Станция "войковская" и любовь к русской истории. Стоит ли менять название станции «Войковская»? За и против

Войковский район входит в состав Северного административного округа Москвы. Общая площадь района – 661 гектар. Официальная дата образования – 5 юля 1995 года.

Войковский район в своей истории имеет много общих событий с соседними территориями, поэтому некоторые исторические факты трудно соотнести с определенным районом.

Название района и станции метро Войковская произошли в память полномочного представителя СССР в Польше Петра Лазаревича Войкова, который в 1927 году был убит в Варшаве.

Основные исторические события в Войковском районе разворачивались вблизи важных дорог. В 15-17 веках в этой местности пролегала дорога на Тверь. Это был оживленный тракт, по которому постоянно двигались торговцы со своими товарами, проходили гурты скота. С тех пор пошла поговорка: Город Тверь – в Москву дверь. Когда в 18 веке по указу Петра I столица России была перенесена в Санкт-Петербург, одной из границ нынешнего Войковского района Москвы стало Петербургское шоссе (в наши дни – Ленинградское шоссе). Это была связующая нить между двумя крупными городами. По этой дороге в Москву приезжали правители России и важные государственные деятели.

В 20-м веке, осенью 1941 года по Ленинградскому шоссе на фронт уходили войска советской армии, народные ополченцы. В память о тех героических днях названа улица Зои и Александра Космодемьянских (бывшая Новоподмосковная). На этой улице находится школа № 201, в которой они учились. С Великой Отечественной войной многое связано в Войковском районе. Неподалеку от кинотеатра Варшава, в здании, где размещался Дворец пионеров и школьников, в 1942-1943 годах работал партизанский госпиталь.

Петровский парк в те годы был очень популярным местом отдыха, куда по выходным стекалось несколько тысяч посетителей. Такой наплыв людей вынудил власти задуматься о решении транспортного вопроса. Тогда здесь прошла линия первой в Москве Конки, а затем, в 1899 году – первого электрического трамвая, который проходил от Пушкинской площади к северной части Петровского парка.

Расположенная под путепроводом железнодорожная линия от Ленинградского шоссе сворачивает вправо, в сторону улицы космонавта Волкова, который в 1970 году погиб вместе с экипажем во время возвращения космического корабля на Землю. На этой улице установлен памятник Волкову.

Одной из достопримечательностей Войковского района является и кинотеатр Варшава, построенный в 1970 году. Киноконцертный зал этого сооружения вмещает 1200 человек. Рядом с киноконцертным комплексом к 50-летию Победы на средства, собранные предприятиями, общественными организациями и жителями района, установили монумент Победа, автором которого является А. Нейстат.

Еще одна крупная улица Войковского района названа в честь адмирала Макарова. Который сыграл важную роль в основании российского флота, и погиб вместе с легендарным броненосцем Петропавловск в Порт-Артуре.

Древняя история и у другой улицы – Головинского шоссе. Оно соединяет Москву с подмосковным селом Головино, которое в старину принадлежало боярину Ивану Владимировичу Голове.

Войковский район является одним из научно-промышленных центров столицы. Здесь работают 29 предприятий, 8 НИИ, Академия управления МВД России.

Популярный ныне писатель Захар Прилепин в ответ на предложение о переименовании объектов, названных именем Войкова, красочно расписал грехи российских Государей. Мол, сами друг друга свергали, так нечего теперь на цареубийцу пенять. Мало ли, мол, детей в истории убивали - русским не привыкать.

Так, Прилепин отреагировал на тезис публициста Егора Холмогорова: мы не должны забывать, что при основании советского государства было совершено особо тяжкое преступление - жестокое убийство бывшего Главы Государства Российского и его Семьи.
В 1918 году это злодеяние одобрил ВЦИК, народ промолчал, а осудила его только Русская Православная Церковь в лице святителя Тихона, Патриарха Московского. Следует отметить, что позиция Патриарха Тихона по отношению к советской власти была и остается эталоном справедливости: он выступал не против ее государственных функций, а против тех дел, которые были бесчеловечными, и против попыток оправдания этих дел.

Но убийство Царской Семьи всё же постарались "обосновать", а потом и увековечили лицо, причастное к этому убийству: при Хрущёве - в названии станции метро, при Ельцине - в названии района, сейчас уже и новой остановке его имя решили дать.
И вот, Захар Прилепин пишет: всё это - "русская история в ее непрерывности".

Учитывая популярность этого писателя, такая реакция не могла не сыграть свою роль в спектакле, который был устроен в последнее время вокруг простого вопроса: допустимо ли увековечивать в названиях объектов имя человека, причастного к террористической деятельности, к убийстве бывшего Главы Российской Державы и его Детей?

Но вот отшумели страсти, поднятые мэрией, решившей вынести этот простой вопрос на электронное голосование (вероятно, для того, чтобы получить полоса тех, кто "против") в максимально замаскированном виде: одни против имени «не того человека», другие за то, что «это не страшно, к тому же все привыкли». В результате получены искомые голоса, обосновавшие позицию: "не переименуем никогда и на каких условиях, более того: ещё одну станцию назовем, и никто нам не помешает, даже Дмитрий Киселев".

И вот Захар Прилепин, успокоившись, пишет новую статью: "Станция Рязановская". В отличие от первой это - его послание правоконсервативной части наших граждан. Как таковое, оно содержит ряд интересных наблюдений, и заслуживает вдумчивого прочтения.

Видимо, поняв, что вряд ли стоит перечислять грехи российских Государей в ответ на вопрос, может ли имя террориста "украшать" транспортные объекты столицы, Прилепин оговаривается: "...Что до станции метро - ну, переименуйте, Я ТОЖЕ ЗА".

Ну, слава тебе, Господи! Лучше поздно, чем никогда.

А ещё лучше Захару с этого бы и начать (тогда не пришлось бы удивляться тому, что ему "стали приписывать неистовое радение за станцию «Войковская»").
Но главная ценность статьи Прилепина в другом: он говорит о том, что к инициативам православных о переименованиях объектов, названных именами палачей, очень быстро примазываются агитаторы за снос, вырывание, выбрасывание и переименование всего и вся. Примазываются и рьяные "борцы с системой", которым хотелось бы на волне страстей создать волну протестов.

То же самое касается и выступления двух депутатов Госдумы, которые заявили, что надо переименовать "Войковскую" в честь Эльдара Рязанова. Фильмография этого режиссера - пример того, как антисоветское переходит в антинациональное.

Всё это так. Однако в статье Прилепина, где нарисованы образы рьяного переименователя со скальпелем в руке и хитрого разрушителя за его спиной, не хватает ещё одного персонажа: старого члена ВЛКСМ-КГБ, ностальгирующего по тем временам, когда "врагов большинства проголосовавших" закапывали в траншеи на полигонах.

А зря писатель его не изобразил.

"Ну да, революция, как еще Фёдор Тютчев замечал, взирая на опыт европейских революций, - деяние антихристанское,- признает просвещенный Прилепин.- Однако русская революция совершила неизъяснимый переворот: из дела страшного и смертельного, через муки, испытания и потери она стала великим национальным свершением, украшенным чередой воистину христианских подвигов".

То - есть, это не бывший семинарист совершил переворот, перестреляв таких, как Войков, распустил Коминтерн, разрешил избрать Патриарха, ввел погоны и вставил: "Славься, Отечество" в гимн, а сами войковы "перековались в христиан"?!

А может быть, мы, всё-таки, отделим мух от котлет?

МЫ, безусловно, против переименования "Войковской" в "Рязановскую".
И МЫ очень хорошо осознаем, что "советская история - неотъемлемая часть истории национальной". Иначе откуда среди вариантов переименования "Войковской" появились бы "Улица космонавта Волкова", "Космодемьянская" и "Авиационная" (Московский авиационный институт тоже был основан в СССР)?

Но кто такие МЫ?

МЫ - группа православных граждан Войковского района г. Москвы, создавшая в социальных сетях группы "За переименование Войковской" и собравшая 6200 реальных, "живых" подписей граждан (а не электронных галочек с телефонных номеров).
Это МЫ, а не Митрохин, инициировали два открытых письма Президенту и мэру (деятелей культуры - 50 подписей, историков и юристов - 60 подписей).

Это НАС, а не Навального поддержала Православная Церковь на уровне двух Синодальных отделов.

Однако московские власти и их СМИ вместо обсуждения этого вопроса с людьми, которые собирают подписи за переименование, предпочли имитировать "работу с общественностью" приглашая к дебатам вокруг "Войковской" кого угодно, кроме НАС.
За шесть месяцев, с 17 июля 2015 года, от представителей московских властей не последовало ни одного приглашения к такому диалогу. Вместо этого всюду опять зовут Венедиктова.

Не это ли тот "странно знакомый тип" из статьи Прилепина, который стоит за спиной православного активиста и "ухмыляется знакомой улыбкой"? Похоже, что тот.

Версия для печати

Комментарии

вт, 12/08/2015 - 14:38 В России много интеллигенции, :

В России много интеллигенции, которые считают себя православными, но почему то Церкви не слушают... Это прям по Достоевскому из "Братьев Карамазовых", когда не Богу верят, а как протестанты в Бога...

  • ответить

вт, 12/08/2015 - 16:51 А почему бы не вспомнить о :

А почему бы не вспомнить о том, что священство тоже приложило руку к делу свержения царя? Исторические факты свидетельствуют об этом красноречиво - поинтересуйтесь, будте так любезны. Фактов много, приведу парочку.
В 1906 году Синод принял определенные меры по политическому, с позволения сказать, оправданию церковнослужителей, замеченных в революционном движении. Поскольку участие в народных волнениях влекло за собой наказание со стороны действующего законодательства, то представителям духовенства, принимавшим в них участие, грозили высылка или тюремное заключение. Однако Синод, «войдя в положение», добился, чтобы их дела были переданы из ведомства Министерства внутренних дел на усмотрение епархиальных властей. Те же подвергали провинившихся церковным взысканиям, избавив тем самым виновных от административно-уголовных наказаний.
Как известно, Николай II отрекся от престола в ночь со 2 на 3 марта. Но еще днем 2-го числа на квартире московского митрополита прошло частное заседание членов Синода. Тогда же было принято решение войти в связь с Временным правительством. По протоколам видно, что на том заседании (если не раньше) была достигнута определенная договоренность между Синодом и новой властью. Временное правительство обещало не вмешиваться в дела церкви и предоставить той свободу в управлении. В обмен на это Синод обещал принять меры по успокоению населения и сформировать в обществе представление о законности смены власти. С 6 марта Синод действительно начал выпускать соотв. определения и послания.
9 марта 1917 г., Синод обратился с посланием «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий». Оно начиналось так: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ея новом пути». Тем самым высший орган церковного управления фактически признал государственный переворот правомочным, а революционные события объявил как свершившуюся «волю Божию».

  • ответить

ср, 12/09/2015 - 19:13 В комментарии, размещенном :

В комментарии, размещенном ниже, некий Вячеслав Никифорович решил напомнить нам, православным христианам, о том, что Синод в феврале 1917 года подержал государственный переворот, и что были такие священники, которые поддерживали революцию. Всё это мы прекрасно знаем. И рекомендуем комментатору поинтересоваться, почему святители Русской Церкви: и гонимые в Отечестве, и изгнанные в Зарубежье,- уже давно назвали попрание присяги Помазаннику Божию всенародным грехом. Именно потому, что Главнокомандующего Русской Армией предали военачальники, Главу Дома Романовых - ближайшие родственники, а Блюстителя благочиния в Православной Церкви - члены Синода. "Кругом измена, трусость и обман". Вот только лукавит автор комментария, как и множество других ехидных демагогов, вспоминающих в связи с предложением переименовать, или, по крайней мере, не клонировать "Войковскую" - то "Кровавое воскресенье" (к которому на Николай II, ни тем более его Семья не имели никакого отношения), то несчастную Ходынку, то поражение нашей эскадры при Цусиме, то кличку, данную кровавыми уродами самому мягкому и человечному из всех Российских царей. Зачем всё это пишется - и про "кровавых мальчиков", и про Синод? Да очень просто: нет, мол, у вас православных, морального права имя террориста с карты метро убирать! А вот и врёте, господа-товарищи. У нас не только право такое есть, но и обязанность: потому что покаяние должно быть не на словах, а на деле.И демагогией просьба нас тут не беспокоить.

  • ответить

пт, 12/11/2015 - 18:50 Свободу-то избирать патриарха :

Свободу-то избирать патриарха церковь получила при красных, а не при царях. Напомню, Николай 2-й в 1905-1906 годах дал свободу всем вероисповеданиям, кроме православных. Уж если есть покаяние, то должна быть и благодарность. А то ведь те же грехи натворите, что и во время Февраля 1917.

  • ответить

сб, 12/12/2015 - 13:06 Дорогой "Радонеж", братья и :

Дорогой "Радонеж", братья и сёстры! Мы не сдаёмся. Надо продолжать борьбу за переименование "Войковской", кто как может. На сайте "Change.org" открыта новая петиция под названием "Станцию "Войковская необходимо переименовать". Присоединяйтесь, распространяйте по знакомым и неравнодушным! Петиции "Chang.org" в некоторых случаях, при значительном числе подписей, оказываются действенными. Найти просто: в "Поиске" сайта вводите слово "Войковская" - и всё перед Вами. Регистрация для голосования также очень доступна. А на "Радонеже" хорошо бы озвучить информацию и об этой петиции, и о группах в соц.сетях за переименование, - Антон Худяков, наверное, подскажет. Помоги нам, Господи.

  • ответить

сб, 12/12/2015 - 21:31 Вячеслав Никифорович, опять :

Вячеслав Никифорович, опять Вы пишете неправду о русских царях и Патриархах. "При царях" Патриархи избирались не раз, и совершенно свободно: с царя Феодора Иоанновича до царей Петра и Иоанна Алексеевичей. После же Синодального периода свободу избирать Патриарха Церковь получила не «от красных», а тогда, когда большевики в Москве ещё не захватили власть. Ещё раз повторю: Святейший Патриарх Тихон осудил убиение Царской Семьи, а поджигателей гражданской войны предал анафеме. Сталин разрешил выборы Патриарха в 1943 году только потому, что это было одним из условий открытия второго фронта (так же, как и роспуск коммунистического интернационала). Насчет же дарования царем Николаем II «свободы всем вероисповеданиям, кроме православных», это, опять же, демагогия. Достоверно известно, что Государь сам предлагал Синоду восстановить Патриаршество, от чего архиереи отказались. Так что благодарить за то, что у нас сейчас есть Патриарх, надо не КПРФ, а Господа Бога: Он не оставил Русскую Церковь во времена безбожного лихолетья, не оставляет и сейчас.

  • ответить

пн, 12/14/2015 - 00:26 Спаси Вас Господь, Антон! А :

Спаси Вас Господь, Антон! А некий "Вячеслав Никифорович" уже надоел со своей красной пропагандой на Православном сайте. Постыдился бы хоть. Вашей красной пищи страна уже так наелась, что до сих пор тошнит.

  • ответить

пн, 12/14/2015 - 13:23 Цитата: «После же :

Цитата: «После же Синодального периода свободу избирать Патриарха Церковь получила не «от красных», а тогда, когда большевики в Москве ещё не захватили власть» --- Собор действительно начался при временном правительстве, но Патриарха избрали уже при большевиках, кои хоть и не содействовали собору, но по крайней мере не препятствовали его проведению. Что нельзя сказать о династии Романовых. Николай II действительно предложил восстановить патриаршество, но - в лице себя. Архиереи понятно – отказались, т.к. это решение должен принимать поместный собор, созыв которого тот же Николай II откладывал - «в виду преждевременности». \\\ Цитата: «Сталин разрешил выборы Патриарха в 1943 году только потому, что это было одним из условий открытия второго фронта» --- Понятно, что за Патриарха нам следует благодарить Черчиля с Рузвельтом, кои без него (ну ни в какую) бы не высадили войска в Европе. Несмотря на войну в 1943 году, безбожные большевики, таки нашли время для проведения архиерейского собора, а вот монархам, всё как-то не досуг было. Это к тому, что иной думает о себе - что он вроде защищает православие, а на деле оказывает ему медвежью услугу. \\\ Цитата: «Вашей красной пищи страна уже так наелась, что до сих пор тошнит» --- Голосование действительно показало, что народ тошнит от переименований - не по тому, что Войков «хороший», а от того, что агитируют за переименование большевистскими методами (сами того не замечая). Да и народу трудно объяснить – почему можно возводить памятник и музей коммуниста, пытавшего стереть память о убийстве семьи последнего царя (дом Ипатьева), а вот станцию метро – необходимо срочно переименовать? И можно сколь угодно отправлять sms-ок, результат будет тем же – ибо грех остаётся грехом, не смотря на форму политического управления и наличие/отсутствие партбилета.

  • ответить

вт, 12/15/2015 - 08:22 Цитата: «Николай II :

Цитата: «Николай II действительно предложил восстановить патриаршество, но - в лице себя. Архиереи понятно – отказались, т.к. это решение должен принимать поместный собор, созыв которого тот же Николай II откладывал - «в виду преждевременности». А Вы рассматриваете патриаршество как привилегированную депутатскую должность? Патриаршество - это Жертва. Более того, чтобы стать патриархом Государь должен был отказаться от своего семейного счастья, от своей горячо любимой Семьи и принять монашеский постриг. Вот слова старца Николая (Гурьянова): "Государю было открыто через Батюшку Серафима, как можно спасти Россию, избежать страшного испытания, спастись от вселенского зла. Он готов был по воле Творца взять на Себя помимо Царского служения тяжелый крест Патриаршества, после того, как родился Наследник Престола Цесаревич Алексий… Государь бы стал Патриархом, имевшим великую благодать помазания на Царство. Чтобы противостоять страшному злу, нужен был сугубый подвиг и особая благодать. Но архиереи эту высочайшую духовную Царскую Жертву не приняли. Не смогли постичь промысла Божия. Не просто промолчали, но, не ведая воли Божией, поступили по своеволию." Это пророчество было передано в письме преп. Серафима Саровского, предназначенном «четвертому Государю, который приедет в Саров» (первым был Николай I, вторым - Александр II, третьим - Александр III, четвертым - Николай II). Письмо было передано Императору Николаю Александровичу в Дивеево, на торжествах в дни прославления преп. Серафима. Император принял письмо, с благоговением положил его в нагрудной карман, сказав, что будет читать письмо после. По прочтении письма Государь горько заплакал. Среди многих, обо всем этом, в частности, рассказывала Н. Л. Чичагова (дочь священномуч. Серафима Чичагова, написавшего «летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»). "Преп. Серафим Саровский указывал выход, как можно сохранить Россию от падения в пропасть: Государю и Государыне нужно принять монашеский постриг, Государю же и Патриаршество".

  • ответить

вт, 12/15/2015 - 10:16 Анатолий прекрасно ответил :

Анатолий прекрасно ответил Сергею из г. Химки, что означало для Государя Николая Александровича, горячо любящего свою Семью, решение "восстановить Патриаршество в лице себя". Характерно, что Сергею вдумываться в это не хочется. Между тем, это был не только характеризует Царя как человека, готового ради спасения России на самые большие личные жертвы, но и как весьма мудрого правителя. После событий 1905-1907 годов Империи требовалось, с одной стороны, усиление вертикали власти, а с другой - нравственное обновление общества. И регентство Государыни Александры Феодоровны, при ее волевом характере, и Патриаршество Николая Александровича, с его исключительным благочестием, были бы для Державы очень полезны. Члены Синода отказались не потому, что "это решение должен принимать Поместный Собор" - он бы его и принимал, потому что Государь лишь предложил свою кандидатуру. Но они отказались по тем же либеральным соображениям, по которым в феврале 1917-го поддержат государственный переворот. Сергею из г. Химок всё это, конечно, "параллельно". Ему главное заявить, что за избрание Патриарха Тихона православные должны благодарить... большевиков, потому что те "не препятствовали проведению Собора". Пишет он это для тех людей, которые не знали, что в это время происходило в Москве. Большевики в тот момент были очень заняты: расстреливали Кремль, чтобы потом выкалывать глаза оборонявшим его юнкерам. А как только с этим разобрались, руки и до участников Собора дошли: еще во время его проведения были зверски убиты митрополит Киевский Владимир (именно он перед выбора Патриарха написал на пергаментах три имени кандидатов), архиепископ Воронежский Тихон, архиепископ Черниговский Василий, архиепископ Пермский Андроник, епископ Селенгинский Ефрем, епископ Тобольский Гермоген и ещё многие участники Собора. Но Патриарха, они всё же успели избрать. Что же до 1943 года, то это, конечно, хорошо, что Сталин собрал архиереев из лагерей на Собор, но это был Промысел Божий. Богу и слава за всё!

  • ответить

вт, 12/15/2015 - 15:43 Цитата: «Патриаршество - это :

Цитата: «Патриаршество - это Жертва» --- Такая же жертва, как и титул самодержца. Вообще христианин на любом месте должен трудится, принося свой труд и себя в жертву во имя Господа и ближнего своего. Полагаю, что так же думал Николай II, когда предлагал свою кандидатуру. О чём думали отказавшие ему архиереи – мы не знаем. Как вариант – о соблюдении канонов, по которым Патриарх избирается решением собора, а не сената. Одобрили бы кандидатуру Николая II или нет и насколько полезным, это было бы для Империи – не известно. Так как одного желания мало, а созвать собор не было времени. Зато нашлось время и средства на то, чтобы в конце первого месяца мировой войны переименовать Санкт-Петербург в Петроград, что однако никак не спасло армии на германском фронте от поражения, а страну от революции.\\\ Цитата: «И регентство Государыни Александры Феодоровны, при ее волевом характере» --- чуть ниже у Анатолия написано – будто бы Серафим Саровский сказал, что для спасения России, царица тоже должна постричься в монахини. Вы уж разберитесь между собой, что в этом письме было, а что после сами додумали. В любом случае всё вышесказанное никакого отношения к теме переименования станции «Войковская» не имеет. Вместо недостатков Войкова, обсуждаются достоинства правления Николая II по сравнению с советским периодом – в результате чего станция до сих пор и сохранила своё название. Зашли не стой стороны – ибо то, что Войков причастен к преступлению, итак понятно, непонятно по чему начать переименовывать надо с него, а не со Свердловского коммуниста, уничтожившего дом Ипатьева, после расстрелявшего парламент и развалившего страну. Если мы боимся вспоминать о ближайших к нам и очевидных преступлениях, какой смысл – ворошить более давние?

  • ответить

ср, 12/16/2015 - 10:10 1) У С. А. Нилуса написано, о :

1) У С. А. Нилуса написано, о чём думал, по крайней мере, один из отказавших Царю архиереев (вообще вся эта история с патриаршеством Государя передана именно С. А. Нилусом): "Это было так неожиданно, так далеко от всех наших предположений, что мы не нашлись, что ответить и... промолчали... Государь...поклонился нам и вышел, а мы остались, как пришибленные, готовые, кажется, волосы на себе рвать за то, что не нашли в себе и не сумели дать достойного ответа. Нам нужно было бы ему в ноги поклониться, преклоняясь пред величием принимаемого им для спасения России подвига, а мы... промолчали!" 2) Регентство Императрицы, как не трудно догадаться, утверждалось до достижения совершеннолетия Цесаревича. 3) Станция сохранила своё название ещё и потому, что "голосование" по переименованию оказалось подделкой. Многие люди (в том числе родственники писательницы Е. Чудиновой, а также мои московские родственники) не смогли проголосовать: при введении номера телефона высвечивалось, что такой номер УЖЕ ПРОГОЛОСОВАЛ. На радио "Радонеж" данный вопрос, а также и то, как не менялось процентное соотношение голосов в процессе голосования освещалось довольно подробно в следующих эфирах: 25.11.2015 (20-00) - «Час писателя». Писатель Елена Чудинова беседует с историком Даметием Завольским; 16.11.2015 (20-00) «Между храмом и библиотекой. Мнение историка». Д. М. Володихин беседует с историком и публицистом Александром Музафаровым о Войкове - можете прослушать или скачать из архива данного сайта. 4) А по поводу того, что не с того начали, так внесите здесь Ваши КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, вместо того, чтобы принимать участие в бесконечных прениях с непременным желанием оставить последнее слово за собой.

  • ответить

ср, 12/16/2015 - 18:04 1) «У С. А. Нилуса написано…» :

1) «У С. А. Нилуса написано…» В евангелии написано - По делам их узнаете их (Мф. 7:20). К сожалению, сказанные о патриаршестве слова, так и остались словами, а конкретных дел направленных на созыв собора, для избрания Патриарха – за ними не последовало.\\\ 2) «Регентство Императрицы» --- В теории да, а на практике отречение за себя и за сына в пользу брата Михаила. \\\ 3)«"голосование" по переименованию оказалось подделкой.» Причём подделкой и на других сайтах – это наверное такой «всемирный заговор». Если почитать мнение противников переименования – так те тоже с Вами солидарны на счёт подделки и приводят аргументы, что голоса украли у них. По сему - можно и далее твердить про «всемирный заговор», а можно признать поражение и сделать из него полезные для себя выводы. \\\ 4) «Ваши КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, вместо того, чтобы принимать участие в бесконечных прениях» --- Прекратить уже бесконечные прения и заняться конкретной работой на производстве, дабы потомкам было, что после нас переименовывать. А пока мы только разбазариваем наследство, созданное при Романовых и большевиках.

  • ответить

пт, 12/18/2015 - 08:29 Вот выдержка из статьи Бориса :

Вот выдержка из статьи Бориса Романова "Мог ли Николай II не отречься 2 марта 1917?": "Предположим, Николай II отрекаться отказался. Через три-четыре часа ему сообщают, что Александра Федоровна арестована, и весь Петроград требует его отречения (ложь, но сказали бы). С кем дети? Четыре дочери, больные корью, и сын? Предположим, он все равно отказывается отречься. В этом случае пришлось бы заговорщикам его арестовать, а скорее всего и убить. На престоле, по закону о престолонаследии, оказался бы больной Алексей при регентстве Михаила. Михаил отрекся и при живом брате, при отречении Николая II в его пользу - значит, отрекся бы и в этом случае - в пользу того же Временного комитета (правительства). Все это произошло бы в три-четыре дня. Ну, возможно, в течение недели. Итог - все то же самое, только с арестованными на несколько дней раньше Николаем и Александрой (не исключено, что и с убийствами), с больным Алексеем, который скончался бы без ежедневного внимания матери в месяц или два. Народ поднялся бы за Государя? Может и поднялся бы, если бы призвала Церковь. Но Святейший Синод в Петрограде еще 26 февраля отказался призвать православных мирян (то есть практически весь народ) не участвовать в беспорядках и демонстрациях, а через несколько дней после отречения радостно приветствовал новую власть и благословил ее. Таким образом, при любом варианте развития событий результат был бы аналогичным. Возможно, Государь это понимал...В любом случае, другого выхода у него не было".

  • ответить

пт, 12/18/2015 - 10:03 Цитата: «А я вот не смог :

Цитата: «А я вот не смог проголосовать как раз по той же причине, что описана у Ольги». --- И эта причина связана с «всемирным заговором», а вовсе не с Вашим неумением пользоваться компьютером? Каким удивительным образом, другие слушатели «Радонежа», смогли проголосовать за переименование – остаётся загадкой. \\\ Цитата: «По мнению Сергея и писательница Елена Чудинова врет, и историк Дмитрий Володихин врет…» --- По мнению большинства граждан (которые смогли разобраться с регистрацией и проголосовать) - переименовывать станцию, не нужно. Понятно, что это они все врут, а правы те, кто остался в меньшинстве, им параллельно, что их идея не воспринимается остальными, ибо они продолжают её упорно навязывать. Непонятно только – у кого красная идеология.\\\ Цитата: «его неприятие Царя стоит за каждым словом, которое он, как всегда, не преминёт оставить за собой» --- Просто не нужно земного царя, ставить вместо Царя Небесного и прикрывать им свои политические идеи. «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. (Мф. 7:21) Оставьте уже последнее слово за собой – и просто покажите, в чём я не прав, искренне хочу это понять. Спасибо.

  • ответить

сб, 12/19/2015 - 07:18 Прошу прощения за описку. В :

Прошу прощения за описку. В моём комментарии под номером 1) в конце следует читать «Но опять-таки, подчеркну то, что уже написал выше, это не факт, что ЗА переименование проголосовало бы большинство, согласен».

Сотни тысяч людей ежедневно спускаются на эту станцию с поверхности, и наоборот. Еще больше просто проезжают ее на поезде. И далеко не все знают о том, почему уже несколько лет ее хотят переименовать. Но об этом стоит сказать чуть позже, а пока необходимо вспомнить, как она вообще появилась на карте московского метрополитена.

История

"Войковская" была открыта в последний день 1964 года, хотя была задумана еще в 1938-м. Несколько раз планы менялись, ее расположение могло быть совершенно другим, в какой-то момент на карте могло даже появиться целых две станции в этом районе, но в итоге все было утверждено в том виде, который знаком нам сейчас. Свое имя станция получила по расположенному неподалеку Московскому чугунолитейному заводу имени Войкова, который, в свою очередь, был назван по фамилии пламенного революционера Петра Лазаревича, дипломатического работника и активного сподвижника В. И. Ленина.

Спустя некоторое время после открытия появились планы о строительстве ответвления на запад, в сторону района Тушино. Однако позднее от этого отказались, решив провести в ту сторону отдельную ветку. Рядом со станцией есть заделы для соединения путей с еще одной кольцевой линией, но, согласно современным планам, так называемый Третий пересадочный контур не пройдет через "Войковскую".

Район расположения

Итак, когда стало понятно, в честь кого станция "Войковская" была названа, стоит подробнее рассмотреть, где она находится. Она располагается на севере Москвы и тянется вдоль Ленинградского шоссе. Неподалеку от ее вестибюлей находится несколько троллейбусов и трамваев, а также железнодорожная платформа, так что "Войковская" станция метро является элементом довольно крупного транспортно-пересадочного узла.

В шаговой доступности от остановки располагается популярный и прилегающее к нему офисное здание. Также вблизи южного выхода со станции находится парк имени Воровского, на территории которого в XIX веке функционировала лечебница для алкоголиков.

О смене названия

Тем, кто не силен в истории, невдомек, в чью честь названа станция "Войковская". Переименование, а также сам факт того, что вокруг него возникают споры, могут вызвать у несведущих удивление. А ведь уже на протяжении нескольких лет общественные деятели поднимали вопрос о смене названия всех точек транспортно-пересадочного узла. Предлагался вариант "Коптево". Связано это было с недопустимостью того, как заявляли активисты, чтобы важные объекты в столице носили фамилию террориста, участвовавшего в расстреле царской семьи и замеченного в еще некоторых не слишком благовидных поступках. Справедливо это или нет - судить трудно, за давностью лет сложно точно сказать, какой на самом была роль Войкова в уничтожении российской монархии. Но споры, тем не менее, не утихают, и стороны предлагают самые разные варианты.

В конце 2015 года на базе платформы "Активный гражданин" завершилось голосование по данному вопросу, результаты которого показали, что 53 % москвичей выступают против смены названия. Альтернативный опрос, проведенный независимым СМИ, в общем и целом подтвердил эту статистику. Это, однако, не поставило точку в данной дискуссии - самые разные люди выступают за то, чтобы сменить название станций, предлагая увековечить имя недавно скончавшегося Эльдара Рязанова.

Вслед за транспортно-пересадочным узлом предлагается переименовать и весь район. Это влечет за собой не только сложности, но и ощутимые расходы, так что вопрос остается крайне неоднозначным и противоречивым, привлекая к себе много внимания со стороны общественности.

Происшествия

Станция "Войковская" стала местом, с которым связывают некоторые довольно известные москвичам события. За последнее десятилетие здесь случилось следующее:

  • В 2006 году на перегоне "Сокол-Войковская" в тоннель провалилась бетонная свая и повредила один из вагонов проходящего состава. К счастью, пострадавших не было.
  • В 2013 году на перроне "Войковской" было снято видео, как байкер на мотоцикле едет по платформе, что запрещено и просто опасно. Спустя месяц виновник был задержан за хулиганство.

Перспективы развития

Несмотря на свою довольно важную роль и удачное расположение, станция "Войковская" в ближайшие годы вряд ли получит свое развитие как часть метрополитена. Третий пересадочный контур пройдет через "Динамо", о соединении с другими линиями тоже пока ничего не говорится. Тем не менее в рамках развития городской инфраструктуры и планов интеграции железной дороги в транспортную сеть станция может получить второе рождение, хотя и сейчас она не испытывает недостатка в пассажирах, особенно по выходным, когда люди идут по магазинам и в кинотеатр, расположенные в ТРЦ "Метрополис".

Находилось село Никольское. К сожалению, его название не зафиксировано в современной московской топонимике. Впервые описание села встречается в писцовой книге 1584 г., из которой узнаем, что ранее — в середине XVI в. оно принадлежало воеводе времен Ивана IV князю Юрию Ивановичу Токмакову, представителю вскоре угасшего старинного рода, а к моменту описания было записано «в вотчине за Яковом Васильевым сыном Зюзиным». Кроме вотчинникова двора в селе имелось «пять дворов людских, да место дворовое попово». Деревянная «клетская» церковь во имя Николая Чудотворца возвышалась на берегу Химки, но стояла «без пения».

Владелец Никольского Яков Васильевич Зюзин был довольно заметной личностью рубежа XVI-XVII вв. В 1598 г. он подписался под грамотой об избрании царём Бориса Годунова. В 1605 г., когда Годунов, напуганный вторжением самозванца, посылал по городам стольников и стряпчих собирать дворян и детей боярских для отпора врагу, Зюзин был направлен в Пронск. Но здесь он довольно быстро сумел сориентироваться, и в том же году, уже при Лжедмитрии I, мы видим его заседающим в Государственном совете, а затем воеводой в Рязани. С лёгким сердцем пошёл он на службу к следующему царю Василию Шуйскому. В 1607 г., когда Шуйский послал три полка под Тулу против восставших крестьян Болотникова, воеводой сторожевого полка был Зюзин. В 1608 г. его жалуют в думные дворяне, но в следующем году он был убит под Тулой. В Смутное время война и голод не обошли стороной село, отделённое лишь узкой речушкой от лагеря тушинского вора. Писцовая книга 1623 г. косвенно подтверждает это, зафиксировав уменьшение числа дворов в селе. При этом Никольское продолжало оставаться в роду Зюзиных.

В 1617 г. вдова Фёдора Алексеевича Зюзина отдала половину села в качестве приданого своей дочери Олены Зюзиной князю Дмитрию Мамстрюковичу Черкасскому, племяннику второй жены Ивана Грозного, и с тех пор свыше ста лет Никольским владеют князья Черкасские.

Боярин Дмитрий Мамстрюкович Черкасский был одним из виднейших деятелей первой половины XVII в., активно участвовавшим в войнах того времени. При нём в Никольском в 1646 г. значилось 5 крестьянских дворов, в которых отмечено 15 душ. После смерти Дмитрия Мамстрюковича в июле 1651 г. Никольское вместе с соседней деревней Захарково переходит к князю Якову Куденетовичу Черкасскому, одному из лучших полководцев эпохи царя Алексея Михайловича, а после его кончины в 1667 г. досталось его сыну Михаилу Яковлевичу.

Новый владелец переводит в деревню Захарково всех крестьян, оставляя в селе лишь дворовых. Видимо, он хотел превратить Никольское в свою загородную резиденцию. Подтверждение этому находим в записках голландца Б. Койетта, находившегося в 1676 г. в Москве в составе нидерландского посольства. Полусгоревшая незадолго до приезда посольства усадьба едва ли могла привлечь внимание путешественников, тем не менее автор отмечает печи в комнате и сенях, украшенные изразцами. Учитывая высокую стоимость изразцов, можно сказать, что хозяин был человеком далеко не бедным и заботился об украшении своей загородной усадьбы. Б. Койетт пишет, что «в селе не было ничего хорошего, кроме столь красивой и изящной церкви, какой я среди деревянных ещё не видывал». Очевидно, речь идет о вновь построенной церкви, описание которой даётся в переписной книге 1686 г.: «…в селе церковь деревянная с нижней службою, в верхней службе Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, а в нижней Алексея митрополита московского чудотворца, а в церкви образы, и книги, и ризы, и на колокольнице колокола и всякое строение вотчинниково». Судя по тому же описанию, в Никольском значились двор вотчинника, два конюшенных двора, скотный двор с двумя крестьянами, двор приказчика, двор мельника, где фиксируется 3 человека, 19 дворов кабальных и дворовых людей (44 человека). Людей для различных работ по устройству усадьбы, видимо, не хватало, и поэтому дворовые и кабальные люди были переведены сюда из села Васильевского Суздальского уезда.

В 1713 г. село наследует князь Алексей Михайлович Черкасский. Сыновей у него не было, и Никольское перешло к его дочери Варваре Алексеевне. В своё время она считалась самой богатой невестой в России. Далеко не юная невеста имела, по словам современника, «прошлое, не лишённое бурь и испытаний», но всё это с лихвой компенсировалось баснословным приданым. Замуж она вышла в 1743 г. за человека тоже богатого — Петра Борисовича Шереметева. С тех пор Никольское остается во владении рода Шереметевых. Брак оказался довольно удачным, и супруги прожили в согласии 24 года.

Граф Пётр Борисович Шереметев родился в феврале 1713 г. в бытность службы его отца на Украине. Крёстным отцом стал гетман К. Скоропадский, а царь Пётр I почтил новорожденного сына своего любимца зачислением сразу прапорщиком в гвардейский Преображенский полк. Пётр Борисович стал товарищем детства будущего императора Петра II, с которым вместе рос и учился. В правление Елизаветы Петровны и Екатерины II он занимает целый ряд важных должностей. Для своего времени владелец Никольского был довольно прогрессивным человеком. В 1767 г. в комиссии по составлению нового уложения, куда его избрали, он высказывал, между прочим, полную готовность освободить своих крестьян из крепостной зависимости. Унаследовав после отца громадное состояние в 60 тыс. душ, которое почти удвоилось с женитьбой на не менее богатой княжне Черкасской, Пётр Борисович владел в разных губерниях 140 тыс. крестьян. Этот широкий достаток давал ему возможность жить пышно и открыто. Основное внимание он сосредотачивает на принадлежавшем ему Кускове. Никольским он интересовался мало. Церковь в селе постепенно ветшает и к началу XIX в. превращается в приписную, а вскоре и закрывается. Иконы из неё передают в храм села Владыкина.

После смерти Петра Борисовича все его владения перешли к его сыну Николаю Петровичу, известному своей благотворительностью. На рубеже XVIII-XIX вв. Никольское представляло собой небольшое селение в 14 дворов при Петербургской дороге. Барского дома уже не было, хотя и сохранялся плодовый сад. Жители в основном занимались хлебопашеством, но уже развиваются и промыслы: мужчины зарабатывали извозом в Москве и «распилкой досок», а женщины «упражняются в вязании на продажу колпаков и чулок». Оба промысла существовали здесь вплоть до 30-х годов XX в. Никольское и приписанную к нему деревню Захарково разделяла узенькая речка Химка, на которой стояла мельница «о трёх поставах». В жаркое время она становилась «шириною в две сажени и глубиною в три вершка». Но и в ней водилась разнообразная рыба: щука, окунь, плотва, голавль, подлещик. Селения соединяла просёлочная дорога, проложенная в лесу, где водились зайцы и лисы, а порой забегали и волки.

В 1809 г. после смерти Николая Петровича Никольское досталось его единственному сыну Дмитрию Николаевичу Шереметеву. Как и отец, он отдавал весьма значительные суммы на дела благотворительности.

События Отечественной войны 1812 г. коснулись Никольского самым непосредственным образом — через село проходила главная дорога государства, связывавшая две столицы. Никольское занял лёгкий баварский кавалерийский полк из дивизии графа Орнано. Однако оккупантов постоянно тревожили налёты казаков генерала Ф.Ф. Винценгероде. Для жителей села война окончилась 10 октября, и крестьяне смогли вернуться домой.

Вслед за этими потрясениями жизнь в селении потекла своим чередом. Крестьяне восстановили разрушенное и, судя по ревизии 1816 г., в селе насчитывалось 17 дворов с 91 жителем. Другим важным этапом в его истории стала крестьянская реформа 1861 г., после которой была подписана уставная грамота, определявшая условия выхода крестьян из крепостной зависимости. По «Положению» для данной местности на каждую ревизскую душу полагался надел в 3 десятины земли. В Никольском таковых насчитывалось 74, и крестьянскому обществу следовало выделить 222 десятины. Но в пользовании крестьян уже до этого находилось 250 десятин. Поэтому душевой надел для Никольского определили в 3,5 десятины, т.е. в общем 259 десятин — больше всех в округе. Но были и маленькие нюансы, которые не давали крестьянам сразу же воспользоваться землей. Территория под лесом на 36 десятинах отошла крестьянам, но лес принадлежал помещику и лишь после его вырубки можно было занять землю. Площадь под торфяным Прохоровским болотом также отходила крестьянам, но лишь после выемки торфа. А если учесть, что на пахотную землю оставалось 78 десятин и 1563 сажени, т.е. чуть больше 1 десятины на ревизскую душу (они учитывались по ревизии 1858 г., а с того времени число их выросло), то не мудрено, что все большее число крестьян обращали своё внимание на подсобные промыслы и работу на промышленных предприятиях, число которых в округе всё увеличивалось.

Между тем в 1871 г. умирает граф Д.Н. Шереметев и впервые после долгого перерыва их огромные владения дробятся. Меньшая часть отошла вдове, а остальное было поделено между братьями — старшим сыном (от первого брака) Сергеем, известным историком и писателем, и младшим Александром. Последний получил в наследство свыше 207 тыс. десятин, из них в Подмосковье 3435 десятин, включая и Никольское.

С этого времени Никольское все более и более становится фабричным районом. Первые фабрики близ селения появились давно. В самом же Никольском в 20-е годы XIX в. можно отметить лишь две кузницы Матвея Андреева и Матвея Иванова, стоявших по краям села. Позднее появляются кирпичные заводы. В 1860 г. московский купец второй гильдии И.И. Богомолов заключает с конторой графа Шереметева контракт на содержание двух мельниц — Никольской и Захарковской. В контракте оговаривалось право промышленника устроить фабрики. В том же году на берегу Химки строится небольшая суконная фабрика с шерстопрядильным отделением. Кроме ручных станов на фабрике устанавливают и механические с приводом от мельничного колеса. Следующий хозяин фабрики — мещанин Чибисов был менее удачен в своём предприятии. Летом 1880 г. фабрика сгорела. Погибли двое рабочих, ещё двое получили увечья. Через три с половиной года владельца приговорили к 7 дням ареста и церковному покаянию. Причина же пожара осталась «неоткрытою».

Восстанавливать фабрику пришлось следующим владельцам — братьям Николаю и Герасиму Синицыным, крестьянам деревни Лихоборы. Вновь отстроенная фабрика заработала в 1890 г. Количество работников на ней никогда не превышало 50 человек. В 1909 г. фабрикой владел один из братьев — Герасим, а в 1910 г. она перешла к компании «Бланшар и К°».

К старейшим московским заводам можно отнести Никольский кирпичный завод. Собственно до революции здесь существовали два завода. Возникновение их можно отнести к 1850 г., а основателями были крестьяне Иван Кузьмич Донской и Родион Иванович Дудочкин. В силу специфики производства эти заводы работали лишь в тёплое время, хозяин не всегда мог возобновить работу в следующем году и поэтому первые кирпичные заводы работали при Никольском периодически. В 1871 г. купец второй гильдии П.Н. Туманов открывает Никольский завод, а в 1876 г. — Знаменский (ближе к Аксиньину). Этот предприниматель действовал с размахом: ему принадлежали также заводы в Зюзинской волости при селе Воронцове и сельце Шаболове, в Троице-Голенищевской волости при деревнях Терешкове и Сукове. Чтобы обеспечить Никольский и Знаменский заводы дешёвым топливом, Туманов купил неподалеку торфяное болото (между Поярковым и Ржавками), на котором работало до 80 сезонников. Кроме заводов Туманов вёл торговлю строительными материалами — на Триумфальной площади и у Калужских ворот. В лучшие годы на Никольском заводе работало свыше 500 человек, но к 1910 г. предприниматель сворачивает производство и заводы переходят к товариществу И.Н. Воронина. Вскоре мировая война и революция вынудили остановить заводы.

Важным событием в жизни села стало открытие уездной сельской лечебницы, для которой выбрали место на 16-й версте Петербургского шоссе, ближе к деревне Химки. За год построили несколько кирпичных и глинобитных зданий, и 8 октября 1895 г. состоялось торжественное открытие Никольской больницы. Кроме окрестных селений в её 15-вёрстную зону обслуживания вошло и множество промышленных заведений. Медперсонал во главе с врачом А.В. Ивановым самоотверженно трудился и в мирное время, и в годы испытаний. В 1914 г. он возглавил лазарет для раненых воинов на даче фабриканта Н.П. Павлова (между Никольским и Окружной железной дорогой). В дальнейшем здесь работал санаторий, названный впоследствии «Лебедь», а до конца 1980-х годов госпиталь Министерства обороны. В Гражданскую войну больница, рассчитанная на 45 коек, развернула лазарет на 120 мест и открыла филиал в Казанском Головинском монастыре.

Войны и революции прошли для Никольского достаточно спокойно, а вскоре начинается подъем хозяйства: вновь открывается кирпичный завод и шерстомойная фабрика (бывш. Бланшар), которую арендовали нэпманы С.О. Счетчик и Г.И. Гофман. Позднее здесь вновь организовали шерстопрядильное производство. По переписи 1926 г. практически половина жителей Никольского занималась промыслами и работала в промышленности (из 185 хозяйств лишь 93 были причислены к крестьянским). В 1933 г. фабрику «Текстильпром», на которой работали 141 человек, перевели в Пушкинский район Подмосковья.

Небывалого расцвета достигло разведение клубники, которым Никольские крестьяне занимались еще с XIX в. Многие владельцы клубничных плантаций держали батраков, которыми работали женщины из Рязанской губернии. В 1922 г. в небольшом имении фабриканта Прохорова на берегу р. Химки организовали совхоз, один из лучших в СССР, Удои в «Никольском» были выше, чем в показательном шведском стаде Сельскохозяйственной академии (380 вёдер в год от одной коровы против 340 ведер). Времена начали меняться после 1927 г. Для ликвидации крепких артелей всегда находился повод — слишком самостоятельные хозяйства были бельмом на глазу у власти. Ликвидировали в 1930 г. и «Никольское», а в следующем году организовали колхоз. Впрочем, существовал он недолго: в 1934 г. его объединили с Головинским и дали ему название «Имени 15-летия комсомола».

В 1931 г. пленум ЦК ВКП(б) принял решение о строительстве канала Москва-Волга. Осенью следующего года развернулись работы. Начинали их вольнонаемные рабочие и завербованные крестьяне. Но уже заканчивалось строительство Беломорско-Балтийского канала, и ГУЛАГ постепенно перемещал своих подопечных в Подмосковье. Появились первые палатки и на полях Никольского. Кроме рытья канала каналармейцы построили для себя лагерь и барачный посёлок между селом и р. Химкой, который позднее заселили водники и рабочие других организаций. Правая сторона Никольского также застраивается в основном бараками. Появляются 1-й и 2-й Головинские и Ново-Никольский посёлки. В 1938 г. весь этот конгломерат получает статус посёлка под названием Никольский. В 1958 г. правую часть посёлка включили в состав Москвы, и началась её интенсивная застройка. Остальная часть посёлка вошла в состав города в 1960 г. В 1969 г. началась застройка и нечетной стороны по проекту, над которым работали архитекторы Н. Селиванов, А. Меерсон и Е. Польская, инженеры Б. Ляховский, Г. Клевцова, 3. Халайдовский и Г. Громов.

На территории нынешнего Войковского района было село Никольское в котором проживали люди с 1584 года (согласно писцовой книге). Село просуществовало вплоть до 1960 года, когда полностью перешло в состав Москвы. Село Никольское было застроено многоэтажными домами в 1932-34 годах, когда появилось Химкинское водохранилище. Массовое строительство жилья и промышленных зданий началось после 1945 года. В наше время, в районе проводятся реконструкции ветхого жилья и больших промышленных территорий.
Основная магистраль Войковского района имеет давнюю историю. Бывшее Петроградское шоссе в 1924 году стало Ленинградским шоссе и является главной магистралью на пути в Санкт-Петербург. В XV-XVII веках здесь шла большая торговая дорога на Тверь, по ней ехали торговые люди, многочисленные обозы с товарами, гнали гурты скота. Недаром старая пословица гласила: "Город Тверь - в Москву дверь". В XVIII, когда Петр I перенес столицу в Петербург, дорога связала два крупнейших города России. По Ленинградскому шоссе уходили на фронт в грозные дни осени 1941 года доблестные защитники столицы - соединения советской Армии и полки дивизий народного ополчения, сформированные из москвичей добровольцев. О том суровом времени напоминает бывшая Новоподмосковная улица, названная именами Зои и Александра Космодемьянских. Здесь находится школа № 201, в которой в 1933-1941 гг. учились будущие герои. В бывшем здании филиала Дворца пионеров и школьников, рядом с кинотеатром "Варшава", в 1942-1943 гг. размещался госпиталь для партизан.
Близ станции метро "Войковская" шоссе проходит по путепроводу, который часто называют "Мост Победы", над железнодорожной линией. Бронзовые фигуры воинов-победителей - советского солдата в накинутой на плечи плащ-палатке и девушки-снайпера - возвышаются на 10 метровых гранитных колоннах у въезда на путепровод. Этот монумент скульптора Н.В.Томского и архитектора Д.Н. Чечулина, названный "Триумф Победы", установлен в 1943 году.
Под путепроводом параллельно железнодорожной линия уходит направо от Ленинградского шоссе улица Космонавта Волкова, дважды Героя Советского Союза, погибшего 30 июня 1970 года вместе со своими товарищами-космонавтами Г.Т.Добровольским и В.И. Пацаевым при возвращении космического корабля на Землю. В начале улицы воздвигнут памятник Владиславу Николаевичу Волкову (Скульптор Г.М. Тонзе, архитекторы И.М. Студенкин и Б.Г. Тхор).
За вторым вестибюлем станции метро "Войковская" в 1970 году построен кинотеатр "Варшава" с большим киноконцертным залом на 1200 мест. В парке у киноконцертного зала к 50-летию Победы на средства района, коммерческих организаций и пожертвования жителей была установлена скульптурная композиция "Победа" работы скульптора А. Нейстата. Площадь, на территории которой находится кинотеатр, названа в честь одного из руководителей революционных выступлений варшавских рабочих в 1905 году - Я.С. Ганецкого.
Станция метро "Войковская" названа в память Петра Лазаревича Войкова (1888-1927гг.) - с 1924 года полномочного представителя СССР в Польше. В 1927 году был убит в Варшаве.
Улица адмирала Макарова названа в честь выдающегося русского флотоводца и ученого-океанографа, вице-адмирала, героя русско-турецкой войны, сыгравшего большую роль в создании флота России и погибшего при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт-Артуре.
Выборгская улица названа в честь Выборга - старинного города, основанного новгородцами на Финском заливе еще в XII веке. С этим городом связан один из завершающих этапов битвы за Ленинград во время Великой Отечественной войны - Выборская операция - прорыв обороны противника на Карельском перешейке.
Головинское шоссе (XIX век) ведет в бывшее подмосковное село Головино, в прошлом вотчину боярина Ивана Владимировича Головы. Старопетровский проезд, названный так после 1917 года, (бывшая дорога к селу Петровское) пересекается с улицей Клары Цеткин. Вокзальная улица названа в связи с близким расположением станции Подмосковная (ныне Красный Балтиец) Рижского направления Московской железной дороги.