Описание степи в повести «Тарас Бульба. Характеристика запорожцев из повести "тарас бульба"

Описывает события происходящие, в среде запорожских казаков. Запорожская Сечь представляется казацкой республикой со своими порядками и обычаями. Это своеобразное царство свободы и равенства. Автор на протяжении всей повести прославляет законы этой земли. Он называет Сечь «гнездом», откуда появляются гордые и крепкие воины, а также местом, откуда на всю Украину распространяется воля и казачество.

Запорожская Сечь в повести описана как место праздного существования. Здесь все время проходят пиршества и гуляния, но при этом сохраняются строгие и справедливые законы. Казаки считались народом вольным и разгульным, и место, где они могли по-настоящему чувствовать себя как дома, было именно в Запорожье. Сюда со всей Украины приезжали казаки в поисках приюта. Старые казаки приезжали провести время со старыми друзьями. А молодые здесь могли набраться опыта у старшего поколения.

Так поступили и главные герои пьесы – Тарас Бульба с сыновьями Остапом и Андрием . Старый казацкий полковник давно не видел давних боевых товарищей и очень соскучился по ним. Для сыновей же он считал Запорожье лучшей «школой жизни». Сечь встретила их дружелюбно трудовыми буднями. Сразу при въезде они увидели более двадцати кузниц, откуда издавался оглушительный стук кузнечных молотов. Это и понятно. Ведь для того, чтобы обмундировать сотни тысяч казаков требовалась работа многих кузнецов.

Помимо кузнецов на улицах встречались и кожемяки, мывшие своими сильными руками воловьи шкуры. Были и добытчики руды, и торговцы порохом, и строители судов. Сам же город представлял собой суровую крепость, где готовили молодых воинов. Здесь не давалось много времени на обучения. Молодые казаки сразу приступали к сражениям, которые здесь почти не прекращались. В перерывах они не любили браться за учебные дисциплины, только за стрельбу и иногда за лошадиные гонки. К тому же им нужно было овладеть саблей, меткой стрельбой, рукопашным боем и прочими полезными умениями.

Запорожская Сечь отличалась суровыми нравами и законами. Так, например, за кражу казака могли забить насмерть, за долги могли приковать цепями, пока кто-нибудь из товарищей не выкупит или не отдаст долг. Однако самое страшное наказание было предусмотрено за смертоубийство. За это казака могли заживо похоронить с гробом убитого им человека. Считалось, что такие суровые законы учили молодых воинов уважать друг друга, быть мужественными и стойкими. Именно эти качества были необходимы настоящему казаку. Жестокое наказание ждало и изменника веры и родины. По этой причине Тарас Бульба собственноручно убил своего младшего сына Андрия.

В наше время Запорожская Сечь ассоциируется с былинными богатырями, вошедшими в историю своей храбростью и преданностью родине. Всем известно, как героически они проявляли себя в борьбе с захватчиками. В какой-то мере именно казачество повлияло на формирование национального менталитета. Многие казацкие обычаи не мешало бы восстановить, так как они являются достойным примером наследования.

Запорожская Сечь имела свою территорию, которая называлась Кош. По бескрайней степи были разбросаны курени, которыми руководили выборные кошевые атаманы. Их выбирали на Большом Совете и числа запорожских казаков.

Прийти и поселиться в Сечи мог любой неженатый мужик, который проходил испытание на воинском экзамене. Экзаменовали опытные казаки. Много было беглых крепостных крестьян. Принятый в Сечь, должен был произнести клятву «Верую в Христа и святую Троицу» и перекреститься. В Сечи строились церкви, в которые казаки ходили на молебны, но казаки не постились.



Запорожская Сечь

Законы были малочисленными, но жестокими.

  • За воровство назначалось публичное наказание.
  • За неуплату долга должника привязывали к пушке и держали до тех пор, пока кто-нибудь не выкупал казака, выплатив его долг.
  • За убийство убийцу заживо закапывали в землю вместе с убитым.

Какую черту характера помогли выработать войны?

Постоянные войны и суровые походные условия выработали у казаков привычку к спартанскому образу жизни, развили такие прекрасные чувства как братство, стойкость, взаимовыручка. Обычаи и обряды передавались от отца к сыну, который свято блюл эти обряды и обычаи.


Общественный строй Запорожской Сечи


Боевые искусства казаков Запорожской Сечии

Казаки всеми силами сопротивлялись веяниям западных стан, особенно панский Польши и вели патриархальный, отсталый уклад жизни. От сталось запорожских казаков очень ярко проявлялась в отношении к женщинам, которые были абсолютно бесправными членами Запорожской Сечи. Благополучие и жизнь женщины полностью зависели от воли и желания отца, мужа, свекра.

По праву оценивая подвиги запорожцев, их современники поражались беспечности и разгульному образу жизни казаков. Ратные подвиги казаков поражали своей жестокостью. И, тем не менее Н.В. Гоголь, описывая вольницу Запорожской Сечи, ее непритязательный быт, признавал, что строгие обычаи и законы закаляли и воспитывали казаков, превращая их в бесстрашных, выносливых и умелых защитников своего народа и веры. На своем оружие казаки писали «Победить или погибнуть!»


Совет

Наиболее красочно и достоверно описал запорожцев Гоголь в своей повести «Тарас Бульба». Поэтому стоит ее прочесть.

Казаками называли людей, которые селились в степи и не подчинялись законам государства. Такой зоной свободного казачества стала Запорожская Сечь. В 15-17 веках казачество вело освободительные войны с польскими и турецкими захватчиками, которые стремились завоевать для своих государств новые территории, а пленных казаков, женщин продавали в рабство на турецких рабовладельческих рынках.

Чем занимались казаки вне войны

Традиционным занятием казаков являлось землепашество. Возделывались поля с пшеницей, кукурузой овсом. Особенно в рядах казаков было развито коневодство. Ведь конь был боевым другом казака во время военных походов. Развивалось садоводство и виноградарство. Казаки были искусными резчиками по дереву и прекрасными оружейниками.


Вывод:

До сегодняшнего дня казачество для Украины и России является символом свободы и национального достоинства. В самые тяжелые времена украинцы верили в свою мечту: возрождение казацкой республики. Свободолюбивое украинское казачество превратилось в ярых сторонников, так возненавиденного прошлом Запада. Никогда не указывайте украинцам, что их пыталась поработить панская Польша. Сегодня дружба между поляками и украинцами переживает свой расцвет. В обществе, где находятся украинцы, никогда не затрагивайте их национальных чувств.


Запорожская Сечь со своими традициями

Цена этого автомобиля в начале 70-х составляла всего 3500 рублей. Его по праву считали наиболее демократичным и самым народным средством передвижения во всем СССР. И при этом ЗАЗ-968А был мечтой для каждой советской семьи. Несмотря на свой возраст, автомобиль является бессменным героем анекдотов. Давайте познакомимся с историей этого народного авто, узнаем о его техническом оснащении и характеристиках. Обзор ЗАЗа - далее в нашей статье.

Легенда, о которой слышали все

СССР входил в 1960-е, а на Запорожском заводе «Коммунар» в производство запустили забавный по внешнему виду небольшой автомобиль - ЗАЗ-965. Внешность отечественной разработки напоминала культовый тогда Чуть позже машину подвергнут огромному количество изменений, среди которых - установка нового кузова. Инженеры увеличат его размеры - это будет двухдверный седан. Также существенным доработкам подвергнется и двигатель. Впрочем, и это авто через некоторое время уйдет в анналы истории.

В 1980-м автомобильной общественности СССР был представлен ЗАЗ-968а, который практически без изменений собирался на конвейерах Запорожского завода вплоть до 1994 года.

Интересно, что эта комичность проявляется уже в названии модели. Так, индекс 968 наводит на ассоциацию с «Порше-968». Буква намекает на то, что конструкция является родственником мощных баварских машин, созданных в тюнинговом отделении Motosport. Самыми первыми такой индекс стали использовать именно в Запорожье. До сих пор неясно, почему западные автопроизводители не подали в суд на СССР за нарушение авторских прав.

Но как бы там ни было, ЗАЗ-968а «Запорожец» был наиболее доступным автомобилем для любого советского гражданина. Естественно, рассчитывать на какой-то комфорт в процессе эксплуатации этой машинки совершенно не приходилась. Но для утилитарных задач автомобиль более чем подходил - едет, и это хорошо. Такие простые задачи машинка выполняла не хуже, а может быть даже и лучше, чем прочие отечественные модели.

По уровню проходимости запорожское авто могло сравниться только с монстрами-внедорожниками. За счет заднемоторной компоновки ЗАЗ-968а не хуже УАЗов преодолевал болота и сугробы зимой.

Сейчас на дорогах эти машины еще кое-где встречаются. Но свою задачу они уже не выполняют, и их эксплуатируют только в качестве хобби (например, часто покупают под проект). Те, кто не настолько любит автотематику, чтобы тюнинговать «Запорожец», с удовольствием продают свои ЗАЗы. Сейчас купить такую машинку может любой. Продают ее по цене хороших кроссовок или недорого смартфона - до 200 долларов.

Таким образом, даже небогатые студенты могут получить беспрецедентные возможности - например, имея «Запорожец», можно легко разбогатеть. Автомобильные блогеры установили на ЗАЗ-968а двигатель от BMW-520 e34, сняли про это серию роликов и неплохо заработали. Ну и вдвойне приятней, когда такой «Запорожец» рвет на дороге в клочья какую-то современную мощную иномарку.

Немного истории

Глядя на то, с какой интенсивностью развивается автомобильная промышленность в мире, в СССР решили, что необходимо полностью переработать ЗАЗ-965, или «Горбатый». Сняв эту модель с производства, команда инженеров-конструкторов принялась за активную работу по созданию более современного автомобиля. И вот в 71-м году с конвейеров сходит появится на пару лет позже - в 74-м году.

Придерживаясь стратегии общедоступности, конструкторы решили не уделять слишком много внимания уровню комфорта. Поэтому новая машинка имела всего-навсего базовый комплект электрических приборов, заднее расположение двигателя, а также примитивный салон.

Последняя модернизация с машиной случилась в 79 году - это ЗАЗ-968М. Здесь появилась новая передняя часть, новые задние габаритные огни, другая приборная панель.

Внешний вид

По сравнению с прошлой модификацией ЗАЗ-968а выглядел более новым и современным. Размеры стали пропорциональными. Кузов машины несущий, цельнометаллический. Отделка его стала более приемлемой. На задних крыльях дизайнеры расположили интересные по форме воздухозаборники. Также можно выделить задние арки - они сделаны низко опущенными.

"Запорожец" - это все-таки седан малого класса, рассчитанный на четырех пассажиров. Но ни о каком комфорте речи не идет. Интересен тот факт, что инженеры применили в конструкции универсальные замки - открыть их можно было чем угодно.

А вот окрашивался автомобиль очень качественно. Красили в единый цвет. Сейчас многие считают это одним из главных преимуществ модели. Краска не обдиралась и не облезала даже через десятки лет жесткой эксплуатации. Также можно выделить высокую стойкость кузова к воздействию коррозии. Эти автомобили никто не обрабатывал, и они дошли до наших дней без дыр. На многих ЗАЗ-968а днище целое и ни разу не ремонтировалось.

Двери были штампованными и состояли из двух частей. Они были оснащены ручным механизмом опускания/подъема стекол и поворотным стеклом-форточкой с защелкой изнутри.

Интерьер

Внутри автомобиль ЗАЗ-968а (фото салона есть в нашей статье) удивляет своей скромностью, если не сказать больше. Здесь минимум приборов, небольшое зеркало, печка независимого типа, достаточно сжатое пространство. Отделка салона сделана однотонными материалами без какого-либо намека на минимальный уют. Но при этом можно выделить неплохие кресла.

Из опций, которые можно было встретить в салоне, выделяют обивку потолка, козырьки от солнца, бардачок. Печка, хоть и была автономной, но, судя по отзывам владельцев, работала она неважно. Ездить в «Запорожце» русской зимой было просто нереально.

Багажник по своему объему напоминает хороший «бардачок». В него не поместится даже большой сабвуфер. Но из положения можно легко выйти - просто снимают переднее пассажирское кресло или устанавливают багажник на крышу.

ЗАЗ-968а: технические характеристики

Модель выпускалась с 1974 по 1980 годы. Длина кузова составляла 3730 мм, ширина - 1570 мм, высота - 1400 мм. Величина дорожного просвета - 190 мм. Снаряженная масса - 840 кг. Далее мы отдельно расскажем про мотор и коробку.

Двигатель

Силовой агрегат в этом авто расположен сзади; в процессе ремонта и обслуживания он доступен полностью. Это четырехтактный карбюраторный мотор МеЗМ 968 объемом 1,2 л. Мощность его 40 л. с. При работе этот агрегат издавал жуткие звуки, но при исправной выпускной системе голос мотора был вполне сносный. Ресурс силовых агрегатов не отличался длительностью - в среднем он составлял около 40-50 тыс. км. Однако это связывали с тем, что владельцы использовали любые масла и даже отработку. При этом мотор не терял своих характеристик и выдавал всю мощность. Также на таком «питании» не наблюдалось серьезных поломок.

МеЗМ-968 отличался верхним расположением клапанов и воздушной системой охлаждения. Нужно сказать, что с охлаждением у машины всегда были большие проблемы. Цилиндры чугунные, V-образные - их можно было легко снять, и они отличались ребристой поверхностью. А вот ГБЦ были алюминиевыми. Коленчатый вал изготовлен чугуна и отличался хорошей балансировкой с маховиком и центрифугой. ГРМ был шестеренчатого типа с верхним расположением клапанов. Механизм имел балансир, штанги, распредвал, а также коромысла.

Двигатель разгонял автомобиль до 100 км/ч за вечные 38 секунд. Средний расход топлива никогда не был выше, чем 7,8 л/100 км. И здесь следует учесть, что машину эксплуатировали исключительно на плохих дорогах.

Трансмиссия

Инженеры использовали вместе с этим силовым агрегатом четырехступенчатую механическую КПП. Отличалась она тем, что имела три хода и была объединена вместе с дифференциалом. Конструкция ее не менялась со времен 965-й модели. Поначалу коробка работала вполне исправно. Но в процессе эксплуатации тяги разбалтывались, и переключение теряло свою четкость. На автомобилях, доживших до наших дней, КПП воет, передачи сами вылетают. На некоторых моделях отсутствует задняя передача. Быстро изнашивается сцепление, хотя система имела гидравлический привод.

Подвеска

Подвеска использовалась рычажно-торсионного типа. Система представляла две трубы, соединенные при помощи кронштейнов. Также в системе использовались гидравлические амортизаторы с пружинами. Задняя подвеска оснащалась стальным двойным рычагом. К нему крепился пол автомобиля. Все те машины, что есть в продаже сегодня, имеют уже изрядно разбитые рулевые тяги и подшипники в ступицах. Ездить на таких авто может быть просто опасно.

Тормозная система

Тормоза на эти автомобили устанавливали барабанные (на переднюю и заднюю ось). Особенность их была в плавающем типе колодок. Зазор между колодками регулировался при помощи специального регулятора.

Естественно, эта конструкция не соответствует современным требованиям. Но для машины с такими характеристиками этого достаточно. Главный тормозной цилиндр ЗАЗ-968а иногда подтекал, и постоянно приходилось его ремонтировать. Со временем ухудшается сцепление колодок с барабаном. Тормоза требуют постоянного обслуживания (впрочем, как и все детали подвески).

Заключение

Итак, мы выяснили историю происхождения и технические характеристики ЗАЗ-968а. До наших дней сохранилось очень мало таких экземпляров. Но, несмотря на раритетность, машина всегда есть в продаже. Ценник редко когда превышает 200 долларов. Конечно, после покупки придется изрядно потратиться на ремонт. Но ЗАЗ-968 - это один из самых бюджетных автомобилей, которые можно взять под проект.

В «Тарасе Бульбе» главной силой исторических событий выступает прежде всего народ, а не отдельные герои. Это для писателя было вопросом принципиальной важности. Гоголь на первый план выдвигает образ героического народа, поднимающегося на борьбу за свободу, равенство и независимость. Вот что было дорого писателю, вот источник появления людей высоких моральных качеств, воспитанных в духе товарищества и братства. Целая галерея сильных и смелых людей проходит перед читателем. Это и Шило, и Кукубенко, завещавший перед смертью: «Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы» , и бесстрашный Остап, и Степан Гуска, в последнюю минуту жизни обращающийся к товарищам с пламенными словами: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля» . Больше всего места в повести уделено Тарасу Бульбе, который безраздельно предан служению товариществу, Запорожской Сечи, отчизне. Его сила в том, что он воплощает стремления всего народа, что он идет на битву не во имя какого бы то ни было своекорыстия, а только для того, чтобы не пропала даром козацкая сила. Он не может даже допустить мысли, «чтобы человек сгинул, как собака, без доброго дела, чтобы ни отчизне, ни всему христианству не было от него никакой пользы…» . Повесть Гоголя во многом связана с традициями романтизма. Но главные герои отнюдь не возвышаются над толпой, как это было принято в романтических произведениях. Тарас, Остап, запорожцы не выделяются в повести как личности. В этом-то и заключается их величие и сила. А. Гуковский справедливо заметил, что почти о каждом запорожце можно было бы рассказать то, что рассказывается в повести о подвигах Тараса, его, мужестве и героизме. тве и героизме. Об Остапе просто написано больше, чем о Кукубенко, например, - больше, но не иначе. Разница здесь количественная, а не качественная. Но особое место в образной системе повести занимает Андрий. Он выбивается из своей простой и естественной среды. На него сильнее воздействует иная среда - польское панство. Поддавшись этой среде, Андрий приобретает черты, резко отделяющие его от других запорожцев. Они поистине свободны во всем, а он стал рабом страсти, игрушкой изнеженной польской красавицы, ради которой он предает товарищей и родину. По традиции он-то и мог бы быть полноправным романтическим героем, который презирает «толпу» , нарушает нравственные законы своей среды, отвергает кровные узы родства. Ведь даже в свой смертный час он шепчет не имя отчизны или матери, а имя прекрасной полячки. Но Гоголь последовательно ведет Андрия к гибели - не просто физической, а нравственной, и гибель его - не укор среде, как бывало, например, в ранних поэмах Лермонтова, а закономерное следствие предательства самого Андрия. Эмоционально-приподнятое повествование в «Тарасе Бульбе» ведется с использованием особенностей интонации и образов украинского фольклора. Духом народного словесно-художественного творчества проникнуты авторские отступления, лирические обращения к героям, оценка событий и характеров. Авторское начало в повести сливается с мироощущением самих запорожцев, с их переживаниями, их ценностными ориентирами. Эпическому характеру повествования соответствует стилистика «Тараса Бульбы» - широкие, развернутые поэтические сравнения, придающие рассказу о событиях и героях эмоциональность и патетическую приподнятость.


Романтика казацкого быта и обычаев нашла свое отображение в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба». По словам В. Белинского, Гоголь в повести «исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в странном художественном творении навсегда воссоздал ее духовный образ». «Тарас Бульба» - часть книги «Миргород», в которую также вошли «Старосветские помешики» (описание старинной помещичьей жизни), «Ресницы» (фантастическая история) и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (быт и обычаи судейства). В сборнике «Миргород», как в зеркале, отражена давняя украинская жизнь с ее идеалами и неурядицами. В повести «Тарас Бульба» Гоголь выразил идеал казацкой жизни, народное стремление к национальной и социальной свободе. Он называет казачество незаурядным явлением русской силы, которое вышло из народа под огнем беды. Изображая Запорожье и жизнь казаков на Сечи, Гоголь описывает жестокий мужской быт казачества, знаменитого воинства. Он не идеализирует грозные казацкие поселения и куренях, которые возникли для обороны перед общей бедой.

Тарас родственный со своими товарищами-казаками не по крови, а душой. Он любит обоих свои сыновей, гордится обоими, но требует от них жить по-казацки. «Добрый будет казак!» - говорит он о каждом из своих сыновей. Тарас надеется в боях воспитать сыновей, а не в семинарии. Чистое поле и добрый конь - вот воспитатели для его детей. «Видите вот эту саблю?» - спрашивает он у сыновей, - вот ваша мать!» Он считает воспитание в академиях за «невесть что» - все эти книжки, буквари и философию. Суровый и бескомпромиссный, Тарас ведет казаков на Польшу, чтобы отомстить за зло и поругание над верой и казацкой славой. Избранный кошевым атаманом, он объясняет свои суровые требования: не брать много одежды и пищи, а в бою приказывает брать только оружие, червонцы и серебро. Поведение Тараса в бою - это пример для всех казаков. Его ненависть к ляхам, которые прельстили Андрея, доходит до того, что он возвращается за колыбелью, которую потерял в битве: «Не хочу, чтобы колыбель досталась проклятым ляхам!»

Тарас страдает, но морально поддерживает своего сына Остапа во время его гибели. Он отказывается от сына-предателя Андрея, который полюбил прекрасную дочь польского воеводы и ради нее предал своих товарищей и веру. «Я тебя породил, я тебя и убью», - говорит Тарас и стреляет в младшего сына, которым недавно так гордился. Гоголь, в отличие от казака Бульбы, жалеет Андрея, проговаривая: «И гибнет казак! Пропал для всего казацкого рыцарства! Не видеть ему больше Запорожья, родительских хуторов своих, церкви Божьей! Украине не видеть, найхрабрейшего из своих детей, которые взялись защищать ее…»
Бульба гибнет. Его подвергли наказанию ляхи, сожгли на костре за то, что погуляв по Польше, сжег восемнадцать городков, около сорока костелов, грабил богатейшие земли и замки и в результате было потеряно много шляхты. Но старый казак не боится смерти. И его последние слова - к нам, читателям, к нашему сердцу: «Думаете, есть что-нибудь в мире, чего бы боялся казак? Подождите, придет время и вы узнаете, что такое православная русская вера!». Бескомпромиссный богатырь Бульба, всегда готов к новым победам, походам, делам, для защиты веры православной и казацкого общества. Он может стать образцом для тех, кто воспитывает в себе любовь к отчизне и мечтает о подвиге. Прислушайтесь, и вы услышите громовой голос Тараса: «Есть ли еще порох в пороховницах? Не затупились ли сабли? Не устала ли казацкая сила?…»

Гоголь изображает быт разнообразных слоев казаков, которые приходили в войско, когда их звали «приобретать казацкую славу». Не связанные друг с другом, казаки могли за восемь дней собрать такое войско, которое не мог собрать польский король через рекрутские наборы. После похода казаки снова становились теми, кем были, - рыбачили, варили пиво, торговали или работали на земле. «Не было работы, которой бы не знал казак», - утверждает Гоголь. Смастерить телеги, сделать порох, выполнить кузнечную или слесарную работу - все это было для казаков знакомыми делами. Умели казаки и отдыхать: гуляли, пили так, «как может один только русский».

По повести Гоголя можно изучать историю казацких имен, которых писатель приводит очень много: Шампиньон, Долото, Густой, Ремень, Бородавка, Шило, Метелица, Закрутигуба, Вертихвост, Кукубенко, Перекати-поле, Писаренко и прочие. Высочайшая хвала им из уст Бульбы звучит так: «Добрые были казаки!» По рассказу Гоголя, Сечь представляла собой бесконечный банкет, бал, который уже начался и никак не мог закончиться. Но банкет не был толпой пьяниц, в нем Гоголь находит что-то волшебное, такую волю и общительность, которых больше нигде не было. Все казаки молились в одной церкви за одну веру и готовы были защищать Сечь до последней капли крови. Первой честью для казака считалось защитить общество, поэтому помощь пленным казакам считалась обязательной.

Сечь состояла из шестидесяти куреней. Вся власть была сосредоточена у кошевого атамана, которого называли отцом. В его руках были деньги, одежда, продовольствие. Он руководил жизнью в куренях, даже потасовками с другими куренями. В Сечи - казацкой республике, жестоко наказывались измена, мошенничество, кража. Тех, кто провинился, привязывали к столбу и клали возле него дубинку, чтобы всякий, кто проходил мимо, мог подвергнуть наказанию нарушителя. Убийц ждало наистрашнейшее наказание: убийцу живьем закапывали в землю вместе с убитым. Все должности в Сечи были выборными. Выбрав нового атамана, казаки брали в руки землю, сыпали ее на голову новоизбранного в знак его незыблемой связи с родной землей и поколениями казаков.

О наилучших добродетелях казака рассказывает Гоголь, описывая смерть казака Кукубенко. «Ты бесчестного дела не сделал, человека в беде не бросил, защищал и сохранял мою церковь», - будто говорит Христос. Такие поступки и сегодня являются важнейшими для украинца.