Почему болконскому было грустно и тяжело. Почему после шенграбенского сражения князю андрею было грустно и тяжело? Князю андрею было грустно и тяжело

Ветер стих, черные тучи низко нависли над местом сражения, сливаясь на горизонте с пороховым дымом. Становилось темно, и тем яснее обозначалось в двух местах зарево пожаров. Канонада стала слабее, но трескотня ружей сзади и справа слышалась еще чаще и ближе. Как только Тушин с своими орудиями, объезжая и наезжая на раненых, вышел из-под огня и спустился в овраг, его встретило начальство и адъютанты, в числе которых были и штаб-офицер и Жерков, два раза посланный и ни разу не доехавший до батареи Тушина. Все они, перебивая один другого, отдавали и передавали приказания, как и куда идти, и делали ему упреки и замечания. Тушин ничем не распоряжался и молча, боясь говорить, потому что при каждом слове он готов был, сам не зная отчего, заплакать, ехал сзади на своей артиллерийской кляче. Хотя раненых велено было бросать, много из них тащилось за войсками и просилось на орудия. Тот самый молодцеватый пехотный офицер, который перед сражением выскочил из шалаша Тушина, был, с пулей в животе, положен на лафет Матвевны. Под горой бледный гусарский юнкер, одною рукой поддерживая другую, подошел к Тушину и попросился сесть. — Капитан, ради Бога, я контужен в руку, — сказал он робко. — Ради Бога, я не могу идти. Ради Бога! Видно было, что юнкер этот уже не раз просился где-нибудь сесть и везде получал отказы. Он просил нерешительным и жалким голосом: — Прикажите посадить, ради Бога. — Посадите, посадите, — сказал Тушин. — Подложи шинель, ты, дядя, — обратился он к своему любимому солдату. — А где офицер раненый? — Сложили, кончился, — ответил кто-то. — Посадите. Садитесь, милый, садитесь. Подстели шинель, Антонов. Юнкер был Ростов. Он держал одною рукой другую, был бледен, и нижняя челюсть тряслась от лихорадочной дрожи. Его посадили на Матвевну, на то самое орудие, с которого сложили мертвого офицера. На подложенной шинели была кровь, в которой запачкались рейтузы и руки Ростова. — Что вы, ранены, голубчик? — сказал Тушин, подходя к орудию, на котором сидел Ростов. — Нет, контужен. — Отчего же кровь-то на станине? — спросил Тушин. — Это офицер, ваше благородие, окровенил, — отвечал солдат-артиллерист, обтирая кровь рукавом шинели и как будто извиняясь за нечистоту, в которой находилось орудие. Насилу с помощью пехоты вывезли орудия в гору и, достигши деревни Гунтерсдорф, остановились. Стало уже так темно, что в десяти шагах нельзя было различить мундиров солдат, и перестрелка стала стихать. Вдруг близко с правой стороны послышались опять крики и пальба. От выстрелов уже блестело в темноте. Это была последняя атака французов, на которую отвечали солдаты, засевшие в домы деревни. Опять всё бросилось из деревни, но орудия Тушина не могли двинуться, и артиллеристы, Тушин и юнкер молча переглядывались, ожидая своей участи. Перестрелка стала стихать, и из боковой улицы высыпали оживленные говором солдаты. — Цел, Петров? — спрашивал один. — Задали, брат, жару. Теперь не сунутся, — говорил другой. — Ничего не видать. Как они в своих-то зажарили? Не видать, темь, братцы. Нет ли напиться? Французы последний раз были отбиты. И опять, в совершенном мраке, орудия Тушина, как рамой окруженные гудевшею пехотой, двинулись куда-то вперед. В темноте как будто текла невидимая мрачная река, все в одном направлении, гудя шепотом, говором и звуками копыт и колес. В общем гуле из-за всех других звуков яснее всех были стоны и голоса раненых во мраке ночи. Их стоны, казалось, наполняли собой весь этот мрак, окружавший войска. Их стоны и мрак этой ночи — это было одно и то же. Через несколько времени в движущейся толпе произошло волнение. Кто-то проехал со свитой на белой лошади и что-то сказал, проезжая. — Что сказал? Куда теперь? Стоять, что ль? Благодарил, что ли? — послышались жадные расспросы со всех сторон, и вся движущаяся масса стала напирать сама на себя (видно, передние остановились), и пронесся слух, что велено остановиться. Все остановились, как шли, на середине грязной дороги. Засветились огни, и слышнее стал говор. Капитан Тушин, распорядившись по роте, послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря для юнкера и сел у огня, разложенного на дороге солдатами. Ростов перетащился тоже к огню. Лихорадочная дрожь от боли, холода и сырости трясла все его тело. Сон непреодолимо клонил его, но он не мог заснуть от мучительной боли в нывшей и не находившей положения руке. Он то закрывал глаза, то взглядывал на огонь, казавшийся ему горячо-красным, то на сутуловатую слабую фигурку Тушина, по-турецки сидевшего подле него. Большие добрые и умные глаза Тушина с сочувствием и состраданием устремлялись на него. Он видел, что Тушин всею душой хотел и ничем не мог помочь ему. Со всех сторон слышны были шаги и говор проходивших, проезжавших и кругом размещавшейся пехоты. Звуки голосов, шагов и переставляемых в грязи лошадиных копыт, ближний и дальний треск дров сливались в один колеблющийся гул. Теперь уже не текла, как прежде, во мраке невидимая река, а будто после бури укладывалось и трепетало мрачное море. Ростов бессмысленно смотрел и слушал, что происходило перед ним и вокруг него. Пехотный солдат подошел к костру, присел на корточки, всунул руки в огонь и отвернул лицо. — Ничего, ваше благородие? — сказал он, вопросительно обращаясь к Тушину. — Вот отбился от роты, ваше благородие; сам не знаю, где. Беда! Вместе с солдатом подошел к костру пехотный офицер с подвязанною щекой и, обращаясь к Тушину, просил приказать подвинуть крошечку орудия, чтобы провезти повозку. За ротным командиром набежали на костер два солдата. Они отчаянно ругались и дрались, выдергивая друг у друга какой-то сапог. — Как же, ты поднял! Ишь ловок! — кричал один хриплым голосом. Потом подошел худой, бледный солдат с шеей, обвязанной окровавленною подверткой, и сердитым голосом требовал воды у артиллеристов. — Что ж, умирать, что ли, как собаке? — говорил он. Тушин велел дать ему воды. Потом подбежал веселый солдат, прося огоньку в пехоту. — Огоньку горяченького в пехоту! Счастливо оставаться, землячки, благодарим за огонек, мы назад с процентой отдадим, — говорил он, унося куда-то в темноту краснеющуюся головешку. За этим солдатом четыре солдата, неся что-то тяжелое на шинели, прошли мимо костра. Один из них споткнулся. — Ишь черти, на дороге дрова положили, — проворчал он. — Кончился, что ж его носить? — сказал один из них. — Ну вас. И они скрылись во мраке с своею ношей. — Что? болит? — спросил Тушин шепотом у Ростова. — Болит. — Ваше благородие, к генералу. Здесь в избе стоят, — сказал фейерверкер, подходя к Тушину. — Сейчас, голубчик. Тушин встал и, застегивая шинель и оправляясь, отошел от костра... Недалеко от костра артиллеристов, в приготовленной для него избе, сидел князь Багратион за обедом, разговаривая с некоторыми начальниками частей, собравшимися у него. Тут был старичок с полузакрытыми глазами, жадно обгладывавший баранью кость, и двадцатидвухлетний безупречный генерал, раскрасневшийся от рюмки водки и обеда, и штаб-офицер с именным перстнем, и Жерков, беспокойно оглядывавший всех, и князь Андрей, бледный, с поджатыми губами и лихорадочно блестящими глазами. В избе стояло прислоненное в углу взятое французское знамя, и аудитор с наивным лицом щупал ткань знамени и, недоумевая, покачивал головой, может быть, оттого, что его и в самом деле интересовал вид знамени, а может быть, и оттого, что ему тяжело было голодному смотреть на обед, за которым ему недостало прибора. В соседней избе находился взятый в плен драгунами французский полковник. Около него толпились, рассматривая его, наши офицеры. Князь Багратион благодарил отдельных начальников и расспрашивал о подробностях дела и о потерях. Полковой командир, представлявшийся под Браунау, докладывал князю, что, как только началось дело, он отступил из леса, собрал дроворубов и, пропустив их мимо себя, с двумя батальонами ударил в штыки и опрокинул французов. — Как я увидал, ваше сиятельство, что первый батальон расстроен, я стал на дороге и думаю: «Пропущу этих и встречу батальным огнем»; так и сделал. Полковому командиру так хотелось сделать это, так он жалел, что не успел этого сделать, что ему казалось, что все это точно было. Да, может быть, и в самом деле было? Разве можно было разобрать в этой путанице, что было и чего не было? — Причем, должен заметить, ваше сиятельство, — продолжал он, вспоминая о разговоре Долохова с Кутузовым и о последнем свидании своем с разжалованным, — что рядовой, разжалованный Долохов, на моих глазах взял в плен французского офицера и особенно отличился. — Здесь-то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, — беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера. — Смяли два каре, ваше сиятельство. На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная. Князь Багратион обратился к старичку полковнику. — Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? — спросил он, ища кого-то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) — Я вас, кажется, просил, — обратился он к дежурному штаб-офицеру. — Одно было подбито, — отвечал дежурный штаб-офицер, — а другое, я не могу понять; я сам там все время был и распоряжался и только что отъехал... Жарко было, правда, — прибавил он скромно. Кто-то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни и что за ним уже послано. — Да вот вы были, — сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею. — Как же, мы вместе немного не съехались, — сказал дежурный штаф-офицер, приятно улыбаясь Болконскому. — Я не имел удовольствия вас видеть, — холодно и отрывисто сказал князь Андрей. Все помолчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из-за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и споткнулся на него. Несколько голосов засмеялись. — Каким образом орудие оставлено? — спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова. Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку. Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею челюстью и едва проговорил: — Не знаю... ваше сиятельство... людей не было, ваше сиятельство. — Вы бы могли из прикрытия взять! Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору. Молчание было довольно продолжительно. Князь Багратион, видимо, не желая быть строгим, не находился, что сказать; остальные не смели вмешаться в разговор. Князь Андрей исподлобья смотрел на Тушина, и пальцы его рук нервически двигались. — Ваше сиятельство, — прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, — вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными и прикрытия никакого. Князь Багратион и Тушин одинаково упорно смотрели теперь на сдержанно и взволнованно говорившего Болконского. — И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, — продолжал он, — то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, — сказал князь Андрей и, не ожидая ответа, тотчас же встал и отошел от стола. Князь Багратион посмотрел на Тушина и, видимо, не желая выказать недоверия к резкому суждению Болконского и вместе с тем чувствуя себя не в состоянии вполне верить ему, наклонил голову и сказал Тушину, что он может идти. Князь Андрей вышел за ним. — Вот спасибо, выручил, голубчик, — сказал ему Тушин. Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело. Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся. «Кто они? Зачем они? Что им нужно? И когда все это кончится?» — думал Ростов, глядя на переменявшиеся перед ним тени. Боль в руке становилась все мучительнее. Сон клонил непреодолимо, в глазах прыгали красные круги, и впечатление этих голосов и этих лиц и чувство одиночества сливались с чувством боли. Это они, эти солдаты, и раненые и нераненые, — это они-то и давили, и тяготили, и выворачивали жилы, и жгли мясо в его разломанной руке и плече. Чтоб избавиться от них, он закрыл глаза. Он забылся на одну минуту, но в этот короткий промежуток забвения он видел во сне бесчисленное количество предметов: он видел свою мать и ее большую белую руку, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи, и Денисова с его голосом и усами, и Телянина, и всю свою историю с Теляниным и Богданычем. Вся эта история была одно и то же, что этот солдат с резким голосом, и эта-то вся история и этот-то солдат так мучительно, неотступно держали, давили и все в одну сторону тянули его руку. Он пытался устраниться от них, но они не отпускали ни на волос, ни на секунду его плечо. Оно бы не болело, оно было бы здорово, ежели бы они не тянули его; но нельзя было избавиться от них. Он открыл глаза и поглядел вверх. Черный полог ночи на аршин висел над светом углей. В этом свете летали порошинки падавшего снега. Тушин не возвращался, лекарь не приходил. Он был один, только какой-то солдатик сидел теперь голый по другую сторону огня и грел свое худое желтое тело. «Никому не нужен я! — думал Ростов. — Некому ни помочь, ни пожалеть. А был же и я когда-то дома, сильный, веселый, любимый». Он вздохнул и со вздохом невольно застонал. — Ай болит что? — спросил солдатик, встряхивая свою рубаху над огнем, и, не дожидаясь ответа, крякнув, прибавил: — Мало ли за день народу попортили — страсть! Ростов не слушал солдата. Он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминал русскую зиму с теплым, светлым домом, пушистою шубой, быстрыми санями, здоровым телом и со всею любовью и заботою семьи. «И зачем я пошел сюда!» — думал он. На другой день французы не возобновляли нападения, и остаток Багратионова отряда присоединился к армии Кутузова.

Собственную правоту и значимость

Бесчеловечность своей теории

Радостную полноту жизни

: Творчество Л.Н.Толстого

Задание {{129}} ТЗ 129 Тема 1-8-0

Действие романа «Война и мир» начинается в

Январе 1812 г.

Мае 1807 г.

Июле 1805 г.

Апреле 1801 г.

Задание {{130}} ТЗ 130 Тема 1-8-0

Роман «Война и мир» начинается

С описания Шенграбенского сражения

С описания именин в доме Ростовых

С описания вечера у А.П. Шерер

С описания встречи отца и сына Болконских

Задание {{131}} ТЗ 131 Тема 1-8-0

Возраст Наташи Ростовой в тот момент, когда автор знакомит читателей с героями произведения

Задание {{132}} ТЗ 132 Тема 1-8-0

В семье графа И.Ростова детей было

Задание {{133}} ТЗ 133 Тема 1-8-0

Кульминацией 1 тома романа «Война и мир» является

Именины в доме Ростовых

Встреча императоров в Тильзите

Аустерлицкое сражение

История с Телятиным

Задание {{134}} ТЗ 134 Тема 1-8-0

Князь Андрей идёт служить в действующую армию (1 том) потому, что

Стремится к славе

Это его представление об офицерском долге

Стремится защищать Родину

Желает продвинуться по служебной лестнице

Задание {{135}} ТЗ 135 Тема 1-8-0

Пьера Безухова привлекает в масонстве

Возможность общаться с влиятельными людьми

Идея единения и братства людей

Возможность отвлечься от несчастливого брака

Увлечение мистическим и необычным в жизни

Задание {{136}} ТЗ 136 Тема 1-8-0

После Шенграбенского сражения «князю Андрею было «грустно и тяжело», потому что

Ему не удалось проявить себя в сражении и прославиться

В сражении погибло больше солдат и офицеров, чем ожидалось

После посещения батареи капитана Тушина начали разрушаться его идеальные представления о подвиге

Его смелое поведение во время сражения не было замечено Багратионом

Задание {{137}} ТЗ 137 Тема 1-8-0

Истинной причиной дуэли Пьера Безухова с Долоховым является

Зависть Пьера к Долохову

Измена Элен

Случайное стечение обстоятельств

Оскорбление, которое Долохов нанёс Ростовым

Задание {{138}} ТЗ 138 Тема 1-8-0

Событие, побудившее князя Андрея оставить государственную службу вторично

Смерть жены

Служебные взыскания

Недовольство Сперанского

Любовь к Наташе

Задание {{139}} ТЗ 139 Тема 1-8-0

Деревня князя Андрея, которую отделил ему отец, называлась

Отрадное

Богучарово

Марьино

Лысые горы

Задание {{140}} ТЗ 140 Тема 1-8-0

Л.Н.Толстой считал, что истинная красота человека – это

Красота лица

Красота души

Красота наряда

Красота разума

Задание {{141}} ТЗ 141 Тема 1-8-0

Создавая роман-эпопею «Война и мир», Толстой следовал принципам

Классицизма

Романтизма

Реализма

Модернизма

Задание {{142}} ТЗ 142 Тема 1-8-0

В эпилоге романа «Война и мир» княжна Марья выйдет замуж за

Анатоля Курагина

Пьера Безухова

Николая Ростова

Ипполита Курагина

Задание {{143}} ТЗ 143 Тема 1-8-0

Граф Илья Андреевич Ростов устраивает обед в английском клубе по случаю

Победы в Бородинском сражении

Приезда императора в Москву

Именин Наташи

Победы князя Багратиона в Шенграбенском сражении

Задание {{144}} ТЗ 144 Тема 1-8-0

Николеньке Болконскому в конце романа (эпилога)

Задание {{145}} ТЗ 145 Тема 1-8-0

+ «Детство»

- «Анна Каренина»

- «Воскресение»

- «Плоды просвещения»

Задание {{146}} ТЗ 146 Тема 1-8-0

Л.Н.Толстой первым в русской и мировой литературе сумел показать «диалектику души» человека. В литературный обиход это определение ввёл

Н.А.Добролюбов

Н.Г.Чернышевский

Д.И.Писарев

И.А.Гончаров

Задание {{147}} ТЗ 147 Тема 1-8-0

В исторических трудах Наполеон нередко противопоставлялся Александру I. В романе «Война и мир» Наполеону противопоставлен:

Александр I

М.И.Кутузов

А.Болконский

Николай I

Задание {{148}} ТЗ 148 Тема 1-8-0

Действие романа «Война и мир» (в целом) длится

Около 7 лет

Задание {{149}} ТЗ 149 Тема 1-8-0

Фраза Л.Н.Толстого «Нет и не может быть величия там, где нет…» завершается

Великих поступков

Самолюбия

Стремления к славе

Простоты, добра и правды

Задание {{150}} ТЗ 150 Тема 1-8-0

Сражение, после которого князь Андрей разочаровался в своём кумире – Наполеоне

Шенграбенское

Прейсиш-эйлау

Фридландское

Аустерлицкое

Задание {{151}} ТЗ 151 Тема 1-8-0

Бородинское сражение мы увидели глазами

Николая Ростова

Пьера Безухова

Анатоля Курагина

Андрея Болконского

Задание {{152}} ТЗ 152 Тема 1-8-0

Событие, которое является кульминационным центром романа-эпопеи «Война и мир»

Отечественная война 1812 года

Первый бал Наташи Ростовой

Тильзитский мир

Совет в Филях

: Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина

Задание {{153}} ТЗ 153 Тема 1-9-0

Годы жизни М.Е.Салтыкова-Щедрина

1854 – 1906 гг.

1826 – 1889 гг.

1824 – 1886 гг.

1801 – 1878 гг.

Задание {{154}} ТЗ 154 Тема 1-9-0

Произведение М.Е.Садтыкова-Щедрина, под которым впервые появился псевдоним «Н.Щедрин»

- «Пошехонская старина»

- «Помпадуры и помпадурши»

- «Сказки для детей изрядного возраста»

+ «Губернские очерки»

Задание {{155}} ТЗ 155 Тема 1-9-0

Персонаж сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, который «жил – дрожал и умирал – дрожал»

Ворон-челобитник

Премудрый пескарь

Здравомысленный заяц

Задание {{156}} ТЗ 156 Тема 1-9-0

Основная тема сатирических произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина – это:

Взаимоотношения народа и власти

Показ отдельных пороков людей

Недостатки в человеческих взаимоотношениях

Человек и Вселенная

Задание {{157}} ТЗ 157 Тема 1-9-0

В 1878-1884 гг. М.Е. Салтыков-Щедрин был редактором журнала

- «Современник»

- «Эпоха»

- «Время»

+ «Отечественные записки»

Задание {{158}} ТЗ 158 Тема 1-9-0

Образ Порфирия Головлёва (Иудушки) символизирует

Нежность и любовь к родителям

Святость семейных уз

Людское лицемерие и ханжество

Деспотизм и грубость

Задание {{159}} ТЗ 159 Тема 1-9-0

М.Е. Салтыков-Щедрин использовал в своём творчестве жанр сказки, потому что

Стремился приблизить литературу к народу

Очерк, фельетон, рассказ исчерпали свои возможности

Сказка – аллегорический жанр, позволяющий в сжатой, лаконичной форме поставить и решить проблемы

Герои народных сказок привлекали своей удачливостью и неуязвимостью

Задание {{160}} ТЗ 160 Тема 1-9-0

Жанр «Истории одного города»

Историческая повесть

Пародия на летопись

Историческая хроника

Задание {{161}} ТЗ 161 Тема 1-9-0

В сказке «Медведь на воеводстве» беспощадно критикуется

Чиновничество

Аристократия

Интеллигенция

Самодержавие

Задание {{162}} ТЗ 162 Тема 1-9-0

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина о животных близки к такому литературному жанру, как

Газетный фельетон

Фантастический рассказ

Легенда

Задание {{163}} ТЗ 163 Тема 1-9-0

Объектом сатиры в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» является

Самодержавие

Либеральная буржуазия

Обыватель

: Творчество А.П.Чехова

Задание {{164}} ТЗ 164 Тема 1-10-0

Годы жизни А.П.Чехова

1824--1890 гг.

1860--1904 гг.

1854--1902 гг.

1836--1901 гг.

Задание {{165}} ТЗ 165 Тема 1-10-0

А.П.Чехов родился

В Таганроге

В Петербурге

В Москве

Задание {{166}} ТЗ 166 Тема 1-10-0

Сословие, к которому принадлежал А.П.Чехов

Дворяне

Разночинцы

Крестьяне

Задание {{167}} ТЗ 167 Тема 1-10-0

Речевая манера чеховского повествования

Приближена к народной речи

Обильно украшена изобразительно-выразительными средствами

Нейтральная, близкая к правильному литературному языку

Задание {{168}} ТЗ 168 Тема 1-10-0

Главным героем рассказа «Дама с собачкой» был

Помещик

Интеллигент

Крестьянин

Задание {{169}} ТЗ 169 Тема 1-10-0

Рассказ А.П.Чехова, в котором герой посылает письмо по адресу: «На деревню дедушке», называется

- «Налим»

+ «Ванька»

- «Злоумышленник»

- «Хамелеон»

Задание {{170}} ТЗ 170 Тема 1-10-0

Пафос, господствующий в чеховском изображении «маленького» человека

Пафос сентиментальности

Пафос трагизма

Пафос иронии

Задание {{171}} ТЗ 171 Тема 1-10-0

Проблематика, интересующая Чехова при изображении «среднего» человека

Условия его жизни

Его взаимоотношения с другими классами и сословиями

Пробуждение и дальнейшее идейно-нравственное развитие обыденного сознания

Задание {{172}} ТЗ 172 Тема 1-10-0

Для Чехова «средним» человеком является

Типичный представитель дворянства

Разночинец

Задание {{173}} ТЗ 173 Тема 1-10-0

Трагикомедия

Социальная комедия

Лирическая комедия

Задание {{174}} ТЗ 174 Тема 1-10-0

Первая постановка пьесы «Вишнёвый сад» была осуществлена Худо-жественным театром в

Задание {{175}} ТЗ 175 Тема 1-10-0

В «маленькую трилогию» А.П.Чехова вошли рассказы

- «Палата № 6», «Попрыгунья», «Человек в футляре»

+ «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

- «Душечка», «О любви», «Попрыгунья»

- «Крыжовник», «Палата № 6», «Человек в футляре»

Задание {{176}} ТЗ 176 Тема 1-10-0

Излюбленным жанром в творчестве А.П.Чехова является

Рассказ

Задание {{177}} ТЗ 177 Тема 1-10-0

Особенности чеховского психологизма заключаются:

В умении дать развернутую картину внутреннего мира

В использовании «диалектики души»

В умении подбором немногих деталей воссоздать настроение героев, их эмоциональный мир

Задание {{178}} ТЗ 178 Тема 1-10-0

Для рассказов Чехова характерна композиция

Сложная, с разветвленным сюжетом и обилием героев

Авантюрная, со множеством неожиданных сюжетных поворотов

Простая, однолинейная, сюжет, как правило, совпадает с фабулой

Задание {{179}} ТЗ 179 Тема 1-10-0

Основной темой рассказа «Крыжовник» стала тема

Счастливой любви

Сбывшихся надежд

Мелочных стремлений

Радикальных настроений

Задание {{180}} ТЗ 180 Тема 1-10-0

Чеховский способ выражения художественного смысла получил в литературоведении название

Символизм

Подтекст

Иносказание

Князь Багратион и Тушин одинаково упорно смотрели теперь на сдержанно и взволнованно говорившего Болконского.

– И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, – продолжал он, – то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, – сказал князь Андрей и, не ожидая ответа, тотчас же встал и отошел от стола.

Князь Багратион посмотрел на Тушина и, видимо, не желая выказать недоверия к резкому суждению Болконского и вместе с тем чувствуя себя не в состоянии вполне верить ему, наклонил голову и сказал Тушину, что он может идти. Князь Андрей вышел за ним.

– Вот спасибо, выручил, голубчик, – сказал ему Тушин.

Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело. Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся.

"Кто они? Зачем они? Что им нужно? И когда все это кончится?" – думал Ростов, глядя на переменявшиеся перед ним тени. Боль в руке становилась все мучительнее. Сон клонил непреодолимо, в глазах прыгали красные круги, и впечатление этих голосов и этих лиц и чувство одиночества сливались с чувством боли. Это они, эти солдаты, и раненые и нераненые, – это они-то и давили, и тяготили, и выворачивали жилы, и жгли мясо в его разломанной руке и плече. Чтоб избавиться от них, он закрыл глаза.

Он забылся на одну минуту, но в этот короткий промежуток забвения он видел во сне бесчисленное количество предметов: он видел свою мать и ее большую белую руку, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи, и Денисова с его голосом и усами, и Телянина, и всю свою историю с Теляниным и Богданычем. Вся эта история была одно и то же, что этот солдат с резким голосом, и эта-то вся история и этот-то солдат так мучительно, неотступно держали, давили и все в одну сторону тянули его руку. Он пытался устраниться от них, но они не отпускали ни на волос, ни на секунду его плечо. Оно бы не болело, оно было бы здорово, ежели бы они не тянули его; но нельзя было избавиться от них.

Он открыл глаза и поглядел вверх. Черный полог ночи на аршин висел над светом углей. В этом свете летали порошинки падавшего снега. Тушин не возвращался, лекарь не приходил. Он был один, только какой-то солдатик сидел теперь голый по другую сторону огня и грел свое худое желтое тело.

"Никому не нужен я! – думал Ростов. – Некому ни помочь, ни пожалеть. А был же и я когда-то дома, сильный, веселый, любимый". Он вздохнул и со вздохом невольно застонал.

– Ай болит что? – спросил солдатик, встряхивая свою рубаху над огнем, и, не дожидаясь ответа, крякнув, прибавил: – Мало ли за день народу попортили – страсть!

Ростов не слушал солдата. Он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминал русскую зиму с теплым, светлым домом, пушистою шубой, быстрыми санями, здоровым телом и со всею любовью и заботою семьи. "И зачем я пошел сюда!" – думал он.

На другой день французы не возобновляли нападения, и остаток Багратионова отряда присоединился к армии Кутузова.

Часть третья

I

Князь Василий не обдумывал своих планов, он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. Он был только светский человек, успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха. У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближениям с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни. Не один и не два таких плана и соображения бывало у него в ходу, а десятки, из которых одни только начинали представляться ему, другие достигались, третьи уничтожались. Он не говорил себе, например: "Вот этот человек теперь в силе, я должен приобрести его доверие и дружбу и через него устроить себе выдачу единовременного пособия", или он не говорил себе: "Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне сорок тысяч"; но человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно было.

Пьер был у него под рукою в Москве, и князь Василий устроил для него назначение в камер-юнкеры, что тогда равнялось чину статского советника, и настоял на том, чтобы молодой человек с ним вместе ехал в Петербург и остановился в его доме. Как будто рассеянно и вместе с тем с несомненною уверенностью, что так должно быть, князь Василий делал все, что было нужно для того, чтобы женить Пьера на своей дочери. Ежели бы князь Василий обдумывал вперед свои планы, он не мог бы иметь такой естественности в обращении и такой простоты и фамильярности в сношениях со всеми людьми, выше и ниже себя поставленными. Что-то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми.

Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятия, спрашивать о чем-то главного управляющего, ехать в подмосковное имение и принимать множество лиц, которые прежде не хотели и знать о его существовании, а теперь были бы обижены и огорчены, ежели бы он не захотел их видеть. Все эти разнообразные лица – деловые, родственники, знакомые – все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они, очевидно и несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера. Беспрестанно он слышал слова: "С вашею необыкновенною добротой", или: "При вашем прекрасном сердце", или: "Вы сами так чисты, граф…", или: "Ежели бы он был так умен, как вы" и т. п, так что он искренно начинал верить своей необыкновенной доброте и своему необыкновенному уму, тем более что и всегда, в глубине души, ему казалось, что он действительно очень добр и очень умен. Даже люди, прежде бывшие злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими. Столь сердитая старшая из княжон, с длинною талией, с приглаженными, как у куклы, волосами, после похорон пришла в комнату Пьера. Опуская глаза и беспрестанно вспыхивая, она сказала ему, что очень жалеет о бывших между ними недоразумениях и что теперь не чувствует себя вправе ничего просить, разве только позволения, после постигшего ее удара, остаться на несколько недель в доме, который она так любила и где столько принесла жертв. Она не могла удержаться и заплакала при этих словах. Растроганный тем, что эта статуеобразная княжна могла так измениться, Пьер взял ее за руку и просил извинения, сам не зная за что. С этого дня княжна начала вязать полосатый шарф для Пьера и совершенно изменилась к нему.

– Сделай это для нее, mon cher; все-таки она много пострадала от покойника, – сказал ему князь Василий, давая подписать какую-то бумагу в пользу княжны.

Князь Василий решил, что эту кость, вексель в тридцать тысяч, надо было все-таки бросить бедной княжне с тем, чтобы ей не могло прийти в голову толковать об участии князя Василия в деле мозаикового портфеля. Пьер подписал вексель, и с тех пор княжна стала еще добрее. Младшие сестры стали также ласковы к нему, в особенности самая младшая, хорошенькая, с родинкой, часто смущала Пьера своими улыбками и смущением при виде его.

Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто-нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его. Притом ему не было времени спрашивать себя об искренности или неискренности этих людей. Ему постоянно было некогда, он постоянно чувствовал себя в состоянии кроткого и веселого опьянения. Он чувствовал себя центром какого-то важного общего движения; чувствовал, что от него что-то постоянно ожидается; что, не сделай он того-то, он огорчит многих и лишит их ожидаемого, а сделай то-то и то-то, все будет хорошо, – и он делал то, что требовали от него, но это что-то хорошее все оставалось впереди.

Более всех других в это первое время как делами Пьера, так и им самим овладел князь Василий. Со смерти графа Безухова он не выпускал из рук Пьера. Князь Василий имел вид человека, отягченного делами, усталого, измученного, но из сострадания не могущего, наконец, бросить на произвол судьбы и плутов этого беспомощного юношу, сына все-таки его друга, après tout, и с таким огромным состоянием. В те несколько дней, которые он пробыл в Москве после смерти графа Безухова, он призывал к себе Пьера или сам приходил к нему и предписывал ему то, что нужно было делать, таким тоном усталости и уверенности, как будто он всякий раз приговаривал:

– Vous savez que je suis accablé d"affaires et que ce n"est que par pure charité que je m"occupe de vous, et puis vous savez bien que ce que je vous propose est la seule chose faisable.

– Ну, мой друг, завтра мы едем наконец, – сказал он ему однажды, закрывая глаза, перебирая пальцами его локоть и таким тоном, как будто то, что он говорил, было давным-давно решено между ними и не могло быть решено иначе.

1. Годы жизни Л.Н. Толстого:
А). 1801 – 1899 В). 1821 - 1864
Б). 1828 – 1910 Г). 1832 – 1912
2. Л. Н. Толстой получил образование:
А) в Петербургском университете
Б) в Царскосельском лицее
В) в Казанском университете
Г) в Московском университете
3. Действие романа “Война и мир” начинается в:
А) январе 1812 г. В) июле 1805 г.
Б) мае 1897 г. Г) апреле 1801 г.
4. Романа “Война и мир” начинается с:
А) описания Шенграбенского сражения
Б) описания именин в доме Ростовых
В) описания вечера у А. П. Шерер
Г) описания встречи отца и сына Болконских
5. В начале романа “Война и мир”, в день именин, Наташе Ростовой исполнилось:
А) 16 лет В) 10 лет
Б) 20 лет Г) 13 лет
6. В семье графа Ростова было:
А) 5 детей В) 3 детей
Б) 4 детей Г) 6 детей
7. Кульминацией I тома романа “Война и мир” является событие:
А) именины в доме Ростовых
Б) встреча императоров в Тильзите
В) Аустерлицкое сражение
Г) описания вечера у А. П. Шерер
8. Князь Андрей идет служить в действующую армию, так как:
А) стремится к славе
Б) хочет исполнить офицерский долг
В) стремится защитить родину
Г) желает продвинуться по служебной лестнице
9. Пьера Безухова в масонство привело:
А) возможность общаться с влиятельными людьми
Б) идея единения и братства людей
В) возможность отвлечься от несчастного брака
Г) увлечение мистическим и необычным в жизни
10. После Шенграбенского сражения “князю Андрею было грустно и тяжело”,

Анализ эпизода "Князь Андрей в Шенграбенском сражении"

1. Как ведет себя князь Андрей, оказавшись у Багратиона?
2. Как происходит знакомство князя Андрея с капитаном Тушиным? Как воспринимает Болконский Тушина?
3. Какие чувства испытывает князь Андрей ьв Шенграбенском сражении?
4. Как в Шенграбенском сражении раскрывается толстовское понимание героизма?
5. Как вы объясните поступок князя Андрея, который должен был только передать приказ об отступлении, но, переав его, не уехал с батареи?
6. Вспомните эпизоды, в которых ммы еще раз встречаемся с Тушиным.

А1. В чём состоит смысл заглавия романа?

а) изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни героев
б) отражает многозначную идею произведения и принцип построения системы образов
в) в душе каждого из персонажей произведения присутствуют «война» и «мир»
г) «война» и «мир» - исторически точное воспроизведение действительности
А2. Какое значение в исканиях князя Андрея имело его ранение на поле Аустерлица?
а) пришёл к пониманию Бога в) понял, что его прежние стремления ничтожны
б) разочаровался в своём кумире г) сумел прославиться
А3. Какая черта не характерна для членов семьи Болконских?
а) простота и естественность в) внешняя холодность и спокойствие
б) истинный патриотизм г) чувство долга
А4. С какой целью Л.Н.Толстой вводит в роман описание богучаровского бунта?
а) подчеркнуть склонность народа к бунту
б) показать неоднородность крестьянских масс
в) показать стремление народа к воле, которую богучаровцам обещал Наполеон
г) показать «бессмысленность и беспощадность» русского бунта
А5. Почему Л.Н.Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?
а) Пьер – человек не военный, его восприятие сражения более объективно
б) это необходимо для развития характера Пьера
в) для автора важно показать состояние человека в экстремальной ситуации
г) он более других заинтересован в боевых действиях
А6. Кто из героев романа в военную пору возглавил партизанский отряд?
а) Андрей Болконский в) Денисов
б) Долохов г) Николай Ростов
А7. Что помогло Наташе «воскреснуть» после побега с Анатолем Курагиным?
а) время притупило силу страданий в) в её любви и заботе нуждалась больная мать
б) Наташа смогла простить себя г) её простил Андрей
А8. Кто из героев романа признаётся себе: «Хочу славы, хочу быть известным людям…»?
а) князь Андрей в) Пьер
б) Берг г) Борис Друбецкой
А9. В чём заключён смысл образа Платона Каратаева?
а) помогает Андрею вернуться к жизни после душевного краха
б) показать разнообразие крестьянских характеров
в) выражение взглядов большинства героев произведения
г) передаёт философские и христианские взгляды автора
А10. Судьба кого из героев наиболее ярко демонстрирует бесчеловечность войны?
а) Андрея Болконского в) Наташи
б) Кутузова г) Пети Ростова
А11. Почему Л.Н.Толстой не показывает конец войны на территории Западной Европы?
а) не успел дописать роман в) там война вообще не велась
б) значима лишь освободительная война г) не хочет показывать поражения русских
А12. Как складывается судьба Пьера в эпилоге?
а) занимает важный государственный пост
б) становится членом тайного политического общества
в) замыкается, живёт интересами хозяйства и семьи
г) уезжает за границу

Задания части 2 предполагают краткий ответ, сформулированный самостоятельно.
В1. Какой приём использует Л.Н.Толстой, изображая А.П.Шерер, Элен, Берга, Друбецких идр.?

В2. Какова «движущая сила истории» с точки зрения Л.Н.Толстого?

В3. Какой персонаж романа выглядел так:
«…был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькой оживлённою женой»?

В4. Какие средства художественной выразительности способствуют созданию образной картины: «С двух сторон поднимались и расходились чёрные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разрозненной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях проходили и пробегали солдаты»?

Роман «На ножах». Лекции в университете. Лесков поступил в первый класс. Лесков был переведен в Киев. Псевдонимы. Отец Лескова. Шкотт и Вилькенс. Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела». Торговый дом. Лесков сотрудничал со многими петербургскими газетами. Санкт-Петербургские ведомости. Николай Семёнович Лесков. Левша. Раннее детство. Статья о пожарах. Мать. Библиотека для чтения.

«Никитин «Утро»» - Чуть приметна тропинка росистая. Дремлет чуткий камыш. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Звезды меркнут и гаснут. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Лексический анализ текста стихотворения Никитина. На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут. Отдохни от забот! Многоточие указывает на незавершенность интонации.

«Гоголь «Петербургские повести»» - Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Этапы подготовительной работы. Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения. Какой художественный прием применяет Гоголь для показа абсурдности. Все сдвинуто в мире. Цель урока. Портрет, казалось, был не кончен. Работа по анализу текста повести Н.В. Гоголя «Портрет». Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе. Вступительное слово учителя.

«Пушкин в Москве» - Детство поэта. Музей А.С. Пушкина. Школа, носящая имя А.С.Пушкина. Наталья Гончарова и Александр Сергеевич. Дом, в котором родился А.С.Пушкин. Посещение собора Богоявления в Елохове. Поют, гудят машины. Пушкин родился в Москве. Сейчас уйдет он вдаль среди вечерней тьмы. Пушкин. Квартира А.С. Пушкина на Арбате.

«Гребнев» - Русская эстонская община на крестном ходе. Встреча поэта со знаменитым кинооператором Анатолием Заболоцким. Каково жанровое своеобразие лирики Гребнева. Котёл гречневой каши для приехавших поэтов и поэтесс. Синай. Дом поэта в Байболовке. Вятка – духовное пространство. В моём родном селе Чистополье, по-моему, все сочиняли стихи и частушки. Противопоставление светлой мечты и страшной реальности. У колокольни с композитором Владимиром Салмаковым.

«Биография Афанасия Фета» - Гоголь. Поэтическая слава. Из живущих в Москве поэтов всех даровитее Фет. Юбилей 50-летней литературной деятельности Фета. Шеншин Афанасий Афанасьевич. Купил хутор Степановку. Желание дослужиться до дворянства. Фет поступил в Московский университет. Афанасий Неофитович. Фет женился на Марии Петровне Боткиной. Первый сборник стихов. М.П.Погодин. Посмертные издания. Афанасий Афанасьевич Фет.