Пособие по туризму. Учебное пособие: Спортивный туризм

Предисловие

В России в последние годы наблюдается переход от одноуровневой (специалитет) к двухуровневой (бакалавриат и магистратура) системе обучения, в связи с чем в 2009-2011 гг. по ряду направлений и специальностей появились Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения, предполагающие реализацию компетентностного подхода, а также предоставляющие образовательным учреждениям значительно большие свободы в плане разработки учебных планов и последующей организации учебного процесса.

ФГОС ВПО по направлению 100400 «Туризм» предполагает изучение дисциплины «Основы туризма» (введение в направление: туризм, введение в туризм, основы туристской деятельности, организация туристской деятельности) в качестве общепрофессиональной в ограниченном объеме часов. Однако все существующие учебники и учебные пособия по курсу основ туризма были разработаны в условиях массовой подготовки студентов по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» и по этой причине не учитывают специфику образовательного процесса в рамках бакалавриата.

Дисциплина «Основы туризма» преподается студентам первого курса и имеет вводный, подготовительный характер, что требует от предмета системности и простоты содержания, а от преподавателей – широчайших знаний в своей сфере, а также методических умений и навыков, поскольку за весьма ограниченное количество часов студентам-первокурсникам достаточно сложно разобраться в большом числе публикаций по вопросам туризма и в основных аспектах современной его теории. Все это и сподвигло авторов подготовить новый, системный по своему характеру, учебник, который должен послужить надежным путеводителем для студентов в интереснейший мир туризма.

Предлагаемый вниманию читателей (а мы видим в их числе не только студентов, но и преподавателей, специалистов сферы туризма и гостеприимства) учебник «Основы туризма» включает теоретический материал, оформленный в виде глав и параграфов, являющихся своеобразными дидактическими единицами и соответствующих примерно одному экзаменационному или зачетному вопросу. Каждая глава завершается перечнем контрольных вопросов и заданий. В работе также представлены подробный библиографический список и таблично-справочное приложение.

Книга написана в полном соответствии с содержанием и требованиями ФГОС ВПО и предназначена для студентов, обучающихся по направлению 100400 «Туризм». Она также может быть использована студентами, обучающимися по направлениям 100100 «Сервис», 101100 «Гостиничное дело», 021000 «География», учащимися средних специальных учебных заведений, преподавателями вузов и колледжей, специалистами-практиками турбизнеса.

Все отзывы и замечания по содержанию учебника будут с благодарностью приняты авторами по электронному адресу [email protected] и учтены при последующих его переизданиях.

Глава 1. Концептуальные рамки туризма

1.1. Понятие, цели и функции туризма

Туризм – сложный социально-культурный и экономический феномен современности, различные аспекты которого находятся в поле зрения представителей ряда наук. «Своими» вопросы теории и практики туризма считают экономисты, социологи, педагоги, психологи, историки, культурологи, юристы, искусствоведы. Это порождает множественность его определений и проявлений в окружающей действительности.

В современной научной литературе описано немало подходов к определению понятия «туризм». Все они наиболее подробно рассматриваются в работах И.В. Зорина и В.А. Квартальнова. Можно только сказать, что существуют географический, экономический, маркетинговый, промышленный и другие подходы. В России это понятие закреплено законодательно. Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“» определяет туризм как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания».

1. Временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

2. Временный выезд людей с постоянного места жительства в вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма», 1994 г.).

3. Деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года, в целях отдыха, деловых и прочих (Статистическая комиссия ООН, 1993 г.).

4. Особая форма передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретных объектов или удовлетворения специализированного интереса.

5. Вид путешествия, совершаемого для отдыха, образовательных, деловых, любительских или специализированных целей.

6. Движение (перемещение), нахождение вне постоянного места жительства и аспект временности пребывания в объекте интереса. Манильская декларация по мировому туризму (1980 г.) провозгласила: «Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений».

7. Форма умственного и физического воспитания, реализуемая через социально-гуманитарные функции туризма: воспитательную, образовательную, оздоровительную и спортивную.

8. Популярная форма организации отдыха, проведения досуга.

9. Отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного проживания, а также сегмент рынка, на котором сходятся предприятия традиционных отраслей хозяйства с целью предложения своей продукции и услуг туроператорам.

10. Совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению туристско-экскурсионного, курортного и гостиничного дела.

Термин «туризм» (tourism) первым употребил В. Жекмо в 1830 г. Слово «туризм» происходит от французского tour, что значит «прогулка». До недавнего времени в каждой стране понятия «туризм» и «турист» определялись по-своему. В нашей стране в связи с тем, что туризм и санаторно-курортные учреждения управлялись разными системами, понятие «турист» ограничивалось участниками туристских путешествий и походов и отделялось от понятия «отдыхающий» в санаториях, пансионатах и домах отдыха. В других странах различные виды рекреационной деятельности также часто определялись различными терминами. С развитием туризма в современном мире, особенно международного, и с созданием международных туристских организаций возникла необходимость дать общепринятое определение понятию «туризм».

Одно из первых и наиболее точных определений туризма дали профессора Бернского университета В. Хунзикер и К. Крапф, позднее оно было принято Международной ассоциацией научных экспертов по туризму. Эти ученые определили туризм как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих в результате путешествия людей до тех пор, пока это не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды.

По одному из первых официальных определений, принятому ООН в 1954 г., туризм – активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства. Более широкую характеристику понятия представила Академия туризма в Монте-Карло: «Туризм – общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или профессионально-деловых целей без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания».

На Всемирной конференции по туризму (Мадрид, 1981 г.) туризм определяется как один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта. При этом следует заметить, что туристскими поездки будут только при соблюдении временного (более суток) и пространственного (перемещение в другое место) критериев.

В Гаагской декларации по туризму (1989) туризм определяется как свободное перемещение людей от места их проживания и работы, а также сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, возникших в результате этого перемещения. С юридической точки зрения туризм – совокупность взаимоотношений и услуг, связанных с временной и добровольной сменой путешественником места жительства по некоммерческим или непрофессиональным причинам.

С позиций экономической науки туризм – большая экономическая система с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках народного хозяйства отдельной страны, связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом, а также сфера экономической деятельности, включающая производство и реализацию туристских услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами.

В социально-культурной сфере туризм – межличностная деятельность особого рода, превратившаяся в условиях интернационализации жизни в форму использования свободного времени, в средство межличностных связей в процессе политических, экономических и культурных контактов, в один из факторов, определяющих качество жизни.

Как вид досуговой деятельности туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное от основной работы время с целью удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении, познании, оздоровлении, а также для решения профессиональных или каких-либо других проблем, но без оплачиваемой работы в посещаемом месте.

В 1993 году Статистическая комиссия ООН приняла определение, одобренное Международной организацией туризма при ООН (ЮНВТО) и широко используемое в международной практике: «Туризм есть деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями». В этом определении заложены три критерия: выезд за пределы обычной среды; временный характер передвижения; цели поездки.

А.Ю. Александрова предлагает разделить все существующие определения туризма на две группы:

1) узкоспециализированные (отраслевые), предназначенные для выполнения частных задач, т.е. используемые в правовом регулировании, статистическом учете, социальной политике и т.д.;

2) концептуальные, служащие основанием для первой группы и отражающие внутреннее содержание туризма.

Примером концептуального определения туризма можно считать следующее: «Туризм есть совокупность отношений и феноменов, вытекающих из перемещения и нахождения людей вне своего постоянного места жительства по причинам, не связанным с трудовой деятельностью, а с целью удовлетворения культурных, оздоровительных, релаксационных, развлекательных потребностей и ради получения удовольствия, а также по другим причинам, если они не связаны с получением прибыли».

Приведем теперь классическое определение: «Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или профессионально-деловых, но без занятия в месте временного пребывания работой, оплачиваемой из местного финансового источника».

В процессе развития туризма появлялись различные толкования этого понятия. Тем не менее особую значимость имеют следующие критерии .

Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.

Пребывание в другом месте. Главное условие – место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не может быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот аспект следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и его нельзя классифицировать как занятие туризмом. Еще одно условие – путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, пребывающее или планирующее быть в определенном месте год и более, с точки зрения туризма считается мигрантом или постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть критерия в том, что главной целью поездки не должна быть деятельность, оплачиваемая из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом. Это относится не только к международному, но и туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом данного места.

Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, – базовые. Но есть особые категории перемещающихся людей, в отношении которых приведенные критерии недостаточны. К ним относятся беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, формально не въезжающие в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.

Приведем определение, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма: «Туризм есть совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью». Это определение имеет значительное сходство с тем, которое дали профессора Бернского университета В. Хунзикер и К. Крапф.

Многие отечественные и особенно зарубежные специалисты рассматривают туризм с точки зрения системного подхода (рис. 1.1). По мнению швейцарского ученого К. Каспара, в основе системы туризма лежат две субсистемы: субъект туризма (турист как потребитель туристских услуг) и объект туризма, состоящий из трех элементов – туристского региона, туристских предприятий и туристских организаций.

Рис. 1.1. Модель туризма как системы


Анализируя понятие «туризм» с использованием системного подхода, выделим концепцию Н. Лейпера (профессора Мейсенского университета Окленда). Он считает туризм системой, состоящей из следующих основных элементов: географического компонента, туристов и туристской индустрии. Географический компонент включает три основных составляющих: регион, порождающий туристов; транзитный регион и регион туристской дестинации. Сделаем небольшое, но важное отступление от темы.

Дестинацией называется территория, предлагающая определенный набор услуг, отвечающих потребностям туриста, удовлетворяющих его спрос на перевозку, ночлег, питание, развлечения и т.д., и являющаяся целью его путешествия. Следовательно, дестинация, чтобы быть таковой, должна обладать определенным набором услуг, достопримечательностями, информационными системами.

Дестинация может быть первичной или вторичной. Первичная дестинация своей привлекательностью вызывает у клиентов интерес посетить ее, и главная цель при этом – удовлетворение интереса за определенный, достаточно длительный промежуток времени (например, за неделю). Вторичная дестинация (остановка в пути) представляет собой место, в котором неизбежна остановка на пути к первичной дестинации. Основная задача вторичной дестинации – удовлетворение желаний туристов в течение одного-двух дней.

Многие специалисты предлагают для определения туризма сформулировать следующие постулаты:

– турист – тот, кто стремится удовлетворить свою естественную потребность в путешествиях. Желания и потребности туриста будут определять место назначения, которое он решит посетить, и деятельность, в которой он собирается принять участие;

– туристский бизнес предполагает деятельность с целью извлечения прибыли по производству и реализации продуктов и услуг, удовлетворяющих потребности туристов;

– для сферы гостеприимства туризм в основном выступает как позитивный фактор, позволяющий открывать новые рабочие места и увеличивать доходы региона, однако он может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

– туризм рассматривается национальными администрациями как фактор развития экономики, нередко без учета возможных негативных последствий (прямой и косвенный ущерб).

Исходя из этого туристскую деятельность можно определить как ряд явлений и взаимоотношений, представляющих собой результат взаимодействия туристов, туристских предприятий, сферы гостеприимства, администрации в процессе привлечения, размещения и обслуживания посетителей. Тогда туризм определяется как совокупность составляющих: продуктов, сервиса, объектов показа и производственных единиц, предлагаемых индивидуальным потребителям или группам потребителей, временно оставляющих место постоянного проживания и направляющихся в определенные туристские пункты назначения (дестинации).

Итак, существует пять четко выделенных важных признаков, отделяющих туризм от путешествий и иных действий и процессов.

1. Временное перемещение, посещение дестинации и непременное возвращение обратно.

2. Дестинация – другая местность (страна), отличная от места постоянного проживания человека.

3. Цели туризма, отличающиеся сугубо гуманистическим содержанием и направленностью.

4. Совершение туристского путешествия в свободное от работы или учебы время.

5. Запрещение туристу заниматься в дестинации деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источника.

Цель туризма – один из главных и определяющих его признаков. В классической теории туризма признается всего шесть общих целей, по которым туризм отграничивается от путешествий вообще:

– оздоровительная (восстановление духовных и физических сил человека, а также лечение);

– познавательная (совершенствование и углубление знаний о природе естественных явлений, прошлом и настоящем человечества, истории и культуре других стран и народов);

– спортивная (подготовка и участие в соревнованиях и играх на профессиональном и любительском уровнях, сопровождение спортсменов, а также участие в качестве зрителей);

– профессионально-деловая (бизнес-поездки, участие в конференциях, конгрессах, семинарах, обмен опытом, профессиональное обучение);

– религиозная (паломнические, культовые, культурно-исторические по изучению религии и культов);

– гостевая и ностальгическая (посещение родственников, мест исторического проживания).

Вместе с тем специалистами ЮНВТО разработана стандартная классификация целей поездок, основные из которых:

– досуг, рекреация и отдых;

– деловые и профессиональные цели;

– посещение знакомых и родственников;

– лечение;

– религиозные и паломнические;

– прочие цели (например, транзит).

При этом поездки с целью досуга, рекреации и отдыха составляют 50%; деловые и профессиональные поездки – 30%; знакомых и родственников посещают 10% туристов.

Туризм выполняет и разнообразные функции:

– восстановительная – освобождение человека от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности;

– развивающая – предоставление возможностей для развития личности (расширение кругозора, творческой и организаторской деятельности);

– развлекательная – предоставление отдыхающим возможности развлечься; сюда также относят знакомство с местностью, ее жителями, организацию концертов, спортивных и других мероприятий, активный отдых;

– экономическая – проявляется через спрос и потребление туристов, а потребности туристов подразделяются на основные, специфические и дополнительные; эта функция обеспечивает восстановление трудоспособности, занятость населения, прибыль;

– социальная – рост уровня жизни населения, распределение бюджета и рациональное использование свободного времени.

Некоторые специалисты предлагают несколько иной перечень функций туризма. При этом его общая сущность как явления сохраняется. Так, А.С. Запесоцкий полагает, что важнейшие функции туризма – оздоровительная, развивающая, социально-статусная, социально-экономическая и интеграционная.

Оздоровительная. Разнообразие впечатлений и удовлетворение рекреационных потребностей людей положительно сказывается на их физиологическом, психическом состоянии, работоспособности и социальной активности.

Развивающая. Вовлечение туристов в обучающие и культурно-познавательные программы создает условия для повышения их интеллектуального уровня, расширения кругозора.

Социально-статусная. Туризм становится важным показателем общественного статуса человека, индикатором качества его жизни.

Социально-экономическая. Туризм, будучи одной из крупнейших и наиболее динамичных отраслей, занимает второе место по доходам после добычи и переработки нефти. Он обеспечивает занятость 6% работающего населения Земли. Эта функция проявляется и в том, что люди, отдыхая, таким образом восстанавливают свою трудоспособность, что имеет не только социальное значение, но и прямой экономический эффект.

Интеграционная. Туризм способствует развитию международных экономических отношений, возникновению ряда международных межправительственных и неправительственных организаций и союзов.

В заключение следует сказать: для достаточно четкого определения сущности туризма достаточно выделить три его аспекта.

Во-первых, туризм следует рассматривать как вид досуговой деятельности отдыхающих, т.е. туристов.

Во-вторых, это специфический вид бизнеса: совокупностью отраслей, специализирующихся на обслуживании туристов.

В-третьих, туризм – сфера деятельности предприятий и отраслей сферы обслуживания и материального производства, обслуживающих туристский рынок. Все важнейшие проявления туристской деятельности будут последовательно рассмотрены нами в последующих главах и параграфах учебника. Далее нам следует остановиться еще на одном моменте – на концептуализации понятия «путешествие» и его соотнесении с понятием «туризм».

Путешествие и туризм . Путешествие и туризм весьма близкие понятия. Всегда присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности – перемещение человека в иную местность или страну, континент, отличные от его обычного местонахождения или проживания.

Путешествуют: отдельные индивидуумы; группы лиц, объединенных едиными интересом и целью; целые экспедиции, в том числе военные, в составе которых могут быть несколько сотен или даже тысяч специалистов; дипломаты, мигранты и переселенцы. Для отдельных народов путешествие – образ жизни, установившийся веками и вызванный климатическими особенностями местности проживания. К ним относятся, например, кочевые племена. Кочевники вместе со стадами животных ежегодно перемещаются по мере освоения пастбищ, причем их не останавливают даже границы государств.

При определенных характеристиках, условиях организации и осуществления путешествие может быть составной частью туристской услуги. Для целей статистики путешествующий человек именуется также «посетителем». Национальное законодательство некоторых стран дает четкое толкование метода определения количественных характеристик путешествий. Так, Бюро переписей США, отвечающее за ведение исследований национальных путешествий, дало следующее определение путешествию: «Перемещение более чем на 100 миль от места постоянного проживания». Однако в «Обзоре национальных путешествий» (1963 и 1967 гг.) используется определение, дополненное словами «или вне города на одну или более ночей».

Как и Бюро переписей, Центр данных по туризму США исключил из определения путешествия следующие виды поездок: перемещение членов экипажей морских судов, железнодорожных поездов, воздушных судов и т.д.; путешествия лиц между регионами, странами с целью работы; путешествия с целью обучения.

Туризм – частный случай путешествий. Однако он имеет четкие отграничения из общности, строго определенные характеристики. Известно множество определений туризма в понятийном смысле, и, разумеется, человек, совершающий или участвующий в туристском путешествии, туристской поездке, походе, именуется в общем случае туристом. В отличие от путешествий туризм – категория, испытывающая сильное влияние экономики и политики, в довершение всего, обладает дуализмом внутренней природы явления.

В.А. Квартальнов выделяет пять основных отличий туризма от путешествий .

Во-первых , в отличие от путешествий туризм – перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени. Длительные путешествия совершаются единицами индивидуумов. Туризм же – массовое явление XX и XXI вв., получившее свое развитие в силу сложившейся в развитом обществе политико-экономической ситуации. Люди, трудящиеся по найму, получили право на ежегодный короткий (2-3 недели) отпуск. После Второй мировой войны большинство из них стало жить в достатке, позволяющем выделять средства на отдых и краткосрочные путешествия в целях отдыха. Развитые транспортные средства, открывшие эру трансконтинентальных полетов на воздушных судах, дали вполне доступную возможность посещения практически любых уголков мира.

По статистике, наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2-3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6- 7 дней), значительно меньшую долю занимают туры на 8-12 дней. Все остальные, более длительные, туристские поездки выпадают из статистики по причине ничтожности своего удельного веса в общей массе.

Во-вторых , для туризма важно определить категорию места постоянного проживания (местожительство). Туризм предусматривает выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма. Перемещения в пределах местности постоянного проживания, например ежедневные поездки на работу, не могут быть отнесены к туризму, особенно в стране, где имеется правовой институт прописки, т.е. место прописки, регистрируемое соответствующими службами государственной власти, регулирующей миграцию населения. Другая понятийная категория – обычное место постоянного жительства – определяется сроком, в течение которого человек постоянно проживает там. При этом в каждом пункте, районе, стране среди населения следует выделять лиц, которых можно отнести к категории постоянных жителей или посетителей.

Например, по статистике внутреннего туризма важно разграничить категории населения, которые следуют ежедневно на работу на определенные временные промежутки и расстояния. Так, для небольшого города это будет 20-30 минут при расстоянии в несколько километров, для крупного города – поездки на работу продолжительностью до 3 часов на расстояние свыше 50-100 км. Нужно учитывать и минимальный промежуток времени, когда человек отсутствует в этом месте, а также отличия и особенности местностей и административных территорий.

Для жителя небольшого поселка поездка на 70 км будет дальним путешествием. В то же время в Москве или Волгограде это расстояние находится в пределах городской черты. Очень непростой вопрос: считаются ли туристами дачники, выезжающие на свои дачи в выходные дни на расстояние более 120 км? Мало кто из владельцев дачных участков согласится назвать эти поездки отдыхом или туризмом. Для многих это тяжкий труд и один из немногих источников существования.

В-третьих , определение периода свободного времени исходит из общего понимания туризма как способа отдыха. Оно не совсем справедливо для некоторых видов туризма, например для профессионально-делового, участники которого чаще всего совершают поездки как специалисты, командированные фирмой.

В-четвертых , важнейшая категория – цель туризма, позволяющая четко выделить виды деятельности, относящиеся к туризму и подпадающие под льготные таможенные, налоговые и иные режимы, устанавливаемые государствами исключительно для туризма. Главные цели туризма: развлекательные (аттрактивные), рекреационные и познавательные. Вторые по значимости – оздоровительные и лечебные, далее следуют профессионально-деловые, гостевые и др.

В-пятых , туризм – важная составляющая экономики многих государств, обеспечивающая занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты. Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, приносящей данной местности или государству доход.

Итак, туризм:

– особый массовый род путешествий с четко определенными целями, совершаемых собственно туристами, т.е. деятельность самого туриста;

– организация и осуществление (сопровождение) таких путешествий – туристская деятельность.

Она осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей. Путешествие – это перемещение людей во времени и пространстве, а человек, совершающий путешествие, независимо от целей, направлений и средств передвижения, временных промежутков, именуется путешественником .

В качестве итога можно выделить четыре концептуальные характеристики (критерия) туризма, заложенных в определении данного феномена, приводимом в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 5 февраля 2007 г.):

– временно́й – перемещение, ограниченное определенными временными рамками от 24 часов до полугода или года;

– пространственный – перемещение граждан в пространстве с места (или страны) постоянного проживания в некое иное место (или страну), контрастирующее с местом жительства;

– целевой (мотивационный) – туризм предполагает осуществление поездок граждан с четко определенными целями;

Туризм является одной из самых перспективных и прибыльных отраслей в современном мире.

Туристский рынок России растёт быстрее, чем экономика страны в целом.

Активно занимается продвижением своих туристских продуктов на внешний рынок и Псковская область.

В то же время имеется ряд факторов, негативно влияющих на деятельность псковских туристских организаций. Одним из основных является слабая профессиональная подготовка значительной части сотрудников, проявляющаяся в их недостаточной компетентности.

Для них, а также для преподавателей и студентов учебных заведений, занимающихся подготовкой работников сферы туризма и гостиничного хозяйства, историко-краеведческая библиотека имени И.И.Василёва рекомендует новые учебные пособия.

Книгами можно пользоваться в читальном зале библиотеки или взять на дом на абонементе.

Ждём вас по адресу: Октябрьский проспект, д. 19 «а».

Телефон 66-43-24

Арбузова Н. Ю. Технология и организация гостиничных услуг: учеб. пособие для студентов вузов /Н. Ю. Арбузова. – М.: Академия, 2009. – 224 с. – (Высшее профессиональное образование).

В пособии рассмотрены гостиничные предприятия как часть сферы услуг, классификация гостиниц, их организационная и производственная структура, материально-техническая база, система управления гостиничным предприятием, организация работы основных, функциональных и вспомогательных служб гостиницы.

Баумгартен Л. В. Стратегический менеджмент в туризме: учеб. для студентов вузов. – М.: Академия, 2007. – 345 с. – (Высшее профессиональное образование).

В учебном пособии рассмотрены особенности индустрии туризма и её влияние на развитие других отраслей экономики государства. Освещены теоретические основы стратегического менеджмента, включая современные методы анализа макросреды и отраслевого анализа, конкурентоспособности организаций и производимых ими товаров и услуг.

Власова Т. И. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма: учеб. пособие для студентов вузов /Т. И. Власова, А. П. Шарухин, М. М. Данилова. – М.: Академия, 2007. -255, с. – (Высшее профессиональное образование).

В пособии освещены вопросы, связанные с раскрытием психологических механизмов эффективного профессионального и делового общения в сфере туризма, особенностей поведения человека в различных ситуациях общения, показом продуктивных способов влияния на партнёров по общению.

Джзандзугазова Е. А. Маркетинг туристских территорий: учеб. пособие для студентов вузов /Е. А. Джандзугазова. – 2-е изд. стер. – М.: Академия, 2008. – 221, с. – (Высшее профессиональное образование).

В учебном пособии рассмотрены основные пути, методы формирования и продвижения территориального туристского продукта с учётом региональной специфики. Изложение вопросов теории органично сочетается с примерами из практики работы российских и зарубежных предприятий индустрии туризма. Примечательно, что в этой книге приводится таблица двадцати самых эстетически привлекательных (по опросам) городов и малых поселений России, в которой Псков занимает 11 место, тогда как Великий Новгород – 5.

Колбовский Е. Ю. Экологический туризм и экология туризма: учеб. пособие для студентов /Колбовский Е. Ю. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 253, с. – (Высшее профессиональное образование).

История рекреационной и туристской деятельности впервые рассмотрена в этом учебном пособии в связи со становлением культурного (рекреационного) ландшафта России. Изложены сложившиеся в последнее время подходы к оценке потенциала ресурсов и перспектив развития внутреннего туризма в России.

Лойко О. Т. Сервисная деятельность: учеб. пособие для вузов /О. Т. Лойко. – М.: Академия, 2008. – 304 с. – (Высшее профессиональное образование).

В пособии рассмотрены теоретические, исторические и практические аспекты становления и развития сервисной деятельности, её сущность и значение для сферы услуг. Особое внимание уделено современным тенденциям в сервисной деятельности и перспективам её развития.

Морозов М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. для студентов вузов /Морозов М. А. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 287 с. – (Высшее профессиональное образование. Туризм).

В пособии рассматриваются основные макро- и микроэкономические аспекты индустрии туризма с учётом специфики функционирования гостиничных предприятий в условиях рыночной экономики. Излагаются основные понятия и концепции экономики гостеприимства.

Морозов М. А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: учеб. для студентов вузов /М. А. Морозов, Н. С. Морозова. – 6-е изд., перераб. – М.: Академия, 2008. – 238 с. – (Высшее профессиональное образование).

В учебнике рассмотрены и проанализированы основные направления использования современных компьютерных технологий в социально-культурном сервисе и туризме. Изложены возможности и преимущества использования глобальных систем бронирова-ния и резервирования туристических услуг Galileo, Amadeus, Worldspan в условиях становления российского рынка туризма и гостеприимства.

Новиков В. С. Инновации в туризме: учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений / В. С. Новиков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2008. – 208 с.

С использованием опыта отечественных и зарубежных исследований в пособии раскрыты инновации в социально-культурном сервисе и туризме, особенности инновационных процессов, а также эволюционные изменения в этих областях. Рассмотрены функции инноваций и управление инновационной деятельностью в туризме и сфере услуг.

Осипова О. Я. Транспортное обслуживание туристов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. Я. Осипова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2008. – 384 с.

В пособии рассматриваются правовые основы, регулирующие перевозки туристов в международном и внутреннем сообщениях.

Сапожникова Е. Н. Страноведение: Теория и методика туристского изучения стран: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Н. Сапожникова. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 240 с. – (Высшее профессиональное образование).

В учебном пособии излагаются вопросы теории и методики туристского страноведения, рассматриваются базовые компоненты комплексных страноведческих характеристик (географическое положение, природные условия развития туризма, демографическая статистика). В приложении даётся полная туристская характеристика Вологодской области и план изучения и характеристики художественной культуры страны.

Соколова М. В. История туризма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /М. В. Соколова. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 352 с. – (Высшее профессиональное образование).

В учебном пособии рассмотрены основные этапы зарождения и развития туризма. Описаны зарождение и генезис туристско-экскурсионной деятельности в России, возникновение и становление международного туризма, а также характерные черты современного российского и международного туризма и их перспективы.

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 5 февраля 2007г. Ш2-ФЗ)

2. Федеральный Закон от 9 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 №103-Ф3, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 21.12.2004 №170-ФЗ)

3. Приказ МО РФ от 28.04.1995 г. № 223 «Об активизации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися и подготовке летнего отдыха»;

4. «Положение о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных учреждений РФ» (Приложение 2 к приказу № 223);

5. Письмо МО РФ от 13.07.1992 г. № 293 «Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности»;

6. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ» (Приложение 2 к приказу № 293);

7. Письмо МО РФ от 11.01.1993 г. № 9/32-Ф «О нормах расходов на питание в туристских мероприятиях»;

8. Инструктивное письмо МО и ПО РФ от 10.06.1997 г. № 21-54-33/03 «Инструкция о порядке учета средств и составления отчетности по туристским многодневным походам, экскурсиям, экспедициям и туристским лагерям обучающихся»;

9. Приказ МО и ПО РФ № 653/19-15 от 07.12.1998 г. «О программе туристско-краеведческого движения «Отечество»;

10. Письмо МО и ПО РФ от 07.12.1998 г. № 654/19-15 «Об организации учебно-тематических экскурсий и дальних экскурсионных поездок учащихся образовательных учреждений России»;

11. Приказ МО и ПО РФ от 23.03.1998 г. № 769 «О развитии системы подготовки кадров детско-юношеского туризма»;

12. Положение об инструкторе детско-юношеского туризма (Приложение 1 к приказу № 769);

13. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) (приложение к письму МО РФ от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16).

14. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.-464 с.

15. Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. - М.: Пресс-Соло, 2002.384 с.

16. Ананьева Е.А. К вопросу о финансировании здравоохранения в условиях медицинского страхования / Экономика здравоохранения, спецвыпуск. 2008.

17. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. - М.: Феникс, 2008. - 251с.

18. Барзыкин Ю. Кризис подтолкнёт к созданию эффективных механизмов развития туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2009.- № 2.

19. Баринов Н.А. Услуги (социально-правовой аспект): Монография / Саратов: Изд-во «Стило», 2001. 245 с.

20. Барышев А.Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 158 с.

21. Баумгартен Л. Стратегический менеджмент в туризме. - М.: КНОРУС, 2006. -196 с.

22. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Издание 9-е, переработанное и дополненное. СПб.: «Издательский дом Герда», 2007. - 576 с.

23. Биржаков М.Б. Документооборот туристского предприятия. Учебное пособие. // Под ред. М.Б. Биржакова - СПб.: Издательский дом ГЕРДА, 2009. - 240 с.

24. Биржаков М.Б. Экономическая безопасность туристской отрасли. - СПб.: Издательский дом Герда, 2007. - 464 с.

25. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. СПб.: «Издательский дом Герда», 2008. - 208 с.

26. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Большой глоссарий терминов международного туризма. СПб.: «Издательский дом Герда», 2002. - 704 с.

27. Бутко И.И., Ситников Е.А., Ушаков Д.С. Туристический бизнес: основы организации. - М.: Феникс, 2008. - 236 с.

28. Веселое лето детства // Турбизнес. 2009. - № 4. - с. 65-67.

29. Ветитнев А.М. Курортное дело: учебное пособие / А.М. ветитнев, Л.Б. Журавлева, М.: КНОРУС, 2009.

30. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2008. 296 с.

31. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 160 с.

32. Грачева А. Детский туризм в России становится демократичным // Турбизнес.-2004.- №. 2. с. 32-33.

33. Гуляев В.Г. Туризм: Экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. - 304 с.

34. Детский отдых. Об этом должен знать каждый. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009. - № 4. - с. 43-49.

35. Детский туризм в России. Очерки истории 1918-1998 г. /Под ред. Ю.С. Константинова. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.

36. Дрогов И.А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. - М., 2004.

37. Дигтярь Г.М. Индустрия туризма: Правовые основы социально-культурного сервиса и туризма. М.: Финансы и статистика, 2008. 416 с.

38. Дурович А.П. Организация туризма. СПб: Питер, 2009. 318 с.

39. Енджейчик И. Современный туристский бизнес. Экостратегии в управлении фирмой: Пер. с польского М.: Финансы и статистика, 2003. - 320с.

40. Знание сила // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009.- № 4. - с.42-46-48.

42. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов / Учеб. пособие. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000.

43. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников. - М., 2004

44. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. - М., 2002

45. Константинов Ю.С. Из истории детского туризма в России (1918-2008 гг.). - М.: ФЦДЮТиК, 2008. 312 с.

46. Курортно-туристский комплекс как объект управления / Быков А.Т., Карпова Г.Л., Кветенздзе Л.А., Романов СМ., Романова Г.М., Под ред. д.эн. проф. Г.А.Карповой. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.

47. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого.- М., Прометей, 1993. 145 с.

48. Морозов М. Анализ рынка российского детского туризма. Состояние, проблемы, перспективы // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004. -№ 4.

49. Морозов М. В России у детского туризма социальный статус // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004. -№ 1.

50. Морозов М.А. Маркетинговые исследования российского рынка детского туризма // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. - N 2. - С. 83-91

51. Организация детского отдыха. Нормативные документы. - М: ТЦ СФЕРА, 2009.- 80 с.

52. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. - М., 2001

53. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи. - М., 2006.

55. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. - М., 1999.

56. Сонина М.М. Все секреты детского туризма. - М.: Тревел Эксперт, 2008. 72 с.

57. У семи нянек // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009. - № 4. -с.42-42-45.

58. Черных Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2002. - 320 с.

59. Чичкина С. Детский отдых нуждается в инвестициях // Туризм: практика, проблема, перспективы. 2005.-№ 5.

60. Чичкина С. Детский отдых. Невеселая статистика // Туризм: практика, проблема, перспективы. 2005.-№ 6.

61. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин B.C. Управление индустрией туризма: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2004. - 448 с.

Книги, отмеченные *, можно приобрести в редакции газеты «Вольный ветер» или заказать доставкой по почте. Указанные цены включают стоимость пересылки. (тел.редакции 8-499-199-05-63).

В других случаях приобретайте литературу в интернет-магазинах, книжных магазинах или в издательствах.

Литература по детскому туризму и краеведению

Константинов Ю.С. «Детско-юношеский туризм»*. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., стереотип. − М.: ФЦДЮТиК, 2008 г. − 600 с., ил.

Константинов Ю. С. «Из истории детского туризма в России». (1918-2008 гг.)* М.: ФЦДЮТиК, 2008. 312 с., ил. Ф-т 145 х 205 мм.

В книге рассмотрены этапы становления и развития детского туризма в России, его взаимодействие со спортивно-оздоровительным туризмом. Освещены различные направления туристско-краеведческой деятельности учащихся, приведены исторические документы по вопросам развития детского туризма.

Константинов Ю.С., Митрахович С.С. «Туристско-краеведческая деятельность в школе.»* Учебно-методическое пособие. − М.: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2011. − 352 с., ил.

Куликов В.М., Ротштейн Л.М. « Школа туристских вожаков». - М.: «ВЛАДОС» - 144 с.: ил. Ф. 60х90 1/16.

Книга рассчитана на школьного учителя, решившего организовать и провести туристический поход с учащимися и не имеющего специальной туристской подготовки. В форме уроков для учителя даются необходимые рекомендации по организации и проведению двух, трехдневного похода.

Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. « Полевые туристские лагеря: Учебно-методическое пособие - М.: «ВЛАДОС». - 160 с.: ил. Ф. 60х90 1/16.

Всем, кто занимается организацией и проведением туристско-краеведческих мероприятий с детьми в условиях полевых туристских лагерей, адресовано данное пособие. Большое внимание авторы уделяют приобретению навыков выживания в природной среде, в том числе умению действовать в экстремальных ситуациях.

Пособие поможет не только узнать о формах активного отдыха детей, но и приобрести навыки помощника руководителя туристского похода.

Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности» . - М.: «ВЛАДОС». − 160 с.: ил. Ф. 60х90 1/16.

Пособие разработано на основе опыта проведения подобных соревнований в 1995-1998 гг., где автор присутствовал в качестве главного судьи.

Адресовано преподавателям ОБЖ, педагогам учреждений дополнительного образования, сотрудникам органов управления, проводящих с учащимися соревнования «Школа безопасности».

Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. «Уроки ориентирования». Учебно-методическое пособие. − М.: ФЦДЮТиК, 2005. − 328 с., илл.

Учебное пособие адресовано педагогам дополнительного образования, школьным учителям, тренерам, родителям, желающим вовлечь детей в занятия спортивным ориентированием. Даны основные сведения о данном виде спорта, об организационно-педагогических условиях подготовки юных ориентировщиков и принципах организации учебно-тренировочного процесса.

(Цена − 240 руб.) Заказать

Константинов Ю.С., Куликов В.М. «Педагогика школьного туризма» : Учебно-методическое пособие.»* 2-е издание, дополненное. - М.: ФЦДЮТиК, 2006, 208 с.

В книге на основе большого личного опыта авторов делается попытка осмыслить детско-юношеский туризм как педагогическое явление, решающее одновременно в комплексе важнейшие педагогические задачи. Даются рекомендации по организации туристско-краеведческой деятельности в школе.

Павлов Е.А., Белякова И.В. «Сравнительная харектеристика показателей развития детско-юношеского туризма в системе дополнительного образования и спортивного туризма». Статья в научном журнале «Сервис в России и за рубежом», 2016, том 10, № 3 (64)

В статье представлены сравнительная характеристика показателей развития детско-юношеского туризма в системе дополнительного образования и спортивного туризма за период 1991-2014 гг., динамика развития спортивного туризма как вида спорта, изменение численности занимающихся в туристско-краеведческих объединениях на основе официальных статистических данных. Читать

Программа для системы дополнительного образования детей «Юные велотуристы»* . − М.: ФЦДЮТиК, 2007. 68 с.

(Цена − 150 руб.) Заказать

Программа для системы дополнительного образования детей «Юные туристы-многоборцы»* . − М.: ФЦДЮТиК, 2007. 60 с..

(Цена − 150 руб.) Заказать

Самарина И. А. «Основы туристско-экологической деятельности учащихся»* . − М.: ФЦДЮТиК, 2007 г. 276 с., ил. Ф-т 145 х 205 мм. Учебно-методическое пособие.

(Цена − 245 руб). Заказать

«Справочник адресов и телефонов центров и станций юных туристов, туристских баз и других учреждений дополнительного образования РФ»*. − М.: ФЦДЮТ, 2007 г. 60 с. Ф-т 190 х 145 мм.

(Цена − 175 руб.) Заказать

«Туристская игротека» /Под ред. Ю.С. Константинова. - М.: «ВЛАДОС», 112 с.: ил. обл. - 60х88 1/16.

В сборнике приводятся игры и упражнения, позволяющие детям закрепить полученные знания при подготовке к туристскому походу. В книгу также включены загадки, головоломки, шуточные задания, которые помогут ребятам весело и с пользой провести время в поездке или на привале.

Книга адресована педагогам-организаторам туристско-краеведческой деятельности, учителям и родителям.

«Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей.»* Под ред. Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. − М.: «Советский спорт», 2005. − 324 с.

(Цена − 320 руб.) Заказать

Учебная и методическая литература

Аппенянский А. И. «Рекреалогия: тренировочный процесс в активном туризме».* М.: «Советский спорт», 2006. 196 с., ил.

В книге рассматриваются методологические вопросы физического воспитания и тренировки в активном туризме. Дается методика обучения двигательным навыкам, необходимым в путешествии. Для студентов вузов, рекреологов, тренеров туризма, педагогов учебных заведений детско-юношеского туризма и т. д.

Бабич В., Федцов В. «Начальная подготовка горнолыжника: учебно-практическое пособие»* . - М.: «Советский спорт», 2003. 92 с.Ф-т 140 х 215 мм.

Пособие рекомендовано туристам, желающим освоить технику горных лыж, начинающим спортсменам-горнолыжникам, инструкторам − специалистам в области горнолыжного бизнеса, студентам, изучающим курс «Зимние виды рекреации», и всем любителям горнолыжного спорта.

Бабкин А. «Специальные виды туризма»*. − М.: «Советский спорт», 2008. 208 с. Учебное пособие.

Пособие является циклом лекций по дисциплинам «Международный туризм» и «Специальные виды туристской деятельности», служит теоретической основой для изучения таких видов туризма, как религиозный, лечебно-оздоровительный, экологический, горнолыжный, событийный, экстремальный, круизный туризм. Для студентов вузов, работников предприятий туристской индустрии и т.д.

Булашев А. Я. «Спортивный туризм: учебник»*. Харьков: ХГАФК, 2009. 332 с. Ф-т 145 х 205 мм.

В учебнике представлены систематизированные материалы по основам спортивного туризма, использование которых позволит правильно подготовить и провести спортивный поход любой категории. Для студентов, преподавателей, тренеров, инструкторов и т. д.

Гальперина Т. «Режиссура культурно-досуговых программ. Рабочая тетрадь»*. − М.: «Советский спорт», 2007. 132 с. Ф-т 145 х 205 мм.

Пособие содержит контрольные вопросы, упражнения, задания и тесты, предназначенные для самостоятельной работы студентов, закрепления теоретических знаний, приобретения навыков решения профессиональных режиссёрских задач и проверки знаний, полученных в рамках изучения дисциплины «Режиссура культурно-досуговых программ». В приложениях даны фрагменты сценариев и образцы заполнения режиссёрской документации. Для студентов, изучающих туристскую анимацию.

Зорин И.В. «Профессиональное образование и карьера в туризме»*. Серия «Профессиональное туристское образование». − М.: «Советский спорт», 2005. 528 с.

С позиций системного подхода анализируются проблемы формирования содержания профессионального туристского образования (ПТО). На базе ряда концепций развития туризма и профессионального образования разработаны теоретические основы проектирования содержания ПТО. Представлена методика формирования квалификационного поля и дидактического комплекса подготовки специалистов туризма. Изложены современные подходы к планированию карьеры в туризме. Детально раскрыты важнейшие функции менеджмента персонала. Для магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов сферы туризма и педагогики.

Ильина Е. «Менеджмент транспортных услуг: авиационные перевозки в туризме»*. − М.: «Советский спорт», 2007. 144 с., ил. Ф-т 145 х 205 мм.

В учебнике отражены основные виды и формы взаимоотношений туристской фирмы и авиакомпании, рассмотрены виды поездок и авиарейсов, тарифы и скидки, факторы, влияющие на стоимость авиабилета, деятельность малой и бизнес-авиации в туризме, и т.д. Для студентов ВУЗов туристского профиля.

Кузнецов В.С. «Физическая подготовка юношей по основам военной службы в программах ОБЖ, БЖ». − М.: МИОО, 2008. 182 с.

В методическом пособии рассматриваются вопросы теории и методики физической подготовки учащихся, излагаются средства и методы воспитания физических способностей и прикладных качеств, приводится большое число упражнений, ориентированных на формирование умений и навыков действий в экстремальных условиях, раскрывается техника и методика обучения преодолению полосы препятствий, туризму, плаванию, приводятся игры и эстафеты военно-прикладной направленности.

Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности /Сост. Б.И. Мишин. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 285 с. - пер. - 60х90 1/16.

В книге дан полный свод программных и нормативных документов, информационных и методических писем по преподаванию курса «ОБЖ». Включены материалы по обновлению содержания образования, рекомендации по организации экспериментальной и внеурочной работы с учащимися.

Книга адресована педагогам по ОБЖ, работника методических служб, руководителям образовательных учреждений.

Павлов Е.А. «Проблемы законодательного регулирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы рекраеции и спортивно-оздоровительного туризма» . Статья в научном журнале "Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса", том 10, 2016/ № 1.

Представлена схема функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы рекреации и спортивно-оздоровительного туризма, показаны механизмы взаимодействия системы с работодателями, предложены меры ее совершенствования. Читать

«Развитие воспитательных систем в современной образовательной организации в свете реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.» , сборник, посвященный 170-летию Русского географического общества и 120-летию спортивного туризма в России (9-11 декабря 2015 г.) / под науч. ред. Д. В. Смирнова; сост.: В. П. Голованов, Г. Н. Ищук, Г. В. Зубковская, Д. В. Смирнов. - М. ; СПб. ; Киров: ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2016. - 291 с.