Предметы со звуком н. Фонетический разбор слов «луна», «мыло»

Тема: Звук (Н) и буква (Н).

Цель: Совершенствование устной речи, обогащение словаря.

  • Уточнить артикуляцию звука «Н».
  • Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуком «Н».
  • Составление предложений с предлогом «на, над».
  • Познакомить с образом буквы «Н».

Оборудование: мяч, зеркала, набор картинок, наборное полотно, магнитная доска, фломастер, карандаш-штамп, лист темной бумаги, гуашь.

Ход занятия

1. Разминка для ума.

Где живут эти звери и птицы? (игра проводится в кругу с мячом).

Теленок – (в хлеву)

Бельчонок – (в дупле)

Зайчонок – (под кустом)

Медвежонок – (в берлоге)

Лисенок – (в норе)

Вороненок – (в гнезде).

2. Повторение пройденного.

Артикуляционная гимнастика.

Экскаватор землю роет (упражнение «Чашечка»)

Новый дом высотный строит.

Этажи все выше в нем (кончик языка тянется к носу)

Новоселы въедут в дом.

3. Новый материал.

Дети, отгадайте загадку:

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда раскинут

Над тобой и надо мной

То он серый, то он синий,

То он ярко- голубой. (Небо)

На какой звук начинается слово небо? (ответы детей)

  • Сегодня звук «Н» приглашает нас к себе в гости. Кто найдет слова со звуком «Н», тот и войдет в нашу сказку. (Детям раздаются картинки. Они отбирают те, в названии которых есть звук «Н»):

Ножницы, ваза, зонтик, телефон, чемодан, диван, посуда, машина…

  • Звук «Н» рад, что вы нашли слова, в которых он живет. Он просит, чтобы вы рассказали, как правильно его произносить.

(дети смотрят в зеркало, произносят звук «Н» и разбирают артикуляцию по схеме: губы-зубы-язык-связки-воздушная струя)

Губы разомкнуты, зубы сближены, язык за верхними зубами, голосовые связки вибрируют, воздушная струя направлена на кончик языка.

4. Закрепление нового материала.

  • У звука «Н» сегодня большой праздник – новоселье. Он построил дом на берегу реки. Сегодня вселяются новоселы – это животные, в названии которых есть звук «Н». Давайте, ребята, поможем новоселам вселиться в дом.

Педагог рисует на доске трехэтажный дом с двумя квартирами на каждом этаже. Детям предлагаются картинки, используемые на первом этапе занятия:

Теленок, бельчонок, медвежонок, лисенок, вороненок.

Ребенок выбирает картинку и размещает ее в доме (магнит), сопровождая свои действия словами: «Теленок будет жить на втором этаже в квартире слева…»

Воспитатель: - Все наши друзья поселились в удобных квартирах. Они приглашают нас к себе в гости. Но идти с пустыми руками на новоселье не принято. Давайте, ребята, мы выберем подарки для наших новоселов. Но раз занятие наше проходит в стране звука «Н», то и подарки должны быть с этим звуком. Выбирайте, пожалуйста.

Педагог выставляет на наборном полотне картинки со звуком «Н» и без него: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, чемодан, зонт, замок.

Дети выбирают предмет со звуком «Н» и дарят его новоселу.

Например: - Я подарю диван бельчонку, который живет на втором этаже справа

(картинка с изображением подарка размещается так, чтобы не был виден предмет – прикрепляется обратной стороной)

После того, как все подарки раздарены, воспитатель просит детей вспомнить, на каком этаже поселился вороненок и что ему подарили.

(Предполагаемый ответ: -Вороненок поселился на третьем этаже слева. Мы подарили ему зонт).

  • Работа по составлению предложений с предлогами «на», «над».

Картинки, закрывающие «новоселов» убираются. Дети должны видеть всех «жильцов» дома.

Педагог задает вопросы:

Кто живет в нашем доме на первом этаже? (на втором этаже? На третьем этаже?)

Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «на».

(- На первом этаже живут бельчонок и зайчонок.)

Кто живет над зайчонком? (медвежонком, теленком, бельчонком)

Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «над».

(- Над зайчонком живет бельчонок).

Физкультминутка

А сейчас мы превратимся в зверей и птиц. Ваша задача непростая: внимательно послушайте меня и изобразите животное или птицу.

Какие звуки издаёт вороненок? (кар-кар-кар.)

Превратимся в воронят и... полетели. (Руки в стороны и со звуками кар-кар-кар дети изображают летящихворонят.)

А какие звуки издаёт лягушка? (Ква-ква.)

Превратились в лягушек и прыгаем, как они.

А как у нас говорит петушок? (Кукареку.)

А теперь мы петушки, спинки выпрямили, хохолок навострили, сапоги у нас со шпорами, показываем их, красуемся и важно шествуем.

  • Знакомство с буквой.

У звука «Н» есть родная сестра – буква «Н» (эн). Они очень любят друг друга, но одного можно только услышать, а другую можно только увидеть.

Кого можно услышать? (Звук «Н»)

Кого можно увидеть? (Букву «Н»)

Познакомьтесь! Вот она буква «Н».

Буква «Н» как лесенка,

Все движемся вперед,

Как лесенка, чудесенка,

В мир знаний нас зовет!

5. Заключительная часть.

Развитие мелкой моторики.

Буква «Н» собралась в гости к новоселам, но наступила ночь. На небе не было ни одной звездочки и буква «Н» заблудилась. Ребята, давайте поможем букве «Н» добраться до дома, зажжем на небе много маленьких звездочек, которые осветят ей путь.

Работа с карандашом – штампом.

Знакомство с буквой Н

Цели: правильное произнесение и различение согласных звуков “Н”, “Нь” по артикуляционным и акустическим признакам; формирование умения выделять звуки “Н”, “Нь” из слоговых рядов и из слов; упражнение в определении позиции заданного звука в слове; закрепление в речи предлога “на” в составе предложения; совершенствование умения в образовании прилагательных от существительных; усвоение в речи существительных в родительном падеже; знакомство с буквой “Н”;

Ход занятия

1. Приветствие.

Прослушивание музыки из сказки “Три поросёнка”.

– Из какой сказки эта мелодия? (Выставляются фигурки поросят).

– Поздоровайтесь как поросята: потритесь носиками, хвостиками, похлопайте глазками, улыбнитесь, покивайте головками. Психологический настрой:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим.

И тихонечко сидим.

2. Дыхательная гимнастика «Волшебный цветок».

Вспомните как звали трех поросят?

– Одинаково ли звучат первые звуки в именах Наф и Ниф?

3. Сообщение темы и цели занятия.

– Сегодня мы будем учиться произносить и различать звуки “Н” и “Нь”. Характеристика звуков: “Н”, “Нь”:

Произнесение звука “Н” перед индивидуальными зеркалами. Наблюдение за артикуляцией звука.

Напряжённо языком

На десну, наверх нажмём.

Н! – звонко произноси

Звуку помогает носик.

Характеристика звуков:

“Н” – согласный, твёрдый, звонкий, носовой; “Нь” – согласный, мягкий, звонкий, носовой.

4. 3вуко-буквенный анализ.

“4 лишний”- найти лишний слог в слоговых рядах:: На- но- ну- ма; ну- на- са- но; со-ну-ни-на.

Анализ слогов НА, НИ.

Выкладывание слогов с использованием букв, кружков красного, синего, зеленного цвета.

Анализ слогов НА, НИ;

Работа двух детей у доски.

Самостоятельная работа детей на индивидуальных карточках.

Проверка выполнения задания.

5. Определение позиции звуков “Н”. “Нь

Работа по картине-таблице.

– С какими сказочными героями дружили поросята? (Незнайка, Буратино).

– Определение позиции звука в словах: Незнайка, Буратино. Работа со звуковыми линейками.

6. Чтение письма-рисунка.

Ориентировка в направлении, ориентировка в пространстве.

Кто ещё из героев был в сказке “Три поросёнка”? (Волк).

Волк хотел помириться с поросятами, но так как он не умел писать, то он нарисовал своё письмо..

Словарная работа: напрямик.

4. Физминутка.

Логопед:

Устали поросятки бежать, волк далеко, давайте отдохнём и выполнять движения начнём!

Четыре пухлых поросёнка

Купаются в пруду (разводят руками в стороны).

Четыре ловких поросёнка

Играют в чехарду (бег на месте).

Четыре сильных поросёнка

Играют в баскетбол (прыжки на месте).

Четыре самых быстроногих

Забивают гол (мах ногой).

Четыре маленьких весёлых

Танцуют и поют (танцуют).

Как наши поросята

Весело живут (хлопки в ладоши).

8. Знакомство с буквой “Н”.

Ножка, ножка

Поперёк наложили поясок.

– На что похожа буква “Н”?

Дети выбирают картинки похожие на букву “Н”.

– Из каких элементов состоит буква “Н”?

10. Итог занятия.

С какими звуками мы сегодня знакомились и учились различать?

Цель:

    Закрепление знаний о звуках Н, НЬ .

Задачи:

    Развивать фонематический слух;

    Формировать навыки звукового анализа;

    Упражнять в подборе слов-антонимов;

    Поддерживать интерес к занятию.

1. Организационный момент.

Звучит музыка «Три поросёнка».

Логопед:

Ребята, вы любите сказки? А сказку «Три поросёнка» вы знаете? А хотите сказку на новый лад? Сегодня мы с вами отправимся в сказку «Четыре поросёнка».

Раз, два, три - поросята стали вы! (логопед надевает детям маски поросят).

Логопед: - Слушаем сказку внимательно. Жили-были четыре брата. Розовенькие, с одинаковыми хвостиками и пятачками. Имена у них похожи (логопед показывает на детей и знакомит): - Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф, Нюф-Нюф.

Какой первый звук в ваших именах? Давайте расскажем о звуках Н, НЬ (согласные, звонкие, Н – твёрдый, НЬ – мягкий). 3. Дифференциация звуков Н, НЬ.

Логопед:

Весело жили поросята, резвились на поляне и весело напевали:

(логопед поёт вместе с детьми)

Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк?

Старый волк, страшный волк?

Логопед:

Поросята испугались и со всех ног пустились наутёк. Волк за ними (побежали).

Поросята бегут, визжат на весь лес. А на пути яблоня (останавливаются).

Яблонька, яблонька пропусти нас! (Дети повторяют.) Крапива:

Ну-ка, стойте, поросятки!

Куда бежите без оглядки?

Скажите слог наоборот,

И пропущу я вас вперёд.

Я буду называть слог с твёрдым звуком Н , а вы слог с мягким НЬ .

На – ня ан - ань

Но – нё он - онь

Ну – ню ун - унь

Ны – ни ын - ынь

Нэ – не эн – энь

Расступилась крапива, пропустила поросят. А волка крапива обожгла. Ещё сильнее разозлился волк, но поросята уже убежали!

Яблоня поросят не пропускает, просит выполнить задание:

Яблоня: - У меня в словах потерялись звуки Н, НЬ . Найдите их, пожалуйста!

Логопед: - Поможем яблоне найти звуки в словах? (Слова написаны на яблоках.)

Зеле… апельси… коре…

Осе… бана… сока стака…

Логопед:

Подняла яблоня свои ветки и пропустила поросят. А волк налетел на яблоню, засыпала его яблоня яблоками.

5. Звуковой анализ.

Логопед:

У детей индивидуальные картинки. Дети называют картинку, обозначают место звуков в слове – логопед ставит мостик.

Логопед:

6. Формирование лексико-грамматического строя речи.

Логопед:

Подбежали поросята к каменному домику Наф-Нафа, да замок не могут открыть.

А замок им говорит:

«Поросята, дом закрыт. Слова наоборот подберите, меня разомкните».

Логопед:

Подберите «слова наоборот», начинающиеся на звуки Н, НЬ (дети подбирают антонимы к словам):

День - … земля - …

Высоко - … верхний - …

Налево - … вылить - …

7. Пальчиковая гимнастика «Замок».

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог? (соединение пальцев рук в замок)

Потянули, (сцепленные пальцы тянуть в разные стороны)

Покрутили, (движение сцепленными пальцами от себя, к себе)

Постучали (пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли! (пальцы расцепляются, ладони в стороны).

Логопед:

Замок открылся. Бросились поросята в дом. Быстро закрыли дверь на засов.

Подбежал серый злодей к дому. Дул, дул на дом, царапал когтями стены, ничего поделать не смог и убрался восвояси. А поросята радостно запели песенку:

Вместе:

Волк из леса никогда,

Никогда, никогда

Не вернётся к нам сюда,

К нам сюда, к нам сюда!

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся на новоселье к трем поросятам.

2. Целеполагание.

Как зовут наших новоселов?

С каких звуков начинаются имена поросят?

С какого звука начинается слово НОВОСЕЛЬЕ?

Что означает это слово?

3. Объяснение нового материала.

Ребята, давайте все вместе подумаем, как мы можем охарактеризовать звуки [н] [н’]. Они согласные, потому что не поются и у них есть преграда. Они согласные, потому что когда мы их произносим образуется преграда. Они звонкие, потому что работает голосок (в голове звенит колокольчик). Звук [н] – твердый, а звук [н’] – мягкий.

Оба этих согласных звука обозначаются на письме буквой Н. посмотрите, как она выглядит.

Буква Н, сказать вам можно очень на кровать похожа. На какую еще букву похожа буква Н? (на букву И).

Н надела поясок.

И надела поясок.

Буква Н надела ровно,

Буква И – наискосок.

(А. Шибаев)

4. Тренировочные задания на развитие элементарных форм звукового анализа.

Ребята, на новоселье к трем поросятам пришли не только мы, но и еще много других гостей. (Выставляются картинки с изображением слоненка, тигренка, теленка, львенка, жеребенка, верблюжонка и носорога.) Какой звук есть в названиях этих животных? Где он находится?

5. Тренировочные задания на развитие ориентировки в пространстве.

Кого три поросенка не пригласили на новоселье? (Выставляется картинка с изображением волчонка). Он решил им насолить. Как вы понимаете это слово? (Рассуждения детей).

Направился Волчонок к поросятам, а навстречу ему Щенок. Он сбился с дороги и не знает, как пройти в гости к трем поросятам. Волчонок направил Щенка направо, по длинной тропинке (дети показывают рукой направление), а затем налево, через темный лес, а потом снова направо, до высокого холма, и еще раз налево… Подбежал Волчонок к домику Ниф-Нифа, а там никого нет. У Ниф-Нифа домик из соломы, значит он … (соломенный). Потом добежал Щенок до домика Нуф-Нуфа. А там тоже никого. Из каких прутьев сделан домик Нуф-Нуфа? (из деревянных.) Значит, домик… (деревянный). Наконец-то Щенок добрался до домика Наф-Нафа. У него домик крепкий, сделан из кирпича. Значит он… (кирпичный). Поросята с гостями заждались Щенка.

6. Физминутка.

7. Различение твердых и мягких согласных в словах.

На новоселье принято дарить подарки. И наши гости тоже приготовили подарки для новоселов. Помогите им разобраться, где чей подарок. Подарки, в названии которых есть твердый звук [н] достанутся Наф-Нафу и Нуф-Нуфу, а подарки с мягким звуком [н’] – Ниф-Нифу. На доску вывешиваются картинки: ножницы, нарциссы, нож, ножницы, незабудки, носки, насос, полено, коньки, окно, колонна. Дети определяют твердость/мягкость согласных звуков и распределяют подарки.

8. Самостоятельная работа по карточкам.

Ребята, мы тоже приготовили подарки для поросят. Только их надо немного доделать. Я подготовила для вас карточки с изображением наших подарков. Определите, какой звук первый в каждом слове. Обведите картинку синим карандашом, если звук твердый и зеленым, если звук мягкий.

Наступил вечер. Гости вспомнили, что дома их ждут мамы. И разошлись по домам. А чтобы помочь им быстрее добраться до дома, мы послушаем стих и поработаем с волшебными кружочками. Поднимите синий кружочек, когда услышите твердый звук [н], или зеленый, когда услышите мягкий звук [н’].

Надо, можно и нельзя –

Всем знакомые слова.

Надо маме помогать.

Можно с другом погулять.

Но нельзя без разрешенья

Нам из дома убегать.

9. Итог занятия.

С какими звуками мы сегодня познакомились?

Какой буквой они обозначаются?

10. Рефлексия.

Ребятки, если вам понравилось наше занятие? Что запомнилось? Что понравилось больше всего?

Баймулова Сафият Рамазановна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОУ СОШ № 17

Курского муниципального района

Ставропольского края
Урок в 1 классе. Обучение грамоте.

Тема урока: « ЗВУКи [ н ], [ н ’], БУКВЫ Н, н».

Цели : познакомить учащихся с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [н], [н’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание; воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование : шаблоны для схем предложений (прямоугольники и треугольники); рисунки к многозначному слову «конь».

I. Введение в урок

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.

II. Знакомство с содержанием урока

Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране слов, слогов и звуков, познакомимся с новой буквой.
На доске карта путешествия. Стрелки указывают нам направления движения. Не волнуйтесь, путешествие будет интересным и познавательным. Правда вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой остановке.
В путешествие с нами отправятся Маша и Миша.
Но прежде, чем отправиться в наше путешествие, мы должны вспомнить правила поведения на уроке.

Ответить хочешь не шуми, А только руку подними. Ответить хочешь надо встать, Когда же сесть позволят – сядь. Парта – это не кровать И на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно

III. Повторение пройденного материала
Итак, отправляемся в наше путешествие. Путешествовать каждый будет на своем любимом транспорте.
- Закройте глаза и представьте себя в этом транспорте. И, вот мы встречаемся на 1 станции.

1) Работа с моделями слов

Станция 1 « Схема предложения ».

Составьте схему предложения

Птицы улетают.
Птицы улетают на юг.

Почему они улетают?
Можем ли мы помочь птицам, которые остаются у нас зимовать?
Снова закрыли глаза, каждый едет в своем транспорте.

2) Работа со слогами

Станция 2 Слоги

2.1

На какие более мелкие частицы делятся слова? (слова делятся на слоги)
- Как узнать количество слогов в слове?

1) поставить руку к подбородку, произнести слово, сколько раз ударился подбородок о руку, столько и слогов
2) сколько в слове гласных, столько и слогов

Я показываю картинки, вы показываете пальчиками количество слогов
(корова, лиса, утка, петух, оса, …)

Станция 3 «Звуки»

3.1

На какие более мелкие частицы делятся слоги? (Звуки)
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Как обозначаются?
- Какие бывают гласные звуки?
- Как обозначаются?
- Какие бывают согласные звуки?
- Дайте характеристику звукам.

Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданиями.
Мы вспомнили важные для нас сведения.

Физминутка

Станция 4 «Музыкальная»

IV Работа над новым материалом

4.1 Станция 5 - «Загадки» (?)

Их приготовили нам Миша и Маша.
Если вы их отгадаете, то узнаете с какой буквой и какими звуками мы сегодня познакомимся.

Какие согласные звуки любит Маша? (твердые)
- Какие согласные звуки любит Миша? (мягкие)

Этот человек выступает в цирке,его дети оченьлюбят и зовут его …..

4.2 Знакомство с обозначением этих звуков буквой Н н

Составьте схему слова клоун
- Какой звук вы слышите в конце слова?
- Звонкий или глухой? Как можно это определить? Три раза произнесите этот звук.
- Как обозначается в схеме?
- Твердый или мягкий? Как обозначается?
- Буква Н может обозначать твердый звук.

Значит, Маша принесла нам загадку, в отгадке которой слышится какой звук?
(твердый). На доске вывешивается [ Н ]

А сейчас послушайте загадку Миши.

Это домашнее животное на нем можно ездить,возить груз и зовут его лошадь,а еще по другому…..

Слово конь –многозначное

1) лошадь;

2) шахматная фигура с изображением головы лошади;

3) гимнастический снаряд в виде обитого кожей широкого бруса на подставках.

V. Конструирование большой и малой букв Н, н.

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Н», «н».

Н – натянутая сетка,

Сетку держат очень крепко.

Приходите к нам во двор –

Поиграем в волейбол.

Из каких элементов-шаблонов они состоят?

Сегодня мы познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки.
А теперь, ребята, давайте отдохнем.

4.3. Станция «Узнай звук».

На этой станции живут друзья Маши и Миши.
Сейчас поиграем в игру, которая называется «Узнай звук»

Если услышите звук [н] – встанут мальчики
Если услышите звук [ н, ] – встанут девочки.
(коньки,пень,Дон, день,ночь,нос,нам.
И, вот, ребята, буква Н – сегодня главная на уроке Маша и Миша пригласили ее в гости к своим друзьям вместе с вами.
А вы любите ходить в гости?
Как нужно вести себя в гостях? Существуют ли правила поведения в гостях? Какие?
Пришли с буквой Н в гости к друзьям Маши и попали на улицу ….твердых команд
Какую команду отдают жители этой улицы?
Читай твердо!

4.4 Чтение слогов по заданным схемам

(Дети читают слоги: на но ну ны нэ) 1-ряд
Какие слова вы знаете с буквой нитки назовите их.

4.5 Работа по учебнику. Сравнение звуков по звонкости-глухости

V1. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «эн» и двух звуков [н], [н’].

Буква «эн» обозначает два согласных звука: звонкий твердый звук [н] и звонкий мягкий звук [н’].

VI1. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей.

Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображен? Как зовут собаку? (Нил.)

Что делал пес? (Ныл.)

Прочитайте слова по слогам и орфоэпически.

(Буква «ы» в слове «ныл» указывает, что предшествующая буква «н» обозначает твердый звук [н], а в слове «Нил» буква «и» определяет произношение мягкого звука [н’].)

Рассмотрите нижний рисунок. Кто здесь нарисован? Как зовут девочек? (Нина, Нана.)

С какой буквы надо писать имена собственные? (С заглавной буквы.)

Прочитайте слова «Нина» и «Нана» по слогам и орфоэпически.

Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква «а» в слове «Нана» указывает, что предшествующая буква «н» обозначает твердый звук [н], а в слове «Нина» буква «и» указывает на мягкий звук [н’].)

Что делают Нина и Нана? Составьте предложения по данной иллюстрации.

Сколько слов в полученном предложении?

Составьте схему своих предложений.

У Нины кукла.

Нина и Нана – подруги.

VII I . Задания на развитие речи, внимания.

1. Развитие речи.

Учитель читает стихотворение.

РАЗНЫЕ НОСЫ

Нос не в свои дела суют,

Носами перед сном клюют,

Зато один веселый нос

Папаша Карло нам принес. Я. Aким

Объясните знание крылатых выражений со словом «нос».

џ Зарубить на носу. Означает хорошо и надолго запомнить

џ Вешать нос. Выражение означает: приходить в отчаяние, огорчаться.

џ Задирать нос (просторечн.). Зазнаваться, важничать, чваниться.

џ Водить за нос. Обманывать, вводить в заблуждение.

џ Под нос (говорить). Очень тихо, невнятно

џ Из-под носа. С самого близкого расстояния от кого-либо (брать, хватать, тащить и т. п.; уходить, удирать, выводить и т. п.).

џ С гулькин нос. Очень мало.

џ Высунуть нос. Выйти, показаться.

џ Нос не дорос. Кто-либо еще слишком молод, чтобы делать что-либо, заниматься чем-либо.

џ Совать под нос. Давать, подавать непочтительно, небрежно.

џ Соваться со своим носом. Вмешиваться не в свое дело.

џ Утереть нос. Подчеркнуть, показать, доказать свое превосходство в чем-либо перед кем-либо.

џ Уткнуть нос. Не отрываясь, с увлечением читать, писать и т. п.

џ Комар носа не подточит. Не к чему придраться.

џ Тыкать носом. Указывать в назидание на что-либо, обычно в резкой форме.

2. Игра «Кто больше запомнит слов».

Носорог нашел наволочку. Нюхал. Надкусил – невкусно. Напялил на носорожью ножищу. Не налезает. Нахлобучил на нос. Надевал набекрень, наискосок, наклонял налево, направо. Никак!

Нет! Нам, носорогам, непонятный наряд не нужен! – насупился носорог .

Л. Яхнин

IХ. Итог урока

Пора подводить итоги. Итог урока мы подведем предложениями, в которые вы доскажите слова.

«Я сегодня на уроке узнал…»
«Я сегодня научился…»

Х. Рефлексия

На доске яблоня, на ней сейчас благодаря вам вырастут яблоки, а какие решать вам. Если вам на уроке было все понятно, и урок понравился, то повесите красные яблоки, а если вы остались не довольны уроком и собой – прикрепите зеленые яблоки.

Урок окончен.

На этом уроке мы узнаем о звуке [н] и букве Н, о звонкости, твёрдости и мягкости звука [Н], научимся писать букву Н, выполним множество интересных заданий.

Вы, конечно же, вспомнили, что это Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф. Даже имена у них похожи. Глядя на их имена, несложно догадаться, какой букве и звуку будет посвящён урок. Тема урока: «Буква Нн и звуки, которые она обозначает».

А к нам на урок пришёл ещё один герой из сказочного музея. Отгадайте, кто это.

Большая шляпа набекрень,

И всюду нос совать не лень.

За все дела берётся,

И всё не удаётся

Ну-ка, угадай-ка,

Как зовут?

(Незнайка) (рис. 2)

Рис. 2. Незнайка ()

Незнайка будет задавать вопросы, а братья-поросята - отвечать. И вы помогайте им отвечать.

Расскажите Незнайке, как дать характеристику звуку. Вы уже знаете, что для этого нужно звук произнести и внимательно его послушать. Во время произношения звука [н] язык кончиком упирается в зубы и закрывает проход для воздуха. Из-за этого он не может легко и спокойно произнестись, получается шум. Значит, звук [н] - согласный .

Помогите Незнайке узнать, звонкий ли это звук? Вы уже знаете, что это выяснить несложно. Положите руки на горлышко или на ушки и послушайте внимательно, как будет работать ваше горло. Вы почувствовали вибрацию, значит, это звонкий звук .

Ещё можно узнать, твёрдый это звук или мягкий . В этом вам помогут братья. Произнесите их имена и послушайте.

Н аф-Н аф - твёрдый звук [н] .

Н уф-Н уф - твёрдый звук [н] .

Н иф-Н иф - мягкий звук [н′] .

Значит, у звука [н] есть пара - звук [н′] .

Докажем, что у твёрдого звука [н] есть мягкая пара [н′] . Незнайка будет задавать вопросы, поросята - давать ответы, а вы дополняйте их.

Незнайка попросил поросят назвать имена ребят, которые начинаются с твёрдого [н] или мягкого звука [н′] . Братья-поросята дали такой ответ:

Твёрдый звук [н] :

Н аташа

Н астя

Н адя

Мягкий звук [н′] :

Н ина

Н икита

Н ика

Продолжите называть имена сами.

Незнайка спрашивает: какие вы знаете цветы, названия которых начинаются с [н] и [н′] ?

Н астурция - звук [н] (рис. 3).

Рис. 3. Настурция ()

Н арциссы - звук [н] (рис. 4).

Н езабудки - звук [н′] (рис. 5).

Рис. 5. Незабудки ()

Можете добавить свои примеры?

Незнайка просит назвать планеты, в названиях которых встречаются нужные нам звуки.

Лун а - твёрдый звук [н] в середине слова (рис. 6).

Вен ера - мягкий звук [н′] в середине слова (рис. 7).

Н ептун - мягкий звук [н′] в начале слова и твёрдый звук [н] в конце (рис. 8).

Сатурн - твёрдый звук [н] в конце слова (рис. 9).

Приведите свои примеры.

Незнайка спрашивает, знаете ли вы животных, в названиях которых спряталось слово «нос» .

Н осорог (рис. 10)

Н осач (рис. 11)

Уткон ос (рис. 12)

Во всех этих словах буква Н обозначает твёрдый звук [н] .

Покажем Незнайке и поросятам букву их имени (рис. 13).

Рис. 13. Буква Н ()

Это заглавная буква Н .

Сейчас эту букву мы называем «эн» , а в древности она называлась иначе - «наш» и означало это то же, что и теперь слово наш, т. е. свой , принадлежащий нам . Т. к. имя принадлежит только какому-то герою, а не всем, то пишется оно с большой буквы Н . У большой буквы есть пара - маленькая буква н . Они похожи (рис. 14).

Рис. 14. Печатные буквы Нн ()

Незнайке нужно объяснить,

Как нам букву начертить.

Разъясняю ему бойко:

«Надо к каждой этой стойке

Перекладину прибить,

Станет буква Н служить».

Буква Н очень напоминает букву И .

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула -

К правой ножке пристегнула.

Он не слушался совсем

И превратился в букву Н .

Прочитайте стихотворения и скажите, на что похожа буква Н .

У меня про букву Н

Вдруг сложилась песенка:

Получилась лесенка.

Н - натянутая сетка.

Сетку держат очень крепко.

Приходите к нам во двор,

Поиграем в волейбол.

Буква Н , тебя я знаю.

Буква крепкая, стальная.

У тебя огромный рост

И не буква ты, а мост (рис. 15).

По тебе бегут машины,

Под тобой бежит река

С пароходами большими.

Над тобою - облака.

А ещё букву Н можно найти во многих предметах. Например: стул, гамак, башня с воротами.

Писатель Виктор Хмельницкий рассказал вот какую новость:

Случилось это летним солнечным днём. Гуляла буква Н в лесу, цветы собирала, а потом легла на поляне и решила помечтать. Раньше всё времени как-то не хватало. Замечталась, будто она - первая буква в алфавите. И так хорошо стало - разбросала ноги в стороны, положила руки за голову и…ахнула! Ещё бы! Сложив руки за головой и разбросав ноги, буква Н превратилась в букву А - первую букву алфавита! Вот как полезно иногда помечтать.

Проверьте правдивость этой истории - слепите из пластилина букву Н , превратите её в букву А , а затем опять в букву Н . Пусть мечта буквы Н исполнится.

Н и -на

И н -на

Н о н -на

зелёным цветом обозначены гласные буквы. Вы заметили, что в словах по два слога. Гласные звуки - подсказки. Сколько гласных, столько и слогов. Попробуйте прочитать имена слитно:

Для того чтобы записать эти имена, понадобилась всего одна согласная буква - буква Н . А всего в этих трёх именах написано семь букв Н , но согласные звуки не все одинаковые.

Н ина - первый звук [н′] мягкий. Остальные звуки во всех слова твёрдые [н] .

Прочитайте слова:

Как вы думаете, лилии - это имя или цветы? Конечно, имелись в виду цветы, потому что слово написано с маленькой буквы.

Соедините эти слова парами. Проверьте:

он

Будем учиться писать заглавную письменную букву Н . В ней три элемента (рис. 17).

Рис. 17. Написание заглавной буквы Н ()

Начинаем писать букву чуть выше середины дополнительной строки. Пишем маленькую плавную линию, отклоняясь немного вправо. Затем опускаем прямую наклонную линию. Не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем прямую на верхней линейке рабочей строки и продолжаем вести линию вверх, отклоняясь вправо. Начинаем делать закругление до уровня высоты первого элемента, опускаем прямую линию вниз, пересекаем второй элемент буквы и, не доходя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её.

Н : очень широкие петельки (нижняя и верхняя); длинные прямые палочки получились в разных направлениях из-за того, что вторая прямая написана без наклона влево.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно. Вспомните о правилах посадки во время письма.

Будем учиться писать маленькую букву н . В ней три элемента (рис. 18).

Рис. 18. Написание строчной буквы н ()

Начинаем писать на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз до нижней линии рабочей строки ведём наклонную прямую. Возвращаемся по прямой линии вверх до её середины, делаем маленькую петлю или поворот точкой и ведём плавную линию вправо (как верёвочка провисла) до верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз прямую наклонную линию. Не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Вот возможные ошибки при написании буквы н : очень большая соединительная петля у буквы; первый и третий элементы смотрят в разные стороны.

Попробуйте написать букву в тетради сами.

Подумайте, как большую и маленькую буквы Нн соединить с другими буквами. Вспомните, у каких букв уже писали похожие верхние и нижние соединения: и , ы , а . Сможете ли вы сами написать, соединяя буквы Нн с другими буквами? Попробуйте.

Сегодня на уроке у нас в гостях была буква Нн , которая на письме обозначает звуки твёрдый [н] и мягкий [н′] . Эта буква очень любит слова ответственных людей, например: н адо , н ужно , н еобходимо , н аучится . А ещё она очень любит тех, кто хочет что-то делать, например: н аписать , н арисовать , н ачать читать .

Домашнее задание

1. Потренируйтесь в написании буквы Н . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Нн (большие и маленькие).

2. Назовите пять слов, в которых буква Н обозначает мягкий звук [н′] , и пять слов с твёрдым звуком [н] .

3. Выберите любой стишок из этого урока про букву Н и выучите его наизусть.

Список литературы

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

Отгадайте загадку:

На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.

Верно, это ноты. Произнесите слово.

— Сколько гласных слышим? Значит сколько слогов в слове? Какой слог ударный?

Произнесите 1 слог. Какой звук слышим в начале? Какой он?

А вы знаете ноты?

Но наш интернет — урок посвящен звуку [н] . Мы выяснили, что согласный, звонкий и твердый. Но, минуточку…
Ещё одна загадка…

Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный
Любит снежные луга. (Олень)

Какой звук вы слышите на конце слова «олень»? Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

Значит встречаются два звука [н] , [н’]. О них мы и будем говорить дальше.

1. Повтори слоги .

На — но — ну — ны Ан — он — ун
Ны — на — ну — но Ын — он — ун
Но — ны — ну — на Ун — ан — он
Ну — на — ны — но Он — ун — ын
На — на Ну — но
Но — на Ну — ны
Но — ну Ны — ну

2. Придумайте слова, которые начинаются на звуки [н] , [н’].

А вот и носорог. Вы знаете почему так назвали животное? Зачем ему на носу рог?

А вы знаете, что со словом «нос» есть много фразеологизмов…

Зарубить на носу – запомнить
Вешать нос – унывать
Задирать нос – зазнаваться
Водить за нос – обманывать
Говорить под нос – тихо говорить
Увести из-под носа – украсть с видного места
С гулькин нос – очень мало
Высунуть нос – показаться
Нос не дорос – мал ещё
Совать под нос – донимать
Утереть нос – доказать
Соваться со своим носом – вмешиваться
Уткнуть нос – делать вникая
Тыкать носом – уличать
Комар носа не подточит – очень точно

Придумайте в парах диалоги, где уместно было бы использовать один их фразеологизмов.

3. Послушайте рассказ Г Юдина «Буратиний нос» и постарайтесь запомнить как можно больше слов на звук [н] или [н`]

БУРАТИНИЙ НОС

На Новый год ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну как будто он – Буратино.

Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

– Надоело мне этот Буратиний нос делать, – бурчит Никита, – лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал – ничего не получается! Надулся Никита.

– Наклею его прямо на голову. Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

– Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели. Ну а теперь практический материал: художественное слово, игры, кроссворды, ребусы, шарады на букву Н.

4. И г р а «Назовите антонимы»

Налево – (направо ), высоко – (низко ), под – (над ), верхний – (нижний ), высушить – (намочить ).

5. И г р а «Подбери слово»

  • Надеть – ().
  • Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик ).

6. И г р а «Слоговой аукцион»

  • К слогу «на» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: на… (-сос, -род, -вес).
  • К слогу «но» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: но… (-чи, -жи, -ра).

7. И г р а «Слоговое лото». Придумайте имена детей, в которых слог «на» был бы вторым в слове.

О т в е т: Нина, Лена, Лина, Гена, Тина, Рина, Зина, Дина.

Твёрдый согласный звук [н] и мягкий согласный звук [н’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «эн». Встречайте букву Н в носке!

На что похожа буква Н ?

1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

2 . Найди спрятанные буквы Н . Обведи их.

3. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Н


4. Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Н с правой стороны рисунка.

5. Соедини с буквой Н только те предметы, названия которых начинаются со звуков [н] , [н`]

6. Дорисуй вторую половинку буквы Н слева. Обведи в кружок все буквы Н справа.

7. И г р а «Назовите антонимы»

Налево – (направо ), высоко – (низко ), под – (над ), верхний – (нижний ), высушить – (намочить ).

8. И г р а «Подбери слово»

  • Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку ).
  • Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик ).

9. И г р а «Волшебная цепочка»

  • Замените одну букву на букву «н» в словах: лёд – лён, слог – слон, сок – сон, сыр – сын, рама – рана, лужа – луна, салки – санки, село – сено.
  • Как из ночи сделать день ?

Ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – сеть – деть – день.

10. И г р а «Анаграммы»

Насос (сосна ), накат (канат ), норма (роман ), носик (носки ), ночка (кочан ), накал (канал ), никель (ельник ), немота (монета ), норка (крона ).

11 . Читаем…

12. Пишем…


13 .







Словарь

  • Налог — это обязательный платёж в пользу государства.
  • Напутствие — это слова, пожелания отправляющемуся в путь или советы на будущее.
  • Народ — население определенной страны.
  • Новатор — человек, который вносит и осуществляет новые идеи.