Сергей есенин семья. Сергей есенин

Сергей Александрович Есенин является великим русским поэтом-лириком. Большая часть его трудов - это новокрестьянская поэзия, лирика. Позднее творчество относится к ижиманизму, так как в нем прослеживается много использованных образов, метафор.

Дата рождения литературного гения - 21 сентября 1895 года. Родом он из Рязанской губернии, села Константиновка (Кузьминская волость). Поэтому многие произведения посвящены любви к Руси, есть много новокрестьянской лирики. Финансовое состояние семьи будущего поэта нельзя было назвать даже терпимым, так как его родители были достаточно бедными.

Все они относились к крестьянскому роду, а поэтому вынуждены были много работать физическим трудом. Отец Сергея, Александр Никитич, прошел также долгий трудовой путь. В детстве он увлекался пением в церковном хоре, имел хорошие голосовые данные. Когда же он вырос, то перешел на работу в лавку по продаже мяса.

Случай помог ему устроиться на хорошую должность в Москве. Именно там он стал приказчиком, и доходы семьи стали более высокими. Но это не послужило радостью для супруги, матери Есенина. Она все реже видела мужа, что не могло не сказаться на их отношениях.


Сергей Есенин с родителями и сестрами

Еще одним поводом для разлада в семье стало то, что после переезда отца в Москву мальчик стал жить у своего родного деда-старообрядца, отца матери. Именно там он получил мужское воспитание, которым на свой лад занимались сразу три его дяди. Так как они не успели обзавестись своими семьями, то старались уделить мальчику много внимания.

Все дяди были неженатыми сыновьями бабки деда Есенина, которые отличались веселым нравом и отчасти еще юношеским озорством. Они научили мальчика ездить на лошади весьма необычным образом: посадили его на коня, который помчался галопом. Также происходило и обучение плаванию в реке, когда маленького Есенина просто кидали голого с лодки прямо в воду.


Что касается матери поэта, то на нее повлияло расставанием с мужем, когда тот был на долгой службе в Москве. Она получила работу в Рязани, где влюбилась в Ивана Разгуляева. Женщина покинула Александра Никитича и даже родила второго ребенка от нового сожителя. Сводного брата Сергея назвали Александром. Позже родители все же снова сошлись, у Сергея появилось две сестры: Катя и Александра.

Образование

После такого домашнего воспитания семьей было решено отправить Сережу на обучение в Константиновскую земскую школу. Он учился там с девяти до четырнадцати лет и отличался не только своими способностями, но и плохим поведением. Поэтому на одном году обучения, по решению управляющего школой, его оставили на второй год. Но все же выпускные оценки были исключительно высокими.

В это время родители будущего гения решили снова жить вместе. Мальчик стал чаще приезжать в родной дом на каникулах. Тут он ходил к местному священнику, у которого была внушительная библиотек с книгами разных авторов. Он внимательно изучал многие тома, что не могло не повлиять на его творческое становление.


После окончания земской школы он перешел в церковно-приходскую, находящуюся в селенье Спас-Клепки. Уже в 1909 году, после пятилетнего обучения, Есенин окончил и Земское училище в Константиновке. Мечтой его семьи было то, чтобы внук стал учителем. Он смог ее реализовать после обучения в Спас-Клепиках.

Именно там он окончил и второклассную учительскую школу. Она также работала при приходе церкви, как это было заведено в те времена. Сейчас здесь функционирует музей, посвященный творчеству этого великого поэта. Но после получения преподавательского образования Есенин принял решение поехать в Москву.


В многолюдной Москве ему приходилось работать и в мясной лавке, и в типографии. В лавку его устроил родной отец, так как юноше пришлось попросить помощи в трудоустройстве именно у него. Потом он устроил его в контору, в которой Есенину быстро приелась однообразная работа.

Когда он служил в типографии помощником корректора, быстро подружился с поэтами, входящими в Суриковский литературный и музыкальный круг. Возможно, это и повлияло на то, что в 1913 году он не поступил, но зато стал вольным слушателем Московского городского народного университета. Там он посещал лекции историко-философского факультета.

Творчество

Тяга к написанию стихов родилась у Есенина еще в Спас-Клепиках, где он обучался в учительской приходской школе. Естественно, произведения имели духовную направленность, еще не были проникнуты нотками лирики. К таким работам можно отнести: «Звезды», «Моя жизнь». Когда поэт пребывал в Москве (1912-1915 года), то именно там начал свои более уверенные пробы пера.

Очень важно и то, что в этот период в его произведениях:

  1. Использовался поэтический прием образности. Труды пестрели умелыми метафорами, прямыми или переносными образами.
  2. В этот период прослеживалась и новокрестьянская образность.
  3. Можно было заметить и русский символизм, так как гений любил творчество .

Первым напечатанным произведением стало стихотворение «Берёза». Историки отмечают, что при его написании Есенин был вдохновлен работами А.Фета. Тогда он взял себе псевдоним Аристон, не решившись отослать в печать стихотворение под собственным именем. Его напечатал в 1914 году журнал «Мирок».


Первая книга «Радуница» была выпущена в 1916 году. В ней прослеживался и русский модернизм, так как юноша переехал в Петроград и стал общаться с известными писателями и поэтами:

  • С.М. Городецкий.
  • Д.В. Философов.
  • А. А. Блок.

В «Радунице» есть и ноты диалектизма, и многочисленные проводимые параллели между природным и духовным, так как названием книги служит день, когда почитают умерших. Тогда же происходит приход весны, в честь чего крестьяне поют традиционные песни. Это и есть связь с природой, ее обновлением и почитанием тех, кто ушел.


Меняется и стиль поэта, так как он начинает одеваться немного сказочно и более элегантно. На это мог повлиять и его опекун Клюев, который курировал его с 1915 по 1917 года. Стихотворения юного гения тогда с вниманием слушали и С.М. Городецкий, и великий Александр Блок.

В 1915 году было написано стихотворение «Черемуха», в котором он наделяет природу и это дерево человеческими качествами. Черемуха словно оживает и проявляет свои чувства. После призыва на войну в 1916 году Сергей начал общаться и с группой новокрестьянских поэтов.

Из-за выпущенного сборника, в том числе и «Радуницы», Есенин получил более широкую известность. Она дошла и до самой Императрицы Александры Федоровны. Она часто звала Есенина в Царское Село, чтобы он мог читать свои произведения ей и ее дочерям.

В 1917 году случилась революция, которая отразилась и на трудах гения. Он получил «второе дыхание» и, воодушевленный, решил выпустить поэму 1917 года под названием «Преображение». Она вызвала большой резонанс и даже критику, так как в ней было много лозунгов Интернационала. Все они были поданы совершенно иным способом, в стилистике Ветхого Завета.


Менялось и восприятие мира, приверженность к церкви. Поэт даже заявил об этом в открытую в одной из своих поэм. Потом он стал ориентироваться и на Андрея Белого, стал общаться с поэтической группой «Скифы». К работам конца двадцатых годов относятся:

  • Петроградская книга «Голубень» (1918).
  • Второе издание «Радуница» (1918).
  • Серия сборников 1918-1920 годов: Преображение и Сельский часослов.

Период имажинизма начался с 1919 года. Под ним подразумевается использование большого количество образов, метафор. Сергей заручается поддержкой В.Г. Шершеневича и основывает свою группу, которая впитала и традиции футуризма, стиль . Важным отличием было и то, что произведения носили эстрадный характер, предполагали открытое чтение перед зрителем.


Это придавало группе большую известность на фоне ярких выступлений с применением. Тогда были написаны:

  • «Сорокоуст» (1920).
  • Поэма «Пугачев» (1921).
  • Трактат «Ключи Марии» (1919).

Также известно, что в начале двадцатых Сергей стал заниматься реализацией книг, арендовал лавку для продажи печатных изданий. Она находилась на Большой Никитской. Это занятие приносило ему доход и немного отвлекало от творчества.


После общения и обмена мнениями, стилистическими приемами с А. Мариенгофом Есенином были написаны:

  • «Исповедь хулигана» (1921), посвященная актрисе Августе Миклашевской. В ее честь было написано семь стихотворений из одного цикла.
  • «Трерядница» (1921).
  • «Не жалею, не зову, не плачу» (1924).
  • «Стихи скандалиста» (1923).
  • «Москва кабацкая» (1924).
  • «Письмо к женщине» (1924).
  • «Письмо матери» (1924), которое является одни из лучших лирических стихотворений. Оно было написано перед приездом Есенина в родное село и посвящено своей матери.
  • «Персидские мотивы» (1924). В сборнике можно увидеть известное стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

Сергей Есенин на пляже в Европе

После этого поэт стал часто путешествовать. Его география поездок не ограничилась одним лишь Оренбургом и Уралом, он даже побывал и в Средней Азии, Ташкенте и даже Самарканде. В Урдах он часто заходил в местные заведения (чайхана), путешествовал по старому городу, завел новые знакомства. Его вдохновила и узбекская поэзия, восточная музыка, а также архитектура местных улочек.

После женитьбы последовали многочисленные поездки в Европу: Италию, Францию, Германию и другие страны. Есенин даже несколько месяцев проживал в Америке (1922-1923 года), после чего были сделаны записи с впечатлениями о проживании в этой стране. Они были напечатаны в «Известиях» и названы «Железным Миргородом».


Сергей Есенин (в центре) на Кавказе

В середины двадцатых была осуществлена и поездка на Кавказ. Есть предположение о том, что именно в этой местности был создан сборник «Красный восток». Он был выпущен в печать на Кавказе, после чего в 1925 году свет увидело и стихотворение «Послание евангелисту Демьяну». Период имажинизма продолжался до момента, пока гений не поссорился с А. Б. Мариенгофом.

Также критиканом и известным оппонентом Есенина считался . Но вместе с тем они не выказывали неприязнь публично, хотя их часто сталкивали лбами между собой. Все обходилось критикой и даже уважением к творчеству друг друга.

После того, как Сергей решил порвать с имажинизмом, он начал давать частые поводы для критики своего поведения. Например, регулярно после 1924 года стали выходить различные уличающие статьи о том, что он был замечен в пьяном состоянии или же устраивал дебоши, скандалы в заведениях.


Но такое поведение было всего лишь хулиганством. За счет доносов недоброжелателей был открыто сразу же несколько уголовных дел, которые позже были закрыты. Самым громким из них является Дело четырёх поэтов, в котором значились обвинения в антисемитизме. В это время пошатнулось и здоровье литературного гения.

Что касается отношения советской власти, то она беспокоилась о состоянии поэта. Есть письма, свидетельствующие о том, что Дзержинского просят помочь и спасти Есенина. В них значится о том, чтобы к Сергею приставили работника ГПУ, который бы не давал ему спиться. Дзержинский отреагировал на просьбу и привлек своего подчиненного, который так и не смог найти Сергея.

Личная жизнь

Гражданской женой Есенина была Анна Изряднова. С ней он познакомился тогда, когда работал помощником корректора в типографии. Результатом этого брака стало рождения сына Юрия. Но брак долго не удержался, так как уже в 1917 году Сергей женился на Зинаиде Райх. За это время у них родились сразу двое детей - Константин и Татьяна. Этот союз также оказался скоротечным.


В официальный брак поэт вступил в Айседорой Дункан, которая профессионально занималась танцами. Эта история любви запомнилась многим, так как их отношения были красивыми, романтичными и отчасти публичными. Женщина была известной танцовщицей в Америке, что подогревало интерес публики к этому браку.

При этом Айседора была старше своего супруга, но разница в возрасте им не помешала.


С Дункан Сергей познакомился в частной мастерской в 1921 году. Потом они стали вместе путешествовать по всей Европе, а также четыре месяца проживали в Америке - на родине танцовщицы. Но после возвращения из-за заграницы брак был расторгнут. Следующей женой стала Софья Толстая, которая была родственницей известного классика, союз также распался меньше, чем через год.

Также жизнь Есенина была связана и с другими женщинами. Например, Галина Бениславская была его личным секретарем. Она всегда была рядом с ним, отчасти посвятив свою жизнь этому человеку.

Болезнь и смерть

У Есенина были проблемы с алкоголем, о которых знали не только его знакомые, но и сам Дзержинский. В 1925 году великий гений был госпитализирован в платную клинику Москвы, специализирующуюся на психоневрологических расстройствах. Но уже 21 декабря лечение было закончено или, возможно, прервано по желанию самого Сергея.


Он решил временно переехать жить в Ленинград. Перед этим он прервал работу с Госиздатом и снял все свои средства, которые лежали на государственных счетах. В Ленинграде он проживал в гостинице и часто общался с разными литераторами: В. И. Эрлихом, Г. Ф. Устиновым, Н. Н. Никитиным.


Смерть настигла этого великого поэта неожиданно 28 декабря 1928 года. До сих пор не выяснены обстоятельства, при которых Есенин ушел из жизни, а также сама причина смерти. Это случилось 28 декабря 1925 года, а сами похороны прошли в Москве, где и сейчас находится могила гения.


В ночь на 28 декабря было написано практически пророческое прощальное стихотворение. Поэтому некоторые историки предполагают, что гений совершил самоубийство, но это не является доказанным фактом.


В 2005 году был снят российский фильм «Есенин», в котором главную роль сыграл . Также перед этим был снял и сериал «Поэт». Обе работы посвящены великому русскому гению и получили положительные отзывы.

  1. Маленький Сергей пять лет неофициально был сиротой, так как его опекал дед по матери Титов. Женщина просто отсылала отцу средства на содержание сына. Отец в это время работал в Москве.
  2. В пять лет мальчик уже умел читать.
  3. В школе Есенину было дано прозвище «безбожник», так как его дед когда-тот отрекся от церковного ремесла.
  4. В 1915 году началась служба в армии с последующей отсрочкой. Потом Сергей снова оказался на военных лавах, но уже в качестве санитара.

1. Семья С.А. Есенина

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии (теперь - село Есенино). «Фамилия Есенин - русская - коренная, а ней звучат язычные корни - овсень, таусень, осень, ясень, - связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками», - писал Алексей Толстой.

Никита Осипович Есенин - дедушка поэта по отцу. Он много лет был сельским старостой, пользовался в селе Константиново большим уважением. Женился поздно, в 28 лет, за что получил прозвище Монах. Женой была 16-летняя девушка Аграфена Панкратьевна Артюшина, которая потом по мужу прозывалась Монашка. Монахом звали и Сергея Есенина, монашками звали и его сестер Екатерину и Александру.

Умер Никита Осипович в 42 года. После смерти супруга Аграфена Панкратьевна осталась с маленькими детьми: два сына и две дочери. Основным доходом её стали жильцы: художники, работающие в церкви, и монахи.

Александр Никитич Есенин - отец поэта, будучи ещё мальчиком, пел в церковном хоре. У него был прекрасный дискант. По всей округе возили его к богатым на свадьбы и похороны. Когда ему исполнилось 12 лет его матери предложили отдать сына в Рязанский собор певчим, но он не согласился и тогда его отправили а Москву в мясную лавку.

Через два года мать отправила и второго своего сына в Москву - Ваню. Он стал жестянщиком, делал коробки из жести для конфет.

Через шесть лет Александр стал мясником. Ему было 18 лет, когда он приехал в село жениться. Супруге его - Татьяне Федоровне - не было ещё 17 лет, когда она вышла замуж. После свадьбы Александр уехал работать в Москву, а его жена осталась жить со свекровью. Через некоторое время женился и Ваня, в доме стало две снохи. Начались неприятности. Татьяна Федоровна ушла из дома Есениных. Она отдала маленького сына на воспитание своему отцу и уехала в город на заработки. «С двух лет по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду», - писал в одной из своих автобиографий поэт.

Вопрос о социальной среде, в которой рос и воспитывался Есенин, имеет важное значение. Сам поэт неоднократно возвращался к нему. Литературовед И. Розанов вспоминает: «Однажды, рассказывая мне о себе, он подчеркнул, что так же, как и Клюев, происходит не из рядового крестьянства, чего так хотелось бы его критикам, а из верхнего, умудренного книжностью слоя». «Вообще крепкий человек был мой дед, - говорил Есенин. - Небесное - небесному, а земное - земному. Недаром он был зажиточным мужичком».

Дед Есенина по матери, Федор Андреевич Титов, человек суровых религиозных правил, был старообрядцем. Он хорошо знал священное писание, помнил наизусть многие страницы библии, жития святых, псалмы и в особенности духовные стихи. Но к «земному» относился поземному.

Он любил внука. «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и священную историю», - вспоминал Есенин.

Изба крестьянская.

Хомутный запах дегтя,

Божница старая,

Лампады короткий свет,-

Таковы впечатления будущего поэта о детстве.

Вспоминая, как дед читал ему старообрядческие книги, Есенин в то же время замечал: «Устное слово всегда играло в моей жизни большую роль»; «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни»; «Дед имел прекрасную память и знал наизусть великое множество песен…».

Кроме деда мальчика Есенина знакомила с народным творчеством его бабка Наталья Евтеевна. «Стихи начал слагать рано, - писал о себе Есенин. - Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохим концом не нравились, и их переделывал на свой лад».

Бабка!.. не дед, известный всему селу краснобай, озорной гуляка и ревнитель мужицкого домостроя, а религиозная бабка - смиренница, жалельщица, сердобольная сестра калик перехожих, божьих странников, находивших и стол, и кров в избе за белой легкой часовенкой. «Толчки давала бабка…»

Тогда впервые

С рифмой я схлестнулся.

От сонма чувств

Вскружилась голова.

И я сказал:

Коль этот зуд проснулся,

Всю душу выплещу в слова.

Таким образом, духовная жизнь мальчика складывалась под влиянием священной истории и народной поэзии. Религиозность Есенина оказалась непрочной. «В Бога верил мало. В церковь ходить не любил», - вспоминал он о своем детстве. Но на всю жизнь он сохранил любовь к народным приданиям, сказкам, песням, частушкам. Здесь лежали истоки его творчества.

А ещё были дядья, три брата матери, - Иван, Александр и Петр. С ними, вспоминал Есенин, «протекло почти все мое детство».

В 1904 году мать вернулась, но мира не настало, и так было до 1907 года, пока братья Есенины не разделились. С этого времени Александр и Татьяна стали жить одни, в доме, который построил Никита Осипович Есенин, и растить троих детей Сергея, Александру и Екатерину.

Автобиографичность творчества М. Цветаевой

Мнения современников и литературных критиков в оценке семейной атмосферы дома Цветаевых неоднозначны и противоречивы. Так современница Цветаевых А. Шумакова-Николаева заметила: “Лейтмотивом цветаевского дома было взаимное непонимание...

Брак, любовь и семья в произведении Дж. Чосера "Кентерберийские рассказы"

Отнюдь не случайно в «Кентерберийских рассказах» Чосера именно городская семья становится основным предметом изучения. Следует отметить...

Годы жизни и творчества С. Есенина

"right">Гений всегда народен. "right">А.Блок Гениальный поэт… Сергей Есенин родился в 1895 году 21 сентября, в Рязанской губернии в селе Константиново, в доме деда, Никиты Есенина, которого давно уже не было в живых. В трехлетнем возрасте...

Жизнь Достоевского на каторге и на солдатской службе

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года, в семье врача московской больницы для бедных, на Божедомке. Родители сначала жили в правом флигеле, а через два года, после рождения будущего писателя, заняли левый флигель...

Жизнь и творчество Виктора Олеговича Пелевина

Средняя английская спецшкола №31 находилась в самом центре Москвы, на улице Станиславского. Теперь в ней престижный лицей, а улице возвратили название Леонтьевский переулок. Школа была элитная...

Образ России в творчестве Есенина

В поэзии Есенина поражает щемящее чувство родной земли. Поэт писал, что через всю свою жизнь он пронес одну большую любовь. Это любовь к Родине. И действительно, каждое стихотворение...

Природа в творчестве Есенина

Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к при-роде с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие го-рода с их фабриками, научно-технический прогресс...

Природа в творчестве Есенина

Многие стихи раннего С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы ("Матушка в Купальницу…", "Не жалею, не зову, не плачу…"). Поэт постоянно обращается к природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе...1.1.4. Поэтическая техника С. Есенина.

Лирический талант Сергея Есенина заметен и в оформлении строк, строф и отдельных стихотворений, в так называемой поэтической технике. Отметим прежде всего словесное своеобразие поэта: радость и горе, буйство и печаль, наполняющие его стихи...

Творческий путь и своеобразие мастерства С. Есенина

Мир Сергея Есенина существует в первозданном значении этого слова, противостоящем обычному понятию «космос». В космосе человек и вселенная существуют отдельно. Мир - это единство человека и космоса...

Тема поэта и поэзии в творчестве Василия Андреевича Жуковского

Нет сомнения в том, что личный жизненный опыт во многом определил характер творчества В.А. Жуковского. Ребенок с обостренной чувствительностью, с задатками поэта, родился от избалованного русского барина...

Ценностные ориентации русской литературы

Ф.М. Достоевский считал, что общество создается нравственными началами и эти нравственные начала закладываются в семье. Получается, что семья-модель тех отношений, где особенно ярко может проявиться гуманизм или… его отсутствие...

Прежде чем выяснять, кем были родители Есенина, надо честно признаться, что весь рассказ все равно в итоге сведется к жизни и творчеству самого поэта. А о нем можно писать бесконечно, ведь поклонников всегда интересовали люди, которые повлияли на формирование его личности, и та среда, в которой вырос этот уникальный русский самородок, по своей величине близкий Пушкину и Лермонтову, тропа любви к которому и по сей день не зарастает.

Родина

День рождения Есенина прошел в живописном уголке России 3 октября 1895 года. Этот великолепный есенинский край сегодня каждый день принимает огромное количество посетителей. Будущий поэт появился на свет в Константиново (Рязанская область), в старинном селе, которое привольно раскинулось среди лесов и полей на правом берегу Оки. Природа этих мест богом вдохновенна, не зря именно здесь родился гений с преданной русской душою.

Дом Есенина в Константиново уже давно стал музеем. Широкие ковры заливных лугов и живописные низменности у реки стали колыбелью поэзии великого поэта. Родина была главным источником его вдохновения, к которому он постоянно припадал, черпая силу русской любви к отчему дому, русскому духу и своему народу.

Родители Есенина

Отец поэта, Александр Никитич Есенин (1873-1931 гг.) с юности пел в церковном хоре. Он был крестьянином, но для крестьянского дела совсем не годился, поскольку толком и лошадь запрячь не мог. Поэтому и уехал работать в Москву к купцу Крылову, который держал мясную лавку. Александр Есенин был очень мечтательным. Он мог долго задумчиво сидеть у окна, очень редко улыбался, но при этом мог рассказывать такие смешные вещи, что все кругом катались со смеху.

Мать поэта, Татьяна Федоровна Титова (1873-1955 гг.), тоже была из крестьянской семьи. Она почти всю свою жизнь прожила в Константиново. Рязанская область практически пленила ее. Татьяна Федоровна дала своему сыну Сергею силу и уверенность в таланте, без этого он никогда бы не решился ехать в Петербург.

Родители Есенина не были счастливы в браке, однако мать всю свою жизнь жила с тяжелым сердцем и жуткой болью в душе, и на то были серьезные причины.

Брат Александр Разгуляев

Не каждый знает, но рядом с могилой поэта на Ваганьковском кладбище есть и могила сводного брата Есенина по матери - Александра Ивановича Разгуляева. Все дело в том, что Татьяна Федоровна, будучи еще очень молодой, вышла замуж за Александра Никитича не по любви. Родители Есенина как-то сразу не поладили. Отец сразу же после свадьбы вернулся в Москву, в мясную лавку купца Крылова, где до этого работал. Татьяна Федоровна была женщиной с характером и не уживалась ни с мужем, ни со свекровью.

Сына Сергея она отправила на воспитание к своим родителям, а сама в 1901 году уехала подрабатывать в Рязань и там встретила, как ей тогда показалось, свою большую любовь. Но наваждение быстро прошло, и от этой грешной любви родился сын Александр (1902-1961 гг.).

Татьяна Федоровна хотела получить развод, но муж не давал. Мальчика ей пришлось отдать кормилице Е. П. Разгуляевой и записать на ее фамилию. С этой минуты жизнь ее превратилась в кошмар, она страдала и тосковала по малышу, иногда навещала его, но забрать не могла. Сергей Есенин узнал о нем в 1916 году, но встретились они лишь в 1924-ом в доме деда - Федора Титова.

Александр Никитич Есенин писал своей старшей дочери Екатерине, которая тогда жила у Бениславской, чтобы не принимали они к себе Александра Разгуляева, так как ему было очень больно переносить это. Обида на мать была и в сердце поэта. Хотя он и понимал, что брат Александр ни в чем не виноват, однако теплых отношений у них тоже не было.

Александр Иванович Разгуляев, конечно же, гордился своим братом. Он прожил жизнь скромного труженика железной дороги, воспитавшего четверых детей. Все свои жуткие воспоминания о сиротском детстве он описал в «Автобиографии».

Сестры

У Есенина были и двое любимых сестер: Екатерина (1905-1977 гг.) и Александра (1911-1981 гг.). Екатерина вслед за братом из Константиново отправилась в Москву. Там она помогала ему в литературно-издательских делах, а потом после его смерти стала хранительницей его архивов. Екатерина вышла замуж за близкого друга Есенина - Василия Наседкина, репрессированного и казненного НКВД в 1937 году по сфабрикованному «делу литераторов». Сама получила срок два года. Умерла от инфаркта в Москве.

Вторую сестру звали Александрой. Она тоже много труда и усилий приложила для создания музеев Есенина, предоставляя фотографии, рукописи и другие ценные семейные реликвии и экспонаты. Разница с братом у нее была 16 лет. Он ласково называл ее Шуренкой. В конце 1924 года, вернувшись из-за границы, он забрал ее к себе в Москву. Мать благословила ее Тихвинской иконой Божией Матери, которая сейчас находится в музее Есенина в Москве. Поэт обожал своих сестер и получал огромное удовольствие от общения с ними.

Дедушка и бабушка

Есенин долгое время воспитывался у родителей своей матери. Бабушку звали Наталья Евтихиевна (1847-1911гг.), а дедушку - Федор Андреевич (1845-1927 гг.) В их семье, кроме внучка Сережи, жили еще трое их сыновей. Именно благодаря своей бабушке Есенин познакомился с народным фольклором. Она рассказывала ему много сказок, пела песни и частушки. Сам поэт признавался, что именно бабушкины рассказы подтолкнули его к написанию первых стихов. Дед Федор был человеком верующим, хорошо знающим церковные книги, поэтому каждый вечер в их доме были чтения.

Переезд к отцу

Окончив Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу в 1912 году и получив диплом учителя школы грамоты, Есенин сразу переехал к отцу в Москву на ул. Щипок в Большой Строченовский переулок д. 24 (сейчас там расположен музей Есенина).

Александр Есенин был рад его приезду и думал, что сын будет ему надежным помощником, но очень огорчился, когда тот объявил ему, что хочет стать поэтом. Сначала он помогал отцу, но затем начал воплощать свои идеи в жизнь и устроился в типографию И. Д. Сытина. А дальше не будем в очередной раз пересказывать всю его биографию, которая и так уже достаточно известна, а лучше постараемся понять, что же это был за человек.

Похабник и скандалист

О нем часто говорили много нелицеприятных вещей. Дебош и пьянство действительно были не редкостью в жизни поэта, но к своему таланту и служению поэзии он относился достаточно серьезно и с большим уважением. По утверждениям самого поэта и со слов близких ему людей, например, таких как Илья Шнейдер, в нетрезвом виде он не писал.

Как поэт совести он не смог молчать и, чувствуя боль за страну, которая погружалась в полный беспредел, разруху и голод, стал использовать свои стихи как орудие против власти («Отговорила роща золотая. », «Мы теперь уходим понемногу. », « Русь Советская» и «Русь уходящая»).

Последнее произведение его носило символичное название - «Страна негодяев». После его написания жизнь Есенина резко изменилась, его стали травить и обвинять в дебоширстве и пьянстве. Поэта неоднократно допрашивали люди из ГПУ, которые «шили» ему дело. Сначала хотели уличить его в антисемитизме, потом еще были какие-то наработки. Внучка Льва Толстого Софья зимой 1925 года помогла ему скрыться от преследований, договорившись с заведующим профессором Ганнушкиным о предоставлении поэту отдельной палаты. Но нашлись осведомители, и Есенина опять »взяли на мушку». 28 декабря его зверски убивают под маскировкой самоубийства.

Семья Есенина

С 1914 года Есенин жил в гражданском браке с корректором Анной Романовной Изрядновой (1891-1946 гг.). Она родила ему сына Юрия, который, окончив Московский авиационный техникум, проходил военную службу в Хабаровске, но его расстреляли в 1937 году по ложному обвинению. Мать умерла, так и не узнав о судьбе сына.

В 1917 г. поэт обвенчался с Зинаидой Райх - русской актрисой и будущей женой режиссера В. Э. Мейерхольда. Семья Есенина обзавелась еще двумя детьми: Татьяной (1918-1992 гг.), которая потом стала писательницей и журналисткой, и Константином (1920-1986 гг.), ставшим журналистом и футбольным статистиком. Но у супругов опять что-то не сложилось и в 1921 году они официально развелись.

Практически сразу же произошла встреча Есенина с американской танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он женился через полгода. Вместе они объездили Европу и США. Но по возвращении на родину, к сожалению, расстались.

Драматическая история разыгралась с секретарем Есенина Галиной Бениславской, которая была его настоящим и верным другом в самые тяжелые для него моменты. С ней он встречался и иногда проживал у нее. Они познакомились в 1920 году. После смерти поэта в 1926-ом она застрелилась у него на могиле на Ваганьковском кладбище. Ее похоронили рядом с ним.

У Есенина был также внебрачный сын от поэтессы Надежды Давыдовны Вольпин - Александр. Он родился 12 мая 1924 года, во взрослом возрасте эмигрировал в США и стал ученым-математиком. Умер Александр совсем недавно - в марте 2016 года в Бостоне.

Последние семейные отношения Есенин строил с Софьей Толстой. Ему захотелось начать новую жизнь, однако смерть оборвала все планы. В день рождения Есенина, 3 октября 2015 года, вся страна отмечала 120 лет. Столько бы исполнилось этому талантливому поэту.

Эпилог

В ленинградскую блокаду сын Есенина Константин, воевавший на фронте и выпросивший увольнительную, в один из сумрачных дней 1943 года появился на перекрестке Невского и Литейного проспектов. Солдатик в нахлобученной пилотке, протертой и прожженной шинели неожиданно увидел, что работает магазин «Старой книги», и без всякой цели просто зашел в него. Он стоял и рассматривал умные книги. После вонючих болот и осклизших траншей оказаться среди книг для него было почти блаженством. И вдруг к продавщице, у которой было сильно уставшее и носившее следы голода и тяжелых переживаний лицо, подошел человек и спросил у нее, не будет ли у них томика Есенина. Она ответила, что сейчас его книги являются большой редкостью, и человек сразу ушел. Константина удивило, что в блокаду, в суровой и отчаянной жизни кому-то понадобился Есенин. И что удивительно, в магазине именно в ту минуту в обмотках и грязных ботинках рядом оказался солдат Константин Есенин -сын поэта.

Биография Сергея Есенина

Русский поэт. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (по старому стилю - 21 сентября) 1895 в селе Константинове, Кузьминской волости Рязанской губернии, в крестьянской семье. Есенины и Титовы принадлежали потомственным константиновцам. Отец Сергея, Александр Никитич Есенин (1875-1932); мать - Татьяна Федоровна Титова (1877-?); сестры Сергея - Екатерина и Александра. Дед Сергея - Никита Осипович Есенин - в молодости собирался пойти в монахи, за что в селе его прозвали "монах". В 28 лет он женился на 16-летней девушке - Аграфене Панкратьевне - и его молодую жену стали называть "монашка". С тех пор, по словам сестры Сергея - Екатерины Александровны, все поколение Есениных носило прозвища "монахи" и "монашки". Никита Осипович Есенин владел грамотой, сочинял односельчанам разного рода прошения, много лет был сельским старостой, пользовался в селе большим уважением. В результате раздела собственности между братьями Никита Осипович землю не получил и решил в первом этаже своего дома открыть мелочную лавочку. В сорок лет, в 1887, он умер, оставив жену с шестью детьми. Отец Сергея Есенина - Александр Никитич Есенин - был старшим ребенком. В 11-12 лет Александра отдали учиться мясному делу к купцу Крылову в Москву, а позднее он стал приказчиком в его магазине. В 1893 восемнадцатилетний Александр Никитич Есенин женился на своей односельчанке Татьяне Федоровне Титовой, которой было шестнадцать с половиной лет. Сыграв свадьбу, Александр вернулся в Москву, а его жена осталась в доме свекрови, которая с первых дней невзлюбила невестку. Полной хозяйкой была бабушка, в доме которой постоянно жило множество постояльцев. Для них нужно было готовить, стирать, носить воду, за всеми убирать и почти вся работа легла на плечи молодой невестки, получавшей в награду только косые взгляды свекрови. Когда в 1895 родился Сергей, первый ребенок, оставшийся у Татьяны Федоровны в живых, Александра Никитича в селе не было; "дали знать отцу в Москву, но он приехать не смог". Как и до женитьбы, Александр Никитич высылал свое жалованье своей матери. Между молодыми - матерью и отцом Сергея - вспыхнула ссора, и они несколько лет жили порознь: Александр Никитич - в Москве, Татьяна Федоровна - в Рязани.

Когда Сергею было три года, его мать ушла от Есениных. Сергея взял к себе жить его второй дед - Федор Андреевич Титов, поссорившийся с семьей Есениных еще тогда, когда его дочь была невестой. По отзывам Сергея дед был "яркой личностью и широкой натурой, имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен и духовных стихов". Жили в той части села, стоящего на высоком берегу Оки и растянувшегося на несколько километров, которая называлась Матово. Мать Сергея Федор Андреевич отправил жить в Рязань, чтобы та пыталась добыть кусок хлеба себе и сыну. Отправляя дочь, дед Сергея приказал ей высылать на содержание внука три рубля в месяц. Пять лет родители Сергея жили отдельно, а мальчик жил в доме деда - Федора Андреевича, и бабушки - Натальи Евтеевны. По настоянию деда читать Сергей начал с пяти лет, учась грамоте по церковным книгам. Стихи начал писать с 8 лет. Среди сверстников Сергей, имевший прозвище Серега Монах, был признанным коноводом, драчуном и неутомимым выдумщиком по части различных мальчишеских игр.

В 1904 мать Сергея вернулась в Константиново, а отец по-прежнему работал в Москве приказчиком, но несколько раз в год приезжал проведать семью. Сергей вновь стал жить с матерью в доме Есениных; после вынужденной почти пятилетней разлуки с сыном Татьяна Федоровна стала относиться к нему с еще большей заботой и любовью. Живя почти все время одна с детьми, она старалась их не баловать, держать в строгости, не любила их ласкать и нежить на людях. От природы Татьяна Федоровна была наделена недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром. В 1904, в девять лет, Сергей пошел учиться в земское четырехклассное Константиновское училище. Возможность учиться имели немногие и в каждом классе насчитывалось не более 10-12 учеников. По воспоминаниям соучеников Сергея и его учителей "занимался он легко, как бы шутя, был одарен ясным умом, имел отличную память и по праву считался способным учеником; Сергей был заядлым книголюбом и среди сверстников его выделяло то, что в руках или под рубахой у него почти всегда была какая-нибудь книга". "В бога верил мало, в церковь ходить не любил. Дома это знали и, чтоб проверить меня, давали 4 копейки на просфору, которую я должен был носить в алтарь священнику на ритуал вынимания частей. Священник делал на просфоре 3 надреза и брал за это 2 копейки. Потом я научился делать эту процедуру сам перочинным ножом, а 2 коп. клал в карман и шел играть на кладбище к мальчишкам, играть в бабки". "Примерно с 11-12 лет перестал носить крест и к прозвищу Серега Монах прибавилось другое - Безбожник". В 1909 Сергей Есенин окончил школу с похвальным листом: из одиннадцати учеников только четверо выдержали "испытания при окончании курса" на "пять", среди них был и Сергей.

Осенью 1909 родители Сергея Есенина отправили его учиться в Спас-Клепиковскую второклассную церковно-учительскую школу, находившуюся недалеко от Константинова. Пробыв несколько дней в школьном интернате, Сергей, тосковавший по дому, совершил "побег" и пешком вернулся в родное село, но его отвезли обратно. Школа, являвшаяся учебным заведением закрытого типа, находилась в ведении церковных властей и готовила учителей церковноприходских школ грамоты; программа, рассчитанная на три года, включала церковную общую и русскую историю, закон божий, русский язык, церковнославянский язык, отечественную историю, географию, арифметику, геометрическое черчение, рисование, дидактику. Весь день воспитанники были в здании школы: утром - на занятиях, вечером готовили уроки под наблюдением учителей; в субботу и в воскресенье - обязательное присутствие на церковной службе. Каждый живущий в интернате платил за питание и общежитие 30 рублей в год. В 1912 Сергей Есенин закончил учительскую школу, получив "звание учителя школы грамоты". Из произведений, созданных Сергеем Есениным в 1910-1912, в настоящее время известно более 60, среди которых и первая поэма - "Сказанием о Евпатии Коловрате...".

Летом 1911 Сергей впервые ненадолго приехал в Москву к отцу, жившему в Замоскворечье; вернувшись домой, он привез с собой более двадцати книг, купленных им в городе. В конце лета 1912 Сергей Есенин приехал в Москву по вызову отца и начал работать в его конторе. К отцу он относился с большим уважением, но между ними возникали постоянные ссоры, вызванные тем, что Александр Никитич, знавший по своему горькому жизненному опыту, как трудно выбиться в люди без образования, был недоволен тем, что сын не желал продолжать образование и становиться учителем; не верил он и в то, что можно прожить на деньги, заработанные стихами. Позднее, свой первый гонорар за стихи, полученный в начале 1914, Сергей полностью отдал отцу. В начале 1913 Сергей уходит от отца и начинает работать в типографии "Товарищества И.Д. Сытина" - сначала в экспедиции, затем подчитчиком (помощником корректора). В то время у И.Д. Сытина работало более полутора тысяч рабочих, а в его типографии печаталась каждая четвертая книга. В этом же году Сергей Есенин начал сотрудничать в детских журналах "Проталинка", "Доброе утро", "Мирок", в газетах "Путь правды", "Новь". В типографии Сытина Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, работавшей в корректорском отделении с 1909 года, а в 1914 вступил в гражданский брак. В конце декабря 1914 у Есенина родился сын - Юрий. Через некоторое время Сергей женился на Зинаиде Райх. Весной 1913, в связи с участием Есенина в революционном движении рабочих типографии Сытина, московским охранным отделением было заведено дело. В охранке Есенин, за которым началась слежка, имел кличку "Набор". Он распространял нелегальную литературу, участвовал в забастовках и демонстрациях протеста, проводимых на фабриках и заводах по призыву Московского комитета РСДРП. Осенью 1913 на его квартире был произведен обыск. С осени 1913, вместе с А.Р. Изрядновой, учился на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского, где пробыл около двух лет, слушая лекции по русской и западноевропейской литературе, истории России и Франции, истории новой философии, политической экономии, логике. За учебу надо было ежегодно платить. Сумма была невелика, но для скромного заработка Есенина ощутима. Первое стихотворение Сергея Есенина ("Береза") было опубликовано в 1914 под псевдонимом Аристон; публикация была в детском журнале "Мирок" (№ 1).

Вскоре он стал печататься под собственным именем, получая 15 копеек за строчку. С осени 1914 Сергей Есенин работал в типографии Д. Чернышева и Н. Кобелькова. В 1913 Есенин стал действительным членом Суриковского литературно-музыкального кружка, работал на должности секретаря, а в конце 1914 был избран секретарем редакции журнала "суриковцев" "Друг народа", созданного на средства, полученные от рабочих и служащих. В феврале 1915 Есенин был избран в обновленный состав редакции журнала, но вскоре возникли разногласия с руководителями кружка, настаивавшими на публикации в журнале всех произведений независимо от их художественного уровня.

Сергей Есенин покинул Суриковский кружок и в марте 1915 уехал в Петроград, где познакомился с Александром Блоком, Андреем Белым, Владимиром Маяковским. С А.Блоком, которого Есенин считал "первым поэтом", он познакомился в первый же день приезда - 9 марта 1915, самостоятельно найдя его квартиру на Офицерской улице и попросив поэта о встрече. Во время первой встречи Блок сам отобрал для печати шесть стихотворений Есенина и написал рекомендательное письмо литератору Михаилу Павловичу Мурашеву, направившему молодого поэта в несколько редакций. 11 марта 1915, благодаря рекомендательной записке А.Блока, Есенин встретился с поэтом С.М. Городецким. В тот же день Городецкий написал редактору "Ежемесячного журнала" В.С. Миролюбову: "Дорогой Виктор Сергеевич. Приласкайте молодой талант - Сергея Александровича Есенина. В кармане у него рубль, а в душе богатство". Вслед за "Ежемесячным журналом" стихи Есенина появляются и в других столичных журналах. "Стихи у меня в Питере прошли успешно, - писал Есенин 24 апреля 1915, - из 60 принято 51. Взяли "Северные записки", "Русская мысль", "Ежемесячный журнал" и другие". Не было денег, не было своего жилья и Есенину приходилось ночевать где придется. Часто он жил у Мурашева, которого впоследствии называл "первым из первых друзей моих города Питера". Уже в сентябре 1915 владелец книгоиздательства "Прометей" Н.Н. Михайлов направил Есенину письмо с предложением напечатать сборник его произведений, а 25 октября 1915 состоялось первое выступление Сергея Есенина на "вечере народной поэзии", проводившемся литературно-художественной группой "Краса"в зале Тенишевского училища. В канун нового, 1916 года газета "Биржевые ведомости" назвала читателям имена литераторов, чьи произведения предполагалось печатать на ее страницах в будущем году: рядом с именем Александра Блока и других известных писателей было имя Сергея Есенина. В феврале - мае 1916 в журнале "Северные записки" было опубликовано первое прозаическое произведение С.Есенина - повесть "Яр". В начале 1916 в издательстве Аверьянова вышел первый сборник стихов Сергея Есенина "Радуница", к которому он сам отнесся весьма критически, посчитав, что часть стихотворений печатать не стоило; в 1918, при подготовке второго издания "Радуницы", им было исключено шестнадцать стихотворений.

Очень требовательно Есенин относился и к названиям своих последующих сборников, среди которых были "Голубень", "Заренка", "Преображенье", "Руссеянь", "Трерядница", "Ржаные кони", "Страна советская", "Березовый ситец", "Персидские мотивы". Вскоре после издания первой книги Есенина "Радуница" М.П. Мурашев получил письмо от профессора С.А. Венгерова, в котором составитель "Критикобиографического словаря русских писателей и ученых" просил передать Есенину просьбу прислать ему краткую автобиографию. В армию впервые Сергей Есенин призывался летом 1915 в Рязани, но тогда он получил временную отсрочку, после отсрочки он призывался уже в Петрограде. 17 марта 1916 Есенин принес М.П. Мурашеву на сохранение свои рукописи. Первоначально служил в запасном батальоне, расположенном в Петербурге, с апреля - санитаром в одном из царскосельских лазаретов, с полевым Царскосельским военно-санитарным поездом № 143 выезжал в Крым. В армии служил до марта 1917, самовольно оставив службу после Февральской революции. В Петербургу Есенин жил до марта 1918.

В 1918 Сергей Есенин порывает с литературной группой "Скифов" и вступает в группу имажинистов "Ключи Марии". 31 августа 1924 письмом в газете "Правда" он заявил о своем выходе из группы, что привело к ее фактическому распаду. В 1918 на страницах московской газеты "Голос трудового крустьянства" были опубликованы сто семь частушек, которые являлись незначительной частью коллекции Есенина: по свидетельству В.С. Чернявского Есениным было собрано около четырех тысяч частушек. В 1918-1921 Есенин много ездил по стране: Мурманск, Архангельск, Крым, Кавказ, Туркестан, Бессарабия. В 1921 Сергей Есенин женился на американской танцовщице Айседоре Дункан (1878-1927), взявшей фамилию Дункан-Есенина. Айседору Дункан, являвшуюся одной из основоположниц танца модерн, встречали переполненные театры по всей Европе: за основу своего танца она взяла образцы древнегреческой пластики, которую изучала в залах искусства Древней Греции в Британском музее; традиционый балетный костюм пачку Айседора сменила на тунику, на сцене выступала босиком, отказалась от языка условных жестов. В 1920 Дункан была приглашена в Советскую Россию для организации собственной балетной школы. Вскоре за женитьбой с Есениным последовал развод, но 2 мая 1922 в загсе Хамовнического района Москвы состоялось повторное бракосочетание Сергея Есенина и американской танцовщицы Айседоры Дункан, взявшей фамилию Есенина. Осенью 1922 супруги уехали за границу. Посетив многие европейские страны, "исколесив всю Европу, кроме Испании", Есенин отправился в Америку, где пробыл четыре месяца до февраля 1923. В Москву вернулся 3 августа 1923. После возвращения сблизился с актрисой Московского камерного театра А.Л. Миклашевской, которой посвятил цикл стихов "Любовь хулигана". В 1924 Есенин жил у Г.А. Бениславской. В 1924 едет на Кавказ. В 1924-1925 печатался в газетах "Известия", "Бакинский рабочий", "Заря Востока". В этот период (1924-1925) Сергей Есенин создает поэмы "Анна Снегина", "Песнь о великом походе", "Гуляй-Поле" (отрывок "Ленин"), "Баллада о двадцати шести", "Поэма 36", "Черный человек", большинство "маленьких поэм": "Русь советская", "Русь уходящая", "Возвращение на родину", цикл стихов "Персидские мотивы" и более шестидесяти лирических стихотворений. Подготавливая в 1925 Собрание сочинений, из написанных пятнадцати тысяч строк Сергей Есенин отобрал для печати только десять тысяч - "самое лучшее".

Летом 1925, с твердым намерением "не дружить" с богемой, Есенин вернулся в Москву. В июне 1925 Сергей Есенин женился на С.А. Толстой (внучке Л.Н. Толстого), взявшей фамилию Толстая-Есенина. В ноябре 1925 он лег в московскую больницу. 24 декабря 1925 Сергей Есенин уехал в Ленинград, где предполагал пробыть до лета, а затем поехать в Италию к М. Горькому. Но в ночь на 28 декабря в гостинице "Интернационал" ("Англетер") Есенин, по официальной версии, покончил жизнь самоубийством: утром 28 декабря его нашли повесившимся в номере гостиницы. За день до этого он написал стихи "До свиданья, друг мой, до свиданья..." и передал их своему ленинградскому другу - поэту Вольфу Эрлиху. "К концу 1925 года решение "уйти" стало у Есенина маниакальным. Он ложился под колеса дачного поезда, пытался выброситься из окна, перерезать вену обломком стекла, заколоть себя кухонным ножом.

В последние месяцы своего трагического существования Есенин бывал человеком не больше одного часа в сутки. От первой, утренней, рюмки уже темнело его сознание. А за первой, как железное правило, шли - вторая, третья, четвертая, пятая... Время от времени Есенина клали в больницу, где самые знаменитые врачи лечили его самыми новейшими способами. Они помогали так же мало, как и самые старейшие способы, которыми тоже пытались его лечить." Москва прощалась с Есениным в Доме печати. Похоронен Сергей Есенин на Ваганьковском кладбище.