке. Сейчас сделаем два важных вывода:

1. Аргументация «мы тебя кормим-одеваем» по эффективности работает примерно так же, как работали похлебка, дерюжка и лежанка раба. Если не наказывать или дополнительно не поощрять - очень слабо.

2. Аргументации «тебе это нужно в будущей жизни» современный школьник верит мало. Самый ехидный ребенок вполне может спросить маму: «И что, помогли тебе системы линейных уравнений в жизни?»

Все встанет на свои места, если мы признаем, что учеба в школе - это работа, которую выполняет наш ребенок. И как любая работа, она должна оплачиваться. Независимо от будущих воздушных замков и иных перспектив. А вот как оплачиваться - это и есть самый важный вопрос, требующий грамотного ответа.

Теперь, когда школьный труд признан нормальной работой, разбираться в ситуации становится проще. Про мотивацию работников написано множество умных книг, выработано множество работающих в самых разных условиях схем. На них вполне можно опираться, имея в виду ряд важных аспектов.

1. Школьник должен в рамках договоренностей со своими родителями четко понять, что «кормим-поим-одеваем» - это существенная часть его зарплаты, а не только обязанность родителей. Дополнительная часть будет зависеть от его усердия и результатов. В этой ситуации уместна аналогия с традиционными подходами в оплате труда. Штатный оклад, надбавки и премии за особые успехи и заслуги.

2. Никому не придет в голову мотивировать всех работников по одной модели. Для ученых способы мотивации одни, для управляющих большими компаниями - совсем другие. Продавцы пылесосов, разъезжающие по домам, имеют свою модель мотивации. Учителя, врачи, офицеры, каменщики - в каждом случае модели мотивации оттачивались не одно десятилетие.

3. Учеба в школе в разных ситуациях также имеет свои особенности и не может быть мотивирована по единой модели. Одна модель для Петрова, который тратит на домашние задания 10 минут в день, умудряясь при этом получать хорошие и отличные отметки. Другая модель для Сидорова, который решил взяться за ум и подтянуть свои школьные отметки с 4 - 5 до 6 - 7. Третья - для Иванова, который мечтает стать программистом и ни о чем другом слышать не хочет.

4. В большинстве случаев мотивация работников включает не только поощрения, но и наказания. Штрафы за опоздания, лишение премии, снижение надбавки. Поэтому и при формировании мотивации школьника одними пряниками не обойтись. Главное, чтобы «кнут» применялся по регламенту (предсказуемо и неотвратимо), а не по причине плохого настроения папы или мамы.

Главная цель данной заметки - подтолкнуть родителей по-новому взглянуть на мотивацию своих детей к хорошей учебе в школе. Пользуясь соображениями, высказанными выше, родитель может придумать свою модель мотивации.

Хорошая учеба - это успешная борьба с пробелами в знаниях

Cначала ответим на вопрос: «Что же такое пробелы в знаниях?» По-простому можно сказать так: «Это то, что школьник на данный момент должен знать, но не знает.То, что должен уметь делать, но не умеет».

Все необходимые знания и умения по всем предметам для каждого класса прописаны в школьных учебных программах. Программами руководствуются авторы школьных учебников.Они закладывают в свои тексты все необходимые теоретические и практические компоненты. Поэтому учебник детализирует заложенные в программе знания и умения, выстраивает их усвоение в определенную последовательность. Со школьными программами постоянно сверяются учителя. Родители про школьные программы в лучшем случае только слышали.

Следующий важный вопрос: «Насколько критичны те или иные пробелы в знаниях?»Под критичным пробелом я понимаю тот пробел, который реально мешает усваивать новый материал. Если школьник в 5-м классе путается в таблице умножения, то о каком усвоении математики может идти речь? Под критичным пробелом я также понимаю тот пробел, который постоянно проявляется. Например, школьник не умеет применять правило проверки безударных гласных и часто делает подобные ошибки.В этом случае хорошей оценки по русскому языку он никогда не получит. И во взрослой жизни будет постоянно попадать впросак.

В школьных программах об этом ни слова. Там все знания и умения перечислены как равнозначные. В учебниках также почти невозможно встретить четкое выделение наиболее критичных знаний и умений. Почему так - в общем-то, понятно. Заведомо закладывать в программу или учебник второстепенность значительной части учебного материала неправильно. Последствия могут быть непредсказуемыми. Но и делать вид, что такой проблемы нет, тоже большая ошибка.

Важно также понимать, что в разных предметах критичность пробелов в знаниях проявляется по-разному.

Предметом, в котором прошлые и новые знания связаны наиболее тесно, является математика. Здесь каждый второй пробел является критичным. Примеров можно приводить множество, но это очевидно любому, кто вспомнит школьные годы и уроки математики.

В русском языке другая проблема. Изучение новых тем постоянно сопровождается необходимостью доказывать, что пройденные правила правописания усвоены хорошо. Сам же материал связан между собой меньше, чем в математике. Вполне можно иметь существенные пробелы в разделе «Словообразование» и с успехом проходить темы раздела «Морфология». Подчеркну, я говорю о школьном варианте курса «Русский язык», а не о науках «Лингвистика», «Языкознание» и др.

Во многих школьных предметах связанность материала присутствует в основном в рамках отдельных разделов. Можно плохо знать раздел физики «Динамика» и получать хорошие оценки при прохождении раздела «Оптика». Чем помогут школьнику знания из ботаники при изучении анатомии человека?

Вывод из вышесказанного я хочу сделать следующий.

К пробелам в знаниях нужно относиться рационально. Критичные пробелы должны устраняться в безусловном порядке. На это нужно направлять все необходимые временные и иные ресурсы. Остальные пробелы - по ситуации. Собирается школьник поступать на филологический факультет?Значит,все пробелы в знаниях по русскому языку следует считать критичными. А вот к пробелам по химии или биологии можно относиться творчески.

Еще несколько важных вопросов. Насколько неизбежны пробелы в знаниях? Можно ли так организовать преподавание, чтобы пробелов не было? Что здесь зависит от учителя, а что от школьника?

Большинство родителей уверены, что пробелы в знаниях их детей - это следствие низкого уровня преподавания в современной школе. Попробую переубедить их и защитить честь современной школы.

В мире существуют две основные модели организации учебного процесса в школе:

Время пришло - все переходят к новому материалу.

Большинство стран мира, в том числе наша страна, строит школьное образование по второй модели.

Значит, разные ученики за одинаковое время проходят один и тот же учебный материал. И из этого возникает неизбежная проблема: у учеников накапливаются пробелы в знаниях. У кого - больше, у кого - меньше.

С этой проблемой учителя стараются бороться. Но на уроке сделать это практически невозможно. Детей в классе много, пробелы у них разные. Да и к новому материалу постоянно переходить нужно.

Единственная возможность - решать эту проблему за счетсамостоятельной работы ребенка. Но и здесь возникает ряд препятствий:

Обычный ученик не в состоянии адекватно оценивать собственные пробелы в знаниях;

Традиционные домашние задания не индивидуальны по своей сути, да и служат они в основном для закрепления только что пройденного материала;

Такая работа требует постоянного мониторинга (либо со стороны специалиста-предметника, либо со стороны родителя, либо при их совместном участии).

Поэтому обвинять школу и учителей в пробелах в знаниях некорректно. Это неизбежное следствие существующей модели организации образовательного процесса. Конечно, хороший учитель отличается от плохого тем, что у его учеников пробелов в знаниях меньше. За счет более интересных и понятных уроков. За счет настойчивости в преодолении ученической лени и хитрости. Иногда за счет дополнительных усилий, чаще всего - неоплачиваемых.

К данной ситуации пока лучше всего подходит поговорка: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Что и демонстрирует родительское сообщество, благодаря которому рынок репетиторских услуг в стране исчисляется огромными суммами.

Традиционное репетиторство сегодня воспринимается в обществе как альтернатива школе. Но это не совсем так, или даже совсем не так. Школа и репетиторство сегодня органично, но не очень экономично для семьи дополняют друг друга. У учителя нет возможностей для систематического устранения пробелов в знаниях всех своих учеников. Этим занимаются привлеченные репетиторы. Но ни один репетитор не занимается обучением с нуля. Он получает подопечного, который в той или иной степени учебный материал проходил.

Именно здесь, на мой взгляд, кроется нераскрытый потенциал использования компьютера в учебном процессе. На этом пути можно выйти на реальное повышение качества обучения при помощи простых и экономичных инструментов.

План работы

по ликвидации пробелов знаний

по геометрии в 8 классе

План разработан

учителем математики

Базакиной А.В.

Лямбирь- 2016

Аннотация

Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил подростка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предмета, как математика. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие обучающегося. Успех обучающегося может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед группой.

Обучающийся может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития; педагогическая запущенность: отсутствие у подростка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

неблагополучная семья; проблема «улицы»; прогулы;

Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь узкие специалисты (врач, психолог, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

Цели:

-ликвидация пробелов у учащихся в обучении математики;

-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

- создать благоприятную атмосферу на уроке;

- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

- изменить формы и методы учебной работы на уроках математики, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

- освободить подростков от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

Организация работы по устранению пробелов

Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся - неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы - залог высоких результатов обучения.

Учитель-практик знает, сколь кропотлив и важен этот труд. Если не уделять данному вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные ученики погрязнут в ошибках. Нельзя умалять роли и пускать эту работу на самотек, что называется, от случая к случаю. Необходимо проводить мероприятия по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно.

Трудно вычленить данный вид педагогической деятельности из целостного процесса - процесса обучения, в котором все взаимосвязано.

Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать общепринятые формы и изобретать, внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.

Цели работы:

    формирование прочных знаний;

    обучение приемам самоконтроля;

    формирование потребности в самоконтроле;

    воспитание ответственности за выполненную работу;

    развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.

Задачи, решаемые в ходе работы

Контролирующая . Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения.

Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.

Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.

Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.

Ориентирующая . Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.

Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле.

Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок; планирование работы по устранению пробелов; устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.

I этап. Выявление ошибок

Осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, само и взаимоконтроля.

Письменные работы провожу регулярно. Строго слежу за самостоятельностью выполнения. Наиболее эффективными (для выявления ошибок) формами письменных работ считаю:

    в начале и конце учебного года - тестирование с последующим составлением таблицы, в которой четко видны ошибки каждого в отдельности и класса в целом;

    в течение учебного года - традиционные контрольные и предшествующие им самостоятельные работы, письменный опрос теоретического материала;

    для усвоения контроля «узкой» темы: математические диктанты («Закончи фразу», «Заполни пропуски», «Сформулируй вопрос», «Вычисли устно и запиши ответ»), «Цепочки»), минитесты. Задания такого типа позволяют быстро и, главное, своевременно обнаружить пробелы в знаниях по изучаемой теме, что полезно и учителю, и ученику.

Устная проверка ЗУН направлена на выявление типичных ошибок конкретной темы и общеучебных умений и навыков. Она эффективна, если направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяю вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной проверки зависит от подбора вопросов и последовательности их постановки. Каждый вопрос должен быть логически завершенным, предельно сжатым и точным. Выделю два условия качественного выявления знаний:

Ученику никто не мешает (ответ комментируется потом);

Прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону.

Приемы устной проверки использую на различных этапах урока.

Привитие учащимся умений и навыков самоконтроля не только позволяет им находить собственные ошибки, но и благотворно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Формы: «Найти и объясни ошибку» (свою, допущенную одноклассником, запланированную учителем), «Проверь ответ и пойми ошибку», «Оцени свой ответ».

Взаимоконтроль качества и эффективности учебной деятельности школьников помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся и содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. «Задай вопрос», «Найди дыру в решении и задай вопрос» (чтобы помочь отвечающему самому найти ошибку), «Дай рецензию ответа», «Объясни решение товарищу», взаимопроверка домашних и проверочных работ, правил, формул, теорем, определений - вот далеко не все формы взаимоконтроля. Положительно еще и то, что взаимопроверку можно проводить и во внеурочное время. Взаимопроверка знаний активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается интерес к знаниям. Ребятам нравится сам процесс, укрепляются их взаимоотношения с товарищами.

На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

II этап. Фиксирование ошибок

Фиксирование ошибок происходит параллельно их выявлению, но далеко не каждый ученик способен усвоить материал и выработать прочные умения и навыки даже после классической цепочки: учитель показал - ученик сам порешал - учитель указал на ошибки - ученик выполнил работу над ошибками. Приступая к изучению новой темы, школьник часто забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного, продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных» тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов в обучении математике. Необходимо вести строгий учет ошибок в виде списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле до той поры, пока не будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие не из легких, оно требует терпения и времени. Но цель оправдывает средства. И тот, кто пройдет этот путь, будет вознагражден учебными достижениями своих учеников. Рациональными формами фиксирования ошибок, на мой взгляд, являются следующие:

    Таблица, в которую заносятся результаты проверки теста. Она позволяет увидеть картину «справляемости» по классу в целом и каждого ученика в отдельности (табл.1).

    Тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы, кто чего не сдал (табл.2).

    По ходу урока, при выполнении домашних работ настоятельно рекомендую ученикам, если что-то не смогли сразу понять, ставить пометки на полях (типа «?»), чтобы потом подумать или воспользоваться помощью учителя, одноклассника. Нацеливаю учеников на то, чтобы не оставляли «непонятных» участков без внимания.

III этап. Анализ допущенных ошибок

Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником - в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях

Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников.

    Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

    Работа над ошибками проводится после каждой письменной работы, повторный зачет - после неудовлетворительной отметки.

    Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если пропустил).

V этап.

Устранение пробелов в знаниях

    Анализ работы в классе.

    Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.

    Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).

    Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).

VI этап. Меры профилактики

Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки - тоже своего рода недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические меры.

    Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно сформулированными, хорошо читаемыми.

    Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.

    При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.

    Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.

    Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.

    Систематическое приучение к самоконтролю позволяет добиться заметных результатов. При этом растет общая математическая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.

План работы по ликвидации пробелов в знаниях по геометрии