Пути и способы совершенствования общей эрудиции. Как развить эрудицию у ребенка, но при этом не превратить его в заучку и ботаника? Изучайте иностранные языки

Если вы уже посмотрели фильм «Дивергенты» и задумались о том, к какой бы из социальных групп этого общества вы хотели бы примкнуть, и если вы поняли, что ваши предпочтения явно на стороне эрудитов , то вот несколько советов как развить эрудицию и с чего лучше начать.

Самые первые шаги

Прежде всего, следует решить какой тип эрудиции вам больше подходит? Можно выделить два типа осведомленности и соответственно две стратегии развития своей эрудиции:

  1. Стратегия «Многое обо всем»;
  2. Стратегия «Все об одном».

В первом случае будущий эрудит собирает знания из самых разных областей науки, искусства, спорта, культуры и о мире в целом . Отличием и достоинством такого способа познания мира является то, что эрудит готов ответить на самые разные вопросы. Именно такие люди привлекают к себе внимание. А недостаток заключается в поверхностности этих знаний. Это случай, когда широта знаний налицо, а глубины нет.

К кому предпочтет обратиться больной человек, чтобы вылечить зуб и избавиться от зубной боли: к тому, кто все-все знает про медицину, или к стоматологу, чьи знания ограничены лишь умением отлично вылечить зуб?

Кстати, вторая стратегия развития эрудиции заключена в том, чтобы накапливать знания, которые, хотя и ограничены одной областью, но при этом настолько глубокие, что мало, кто решится соперничать с их носителем в осведомленности . Однако здесь требуется заметить, что есть существенное различие между стратегией «Многое обо всем» и узкой специализацией.

Сравните:

  • семейный врач и окулист,
  • дизайнер интерьеров и художник по коврам,
  • физик и инженер-электрик,
  • историк и учитель истории.

Нетрудно заметить, что во всех этих парах первой стоит профессия, требующая куда более обширных знаний, чем вторая. Глубокое погружение в одну, но очень узкую область приветствуется в мире профессий, но только эрудицией это не является.

Стратегия «Многое обо всем»

Развитие эрудиции с помощью этой стратегии подходит людям любознательным, даже скорее – любопытным. Такой человек обладает неутолимой потребностью выискивать новые для себя знания. Поэтому самое первое, чему следует научиться, реализуя эту стратегию, это умению задавать вопросы. Самые первые эрудиты были, конечно же, древние греки. Именно они стремились организовать процесс познания мира и направлять свой ум по пути раскрытия сути вещей.

Еще в 325 году до нашей эры в своей книге «Вторая аналитика» Аристотель вывел три тезиса, которые и по сей день остаются не оспоренными:

  • наше познание складывается из ответов на наши вопросы;
  • сколько на свете видов вещей, столько же мы можем поставить видов вопросов;
  • познание опирается на четыре основных вопроса – «что», «почему», «есть ли», «что есть».

Ну, а уже наш современник Борис Пастернак, хотя и по другому поводу, произнес: «А мы всё ищем правильный ответ, и не находим нужного вопроса».

Итак, Правило №1 Стратегии «Многое обо всем»: Создавайте копилку своих вопросов.

Для этого:

Придумайте, разработайте, или позаимствуйте готовый план, следуя которому вы будете осваивать новое для себя знание. Например, можно воспользоваться советами еще одного эрудита – древнеримского оратора Цицерона. Он использовал цепочку вопросов для описания ситуации или события. Вот она:

  • кто (субъект);
  • что (объект);
  • чем (средство);
  • почему, зачем (цель, причина);
  • как (способ);
  • когда (время);
  • где (место).

Придумайте, разработайте или позаимствуйте готовую типологию вопросов, которая поможет вам выявлять новое для вас знание целенаправленно. Возвращаясь ко «Второй аналитике», можно воспользоваться советами Аристотеля и разделить вопросы на:

  • вопросы существования (возможно ли, чтобы существовала такая вещь или явление?);
  • вопросы обладания качествами (какими качествами, свойствами, характеристиками может обладать данная вещь, или событие, или явление?);
  • вопросы принадлежности (принадлежит ли предмету определенное качество или свойство?);
  • вопросы причинности (какая причина лежит в основе явлений и процессов?).

Правило 2: Учите наизусть цитаты умных людей . Цитирование – это в целом демонстрация культуры ума, а не только требование к ученым, нарушение которого жестко карается обвинениями в некорректном заимствовании. Вовремя сказанная и уместно подобранная цитата выполнит для вас три полезные функции:

  • поможет отстоять свою позицию в дискуссии (как правило, с великими людьми не спорят);
  • позволит глубже понять принципы и закономерности (серьезные цитаты можно назвать квинтэссенцией, «выжимкой», знанием, выраженным в предельно сконцентрированной форме);
  • наконец, покажет, что вы на правильном пути к тому, чтобы ваши собеседники признали вас эрудитом (ваше цитирование будет служить для окружающих надежным подтверждением того, что вы читаете серьезную литературу).

Надо ли говорить, что заучивание слов из сборников афоризмов с названием типа «Мудрые мысли всех веков и народов» не сделает вас эрудитом? Эрудит заучивает цитаты из их первоисточников — книг, которые он сам лично прочел.

С Викиум вы сможете повысить свою эрудицию, занимаясь онлайн

Правило 3: Учите наизусть исторические даты . Эрудит – тот, кто легко и уверенно разместит исторические события, год важного научного открытия или создания шедевра на условной линии времени. Для него не составит труда разъяснить, что Фирдоуси написал свою поэму «Шахнамэ» на 300 лет раньше, чем появилась «Божественная комедия» Данте, а Шекспир начал творить спустя 300 лет после Данте Алигьери.

Знание исторических дат не только структурирует прошлое и помогает расставлять исторически важные события в хронологическом порядке, но и помогает выстроить системную картину мира от прошлого к настоящему. И тогда вопрос «Участвовал ли Суворов в Первой мировой войне?» будет вызывать у вас откровенный смех.

Стратегия «Все об одном»

Как повысить эрудицию с чего начать, если ваш выбор пал именно на эту стратегию?

Прежде всего, выбрать для себя то пространство знания, в которое вы намерены всерьез углубиться и досконально освоить. И здесь вы оказываетесь «между Сциллой и Харибдой», иными словами между двумя опасностями.

Угроза первая – чересчур широкое поле . Когда кто-то на полном серьезе утверждает, что он знает всю философию, всю историю, всю литературу, это вызывает вполне оправданное недоверие. Другое дело, когда перед вами специалист в области:

  • Древней Греции, т.е. знаток ее языка, истории, литературы, наук, философских течений, культуры и религии;
  • педиатрии, т.е специалист, досконально изучивший детские болезни, психофизиологическое развитие, нормы и патологии, нормативные документы о детском здоровье, особенности детских болезней в разных странах и в разные периоды истории, латынь, наконец;
  • автомобилестроения, т.е технарь, разбирающийся в инженерных вопросах, истории развития, современном состоянии, тенденциях развития, перспективах будущего.

В этом случае, мы признаем, что перед нами человек, глубоко эрудированный в определенной области человеческого познания, носитель серьезных системных и систематизированных знаний, эксперт по самым разным вопросам в сфере своей компетентности.

Правило 1 в реализации Стратегии «Все об одном»: четко определить область своей компетентности.

Недаром говорят, что нет ничего важнее для умного человека, чем понимать, где заканчивается его компетентность и где он с чистой совестью может признать: «К сожалению, в этом вопросе я недостаточно компетентен».

Вторая угроза таится в прямо противоположной позиции : чрезмерное углубление в один узкий вопрос.

Отсюда вытекает Правило 2: Дифференцируйте зоны своей компетентности по глубине ваших знаний .

Для того чтобы определиться с этим, нарисуйте три концентрические окружности:

  • первая – то, что составляет ядро ваших знаний;
  • вторая – то, что является производным так же, как в математике Y выступает функцией от Х;
  • третья – то, что является производным уже от Y, теперь он выступает аргументом и задает предметную область ваших знаний.

Не спешите с определением этих зон. Для начала рассмотрите несколько вариантов, но еще раньше вам придется эти варианты сгенерировать. Поставьте это перед собой как задачу, даже как игру для тренировки своего интеллекта. Заготовьте стикеры трех цветов и решите, какой цвет будет для вас определять ту или иную зону. Например, на синих стикерах вы будете записывать идеи относительно ядра знаний, на желтых — относительно Y, а на зеленых – относительно третьей области.

По мере того, как вам в голову приходит идея, какое из знаний вы намерены освоить, делайте заметки на советующих стикерах. Пусть они повсюду висят у вас перед глазами — на мониторе компьютера или даже на холодильнике. Поглядывая на них, вы по ассоциации будете определять для себя все новые и новые различные направления познания. Через пару недель оцените результат, полученный таким способом. У вас должен получиться индивидуальный план развития своей эрудиции.

А что дальше? — Стратегия «Т-специалист»

Теперь пришла пора признаться, что помимо стратегий «все об одном» и «многое обо всем», есть еще третья стратегия, которая их объединяет. Такую стратегию называют «Т-специалист».

Буква «Т» используется здесь не для обозначения какого-либо слова, а для изображения сути стратегии. Перекладина в этой букве означает «многое о многом», а «ножка» у «Т» означает «все об одном».

В стратегии «Т-специалист» заключается идея бесконечных возможностей индивидуального познавательного развития человека . Но это тема уже другого разговора.

В век высоких технологий умственные способности человека являются базовым фундаментом для жизненного успеха. Умение быстро запоминать и воспроизводить информацию, эрудированность, компетентность – все эти признаки относятся к понятию «интеллект». Давайте разберемся, что подразумевается под данным термином, а также узнаем как развить интеллект.

Суть понятия

Впервые интеллект и его составляющие описал немецкий ученый Вильгельм Штерн в начале XX века. Затем появилось множество шкал и методик для диагностики умственных способностей, знаменитый тест IQ, – в том числе.

Интеллект определяют как устойчивую совокупность мыслительных способностей человека, позволяющих ему адаптироваться в окружающей среде, познавать и изменять ее.

Нельзя приравнивать это понятие к познавательным, умственным способностям. Они являются лишь рабочим инструментом интеллекта.

Наиболее развернутую модель для этого термина предложил американский психолог Джой Пол Гилфорд. По его мнению, интеллект включает в себя 120 факторов.

Все они могут быть классифицированы по трем показателям:

  1. содержание (мыслительная работа человека);
  2. операции (способ переработки информации);
  3. результат.

Развитие интеллекта возможно, если осуществлять работу по всем этим пунктам. Однако в обычной жизни у человека может быть множество идей, которые он всячески анализирует, но в жизнь реализовать не может. Просто у него нет навыка для этого. Здесь очень важно знание как повысить свой интеллектуальный уровень по всем направлениям. Но об этом чуть позже.

Зарядка для ума

Рассмотрим более подробно как развить интеллект с помощью специальных действий. Прежде чем перейти к конкретным примерам, следует отметить, что развитие интеллекта невозможно без умения полноценно отдыхать.

Мозг человека должен быть активным, перерабатывать большой объем информации. Это невозможно без хорошего сна. В норме человеку достаточно 8 часов, но все зависит от индивидуальных особенностей. Главное, чтобы индивид чувствовал себя отдохнувшим и полным жизненной энергии к совершенствованию своего интеллекта и развитию креативности.

Кроме того, важен и активный отдых. Для этого идеально подходят пешие прогулки, бег, катание на велосипеде, плавание. Голова при этом имеет возможность на время отключиться от решения глобальных задач.

А теперь перейдем непосредственно к упражнениям и способам развития интеллекта:

  • Настольные игры

Это самый известный и древний способ по совершенствованию умственных способностей человека. Игра в шахматы, шашки и нарды позволяет , задействует интеллект и креативность. Здесь активно работает мышление, память, воля, эмоции. Игрок логически планирует свои ходы, пытается предугадать ответные действия противника.

Кроме известных игр, хорошо повышают интеллект и психологические настольные действия. К ним относят игры «Мафию», «Эволюцию», «Dixit» и другие. В таких играх важны не только знания, но в большей степени коммуникативная компетентность, чтобы донести до других свою точку зрения, почувствовать игроков.

  • Головоломки

Само название говорит о том, что мозгу придется поработать. К головоломкам относят кубик Рубика, пазлы, разгадывание кроссвордов и сканвордов, математические и другие загадки.

Благодаря этому, можно грамотно организовать интеллектуальный досуг как для взрослых, так и для детей. Ведь очень важно приобщать ребенка к мыслительным операциям с детства. При решении головоломок включается работа и мелкой моторики, благодаря чему развивается соотношение зрительного анализа, мысли и действия.

  • Изоискусство

Здесь наиболее четко прослеживается взаимосвязь интеллекта и изобразительной креативности. Пока человек занимается творчеством, мозг активно работает и может найти решения для очень важных задач. Это еще называют озарением или инсайтом.

Дело в том, что при рисовании и лепке индивид впадает в легкое трансовое состояние, отрешается от обыденности. Это и помогает задействовать бессознательные импульсы, которые отвечают за гениальные идеи.

Умение рисовать и лепить в этом смысле не имеет никакого значения. Главное – отдаться творческому процессу. Можно просто рисовать пятна и линии, раскрашивать картинку под приятную мелодию.

  • Иностранные языки

Как развить интеллект с помощью изучения иностранных языков, понятно всем. Чем больше знаний, тем обширнее поле для их применения. Здесь важно не количество, а качество.

Человек должен испытывать интерес к изучаемому языку и самой культуре данной страны, находить созвучия слов, сочинять стихи, песни на этом языке. Вот это и задействует связку «интеллект и креативность».

  • Чтение

Книги для развития интеллекта – незаменимый помощник. Через чтение человек не только узнает новое, но и погружается в необычные миры, знакомится с секретами науки, постигает новые культуры. Как развивать интеллект в процессе чтения, ведь это обычное человеческое занятие?

Здесь важен правильный подбор книг. Как уже было описано выше, читать надо вдумчиво и с удовольствием. Если книга неинтересна, не стоит себя насиловать. Такое чтение не принесет радости, а значит пойдет впустую.

  • Разрыв шаблона

Человек, жизнь которого подчиняется четкому распорядку, часто действует по инерции. Работа и существование на автомате не дают индивиду даже задуматься о том, как повысить интеллект, и надо ли это вообще делать. К сожалению, большинство людей живут именно так.

Важно найти в себе силы, чтобы разорвать этот замкнутый круг. Начинать обычно надо с малого. Например, изменить маршрут до работы. Вечером в течение часа прогуливаться в парке. В выходные делать то, чего раньше не делали. Вместо домашних дел съездить в детский дом или в соседний город. Разрыв шаблона позволяет по-другому посмотреть на мир, актуализирует мыслительную деятельность.

В данной статье даны лишь некоторые способы того, как повысить интеллект. В этом процессе самое важное понять, как изменится жизнь, когда интеллектуальный уровень станет выше. Что тогда произойдет с внутренним миром, семьей, как изменится достаток, взаимоотношения с окружающими? Если картинка позитивная, значит – это верный путь развития.

Связь интеллекта с психическими процессами

Человеческая психика – это комплексная структура, поэтому все процессы в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В частности, на интеллект в большей степени оказывают влияние следующие внутренние реалии:

  • Мышление

Некоторые ученые даже считали эти понятия синонимами. Но это в корне неверно. Мышление – это процесс познания и переработки информации, а интеллект – умение грамотно применить знания в нужный момент. Без мыслительных операций интеллектуальный уровень человека был бы весьма низким.

Волевые усилия нужны именно для того, чтобы осваивать новый материал, изучать важные книги, доводить мысли до конечного результата.

  • Память

Умение сохранять, хранить и воспроизводить информацию – неотъемлемая часть интеллекта.

  • Внимание

Интеллектуальных людей отличает внимательное отношение к окружающему миру. Они способны замечать мельчайшие детали, анализировать и изучать их. Развитие интеллекта тесно связано с совершенствованием внимания человека.

  • Креативность

Об этой сладкой парочке: интеллект и креативность, писал еще Гилфорд. Под этим термином подразумевается умение человека мыслить творчески, то есть нестандартно, синтезировать оригинальные идеи.

Основные показатели интеллекта

Психологи выделили четыре ключевых характеристики интеллекта:

  1. Глубина ума – способность докапываться до сути явлений и событий.
  2. Пытливость – любознательность, стремление узнавать новое.
  3. Гибкость и подвижность – умение действовать нестандартно, обходить барьеры, преодолевать трудности.
  4. Логичность – способность обосновывать свою точку зрения, грамотно излагать материал.

Эрудиция и интеллект

Развитие интеллекта тесно связано с таким понятием, как эрудиция. Разберемся, что это такое?

Эрудиция – это совокупность глубоких знаний в какой-либо области науки или жизнедеятельности.

Эрудиты обладают пытливым умом, всегда ищут новую информацию на интересующую их тему. Интеллектуальный же человек не останавливается на одной сфере, он развивается во всевозможных направлениях. Грань между этими понятиями довольно зыбкая. Эрудит может также интересоваться сразу несколькими сферами, но, например, в общении быть профаном.

Важно усвоить следующее: чтобы повысить свой интеллектуальный уровень нужно стремиться стать эрудированным человеком в какой-либо области.

Как повысить эрудицию обычному человеку? Лучший способ – чтение тематических книг. Причем чрезвычайно важно именно качество чтения. Оно должно быть вдумчивым, осмысленным. Человек должен выписывать или отмечать понравившиеся или спорные фразы, вопросы, искать на них ответ.

После прочтения книги, можно обсудить ее на специальном форуме, чтобы знания работали, а не лежали в памяти мертвым грузом. В специальной психолого-педагогической литературе можно также узнать мнения ученых о том, как развить интеллект.

Эрудиция – это понятие, отображающее широту познаний и многосторонней образованности. Развитая эрудиция проявляется глубоким пониманием множества вещей и нахождением взаимосвязей между различными областями жизни. Эрудиты (те, у кого данное качество развито на достаточно высоком уровне) постоянно занимаются расширением круга своих познаний и углублением уже имеющихся представлений о мире. Таким образом, это не только поверхностная осведомленность о происходящих в мире событиях и открытия в прошлом и настоящем, но также и глубинное понимание данных процессов. Можно сказать, что эрудит – это специалист сразу в нескольких областях.

Эрудиция не является врожденной, и уровень ее развития зависит исключительно от приложенных человеком усилий относительно постоянного получения новых знаний. Данное качество имеет прямое отношение к образованности и практически не связана с уровнем интеллектуального развития.

Но понятия образованности и эрудированности не тождественны, поскольку в отношении эрудиции есть внутренняя потребность человека в постоянном развитии и преодолении своей грубости или недостатка знаний, в то время как просто образование не дает этой внутренней мотивации. Знания могут быть получены без , и при дальнейших вариантах выбора развитие останавливается, тогда эрудиция заставляет искать источники и возможности повышения своего уровня, независимо от имеющего багажа. Эрудиция это самостоятельная направленность, заставляющая человека заниматься самообразованием, читать книги по интересующей тематике и выходить за рамки обучающих курсов.

Что это такое

Нельзя сказать, что кто-то обладает эрудицией, а кто-то нет. В данном случае уместно рассматривать уровень ее развития и реализованности в различных сферах. Возможность повысить уровень эрудиции есть, но так же уровень может снижаться, если не прикладывать дополнительных усилий. Это не значит, что однажды полученные знания забудутся или станут неуместны, но с течением времени может утратиться их актуальность или какая-то теория получит опровержение – эрудиция представляет собой способность отслеживать динамические изменения. Кроме того, тот уровень эрудированности, который считается довольно высоким для пятиклассника, будет уже недостаточным для руководителя фирмы. Подобные примеры встречаются довольно часто, когда после множества похвал человек перестает заниматься собственным развитием и остается на прежнем уровне без развития.

Развитая эрудиция возникает только при постоянном поглощении новой информации, причем касаться она должна не только узкой профессиональной сферы, но учитывать моменты многих мировых жизненных тематик. Безусловно, это процесс образования, но не фиксированного учебными заведениями и дополнительными курсами, а более самостоятельным вкладом в происходящее. Это может выражаться в чтении не одного, а различных источников, причем оптимально противоположных мнений. Сюда же относится активный творческий интерес к другим областям. Так человек может учиться на архитектора, ходить на языковые курсы, читать историческую литературу и увлекаться слесарными работами. Его уровень эрудированности будет значительно выше, чем у архитектора, глубоко разбирающегося в своей области, но не выходящего за ее рамки.

Как её развить

Развитие эрудиции становится актуальной проблематикой современного общества, поскольку ранее был сделан упор на узкоспециализированное обучение, вследствие чего отдельно взятый человек часто оказывается неспособен решить, а иногда даже понять любые бытовые задачи, не входящие в его круг компетенции. Кроме глобальной тенденции, развитие эрудиции актуально на индивидуальном личностном уровне, поскольку такой человек может поддержать практически любое общение, быстрее находит выходы из различных жизненных ситуаций, а также более продуктивен в творческом плане, поскольку может синтезировать сразу множество аспектов.

Первым помощником в развитии эрудиции считается чтение самой разнообразной литературы в больших количествах. Сюда не относятся однотипные романы, которые забываются через день после прочтения, речь идет о произведениях и научно-популярной литературе, которая требует анализа.

Важно не проглатывать книги, стремясь поставить максимальное количество галочек, а читать их качественно. Смысла нет в прочтении сотни, которую невозможно вспомнить через год, но одна книга, полностью проанализированная на нескольких уровнях способна принести больше пользы. Полученную информацию можно систематизировать, записывать, обсуждать с друзьями – чем больше человек взаимодействует с новыми знаниями, тем лучше и глубже они усваиваются.

Литературу стоит подбирать из разных отраслей – это помогает расширять круг тем, которые доступны для понимания. Например, книги по психологии помогут понимать людей, а различные труды по физике повысят понимание устройства мира.

Многие книги помогают самоисследованию, для чего можно завести отдельную тетрадь или найти подходящие тренинги, где можно углубить исследование. Сталкиваясь с новой информацией, меняется восприятие мира, поэтому важным моментом является постоянное соотнесение прочитанного с тем, какова личная жизнь на данный момент. Не по памяти знать, что какие-то вещи были приятны, а другие неинтересны, а каждый новый раз анализировать свой внутренний мир на предмет изменений. Выбирайте научную литературу, поскольку чтение, пусть даже и в больших объемах лент соцсетей не всегда имеет должный эффект. Чтобы фейсбук и телеграмм приносили пользу, следует тщательно фильтровать свои подписки и следить не только за разнообразием тематики, но и за качеством содержания.

Отлично развивает эрудицию кинематограф, при условии, что фильмы подбираются разнообразной тематики и интересных направлений. Комедии с грубым юмором и боевики без всякого сюжета скорее направлены на вызывание различных эмоций, а вот исторические фильмы могут открыть новые горизонты. Отлично подходят биографические фильмы, снятые по реальным событиям. Существует много короткометражных и артхаусных фильмов, призванных показать непривычную сторону жизни, раскрыть новые грани и понимания.

Как повысить широкую осведомленность

Непосредственно на общий уровень осведомленности влияет круг общения. Чем больше времени человек проводит в контакте с другими, тем больше информации он узнает, причем ее усвоение происходит значительно легче, чем при принудительном прочтении тех же фактов. Однако если окружить себя только художниками вы получаете набор примерно одинаковых тем и событий. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы окружали различные люди с многогранными интересами, и конечно их уровень познания в какой-либо теме должен находиться выше, чем ваш собственный.

Важный момент в любом развитии – интерес, а касательно эрудиции, он играет первостепенную роль. Невозможно запоминать информацию, которая одновременно и не нужна по работе и не интересна личностно. Поэтому, даже выбирая для изучения не вполне понятную и интересную тему, стоит заранее организовать весь процесс таким образом, чтобы периодически тонизировать увлеченность. Для этого отлично подходит интересная компания, которая не позволит забросить обучение или система самовознаграждений за достижение определенных уровней.

Выбирайте себе хобби вместо вечернего телевизора. Для того чтобы занятия в свободное время приносили пользу, нужно составить определенный подход. Например, изучение языка больше скажется на развитии общей эрудиции, если вы будете непосредственно общаться с людьми из различных стран, посредством скайпа или других программ, чем просто учить словарь. Коллекционирование, которое предполагает узнавание историю каждой вещи или культуры страны ее изготовления превращает накопление вещей в развивающий личностный процесс.

Фактами, которые человек узнает необходимо делиться, обсуждать с друзьями, особенно хорошо, если найдутся несогласные и возникнет полемика. Мозг устроен таким образом, что чем больше мы объясняем другим устройство чего-либо, тем больше сами начинаем понимать то, чем делимся.

Также полезно рассматривать любую новую информацию с различных сторон – именно это развивает широкие возможности для владения знаниями. Например, узнав об устройстве технического прибора, можно дополнить пробелы относительно того, кто и когда его изобрел, а потом изучить биографию этого человека. Любая новая информация тянет за собой еще новые возможности для изучения – главное их замечать и подвергать критике.

Чем выше критичность вашего мышления, тем шире становится кругозор. Не принимать на веру, а искать, почему именно так, не учить теорему, а смотреть ее доказательство – расширяет осведомленность и делает жизнь интереснее.

Сколько войн пережило человечество? Как измерить красоту? Что общего между смехом и гримасой недовольства?

Сотню понятных объяснений самых разных вещей вы найдете в этой книге. Ее автор - профессор кафедры психофизиологии в ННГУ им. Н.И. Лобачевского, ведущий научный сотрудник в Институте прикладной физики РАН Владимир Антонец.

Из книги:

Может ли звучание имени влиять на то, как тебя воспринимают?

Российский филолог Владимир Журавлев выяснил, что послания, заключенные в звучании слов современного русского языка, могут быть оценены с помощью 25 эмоциональных антонимичных сопоставлений: «хороший - плохой», «радостный - печальный», «безопасный - страшный», «простой - сложный» и других.

Проведя исследования с большим количеством людей, Журавлев смог установить, какую подсознательную оценку по какой шкале имеет каждый звук.

Сейчас в интернете легко найти подсказку, какое впечатление оставляет ваше имя. Например, Николай - красивый и безопасный, Коля - хороший, а Колян - хороший, добрый и красивый. Анализ стихов и иллюстраций к ним показал, что поэты интуитивно соблюдают фоносемантические правила и что имеются также звукоцветовые соотношения, которые тоже соблюдаются в языке.

Красота в квадрате

Большинство людей думает, что математика - слишком абстрактная и далекая от реальной жизни наука. Не тут-то было!

Вы слышали о математической теории, которая помогает упростить поиск спутника жизни? Догадываетесь, как связан экспоненциальный рост с угрожающими человечеству катастрофами? Осознаете, что цифры в логотипе компании влияют на ваши покупки? Из книги математика и философа Алекса Беллоса вы узнаете об этом и многом другом. Читается на одном дыхании!

Из книги:

Предостережение человечеству

Профессор физики Альберт Бартлетт выступает со своей знаменитой лекцией «Арифметика, население и энергия» с 1969 года. Каждый раз он начинает ее с того, что не предвещающим ничего хорошего тоном заявляет: «Величайший недостаток рода человеческого состоит в его неспособности понять суть экспоненциального роста».

Экспоненциальный рост имеет место в случае, если какая-то величина постоянно увеличивается пропорционально ее значению, например путем удвоения: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64…

Представьте бутылку с бактериями, численность которых увеличивается в два раза каждую минуту. В 11:00 в бутылке находится одна бактерия, а к 12:00 бутылка будет полностью заполнена бактериями. «Если бы вы были обычной бактерией, живущей в этой бутылке, - спрашивает Бартлетт, - в какой момент времени вы поняли бы, что свободного пространства вот-вот не останется?» Поразительно, но в 11:55 бутылка кажется почти пустой: она заполнена всего на 3 процента.

Бутылка Бартлетта - это предостережение жителям Земли. Если население планеты будет увеличиваться по экспоненте, свободного места на ней не останется гораздо быстрее, чем кажется.

Теория игр

Хотите восхищать окружающих своей прозорливостью? Научиться мыслить стратегически и из любой ситуации выходить победителем? Эта книга написана специально для вас.

Из книги:

Меньше - лучше

Возможно, вы считаете, что всегда полезно иметь больше вариантов. Но если мыслить стратегически, сокращение числа возможных вариантов может принести больше пользы.

Томас Шеллинг пишет в своей книге о том, как афинский полководец Ксенофонт сражался, встав спиной к глубокому ущелью. Он специально выбирал такую позицию, чтобы у его солдат не было возможности отступать. В той битве у них одеревенели спины, но они победили.

Точно так же Кортес потопил свои корабли после прибытия в Мексику. Ацтеки могли отступить в глубь своей территории, а у солдат Кортеса не было никакой возможности для бегства или отступления. Сделав поражение еще более пагубным, чем оно было бы само по себе, Кортес повысил свои шансы на победу - и победил.

Психология

Психология - одна из интереснейших наук о человеке, и теперь она стала доступной каждому. Чтобы лучше понять себя и других людей, вам не понадобится читать написанные сложным языком труды ученых.

В этой книге теория объясняется так просто и увлекательно, что вы уже через пару дней сможете консультировать своих друзей. Пол Клейнман поможет разобраться в ключевых идеях психологии, концепциях Фрейда, Фромма, Роршаха и других исследователей.

Из книги:

Социофобия

Социофобия - один из самых распространенных типов тревожного расстройства; его симптомы в какой-то момент времени возникают почти у 13 процентов населения земного шара.

Человека, страдающего социофобией, постоянно беспокоит, как его воспринимают окружающие. Такие люди испытывают иррациональный страх перед тем, что кто-то относится к ним плохо или негативно их оценивает, а также, что они предстают перед другими не в лучшем виде.

Не следует путать социофобию с чрезмерной застенчивостью, так как первая сопровождается устойчивыми и весьма серьезными симптомами эмоционального и физического характера: дрожь, повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение, сильная нервозность в ситуациях общения с незнакомыми людьми, страх быть недооцененным, беспокойство из-за возможности быть униженным, чрезмерное волнение из-за того, что окружающие заметят встревоженность больного, страх перед заранее запланированными событиями и прочее.

Голая статистика

Наш мир все быстрее и быстрее генерирует огромные объемы данных. Тем не менее, как справедливо отметила The New York Times, «данные - всего лишь исходный материал знаний». Статистика - самый мощный из имеющихся в нашем распоряжении инструментов для практического использования информации.

В этой книге Чарльз Уилан дает ответы на многие интересные вопросы: как подсчитать количество бездомных в мегаполисе, почему казино всегда в плюсе, как глобализация влияет на бедных людей и другие.

Из книги:

Прогнозная полиция

В фильме 2002 года Minority Report Том Круз играет детектива, предотвращающего преступления. Его герой является сотрудником некоего бюро, которое использует определенную технологию для прогнозирования преступлений еще до того, как они будут совершены. И это уже не фантастика.

В 2011 году в газете The New York Times вышла статья под заголовком: «Полиция прибывает на место до совершения преступления». В ней рассказывалось, что специальная компьютерная программа предсказала высокую вероятность совершения краж из автомобилей в этот день на подземной парковке, расположенной в деловом районе города Санта-Круз.

Когда туда приехали детективы, они обнаружили двух женщин, слишком уж пристально всматривающихся в окна автомобилей. Одна из них уже неоднократно задерживалась за воровство, а у другой нашли запрещенные наркотики.

Система, использовавшаяся в Санта-Круз, была разработана двумя математиками, антропологом и криминалистом. Отдел полиции в Чикаго создал у себя целое подразделение аналитиков-прогнозистов. Частично его формирование объяснялось тем, что банды, терроризировавшие город, действовали по определенным шаблонам.

Интерстеллар . Наука за кадром

Перед съемками фильма «Интерстеллар» ученый-консультант Кип Торн предложил режиссеру два простых правила. Первое: ничто в кинокартине не должно противоречить общепринятым законам физики или достоверным знаниям о мире. Второе: все домыслы должны быть научно подкреплены.

Если у вас остались вопросы после просмотра, то ответить на них поможет книга Кипа Торна об искривлении пространства и времени, черных дырах, гравитации и других загадках Вселенной.

Из книги:

Искривление времени

Главный герой фильма «Интерстеллар» Купер переживает, что больше не увидит свою дочь Мёрф, поскольку, находясь вблизи Гаргантюа, он стареет лишь на несколько часов, тогда как на Земле проходят годы. Как это объяснить?

Еще в 1912 году Эйнштейн понял, что массивные тела могут искривлять время и это искривление является причиной гравитации. Чем больше замедление времени, тем сильнее гравитационное притяжение. А у поверхности черной дыры, где время почти не движется, гравитация настолько огромна, что даже свет не может ее преодолеть.

Теория подтвердилась, когда Роберт Вессот из Гарварда с помощью ракеты NASA поднял атомные часы на 10 000 километров и посредством радиосигналов сравнил их ход с часами, которые остались на Земле. Оказалось, что время на Земле течет примерно на 30 микросекунд в день медленнее, чем на высоте 10 000 километров.

Экономика всего

Декан экономического факультета МГУ объясняет, как экономика влияет на различные общественные процессы.

Прочитав эту книгу, вы больше узнаете об устройстве государства и поймете, почему мы сталкиваемся с определенными силами социального трения, по каким причинам совершенство недостижимо, что такое социальный капитал, проблема халявщика, а также британская болезнь и красный склероз, перед какой дилеммой стоят элиты в России и многое другое.

Из книги:

Нужно ли нам государство?

Не только в российском, но и в мировом общественном сознании существовало множество мифов, связанных с государством. И в какой-то момент эти мифы стали проверять. Например, все великие британские экономисты приводили один и тот же пример: если бы не правительство, кто бы строил в Англии маяки? А ведь нации нужны маяки - чем была бы Англия без судоходства?

Экономист Рональд Коуз пошел в архив Британского адмиралтейства и стал смотреть, кто же в действительности строил маяки. Выяснилось, что ни один маяк в Англии не был построен правительством. Кто их только не строил - гильдии капитанов, местные общины, корпорации судовладельцев, но только не правительство.

Затем Фридрих фон Хайек проверил, как обстоят дела с денежными системами. Выяснилось, что разные государства в разное время создавали свои казначейские системы денежных ассигнаций, но все они погибли. Денежные знаки, которыми мы пользуемся сейчас, - это так называемые банкноты, то есть системы частных расписок между банками. Стали смотреть на полицию, пожарную охрану, армию, и опять неоднозначные ответы.

Вывод, который можно из всего этого сделать, таков: если государство и нужно, то вовсе не для того, для чего считалось раньше. У государства всюду есть заменители.

P.S. Понравилось? Подписывайтесь на нашу полезную рассылку . Раз в две недели присылаем подборку лучших статей из блога.

Жизнь общества, словно в саван окутана в информационное поле. Мы потребители информации, носители, источники и ретрансляторы.
Прогрессивный образованный человек, личность должен обладать высокой эрудицией и широким кругозором.
Размеры «высоты» эрудиции и «широты» кругозора человек устанавливает сам, главное, не останавливаться. Никогда не останавливаться на пути самообразования и самосовершенствования.

Чтение
Для повышения эрудиции и расширения кругозора выбирайте книги самых разных жанров. Публицистика, периодика, мемуары, тематические журналы и другие издания, сборники.

Изучение
Не ленитесь заглядывать в словари и учебники. Изучайте понятия и определения, новых для вас явлений и слов. Интересуйтесь наукой. Составьте приблизительный план – хаотичность не позволит информации хорошо усваиваться.

Иностранный язык
Знание иностранного языка и возможность им пользоваться – это ключ к параллельной вселенной. Это значит, что вы напрямую можете знакомиться с информацией, опытом другого народа.

Смотрите
Научные и образовательные фильмы – это отличный источник знаний. Особенно сейчас. Когда интернет может дать доступ практически к любому материалу. Смотрите, как и советские познавательные фильмы, так и интересные иностранные. Главное отличать научно-популярный фильм от развлекательно-фантазийного видео в стиле «разрушителей мифов».

Стремление человека к самосовершенствованию органично и не должно нуждаться в мотивациях и стимулировании. Самообразование позволяет поддерживать в хорошем тонусе работу мозга, реакцию, внимание, усидчивость, память. Что, в свою очередь, облегчает жизнь и работу.

Становитесь лучше – это единственный способ найти счастье!