Кризисы человеческой жизни. Кризисные периоды в жизни человека

Возрастные кризисы [греч. krisis - решение, поворотный пункт] - особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. У кого-то они проходят гладко, кто-то вообще себе места не находит. Форма, длительность и острота кризисов может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей человека, социальных условий, особенностей воспитания в семье. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Это помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

Гораздо менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Они возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности

Первый подобный кризис приходится примерно на 16-20 лет. В этом возрасте человек уже является формально и считается взрослым. Более того - взрослым он считает себя сам, и соответственно пытается это доказать себе и всему остальному миру. Кроме того, это время настоящей, взрослой ответственности: армия, первая работа, университет, возможно первый брак. За спиной перестают стоять родители, начинается действительно самостоятельная жизнь, пропитанная многочисленными надеждами на будущее.

Следующий возрастной кризис приходится примерно на 30- летие. В это время человек оценивает сделанное и уже гораздо более трезво смотрит в будущее. Ему начинает хотеться покоя, стабильности. Многие в этом возрасте начинают "делать карьеру", другие, наоборот, уделяют больше времени семье в надежде найти некий "смысл жизни", что-то, что всерьез заняло бы ум и сердце.

Далее возрастной кризис выпадает на 40-45 лет. Человеку видится впереди старость, а за ней самое страшное - смерть. Тело утрачивает силу и красоту, появляются морщины, седые волосы, одолевают болезни. Наступает время для первого боя со старостью, время, когда ударяются то в любовные приключения, то с головой уходят в работу, то начинают совершать экстремальные поступки вроде прыжков с парашютами или восхождений на Эверест. В этот период некоторые ищут спасения в религии, другие - в различных философиях, третьи же наоборот становятся циничней и злее.

Следующий возрастной кризис приходится на 60-70 лет. Человек в эти годы, как правило, выходит на пенсию и совершенно не знает, чем себя занять. К тому же здоровье уже не то, старые друзья далеко, а кого-то может быть, нет в живых, дети выросли и живут давно уже своей жизнью, даже если и в одном доме с родителями. Человек внезапно понимает, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век - завершается. Он ощущает себя потерянным, может впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.

Содержание статьи:

Кризисные периоды в жизни - это нормальный, физиологический процесс, который обусловлен сменой жизненных ценностей и установок. Эти обязательные этапы развития личности происходят у большинства людей, но протекают у всех по-разному. Если человек готов меняться и развиваться, то проблем с психологическим состоянием быть не должно, но нередко кризисы влекут за собой развитие различных фобий, комплексов, депрессий. Часто люди загоняют себя в состояние, из которого помочь выбраться может только психолог.

Понятие и тезисы кризисного периода в жизни человека

Кризис - это всегда важный период жизни человека, связанный с принятием судьбоносного решения. В переводе с греческого языка означает «разделение дорог», поэтому это душевное состояние еще называют «поворотом судьбы».

Любой внутренний кризисный период развивается на фоне уже привычного образа жизни, когда человек привыкает к определенному укладу, размеренности и комфортным условиям. Но в один момент происходит надлом, и нестабильное психологическое состояние лишает его опоры, уверенности в том, что его жизнь - это действительно то, что ему нужно. У человека появляются новые потребности.

В эти периоды люди вступают в конфликт с окружающим миром, они недовольны всем, что их окружает. А на самом деле, как утверждают психологи, суть кризиса заключается во внутреннем конфликте и неспособности человека принять реальность, желании сделать ее идеальной. На этом фоне возникает протест, а затем начинаются поиски путей решения. Важно, чтобы они были найдены, и человек направил всю скопившуюся энергию на их реализацию.

Понятие кризисного периода включает такие основные тезисы:

  • Любой кризис - это психологически сложный период, который нужно принять и пережить.
  • Этот период ни в коем случае нельзя считать тупиком. Это накопившиеся противоречия вступают в борьбу с вашим внутренним «Я».
  • Из кризисного периода жизни всегда есть пути выхода, которые кроются в действии, реализации потребностей и желаний.
  • Пережитый кризис способствует становлению характера, развитию сильных волевых качеств.
  • После сложного этапа человек обретает уверенность, и у него появляется новая комфортная модель поведения.
Переломные моменты могут происходить по разным причинам, связанным с личной жизнью, работой или здоровьем. Это индивидуальные ситуации, а есть ряд так называемых «обязательных возрастных кризисов», через которые проходят все люди, и повлиять на их начало человек не может.

Основные причины кризисных возрастных периодов


Появление кризиса в разном возрасте - закономерность, которая свидетельствует о развитии личности. Кроме физиологических аспектов, существует еще несколько важных причин появления таких периодов.

Что приводит к появлению кризиса:

  1. Травма . Это может быть травма, которую переживает ребенок в процессе рождения, или перенесенная человеком в раннем детстве. Эти факторы влияют на протекание кризиса и его длительность.
  2. Становление личности и формирование характера . Это происходит, когда человек уже обладает определенным набором информации об окружающем мире и начинает в полной мере использовать полученные знания: манипулировать, требовать, изучать границы дозволенного.
  3. Влияние окружающих . Родители, друзья, супруг или супруга, знакомые и коллеги играют не последнюю роль в старте кризиса. Иногда толчком может послужить брошенная фраза, ссора или определенная негативная ситуация. Эти обстоятельства заставляют задуматься о жизненных приоритетах, могут привести к анализу достижений, неудовлетворенности и, как следствие, кризису.
  4. Стремление к совершенству . Человек развивается на протяжении всей жизни, но есть периоды, когда он не доволен своим внешним видом, уровнем заработной платы или состоянием жилья. Это также становится причиной для начала кризисного периода. Люди, которые ставят перед собой завышенную планку, особенно подвержены этому.
  5. Резкая смена привычного образа жизни . Это может быть переход на новую работу, переезд в другой город или в новую квартиру. На этом фоне могут появиться новые потребности и желания, у индивида будут развиваться рефлексии, внутренние переживания, которые выльются в кризис.

Обратите внимание, во время кризиса человек всегда становится перед выбором, и от того, какой выбор он сделает, зависит, насколько его жизнь будет успешной в будущем.

Главные признаки кризисного периода в жизни


Человека, который переживает переломный момент в жизни, достаточно просто выделить из толпы по визуальным симптомам - блуждающему взгляду, поникшему виду. Также есть и ряд внутренних признаков, которые характеризуют это состояние:
  • Пустой взгляд . Создается впечатление, будто человек постоянно думает о чем-то своем. Часто люди, переживающие кризис, настолько погружаются в себя, что даже не откликаются, когда к ним обращается собеседник.
  • . Человек может быть на первый взгляд совершенно спокойным и вдруг внезапно начать плакать или дико смеяться над банальной шуткой. Все зависит от возраста индивида. Например, подросткам сложно контролировать свои негативные эмоции, а люди зрелого возраста уже умеют держать себя в руках.
  • Отказ от пищи и сна . Иногда сознательно, а иногда из-за нервного напряжения человек не может нормально питаться и спать.
  • Пессимистический или излишне оптимистический настрой на будущее . Людям в эти периоды присуща излишняя эмоциональность: у них есть планы и желания, но одни люди впадают в депрессию, потому что не могут их реализовать, а другие начинают создавать эффект бурной деятельности. Эти два варианта не являются нормой в обычной жизни и считаются ярким признаком того, что человек переживает внутреннее напряжение.

Любой возрастной кризис не должен подавляться самим человеком или родителями, если речь идет о переломных моментах у детей. Только проживание этой ситуации и выход из нее с новыми моделями поведения позволят избежать психологических расстройств.

Характеристика кризисных периодов разных лет жизни

На каждом этапе взросления и изменения внутреннего мира человека поджидает определенный возрастной кризис. В детстве эти состояния проходят незаметно для ребенка, здесь очень важную роль играет поведение родителей. Впервые осознанно с кризисом человек сталкивается в подростковом возрасте. Это очень важный период, когда с одной стороны нужно дать ребенку возможность принимать решения самостоятельно, а с другой - оградить его от негативных последствий этих решений. В зрелом возрасте также есть место кризисам, главным образам они происходят из-за не способности принимать реальность и жажды новых впечатлений.

Детские кризисные периоды в жизни


Жизнь маленького человека с первых минут существования начинается со стресса. Так называемый кризис новорожденного - первый переломный момент, когда он вступает в борьбу за свою жизнь и побеждает, делая первый вздох.

Следующие детские кризисы появляются на разных стадиях развития малыша:

  1. На первом году жизни . Причиной является первое сознательное отдаление от самого близкого человека - мамы. Ребенок начинает ходить, расширяя свои горизонты. А также кроха учится говорить и уже может изъясняться с родными обрывками слов. Это приводит к эмоциональному возбуждению, острой потребности все делать самостоятельно: узнать, что это за предмет, потрогать его и даже попробовать. Родителям в это время лучше просто наблюдать за чадом, не мешая познавать мир, ликвидируя явные опасные предметы из его зоны досягаемости.
  2. На третьем году . Самый эмоционально выраженный детский кризис, который характеризуется сразу несколькими симптомами: отрицательной реакцией, связанной с отношением одного человека к другому, упрямством, желанием, чтобы с решением крохи считались, протестом против домашних порядков, стремлением к эмансипации от взрослых. По сути, в это время ребенок хочет все делать сам, рвет связи со взрослыми, у него начинается период выделения собственного «Я». В это время очень важно заложить крохе любовь к окружающему миру, показать ему, что этот мир любит его. Только дети с такой уверенностью вырастают оптимистами, не боящимися принимать решения и отвечать за свою жизнь.
  3. На седьмом году . Это «школьный кризис», который характеризуется получением новых знаний, началом мыслительного процесса, когда малыш уже может обдумать и проанализировать свои поступки. В этот период у детей наблюдается симптом «горькой конфеты»: они замыкаются в себе, делают вид, что их ничего не беспокоит, а сами могут страдать. Эмоционально они переживают большой стресс, ведь их жизнь после похода в школу кардинально меняется, начинают формироваться социальные связи. Здесь очень важна поддержка родителей, их максимальное участие в жизни первоклассника.

Кризисные периоды жизни человека в юности


Переход во взрослую жизнь также ознаменован несколькими кризисными периодами. В это время вчерашний ребенок уже должен принимать серьезные решения, отвечать за свои поступки, уметь распоряжаться финансами. Многие дети впервые отделяются от родителей, уезжая на учебу. Это сильный стресс, который либо воспитает волю у ребенка, либо станет причиной ряда безответственных поступков.

Какие кризисные возрастные периоды выделяют в юношестве:

  • В подростковом возрасте 12-16 лет . Этот возраст еще называют «переходным» и «сложным». В это время меняется тело ребенка, происходит половое созревание и появляется интерес к противоположному полу. С психологической точки зрения взрослый ребенок оценивает себя через призму восприятия другими людьми. Ему главное, что сказали о нем, его платье или сумке подруга или друг. Очень важно не навешивать ребенку ярлыков, не акцентировать внимание на его недостатках, потому что во взрослой жизни это все превратится в комплексы. Следует дать ребенку уверенность, что у него есть множество положительных качеств и достоинств - так он станет их развивать.
  • Кризис самоопределения . Он наблюдается в возрасте 18-22 лет, когда человек понимает, что юношеский максимализм не всегда работает и нельзя все делить только на «белое» и «черное». В это время перед молодежью раскрывается очень много возможностей, а выбрать один правильный вариант сложно. Поэтому часто люди делают ошибки, следуя не своим мечтам, а тому, что было навязано родителями, учителями, друзьями. В этот период важно прислушаться к себе и сделать выбор в пользу своих желаний, суметь их отстоять. А также необходимо принять и полюбить себя со всеми своими недостатками.

Кризисные периоды развития личности в зрелом возрасте


После 30 лет, когда человеком уже выбран курс движения по жизни, определены приоритеты и цели, его может беспокоить ощущение неудовлетворенности, могут одолевать мысли из серии «как могла сложиться моя жизнь, если бы…». Это первый звоночек, что на носу кризисные периоды зрелых лет.

Рассмотрим особенности кризисных периодов в зрелом возрасте:

  1. В возрасте 32-37 лет . Человек может войти в противоречия с самим собой. Видя свои ошибки, он уже не может, как в юности, легко согласиться с ними и принять факт их наличия. Напротив, он начинает внутреннюю борьбу, доказывая самому себе, что ошибок быть не может, а все его действия были правильными. Выхода из этого кризиса два: принять ошибки, скорректировать план на будущее и получить приток энергии для его реализации, или цепляться за прошлый опыт и иллюзорные идеалы, оставаясь на месте. Последний вариант может длиться несколько лет и сделает человека крайне несчастным.
  2. В возрасте 37-45 лет . Сложнейший в эмоциональном плане период жизни, когда и мужчины, и женщины склонны рвать устоявшиеся связи ради желания идти дальше, развиваться и получать желаемое. Семья, работа, быт - все это может показаться «лишним грузом», который тянет на дно. К человеку приходит четкое понимание, что жизнь одна и тратить ее на пресное существование нет никакого желания. Выход виден в прерывании обременительных связей, перераспределении обязанностей, смене сферы деятельности с целью получить больше свободного времени для реализации собственных целей.
  3. После 45-ти лет . Это время второй молодости, когда и мужчины, и женщины перестают измерять свой возраст прожитыми годами, а начинают ощущать свой внутренний потенциал на будущие годы. В этот период из-за гормональной перестройки женщины становятся похожими на подростков - у них часто меняется настроение, они обижаются по любому поводу. У мужчин развивается инстинкт самца, они снова стремятся стать завоевателями, сражаться за свое. Как говорят психологи, в этом возрасте можно либо сделать пресные супружеские отношения более острыми, либо найти нового, подходящего по темпераменту партнера.
  4. После 55-ти лет . В этот период наблюдается затяжной кризис, который предполагает принятие нескольких истин: ваше тело изменилось, вам придется выйти на пенсию, уход из жизни неминуем. Психологи считают, что самое страшное для человека в это время остаться одному, без необходимости о ком-то заботиться или ходить на любимую работу. Однако нельзя падать духом, главный неоспоримый плюс этого периода - человек получает уйму свободного времени, о котором мечтал на протяжении всей жизни. Сейчас самое время им воспользоваться, ведь зрелый возраст - это не болезнь, а момент, когда можно позволить себе попутешествовать, отдохнуть. Желательно также найти себе хобби после выхода на пенсию, чтобы заполнить уйму времени. Важно, чтобы понятие «старость» не стало синонимом пассивности. Это период радоваться результатам своей жизни, время, которое можно посвятить только себе.
Переходные этапы в жизни следует воспринимать спокойно, плавно переступая с одной ступеньки кризиса на другую, понимая, что перепрыгнуть несколько одним махом не получится. Важно из каждого кризиса выходить внутренне обогащенным, с новым стимулом для дальнейших свершений.

Как пережить кризисные периоды жизни


Любой кризис - это стресс для человека, который может стать причиной ухудшения самочувствия и работоспособности. Чтобы этого не произошло, необходимо соблюдать правила, которые помогут пережить кризисные периоды развития личности:
  • Найдите стимул вставать с постели . Даже во время кризиса каждого человека окружает множество маленьких и больших радостей. Главное их найти. Это может быть смех вашего ребенка во время игры, утренняя прогулка с собакой, чашка любимого кофе или ежедневная пробежка. Сначала все это покажется вам мелким и неважным, но проделывая эти ритуалы, вы поймете, что именно из таких радостей строится большое счастье.
  • Займитесь йогой или пилатесом . Во время сложных моментов в жизни важно научиться максимально расслабляться, выключая не только тело, но и голову. Эти практики помогут вам справиться с этим, а также будут держать мышцы в тонусе.
  • Дарите себе положительные эмоции . Во время стресса очень полезно гулять в парках, ходить на выставки, в кино на комедийные фильмы. Улыбка, смех, радость - это база, которая не даст негативным мыслям поглотить вас. Это касается и детей, переживающих кризис - дарите им больше ярких эмоций.
  • Хвалите себя . Делайте это на каждом шагу: успели на маршрутку - отлично, удалось вовремя сдать отчет - тоже ваша заслуга. Вы должны повысить чувство собственного достоинства.
  • Хотите поплакать - плачьте . Сдерживать эмоции вредно в любом возрасте, а особенно во время кризиса. Со слезами и криками выходит скопившийся внутри негатив. Человек истощается, очищается и открывается навстречу новым свершениям.
  • Не уходите в себя . Помните, возрастные кризисы - это естественный процесс, спрятаться от него или пройти мимо не получится, его важно пережить. Если вам сложно, одиноко и кажется, что самостоятельно со всеми обрушившимися мыслями не справиться, обязательно обратитесь за помощью к психологу.
Что такое кризисный период в жизни человека - смотрите на видео:


В большей степени срывам на фоне кризиса подвержены одинокие люди, те, кто недавно пережил смерть близкого человека или больные с тяжелыми диагнозами. Чтобы не допустить депрессии, помочь этим людям должны их друзья и родные своим вниманием и участием.

Невозможно прожить жизнь, не сталкиваясь с кризисами. Причем их может быть множество и большинство из нас попросту теряется при встрече с проблемой, которая может возникнуть ни с того, ни с сего. Но так только кажется, что она всплывает без причин, существует масса факторов, которые провоцируют кризисные периоды. А все начинается, чуть ли не с начала нашей жизни.

Кризисы жизни человека

  1. В первый раз человечек сталкивается с кризисным состоянием, когда ему исполняется один годик. Да, да, не удивляйтесь. Ведь к этому времени начинает только понимать, куда попал, какой мир его окружает, какие люди. Кому стоит доверять, а кому нет. И в зависимости от того, как будет пройдет данный этап, развитие личности будет позитивным или негативным. Конечно, в данном случае, все зависит от взрослых, воспитывающих ребенка.

    Необходима «золотая середина» при общении с малышом, нельзя позволять слишком много, но также категорически не стоит быть жесткими, жадными, холодными. И главное, что ему сейчас необходимо – это забота, любовь, доброта, открытость, доверие.

  2. Следующий кризисный этап – трехлетний возраст ребенка. Именно в этот период или около него, малыш проявляет свой характер, повадки, личностные качества, упрямство, общительность. То есть он уже демонстрирует миру, какие гены в него заложены, что воспитали в нем родители.
  3. Семилетний возраст – очередной сложный период в жизни каждого из нас. Именно в этом возрасте определяется социальное положение человека. Ему предстоит сделать выбор между двумя путями: или он начнет полагать, что он личность исключительная, заслуживающий поощрений, похвал, благ или же, в нем формируются комплексы из-за негативного опыта со сверстниками, окружением. Ведь это возраст, когда человек идет в школу, начинает контактировать с одногодками, заводит друзей.
  4. От двенадцати до четырнадцати лет наступает момент, когда мы начинаем понимать, к какому полу относимся. И тут в дело вступает наш характер, желание быть самостоятельным, обрести полную свободу. Мы доказываем своим родителям, что уже не дети, отказываемся слушать их советы. А малейшие попытки ограничить наше свободолюбие вызывает моментальные приступы паники, агрессии, недопонимания.
  5. Следующий тяжелый момент – молодое время от 18 до 20 лет. Наступает понимание того, что детство и юность позади, теперь черед за молодостью, активностью. Мы оказываемся один на один с окружающим миром и начинаем брать на себя ответственность за свои поступки, обеспечиваем себя самостоятельно. Нам приходиться вступать в борьбу за место «под солнцем», делать сложный выбор и осознавать, что все не дается просто. Необходимо трудиться, добиваться, не сидеть «сложа руки» как в детстве и ждать, когда за нас все сделают родители.
  6. Период от 27 до 29 лет. Все то, о чем мечталось – сбылось или нет. В правильном ли я иду направлении по жизни. Не опоздал(а) ли я, совпало ли достигнутое с тем, о чем планировал? Эти вопросы не дают покоя ни одному серьезному человеку, понимающему, что молодость понемногу уходит и наступает период зрелости. Человеку нужно к этому этапу подготовиться основательно, ведь предстоят радикальные перемены, как в личной, так и профессиональной сфере жизни.
  7. От 34 до 37 лет – тот самый злополучный « ». Полжизни позади, что будет впереди не известно. Многие осознают, что осталось совсем мало и конец жизни. Именно в эти годы человек все чаще задает себе вопрос: «Для чего существует жизнь, какой в ней смысл? Если все равно все умирают, зачем же мы рождаемся?» и т.д. Также, мы даем оценку своей деятельности за прошедшие годы и чаще всего полагаем себя неудачниками, уверены, что мало чего добились. Конечно, не всем мечтам суждено сбываться, а как многого нам когда-то хотелось.
  8. От пятидесяти трех до пятидесяти пяти лет – один из сложнейших периодов в жизни каждого. Наступает, так называемый, кризис предпенсионный. Годы идут к закату, мы теряем свою внешнюю привлекательность, то и дело дают о себе знать возрастные болячки. К тому же, старость уже вовсю машет нам своими симптомами – быстрая утомляемость, потеря сексуальных желаний, заработки уже не те, что раньше. Да и дети не желают особо с нами делиться, списывают в «утиль».
  9. Период от 65 до 67 лет – серый, тяжелый. В этом возрасте невозможно не думать о том, что вот-вот наступит кончина. О смерти мы задумываемся на протяжении всей жизни, но чем мы к ней ближе, тем больше места она занимает в наших мыслях. При этом ничто больше нас не беспокоит, разве что состояние здоровья. Мы как бы подытоживаем свою жизнь, собираем в одну кучу достижения и упущения.
  10. Сто лет. До этого возраста, конечно, мало кто доживает. Но все же есть таковые, которые переносят очередной кризис, переступив вековой рубеж. От всего можно устать, от жизни тоже. Прожив сто лет, человек устает, внутри пустота, отсутствие желание существовать дальше. В голове постоянно одна и та же мысль, как бы быстрее закончить с этой жизнью, как бы быстрее помереть. Но есть и хорошая новость – это последний кризисный момент в жизни человека.


Для чего нужны кризисные моменты

Как мы уже знаем, прожить жизнь без проблемных периодов ну никак невозможно. Но не стоит относиться к ним столь остро, стоит понимать, что они нам нужны. Не нужно по каждому поводу восклицать «Господи, за что мне это!». Если случился кризис – значит, есть за что.

Мы льстим себе и полагаем, что мы мягкие и пушистые, а вокруг одни авантюристы, агрессоры, жадины, злюки, клеветники и т.д. Нам следует принимать все проблемы как наказание, и как урок, благодаря которому дальше на такие «грабли» наступать уже не будем. Для того, чтобы понять сказанное, нужно изучить наши кризисы как бы со стороны.

Проблемы – это отпечаток наших действий

Согласно поговорке: «Знал бы, где упал, подстелил бы соломку», мы все хотим знать моменты, в которых могли бы ошибиться и нанести урон для последующей жизни. Как бы это было хорошо. Никто и никогда не оказывался в неприятной ситуации, все были бы здоровы, богаты, удачливы, счастливы. Но, к сожалению, невозможно предугадать, что случится через минуту.

И какие наши действия способны вызвать негативные последствия. К тому же, человеческая натура идет на «поводу» у своих сиюминутных желаний, и потом приходиться разгребать все, что это приносит. Но ведь нам о том, что может быть, говорят опытные товарищи, родители, друзья. Почему мы их не слушаем, не внемлем их ценным советам. В том-то и дело, вместо того, чтобы учиться на чужих ошибках, мы это делаем на своих. И это тоже учеба.

Ведь мы не можем найти отдельное время для того, чтобы обучаться. Поэтому происходит компенсация того, что нами упущено. Так мы поступаем в вуз, чтобы получать хорошую зарплату, расти по карьерной лестнице, создаем семью, дружим с людьми, чтобы не оставаться в одиночестве и т.д. Если бы у нас не было острой необходимости в достижениях, действиях и поступках, никто бы и пальцем не пошевелил – жил бы себе по инерции и все.

Вот почему проблему нужно воспринимать как бесплатный, но очень ценный урок и правильно усваивать науку.

Почему возникают проблемы и нам не везет

С древнейших времен люди делали все, чтобы переманить на свою сторону госпожу Удачу. Читали заклинания, проводили целые ритуалы, но мало кто задумывался о том, почему у нас возникают проблемы, неудачи. Почему все та же госпожа Удача не смотрела в нашу сторону. И что они означают – эти неудачи?

У каждого свой критерий счастья и удачи. Если для одного счастьем всей жизни является приобретение дорогого авто, то для другого достаточно получить нормальную и стабильную должность.

Существует два типажа людей – они считают виновником всех своих бед только себя, другие обвиняют в этом кого угодно, только не себя.

И стоит понимать, что те, кто считают виновным себя, намного ближе к истине, чем вторые. Ведь намного проще изменить свое поведение, видение мира, а вот поставить «на место» поступки правительства, экономические отделы за их некачественную работу. Но нельзя не согласиться и с тем, что есть определенные, не зависящие от нас причины, не позволяющие нам получить то, чего желаем. Та же самая географическая принадлежность – мы не можем иметь те же блага, что и жители Европы, США и т.д. Также, существует еще ряд причин, которые не дают нам быть удачливыми в жизни:

  • плохая информированность;
  • низкая эрудиция;
  • плохие познания жизни, недопонимание её сути.

Учась в школе, мы изучаем предметы, не связывая познания между собой. Мы не связываем между собой химию и астрономию, литературу и физику. Мы понимаем, что познания в представленных школьной программой предметах не способны полностью удовлетворить тот уровень, что пригодится в жизни. Знание химии поможет в приобретении профессии, но оно не может стать подоплекой в налаживании коммуникаций, обретения друзей, разве что косвенно.

Но школьный уровень знаний необходимо также дополнять, ведь программа не может дать того, что действительно поможет добиться успехов в карьере.


  • Невежество, психологическая безграмотность.

С детских лет мы делаем то, что говорят взрослые. И в определенные моменты нам нужно расти, начинать понимать себя, работать над своим совершенством. Если же мы этого не делаем, то становимся психологически безграмотными, глупыми. Попадая в жизненные ситуации, невежи теряются, не способны построить отношения, налаживать контакты.

  • Лень матушка.

Все мы знаем, что более ленивого существа, чем человек в природе не существует. Именно лень, самое опасное в мире явление, разрушающее нашу жизнь. При этом не нужно её путать с тем, что порой мы не в состоянии что-либо делать, совершать не по своей воле. – это мимикрия в явном виде, то есть она может маскироваться под другие явления – страх, злость, болезнь, нерешительность и т.д. Распознать её можем только мы, никто другой. И чаще всего, мы понимаем, что ленимся, но не боремся с ней.

  • Отсутствие духовности.

Оглянитесь вокруг, посмотрите, как прекрасен окружающий нас мир. К сожалению, многим этого не дано, вернее они не понимают, что нужно смотреть по сторонам и наслаждаться красотой всего. Вместо того, чтобы ныть и плакать от неудач, кризисов, улыбнитесь навстречу идущему, радуйтесь тому, что оказались в числе жителей Земли, что Господь подарил вам жизнь – самое ценное во Вселенной. Вы часть всего, без вас ничто бы не построилось. Если человек смотрит на мир через призму своих бед и неприятностей, то ничего хорошего с ним не будет!

  • Отсутствие логики.

Нормальное существование без вопросов и ответов невозможно. Задавайте их себе и ищите ответы. Именно это нам и помогает думать, понимать, размышлять. Необходимо в голове строить логические цепи всех событий, в том числе и собственных мыслей. Если не будете её тренировать, то жить действительно будет очень сложно. Вас будет преследовать череда ошибочных поступков, которые обязательно принесут негативные последствия. Например, мужчина не думает о том, что будет после его легкомысленного поведения, беспорядочных половых контактов. Он может заболеть или возникнет , нарушающая планы на жизнь.

  • Мыслите парадоксально.

Важно научиться совмещать в мыслях несовместимое. Таким талантом обладают представители точных наук – физики, математики. Если говорить проще, то нужно быть гибче. Не нужно, словно лошадь с шорами двигаться в одном направлении. Старайтесь понимать всех, не «ломитесь» только с одним видением картины мира, жизни. В ней бывает все, уж поверьте. Порой с людьми случается такое, что сложно вписать в нормальные рамки.

  • Перестаньте быть трусом.

Неуверенность в себе, отсутствие решительности, веры в свои силы не дают достигать желаемого и обходить стороной кризисные моменты. Также не стоит быть чрезмерно скромным, так вы ни к чему не придете. Ложная скромность стала причиной неудач миллионов человек. Верьте в себя, вы ничем не хуже других, хотя бы потому, что читаете нашу статью. Значит, вы работаете над собой, интересуетесь тем, как избегать кризисов в жизни и брать от нее только лучшее.

  • Отсутствие желания вложить в дело все силы.

Мы проживаем свою жизнь, как бы понарошку. Но постойте, часики-то тикают. Один персонаж сказал очень умную вещь: «Я до сих пор жил, словно писал черновик». И когда наступает старость, мы понимаем, что черновик и является нашей книгой жизни в чистом виде со всеми ошибками, неудачами, бедами.

  • Проблемы со здоровьем.

Они возникают по разным причинам. У кого-то действительно они могут быть врожденными, здесь уже ничего не поделаешь. Хотя, существует масса примеров того, как слабые здоровьем люди умудрялись достигать больших высот. Они работали над своим внутренним миром, трудились, восстанавливались. Они стремились жить по-человечески, быть сильными.

Также болезни могут стать причиной нашей же безответственности, не активного образа жизни, . Нужно сказать, что люди считают, что слишком любят себя, чтобы чем-то нагружать свое здоровье. Но в том то и дело, это показатель самой Большой нелюбви к себе. Не поступают так с любимыми вещами. Поэтому нужно себя уважать, любить и ценить!


Данный фактор возникает потому, что плохо осознаем свою сущность, смысл жизни. То есть, мы не можем определиться – что же нам от нее нужно, чего мы хотим добиться. Чтобы она возникла, сядьте и поразмыслите – чего вы хотите достигнуть? Подумайте, что вам нравится делать больше всего, что приносит истинное удовольствие и удовлетворение. Поработав над своими целями, желаниями, постройте план действий.

  • Мы не любим тратиться.

Любимое для большинства из нас слово «Халява» не дает нам двигаться вперед. Мы все хотим получать блага, но при этом не хотим тратиться ни финансово, ни морально, ни физически. Вспомним поговорку: «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда!» и запомните, ничто в этом мире не дается даром. А бесплатный сыр, как мы знаем, только в мышеловке.

  • Мы боимся быть свободными.

Как только мы обретаем её, свободу, то тут же стремимся кому-то отдать. Она нас пугает, ведь в таком случае, нам придется самим принимать решения и воплощать планы в жизнь. Куда легче оказаться пол колпаком и ждать, когда эти же решения будут приняты за нас.

  • Боязнь отличаться от других.

С детских лет большинство из нас боится выделяться из толпы, стесняемся выступать, быть публичными. Об этом можно судить, глядя на аватарки пользователей соцсетей. Обратите внимание, что там чаще всего? Котики, собачки, цветочки и всякая другая нейтральная лабуда, но только не фото владельца аккаунта. Не бойтесь открыться миру, покажите свое лицо, ведь оно у вас неповторимое и уникальное, прятаться и комплексовать могут только неудачники.

  • Плохая интуиция.

Бывает так, что у человека практически не слышен внутренний голос, нет шестого чувства, то есть интуиции. А ведь оно помогает нам не совершать глупых поступков и оберегает по жизни. Но есть хорошая новость – нет человека без интуиции, просто он её не развил, не прислушивается к ней. Поэтому, при важном решении, всегда прислушайтесь к внутреннему голосу и действуйте по его наитию.

  • Пренебрежение своим опытом.

Воспринимайте проблемы как способ достигать большего. Если вас уволили с работы – не переживайте, а радуйтесь. Теперь вы можете двигаться дальше, а не прозябать в одной и той же скучной должности. Вам предоставляется расширить кругозор, грань, за которой ожидает новое, интересное.

То, что мы представили выше, может стать отличным путеводителем тем, кто сталкивается с жизненными кризисами. К тому же, мы предлагаем изучить несколько уроков, если вы уже начали сталкиваться с проблемами.

Никаких страданий. Да, наша жизнь – это череда удачных и неудачных моментов. Не стоит плакать по каждому пустяку. За то время, пока вы льете слезы, можно все наладить, идти дальше по жизни навстречу удачам.

Учитесь всему радоваться. Чтобы ощущать удовлетворение, удовольствие не ждите крупных событий, а радуйтесь даже мелочам. Именно из них и складывается наша судьба, и от того, как мы будем к ней относиться, зависит и наше эмоциональное состояние, её продолжение. Встав поутру – скажите спасибо, что вы живете и имеете возможность дышать, любоваться природой, общаться с друзьями, любить, смеяться. Особенно на приятные мелочи нужно обращать внимание в кризисные периоды.

Проявите свою силу. Мы и представить себе не можем, на какие вещи способны. Мы недооцениваем свои возможности, силы. Как только возникает проблема – будьте уверены в себе и не бойтесь. Сколько интересных историй связано с тем, как человек в кризисный момент проявляет удивительные способности, вы не исключение!

Уберите из сердца страх. Есть мнение о том, что – это оберег человека. Если бы он ничего не боялся, вряд ли человечество дожило до нашего времени. Например, чувство страха не позволяло в открытую драться с тиграми, или, боязнь заболеть заставляет нас теплее одеваться в холодные сезоны.

Но есть и другой страх, который не дает сделать решительные шаги в достижении целей. Здесь нет открытой физической и эмоциональной угрозы разве что выглядеть перед кем-то неудачником. Ничего страшного, рисковать все-таки надо. Поверьте, большинство из знаменитостей и известных людей начинали с неудач, но продолжали совершать попытки и всего добились.

Не страшен черт, как его малюют. Перед тем, как что-либо делать серьезное, мы думаем о последствиях. И чаще всего, в нашей голове рисуем страшные картины. На самом деле, все не так страшно (конечно зависит от обстоятельств). Это же касается и кризисных периодов. Мы боимся боли, но когда этот момент наступает, понимаем, что она не столь сильна и её можно перебороть. Важно не готовиться к плохому заранее. Если что-то и случится – будем разбираться на месте.

У нас железное терпение. В жизни каждого из нас происходят события, при которых мы боимся не выдержать психически, морально. Нам кажется, что наше терпение вот-вот лопнет, и мы попросту сойдем с ума, сорвемся, нас настигнет нервное потрясение. Но когда эти темные моменты наступают, нам становится понятно, что наше терпение способно пережить и не это. Поэтому не нужно ничего бояться – многократные опыты с нашим безграничным терпением позволяют забыть об этом и быть готовыми ко всем неурядицам.

Будьте творцом новой реальности. Мы уже знаем, что кризис может стать стимулом для того, чтобы перестать сидеть сложа руки и действовать. И это отлично! Ведь терять то уже нечего, мы и так находимся в глубоком кризисе, поэтому необходимо начать действовать. Теперь можно преобразовать реальность – наметить новые планы, по-другому их добиваться, дабы не наступать на старые «грабли». Теперь мы можем осознать степень своего влияния на собственную жизнь. Вот почему уроки кризисных моментов столь ценны и уникальны.

И самое важное: запомните раз и навсегда – все в мире проходит, пройдет и это! То есть ваш кризисный момент не вечен, черная полоса обязательно закончится и начнется белая. Будьте мудрее и используйте трудный момент как фактор роста, самосовершенствования. Радуйтесь тому, что в этот период вам представляется шанс изменить жизнь и добиваться истинных успехов!

Психологи выявили, что за всю свою жизнь человек проходит восемь кризисов (в частности, такую теорию выдвинул в свое время известный американский ученый Эрик Эриксон). Однако не стоит воспринимать кризис как нечто роковое. Просто это такой переломный момент, к которому стоит подготовиться заранее… Итак, какие же кризисы нам предстоит пережить в течение жизни и каковы пути выхода из них?

18-20 лет

Жизнь проходит под девизом: «Пора в самостоятельное плавание». Это время учебы, службы в армии. Подросток (а затем и юноша) стремится отдалиться от семьи, продемонстрировать свою самостоятельность. В 20 лет, когда человек отдалился от семьи (хотя бы и чисто психологически) возникает другой вопрос: «Как удержаться в мире взрослых?». Человек понимает, что он в этом мире может далеко не все, что его знаний и сил еще недостаточно, чтобы справиться со всеми проблемами…

Что делать?

Не отказываться от поддержки семьи, особенно если родители в состоянии ее предоставить и делают это с радостью. И усвоить себе философию постепенного продвижения к цели. Для этого полезно повесить у себя над письменным столом бумажку с фразой: «Человек переоценивает то что может сделать за год, и недооценивает то, что может сделать за десять лет» и почаще задумываться над этой фразой.

30 лет

Это время переоценки ценностей. Человек подводит первые итоги и задает себе вопрос: «А чего я в жизни добился?». Появляется стремление начать все сначала. Многие задумываются о смене профессии. Одинокие люди становятся обзавестись парой бездетные родители – детьми… Мы понимаем, что много времени потрачено зря и «все могло бы быть иначе», но прошлого не вернешь…

Что делать?

Есть такая поговорка – «самая темная пора - обычно перед рассветом». Не надо торопиться с кардинальными переменами. Возможно, успех не за горами – просто не все количественные изменения еще успели перерасти в качественные.

35 лет

После 30 лет жизнь становится более рациональной и упорядоченной. Мы начинаем «обосновываться». Люди покупают дома, делают попытки круто продвинуться по служебной лестнице. Женщины достигают пика своей сексуальности. Мужчины, наоборот, понимают, что в постели они уже не те, что в 18 лет… У людей проявляются первые существенные признаки старения.

Что делать?

Осознать, что стабильность – это не так уж плохо. Точнее, стабильность – основа успеха. Ведь успех в любом деле приходит при регулярности. А стабильность опять-таки позволяет совершать те или иные действия регулярно и закреплять успехи. Это дает и мощный ресурс для решения имеющихся проблем: замедлить старость помогут регулярные физические нагрузки, а поддерживать сексуальный тонус поможет регулярный, размеренный секс без «марафонов».

40 лет

Достигнув середины жизненного пути, люди уже видят, где он заканчивается. Утрата молодости угасание физических сил, обострившиеся хронические болезни – любой из этих моментов может привести к кризису. В это время уходят последние шансы выбиться вперед…

Что делать?

Взять листок бумаги и перечислить все то, чего удалось достичь к этому возрасту. Скорее всего, наберется внушительный список. И не надо утверждать, будто он состоит и банальностей. Ведь даже если кому-то из нас удалось получить высшее образование – этим можно гордиться, т.к. всего 2% населения страны имеют законченное высшее образование. Второй шаг – выявить так называемую «проблемную зону» и начать над ней работать. Например, если человеку кажется, что он не достиг должного признания – самое время начать его зарабатывать. Причем это не обязательно должна быть область, связанная с карьерой и движением вверх. Можно попробовать написать и издать книгу – стать известным писателем можно и в 40 лет (как, например, Алексей Иванов)

45 лет

Человек начинает всерьез задумываться о том, что смертен. Если не придать ежедневной деятельности дополнительный смысл и импульс, жизнь превратится в выполнение тривиальных обязанностей по поддержанию существования. Эта простая истина способна вызвать настоящий шок… Кроме того в это время люди переживают волну разводов. Причины, как правило, одни и те же: дети выросли, и супруги понимают, что их мало что связывает друг с другом…

Что делать?

Срочно найти новое интересное дело, которым можно будет увлечься до такой степени, чтобы не погружаться в грустные раздумья. Это может быть полузабытое хобби из детства или посещение групп самосовершенствования и личностного роста. Неплохие результаты дает изучение какого-нибудь иностранного языка (только не очень экзотического).

50 лет

Нервная система становится более устойчивой: человек перестает реагировать на многое из того, что раньше вызывало раздражение и гнев. Окружающие все больше и больше ценят человека, перешагнувшего 50-летний рубеж: он считается ими «опытным», мудрецом. Он уже профессионал своего дела, состоявшийся семьянин, имеющий опыт воспитания детей, но еще не «старик» - до пенсии еще целых 10 лет… Кризис в это время вызывают, в основном, серьезные проблемы со здоровьем: у многих диагностируется рак и другие серьезные заболевания…

Что делать?

Только одно – раз в год (а лучше в полгода) проходить обязательную диспансеризацию. Если в 30-40 лет этим можно пренебречь, то после 50 – увы, никак. Женщинам обязательно посещать маммолога (для исключения болезней груди), мужчинам – уролога (для предотвращения рака простаты).

55 лет

В эти годы приходит теплота и мудрость. Друзья и близкие люди становятся важны как никогда. Дожившие до 55 лет часто заявляют, что их девиз «не заниматься ерундой». У некоторых пробуждаются новые творческие способности. Кризис возникает тогда, когда люди все-таки считают, что занимаются ерундой, тратят время зря…

Что делать?

Осознать, что в этом мире любое занятие может быть важным. Тем более, если речь идет о каких-то вещах, связанных с поддержанием жизни и здоровья родных и близких. Жить для других, ухаживать за своим садом, вжиться в роль бабушки или дедушки – в этом, если задуматься, можно найти глубокий смысл и пользу.

56 лет и далее…

До этого возраста доживают почти все ученые и творческие люди, достигшие славы. Тициан написал свои самые захватывающие картины почти в 100 лет. Верди, Штраус, Сибелиус и другие композиторы творили до 80 лет… Кризис наступает тогда, когда человек, достигший данного возраста, чрезмерно погружается в себя свой внутренний мир и окружающие люди и обстоятельства как бы перестают его интересовать…

Что делать?

Перечитать биографии известных людей в том числе и долгожителей. Как правило, все они с удовольствием делились своим жизненным опытом с более молодыми людьми. Это происходило и в виде общественной деятельности, и в виде бесед в кругу семьи… Кстати, контакт с молодежью играет для пожилого человека роль своего рода «эликсира молодости», при том – совершенно бесплатного. Так почему бы им не воспользоваться?

Здоровья вам и долголетия!