М п одинцов. Михаил одинцов

Одинцов Михаил Петрович – командир авиаэскадрильи 820-го штурмового авиационного полка (292-я штурмовая авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, Степной фронт), старший лейтенант;
заместитель командира 155-го гвардейского штурмового авиационного полка (9-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии майор.

Родился 18 ноября 1921 года в селе Полозово Полозовской волости Сарапульского уезда Пермской губернии (ныне Большесосновского района Пермского края). Русский. В 1929-1935 годах жил в селе Черновское (ныне Большесосновского района), городах Барнаул (Алтайский край), Ижевск и Воткинск (ныне Республика Удмуртия), с 1935 года – в городе Свердловск (ныне Екатеринбург). В 1936 году окончил 7 классов школы, в 1937 году – 1 курс Свердловского лесостроительного техникума. В 1937-1938 годах работал на Свердловской обувной фабрике. В 1938 году окончил Свердловский аэроклуб.

В армии с ноября 1938 года. В 1939 году окончил Молотовскую военную авиационную школу лётчиков (ныне город Пермь), в 1940 году – Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком резервного авиаполка (в Западном особом военном округе) и лётчиком бомбардировочного авиаполка (в Киевском особом военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне-июле 1941 – командир звена 226-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (Юго-Западный фронт). Участвовал в оборонительных боях на Западной Украине. Совершил 8 боевых вылетов на бомбардировщике Су-2. 3 июля 1941 года в воздушном бою был тяжело ранен в левую руку и левую ногу, но сумел довести подбитый самолёт до своего аэродрома. До декабря 1941 года находился в госпиталях в городах Хорол (Полтавская область) и Харьков. В декабре 1941 года вернулся в свой полк, проходивший переформирование в тылу (в Приволжском военном округе).

В мае 1942 – июне 1943 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи, лётчик и вновь заместитель командира авиаэскадрильи 800-го штурмового авиаполка. Воевал на Юго-Западном (май-июль 1942), Калининском (октябрь 1942 – февраль 1943 и февраль-март 1943), Северо-Западном (февраль 1943) и Воронежском (март-июнь 1943) фронтах. Участвовал в Воронежско-Ворошиловградской, Великолукской, Демянской и Ржевско-Вяземской операциях.

В июне 1943 – мае 1945 – командир авиаэскадрильи, помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе, штурман полка и заместитель командира 820-го (с февраля 1944 – 155-го гвардейского) штурмового авиационного полка. Воевал на Воронежском (июнь-июль 1943), Степном (июль-октябрь 1943), 2-м (октябрь 1943 – июль 1944) и 1-м (июль 1944 – май 1945) Украинских фронтах. Участвовал в Курской битве, Белгородско-Харьковской операции, битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Берлинской и Пражской операциях.

Всего за время войны совершил 210 боевых вылетов (8 – на бомбардировщике Су-2 и 202 – на штурмовике Ил-2), в воздушных боях его экипаж сбил 3 самолёта противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Одинцову Михаилу Петровичу 4 февраля 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

После войны до августа 1946 года служил в ВВС заместителем командиром штурмовых авиаполков (в Центральной группе войск в Австрии и Белорусском военном округе). В 1946-1948 годах обучался в Военно-воздушной академии (Монино).

В 1952 году окончил Военно-политическую академию. С 1952 – командир 746-го бомбардировочного авиационного полка (в Прибалтийском военном округе), в июле 1956 – декабре 1957 – командир 6-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии (в Прибалтийском военном округе; город Черняховск Калининградской области).

В 1959 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1959-1961 – заместитель командующего 48-й воздушной армией по боевой подготовке (в Одесском военном округе; штаб – в городе Одесса, Украина), в 1961-1963 – 1-й заместитель командующего 1-й Особой Дальневосточной воздушной армией (в Дальневосточном военном округе; штаб – в городе Хабаровск).

В январе-ноябре 1963 – начальник Центра подготовки космонавтов.

В 1963-1965 – заместитель командующего 30-й воздушной армией по боевой подготовке (в Прибалтийском военном округе; штаб – в городе Рига, Латвия), в 1965-1967 – заместитель командующего ВВС Киевского военного округа.

В ноябре 1967 – июне 1971 – командующий ВВС Северо-Кавказского военного округа (штаб – в городе Ростов-на-Дону), в июне 1971 – июле 1976 – командующий ВВС Московского военного округа. В 1974 году катапультировался на предельно малой высоте из сверхзвукового истребителя МиГ-23УБ, который не выходил из штопора.

В 1976-1981 – генерал-инспектор Инспекции ВВС Главной инспекции Министерства обороны СССР, в октябре 1981 – январе 1987 – помощник по ВВС представителя Главного командования Объединёнными вооружёнными силами государств – участников Варшавского договора в Польше. С июня 1987 года генерал-полковник авиации М.П.Одинцов – в отставке.

Вёл активную общественную работу, был 1-м вице-президентом Российской ассоциации Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеров ордена Славы, а также председателем Объединённого комитета ветеранов ВВС. На юбилейном параде Победы 9 мая 1995 года нёс Знамя Победы.

Генерал-полковник авиации (1976), заслуженный военный лётчик СССР (8.07.1967).

Награждён 2 орденами Ленина (4.02.1944; 29.04.1957), орденом Октябрьской Революции (16.12.1972), 5 орденами Красного Знамени (31.07.1942; 1.09.1943; 21.01.1944; 22.02.1955; 16.02.1982), орденом Александра Невского (17.08.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (5.11.1942; 11.03.1985), орденами Отечественной войны 2-й степени (22.02.1945), Красной Звезды (30.04.1954), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (3.12.2001), медалями «За боевые заслуги» (20.06.1949), «За отвагу на пожаре» (1.11.1972), другими медалями, украинским орденом «За заслуги» 3-й степени (6.05.2005), иностранными наградами.

Почётный гражданин города Екатеринбург (1980).

Бронзовый бюст М.П.Одинцова установлен в Екатеринбурге, там же на здании школы, где он учился, установлена мемориальная доска. В селе Полозово установлен бюст М.П.Одинцова.

Примечания:
1) Награждён за выполнение 96 боевых вылетов (на сентябрь 1943 года);
2) В наградном листе указан ошибочный итоговый счёт за войну – 215 боевых вылетов (вместо 210 правильных). Ошибка возникла из-за того, что при подсчёте использовались 13 боевых вылетов, совершённых М.П.Одинцовым на бомбардировщике Су-2 (хотя во всех наградных листах говорится о том, что он совершил 8 боевых вылетов на Су-2, после чего был сбит).

Сочинения:
Тогда, в 42-м… М., 1977;
Испытание огнём. М., 1979;
Преодоление. М., 1982;
Испытание огнём. 2-е издание. М., 1983;
Преодоление (на литовском языке) . Каунас, 1985;
Преодоление. 2-е издание. Свердловск, 1987;
Испытание огнём. 3-е издание. М., 2005;
Испытание огнём. 4-е издание. М., 2010;
Испытание огнём. 5-е издание (в сборнике «Крещение огнём») . М., 2013.

Воинские звания:
Младший лейтенант (10.10.1940)
Лейтенант (31.07.1942)
Старший лейтенант (5.08.1943)
Капитан (27.12.1943)
Майор (5.08.1944)
Подполковник (5.04.1949)
Полковник (3.10.195..)
Генерал-майор авиации (27.08.1957)
Генерал-лейтенант авиации (19.02.1968)
Генерал-полковник авиации (28.10.1976)

Очерк М.Ф.Реброва о М.П.Одинцове:

Чёрной тучей пришёл 1941-й год. И уже на четвёртый, день войны младший лейтенант Михаил Одинцов полетел на выполнение своего первого боевого задания.

В одном из воздушных боев Одинцов был ранен. После лечения в госпитале снова вернулся в строй, но уже не на бомбардировщики. Лётчику предстояло освоить новый самолёт.

Когда Михаил впервые увидел на аэродроме закованную в броню грозную машину, послушал отзывы о ней тех, кто уже побывал в боях, он понял, что придётся много и серьёзно учиться. Первые же попеты подтвердили это. Штурмовик требовал от лётчика исключительного самообладания, несокрушимого хладнокровия, высокой техники.

Много дерзких штурмовок произвёл Михаил Одинцов. Снижаясь до высоты бреющего полёта, он дерзко атаковал врага, расстреливал фашистов реактивными снарядами, громил из пушек и пулемётов, а сам оставался невредимым. О нем скоро заговорили. Смелый и расчётливый, хладнокровный и физически закалённый, он стал одним из лучших лётчиков в полку.

Однажды лейтенант Одинцов возвращался с группой самолётов с боевого задания. Над землёй висели серые облака. Ветер гнал их в сторону вражеских позиций, за которыми разрасталось космами багровое зарево огромного пожара. Настроение у всех было приподнятое. Поработали на славу.

Когда аэродром Курск-Восточный остался далеко позади, ведущий – им был Одинцов – обнаружил несколько в стороне другой вражеский аэродром. Лётчик насчитал на нём десятка два истребителей Ме-109. Три «мессера» уже бежали по полосе, чтобы взлететь на перехват. Обстрелять их было нечем-весь боекомплект штурмовики израсходовали.

С минуты на минуту должна была последовать атака. Одинцов молниеносно принимает решение взять на себя удар истребителей, остальным штурмовикам уходить. Его самолёт разворачивается и идёт навстречу «мессерам», поднявшимся в воздух. Даже отличавшиеся в боях отвагой и геройством лётчики были поражены храбростью своего командира. Они-то понимали, что означает эта встреча безоружного штурмовика с группой фашистских истребителей.

Но Одинцов в тот момент думал о другом. Первая мысль была о товарищах. Нельзя подставлять их под удар. Сколько раз в тяжёлых воздушных боях они приходили ему на помощь, рискуя своей жизнью! Да и разумно ли погибать всем, когда может рискнуть один.

Расчёт лейтенанта был таков. Фашисты прежде всего кинутся на него. Ведь каждому из них захочется положить в свой карман две тысячи марок, которые выплачивало гитлеровское командование за сбитый советский штурмовик. А в это время остальные наши самолёты успеют уйти на свою территорию. Так оно и случилось.

И все же устоять одному против большой группы казалось просто невозможным. Выручили Одинцова его мастерство, хладнокровие, «шестое чувство» лётчика. Под огнём наседавших со всех сторон вражеских истребителей его «ил» проделывал замысловатые фигуры. Как бы дразня фашистов своим бесстрашием, штурмовик то взмывал высоко вверх, то уходил в сторону солнца, и ослеплённые враги теряли цель, то стремительно падал вниз, делал резкие отвороты, азартно и смело маневрировал, уходя из-под огня врага.

Однако нет-нет да и заденут его огненные трассы. Взбешённые гитлеровцы наседали. Победа казалась им совсем близкой. Но Одинцов не уступал. Из этой схватки он вышел изрешечённый пулями, но ещё более окрепший духом.

Шёл ноябрь 1942 года. Штурмовики-«охотники» полка, в котором Михаил Одинцов был командиром эскадрильи, действовали с маленького фронтового аэродрома. Наши войска с боями пробивались к городу Белый. Во главе наступающих шли танки. Противник пошёл на хитрость. Впустив танки в город, он охватил его со всех сторон плотным полукольцом. В месте прорыва фашисты создали сильные клещи и прилагали все усилия для отсечения наших войск, прорвавшихся в глубь его обороны. Из района Смоленска в район боев немцы спешно перебрасывали мотодивизию СС «Мёртвая голова», на которую гитлеровское командование возлагало большие надежды.

Создавалась тяжёлая обстановка. Танки и пехота, вклинившиеся глубоким и узким выступом в оборону немцев, были сильно потеснены и испытывали острый недостаток в боеприпасах и горючем. Все попытки расширить образовавшийся коридор результатов не дали. Подход, эсэсовской дивизии создавал реальную угрозу окружения наших войск. Нужна была срочная помощь...

Погода стояла плохая. Постоянная низкая облачность, частые снегопады и обледенение не давали возможности использовать большие группы авиации. Штурмовики-«охотники» ходили парами, а то и одиночными самолётами.

Одинцов вылетел со своим ведомым-младшим лейтенантом Чернышевым. До пинии фронта тяжело нагруженным бомбами штурмовикам пришлось идти бреющим полётом – «утюжить землю», как говорят лётчики. Минуя снегопад (полосу в 20-30 километров), уже на линии фронта «илы» вышли в район лучшей погоды. Летели под нижней кромкой облачности на высоте 150-200 метров. Снег прекратился, и можно было вести поиски.

То, что открылось взору лётчиков, представляло ужасную картину развалин и остатков пожарища. Лишь черные глазницы окон уцелевших домов и торчавшие одиноко печные трубы напоминали о том, что раньше здесь было селение.

В стороне от разрушенной деревни вилась дорога. Влево-широкая лощина. На карте, лежавшей на коленях Одинцова, она была обозначена как мокрый луг, по середине которого вырисовывал свои извилины не то ручей, не то маленькая речушка.

Но это на карте. Сейчас эта равнина была покрыта снегом. Кое-где виднелись, грязные пятна с желтоватыми краями-следы разрывов снарядов. Недалеко от того места, где на карте пересекаются дороги, идущие из Смоленска в Белый и Ярцево, лётчики увидели скопление вражеских танков, машин и артиллерии. Одинцов и его ведомый сделали по семь атак, обрушивая на головы фашистов пулеметно-пушечный огонь, бомбы, реактивные снаряды. Колонна понесла большие потери. Последующие боевые действия других лётчиков сорвали план переброски немецких войск. Дивизия «Мёртвая голова» не смогла своевременно подойти к Белому. Наступление наших войск продолжалось.

Лето 1943 года. Разгар жарких боёв за Харьков. Днём и ночью в воздухе не смолкал гул сотен моторов. Помогая пехоте, штурмовики громили укрепления, технику и живую силу врага. В один из дней сражения за Харьков 22-летний Михаил Одинцов вёл в бой 150 самолётов. Они должны были пробить брешь в обороне врага, открыть подступы к городу. И вот штурмовики над передним краем. С высоты на врагов обрушился мощный огневой ливень. Одна группа сменяла другую. Бой разгорался. Попытки фашистских истребителей отбить атаку штурмовиков не удались.

Операция была выполнена отлично. Враг отступил. Наши войска ворвались в Харьков. Ещё в небе по радио лётчики услышали слова благодарности командующего фронтом генерала И.С.Конева.

Множились боевые задания, множились боевые подвиги Михаила Петровича Одинцова, которые отражены в лаконичных строках военных реляций. А сколько за каждой такой строкой поверженных в прах фашистских захватчиков, сколько мужества, сколько воли! После каждого штурмового удара группы Одинцова гитлеровцы недосчитывались десятков танков, автомашин, орудий, бронетранспортёров.

В туман и дождь штурмовал Одинцов посадочные площадки врага во время Корсунь-Шевченковской операции. Однажды он вылетел в паре с лётчиком Бабкиным. Отважные соколы сожгли пять «юнкерсов-52» и восемь автомашин. Поле аэродрома было изрыто воронками. Едва фашисты успели его заровнять, как после повторного налёта штурмовиков оно снова покрылось огромными черными оспинами. И снова горели гитлеровские самолёты и ангары.

Сколько таких эпизодов было за годы войны!

В части, в которой служил во время войны Михаил Петрович Одинцов, хорошо помнят дерзкую и смелую штурмовку военных складов, проведённую им на одной из станций, где враг сосредоточил большое количество боеприпасов. С утра зарядил моросящий дождь. Рваные облака висели над самой землёй. Одинцов решил вести группу над облаками. Операция требовала точного расчёта маршрута. Нужно было вывести штурмовики к цели, не видя земных ориентиров.

На пути штурмовики встретили сплошную стену зенитного огня. Пулемётный и орудийный огонь прощупывал все небо. Свернуть в сторону означало отклониться от цели. Одинцов старался не думать об опасности. Собрав всю свою волю, он вёл строй машин, не изменяя курса. Спокойный и твёрдый голос командира придавал уверенность остальным. Летевшие сзади видели, как несколько огненных трасс прошили плоскость самолёта Одинцова, как совсем рядом разорвался зенитный снаряд, а командир упорно вёл свой самолёт к цели. Строй штурмовиков не дрогнул. Никто, не думал, чем грозят «огненные тире», дымные облачка разрывов. Все это переживалось уже после возвращения, на своём аэродроме.

Пройдя зону огня, Одинцов решил выйти из облачности и лететь на бреющем полете. Расчёт оказался точным. Внизу вокзал, поезда с боеприпасами, эшелоны, отправляющиеся на фронт. Бомбы и снаряды упали на платформу, на железнодорожные линии, составы, склады. Фонтаны огня и дыма... И вот уже штурмовики на обратном курсе. Ещё одна победа!

Родился 18 Ноября 1921 года в селе Полозово, ныне Частинского района Пермской области, в семье служащего. окончил 7 классов Свердловской школы № 36. С 1938 года в Красной Армии. В 1939 году Михаил Одинцов окончил Пермскую военную школу пилотов, в 1940 году — Энгельсское военное училище лётчиков.

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К сентябрю 1943 года командир эскадрильи 820-го штурмового авиационного полка (292-я штурмовая авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт) старший лейтенант М. П. Одинцов совершил 96 боевых вылетов, нанёс большой урон врагу. 4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны заместитель командира 155-го Гвардейского штурмового авиационного полка (9-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии майор М. П. Одинцов совершил 215 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил 4 самолёта противника. 27 июня 1945 года награждён второй медалью «Золотая Звезда».

После войны командовал авиационным полком, дивизией и авиацией военного округа. В 1952 году окончил Военно-Политическую академию, в 1959 году — Военную академию Генерального штаба. Заслуженный военный лётчик СССР. Генерал-полковник авиации. С 1976 года Генерал — инспектор ВВС Главной инспекции Министерства обороны СССР. С 1981 года помошник представителя Главнокомандующего Объединёнными вооружёнными силами государств — участников Варшавского Договора по ВВС в Войске Польском. Автор книг: «Испытание огнём», «Преодоление», «Тогда, в 1942-м...»

Награждён орденами: Ленина (дважды), Октябрьской революции, Красного Знамени (пять), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени; медалями, иностранными орденами. Бронзовый бюст установлен в Свердловске.

В далекие 1930-е годы парнишка из древнего казачьего рода, что обосновался в уральском селе Полозово на речке Талица, Переехав в Свердловск, поступает учиться в строительный техникум, работает на «Уралобуви» затяжщиком на конвейере. В свободное время увлеченно играет на нескольких струнных инструментах: пикколо, домре, мандолине. Но, как и многих юношей и девушек той поры, его манило небо. После окончания аэроклуба 17-летнего Михаила Одинцова принимают в Пермскую военную школу пилотов. В 1939 году он покидает стены своего первого военного учебного заведения в звании Младшего лейтенанта. Сам Одинцов вспоминает о предвоенных годах так:

«Перед войной я служил в ближнебомбардировочном полку в Киевском Особом военном округе. В то время только слепой мог не видеть, что войны не миновать. Готовились же к ней без учёта боёв в Испании и Финляндии, не извлекая уроков из того, как разворачивались боевые действия в войне, разгоравшейся в Европе. Многие были этим недовольны. Высказал и я своё мнение на комсомольском собрании. Мол, что это такое: немцы над нашими головами летают, а мы об их технике ни сном ни духом... И начались вызовы „куда следует“. Благо вмешался командир полка: сделал меня временно „штатным“ перегонщиком новых самолётов с завода. А там подоспела война, и вызовы прекратились.

За допущенные ошибки и упущения пришлось жестоко расплачиваться. Как оказалось, в боевых уставах не нашли отражения произошедшие изменения в боевой технике и тактике. У нас на глазах буквально за 2 недели „сгорели“ 2 полка на самолётах СБ. А почему? Да потому, что летали по устаревшим инструкциям. К примеру, высоту бомбометания командование определяло в 600 метров, а она по средствам ПВО не обеспечивала ни надёжного прицеливания, ни безопасности. Лётчики осмыслили, что происходит, подняли высоту — начали жить...»

22 июня 1941 года экипаж командира звена Одинцова, вместе с другими авиаторами полка, вступает в активные боевые действия против гитлеровской Германии.

Свой первый боевой вылет Михаил Одинцов совершил на 4-й день войны. Ему было приказано разбомбить вражескую колонну, которая приближалась к линии фронта.

— Эту колонну немцы намереваются с ходу бросить в бой. Ваша задача — бомбёжкой задержать её, — сказал командир.

Михаил Одинцов задал только один вопрос:

— Меня будут прикрывать истребители?

— Нет. Полетите один.

Тяжело нагруженная машина скользнула по травянистому полю и взмыла вверх. Спустя 15 минут лётчик миновал передний край и стал внимательно присматриваться к местности. Вот справа белой полоской показалась дорога. По ней двигались одиночные повозки, автомашины. Фашисты заметили советский самолёт и стали рассредоточиваться. Михаил пошёл на хитрость. Он развернул машину влево и повёл её в сторону, делая вид, что не заметил противника. Лётчик дважды изменял курс полёта. Эти маневры позволили ему зайти на колонну с тыла, когда она полностью вышла из леса. За 2 захода лётчик точно сбросил смертоносный груз на фашистов. На дороге валялись покорёженные орудия, горели автомашины, лежали десятки убитых и раненых немецких солдат...

5 июля 1941 года Михаил Одинцов вместе с другими экипажами вылетел на бомбардировку железнодорожной станции, где скопились эшелоны с вражеской техникой и живой силой. Лётчики благополучно прорвались сквозь зенитный огонь и обрушили бомбы на вагоны и паровозы. Но когда легли на обратный курс, на них налетели немецкие истребители.

Фашистские лётчики выбирали какой-нибудь из самолётов и всей группой бросались на него. В такой переплёт попал и Михаил Одинцов. С первой же атаки была разбита приборная доска. Во время второй Михаила ранило в бок, а при третьей — в ноги. Когда «Мессеры» начали четвёртую атаку, советский лётчик бросил машину в пике и вывернулся из-под удара, перетянул через линию фронта и с большим трудом сел на свой аэродром.

Его авиаполк участвует в первом, вошедшем чуть позже в учебники по военной истории, встречном танковом сражении, который спланировал и провёл начальник Генерального штаба Георгий Жуков. Цель этой сложнейшей войсковой операции заключалась в том, чтобы задержать, насколько это возможно, наступление немецкой армады.

Профессионально организованная оборона позволила почти неделю сдерживать продвижение немцев вперёд, значительно уменьшить наши потери. Через месяц, в одном из ожесточённых боев в небе над Киевом тройка бомбардировщиков Су-2, в составе которой был и экипаж Одинцова, попала в «клещи» нескольких немецких истребителей. Один наш самолёт был вскоре сбит и совершил вынужденную посадку, другой, прикрывшись спинами своих товарищей, струсил (не всем суждено быть героями) и вышел из боя, а экипаж Одинцова сражался до последнего. Штурман Носовец сумел сбить одного истребителя, но, разорвавшийся в кабине снаряд, вывел из строя и командира, и его бесстрашного штурмана.

Чуть ли не 5 месяцев провёл в госпиталях Михаил Одинцов. Шутка ли — весь левый бок, от пятки до макушки представлял собой сплошную рану. Но молодость взяла своё, и в конце 1941 года офицер Одинцов был уже в строю.

В марте 1942 года, будучи уже на Брянском фронте, Одинцов пересел на штурмовик Ил-2, на котором летал до конца войны. Впоследствии он очень тепло отзывается об этой машине, конструкторские особенности которой спасли ему жизнь. Вспоминает ветеран:

«В 1942 году меня сбили, но не истребители и не зенитчики. Дело было так: я шёл из разведки один, без стрелка, при переходе линии фронта попадаю в район жаркого боя. А у меня на хвосте висят немецкие истребители. И я стал перед дилеммой: если наберу высоту, — то они меня просто собьют, а если спущусь ниже, — могу проскочить. Так и сделал. Проскакиваю батареи и вдруг слышу залп, мне случайно отрывает хвост, и тут же второй снаряд попадает в крыло, и я на скорости 400 километров в час падаю на землю. Если бы не Ил-2, там бы святого духа не осталось. А этот самолет упал плашмя. Вся броня развалилась, но я остался жив, правда, очень сильно контуженный. Еле дополз до своих, доложил полученные разведданные и целую неделю лежал неподвижно».

Майским утром 1942 года на прифронтовом аэродроме жизнь началась своим обычным чередом. Около штурмовиков суетились механики, вооруженцы. Хотя все машины ещё накануне были тщательно осмотрены, заправлены горючим и боеприпасами, люди не сидели без дела. А вдруг что-то не проверено, а вдруг что-то упущено?.. Здесь же, чуть в сторонке, расположились лётчики и стрелки-радисты, готовые в считанные секунды забраться в самолёты и поднять их в воздух.

Среди них был и Михаил Одинцов. Ему только недавно пошёл 21-й год. Но, несмотря на молодость, это был уже опытный воздушный боец, побывавший в сложных воздушных схватках.

Майское солнце поднималось всё выше и выше. Казалось, что в этот день боевых вылетов не будет и напрасно механики и вооруженцы так хлопотливо и старательно готовились к сегодняшнему боевому дню.

— Лейтенант Одинцов, к командиру! — крикнул телефонист.

— Кажется, будет работа, — сказал своим товарищам Одинцов.

Приказ командира был кратким: пройтись по Курскому аэродрому. Там фашисты сосредоточили бомбардировщики, истребители, транспортные машины. Группу штурмовиков приказали вести Михаилу Одинцову.

Появление советских штурмовиков явилось для немцев полной неожиданностью. Рассредоточить машины им не удалось. Заход. Второй. Третий. С каждой штурмовкой на вражеском аэродроме вспыхивали всё новые и новые пожары. На исходе боеприпасы. И тут появилась группа «Мессеров».

— Всем уходить домой на бреющем. Остаюсь прикрывать, — передал командир группы Одинцов.

Уцелеть в этом неравном поединке, казалось, невозможно. «Мессеры» и сверху и снизу. Михаил бросал свой самолёт в пике, неожиданно для противника взмывал вверх, затем снова прижимался к земле. Как ни старались фашистские лётчики сбить его, но тщетно. Одинцов ушёл от врагов. А сколько было таких жарких схваток? Как-то незадолго до битвы под Сталинградом группа советских самолётов попала в трудное положение. Силы фашистов превосходили наши в несколько раз. В ходе боя 4 немецких истребителя обрушились на штурмовик командира эскадрильи. На выручку бросился Одинцов. Он смело вступил в бой и сбил 2 «Мессера»!

В те месяцы (счёт нередко шёл даже на недели) жестокие бои шли до последнего лётчика в эскадрильи, воевали до тех пор, пока не оставалось только знамя и технический состав. После одного боя в строю насчитывалось только 4 офицера. В Куйбышеве, после переформирования, комэск Одинцов получает звание лейтенанта и направляется на Калининский фронт.

В совершенстве овладев самолётом Ил-2, он в ожесточённых боях проявил себя бесстрашным штурмовиком. Вскоре Одинцов был назначен командиром эскадрильи. Он часто водил группы на боевые задания. Герой Советского Союза Генерал — полковник авиации Н. П. Каманин, вспоминая суровое время войны, пишет: «В ходе боёв крепли крылья наших лётчиков. Лучших из них мы отбирали, учили и выдвигали ведущими групп... Волевой, инициативный, тактически грамотный ведущий группы — это надёжная гарантия победы».

В конце ноября 1942 года Лейтенант Одинцов в паре с Младшим лейтенантом Чернышёвым вылетели на «свободную охоту» — разыскать дивизию «Мертвая голова». Было известно, что немецкое командование срочно перебрасывало эту дивизию под Белый для удара во фланг нашим войскам, вклинившимся в оборону противника. Пара лейтенанта М. П. Одинцова в нелётную погоду обнаружила вражескую мотоколонну и сделала 7 заходов. Вылетевшие вслед за ними группы штурмовиков успешно добивали части этой дивизии. Такие сложные и ответственные вылеты лётчик-штурмовик М. П. Одинцов неоднократно совершал под Великими Луками.

В боях на Калининском фронте с октября 1942-го по Март 1943-го командир эскадрильи Михаил Одинцов лично уничтожил 6 танков врага, 20 автомашин с войсками и грузами, 13 батарей зенитной артиллерии, взорвал несколько складов с боеприпасами.

К лету 1943 года он уже — старший лейтенант. Знаменитая Курская дуга. Танковое сражение под Прохоровкой. В памяти многих фронтовиков это величайшее войсковое сражение XX-го века осталось не только знаменательным, переломным событием в ходе Великой Отечественной войны, но и ещё одним, пожалуй, наиболее ярким доказательством преимущества советского освободительного духа над врагом. Вспоминает Михаил Петрович:

«Тогда было очень важно найти и уничтожить танки. Именно в то время у нас на вооружении появились противотанковые бомбы (весом 1,5 килограмма), которые буквально прожигали броню. Мы довели немецких танкистов до того, что они, завидев наши самолёты, выскакивали из танков и разбегались в разные стороны. В один из дней там же, на Курской дуге я вёл 12 самолётов и „поймал“ на заправке 30 машин противника (танки, бронетранспортеры, заправщики). И все они были уничтожены».

После тех жарких месяцев боёв на счету комэска Одинцова было уже 93 боевых вылета. За беспримерные подвиги его представили к званию Героя Советского Союза. А было ему в ту пору всего 21 год. Но, как это нередко случалось на войне, награда долго искала своего героя. Прошло немало месяцев прежде, чем старшему лейтенанту Одинцову теперь уже после Корсунь-Шевченковской операции присвоили звание Капитана. Новые погоны он получил вместе ещё с одним орденом (третьим) Красного Знамени, орденом Ленина и «Золотой Звездой» Героя Советского Союза.

Именно в это время произошло событие, о котором Михаил Петрович долго вспоминал с содроганием. Целый месяц его самолёт находился на фугасной бомбе, заложенной немцами при отступлении. Целый месяц он выруливал из капонира перед вылетом на задание и заруливал туда после возвращения. А когда лед оттаял, саперы ещё раз решили проверить наличие мин и бомб. Одна из них прямо в капонире и взорвалась... Бог хранил боевого лётчика!

Корсунь-Шевченковская операция. Однажды в сильный снегопад, когда видимость была очень ограничена, Михаил Одинцов вылетел в паре с лётчиком Бабкиным. В снежной мгле они сумели отыскать вражеский аэродром и одним ударом уничтожить 5 транспортных самолётов и несколько автомашин. Потом Михаил Одинцов привёл сюда большую группу штурмовиков. И снова горели фашистские самолеты, рвались склады с горючим и боеприпасами.

В начале Львовско-Сандомирской операции майора М. П. Одинцова назначили штурманом авиационного полка. Теперь он водил на врага большие группы штурмовиков. За умелое руководство боевыми действиями ведомых им групп он был удостоен ордена Александра Невского. Сам Одинцов говорил по этому поводу так:

«Почему мне дали этот орден? Да, наверное, потому, что мне, как опытному бойцу (столько боевых вылетов в то время мало у кого было) доверяли водить полковые и дивизионные группы самолётов. Старший лейтенант, Капитан мог иногда командовать 150 самолётами. В воздухе погон не видно. Нужны только опыт и умение в огне мыслить так, чтобы сохранить свою жизнь и жизни товарищей».

Затем было активное участие в Ясско-Кишинёвской и Висло-Одерской операциях. И везде, как бы ни сложна была боевая обстановка, Михаил Одинцов отлично выполнял приказы командования.

Разгромив гитлеровских оккупантов в Польше, успешно завершив Висло-Одерскую операцию, наши войска вышли уже на подступы к Берлину. И здесь также геройски проявил себя штурман Одинцов. Но недолго наслаждался он лаврами победителя. В срочном порядке 2-я Воздушная армия была брошена на поддержку движения 2-х танковых армий 2-го Украинского фронта, которые напрямик через Карпаты шли на помощь восставшей Праге.

Вторую звезду Героя он получил уже в 1945 году за Польшу, Германию и Чехословакию — в 23 года! Всего же за войну выполнил 215 успешных боевых вылетов, члены его экипажей вместе со своим командиром сбили более 10 вражеских самолётов. А сколько уничтожено наземной техники (танков, бронетранспортеров, автомашин, орудий) и живой силы противника — не счесть! Начинав войну младшим лейтенантом, Одинцов закончил её майором, заместителем командира полка.

Количество сбитых Одинцовым и его экипажами самолётов в различных источниках трактуется по разному: от 12 до 14. Поэтому мне хочется привести данные, приведённые самим Михаилом Петровичем в журнале «Авиация и космонавтика» № 5 за 1993 год в статье — «Помнить уроки войны»:

«...В годы войны я провёл на бомбардировщике Су-2 и штурмовике Ил-2 до сотни воздушных оборонительных боёв. Лично сбил 4 самолёта, ещё 1 — на счету штурмана, 8 — воздушного стрелка Дмитрия Никонова. Причём 7 из них — истребители. Я был ранен только один раз на Су-2. Трижды приводил на аэродром частично повреждённый штурмовик...»

Такая вот арифметика. Возможно ветеран всё же неточен в определении своих личных побед. Во всех официальных источниках их указано только 2. Поскольку многие фронтовики особо не разделяли победы, одержанные лично и в группе, на счету Одинцова могли быть 2 личные и 2 групповые победы.

После войны Михаил Петрович окончил Военно-Политическую академию, через несколько лет — Академию Генерального штаба. Командовал полком, дивизией, служил в Прибалтике. Когда ему было 35 лет получил звание генерал-майора авиации. Был заместителем командующего Воздушной армии по боевой подготовке, командующим ВВС Северо-Кавказского, а затем Московского военных округов, Генерал — инспектором ВВС страны. И все эти годы он непременно летал, освоил более 50 типов летательных аппаратов: различные самолёты и вертолёты.

«Я генерал-майором ходил 10 лет. Генерал-лейтенантом — 10 лет. Генерал-полковником — 10 лет. Итого отслужил Генералом 30 лет. А в армии прослужил 49 с половиной календарных лет. Из них 44 года пролетал как лётчик. И это помимо своих прямых командирских обязанностей. Много занимался войсковыми испытаниями авиационной техники. И когда в 66 с половиной лет ушёл в отставку, то оказалось, что пенсионная льготная выслуга получилась равной 83,5 лет».

Много лет и много сил посвятил Михаил Петрович общественной деятельности. Создав ассоциацию Героев Советского Союза, полных кавалеров орденов Славы, он почти полтора года боролся за то, чтобы в новой государственной и политической системе (после развала СССР) узаконить статус Героев Советского Союза, полных кавалеров орденов Славы, создать историческую преемственность от них к Герою России. Государственная Дума только в 3-м чтении, которое голосовалось дважды, приняла этот закон. А президент России подписал соответствующий указ. Справедливость все-таки восстановлена.

М. П. Одинцов возглавлял комитет памяти Маршала Г. К. Жукова, был членом бюро Российского комитета ветеранов войны, заместителем председателя правления Московского фонда мира, членом правления Российского комитета ветеранов войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов.

Михаил Петрович Одинцов (18 ноября 1921 - 12 декабря 2011) - советский военный лётчик бомбардировочной и штурмовой авиации, военачальник, Заслуженный военный лётчик СССР, генерал-полковник авиации, дважды Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, советский писатель.

Биография

Родился 18 ноября 1921 года в селе Полозово Сарапульского уезда Пермской губернии, ныне Большесосновского района Пермского края, в крестьянской семье Пикулевых. Отец М. П. Одинцова Петр Фёдорович служил в следственных органах ОГПУ и НКВД, мать работала лаборантом. Русский.

В 1937 году окончил семь классов школы № 36 города Свердловска и поступил в Свердловский строительный техникум, который вынужден был оставить после первого курса из-за отсутствия средств (15-летнему, живущему с матерью, стипендия не полагалась). В 16 лет поступил на Свердловский завод «Уралобувь», где освоил 6 типов станков, в 16 лет стал знатным рабочим.

Одновременно занимался в городском аэроклубе, который окончил в 1938 году с отличием.

В Красной Армии - с 1938 года.

Учитывая исключительные лётные навыки и неоднократные личные просьбы, Одинцов М. П. был в неполные 17 лет призван на военную службу и дал воинскую присягу, был принят в Пермскую военную школу пилотов. Окончив курс через год, Одинцов М. П. отказался от места инструктора, ускоренно был выпущен и направлен в Энгельсскую военную школу лётчиков. В мае 1940 года окончил училище, Одинцову М. П. было присвоено звание младший лейтенант, и он был назначен в 62-й авиационный разведывательный полк, оснащенный самолётами СБ.

С октября 1940 года - лётчик, командир лётного экипажа в 226-м ближнем бомбардировочном полку, оснащенном самолётами Су-2.

Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Первый боевой вылет произвёл 23 июня 1941 года. В одном из боёв Су-2 Одинцова М. П. получил повреждения, Одинцов М. П. и штурман Червинский были ранены, при вынужденной посадке оба получили тяжёлые травмы. Одинцов М. П. после семи месяцев в госпитале, получив заключение военно-медицинской комиссии о негодности к лётной и временной негодности к строевой службе вообще, самовольно явился в свой полк, и более года летал, бинтуя руку. Освоил самолёт Ил-2, на котором воевал до Победы.

Одинцов М. П. один из первых лётчиков, установивший в перегрузку дополнительную бронезащиту для воздушного стрелка. Воздушный стрелок сержант Дмитрий Никонов был в экипаже Одинцова более 3 лет, не был ранен, награждён орденом Красной Звезды, орденом Славы III степени и многими медалями, что является редкостью для воздушных стрелков Ил-2; в воздушных боях Никонов сбил 7 истребителей и 1 бомбардировщик, что является лучшим показателем среди воздушных стрелков штурмовой авиации.

Воевал на Юго-Западном, Брянском, Степном, Сталинградском, Воронежском, Калининском и 2-м Украинском фронтах.

Командир эскадрильи 820-го штурмового авиационного полка кандидат в члены ВКП(б) старший лейтенант М. П. Одинцов к сентябрю 1943 года совершил 96 успешных боевых вылетов, нанеся противнику значительный урон в живой силе и технике. Действия М. П. Одинцова всегда отличали храбрость, высокое пилотажное и тактическое мастерство. Так, в одном из вылетов в 1942 году М. П. Одинцов прикрыл своим самолётом от атаки истребителя самолёт командира полка, и в последовавшем воздушном бою сбил два истребителя Messerschmitt Bf.109. В представлениях на награждения Одинцова М. П. неоднократно указывалось, что он «является мастером вождения больших групп самолётов».

За время войны Одинцов М. П. сбил в воздушных боях 14 самолётов противника, что является наивысшим достижением среди лётчиков-штурмовиков.

М. П. Одинцов к концу войны совершил 215 боевых вылетов, завершил войну в звании гвардии майора.

18. 11. 1921

Одинцов Михаил Петрович - командир эскадрильи 820-го штурмового авиационного полка 292-й штурмовой авиационной дивизии 1-го штурмового авиационного корпуса 5-й воздушной армии Степного фронта; заместитель командира 155-го гвардейского штурмового авиационного полка 9-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта.

Родился 18 ноября 1921 года в селе Полозово Частинсного района Пермской области в семье служащего. Русский. В 1937 году окончил 7 классов школы № 36 города Свердловска (с 1991 года - Екатеринбург) и поступил в Свердловский строительный техникум на вечернее отделение. Одновременно занимался в городском аэроклубе, котороый окончил в 1938 году.

В Красной Армии с 1938 года, поступил в Пермскую военную школу пилотов. Проучившись год, ускоренно выпустился и был направлен в Энгельсскую военную школу лётчиков. В мае 1940 года окончил училище, получил звание "младший лейтенант" и убыл в 62-й авиационный разведывательный полк. С октября 1940 года - командир лётного экипажа в 126-м ближнем бомбардировочном полку. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

На Фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Первый боевой вылет произвел 23 июня 1941 года. Был командиром эскадрильи, а затем заместителем командира 800-го штурмового авиаполка. Вревал на Брянском, Степном, Сталинградском, Воронежском, Калининском, 2-й Украинском фронтах.

Командир эскадрильи 820-го штурмового авиационного полка (292-я штурмовая авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, Степной фронт) кандидат в члены ВКП(б) старший лейтенант Михаил Одинцов к сентябрю 1943 года совершил девяносто шесть успешных боевых вылетов, нанеся противнику знвчительный урон в живой силе и технике.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1466) старшему лейтенанту Одинцову Михаилу Петровичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года.

На следующий день после выхода Указа «за боевые отличия, стойкость и массовый героизм личного состава, проявленные в Курской битве и в сражениях на Правобережной Украине», Приказом Народного Комиссара обороны СССР И.В. Сталина № 016 от 5 февраля 1944 года 820-й штурмовой Киевский авиационный полк был преобразован в 155-й гвардейский штурмовой Киевский авиационный полк.

Заместитель командира 155-го гвардейского штурмового авиационного полка (9-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский форонт) гвардии майор Одинцов М.П. к концу войны соверщил двести пятнадцать успешных боевых вылетов, уничтожил два самолёта противника.

Второй медали "Золотая Звезда" (№ 6035) майор Одинцов Михаил Петрович удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1952 году окончил Военно-политическую академию имени В.И. Ленина, в 1959 году - Академию Генерального штаба. Командовал авиационным полком, дивизией и авиацией военного округа, был одним из первых начальников Центра подготовки космонавтов (в 1963 году), советником ВВС Войска Польского. В 1976-1981 годах - генеральный инспектор ВВС Главной инспекции Министерства обороны СССР, в 1981-1987 годах - помощник представителя главнокомандующего Объединенных вооруженных сил государств - участников Варшавского Договора в Войске Польском. С 1987 года - в отставке.

Живет в городе-герое Москве. Вице-президент Российской ассоциации Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеров ордена Славы, председатель Российского комитета памяти, заместитель председателя Московского фонда мира, член президиума Всероссийского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.

Генерал-полковник авиации (1976). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 5 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями. Заслуженный военный лётчик СССР (1967).

Почётный гражданин города Екатеринбурга.

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза М.П. Одинцова установлен в Свердловске - Екатеринбурге перед зданием Екатеринбургского Суворовского военного училища.

ДВАЖДЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГЕНЕРАЛ ПОЛКОВНИК АВИАЦИИ ЗАСЛУЖЕННЫЙ ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК СССР Михаил Петрович Одинцов Выпускник школы года


18 ноября декабря 2011






В 1937 году Михаил оканчивает семь классов школы 36 города Свердловска и поступает в Свердловский строительный техникум, который вынужден был оставить после первого курса из-за отсутствия средств (15-летнему, живущему с матерью, стипендия не полагалась). В 16 лет он поступает на фабрику "Уралобувь", где осваивает 6 типов станков и становится знатным рабочим.


Одновременно с учебой и работой Одинцов занимался в городском аэроклубе, который оканчивает в 1938 году с отличием. Учитывая исключительные летные навыки и неоднократные личные просьбы, Одинцов М.П. был в неполные 17 лет принят на военную службу. Его направляют в Пермскую военную школу пилотов, а после в Энгельсское военное училище летчиков.


В мае 1940 года Одинцов получает звание "младший лейтенант" и направляется в 62-й авиационный разведывательный полк. С октября 1940 года- он командир летного экипажа в 126 ближнем бомбардировочном полку.


Первый боевой вылет командир экипажа бомбардировщика СУ – 2 младший лейтенант Одинцов совершил на второй день войны - 23 июня 1941 Но главным оружием Михаил Петрович считал штурмовик Ил -2. На этом «летающем танке» он прошел через горнила важнейших событий Великой Отечественной войны – Курскую дугу, бои под Харьковом, Корсунь – Шевченковскую операцию.


Всего за период Великой Отечественной войны М.П. Одинцов совершил 215 боевых вылетов, сбил два самолета противника, уничтожил множество единиц военной техники, складов боеприпасов, гитлеровских солдат и офицеров. Был командиром эскадрильи, а затем заместителем командира 155 – го штурмового авиаполка.


О подвигах легендарного военного летчика … 25 июня 1941 года, на четвертый день войны младший лейтенант Михаил Одинцов получил задание: разбомбить - по данным разведки – колонну фашистских грузовиков, идущих с запада к Смоленску. Летчик нашел колонну, направил СУ – 2 («легкий» бомбардировщик) ей в лоб и «раздолбал» её.


О подвигах легендарного военного летчика … С бомбардировщика СУ – 2 Михаил вскоре пересел на штурмовик ИЛ -2. Носился над самыми верхушками деревьев, обрушиваясь на врага внезапно. Так однажды налетел на вражеский аэродром под Курском, искрошил два фашистских бомбардировщика, паровоз и шесть вагонов, подавил шесть зенитных установок.




О подвигах легендарного военного летчика Первую Золотую Звезду Героя Одинцов получил после Корсунь – Шевченковской операции, когда его штурмовик такой урон нанес фашистам, что их самолеты взлететь не могли – первым заходом на бомбежку он уничтожил пять самолетов, восемь бензовозов, а после второго захода аэродром превратился в сплошной костер.





Награды Михаила Петровича Одинцова Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя - Отечественной войны I степени и одним II степени, орденами Красной Звезды и "За службу Родине в Вооруженных Силах" III степени. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Одинцову Михаилу Петровичу присвоено 4 февраля 1944 года после Корсунь – Шевченковской операции. Второй медали "Золотая Звезда" удостоен 27 июня 1945 года.


Награды и благодарности сопровождались повышением званий и ответственности – командир звена штурмовиков (капитан, майор), зам. командира штурмового авиаполка (полковник). После Великой Победы – командир полка, командир дивизии, командующий авиацией Московского военного округа.


Михаил Петрович Одинцов возглавлял центр подготовки космонавтов (с) и инспекцию ВВС Генеральной инспекции Министерства обороны, был советником военно - воздушных сил в Войске Польском.


Представители разработчиков систем ракеты Р-7 и космического корабля «Восток» с космонавтами. Стоят (слева направо): Одинцов М.П. -руководитель Центра подготовки космонавтов, Цыганов Ф.А. – начальник участка цеха сборки ракеты (ОКБ-1), ВаргинЛ.В. - ответственный представитель по системе опорожнения баков (главный конструктор Абрамов А. Г.), Сапожников И.Н. - заместитель главного конструктора по гироприборам (главный конструктор Кузнецов В.И.), Июдин А. В. - ответственный представитель по двигателям первой и второй ступеней (главный конструктор Глушко В.П.), Волынов Б.В. - космонавт. Сидят (слева направо): Гагарин Ю.А. - космонавт, Яцушко А.Л. - ведущий конструктор ракеты (ОКБ-1), Быковский В.Ф. - космонавт, Кротов В.К. - ответственный представитель по системе управления (главный конструктор Пилюгин Н.А.), Николаев А.Г. - космонавт, Титов Г.С. – космонавт