Партизанские операции рельсовая война и концерт. Партизанская операция «Рельсовая война

Операция «Рельсовая война» кодовое наименование операции советских партизан проводившейся с 3 августа по 15 сентября 1943 года на оккупированной территории РСФСР, БССР и части УССР. Содержание 1 Цель операции 2 Подготовка операции … Википедия

Рельсовая война действия партизан с целью нарушения работы железнодорожного транспорта противника и вывода из строя перевозимых по железной дороге живой силы, техники и материальных средств. Содержание 1 Рельсовая война в годы Великой… … Википедия

- («Рельсовая война»,) 1) действия партизан в тылу противника с целью нарушения работы его ж. д. транспорта и вывода из строя перевозимых по железной дороге живой силы, боевой техники и материальных средств. 2) Наименование крупной операции … Большая советская энциклопедия

"Рельсовая война" - РÉЛЬСОВАЯ ВОЙНÁ , 1) действия партизан с целью нарушения работы ж. д. транспорта пр ка и вывода из строя перевозимых по ж. д. живой силы, техники и материальных средств. 2) Кодовое наименование крупной операции, проведённой сов. партизанами 3 авг … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Великая Отечественная война Дата сентябрь ноябрь 1943 Место Белорусская ССР, Ленинградская область, Калининская область … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт (значения). Операция «Концерт» Великая Отечественная война Дата 19 сентября конец октября 1943 … Википедия

Основная статья: Великая Отечественная война Операция Барбаросса Великая Отечественная война Вторая мировая война … Википедия

Великая Отечественная война Вторая мировая война … Википедия

Вторая мировая война Великая Отечественная война Дата 9 сентября ноябрь 1941 Место Московская область … Википедия

Книги

  • Вторая Мировая. Курская дуга. Рельсовая война (DVD) , Деникина Анна, Филипп Сергей. Вторая Мировая. Курская дуга. Рельсовая война Документальный фильм В истории Великой Отечественной Курская битва отмечена особо. Ее называют поворотным пунктом входе войны, после которого…
  • Рельсовая война , Тамоников А.. Беда грозит русскому городу Черенску. Группа террористов, финансируемая турецким эмиссаром «Аль-Каиды», готовит чудовищный теракт - взрыв железнодорожного состава, перевозящего нефть. Взрыв…

Одним из главных направлений деятельности белорусских партизан были операции на железных, шоссейных и грунтовых дорогах, водных путях, диверсии на железнодорожных узлах, разгром вражеских гарнизонов и опорных пунктов, уничтожение баз и линий связи. Это было не случайно. По территории Беларуси проходили важные железнодорожные и шоссейные магистрали, связывавшие тыл Германии с фронтом. Здесь размещались самые крупные железнодорожные узлы и станции, через которые снабжались войска не только группы армий «Центр», но частично и групп армий «Север» и «Юг».

Недостаток минно-подрывной техники в начале войны сдерживал активность патриотов и требовал от них находчивости. Так, в первой половине 1942 г. крушения поездов осуществлялись при помощи специальных клиньев, путем развинчивания и разбора рельсов.

Германская главная железнодорожная дирекция «Центр» отмечала, что в 1942 г. было зарегистрировано: в январе - феврале - 1 1 нападений партизан на железные дороги, в марте - 27, в апреле - 65, в мае - 145, в июне - 262, а с 1 по 25 июля - 304. За это время партизаны подорвали 200 паровозов, вывели из строя 773 вагона, разрушили 13 440 м железнодорожного полотна, нанесли значительный урон людским и материальным ресурсам врага.

В ряде партизанских отрядов было организовано производство мин из неразорвавшихся бомб и снарядов. Этот опыт быстро распространился. Начали работу многочисленные так называемые «чертовы кухни», в которых выплавляли тол. Значительная часть специалистов-подрывников, техника и взрывчатка поступали из-за линии фронта. В первой половине 1942 г. в партизанские формирования были направлены 33 группы специально подготовленных подрывников. В марте - сентябре 1942 г. белорусские партизаны получили 10 860 мин и 40 т взрывчатки, что позволило активизировать диверсионную работу патриотов. К лету 1943 г. белорусские партизаны вывели из строя почти все узкоколейные железные дороги.

В партизанских формированиях создавались группы подрывников. В Гомельской области действовало 209 комсомольско-молодежных диверсионных групп, объединявших более 1300 юношей и девушек. В Минской области в 569 группах сражалось 4100 человек, 2950 подрывников насчитывалось в Могилевской области, 1180 - в Барановичской, 1080 - в Белостокской и 570 - в Брестской.

Настоящими мастерами подрывного дела были Александр Исаченко, Павел Кожушко, Николай Анохин, Константин Пармон, Василий Шутов, Федор Бачило, Борис Дмитриев, Филипп Ковалев, Федор Кухарев, Алексей Лукашевич, Федор Малышев, Михаил Мормулев, Анна Масловская, Владимир Парахневич, Григорий Токуев, Мамед-Али Топвал- дыев, Тамара Почекаева, Любовь Кривельская, Вера Одинец, Полина Осина, Нина Губинская, Александра Горбунова, Станислава Войнич и многие другие.

Многие из подрывников пожертвовали своей жизнью. Весть о бесстрашном поступке 17-летнего партизана бригады имени Ф. Э. Дзержинского Николая Гойшика облетела всю Беларусь. Юный патриот имел на своем боевом счету 7 пущенных под откос эшелонов врага. Во время очередной боевой операции 24 апреля 1944 г. из-за усиленной охраны партизаны не смогли заминировать рельсы. Эшелон с боевой техникой и живой силой врага приближался к месту засады. Николай бросился с миной под паровоз - доставка на фронт боеприпасов и техники для немецких солдат была приостановлена на 15 часов.

Одна из крупнейших операций партизан по одновременному массовому разрушению железнодорожных коммуникаций врага известна под названием «рельсовая война». Она проводилась в три этапа. Первый этап «рельсовой войны» состоялся в августе - сентябре 1943 г. во время контрнаступления советских войск под Курском. В операции участвовали партизаны Беларуси, Украины, Литвы, Латвии, России. Около 74 тыс. белорусских партизан наносили уничтожающие удары по вражеским железнодорожным коммуникациям.

Второй этап «рельсовой войны» под кодовым названием «Концерт» проводился с середины сентября до начала ноября 1943 г., когда Красная Армия уже вступила на территорию БССР. В ходе первого и второго этапов были подорваны 211 тыс. железнодорожных рельсов, под откос пущены 2171 поезд, 6 бронепоездов, разрушены 32 водокачки, 295 железнодорожных мостов.

Третий этап «рельсовой войны» начался в ночь на 20 июня 1944 г., накануне белорусской операции «Багратиону и продолжался до полного освобождения Беларуси. Было подорвано свыше 60 тыс. рельсов. В «рельсовой войне» была использована новая тактика: на разгром железнодорожных путей выходили не отдельные диверсионные группы, а все отряды и бригады. В результате германские поставки для фронта сократились почти наполовину. Важно подчеркнуть, что в «рельсовой войне» активное участие принимало и мирное население.

Часто партизаны организовывали диверсии на шоссейных и грунтовых дорогах. Неожиданные налеты на отдельные транспортные средства или небольшие подразделения противника, подрыв, разрушение и сожжение мостов и линий связи, завалы на дорогах, разбрасывание колючек с целью повреждения шин автомобилей были массовым и типичным явлением борьбы партизан.

Одним из самых эффективных средств борьбы советских партизан с немецкими оккупационными войсками во время Великой отечественной войны была Рельсовая войны. Эти действия подразумевали под собой нарушение функционирования железнодорожного сообщения, что приводило к затруднению перевозки военной техники и солдат противника. Апогеем таких действий стали события, проводимые советскими партизанами в период 3.08. – 15.09.1943 получивших в истории название «Операция» Рельсовая война». Данная операция проводилась на оккупированной территории современной Украины, России, Белоруссии.

Основная задача операции состояла в оказании помощи советским войскам в окончательном разгроме нацистских войск в ходе Курского сражения и дальнейшего продвижения наступления, путем препятствию подвоза материального обеспечения для усиления обороноспособности немецких войск и перенос основных сил немцев для охраны железной дороги.

Для проведения операции «Рельсовая война» были привлечены партизанские соединения Украины, Белоруссии и России. Одним из разработчиков операции стал П. Пономаренко, приказ о начале операции был отдан 14.07.1943 года. Партизанские соединения были обеспечены взрывчаткой и подрывной техникой и другими боеприпасами. Всего в операции было задействовано более ста тысяч партизан, которые развернули активную деятельность в тылу немецких армий «Юг», «Центр» и «Север». Операция «Рельсовая война» растянулась по фронту на тысячу километров и в глубину более чем на семьсот пятьдесят километров. Сама операция была тщательно разработана, у каждого отряда была конкретная цель, все действия был расписаны до минуты. Своеобразной «репетицией» операции стал массовый подрыв рельсов орловскими партизанами 22 июля 1943 года.

С первого дня операции партизаны развернули широкую подрывную деятельность. Одновременно на многих участках железной дороги прогремели взрывы, причем немцы, не ожидавшие столь масштабных действий, к восстановлению железной дороги начали только через три дня. Только за первые сутки было уничтожено более сорока тысяч рельсов. Успех операции был колоссальным, так за период июля-сентября 1943 года партизанам удалось уничтожить 1529 железнодорожных эшелонов и 115 мостов. Партизанам только в Белоруссии удалось взорвать три бронепоезда противника и уничтожить более 810 эшелонов немцев. Партизаны смогли уменьшить пропускную способность железнодорожного покрытия на 71%. Некоторые участки железной дороги были полностью разрушены, так грузы с Ковеля на Бердичев теперь оккупанты могли везти только через Одессу. Партизанам удалось надолго парализовать железнодорожное сообщение на таких важных узловых станциях как Ковель, Сарненск, Шепетовка, Здолбуновск. Всего по плану операции предусматривалось уничтожение 230 тысяч рельсов, то есть 1330 км железнодорожных путей в одну колею, план был выполнен почти на 100%.
Результатами операции стало резкое сокращение подвоза противнику материального обеспечения и живой силы. Для хотя бы частичного восстановления разрушенного железнодорожного покрытия, немецким войскам пришлось преобразовать двупутные участки в однопутные, сваривать подорванные рельсы. На оккупированные территории в срочном порядке привозились рельсы из Германии и Польши, а это в свою очередь увеличило напряженность транспортировки. Для охраны дорог немцам пришлось прилечь дополнительные силы, что затрудняло перегруппировку и снабжение отступающих войск.

Большой вклад в провидение операции «Рельсовая война» внесли такие советские партизаны как С. Ковпак, А. Федоров, Ф. Лысенко., В. Яремчук, и еще пяти подрывникам в ходе операции было присвоено звание Героя Советского Союза.

Осенние и весенние ливни превращали грунтовые дороги в непроходимые грязевые болота и делали их эксплуатацию невозможной. Использование рек, как транспортных артерий, было ограничено кратким периодом навигации — в нашем климате это максимум 5-7 месяцев. Единственным всесезонным способом доставки грузов была железнодорожная сеть. Железные дороги, как кровеносные сосуды, должны были снабжать действующую армию всем необходимым круглый год. Конечно, существовала и транспортная авиация, но малая мощность не позволяла перевозить с ее помощью тяжелые грузы или боевую технику.

Таким образом, стратегическое значение железнодорожных путей было просто огромным, а их бесперебойная эксплуатация являлась ключевым фактором для успешного ведения боевых действий.

Летом 1943 года советским командованием было принято решение о нанесении удара по столь важной составляющей немецкой военной машины, а роль главных исполнителей замысла Ставки отводилась партизанским отрядам .

Важно отметить, что с самых первых дней Войны на всей оккупированной территории зародилось народно-освободительное движение. Сформированные из местных жителей и красноармейцев, вырвавшихся из окружения или бежавших из плена, партизанские отряды вели непрерывную войну в неприятельском тылу: подрывая мосты, пуская под откос вражеские эшелоны и уничтожая гарнизоны.

Возмужавшее к лету 1943 года партизанское движение было готово к проведению массовых хорошо скоординированных операций.


9 июля 1943 года в письме И.В.Сталину начальник штаба П.К.Пономаренко предложил с целью дезорганизации железнодорожных перевозок противника провести одновременно и повсеместно операцию по разрушению рельсов на железнодорожных путях. Центральный штаб партизанского движения принял в июне 1943 года постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны».

Так будущая операция обрела кодовое имя «Рельсовая война» .
Основной целью кампании было нанесение максимального урона железнодорожным коммуникациям противника на Орловско-Курском направлении, для оказания помощи Советской Армии в завершении разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве. Основными объектами будущего удара должны были стать железнодорожные мосты, узловые станции, подвижной состав и непосредственно сами железнодорожные пути.

В рамках подготовки операции за линию фронта были переправлены сотни тонн взрывчатки, отряды пополнились подрывниками. В некоторых партизанских отрядах было налажено производство самодельных мин из неразорвавшихся снарядов, а необходимый для бомб тол выплавляли в так называемых «чертовых кухнях» . Позднее в тех же кухнях тол стали выплавлять в заранее приготовленных для этого формах, в которых он застывал в виде «буханок» , как их называли партизаны. Основным навыкам подрывного дела обучались все члены отряда от повара до командира.

Исключительную важность железнодорожной инфраструктуры понимали и немцы. В рамках предотвращения диверсионных акций немецкое командование приняло целый ряд контрмер. Вдоль железнодорожного полотна на 100 метров вырубался лес, устанавливались вышки, проволочные заграждения, а иногда и минные поля. На особо важных участках, перегонах и узловых станциях были установлены дзоты и держались постоянные гарнизоны.

Также немцы провели ряд операций против партизан . Их целью был захват утраченных территорий, которые могли играть важную роль в предстоящем летнем наступлении.

Но партизанская разведка всегда была начеку и часто карательные операции заканчивались для оккупантов бесславно. Одному из таких немецких отрядов был нанесен большой урон своими. О том, что гитлеровцы планируют наступление на их участок, партизаны узнали заранее и, заняв наиболее выгодную позицию, приготовились к встрече с врагом. Вскоре появился немецкий самолет, который кружил над местностью какое-то время, чтобы наметить цели для уничтожения, а затем вызвал двух бомбардировщиков. После того, как были сброшены первые бомбы, вражеская пехота поднялась в наступление. Но когда партизаны открыли огонь, гитлеровцы повернули назад. В это время немецкие бомбардировщики совершали очередной заход. Заметив бегущих, летчики приняли их за партизан и скинули на них оставшиеся бомбы , а затем еще для верности прочесали свою пехоту пулеметным огнем. Карательная операция провалилась.


Немецкие летчики бомбили свою пехоту

5/YIII-43 г. Утренний выпуск РФИ лист 4 ВЛ

Действующая Армия, 5 августа. /Спецкорр. ТАСС/. Партизанская разведка донесла, что немецкий карательный отряд готовит наступление. Выбрав господствовавшую над местностью высоту и прикрыв фланги, партизаны приготовились к встрече противника. Вскоре появился фашистский корректировщик. Самолет долго выискивал цели, затем вызвал двух бомбардировщиков.
Вражеские самолеты сделали заход и сбросили серию бомб. Тотчас же фашистская пехота поднялась в наступление. Противник рассчитывал на то, что боевые порядки партизан деморализованы. Когда до первой цепи немцев оставалось не более 50 метров, партизаны открыли огонь из пулеметов. Гитлеровцы повернули назад. Немецкие бомбардировщики в это время делали очередной заход. Летчики, заметив бегущих, решили, что это партизаны, и стали сбрасывать на них бомбы. Затем самолеты снизились и прочесали свою пехоту пулеметным огнем.
Немецкий карательный отряд понес большие потери.
В. Медведев

22 июля 1943 года партизаны Орловской области провели массовый подрыв рельс — это была своеобразная репетиция перед будущей масштабной операцией. К концу июля подготовка была закончена. Операцию «Рельсовая война» решено было начать 3 августа.

Время начала удара было выбрано не случайно. Под натиском наступавших советских войск немецкое командование непрерывно перебрасывало мобильные части с одного участка фронта на другой, пытаясь латать дыры в обороне. Нагрузка на железнодорожные пути была максимальна, а значит и урон, причиненный при разрушении, был бы наибольшим.

Дальнобойная немецкая пушка «Дора».

В 1942 году при осаде Севастополя гитлеровцы применили кроме прочих орудий и 800 миллиметровую артиллерийскую систему «Дора». Семитонные снаряды этой пушки пробивали 100 сантиметровую броню. Вес орудия превышал 1350 тонн. Установка передвигалась на платформе с 80 колесами. Расчет составляла команда из 450 солдат и офицеров.

Однако 80 снарядов, выпущенных по героическому Севастополю, не оправдали надежд гитлеровского командования. Орудие вскоре перевезли под Ленинград, где началась знаменитая рельсовая война.

Нашим воинам противостоял сильный и опытный противник. Фронт подошел так близко к Ленинграду, что центр города оказался в радиусе действия гитлеровской дивизионной и корпусной артиллерии. Кроме того, немцы постоянно подвозили к передовой орудия большой мощности калибром до 420 миллиметров. В обстрелах участвовали как германские железнодорожные установки (240–380 миллиметровые), так и их трофейные французские аналоги (305–370 миллиметровые). 15 сентября 1941 года Ленинград находился под огнем 18 часов 32 минуты, 17 сентября – 18 часов 33 минуты.


Транспортировали суперорудие при помощи нескольких железнодорожных составов (всего до 60 локомотивов и вагонов с персоналом в несколько сот человек)

Артиллерия Ленинградского фронта имела дальность стрельбы всего до 20 километров, так что вся тяжесть противоборства легла на моряков и железнодорожников. Подвижность «рельсовых» батарей и разветвленность местного транспортного узла обеспечили широкий маневр орудиям. При необходимости прокладывались и новые пути.

К лету 1942 года батареи научились открывать огонь уже через минуту после обнаружения вспышки орудий противника. Гитлеровцы тоже не дремали: в начале осады они начинали стрельбу только через 20–25 минут после первых залпов советских пушек с железнодорожных транспортеров, а через год этот промежуток сократился втрое. Но в ответ наша артиллерия ускорила развертывание на огневой позиции и отход с нее. Такого прогресса достигли за счет перехода от последовательного выполнения отдельных операций к параллельному. Делалось все, чтобы обеспечить быстрое движение транспортера по рельсам. В итоге получилась почти 7 кратная экономия (4 минуты вместо штатных 25)! Часто с целью соблюдения маскировки батареи отходили «самоходом».


Снаряд «Доры» пробивал бронеплиту толщиной 1 м или 8-метровое железобетонное перекрытие. Вначале суперпушка получила название «Густав», но традиция фирмы давать своим изделиям женские имена оказалась сильнее, и изобретение поменяло «пол».

Открытие огня маскировалось подрывом имитационных взрывпакетов или залпами орудий среднего калибра. Саперы устраивали ложную позицию батареи на 700–900 метров впереди действующей. Первые выстрелы производили с нее, а когда противник, отвечая, «засвечивался», в дело вступал большой калибр.

Подобные тактические «изюминки» приносили неплохие результаты. К 1 октября 1943 года 19 я батарея осуществила 118 выходов на боевые позиции и в 89 случаях подвергалась ответному огню. Немцы выпустили до 1500 снарядов, но ни один транспортер так и не вывели из строя – столь высоким оказалось искусство маскировки! Ну а уже в 1944–1945 годах советские «рельсовые пушки» полностью доминировали. При прорыве блокады Ленинграда зимой 1944 го батареи выпустили по врагу 6798 снарядов. Железнодорожники участвовали в штурме Выборга, обеспечивали десантные операции на островах Финского залива, обстреливали блокированные гарнизоны Мемеля, Либавы и Кенигсберга.

К концу войны бригада железнодорожной артиллерии насчитывала 356 миллиметровых и 305 миллиметровых установок – по 3, 180 миллиметровых и 152 миллиметровых – по 12, 130 миллиметровых – 39. Причем в ходе боев не погиб ни один расчет с орудием калибром более 152 миллиметров…

Столь блестящие результаты не могли не привлечь внимания командования. Разработчики уникальной техники были удостоены надлежащих почестей. Но мало кто сегодня знает, сколько интереснейших образцов осталось на бумаге.

356-мм жедезнодорожная установка ТП-1 обр. 1939 г.

Главное артиллерийское управление (ГАУ) еще в 1931 году выдало наркоматам «Ориентировочное задание на проектирование железнодорожных установок». 8 февраля 1938 года маршал Кулик утвердил тактико технические требования на «рельсовую» 356 миллиметровую пушку ТП 1 и 500 миллиметровую гаубицу ТГ 1. Проектирование качающейся части обоих орудий поручили Особому техническому бюро УНКВД Ленинградской области, а транспортера – ЦКБ 19, располагавшемуся прямо в знаменитой тюрьме «Кресты». Позже эта «шарага» была переименована в ОКБ 172.
Рабочие чертежи и той и другой системы были подписаны в январе 1940 года. А уже летом 1941 го планировали провести испытания. Но начавшаяся война нарушила планы. Изготовители суперорудий – ленинградский завод «Баррикады» и Новокраматорский механический завод – перешли на выпуск другой продукции. Уже отлитые материальные части ТП 1 и ТГ 1 законсервировали…

Тем более что опыт Второй мировой войны показал не очень хорошие перспективы использования сверхдальнобойной артиллерии. Ту же «Дору» и двух ее сестер при первой же угрозе прорыва ленинградской блокады пришлось вывезти в Германию, где они и были взорваны к концу войны.
Не лучшая участь ждала и другие суперпушки. Так, орудие, предназначавшееся для обстрела Лондона и появившееся на побережье Ла Манша в начале 1945 года, поначалу обеспокоило союзников. Еще бы! Махина имела длину ствола в 130 метров, а снаряд калибра 150 миллиметров весил 140 килограммов. Однако первый же выстрел закончился разрывом ствола и больше к этой затее не возвращались!

Наконец, в самом конце Второй мировой войны на вооружение вермахта поступило несколько 600 миллиметровых самоходных орудий «Карл». Однако они оказались неповоротливыми, недостаточно эффективными и вскоре были захвачены нашими частями.

Знакомство с трофейными «мастодонтами», возможно, послужило толчком к тому, что в 1951 году ЦКБ 34 начало проектировать 406 миллиметровую железнодорожную установку СМ 3б. Для расчета ее баллистических характеристик использовали данные аналогичной пушки с недостроенного линкора «Советский Союз». Впервые артиллерийская система имела двойной откат (ствол откатывался по люльке, а верхний станок скользил по нижнему) и специальные приборы управления стрельбой, сопряженные с радиолокатором «Редан 3». Одновременно разрабатывали 305 миллиметровую установку СМ 31, также имевшую двойной откат, и 180 миллиметровое орудие ТМ 2–180.

Но в середине 1950 х годов в связи с новой позицией военно политического руководства во главе с Н. С. Хрущевым («ракеты вместо пушек») все работы по железнодорожной, а также морской и береговой тяжелой артиллерии были свернуты. К моменту прекращения финансирования упомянутые установки еще не выпускались, но их чертежи уже готовились для передачи на заводы.
Тем не менее тяжелые «рельсовые пушки» длительное время оставались на вооружении ВМФ. Так, еще до 1 января 1984 года моряки эксплуатировали одиннадцать ТМ 1–180 (8 на Черном море и 3 на Балтике) и две ТМ 3–12 (в финском заливе).

Оба орудия – по экземпляру этих «последних ласточек» отечественной железнодорожной артиллерии – помещены на вечной стоянке, близ форта Краснофлотский (бывшая Красная Горка) под Санкт Петербургом.