Откуда появились шумеры. Откуда появились и куда исчезли шумеры

Шумеры – одна из древнейших (а по некоторым источникам – самая древняя) цивилизаций Ближнего Востока, и всё, что с ней связано, овеяно множеством тайн и загадок.

Загадка первая: как возникла цивилизация шумеров?

Временные рамки возникновения этой цивилизации, определённые исследователями, очень размыты. Одни учёные утверждают, что шумерская цивилизация между реками Тигром и Евфратом (юг современного Ирака – «Двуречье») появилась на рубеже 3–4 тысяч лет до н. э., другие считают, что это произошло много раньше – примерно за 6 тысяч лет до н.э.



Странно, что упоминаний о шумерах нет ни в египетских, ни в греческих летописях. Между тем, имеются легенды и мифы шумеров, о которых речь пойдёт чуть позже.

Загадка вторая: кем были шумеры?

Кем были первые шумеры, тоже никто не знает. В это время Ближний Восток почти повсеместно был заселён семитской группой народов, к которой шумеры не принадлежали ни этнически, ни в языковом отношении, ни в смысле культуры. Это был совершенно иной, отличный от семитских племён, народ. И невольно возникает вопрос: как шумеры там оказались?

По одной из версий, они пришли с моря, возможно, из Азии. По другой, было завоевание Месопотамии. Но кем и когда?



Третья версия гласит, что шумеры пришли с гор. В пользу этой версии говорит способ постройки шумерских храмов – они возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича и глиняных блоков холмах – террасах. К тому же в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Правда, у «горной» гипотезы имеются изъяны: в шумерском эпосе упоминается родина шумер, которую они называли прародиной всего человечества, или остров Дильмун, где нет гор!

А между тем находятся подтверждения другой теории, согласно которой шумеры пришли на Ближний Восток морским путём. Ведь, во-первых, они заселялись в устьях рек, а во-вторых, активно занимались ирригационным хозяйством, мореплаванием и судоходством.



Получается, что единственное, на чём сходятся все учёные, это на том, что шумеры – были народом «пришлым», чужеродным для Ближнего Востока. При этом остается тайной, почему они прозвали себя «черноголовыми»?

Загадка третья: куда делась цивилизация шумеров?

Древняя шумерская цивилизация состояла из городов-государств, не имевших политической общности, соперничавших между собой, но в то же время торговавших друг с другом. Таких территориально-общественных образований, во главе которых стояли правители, совмещавшие в себе роли военачальников и верховных жрецов, в Двуречье существовало около полутора десятков, и естественно, им подчинялись более мелкие территории.



Позднее шумерская цивилизация начала незаметно пропадать, тая постепенно, как утренний туман. Поскольку она не имела единой государственной целостности, сначала возникло более сильное шумеро-аккадское царство, затем пропал шумерский язык (его вобрал в себя аккадский), а потом появился и легендарный Вавилон. Так, семиты эволюционно сменили шумеров, которые то ли ассимилировали с другими народами, то ли вовсе исчезли.

Загадка четвертая: письменность шумеров и их открытия

Шумерская письменность считается едва ли не первой на земле. Ярчайшим примером её использования служит табличка из Киша (около 3500 г. до н. э.). За табличкой следуют документы, обнаруженные на раскопках древнего города Урук и датируемые 3300 годом до н. э.



Язык шумеров обладал уникальной агглютинативной структурой; письменность представляла собой пиктограммы, а точнее – клинопись. В шумерском существовало много односложных слов, использовались также логограммы и силлабограммы. Первоначально число шумерских языковых символов достигало тысячи, пока не снизилась до 600.

Загадка пятая: мифы шумеров

Самым известным произведением шумерской литературы слывёт «Эпос о Гильгамеше», где собраны первые легенды, позже переведённые на аккадский язык.



Также в библиотеке царя Ашшурбанапала была найдена табличка с эпосом, где повествуется о легендарном царе Урука Гильгамеше, его друге Энкиду и поисках секрета бессмертия. Любопытно, что одна из глав эпоса, а именно история Утнапиштима, который спас человечество от всемирного потопа, практически дублирует библейское предание о Ноевом Ковчеге. Вообще компетентные исследователи полагают, что шумерские мифы о происхождении мира и всемирном потопе за несколько тысячелетий до появления Библии уже стали достоянием индоиранско-арийской культуры и были отражены в Ригведе.

Не менее известны, чем вышеупомянутые легенды, шумеро-аккадский космогонический эпос «Энума элиш» и серия табличек «Урра-Хубуллу», которые можно рассматривать как своеобразную энциклопедию, состоящую из 24 книг. Помимо перечисленных литературных памятников есть и другие, не менее будоражащие интерес учёных всего мира. К примеру, при археологических раскопках среди развалин Ниневии (столицы Ассирии) была найдена библиотека глиняных табличек с рассказом об истории шумеров и Земли, уходящей в прошлое на сотни тысяч лет! Но самый интересный шумерский миф рассказывает о происхождении вселенной. Он учит нас о том, что изначальный Океан (А-ки-ан: «Не-земля-небо») породил праостров-гору Киан, внутри которого зародился Энлиль («воздушное колыхание», «ветер»), разделивший мать Ки («земля») и отца Ан («небо»).

Загадка шестая: религия шумеров

Некоторые учёные убеждены, что религия древних шумеров нашла своё отражение в индоиранской и других культурах мира.

Для шумерской религии был характерен целый пантеон богов и божеств, именуемый DINIGIR, но в Ниппуре находился Э-кур – храм общешумерского бога Энлиля, которого шумеры чтили как бога верховного. Существовала даже специальная печать, где верховное божество сочетало в себе признаки создателя вселенной Энлиля и бога мудрости Энки.


В целом религия шумеров напоминала язычество Египта и Древней Греции, поскольку необъяснимые и непонятые природные явления шумеры приписывали деятельности богов.

Возвращаясь к мифам, заметим, что в одной из шумерских легенд рассказывается об умирающем и воскресающем божестве. Это свидетельствует о вере шумер в великую цикличность, царящую повсюду.

Ещё шумеры думали, что любое божество может обратиться к кому-то из «избранных», но что самому человеку не дано увидеть бога, ибо его можно лишь услышать.



Любопытным было представление шумеров и о смерти. Они рассматривали смерть не как полное прекращение всего сущего, а лишь как переход в другой мир, в вечность. На земле человек должен был служить богам, однако с приходом болезней он не мог это делать, поэтому на земле становился ненужным и переходил в иной мир. Кроме того, пока человек был жив, он имел своё четко обозначенное место и строгие обязанности по отношению к правителям (жрецам).

Что же касается шумерских храмов, то на их стенах часто встречались изображения лодочников, а также жертвоприношений. При этом рисунки земных жертвенников и участков небес, куда были устремлены жертвоприношения, очень напоминали «решётку» и помещённый вверху над ней Х-образный знак. Щ-образный знак левее «решётки» был похож на жертвователей шумерских печатей, а «ёлочка» правее Х-образного знака сочеталась с принимающими жертву небесными божествами.

- 8800

Одни свято верят в прародителей человечества - Адама и Еву. Другие настаивают, что прав был старик Дарвин: человек произошел от обезьяны, и вряд ли его величали по имени-отчеству. А вот археологи, проводившие в 1927 году раскопки на берегу Евфрата, готовы были поклясться, что первых людей называли шумерами.

За четыре тысячи лет до Рождества Христова в Южной Месопотамии, что в междуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), появился народ, называвший себя шумеры, или «черноголовые». Откуда они пришли или хотя бы, к какой расе принадлежали? Их внешний вид, язык, культура были совершенно чужды племенам, жившим в те времена в Месопотамии. Более того, шумерский язык не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков!
Однако придуманная ими письменность - клинопись, при которой знаки выдавливаются палочкой (стилом) на табличке из сырой глины, быстро распространилась на все Междуречье и стала основной письменностью древних государств Ближнего Востока. И это далеко не единственное, чему другие народы могли научиться у шумеров. Вдумайтесь: еще в четвертом тысячелетии до нашей эры у «черноголовых» существовали и эффективно работали двухпалатная система парламента, состоящая из избираемых депутатов, комитеты граждан по самоуправлению, суд присяжных, система налогообложения, школы и даже выходил «Альманах земледельца»!

Едва расселившись в Двуречье, шумеры кинулись с места в карьер: начали рыть каналы, подводить воду к полям, организовывать ирригационное хозяйство, налаживать судоходство. Прежде чахлые земли расцвели на зависть соседям! Но никто не смел, пойти на них войной, наоборот, шумеры двинулись вглубь Месопотамской равнины, завоевывая или возводя города. В каждом из них обязательно строились храмы. Они были столь высоки, что, казалось, упираются своими плоскими крышами прямо в небеса. Окон в шумерских храмах не прорубали, свет проникал через проемы под крышами и входы в виде арок. Стены украшались рельефами, которые на самом деле вовсе не являлись украшениями, а были выбитыми на камне историями о жизни шумеров. Эдакие учебники в камне. Даже сегодня, в XXI веке, их можно было бы смело переиздавать уже на бумаге: тома по фармацевтике и фитотерапии, сборники пословиц и поговорок, энциклопедии по химии, астрономии и математике. Шумеры использовали сложную систему исчисления, базировавшуюся на комбинации чисел шесть и десять. В современном мире такие стали использоваться совсем недавно, с появлением компьютеров.

Долгое время ученые восхищались познаниями древних шумеров в строении Солнечной системы – мол, только две маленькие неточности те допустили: называли Плутон спутником да утверждали, что между Марком и Юпитером вращается некая планета Нибиру («Пересекающая»). И Что вы думаете, недавно астрономы признали: никакая Плутон не планета, а между Марсом и Юпитером действительно некогда проходила орбита большой планеты, от которой остались одни осколки...

Откуда же у народа, жившего во времена, когда большинство людей на Земле только осваивали мотыгу, столь глубокое знание космоса?! Есть мнение, что шумеры - это вовсе не потомки Адама или, прости Господи, шимпанзе, а творение рук инопланетян. И это не выдумки современных уфологов в стиле «Секретных материалов», а собственное убеждение «черноголовых». Они верили, что 445 тысяч лет назад с той самой планеты Нибиру прилетели анунаки (слово так и переводится - «сошедшие с небес на Землю»). Их родина столкнулась с проблемой экологического характера: атмосфера становилась всё более и более тонкой, жителям грозила смерть от недостатка воздуха, и только щит из частиц золота мог их спасти.

Сначала анунаки пытались добывать драгоценный металл из вод Персидского залива, потом стали разрабатывать шахту в Юго-Восточной Африке. Около 300 тысяч лет назад они так устали от тяжелой работы, что подняли мятеж, и их интеллектуальной элите пришлось придумать им замену. В результате генетических манипуляций были созданы специальньные работники - Хомо Сапиенс, наделенные разумом существа, внешне похожие на своих создателей, только ростом пониже. Прилетевшие с Нибиру были воистину титанами, исполинами, сколь мудрыми, столь и прекрасными физически. С годами люди и анунаки стали столь близки, что у них даже явилось общее, потомство – шумеры.

Фантазия, сказки шумерских бабушек, коллективный бред? А между тем археологические исследования подтвердили, что в Южной Африке в период Каменного века действительно активно разрабатывались золотодобывающие шахты. А лестные жители зулу из поколения в поколение передают легенду, что работали на приисках существа из плоти и крови, искусственно созданные огромными богами, которые спустились с неба.

Однажды анунаки улетели на Нибиру, чтобы не вернуться уже никогда. Напрасно шумеры строили высокие храмы с плоскими крышами, то бишь площадки для посадки космических кораблей. Их творцам не удалось спасти родную планету с помощью золотого щита, зато они дали жизнь новой цивилизации на Земле. Следить за тем, чтобы знания анунаков не пропали, должны были отобранные среди общей массы шумеров специалисты высокого класса - жрецы. Стать жрецом в Шумере мог лишь человек с высоким интеллектом и внешностью без единого изъяна, давший обет не разглашать тайну Богов. Первым среди землян жрецом стал Энмедуранки, имя которого означает «Правитель МЕ, который связывает Небеса и Землю» («МЕ» переводится как «главные законы»). Анунаки передали Энмедуранки табличку с тайнами Небес и Земли, научили вести счет числами, открыли знания «воды и масла», то есть медицины, и предсказали будущее.

Главное испытание, которое ждало шумеров впереди, был Всемирный Потоп. Современные люди привыкли считать, что история о Потопе - это одна из глав Ветхого Завета. Верить или нет Библии - личное дело каждого, но следует учесть, что шумеры поведали миру об этой глобальной катастрофе задолго до того времени, когда евреи находились в вавилонском плену, а Ной якобы строил свой Ковчег. «Эпос о Гильгамеше», или «О все видавшем» гласит, что жил некогда среди шумеров человек по имени Утнапиштам, на долю которого и выпала честь спасти людей и животных от потопа. Он построил корабль, имевший форму куба с длиной ребра в 60 метров, шестью этажами высотой по десять метров каждый. Отсеки внутри ковчега он наполнил, разумеется, «всякой тварью по паре». И хотя Утнапиштам был настоящим героем, не он стал главным персонажем поэмы «О все видавшем». Не борьба человека с водной стихией волновала мудрых шумеров, а его борьба с самим собой.

Можно видеть в «Эпосе о Гильгамеше» едва ли не самое старейшее литературное произведение в мире, сокровищницу поэзии древнего Шумера. А можно приводить его сюжет в качестве примера истинной мужской дружбы. Однако дотошные исследователи не останавливаются на достигнутом. Для них два героя эпоса - Гильгамеш и его друг Энкиду - представители разных ветвей развития человечества на Земле. Гильгамеш - творение анунаки, житель созданного ими мегаполиса, более того, царь, а Энкиду - дитя земной природы. Гильгамеш - интеллектуал, человек при этом эгоистичный, высокомерный, избалованный властью, Эйкиду - физически сильный и простодушный. Встретившись, столь разные люди неизбежно должны были вступить в противостояние, но кто в нем одержал победу? Эпос утверждает, что Энкиду. Он увел Гильгамеша подальше от городской цивилизации, в степь, в горы, чтобы тот осознал истинное предназначение человека на земле. И тут на арену повествования вышла могущественная и прекрасная богиня Иштар. Она предложила Гильгамешу все, о чем он мечтал - власть во всем мире, несметное богатство и даже бессмертие. Мечтал, но до встречи с Энкиду. Теперь он, не колеблясь, отверг дары Иштар. Мало того, разразился в адрес богини обличительной речью - как посмела поработить свободолюбивого коня?! Зачем превратила садовника в паука, не оставив ему в удел ничего, кроме беспросветной рабской работы?! Неужели нечему больше было научить людей, как только ставить ловушки на царя зверей - льва?! Еще вчера Гильгамеша интересовала судьба дикой природы только в качестве источника еды, красивых мехов и золота, а сегодня он превратился в бунтаря-богоборца! Прекрасно понимая, под чьим влиянием произошла метаморфоза, боги (а шумеры называли богами анунаков) убили Энкиду. Но Гильгамеша не остановить, он отправился в подземный мир, чтобы вернуть другу жизнь. Увы, боги поделились с человеческими существами многим, но не бессмертием.

Шумеры хотя и были наделены недюжинным интеллектом и изобрели всё, что можно было изобрести от колеса до государственного устройства - долго на Земле не задергались. От самой древней и загадочной цивилизации мира остались лишь обломки кирпичей, пепел от костров да несколько тысяч глиняных табличек, исписанных не расшифрованной клинописью.

И началась разгадка клинописи. Для ее полной расшифровки нужны были надписи большего размера, в которых было бы большее количество личных имен, для сопоставления. И такие надписи были на Бехистунской скале (территория современного Ирана, около 100 км на запад от Хамадана), которая представляет собой запись о победах царя Дария I (правил в 522 - 486 до н.э.). На высоте около 100 метров на огромных каменных плитах, прикрепленных к скале, были высечены более 1000 клинописных знаков. Текст состоит из Большой надписи и ряда малых надписей. Большая надпись распадается на три текста с одним и тем же содержанием, написанных соответственно тремя родами клинописи на трех языках: древнеперсидском, эламском и вавилонском.

Каждая ее часть состояла более чем из 500 строк, что также давало простор для сравнения. Это было действительно сокровище. Прочли эту надпись, расшифровали десятки клинописных знаков. Работа была закончена и напечатана в журнале Азиатского общества в Лондоне.

Опубликование Бехистунской надписи позволило не только окончательно понять древнеперсидскую клинопись, но и приступить к расшифровке вавилонской клинописи. Этой клинописью был написан второй текст Бехистунской надписи на той же скале. Ее расшифровка позволила угадать произношение слов, смысл которых можно было предположить из параллельного древнеперсидского текста надписи.

Позднее археологические раскопки доставляли все новые и новые клинописные тексты. В некоторых местах находили даже целые библиотеки глиняных табличек. Значение клинописи для науки огромно. Благодаря расшифровке клинописи мир Древнего Востока стал нам лучше известен, раскрыл многие свои тайны, позволил ближе познакомиться с историей, культурой и бытом самой древней цивилизации.

Вот уже более ста лет шумерская цивилизация привлекает неослабевающее внимание как профессиональных историков, так и многочисленных любителей. Интерес понятен, поскольку именно в городах-государствах низовьев Тигра и Евфрата около 5000 лет назад появляются первые документированные признаки того, что мы считаем непременным атрибутом развитой цивилизации. Это письменность, зачатки которой находят еще в неолитических памятниках повсюду, но реальным средством коммуникации она впервые стала именно у шумеров. На сегодняшний день пока нет убедительных доказательств, что кто-то использовал письменность в том же качестве раньше. К шумерской традиции восходят во многом наши познания в математике и астрономии. Каждый раз, глядя на часы, мы пользуемся изобретенной шумерами системой счета времени, а небо разделяем на те же созвездия, что и древние астрономы Двуречья.

По этой причине не удивительно, что такой второстепенный в других ситуациях вопрос, как судьба потомков столь давно исчезнувшего народа, продолжает волновать умы историков. Помимо общего интереса, у этой проблемы есть и политический подтекст, поскольку доказательство родства с первыми носителями цивилизации может играть существенную роль в государственной идеологии тех или иных стран. Наконец, такие данные имеют и практическую значимость при оценке того, каким образом происходило взаимодействие автохтонного и пришлого населения в древней Месопотамии. По данным истории, археологии, этнографии и ДНК-генеалогии можно выделить несколько характерных моделей такого взаимодействия.


Первую можно условно назвать западно-африканской по региону, где она проявилась в наибольшей мере. В этой модели мигранты численно превосходят аборигенов и находятся на более высоком уровне технологического и социального развития. Местное население вытесняется, истребляется, а те, кто остаются, почти не оставляют следа в языке и культуре. Их генеалогические линии, как правило, пресекаются, и в настоящее время их доля чрезвычайно мала. Так, в Западной Африке потомки выходцев из Сахары, носителей нескольких ветвей субклада E1b-M2 составляют от 90% до 100% среди народов, говорящих на языках нигер-конголезской семьи, а доля носителей аборигенных реликтовых гаплогрупп А00, А0 и А1а среди них столь мала, что их носителей проще найти в выборках афроамериканцев, чем у современных жителей африканских стран.

Во второй модели, которую можно назвать японской, новое население также находится на более высоком уровне технологического развития, но у них нет столь заметного численного перевеса, и с аборигенами устанавливаются взаимовыгодное сотрудничество. Как следствие, в итоге победу одерживает язык и культура мигрантов, но не за счет вытеснения местного населения, а путем его вхождения в состав нового этноса. В его обычаях, внешнем облике и языке без особого труда можно найти черты, доставшиеся от коренного населения. В частном случае Японского архипелага такой путь взаимодействия подтверждает высокая (до 30%) доля аборигенных линий (прежде всего, гаплогруппы D2) среди современных японцев, причем среди них преобладают линии, что начали расти в эпоху перехода от (формально) мезолитической культуры Дзёмон к культуре железного века Яёи.

Третья модель – это любимая многими историками концепция доминирующей элиты, которую лучше всего иллюстрирует история Турции. По данным письменных источников и выборок ДНК, прямые потомки тюрок-огузов всегда были в меньшинстве в Малой Азии, но после создания турецких султанатов в Анатолии их язык стал там государственным, а по мере роста территории и исламизации местного населения на него перешли все, кроме сохранивших свою веру понтийских греков, армян и ассирийцев. Однако всеобщая тюркизация обернулась тем, что народ, давший свой язык, фактически утратил собственные обычаи, переняв традиции, доставшиеся от многих цивилизаций, существовавших в Малой Азии в течение тысячелетий.

Объективный ответ на вопрос, какой их этих трех сценариев (или какая-то их комбинация) точнее всего описывает судьбу щумеров, может дать ДНК-генеалогия при условии, что нам известны генеалогические линии шумеров и тех, кто пришел им на смену. Возможно, в скором будущем такие данные появятся, судя по быстрому прогрессу в анализе ископаемой ДНК, но на сегодняшний день их нет. Таким образом, остается единственный путь – идентифицировать линии древних народов среди современных жителей Месопотамии. В случае относительно изолированных от материка Японии и Скандинавского полуострова такой подход дал вполне надежные результаты, что подтвердились, в частности, по данным ископаемой ДНК в Швеции. Для Месопотамии, находящейся на перекрестке миграционных путей, как представляется, такая задача не имеет единственного решения, и в этой статье будет лишь очерчен круг возможных кандидатов и оценена вероятность того, как складывалась судьба носителей той или иной ветви.

Первый вопрос, который возникает – какие выборки Y-хромосомных гаплотипов дадут информацию о линиях шумеров? фактически постулировал, что прямыми потомками шумеров являются современные ассирийцы, унаследовавшие от них гаплогруппу R1b. Однако на карте видно, что места компактного проживания ассирийцев (синие метки) находятся довольно далеко от известных городов Древнего Шумера (красные метки). Не пересекались они и раньше, когда до геноцида 1915 года ассирийцы жили в основном на юго-востоке Турции и в приграничных районах Ирана (обведено черным пунктиром).

Известно также, что в этногенезе ассирийцев существенную, если не главную, роль играл религиозный фактор, а именно принадлежность к древней Церкви Востока, некогда имевшей миллионы приверженцев от Сирии до Монголии (известных как несториане), но уступившей свои позиции исламу и буддизму. Это подразумевает, что в состав ассирийцев-христиан вошли не только потомки народа, основавшего Ассирийскую державу (как считают сами ассирийцы), но и их соседи, принявшие крещение в I веке нашей эры. Отображением этой сложной этнической истории можно считать распределение гаплогрупп среди 68-ми участников ассирийского проекта FTDNA (см. диаграмму в верхней части рисунка). По указанным выше причинам, а также из-за скромного размера выборки поиск потомков шумеров среди ассирийцев вряд ли принесет надежные результаты, которые можно было бы проверить перекрестными данными из других дисциплин.

Если наложить города-государства Шумера на современную политическую карту, то можно сделать вывод, что логичнее всего искать потомков этого древнего народа среди арабов Ирака. Такая работа была проделана несколько лет назад группой популяционных генетиков из Италии, Ирака и Индии, и опубликована 2011 году под многообещающим названием «В поисках генетических следов шумеров: рассмотрение вариаций Y-хромосомных и митохондриальных ДНК болотных арабов Ирака» . Выборка состояла из 143 арабов, предки которых жили в течение не менее четырех поколений в районе болот Аль-Хавизах на ирано-иракской границе (выделен красным пунктиром). Для сравнения, образцы ДНК были также взяты у 154 иракцев, равномерно рассеянных по другим регионам страны. Распределение гаплогрупп в этих двух выборках показано в графическом виде на рисунке выше. Обнаружив, что 101 из 143 болотных арабов принадлежат к субкладу Page08/P58/PF4698 гаплогруппы J1 (J1a2b в текущей нотации ISOGG) и рассчитав с помощью «эволюционных скоростей» время до общего предка этой группы (4500±2600 лет назад), авторы в заключительной части статьи написали буквально следующее:

Although the Y-chromosome age estimates deserve caution, particularly when samples are small and standard errors large, it is interesting to note that these estimates overlap the City State period which characterised Southern Mesopotamia, and is testified to by numerous ancient Sumerian cities (Lagash, Ur, Uruk, Eridu and Larsa).

Хотя к оценкам датировок по Y-хромосоме следует относиться с осторожностью, особенно когда выборки малы, а стандартные погрешности велики, интересно отметить, что эти оценки перекрываются с периодом городов-государств южной Месопотамии, как это подтверждено для многочисленных древних городов Шумера (Лагаша, Ура, Урука, Эриду и Ларсы).

Однако, как это постоянно случается в попгенетических расчетах, неверная методика привела к ошибочным выводам. Расчет прилагаемого к статье списка гаплотипов в нестандартном 8-маркерном формате (DYS390, DYS19, DYS391, DYS389i, DYS392, DYS389ii, YCAIIa, YCAIIb) с помощью калькулятора Килина-Клёсова дал намного более позднего предка болотных арабов субклада J1a2b: 1350±470 лет назад. Тот же список можно рассчитать независимо с помощью логарифмического метода, поскольку в нем содержится 43 идентичных базовых гаплотипа следующего вида: 23-14-11-13-11-30-22-22. Подставляя в формулу

TMRCA = 25*ln(N/N 0)/k

Общее количество гаплотипов (N = 101), количество базовых гаплотипов (N 0 = 43) и константу скорости мутаций для данного 8-маркерного формата (k = 0,0122 мутации на условное поколение на гаплотип), получаем 1750 лет до общего предка, или 1850 лет, с поправкой на возвратные мутации. Небольшое расхождение с результатом, полученным с помощью счета по числу мутаций, вероятно, говорит о том, что в выборке есть гаплотипы из других ветвей субклада J1a2b, помимо основной, но принципиальных выводов это не меняет.

Данная группа арабов восходит не к эпохе городов-государств Шумера, а к намного более позднему времени арабских миграций при первых халифах. Результат вполне предсказуемый, если принять во внимание, что район болот Аль-Хавизах в шумеро-вавилонскую эпоху был покрыт водами Персидского залива, и его заселение началось лишь после того, как он поднялся над уровнем моря за счет аллювиальных осадков, принесенных Тигром. Насколько можно судить по результатам исследования Y-ДНК и племенной структуре иракских арабов, пионерами в освоении новых земель, очевидно, были арабы из бедуинской конфедерации аднанитов, сформировавшейся на севере Аравийского полуострова в начале нашей эры. Приведенный выше базовый гаплотип совпадает с соответствующим фрагментом базового гаплотипа субклада L222.2, наиболее распространенного у аднанитских племен, хотя на таком коротком формате нельзя исключить случайное совпадение.

Как следует из анализа полевой выборки болотных арабов, она не дает подсказки о судьбе шумеров, и приходится начинать с чистого листа. Очевидно, их потомков можно найти среди современных иракцев, но существующие полевые выборки из Ирака недостаточно информативны для такой задачи. С другой стороны, живущие рядом арабы из Кувейта, Саудовской Аравии и других монархий Персидского залива чрезвычайно активно участвуют в коммерческом тестировании. В открытых проектах FTDNA удалось собрать почти 3000 гаплотипов длиной 37 и более маркеров, в том числе 945 – в максимально возможном для стандартного заказа 111-маркерном формате. Сводное дерево 111-маркерных гаплотипов арабов из стран Персидского залива, а также статистика по 37-маркерным гаплотипам приведены на следующей схеме.

Как можно видеть из приведенных цифр, почти ⅓ участников принадлежит к субкладу J1-L222.2, как, вероятно, и болотные арабы, которых приняли за потомков шумеров. Помимо стран Персидского залива, эта ветвь распространена у арабов из других регионов, преимущественно из племен, возводящих свою родословную к полулегендарному Аднану, но за пределами арабского мира встречается крайне редко. О возможном родстве этой ветви с древними жителями Месопотамии речь пойдет ниже, а пока следует задаться вопросом, насколько реально найти прямых потомков шумеров в этой выборке, что по своей географии довольно слабо пересекается с их исторической территорией.

Прямо ответить на этот вопрос сложно, но на двух модельных примерах можно показать, что такая задача вполне выполнима. Первый пример касается группы гаплотипов, расположенных в верхней части сводного дерева, где собраны представители гаплогрупп А (все из субклада A1b1b-M32) и В (в основном субклад B2a1-M218), а также ветвей E1b1a (M2) и E2b1a (M85, не показана из-за отсутствия 111-маркерных гаплотипов) гаплогруппы Е. Можно предположить, что предки этих 118 арабов (4% от всей выборки) были выходцами из Африки южнее Сахары. Как показывает сравнение с полевыми выборками африканцев, все эти линии встречаются в Восточной Африке, причем примерно в тех же соотношениях.

Из письменных источников и археологических данных известно, что еще задолго до эпохи Великих географических открытий арабские (в меньшей степени, индийские и персидские) купцы вели активную торговлю с народами Восточной Африки. Торговые фактории арабов располагались по всему ее побережью вплоть до современного Мозамбика, а главным источником доходов была работорговля. В отличие от африканских рабов в Новом Свете, трудившихся на плантациях и почти не смешивавшихся с белыми поселенцами, рабы в странах Ближнего Востока были заняты преимущественно в домашнем хозяйстве, а самых сильных и здоровых местные правители охотно брали в свою личную гвардию. Это приводило к тому, что при удачном стечении обстоятельств потомки рабов довольно быстро вливались в состав арабских племен, а спустя несколько поколений ничем уже не отличались от коренных арабов. О таком способе появления африканских гаплотипов в эмиратах Персидского залива говорит и тот факт, что среди них нет каких-либо значимых молодых ветвей, и времена до общих предков у арабов африканского происхождения те же самые, что и в популяциях Восточной Африки. То есть налицо следы долгого (в течение многих веков) и масштабного ввоза «живого товара», а не каких-то единичных эпизодов. Это подтверждается и историческими источниками.

Второй пример касается 202 арабов – носителей гаплогруппы R1a. Согласно базе данных IRAKAZ, примерно ¼ из них пока не удается надежно отнести к какой-либо ветви из-за отсутствия информации о снипах. Те, для кого такое отнесение было сделано, оказались преимущественно из тех же самых ветвей, что и индийцы с иранцами, а именно юго-восточных субкладов L657 и Z2123. На их долю приходится более ⅔ арабов из IRAKAZ, причем они зачастую перемешаны с индийцами в пределах более молодых подветвей. Особенно много их в племени Бану Тамим из конфедерации аднанитов, историческая территория которого охватывает юго-запад Ирака, Кувейт и север Саудовской Аравии. Вариант с работорговлей, как в предыдущем примере, здесь маловероятен, потому что, в отличие от разрозненных африканских гаплотипов, арабы гаплогруппы R1a формируют целый набор локальных ветвей и представляют весьма привилегированные кланы. Отсутствуют среди них и ветви, характерные для славян, которые также часто попадали на невольничьи рынки Ближнего Востока, но в несравненно меньшем масштабе, чем африканцы. Брать в рабство единоверцев из соседних народов – потомков ариев, запрещали законы шариата. Следовательно, наиболее вероятными предками этих линий можно считать персов, курдов и представителей других ираноязычных народов, живших с арабами на одной территории и вошедших в состав арабских племен, вероятно, еще в доисламскую эпоху или при первых халифах. Участием арабизованных иранцев в самой ранней стадии формирования племен, занявших лидирующие позиции в Халифате, можно объяснить довольно значительную долю (до 10% для отдельных кланов) и высокий социальный статус их потомков в современном арабском мире.

Таким образом, оба примера показывают, что имеющаяся выборка арабов достаточно велика и имеет достаточно высокое разрешение по филогении, чтобы дать детальный анализ минорных ветвей, выводы из которого подтверждаются историческими свидетельствами. Особенно интригует тот факт, что зона контактов арабов и ираноязычных народов – это преимущественно Месопотамия. Если потомки живших там народов влились в состав арабов стран Персидского залива, как об этом свидетельствуют гаплотипы ветвей L657 и Z2123, то с не меньшей вероятностью можно ожидать, что какие-то генеалогические линии у них восходят к шумерам, которые вряд ли исчезли, не оставив следов. Численность их была достаточно велика по меркам той эпохи, а их потомков, скорее всего, не коснулись этнические чистки, проводимые время от времени ассирийскими и вавилонскими царями. Насильственному переселению подвергались, прежде всего, жители недавно покоренных земель, а не метрополии, к которой относилась и территория Шумера. В следующей части мы рассмотрим возможных кандидатов в потомки шумеров, не пренебрегая ни одной гаплогруппой и взвешивая все «за» и «против» каждой из версий.

Продолжение следует…

Игорь Рожанский,
кандидат химических наук

На юге современного Ирака, в междуречье Тигра и Евфрата, почти 7000 лет назад поселился загадочный народ – шумеры. Они внесли весомый вклад в развитие человеческой цивилизации, но мы до сих пор не знаем, откуда шумеры пришли и на каком языке говорили.

Загадочный язык

Долину Месопотамии издавна населяли племена семитов-скотоводов. Именно их вытеснили на север пришельцы-шумеры. Сами шумеры не состояли в родстве с семитами, более того, их происхождение по сей день неясно. Неизвестна ни прародина шумеров, ни языковая семья, к которой принадлежал их язык.

На наше счастье, шумеры оставили много письменных памятников. Из них мы и узнаем, что «шумерами» этот народ называли соседние племена, а сами они именовали себя «санг-нгига» — «черноголовые». Язык же свой они называли «благородным языком» и считали единственным пригодным для людей (в отличие от не столь «благородных» семитских языков, на которых разговаривали их соседи).
Но шумерский язык не был однородным. Были в нем особые диалекты для женщин и мужчин, рыбаков и пастухов. Как звучал шумерский язык, неизвестно по сей день. Большое количество омонимов позволяет предположить, что язык этот был тоновым (как, например, современный китайский), а значит смысл сказанного часто зависел от интонации.
После заката шумерской цивилизации, язык шумеров еще долго изучался в Месопотамии, так как на нем были написаны большинство религиозных и литературных текстов.

Прародина шумеров

Одной из главных загадок остается прародина шумеров. Ученые строят гипотезы, основываясь на археологических данных и сведеньях, полученных из письменных источников.

Эта неизвестная нам азиатская страна должна была располагаться на море. Дело в том, что шумеры попали в Месопотамию по руслам рек, а первые их поселения появляются на юге долины, в дельтах Тигра и Евфрата. Сначала шумеров в Месопотамии было совсем немного – и не удивительно, ведь корабли могут вместить не так уж много переселенцев. Видимо, они были хорошими мореплавателями, раз смогли подняться вверх по незнакомым рекам и найти подходящее место, чтобы пристать к берегу.
Кроме того, ученые считают, что шумеры происходят из гористой местности. Не зря в их языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Да и шумерские храмы «зиккураты» по своему виду напоминают горы – это ступенчатые сооружения с широким основанием и узкой пирамидальной вершиной, где и находилось святилище.
Еще одно важное условие – эта страна должна была обладать развитыми технологиями. Шумеры были одним из наиболее продвинутых народов своего времени, они первые на всем Ближнем Востоке начали использовать колесо, создали ирригационную систему, изобрели уникальную письменность.
По одной из версий, эта легендарная прародина располагалась на юге Индии.

Пережившие потоп

Шумеры не зря избрали своей новой родиной долину Междуречья. Тигр и Евфрат берут начало в Армянском нагорье, и несут в долину плодородный ил и минеральные соли. Из-за этого почва в Месопотамии чрезвычайно плодородная, там в изобилии росли фруктовые деревья, злаки и овощи. Кроме того, в реках водилась рыба, на водопой стекались дикие звери, а на заливных лугах было вдоволь пищи для скота.

Но у всего этого изобилия была и обратная сторона. Когда в горах начинали таять снега, Тигр и Евфрат несли в долину потоки воды. В отличие от разливов Нила, разливы Тигра и Евфрата нельзя было предсказать, они не были регулярными.

Сильные разливы превращались в настоящее бедствие, они уничтожали все на своем пути: города и деревни, колосящиеся поля, животных и людей. Наверно, впервые столкнувшись с этим бедствием, шумеры и создали легенду об Зиусудре.
На собрание всех богов были принято страшное решение – уничтожить все человечество. Лишь один бог Энки пожалел людей. Он явился во сне к царю Зиусудре и велел ему построить огромный корабль. Зиусудра выполнил волю бога, на корабль он погрузил своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи.
Наутро начался страшный потоп, которого испугались даже боги. Дождь и ветер свирепствовали шесть дней и семь ночей. Наконец, когда вода начала отступать, Зиусудра покинул корабль и принес жертвы богам. Тогда в награду за его верность, боги даровали Зиусудре и его жене бессмертие.

Эта легенда не просто напоминает предание о Ноевом ковчеге, скорее всего библейская история является заимствованием из шумерской культуры. Ведь первые дошедшие до нас поэмы о потопе восходят аж к XVIII веку до нашей эры.

Цари-жрецы, цари-строители

Шумерские земли никогда не являлись единым государством. По сути дела это была совокупность городов-государств, каждый со своим законом, своей казной, своими правителями, своей армией. Общими были лишь язык, религия и культура. Города-государства могли враждовать между собой, могли обмениваться товарами или вступать в военные союзы.

В каждом городе-государстве правили три царя. Первый и самый главный назывался «эн». Это был царь-жрец (впрочем, эном могла быть и женщина). Главной задачей царя-эна было проведение религиозных церемоний: торжественных процессий, жертвоприношений. Кроме того, он заведовал всем храмовым имуществом, а иногда – имуществом всей общины.

Важной сферой жизни в древней Месопотамии было строительство. Шумерам приписывают изобретение обожженного кирпича. Из этого более прочного материала строились городские стены, храмы, амбары. Заведовал возведением этих сооружений жрец-строитель энси. Кроме того, энси следил за оросительной системой, ведь каналы, шлюзы и плотины позволяли хоть немного контролировать нерегулярные разливы.

На время ведения войны шумеры избирали еще одного предводителя – военного вождя – лугаля. Самым известным военным вождем был Гильгамеш, подвиги которого увековечены в одном из самых древних литературных произведений – «Эпосе о Гильгамеше». В этой истории великий герой бросает вызов богам, побеждает чудовищ, привозит в родной город Урук драгоценное кедровое дерево и даже спускается в загробный мир.

Шумерские боги

В Шумере существовала развитая религиозная система. Особым почитанием пользовались три бога: бог неба Ану, бог земли Энлиль и бог воды Энси. Помимо этого, у каждого города был свой бог-покровитель. Так, Энлиль особенно почитался в древнем городе Ниппуре. Жители Ниппура считали, что Энлиль подарил им такие важные изобретения как мотыга и плуг, а также научил строить города и возводить вокруг них стены.

Важными богами для шумеров были солнце (Уту) и луна (Наннар), сменявшие друг друга на небосклоне. И, конечно, одной из важнейших фигур шумерского пантеона была богиня Инанна, которую ассирийцы, позаимствовавшие религиозную систему у шумеров, станут именовать Иштар, а финикийцы – Астартой.

Инанна была богиней любви и плодородия и, одновременно, богиней войны. Она олицетворяла прежде всего плотскую любовь, страсть. Не зря во многих шумерских городах существовал обычай «божественного брака», когда цари, чтобы обеспечить плодородие свом землям, скоту и людям, проводили ночь с верховной жрицей Инанну, воплощавшей саму богиню.

Подобно многим древним богам, Инанну была капризна и непостоянна. Она часто влюблялась в смертных героев, и горе было тем, кто отвергал богиню!
Шумеры считали, что боги сотворили людей, смешав свою кровь с глиной. После смерти души попадали в загробный мир, где также не было ничего, кроме глины и пыли, которой и питались мертвые. Чтобы сделать жизнь своих умерших предков чуть лучше, шумеры приносили им в жертву еду и напитки.

Клинопись

Шумерская цивилизация достигла удивительных высот, даже после завоевания северными соседями, культура, язык и религия шумеров были заимствованы сначала Аккадом, потом Вавилонией и Ассирией.
Шумерам приписывают изобретение колеса, кирпичей и даже пива (хотя ячменный напиток они, скорее всего, изготавливали по другой технологии). Но главным достижением шумеров была, конечно, уникальная система письма – клинопись.
Клинопись получила свое название из-за формы значков, которые оставляла тростниковая палочка на мокрой глине – самом распространенном материале для письма.

Шумерское письмо произошло от системы подсчета различных товаров. Например, когда человек подсчитывал свое стадо, для обозначения каждой овцы он делал шарик из глины, потом эти шарики складывал в коробочку, а на коробочке оставлял пометки – количество этих шариков. Но ведь все овцы в стаде разные: разного пола, возраста. На шариках появлялись пометки, соответственно животному, которое они обозначали. И, наконец, овцу стали обозначать рисунком – пиктограммой. Рисовать тростниковой палочкой было не очень удобно, и пиктограмма превращалась в схематичное изображение, состоящее из вертикальных, горизонтальных и диагональных клинышков. И последний шаг – эта идеограмма стала обозначать не только овцу (по-шумерски «уду»), но и слог «уду» в составе сложных слов.

Сначала клинопись использовалась для составления хозяйственных документов. От древних жителей Месопотамии до нас дошли обширные архивы. Но позднее шумеры стали записывать и художественные тексты, и появились даже целые библиотеки из глиняных табличек, которым были не страшны пожары – ведь после обжига глина становилась только прочнее. Именно благодаря пожарам, в которых гибли шумерские города, захваченные воинственными аккадцами, до нас и дошли уникальные сведения об этой древней цивилизации.