Советские летчики асы в годы вов. Асы Второй мировой.Советские летчики

Сравнивая количество одержанных побед немецкими и советскими летчиками, до сих пор не затухают споры о подлинности приведенных цифр их побед. Действительно счета немецких пилотов выше на порядок! И очевидно тому есть объяснения. Помимо больших налетов (а каждый вылет потенциально увеличивает шанс сбить вражеский самолет) немецких асов и большей вероятности найти самолет противника (ввиду его большего количества) успеху способствовала и тактика немецких экспертов. Вот например что писал в своей книге самый результативный летчик Второй Мировой Э.Хартман:

«... меня никогда не заботили проблемы воздушного боя. Я просто никогда не ввязывался в поединок с русскими. Моей тактикой была внезапность. Забраться повыше и, по возможности, зайти со стороны солнца... Девяносто процентов моих атак были внезапными, с целью застать противника врасплох. Если я добивался успеха, то быстро уходил, делал небольшую паузу и вновь оценивал обстановку.


Обнаружение противника зависело от наземных боевых действий и от возможностей визуального осмотра. С земли нам сообщали по радио координаты врага, которые мы наносили на свои карты. Поэтому мы могли вести поиск в нужном направлении и выбирать для своих атак наилучшую высоту. Я предпочитал эффективную атаку снизу, мак как на фоне белого облачного неба можно было обнаружить самолеты противника издалека. Когда пилот видит своего врага первым, то это уже половина победы.


Принятие решения было вторым этапом моей тактики. Когда противник перед тобой, необходимо решить, атаковать ли его сразу или же подождать более благоприятного момента. А можно было сменить позицию или вовсе отказаться от атаки. Главное — держать себя под контролем. Не нужно тотчас, забыв обо всем, бросаться в бой. Подожди, осмотрись, используй все выгоды своего положения. Например, если тебе приходится атаковать противника против солнца, а ты не набрал достаточной высоты, и, кроме того, вражеский самолет летит среди рваных облаков, держи его в поле зрения, а тем временем измени свою позицию относительно солнца, поднимись повыше над облаками или, если надо, спикируй, чтобы в ущерб высоте достичь преимущества в скорости.


Затем атакуй. Хорошо, если тебе попадется малоопытный или зазевавшийся пилот. Обычно это нетрудно определить. Сбив его - а это нужно сделать обязательно, — ты тем самым ослабишь моральный дух противника. Самое важное — уничтожить вражеский самолет. Маневрируй быстро и агрессивно, открывай огонь с близкой дистанции, чтобы стрельбой в упор обеспечить попадание наверняка и сберечь лишние боеприпасы. Я всегда советовал своим подчиненным: «Нажимайте на гашетку только тогда, когда ваш прицел заполнен вражеским самолетом!»


Отстрелявшись, немедленно уходи в сторону и выходи из боя. Попал или нет, думай теперь только о том, как унести ноги. Не забывай о том, что творится у тебя за спиной, осмотрись, а если все в порядке и позиция у тебя удобная, попробуй повторить это снова»
.

Кстати, подобную же тактику ведения боя использовал А.И. Покрышкин, его знаменитый «соколиный удар» и формула « высота-скорость-маневр - удар» по сути повторение тактики немецких асов и эффективность подобной тактики подтверждена его победами.

Вот что писал о своей тактике Иван Кожедуб уже после войны:

"Сбив самолет, особенно ведущего, деморализуешь вражескую группу, почти всегда обращаешь ее в бегство. Этого я и добивался, стараясь завладеть инициативой. Надо стараться атаковать врага молниеносно, захватить инициативу, умело использовать летно-тактические качества машины, действовать расчетливо, бить с короткой дистанции, и добиваться успеха с первой атаки, и всегда помнить, что в воздушном бою на счету каждая секунда ".

Как видим высокой результативности и немецкие и советские летчики асы добивались одними же и теми приемами. Несмотря на солидную разницу в количестве сбитых (не будем подвергать сомнению официальные данные сторон, если в них и есть какая то неточность, то очевидно примерно равная для обеих сторон) мастерство лучших советских асов ничуть не хуже мастерства немецких и по количеству сбитых на один боевой вылет отставание не такое большое. А по количеству сбитых на один воздушный бой иногда и выше, например, Хартман сбил свои 352 самолета в 825 воздушных боях, Иван Кожедуб же свои 62 уничтожил в 120 воздушных боях. То есть советский ас за всю войну встречался с воздушным противником в 6 с лишним раз реже, чем Хартман.

Стоит, однако, отметить гораздо более высокую боевую нагрузку немецких пилотов, ибо интенсивность их использования и количество боевых вылетов у них выше, чем у советских асов и иногда существенно. Например, начав воевать раньше Кожедуба на полгода раньше, Хартман имеет 1425 вылетов против 330 у Кожедуба. А ведь человек не самолет, он устает, выматывается и нуждается в отдыхе.

Десятка лучших немецких летчиков истребителей:

1. Эрих Хартман - 352 сбитых самолета, из них 347 советских.
2. Герхард Баркхорн - 301
3. Гюнтер Ралль - 275
4. Отто Китель - 267,
5. Вальтер Новотны - 258
6. Вильгельм Бац - 242
7. Х.Липферт -203
8. Й.Брендель - 189
9. Г.Шак - 174
10. П.Дютманн - 152

Если же продолжить этот список еще на десять, то на 20 -м месте будет А. Реш с количеством сбитых в 91 самолет, что еще раз показывает высокую эффективность немецкой истребительной авиации в целом.

Десятка лучших советских летчиков истребителей выглядит так:

1. И.Н. Кожедуб - 62
2. А.И. Покрышкин - 59
3. Г.А. Речкалов - 56
4. Н.Д. Гулаев - 53
5. К.А.Евстигнеев - 53
6. А.В. Ворожейкин - 52
7. Д.Б. Глинка - 50
8. Н.М. Скоморохов - 46
9. А.И. Колдунов - 46
10. Н.Ф. Краснов - 44

В целом, при подсчете соотношения боевых вылетов (не воздушных боев, а именно вылетов) на одну засчитанную воздушную победу у немецкого аса из первой десятки, приходится примерно 3,4 боевого вылета, у советского - 7,9, то есть примерно в 2 раза немецкий ас оказывался эффективнее по этому показателю. Но повторимся, что немецкому асу встретить советский самолет было гораздо проще, чем советскому найти немецкий, ввиду количественного превосходства советских ВВС причем с 1943г. многократно, а в 1945-м вообще на порядок.

Несколько слов о Э.Хартмане.

За войну он был «сбит» 14 раз. Слово «сбит» взято в кавычки потому, что все повреждения своего самолета он получал от обломков сбитых им самим советских самолетов. Хартман за всю войну не потерял ни одного ведомого.

Эрих Хартман родился 19 апреля 1922 года в Вейсзахе. Значительную часть детства он провел в Китае, где его отец работал врачом. Но Эрих пошел по стопам матери, Элизабет Махтхольф, которая была летчицей-спортсменкой. В 1936 году она организовала недалеко от Штутгарта клуб планеристов, где ее сын учился летать на планере. В 14 лет Эрих уже имел лицензию планериста, став довольно опытным пилотом, а к 16 годам он уже стал высококвалифицированным инструктором планерного спорта. По утверждению брата Альфреда, он вообще был прекрасным спортсменом и практически везде добивался хороших результатов. А среди сверстников это был прирожденный лидер, способный повести всех за собой.

15 октября 1940 года он был направлен в 10-й военно-учебный полк Люфтваффе, находившийся в Нойкурен, близ Кенигсберга, в Восточной Пруссии. Получив там первичную летную подготовку, Хартман продолжил обучение в летной школе в Берлин-Гатов. Основной курс летной подготовки он завершил в октябре 1941 года, а в начале 1942 года был направлен во 2-ю школу летчиков-истребителей, где прошел подготовку на Bf. 109.

Одним из его инструкторов был эксперт и бывший чемпион Германии по высшему пилотажу - Эрих Хогаген. Немецкий ас всячески поощрял у Хартмана желание подробнее изучить маневренные характеристики этого типа истребителя и обучил своего курсанта многим приемам и премудростям его пилотирования. В августе 1942 года, после длительного обучения искусству воздушного боя, Хартман попал в эскадрилью JG-52, воевавший на Кавказе. Вначале лейтенанту Хартману не повезло. Во время третьего боевого вылета он оказался в самой гуще воздушного боя, растерялся и сделал все не так, как надо: не сохранил свое место в строю, попал в зону обстрела ведущего (вместо того чтобы прикрывать его тыл), заблудился, потерял скорость и сел на подсолнечное поле, выведя из строя самолет. Оказавшись в 20 милях от аэродрома, Хартман добрался до него на попутном армейском грузовике. Он получил жесточайший нагоняй и был на три дня отстранен от полетов. Хартман поклялся больше не совершать таких ошибок. Получив разрешение продолжить полеты, он 5 ноября 1942 года сбил свой первый самолет (это был штурмовик Ил-2). Возбужденный такой победой Хартман не заметил, что сзади к нему подобрался истребитель ЛаГГ-3, и тут же был сбит сам. Он выпрыгнул с парашютом.

Вторую победу (истребитель МиГ) Эрих Хартман смог записать на свой боевой счет только 27 января 1943 года. Немецкие летчики-истребители говорили, что теми, кто медленно начинает, овладевает "новичковая лихорадка". Эрих Хартман излечился от своей "лихорадки" только в апреле 1943 года, когда в один день сбил несколько самолетов. Это стало началом. Хартмана прорвало. 7 июля 1943 года, во время битвы на Курской дуге, он сбил 7 советских самолетов. Приемы воздушного боя, которые применял Хартман, напоминали тактику Красного Барона. Он старался прежде чем открыть огонь как можно ближе подобраться к противнику. Хартман считал, что летчик-истребитель не должен бояться столкновения в воздухе. Сам он вспоминал, что нажимал на гашетку только тогда, "... когда вражеский самолет уже заслонял собой весь белый свет". Эта тактика была чрезвычайно опасной. Хартмана 6 раз прижимали к земле, и неоднократно его самолет получал сильные повреждения от разлетающихся обломков его жертв. Удивительно, что его самого ни разу даже не задело. Хартману едва удалось избежать гибели в августе 1943 года, когда его самолет был сбит над советской территорией и он попал в плен. Чтобы ослабить бдительность охранников, сообразительный летчик прикинулся тяжелораненым. Его бросили в кузов грузовика. Через несколько часов над машиной на бреющем полете пролетел немецкий пикирующий бомбардировщик Ju. 87. Шофер бросил грузовик в кювет, а сам вместе с двумя охранниками побежал в укрытие. Хартман тоже побежал, но в противоположную сторону. Он шел к линии фронта по ночам, а днем прятался в лесах, пока, наконец, не достиг немецких окопов, где его обстрелял какой-то нервный часовой. Пуля разорвала Хартману штанину, но самого его не задела. Тем временем слава Эриха Хартмана с каждым днем росла по обе стороны фронта. Геббельсовская пропаганда нарекла его "белокурым германским рыцарем". В начале 1944 года Хартман стал командиром 7-й эскадрильи JG-52. После 7./JG52 командовал штафеллями 9./JG52, а затем 4./JG52. Его боевой счет продолжал расти не по дням, а по часам. Только в августе 1944 года он сбил 78 советских самолетов, причем 19 из них за два дня (23 и 24 августа). После этого, в знак признания необыкновенного числа его побед, Гитлер собственноручно наградил Хартмана Рыцарским крестом с Дубовыми Листьями и Мечами к нему.

Затем Хартман получил отпуск и 10 сентября женился на Урсуле Пэтч, которая была его возлюбленной с тех пор, как ему исполнилось 17, а ей 15 лет. Потом он возвратился на Восточный фронт, где вермахт и Люфтваффе уже находились на грани поражения. Хартман получил внеочередное звание майора (ему было 22 года) и был назначен командиром I./JG52. Майор Хартман одержал последнюю, 352-ю победу 8 мая 1945 года в небе над Брюном в Германии. Завершив последний, 1425-й боевой вылет, он приказал сжечь уцелевшие самолеты и со своими подчиненными, сопровождаемый десятками беженцев, спасающихся от русских, направился в сторону американских позиций. Через два часа в чешском городе Писеке все они сдались солдатам 90-й пехотной дивизии армии США. Но 16 мая всю группу, включая женщин и детей, передали советским оккупационным властям. Когда русские обнаружили, что в их руки попал сам Эрих Хартман, они решили сломить его волю. Хартмана держали в одиночной камере в полной темноте и отказывали ему в возможности получать письма. Поэтому о смерти трехлетнего сына Петера Эриха, которого Хартман так никогда и не увидел, он узнал только через 2 года. Майор Хартман, несмотря на все усилия тюремщиков, так и не стал приверженцем коммунизма. Он отказался сотрудничать со своими мучителями, не выходил на строительные работы и провоцировал охранников, видимо, надеясь, что они его застрелят. Возможно, это покажется удивительным, но, пройдя через все испытания, Эрих Хартман проникся большой симпатией к русскому народу.

Наконец в 1955 году Хартмана освободили, и после 10 с половиной лет тюремного заключения он вернулся домой. Родители Эриха уже были мертвы, но верная Урсула все еще ждала его возвращения. С помощью жены истощенный экс-офицер Люфтваффе быстро поправился и начал заново строить свою жизнь. В 1958 году в семье Хартманов родилась дочка, которую назвали Урсула. В 1959 году Хартман вступил во вновь созданные ВВС ФРГ и получил под свою команду 71-й истребительный полк "Рихтгофен", дислоцированный на авиабазеАльхорн в Ольденбурге. В конце концов Эрих Хартман, дослужившись до оберстлейтенанта, ушел в отставку и доживал свой век в пригороде Штутгарта. Харман скончался в 1993.

Легендарный советский летчик, Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 г. в деревне Ображеевке Сумской области. В 1939 г. в аэроклубе осваивает У-2. В следующем году поступил в Чугуевскую военную авиационную школу летчиков. Учится летать на самолетах УТ-2 и И-16. Как одного из лучших курсантов его оставляют на должности инструктора. В 1941 г. после начала Великой Отечественной войны вместе с персоналом школы эвакуируется в Среднюю Азию. Там просится в действующую армию, но только в ноябре 1942 г. получает направление на фронт в 240-й истребительный авиаполк, которым командовал участник войны в Испании майор Игнатий Солдатенко.

Первый боевой вылет совершает 26 марта 1943 г. на Ла-5. Он был неудачным. Во время атаки на пару Мессершмиттов Bf-109 его "Лавочкин" был поврежден, а затем обстрелян своей зенитной артиллерией. Кожедуб смог довести машину до аэродрома, но восстановить ее не удалось. Следующие вылеты совершал на старых самолетах и только месяцем позже получил новый Ла-5.

Курская дуга. 6 июля 1943 г. Именно тогда 23-летний пилот открывает свой боевой счет. В том поединке он, вступив в составе эскадрильи в схватку с 12 вражескими самолетами, одерживает первую победу - сбивает бомбардировщик Ju87. На другой день он одерживает новую победу. 9 июля Иван Кожедуб уничтожает два истребителя Мессершмитт Bf-109. В августе 43-го молодой летчик становится командиром эскадрильи. К октябрю на его счету уже 146 боевых вылетов, 20 сбитых самолетов, он представляется к званию Героя Советского Союза (присвоено 4 февраля 1944 г.). В боях за Днепр летчики полка, в котором воюет Кожедуб, встретились с асами Геринга из эскадры "Мельдерс" и одолели. Увеличил свой счет и Иван Кожедуб.

В мае-июне 1944 г. он дерется на полученном Ла-5ФН за № 14 (подарок колхозника Ивана Конева). Сначала сбивает Ju-87. А затем на протяжении шести следующих дней уничтожает еще 7 машин противника, в том числе пять Fw-190. Летчик второй раз представляется к званию Героя Советского Союза (присвоено 19 августа 1944 г.)...

Однажды авиации 3-го Прибалтийского фронта доставила немало хлопот группа немецких летчиков во главе с асом, одержавшим 130 воздушных побед (из них 30 с его счета сняли за уничтожение в горячке трех своих истребителей), десятки побед имели и его сослуживцы. Для противодействия им на фронт с эскадрильей опытных пилотов прибыл Иван Кожедуб. Итог схватки - 12:2 в пользу советских асов.

В конце июня Кожедуб передает свой истребитель другому асу - Кириллу Евстигнееву и переходит в учебный полк. Однако в сентябре 1944 г. пилот направляется в Польшу, на левое крыло 1-го Белорусского фронта в 176-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный ордена Александра Невского истребительный авиаполк (заместителем его командира) и ведет бои уже способом "свободной охоты" - на новейшем советском истребителе Ла-7. На машине с № 27 он провоюет до конца войны, собьет еще 17 машин противника.

19 февраля 1945 г. Кожедуб уничтожает над Одером реактивный самолет Ме 262. Шестьдесят первый и шестьдесят второй самолеты противника (Fw 190) он сбивает над столицей Германии 17 апреля 1945 г. в воздушном бою, который как классический образец изучают в военных академиях и училищах. В августе 1945 г. ему в третий раз присваивается звание Героя Советского Союза. Войну Иван Кожедуб закончил в звании майора. В 1943-1945 гг. он выполнил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев. Советский летчик не проиграл ни одного поединка и является лучшим асом авиации союзников. Наиболее результативный советский летчик Иван Кожедуб за войну не был ни разу сбит или ранен, хотя ему и приходилось сажать поврежденный самолет.

Перед нападением на СССР военно-воздушные силы фашистской Германии не рассматривали советских лётчиков в качестве серьёзных противников. В Люфтваффе было принято считать, что неприятности немецким асам может создать лишь вражеская ПВО.

Впрочем, вскоре после агрессии гитлеровцам пришлось кардинально поменять своё отношение к советским лётчикам. Наша авиация оказала захватчикам такой отпор, который нацисты не встречали нигде в Европе.
ИВАН КОЖЕДУБ

Иван Никитович Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины). Первая встреча Кожедуба с авиацией началась в аэроклубе химико-технологического техникума города Шостка, куда он поступил после школы. Именно там в апреле 1939 года он совершил свой первый полёт. Красоты родной земли, открывшиеся с высоты 1500 метров, произвели на юношу сильнейшее впечатление и предопределили всю его дальнейшую жизнь. В начале 1940 года Кожедуб был принят в Чугуевское военное авиационное училище.По воспоминаниям однокурсников, летал он много, часто экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство и обожал теорию самолётостроения. Полученные во время учёбы навыки впоследствии очень пригодились Кожедубу: боевую машину, по словам товарищей, он знал лучше, чем свои пять пальцев. За всю войну лётчик ни разу не был сбит, даже сильно повреждённый истребитель он, рискуя жизнью, всегда возвращал на аэродром.После разгрома фашистской Германии Кожедуб продолжил обучение, в 1949 году он с отличием закончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. Крепкие знания и богатый опыт пилота уже очень скоро нашли своё применение. В 1951–52 гг. Кожедуб во время войны в Корее командовал целой авиационной дивизией, его соколы сбили в том конфликте 258 самолётов неприятеля.

АЛЕКСАНДР ПОКРЫШКИН

Александр Иванович Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск). Он увлёкся авиацией в возрасте 12 лет, когда увидел в небе полёт самолётов. Впоследствии Покрышкин поступил в 3‑ю Военную школу авиатехников, а в конце 1934 года стал старшим авиатехником 74‑й Таманской стрелковой дивизии.Однако для того, чтобы стать не авиатехником, а лётчиком, Покрышкину пришлось пройти длинный и непростой путь. Чтобы получить эту профессию, он четыре года настойчиво изучал историю полётов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Покрышкин написал 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в лётное училище, однако каждый раз он получал отказ.Ситуация юношу в корне не устраивала и в сентябре 1938 года во время очередного отпуска за семнадцать дней он освоил двухгодичную программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на «отлично» сдал экзамен. Наконец, в свой 40‑й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием её окончил, теперь уже став лётчиком.Пройденный учебный путь стоил того: уже в 1941 году, прослыв виртуозом лётного дела, старший лейтенант Покрышкин был назначен заместителем командира эскадрильи. Существует расхожая легенда, что, получив информацию о приближении истребителя этого пилота, немцы начинали передавать друг другу срочные сообщения: «Ахтунг, ахтунг! В небе Покрышкин!».

НИКОЛАЙ ГУЛАЕВ

Николай Дмитриевич Гулаев родился в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области). Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ, вечерами учился в аэроклубе. Это увлечение помогло ему в 1938 году, когда Гулаева призвали в армию. Лётчика-любителя направили в Сталинградское авиационное училище, которое он окончил в 1940 году.Во время войны Гулаев пользовался репутацией сорвиголовы. В августе 1942 года с ним приключился инцидент, который показал как отвагу, так и некую своевольность его характера. У молодого лётчика не было разрешения на ночные полёты, и когда 3 августа 1942 года в зоне ответственности полка, где служил Гулаев, появились гитлеровские самолёты, в небо отправились опытные пилоты.Вместе с ними полетел и Гулаев, который решил доказать, что он не хуже «стариков». В итоге в первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов уничтожил немецкий бомбардировщик. Когда Гулаев вернулся на аэродром, прибывший генерал изрёк: «За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолёт, повышаю в звании и представляю к награде».

ГРИГОРИЙ РЕЧКАЛОВ

Григорий Андреевич Речкалов родился в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии (ныне посёлок Зайково Ирбитского района Свердловской области). С авиацией он познакомился во время учёбы в кружке планеристов при фабрично-заводском училище Верх-Исетского завода Свердовска. В 1937 году он поступил в Пермскую военную школу лётчиков и впоследствии с успехом её закончил. В 1939 году в звании сержанта он был зачислен в 55-й авиационный истребительный полк в Кировограде.Основной чертой Речкалова была настойчивость. Несмотря на то, что медкомиссия определила у лётчика дальтонизм, он добился права продолжить службу и в 1941 году был направлен в 55-й истребительный авиаполк. По словам сослуживцев, Речкалов отличался довольно неровным характером. Являя образец дисциплины в одном вылете, в следующем он мог отвлечься от выполнения главной задачи и столь же решительно начать преследование случайного противника.

КИРИЛЛ ЕВСТИГНЕЕВ

Кирилл Алексеевич Евстигнеев родился в селе Хохлы Птиченской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Хохлы Кушмянского сельсовета Шумихинского района Курганской области). По воспоминаниям односельчан, он рос крепким и очень выносливым мальчиком.Занятия в аэроклубе Евстигнеев совмещал с работой на Челябинском тракторном заводе. Позднее он закончил Бирмскую военную школу лётчиков. Наблюдая за лёгким и точным каскадом исполняемых им в воздухе фигур, было трудно предположить, что Евстигнеев страдает недугом, имея который, запрещалось служить в авиации, - язвенной болезнью. Однако, как и другой лётчик-ас Речкалов, Естигнеев проявил настойчивость и добился того, чтобы его оставили на службе. Мастерство пилота было так высоко, что, по рассказам сослуживцев, он мог приземлить истребитель на одно колесо или же на расчищенную от снега узкую дорожку между двумя метровыми ледяными барьерами.

Наши летчики-асы во время Великой Отечественной войны наводили ужас на немцев. Широко известным стал возглас «Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!». Но Александр Покрышкин был не единственным советским асом. Мы вспомнили самых результативных…

Иван Никитович Кожедуб
Иван Кожедуб родился в 1920 году в Черниговской губернии. Он считается самым результативным русским летчиком-истребителем в личном бою, на его счету 64 сбитых самолета.
Начало карьеры прославленного летчика складывалась неудачно, в первом же бою его самолет был серьезно поврежден вражеским «Мессершмитом», а при возвращении на базу его еще по ошибке обстреляли русские зенитчики, и лишь чудом ему удалось приземлиться.


Самолет восстановлению не подлежал, и незадачливого новичка даже хотели перепрофилировать, но командир полка за него заступился. Лишь во время своего 40-го боевого вылета на Курской дуге Кожедуб, сам уже став «батей» - заместителем командира эскадрильи, сбил своего первого «лаптежника», так наши называли немецкие «Юнкерсы». После этого счет пошел на десятки.
Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл в небе над Берлином. Кроме того, на счету Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году американских самолёта «Мустанг», которые атаковали его, приняв его истребитель за немецкий самолёт. Советский ас действовал по принципу, который исповедовал еще при работе с курсантами - «любой неизвестный самолет - враг».
За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит, хотя нередко его самолет получал очень серьезные повреждения.
Александр Иванович Покрышкин
Покрышкин – один из самых известных асов русской авиации. Родился в 1913 году в Новосибирске. Свою первую победу он одержал уже на второй день войны, сбив немецкий «Мессершмит». Всего на его счету 59 сбитых лично самолетов и 6 в группе. Впрочем, это лишь официальная статистика, поскольку, будучи командиром авиаполка, а затем и авиадивизии, Покрышкин порой отдавал сбитые самолеты молодым пилотам, чтобы поощрить их таким образом.


Его тетрадка, озаглавленная «Тактика истребителей в бою», стала настоящим пособием для воздушной войны. Говорят, что немцы предупреждали о появлении русского аса фразой: «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе». Тому, кто собьет Покрышкина, сулили большую награду, но русский летчик оказался немцам не по зубам.
Покрышкин считается изобретателем «кубанской этажерки» – тактического приема воздушного боя, немцы прозвали его «кубанским эскалатором», поскольку расположенные попарно самолеты напоминали гигантскую лестницу. В бою уходившие от первой ступени немецкие самолеты попадали под удар второй, а затем и третьей ступени. Другими его излюбленными приемами были «соколиный удар» и «скоростные «качели».
Стоит отметить, что большинство своих побед Покрышкин одержал в первые годы войны, когда немцы имели значительный перевес в воздухе.
Николай Дмитриевич Гулаев
Родился в 1918 году в станице Аксайской неподалеку от Ростова. Его первый бой напоминает подвиг Кузнечика из кинофильма «В бой идут одни старики»: не имея приказа, впервые в жизни взлетев ночью под вой воздушной тревоги на своем «Яке», ему удалось сбить немецкий ночной истребитель «Хейнкель». За такое самовольство ему объявили взыскание, при этом представив к награде.


В дальнейшем одним сбитым самолетом за вылет Гулаев обычно не ограничивался, трижды он одержал четыре победы в день, дважды уничтожил три самолета, в семи боях сделал дубль. Всего сбил 57 самолетов лично и 3 в группе.
Один вражеский самолет Гулаев, когда у него кончился боезапас, взял на таран, после чего сам попал в штопор и едва успел катапультироваться. Его рискованная манера боя стала символом романтического направления в искусстве воздушного поединка.
Григорий Андреевич Речкалов
Родился в 1920 году в Пермской губернии. Накануне войны на врачебно-летной комиссии у него была обнаружена легкая степень дальтонизма, но командир полка даже не посмотрел на медицинское заключение – пилоты были очень нужны.


Свою первую победу одержал на устаревшем биплане И-153 под номером 13, несчастливом для немцев, как он шутил. Затем попал в группу Покрышкина и прошел обучение на «Аэрокобре» – американском истребителе, который прославился крутым нравом – он очень легко входил в штопор при малейшей ошибке пилота, сами американцы на таких летали неохотно.
Всего сбил 56 самолетов лично и 6 в группе. Пожалуй, ни у одного другого нашего аса на личном счету нет такого разнообразия типов сбитых самолетов, как у Речкалова, это и бомбардировщики, и самолеты штурмовой авиации, и разведчики, и истребители, и транспортники, и относительно редкие трофеи – «Савойя» и ПЗЛ-24.
Георгий Дмитриевич Костылев
Родился в Ораниенбауме, нынешнем Ломоносове, в 1914 году. Лётную практику начинал в Москве на легендарном Тушинском аэрополе, на котором сейчас строится спартаковский стадион.
Легендарный балтийский ас, закрывавший небо над Ленинградом, одержавший наибольшее количество побед в морской авиации, сбил лично не менее 20 самолетов противника и 34 – в группе. Свой первый «Мессершмит» сбил 15 июля 1941-го. Воевал на полученном по лендлизу британском «Харрикейне», на левом борту которого красовалась большая надпись «За Русь!».


В феврале 43-го угодил в штрафбат за то, что устроил разгром в доме майора интендантской службы. Костылев был поражен изобилием явств, которыми тот потчевал своих гостей, и не смог сдержаться, поскольку знал не понаслышке, что происходило в блокадном городе. Его лишили наград, разжаловали в красноармейцы и отправили на Ораниенбаумский плацдарм, в места, где прошло его детство.
Штрафники сберегли героя, и уже в апреле он вновь поднимает в воздух свой истребитель и одерживает победу над врагом. Позже его восстановили в звании, вернули награды, однако вторую Звезду Героя он так и не получил.
Маресьев Алексей Петрович
Человек-легенда, ставший прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», символ мужества и стойкости русского воина. Родился в 1916 году в городе Камышине Саратовской губернии.
В бою с немцами его самолет был подбит, раненному в ноги летчику удалось приземлиться на территории, занятой немцами. После чего он 18 дней ползком выбирался к своим, в госпитале ему ампутировали обе ноги. Но Маресьеву удалось вернуться в строй, он научился ходить на протезах и снова поднялся в небо.


Поначалу ему не доверяли, в бою всякое может случиться, однако Маресьев доказал, что он может воевать не хуже других. В итоге к сбитым до ранения 4 немецким самолетам добавилось еще 7. Повесть Полевого о Маресьеве разрешили напечатать только после войны, чтобы немцы не дай Бог, не подумали, что в советской армии некому воевать, приходится инвалидов посылать.
Попков Виталий Иванович
Этого летчика также нельзя не упомянуть, ведь именно он стал одним из самых известных воплощений летчика-аса в киноискусстве – прототипом знаменитого Маэстро из фильма «В бой идут одни старики». «Поющая эскадрилья» действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, где служил Попков, в ней был свой собственный хор, а два самолета ей подарил сам Леонид Утесов.


Попков родился в Москве в1922 году. Свою первую победу одержал в июне 1942 года над городом Холм. Участвовал в боях на Калининском фронте, на Дону и Курской дуге. Всего он совершил 475 боевых вылетов, провел 117 воздушных боев, лично сбил 41 самолет противника плюс 1 в группе.
В последний день войны Попков в небе над Брно сбил легендарного немца Хартмана, самого результативного аса Второй мировой, но тому удалось приземлиться и остаться в живых, правда, от плена это его все равно не спасло. Популярность Попкова была так велика, что ему при жизни в Москве был поставлен памятник.
Григорий Шувалов

Когда говорят об асах Второй мировой войны, то обычно имеют в виду летчиков, но роль бронетехники и танковых войск в этом конфликте также нельзя недооценивать. Были асы и среди танкистов.

Курт Книспель

Курт Книпсель считается самым результативным танковым асом Второй мировой войны. На его счету почти 170 танков, однако не все из его побед до сих пор являются подтвержденными. За годы войны он уничтожил 126 танков в качестве наводчика (20 неподтвержденных), в качестве командира тяжелого танка - 42 танка противника (10 неподтвержденных).

Книпсель четыре раза был представлен к Рыцарскому кресту, но так и не получил этой награды. Биографы танкиста связывают это с его непростым характером. Историк Франц Куровский в своей книге о Книпселе пишет о нескольких инцидентах, в которых тот показывал далеко не самую лучшую дисциплину. В частности - вступился за избиваемого советского солдата и подрался с немецким офицером.

Курт Книпсель скончался 28 апреля 1945 года, после ранения, полученного в бою с советскими войсками около чешского города Востиц. В этом бою Книпсель уничтожил свой 168-ой официально зарегистрированный танк.

Михаэль Виттман

Михаэля Виттмана, в отличие от Курта Книпселя, было удобно делать героем Рейха, даже несмотря на то, что не все в его "геройской" биографии было чисто. Так, он утверждал, что во время зимних боев на Украине в 1943-1944 годах уничтожил 70 советских танков. За это 14 января 1944 года он получил внеочередное звание и был награжден Рыцарским крестом и дубовыми листьями к нему, однако по истечении некоторого времени выяснилось, что на этом участке фронта РККА вовсе не располагало танками, а Виттман уничтожил две "тридцатьчетверки", захваченных немцами и состоявших на службе Вермахта. Экипаж Виттмана в темноте не разглядел опознавательных знаков на башнях танков, и принял их за советские. Тем не менее, немецким командованием было решено не афишировать эту историю.
Виттман принимал участие в боях на Курской дуге, где, по его словам, уничтожил 28 советских самоходных орудий и около 30 танков.

По информации немецких источников, по состоянию на 8 августа 1944 года, на счету Михаэля Виттмана числились уничтоженными 138 танков и САУ противника и 132 артиллерийских орудия.

Зиновий Колобанов

Подвиг танкиста Зиновия Колобанова вошел в Книгу рекордов Гинесса. 20 августа 1941 года 5 танков роты старшего лейтенанта Колобанова уничтожили 43 немецких танка, 22 из них было подбито в течении получаса.
Колобанов грамотно выстроил оборонительную позицию.

Замаскированные танки Колобанова встретили танковую колонну немцев залпами. Сразу же были остановлены 3 головных танка, затем командир орудия Усов перенёс огонь на хвост колонны. Немцы были лишены возможности маневра и не смогли выйти из сектора обстрела.
Танк Колобанова подвергся массированному обстрелу. За время боя он выдержал более чем 150 прямых попаданий, но крепкая броня КВ-1 выстояла.

За свой подвиг члены экипажа Колобанова были представлены к званию Героев Советского Союза, но награда опять не нашла героя. 15 сентября 1941 года Зиновий Калабанов получил тяжелое ранение (были повреждены позвоночник и голова), когда во время дозаправки танка и загрузки боекомплекта рядом с КВ-1 взорвался немецкий снаряд. Однако летом 1945 года Колобанов снова вернулся в строй и служил в советской армии ещё 13 лет.

Дмитрий Лавриненко

Дмитрий Лавриненко был самым результативным советским танковым асом Второй мировой войны. Всего за 2,5 месяца, с октября по декабрь 1941 года он уничтожил или вывел из строя 52 два немецких танка. Успешность Лавриненко можно объяснить его решительностью и боевой смекалкой. Воюя в меньшинстве против превосходящих сил противника, Лавриненко удавалось выходить из почти безвыходных ситуаций. Всего ему довелось участвовать в 28 танковых боях, трижды он горел в танке.

19 октября 1941 года танк Лавриненко отстоял от немецкого вторжения Серпухов. Его Т-34 в одиночку уничтожил моторизованную колонну противника, которая наступала но шоссе из Малоярославца на Серпухов. В том бою Лавриненко, кроме боевых трофеев, удалось раздобыть и важные документы.

5 декабря 1941 года советский танковый ас был представлен к званию Героя Советского Союза. Уже тогда на его счету числилось 47 уничтоженных танков. Но танкиста наградили только орденом Ленина. Однако к тому времени, когда должно было состояться награждение, его уже не было в живых.

Звание Героя Советского Союза Дмитрию Лавриненко присвоили только в 1990 году.

Крейтон Абрамс

Нужно сказать, что мастера танкового боя были не только в немецких и советских войсках. Были свои "асы" и у союзников. Их них можно отметить Крейтона Абрамса. Его имя сохранилось в истории, знаменитый американский танк М1 назван в честь него.

Абрамс был тем, кто организовал танковый прорыв от нормандского побережья до реки Мозель. Танковые части Крейтона Абрамса дошли до Рейна, при поддержке пехоты спасли окруженную немцами десантную группу в немецком тылу.

На счету частей Абрамса около 300 единиц техники, правда, по большей части не танков, а грузовиков снабжения, бронетранспортеров и прочей вспомогательной техники. Количество подбитых танков среди "трофеев" частей Абрамса невелико - примерно 15, из них 6 числится лично за командиром.

Основная заслуга Абрамса была в том, что его частям удалось перерезать коммуникации противника на большом участке фронта, что существенно усложнило положение немецких войск, оставив их без снабжения.

Валерий Павлович Чкалов - советский летчик-испытатель, Герой СССР. Он был командиром самолета, совершившим первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер.

Свою головокружительную карьеру летчика Чкалов начал слесарем-сборщиком самолетов в 4-м Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде.
С 3 декабря 1931 года он участвовал в испытаниях - испытывал новейшие самолеты-истребители 1930-х годов И-15 и И-16 конструкции Поликарпова. Принимал участие в испытаниях истребителей танков ВИТ-1, ВИТ-2, тяжелых бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова.

Чкалов славился своим «лихачеством». После аварии, которая произошла в Брянске, Чкалов был обвинен в многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осужден на год лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Климента Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное.
Чкалов стал автором новых фигур высшего пилотажа - восходящего штопора и замедленной бочки. 5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолетов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой - орденом Ленина.
20 июля 1936 года стартовал перелет экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток. Он продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяженность рекордного маршрута составила 9375 километров.
18 июня 1937 года начался перелет Чкалова на самолете АНТ-25 через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США). Полет проходил в сложных погодных условиях. 20 июня самолет совершил благополучную посадку в Ванкувере, штат Вашингтон, США. Протяженность перелета составила 8504 километра.
Сталин лично предложил Чкалову занять должность Наркома НКВД, но он отказался и продолжал заниматься летной испытательной работой. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.



Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелета на Дальний Восток. Щелковский аэродром, 10 августа, 1936

СТЕПАН МИКОЯН

Степан Микоян родился 12 июля 1922 года. Он является сыном известного политического деятеля Анастаса Микояна. Степан Микоян - Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации. В 1940 году он поступил в Качинскую военную авиационную школу пилотов в Крыму. В 1941 году переучился на истребитель Як-1 и в декабре был направлен в истребительный авиаполк, оборонявший Москву.
С первых чисел 1942 года Степан начал участвовать на Як-1 в полетах на прикрытие наших войск в районе Волоколамска. Зимой 1941–1942 годов Степан Микоян в составе этого полка произвел 10 успешных боевых вылетов. 11-й боевой вылет на прикрытие Истры 16 января 1942 года едва не стал для Микояна роковым - его Як по ошибке сбил младший лейтенант Михаил Родионов из 562-го полка.
Микоян освоил 102 типа летательных аппаратов и налетал около 3,5 тыс. часов. К октябрю 1942 года выполнил 14 боевых вылетов. Проведя 3 воздушных боя, сбил в составе группы 6 самолетов противника. Войну Степан Микоян закончил с двумя орденами.


Фото: Hayk/Wikimedia Commons

МИХАИЛ ГРОМОВ

Советский летчик Михаил Громов родился 12 февраля 1899 года. Он стал генерал-полковником авиации, Героем Советского Союза. Как человек чрезвычайно одаренный, он рано проявил разнообразные способности, в том числе в музыке и рисовании. После гимназии он поступил на медицинский факультет Московского университета и далее служил военным врачом.
Громов провел испытания многих известных самолетов. Выполнил ряд дальних перелетов по Европе, в Китай и Японию.
10–12 сентября 1934 года на самолете АНТ-25 совершил рекордный по дальности и продолжительности перелет по замкнутому маршруту - 12 411 км за 75 часов. В 1937 году на АНТ-25-1 совершил беспосадочный перелет Москва - Северный полюс - США, установив 2 мировых авиационных рекорда. За этот перелет Громов был награжден орденом Ленина.

ВЛАДИМИР АВЕРЬЯНОВ

Полковник, заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Аверьянов родился 11 октября 1934 года. В 1953 году Аверьянов окончил Сталинградский аэроклуб. В 1955 году окончил Армавирское военное авиационное училище летчиков, затем служил летчиком в авиации ПВО.
С мая 1965 по декабрь 1968 года - летчик-испытатель Казанского авиазавода. В 1965–1966 годах испытывал серийные реактивные бомбардировщики Ту-16 и Ту-22, в 1966–1968 годах - пассажирские самолеты Ил-62 (вторым пилотом), а также их модификации.
С января 1969 по сентябрь 1994 года - летчик-испытатель Саратовского авиазавода. Испытывал серийные пассажирские самолеты Як-40 (в 1969–1981 годах) и Як-42 (в 1978–1994 годах). Имеет множество медалей и является заслуженным летчиком-испытателем СССР.


Фото: testpilot.ru

ИВАН ДЗЮБА

Полковник, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Иван Дзюба родился 1 мая 1918 года. Окончил Одесскую летную школу (1938), участвовал в Великой Отечественной войне как летчик-истребитель.
С июня 1941 по сентябрь 1943 года совершил 238 боевых вылетов, провел 25 воздушных боев. К февралю 1942 года сбил лично 6 и в группе 2 самолета противника.
21 июля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, майору Ивану Дзюбе присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 1943 года служил летчиком-испытателем.

НИКОЛАЙ ЗАМЯТИН

Летчик-испытатель СССР, капитан Николай Замятин родился 9 мая 1916 года в Перми, окончил В 1940 году Свердловский государственный университет и Свердловский аэроклуб.
В январе-ноябре 1942 года служил летчиком 608-го бомбардировочного авиационного полка, в ноябре 1942 - декабре 1944 - летчик, старший летчик и командир звена 137-го бомбардировочного авиационного полка.
Замятин воевал на Карельском фронте. Участвовал в обороне Заполярья. Совершил 30 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2. С 1947 года по 1971 год - летчик-испытатель Летно-исследовательского института. Провел испытания системы дозаправки на самолете Ту-2, испытания турбореактивных двигателей: ВК-7 на Ту-4ЛЛ, АЛ-7 на Ту-4ЛЛ, ВК-3 на Ту-4ЛЛ, АМ-3М на Ту-16ЛЛ, ВД-7 на М-4ЛЛ. Награжден орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени.

МИХАИЛ ИВАНОВ

Знаменитый летчик-испытатель, Герой Советского Союза, полковник Михаил Иванов родился 18 июля 1910 года. С 1925 года работал учеником токаря в Полтаве. Прошел курс теоретического обучения в Полтавском авиакружке Осоавиахима. В Советской армии - с 1929 года. В 1932 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу летчиков, затем служил в строевых частях ВВС.
В 1939–1941 годах - летчик-испытатель военной приемки авиазавода № 301, испытывал серийные учебно-тренировочные самолеты УТ-2 и истребители Як-1. В 1941-м - летчик-испытатель военной приемки авиазавода № 31. Иванов испытывал серийные истребители ЛаГГ-3, Ла-5ФН и Як-3.
В ноябре 1941 года при эвакуации авиазавода в Тбилиси участвовал в боевых действиях на Юго-Западном фронте. Всего совершил около 50 боевых вылетов.
24 апреля 1946 года провел испытания одного из первых истребителей Як-15. Провел испытания различных модификаций истребителя Як-3, Як-11. Получил звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за силы и мужество проявленные при испытании новой авиационной техники.