Кто такой влад цепеш дракула. История графа дракулы

О происхождениях вампиров существует довольно много теорий и легенд. Одна из них гласит, что они являются потомками Каина, который стал первым библейским убийцей собственного брата. Но все это домыслы к основной версии. До сих пор не все знают, что происхождение вампира непосредственно связано с именем Влада Цепеша - румынского воеводы 15-го века, впоследствии - правителя Трансильвании. Именно он и есть тот самый знаменитый граф Дракула!

Граф - реальный являющийся национальным героем Румынии и борцом с преступностью. Его история уходит своими корнями в средневековую Трансильванию...

История графа Дракулы

Кровожадный правитель

Влад Цепеш был правителем Трансильвании (области, находящейся на северо-западе Румынии) с 1448 по 1476 год. Его любимым занятием были садистские пытки врагов и мирных жителей, среди которых и одно из ужасных - прокалывание ануса. За то что Влад Цепеш любил сажать на кол живых людей, его прозвали Владом-Прокалывателем. Однако его самое жестокое зверство заключалось в другом: как-то румынский воевода пригласил в свой замок (в котором он, собственно говоря, и проводил все пытки - см. фото ниже) на званый ужин большое количество нищих. Когда бедняги мирно трапезничали, граф Дракула запер их в комнате и поджёг. Кроме того, в летописи описан случай, когда этот садист приказал своим слугам прибить гвоздями к головам турецких послов их головные уборы только потому, что те отказались снять их перед правителем.

Подобные зверства наложили свой отпечаток на характер личности этого правителя. Граф Дракула стал прототипом героя одноименного романа, написанного Почему Цепеш был необычайно жесток? Почему он держал в страхе всю Трансильванию, приводя в смущение и замешательство всех европейских монархов? Об этом далее.

Коварный и жестокий граф Дракула

Трансильвания - место его рождения. "Дракул" (Дракон) - прозвище. В 13 лет сын валашского воеводы Владислава II был захвачен турками в плен и находился в заложниках почти 4 года. Именно этот факт повлиял на психику будущего правителя. О нем отзывались как о неуравновешенном человеке со множеством непонятных привычек и странных идей. К примеру, граф Дракула очень любил трапезничать на месте казни людей или недавнего сражения со смертельным исходом. Не правда ли, странно?

Прозвище "Дракона" Цепеш получил благодаря тому, что его отец имел членство в элитном Дракона, который был создан императором Сигизмундом в 1408 году. Что касается титула - Влад III, то его следовало бы называть господарем, а не графом, однако такое именование носит произвольный характер. Но почему же именно этот правитель считается прародителем вампиров?

Все дело в необыкновенной страсти Цепеша к кровопролитию, к нечеловеческим пыткам и убийствам. Тогда становится непонятно, почему русский царь из - Иоанн Васильевич - прозван "Грозным"? Его тоже следовало бы окрестить вампиром, ведь именно он утопил Древнюю Русь в крови в буквальном смысле этого слова. Но это уже другая история...

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Мы продолжаем наш скромный цикл статей о том, о сём. И сегодня мы поговорим о достаточно колоритной исторической личности. Тем, кто не особо жалует такой предмет, как «история» можно смело пропускать эту статью. Ну или читать выборочно. Что ж, я Вас предупредил. Начинаем…

Сегодняшний наш герой Влад III Басараб, но миру он более известен как Влад Дракула (Vlad Dracula) и Влад Цепеш (Țepeș) — князь (господарь) Валахии в 1448, 1456—1462 и 1476. Княжество Валахия (лат. Transalpina) — государство образование на территории Валахии, существовавшее с середины XIV века по 1859 год, когда оно было объединено с Молдавским княжеством в Объединённое княжество Валахии и Молдавии. В XV веке попало в вассальную зависимость от Османской империи.

Откуда же появились такие псевдонимы у Влада III?

Все исследователи согласны в том, что прозвище Дракул (рум. Dracul, то есть «дьявол» или «дракон») было унаследовано Владом III от отца, Влада II, который являлся рыцарем ордена Дракона, созданного в 1408 году королём Венгрии Сигизмундом I Люксембургом и королевой Барбарой по образцу венгерского ордена Святого Георгия. Рыцари ордена носили медальоны и подвески с изображением свернувшегося в кольцо золотого дракона, и Влад II при посвящении в рыцари в 1431 году также получил из рук короля медальон (орден) с драконом.

Став князем Трансильвании в 1436 году, Влад II поместил изображение дракона на золотые монеты, которые чеканил от своего имени, а также на личную печать и свой геральдический щит, что стало причиной появления родового прозвища. В молодости Влад III звался Дракул, родовое прозвище без каких-либо изменений. Но позднее стал указывать его с буквой «а» на конце, поскольку к тому времени оно получило наибольшую известность именно в такой форме.

Прозвище Цепеш появилось через 30 лет после смерти Влада. Это был перевод прозвища, полученного князем от турок и звучавшего как Казыклы (тур. Kazıklı — «кол»). При жизни Влад III не именовался Колосажателем ни в Валахии, ни в Венгрии, ни в других европейских странах. Впервые это прозвище встречается в валашских документах 21 января 1506 года, где сказано «Влад воевода, которого именуют Цепеш». Прозвище «Цепеш» происходит от рум. țeapă — что означает «кол».

О предпочтениях князя и его излюбленных казнях мы поговорим немного позже, а пока продолжаем.

Вот и разобрались откуда появились имена «Дракула» и «Цепеш», а теперь поговорим о самом Владе III.

И тут становиттся всё интересней. Начнём с того, что точная дата рождения Влада III Дракулы точно не установлена. Историки предполагают, что он родился между 1429—1430 и 1436 годами. Все исследователи согласны в том, что детство Влада с 1431 до лета 1436 года прошло в Сигишоаре, что в Трансильвании. Даже сохранился дом, в котором жил Дракула вместе с отцом, матерью и старшим братом, он расположен на территории Румынии по адресу: г. Сигишоара, ул. Жестянщиков, 5. Трансильвания, или Эрдей, или Семиградье — историческая область на северо-западе Румынии. Но летом 1436 года отец Дракулы занял валашский престол и не позднее осени того же года перевёз семью из Сигишоары в Валахию. В промежутке между августом 1437-го и августом 1439-го года у Дракулы появился ещё один брат — Раду. Приблизительно в это же время умерла мать Дракулы, после чего отец женился снова.

В течении 1442 - 1443 годов отец Дракулы потерял свой трон, и был вынужден ехать в Турцию за подмогой. И вот весной 1443 года отец Дракулы вернулся из Турции вместе с турецкой армией и вернул себе княжество. Однако его положение оставалось шатким и воспользовавшись переговорами о перемирии между Яношем Хуньяди и султаном, добился того, что Валахия может оставаться под турецким влиянием. В то же время турецкий султан, желая быть уверенным в преданности «валашского воеводы», так называли отца Дракулы, настоял на «залоге». Под словом «залог» подразумевалось, что к турецкому двору должны приехать сыновья «воеводы» — то есть Дракула, которому на тот момент было 14—15 лет, и его младшему брату.

Многие исследователи отмечают, что именно в Турции Дракула пережил серьёзное психологическое потрясение, которое наложило отпечаток на его личность. Всего существуют два популярных утверждения:

Первое — о том, что в Турции Дракулу пытали или стремились обратить в ислам, и этому привело к изменению характера Дракулы.

Второе утверждение касается того, что изменения в характере Дракулы связаны с тем, что наследник турецкого престола Мехмед сексуально домогался младшего брата Влада III.

В 1447 году Влада II Дракула был свергнут, ему по приказу Хуньяди отрубили голову, а старшего брата Дракулы похоронили заживо.

Осенью 1448 года Дракула вместе с турецкими отрядами, одолженными султаном, вернул себе власть. Сразу же по восшествии на трон Дракула начинает расследование событий, связанных с гибелью своего отца и брата. В ходе расследования он узнаёт, что не менее 7 бояр были изменниками.

Тем временем проигравшие прибыли в Трансильванию. И 10 ноября 1448 года Янош Хуньяди, находясь в Сигишоаре, объявил, что начинает военную кампанию против Дракулы, назвав его «нелегитимным» правителем. 23 ноября Янош был уже в Брашове, откуда с войском двинулся в Валахию. 4 декабря он вошёл в Тырговиште, но Дракула к тому времени уже уехал.

В 1456 году Дракула находился в Трансильвании, где собрал армию добровольцев, чтобы отправиться в Валахию и снова занять престол. В этом же году в городке Джоаджу на юго-западе Трансильвании на Дракулу было совершено покушение. Инициаторами стали Янош Гереб де Вингард, являвшийся дальним родственником Яноша Хуньяди, и Николае де Визакна, состоявший у Хуньяди на службе.

В апреле 1456 года по Венгрии распространился слух, что к южным границам государства подступает турецкая армия во главе с султаном Мехмедом, которая пойдёт на Белград. В июле 1456 года в письме, адресованном трансильванским саксам, Янош Хуньяди сообщил, что назначил Дракулу защитником трансильванских областей.

После этого Янош, уже находившийся в полутора днях пути от Белграда, начал готовиться к прорыву турецкой блокады, кольцо которой сомкнулось 4 июля. К Белграду также последовало ополчение, которое изначально должно было идти к Константинополю, а войско Дракулы остановилось на границе Трансильвании с Валахией.

22 июля 1456 года турецкая армия отступила от Белградской крепости, а в начале августа армия Дракулы двинулась в Валахию. Получить власть Дракуле помог валашский боярин, который заранее перешёл на его сторону и уговорил нескольких других бояр из княжеского совета при Владиславе сделать то же самое. 20 августа Дракула стал валашским князем во второй раз. За 9 дней до этого (11 августа) в Белграде Янош Хуньяди умер от чумы.

Второе правление Дракулы длилось 6 лет и получило широкую известность за пределами Валахии.

На этом с историей всё. И поговорим о том почему Влада III называли вампиром и почему имя «Колосажатель» появилось после его смерти.

По поводу причин «вампирскости» Влада III есть несколько гипотез.

Первая из них — возникновение подобных суеверий из других легенд о его «кровожадности».

Со второй дело обстоит чуть сложнее. У румын существует поверье: православный, отрекшийся от своей веры (принявший католичество), непременно становится вампиром, переход же в католичество Влада III, некогда грабившего католические монастыри, стал весьма впечатляющим событием для его подданных-единоверцев. Вполне вероятно, возникновение этого верования обусловлено механизмом своеобразной «компенсации»: переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью, поскольку у католиков двойное причастие — привилегия клира. Соответственно, вероотступник должен был стремиться компенсировать «ущерб», а коль скоро измена вере не обходится без дьявольского вмешательства, то и способ «компенсации» выбирается по дьявольской подсказке. Тем не менее, есть мнение, что Дракула не менял веру, так как это привело бы к потере прав на престол. Та к с «Вампир-Дракула» вроде бы разобрались.

А теперь постараемся понять за что же его считают одним из самых жестоких правителей? Давайте подробнее рассмотрим несколько правдивых и не очень историй, окружающих эту без сомнения занимательную личность.

ВНИМАНИЕ БЕРЕМЕННЫМ И ОСОБО ВПЕЧАТНИТЕЛЬНЫМ НЕ ЧИТАТЬ!!

Известен случай, когда Цепеш созвал к себе около 500 бояр и спросил их, сколько правителей помнит каждый из них. Оказалось, что даже самый младший из них помнит не менее 7 царствований. Ответом Цепеша была попытка положить конец такому порядку — все бояре были посажены на кол и вкопаны вокруг покоев Цепеша в его столице Тырговиште.

Также известна такая история-притча: иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы — сидеть бы тебе на колу рядом с вором».

Цепеш обнаруживает что в стране много нищих — он созывает нищих, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?» На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.

Ещё одна притча связана со случаем, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его как освободителя от угрозы турков и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы. А легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды, господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.

По свидетельствам древнерусской повести, неверных жён и вдов, нарушающих правила целомудрия, Цепеш приказывал вырезать половые органы и сдирать кожу, выставляя напоказ вплоть до разложения тела и поедания его птицами, либо делать то же самое, но предварительно пронзив их кочергой от промежности до уст.

Так же Влад III был особенно изобретателен в плане пыток и казней. Как и обещал ранее, рассмотрим этот вопрос более подробно. Многих он интересует куда больше, чем детство и взросление князя.

Множеству колов, с подвешенными на них людьми, придавались различные геометрические формы, рождаемые фантазией Цепеша. Существовали различные нюансы казней: одним кол вбивали через задний проход, при этом Цепеш специально следил, чтобы конец кола ни в коем случае не был слишком острым — обильное кровоизлияние могло слишком рано прекратить мучения казнимого. Правитель предпочитал, чтобы мучения казнимого продлились хотя бы несколько дней. Другим колья вбивались через рот в горло, и они повисали вверх ногами. Третьи повисали, пронзённые через пупок, четвёртым протыкали сердце. Также применялись казни в виде варки живьём в котле, обдирание кожи с выставлением на съедение птицам, удушение и т. д.

Влад III Цепеш стремился соизмерять высоту колов с социальным рангом казнённых — бояре оказывались выше посажены на колах, чем простолюдины, таким образом, по лесам посаженных на кол можно было судить о социальном положении казнённых. Известен случай, когда однажды тиран приказал своим стражникам прибить к головам гвоздями шапки иностранных послов, которые отказались снять их, войдя к графу в покои. Послов послал Мехмед II, узнав об этом, он пошёл на Влада с войной.


Образ Дракулы в литературе и кино.

В 1463 году в Вене был издан памфлет в прозе, который после этого переиздавался ещё 14 раз под разными названиями. Текст памфлета от издания к изданию изменялся, но основной сюжет оставался неизменным. Исследователи разделили текст памфлета 1463 года на 36 эпизодов, большинство из которых касается «деяний» Дракулы в Трансильвании.

В конце 1460-х годов появилась поэма мейстерзингера Михаэля Бехайма «О злодее…», основанная на этом памфлете. С исторической точки зрения, повод сомневаться в верности информации, представленной в указанном документе, крайне велик.

В 1897 году в Лондоне опубликован роман Брэма Стокера «Дракула», где прообразом главного героя стал исторический Дракула, он же Влад Цепеш. Первое русское издание книги Стокера под названием «Вампир (Граф Дракула)» вышло в Петербурге в 1913 году.

Влад III Дракула, а точнее его литературная ипостась «Граф Дракула», стал одним из первых кинозлодеев-героев в далёком 1937 году в классическом, по некоторым данным, первом американском фильме ужасов - «Дракула». Также этот фильм сформировал внешний вид «классического» Дракулы: высокого бледного мужчины, одетого в одежду XIX века.

В дальнейшем легенда о вампире из маленькой славянской страны уже не отпускала кино- и телетворцов во всём мире. Из наиболее интересных можно порекомендовать фильмы:

Фильм «Дракула» (1992) Френсиса Форда Копполы. Фильм является экранизацией романа Брэма Стокера, но начинается с предыстории, где использована румынская легенда о том, как любовница Влада Цепеша бросилась с башни крепости Поенарь в реку Арджеш.

- «Тёмный принц. Правдивая история Дракулы» (2000). В фильме воспроизведены основные факты биографии реального Влада Цепеша, но его смерть трактуется в мистическом ключе.

Интересный факт касаемо фильмов про Дракулу. Это один из первых героев которых «спиратели»: в 1922 в Германии вышел фильм «Носферату. Симфония ужаса» (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens), который повторял сюжет романа Б. Стокера, но так как у авторов фильма не было прав на использовании имени Граф Дракула, то создатели переименовали самого Влада и многих других персоонажей.

Дракула в аниме.

Великая Википедия упоминает о нескольких появления Влада Дракулы и его творческих переосмыслений, но их намного больше:

- Хеллсинг — персонаж Алукард — тот самый Дракула, служащий потомкам Ван Хельсинга.

Последний Серафим - одной из вампиров-аристократов в этом аниме является 3-я Прародительница Крул Цепеш, укусившая брата главного героя Юичира Хакуя.

Также Дракула/Цепеш/Носферату упоминается в практических всех аниме, связанных с «вампирской» тематикой, тот же Strike the Blood. Что интересно, японские авторы довольно часто разделяют понятия «Дракула» и «Цепеш», у ниж это разные рода или вообще личности.

Что ж, пора подводить итоги и заканчивать сегодняшнюю статью. Без сомнения, Влад III Басараб довольно интересная и колоритная историческая личность. Многие знают о нем как о самом легендарном вампире. Надеюсь, что мне удалось хоть немного расширить Ваши взгляды на этого человека. На этом спешу попрощаться с Вами. До новых встреч!

О египетской царице Клеопатре, самой яркой и могущественной женщине античного мира. Любвеобильная и сладострастная, она сводила мужчин с ума. За одну ночь с правительницей они были готовы отправиться на смерть. На этот раз мы переместимся в Средние века. Речь пойдет об одном из самых кровожадных правителей - Владе Цепеше Дракуле. В массовом сознании этот монарх стал чудовищем, которому нет равных. Личность этого человека, считавшегося садистом и маньяком, до сих пор вызывает споры. Кстати, есть и те, кто уверен, что он был обычным деятелем своей эпохи, в которой демонстративная жестокость была вполне обычным делом.

Королевский упырь

«В моих жилах течет трансильванская кровь, согласно генеалогическому древу я происхожу от Влада III Цепеша», - заявил в 2012 году британский принц Чарльз в Лондоне на открытии одной из туристических выставок.

Румынское национальное бюро путешествий выпустило брошюру, где утверждалось, что королевская семья Соединенного Королевства состоит в родстве с жившим в XV веке прототипом графа Дракулы - господарем Валахии. Британские СМИ писали, что представителя монаршей династии специально нарекли наследником Дракулы, чтобы заманить в Румынию как можно больше британских туристов. Однако на выставке было представлено династическое древо Виндзорской династии, согласно которому связь с трансильванскими князьями, правившими в XV веке, все-таки существует.

1 /3

Две монаршие семьи породнились в XIX веке: британский король Георг V женился на , которая была прямым потомком брата Цепеша - Влада IV. Таким образом выяснилось, что - потомок Дракулы в шестнадцатом колене.

«Румыния - это страна гор и легенд, где в морозном ночном воздухе не дает заснуть вой волков», - заявил тогда сын королевы , добавив, что не боится своего «кровожадного родственника», и в 2006 году даже купил небольшой домик в одной из румынских деревень.

Замок Дракулы

Где именно жил его знаменитый трансильванский предок, неясно. Сейчас в каждом замке страны рассказывают истории о Владе Цепеше, большинство из которых, конечно, выдуманы, да и сами резиденции появились спустя несколько веков после смерти правителя. Доподлинно известно, что глава государства довольствовался малым. Замок, где он проживал на самом деле, был окружен зубчатыми стенами и обдувался всеми ветрами, десятки бревенчатых комнат были связаны между собой узкими лесенками, а некоторые даже подземными переходами. Красивая мебель, коллекция оружия, золото и серебро - все это окружало правителя, однако не представляло для него большой ценности.

По словам историков, своей главной задачей он видел создание единого государства. Неудивительно, что для румын Цепеш - национальный герой, святой, почитаемый местной церковью, доблестный воин, сражавшийся против османской экспансии, и правитель, стремившийся объединить разрозненное государство.

В то время шла изнурительная борьба с крупными феодалами - боярами. Они настолько привыкли к неограниченной власти в своих родовых уездах, что сопротивлялись любым попыткам центральной власти получить контроль над всей страной. В то же время они не гнушались обращаться за помощью то к венграм, то к османам. Цепеш в конце концов смог создать единое государство, положив конец сепаратизму.

Однако такие заслуги перед страной не отменяют того, что Дракула, согласно историческим документам, на самом деле был жестоким и мстительным.

Дракула придет, порядок наведет

«Ешь кашу, а не то придет Дракула и заберет тебя», - многие поколения румынских детей слышали в детстве эту народную присказку. Во всем мире леденящая душу легенда о правителе-кровопийце вызывает два чувства: неподдельный интерес и ужас. Впрочем, до образа графа Дракулы, созданного ирландским писателем , ему, конечно, далеко. Однако рассказы о жизни румынского правителя по-прежнему будоражат воображение.

Так, неизвестный немецкий автор с подачи одного из венгерских королей в конце XV века, уже после смерти Цепеша, писал, что якобы тот частенько обедал под насаженными на кол трупами. Согласно легенде, однажды слуга правителя не смог вынести смрад, исходивший от разлагавшихся тел, тогда деспот приказал посадить его на самый высокий кол со словами: «Теперь этот запах гнили до тебя не дойдет».

1 /2

Ходили слухи, что свирепый и безжалостный тиран сжигал бродяг, с которыми мог сесть пировать, заставлял родителей есть собственных детей, а также забивал гвозди в головы тех, кто не снял перед ним шапку. Не церемонился правитель и с неверными женами и вдовами, нарушающими правила целомудрия. Рассказывали, что им по приказу Цепеша вырезали половые органы, потом с женщин сдирали кожу.

Описанных историй много, и каждая по-своему леденит душу. Так, описан случай, когда правитель встретился с двумя странствующими монахами. Цепеш хотел узнать, какие настроения царят в народе по поводу его правления. Один из них рассказал, что его считают злодеем, второй - заверил, что люди восхваляют его как мудрого правителя, освободителя от угрозы, исходящей от Османской империи. В целом, оба монаха были правы. У легенды, впрочем, два финала. Согласно одной из версий, Дракула казнил первого, поскольку ему не понравился его ответ, согласно второй - именно его оставили в живых, а второго - казнили за ложь.

Еще в одной истории обокрали купца, ехавшего через Валахию. Тот пожаловался Цепешу. Пока вора ловили и сажали на кол, по приказу главы государства торговцу подбросили кошелек, в котором было на одну монету больше, чем в утраченном. Увидев излишек, купец тут же сообщил об этом монарху. Тот рассмеялся и сказал: «Молодец, что сказал, а не то сидеть тебе на колу рядом с вором».

Местное население очень боялось своего правителя. Одно только имя Цепеша вселяло в них страх. Если предыдущие истории о жизни Цепеша не подтверждены какими-то фактами, то это событие считается достоверным. Чтобы привить горожанам честность, в центре площади, расположенной в столице Валахии, около одной из местных достопримечательностей установили большую чашу из золота. Она никем не охранялась. Каждый мог подойти к ней и выпить из нее воды, но при этом никто не осмеливался ее украсть. Все понимали, чем может обернуться это преступление.

Румынский Иван Грозный

Влад Цепеш Дракула родился, по некоторым данным, в 1430 году. Настоящей фамилией его семьи была Басараб - отсюда, кстати, и происходит одна из областей средневековой Румынии - Бессарабия. Прозвища «Дракул» - «сын Дракона» и Цепеш - «сажающий на кол» (заостренный кол во времена его правления был основным орудием казни - прим. «Ленты.ру» ) он получил уже после того, как взошел на престол.

История его семьи отчасти напоминает ту, что произошла с Иваном Грозным: бояре погубили его родных. Придя к власти, он тут же расправился со всеми повинными в заговоре. Согласно историческим документам, «число посаженных на кол тогда составляло около десяти человек».

1 /2

Настоящий Влад Цепеш, в отличие от героя романа Стокера, никаким графом на самом деле не был, этот титул автор добавил для создания готической красоты, наделив главного героя, жестокого и кровожадного аристократа, благородно-романтическими чертами.

На протяжении всего своего правления настоящий Дракула активно боролся с Османской империей, причем довольно успешно. Рассказывали, что он вселял в турок ужас. Истории о его кровожадности и беспощадности лишь подогревали их страхи.

Что касается романтических чувств, то Влад Цепеш не был лишен и их: у правителя было две жены: одна дворянка из Трансильвании по имени Илона Жилаги, вторая - более простого происхождения по имени Елизавета, считается, что именно ее Дракула любил всем сердцем. Их романтическую историю румыны передавали из уст в уста. Так, узнав о гибели супруга, Елизавета свела счеты с жизнью.

У Влада III было трое сыновей, однако никто из них не смог впоследствии занять престол - род правителя был прерван. Царствовать стал брат Цепеша.

Считается, что сам Дракула погиб во время одного из сражений, где его предали венгры, перешедшие на сторону османов, и озлобленные бояре. Во время битвы, не помня себя от гнева, они разрубили тело Цепеша на куски, а голову отправили османскому султану. Останки правителя похоронили монахи. Местная церковь была благодарна правителю за то, что он смог сохранить христианскую веру, несмотря на давление со стороны турок-мусульман. Спустя несколько веков археологи, впрочем, вскрыли эту могилу, однако ничего там не нашли. В соседнем захоронении они обнаружили скелет без черепа. Считается, что это и есть то, что осталось от Цепеша.

Эта история и вдохновила ирландского писателя на создание готического романа «Дракула», ставшего впоследствии культовым произведением. Там появляется совсем другая легенда: якобы проклятый кем-то из своих бесчисленных жертв граф Дракула после смерти превратился в вампира.

После прочтения романа Стокера на могилу знаменитого «кровопийцы» началось паломничество туристов. Чтобы ослабить нездоровое внимание к тирану, румынские власти решили перенести его могилу. В настоящее время она находится на острове, где ее охраняют монахи одного из местных монастырей.

Кратко о статье: Кто же не знает Дракулу, великого и ужасного вампира всех времен и народов? А ведь исторический прообраз этого персонажа был, если разобраться, ничем не примечательным правителем, пусть и достаточно жестоким. Последствия «черного средневекового пиара» привели к появлению массы легенд и домыслов о Владе, но мы попробуем абстрагироваться от явно надуманных деталей и рассказать вам о реальных событиях жизни «короля вампиров».

Сын дракона

ВЛАД III ЦЕПЕШ

У него было энергичное, оригинальное лицо, тонкий нос и какие-то особенные, странной формы ноздри; надменный высокий лоб, и волосы, скудно и в то же время густыми клоками росшие около висков; очень густые, почти сходившиеся на лбу брови. Рот, насколько я мог разглядеть под тяжелыми усами, был решительный, даже жестокий на вид, с необыкновенно острыми белыми зубами, выступавшими между губами, яркая окраска которых поражала своей жизненностью у человека его лет. Но сильнее всего поражала необыкновенная бледность лица.

Брэм Стокер, «Дракула»

Сможете ли вы узнать Влада Дракулу, если, не дай Бог, вдруг встретите его на улице? Ведь он, как известно, импозантный аристократ в длинном плаще с кроваво-красным подбоем, с бледной кожей и черными, как смоль, волосами... Или омерзительная тварь с длинными зубами и кожистыми крыльями? Черный волк, летучая мышь, густой туман? Оказавшись в прошлом, мы бы очень удивились, найдя реального Дракулу - неказистого худого мужичка с подозрительно выпученными глазами, при взгляде на которого возникает желание проверить, на месте ли кошелек, а вовсе не убегать с криком «На помощь! Вампир!».

Мы продолжаем цикл статей об исторических личностях, ставших особо известными благодаря книгам фантастического жанра. В прошлых номерах шла речь о Робин Гуде и графе Сен-Жермене. Сегодня мы познакомимся с самим Дракулой!

Оценка - кол!

Влад III Дракула (ноябрь или декабрь 1431 - декабрь 1476) - заурядная историческая фигура, правитель княжества Валахия, располагавшегося на юге современной Румынии. Современники дали Владу кличку Цепеш (Ţepeş - «колосажатель») и славу тирана, перещеголявшего в зверствах царя Ирода и Нерона. С легкой руки Брэма Стокера он превратился в вампира - хрестоматийного графа Дракулу, по образу и подобию которого придумываются все нынешние кровососы (к примеру, граф Страд из вселенной Равенлофт в ролевой игре Dungeons & Dragons ).

Настоящий Дракула был прежде всего военачальником. Он боролся за независимость Валахии от Османской империи (турки называли его Казыклы Бей, то есть «Принц-колосажатель»). На родине его до сих пор почитают в качестве рыцаря-христианина, противостоявшего исламской экспансии. Прозвище Цепеш «прилипло» к Владу лишь после его смерти (вряд ли кто из румын отважился назвать его так в глаза). Здесь особо постарались недоброжелатели, которые преувеличивали привычку Дракулы казнить своих врагов путем посажения на кол (обычное для того времени дело) и распространяли слухи о невероятных кровавых оргиях. Из этих бездоказательных историй и черпал вдохновение Стокер. Кроме того, сыграли определенную роль рассказы о гастрономических причудах Влада - он якобы любил кушать хлеб, обмакивая его в кровь (вероятно, свиную).

Огнем и мечом

Корона Валахии не передавалась по наследству. Властителя избирали бояре. Единственным требованиям к кандидатам было благородное происхождение (os de domn - «плоть и кость воеводы»), правителем мог стать даже внебрачный ребенок. Поэтому политическая ситуация в стране была нестабильной - то и дело вспыхивали династические распри и перевороты. Все осложнялось еще и тем, что Валахия находилась между враждующими соседями - Венгерской и Османской империей, которые «тянули одеяло на себя» и всячески старались завладеть стратегически важным регионом.

Влад III родился не в Валахии, а в маленьком трансильванском городе Сигишоаре. Как раз в то время бояре - союзники Турции - свергли его отца, Влада II, и поставили «у руля» княжества своего человека.

Отец будущего «вампира» был ловким политиком и постоянно маневрировал между Венгрией и Турцией. Чтобы заручиться поддержкой султана Мурада, он отдал ему в заложники двух младших сыновей - Влада и Раду. Здесь их судьбы разделились. Влада держали в подземной темнице крепости Эгригез и очень плохо с ним обращались.

После того, как в 1448 году бояре убили его отца, Влад III был отпущен из плена и, более того, посажен турками на пустующий трон Валахии в качестве «марионеточного правителя». Однако венгров такие расклады не устраивали - они послали на Валахию войско, и Влад, узнав о нем, предусмотрительно спрятался в Молдавии.

После смерти молдавского правителя Богдана Влад, рискуя жизнью, бежал во враждебную Венгрию. Каким-то чудом ему удалось помириться с тамошним регентом Яношом Хуньянди и даже заручиться его поддержкой. С помощью венгров в 1456 году Влад выбил турков из Валахии и воцарился там на 6 лет.

Это был основной, наиболее длительный период его правления, когда Влад, согласно некоторым источникам (например, «Сказанию о Дракуле воеводе» дьяка Федора Курицына), уничтожил до 100000 человек - то есть около 20% населения своей страны - и заслужил кличку «Цепеш». Так говорят летописи. А как могло быть на самом деле?

Это интересно
  • Дракула родился в тот же самый год, когда сожгли Жанну д’Арк.
  • «Дракула» буквально означает «Сын Дракона» (применительно к нашему герою это расшифровывалось как «Сын Дьявола»). Отец Влада III состоял в элитном рыцарском Ордене Дракона (Societas Draconis), официальной целью которого была борьба с турками, а реальной - контроль Священной Римской Империи над его членами, влиятельными людьми Восточной Европы.
  • Мало кто знает, что Влад III Дракула - один из предков английских королей по линии королевы Марии, супруги короля Георга V, происходившей от династий Венгрии и Румынии.
  • У Цепеша было три сына - один от первого брака с румынской аристократкой и два от второго брака с родственницей венгерского короля.
  • Второй супругой Дракулы была Илона Жилегай - дальняя родственница Елизаветы Батори, знаменитой «кровавой графини».

Дела внутренние

Резиденция Влада располагалась в городе Тырговиште. Помимо войн с турками и расправ с заговорщиками, Дракула занимался вполне обычными делами. Он ездил в Бухарест по посольским делам. Издавал законы. Встречался с послами. Разбирал наиболее запутанные судебные тяжбы. Затеял постройку и реконструкцию нескольких замков. Вероятно, по праздникам он появлялся на публике, а в свободное время охотился.

Не доверяя аристократам, Влад набирал в свое войско простолюдинов, лично посвящая их в рыцари. Он лишил торговых привилегий немецкие поселения (это был источник доходов его политических конкурентов) и устраивал против них опустошительные походы. Именно поэтому в немецких хрониках Дракулу называли wutrich - «неистовый», «изверг», «лютый».

Экономика Валахии была подорвана постоянной сменой правителей и непрекращающимися войнами. Сельское хозяйство зачахло, торговля почти прекратилась, а уровень преступности превышал все мыслимые пределы. В таких условиях Владу III приходилось прибегать к самым жестоким мерам. Он показательно казнил бандитов и топил в крови крестьянские бунты.

Дела внешние

Следуя семейной традиции, Влад заключил альянс с Венгрией против Турции (к этому его подталкивало и то, что у турков жил его брат Раду, мечтавший занять трон). Папа Пий II обещал дать денег на войну с Османской империей. Венгерский король Матиаш Корвин гарантировал военную поддержку. Однако когда дошло до дела, они бросили Дракулу один на один с грозным Мухаммедом II - покорителем Константинополя.

В 1459 году Влад прекратил выплачивать туркам дань, призвал в армию все боеспособное население мужского возраста, перешел Дунай и вырезал 20000 человек на территории Османской империи. В ответ султан Мухаммед II вторгся в Валахию с шестидесятитысячной армией (историки иногда говорят о 200000 - но эта цифра явно завышена). Понимая, что в открытом столкновении ему ничего не светит, Дракула позволил туркам захватить Тырговиште и начал партизанскую войну.

В историю вошел его знаменитый «ночной рейд» на лагерь султана - Влад с 7000 бойцами предпринял отчаянную вылазку, уничтожил до 15000 неприятелей, едва не пробился к шатру самого Мухаммеда (для маскировки воевода с группой самых смелых его людей переоделись в турок) и получил легкое ранение головы. Испугавшись, султан спешно покинул Валахию, оставив вместо себя Раду Красивого.

Точечные атаки на войско неприятеля, демонстративные расправы с пленными турками и тактика «выжженной земли» снискали Владу славу храброго и мудрого полководца. Но чудес не бывает - в 1462 году Дракула был вынужден отступить в союзную Венгрию, уступив Валахию своему «турецкому» брату Раду.

Тут Влада настигло предательство. Венгерский король Матиаш решил прикарманить деньги папы (40000 гульденов), выделенные на войну, и свалил вину за фронтовые неудачи на своего вассала. Он сфабриковал письма Дракулы к султану, где воевода якобы просил мира и предлагал помощь в войне с Венгрией.

Оригиналы писем были «утеряны», до нас дошли лишь копии на латыни, написанные в совершенно несвойственной Дракуле манере. Тогда же все летописи внезапно стали хором расписывать садистские замашки ветерана турецкой войны. В итоге он был осужден и помещен в темницу.

Влад провел там около 12 лет и вернул свободу, лишь женившись на двоюродной сестре Матиаша (некоторые историки считают, что королевне было негоже идти замуж за пленника, поэтому его освободили уже через 4 года после заточения) и приняв католичество. Последний факт вызвал ярость у православной церкви - именно поэтому русские хроники обличают Дракулу как «диавола» и «вероотступника».

Накопив силы, в 1475 году Влад отвоевал Валахию у брата, однако его позиции оставались очень слабыми. Подданные хорошо помнили, какими способами он восстанавливал порядок в стране. Когда турки предприняли очередную атаку, Дракула смог собрать лишь 4000 человек и, естественно, проиграл битву.

Существует несколько версий его смерти. По одной - его убили бояре, перешедшие на сторону султана. По другой, более распространенной, Дракула пал в бою с турками - причем воеводу заколол в спину один из его собственных солдат.

Кто прав?

Кто же на самом деле, этот Дракула - герой или тиран? Однозначного ответа дать невозможно, ведь он, если вдуматься, был и тем, и другим. Да, безусловно, Дракула правил железной рукой, всячески стараясь устрашить врагов. Ему была свойственна изощренная восточная жестокость, которой он насмотрелся смолоду «в гостях» у султана. Влад расправлялся с изменниками и захватчиками так, что даже кровожадным туркам становилось дурно. Это была его кровная месть за отца и брата.

Однако по меркам средневековья такое поведение вряд ли можно назвать из ряда вон выходящим. К примеру, двоюродный брат Влада, молдавский князь Штефан посадил на кол две тысячи человек - но при этом вошел в историю под прозвищами «Великий» и «Святой». Кошмарная репутация Дракулы как «средневекового Гитлера» - результат массового «черного пиара», устроенного его бесчисленными завистниками и недоброжелателями, желавшими опорочить Влада перед всем миром.

Ему приписывались немыслимые деяния и свирепые шутки. Он якобы приказывал расставлять колья (их высота зависела от ранга казненного - чем выше, тем знатнее) в своеобразный «лес» и пировал там, наслаждаясь стонами несчастных. Младенцев насаживали поверх матерей на один и тот же кол. Жертвам отрубали конечности, вбивали в голову гвозди, вырезали половые органы, снимали с них кожу и шпарили их кипятком.

Легенды говорят, что Дракула приказал положить золотой кубок у фонтана на главной площади Тырговиште, чтобы каждый мог пить из него. По закона княжества воровство наказывалось смертью, поэтому никто не осмеливался похитить эту драгоценность.

Когда из повозки у одного заморского купца украли 160 дукатов, Дракула приказал не только найти вора, но и тайком подложить купцу 161 дукат. На следующий день вор был пойман и посажен на кол, а купец обнаружил у себя лишнюю монету и честно сообщил об этом Владу. Тот объяснил торговцу, что это была проверка. Если бы купец утаил ее, то сел бы на кол рядом с вором.

Не менее известна и история с послами, отказавшимися снимать шляпы (тюрбаны) в присутствии Дракулы. Тот распорядился прибить их головные уборы к головам гвоздями. Встретив в поле крестьянина, одетого в короткий кафтан, Цепеш велел казнить его «ленивую» жену (несмотря на протесты мужчины), и назначил ему новую, приказав той как следует заботиться о супруге.

Однажды Дракула объявил, что в его государстве не должно быть бедных и голодных. Он пригласил всех нищих и калек на роскошный пир, а когда они наелись, поджег здание, где проходило торжество, исполнив свое обещание буквально.

Через одно место

Посажение на кол считается одним из самых мучительных видов казни. С виду все просто: человека «надевают» на вкопанный в землю и смазанный маслом кол через задний проход, либо (по слухам) влагалище или рот, причем делается это с таким расчетом, чтобы не повредить важнейшие внутренние органы, предотвратить массовую потерю крови и продлить агонию жертвы. Так, если человек протыкался «сзади», то кол слегка смещали в сторону, чтобы он вышел в районе правой ключицы и не задел сердце. Иногда колом пронзалась сразу грудная клетка. В этом случае смерть наступала мгновенно, так как целью казни было не причинение мучений, а выставление тела напоказ для устрашения.

В особо жестокой форме посажение проводилось так: «клиента» не протыкали колом сразу, а связывали и, оправдывая название этой процедуры, «сажали» его на длинный кол так, чтобы ноги не доставали до земли. Под давлением своего веса жертва постепенно нанизывалась все глубже и глубже. Это могло длиться часами, даже днями.

Первыми практиковать посажение на кол стали древние персы. Если верить Геродоту, царь Дарий I после захвата Вавилона казнил таким образом 3000 горожан. В Швеции 17 века похожим образом убивали повстанцев - втыкали острый кол между позвоночником и кожей (жертвы мучились от 4 до 5 дней). Турки времен Османской империи сажали на кол сербов, болгар и греков. Те, естественно, не оставались в долгу. Считается, что этим видом казни увлекался Иван Грозный.

* * *

Влад III был человеком своего времени. Обычный, ничем не выделяющийся феодал, о котором мы никогда бы не услышали - если бы не его «вампирская» карьера. Даже в ней много домыслов - к примеру, ходят слухи, что могила Дракулы в Снаговом монастыре оказалась пустой (оскверненной, заполненной ослиными костями). Что его обезглавили не зря - ведь в то время так расправлялись именно с вампирами. Иногда все представлялось наоборот - мол, Дракула сам боролся с вампирами и прочей нечистью, сажая ее, как и положено, на кол.

По прошествии стольких лет трудно отличить правду от лжи. Да и нужна ли она, эта правда? Ведь историческая ценность Дракулы состоит не в его истинном облике, а в том, каким мы его себе представляем сегодня. Спросите у любого - кто такой Дракула? - и поймете, что нам следует быть признательными тем, кто в древности сплел вокруг Влада Цепеша паутину оккультных мифов. Иначе сейчас мы имели бы дело с очередным безвестным князьком, а мир фантастики лишился бы самого известного на свете вампира.

Не каждый житель знает, что граф Дракула - один из самых популярных героев многих ужастиков, а также самый знаменитый вампир - это настоящая фигура, которая имела место в истории. Настоящее имя графа Дракулы — Влад III Цепеш. Жил он в 15 в. и был правителем Валашского княжества, или как ещё его называют Валахии. Цепеш - национальный герой румынского народа и местночтимый святой, который почитается местной церковью. Он был доблестный воин, и борцом против турецкой экспансии в христианскую Европу. Но тогда встаёт вопрос, почему он стал известен всему миру как вампир, который пьёт кровь невинных людей?

Так же, не всё знают, что создателем текущего образа Дракулы был английский писатель Брэм Стокер. Он являлся активным членом оккультной организации Золотая Заря. Для таких сообществ в любое время был характерен большой интерес к вампирам, который является не выдумкой писателей, или фантазёров, а конкретным медицинским фактом. Медиками давно исследованы и задокументированны , которые случаются и в наше время., который является одним из тяжелейших заболеваний. Образ физически бессмертного вампира привлекает оккультистов и черных магов, стремящихся противопоставить нижний мир мирам верхним - Божественным и духовным.

Между прочим, оккультное влечение к вампиризму («духовному» и ритуальному) является искажением изначального, древнеарийского вампиризма.

В 6 в. византиец Прокопий Кесарийский, чьи труды являются основными источниками по истории , отметил, что перед тем как славяне начала поклонятся богу громовержцу (Перуну), древние славяне поклонялись — упырям. Конечно, речь шла не о голливудских вампирах, нападающих на беззащитных девушек. В древнее, языческое время вампирами (пришло это слово от славян, которое распространилось в средние века по всей Европе) называли выдающихся воинов — героев, особо почитавших Кровь как духовную и физическую сущность. , существовали определённые ритуалы поклонения Крови - омовения, жертвоприношения и тому подобное.

Оккультистские организации полностью извратили древнюю традицию, превратив поклонение священной, духовной Крови, в поклонение биологической. Оккультисты же (в том числе и Брэм Стокер), в свою очерель исказили образ Влада Цепеша - доблестного воина, наследовавшего древние традиции франко-славян.

Появившееся в 14 веке, княжество Валахия, на знамёнах которого с древних времён, находилось изображение коронованного орла с крестом в клюве, мечом и скипетром в лапах, было первым крупным государственным образованием на территории сегодняшней Румынии.

Одной из ведущих исторических фигур эпохи национального становления Румынии является валашский князь Влад Цепеш.

Князь Влад IIIЦепеш, православный самодержавный господарь Валахии. Почти все, что связано с деятельностью этого человека, окутано тайной. Место и время его рождения точно не установлены. Валахия была не самым спокойным уголком средневековой Европы. Пламя бесчисленных войн и пожаров уничтожило подавляющее большинство рукописных памятников. Лишь по уцелевшим монастырским летописям удалось воссоздать облик реального исторического князя Влада, известного современному миру под именем графа Дракулы.

Год, когда родился будущий повелитель Валахии, мы можем определить лишь приблизительно: между 1428-м и 1431-м. Построенный в начале 15 в. дом на Кузнечной улице в г. Сигишоаре до сих пор привлекает внимание туристов: считается, что именно здесь увидел свет мальчик, названный при крещении Владом. Родился ли будущий господарь Валахии именно здесь неизвестно, зато установлено, что в этом доме жил его отец князь Влад Дракул. Как нетрудно догадаться, «дракул» по румынски означает дракон. Князь Влад состоял в рыцарском ордене Дракона, ставившего своей целью защиту Православия от неверных. Название этого ордена тесно связано с древними верованиями балканских народов, в балканском фольклоре змей, дракон - зачастую положительный персонаж, защитник рода, герой, побеждающий демона.

Было у князя три сына, но прославился лишь один из них - Влад. Надо отметить, что он был истинным рыцарем: храбрый воин и умелый полководец, глубоко и истинно верующий православный христианин, в своих действиях всегда руководствующийся нормами чести и долга. Влад отличался огромной физической силой. Его слава великолепного кавалериста прогремела по всей стране - и это во времена, когда люди с детских лет привыкали к коню и оружию.

Как государственный деятель Влад придерживался принципов настоящего патриотизма: борьба с захватчиками, развитие ремесел и торговли, борьба с преступностью. И во всех этих областях в самые сжатые сроки Влад III добился впечатляющих успехов. Хроники повествуют о том, что во времена его правления можно было бросить золотую монету и подобрать ее через неделю на том же месте. Никто не осмелился бы не то что присвоить чужое золото, но даже прикоснуться к нему. И это в стране, где за два года до того воров и бродяг было не меньше, чем оседлого населения - горожан и земледельцев! Как произошло такое невероятное преображение? Очень просто - в результате проводившейся валашским князем политики планомерного очищения общества от «асоциальных элементов». Суд в то время был простым и скорым: бродягу или вора, независимо от того, что он украл, ждал костер или плаха. Та же участь была уготована всем цыганам, или заведомым конокрадам, и вообще людям праздным и ненадежным.

Теперь следует сделать небольшое отступление. Для дальнейшего повествования важно знать, что означает прозвище, под которым вошел в историю Влад III. Цепеш в буквальном переводе означает «сажатель на кол». Именно заостренный кол во времена правления Влада III был основным орудием казни. Большинство казненных составляли пленные турки и цыгане. Но та же кара могла постигнуть любого, кто был уличен в преступлении. После того, как тысячи воров погибли на кольях и сгорели в пламени костров на городских площадях, новых охотников проверить свою удачливость уже не находилось.

Надо отдать должное Цепешу: он не давал поблажки никому, независимо от общественного положения. Всякого, кто имел несчастье навлечь на себя княжеский гнев, ожидал одинаковая участь. Методы князя Влада оказались также весьма эффективным регулятором экономической деятельности: когда несколько купцов, обвиненных в торговле с турками, испустили дух на колу, сотрудничеству с врагами Веры Христовой пришел конец.

Отношение к памяти Влада Цепеша в Румынии, даже в современной, совсем не такое, как в западноевропейских странах. И сегодня многие считают его национальным героем эпохи становления будущей Румынии, которое восходит к первым десятилетиям 14 в. В то время князь Басараб I основал небольшое независимое княжество на территории Валахии. Победа, одержанная им в 1330 г. над венграми - тогдашними хозяевами придунайских земель, - закрепила его права. Затем началась долгая, изнурительная борьба с крупными феодалами - боярами. Привыкнув к неограниченной власти в своих родовых уделах, они сопротивлялись любым попыткам центральной власти контроль над всей страной. При этом, в зависимости от политической ситуации, они не гнушались прибегать к помощи то венгров-католиков, то турок-мусульман. Через сто с лишним лет Влад Цепеш положил конец этой прискорбной практике, раз и навсегда решив проблему сепаратизма.

А теперь покинем Валахию и бросим взгляд на другую, пограничную с ней страну, которая сыграла решающую роль в судьбе нашего героя. К северу от Бухареста сегодня тянутся на десятки километров бесконечные кукурузные поля. Но во времена Влада III здесь шумел лес - от Дуная до предгорий Карпат расстилались зеленым морем вековые дубравы. За ними начиналось плоскогорье, пригодное для земледелия. Саксонцы и венгры издавна стремились в этот благодатный вольный край, к плодородной земле, защищенной от вражеских набегов дремучими лесами и отрогами горных цепей. Венгры называли эти места Трансильванией - «страной по ту сторону лесов», а саксонские купцы, построившие здесь хорошо укрепленные города, - Зибенбюргеном, то есть Семиградьем. Все больше людей стекалось в эту область. За какие-нибудь полстотни лет Трансильвания расцвела.

Ее города-республики - Шесбург, Кронштадт, Германштадт - росли и богатели. Более 250 сел и деревень, не знавшие турецких набегов, с избытком обеспечивали все население пшеницей, бараниной, вином и маслом. Географическое положение Трансильвании было очень выгодным: как только край стал обитаемым, по нему пошла одна из основных ветвей Великого шелкового пути. Возникли новые ремесла, новые цехи, ориентированные, в основном, на экспорт. Кроме того, трансильванцы занимались тем, что впоследствии назовут экономическим пиратством. Так, хитрые ткачи Семиградья делали ковры, почти неотличимые от турецких, и сбывали за соответствующую цену.

Богатство Трансильвании делало ее в высшей степени лакомой добычей для могущественной османской империи. Семиградье, не будучи централизованным государством, не имело собственной постоянной армии. И лишь при помощи тонких и сложных политических игр трансильванским городам удавалось обеспечить стабильность своего конгломерата. Но империя Мухаммеда I была слишком крупным противником. Никакие хитроумные доводы семиградских политиков не могли убедить турок добровольно отказаться от экспансии на север. Поэтому независимость Трансильвании оказалась тесно связанной с замыслами и действиями валашских государей: маленькое православное княжество Валахия лежало между Семиградьем и мусульманским колоссом, играя роль своеобразного буфера. Прежде чем напасть на Трансильванию, туркам требовалось покорить Валахию, и в интересах семиградцев было создать такое положение дел, чтобы султан дважды подумал, прежде чем начинать новую войну с Валахией.

Эпитет «новая» не случаен. Хотя в середине 14 в. значительная часть Балканского полуострова уже входила в состав Османской империи, турки не чувствовали себя здесь хозяевами. Восстания против турецкого ига вспыхивали то тут, то там. Они всегда жестоко подавлялись, но все же иной раз вынуждали турок идти на некоторое компромиссы. Одним из таких компромиссов было сохранение государственного статуса отдельных княжеств, при условии вассальной зависимости от султана. Была оговорена ежегодная дань - например, Валахия выплачивала ее серебром и лесом. А для того, чтобы тот или иной князь ни на минуту не забывал о своих обязанностях по отношению к повелителю магометан в Стамбуле, он должен был отправить заложником ко двору султана своего старшего сына. И если князь начинал проявлять строптивость, юношу ждала - в лучшем случае - смерть.

Такая судьба была уготована и молодому Владу. Вместе с несколькими другими высокородными отроками - боснийцами, сербами, венграми - он провел несколько лет в Адрианополе в качестве «гостя».
Об изощренных казнях мусульманского средневековья написано много книг, читать их страшно. Ограничимся описанием двух небольших и, по понятиям того времени, незначительных эпизодов, свидетелем которых был молодой Влад.

Первый эпизод - повесть о султанском милосердии. Дело было так: один из вассальных князей поднял восстание и этим обрек на смерть двух своих сыновей - заложников. Мальчиков со связанными руками привели к подножию трона, и султан Мурад милостиво объявил, что по своей бесконечной милости он решил смягчить заслуженную ими кару. Затем, по знаку властелина, один из янычар-телохранителей выступил вперед и ослепил обеих братьев. Слово «милость» применительно к данному случаю употреблялось вполне серьезно, без всякой издевки.

Вторая история связана с огурцами. Гостеприимные турки выращивали для стола пленных принцев привычные им овощи, и вот однажды обнаружилось, что с грядки похищено несколько огурцов. Дознание, срочно проведенное одним из визирей, не дало результатов. Поскольку подозрение в краже редкого лакомства падало в первую очередь на садовников, было принято простое и мудрое решение: немедленно выяснить, что находится в их желудках. «Специалистов» по вспарыванию чужих животов при дворе хватало, и волю визиря тут же исполнили. К радости верного слуги повелителя, его прозорливость получила блестящее подтверждение: в пятом по счету разрезанном животе обнаружились кусочки огурца. Виновному отрубили голову, остальным же было дозволено попытаться выжить.
Что же касается казни на колу, изобретенной турками, то редкий день обходился без этого зрелища. Гибель одного или нескольких несчастных являла собой как бы обязательный традиционный пролог к еще более обширной кровавой драме.

Трудно представить, что происходило в душе двенадцатилетнего мальчика, видевшего все это изо дня в день. Впечатления, приобретенные Владом в отроческие годы, омытые реками христианской крови, оказались решающими при формировании характера будущего господаря Валахии. Какие чувства переполняли его сердце, когда он смотрел на предсмертные муки людей, прежде всего, плененных турками христиан - жалость, ужас, гнев? Или, может быть, желание покарать турок, применив к ним их же оружие? Во всяком случае, Влад должен был скрывать свои чувства, и он в совершенстве овладел этим искусством, ведь точно так же его отец в далекой Валахии, стиснув зубы, он слушал надменные речи турецких послов, сдерживая руку, рвущуюся к рукояти меча.
Оба Влада, старый и молодой, верили, что это до поры до времени.

В 1452 г. Влад вернулся на родину, и вскоре занял опустевший валашский трон. Очень скоро ему пришлось столкнуться с противодействием бояр, мешавших проведению единой политической линии, и он повел безжалостную борьбу с ними. К тому же, бояре были явно расположены в пользу турок. Это легко понять: наместники султана не покушались на привиллегии древних родов, а лишь требовали своевременной выплаты дани. Воевать с султаном никто из бояр не собирался, а что касается дани, то вся ее тяжесть ложилась бременем на всю нацию. Олигархи, встревоженные замыслами молодого князя, стали плести интриги. Но Влад был готов к этому. Как только оппозиция сформировалась, он начал действовать, причем с энергией и размахом, совершенно неожиданными для его противников.

По случаю какого-то праздника князь пригласил к себе в столицу, в Тирговиште, чуть ли не всю валашскую знать. Никто из бояр не отклонил приглашения, не желая демонстрировать отказом недоверие или враждебность. Да и само количество приглашенных, казалось бы, демонстрировало их общую безопасность. Судя по дошедшим до наших дней отрывочным описаниям, был тот пир роскошен и прошел очень весело. Вот только закончился праздник необычно: по приказу хозяина пять сотен гостей были посажены на кол не успев протрезветь. Проблема «внутреннего врага» была решена навсегда.

На очереди была борьба с турками. Заряд ненависти к ним, накопившийся в душе молодого князя, был огромен. Влад III горел желанием показать своим учителям, что хорошо усвоил все преподанные ему уроки. Теперь наконец можно было сбросить оковы ложной покорности.

На четвертом году княжения Влад разом прекратил выплату всех форм дани. Это был открытый вызов. Поскольку детей у него не было, то не было и заложников, и султан Мурад, проявив явное легкомыслие, ограничился отправкой в Валахию карательного отряда в тысячу всадников - преподать урок непокорному вассалу и привести его голову в Стамбул, в назидание прочим.

Но все вышло иначе. Турки попытались заманить Влада в ловушку, но сами попали в окружение и сдались. Пленных отвели в Тирговиште, где состоялась казнь захваченных турок. Их посадили на колья - всех до единого, в течении одного дня. Пунктуальный во всем, Цепеш и в казни соблюдал принцип иерархии: для турецкого аги, командовавшего отрядом, был заготовлен кол с золотым наконечником.

Разъяренный султан двинул на Валахию огромное войско. Решающее сражение произошло в 1461 году, когда народное ополчение Влада III встретилось с турецкой армией, превосходившей валахов по численности в несколько раз. Турки снова потерпели сокрушительное поражение.

Но теперь Владу стал угрожать новый противник, упорный и осторожный, - богатые города Трансильвании. Дальновидные саксонские купцы, встревоженные отвагой Влада III, предпочитали видеть на валашском троне более сдержанного государя. Да и крупномасштабная война Валахии с Османской империей совсем не соответствовала их интересам. Было очевидно, что султан ни за что не смирится с поражением - ресурсы турок огромны, предстояли новые битвы, новые войны. А если все балканские страны охватит пожар, Трансильвании уже не спастись. И причина всему - князь Влад - его отчаянная борьба сделала Валахию не щитом против турок, а костью в глотке султана, подвергая этим смертельной опасности богатое Семиградье.

Так рассуждали семиградцы, начиная дипломатическую кампанию с целью устранить Влада с политической сцены. В качестве кандидата на престол в Тирговиште называли одного из фаворитов могущественного венгерского короля Дана III. Естественно, что королю такая идея пришлась по душе, и в результате отношения между Венгрией и Валахией заметно осложнились.

Кроме того, трансильванцы, действуя по мнению Тепеша, по непосредственному наущению самого дьявола, продолжали вести оживленную торговлю с турками. Стерпеть подобную дерзость было невозможно, и Влад III начал третью войну - его армия двинулась на север.

Трансильванцы жестоко поплатились за свои попытки устранить соседа. Цепеш с огнем и мечом прошел по их цветущим равнинам: города были взяты приступом. А побежденный Шесбург увидел пятьсот своих именитейших граждан на кольях посреди площади.

Но уже поверженный противник нанес Цепешу неожиданный удар.

То, что оказалось не по силам турецкой армии, сумела совершить немногочисленная., но влиятельнейшая прослойка - торговая элита Семиградья. Был применен и оказался действенным метод, хорошо известный и людям нашего времени: воззвание к «общественному мнению» с помощью печатного слова. и вот на средства нескольких торговых домов был напечатан памфлет, где анонимными авторами подробно описывалась - в искаженном виде - вся деятельность Влада. В памфлете содержались некоторые подробности, касающиеся «коварных планов» валашского государя в отношении Венгерского королевства.

Клевета принесла ожидаемый результат. Образ действий Влада III вызвал возмущение при европейских дворах, а король Дан III пришел в ярость и начал действовать.

На помощь королю пришел случай. В 1462 г. турки вновь вторглись в Валахию и после осады взяли княжескую цитадель - замок Поэнари, «орлиное гнездо» Влада III, а затем разрушили его. Погибла жена князя. Теперь об этих событиях напоминают лишь белеющие на скале руины да прозвание «река принцессы», сохранившееся за бурным потоком Аргесса.

Не ожидавший нападения Влад не успел собрать войска и бежал на север. Король Дан, очень обрадованный тем, что обстоятельства сложились так удачно, немедленно пленил Влада и заключил в темницу.

Спустя двенадцать лет Дан, уверившись в «покорности» Влада, освободил его, распустив при этом слух, что Цепеш смирил гордыню и даже якобы перешел в католичество. Осенью 1476 г. Влад вернулся на родину. Но окрепшим за время его отсутствия боярам удалось разгромить княжескую дружину. Цепеш вновь оказался во власти Дана. Бояре потребовали выдачи ненавистного им господаря и участь князя была решена. Однако Влад III бежал и принял смерть в бою.

Найдя тело Цепеша, бояре изрубили его на куски и разбросали вокруг. Позднее монахи из Снаговского монастыря собрали останки покойного и предали их земле.

Лишившись своего государя, Валахия в 16 в. окончательно попала под турецкое владычество и лишь в первой трети 19 в. в результате подъема национального движения и при поддержке России добилась, наряду с Молдавией, автономии.