Постановка речи. Сценическая речь: особенности, простые упражнения, эффективные методики обучения

«Организм человека, слушающего кого-либо, функционирует подобно говорящему (ведь мы пересмешники). И если мы слышим сиплый, хриплый, надорванный голос, мы и сами начинаем сипеть, хрипеть и испытывать прочие неприятности. Вплоть до несмыкания голосовых связок, срыва голоса. Во всяком случае, мы начинаем кашлять. Когда говорящий верещит, повизгивая, у слушателей также задирается и голос, и всё его тело. Понятно, что такие выступления вызывают раздражение на подсознательном уровне».

Специализированный учебник, написанный преподавателем кафедры радио и телевидения Санкт-Петербургского государственного университета, который также проводил лекции в целом ряде других учебных заведений. Книга написана легким живым языком, в ней приведено много случаев из реальной практики российских и зарубежных ведущих, разобраны ошибки, а также собраны лучшие упражнения для голоса, дикции, связок, осанки и так далее. Особо нужно отметить крайне полезный раздел, посвященный психологическому состоянию при работе у микрофона и в прямом эфире.


«В цифры надо раз и навсегда вдуматься. Ведь не составляет же нам труда сказать «Речь идет о трех кустах», «Сад пополнился тремя новыми кустами». Точно также можно произносить и цифры: «Речь шла о трехстах (кустах) рублях», «казна пополнилась тремястами (кустами) рублями». Ведь «сотня и «сто» - такие же живые слова как «кусты».

Эту книгу написал один из мэтров советского радиовещания, ученик Юрия Левитана - Борис Ляшенко, который проработал на Всесоюзном радио более 50 лет и вел программы для «Маяка» и «Радио России». Помимо дикторской деятельности, автор также успешно преподавал технику речи и рассказывал о типичных ошибках в эфире. В этой книге собраны не только эти примеры ошибок, но и исторические справки, советы по работе у микрофона и упражнения.


«Речь начинается с деления на отрезки или речевые такты. Не спешите, думайте о том, что вы говорите. Пауза - проявление мастерства говорящего, поэтому цените каждое произносимое слово: держите паузу, делающую смысл ваших слов значительным».

Это пособие для студентов, которые осваивают речеведческие дисциплины - риторику, культуру и технику речи, педагогическое общение, а также имеют непосредственное отношение к работе у микрофона и на сцене. В книге собраны цитаты мастеров сценического искусства, упражнения, скороговорки, практические советы, а также техники постановки голоса и дыхания, интонации и ритмики. Отдельный акцент сделан на разработку артикуляции и всего, что касается произношения и дикции. С помощью этой книги вы сможете освоить необходимый минимум упражнений, который поможет вам при работе у микрофона. Она пригодится не только студентам, но и преподавателям, тренерам для подготовки программ практических семинаров и открытых занятий.



«Описаны все типы ударений русского языка. Даны объяснения, почему нужно произносить слово с тем или иным ударением. Предлагаются оригинальные способы запоминания ударения и предупреждения распространенных ошибок - "узелки на память". Приводятся иллюстрации из поэзии и фольклора».

Это, пожалуй, один из наиболее полных словарей - в нем собрано около 10 000 слов, но далеко не единственный. В принципе, для уточнения правильности постановки ударений вы можете использовать любой орфоэпический словарь, главное - делать это. Выбирайте, какой вам больше нравится, вот лишь несколько примеров:

  • Орфоэпический словарь под редакцией Р.И. Аванесова, М.А. Штудинера, М.В. Зарвы.
  • Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
  • Словарь собственных имен русского языка Ф. Л. Агеенко.
  • Орфографический словарь В.В. Лопатина.

При выборе словаря советуем вам обращать внимание на время издания, так как нормы русского языка меняются, появляются новые слова, а некоторые старые приобретают иные значения. Желательно, чтобы словарь был рекомендован Институтом русского языка имени В.В. Виноградова. Это гарантия того, что в ваших руках находится действительно проверенный и надежный источник, на который при необходимости можно смело ссылаться.


«Для речи, особенно продолжительной, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления».

Очень полезное и вдумчивое пособие, где подробно по пунктам описаны все необходимые практики, упражнения и советы, которые основаны на реальном опыте занятий ораторским и сценическим искусством. Автор обращает внимание не только на особенности работы с голосом и речью, но и на косвенные факторы, которые влияют на состояние и работу голосового аппарата. Книга будет полезна не только новичкам, но и тем, кто задумывается о повышении квалификации.



«Мы воспринимаем звуки ушами, но по-настоящему слышать начинаем чем-то другим. Кто-то мозгом, кто-то в большей степени сердцем… Уши лишь играют роль передатчика, отсекая при этом многое из того, что для вас бесполезно. Они отбирают звуки и сортируют их. Многие из нас не слышат звуков, слышат лишь слова. Когда вы слышите слова, центром вашего звука становится голова, когда звуки - голова уже центром не является. В Японии говорят, что человек думает не головой, а животом: японцы очень долго работали со звуками».

Разбор природы звука, того как человек слышит, какие интонации мы используем и почему. Как владеть своим голосом и собой? Полезные советы для тех, кто верит, что голос - это мощный инструмент, с помощью которого человек способен передавать тысячи эмоциональных оттенков и заставлять миллионы людей замирать на своих местах в зале или у радиоприемников. В книге поэтапно раскрываются возможности голоса, идет его «настройка» как инструмента - для этого приведены необходимые упражнения и интересные задания.


«Тренируя дыхательные упражнения в движении, необходимо все время помнить принципы организации правильного фонационного дыхания и цель - наладить основы самоорганизующегося ритмичного дыхания. В то же время упражнения, имеющие в названии некий образ - это уже маленький этюд, выполняемый телом вместе с дыханием и движением, и поэтому обязательно включается воображение».

Пособие от преподавателя сценической речи, профессора Санкт-Петербургской академии театрального искусства и кандидата искусствоведения. Помимо формирования теоретической базы, автор подробно рассказывает о постановке профессионального дыхания и голоса, а также предлагает комплексные систематические упражнения, которые помогут настроить голосовой аппарат для работы в эфире и на сцене. Это полноценный курс, после прохождения которого вы научитесь говорить «заново».

Наверняка вы хотите, чтобы вас слушали с восторженным взглядом и раскрытым ртом? А может ваша сфера деятельности немыслима без публичных выступлений, в которых так важна постановка голоса и отточенное произношение? Но в силу отсутствия определенных навыков и знаний, вы даже не стараетесь совершенствовать себя? Далее поведаем вам как с помощью несложных упражнений постановки голоса вы сможете отточить свою технику речи, что поможет вам добиваться успехов как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.

Техника речи представляет собой науку в сфере постановки речи, артикуляции, дикции, интонации, мимики и прочих элементов. Людям определенных профессий необходимо изучать данную науку на протяжении всей жизни. Их задачей является сделать свою технику речи правильной, красивой и понятной.

Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является дикция (это то, как чисто он выговаривает звуки). Этот элемент речи сопоставим с почерком. Сообщение, написанное кривым, неразборчивым почерком, будет непонятно и неинтересно адресату, так же, как и скомканное, невнятное выступление маловероятно заинтересует слушателя или вызовет массу встречных вопросов. Далее мы расскажем, как с помощью регулярно выполняемых упражнений поставить голос, улучшить произношение.

Один из способов использовала главная героиня из фильма «Карнавал», она оттачивала речь при помощи повторения скороговорки про кукушонка, набив рот грецкими орехами. Помимо этого, есть ряд дыхательных занятий, о которых мы расскажем немного позднее.

Голос

Приятный голос является одним из основных показателей правильной речи. Голос тоже поддается тренировке и его возможно поставить. Каждая личность способна научиться управлять силой голоса, в зависимости от ситуации повышать или понижать его, достаточно сдерживать эмоции, быть спокойным и говорить размеренно. Немаловажным фактором является здоровое горло и необходимо бросить курить.

Тембр

Следующий показатель – тембр голоса. В этом случае главное не переусердствовать, так как излишне низкий или высокий голос воспринимается фальшиво. Для отработки тембра голоса самый важный момент - это дыхание и необходимо работать с диафрагмой.

Интонация

Следите за интонацией и правильным произношением, важно правильно расставлять ударения в словах и делать логические паузы. Это дает возможность вам перевести дыхание, правильно выстроить дальнейшую речь, а также привлечь внимание слушателей.

Итак, перед тем как начать выполнять упражнения, нужно создать рабочую обстановку. Устройтесь удобно перед зеркалом в свободной комнате, уберите излишние предметы обеспечив необходимую акустику. Все задания выполняйте примерно 5–10 минуток, приступайте к последующему затем, как усвоите предыдущее задание. Запишите видео, для того, чтобы в дальнейшем исправлять ошибки.

Уроки для улучшения речи

Дыхание

Для исполнения данного задания требуется не забывать дышать носом, это важно!

Отрабатываем дыхание:

  • Ноги поставьте по ширине плеч;
  • Поставьте ладони на талию и неспешно выдохните, чтобы вы чувствовали противодействие губами воздуха (параллельно нужно повторять четверостишье).
  • Сделайте упражнение совмещая с ходом, ускоряясь на легкий бег, подражая срезу травы, рубке деревьев и метению пола. При точном исполнении и выдох должен быть ровным, не сбиваться.
  • Держите спину прямо, склонитесь вперед и сделайте глубокий вдох.
  • При выпрямлении в изначальное позу, сделайте выдох и неспешно проговаривайте «ги-м-м-м-м.» синхронно совмещая с легким бегом.
  • Возвратитесь в положение прямой стойки. Глубоко вдохнув нагнитесь прямо, а руки объедините за головой. В этом же расположении выдохните и выпрямитесь, проговаривая «гн-н-н…», совмещая с легким бегом; Далее требуется исполнить задание для усовершенствования носового дыхания.
  • С прикрытым ртом проделываем небольшой носовой вдох, увеличивая ноздри, выдыхая легонько ударяем по ним кончиками пальцев. На основе прошлого примера, при выдохе медленно произносим буквы «М» и «Н» и легонько ударяем краешками пальцев по ноздрям по очереди.

Подготовка мышц неба

  • Проговорите согласные «К», «Г» три раза без остановки. Далее проговорите гласные «А», «О», «Э» тоже трижды, но при зевке.
  • Вдохните воздух ртом, как бы прополоскав его. Откройте рот и проговорите: «АММММ…АММММ», «А» должно быть чуть слышно, «М» – звучным и далее проделайте трижды.

Упражнение для губ и языка

  • Для отработки верхней губы проговорите: «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».
  • Расслабьте язык и повторите форму лопаты, уложив его на нижнюю губу, выговорите: «И», «Э», пять раз.
  • Языком примите подобие искривившегося крюка и проведите по небу кончиком языка, синхронно выговаривая «О», «У».
  • Вытягивайте букву «М» с прикрытым ртом и перемещая язык к губам, щекам и небу.

Упражнения, помогающие раскрыть и укрепить голос основной речи

  • Проговорите случайную скороговорку применяя исключительно согласные буквы, гласные соответственны будут глухими и продолжительными.
  • После это произнесите ту же скороговорку, только совершенным голосом. Старательно вслушиваясь в себя, вы ощутите эпицентр собственного речевого голоса, установите, в какое состояние артикуляционного аппарата звучит свободно и неподдельно. Повторите упражнение с наклонами головы, попеременно назад/вперед, вправо/влево.
  • Прочитайте скороговорку обозначенным приемом, но выставляя язык на губы, опуская и сменяя этим самым проговаривание гласных.
  • Основательно вдохните и замедлите дыхание (можно стиснуть нос ладошками) и вслух прочтите какой-нибудь текст. Выдохните и ещё раз через нос вдохните в тех отрывках текста, где это требуется по грамматике и смысловым паузам.

По окончании всех работ прочитайте текст снова, уже непринужденным голосом, и вслушиваясь в звучание, поняв разницу в произношении до и после исполнения заданий.

Упражнения для усовершенствования дикции

Данные упражнения для выработки дикции выполняют только после отработки вышеописанных заданий, которые ориентированы на исключение общераспространенных ошибок в произношении, вызванные малой развитостью аппарата речи. В случае возникновения вопросов по выполнению заданий, на YouTube вы сможете найти видео и наглядно посмотреть.

Упражнения для ослабленной нижней челюсти

  • Скажите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» сдерживая в этот момент, ладонью подбородок в постоянном состоянии, голова должна отклоняться назад. При звуке «Й» она принимает начальное состояние. Далее проделайте данный пункт в привычном положении, сравнивая, не зародилось ли чувство мышечной независимости.
  • Повторите упражнение, но с переворотом головы влево/вправо, попытайтесь дотянуться подбородком до плеч. При звуке «Й» голову опять верните в первоначальное расположение.

Податливое небо

  • Склоните назад голову и ополаскивайте гортань воздухом, проговаривая протяженно звук «М», но не выставляйте нижнюю челюсть. Постарайтесь сделать зевок с закрытым ртом.
  • Вдохните воздух носом и втяните щеки, кроме того челюсть потуплена, а губы в сжатом состоянии, на выдохе вытягивайте букву «М».

Упражнения для упрочения языка и рта

Каждое из перечисленных занятий непременно воспроизведите три раза подряд.

  • проговаривайте «БЯ», уложив язык на нижнюю губу;
  • выговаривайте «АС», активно работая языком вперед/назад;
  • выговаривайте подряд «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ», повторите трижды;
  • в целях поправки активности губ говорите «МБ», «ТВ», «БМ»;
  • сверните губы трубочкой и вытягивайте звук «М-М-М-М», потом улыбнитесь.

Упражнения на корректирование нехватки звука в говорящей полости рта

  • при прямолинейном и непосредственном состоянии тела на неторопливом выдохе скажите: «ССССССС…», «ШШШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРР», «РЬРЬРЬРЬ…»;
  • в такой же позе на напряжённом постоянном выдохе выговорите: «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое передается в неизменный звук «ФФФФФФФ…»;
  • закройте ладонью нос и рот, в такой позе постарайтесь промолвить звук «М», вслед за тем, уберите ладонь, прочтите какой-нибудь текст с максимальным числом «М», «Н».

Упражнения на прорабатывание неразвитого звучания в груди

  • Примите удобное положение тела, возложите ладонь на грудь, чтобы почувствовать пульсацию, а второй закройте рот для обследования собственного дыхания. Попытайтесь издать различные гласные: ласковый выдох – звук («УУУУУУ») – ласковый вдох. Если вы все проделываете безошибочно – то появиться желание зевнуть и легкость в зоне глотки.
  • Дальнейший шаг похожий, единственный в момент стона следует попытаться его растянуть и выговорить ударение легким ударом диафрагмы вглубь, потом нежный выдох.

Любое следующее задание повышает численность ударений на единицу и, таким же способом, нужно довести до пяти ударений один за другим.

Борьба с тяжелым дыханием при быстротечной беседе

  • Необходимо принять наклонное состояние и начать искать вымышленный предмет, параллельно проговаривая громко произвольное стихотворение, но наблюдайте за равномерным дыханием.
  • Прыжки через скакалку с синхронным проговариванием четверостишья так, так чтобы прыжки соответствовали слогам слов. Если задание, на первый взгляд, представится трудным, будет путаться речь и дыхание, рекомендуется понизить скорость и шаг за шагом их усиливать, доводя до максимума.

Вырабатывание диапазона и повышение голоса

  • Выберите какой-нибудь поэтический текст, состоящий из восьми или более строк, и примитесь проговаривать его таким способом, чтобы на начало строки выпал слабый уровень вашего диапазона и с каждой строкой он последовательно увеличивался, добившись предельного на заключительной.
  • После того как вы отработали это упражнение, начинайте с предельного и завершайте низким диапазоном собственного голоса.
  • По результатам удачного исполнения повышайте количество строк поэтического рассказа.

Тоже довольно действенная техника получила название «голосовое распевание». Выберите и пропойте любой понравившейся стих, используя сначала исключительно гласные буквы, а потом лишь согласные.

Другой способ (о нем мы уже говорили в самом начале) повторение скороговорок, наполнив рот грецкими орехами, декламация текста и распевание песенок, используя винную пробку, зажав ее между зубами. Первое время следует произносить медленно, потихоньку ускоряясь, внимательно наблюдайте за тем чтобы не проглатывать окончания и звуки.

Речь должна звучать правильно и звонко, над этим необходимо трудиться. Для этой цели подберите обожаемые четверостишья и читайте их попеременно, одна строка - громко, следующая - тихо, потом наоборот.

Не забывайте про интонацию голоса, читайте тексты со сменой чувств, грустно, весело, зло, страстно, с укором, с удивлением. Чем чаще вы будете проделывать данное упражнение и чем больше эмоций отработаете, тем богаче станет ваша техника речи.

Все чаще в профессиональной деятельности большое внимание предают технике речи, она становится своеобразным орудием труда. Поэтому непременно следует развивать и совершенствовать дикцию, постановку голоса и навыки делового и ежедневного общения. Так вы сможете создать положительный имидж, ибо находящиеся вокруг люди инстинктивно подпадают под влияние человека, умеющего красиво и внятно излагать свою речь.

Хотите чтобы ваш ребенок в будущем стал теле- или радиоведущим, известным актером? Сами планируете построить успешную карьеру на сцене? Тогда нужно долго и упорно заниматься развитием сценической речи. Методика обучения включает разнообразные упражнения на дикцию. Есть специальные занятия по актерскому мастерству как для взрослых, так и для детей. Хотите узнать что такое сценическая речь и выучить простые упражнения для развития речевого аппарата? Тогда читайте эту статью до конца.

Каждый человек, который мечтает стать известным актером, обязательно должен регулярно выполнять упражнения по сценической речи. Громкий голос, четкая дикция, правильная расстановка акцентов в тексте – все это позволяет выразить чувства и эмоции, обыграть произведение. Техника сценической речи не так проста, как может показаться на первый взгляд. Актер должен уметь передать настроение, показать внутренний мир или другие психологические черты своего персонажа. Если вы научитесь делать это правильно, то очень скоро сможете стать настоящей звездой кино и театральных сцен.

Сценическая речь, как неотъемлемая часть актерского мастерства, развивалась постепенно, становилась все более совершенной. Древнегреческие ораторы практиковали речь в движении, ведь такое выступление неизменно вызывало особый интерес публики. Уже тогда люди поняли, что важен не только смысл слов в тексте, но также интонация и способ прочтения.

Демосфен, известный оратор и философ, имел от природы очень тихий голос, его речь была невнятной и многие слушатели часто не понимали смысл его слов. Тогда он стал работать над собой, ежедневно выполняя упражнения на дикцию. Для этого Демосфен выходил на край скалы у моря и произносил свою речь, перекрикивая шум волн. Также его современники утверждают, что он часто уединялся в пещере и там репетировал свои монологи, чтобы иметь возможность услышать самого себя.

К счастью, сегодня не нужно прибегать к таким экстремальным способам, чтобы улучшить свое произношение и выразительность речи. Уроки сценической речи для детей и новичков достаточно простые. Вы можете выполнять простые упражнения для дикции дома самостоятельно или посещать занятия с педагогом.

Как быстро усовершенствовать технику речи?

Хотите, чтобы ваша речь стала красивой, четкой и правильной, нужно регулярно посещать специальные уроки. Это и не удивительно, ведь преподаватели отлично знают свой предмет. Вам наверняка не единожды приходилось бывать на лекциях, и слушать очень скучную и невнятную речь от которой хочется спать. Профессиональный оратор использует все возможности своего речевого аппарата, чтобы постоянно удерживать внимание и привлекать интерес слушателей. Уроки сценической речи будут одинаково полезны как будущими артистам, так и бизнесменам, политикам и прочим специалистам, деятельность которых непосредственно связана с общением.

Чтобы максимально быстро научиться в полной мере владеть своим голосом и усовершенствовать дикцию, выполняйте несложные упражнения по сценической речи ежедневно. Это займет у вас не так много времени, но принесет желаемый эффект. Для красивой речи дыхание не менее важно, чем четкая дикция. Именно поэтому на уроках сценической речи вы будете не только проговаривать скороговорки и выразительно читать тексты, но также выполнять дыхательную гимнастику.

Варианты упражнений для постановки дыхания

Качественная техника сценической речи во многом зависит от правильного дыхания оратора. Человек, который произносит речь перед слушателями, не может себе позволить вдыхать воздух через рот. Это приведет к тому, что ваше дыхание собьется и вы не сможете правильно выдержать интонацию и расставить акценты. Чтобы подготовиться к публичному выступлению, регулярно делайте следующие упражнения.

  • Дышите носом (вдох и выдох) с открытым ртом в течение 3-5 минут.
  • Положите обе руки на солнечное сплетение. Сделайте глубокий и очень медленный вдох (процесс должен занять 3-4 секунды). При этом ваши руки ощутят, как живот поднимается, наполняясь воздухом, и при выдохе опускается. Такое колебание должно явно просматриваться. Если вы ничего не чувствуете, во время вдоха немного наклоните корпус вперед. Постепенно увеличивайте время вдоха.
  • Упражнение на тренировку грудного дыхания. Глубоко вдохните, как будто нюхаете ароматный цветок, затем сделайте очень плавный выдох и втяните живот. Короткий вдох и долгий выдох помогут вам усовершенствовать грудное дыхание. Когда это упражнение будет получаться у вас с легкостью, начинайте произносить на выдохе длинные фразы.

Эти упражнения не сложные, но очень эффективные. Выполняйте их ежедневно, и вскоре сможете произносить длинную речь без заминок и сбоя дыхания.

Совершенствуем артикуляцию

Чтобы произношение отдельных звуков было внятным и четким, нужно постоянно тренировать органы, отвечающие за артикуляцию.

Урок нужно начинать с простого проговаривания гласных, согласных звуков и простых связок. Старайтесь, чтобы ваш голос звучал громко и ярко, не так как в обычной повседневной жизни.

Различные скороговорки также помогают тренировать речевой аппарат. Такие стишки нужно, наоборот, произносить очень тихо, шепотом. Постепенно темп прочтения и громкость увеличивайте. Рассмотрим несколько простых вариантов скороговорок для усовершенствования сценической речи.

  • «Добыл бобыль бобов».
  • «От топота копыт пыль по полю летит».
  • «Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп».

Если вы уже довольно давно посещаете уроки сценической речи, можете постепенно усложнять себе задачу, разучивая более длинные и сложные скороговорки. Если у вас получится запомнить и прочитать наизусть , можете быть уверенны, что станете отличным оратором.

Звучание и дикция – неотъемлемая часть сценической речи

Выразить определенный спектр эмоций поможет звучание вашего голоса. Вы должны научиться регулировать тембр, диапазон звуков, интонацию. Для тренировки звучания выполняйте следующие упражнения:

  • Прочитайте любое произведение в прозе или стихах, постоянно меняя громкость речи. Первую строчку проговорите очень тихо, вторую – громко и т.д.
  • Одну фразу произносите с разной интонацией, попытайтесь при помощи обычных слов выразить разные эмоции – страх, счастье, удивление, страсть и пр.
  • Развивайте свою фантазию. Придумайте, каким голосом говорили бы животные, если бы могли разговаривать. Расскажите стих от лица лисы, зайца, собаки, кошки.

Четкая дикция очень важна для сценической речи. Она позволит вам добиться успехов в карьере, ведь люди на подсознательном уровне больше прислушиваются и положительно воспринимают четкую и внятную речь человека. Развивать ораторские способности можно при помощи следующих упражнений.

  • Станьте прямо, руки положите на грудь, локти разведены в стороны. Сделайте глубокий вдох, и, выпуская воздух из легких, постепенно наклоняйтесь вперед. Выдох должен сопровождаться произношением протяжных гласных звуков (о, а, у) очень низким голосом.
  • Регулярно проговаривайте сложные сочетания звуков – СТФРА, ВЗВА, ЛБАЛЬ. Сначала вам это упражнение может показаться достаточно сложным, но постепенно у вас начнет получаться.
  • Попробуйте прочитать текст средней длины с закрытым ртом.

Урок сценической речи, как и любой другой, должен давать результаты. После выполнения блока упражнений вы должны закрепить результат, прочитав сложный текст максимально выразительно. Если вы занимаетесь с педагогом, он может предложить вам в конце урока пройти специальный тест. Правильно выполняя задания, вы набираете определенное количество балов.

Упражнение «Язык без костей»

Хотите вспомнить свое детство и немного повеселиться? Тогда начинайте выполнять упражнение для развития артикуляционного аппарата, которое со стороны выглядит как обычное кривляние. Чтобы подготовиться к уроку сценической речи, нужно предварительно провести небольшую разминку.

Артикуляционная гимнастика имеет массу преимуществ, а именно:

  • Ваш язык начинает работать очень четко;
  • Исчезает ощущение, что вы разговариваете с набитым ртом.
  • Произношение звуков становится более четким и правильным.

Для выполнения упражнения «Язык без костей» вам понадобится обычное зеркало. Станьте перед ним, и приступайте к разминке.

  • Немного приоткройте рот. Кончиком языка выполняйте круговые движения в разных направлениях. Выполните 10 вращений по часовой и против часовой стрелки.
  • Широко откройте рот, полностью высуньте язык и аккуратно приподнимите его боковые стороны вверх. У вас должна получиться своеобразная трубочка. Теперь попробуйте подвигать сложенным языком, подуть в него.
  • Языком очистите поверхность верхних и нижних зубов. Попробуйте повторить упражнение как с закрытым, так и с открытым ртом.

Легкие покусывания зыка помогают слегка расслабить эту мышцу. Делайте такие манипуляции перед выступлением на публике, и тогда ваша речь будет четкой и внятной.

Простое упражнение «Пробка»

Даже самое простое упражнение для развития речевого аппарата будет эффективным, если выполнять его регулярно. «Пробка» пользуется большой популярностью, как среди взрослых, так и среди детей. Такое веселое занятие позволяет:

  • Укрепить мускулатуру щек, губ и верхнее небо.
  • Подтянуть кожу лица, разгладить мелкие морщинки и носогубные складки.
  • Улучшить дикцию и речь.

Специалисты утверждают, что упражнение «Пробка» полезно не только для будущих ораторов и актеров, но также для всех, кто хочет на долгие годы сохранить красоту и молодость кожи лица.

Итак, приступаем к занятию. Предварительно подготовьте небольшую деревянную или пластиковую пробку от бутылки с шампанским, выучите скороговорку.
Зажмите пробку в передних зубах. Не выпуская изделие, приступайте к чтению скороговорки. Повторите стишок несколько раз подряд. Вы самостоятельно сможете определить, какие звуки у вас получаются лучше, а какие хуже. Постоянно совершенствуйте свое произношение, тренируйте артикуляционный аппарат, ускоряйте темп речи.

Человек, рассказывающий скороговорки с пробкой от шампанского в зубах выглядит очень комично. Это веселое упражнение можно превратить в увлекательное и полезное семейное соревнование. Пусть каждый член семьи прочитает скороговорку необычным способом, и затем вы все вместе решите, у кого это получилось лучше всего. После того как вы достанете пробку со рта, вы удивитесь, насколько улучшилась ваша речь, ведь слова будут «литься рекой».

Методы обучения сценической речи

Профессиональные специалисты, которые занимаются подготовкой будущих ораторов, актеров дикторов и пр., используют различные методики обучения. Существует несколько наиболее успешных вариантов улучшения дикции и речи, рассмотрим их более подробно.

  • Беспрерывное формирование сценической речи. Педагог предлагает ученику несколько комплексов упражнений, между которыми существует логическая взаимосвязь. Больших пауз между уроками не делается.
  • Ступенчатое усложнение. Ученик начинает обучение с усвоения самого простого материала, нагрузки постепенно увеличиваются.
  • Игровое существование. Обучение по такой методике самое приятное, так как на уроках ученик использует свое воображение. Веселые игровые занятия, как правило, дают отличные результаты.
  • Партнерские взаимоотношения. На уроке педагог и ученик находятся «на равных». Преподаватель может только советовать, но не настаивать на повторении того или иного упражнения.

Уроки сценической речи будут полезны всем. Хотите добиться поставленной цели? Приготовьтесь к тому, что придется постоянно учиться, тренироваться и самосовершенствоваться. Проявите упорство, и очень скоро ваши ораторские способности удивят всех окружающих.

Правильная речь и дикция - курсы важны не только вокалистам и певцам. Все, кто выходит на сцену, обязаны красиво, четко и внятно говорить, чтобы речь была понятна аудитории. Даже на защите диплома вы почувствуете себя гораздо увереннее, если выступление безупречно. В крупном деловом городе, как Москва, правильная и грамотная дикция, производящая впечатление - залог успеха .

Публичное выступление требует уверенности в себе, а вокальное – тем более. В процессе вокализирования текста множество букв теряются сами по себе, незаметно проскальзывают. Когда исполнитель волнуется, получится и вовсе нечто невнятное.

Что делать, если беспокоят проблемы с речью? Если существуют, пусть и незначительные, дефекты? . Эти уроки направлены, в первую очередь, на то, чтобы снять напряжение с речевого аппарата. Зачастую именно это - первопричина невнятного произношения.

Репетитор по дикции составит вместе с вами индивидуальное расписание обучения, учитывая ваши пожелания, и вы начнете посещать уроки.

На занятиях выполняются следующие задания:

  • Проговаривание специальных скороговорок. Для тех учеников, у кого есть проблемы с определенным типом произношения, подбираются скороговорки, направленные на устранение конкретного недостатка;
  • Начнете с коротких фраз, постепенно, по мере обучения удлиняя их;
  • Постановка дикции включает в себя умение правильно дышать. Вас научат брать дыхание таким образом, чтобы хватало на всю фразу, либо же брать его незаметно, чтобы не рвать ее;
  • Упражнения для дикции на произношение отдельных сложных или проблемных звуков;
  • Чтение вслух. Это могут быть как знакомые вам стихи или проза, так и совершенно новые произведения. Чтение вслух способствует выработке внятной речи.

Вокальная дикция хорошо поддается тренировке, если в рот положить несколько мелких предметов, например, камушков или орехов. И вместе с ними произносить выученные ранее скороговорки.

Важно помнить, что дышать необходимо «животом», это так называемый диафрагмальный или брюшной тип дыхания. Он обеспечивает более глубокий вдох и экономное расходование воздуха при пении или разговоре. Занятия для дикции совмещают непосредственно речевой тренинг произношения и постановку дыхания.

Конкурс скороговорок

Постановка дикции и голоса - есть ли возрастные ограничения?

Нет, возраст значения не имеет, дикцию развивают как детям, так и взрослым. Репетиторы школы сайт сначала проводят работают над выявлением звуковых огрехов, а потом, с учетом возраста и недочетов составляют программу уроков. Предела возраста, как и совершенства, для занятий нет.

Записи клиентов

Содержание:

Если вы хотите научиться красиво говорить, то для постановки голоса и правильной техники речи вам необходима мышечная свобода фонационных путей и ощущение резонанса, которые следует развивать.

Три правила постановки голоса

1. Вам необходимо поставить правильное дыхание (диафрагмальное), освободить гортань от зажимов и задействовать резонаторы

3. Обратиться к гортани можно только через дыхание и резонаторы

Следовательно, наша основная задача – выработать правильное речевое дыхание, воздействуя на гортань с помощью резонаторов. При этом мы полностью избегаем прямое воздействие на нее. Это происходит, когда мы говорим как бы «на зевке».

Ощущение свободы при произношении

Давайте разберемся, как появляется звуки в нашей речи. Вначале воздух, находящийся под давлением, проходит через голосовые связки. В результате чего они колеблются. Важно то, что не эти колебания, а их отклик с резонаторами (разными частями тела), и определяют силу и тембр голоса. Одни из мощных резонаторов – лицевая часть и трахеи. Дыхание, резонаторы и голосовые связки – три части единой системы. От них зависит техника речи и постановка .

Различают следующие типы резонаторов:

1. Верхний (или головной)

Верхний резонатор – полости, расположенные в лицевой части головы, выше небного свода.

2. Нижний (или грудной)

Нижний резонатор охватывает трахею и крупные бронхи.

3. Центральный

Включает в себя гортань.

Чувствуя вибрации в области головного резонатора и в районе груди, вы сможете обогатить свой тембр голоса обертонами, которые будут вызывать вибрации в верхнем и нижнем резонаторах. Однако добиться яркости, звонкости, полетности и качества своего голоса можно лишь тогда, когда будет правильно сформирован его исходный тембр, на который отвечает верхний резонатор. Для этого необходимо выполнять специальные упражнения для постановки голоса: они способствуют свободному произношению звуков в речи с ощущениями вибраций этих звуков в головном резонаторе.

Таким образом, для постановки голоса оратору или выступающему следует научиться расслаблять мышцы всего тела. Для начала лягте на диван или кровать, расслабьте поочередно все мышцы. Начните с ног – снимите с них напряжение. Далее проследите за руками. Расслабьте лицо и шею. Наконец, проконтролируйте мышцы спины и живота. Вам следует полежать в таком положении 4-5 минут. После чего встаньте, при этом сохраняя свободным все тело. Необходимо проследить, чтобы ни одна группа мышцы не была напряжена.

Резонаторы человека

Комплекс упражнений для расслабления мышц фонационных путей

1. «Стон»

Для выполнения этого упражнения сядьте на стул, при этом держа спину прямо. Представьте, что у вас болит горло и начинайте негромко стонать голосом, чтобы боль прошла. Но не кряхтите – так ваши связки будут находиться в напряжении, звуки будут короткими, а голос получится глухим. Расслабьте мышцы лица, шеи, рук и ног. Плечи отпустите, а шею оставьте свободной так, чтобы голова была наклонена вниз или в сторону.

Далее начинайте двигать головой вверх, вниз, влево, вправо. Эти движения стоит делать медленно, проверяя свободу мышц. Продолжайте стонать, но голос не зажимайте. Свободный стон, на «средней ноте» голоса. Обратите внимание на рот – он должен быть закрыт, а губы лишь слегка сомкнуты – как при произнесении звука «м ». Добившись точности и правильной техники выполнения упражнения, ощутите свободное течение звуков. Издавать стоны будет значительно легче, и звуки будут беспрепятственно выходить из гортани.

Стоная и сохраняя прежнее положение тела, плавно и медленно опускайте нижнюю челюсть, издавая звук «Мммааа». И тут же закрывайте рот:

Мма-мма-мма-мма-мма

Звук «А » следует произносить мягко, мышцы губ и нижней челюсти свободные. Сопровождайте его ровным выдохом, который не ослабевает в момент открытия вашего рта. Выполните это упражнение как минимум 3 раза. Самое главное — это добиться мышечной свободы и ощущать работу только дыхательного аппарата.

Итак, продолжая стонать, произнесите голосом фразу «Мам, меду нам» как одно слово. Открывая рот, сразу же мягко возвращайте его в исходное положение. Поскольку фраза произносится на стоне, то согласные звуки «м » и «н » удваиваются:

Мамм-медунн-намм

Выполняя в дальнейшем упражнение «стон», сопровождайте тренировкой в произнесении сонорных согласных. Поскольку они придадут вашему голосу звонкость, усиливая работу резонатора в носовой полости.

Сонорные звуками являются согласные, которые являются наиболее звучными. Это «м», «н», «л», «р» . Стоните слитно, монотонно и негромко. Не напрягайте горло и связки. Рот при звучании гласных звуков свободно открывается, но не слишком широко. Обращайте внимание на сонорные согласные «м», «н», «л», «р» .

Также на стоне тренируйте сочетания сонорных согласных с гласными звуками:

Мм – мА – мм – мО – мм – мУ – мм – мИ – мм – мЫ – мм – мЭ – мм…

Мм – мнА – мм – мнО – мм – мнУ – мм – мнИ – мм – мнЫ – мм – мнЭ – мм…

Мм – мнАли – мм – мнОли – мм – мнУли – мм – мнИли – мм – мнЫли – мм – мнЭли – мм…

Мм – РлАрм – мм – РлОрм – мм – РлУрм – мм – РлИрм – мм – РлЫрм – мм – РлЭрм – мм…

Теперь, достигнув свободы звучания, постепенно повышайте, а потом понижайте голос на каждой строчке. Но не более чем на два-три тона от средней привычной ноты. Сохраняйте свободу фонационных путей.

Для начала произнесите слитно на стоне, полунапевно:

Ммаммаммаммаммамм

Потом три раза так же слитно на стоне. А в четвёртый зовём маму голосом:

Ммаммаммам-мАм!

Никаких изменений в речевом аппарате – ощущаем свободу в области глотки. Только на «мам» диафрагма слегка вздрогнула, чтобы опереть звук.

Попробуйте добиться того, чтобы в момент звучания голоса изменялся и характер дыхания. Это нужно для правильной опоры голоса.

Произнесите уже знакомую фразу на стоне:

Ммаммедуннамм

Здесь же каждое слово резко и отрывисто:

мАм! мЕду! нАм!

Проследите, чтоб не было чрезмерной активности при речевом произнесении, для сохранения свободы и лёгкости, как и при стоне.

Тренируйте сочетания:

ммА! ммО! ммУ! ммИ! ммЫ! ммЭ!

мнАли! мнОли! мнУли! мнИли! мнЫли! мнЭли!

РлАрм! РлОрм! РлУрм! РлИрм! РлЫрм! РлЭрм!

2. Произнесение гласных

После отработки сочетаний сонорных согласных с гласными, следует заняться произношением каждого гласного отдельно от согласного. Тут необходимо учесть, что именно гласные, создающие мелодию голоса, являются основой звучности.

Вначале разберём понятие атаки звука. Оно означает начало звучания голоса говорящего человека. Атака звука — момент, когда голосовые связки останавливаются на определённой ноте звучания при их смыкании с силой воздушной струи. Различают придыхательную, твёрдую мягкую атаку звука.

Придыхательная атака — когда часть воздуха, не принимающая участия в голосообразовании, выходит до момента смыкания связок и потом присоединяется к голосу как призвук сипоты.

Твёрдая атака — это когда голосовые складки плотно смыкаются до начала выдоха и только под сильным давлением струи воздуха размыкаются обратно. Это как прорыв воздуха, проходящий через плотно сомкнутые губы. Зачастую при этом происходит пересмыкание связок, то есть когда они заходят друг на друга. При твёрдом их смыкании и резком толчке воздушной струи голос будет звучать резко, черство, он потеряет интонационную подвижность.

Мягкая атака возникает при одновременном смыкании голосовых связок и посыла дыхания. Достичь ее, помогает уже известное упражнение «стон» с его вариантами. Выступающий человек должен стремиться именно к мягкой атаке, которая является естественной для формирования голоса. При этом смыкание голосовых складок совпадает с началом выдоха, и они сближаются так, что обеспечивается свободное колебание. При мягкой атаке ваш голос будет наилучшего тембра: он будет рождаться плавно и без толчков. Следует научиться распознавать и ощущать, какой атакой рождён голос. И до тех пор, пока не будет освоена атака звука, пока вы не почувствуете своими мышцами мягкого начала звука и не ощущение отражения атаки, нельзя идти дальше в .

3. «Колыбельная песня»

Представьте, будто бы вы укачиваете ребёнка и мягко голосом напевайте фразу колыбельной мелодии:

М – м – м – м – м – м – м…

А эту мелодию уже напевайте на всех гласных, добиваясь мягкой атаки звука:

А – а – а – а – а – а – а…

О – о – о – о – о – о – о…

У – у – у – у – у – у – у…

Э – э – э – э – э – э – э…

Следует запомнить состояние мышечной свободы в области глотки и ощущение, словно «качаете» диафрагмой гласные звуки.

Открывая рот широко, вы тем самым способствуете лучшему выведению звуковой энергии наружу. Поэтому необходимо добиваться свободы мышц нижней челюсти и избегать такое положения, когда зубы сжаты. Разжимая их вовремя, вы сделаете свой голос «летящим», избавляясь от сдавленности.

Стоит отметить, что нет единого для всех раствора рта. Всё зависит от речевого аппарата и характера голоса каждого человека. Степень открывания рта определяется как наиболее чётким и ясным произнесением звуков, так наиболее качественным голосовым звучанием.

4. «Хочу меда и молока»

Это упражнение способствует расслаблению нижней челюсти и снятие скованности речевого аппарата.

Представьте, что вы опять «больны». Обращайтесь к маме на стоне:

Ах, больной я. Ай – ай – ай! Молоко и мед мне, мама, дай!

Рот раскрываете хорошо, но не перестарайтесь: все должно быть естественно. Челюсть опускайте мягко вниз, не в сторону. Текст произносите слитно на протяжном голосе. Поищите лёгкое голосовое звучание на различных высотах:

Ахбольнойяайайаймолокоимедмнемамадай

5. «Диктант»

Как и предыдущее, это упражнение научить вас расслаблять челюсть и снимать скованность. Здесь так же используется текст с частым повторением гласного звука «а ».

Чётко диктуйте, не торопясь:

На атом, на атом, на атом

В атаку плывет атакующий баркас.

Он атом, он атом, он атом

Заставил работать на нас.

В первый раз — по словам, чтобы «успели записать». Доносите знаки препинания, используя точный интонационно-смысловой рисунок. Второй раз диктуйте по фразам, которую произносите слитно, без пауз. При произнесении гласного звука «а» за свободой нижней челюсти.

При диктовке спокойный посыл звука снимает зажатость в глотке, убирает заниженность голоса. Не посылайте голос далеко вперёд — это в свою очередь вызовет напряжение голосового аппарата. Наоборот, вырабатывайте ощущение того, что говорите, посылая звук ближе, «к себе». Как этого можно достичь? Поставьте цель привлечь к себе внимание слушателей. Перед началом речи мысленно скажите: «Внимание, я начинаю!». И ваш голос зазвучит маняще, спокойно, речь будет приковывать внимание аудитории.

Ощущением свободы гортани обеспечивается правильное голосовое звучание. Низкое, более спокойное положение гортани тренируется при помощи упражнений на : «а », «о », «у ».

6. «Эхо»

Произнесите три раза: «Ау-уу». В первый раз – зовите, во второй «ау» звучит, как отдалённое эхо, а в третий раз — откликайтесь на эхо. Последите за звучанием голоса, и что происходит с мышцами губ, щек.

При звучании голоса на эхо щёки и губы должны быть расслаблены, звук резонирует в области затылка. Когда откликаетесь на эхо, уголки губ и щёки становятся напряжёнными, вследствие чего звук резонирует ближе, в вытянутых губах. Выполняйте это упражнение, следя за напряжением и расслаблением мышц губ и щек.

Различные упражнения со звуком «у» помогут вам убрать вычурность звучания гласных. Когда «а » вылетает из живота, «о » — гудит, словно в бочке, «и » — протискивается из сдавленного горла, «е » — из голосовой щели, а «ы », «у », «ю » попадают в такие места, из которых их не как не вытащишь.

7. «Гудение»

ууууууу…

А теперь, соединив в одну линию все шесть гласных, гудите голосом:

уууАуууОуууИуууЫуууЭууу…

Старайтесь держать губы в положении «у ». Это поможет вам добиться единого качества других гласных.

Уа! Уо! Уи! Уы! Уэ!…

Звуки «а», «о», «и», «ы», «э» будто бы держатся на губах.

Если «а » у вас звучит далеко, приблизить его звучание поможет гласный «о ». Так как при произнесении этого звука губы принимают форму овала и задерживают звук в губах. Для тренировки мягкой атаки прочтите при произнесении гласных звуков «а » и «о »:

Не по тропе,

А около катилось «о»,

И охало.

«О» — охало,

«о» — охало,

не по тропе, а около!