Определение обобщенного. Обобщение и ограничение; определение понятий

По ходу процесса мышления имеют место четыре операции. К ним, в частности, относят деление, определение, ограничение и обобщение понятий. У каждой операции свои особенности и закономерности течения. Что такое обобщение? Чем отличается этот процесс от прочих?

Определение

Обобщение - это Посредством нее при исключении видового признака получается в результате иное определение, обладающее более широким объемом, но существенно меньшим содержанием. Усложненно можно сказать, что обобщение - это форма приращения знания посредством мысленного перехода к общему от частного в определенной модели мира. Это, как правило, соответствует переходу на более высокий уровень абстракции. Результатом рассматриваемой логической операции будет являться гипероним.

Общая информация

Проще говоря, обобщение - это переход от видовых понятий к родовому. Например, если взять определение "хвойный лес". Посредством обобщения в результате получается "лес". У полученного понятия уже есть содержание, но объем при этом значительно шире. Содержание стало меньше в связи с тем, что было убрано слово "хвойный" - видовой признак. Следует сказать, что исходное понятие может быть не только общим, но и единичным. Например, Париж. считается единичным. При совершении перехода к определению "европейская столица", далее будет "столица", затем "город". Данной логической операции можно повергнуть различные определения. Например, провести обобщение опыта работы. В этом случае посредством перехода от частного к общему происходит осмысление деятельности. Обобщение опыта применяется зачастую тогда, когда имеется большое скопление методического и прочего материала. Так, исключая постепенно характерные признаки, которые присущи предмету, происходит движение в сторону наибольшего расширения понятийного объема. В итоге содержание жертвуется в пользу абстракции.

Особенности

Мы рассмотрели такое понятие, как обобщение. Целью его является максимальное отстранение исходного определения от свойственных ему признаков. Желательно при этом, чтобы процесс происходил как можно постепеннее, то есть переход должен происходить в сторону самого близкого вида, обладающего наиболее широким содержанием. Обобщение - это не безграничное определение. В качестве его предела выступает определенная общая категория. Это понятие, обладающее предельной широтой объема. К таким категориям относят философские определения: "материя", "бытие", "сознание", "идея", "движение", "свойство" и прочие. В связи с тем что указанные понятия не имеют родовой принадлежности, обобщение их не представляется возможным.

Обобщение в качестве задачи для искусственного интеллекта

Формулирование задачи было осуществлено Розенблаттом. В процессе эксперимента по "чистому обобщению" от перцептрона или модели мозга необходимо было перейти на один стимул от избирательной реакции к стимулу, подобному ему, но не активизирующему ни одного из прежних сенсорных окончаний. Более слабым видом задачи может, например, являться требование о распространении реакции системы на компоненты категории аналогичных стимулов, которые не обязательно отделены от показанного ранее (либо воспринятого на ощупь или услышанного прежде) стимула. В данном случае есть возможность исследовать спонтанное обобщение. При этом процессе критерии аналогии не навязываются экспериментатором или не вводятся извне. Также можно изучить и принудительное обобщение, при котором исследователь "обучает" систему понятиям подобия.

Ограничение

Данная логическая операция является противоположной обобщению. И если второй процесс представляет собой постепенное отстранение от признаков, свойственных конкретному предмету, то ограничение, наоборот, призвано обогатить комплекс характеристик. Данная логическая операция предусматривает уменьшение объема на основании расширения содержания. Ограничение завершается в тот момент, когда появляется единичное понятие. Это определение характеризуется наиболее полным объемом и содержанием, где предполагается только один предмет (объект).

Выводы

Рассмотренные операции обобщения и ограничения представляют собой процессы абстракции и конкретизации в границах от единичного определения до философских категорий. Данные процессы способствуют развитию мышления, познанию объектов и явлений, их взаимодействий.

Благодаря использованию обобщений и ограничений понятий, мыслительный процесс протекает более ясно, последовательно и четко. Вместе с этим не следует путать рассматриваемые логические операции с выделением части из целого и рассмотрением полученной части отдельно. К примеру, автомобильный двигатель включает в себя несколько деталей (стартер, воздушный фильтр, карбюратор и прочие). Эти элементы, в свою очередь, состоят из других, более мелких, и так далее. В данном примере понятие, которое следует далее, не является видом предыдущего, а только его составным элементом. В процессе обобщения отбрасываются характерные признаки. Вместе с уменьшением содержания (ввиду устранения признаков) увеличивается объем (поскольку определение становится более общим). В процессе ограничения же, наоборот, родовое понятие прибавляет новые и новые видовые характеристики и признаки. В связи с этим уменьшается объем самого определения (так как становится более конкретным), а содержание, наоборот, увеличивается (за счет добавления характеристик).

Примеры

В учебном процессе обобщения применяются практически во всех случаях, когда определения даются через видовое или родовое отличие. Например: "Натрий" - химический элемент. Или можно использовать ближайший род: "Натрий" - металл. Еще один пример обобщения:


А вот пример ограничения в русском языке:

  1. Предложение.
  2. Простое предложение.
  3. Простое
  4. Простое односоставное предложение со сказуемым.
  • Задание на выпускную квалификационную работу разрабатывается в coответствии с принятым стандартом специальности (Приложение В и Г).
  • Основные задачи, приводящие к понятию производной. Приложение производной функции
  • Анкета «определение обобщенного показателя социального благополучия семьи»

    1. Состав семьи:

    А) мать, отец, бабушка, дедушка - 5;

    Б) только мать и отец -4;

    В) одна мать, один отец - 3;

    Г) одна мать, один отец - 2;

    Д) Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники-1.

    2. Школьная успеваемость:

    А) хорошая - 5;

    Б) удовлетворительная -4;

    В) неудовлетворительная -3;

    Г) оставил школу, работает - 2;

    Д) оставил школу, не работает - 1.

    3. Здоровье ребенка:

    А) практически здоров - 5;

    Б) часто болеет в пределах нормального развития - 4;

    В) имеет хронические заболевания - 3;

    Г) отставания в умственном развитии -2;

    Д) имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни - 1.

    4. Санитарно-жилищные условия жизни семьи:

    А) благоустроенная отдельная квартира - 5;

    Б) отдельная квартира с родителями супругов - 4;

    В) более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами - 3;

    Г) комната в коммунальной квартире с удобствами - 2;

    Д) комната в общежитии, в бараке без удобств - 1.

    5. Доход семьи:

    А) могут практически не с чем себе не отказывать - 5;

    Б) денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берет кредит или долг - 4;

    В) на повседневные расходы деньги есть,но покупка одежды вызывает трудности - 3;

    Г) живут от зарплаты до зарплаты - 2;

    Д) денег до зарплаты не хватает - 1.

    6. Уровень социального благополучия семьи:

    А) атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства - 5;

    Б) здоровый образ жизни без эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» - 4;

    В) в семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивке - 3;

    Г) судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей - 2;

    Д) состоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение - 1.

    7. Поведение ребенка в школе:

    А) хорошее - 5;

    Б) удовлетворительное - 4;

    В) неудовлетворительное -3;

    Г) неоднократно был замечен в асоциальном поведении - 2;

    Д) состоит на учете в ИДН -1.

    8. Внешкольное общение с ребенком:

    А) на основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов - 5;



    Б) несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени - 4;

    В) общение на основе пустого времяпровождения, отсутствие позитивных целей - 3;

    Г) асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки токсические вещества - 2;

    Д) криминогенные группы, состоящие на ИДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики - 1.

    9. Жизненные цели ребенка:

    А) четко определенные - 5;

    Б) позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны - 4;

    В) отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов - 3;

    Г) ориентация на цели носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа - сверстники с асоциальной направленностью интересов -2;

    Д) явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограничены, отмечаются правонарушения, состоит на учете ИДН - 1.



    10. Эмоциональное отношение родителей с детьми:

    А) постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия - 5;

    Б) слепая любовь - 4;

    В) для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное - 3;

    Г) равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети, как дополнительное бремя, дополнительные проблемы - 2;

    Д) напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям - 1.

    Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия семьи.

    Анкету можно применять в школах на основе собираемой информации о ребенке и его семьи. Анкета позволяет своевременно выявить семьи группы риска принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.

    При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:

    Ниже 30 - предполагает принадлежность конкретного ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

    От 31 до 40 - социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;

    Более 40 - высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).

    Обобщение(лат. generalisatio) - мыслительная операция, пе­реход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суж­дении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситу­аций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с пос­ледующим образованием множеств, соответствующих этим свой­ствам (см.: Индуктивное обобщение). Путем индуктивного О. обра­зуются не только понятия, но и суждения. Под аналитическими понимаются О., осуществляемые на ос­нове анализа соответствующих языковых выражений, определе­ний, применения правил дедукции и не требующие обращения к опыту. Примерами могут быть мысленные переходы от понятия «механическая форма движения материи» к понятию «форма движения материи», от суждения «Киты - млекопитающие» к суждению «Киты - позвоночные», от вопроса «Разрешима ли данная проблема в данном случае?» к вопросу «Разрешима ли данная проблема в общем случае?», от юридической нормы «кража запрещена» к норме «хищение запрещено». Под синтетическими (или индук­тивными) понимаются О., связанные с изучением опытных дан­ных. Они используются при формировании и развитии различных понятий, суждений (в том числе законов), научных теорий. В традиционной логике под О. понятия понимается переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности путем отбрасывания признаков, принадлежащих только тем элементам, которые входят в объем обобщаемого понятия (переход от поня­тия «прямоугольный треугольник» к понятию «треугольник»). Противоположной О. является операция ограничения понятия. Боль- шую роль в синтетических О. играет абстракция отождествления. Процесс О. широко используется при образовании понятий не только в научном познании, но и, напр., в процессе формирова­ния художественных образов.

    Определения, значения слова в других словарях:

    Философский словарь

    (лат. generalisatio) - мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суждении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то...

    Философский словарь

    заключение от частного к общему. – это индукция, т.е. заключение всегда будет гипотетическим. Оно предполагает абстрагирование от некоторых черт, которыми объекты отличаются друг от друга, поскольку мысль удерживает лишь черты, наличествующие во всех объектах. При научном...

    Психологический словарь

    Познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия - , проявляясь как константность восприятия - . На уровне человеческого мышления - обобщение...

    Психологическая энциклопедия

    (англ. generalization) - одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненной в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку...

    Собирательность, суммарность, типичность, схематичность, синтетичность Словарь русских синонимов. обобщенность сущ., кол во синонимов: 7 нерасчлененность (7) … Словарь синонимов

    обобщенность-конкретность текста - см. аналитичность синтетичность текста … Толковый переводоведческий словарь

    обобщенность-отвлеченность - 1. Стилевая черта научной речи. Она обуславливает употребление в научном тексте таких языковых средств, которые имеют обобщенно отвлеченный характер: 1) нейтральные и книжные слова с обобщенным и отвлеченным значением: Оболочке Земли принадлежит… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Обобщенность экспрессии - логическое объединение нескольких внешних признаков и качеств конкретных эмоций и чувств … Психология человека: словарь терминов

    Отвлеченно-обобщенность, или абстрагизация, научной речи - – см. Стилевые черты; Научный стиль …

    Научный стиль - представляет науч. сферу общения и речевой деятельности, связанную с реализацией науки как формы общественного сознания; отражает теоретическое мышление, выступающее в понятийно логической форме, для которого характерны объективность и отвлечение … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

    Основная статья: Функциональные стили речи Научный стиль функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств,… … Википедия

    Кверча - Якопо делла (Quercia, Jacopo della) Ок. 1374, Сиена 1438, Сиена. Итальянский скульптор. Якопо делла Кверча принадлежит наряду с Донателло и Гиберти к ведущим мастерам первого поколения скульпторов Раннего Возрождения. В 1401 1402 участвовал с… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    Искусство изготовления монет и медалей, особая область мелкой пластики, родственная глиптике (См. Глиптика). В качестве материала для монет и медалей используются металлы (медь, серебро, золото и другие), которые благодаря их… … Большая советская энциклопедия

    Книги

    • Мартирос Сарьян Альбом , Раздольская В.. Главной темой творчества Мартироса Сарьяна была жизнь и природа Армении, а важнейшим жанром, наряду с портретом и натюрмортом, - пейзаж. Эпическая обобщенность видения, высокий патриотический…
    • The Egyptian Reliefs and Stelae in the Pushkin Museum of Fine Arts, Moscow , Олег Берлев, Светлана Хадяш. Первая полная публикация выдающегося Советского собрания стел и рельефов Древнего Египта. В основе древнеегипетской архитектуры, изобразительного и прикладногоискусства лежит принцип…

    Низамова
    Анкета «Определение обобщенного показателя социального благополучия семьи»

    1. Состав семьи :

    А) мать, отец, бабушка, дедушка - 5;

    Б) только мать и отец -4;

    В) одна мать, один отец - 3;

    Г) одна мать, один отец - 2;

    Д) Нет родителей : бабушка, дедушка, другие родственники-1.

    2. Здоровье ребенка :

    А) практически здоров - 5;

    Б) часто болеет в пределах нормального развития - 4;

    В) имеет хронические заболевания - 3;

    Г) отставания в умственном развитии -2;

    Д) имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни - 1.

    3. Санитарно-жилищные условия жизни семьи :

    А) благоустроенная отдельная квартира - 5;

    Б) отдельная квартира с родителями супругов - 4;

    В) более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами - 3;

    Г) комната в коммунальной квартире с удобствами - 2;

    Д) комната в общежитии, в бараке без удобств – 1

    4. Уровень социального благополучия семьи :

    А) атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства - 5;

    Б) здоровый образ жизни без эмоциональной окраски : без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» - 4;

    В) в семье ссоры , скандалы, один из родителей склонен к выпивке - 3;

    Г) судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей - 2;

    Д) состоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение - 1 .

    5. Доход семьи :

    А) могут практически не с чем себе не отказывать - 5;

    Б) денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берет кредит или долг - 4;

    В) на повседневные расходы деньги есть,но покупка одежды вызывает трудности - 3;

    Г) живут от зарплаты до зарплаты - 2;

    Д) денег до зарплаты не хватает - 1.

    6. Поведение ребенка в детском саду :

    А) хорошее - 5;

    Б) удовлетворительное - 4;

    В) неудовлетворительное -3;

    7. Внешкольное общение с ребенком :

    А) на основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов - 5;

    Б) несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени - 4;

    В) общение на основе пустого времяпровождения, отсутствие позитивных целей - 3;

    8. Эмоциональное отношение родителей с детьми :

    А) постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия - 5;

    Б) слепая любовь - 4;

    В) для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное - 3;

    Г) равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети, как дополнительное бремя, дополнительные проблемы - 2;

    Д) напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям - 1.

    При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов :

    Ниже 30 - предполагает принадлежность конкретного ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск) ;

    От 31 до 40 - социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;

    Более 40 - высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия ) .

    Публикации по теме:

    Анкета для родителей «Определение интереса ребёнка к изобразительной деятельности» Анкета для родителей «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» 1. Интересуетесь ли вы тем, чем сегодня занимался ваш.

    Консультация социального педагога «Семь рисков приемной семьи: почему детей возвращают в детские дома» Семь рисков приемной семьи: почему детей возвращают в детские дома «А потом мы отвели его обратно в детский дом» - эта фраза вызывает едва.

    Обеспечение эмоционального благополучия детей в группе. Из опыта работы МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №3» ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Подготовила воспитатель.

    Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую.

    Определение уровня мотивации при обучении математики За последние десятилетия школа переживает новый период совершенствования математического образования. Особую актуальность приобретает проблема.

    Определение уровня речевой симптоматики ребенка с ТНР В статье представлена инновационная опытно-проектная деятельность в дошкольном учреждении для детей с ТНР, с использованием авторизованной.

    Определение в слове звуков и букв. Тренажер Слайд 1 Определение в слове звуков и букв. Слайд 2 Ребята! Я сделал фотографию, но она получилась чёрно-белой. Помогите мне её раскрасить.