Отъезд из замка диктант. Контрольно-измерительные материалы

Контрольный диктант по теме «Причастие»


У моря


Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.


Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»


В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (125 слов) (По И. Соколову-Микитову)

Контрольный диктант по теме «Наречие»

Первая гроза


Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день. Кое-где уже появились едва-едва заметные зеленые листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть-чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настежь, в-третьих, солнце светило по-царски, но не горячо, а ласково, по-доброму. На дорожках было видимо-невидимо воробьев, и они по-прежнему сновали вверх и вниз.

Но неожиданно небо потемнело. Небрежно, неряшливо поползли растрепанные тучи. Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где-то кто-то вдребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точь-в-точь занавес опустился на землю и закрыл все вокруг. Пропал куда-то город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по-праздничному весело.(120 слов) (По А. Иллюминаторской)

Контрольный диктант по теме «Предлог»

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.

Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.

Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.

В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (128 слов)

Контрольный диктант по теме «Частица»

С. И. Ожегов - известный лексикограф. Кто не знает его «Словаря русского языка»! Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на фронт. Ожегов тоже собирается на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказано в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны.

Наверное, нет в нашей стране человека, не знающего этого справочника, ни разу в жизни не пользовавшегося им, не державшего в руках этот объемистый том в тысячу страниц.

В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя.

Словарь Ожегова - настольное пособие для людей, любящих русский язык. (12 3 слова)

Мы все знаем как красиво кружатся осенние листья на ветру. Они планируют и кружатся, раскачиваясь словно в невидимой колыбели. Они порхают со двора во двор, купаясь в маленьких вихрях и потоках воздуха. Навсегда прикованные к земле, мы любим смотреть на все то, что может подняться в воздух и улететь. Мыльные пузыри, воздушные шарики, птицы, падающие листья... Они напоминают нам о непостоянстве погоды, равно как о непредсказуемости самой жизни. Они несутся по воздуху раскачиваясь, кружась, подымаяясь, и падают, пикируя вниз. Мы все знаем, как падают листья.
Но не все мы знаем, что пилоты иногда делают маневр, который они называют «падающий лист». Когда самолет теряет высоту быстро и целенаправленно, скользя сначала направо, затем налево. И снова направо, затем налево... Крылатая машина весит многие тонны, но в сознании пилота она все равно как пушинка, как падающий листик...
«Я лист на ветру, смотрите, как я парю» - сказал Уош, пикируя вниз, уворачиваясь от снарядов, выводя свою птичку из плоского штопора... в своем последнем полете в вечность...
...Маневр «падающий лист» появился в далекие времена первой мировой войны в качестве тренировочного упражнения пилотов бипланов. В этом упражнении, пилоты намеренно сваливали самолет на крыло, увлекая его в серию начальных вращений вправо и влево. Если пилот делал все правильно, слегка покачивая рулем направления и крыльями, самолет падал плашмя вниз и проходил опасную зону срыва потока. Этот маневр практиковали для достижения полного контроля над самолетом и выхода из штопора. Самолет при этом снижался, совершая характерные маятниковые движения, как это происходит с падающим на землю листом.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

спишите вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.Подчеркните неопределённые местоимения как члены предложения.

Проявить какой (либо) инт..рес,уд..вляться чьему (то) бе(с,сс)трашию,спо..собствовать сколько (нибудь) успешной деятельност.., восх..щаться кем (то),вдали что (то) пром..лькнуло,обв..нить (кое) кого,предложить какое (нибудь) подходящее упр..жнение; пригласить кого (либо) из уча(с,ст)ников сор...внования;объеденённый кем (либо) коллектив,какое (то) очаровательное явление,тр..вожиться кое (о) ком, какой (нибудь) интересный рассказ,согласиться кое (с) чем,убедиться в чьей (то) пр..воте,сколько (то) значительный результат.

Читайте также

Прошу,помогите с грамматическим заданием*

ОСЕННИЕ ВОСПОМИНАНИЯ

Вспоминается мне ранняя погожая осень.

Воздух так чист, точно его совсем нет. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой. Около шалаша вечером греется самовар, и по саду между деревьями расстилается длинной полосой голубоватый дым.

Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину.

Темнеет. В саду горит костёр, и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги. Вдруг всё это скользнёт с яблони - и тень упадёт по всей аллее.

Поздней ночью, шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша. Там на поляне немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь. Долго глядишь в тёмно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями. Потом встрепенёшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому.

Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (172 слова)

(По И. А. Бунину)

^ Грамматические задания:

1. Выпишите из текста диктанта два сложносочинённых предложения: в одном оба простых предложения двусоставные; в другом хотя бы одно из простых предложений односоставное. Составьте их схемы, графически объясните пунктуацию.

2. Выполните синтаксический разбор сложносочинённого предложения.

3. Укажите смысловые отношения между простыми предложениями в сложносочинённых.

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась,

утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.
Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.
Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (125 слов)

Выписать из первого абзаца два деепричастия сов.вида

Пожалуйста помогите) Помогите пожайлуста выполнить задание для 2 класса!!!Вот текст; Уменя есть собака по имени Вестник.Она первая сообщает нам радостные и грустные

вести.Однажды Вестник бросился на хулиганов.Они разбежались,почувствовав опасность. Я громко свистнул, и Вестник прибежал ко мне.Вот такой честный, добросовестный и верный у меня друг.
Выполните задание!!! Выпиши слова с опасными сочетаниями звуков отмечая все орфограммы.При проверке автор решил добавить предложение;Часто она мне помогает.Найди место для этого предложения в тексте.

Вы находитесь на странице вопроса "Помогите с грамматическими заданиями диктанта 8 класса "Волчица". Начинается как - "В стае в ту зиму ходила молодая волчица непозабывшая ребячьих своих ", категории "русский язык ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "русский язык ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей. Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне.

надо найти все причастия и деепричастия.

морфологический разбор одного деепричастия.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!

Контрольный диктант по повторению в начале года

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во-ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при-слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур-шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива-ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро-зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе-жавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на бле-стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на ухо-дившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

(И. Соколов-Микитов) (153 слова)

Грамматическое задание.

1. Подберите 3-4 слова с аналогичным слову переступав-ших строением.

2. Подчеркните причастия, выделите в них суффиксы, оп-ределите, причастия какого вида не встретились.

3. Найдите два прилагательных: качественное и относи-тельное.

4. Произведите синтаксический разбор предложения с при-частным оборотом (I вариант) и с деепричастным оборотом (II вариант).

Контрольный диктант за первое полугодие

Волга

На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьет подземный ключ. Этот прудок - колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далекий путь. Волга - красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега ее покрыты зеленым ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлевской стены в Нижнем Новгороде - одно из красивейших мест верховья Волги. Своеобразна и живописна природа Жигулевских гор. Жигули -жемчужина Волги.

Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.

Дополнительные задания

1. Обозначить грамматическую основу в первых четырех предложениях, определить вид сказуемого:

Первого абзаца (1 вариант). Второго абзаца (2 вариант)

2. Сделать синтаксический разбор предложения:

Жигули - жемчужина Волги. (1 вариант)

Волга - красавица. (2 вариант)

Контрольный диктант за год

На тёплой земле

Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Составила Кремнева Татьяна Ивановна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Средне-Лопатинской основной общеобразовательной школы

Русский язык 9 класс

Контрольная работа №1.

Изложение.

Много есть озёр на свете – больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет другого такого водоёма в мире, который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов. В них звучит не только большая любовь и почитание, но ещё и нечто такое, что внушает уважение, подчёркивает величие, присущее только Байкалу и резко выделяющее его из всех озёр земного шара.

О Байкале есть и древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад.

Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.

Было у Байкала 336 сыновей. В чёрном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину.

То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.

Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Ещё строже стал он стеречь дочь, спрятал её в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь.

Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.

Проснулся от шума Байкал, рассердился, бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Всё дальше убегала Ангара от разъярённого отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут её люди Шаманским Камнем.

Разбушевавшийся старик всё кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: « Обернись, Ангара, обернись!» И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.

Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студёному морю.

Легенда переплетается с былью. 336 сыновей Байкала – это притоки озера, большие и малые реки, собирающие свои воды с территории более 550 тысяч квадратных километров, что примерно равно площади Франции.

Вытекает же из озера река Ангара – могучая, полноводная артерия, неустанно обновляющая озёрные воды. Ширина потока около километра. Это про неё говорят буряты: « Разоряет дочка старика Байкала!»

(432 слова) (По А. П. Муранову. Голубые очи планеты)

Задание: 1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато.

2. Известны ли вам легенды о городах, реках, озёрах и т. д.?

Расскажите одну из них.

Русский язык 9 класс

Контрольная работа №2.

Диктант с грамматическим заданием.

Звон бубенцов.

Поздняя осень- пора глухая. Дни коротки и тусклы, а ноябрьские ночи, как говорится в пословице, до снега темны. Владимир Даль, который щедр на пословицы, характеризующие каждое время года, тут ограничился одной- единственной. Уж так печально вокруг, и говорить не хочется. Пусты поля, обнажены леса, и природа отошла ко сну.

Но ноябрьские ночи темны лишь до первого снега. И когда настанет то первое белое утро, с белыми крышами домов, с убелёнными ветвями деревьев, то сразу светлеет душа. Это ещё не зима с её холодною красою, но уже и не осень с её необъятной печалью.

И каждый раз в это белое утро слышу я отдалённый звон бубенцов. Откуда он? Не знаю, но думаю, что из далёкой старины. В те времена первый обильный снегопад открывал в городах зимние гулянья на санях.

(130 слов).

Грамматическое задание.

  1. Сделать синтаксический разбор любого ССП.
  2. Найдите в тексте слова, интересные для фонетического и морфемного разбора, и произвести эти разборы.
  3. Найдите вводное предложение. Подчеркните его волнистой линией.
  4. Найдите в тексте односоставные предложения и определите их тип.
  5. Объясните графически знаки препинания в 1-ом и 5-ом предложениях.

Русский язык 9 класс

Контрольная работа №3.

Изложение.

Мой друг. (Упр.277, стр.185)

Познакомились мы на рыбалке, понравились друг другу и стали встречаться примерно раз в неделю.

Это был редчайшей душевной тонкости человек. Его коллеги говорили, что он первоклассный биолог, гордость института.

Друзья считали его необыкновенно доверчивым человеком. Я тоже видел это и никак не мог понять до конца. Что это? Львиная храбрость духа, который не боится ударов жизни и не выставляет никаких сторожевых постов? Обаяние натуры щедрой, доброй, никогда не стремящейся выскочить вперёд и отцапать побольше от жизни и поэтому не наживающей себе врагов? Думаю, и то и это.

Вариант лжи и зла просто никогда не приходил ему в голову. Разумеется, бывали люди, которые его обманывали или подводили с низкими, корыстными целями. К таким людям он испытывал потом хроническое отвращение. Он им не мстил, но прощения им не было во веки веков. Это была какая-то музыкальная злопамятность.

Однажды в компании речь зашла об одном известном в городе человеке, который почти насильно запихнул свою мать в дом престарелых.

« А что вы удивляетесь?- сказал мой друг. Я с ним учился в школе. Этот негодяй в седьмом классе бросил кошку с третьего этажа».

Приходя ко мне домой, он обычно рассказывал забавные истории о самом себе, своих коллегах-чудаках, о должниках – а одалживал он на право и налево. Особенно много рассказывал он о своём профсоюзном боссе.

Однажды мой друг сидел в заполненном автобусе, и шофёр уже закрыл дверь, когда он заметил в толпе осаждающих автобус профсоюзного босса. Тот, потрясая высоко поднятым портфелем, давал знать шофёру, что важность содержимого требует немедленной доставки портфеля совместно с его владельцем.

Шофёр некоторое время держался, а потом его сердце дрогнуло, и он открыл дверь, куда хлынули люди.

Как только профсоюзный босс очутился в автобусе, он немедленно стал ругать шофёра за то, что тот впускает людей в переполненный транспорт. « Классический пример разорванности сознания», -хохоча заключил он свой рассказ.

Но больше всего я любил наши разговоры с ним после рыбалки. Мы говорили с ним о Средиземноморье, о золотом сне Новгорода, о влиянии мутагенных веществ на наследственные процессы, об искусстве 20 века, о сочинениях Платона, об интуиции Столыпина.

Как же я любил его в эти часы! «Нет, - думал я, - не может сгинуть страна, в которой есть такие люди!»

Русский язык 9 класс

Контрольная работа № 4.

Изложение.

Рождение музыки.

Жизнь была уже полна звуков. Над горными склонами Фракии гулко разносилось ржание коней, ещё не знавших узды. Из зарослей выбегал чёрный ощетинившийся вепрь и, суетливо хрюкая, звал за собой кабаниху и дюжину полосатых поросят. Медведь под дуплом дуба ревел, отбиваясь лапой от гудящего роя пчёл. Густо населённые зверьём, птицами и насекомыми леса клокотали от нестройного хора голосов. Человек жил тут же рядом, внушая к себе уважение и вызывая страх. Однако его голос не выделялся из разноголосицы природы, частью которой он себя считал.

Но однажды - как рассказывает предание- на поляну вступил юноша. В руках его не было ни камня, ни палки, без которых тогда не осмеливался покинуть пещеру или землянку ни один человек. Кажется, юноша никого не боялся. Он расположился на камне и снял с плеча предмет, не знакомый обитателям леса. Его можно было принять за лук, со свистом выпускающий жалящие и пронизывающие насквозь стрелы. Но на луке была одна тетива, а здесь семь, и укреплены они так, что для стрелы нет упора. Юноша ударил пальцами по натянутым нитям своего странного лука и исторг звуки, каких никогда не слышал ни один зверь и ни один человек. Они напоминали что-то давно забытое или потерянное, что-то разлитое в самой природе, но ещё никем не извлечённое. Словно бы пчёлы вместо того, чтобы собирать сладость цветов, решили нанизывать всё лучшее, что содержал мир звуков, и юноша услышал это и воспроизвёл. И хотя это не напоминало знакомые голоса или шумы природы, но будило какой-то странный отзвук и властно тянуло к себе, заставляя презреть выработанные веками осторожность, страх и вражду.

Уйдя с головой в божественные звуки, юноша не замечал ничего вокруг. Он выливал из себя всё, что его переполнило, не заботясь о слушателях. А их с каждым мгновением прибывало всё больше и больше. Царственно прошагал лев и лёг, склонив огромную голову на скрещенные лапы. Рядом с ним замер пугливый олень, закинув ветвистые рога. Тут же пристроился заяц. Деревья привстали и, казались, вот-вот шагнут навстречу певцу.

Музыканта звали Орфей. Он не мог похвастаться знатностью своего рода. Другие герои считали своими отцами Зевса или Аполлона, матерью- Афродиту. Отцом Орфея был затерявшийся во фракийских дебрях горный поток Загр, а матерью - муза Каллиопа(Прекрасноголосая). Не совершал он подвигов подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспримерна его слава.

(375 слов) (А. И. Немировский. Мифы Древней Эллады)

Перескажите текст сжато.

Ответьте на вопрос: «Какую роль играет музыка в вашей жизни?»

Русский язык 9 класс

Контрольная работа № 5.

Изложение.

Тургеневский дуб.

В Спасское-Лутовиново я приехал во второй половине ноября. Мемориальный музей был уже закрыт, в парке стало совершенно безлюдно и тихо. Даже мои шаги бесшумны: под снежком – ещё не примятая трава.

Вот здесь, значит, и жил Тургенев… Вот здесь…

Уцелели флигель, погреб, конюшня, сбруйная и каретный сарай, богадельня, мавзолей Лутовинова, церковь, правда, без колокольни… Уцелело много старых деревьев в парке. Уцелел и дуб Тургенева. Мне приятно снять с полки первое издание писем Ивана Сергеевича и процитировать отрывок из его письма Я. П. Полонскому от 30 мая 1882 года: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, не увижу».

Хватает за сердце от этих слов, полных любви и грусти, от этого обращения к дубу, так естественно ставшему образом далёкой родины. Много раз я замечал: человеку для выражения любви к самому великому и необъятному нужна всего лишь точка приложения его чувств. Что – то небольшое, вещественное, очень простое.

Через год Тургенева не станет, не раз в письмах своих он говорит о том, что никогда уже больше не увидеть ему Спасского и, стало быть, своего молодого дуба.

По мнению специалистов, возраст дерева 150 – 160 лет. Для посадки Ванюша Тургенев взял саженец – дичок лет десяти, быть может, своего одногодка. Под мощной кроной дуба, вымахавшего к небу и во все стороны света, и любил сидеть Иван Сергеевич. Молчаливый друг Тургенева не раз был при смерти, и только искусство многих специалистов спасло ему жизнь.

Тревогу забили в 1951 году.

«С северо – восточной стороны в основании ствола, - сказано в документе, - был сильный ушиб… Вследствие этого «мокла кора»… Дерево плачем просило о помощи».

«Плачем…», «просило…». Уж не одушевлённое ли существо этот дуб?

Для осмотра заболевшего дерева приехал профессор К. С. Семёнов. Он нашёл, что почва под дубом уплотнена и осела, корни обнажились…Тысячи экскурсантов сочли непременным своим долгом постоять под дубом Тургенева – и вот результат.

Дуб сейчас достигает 28 – 30 метров высоты. Окружность ствола пять метров. При такой любви к нему и внимании он ещё долго простоит, безмолвный друг великого человека, воскрешая в памяти страницы его неспокойной жизни.

Из – за облаков иногда выглядывало солнце и грело неожиданно сильно для ноября, под снежком – густая мягкая трава.

Никого… Тишина… Первозданная свежесть и покой…Чистый снежок на вечно живом дубе, осенённом величием человека.

Жизнь и творчество Тургенева изучали и будут тщательно изучать, и любители прямых линий в биографии классика не раз споткнутся, вынужденные объяснить те или иные факты его жизни. Но человек, который посадил дерево, вырастил его и видел в нём символ родины, всем понятен без объяснений.

(406 слов) (По С. П.Антонову. Тургеневский дуб.)

  1. Перескажите текст подробно. Ответьте на вопрос: «Как вы думаете, что самое важное в данном тексте?»
  2. Перескажите текст сжато. Ответьте на вопрос: « Что для вас является образом Родины?»

Русский язык 9 класс

Контрольная работа №6.

Диктант по теме « Сложноподчинённое предложение».

Я был совершенно потрясён, когда увидел в каком-то журнале портрет знаменитого Фарадея, прочитал непонятную мне статью о нём и узнал из неё, что Фарадей был простым рабочим. Это крепко ударило меня в мозг, показалось мне сказкой.

Точно какие-то дивные птицы сказок, книги пели о том, как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своём стремлении к добру и красоте. И чем дальше, тем более здоровым и бодрым духом наполнялось сердце. Я стал спокойнее, увереннее в себе, более толково работал и обращал меньше внимания на бесчисленные обиды жизни.

…Книги указывали мне моё место в жизни. Всё более расширяя передо мной пределы мира, книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле.

(152 слова)

Грамматическое задание.

1. Сделать синтаксический разбор любого СПП.

2. Разобрать слово по составу: 1-й вариант – сознательно

2-й вариант - расширяя

3. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово:

1-й вариант - загромождены

2-й вариант - прекрасен

4. Укажите орфограмму в слове: 1-й вариант – безрезультатным

2-й вариант – бесчисленные

Фарадей (1791-1867) – английский физик, химик; основоположник учения об электронно-магнитном поле. Профессор Королевского института.

Русский язык 9 класс

Контрольная работа № 7.

Диктант по теме «Обобщение изученного по

сложноподчинённому предложению».

В Журавлихе есть молодая посадка. Рядами стоят одна к одной сосенки. Я помню, когда они были мне до колен, а теперь переросли меня.

Однажды, в начале лета, когда все ждут появления первых, самых ранних грибов, прошёл слушок, что кое-где видели маслят. Я вспомнил про молодые сосенки и подумал, что если где-нибудь и показались маслята, то, наверное, там. Мы с женой взяли большой полутораведёрный кузовок и отправились на разведку.

Издалека увидели мы под сосенками в траве что-то жёлтое,словно насорено ярких осенних листьев. Но откуда взяться осенним листьям в начале июня? Пожалуй, это не листья, а грибы.

И точно – кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг неё, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки.

Я в своей жизни не видел такого обилия маслят. Нашу полутораведёрную корзину мы наполнили моментально, не обойдя и пяти сосенок. Нам выпал тот самый день, который выпадает один раз и про который вспоминают потом, сколько бы лет ни прошло.

(168 слов) (В. А. Солоухин)

Русский язык 9 класс

Контрольная работа № 8.

Диктант по теме « Бессоюзное сложное предложение».

Медвежий характер.

Про волка всякий охотник скажет: свирепый и злой зверь. А вот про медведя спросишь охотников – мнутся, в затылках чешут.

Сам я медведя на воле не встречал: случай не представился. А очень хотелось.

Случай – душа охоты. Пробирался я раз по горному склону, поросшему редкими пихтами и берёзками. И вижу – медведь! Близко медведь: в бинокль видно – как шевелятся от дыхания травинки у медвежьего носа.

…Вдруг зверь дрогнул и зашарил носом по земле. Что- то унюхал! Мне, конечно, сверху не видно, но догадываюсь: жучок прохожий защекотал медведя по носу. Жучишка удирает, а медведь башку склонил набок и одним глазом на него смотрит. Отползёт жучишка – медведь его носом назад, чтобы видней.

Прижал медведь носом жука да как фыркнет! Пыль вверх, а жук так и отлетел! Не найдёт медведь жука. Камни ворочает, топчется на одном месте и ревёт глухо, будто гром вдали.

…Если кто спросит, какой же у медведя нрав, я, как и другие охотники, буду чесать в затылке. Кто его разберёт! Но одно бесспорно: интересный зверь.

(164 слова)

«И вижу – медведь!» – возможна постановка двоеточия.