Сочинение слепой музыкант короленко. Сочинение на тему «Слепой музыкант

Слепой музыкант

Не многие из мира сего познали горечь лишений, тем более, таких как лишение слуха, обоняния, способности передвигаться и тем более потерю зрения.

В наше время в Америке живет и работает потрясающий человек – темнокожий певец и композитор Стив Уандер (Stive Wonder). У которого из пяти чувств есть только три, кроме зрения и обоняния. Этот человек как нельзя лучше подходит для сравнения с героем повести Владимира Галактионовича Короленко «Слепой музыкант». Они оба ни разу не видели белого света, они не представляют, что такое огни факелов или свет прожекторов, красота архитектуры или человеческого тела.

Ни кто из нас не представляет того, что испытывает слепой человек, но Владимир Галактионович попытался, причем удачно, приоткрыть нам мир слепого, мир того, которого бог обделил, по-моему, самой необходимой способностью — способностью видеть.

Удивительно проникновенно Короленко описывает те чувства, которые испытывают родные мальчика, в том числе и мать:

«Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорожденным ребенком явилось на свет темное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой смерти.

Может быть, впрочем, что это и был действительный бред. Как бы то ни было, но ребенок родился слепым».

Поднимая проблему того, что мальчик лишен зрения, автор показывает, что взамен природа попыталась дать ему что-то взамен, например отменный слух, способность «вглядываться кончиками пальцев в предметы». Но разве может все это заменить глаза??? Конечно же, нет.

Своеобразие повести в ее удивительной композиции: в ней не описывается вся жизнь Петра. Автору достаточно рассказать нам о его жизни до того, как он только попробует себя в той области деятельности, где он преуспеет, в музыке.

Безусловно, мастерство автора в описании природы, в выражении чувств героев, их действий и мыслей, которое выражается во множестве сопоставлений, индивидуальном характере речи каждого из героев, как бы переносит нас в их мир, в их дом. Читатель чувствует себя если не участником, то наблюдателем, который смотрит на все происходящее и не может оторваться.

Возвращаясь к человеку, имя которого я уже называл, то есть к Стиву Уандеру, кульминацией всей его жизни можно назвать признание его, как настоящего певца, композитора и музыканта. То же самое и у Петра: кульминация повести – в конце, в момент его духовного прозрения:

«Петру шел восемнадцатый год, когда Эвелина предложила ему выйти за нее замуж. В этот день не только она осчастливила его своим откровением, но и он сам в первый раз попробовал себя в музыке. Друзья Ставрученко еще взволнованные и возбужденные, пожимали руки музыканта, предсказывая ему широкую известность»

Говоря об отношении автора к своему произведению, я бы сказал, что автор и душой и сердцем переживал то горе, которое постигло Петра и его семью, так как без этого невозможно столь проницательно, точно и трогательно описать все события, о которых он писал.

Вообще, если говорить откровенно, то я признаюсь, что это один из тех рассказов, от которого я просто не мог оторваться и, прочитав его один раз, мне через несколько дней вновь захотелось перечитать его, для того что бы еще раз испытать хотя бы частичку того чувства Петра, которое Короленко сумел передать через перо и бумагу от того горя, и от которого не избавит никто.

СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ Этюд(1886)Попельский Петр (Петя, Потрусь, Петрик) - главный герой. Подзаголовком - «этюд» - автор, очевидно, хотел выразить экспериментальный характер своего произведения, связанный не только с чисто литературными, но и с естественнонаучными, медицинскими проблемами. «Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету», - писал автор в предисловии к шестому изданию своей повести. Подробнее он рассуждал в одном из писем: «Мне говорили часто и говорят еще теперь, что человек может тосковать лишь о том, что он испытал. Слепорожденный не знал света и не может тосковать по нем. Я вывожу это чувство из давления внутренней потребности, случайно не находящей приложения. Концевой аппарат испорчен - но весь внутренний аппарат, реагировавший на свет у бесчисленных предков, остался и требует своей доли света».П. родился в богатой семье помещика Юго-Западного края. Мать, установив его слепоту, пыталась окружить младенца излишней опекой, начала баловать его, но ее брат Максим, потерявший на войне ногу, потребовал, чтобы к племяннику не проявляли «глупую заботливость, устраняющую от него необходимость усилий». И в дальнейшем дядя Максим оставался строгим и добрым другом П., не позволяя ему чувствовать свою неполноценность, в конце концов вселив в него уверенность в возможность духовного прозрения, что и происходит в финальной сцене повести: П., уже испытавший счастье семейной жизни, отец зрячего сына, став пианистом, завораживает своей игрой огромный зал.Повесть, редкая по силе оптимизма, дающая убедительный пример несломленной судьбы, поэтичная и правдивая в деталях, не раз вызывала сугубо профессиональные споры, сводившие ее содержание к проблеме убедительности или неубедительности описания истории болезни. К таковым относится выступление слепого профессора психологии А. М. Щербины (1916). На критику Короленко отвечал так: «Щербина - позитивист до мозга костей. Он или судьба за него сделали то, что хотел сделать мой Максим. Разбил задачу на массу деталей, последовательных этапов, разрешил их одну за другой... и это закрыло от него дразнящую тайну недостижимого светящегося мира. И он успокоился... в сознании. И уверяет, что он доволен и счастлив без полноты существования. Доволен - да. Счастлив - наверное нет».

Я никогда не задумывалась о смысле жизни. Чтобы найти ответ на этот вопрос, я обратилась к произведению В.Г.Короленко "Слепой музыкант". Для каждого человека в определённое время встаёт вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нём множество разных дорог, и будущее человека, его счастье зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен это огромный мир, - слепому? Герою Короленко - слепорождённому Петру - приходится пройти немало препятствий на пути к счастью. С детства он знал один только мир, спокойный и надёжный. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть свет, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот мир благодаря чуткому восприятию его звуков. Однако первой встречей с реальным миром, первым потрясением Петруси становится встреча с семьёй Ставрученков. Он узнаёт о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Сначала к этим беседам, спорам слепой прислушивался "с выражением восторженного изумления, но вскоре он не мог не заметить, что эта живая волна катится мимо него, что ей до него нет дела". Он чувствует себя чужим. Эта встреча резко обострила его страдания, поселила в душе сомнения. Очень сильно меняется отношение Петруси к жизни после встречи со слепыми звонарями во время посещения монастыря. Один из них - Роман - был добрым, но он ослеп, когда ему было семь лет отроду, другой же - Егорий - был злым, ненавидел детей, он ненавидел этот мир, эту судьбу, которая так жестока его обделила. Пётр чувствовал свою схожесть с Егорием, теперь он считал, что все слепорождённые злые, он завидовал слепым нищим, которые в заботе о пропитании и тепле забывают о своём горе. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясает его. И твёрдый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных. "Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!" - бросает Максим своему племяннику. И Пётр в конце концов присоединяется к бродячим слепым музыкантам. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Пётр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Не менее важную роль в жизни Петра сыграла его подруга Эвелина. Она была светлым пятном, той самой надеждой, которая помогла Петру преодолеть своё горе и найти счастье. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало слепого. Их дружба много дала и Эвелине; как и Пётр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для неё встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять её. Молодые люди пытаются увлечь мечтами и ожиданиями, мечты опьяняют её, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра и совершает "тихий подвиг любви": она первая говорит о своём чувстве Петру. Ради него она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви. Я считаю, что Петруся нашёл своё счастье, он преодолел препятствия, трудности, встречавшиеся на его пути. Он поборол ту злобу, тот эгоизм, с которым, как он считал, живут все слепорождённые. Слепой музыкант проделал нелёгкий путь к счастью. Но это и есть жизнь, это и есть счастье. Нужно жить, несмотря ни на что, преодолевая трудности, идти к намеченной цели. Ведь жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении. Нужно побеждать тёмные стороны своей жизни, поэтому "приходится налегать на вёсла" и идти к свету, солнцу, счастью!

Владимир Галактионович Короленко в своей повести “Слепой музыкант” пытается раскрыть перед читателем горе человека, родившегося слепым. Он хочет показать нам, как трудно человеку, родившемуся слепым, найти свое предназначение в жизни. Петр представляет весь мир в звуках и ощущениях. Он представляет некоторые совершенно незнакомые ему понятия в звуках. Но в то же время, эти же звуки сыплются на него со всех сторон, не давая отдыха. Иногда он даже не может выдержать напора эмоций. Каждый новый звук затрагивал в душе Петра как бы отдельную струнку. А если затронуть сразу все струнки, то механизм расстраивается. Так было, когда он впервые вышел на весеннюю природу. После этого он несколько дней был в бреду.
Воспринимая каждый звук в отдельности, он мог сложить мелодию. А, услышав замечательную игру конюха Иохима и своей мамы, у него появилось влечение к музыке. Музыка – вот способ выразить эмоции, которые захлестывают его со всех сторон. Дядя Максим и его сестра, мама Петра, помогают ему найти себя в жизни. И Петр не без их помощи понимает свое предназначение. Девочка Эвелина, будущая жена Петра, поняла его и помогла ему своей любовью, лаской, чуткостью и состраданием.
Петр “носился” со своим горем, не зная и не понимая своего назначения в жизни, однако после встречи с нищим и бродягами он понимает, что он живет в достатке. А нищие хоть и зрячие, но они сидят на морозе ради копеек. Это две сюжетные линии, без которых рассказ потерял бы свой смысл. Без сострадания к другим Петр не понял бы, что он не один несчастный в этом мире. Просто есть разные стороны несчастий.
Повесть заканчивается концертом, который отмечает конец юношества в жизни слепого музыканта. А воспитавший его дядя Максим говорит себе: “Да он прозрел…и сумеет напомнить счастливым о несчастных.”

(3 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать...
  2. Не многие из мира сего познали горечь лишений, тем более, таких как лишение слуха, обоняния, способности передвигаться и тем более...
  3. В курсе школьной программы я познакомилась с повестью В. Г. Короленко “Дети подземелья”. Месяц назад я прочитала эту повесть взахлеб....

Я никогда не задумывалась о смысле жизни. Чтобы найти ответ на этот вопрос, я обратилась к произведению В. Г.Короленко "Слепой музыкант".

Для каждого человека в определённое время встаёт вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нём множество разных дорог, и будущее человека, его зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен это огромный мир, - слепому? Герою Короленко - слепорождённому Петру - приходится пройти немало препятствий на пути к счастью. С детства он знал один только мир, спокойный и надёжный. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть свет, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот мир благодаря чуткому восприятию его звуков. Однако первой встречей с реальным миром, первым потрясением Петруси становится встреча с семьёй Ставрученков. Он узнаёт о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Сначала к этим беседам, спорам слепой прислушивался "с выражением восторженного изумления, но вскоре он не мог не заметить, что эта живая волна катится мимо него, что ей до него нет дела". Он чувствует себя чужим. Эта встреча резко обострила его страдания, поселила в душе сомнения.

Очень сильно меняется отношение Петруси к жизни после встречи со слепыми звонарями во время посещения монастыря. Один из них - - был добрым, но он ослеп, когда ему было семь лет отроду, другой же - Егорий - был злым, ненавидел детей, он ненавидел этот мир, эту судьбу, которая так жестока его обделила. Пётр чувствовал свою схожесть с Егорием, теперь он считал, что все слепорождённые злые, он завидовал слепым нищим, которые в заботе о пропитании и тепле забывают о своём горе. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясает его. И твёрдый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных. "Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!" - бросает Максим своему племяннику. И Пётр в конце концов присоединяется к бродячим слепым музыкантам. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Пётр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам.

Не менее важную роль в жизни Петра сыграла его подруга Эвелина. Она была светлым пятном, той самой надеждой, которая помогла Петру преодолеть своё горе и найти счастье. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало слепого. Их дружба много дала и Эвелине; как и Пётр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для неё встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять её. Молодые люди пытаются увлечь мечтами и ожиданиями, мечты опьяняют её, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра и совершает "тихий любви": она первая говорит о своём чувстве Петру. Ради него она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.

Я считаю, что Петруся нашёл своё счастье, он преодолел препятствия, трудности, встречавшиеся на его пути. Он поборол ту злобу, тот эгоизм, с которым, как он считал, живут все слепорождённые. Слепой музыкант проделал нелёгкий путь к счастью. Но это и есть жизнь, это и есть счастье. Нужно жить, несмотря ни на что, преодолевая трудности, идти к намеченной цели. Ведь жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении. Нужно побеждать тёмные стороны своей жизни, поэтому "приходится налегать на вёсла" и идти к свету, солнцу, счастью!

Искусство в судьбе человека

(По повести В.Г.Короленко “Слепой музыкант”)

Музыка тоже великая сила, дающая воз-

можность владеть сердцем толпы... Да, он

прозрел... он чувствует и людское горе, и

людскую радость, он прозрел и сумеет на-

помнить счастливым о несчастных...

(В. Г. Короленко)

“Глаза, - сказал кто-то, - зеркало души”. Быть может, вернее было бы сравнить их с окнами, которыми

вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира”, - написал В. Г. Короленко в своей чудес-

ной поэтической повести “Слепой музыкант” о слепом от рождения, но очень одаренном мальчике. Великий

гуманист Владимир Галактионович в этом произведении попытался ответить на вечные вопросы о том, что

такое счастье, какую роль играют в жизни человека искусство и любовь.

Петрусь (так звали слепого) родился живым и подвижным ребенком, но постепенно сделался задумчивым,

стремящимся проникнуть в тайны, ему недоступные. Ведь он был лишен самого прекрасного пути познания

мира - красок, света, всех оттенков живой и прекрасной природы.

Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка. Его мать и дядя Максим. Этот мужчина, в

свое время известный забияка, уехал в Италию и примкнул к Гарибальди. Оттуда вернулся калекой, “правую

ногу ему совсем отрезали, и поэтому он ходил на костыле, а левая рука была повреждена и годилась только на

то, чтобы кое-как опираться на палку”. Два разных начала - нежность и поэтичность матери и мужество старо-

го воина - помогли Петрусю узнавать мир.

Сначала он изучал комнаты, прислушиваясь ко всему и ощупывая каждый предмет. С волнением читаем мы о том, как знакомился он с весенним миром, песнями птиц. Малыш, не в силах понять всего многообразия,

“тихо застонал и откинулся назад на траву”. Он был в глубоком обмороке.

Ему шел пятый год, когда искусство вошло в его жизнь. Тонкий психолог, Короленко удивительно точно

передает чувства, которые испытывает слепой ребенок. Автор подмечает едва уловимые переживания, впечат-

ления движения детской души. Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими

людьми, он получает возможность развить в себе художественный дар.

На свирели играл Иохим. И эта игра на простой дудке, которую деревенский парень сделал сам после дол-

гих поисков подходящего дерева, положила начало превращению слепого мальчика в музыканта. И Петрусь

каждый вечер приходил в конюшню слушать музыку Иохима. Долго пришлось матери на лучшем заграничном

пианино “бороться с куском украшенной вербы”. Мальчик не признавал ее игры. Своей душой он чувствовал

родное и близкое в звуках свирели и пугался при исполнении шумной и хитрой пьесы. И только когда барыня

поняла, что “у мужика Иохима истинное, живое чувство” и открыла и у себя такое же, она сумела заставить

мальчика полюбить свою игру. С помощью звуков ребенок учился постигать и состояние души и цвета.

“Это увлечение музыкой стало центром его умственного роста: оно заполняло и разнообразило его сущест-

вование”. Слепой учился играть на пианино, но любил также и дудку.

Благодаря режиму, заведенному дядей Максимом, мальчик нормально развивался физически и даже позна-

комился с соседской девчонкой Эвелиной, которая стала товарищем всей его жизни. Им хорошо вместе. Эве-

лина о многом рассказывает Петру, а тот играет для нее, стремясь все свои впечатления переложить на музыку.

Детская дружба переросла в юношескую привязанность, а затем и в настоящую любовь. Эвелина порой

переставала замечать недостатки своего возлюбленного, да и Петр вместе с ней не чувствовал его так остро.

Но чем больше Петр становился личностью, тем больше страдал от своей ущербности. И, может быть, зам-

кнулся бы он в себе и сделал себя навсегда несчастным, если бы не дядя. Ведь недаром тот отдал свое здоровье

за счастье людей. Максим постоянно добивался, чтобы и племянник думал меньше о своем недостатке, а больше о страданиях других, чтобы научился чувствовать чужое горе. Дядю беспокоило, что богатая усадьба - недо-

статочный, тесный мир для подростка, а жизнь здесь совсем не похожа на ту, которой живет большинство лю-

дей. Поэтому и Петрусь, “ставший уже юношей, вырос, как тепличный цветок, огражденный от резких сторон-

них влияний далекой жизни”.

И вот в усадьбу приглашаются различные гости, в том числе и музыканты. Петр и сам порой выезжает в

люди. Все эти впечатления, с одной стороны, развили “замечательную тонкость ощущений” у него, “слух его

чрезвычайно обострился”. С другой - привели к душевному кризису. Ему казалось, что жизнь не нужна, в него

вложена некая злоба, потому что он родился слепым. Его мучает желание видеть. Желание, которое судьба

удовлетворила в последствии на одно мгновение, когда он узнал, что его ребенок родился нормальным.

Юноша стал уверять, что ему лучше было бы, если бы он был нищим, потому что в заботах о пропитании и

тепле ему некогда было бы думать о своем несчастье. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясает его. И

твердый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему

испытать все тяготы, участь несчастных. “Ты умеешь только кощунствовать со своей сытою завистью к чужому

голоду! ...“ - бросает Максим Яценко племяннику. И тот в конце концов присоединяется к бродячим слепым

музыкантам. Но играл он не ту интимную музыку, что в усадьбе, для себя и близких. Сейчас его игра веселила народ в праздники и ярмарки, а порой умиляла или заставляла грустить. В конце концов страдания, о которых

он узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась, “как будто страшный кошмар навсегда исчез

из усадьбы”, куда Петр возвращается. Мы видим, что помогла ему обрести душевный мир народная музыка, которой он овладел в совершенстве. А вскоре он овладел и высотами классической музыки в Киеве.

Юноше довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает удивительная радость, когда он

узнает, что Петр и Эвелина сыграли свадьбу. И их любовь была вознаграждена. Родился сын. В течении долгих

месяцев Петр боялся, что ребенок будет слепым. Но слова доктора: “Зрачок сокращается. Ребенок видит несом-

ненно”, - “будто прожгли в мозгу огненную дорогу”.

Еще когда Петрусь был очень маленьким, старый гарибальдиец мечтал: “...несправедливо обиженный

судьбою подымет со временем доступное ему оружие в защиту других, обездоленных жизнью, и тогда я недаром

проживу на свете, изувеченный старый солдат...”. Мечта старого воина сбылась. Повесть кончается эпилогом, в

котором рассказывается, как в Киеве состоялся дебют слепого музыканта. В его музыке публика слышала и

“живое чувство родной природы”, и гремящую гулко бурю в небесах, и мелодию, счастливую и свободную, как

степной ветер. И вдруг находящийся в зале Максим услышал песню слепых: “Подайте слепеньким... р-ради Христа”. И вместе с Максимом Яценко и публикой мы чувствуем, что Петр Яценко действительно прозрел,

потому что его искусство служит людям и напоминает “счастливым о несчастных...”.