О чем рассказ ночь перед рождеством. Н.В

Последний день перед Рождеством прошел. Морозило сильнее, чем с утра. Тут через трубу одной из хат вылетела ведьма. Она полетела, попутно собирая в рукав рассыпанные по небу звезды. Никто не увидел ее, потому что парни и девушки еще не вышли колядовать. Навстречу ведьме летел черт. Он крался к месяцу, чтобы украсть его. Черт уже давно был зол на кузнеца Вакулу, богобоязненного человека и лучшего живописца в Диканьке, за то, что тот нарисовал в церкви на стене картину Страшного суда. На ней дьявол изгонялся из ада, а грешники "били и гоняли его кнутами, поленами и всем чем ни попало". С тех пор черт поклялся мстить Вакуле, и только одна ночь оставалась ему, чтобы свободно гулять по свету. Кража месяца, по замыслу беса, должна была задержать дома уважаемого в селе казака Чуба, а это помешало бы кузнецу прийти к Чубовой дочке Оксане, первой красавице на селе. И действительно, "как только черт спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось так темно, что не всякий нашел бы дорогу к шинку". Ведьма, увидев себя в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши к ней мелким бесом, принялся нашептывать ей на ухо то, что обычно нашептывают всему женскому роду. В это время Чуб с кумом, стоя на пороге, размышляют, стоит ли идти к дьяку на кутью в такую темень. Из-за боязни показаться друг другу ленивыми, они все же трогаются в путь. Оставшаяся одна дочка Чуба Оксана прихорашивается перед приходом подруг. Она любовно рассматривает себя в зеркале, приговаривая: "Разве черные брови и очи мои так хороши? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках?.. Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо!" За этим занятием ее и застает кузнец. Он долго не может насмотреться на гордую красавицу. Оксана очень холодно принимает его. Разговор их прерывается стуком в дверь, и Вакула идет открывать "в намерении отломать с досады бока первому попавшемуся человеку". За дверью оказывается сам Чуб, сбившийся с дороги. Он решил вернуться домой, но, услышав голос кузнеца, подумал, что попал не в свою хату, а в хату казака Левченко, к молодой жене которого, вероятно, и пришел кузнец. Испугавшись Вакулы, Чуб изменяет голос и говорит, что пришел поколядовать. Кузнец гонит его прочь. Тогда Чуб решает наведаться к матери Вакулы, ведьме Солохе, забавлявшейся в это время с чертом. Тем более что бес, влетая в хату Солохи через трубу, выронил месяц. Месяц воспользовался случаем и плавно поднялся на небо, осветив все вокруг. Метель утихла, и веселая и шумная молодежь высыпала на улицу. "Кучи девушек с мешками ввалились в хату Чуба и окружили Оксану". Оксана замечает на одной из подруг новые, шитые золотом черевички. При всех она заявляет, что выйдет замуж за кузнеца, если тот достанет ей черевички, которые носит царица. Раздосадованный уходит от нее Вакула и направляется домой.

В это время в хату к Солохе вваливается голова. Черт был вынужден спрятаться в мешок из-под угля. Нужно сказать, что Солоха охотно принимала у себя самых уважаемых казаков, да так, что ни один из них никогда не подозревал о существовании соперника. Но приветливее всего она была с вдовым казаком Чубом. У Солохи были далеко идущие планы - прибрать к рукам его богатство. Но, зная о любви своего сына к Оксане и опасаясь, как бы Вакула раньше нее не прибрал к себе имущество Чуба, она постоянно ссорила кузнеца с отцом Оксаны. И вот, не успел голова стряхнуть с себя снег, как в дверь постучал дьяк. Грузному голове пришлось лезть в мешок из-под угля. Но и самому дьяку не долго пришлось греться. До Солохи, наконец, дошел Чуб. А следом за ним в хату стал неистово стучать Вакула. Пришлось Чубу тоже прятаться в мешок, в тот самый, в котором уже сидел дьяк. Кузнец рассеянно оглядел углы своей хаты и увидел мешки. Подумав, что в мешках мусор, Вакула решает вынести их.

По дороге он встречает толпу девчат, среди которых Оксана. Бросив большие мешки, и оставив один маленький за плечами, кузнец идет следом за ней. Девушка снова смеется над Вакулой и говорит, что выйдет за него замуж, если он достанет ей царицыны черевички. Кузнец понимает, что ее требование выполнить невозможно и, отчаявшись, хочет утопиться в проруби. На бегу, он кричит парубкам, чтобы те попросили отца Кондрата помолиться за его грешную душу, так как ему не гулять больше на этом свете.

Поостыв, Вакула решает попробовать последнее средство. Он идет просить совета у запорожца Пацюка, про которого в Диканьке ходили слухи, что тот "приходится немного сродни черту". Вакула крайне удивлен, застав хозяина за поеданием вареников, которые сами обмакивались сметану и лезли ему в рот. Все, что сказал Пацюк Вакуле, это: "Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами". Тут кузнец заметил, что вареник в сметане лезет и к нему в рот. Вспомнив, что в эту ночь нельзя есть скоромное, кузнец выбегает из хаты, чтобы не набираться греха. Бес, сидящий в мешке, решает воспользоваться моментом и заполучить душу Вакулы. Ловко выскочив из мешка, он влезает на шею кузнецу и предлагает сделать так, что Оксана сегодня же будет принадлежать Вакуле, а взамен просит подписать контракт. Кузнец соглашается. Черт от радости принимается плясать у него на шее. Тут Вакула хватает его за хвост и крестит. Черт делается смирным, и Вакула, сев на него сверху, приказывает везти его к царице в Петербург.

Девушки находят брошенные Вакулой мешки, решают сходить за санками, чтобы отвезти их в дом к Оксане и посмотреть, что в них. В это время Чубов кум, призвав на подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату, думая, что в нем наколядованная еда. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Второй мешок девушки отвозят к Оксане, и голова вылезает в тот момент, когда в хату заходит Чуб. Смущенный голова спешит уйти, а Чуб принимается бранить Солоху за вероломство.

Кузнец приезжает в Петербург и с помощью черта присоединяется к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку. Запорожцы сообщают Вакуле, что едут к царице на прием, и соглашаются взять его с собой. Кузнец оказывается во дворце, где поражается роскоши и великолепию окружающей обстановки. И вот он перед императрицей. Запорожцы приехали просить за свою Сечь. "Чего же хотите вы?", - спрашивает государыня. И тут Вакула бросается перед ней на колени и просит у царицы ее башмачки. Тронутая простодушием казака, императрица велит исполнить его просьбу. Вакула внезапно исчезает, и вот уже черт везет на себе кузнеца обратно в Диканьку.

А в это время в Диканьке начался переполох. Все только и говорят, что о смерти Вакулы. Сама Оксана жалеет, что так жестоко обходилась с человеком, дольше всех выносившим ее капризы. Она плохо спит ночью, а к утру понимает, что влюблена по уши в кузнеца.

Вакула приезжает домой, отпускает черта, отвесив перед тем ему три увесистых удара хворостиной. Наутро кузнец берет новые шапку и пояс и идет свататься. Он становится перед Чубом на колени и предлагает забыть прошлые обиды, после чего преподносит подарки и просит отдать за него Оксану. Прельщенный подарками, Чуб соглашается. Вошедшая Оксана так и ахнула от радости, увидев кузнеца. Она даже не взглянула на черевички: "Нет! Нет! мне не нужно черевиков! я и без черевиков..." И покраснела.

Оксана и Вакула поженились. Вакула на диво всем расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта в аду, да "такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо".

На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Ночи перед Рождеством» Гоголя. Николай Васильевич работал над повестью с 1830 по 1832 года. Первое издание второй части, входящей в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», впервые опубликовано в 1832 г.

Читать краткое содержание повести «Ночь перед рождеством»

Чудные события происходят пред рождественсой ночь в селе Диканька Полтавской губернии. Вдруг из трубы одного дома вылетает ведьма на метле. Она с бойкостью собирает звезды на небе, а колдунью сопровождает черт, надумавший ни много ни мало — украсть месяц с небосклона.

Черт решил таким образом проучить местного кузнеца Вакулу за то, что наглец в церковной росписи выставил черта в неприглядном свете.

Бес знает о любви кузнеца к прелестной Оксане, дочери сельского головы. И чтобы помешать их встрече, решает устроить непроглядную темноту, тогда Чуб останется дома, и это сорвет встречу молодых людей.

План черта не срабатывает. Отец Оксаны отправляется в гости к Дьяку. Девушка, оставшись одна, красуется перед зеркалом, лишний раз убеждаясь, что нет никого красивее неё во всей Диканьке.

Вакула приходит в дом к возлюбленной и с жаром рассказывает о своих чувствах, кокетливая девушка посмеивается над кузнецом, и тут они слышат стук в дверь. Разыгравшаяся метель (подстроенная чертом, не оставляющим мысли досадить молодому кузнецу) заставила Чуба вернуться домой, но из-за сильной пурги он не уверен, что пришёл к своей хате. Молодой кузнец, не узнавший пана Чуба, даёт ему пару тумаков. Раздосадованный Чуб решает идти к Солохе, матери Вакулы, Как сообщает читателям рассказчик, Солоха и есть та самая ведьма, укравшая звезды с небосклона.

Ведьма между тем беседует с чертом, который не прочь предаться с ней любовным утехам, но все нарушает пан голова, так не вовремя постучавшийся в хату. Женщина, не растерявшись, приказывает черту полезать в мешок, и тот в спешке теряет месяц. Взошедший на небе месяц мигом успокаивает метель, и со всех концов Диканьки слышатся голоса колядующих молодых парубков да дивчин. К общему гулянью присоединяются Вакула с Оксаной. Заметив на одной из подруг новые черевички, сетует девушка, что ей никто не сделает столь дорогого подарка. Вакула с жаром соглашается подарить ветреной красавице все, что она пожелает. Девушка с насмешкой говорит ему, что если кузнец добудет царские черевички, она выйдет за него замуж. Тем временем, Солоха пригласила пана голову к столу, и, выпив чарку, он успел только посетовать, что из-за разыгравшейся метели не смог попасть к дьяку, как вдруг они снова слышат стук в дверь. В гости к ведьме пришел дьяк. Дюжий голова был крепкого телосложения пришлось его упрятать во второй мешок.

Дьяк пытается добиться расположения женщины, однако тут они слышат настойчивый стук в дверь, и перепуганного Осипа Никифоровича ведьма прячет в третьем мешке. В гости к Солохе наведался Чуб, отец Оксаны, и не успел он раздеться, как снова кто-то постучал в дверь. Ничего не оставалось Чубу, кроме как залезть в мешок, в котором уже притаился дьяк.

В хату входит раздосадованный Вакула, и, погруженный в грустные мысли, он ложится на скамью. Через некоторое время снова стук в дверь, но на этот раз хозяйка не стала приглашать незваного гостя в дом, решив переговорить с казаком Свербыгузом в огороде. Вакула замечает посреди комнаты несколько кулей и решает отнести их в кузницу. По пути он встречает толпу колядующих, а среди них Оксану. Надменная красавица снова повторяет свое условие. В гневе бросив мешки, кроме самого легкого, в котором сидит черт, Вакула направляется к Пацюку, имеющего репутацию знахаря, связанного с самим Дьяволом. Застав последнего за поеданием вареников которые то и дело сами залетали ему в рот, удивлённый кузнец спрашивает совета, как ему исполнить просьбу красавицы. Знахарь намекает, что поможет Вакуле черт, сидящий у него за плечами. Выйдя на улицу кузнец находит в мешке черта и, угрожая перекрестить беса, берет верх над ним, приказав лететь до самой столицы на царскую аудиенцию.

Меж тем оставшиеся Вакулины мешки находят односельчане и освобождают из душных кулей неудачливых любовников ведьмы. В самом же селе разносится слух, что Вакула повредился в уме и погиб. До дочери Чуба доходят эти невеселые слухи. Она уже и не рада что так жестоко пошутила над бедным Вакулой, ночью терзаемая муками совести не могла уснуть молодая девушка… Тем временем кузнец, оседлавший черта, прилетает в столицу и там встречает знакомых казаков, по счастливой случайности едущих на царский прием. Посреди аудиенции Вакула бьет челом царице, испрашивая разрешения взять черевички с царственной ноги. Тронутая простодушием молодого казака Екатерина Вторая дарит кузнецу свои башмачки.

Спустя несколько часов он оказывается в родном селе и, прогнав черта, от усталости отправляется спать. К удивлению односельчан, кои его уже похоронили, кузнец поутру с богатыми царскими подарками идет сватать Оксану. После некоторого раздумья Чуб соглашается выдать дочь за кузнеца.

Аудиокнига «Ночь перед рождеством», слушать онлайн

Работал над произведением, которое носит название «Ночь перед Рождеством», в период 1830-1832 гг. В центре рассказа читатель видит развивающиеся любовные отношения между главными персонажами, а вокруг них юмористически изображена сельская жизнь во время большого праздника.

Герои произведения

  • Кузнец Вакула – первый парень на деревне, обладающий богатырской мощью и имеющий некоторые живописные навыки. Влюблён в дочь богатого казака. Ради достижения своей цели готов отправиться в фантастическое путешествие и победить проявления тёмных сил.
  • Оксана – капризная, своенравная девушка, которой приходится по душе внимание кузнеца. Считает себя лучшей из всех, поэтому жениху будущему даёт практически неосуществимое задание.
  • Черт –антогонист, который вступил в борьбу с кузнецом, надеясь на лёгкую победу, но проиграл и стал извозчиком.
  • Чуб – зажиточный казак, отец красавицы Оксаны, вдовец.
  • Солоха – по своей натуре ведьма средних лет, родившая и воспитавшая кузнеца Вакулу, великая искусительница мужчин. У неё было множество поклонников, но никто из них не ведал о существовании соперника.
  • Другие персонажи: голова, Пацюк, дьяк, царевна Екатерина, кум.

Гоголь «Ночь перед Рождеством» - краткое содержание

Рассказ начинается с эпизода , показывающего, как в небо на своей метле поднялась страшная ведьма и стала воровать звёзды. Ещё одним дерзким преступником оказался обыкновенный черт, незаметно для всех положивший в карман месяц. Таким образом, ночь перед Рождеством оказалась совершенно лишена всякого света.

Далее, Н. В. Гоголь объясняет мотивацию черта. Дело в том, что Вакула-кузнец намалевал картину христианского Страшного суда, где это тёмное создание подверглось унижению. Черт знал, что силач и отчасти живописец вознамерился навестить свою возлюбленную. Украв свет на небосклоне, он надеялся разрушить планы молодого человека.

Гоголь «Ночь перед Рождеством» - Добрая попойка

Отец Оксаны вместе с кумом Панасом намерен провести вечер у дьяка и напиться, как подобает казакам. Выйдя на улицу, мужи замечают, что ступать по кромешной темноте практически невозможно. Несколько подумав, они все же решают идти к дьяку вслепую.

Оксана после ухода отца Чуба осталась дома одна. Она любуется своим отражением в зеркале. Пришедший Вакула застаёт девушку за этим приятным занятием. Кузнец нежно обращается к Оксане, изливает душу, но в ответ получает лишь усмешки и издевательские остроты. Добрый молодец впадает в несвойственную печаль, решая, что красавица совсем его не любит. Слышен стук, Вакула спешит открывать дверь.

Сплошная неразбериха во тьме

На улице становилось холоднее. Черт и ведьма Солоха возвращается через дымоход в дом кузнеца. Хозяйка ждёт к себе в гости Чуба, которого она выделяет особо среди своих поклонников. Черт, видя, что отец Оксаны уходит от собственного дома, устраивает сильнейшую метель в надежде возвратить знатного казака в хату.

Чуб и кум расходятся в разные стороны . Отец Оксаны стучится к себе и слышит возмущённый возглас Вакулы. Кузнец, не разобравшись в кромешной тьме, избивает Чуба. Последний делает вывод, что пока сына Солохи нет дома, к ней можно наведаться. В это время завистливый черт, перелетая от трубы к трубе, теряет из своего мешочка месяц. На рождественском дворе становится ясно, а метель совсем стихает. На улицах появляются колядующие девушки.

Далее, Гоголь в знаменитом рассказе «Ночь перед Рождеством» повествует о весёлых сборщицах, отправляющихся в дом казака Чуба. Красавица Оксана видит на ногах одной из них прелестную обувь и ясно даёт понять Вакуле, что желает подобный дар. Девушка шутливым тоном объявляет: «хочу те черевички, какие сама царица носит! Принеси их, и я выйду за тебя замуж». Кузнец со всей душой обещает достать своей возлюбленной это «сокровище».

В доме у ведьмы

Продолжая изложение краткого содержания, скажем, что в мешке около печи спрятался сам черт . Ведьма вскоре начинает встречать гостей. Первым в дом Солохи наведался голова, который только и успевает выпить чарку водки, как к ворожее нагрянул дьяк. Испуганный поклонник спрятался во втором тюке. После прихода Чуба, священнослужителю также пришлось залезать внутрь последнего мешка.

Наконец, возвращается расстроенный кузнец. Казак спешно прячется в третьем тюке, где уже сидит неудачливый служитель церкви. Когда мать выходит из дому, Вакула решает выбросить все три набитых мешка, не замечая тяжести от досады после разговора с Оксаной. На улице силач встречает колядующих и свою возлюбленную, она вновь повторяет остроумное и невыполнимое предложение. Рассерженный кузнец бросает мешки на землю, забирает самый лёгкий и убегает.

Гоголь рассказ «Ночь перед Рождеством» - поиски трудностей

Вакула приходит в гости к местному целителю Пацюку , который знаменит своим мистицизмом. Молодой человек просит познакомить его с чёртом, могущим исполнить его желание. Пацюк намекает на то, что нечистая сила находится за плечами Вакулы. Черт пугается своего положения и желает подписать контракт на основание крови. Кузнец игнорирует его пожелания, хватает беса за хвост, седлает, словно коня, и приказывает лететь в Петербург на царский двор.

В это же время колядующие девушки решают унести оставленные мешки и уходят за санями. Кум, который ранее был в кабаке, уносит Чуба и дьяка в собственный дом. Во время ругани Панаса и жены, несостоявшиеся поклонники Солохи вылезают из тюка и утверждают, что решили разыграть комедию. Оставшийся мешок увозят к Оксане. Увидев внутри смущённого главу, Чуб удивляется хитрости деревенской ведьмы.

Гоголь рассказ «Ночь перед Рождеством» - прямиком в столицу и обратно

В Петербурге Вакула встречает запорожцев и с чертовой помощью уговаривает их взять себя на приём к Екатерине. Нечистый прячется в кармане у кузнеца. Когда царица спрашивает у пришедших об их просьбе, влюблённый силач простосердечно просит подарить ему такие же черевички, как у Екатерины. Она отвечает любезностью и удовлетворяет просьбу, правительнице нравиться слушать и пришедших запорожцев.

В Диканьке расползаются слухи о том, что Вакула или повесился, или утонул . Оксана расстраивается, потому что больше не увидит любящего её человека. Кузнец добирается до родной деревни и прогоняет от себя черта. Утром он отправляется с черевичками в хату Чуба. Отец благословляет просьбу кузнеца о женитьбе на Оксане, которая полностью открывается, намекая на то, что любит Вакулу без всяких даров. Чтобы закончить «Ночь перед Рождеством» в сокращении, скажем, что после свадьбы жених разрисовывает свой дом, где изображает черта в преисподней.

Разбор краткого содержания

На заметку!

После изучения краткого содержания, настоятельно рекомендуется читать полное произведение.

Введение. Общее описание повести, основная идея.

«Ночь перед Рождеством» - выдающаяся повесть Гоголя, множество раз экранизировалась и искренне полюбилась отечественному читателю. Входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» . Невероятные фантастические события и живой язык описания делают повесть яркой и выделяющейся. Она буквально напитана фольклором, народными сказаниями и легендами.

Идейный смысл произведения наиболее полно можно понять, проанализировав взгляды Гоголя. В то время он все больше задумывался над величием демократии над слепым патриархальным укладом современной ему России. Его подпитывали прогрессивные веяния в области литературы и науки. Быт помещиков, их тугодумство и приверженность старым идеалам раздражала Гоголя, и он раз за разом высмеивал их жалкий образ жизни и примитивное мышление.

Очень важно, что в «Ночи перед Рождеством» добро побеждает зло, а свет держит верх над тьмой. Вакула отважен и великодушен, он не трусит и не складывает руки перед лицом трудностей. Именно такими, похожими на бравых былинных героев и хотел Гоголь видеть своих современников. Однако, реальность резко отличалось от его идеализированных представлений.

Автор пытается на примере Вакулы доказать, что только творя хорошие дела, ведя праведный образ жизни можно стать счастливым человеком. Власть же денег и попрание религиозных ценностей приведут человека на самое дно, сделают его безнравственной гниющей личностью, обреченной на безрадостное существование.

Все описание пронизано глубоким авторским юмором. Вспомнить только с какой насмешливой иронией он описывает придворное окружение императрицы. Обителей Петербургского дворца Гоголь изображает как заискивающих и раболепных людей, заглядывающих в рот вышестоящим.

История создания

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.

Анализ произведения

Основной сюжет. Особенности композиционного строения.

(Иллюстрация Бубнова Александра Павловича к Н.В.Гоголю "Ночь перед Рождеством" )

Сюжет завязан на приключениях главного героя - кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.

В жанровом отношении повесть больше тяготеет к сказочному типу сложения. Согласно законам сказки, мы можем увидеть в финале повествования счастливый конец. Кроме того, множество героев берут свое начало именно из истоков древних русских сказаний, мы наблюдаем волшебство и власть темных сил над миром простых людей.

Образы главных героев

Кузнец Вакула

Главные герои - реальные персонажи, жителя хутора. Кузнец Вакула - настоящий украинский мужчина, вспыльчивый, но вместе с тем исключительно порядочный и честный. Он трудяга, хороший сын для своих родителей и, наверняка, станет отличным мужем и отцом. Он прост с точки зрения душевной организации, не витает в облаках и имеет открытый довольно добрый нрав. Он всего добивается благодаря твердости характера и несгибаемому духу.

Черноокая Оксана - главная красавица и завидная невеста. Она горда и высокомерна, в силу своей юности имеет вспыльчивый темперамент, несерьезна и ветрена. Оксана постоянно окружена мужским вниманием, любима своим отцом, старается одеваться в самые нарядные платья и бесконечно любуется собственным отражением в зеркале. Когда она узнала, что парубки хором провозгласили ее первой красавицей, она стала вести себя подобающим образом, постоянно досаждая всем своими капризами. Но молодых женихов такое поведение только забавляет, и они продолжают гурьбой бегать за девушкой.

Помимо главных героев повести описано множество не менее ярких второстепенных действующих лиц. Мать Вакулы - ведьма Солоха, появившаяся также и в «Сорочинской ярмарке», является вдовой. Привлекательная внешне, кокетливая дама, крутящая шашни с чертом. Несмотря на то, что она олицетворяет собой темную силу, образ ее описан весьма привлекательно и ничуть не отталкивает читателя. Также как и у Оксаны, у Солохи полно обожателей, в том числе иронично изображенный дьяк.

Заключение

Повесть сразу же после выхода в свет была признана необычайно поэтичной, захватывающей. Гоголь настолько умело передает весь колорит украинской деревни, что читателю как будто удается самому погостить там и погрузиться в этот волшебный мир на время прочтения книги. Все идеи Гоголь черпает из народных преданий: черт, укравший месяц, летающая на метле ведьма и так далее. Со свойственной ему художественной манерой он переделывает образы на свой поэтический лад, делая их уникальными и яркими. Реальные события переплетаются со сказочными настолько тесно, что тонкая грань между ними вовсе теряется - это еще одна особенность писательского гения Гоголя, которая пронизывает все его творчество и придает ему характерные черты.

Творчество Гоголя, его наполненные глубочайшим смыслом повести и романы принято считать образцовыми не только в отечественной, но и мировой литературе. Он настолько завладел умами и душами своих читателей, сумел нащупать такие глубинные струны человеческой души, что его творчество заслуженно считают подвижническим.

В рамках проекта "Гоголь. 200 лет" РИА Новости представляет краткое содержание произведения "Ночь перед Рождеством" Николая Васильевича Гоголя - повести, открывающей вторую часть цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки" и являющейся одной из самых известных в цикле.

На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки еще не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошел дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашенного к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберется приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застает ее Вакула.

Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идет отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чертом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришел кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушел, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.

Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесет ей черевички, «которые носит царица».

Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет свое издевательское условие. Бросив все, кроме самого малого, мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме, то ли повесился.

Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своем несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая легкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».

Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.

Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на прием к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.

В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвленный вероломством Солохи, но прельщенный подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьей, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Е. В. Харитонова