Охарактеризуйте личность алексея михайловича насколько его личностные. Исторический портрет Алексея Михайловича

Обладал незаурядными качествами характера. Он был самым привлекательным правителем для Руси.

В историографии личность Алексея Михайловича не так популярна, как личность его сына. После себя он оставил немного мемуаров, их писали иностранцы. Но Алексей, тем не менее, не ленился писать сам, он оставил различные письма и послания, исправлял сам тексты государственных документов. Так же он делал записи о польской войне, написал уложение по соколиной охоте. Сейчас мы имеем только то, что он писал в молодости, можно судить, что слогом обладал он легким, писал откровенно без всякой риторики.

Личность Алексея Михайловича

Алексей Михайлович в семье был третьим ребенком. Всего у и Евдокии Стрешневой выжили лишь четверо детей, Алексей и еще три сестры. Так он был единственным представителем мужского пола и являлся наследником престола, то его очень любили все родные. Родился Алексей согласно записи в Дворцовой книге 10 марта 1629 г. Все приближенные царя сразу же приносили множество подарков. Традиция велела не показывать царских детей посторонним. А родственники перед тем как навестить младенца обязаны были помолиться и посетить баню.

На первый год ребенку давали игрушки. А к пяти годам Алексей уже имел маленькие латы, сделанные немецким ремесленником, также был игрушечный конь с седлом и уздечкой. После пяти лет царевич поселился в другом помещении, вдали от «мамок», его воспитанием занимались Б.И. Морозов и В.И. Стрешнев. Так появились другие сверстники, с которыми он мог общаться. Самыми близкими друзьями стали для него Р.М. Стрешнев, А.И. Матюшкин, В.Я. Голохвастов и братья Плещеевы.
Обучение царевича началось с 1643 г. Его обучали чтению по букварю, он прочитал Псалтырь, Часослов. Так же Алексей учился письму, пению. Духовное образование было очень глубоким, ему говорили о власти данной Богом. В десять лет Алексей мог петь уже при помощи крючковых нот. Народу царевича представили только в четырнадцать лет. С этого времени он неотъемлемо сопровождал отца на разных торжествах.
Отец умер в день своего рождения. Алексей принял бремя власти в семнадцать лет, практически в таком же возрасте как в свое время и . Мать умерла 18 августа того же года, таким образом Алексей в начале своего правления остался сиротой. Первые три года правления Алексей не встречался с народом. Его аудиенции получали только иностранцы. При нем постоянно находились два человека - Морозов и Трубецкой.

Алексей Тишайший Михайлович и Борис Морозов

Морозов Борис был фигурой противоречивой, его то обвиняли во всех грехах, то восторгались им до умопомрачения. Но всем известно точно одно - он оказывал большое влияние на царя. Борис Иванович был человеком образованным, не понаслышке знал о Западной культуре. Алексей был очень привязан. Когда в 1648 г. случился Соляной бунт из-за высоких цен на соль, Алексей спас его от смерти. Бунтовщики обвиняли именно Морозова в повышении цен. Очевидцы утверждают, что царь плакал и просил оставить в живых его любимого дядьку.

Для того чтобы стать совершеннолетним нужно было жениться. Невесту выбирали публично, на родословную внимание не заострялось. Алексей Тишайший Михайлович выбрал в невесты Евфимию Всеволожскую, она была дочерью касимовского помещика. Ходили слухи, что Морозов приказал ей затянуть волосы сильно под венцом, и она упала в обморок. Было сразу же сказано, что у нее падучая болезнь, свадьба была расстроена. Морозов организовал Алексею случайную встречу с сестрами Милославским, дочерями бедного дворянина. Царю приглянулась старшая Мария, а Морозов женился на младшей. Таким образом она оказался в близких родственниках у государя. Брак Алексея удался, он очень любил жену, у них родилось 13 детей.
Государь получал много челобитных, и стало понятно, что необходимо провести реформы. Самой частой просьбой дворян была упорядочить сбор за крестьян, они просили платить за количество крестьян, а не за количество земли. Таким образом, дворянам не приходилось платить за пустые земли. Была проведена опись крестьян по дворам.

Политика налогообложения заключалась в том, чтобы увеличить количество косвенных налогов. Именно они должны были приносить доход казне. Это привело к росту цен на соль. Во всем обвинили Морозова. Вспыхнул бунт, но царю удалось погасить его. Он поступил действительно мудро, угощал стрельцов вином, москвичей приглашал обедать сам Милославский. После 1648 г. царь сам увидел не совершенность государственного управления.

Отношения Алексея Михайловича и Никона


Алексей был очень религиозен. И свои поступки он совершал исходя из православия. Рассуждал обо всех вещах с точки зрения христианства. Главным считал, что человек должен хранить свою душу. Алексей старался не пропускать ни одного богослужения. Если замечал за духовенство какие-либо ошибки, то тут же поправлял их. При дворе проживали странники, юродивые и богомольцы. Царю нравилось слушать их рассказы.
Церковь находилась под контролем государства. Когда Никон начал проводить реформу, царь понимал, что она нужна, но его пугали ее крайности. В частности гонения на старообрядцев. Реформа помогла унифицировать порядки в церкви. Были переписаны книги, обряды стали похожи на греческие.

Несмотря на всю свою религиозность, он не стеснялся вводить в стране европейские порядки, не считал это грехом в отличие от своих предшественников. Царевичи учили латинский и польский, во дворце стояла заграничная мебель, царица ездила на охоту. Появилось по настоянию Алексея и новое развлечение при дворе - театр. Первый спектакль состоялся в 1674 г. по пьесе Симеона Полоцкого, учителя царских детей.

Брак Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной

В конце правления можно отметить гонения на некоторые заграничные обычаи. Запретил стричь волосы коротко, был против бритья бороды. Некоторые утверждали, что идеальной схемой управления для Алексея была политическая монархия Ивана Грозного. Иван привлекал Алексея Михайловича как правитель, который стремился к самодержавию.

Но Алексей не использовал свою власть для личной выгоды. Конечно же, расправы происходили, казнили восставших крестьян и казаков. Но эти казни были законодательно закреплены. В принятие политических решений Алексей подходил неспешно. Он хорошо обдумывал пути реализации, предпочитал сдержанность в поступках. Отсюда многие оценивают его политическую деятельность отрицательно.

Его считали правителем пассивным, трусливым в труде. Но тем не менее нельзя отвергать тот факт, что человек он был одарённым. Принимал любые подношения, если они были сделаны от всего сердца. Он любил веселье и шутки, но удовольствие всегда должно приносить пользу. Самым тяжелым проступком было пьянство, за него сразу же ссылали в Сибирь.

Так же можно отметить то, что Алексей Михайлович был очень целомудрен. Любил свою жену, после ее кончины через 40 дней начались поиски новой невесты. Ей стала Наталья Нарышкина, она родила Алексею трое детей, среди них . Царь скончался 26 января 1676 г. Он благословил своего сына Федора на царствование, объявил об амнистии, простил казенные долги.

Алексей Михайлович видео

<...> История показала, что идеальных правителей не бывает. Не был таким и Алексей Михайлович. Но в историю России он вошел как человек и монарх, который, кажется, делал все необходимое для жизнеобеспечения страны и ее развития так, как это понимало большинство российского общества. Причем проводил свою политику осмотрительно, осторожно, не предпринимая резких движений, неподготовленных шагов.
К исходу жизни (а умер он на 47-м году) Алексей Михайлович - уже не тот порывистый, забавлявшийся охотой и прочими развлечениями человек. За его спиной война, крупные народные бунты, борьба с Никоном и раскол Церкви.
Это был высокий полный человек с русой шевелюрой и синими глазами, с величавыми манерами правителя огромной и могучей страны, которую он привел в состояние стабильности, военных успехов, международного признания и процветания. <...>
Его основной чертой характера оставалась искренность и твердость в вере и огромное чувство долга по отношению к своей стране и ее народу. Кажется, этому он подчинил всю свою жизнь. Своим помощникам Алексей Михайлович любил повторять: "Идите путем средним, праведным, не уклоняйтесь ни вправо, ни влево". Этот "средний путь", которого он придерживался всю жизнь, стал основой всей его внутренней и внешней политики. Вспыльчивый, но отходчивый, он охотно шел на компромиссы, если понимал, что добиться желаемого удастся только так: он легко отступился от завоеваний в Прибалтике, учитывая, что сил у России в одновременной борьбе с Польшей и Швецией не хватит, все внимание перенес на войну с Речью Посполитой.
Так же Алексей Михайлович строил отношения с людьми. Обидев кого-либо резким словом, он готов был позднее загладить свою вину: действовал и по велению сердца, и по христианским заповедям. Вера для него - не формальный, пустой звук. Главная его забота заключалась в спасении души. Этим объяснялись многие его поступки и решения. Он неустанно повторял, что все люди смертны, что все из земли вышли и в землю уйдут. И человек призван на этом свете лишь выполнять Божью волю. И монархи, и последний нищий равны перед Всевышним.
Христианские заповеди он чтил свято и истово.
Но жизнь была сложна, противоречива и жестока, и Алексей Михайлович пытался в ее страшных хитросплетениях найти свою христианскую линию. Так, при подавлении восстания Степана Разина именно по указу царя казнили десятки тысяч повстанцев. И тем не менее расправы определялись не волей монарха, зверством воевод, а регламентировались тогдашними законами, в частности Уложением 1649 года. Государство и царь выступали за порядок, созданный с таким трудом в России в течение десятилетий XVII века. Правы те, кто утверждает, что Алексей Михайлович никогда не поступал более жестоко, чем требовал действующий закон.
В то же время во многих случаях он проявлял свою истинно христианскую сущность. Именно при нем в России широкую практику получила система выкупа воинов, захваченных в плен крымцами, турками, поляками. Если выкупленными были крепостные крестьяне и холопы, то они отпускались на волю. Во время русско-польской войны, когда ему сообщили об одном из сражений, в ходе которого лишь несколько человек было убито и ранено, а остальные бежали с поля боя, царь в ответном письме своему корреспонденту, сетовавшему на неудачу, заметил: "Радуйся, что люди целы".
Широко известна благотворительная деятельность царя. Он жертвовал большие деньги на лечение увечных и больных, на содержание богаделен, на одаривание деньгами нищих. Во дворце постоянно обитали разного рода неимущие люди, которые кормились милостью царя.
Проезжая по Москве, Алексей Михайлович мог остановиться около какого-нибудь убогого человека и распорядиться о покупке для него одежды и обуви. По его приказу по Москве регулярно развозили продовольствие, хлеб и бесплатно раздавали нуждающимся. В этом смысле он повторял христианские благотворительные традиции своего предка - Великого Киевского князя Владимира I Святославича.
Алексей Михайлович в еще большей степени, чем его отец, был человеком разносторонних знаний, интересов и увлечений. С отрочества и до конца дней любил чтение. Обладал хорошим для своего времени стилем письма и собственноручно создал историю русско-польской войны.
Он увлекался хоровым пением, и не только церковным, но и светским. Во дворце постоянно обитали певчие, совместно с другими музыкантами услаждавшие семью царя домашними концертами. Впервые при Алексее Михайловиче в Москве начались театральные представления. Царь был до них большой охотник.
Как и в молодости, он увлекался охотой, особенно соколиной, с удовольствием играл в шахматы; его постоянным "хобби" было коллекционирование часов (как у отца) и зеркал.
В облике Алексея Михайловича все более определенно выступал тип человека, находившегося под влиянием общеевропейских культурных процессов. Он стал переходной фигурой от правителя старомосковской патриархальной, закрытой для остального мира Руси к монарху уже нового рождающегося европейского Российского государства. Здесь он проложил дорогу Петру I. Царь все шире открывал Россию западным обычаям и традициям. Кремлевский дворец украшался европейской мебелью и обоями. Из-за границы регулярно поступали газеты. Своих детей, в том числе наследника престола Федора (1661-1682) и царевну Софью (1657-1704), сыгравших позднее заметную роль в истории России, он приказал обучать латыни и польскому языку. Их наставником стал один из выдающихся деятелей славянской культуры второй половины XVII века Симеон Полоцкий - писатель, мыслитель, педагог.
Близкими к царю людьми были широко образованный деятель боярин Ф. М. Ртищев, блестящий дипломат <...> А. Л. Ордин-Нащокин, а также А. С. Матвеев. Многие из тех, с кем проводил время в беседах царь, к чьим советам он прислушивался, - люди весьма скромного происхождения, но блестящих дарований и глубокого ума. В этом смысле Алексей Михайлович был настоящим предшественником своего сына Петра I, ценившего людей не за "породу", а за способности и труд во имя Российского государства.
Немало рядом с царем было выходцев из других стран - военных, переводчиков, врачей, торговцев. Алексей Михайлович широко открыл двери в Россию иностранным специалистам разных направлений и ценил их труд. <...> При нем расцвела на окраине Москвы так называемая Немецкая слобода - Кокуй, где жили немцы, голландцы, шведы, англичане, швейцарцы, шотландцы. Здесь позднее Петр I найдет своих преданных друзей и советчиков.
Алексей Михайлович был первым русским царем, который проявил интерес к созданию русского флота. Он попытался начать его строительство на Оке, а суда переправлять по Волге в Каспийское море. В Астрахани на воду был спущен многопушечный фрегат "Орел". Однако он сгорел во время восстания Степана Разина. Этот интерес отца к морю унаследовал его сын Петр - неистово, страстно влюбленный в мореходство, в кораблестроение, флот, добившийся выхода России в мировой океан.
Но в Алексее Михайловиче было и немало патриархального, старомосковского. Например, в конце жизни, видимо под влиянием церковников, он стал сворачивать контакты с Западом, ввел строгости в одежде и наказывал за коротко стриженные на западный манер волосы и за короткое платье. Не одобрял он и бритье бород.
В собственных царских селах он был рачительным и бережливым хозяином, скопидомом. Щедрый для других, он порой не решался купить приглянувшуюся ему вещь, так как считал ее дорогой. В этом смысле Петр I, скромный в своих личных потребностях, во многом повторил отца.
Алексей Михайлович не терпел пьянства и пьяниц. Это нашло отражение в строгих наказаниях за пьянство, отмеченных в Уложении 1649 года. В этом смысле отец и сын, часто и много пьющий, отличались полностью.
В личной жизни Алексей Михайлович испытал немало счастливых часов. Царская семья была большая, дружная. Но горе не обошло ее стороной - наследники умирали один за другим, похоронил он и одну из дочерей. А затем из жизни ушла и его верная спутница жизни - Мария Ильинична Милославская.
Через два года Алексей Михайлович женился вторично - на красавице, смоленской дворянке Наталье Кирилловне Нарышкиной. В 1672 году она родила ему сына Петра, а затем двух дочерей. Теперь вокруг стареющего и все чаще болеющего царя началась борьба двух мощных семейных кланов - Милославских и Нарышкиных. Пока царь был жив, он умел умиротворять страсти. Но после его смерти это противоречие очень скоро вылилось в драматические страницы российской истории.
Умер Алексей Михайлович в начале 1676 года. Предчувствуя кончину, он приказал выпустить из тюрем всех узников, освободить всех сосланных, заплатить из своей казны все частные долги и простить людям долги казенные. Затем он причастился, соборовался и отошел в мир иной.

Вторым царем из династии Романовых на российском престоле стал сын Михаила Федоровича и его второй жены Евдокии Стрешневой – Алексей Михайлович, отец одного из крупнейших в истории России реформаторов Петра Великого. Более чем тридцатилетнее правление Алексея Михайловича было наполнено бурными событиями: многочисленными войнами и мятежами, воссоединением с Украиной и присоединением Сибири, восстанием Степана Разина и расколом в Русской Православной Церкви.

Вторая половина XVII века, на которую пришлось правление Алексея Михайловича, интересна историкам, прежде всего, как т.н. «допетровская» эпоха, подготовительная к крупным политико-экономическим преобразованиям, социокультурным нововведениями заимствованиям с Запада.

Это было время сосуществования двух культурных течений в жизни российского государства, принадлежавшее как «стародумам» – таким, как первые расколоучители, так и новаторам «западникам» – сторонникам просвещения, иностранных заимствований, торговых и дипломатических сношений с Европой. Целое поколение предшественников Петра выросло и прожило среди борьбы старых понятий с новыми веяниями, и вопрос об образовании и заимствованиях с Запада, по общему убеждению историков, определенно родился еще при отце Петра I. В этой связи сама личность царя Алексея Михайловича, его психологический портрет и жизненный уклад неоднократно становились предметом исследований многих известных ученых.

Выдающийся русский историк В.О. Ключевский писал, что Алексей Михайлович «вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила заботливо и тревожно посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от понятий, привычек и верований благочестивой старины».

Царевич Алексей родился 19 (29) марта 1629 года и до пятилетнего возраста рос в тереме московского дворца, окруженный многочисленными «мамками». На шестом году он был передан на попечение «дядьки» – боярина Бориса Ивановича Морозова, под надзором которого прошел полный курс древнерусского обучения: вначале учился по букварю, специально составленному для него патриаршим дьяком по заказу дедушки, Патриарха Филарета; затем перешел к чтению часовника, псалтыри, изучал Деяния апостолов, в семь лет научился писать, а на девятом году с регентом дворцового хора начал разучивать «Октоих» – нотную богослужебную книгу, от которой перешел к изучению «страшного пения», т.е. церковных песнопений страстной седмицы, особенно трудных по своему напеву.

Царевич не был лишен и забав: среди игрушек будущего царя были конь «немецкого дела», детские латы, музыкальные инструменты, санки и салазки, любопытная для того времени новинка – «немецкие печатные листы», т.е. выгравированные в Германии картинки, которые использовались в качестве наглядного учебного материала Борисом Морозовым – одним из первых русских бояр, начавших проявлять интерес к западному просвещению. Вероятно, последний ввел и более смелое новшество в московский государев дворец: одел царевича Алексея и его брата Ивана в немецкое платье.

К 12 годам у царевича уже образовалась собственная маленькая библиотека из 13 томов – преимущественно подарков дедушки, дядек и учителей. Большей частью это были книги Священного Писания и богослужебные, но были среди них и изданные в Литве «Лексикон» и «Грамматика», а также «Космография». В целом образование Алексея Михайловича носило традиционный характер. Однако по окончании обучения он не утратил интереса к книгам и в дальнейшем уже по собственному желанию занимался самообразованием, много и постоянно читал, так что вскоре вошел в ряды тогдашних немногочисленных московских интеллектуалов.

К десяти годам царевич мог бойко прочесть в церкви Часы и не без успеха петь с дьячком на клиросе по крюковым нотам стихиры и каноны; при этом он до мельчайших подробностей изучил чин церковного богослужения, в чем мог поспорить с любым монастырским и даже соборным уставщиком.

На 14-м году жизни царевича торжественно «объявили» народу и боярам. Обряд «объявления» означал, что наследник престола, до того тщательно оберегаемый от чужих взоров и злых умыслов, представал перед придворными и народом как человек, достигший совершеннолетия и получивший право публичного участия в церемониях и государственных делах; это служило и гарантией от самозванства в любых его проявлениях. А в 16 лет, после смерти отца Михаила Федоровича, Алексей Михайлович взошел на российский престол. Едва молодому царю была принесена присяга, за которой должно было последовать венчание на царство, на Алексея обрушился новый удар: немногим пережив своего супруга, скончалась благоверная царица Евдокия Лукьяновна.

Григорий Седов. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем

В начале своего правления осиротевший юный царь находился под сильным влиянием своего бывшего наставника боярина Морозова, который, по сути дела, руководил всей работой государственного аппарата. Впоследствии, когда царь возмужал и из мальчика превратился в человека с определенным и даже оригинальным мировоззрением и сложившимися политическими взглядами, его царствование, по словам современников и общему мнению историков, характеризовалось еще более самодержавным правлением, чем у его отца.

Однако осознание самодержавности своей власти смягчалось набожной кротостью, глубоким смирением царя. «Лучше слезами, усердием и низостью перед Богом промысел чинить, чем силой и славой», – писал он одному из своих воевод. В письме князю Никите Одоевскому в 1652 г. он сообщал: «А мы, великий государь, ежедневно просим у Создателя и у Пречистой Его Богоматери и у всех святых, чтобы Господь Бог даровал нам, великому государю, и вам, боярам, с нами единодушно люди его световы управить вправду всем ровно».

Свое нахождение на престоле России Алексей Михайлович понимал, прежде всего, как ответственность за судьбу царства перед Богом, царское служение для него было сродни суровому святительскому служению.

Стремление укрепить царство и защитить веру, утишить «многи скорби праведных», по его словам, объяснялось не поиском неувядающей славы земного правителя, а необходимым условием для собственного спасения, «широким бо путем вводится душа грешных во врата лютого ада и узким душа праведных во врата в Царство Небесное». «Добиваюсь… чтобы быть не солнцем великим, а хотя бы малым светилом, малою звездою там, а не здесь», – писал царь.

Вскоре после восшествия на престол 17-летний Алексей Михайлович объявил о своем намерении жениться. По обычаю были собраны лучшие невесты, из которых царь выбрал Евфимию Федоровну Всеволожскую, дочь касимовского помещика, по словам современников, красавицу необыкновенную. Однако, когда ее впервые наряжали в царские одежды, то слишком туго затянули волосы, и она упала перед царем в обморок. За то, что «скрыли» болезнь, невесту и ее семью сослали в далекую Тюмень. Царь был крайне опечален, и, спустя некоторое время, не забыв о своей первой невесте, вернул ее из ссылки.

Народная молва объясняла случившееся кознями боярина Морозова, якобы нарочно опорочившего невесту перед государем из боязни, что новая царская родня оттеснит его от власти. Во всяком случае, боярин вскоре устроил женитьбу царя, сумев при этом еще более упрочить свое положение. У его помощника, Ильи Милославского, человека малородовитого, но не лишенного бойкости и способностей, были две красивые дочери. Морозов расхвалил их перед царем и устроил так, чтобы Алексей Михайлович смог их увидеть. 16 января 1648 года царь женился на приглянувшейся ему Марии Ильиничне Милославской. Сам же Морозов, человек по тогдашним понятиям старый, поскольку ему шел 58-й год, взял в жены годившуюся ему во внучки младшую сестру, Анну Милославскую, став, таким образом, царским свояком.

Заключенный по любви брак царя оказался счастливым. За 21 год замужества Мария Милославская родила Алексею Михайловичу 13 детей: пять царевичей и восемь царевен. Правда, царевичи рождались слабенькими и скоро сходили в могилу: первенец Дмитрий не прожил и года; Алексей, с которым были связаны большие надежды, умер, не достигнув 16 лет; Симеон – в 5 лет; ставшие царями Федор и Иван прожили дольше – Федор почти до 22 лет, Иван – до 29. Последний, Иван Алексеевич, соправитель Петра I, кроме телесной слабости, вероятно, страдал и умственной расслабленностью.

В.А. Лейбен. Царская невеста

Дочери Алексея Михайловича, напротив, отличались крепким здоровьем и относительным долголетием, правда, ни одна из них не вышла замуж. Что касается четы Морозовых, то у них, по едкому замечанию придворного врача, англичанина Самюэля Коллинза, бывшего в курсе многих дворцовых сплетен, вместо детей родилась ревность, которая «произвела на свет ременную плеть в палец толщиной».

Если об Алексее Михайловиче в его молодые годы имеются весьма скудные сведения, то о зрелом царе и московском дворе в более поздний период его правления современники оставили многочисленные свидетельства и многословные описания, из которых наибольший интерес для историков, как правило, представляют донесения и воспоминания иностранцев – австрийского посла Августина Мейерберга («Донесение Мейерберга», 1663 г. и «Путешествие в Московию», 1663 г.), секретаря германского императорского посольства Адольфа Лизека («Донесение о посольстве», 1670 г.), английского врача при царском дворе Самюэля Коллинза («О нынешнем состоянии России, 1671г.), курляндского путешественника Якова Рейтенфельса («Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии», 1676 г.). Также обширный материал дает сочинение перебежавшего в Швецию чиновника русского Посольского приказа Григория Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича».

Кроме воспоминаний очевидцев до нас дошла значительная часть литературных сочинений самого царя Алексея – он очень любил писать, его одинаково занимала и польская война, и болезнь придворного, и хозяйство умершего патриарха, и вопрос о том, как петь многолетие в церкви, и садоводство, и мелкие ссоры в его любимом монастыре. Помимо большого числа писем как делового, так и личного характера, он сочинял стихи, составил подробный наказ своим сокольникам «Уложение сокольничья пути», пробовал писать мемуары и, по выражению историка С. Ф. Платонова, «имел даже привычку своеручно поправлять текст и делать прибавки в официальных грамотах, причем не всегда попадал в тон приказного изложения».

Современники описывают царя как человека весьма приятной наружности, пышущего здоровьем, добродушного, веселого нрава и даже склонного к озорству. Внешность государя сразу располагала к себе: в его голубых глазах светилась редкая доброта, взгляд этих глаз никого не пугал, но ободрял и обнадеживал.

Лицо государя, полное и румяное, окаймленное русой бородой, было добродушно, приветливо и в то же время серьезно и важно, а полная фигура всегда сохраняла чинную осанку, которую царю придавало осознание значимости и святости своего сана.

Царь отличался благочестием, ревностно соблюдал все религиозные запреты и предписания, не был склонен к питию, слыл примерным семьянином. Любил охоту, лето почти постоянно проводил в живописном селе Коломенском. Алексей Михайлович ценил красоту в ее старомосковском понимании: постоянно строил и перестраивал свой деревянный дворец в Коломенском, стараясь придать ему совершенный вид, любил торжественную обрядность царских выходов, обедов, богомолья.

Валдайский монастырь. Москва. Конец XVII века

На протяжении всей своей жизни царь Алексей представлял образец набожности и благочестия: с любым иноком мог он поспорить в искусстве молиться и поститься. По сообщению С. Коллинза, в Великий и Успенский пост по воскресеньям, вторникам, четвергам и субботам царь кушал раз вдень, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод – все без масла; по понедельникам, средами пятницам во все посты он не ели не пил ничего.

В церкви он стоял иногда «часов по пяти и по шести сряду, клал по тысяче земных поклонов, а в иные дни и по полторы тысячи». Даже болезнь не всегда могла нарушить строгий порядок.

Ежедневные молитвенные упражнения, суровое постничество, горячее покаяние и неустанный душевный труд составляли значительную часть жизни царя. По мнению В. О.Ключевского, «это был истовый древнерусский богомолец, стройно и цельно соединявший в подвиге душевного спасения труд телесный с напряжением религиозного чувства».

Большинство современников отмечали кротость и милостивость царя, мягкость характера, уважение к человеческому достоинству в подданных. Так, австрийский посол Августин Мейерберг с удивлением писал о том, что этот царь при беспредельной власти своей над народом не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь. Иногда даже считают, что именно личные качества заслужили Алексею Михайловичу прозвание «Тишайшего», хотя в действительности «тишайший»(лат. clementissimus) – это почетный титул латиноязычного происхождения, впоследствии замененный в дипломатии французским«всемилостивейший» (фр. tresgracieux).

Но доброта, веселость и легкость характера и в самом деле отличали второго представителя Романовых на российском престоле. Алексей Михайлович первым начал ослаблять строгость заведенного при московском дворе чопорного этикета, делавшего столь тяжелыми и натянутыми придворные отношения. Он снисходил до шутки с придворными, ездил к ним запросто в гости, приглашал их к себе на вечерние трапезы, интересовался их домашними делами. Умение входить в положение других, понимать и принимать к сердцу их горе и радость было одной из лучших черт в характере царя. В пример этому часто приводятся его утешительные письма к князю Н.И. Одоевскому по случаю смерти сына и к А. Л. Ордину-Нащокину по поводу побега сына за границу.

Сын князя Одоевского, служивший воеводой в Казани, умер от горячки в 1652 году почти на глазах у царя. Царь сообщил об этом в письме старику отцу, подробно рассказывая о неожиданной смерти. Наряду с многочисленными словами утешений, он писал: «И тебе бы, боярину нашему, черезмеру не скорбеть, а нельзя, чтобы не поскорбеть и не поплакать, и поплакать надобно, только в меру, чтобы Бога не прогневить». Письмо завершалось припиской: «Князь Никита Иванович! Не горюй, а уповай на Бога и на нас будь надежен».

В 1660 г. сын видного дипломата и государственного деятеля Афанасия Ордина-Нащокина совершил тяжкое преступление – бежал из России в Польшу, а затем во Францию, прихватив с собой важные государственные документы и деньги. Отец беглеца был страшно сконфужен и убит горем, сам уведомил царя о своем несчастии и просил отставки. В такой ситуации он мог ожидать опалы и даже казни, но Алексей Михайлович прислал ему сочувственное письмо, утешая в постигшем горе: «Просишь ты, чтобы дать тебе отставку; с чего ты взял просить об этом? думаю, что от безмерной печали. И что удивительного в том, что надурил твой сын? от малоумия так поступил. Человек он молодой, захотелось посмотреть на мир Божий и его дела; как птица полетает туда и сюда и, налетавшись, прилетает в свое гнездо, так и сын ваш припомнит свое гнездо и свою духовную привязанность и скоро к вам воротится». Как ни странно, слова царя оказались вещими: «блудный сын» вернулся и покаялся. В 1665 году он получил в Риге царскую грамоту, в которой Алексей Михайлович уведомлял его о разрешении вернуться и о прощении: «Челобитье твое приняв милостиво, прощаем и обнадеживаем целу и без навету быти. Родитель же твой, зря нашу милость, близ нас пребывают». По мнению ряда исследователей, именно эти события вдохновили Симеона Полоцкого на создание одного из памятников древнерусской литературы – «школьную драму» для зарождавшегося театра под названием «Комедия притчи о Блудном сыне», пользовавшуюся особенным успехом.

При всей отзывчивости характера и природного благодушия Алексей Михайлович, тем не менее, отличался также вспыльчивостью, легко терял самообладание, часто давал излишний простор языку и рукам. На всех портретах царя присутствует некая суровость: сведенные брови, взгляд исподлобья. С. Коллинз, сообщая о взыскательности и требовательности государя, пишет, что царь порой гневен и недобр, потому что его окружают доносчики и бояре, «которые направляют ко злу его добрые намерения» и препятствуют ему стать «наряду с добрейшими государями».

В своем гневе Алексей Михайлович был легко отходчив, быстро и искренне переходя от брани к ласке. Даже тогда, когда раздражение государя достигало высшего предела, оно скоро сменялось раскаянием и желанием мира и покоя. Так, на одном из заседаний Боярской думы, вспыхнув от бестактной выходки своего тестя боярина Ивана Милославского, царь изругал его, побил и пинками вытолкал из комнаты. Однако добрые отношения между тестем и зятем от этого не испортились: оба легко забыли происшедшее.

В другой раз царь вспылил, когда один из придворных, Родион Стрешнев, отказался по старости «отворить» себе кровь вместе с царем (государь, почувствовав облегчение от кровопускания, предложил придворным последовать его примеру). Отказ показался Алексею Михайловичу проявлением высокоумия и гордости, за что он, вспылив, ударил старика: «Твоя кровь дороже, что ли, моей? или ты считаешь себя лучше всех?». После же он не знал, как задобрить и утешить почтенного придворного, просил мира и слал ему богатые подарки.

Двор при Алексее Михайловиче обрел невиданное прежде величие. Жизнь царя была подчинена исполнению тщательно продуманной, глубоко символичной обрядовости.

Вставал он рано – в четыре часа утра, молился, с особым тщанием поклоняясь иконе того святого, чья память отмечалась в этот день. Затем шел на церемониальное свидание с царицей. После заутрени занимался государственными делами: «сидел» с боярами. В определенный час вместе с ними шествовал к обедне.

Если на этот день приходился церковный праздник, царская одежда менялась – Алексей Михайлович надевал золóтное платье вместо бархатного. После обедни царь выслушивал доклады бояр и приказных людей. Пополудни дела оставлялись – начинался царский обед, как правило, довольно продолжительный. Отобедав, царь, как всякий русский человек, должен был поспать до вечерни. После ужина он проводил время в кругу семьи и друзей, за игрой в шахматы или слушая рассказы бывалых людей о старине и неведомых странах. Иноземцы также сообщают о склонности царя работать по ночам: «Царь по ночам осматривает протоколы своих дьяков. Он проверяет, какие решения состоялись и на какие челобитные не дано ответа».

Выезд на богомолье

Алексей Михайлович находился в постоянном движении. Многие недели его жизни заполняли бесчисленные перемещения, переезды, походы – чаще всего, не особенно далекие, в подмосковные дворцовые села и охотничьи угодья Коломенское, Хорошево, Остров, Чертаново, Воробьево, Преображенское, Покровское, Измайлово; реже – более отдаленные богомольные походы в монастыри, куда добираться надо было несколько дней. Выезды царя обставлялись с необычайной торжественностью: даже если государь покидал Кремль на несколько часов, чтобы посмотреть на кулачные бои на Москве-реке, составлялся специальный указ, кому на время его отсутствия «государство ведать».

Правление Алексея Михайловича стало временем расцвета придворного и церковного церемониала Московского царства, который приобрел особую монументальность и знаковость. По мнению одного из биографов, Алексей Михайлович, будучи человеком долга и живой веры, смотрел на свое участие в церковных и придворных церемониях как на нечто, предначертанное ему свыше, как на прямое царское служение, не менее важное, чем охрана границ или справедливый суд. Непременный участник главнейших светских и церковных церемоний и праздников, царь придавал им особый блеск и торжественность, вмешивался в их ход, составлял речи, распределял роли и даже занимался их «оформлением». «Обыкновенные» царские выходы к обедне и богомольные выходы в праздничные дни Алексей Михайлович чаще всего совершал пешком. Иногда, в непогоду или зимой, ему подавали карету, сани, на которых он мог вернуться во дворец по окончании церемонии или добраться до места праздника, если тот происходил далеко от дворца. Само облачение царя и число смен платья свидетельствовали о «ранге события». В большинстве случаев именно по описанию светских торжеств и церковных служб с участием Алексея Михайловича историки могут воссоздать церемониал московского двора и предположить,каким он был в ранние времена.

По большим церковным праздникам, в канун царских именин и в поминальные дни случались царские выходы «с государевым жалованьем» к нищим, в богадельни и тюрьмы. Алексей Михайлович собственноручно раздавал деньги узникам и колодникам, а некоторых тут же отпускал на свободу.

Раздача обыкновенно начиналась очень рано: царь подымался за два-три часа до рассвета и в сопровождении нескольких лиц отправлялся с милостыней. Суммы затраченных средств и число «пожалованных милостью» людей при этом достигали очень внушительных цифр. Особенно крупными были раздачи в Великий пост, прежде всего, в Страстную неделю, а также на Пасху, когда отворялись двери острогов и тюрем и сидельцам объявляли: «Христос воскрес и для вас». От царского имени всех одаривали пасхальными яйцами, одеждой и милостынею для разговенья.

Вообще, для Алексея Михайловича, как и для всякого жителя средневековой Руси, Воскресение Христово являлось самым светлым праздником. В навечерие Светлого праздника царя, по воспоминаниям современников, не покидало приподнятое настроение, он был светел, добр и весел. По традиции Алексей Михайлович отправлялся слушать полунощницу в Престольную комнату Теремного дворца. Праздничная пасхальная заутреня завершалась христосованием, царь первым подходил к Патриарху поздравлять и христосоваться. Затем Алексей Михайлович христосовался с архиереями и жаловал к руке священнослужителей низшего ранга, при этом одаривая каждого пасхальными яйцами. Далее к царю строго почину подходили придворные.

Церемонию открывали ближние бояре и заканчивали московские дворяне, все одетые в золотные кафтаны. Алексей Михайлович, сообразуясь со знатностью, чином и личным отношением к каждому, давал куриные, гусиные или даже точеные деревянные яйца в разных количествах. По окончании церемонии царь шел в Архангельский собор и «христосовался с родителями», т.е. кланялся гробам предков и возлагал на гробницы пасхальные яйца. Затем он отправлялся в обход кремлевских соборов и монастырей, прикладывался к иконам и иным святыням, одаривая яйцами и тамошнее духовенство. По возвращении во дворец Алексей Михайлович христосовался с родными.

На Светлой неделе, чаще всего в среду, Алексей Михайлович принимал в Золотой палате Патриарха с властями, которые приходили к нему с приношением. Патриарх благословлял царя образом и золотым крестом, подносил кубки, дорогие материи, соболиные меха. Подарки получали и все члены царского семейства. Те из церковных иерархов, которые не могли участвовать в церемонии, и все крупные монастыри обязательно направляли из своих областей дары – образа святых, пасхальные яйца и т.н. принос – «великоденский мех меда» (мех – это сосуд, типа кожаного мешка. В мехах в старину хранили разные жидкие продукты – прим. автора) и золотые. В эти дни крестным ходом к царю приходило московское белое духовенство и монастырские власти с приносом – хлебом и квасами. С символической данью царю золотыми монетами у Алексея Михайловича появлялись также гости и торговые люди. Вообще, в продолжение пасхальных дней государя посещали сотни людей из разных сословий и чинов. В большинстве случаев они, торопливо кланяясь, прикладывались к руке и получали пасхальный подарок. По подсчетам исследователей, на Пасху одних только крашеных яиц для раздачи царю требовалось до 37 тысяч.

Важным праздником для русских подданных были царские именины. В этот день все работы были запрещены, торговые ряды замкнуты, а в церквях не играли свадеб и не отпевали покойников.

Современники оставили несколько описаний именин Алексея Михайловича. В день царских именин отмечался и праздник св. прав. Алексия, поэтому утро царя начиналось с поездки в Алексеевский девичий монастырь, где он с придворными и высшим духовенством присутствовал на праздничной Литургии. Выезд отличался богатством нарядов и многочисленностью участников. Алексей Михайлович ехал в высокой черной лисьей шапке и в кафтане, украшенном драгоценными камнями.

Просители в великом множестве протягивали царю челобитные, которые, «если он прикажет», принимали придворные. По возвращении во дворец царь угощал близких именинным пирогом. Поскольку это были дни Великого поста, именинный стол устраивался довольно редко. В знак особого уважения Алексей Михайлович иногда отправлялся с именинным пирогом к Патриарху. Боярам, придворными иностранным гостям именинные пироги раздавались в столовой или в передней Теремного дворца.

Частью придворного церемониала являлись и выезды царя на охоту – красочное и завораживающее действие. Алексей Михайлович был заядлым охотником, особенно любил соколиную охоту, на которую готов был отправляться на любое время. Царь овладел охотничьим ремеслом до тонкостей, с одного взгляда угадывал качество птицы, хорошо знал своих кречетников, сокольников и ястребников. Царский соколиный двор в селе Семеновском производил впечатление даже на иностранцев: одних сокольников насчитывалось около ста человек, число птиц превышало три тысячи. Здесь были соколы, кречеты, челиги, копчики, ястребы и, по всей видимости, даже орлы. В кречатне имелись экзотические красные и белые ястребы. Кроме хищных птиц, на дворе жили лебеди, гуси, журавли, цапли. В Семеновском же Алексей Михайлович расположил самый большой из своих зверинцев. Здесь было много медведей и прирученных, и диких, которых держали для боев, травли и иных увеселений.

Еще одним сильным увлечением царя было занятие хозяйством. Местом для его хозяйственных опытов служило подмосковное владение в селе Измайлово, где Алексей Михайлович завел образцовые поля и сады и выращивал виноград, арбузы и даже тутовые деревья. Кроме полеводства и садоводства царь завел в Измайлове обширное огородничество, скотные, птичьи, пасечные дворы. В хозяйственный комплекс входили разнообразные постройки, каменные риги для хранения урожая, семь мукомольных мельниц. Для постоянного напора воды была создана система из 37прудов. В довершение ко всему работали льняной и стеклянный заводы, а продукция последнего шла даже на продажу.

Увлечения Алексея Михайловича не исчерпывались охотой и интересом к хозяйствованию. Царь равно получал удовольствие и от чтения, и от шахмат, и даже от грубоватой и незамысловатой придворной потехи. Он очень любил слушать церковные песнопения, сам писал тексты распевов. Общая численность царского хора, куда было чрезвычайно трудно попасть, достигала 180 человек. При дворе звучал и орган.

В 1671 году овдовевший Алексей Михайлович женился во второй раз – на 19-летней Наталье Кирилловне Нарышкиной, воспитывавшейся в доме царского приближенного боярина Артамона Матвеева, где, как считается, ее и увидел царь. От этого брака родились две дочери и сын, в живых остались двое: будущий царь Петр I и дочь Наталья. Под влиянием своей второй жены и боярина Матвеева царь разрешил завести при дворе новинку – «комедийную хоромину». Так произошло рождение русского театра. Выстроенная театральная сцена представляла собой полукружие с декорациями, занавесом и оркестром, состоявшим из органа, труб, барабана, флейт, скрипки и литавр. Представление шло обычно несколько часов. Царь сидел на возвышении, его место было обито красным сукном. В духе азиатских обычаев молодая царица Наталья Кирилловна смотрела спектакль сквозь решетку закрытой от посторонних глаз галереи.

Таким образом, несмотря на доминирование в жизни второго царя из Дома Романовых старорусских традиций и векового церемониала, он все же жил в такое время, когда российское общество неотступно сближалось с европейской культурой. Вопрос о том, что, как и в какой мере следует заимствовать на Западе, и надо ли заимствовать вообще, приобретал характер общенациональной проблемы.

При таких обстоятельствах нежелание Алексея Михайловича делать однозначный выбор между стариной и новшествами, резко порвать с первой или категорически отказаться от последних, ставилось ему в вину последующими поколениями историков и вызывало обвинения в пассивности характера, недостатке таланта государственного деятеля, неспособности встать во главе реформаторского движения.

С другой стороны, неоспоримым является тот факт, что царь Алексей существенно способствовал успеху преобразовательного движения, дав возможность первым реформаторам почувствовать себя свободно, проявить свои силы, и открыл просторную дорогу для их деятельности.

По выражению В. О. Ключевского, Алексей Михайлович своими часто беспорядочными и непоследовательными порывами к новому и своим уменьем все сглаживать и улаживать «приручил пугливую русскую мысль к влияниям, шедшим с чужой стороны» и создал преобразовательное настроение.

Литература

Андреев И. Л. Алексей Михайлович. М., 2003.
Витсен Н. Путешествие в Московию 1664–1665. Дневник. СПб., 1996.
Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Т. I. Ч. II. М., 2000.
Забелин И. Е. Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1856.
Заозерский А. И. Царская вотчина XVII века. М., 1937.
Иловайский Д. И. История России. Сочинения. Алексей Михайлович и его ближайшие преемники. М., 1905. Т. 5.
Ключевский В. О. Сочинение в девяти томах. Курс русской истории. Ч. 3. М., 1988.
Коллинс С. Нынешнее состояние России // Утверждение династии. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII–XX вв. М., 1997.
Костомаров Н. Русские инородцы. М., 1996.
Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1906.
Мейерберг А. Путешествие в Московию // Утверждение династии. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII–XX вв. М., 1997.
Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. М., 1994.
Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Москву в XVII веке. СПб., 1898.
Платонов С. Ф. Царь Алексей Михайлович (Опыт характеристики) // Исторический вестник, 1886. Т. 24. № 5.
Преображенский А. А. Алексей Михайлович // Преображенский А. А., Морозова Л. Е., Демидова Н. Ф. Первые Романовы на Российском престоле. М., 2000.
Пресняков А. Е. Царь Алексей Михайлович // Российские самодержцы. М., 1990.
Рейтенфельс, Яков. Сказания герцогу Тосканскому о Московии // Утверждение династии. История России и дома Романовых в мемуарах современников
XVII–XX вв. М., 1997.
Сказание Адольфа Лизека о посольстве от императора Римского Леопольда к великому царю Московскому Алексею Михайловичу в 1675 году. СПб., 1837.
Соловьев С. М. Сочинения. М., 1991. Кн. VI.
Талина Г. В. Царь Алексей Михайлович: личность, мыслитель, государственный деятель. М., 1996.
Царь Алексей Михайлович. Сочинения // Московия и Европа. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII–XX вв. М., 2000.

Алексей Михайлович в историю России вошел как монарх, который делал все необходимое для развития страны. Правил он с 1645 по 1676 г.

Это был высокий, полный человек с русой шевелюрой и синими глазами, с величественными манерами. Основ­ными чертами его характера оставались твердость в вере и чувство долга. Своим помощникам он любил повторять - идите путем средним, праведным. Средний путь стал основой всей его внутренней и внешней политики. Он охотно шел на компромиссы, если понимал, что добиться желаемого не удастся. Обидев кого-либо резким словом, царь стремился загладить свою вину. Заботой о спасении души объяснялись многие его поступки и решения. Христианские заповеди он чтил свято и неистово.

Во многих случаях Алексей Михайлович проявлял свою истинно христианскую сущность. При нем широко практиковался выкуп воинов, захваченных в плен крымцами, турками и поляками. Выкупленные крепостные крестьяне и холопы отпускались на волю. Царь жертвовал большие деньги на лечение увечных и больных, на содержание богаделен, на одаривание нищих. По его приказу по Москве регулярно раздавали нуждавшимся хлеб.

Алексей Михайлович был человеком разносторонних знаний, интересов и увлечений, любителем книжных пре­мудростей. Он обладал хорошим стилем письма и собственноручно написал историю русско-польской войны. Алексей Михайлович увлекался церковным и светским хоровым пением. Певчие и музыканты услаждали семью царя домашними концертами. Впервые при Алексее Михайловиче начались театральные представления. Царь увлекался соколиной охотой, с удовольствием играл в шахматы, коллекционировал часы и зеркала.

Царь открывал Россию западным веяниям. Кремлевский дворец украшался европейской мебелью, стены отделывались обоями. Из-за границы регулярно поступали газеты. Наследник престола Федор и царевна Софья обучались латыни и польскому языку. Их наставником был один из выдающихся деятелей славянской культуры Симеон Полоцкий (1629-1680 гг).

Близкими к царю людьми были поборник просвещения Ф.М. Ртищев, видный дипломат А.Л. Ордин-Нащокин, человек западных веяний АС. Матвеев. Многие из тех, с кем царь проводил время в беседах, были людьми незнатного происхождения, но блестящих дарований. Алексей Михайлович допустил в Россию иностранных специа­листов и ценил их труд.

Алексей Михайлович проявил интерес к созданию русского флота. Он попытался начать его строительство на Оке и намеревался переправлять суда по Волге в Каспийское море. В Астрахани на воду был спущен многопушечный фрегат «Орел».

В личной жизни Алексей Михайлович был счастлив. Но горе не обошло стороной царскую семью: наследники умирали один за другим, похоронили и одну из дочерей, затем из жизни ушла верная спутница царя - Мария Ильинична Милославская. Через два года Алексей Михайлович женился вторично, на красавице, смоленской дворянке Наталье Кирилловне Нарышкиной. В 1672 г. она родила ему сына Петра, а затем двух дочерей. Началась борьба двух мощных семейных кланов - Милославских и Нарышкиных. Царь умел умиротворять страсти, но после его смерти эта борьба приняла драматичный характер.

Церковь и государство

В XVII в. в России нарастали про­тиворечия между Церковью и государством.

Вопрос: чья власть выше - Патриарха или царя? - шел из глубины веков. По образцу Византийской империи митрополиты, а потом Патриархи подчинялись светской власти. Высших иерархов Церкви ставили на свои посты великие князья, а позднее цари. Но со временем Церковь в России получила огромную силу. Государство нуждалось в ней во время борьбы с иноземными захватчиками и в период централизации государства. Крестом и молитвой Церковь освящала великие свершения народа. Но чем сильнее, крепче становилась в России самодержавная власть монарха, тем меньше отводилось места Церкви в этой системе. Царская власть не желала мириться с существованием этого государства в государстве, с мощным политическим влиянием Церкви, с различного рода судебными и налоговыми льготами.

Дворянское сословие с вожделением поглядывало на безбрежные церковные, монастырские и патриаршие земли, на которых можно было бы поместить тысячи служилых людей. К середине XVII в. Церковь лишилась многих своих преимуществ: специально созданный Монастырский приказ ведал всеми населенными церковными землями, кроме патриарших; судебные и налоговые льготы так­же остались лишь за патриаршими владениями. И все же Русская Православная Церковь оставалась по-прежнему одним из крупнейших земельных собственников в России.

В условиях упорядочения жизни государства необходимо было также привести в соответствие с требованиями времени церковные обряды и книги.

За долгие столетия в церковном богослужении накопилось немало ошибок. Тексты в церковных книгах были искажены малограмотными переписчиками. Русские иконописцы порой отходили от канонических правил изображения святых ликов и религиозных сюжетов. Даже крестное знамение на Руси претерпело изменение - вместо трех перстов, что символизировало Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, на Руси стали креститься двумя. Многие языческие обряды и суеверия незаметно проникли в церковные службы. Широко праздновались святки, исполнялись некоторые языческие обряды, подрывавшие церковные догматы.

В руководящих кругах Церкви и государства при активном участии царя Алексея Михайловича началась подготовка к очищению церковной службы от искажений. Проводником этих новшеств стал Патриарх Никон (1605-1681 гг) возведенный в сан в 1652 г.

Судьба этого человека была удивительной. Мордвин Никита (так звали мальчика в миру) рано осиротел, с детства пристрастился к чтению духовных книг, был послушником в знаменитом Макарьевском монастыре неподалеку от Нижнего Новгорода, потом стал священником. Его семейная жизнь оказалась трагической. Одного за другим они с женой потеряли трех малолетних детей. После этого он ушел в скит на Белом море, постригся в монахи под именем Никона, стал игуменом. Слух о его подвижнической жизни пошел по Руси. Никон был представлен царю, произвел на него большое впечатление и был оставлен в Москве.

Около царя сформировался кружок ревнителей истинного благочестия. К ним принадлежали духовник царя Стефан Вонифатьев, выходец из священников Ниже­городского уезда протопоп Аввакум, окольничий Федор Ртищев и некоторые другие. Именно в этом кружке появились идеи упорядочения церковной службы по греческим образцам, приведения церковных книг в соответствие с оригиналами, введения проповедей в церковную службу.

Кроме уже предпринятых нововведений, при Никоне стали внедряться поясные поклоны в церквах (а не до полу), трехперстное крещение. Началось повсеместное исправление книг, с которых теперь делали печатные оттиски в соответствии с нормами современного языка. Написанные не по древним канонам иконы убирали из храмов. По сути, все эти нововведения были чисто обрядовыми.

Никон развернул кампанию за усиление нравственности церковнослужителей, боролся против пьянства в церковной и монастырской среде, требовал истового исполнения служб и обрядов.

Большинство церковников не приняло этих нововведений. Малограмотные, погрязшие в мирских делах свя­щенники и монахи враждебно отнеслись к дисциплинарным мерам Никона, им было привычно произносить давно заученные священные тексты. Церковные реформаторы столкнулись и с сопротивлением прихожан. Намоленные книги и иконы были частью их веры. И вдруг оказалось, что все это у них отнимают, к тому же заставляют креститься тремя перстами.

Несогласные объявили себя приверженцами старой веры - староверами. Так начался раскол в Русской Право­славной Церкви и обществе. Среди староверов оказались люди из разных социальных слоев: знаменитая боярыня Морозова, купцы, крестьяне, посадские люди. По существу, часть народа выступила против новых подходов к жизни, за старину.

Людей потрясали жестокие методы борьбы со свергнутыми святынями: иконы бросали в костер, книги уничтожали. Запрещалось проведение языческих праздников и обрядов. За пьянство и нерадивое отношение к церковным службам били батогами, сажали на цепь, ссылали. Сопротивлявшихся, в том числе непокорных иконописцев, отлучали от Церкви.

Против таких методов реформирования Церкви выступили и сами ревнители истинного благочестия в том числе неистовый протопоп Аввакум (1620-1682 гг). В своих страстных проповедях он стал обличать Никона в богоотступничестве, насилии над людьми. В ответ Никон отправил его и других ревнителей в ссылку. В глазах староверов они обрели ореол мучеников.

Царь поначалу занимал нейтральную позицию, полагая, что обновление Церкви необходимо. Но, пользуясь расположением к нему царя, Никон сосредоточил в своих руках огромную власть. Когда Алексей Михайлович выезжал к дей­ствующим войскам, в Москве во главе правительства он оставлял Патриарха. Никон вмешивался в дела управления страной, обличал действия властей, направленные на ограничение церковного землевладения, выступал против учреждения Монастырского приказа. В своих проповедях и Успенском соборе Московского Кремля он не раз публично рассуждал о преимуществе духовной власти над светской, священства над царством.

Противники Никона были уже рассеяны по просторам России. Аввакум сидел на цепи в холодной яме. Отказался принять реформу Никона Соловецкий монастырь, монахи заперлись в осаде.

В 1658 г. произошел разрыв между царем и Никоном. Никон оставил патриаршество и уехал в Воскресенский (Новоиерусалимский) монастырь. В 1666 г. на общем Соборе вселенских патриархов, съехавшихся в Москву, он был лишен патриаршего сана. На Соборе было определено, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а Патриарх - церковных. Никону определили жить простым монахом в дальнем Ферапонтовом монастыре, затем сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, где он и умер.

В Москве был выбран новый Патриарх. Правительство продолжало дело очищения Церкви. А это означало, что креп и ширился раскол в русском обществе. В лесной глухомани возникали старообрядческие скиты. При подходе войск староверы сжигали себя. Такие самосожжения назывались «гори».

Лидером раскола оказался протопоп Аввакум, который теперь обличал не только никониан, но и царя. За свои анти­правительственные проповеди он был сожжен.

Со временем старообрядцы стали своеобразной частью русского православного населения со своими обрядами и традициями, старой церковной утварью и древними книгами.

Усиление царской власти

Самодержавие - это не только неограниченная власть одного человека в государстве, но и система, при которой самодержец может осуществлять свою власть. К этой системе Россия пришла постепенно.

Во второй половине XVII в. Россия стабилизировала свою экономику, наладила прочные международные связи, одержала нелегкую победу над Польшей, вступила в период церковного раскола.

Россию буквально потрясли городские восстания 1640 - 1660-х гг., а также мощное народное движение под руководством Степана Разина.

Правящие верхи России понимали, что лишь сильная власть окажется в состоянии сохранить с таким трудом установившийся порядок. Укрепляя царскую власть, закон и порядок, они укрепляли собственное положение.

В период послесмутного времени здоровые силы общества сплачивались вокруг центральной власти и фигуры царя. Даже мятежные казаки и крестьяне шли под знаменем хорошего царя против его злых советников. Земские соборы оказывали материальную и духовную поддержку царю при решении ключевых проблем внешней и внутренней политики. Поэтому ко второй половине XVII в. российское самодержавие стало еще более сильным.

Усиление царской власти происходило в условиях войны с Польшей. Многие вопросы следовало решать без проволочек. Некогда было собирать Земские соборы, и не случайно в ходе войны они постепенно отмирали. На первый план все больше выдвигались грамотные, способные люди, вводимые даже в состав Боярской думы. Царь создал ближнюю, или тайную Думу, где и реша­лись наиболее важные вопросы.

Отправляясь на русско-польскую войну, царь указал всем «быти без мест». На время войны запрещались местнические споры о том, кто родовитей. Отмена местничества была уже не за горами.

По-прежнему органами центрального управления в стране являлись приказы. Порой их количество доходило до 80. Четкого разделения функций между ними не было, что создавало путаницу в делах. Во второй половине царствования Алексея Михайловича началось объединение некоторых приказов. Появился своеобразный приказ над приказами - Тайных дел. Через особо доверенных лиц царя он осуществлял надзор за всеми гражданскими и военными делами в стране, мог вмешиваться в дела других приказов и принимать решения волей великого государя. В этот приказ стекались разного рода доносы, сведения о настроениях людей.

Возвышение облика царя

Возвеличивание его государского величества было хорошо продуманной политикой. Царь появлялся на людях только в дни больших государственных торжеств и крупных религиозных праздников. При его проезде все встречные должны были сойти с коней, снять шапки и, поклонившись, стоять смирно и немятежно. К Боярской думе царь выходил в роскошном одеянии. Его лошади и карета блистали дорогим убранством. Знаменосцы, конные и пешие вооруженные отряды сопровождали царя при выездах на богомолье.

Особую роль в возвышении престижа государя играла Церковь, постоянно подчеркивавшая божественное пронахождение царской власти. В сознании народа она внедряла мысль о русском царе как наследнике православной Византийской империи, лидере всего православного мира.

Народ воспринимал это как должное - возвышение царя подчеркивало возвышение страны. Царь был олицетворением всего лучшего, что жило в душах людей.

Армия

В жизни армии во второй половине XVII в. начались существенные перемены. Малодисциплинированная дворянская конница уже не выдерживала конкуренции с регулярными армиями Запада. Дворяне садились на боевых коней лишь во время войны, отрывались от своих хозяйств, что не содействовало их боевому духу. Более дисциплинированными и современными являлись стрельцы, военные профессионалы, которые в мирное время занимались ремеслами и торговлей, сливаясь с посадскими людьми. Казачьи части, башкирская, татарская и калмыцкая конницы были нерегулярными войсками, привлекавшимися лишь на время военных действий.

В годы русско-польской войны стали более широко применяться солдатские, рейтарские и драгунские полки - полностью профессиональные войска. Они набирались из охочих людей, которые служили за плату. Постоянной частью их жизни были маневры. К концу жизни Алексея Михайловича в русской армии числилось 60 тыс. солдат и 30 тыс. рейтар, имевших на вооружении современные мушкеты и карабины.

Укрепление внешнеполитических связей

Общая стабилизация положения в стране, ее экономическое укрепление, усиление царской власти, водворение закона и порядка, связанного с принятием Уложения 1649 г., благоприятно сказались на международном положении России.

Сохранялись дружественные отношения со Швецией.

С Голландией шли переговоры по экономическим вопросам, в том числе о положении голландских купцов и предпринимателей в России. С целью получения поддержки сильных держав в войне с Польшей были проведены переговоры во Франции и Австрии.

Сложнее складывались отношения с Англией. Соперничество с английскими купцами на отечественном рынке давно заботило русских торговых людей. С начала революции в Англии (1642 г.) купцы стали заявлять в челобитьях царю, что англичане - торговые люди, все Карлусу королю не подручны и от него отрешились.

После казни Карла I по указу царя английские купцы были высланы из России. В дальнейшем Россия поддерживала отношения с правительством Кромвеля и помогала финансами английскому монарху Карлу II, но прежнее благоволение англичанам не было возвращено.

Правительство Алексея Михайловича сохраняло дружеские отношения с Персией, поддерживало нейтралитет с Турцией.

В середине XVII в. на юго-восточных границах России произошло знаменательное событие: теснимые агрессивными соседями, измученные междоусобными войнами кочевники-калмыки обратились к царю с просьбой принять их в русское подданство. Калмыцкие тайши (ханы) хотели бы кочевать на землях между реками Яиком (Уралом) и Волгой, и за это обещали помогать России конницей против внешних врагов. Получив согласие, они в 1655 г. присягнули русскому царю.

Отношения с Польшей. Положение на украинских землях

Стержнем российской внешней политики во второй половине XVII в. по-прежнему оставались отношения с Польшей. Особенно важен был вопрос об украинских землях, входивших в состав Речи Посполитой.

Положение украинского крестьянства и посадских людей в XVI-XVII вв. резко ухудшилось вследствие усиления феодально-крепостнического гнета. Украин­ский народ испытывал также национальное угнетение: немало земель принадлежало на Украине польско-литовской знати и шляхтичам, которые третировали украинцев как людей низшего сорта.

Общее тяжелое положение украинского народа дополнялось религиозными гонениями. Господствовавшей религией в Речи Посполитой было католичество. В конце XVI в. православие было объединено с католичеством на нравах унии (союза), по которой за православием сохранялось право лишь на некоторые обряды. Католическое духовенство и администрация Речи Посполитой усиливали нажим на православное духовенство и верующих.

Гнет социальный, национальный и религиозный вызывал сопротивление свободолюбивого украинского народа.

Одной из его форм стало бегство крестьян и посадских людей на свободные земли в низовьях Днепра, за пороги. Они селились в пограничной степной зоне, сбивались в казачью организацию. Центром этого казачества стала Запорожская Сечь - укрепленное поселение на острове Хортица.

Со временем у запорожских казаков, как и у донских, появилось свое управление - казачья рада, кошевой атаман. Казаки представляли собой крупную военную силу, с которой вынуждено было считаться правительство Польши. Они становились мощным заслоном на польской границе с Крымским ханством - вассалом Турции. Со временем правительство перевело часть казаков на регулярную основу - платило им жалованье, снабжало боеприпасами и оружием. Это казачество называлось реестровым, т.к. числилось в правительственных списках - реестрах.
Польско-украинские магнаты препятствовали притоку беглых в ряды казачества. С конца XVI и в течение всей первой половины XVII в. Украину сотрясали мощные крестьянско-казацкие восстания. Магнаты и центральная власть жестоко их подавляли. Нередко взоры украинцев обращались к единоверной, близкой по культуре и языку России. Но наступление там феодально-крепостнических Хмельницкий порядков пугало их.

Ранней весной 1648 г. на Украине началось восстание. Его центром стала Запорожская Сечь, а его руководителем - выходец из числа мелких украинских дворян (шляхты) Богдан Хмельницкий.

К началу восстания это был уже зрелый человек. Ему исполнилось 53 года. Хмельницкого хорошо знали в кругах казацкой верхушки. Сын казацкого сотника, он не раз ходил с казаками против Крымского ханства, побывал в татарском плену, и к началу 1640-х гг. служил войсковым писарем. И многие издевательства, которым поляки подвергали украинцев, Хмель, как его дружески называли на Украине, испытал сам.

Один из польских шляхтичей, его сосед, отнял у Богдана хутор, заковал в цепи его домочадцев, а когда Хмельницкий попытался найти на него управу у польских властей, засек до смерти сына Хмельницкого. Началась настоящая охота польской шляхты на Хмельницкого. С большим трудом он избежал опасностей и ушел в Запорожскую Сечь. Там его с восторгом встретила казацкая вольница. Вскоре казаки избрали его своим гетманом.

Богдан Хмельницкий тайно направлял грамоты в села и города Украины с призывами подниматься на борьбу с Речью Посполитой и поддержавшими ее украинскими магнатами. Он сформировал казацкое войско, заключил против поляков союз с крымским ханом, пообещав татарам богатую добычу.

В первых сражениях с поляками (под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами) войско Хмельницкого одержало блестящие победы. Взятых в плен лучших польских полководцев гетман отправил в подарок крымскому хану: за них татары могли взять с Польши огромный выкуп. Это произвело эффект в Крыму.

Первые успехи казаков всколыхнули всю Украину и соседние области Белоруссии. Отовсюду к Хмельницкому шли тысячи людей. Многие шляхетские имения и замки оказались в осаде.

Вернувшегося после побед гетмана ожидала торжественная встреча в Киеве: толпы народа восторженно приветствовали его, духовенство молилось за здоровье Хмельницкого, деятели культуры слагали в его честь панегирики. Хмельницкий стал подлинным героем украинского народа.

В последующих сражениях перевес оказался на стороне Польши. В решающем сражении крымский хан вступил в переговоры с королем. Хмельницкий бросился его уговаривать и был им задержан. Украинское войско осталось без предводителя. В этих условиях гетман был вынужден заключить с поляками невыгодный для Украины мир, в частности сократить число реестровых казаков - этой сердцевины украинской армии.

В дальнейшем война возобновилась, Хмельницкий одержал ряд побед. Но для повстанческой верхушки становилось все более ясным, что в одиночку Украине с Польшей не справиться. Одни руководители восстания предлагали договориться с королем, другие склонялись к союзу с Турцией. Значительная часть украинского народа, в том числе и сам гетман, тяготела к России. Голос Хмельницкого оказался решающим: он обратился за помощью к России, просил царя принять Украину в ее состав.

В конце 1640-х - начале 1650-х гг. Россия признала Украину в качестве самостоятельного государства и установила с ней официальные дипломатические отношения. Повстанцам предоставили продовольствие, боеприпасы и оружие. Одновременно русское правительство запретило продажу продовольствия в Польшу, открыло границу для украинских переселенцев, наделяло их землей, оказывало помощь деньгами, продовольствием и семенами, многих освобождало от уплаты налогов. Это содействовало росту доверия украинцев к России.

Алексей Михайлович вполне соответствовал своему прозванию "Тишайший". Мало кто из монархов того времени обладал таким мягким характером, будучи однако способным к решительному действию. С.М. Соловьёв так описывает царя: "Новый царь добротою, мягкостью, способностью сильно привязываться к близким людям был похож на отца своего, но отличался большей живостью ума и характера и получил воспитание, более сообразное своему положению." Действительно, Алексей Михайлович старался поступать во всём так, как должно христианину. Сохранял простоту отношений со знатью: "Много прошло времени с тех пор, как старший князь в роде княжеском стал великим государем, царем московским и всея Руси, но простота первоначальных отношений его к окружающим, к ближним людям не исчезла. Около дворца великого государя, в самом Кремле, потом в других лучших частях Москвы, в Китае и Белом городе, в домах пообширнее других, окруженные бедными родственниками, знакомцами и многочисленною крепостною дворнею, живут знатные люди разных чинов, более или менее близкие к царю. Это старинная дружина княжеская; слово исчезло, но основной характер остался, характер военный: все это ратные люди, члены дружины, старшие и младшие; им поручаются, как и в старину, разные гражданские должности, но при этом они не теряют своего постоянного, военного характера".

Но Алексея Михайловича нельзя назвать нерешительным или слабым. Личность Царя полностью сформировалась во время тринадцатилетней войны, когда ему приходилось сталкиваться с непостоянностью военного успеха, самостоятельно руководить армией осаждающей Смоленск. Тогда-то и пришлось столкнуться Никону, находившемуся в незаконном положении государя, с проявлением государевой воли. Однако и тогда совесть не давала покою "Тишайшему" царю: " Когда дело кончилось, приговор был произнесён - и вместо святейшего патриарха, великого государя Никона, в воображении царя явился бедный монах Никон, ссыльный, в холодной пустыни Белозерской, гнев прошёл, прежнее начало пробуждаться, Алексею Михайловичу стало жалко, ему стало страшно... В религиозной душе царя поднимался вопрос: по-христиански ли поступил он? Не должен ли он искать примирения с Никоном, хотя и не был вправе изменять приговора соборного?"

" Бесспорно, Алексей Михайлович представлял самое привлекательное явление, когда-либо виденное на престоле царей московских. Иностранцы, знававшие Алексея, не могли высвободиться из-под очарования его мягкой, человечной, благодушной природы. Эти черты характера выставлялись еще резче, привлекали тем большее внимание и сочувствие при тогдашней темной обстановке. «Изумительно, - говорили иностранцы, - что при неограниченной власти над народом, привыкшим к совершенному рабству, он не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь». Простое, патриархальное обхождение русского самодержца с подданными тем более должно было поражать иностранцев, что в Западной Европе оно уже исчезало: там был век Людовика XIV! Особенную мягкость, особенную привлекательность природе Алексея, поступкам его сообщала глубокая религиозность, которая проникала все его существо. Но, напоминая отца мягкостию природы, Алексей, с другой стороны, напоминал знаменитого сына своего живостию, восприимчивостью, страстностию, был очень вспыльчив, и когда человек, возбудивший гнев его, был к нему близок, то, по тогдашнему обычаю, Алексей расправлялся с ним собственноручно, смирял, и это, как мы видели, не считалось посягновением на честь; цесарский посол Майерберг, который так восхищается характером царя Алексея Михайловича, описывает следующие случаи. Когда узнали в Москве о поражении Хованского и Нащокина в 1661 году, царь созвал Думу и спрашивал, что делать? какими средствами отбиться от страшного врага? Начинает говорить тесть царский, боярин Илья Данилович Милославский: «Если государь пожалует, даст мне начальство над войском, то я скоро приведу польского короля пленником». Ничто так не раздражало царя Алексея, как хвастовство и самонадеянность; он вышел из себя: «Как ты смеешь, страдник, худой человечишка, хвастаться своим искусством в деле ратном? Когда ты ходил с полками? Какие победы показал над неприятелем? Или ты смеешься надо мною?» Словами дело не кончилось: гневный царь дал пощечину старому тестю, надрал ему бороду, выгнал его пинками из комнаты и захлопнул двери. "Здесь можно особенно выделить то, что соловьёв сближает Алексея Михайловича со своим великим сыном.

Что касается наружности, Алексей Михайлович имел кроткие черты лица, был бел, краснощёк, с красивою бородой, тёмно-русый, крепкого телосложения. Иногда ночи проводил в горячих молитвах, увлекался охотой, но был полон. Кроме того, Алексей Михайлович был очень хорошо образован по тем меркам, любил читать и писать. Ещё одно его несомненное качество - умение выбирать людей.

Читая Соловьёва, можно заметить его однозначно положительную оценку Алексея Михайловича. Историк сравнивает его с Петром І, как бы забывая, на мой взгляд о том, что Алексей Михайлович почти ничего не сделал для преобразования, обновления культуры России, по-прежнему закрывая всё в старине. Давался отпор прогрессивным силам, обличавшим такие пороки, как пьянство, невежество, варварство, необразованность. Так за подобные обличения был сослан в Сибирь Юрий Крижанич. Случались и казни, подавления бунтов. Вообще очень интересным мне представляется сочетание понятий "бунташный век" и "Тишайший" царь. Однако всё же бесспорным мне представляется то, что "Тишайший" царь оказал замечательное воздействие на историю России.