Подготовка к школе обучение чтению 6 лет. Эффективные и простые методики обучения чтению

Среди огромного выбора методик обучение чтению по методу Надежды Жуковой очень популярно. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях. Учебные пособия Н. Жуковой приемлемы по стоимости, их можно приобрести практически во всех книжных магазинах. Попробуем разобраться, что в этой методике особенного и почему она так популярна.


Из биографии

Надежда Жукова – знакомый многим отечественный педагог, кандидат педагогических наук, имеет большой логопедический опыт работы. Она является создателем целой серии обучающей литературы для детей, которая издается многомиллионными тиражами. Множество ее научных работ опубликовано не только в российских, но и в специализированных изданиях других стран.

Надежда Жукова проводила множество исследований с детьми-дошкольниками, внимательно изучала поступательные процессы развития их речи. Она создала уникальную методику, с помощью которой дети могут быстро научиться читать и с легкостью перейти от нее к письменной речи. В своей методике Н. Жукова учит детей правильно складывать слоги, которые используются у нее в роли единой части в чтении и письме в дальнейшем.

Продажи ее современного «Букваря» превзошли количество 3 млн. экземпляров. Из этих цифр, по статистике, можно сделать вывод, что каждый четвертый малыш обучается чтению именно по нему. В 2005 году ему было присвоено звание «Классический учебник».

В 1960 – х годах Надежда Жукова являлась деятельным работником инициативной группы, которая занималась вопросами создания специализированных групп для ребят, имеющих проблемы и расстройства речевой деятельности. Сейчас такие логопедические группы и целые детские сады с этим уклоном широко распространены не только на территории нашей страны, но и в странах СНГ.


Особенности методики

В создании собственного особого метода Н. Жукова воспользовалась своим 30-летним логопедическим рабочим стажем. Она смогла построить успешное сочетание обучения грамоте с возможностью предупредить ошибки, допускаемые детьми при письме. В основу учебника заложен традиционный подход обучения чтению, который дополнен уникальными особенностями.

В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Этот принцип и используется в методике Н. Жуковой. Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии. Ввиду того, что в самом начале обучения чтению этот процесс для детей является механизмом воспроизведения буквенной модели слова в звуковую, то малыш к моменту обучения чтению уже должен быть знаком с буквами.


Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Первое знакомство малыша должно быть с гласными буквами. Объясните крохе, что гласные – это поющие буквы, их можно пропевать. Начните с изучения так называемых твердых гласных (А, У, О). После того, как малыш познакомился с ними, уже нужно начинать складывать: АУ, АО, ОУ, УА, УО, ОА, ОУ. Конечно, это не слоги, но именно на таком сочетании гласных легче всего объяснить крохе принцип сложения слогов. Пусть малыш сам, помогая себе пальчиком, проводит дорожки от буквы к букве, пропевая их. Так он сможет прочитать сочетание двух гласных букв. Далее можно будет приступать к запоминанию согласных.

Тогда, когда вы начнете учить кроху читать, объясните ему, как по слуху определять, сколько звуков или букв вами произнесено, какой звук в слове звучит первым, последним, вторым. Здесь вам может помочь в обучении «Магнитная азбука» Н. Жуковой. С ее помощью можно попросить малыша выкладывать слоги, произносимые вами.

Также можно ощупывать буквы, обводить их пальчиком, что поспособствует их тактильному запоминанию. Когда кроха научится сливать слоги, можно предложить ему к прочтения слова из трех букв, слова из двух слогов. (О-СА, МА-МА).


В «Букваре» Жуковой родители смогут найти мини-конспекты занятий по изучению каждой буквы, рекомендации по обучению складывания слогов. Все написано доступным языком. Для того чтобы ими воспользоваться, родителям совсем необязательно иметь педагогическое образование. Провести занятие сможет абсолютно любой взрослый.


Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Игра для него – это спокойная обстановка, где никто его не будет ругать, критиковать. Не пытайтесь заставить ребенка быстро и сразу читать по слогам . Для него чтение – это нелегкий труд. Наберитесь терпения, проявляйте ласку и любовь к малышу во время обучения. Ему сейчас это важно, как никогда. Проявляя спокойствие и уверенность, учите складывать слоги, простейшие слова, предложения. Ребенок должен овладеть техникой чтения. Это процесс не быстрый и сложный для него. Игра разнообразит обучение, избавит от скучной обязанности заниматься, поможет привить любовь к чтению.


Ваше терпение и спокойствие помогут малышу быстрее овладеть чтением

Возраст начала обучения

Не следует торопить события. Вполне нормально, что 3-4-летний ребенок совсем еще не способен обучаться. В этот возрастной период начинать занятия можно только при условии, что ребенок проявляет огромный интерес к читательской деятельности, проявляет желание научиться читать.

Совсем по другому отнесется к этому 5-6-летний ребенок. В дошкольных учреждениях программы обучения рассчитаны на то, чтобы обучить детей чтению по слогам. Однако совсем не всегда малыши могут усвоить информацию, полученную в большом коллективе. Многим ребятам требуются индивидуальные занятия, для того чтобы они поняли принципы складывания слогов и слов. Поэтому не упускайте возможности позаниматься с ребенком дома. Придя в школу хорошо подготовленным, малышу будет легче перенести период адаптации.

Немаловажно учитывать психологическую готовность к обучению чтению. Дети готовы начинать читать, только если они уже хорошо говорят, правильно составляют предложения в своей речи, фонематический слух развит на должном уровне. У малышей не должно быть проблем со слухом и зрением, логопедических проблем.


Обучение чтению следует начинать в том возрасте, когда вы видите интерес малыша и чувствуете, что он готов

Звуки или буквы?

Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Никаких ЭМ, ЭР, ТЭ, ЛЭ и т.п. быть не должно. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо БЭ, учим звук «б». Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА, из МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА. Он будет складывать не звуки, которые обозначаются буквами, а то как он выучил – названия букв и соответственно будет читать ПЭАПЭА, МЭАМЭА.


Учим правильно гласные и согласные

Не начинайте изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г… Придерживайтесь той последовательности, которая дана в «Букваре».

В первую очередь выучите гласные (А, О, У, Ы, Э). Далее следует познакомить ученика с твердыми звонкими согласными М, Л.

Затем знакомимся с глухими и шипящими звуками (К, П, Т, Ш, Ч и т.д.)

В «Букваре» Н. Жуковой предложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.


Представленная в букваре Жуковой последовательность изучения букв поможет с легкостью перестроиться на школьную программу обучения

Закрепляем изученный материал

Повторение ранее изученных букв на каждом занятии поспособствует более быстрому вырабатыванию механизма грамотного чтения у детей.

Чтение по слогам

Когда вы с ребенком выучите несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В этом в «Букваре» помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.


Начинаем с простых слогов

Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).


Этап обучения чтению закрытых слогов

Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т.е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не забывайте о регулярных тренировках.


Чтение простых слов

Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.

Следите за произношением и расстановкой пауз

В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.

Если на начальном этапе обучения вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему, что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.


Популярные книги для детей Н. Жуковой

Для того, чтобы родители смогли научить ребенка читать и писать с помощью ее методики, Надежда Жукова предлагает целую серию книг и пособий для детей и родителей.

Сюда входят:

"Букварь" и "Прописи" для детей 6-7 лет в 3 частях

Прописи являются практическим приложением к Букварю. За основу принят слоговой принцип графики. Слог выступает отдельной единицей не только чтения, но и письма. Запись гласной и согласной букв выступает в качестве единого графического элемента.



"Магнитная азбука"

Подходит как для домашнего использования, так и для занятий в детских учреждениях. Большой набор букв позволяет составлять не только отдельные слова, но и предложения. К «Азбуке» прилагаются методические рекомендации для работы, они дополнены упражнениями для обучения детей.


"Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать"

Учебник подходит для детей, которые уже научились читать по слогам слитно. Также необходимо, чтобы малыши могли определять первый и последний звуки в слове, могли назвать слова на звук, который им назвали, указать место заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце. Книга рассчитана на проявление творчества педагога, который по ней занимается. Предлагаемые разделы можно расширить или сузить, количество устных и письменных упражнений варьируется педагогом. Внизу некоторых страниц можно увидеть методические указания для проведения занятий. Множество сюжетных картинок, предлагаемых в качестве иллюстраций к учебнику, поможет ребенку не только с легкостью усвоить основные принципы грамматики, но и развивать устную речь.


"Уроки правильной речи и правильного мышления"

Книга подойдет для уже хорошо читающих детей. Здесь к прочтению предлагается тексты классического жанра. Для родителей есть подробное методическое описание занятий по книге. К каждому произведению для его разбора прилагается система работы над текстом. С ее помощью дети учатся размышлять, понимать скрытый подтекст, объяснять, обсуждать. Также вы можете увидеть значение неизвестных ребенку слов, которые находятся в словаре для детей. Также автор знакомит малышей с известными поэтами и писателями, учит правильно читать то или иное произведение.

"Уроки чистописания и грамотности" (обучающие прописи)

Пособие, дополняющее остальные элементы системы Н.Жуковой. С помощью него ребенок сможет научиться ориентироваться на листе, работать по образцу, обводить и самостоятельно писать различные элементы букв и их соединений. Предлагаются задания для звуко-буквенного анализа слов, дописывания недостающих букв в слове, письмо прописных заглавных и строчных букв и т.д.

"Уроки логопеда"

Для данного учебника характерна доступная для понимания не только педагогами и логопедами, но и родителями система занятий, с помощью которых можно достигнуть чистой речи детей. Предложенные упражнения акцентируют внимание на проработке только одного конкретного звука. Благодаря этому занятия проходят с большим эффектом. Уровень развития речи ребенка, с которым начинают заниматься, не столь важен. Для всех детей занятия будут иметь положительный результат. Прекрасно подходит для занятий с детьми любого возраста.

"Первая после Букваря книга для чтения"

Для ребят, закончивших изучение Букваря, рекомендуется в качестве первой книги – «Первая после Букваря книга для чтения». Она смягчит переход от Букваря к обычной литературе. Основной целью этого обучающего пособия является формирование у детей любознательности, желание познавать новое, развивать интеллект и усидчивость.

1 часть – это басни и рассказы. Они продолжают тексты, которые даны в Букваре, только предложен более сложный вариант.

2 часть – сведения для юного натуралиста. В ней предложены данные из энциклопедий о главных героях рассказов или басен.

3 часть представляет собой фрагменты стихотворений великих поэтов. В каждом отрывке прослеживается взаимосвязь с каким-либо фрагментом 1 части книги. Это может быть стихотворение о временах года одного из рассказов, о животных одной из басен, погода и т.п.

Таким образом, с помощью методики обучения Надежды Жуковой, родители самостоятельно смогут прекрасно подготовить ребенка к школе. Пользуясь ее методическими и учебными пособиями можно не только научить ребенка хорошо и правильно читать, но и научить писать, познакомить с основами грамотной письменной речи, избежать многих логопедических проблем.




Обзор букваря Надежды Жуковой смотрите в следующем видео.

Обучение чтению Занятие 1

Тема: Речь состоит из предложений. Деление слов на слоги

Уважаемые взрослые! Сегодня вы впервые приступите к выполнению домашних заданий. В программе обучения чтению Вашего малыша ожидают разнообразные задания и игры на развитие фонематического слуха, звуковой анализ слова и непосредственно чтение. Выполнение домашних заданий обязательно, т.к. это помогает повторить и закрепить материал, изученный на уроке. Однако не стоит давить на малыша, если он не хочет сегодня читать, ведь в дошкольном возрасте усваивается лишь то, что ребенку интересно. Мы рекомендуем чередовать выполнение домашних заданий с играми, в процессе которых малыш быстро запомнит буквы и их сочетание.

Домашние задания нужно выполнять цветными карандашами, писать – простым карандашом или ручкой. Не забывайте следить за правильной осанкой ребенка во время выполнения домашнего задания.


живёт


2. Прочитайте малышу предложения и найдите соответствующие картинки, соедините их разноцветными карандашами.

На клумбе выросла красивая роза.

Зайчик несёт большую морковку.


Мишка нашёл колокольчик.

Бабочка летит к цветочку.

Гласные звуки: Согласные звуки:

-не встречают преграды или только шума

- поются - не поются

- образуют слог - встречают преграду

- не образуют слог

Б



А


П


К


У

Р


О

Д

В

У

Р

А


Все слова можно разделить на части, которые называются слоги. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Можно предложить малышу простую игру на умение делить слова на слоги: прохлопать это слово или пропеть его по частям: сааа-мооо-лееет!

Назовите картинки. Сосчитайте, сколько слогов в каждом слове: один, два, три или четыре. отделите слоги разделительной линией.



КОТ КОРЗИНА ЧЕРЕПАХА ВЕДРО

Раскрась с каждой картинкой столько кружков, сколько слогов в ее названии:




Обучение чтению

Занятие 2

Тема: Звук и буква А

: Аа Выучи стихотворение А - начало алфавита,

Тем она и знаменита

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Раскрась буквы Аа красным карандашом (гласные звуки обозначаем красным цветом)

    Раскрась только те предметы, названия которых начинаются на звук [а]



    Догадайся, какая картинка в ряду лишняя, раскрась все, кроме нее. Обрати внимание на первый звук в словах.




3. Обведи букву А так, как показывают стрелки. Допиши строчку самостоятельно.

3 . Где спрятался звук [а]: В начале слова, в серединке или в конце слова. Закрась квадратик красным цветом.


4. Найди и обведи в кружочек букву А

5. Найди все предметы, начинающиеся на букву А, раскрась их:


Обучение чтению

Занятие 3

Тема: Звуки и буквы О

Уважаемые взрослые! Мы продолжаем развивать фонематический слух ребенка. Мы предлагаем закрепить Вам результат. Предложите малышу простые, но эффективные игры: отыскать предметы, которые начинаются на букву О. Такие несложные задания помогут ребенку быстрее усвоить новые знания.

Оо

Раскрась буквы Оо красным карандашом (гласные звуки обозначаем красным цветом).

    Обведи только те предметы, названия которых начинается на букву О.





    Назовите картинки. Обведите картинки, начинающиеся на гласный звук, красным карандашом, а на согласный – синим.






2. Где спрятался звук [о]: В начале слова, в серединке или в конце слова. Закрась квадратик красным цветом. (слово Осы)

3. Раскрась те предметы, в которых есть звук [о]






О
братите внимание откуда начинаем писать и куда ведем руку.

Обучение чтению

Занятие 4

Тема: Звуки и буквы У

Уважаемые взрослые! Мы продолжаем развивать фонематический слух ребенка. Мы предлагаем закрепить Вам результат. Предложите малышу простые, но эффективные игры: отыскать предметы, которые начинаются на букву У. Такие несложные задания помогут ребенку быстрее усвоить новые знания. В букварике Жукова читаем буковки А,О,У.

Выучи стихотворение наизусть:

Уу

Раскрась буквы Уу красным карандашом (гласные звуки обозначаем красным цветом).

1.Соедини простым карандашом буквы и слова, с которых они начинаются


А О



2.Раскрась согласный звук синим цветом, а гласный красным.


3.Раскрась те картинки, которые начинаются на звук у





Обучение чтению

Занятие 5

Тема: Звук и буква м

М
м

Раскрась буквы М м синим и зеленым карандашами (согласные твердые звуки обозначаем синим цветом, согласные мягкие звуки обозначаем зеленым цветом).

2. Раскрась только те предметы, в названии которых есть буква М



3 .



5. Обведи синим карандашом предметы, в названии которых твердый звук м, зеленым карандашом предметы, в названии которых мягкий звук м.





6. Разгадай ребус. Запиши первые буквы названий картинок в клеточки и прочитай то, что получилось.


    Напиши печатную букву М по образцу


Занятие 6

Тема: Звук и буква с

1. Выучи стихотворение наизусть:

С
с

    Догадайся, какая картинка лишняя, её зачеркн и (обрати внимание на первые звуки в словах):





4. Пропиши печатные буквы с и м.



    Запиши слоги в таблицу:

А

О

У

М

МА-АМ

С


7. В букваре читаем с. 9-17.

Занятие 7

Тема: Звук и буква х

1. Выучи стихотворение наизусть:

Х
х

2.



4. Определи сколько слогов в словах. ( Количество слогов определяем хлопками или кладем ладошку под подбородок. Сколько раз подбородок опустился вниз при произношении- столько и слогов)






    Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. Если первый звук звучит мягко – раскрась зеленым цветом.








Занятие 8

Тема: Звук и буква р

Уважаемые взрослые!Не забывайте периодически закреплять с ребенком пройденный материал. В этом возрасте ребенку необходимо не только уметь сливать буквы в слоги. важно учиться делать звуко-буквенный анализ слова: различать гласные и согласные звуки, определять их мягкость\твердость. Простые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, можно выполнять в непринужденной обстановке, по дороге из садика или на прогулке. Например: перечислите насекомых, в названиях которых слышатся звуки [р] или [р ] . Можно перечислять месяцы, дни недели, фрукты или овощи, геометрические фигуры, транспорт… Терпения Вам и вашим детям!

Р
р


2.Догадайся, какая картинка в ряду лишняя. Обрати внимание на последний звук в словах:



    Чем отличается звуки [р] и [р ] . Расскажи, каким может быть звук [р] . (согласным, твердым или мягким, звонким). Добавь звук [р] или [р ] в конце слова нарисуй кружочек синий или зеленый в конце слова).

КОВЁ___ ЗВЕ____ ТОПО____ БОБЁ_____

ДВО_____ ФОНА____ ПУЗЫ____ ВЕЧЕ____

6.Обведи букву Р по стрелкам. Допиши строчку до конца:


7.Прочитайте ребенку рассказ, предложите пересказать.

Заяц и черепаха

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную полянку обежит.

Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: “ Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя обгоню». Но пока он так потешался, черепаха, хоть и тихо шла, оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

Бегать- то он умел, но не знал того, что лежа на месте, и от черепахи можно отстать.

8. Возьми любой цветной карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Р» и «р»

Уважаемые взрослые! На следующем уроке Ваш ребенок будет писать первый тест по

чтению. В тест будут включены задания, которые вы уже выполняли, поэтому тест

не должен вызвать большие затруднения. Однако для того, чтобы малышу было легче,

обратите внимание на сложности, которые возникали при выполнении заданий. Настройте ребенка на то, что у него все обязательно получится! В букваре читаем букву Р. Повторяем все остальные буквы, читаем в слоговой таблице.

Занятие 9

Тема: Звук и буква ш

Ш
ш


Ш

С





звук [ш]

Занятие 10

Тема: Звук и буква ы

Каким цветом закрасим эту букву? (Красным) . Почему?


Сделай звуковой анализ слов:

сы.

Выучи стихотворение наизусть.



06. 08.2016

Блог Екатерины
Богдановой

Здравствуйте, уважаемые читатели! Пришла недавно ко мне знакомая и поделилась проблемой. Ребенку скоро в школу, а он еще читать не умеет. Раньше-то в этом беды не было, наоборот, учителя не рекомендовали учить детей до начала занятий.

А сейчас все по-другому, будущие ученики должны приходить с определенным багажом знаний и умений, среди которых есть и «обучение грамоте». Как научить детей читать? Давайте разберемся.

Поздно или рано?

Время от времени появляются сенсационные сообщения о детях-вундеркиндах, которые в 2-3 года уже бегло читают классику. Некоторым родителям не дает покоя такая слава, и они начинают усиленно обучать своих малышей. А надо ли?

Если у самого 2-4-летнего ребенка нет повышенного и горячего желания научиться читать, торопиться не стоит. Всему свое время. Пусть слушает чтение, развивает фонематический слух (произношение звуков) и словарный запас.

А вот в 5-6 лет дети, как правило, уже готовы к обучению грамоте и достаточно усидчивы для систематических занятий. Самое время начать, ведь перед поступлением в школу часто проверяют умение читать по слогам.

Мама или репетитор?

Можно ли научить ребенка читать в домашних условиях? Конечно, да, особых педагогических способностей и профильного образования для этого не требуется. Главное, чтобы маленькие непоседы занимались с желанием и интересом, а для этого нужно выбрать методику, подходящую именно вашему малышу и совмещать уроки с игрой.

Все это родители и бабушки с дедушками могут освоить и сами. Существует множество способов обучения грамоте. Одни рекомендуют начать с букв, другие – со слогов, третьи вообще считают, что лучше сразу знакомить с целыми словами, а не «мусолить» абстрактные для дошколенка значки и звуки.

Что выбрать? Расскажу об основных методиках.

Мы читаем по слогам

Для обучения чтению по слогам лучше всего подойдет букварь , составленный Н.С. Жуковой . Его легко можно найти в продаже или скачать из интернета. Эта методика помогает ребенку разобраться, как буквы складываются в слоги, а слоги – в целые слова.

Все просто и понятно, картинок в книге не так уж много, но заскучать не дадут. Мы с Русланом только по нему и обучаемся.

Важно называть их правильно: не «эм» и «эн», а просто «м» и «н», иначе малыш потом будет в полной растерянности, как же из букв «эм» и «а» получается «мама». Потом очередь доходит до шипящих звуков – Ш, С и так далее.

Чтобы занятия не превращались в унылую зубрежку, необходимы игра и творчество. Например, буквы можно показывать на кубиках, писать разноцветными маркерами на стикерах и карточках, рисовать в виде зверей и человечков, лепить из пластилина, складывать из камешков и макарон.

Интересно отгадывать вместе с малышом, на что похожа та или иная буква (например, «М» — на качели, «С» — на месяц или кусочек сыра). После того, как часть букв освоена, можно начинать показывать, как они «собираются» в слоги. Буква «М» со всех ног бежит к «А» и догоняет ее.

Можно пропеть: «мм-аа- мм-аа». Буквы проговариваются слитно, не отрываясь одна от другой. Так постепенно от простых слогов нужно переходить к более сложным. Не стоит опережать события и «штурмовать» целые слова, лучше задержаться на слогах, так ребенок быстрее освоит механизм.

Учите делать паузы, а не петь подряд «маапемиримире», иначе малыш при чтении слов будет произносить их так же, скороговоркой. Важно сразу усвоить навыки правильного чтения, это избавит от многих проблем в будущем.

Когда слоги читаются легко и просто, можно учить складывать из них простые слова – ЛА-ПА, МА-ШИ-НА, МА-ША. Здесь тоже полный простор для фантазии. Слова можно выкладывать из конструктора, пуговиц, листьев, ракушек, цветной бумаги, рисовать мелом, красками, выжигать, выпиливать, вырезать.

Еще полезным будет зайти на сайт «IQша ». Это сайт, который помогает детям развивать полезные способности и навыки онлайн: память и внимание, логику и пространственное мышление, творческий потенциал, мотивацию и даже больше!

Раз, два, читаем мы слова

Иногда родители жалуются: ну вот не хочет ребенок учить буквы, и все тут. Скучно ему. Не нравятся абстрактные значки, которые непонятно зачем нужно запоминать. Обучение заходит в тупик, начинаются обиды, слезы и капризы.

А не лучше ли сразу знакомить с написанием знакомых и любимых слов – «мама», «папа», «Саша», «Миша»? Можно сделать карточки со словами и показывать их ребенку, например, по 5 в день, объясняя, что «это значит СЛОН» и постепенно добавляя новую лексику.

Или самим изготовить буквы из подручных средств и вместе с ребенком складывать из них слова, а потом и предложения. По опыту многих родителей, такая техника обучения позволяет освоить грамоту быстро и без лишних нервов.

Также при обучению чтению Вам может пригодиться:

Прыг-скок, начинается урок

Многие, наверное, хотят знать, а сколько должно длиться занятие? Лучше начинать с 5-15 минут, чтобы ребенок не уставал и не начинал «ловить ворон».

Постепенно можно довести продолжительность до 35-45 минут (практически, как в школе), но не больше. Тогда и учеба пойдет на пользу, и негатива к занятиям из-за переутомления не будет.

Не забывайте, что главное – учиться с удовольствием. Успешного овладения грамотой! Всем пока, до новых встреч.

Когда родители начинают задумываться о подготовке ребенка к школе, многие из них идут в книжный магазин, чтобы купить необходимые пособия. Уже в магазине они понимают, что пособий по подготовке к школе очень много, и на каком из них остановиться, решить за несколько минут бывает очень сложно. Предлагаем вам обзор некоторых пособий, которые помогут вам при подготовке вашего ребенка к школе.

О. Холодова «За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей» (5-6 лет), ФГОС

Уже с первых страниц рабочая тетрадь О. Холодовой: За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет) ФГОС очень расположила к себе. Приобрести ее можно в Лабиринте и Озоне . Пособие формата А4, в мягком переплете, 80 страниц.

В самом начале предлагается краткий список того, поступающему в первый класс, а также описывается принцип работы по данной тетради.

Пособие предназначено для занятий с детьми 5-6 лет для успешной подготовки ребёнка к поступлению в 1 класс. И действительно, задания, представленные в данной тетради, помогут развить память, внимание, восприятие, мышление, формировать правильную речь, совершенствовать графические навыки.

Для увеличения изображения — кликните на него мышкой

В пособии представлено 36 занятий, которые имеют определенную структуру. Если рассматривать, что должен уметь и знать будущий первоклассник до поступления в школу, то занимаясь по данному пособию, вполне можно подготовить ребенка и устранить какие-либо пробелы. Каждое занятие (а оно занимает две странички — разворот) состоит из трех блоков: отвечайка, выполняйка и нарисуйка, но, к сожалению, данные блоки никак не связаны между собой, отсутствует единый игровой момент.

В блоке Отвечайка представлен круг вопросов, который помогает повысить уровень общих знаний, кругозор. Например, какого цвета заяц зимой? узнай по описанию: это еда, белый, сладкий, твёрдый? и т.д. Также, отвечая на вопросы из этого блока, ребенок учится давать полные ответы.

В блок Выполняйка включены задания на развитие внимания, памяти, мышления (например: найди отличия, найди одинаковые предметы, найди лишний предмет, дорисуй недостающие части, раскрась по образцу, восстанови последовательность и т.д.). Также здесь встречаются и задания, помогающие определить уровень лексического запаса ребенка и определить, насколько у ребенка развита логика. На работу в данном блоке авторы рекомендуют отводить 15 — 20 минут.

Блок Нарисуйка полностью направлен на развитие моторики, а также на умение воспринимать материал на слух. Здесь встречаются и графические диктанты разной сложности и соединения по образцу, и обведение узоров по пунктиру. Данный блок помогает готовить ребенка писать под диктовку.

Все задания в данной тетради очень разнообразны, а материал постепенно усложняется.

Заключительное задание 36 можно использовать как мини-тест по определению уровня подготовки ребенка к школе.

Минусом данного пособия могу отметить лишь то, что использовалась очень тонкая бумага, через которую просвечивают следующие страницы. Это может отвлекать вашего ребенка от выполнения задания. Также авторы предлагают после блока Выполняйка ребенку отдохнуть 1-2 минуты, выполняя разминку для пальчиков или гимнастику для глаз. Но вот небольших стишков или рекомендаций я не нашла. Может быть, стоило добавить еще блок Отдыхайка.

Жукова О.С. «Учим считать, читать и думать будущего отличника»

Это одна из книг серии «Клуб веселых дошколят», направленной на подготовку ребенка к обучению в школе.

Данную книгу (Лабиринт ), (Озон ) можно использовать как тетрадь, так как встречаются задания раскрасить, обвести лишнее. Страницы достаточно плотные, оформлены в едином стиле, возможно, очень большие поля, которые могут отвлекать. В книге, а это 80 страниц, представлены разделы: учимся читать, учимся считать, учимся думать. Давайте рассмотрим каждый подробнее.

Занимаясь по разделу «Учимся читать», ваш малыш изучит в первую очередь , попробует слепить из пластилина данную букву, найдет ее в словах. Мне несколько не понятно, в каком темпе предлагается работать, так как одни буквы занимают целую страницу, а другие встречаются по две на странице, и общей характеристики они не имеют.

Например, буквы Д и Е, В и Ы (согласная и гласная) или Л и П (похожи лишь по написанию, но не будет ли потом их путать ребенок?). Те, кто уже знаком с Азбукой Жуковой, встретят и здесь «беговые дорожки». На мой взгляд, они хорошо помогают научить ребенка сливать слоги.

В разделе «Учимся считать» представлены задания, направленные на освоение счета в прямом и обратном порядке, отработку понятий «предыдущее» и «следующее» число, числовой ряд, на закрепление понятий о геометрических фигурах. Присутствуют задания на развитие логического мышления.

Раздел «Учимся думать» содержит такие задания, как:

  • подбери противоположные слова;
  • исключи лишнее слово;
  • отгадай загадки.

Ребенок узнает или повторит такие темы, как дикие и , птицы, мамы и детеныши, овощи и фрукты. Удобно, что каждый разворот (2 страницы) соответствуют одной теме. На мой взгляд, задания достаточно просты, мы с моим сыном (а ему 4,5 года) многое уже прошли и, скорее всего, ему будет не интересно.

Из минусов — задания в данной книге мне показались слишком простыми, но если вы только начинаете подготовку к школе, то вполне возможно использовать данное пособие как дополнение к своим занятиям или для проверки каких-либо знаний.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз — ступенька, Два — ступенька… Математика для детей 6 — 7 лет»

Наверное, уже многим знакомо пособие для дошкольников Л.Г.Петерсон, Н.П.Холиной «Раз — ступенька, Два — ступенька… Математика для детей 6 — 7 лет» (Лабиринт и Озон )

В пособии 64 страницы, в которых весь материал разбит на 32 занятия. В каждом занятии по 6 заданий, в некоторых есть и по 7 (зависит от сложности). Материал усложняется от занятия к занятию. Каждое занятие выделяется определенными цветовыми полями, что очень удобно.

В пособии представлено много разных заданий, направленных на освоение счета в пределах 10, на умение ориентироваться в пространстве, на закрепление таких понятий как форма предметов, количество, величина.

На изучение одной темы отводится от двух до трех занятий, что даёт ребенку хорошо усвоить тему. Задания в занятии располагаются так, что ваш ребенок не успеет устать.

Сначала ему предлагается ответить на вопросы, доказав свое мнение, потом раскрасить, что-то посчитать, продолжить узор и т.д. И все эти задания он выполняет в игровой форме, «помогая» каким-либо героям. То он подбирает нужные ленты для шляпы Незнайки, то помогает пчёлкам собрать мед, то помогает найти Пятачку нужную фотографию и тому подобное.

В данной тетради вы встретите много заданий на развитие логического мышления, творческих способностей. Занимаясь со своим ребенком по данному пособию, вы научите его анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах. Математика для детей 5-7 лет»

Еще одно из пособий, которое также может пригодиться при подготовке к школе, — Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах. Математика для детей 5-7 лет» (Лабиринт ).

Сейчас при поступлении в школу необходимо, чтобы ребенок уже считал в пределах 10, а где-то и решал простые задачи. Данное пособие, рассчитанное на детей 5 — 7 лет, содержит как раз множество различных задач.

Задания в книге представлены в виде кроссвордов, выполненных в несколько необычной манере. В качестве вопроса приводится математическая задача на сложение или вычитание в пределах 10, а ответ надо написать в кроссворд, записывая числа прописью (например, ОДИН). Удобно, что в начале книги есть образец написания печатных букв. При решении кроссворда полностью в выделенных клетках ребенок сможет прочитать зашифрованное слово. Очень понравилось то, что кроссворды все тематические, и задачи связаны между собой. Также к каждой теме на странице имеются достаточно яркие иллюстрации.

Всего в книге представлено 33 кроссворда, а в конце на каждый приводятся ответы.

Кроме математических кроссвордов в пособии предлагаются:

  • разнообразные лабиринты;
  • штриховки;
  • обведение рисунков по контуру;
  • копирование рисунков по клеточкам;
  • задания на ориентирование в пространстве;
  • задания на соблюдение последовательности действий и многие другие.

Занимаясь по данной книге, ваш ребенок будет анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, видеть определенные закономерности или их нарушение, предлагать и обосновывать свои варианты.

Книга будет интересна и полезна для отработки умения решать задачи не только при подготовке к школе, но и на ступени первого класса.

Узорова О.В. «350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования»

В данном пособии (Лабиринт ) представлено 50 занятий на 102 страницах. Каждое занятие имеет определенную структуру, всего по 7 заданий, которые последовательно усложняются.

В пособии представлены разнообразные практические задания, направленные на развитие внимания, памяти, логики, нестандартного мышления. Очень много заданий на постановку руки: нарисовать, раскрасить, дорисовать, повторить рисунок, приклеить, вырезать мелкие предметы и даже пришить.

Смущает только то, что бумага данного пособия не только серая, но ещё и очень тонкая, и выполнить некоторые задания мне кажется невозможно. Например, пришить пуговицу. Ребенку 6-7 лет очень сложно пришивать пуговицу на ткань, а на тонкую бумагу, которая может быстро порваться, и того сложнее. Также в некоторых заданиях, где необходимо вырезать, встречаются достаточно мелкие детали. Такие детали и второкласснику иногда бывает сложно вырезать.

В целом, если вы ищете пособие для подготовки руки к письму, то данная тетрадь вам поможет.

Это всего лишь часть тех пособий, что предлагаются нам в магазинах. Было бы интересно узнать, какие пособия используете вы при подготовке ребенка к школе.

Выбирая пособие для подготовки своего ребенка к школе, вы должны ориентироваться на знания и способности ребенка, ведь пособие должно увлечь не только вас, но и будущего первоклассника.

И помните, ваши занятия должны быть интересны ребенку и увлекать его. Как говорит Лев Ландау «Делайте все с увлечением — это страшно украшает жизнь».

Если пришло время отдавать своего ребенка в школу, что делать? Начало учебного периода, это можно сказать новый этап в жизни ребенка. Этот этап довольно не простой и хлопотный как для детей, так и для родителей. И чтобы вам и вашему ребенку было легче пройти этот этап, надо подготовится к нему заранее. Особенно в последнее лето перед школой. Многие родители, начинают готовится к школе впопыхах, тем самым нагружая ребенка по полной программе.

Главному чему надо обучать ребенка с раннего возраста – это познавательной деятельности. Если вы с детства будите воспитывать эрудированного, творческого человека, то в будущем ему будет интересно учится. А как не летом интереснее всего этот мир познавать.

Но стремление ребенка к творчеству и познанию надо пробудить, оно не приходит само собой. Больше доверяйте, советуйтесь с малышом, объясняйте спокойно, старайтесь не выдавать при этом своего волнения, ведь ребёнок интуитивно это почувствует. Малыш всегда видит, насколько приятно и интересно взрослому общаться с ним. А ощутив безразличие, он перестанет проявлять какую-либо активность.

Вы должны почаще поощрять ребенка, хвалить его, подбадривайте. Дайте ему понять что вы всегда будите с ним рядом.

Последовательно, шаг за шагом, малыш будет получать жизненный опыт и приобретёт уверенность в своих силах. Если рядом взрослые, которые не жалеют времени для ребёнка - с развитием малыша всё будет в порядке. Самое главное понять, что подготовка к школе - это длительный и творческий процесс, который не нужно превращать в тренировки и унылые беседы. Только начинать её надо заранее и вести постепенно, индивидуально для каждого ребёнка, ведь у каждого малыша своя схема развития.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

  • нормальное физическое развитие и координация движений;
  • желание учиться;
  • управление своим поведением;
  • владение приемами умственной деятельности;
  • проявление самостоятельности;
  • отношение к товарищам и взрослым;
  • отношение к труду;
  • умение ориентироваться в пространстве и тетради.

Занятия по подготовке к школе

Для того, чтобы Ваш ребёнок успешно адаптировался к школе, необходимо посещение специальных подготовительных занятий в детской группе: в первую очередь, это нужно для социализации малыша (особенно, если ребёнок не ходил в детский сад). В игре, являющейся в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, формируются базовые коммуникативные и социальные навыки, помогающие в дальнейшей учёбе. Для того, чтобы малыш чувствовал себя более уверенно в первые школьные дни, хорошим вариантом является подготовка на базе того образовательного учреждения, в котором будет учиться Ваш ребёнок. Так, малыш познакомится со своими будущими учителями (ведь занятия в школе ведут, как правило, учителя начальных классов, педагоги-психологи и учителя-логопеды), узнает своих будущих одноклассников, постепенно будет привыкать к школьному распорядку. Кроме того, подготовительные занятия на базе школы будут проводиться согласно программе, реализуемой в данном образовательном учреждении (стоит принять во внимание, что в каждой школе осуществляются разные образовательные программы, соответственно, требования к подготовленности детей различаются). Как правило, занятия на базе школы длятся на протяжении года, поэтому к окончанию подготовительного курса школьные стены станут для Вашего малыша «родными», что снизит уровень тревожности и повысит мотивацию.

Второй вариант, который можно в данном случае порекомендовать, это – подготовительные занятия в детском саду (если ребёнок ходит в детский сад). Однако здесь есть свои нюансы: к примеру, на таких занятиях не реализуется подготовка по соответствующей школьной программе (ведь малыши в будущем пойдут в разные школы).

Сейчас широкое распространение получили всевозможные подготовительные курсы в различных детских центрах. Таким образом, в подобных учреждениях предоставляется обширный набор занятий, не имеющих никакого отношения к подготовке ребёнка к школе.

Что должен уметь ребенок при подготовке к школе?

  • ФИО (собственные и родителей), свой домашний адрес и телефон, город, страну;
  • Самые распространенные растения, животные;
  • Дни недели, времена года (и их последовательности), количество месяцев в году;
  • Цвета, виды спорта и популярные профессии;
  • Имена известных писателей, поэтов;
  • Основные правила дорожного движения;
  • Праздники.
  • Он должен понимать разницу между:
  • «право» и «лево»;
  • улицей, городом и страной;
  • фруктами, ягодами, овощами, деревьями и кустарниками;
  • зверями, птицами, рыбами, насекомыми, дикими и домашними животными;
  • буквами и звуками, гласными и согласными (глухими и звонкими).
  • Он должен уметь:
  • Решать простые задачки (в том числе на логику), отгадывать загадки;
  • Восстанавливать последовательность, выделять общие признаки у предметов и видеть отличия;
  • Описывать картинку, пересказывать историю, учить наизусть стихотворение и небольшой отрывок из 5-6 предложений;
  • Считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
  • Читать небольшие предложения (до 5 слов) и понимать прочитанное;
  • Определять количество звуков и слогов в простых словах типа «дом», «суп», «нога»;
  • Обращаться с ножницами, вырезать по контуру, вырезать геометрические фигуры;
  • Управляться с ручкой и карандашом, проводить четкие линии без линейки, штриховать, закрашивать, не выходя за контур.

Подготовка к школе – математика

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связанно с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.

“Надо играть с ребенком в шахматы, для того, чтобы лучше соображал в математике”, – говорила наша бабушка. Полная чушь! Чтобы уметь решать задачи, нужно решать задачи. Для того чтобы научиться читать – нужно читать!

Каждый объект окружающего мира, с которым встречается дошкольник, характеризуется цветом, формой, величиной, расположением в пространстве, изменениями во времени - признаками, которые позволяют ему познать мир вокруг себя. Везде есть счет, числительные, названия величин.

Познавая мир и его математические характеристики, ребенок выполняет различные действия, в результате которых различает свойства и отношения предметов и явлений, количество, величину, форму, пространство, время, формируя элементарные математические представления.

Какие знания по математики должен знать ребенок при поступлении в первый класс.

  • Считать от 0 до 10 (и в обратном порядке). Следует отметить, что ребёнок должен не просто «вызубрить» эти цифры: он должен уметь применять счёт на практике, т.е., соотносить число и предмет (к примеру, можно предложить ребёнку сосчитать количество пуговиц на одежде; попросить малыша расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать и т.д.). Таким образом, процесс счёта должен быть осознанным.
  • Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать).
  • Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воспроизвести.

Подготовка к школе – чтение

Давайте сначала разберемся, зачем и почему взрослые учат дошкольников читать, ведь обучение чтению - часть общеобразовательной программы первого класса школы. Давайте разберемся:

  • вы сами рано научились читать, считаете, что и ваш ребенок должен так же рано научиться читать (но ваш ребенок - это не вы, - возможно, он совсем другой и умеет сейчас делать то, чего вы не умели делать в его возрасте!);
  • вам кажется престижным, если ваш ребенок уже до школы научится читать (а почему бы ни научить вашего ребенка решать уравнения?);
  • вы думаете, что ему проще будет учиться в школе, уже умея читать (а вдруг ему будет неинтересно учиться?);
  • вам надоело ему читать детские книжки вслух - "пусть читает сам" (детские книги авторы пишут для того, чтобы именно взрослые читали их детям вслух, а дети еще не скоро смогут сами с интересом читать их!);
  • ребенок проявляет интерес к буквам и хочет научиться читать (отлично! Этот раздел именно для вас и вашего ребенка!).

В некоторых образовательных учреждениях требуется, чтобы дети умели читать ещё до прихода в 1-ый класс. На практике это приводит к тому, что дети читают, но читают неправильно. В нашей школе достаточно, чтобы ребёнок просто знал буквы.

Так как ведущей деятельностью для дошкольника является игровая, то лучше всего процесс обучения происходит в игре. К примеру, можно предложить ребёнку вылепить букву из разноцветного пластилина (чтобы малыш мог изучить форму буквы); затем попросить будущего первоклассника предположить, какая эта буква на вкус? где она живёт и т.д. Таким образом, с помощью ассоциаций происходит более глубокое усвоение изучаемого материала. При этом занятие для малыша будет интересным и увлекательным.

Правила, обязательные для успешного обучения чтению:
  • Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
  • Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
  • Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.
  • Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
  • Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.
  • Развитие ребенка от 1 года до 2 лет Развитие ребенка от 1 года до 2 лет Вазы своими руками Вазы своими руками Обучение ребенка чтению Обучение ребенка чтению Браслеты своими руками Поделки из молочных пакетов
  • Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что вам подскажет ваша фантазия).
  • Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
  • Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
  • Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!