Ставится глагол to. Глаголы to be и to do в английском языке: особенности использования

“To be, or not to be, that is the question”, - писал небезызвестный классик. Сегодня мы поговорим о самом шекспировском глаголе, который как серый кардинал появляется в английских предложениях и зачастую вовсе не переводится. Разъясним случаи употребления глагола to be и разберемся, какие формы у него есть.

Формы глагола to be в настоящем и прошедшем временах

Форма глагола to be меняется в зависимости от подлежащего и времени.

Обратите внимание на краткие отрицательные формы - они употребляются в неформальном стиле общения, а в деловой переписке предпочтительнее использовать полные формы. В британском английском употребляются обе краткие отрицательные формы (you’re not = you aren’t) без особой разницы в значении, а вот американцы отдают предпочтение форме с not (you’re not). Например:

Is he married? - Он женат?
No, he isn’t . - Нет.

He looks happy, but actually he’s not . - Он выглядит счастливым, но это не так.

Функции глагола to be в английском предложении

  1. To be как глагол-связка «быть»

    Давайте вспомним структуру английского предложения:

    Возьмем для примера два предложения:

    Meryl Streep works as an actress. - Мэрил Стрип работает актрисой.
    Meryl Streep is an actress. - Мэрил Стрип актриса.

    В первом примере структура английского и русского предложений совпадают: подлежащее - Meryl Streep (Мэрил Стрип), сказуемое - works (работает).

    Во втором случае в русском предложении нет сказуемого, так как глагол-связка «быть» («есть», «являться») в настоящем времени в русском языке обычно опускается - Мэрил Стрип есть актриса. Но в английском языке мы без сказуемого обойтись не можем.

    Обратите внимание, что в прошедшем и будущем временах глагол-связка «быть» уже не опускается в переводе.

    Meryl Streep was an actress in the past; now she is a politician, and in the future she will be a president. - В прошлом Мэрил Стрип была актрисой, сейчас она политик, а в будущем она будет президентом.

    Чаще всего глагол-связка to be используется, когда мы:

    • Говорим о том, кем или чем является подлежащее

      He is an architect. - Он архитектор.

    • Говорим о качестве, которым обладает подлежащее

      Sofia and Kerry are beautiful. - София и Кэри красивые.

    • Используем to be, когда хотим сказать о возрасте, росте, размере или цене

      He"s tall although he"s only fifteen years old. - Он высокий, хотя ему всего пятнадцать лет.

    • Указываем на человека или предмет

      Глагол to be часто употребляется в сочетании с указательными местоимениями this (этот, эта, это), that (тот, та, то), these (эти), those (те), для того чтобы обозначить человека или предмет.

      This is Martin, my friend. - Это Мартин, мой друг.
      These are my books. - Эти книги мои.

      That was my car. - То была моя машина.
      Those were my classmates. - Те люди были моими одноклассниками.

  2. To be как вспомогательный глагол
    • Группа времен Continuous

      Для времен группы Continuous используем следующую схему:

      Present Continuous Present Perfect Continuous
      He is reading a scientific magazine now. - Он сейчас читает научный журнал. John hasn’t been working so hard lately. - В последнее время Джон не так усердно работает .
      Past Continuous Past Perfect Continuous
      My friends were hiking last weekend. - Мои друзья ходили в поход на прошлых выходных. Geraint’s legs were stiff because he had been cycling for six hours. - Ноги Герайнта затекли, так как он ехал на велосипеде 6 часов.
      Future Continuous Future Perfect Continuous
      I will be watching a tennis match on Friday at 8 p.m. - Я буду смотреть матч по теннису в пятницу в 8 вечера. In 2019, Beyonce will have been running Beyond Productions for 15 years. - В 2019 году будет 15 лет, как Бейонсе управляет компанией Beyond Productions.
    • Пассивный залог

      Схема образования пассивного залога:

      Present Simple Passive Voice Present Perfect Passive Voice
      Laughter is prohibited in this gloomy house. - Смех запрещен в этом мрачном доме. This dog has been taken care of . - Об этой собаке позаботились .
      Past Simple Passive Voice Past Perfect Passive Voice
      My father was made redundant at the factory. - Моего отца сократили на заводе. Nobody told me that this problem had been already solved . - Никто не сказал мне, что эту проблему уже решили .
      Future Simple Passive Voice Future Perfect Passive Voice
      These heroes will never be forgotten . - Эти герои никогда не будут забыты . I hope the project will have been completed by tomorrow. - Надеюсь, завтра проект будет завершен .

Распространенные конструкции с использованием глагола to be

Глагол to be может быть частью распространенных в английской речи конструкций - это устойчивые выражения, которые не всегда дословно переводятся на русский язык.

  1. There + to be

    Конструкция there + to be используется для того, чтобы указать на наличие или отсутствие чего-либо/кого-либо. Если мы указываем местонахождение, ставим его в конец предложения.

    There were many questions. - Было много вопросов.
    There is a baby in the car. - В машине ребенок.

    Обратите внимание, что в этой конструкции there произносим как /ðə(r)/ вместо /ðeə(r)/.

  2. Here + is/are

    Эту конструкцию используют, чтобы передать кому-то какой-то предмет. Here + is/are используется только в настоящем времени в утвердительных предложениях. Мы не переводим here как «здесь», а опускаем его.

    Here’s your tea. - Ваш чай.
    Here you are . - Вот, держи.

    Не перепутайте эту конструкцию с основным значением слова here. Посмотрите пример:

    Here we are , and here you are . - Мы здесь, и вы здесь.

  3. To be going + to do

    Эта конструкция помогает рассказать о своих будущих планах, когда вы уже приняли решение и намерены реализовать задуманное.

    I’m going to buy a kitten today. - Сегодня я собираюсь купить котенка.

    А еще to be going + to do можно использовать в предсказаниях, когда у нас есть основания полагать, что какое-то действие или событие произойдет в будущем.

    It’s going to rain . - Дождь собирается .

    В разговорной речи эта конструкция используется так часто, что going to do сократили до gonna do, этот вариант особенно распространен в американском английском.

    It’s so cold here. She’s gonna freeze ! - Здесь так холодно. Она замерзнет !

  4. To be about + to do

    С помощью этой конструкции в разговорной речи часто говорят о действии или событии, которое произойдет в ближайшем будущем.

    James, we are about to run out of petrol! - Джеймс, у нас вот-вот закончится бензин!
    I was about to call you. - Я как раз собирался тебе звонить .

  5. To be + to do

    Часто в этой конструкции глагол to be называют модальным, потому что мы говорим о предварительной договоренности, из-за которой нужно выполнить какое-либо действие.

    Используем to be + to do в следующих ситуациях:

    • Будущие планы и договоренности

      Эта конструкция часто используется в формальном английском, например, когда объявляют об официальных мероприятиях.

      The President is to visit Murmansk next month. - Президенту предстоит посетить Мурманск в следующем месяце.

    • Приказы, инструкции, запреты

      I don’t understand why you are to turn your phone off on the plane. - Я не понимаю, почему следует выключать телефон в самолете.

    • В условных предложениях с союзом if

      Обычно в части с if стоит условие, а во второй части предложения - результат или следствие. Но если в части с if использовать конструкцию to be + to do, то именно она укажет на результат/цель. Сравните:

      If we leave now (условие), we won’t be late for the flight (результат). - Если мы уйдем сейчас, мы не опоздаем на рейс.
      If we are to get in the airport by noon (цель), we have to leave now (условие). - Если мы должны попасть в аэропорт до полудня, нам нужно уйти сейчас.

Есть и другие конструкции с глаголом to be, мы представили только некоторые из них.

Наш тест поможет вам закрепить полученные знания об употреблении вспомогательного глагола to be на практике.

Тест по теме «Глагол to be в английском языке»

Одной из самых популярных языковых “путаниц” является использование глаголов to be и to do . Имеется в виду подмена одного глагола другим, которая происходит в следствии непонимания функций и значений этих слов.

Мы уже подробно рассказывали о глаголе to be , поэтому сейчас сконцентрируемся на сравнении использования глаголов в ситуациях, в которых чаще всего и возникает путаница.

Сильный и слабый глагол

В английском языке есть две большие категории глаголов - сильные и слабые.
К сильным глаголам относятся модальные глаголы и их эквиваленты, have got, вспомогательные глаголы (do/ does/ did) и to be . Сильные глаголы самостоятельно образуют отрицательные конструкции и вопросы:

Must he go to the dentist? - I must go to the dentist./ I mustn’t eat apples.

В случае со слабыми глаголами мы не в состоянии без вспомогательных построить вопрос или отрицание, избежав ошибки:

I live to Paris.

Live you in Paris? - ошибка/
Верным будет сказать: Do you live in Paris?

He lives not in Paris. - ошибка/
Верным будет сказать: He doesn’t live in Paris.

Итак, мы используем вспомогательный do или две другие его формы (does/ did ) для того, чтобы корректно формировать вопросы и отрицания.

Ошибка рождается, когда студенты (под этим словом мы подразумеваем всех изучающих иностранный язык от мала до велика) начинают использовать вспомогательные глаголы для форм to be :

He is Liza’s brother.

Does he is Liza’s brother? - ошибка
He doesn’t is Liza’s brother. - ошибка

Несомненно формы глагола to be не похожи на свою начальную форму. Полагаем, именно это может сбить с толку.
Следует запомнить: am, is, are, was, were являются сильными глаголами и никогда не используют вспомогательный do :

Is he Liza’s brother? - правильно
He isn’t Liza’s brither. - правильно

А вот do напротив. Сам по себе как смысловой этот глагол является слабым и имеет значение делать . Соответственно нуждается в помощи вспомогательного, совпадающего с ним по написанию и произношению do , который не переводится на русский язык и выполняет чисто грамматическую функцию :

I do exercises every day.
Do I do exercises every day?
- правильно
I don’t do exercises every day. - правильно

Do I exercises every day? - ошибка
I don’t exercises every day. - ошибка/ Это предложение лишено смысла и будет переводится “Я не упражнения каждый день ”. Хочется сразу спросить “не что ? упражнения”

Вспомогательный глагол

Второй серьезной проблемой порой становится выбор вспомогательного глагола .
Большинство курсов построены таким образом, что знакомство с английской грамматикой и языком в целом начинается именно с глагола to be - быть, являться, находиться где-либо . Студенты настолько привыкают к конструкциям с to be , что для них совершенно логичным становится их использование в качестве вспомогательного глагола . Он фактически теряет свое значение и предложения подобного рода становятся равными грамматически:

She is in Paris.
She lives in Paris.

Допустим, что по контексту возможно перевести их оба как “Она живет в Париже ”. Происходит следующее:

Is she in Paris? - правильно
Is she live in Paris? - ОШИБКА

To be никогда не будет использоваться в роли вспомогательного глагола к слабому, если только это не конструкции Continuous или Passive, которые включают в свой состав to be :

Is she living in Paris? - правильно/ Present Continuous
The work wasn’t done . - правильно/ Passive

Проверить очень просто. Задайте вопрос к смысловому глаголу, например, жить (что делать? ). Именно делать (do/ does/ did ) станет вспомогательным.

Мы имеем дело не с БЫТЬ , а с ДЕЛАТЬ :

Does she live in Paris? - правильно
She doesn’t live in Paris. - правильно

Желаем вам сделать правильный выбор и добиться больших успехов в обучении!

Виктория Теткина


Изучение глаголов в английском языке целесообразно начать с изучения самого распространенного глагола — глагола to be быть, находится, являться .

Ниже представлена таблица с изменением глагола to be по лицам (спряжение глагола) в настоящем, прошлом и будущем времени.

Настоящее время Прошедшее время Будущее время
I am — я есть was shall / will
You are — он есть were will
He, she, it is — он, она, оно есть was will
We are — ты, вы есть were shall / will
You are — мы есть were will
They are — они есть were will

В русском языке глагол "быть" в утвердительных предложениях можно опустить. Например: "Он дома", "Ему 25 лет". В английском же языке нельзя употреблять предложения без глагола . Необходимо обязательное присутствие глагола, хотя он может явно не переводится на русский язык. Например, чтобы сказать "Я пилот" в английском языке необходимо добавить глагол be, и в итоге предложение получит смысл "Я есть пилот" — "I am pilot".Еще несколько примеров:

  • I am 45 — Мне 45 (Я есть 45)
  • I am from Moscow — Я из Москвы (Я есть из Москвы)
  • I am married — Я женат (Я есть женат)
  • He is Mark — Его зовут Марк (Он есть Марк)

Также в предложениях употребляются сокращенные формы глагола to be:

  • I am = I"m
  • He is = He"s
  • They are = They"re
  • He is not = He isn"t
  • We are not = We aren"t

Рассмотрим еще одно различие русского и английского языков. В русском языке утвердительное и вопросительное предложения могут различаться только лишь знаком вопроса в конце предложения. Например:

  • Он писатель — утверждение.
  • Он писатель? — вопрос.

В устрой речи в русском языке вопросительное предложение отличается от утвердительного специальной вопросительной интонацией. Англичане же могут сказать утверждение с такой же интонацией, как и вопрос. Англичане выходят из этого положения, изменяя в предложении порядок слов:

  • He is a writer — Он писатель.
  • Is he a writer — Он писатель?

Чтобы задать вопрос необходимо поменять местами подлежащее he и вспомогательный глагол is (to be).

Для отрицания в русском языке используется частица "не", а в английском частица "not ", которая ставится после вспомогательного глагола be .

  • He is not at home — Он не дома.
  • They are not enemies — Они не враги.

Для закрепления форм глагола to be в разных лицах и временах проспрягаем предложение "I am strong":

Настоящее время:

Настоящее время Прошедшее время Будущее время
  • I am strong — Я сильный
  • You are strong — Ты сильный
  • He is strong — Он сильный
  • We are strong — Мы сильные
  • You are strong — Вы сильные
  • They are strong — Они сильные
  • I was strong — Я был сильным
  • You were strong — Ты был сильным
  • He was strong — Он был сильным
  • We were strong — Мы были сильными
  • You were strong — Вы были сильными
  • They were strong — Они были сильными
  • I shall/will be strong — Я буду сильным
  • You will be strong — Ты будешь сильным
  • He will be strong — Он будет сильным
  • We shall/will be strong — Мы будет сильными
  • You will be strong — Вы будете сильными
  • They will be strong — Они будут сильными

Как самостоятельный глагол (to be ) употребляется для обозначений возраста людей, размеров предметов, цены товаров, времени, погоды, характеристики людей.

Как вспомогательный глагол be используется для образования длительных времен и страдательного залога (am/is/are/was/were).

Личные формы глагола

I you he, she, it we you they
am are is are are are
am being are being are being are being are being are being

Коллеги как-то спросили, какими фишками можно воспользоваться, чтобы быстро, интересно и эффективно изучить с детьми глагол to be и это вылилось в несколько постов. Посты эти на стене группы найти уже сложно, потому что с тех пор появилось много новых, поэтому решила собрать все вместе и выложить здесь.

Итак, что же делать с этим глаголом to be?

Запомните главное: называйте его как угодно, только не «глагол to be». Детям в начальной школе эти термины ни к чему. А дошкольники так вообще не знают, что такое «глагол». И прекрасно пользуются им при этом.

Сначала вводим местоимения . Однажды коллега показала мне жесты для местоимений и я уже много лет ими пользуюсь с детьми 6-10 лет. Мы встаем и проговариваем местоимения, сопровождая их жестами:

  • I — показываем на себя
  • You — поворачиваемся и показываем на соседа
  • He — руки по швам
  • She — показываем руками воображаемую юбочку
  • It — берем в руки ручку или карандаш
  • We — делаем жест, как будто обнимаем несколько человек сразу
  • You — показываем на двух одноклассников или двумя руками перед собой
  • They — показываем двумя руками вдаль

Отрабатываем несколько раз в разных вариациях (говорим и показываем вместе, я говорю — дети показывают, я показываю — дети говорят, вразнобой и т.д.)

Когда местоимения дети хорошо запомнили, переходим к самому to be . Детям я говорю, что это наш помощник. (Да, есть всякие грамматические сказки про короля и сыновей, но мне они не нравятся и все тут. А так вариантов много, всегда можно придумать что-то свое.)

C утверждениями разобрались? Переходим к отрицаниям. С отрицаниями самое сложное — разобраться с краткой формой. Выписываем на доске полную форму в два столбика (я всегда разделяю единственное и множественное число), потом стираем часть слова и ставим вместо нее апостроф. Получается очень наглядно. Дриллим, тренируем отрицания устно в разных ситуациях, составляем предложения из карточек, делаем письменные упражнения, ну и описываем что-то с использованием утверждений и отрицаний.

Ну и наконец, добираемся до вопросов. Расскажу чуть подробнее, как можно с ними работать.

🔎 Мы познакомились с конструкцией в учебнике и разметили предложения разными цветами — так дети больше обращают внимание на структуру утверждений, вопросов и отрицаний (тем более, что этот комикс им еще дома перечитывать).

🔎 В парах составляем из карточек утверждения, а потом переделываем их в вопросы.


🔎 Я раздаю карточки с вопросами и дети выкладывают их в столбик: Am I?, Are you?, Is he? и т.д.
Потом я задаю детям вопросы, показывая на предметы в классе или картинки, например Is he your friend?/Is he your brother? и пытаюсь добиться полного ответа Yes, he is my friend./No, he isn’t my brother!, записываю его на доске и потом краткий ответ выделяю вот так: Yes, he is (my friend)./No, he isn’t (my brother)
Собираем краткие ответы Yes, he is./No, he isn’t. в нашу таблицу из карточек на столе. Я продолжаю задавать вопросы и получать ответы устно, дети собирают на столах таблички.
🔎 Дриллим таблицу хором. Вот один из вариантов дрилла: Берем какое-то одно слово, например happy и отрабатываем с ним все вопросы: Am I happy?/Are you happy?/Is he happy? и т.д.
Сначала я задаю все вопросы, а дети хором отвечают (Am I happy? — Yes, you are./No you aren’t), потом можно поделить класс на группы и одна отвечает положительным ответом, другая — отрицательным. Потом можно сделать карточки + и — и показывать группам вразнобой, чтобы они заранее не знали, какой ответ им достанется. Потом делим класс на три группы: одна задает вопрос, другая отвечает положительно, третья — отрицательно. Потом используем карточки +, -, и? и снова одна группа задает вопрос, две другие отвечают. Таблица выучена наизусть. (happy в процессе меняем на другие слова).
🔎 Задаю детям вразнобой вопросы по предметам в классе и картинкам, их задача поднять нужную карточку с кратким ответом. (Are they pencils?/Is she a teacher? и т.д.) Потом то же самое делаем устно. Мою роль задавать вопросы на этом этапе уже может выполнять сильный ученик.
🔎 Делаем два-три письменных упражнения на закрепление, остальное — на работу дома дома.
🔎 На следующем уроке повторим, подриллим и будем обыгрывать в разных ситуативных мини-диалогах. Лучше для этого разделить отдельно Is he?-Is she?, Is it?-Are they?, Are you?-Am I? (ед.число) и Are you?-Are we?-Are they?

Это, конечно, не все, что мы делаем с глаголом to be, а только самое основное и интересное. И ВНИМАНИЕ! для Young Learners все вышеперечисленное — это работа не на один урок, а как минимум три.

А у вас есть интересные «фишечки»? Давайте делиться!

Надеюсь, эта статья была для вас полезной. Удачи Вам в преподавании английского!