Профессионально важные качества водителя пожарного автомобиля. Каким должен быть идеальный водитель? Физическая подготовка водителя

Великие гонщики обладают тем редким набором качеств, которые позволяют им добиваться высоких результатов в различных соревнованиях. Но мы все жЫвем не одними гонками и покатушками, не стоит забывать, что основную часть времени ты проводишь на дорогах общего пользования с правилами, ограничениями и, что также немаловажно, с другими участниками движения.

Вот и в таких бытовых ситуацЫях качества настоящих гонщиков помогут ездить более безопасно и при этом никому не мешать. Ведь самый умелый и профессиональный водитель незаметен на дороге, а не выежывается “впереди планеты всей”, стремясь как можно быстрее доехать из пункта А в Б.

Итак, ты отличный водитель, если:

10. Всегда имеешь план выхода

Выход может понадобиться в самых различных ситуацЫях, будь то возможность объезда самой большой пробки, не давая задавить себя огромной фуре, или же тебе нужно как можно быстрее стряхнуть со своего “хвоста” назойливого соперника на треке. В общем, ты всегда должен знать, что делать, если вдруг станет “жарковато”.

9. Имеешь крепкие нервы

Оставаться невозмутимым в самые стрессовые моменты, когда на тебя оказывается максимальное давление. Не паниковать, если машЫна, которая движется перед тобой начинает вилять хвостом и метаться из стороны в сторону. Всегда действовать спокойно, даже если прямо перед тобой случилась авария. В жЫзни огромное количество таких моментов и все они будут казаться намного более простыми, если у тебя “холодная голова”.

8. Просчитываешь ситуацЫю наперед

БольшЫнство водителей смотрят лишь прямо перед своим автомобилем, а великие гонщики смотрят максимально далеко по треку. Ведь они знают, что намного важнее то место, где тебе нужно быть, а не то, где ты находишься сейчас. Это правило примениемо и для движения в потоке, где очень важно учитывать все возможные варианты развития событий, чтобы не попасть в просак или, в худшем случае, в ДТП.

7. Точно знать, где находятся пределы и никогда не выходить за них

Это не просто какие-нибудь занудные скоростные ограничения, все дело в пределах возможностей. Своих, своей машЫны, и этого трека или дороги, по которой ты движешься. Попытаешься выйти за эти пределы и рискуешь познаешь мир боли и ужаса. Конечно, проходить вираж на грани очень интересно и приносит огромное удовольствие, но это ни в коем случае не повод рисковать своей шкурой и жЫзнью окружающих.

6. Водишь плавно

Водитель, который плавно управляет своим автомобилем – успешный водитель. Это качество важно и на треке, где ты спокойно держЫшь свой болид в связке поворотов, меньше управляя рулем и больше газом. И в городе это тоже важно, не вынуждая своих пассажЫров делиться с тобой составляющими недавнего приема пищи. Поменьше резких движений!

5. Ты терпеливый

На самом деле совсем не обязательно висеть в сантиметре от бампера машЫны, которая едет перед тобой. Да и сигналить и орать на зазевавшегося водилу смысла особого тоже нет, ведь это никак не поможет, а наоборот – нервные клетки пойдут в расход. Гонщики-кольцевики прекрасно знают, что иногда приходится выжЫдать несколько кругов, чтобы выйти на позицЫю для обгона, и спешка будет стоить очень дорого. Так что лучше немного подождать.

4. Ни на что не отвлекаешься

Любая вещь, которая тебя отвлекает во время вождения может стать причиной аварии. Сколько было ДТП только из-за того, что кто-то в тянучке набирал смску или настраивал радио и “догнал” впереди идущую машЫну. Так что как только ты садишься за руль, телефон из кармана одежды перемещается в бардачок или нишу. Хэндс-фри – не панацея, ведь на разговор все-таки приходится отвлекаться. Все очень просто – чем меньше отвлечений, тем безопаснее вождение.

3. Отлично владеешь габаритами своего авто

Гонщики могут целыми днями проходить повороты по идеальной траектории через апексы (крайняя внутренняя точка поворота). Самые успешные могут это делать с точностью до сантиметра и при любых погодных условиях. Также и простой водитель, который чувствует габариты своего автомобиля может протиснуться между припаркованными авто в узенькой улочке сможет сэкономить пару минут в подобной ситуацЫи. Если ты можешь держать точную дистанцЫю перед своей машЫной на трассе, сможешь вовремя среагировать на изменение обстановки.

2. Ты выносливый

Множество отлиных гонщиков могли проявить себя лишь на коротких отрезках гонки или продержаться лишь пару гонок в сезоне, с отличным началом года и посредственным его завершением. Но по истине великие гонщики (как Айртон Сенна, например) всегда были “на гребне волны”. У всех могут быть неудачные моменты или периоды времени, но у великих гонщиков таких моментов намного меньше, поэтому и великими могут быть далеко не все.

1. У тебя есть опыт

Здесь даже не нужно ничего объяснять, все и так понятно. Чтобы ездить, нужно ездить. Теория без практики – ничто. Чем больше ты ездишь, тем лучше ты ездишь.

Какими профессиональными навыками должен обладать водитель, чтобы он мог стать примером для подражания, выделиться из всеобщей массы и показать личное превосходство над другими участниками дорожного движения? Умом, сообразительностью или чувством опасности, безумностью, оригинальностью или ощущением вседозволенности? — однозначного ответа не предусматривается, ведь кто мы такие, чтобы выступать судьями и оценивать мастерство каждого индивида по отдельности?

Как известно, совершенного ничего не бывает, — вот и картина идеального водителя становится заоблачной, поскольку обладание отличной реакцией, профессиональными навыками или интуицией недостаточно для того, чтобы считаться настоящим ассом.

Звание идеального автомобилиста может заслужить как мужчина, так и женщина, студент или пенсионер, ведь главное — это не возраст или половая классификация, а природный талант управлять транспортным средством, двигаться по запланированной траектории с чувством полного удовлетворения, не останавливаясь ни перед чем.

Садясь за руль, нужно чувствовать машину , ощущать ее дыхание, контролировать техническое состояние, поскольку эти показатели, напрямую зависят от мастерства управления «железным конем», становятся основными критериями при оценке уровня профессионализма и являются определяющими в формировании портрета настоящего автомобилиста. Многие считают, что лишь тот водитель является идеальным, который не попадает в аварии, может с легкостью починить любую поломку или предотвратить возникновение неприятной ситуации в пути, однако не стоит забывать о личных качествах человека, — о его умениях и мастерстве.

Ночь или день, солнце или дождь, тепло или холод, а водитель в любых погодных условиях должен чувствовать себя комфортно , управляя транспортным средством на высшем уровне, не задумываясь о методике вождения и специфике дорожного полотна. Автолюбитель должен знать строение машины, ее особенности и основные характеристики, преимущества и недостатки с целью мгновенного выявления малейших отклонений от нормальной работы транспортного средства, что в дальнейшем, — поможет уверенно чувствовать себя в пути.

Отменное знание правил дорожного движения , целесообразность их применения в сложной ситуации, обезопасит от возникновения Дорожно-Транспортного Происшествия, позволит сохранить не только машину в надлежащем состоянии, но и здоровье пассажиров, ведь одной из важнейших задач водителя — это своевременная доставка людей к месту предназначения, с повышенным уровнем комфорта и низкой степенью риска.

Настоящий водитель должен уметь ездить как на стареньком «Москвиче», так и на новой иномарке, методика управления которых значительно отличается, а технология вождения становится испытанием не только для автомобилиста, но и для пассажиров. При этом важным показателем является внимание индивида, позволяющее определить степень вероятности предотвращения столкновения с другими транспортными средствами. Продолжительность езды не должна прямо пропорционально влиять на профессиональные навыки, а уровень мастерства обязан все время повышаться в результате приобретения неоценимого опыта.

Идеальный водитель в состоянии экономно использовать топливо , поскольку знает, когда переключиться на нижнюю передачу, а где — пойти накатом, ведь многолетний стаж дает возможность здраво оценить ситуацию и сделать полезные выводы.

Утомляемость за рулем проявляется на протяжении нескольких часов движения, однако, полноценное сохранение внимания, быстрота реакции и контроль над ситуацией , постоянно должны быть на соответствующем уровне, позволяющем профессионально управлять автомобилем.


Умение прогнозировать опасность
, является неотъемлемым атрибутом в арсенале идеального водителя, т.к. именно данный критерий, дает возможность правильно оценивать степень риска и обеспечивать безопасные условия движения по автомагистрали.

Асфальтированная дорога или грунтовая, зима или лето, а водитель должен уметь справляться со всеми трудностями , возникшими на пути. Независимо от профессии, интересов и симпатий, автомобилист обязан корректно вести себя на дороге, будь то черта города или тихий поселок в провинции. Идеальный водитель обязан оформить страховку на случай возникновения ДТП, постоянно возить при себе аптечку, огнетушитель и запаску — столь нужные вещи для решения сложных внезапных ситуаций.

Необходимо также обратить внимание на характер поведения автомобилиста в пробке, на скоростном шоссе или при движении по улицам города. Как он ведет себя? Едет тихо и осторожно или гонит как сумасшедший? Обращает ли внимания на предупреждающие знаки, становится ли заложником собственных эмоций? Именно эти наблюдения позволят сформировать общую картину о человеке, его мастерстве и уровне профессионализма.

Так каким же должен быть идеальный водитель?

Сдержанный, тихий, спокойный, любознательный и культурный, умеющий адекватно реагировать на все происходящее в пути. Быть способным верно оценивать сложившуюся ситуацию, придерживаться установленных правил и норм, которые в комплексе обеспечивают безопасные условия езды.

Многолетние исследования ученых довели, что автомобилист, возрастом 35-37 (опыт вождения свыше 10 лет) является наиболее подходящим претендентом на звание идеального водителя, т.к. он уже успел приобрести необходимый опыт, сохранил отменную физическую форму, выучил рекомендации, касательно правил поведения на дороге, а также в силе здраво оценить ситуацию, возникшую на дороге.

Анализ показал, что для достижения подобных результатов, нужны годы тренировок, дополнительных занятий, позволяющих повысить свой уровень профессионализма и лишь потом — можно претендовать на звание настоящего автомобилиста, служащего примером для подражания.

Будем надеяться на качество обучения в автошколах , которые обеспечивают людей специализированными знаниями, необходимыми для уверенного, безопасного и изящного вождения как легковым, так и грузовым транспортом. Ни гвоздя, ни жезла!

В жизни каждого делового человека рано или поздно наступает момент, когда время становится слишком дорогим, чтобы тратить его на вождение. Тогда он задумывается над тем, чтобы приобрести себе машину представительского класса с удобными местами для задних пассажиров. Но этим проблема не решается - необходим водитель, который будет качественно выполнять свои обязанности.

От самостоятельного поиска персонального водителя деловые люди, как правило, отказываются сразу. Время, потраченное на поиски и собеседования, слишком дорого. Лучшим вариантом будет поиск личного водителя через специализированные агентства. Но, даже обратившись к специалистам по найму, окончательное решение все-таки будет за Вами. Что стоит учесть при выборе личного или семейного водителя?

В первую очередь, оцените, для каких целей Вам необходимы услуги личного водителя. Будет он возить только Вас или станет семейным водителем, и, соответственно, сколько часов будет длиться его рабочий день. В зависимости от того, кого придётся возить, водители подразделяются на:

. персональных (личных) - возит только работодателя. Среди требований, предъявляемых к личному водителю, могут быть согласие на ненормированный рабочий день, знание этикета, дресс-код и т.д. Само собой эти требования отразятся на зарплате водителя.

. семейных - возит членов семьи. Семейному водителю иногда придётся выполнять и функции гувернёра - надо уметь найти общий язык с детьми, которых предстоит возить в школу, на кружки и пр. К тому же водителю требуются минимальные навыки помощника по хозяйству, если вдруг понадобится завернуть в магазин.

При выборе водителя учитываются как профессиональные, так и личные качества работника. Квалификацию помогают оценить в кадровых агентствах. Существует три уровня - A, B и C (не путать с категориями водительских прав у водителя):

. водители класса С - начинающие водители;
. водители класса В - водительский стаж от 5 лет; опыт вождения различных марок автомобилей, в том числе иномарок представительского класса; хорошее знание дорог, транспортных развязок, объездных путей, а также навыки мелкого ремонта автомобилей;
. водители класса А - стаж вождения от 15 лет, навыки экстремального вождения; частично может выполнять функции телохранителя; существенными преимуществами являются наличие лицензии на оружие и удостоверение сотрудника охранного предприятия.

Личные качества водителя оцениваются работодателем не меньше, чем профессиональные. Тем не менее, от личностных качеств и психологических способностей работника, а также от событий, происходящих в его личной жизни, во многом зависит выполнение им профессиональных обязанностей, а значит, надежность и безопасность обслуживания клиента.

ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ХОРОШЕГО ВОДИТЕЛЯ.

Во-первых,
хороший водитель должен «чувствовать» автомобиль, его габариты, а также заботиться о безопасности пассажиров и других участников дорожного движение. Это достигается путем полной концентрации внимания во время движения.

Во-вторых, хороший водитель не всегда должен быть молодым, несмотря на то, что у молодых водителей реакция лучше, чем у пожилых, однако в аварии они попадают намного чаще. Поэтому при выборе водителя стоит обратить внимание на его возраст, оптимальным решением будет рассмотреть средний возраст.

В-третьих, профессиональный семейный, персональный водитель должен контролировать свои эмоции, быть спокойным и уравновешенным, ведь психофизическое состояние водителя сильно отражается на дорожной ситуации.

В-четвертых, хороший водитель всегда использует такую технику вождения, которую называют "оборонительной". Конечно, придерживаться оборонительной позиции при интенсивном движении удается с трудом. Но именно это и можно назвать профессиональным вождением.

И, в-пятых, для водителя, будь он персональный или семейный, помимо вождения автомобиля, лежит ответственность за его техническое состояние. Поэтому хороший водитель несет ответственность не только за пассажиров, но и за сам автомобиль!

Все качества водителя, конечно, сложно оценить на собеседовании, но уже через неделю работы Вы сможете узнать его лучше и сделать соответствующие выводы.

Эмоцией называется переживание человеком своего отношения к тому, что он познает, делает, т. е. к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самому себе и своим действиям. Эмоции являются функцией нервной системы.

По длительности и силе проявления эмоций различают настроение и аффекты. Настроение – это длительная, спокойно протекающая эмоция, которая может иметь положительную или отрицательную окраску и в соответствии с этим по-разному влиять на поведение человека. Аффект – это короткие, бурно протекающие переживания, эмоциональные вспышки.

У водителя помимо переживаний, свойственных вообще каждому человеку, могут возникать выраженные эмоции в связи с его профессиональной деятельностью. Причинами возникающих эмоций за рулем могут быть: опасные аварийные ситуации на автомобильных дорогах, езда в условиях плохой видимости, ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, неудовлетворительное состояние дороги, плохие метеорологические условия (гололед, снег, метель, туман), необходимость резкого торможения или внезапное изменение направления движения из-за создавшейся дорожной обстановки.

Указанные ситуации могут вызвать различные по силе проявления, а иногда и противоположные по характеру эмоции: положительные или отрицательные, т. е. приятные или неприятные переживания.

Управление автомобилем является эмоционально насыщенным видом человеческой деятельности. Эмоции, возникающие за рулем автомобиля, во многом определяют степень работоспособности водителя. Так, например, опасная дорожная ситуация может вызвать у водителя отрицательные эмоции, подавляющие его психическую деятельность, снижение работоспособности. Но эта же ситуация может повысить жизненную энергию водителя, обострить его сообразительность и находчивость.

В зависимости от индивидуально-психологических особенностей человека эмоции могут быть устойчивыми или кратковременными. Эмоционально устойчивые водители обычно уравновешенные люди с устойчивыми настроениями, имеющие глубокие устойчивые интересы. Эмоционально неустойчивые водители – эмоционально неуравновешенные люди. Это может проявляться в неустойчивости эмоций, например, в быстрой смене настроений или в быстрой эмоциональной притупляемости.

Специальные исследования показали, что водители эмоционально неуравновешенные значительно чаще являются нарушителями правил движения и участниками дорожно-транспортных происшествий.

Хорошо известно, что для таких профессий, как летчик, машинист, шофер, лица с резко выраженной эмоциональной возбудимостью непригодны, так же как и эмоционально пассивные лица. Отсюда закономерно требование систематического изучения водителей в процессе их профессиональной деятельности с фиксацией внимания на степени эмоциональной возбудимости, устойчивости эмоций, умении владеть эмоциями и проявлении водителем волевых качеств.

Воля – это способность человека управлять своими действиями и поступками. Волевые действия всегда направлены на достижение сознательно поставленной цели и исходят из определенных мотивов. Мотив – это ответ на вопрос: почему и ради чего человек хочет добиться поставленной цели. Воля тесно связана с чувствами и мыслями человека.

Волевые действия всегда связаны с преодолением внутренних или внешних препятствий, т. е. с проявлением волевого усилия, направляемого на достижение сознательно поставленной цели. Во всяком волевом действии необходимо выделить подготовительный период, в течение которого человек внутренне готовит себя к совершению волевого действия. Этот период характеризуется двумя моментами: борьбой мотивов и решением. Если выполнение задачи для человека не является обязательным, то в подготовительном периоде он оценивает значение каждого из мотивов, представляет себе возможные последствия при выборе того или иного мотива и только тогда приходит к окончательному решению.

Так, например, водитель постоянно решает вопросы: обгонять впереди идущий автомобиль или не обгонять, уменьшить скорость перед большим поворотом дороги или не уменьшать, преодолеть подъем «с ходу» или переключить на низкую передачу и т. д. Иногда обстоятельства требуют мгновенного решения.

Борьба мотивов всегда должна заканчиваться решением, но оно является лишь толчком к действию. В волевом акте человека наиболее важное значение имеет исполнение принятого решения. Если решение не твердо, то действие может не последовать.

При выполнении принятого решения могут неожиданно возникнуть трудности. Умение преодолевать их и будет характеризовать силу воли человека.

Основными волевыми качествами водителя являются дисциплинированность, решительность, настойчивость и самообладание.

Дисциплинированность – это подчинение своих действий требованиям общественного долга, добросовестное выполнение своих служебных обязанностей и, в частности, строгое выполнение водителем правил движения. Дисциплина водителя также должна проявляться в уважении к водителям других транспортных средств, в культуре поведения, в опрятности одежды. Недисциплинированность за рулем проявляется прежде всего в нарушении правил движения.

Решительность – это способность быстро оценивать обстановку, принимать решение и без колебаний выполнять его. Решительность является важнейшим условием деятельности водителя в аварийной ситуации, особенно при дефиците времени. Состояние водителя, при котором он не может быстро принять решение и в соответствии с этим действовать, называют растерянностью. В тех случаях, когда для принятия решения достаточно времени, но решение либо не принимается, либо изменяется, говорят о нерешительности.

Настойчивость – это способность длительно и упорно до конца проводить принятое решение. От настойчивости необходимо отличать упрямство, т. е. необоснованную настойчивость, когда человек при выполнении волевого действия не считается с мнением других и с новыми обстоятельствами, требующими нового решения.

Самообладание – умение управлять своей умственной деятельностью, чувствами, действиями и поступками, способность водителя в опасных ситуациях не поддаваться страху. Водитель, умеющий владеть собой, сможет не только мобилизовать свои силы и возможности в неожиданной сложной дорожной обстановке, проявляя при этом энергию и активность, но и сдерживать себя, когда это необходимо. Самообладание, как и другие волевые качества, формируется в коллективе в процессе трудовой деятельности и в быту, т. е. в повседневной жизни человека.


| |

Все больше и больше людей садятся за руль. Это вызвано и ускорением ритма современной жизни, и повышением благосостояния населения, и растущей индивидуализацией нашего общества, когда люди, среди прочего, стремятся к независимости от общественного транспорта.

Сейчас в каждом городе можно найти множество автошкол, куда может обратиться будущий водитель. Кто-то предпочитает самостоятельные занятия или помощь близких людей. Однако выучить правила дорожного движения и освоить навыки вождения - это лишь часть образования, воспитания водителей. Современный водитель должен отдавать себе отчет в том, что необходимо воспитывать в себе характер и взращивать определенные личные качества. В этом случае по дорогам страны будут разъезжать благоразумные люди, осознающие свою ответственность при управлении транспортным средством.

Во-первых, разумеется, водитель должен обладать определенной самодисциплиной и волей к неукоснительному соблюдению правил дорожного движения. Водитель не может игнорировать одни правила взамен других и не может применять правила выборочно, то есть лишь при некоторых ситуациях. Точнее, может, но идя на подобные компромиссы и возводя неисполнение или выборочное исполнение правил в привычку, водитель допускает неизбежный риск.

Во-вторых, и это очень важно для водителя: у него должен быть четко отработан принцип отказа от алкоголя во время или перед поездкой. Если же употребление алкоголя неизбежно, то для любого водителя должно стать правилом обращение в компании, которые оказывают услуги «трезвый водитель». Подобная практика должна войти в общественно признанную норму, и разумный водитель должен ее принять.

В-третьих, водитель должен быть честен с самим собой и объективно оценивать свои способности и состояние. В состоянии стресса или усталости необходимо признаться себе, что помощь постороннего необходима, и в этом случае опять же возможно обращение в службу «трезвый водитель» . Настоящий ответственный водитель не посчитает это постыдным или дорогостоящим.

В-четвертых, внимательный водитель должен всегда следить за происходящим на дороге, постоянно подстраиваясь под происходящие события. В этом случае опять-таки нужно трезво и добросовестно оценивать свои силы, и при сомнениях в своей адекватности восприятия быстро меняющейся действительности можно обратиться к профессиональному «трезвому водителю».

Даже технические знания по устройству автомобиля не идут в сравнение по важности с перечисленными выше личностными характеристиками водителя.