Терские казаки на карте. Казаки на Кавказе

О кубанских и донских казаках нам известно, прежде всего, по произведениям культуры и искусства. А вот кто такие терские казаки? Этот вопрос у многих вызовет затруднение. Но вспомните рассказы Льва Толстого и других русских писателей, служивших на Кавказе. Нередко там упоминаются казачьи разъезды и заставы. Вряд ли в этой роли можно представить донцов или кубанцев, это была прерогатива именно терских казаков. Однако не только Кавказская война стала для них возможностью отличиться и послужить России.

История происхождения терского казачества

После того как Иван Грозный завоевал Астрахань, русские люди начали продвигаться на Кавказ. И выяснилось, что здесь уже живут их соотечественники. На берегах Аграханского залива и реки Сунжи на тот момент расселялись люди, чей субэтнос несколько позже назовут терскими казаками. По мнению исследователей, они являлись наследниками волжских ушкуйников, путешествовавших во времена Средневековья по Каспию.

Воевода Плещеев привел за собой на Терек в 1563 году волжских казаков. А через четыре года здесь же, на Тереке, был построен знаменитый Терский город. Он стал форпостом дальнейшего проникновения Руси на Кавказ. Город был уничтожен турками, но вновь отстроен спустя 10 лет. Эта дата (1577 год) стала точкой отсчета для терского казачества - оно ведет свое старшинство именно от нее.

К XVII веку терские казаки имели несколько своих городов: на Сунже и Тереке было поставлено четыре поселения. Постепенно войска их углублялись в Кабарду и помогали местному населению отбиваться от ногайцев и кумыков. Те казаки, которые расселились вдоль Терского хребта, начали со временем называться гребенскими (ведь они жили как бы на гребне).

XVIII век стал для казачества знаковым. В этот период они не только начали расселяться по нижнему течению Терека, но и принимали участие в Хивинском походе. Одна за другой строились станицы. Так, в 1735 году был заложен Кизляр, в 1763-м поставлено военное укрепление, которое позже стало городом Моздоком, а в 1784 году - Владикавказ. В это столетие было окончательно сформировано Гребенское казачье войско, которое в 1776 году вместе с несколькими другими объединениями преобразовалось в Астраханское. К 1786 году образовалось Кавказское линейное войско, состоящее из Терского-Семейного, Гребенского, Волгского, Терского войска.

Казаки-кавказцы принимали активнейшее участие во всех событиях, происходивших в этом регионе. Так, в 1768 году Россия вступила в войну с Османской империей. Моздокскую линию обороняли представители Терского казачьего войска, они же отражали нападения горцев и турок на станицы. На страницы истории вписана оборона станицы Наурской в 1774 году. Большая часть казаков этого поселения была в походе, так что сражаться со штурмующими выпало, в основном, женщинам и старикам. Атака кавалерии с однаженными наголо шашками вселяла настоящих ужас на обороняющихся. Несмотря на малочисленность жителей, они смогли отстоять станицу, а со стороны неприятеля потери составили около 800 человек.

Кавказская война 19-го столетия также проходила с активным участием терского казачества. За подвиги в этой военной кампании нескольким казачьим полкам император пожаловал Георгиевские знамена. Участвовали казаки и в Первой мировой войне.

К началу ХХ века было сформировано 12 терских полков, в том числе:

  • три Кизлярско-Гребенских;
  • три Горско-Моздокских;
  • три Волгских;
  • три Сунженско-Владикавказских.

Имелись также две казачьи батареи, представляющие собой артиллерийские части. После революции большевики начали административный передел территорий. В результате Терские земли были сформированы в Горскую АССР, а казакам сделали предложение о дислокации в Сунженском округе. Впрочем, впоследствии он также был упразднен.

Форма одежды и символика терцев

На протяжении всей своей истории казачество не только мирно уживалось с местным кавказским населением, но и многое переняло. Особенно это отразилось на форме терских казаков. Основным предметом одежды здесь традиционно считается черкеска и бешмет. В некоторых казачьих станицах использовались наряды и костюмы, в которых наблюдались явно азиатские мотивы.

Папахи терцев - это не только знак отличия, но и символ казачьей чести. Традиционно этот головной убор изготавливался из овчины, а вот форма его могла быть какой угодно. У каждого казака было в запасе несколько папах на разные случаи жизни, вплоть до похорон. Еще один неотъемлимый атрибут - газыри . Даже после появления патронов и исчезновения необходимости, было принято иметь их нагруди слева и справа в ряд по 10 штук.

Официальные цвета терского казачества - синий и черный. Даже флаг терского казачьего войска является синим, по которому проходит серебряная вышивка. В качестве изображений использовались либо имперский орел, либо Спас Нерукотворный.

Культура и песни терских казаков

Уникальным явлением можно назвать песни терских казаков. Дело в том, что в них интереснейшим образом соединились традиционные русские мотивы с горским интонационным строем. В свое время казаки принесли с собой песенное наследие с Волги и Дона. Эти песни попадали сюда и с новыми переселенцами, которые приезжали на Кавказ служить и оставались здесь навсегда. Здесь выделяется традиция так называемой исторической песни, которая стала ярким атрибутом любого казачьего праздника.

Исторические песни представлены в широком репертуаре. Слушателям предлагаются рассказы об атаманах, целые повествования о знаменитых героях (таких, как Ермак). Существует много песен, где речь ведется как от лица отдельного человека, так и целого казачьего отряда или полка. В подобных сочинениях присутствуют размышления о жизни, возможной предстоящей смерти в бою. Чаще всего, такие произведения проникнуты патриотизмом и готовностью сложить голову за страну. В них по-своему отражена вся история терского казачества, его мировоззрение.

Как правило, песни исполняются многоголосным способом. Здесь тоже наблюдается связь между традициями казаков-походников и горских воинов. Преобладание низких мужских голосов эффектно оттеняется одноголосным дискантным сопровождением. В танцах терских казаков также прослеживаются кавказские обычаи. Например, знаменитая казачья песня «Ойся» исполняется терцами зачастую под местную лезгинку. Практически ни один праздник у казаков-терцев не может обойтись без музыкального сопровождения и танцев с бубнами и барабанами . При этом, исполняются не только горские, то и традиционные русские казачьи пляски.

Обычаи и традиции терских казаков

Как и все казачьи субэтносы, терцы имеют свои укоренившиеся традиции. Где бы ни жили терские казаки, они исповедуют христианскую религию, поддерживают правила уважения к старшим. Быт терцев начинается с домостроения. В постройке нового дома в старину принимала участие вся станица, да и сегодня соседи активно помогают застройщикам.

В казацкой среде долгое время (начиная со второй половины 19 века) бытовала традиция оформления фотографиями домашних интерьеров. Из развешанных по стенам дома семейных фотоснимков составлялись целые стенды.

Наряду с основными станичными праздниками (Рождество, свадьбы и так далее) у терцев существовал и обычай проводов казаков на службу. Он становился настоящим праздником, на котором гуляло все поселение. Свадьбы же, как правило, праздновались осенью либо зимой, когда заканчивались заботы об уборке урожая. Кстати, община могла вмешаться вопросы брака. Она не только определяла возраст, когда можно было жениться, но и могла воспрепятствовать уходу девушки-казачки в другую станицу, если в ее родной оставались вдовые и неженатые мужчины. В целом, быт терских казаков можно назвать разумно-домостроевским.

Традиционные, глубоко укорененные в общественном сознании, но неверные представления связывают появление казаков на Тереке и, соответственно, на Северном Кавказе с военными действиями, которые вела в этом регионе в ХIХ веке Российская империя. В основе этого представления лежат отнюдь не исторические факты, а скорее произведения классиков отечественной литературы - Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Льва Толстого. Аутентичные исторические документы свидетельствуют о другом: терские казаки являются аборигенным (очень давним) населением земель в нижнем и среднем течении реки Терек. Предки терцев впервые пришли на берега этой легендарной реки во времена позднего средневековья - в конце ХV века.

К середине следующего ХVI века казаки становятся в кавказском регионе заметной военно-политической силой. Все ведущие державы того времени, стремившиеся укрепить свои геополитические позиции на Северном Кавказе, учитывали в своей региональной политике «казацкий фактор», по возможности пытались использовать его в своих целях. К периоду же особенно активной фазы Кавказской войны, связанной с деятельностью генерала Алексея Ермолова в 1816–1827 гг., военная и социальная история казаков на Тереке насчитывала уже более трех столетий.

Как Татищев казаков в Рязани нашел

Спор о происхождении казаков и времени их первоначального прихода на Кавказ настолько же давний, насколько давними являются первые попытки написать концептуально целостную историю Государства Российского.

Основу спора заложил выдающийся государственный деятель и историограф Василий Никитич Татищев, автор первого капитального труда по русской истории - «Истории Российской». Происхождение казаков «отец русской истории», ввиду явного недостатка документальной (архивной) базы, изложил очень путано, противоречиво. В частности, Татищев допускал, что одним из компонентов в формировании первичного социума казаков выступали, возможно, так называемые мещерские казаки, жившие во времена Ивана Грозного под Рязанью. По происхождению эти «казаки» были тюркоязычными мангытами («татарами»), которые оказались под Рязанью в результате Великой Замятни (1359–1381 гг.) в Золотой Орде. Татищев предположил, хотя иных документов, кроме его собственного текста на этот счет, не существует, что Иван Грозный переселил якобы этих «татар» на Дон. На этой главной казацкой реке «рязанские переселенцы», по мнению Татищева, смешались с запорожцами гетмана Дмитрия Вишневецкого и тем самым породили для истории донских казаков.

Уже следующий русский энциклопедист Николай Карамзин на страницах своей фундаментальной «Истории государства Российского» категорически опроверг мнение Татищева о «рязанском» происхождении казаков. Историк аргументировано попытался доказать, что казаки являются очень древней этносоциальной общностью, поскольку их формирование в междуречье Днепра и Дона состоялось задолго до так называемого монголо-татарского нашествия.

«Откуда произошло казачество, точно не известно, - писал Николай Карамзин, - но оно во всяком случае древнее Батыева нашествия в 1237 году. Рыцари эти жили общинами, не признавая над собой власти ни поляков, ни русских, ни татар».

Последующие исторические исследования подтвердили обоснованность мнения Карамзина. Специалистам-историографам стало ясно, что казаки издревле - задолго до середины ХVI века - населяли не только Днепровско-Донской бассейн, но и Поволжье - в среднем и нижнем течении Волги, а также предкавказские степи по Тереку. В замечательном исследовании Александра Ригельмана «История, или повествование о Донских казаках», впервые изданном в 1778 году, приводятся исторические предания терско-гребенских казаков, из которых следует, что предки терцев переселялись с Дона в «кумыкскую землю», а затем на Терек на рубеже ХV–ХVI вв. Выводы Ригельмана о значительной древности казацких поселений на Тереке впоследствии нашли поддержку в трудах известных историков Иосифа Дебу, Семена Броневского, Ивана Попко.

«Портрет Николая Карамзина» Василия Тропинина, 1818 год

Фундаментальный труд русского военного историка, этнографа, казака из кубанской станицы Тимашевской Ивана Диомидовича Попко - «Терские казаки стародавних времен» - стоит того, чтобы остановиться на выводах этого исследователя чуть подробнее.

Научный материал для этой книги Попко собирал непосредственно в терских станицах, беседуя со стариками - носителями изустной казацкой историко-эпической традиции. На основании богатейшего этнографического материала он смог реконструировать процесс переселения староказацких племен чигов из исторической области Червленого Яра (междуречье Дона и Хопра) на Терек и в предгорья Северного Кавказа. Историк убедительно показал, уже в 20-е годы ХVI века казаки жили на Тереке не боевыми ватагами мужчин-удальцов, а «с семьями и со всеми животами» [т.е. с имуществом и скотом. - Н.Л.]. Район впадения реки Аргун в реку Сунжа (территория современной Чечни), по мнению И.Д. Попко, был центральной частью территории, весьма основательно заселенной казаками на рубеже ХV–ХVI вв.

Уже в советское время, в 1974 году, вышел обобщающий академический труд Лидии Заседателевой «Терские казаки: историко-этнографические очерки». Автор книги, не отрицая основных выводов Попко, ввела в научный оборот неизвестные ранее материалы из государственных архивов. Эти документы показывают, что казацкое население на Тереке не было продуктом единовременной, сразу же прекратившейся миграционной волны, но расселялось по этой реке в течение длительного времени, постоянно получая «подпитку» из более северных казацких областей. «На рубеже ХVI века, - отмечает Лидия Заседателева, - казачье население на Тереке не было изолированным славянским анклавом, но поддерживало самые широкие связи как с Войском Донским, так и с юго-восточными окраинами Русского государства».

Казацкий мост «Дон - Волга - Терек»

С середины ХVI века сведения о вольных казаках на Северном Кавказе в аутентичных исторических документах начинают встречаться гораздо чаще. В 1563 году, например, ногайские мурзы жаловались царю Ивану Грозному на казаков, пришедших с Терека и пограбивших их улусы. В ответе ногаям посол Ивана Грозного дал понять, что Москва не одобряет и не может нести ответственности за военные рейды казаков. «И государь наш тех казаков многих казнил, - отмечал посол, - а иные от государя нашего опалы сбежали в Азов, и в Крым [Крымское ханство. - Н.Л.], и в Черкасы [Запорожская Сечь. - Н.Л.]».

Присоединение к Московской Руси в 1554–1556 гг. Астраханского ханства резко усилило торговые и политические контакты русских людей с народами Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. Во многих случаях именно волжские и терские казаки служили посредниками, переводчиками, а подчас и вооруженным эскортом для важных политических и крупных торговых миссий. Так, в 1586 году военный эскорт крымского царевича Мурат-Гирея на пути в Астрахань составляли, по заданию русского правительства, «волгских атаманов 22 человека, а казаков с ними 869». В другом документе Посольского приказа Московской Руси сообщалось, что «стоят на Волге многие казаки вольныя, тысячи с полторы и боле…»

Как указывает известный современный историк Сергей Козлов, значительная концентрация казацкого населения в междуречье Волги и Терека «доставляла немало хлопот российской администрации». «Казаки нападали на торговые суда, - отмечает историк, - грабили "послов и гостей"». Жаловались в Москву на набеги «воровских» казаков и ногайские мурзы, указывая, что «казацкие орды отогнали у них многие стада» и даже устроили погром Сарайчика [столица Ногайской Орды. - Н.Л.]»

Правительство Московской Руси в этот период пыталось проводить в отношении казацкого населения низовьев Волги и Терека сбалансированную политику. С одной стороны, как отмечают исследователи, царский Посольский приказ пытался привлечь казаков на свою сторону для борьбы с регулярными военными экспедициями крымского хана. С другой стороны, сохранилось немало документов, повествующих о попытках царской администрации сурово покарать казаков за их набеговую деятельность в отношении суверенных владетелей Кавказа, Персии, Оттоманской Порты (Турции) и, конечно, русских купцов. «И послали мы на них, казаков, из Казани рать, - указывается в одном из актов Посольского приказа 1578 г., - многих своих людей, а велели их [казаков. - Н.Л.] добывать и вешати, хотя и на Терках».

Во многих случаях удавалось установить, что ни волжские, ни терские казаки к набегам на ногайских мурз и грабежу русских торговых караванов отношения не имели. Русские послы не раз отмечали, что «не с Гребня и Терков приходят на Волгу многие казаки, а с Днепра и из Дону и воруют…». Сведения дипломатических документов подтверждают, таким образом, давно подмеченную исследователями особенность: к востоку от Волги - на Тереке и реке Урал - традиционная набеговая активность казаков постепенно убывала, уступая место более мирным занятиям - скотоводству, охоте и рыболовству.

Вездесущие запорожцы во второй половине ХVI века неоднократно организовывали военные рейды на Нижнюю Волгу. В 1580 году из Посольского приказа писали в Ногайскую Орду: «А многая ссора чинятся - оттого с Днепра приходит атаман Федко Безстужевой с днепровскими казаки по третье лето на Волгу, и те многая воровство чинят, и наших людей грабят, и побивают, и на улусы ваши ногайские приходят, и в полон емлют…»

В 1581 году повторился грабительский рейд на Волгу уже донских казаков. И тогда, как отмечают источники, последовали совокупные усилия русских воевод и ногайских мурз для обуздания набеговой деятельности казаков. «Тех воров козаков донских, - указывается в очередной депеше Посольского приказа в Ногай, - которые пришед с Дону на Волгу громили наших послов и твоих послов перебили и переграбили, и мы тех козаков велели переимати и перевешати, чтоб Волгу по-прежнему очистили». Против Самарского устья и на волжско-донской Переволоке с целью недопущения прихода запорожцев и донцов на Волгу были выставлены постоянные посты московских стрельцов.

Набеговая деятельность казаков на Волге временно затихла, поскольку в результате стрелецких войсковых экспедиций «многие люди воровские казаки с Волги разбежались безвестно». Репрессивные меры Московской Руси на Волге, как это ни странно, в значительной степени увеличили казацкое население на Тереке. Это произошло, вероятно, потому, что какая-то часть «запольских» (т.е. запорожских и донских) казаков предпочитала спасаться от стрелецких полков не на Дону, а на востоке - в терских и гребенских (Гребни - Терский хребет) казацких станицах.

В начале царствования «последнего рюриковича» - царя Федора I Иоанновича, в наказной памятке, выданной русскому послу в Турции Борису Благово, указывалось: «А ныне людей государевых на Тереке нет, а живут на Тереке воры беглые казаки без государева ведома. А сее весны государь наш писал в Астрахань к воеводам, чтоб сыскали накрепко тех всех казаков, которые Волгою приходят в Терку, и они б заказ крепкой учинили во всех протоках волжских, чтобы казаки в Терку не приходили».

Во второй половине ХVI века, судя по вышеприведенному и многим подобным историческим документам, отчетливого социокультурного разделения казацкого населения по речному признаку (Днепр, Дон, Волга и т.д.) по существу еще не было - все казаки де-факто оставались людьми одного менталитета, одних и тех же социальных занятий.

«Казак и Обер-офицер конного полка Терского войска» Петра Губарева, 1871 год

Историк Сергей Козлов в своем специализированном исследовании о казаках Северного Кавказа отмечает: «Отдельные группы казаков часто переходили с Дона на Волгу, с Волги на Яик и Терек и т.д. Из-за большой этносоциальной подвижности казачьего населения, постоянных переездов одни и те же казачьи отряды иногда назывались в источниках то донскими, то волжскими, то терскими».

В качестве иллюстрации к этому наблюдению исследователя можно привести судьбу терского атамана Бориса Татаринова, хорошо отраженную в исторических источниках.

Терский казак Татаринов впервые упоминается в качестве походного атамана в акте Посольского приказа 1586 года, когда, по заданию русских воевод, он - «а с ним десять человек казаков» - осуществлял охрану посольства Крымского ханства. В другой посольской отписке того же года сообщалось, что «с царевичем Мурат-Киреем пошло волгских атаманов с казаки Борис Татарин, а с ним девяносто пять человек, да Иванко Резан, а с ним пятьдесят человек…»

В дальнейшем терский атаман Борис Татаринов перестал, по-видимому, сотрудничать с московской администрацией. Документы Посольского приказа последующих лет сообщают, что на Волге действует «воровской» атаман Борис Татарин со 150 казаками и присоединившимися к ним запорожцами. В 1588–1589 гг. в нескольких военных столкновениях казацкий отряд Татаринова был разгромлен царскими ратными людьми.

Таким образом, в исторический период конца ХV - второй половины ХVI в. казацкое «Дикое поле» занимало обширный пояс степи, лесостепи и предгорья, протянувшийся в широтном отношении от Днепра на западе до реки Яик (Урал) на востоке. Река Терек и граничащая с ним предгорная часть Северного Кавказа не выглядели в глазах казацкого населения какой-то отдаленной и чуждой ойкуменой, которую необходимо было «покорять».

Пафос дворянской поэзии XIX века о «покорении буйного Терека» терским казакам уже в середине ХVI века был бы совершенно непонятен, поскольку Терско-Сунженское междуречье, отроги Терского хребта были родиной как минимум нескольких поколений их предков. Более того, - территория Терского Войска, включая земли вдоль реки Сунжи и Аргуна, являлась своего рода «заповедной цитаделью» всего казачества, где на равноправной основе могли укрываться от временных военных невзгод выходцы с любой казацкой реки.

Кызылбашское разорение

«Бурливо то море казацкое», - поется в одной старинной донской песне о походе казаков против турецкого Азова. Эти слова можно смело использовать в качестве самой краткой характеристики этнополитической обстановки в конце ХVI - первой половине ХVII в. на землях терских и гребенских казаков Северного Кавказа.

Крепость «Терки». Старинная гравюра неизвестного автора

Важно подчеркнуть, что в ХVI - первой половине ХVII века последующее разделение северокавказских казаков на терцов и гребенцов (населяющих Гребни - склоны Терского хребта и правобережье Сунжи) в казацкой среде никак не ощущалось. Это разделение - плод «бумаготворчества» армейских квартирмейстеров конца ХVIII века - даже в начале царствования Петра I никак не зафиксировано историческими документами. В источниках ХVI–ХVII вв. сообщается только о «вольных терских казаках», «казаках с Терка», под которыми подразумевались все казацкие общества, издавна населявшие бассейн Терека и Сунжи.

«Бурливость моря казацкого», т.е. повышенная пассионарность их этносоциальной среды, позволяла казакам фактически одновременно осваивать весь Терско-Сунженский регион - как в его приречной, так и в нагорной (гребенской) части.

Аутентичные документы ХVII в., сохраненные в государственных архивах, позволяют установить былое расположение древних казацких городков. В низовьях Терека историками точно установлена локализация (месторасположение) передовых к югу городков атамана Семенка «на Кизляре» и атамана Гаврилы Пана «на Быстрой близко Терки». Отсюда вверх по Тереку шла долгая цепь старинных казацких городков: в былой формулировке - «по Терку от Царева Броду и до урочища Моздока».

К казацким поселениям левобережья Терека, основанным, по-видимому, еще в конце ХV века, можно отнести городки атамана Досая, атамана Парамонова, Верхний и Нижний Черленые, городки Наурский, Ищерский, Оскин, Шевелев и многие другие.

На правом берегу Терека современные исследователи установили локализацию позднесредневековых казацких городков Сарафанникова, Шадрина, Степана Москаля, Овдакина Мещеряка, Медвежий и др.

Традиционная форма отражения исторических событий в дипломатических документах ХVI - первой половины ХVII в. невольно заставляет рассматривать этнополитическую историю казаков как бесконечный калейдоскоп нападений, грабежей и военных походов. В этих документах подчас очень детально показана набеговая активность терских казаков на границах Персии (Ирана), их натиск на владения кубанских адыгских князьков, зависимых от Оттоманской империи (Турции). Мирная жизнь старинных казацких станиц по Тереку и Сунже, насчитывающая несколько столетий, крайне редко отражалась в источниках, однако это не означает, что ее вовсе не было, а казаки впервые увидели вершины Кавказа из походных палаток генерала Ермолова.

«Шамхал Тарковский» Григория Гагарина, 1845 год

Территория северного Предкавказья, вне зависимости от политической воли казацкого населения, во все периоды истории являлась территорией пролонгированной войны, поскольку именно здесь сталкивались интересы могущественных государств того времени - Ирана (Персии), Оттоманской империи (Турции) и быстро усилившейся России. В этих условиях терские казаки просто не могли остаться в стороне (даже если бы захотели этого) от происходящего на Кавказе военно-политического противоборства. Славянская принадлежность и православная вера казаков в конечном итоге предопределили, что в этом межгосударственном конфликте терцы оказались на русской стороне геополитических «баррикад».

«Российским властям приходилось иметь дело не с отдельными группами вольных казаков, - отмечает известный казацкий историк Эдуард Бурда, - а со сложившейся в середине ХVII века мощной организацией - Терско-Гребенским Войском, что позволяло атаманам, используя его силу, более успешно противостоять давлению, оказываемому из центра, и оберегать казачьи вольности. При этом российская администрация извлекала и свои выгоды, умело используя преимущества войсковой организации терцев, при проведении кавказской политики».

В 1588 году русскими воеводами в устье Терека была построена крепость «Терки», которая просуществовала до 1722 года. По мнению военных историков, «Терки» стали важным военным и административным центром русского присутствия на Кавказе. Здесь жили царские администраторы, находился стрелецкий гарнизон, усиленный артиллерией. В этот же период в устье реки Сунжи была возведена небольшая крепость, получившая наименование Сунженский острог.

Усиление позиций России в стратегически важном Терско-Сунженском междуречье закономерно вызвало недовольство иранского шаха и союзного с ним кавказского князька - шамхала Тарковского. В октябре 1651 года Иран начал военные действия против русских форпостов на Кавказе, осадив значительными силами Сунженский острог.

Гарнизон острога, состоящий из русских стрельцов и казаков, был усилен кабардинскими ополченцами, которых привел возглавивший оборону Сунжи князь Муцал Черкасский. «С ратными людьми и с терскими атаманы и казаки, - сообщал в Москву в своей челобитной князь Муцал Черкасский, - перешел к государеву Сунженскому острогу, и с братьей своею с барагунскими к Сунженскому острогу учинили крепь…»

Персы и примкнувшие к ним горцы шамхала Тарковского простояли под сунженским острогом две недели, но так и не сумели захватить крепость. Тогда с удвоенной яростью неприятель напал на незащищенные казацкие городки-станицы, поголовно вырезая мужское население, а женщин и детей уводя в полон. В истории Кавказа этот хронологически первый акт антиказацкого геноцида получил наименование «Кызыбашского разорения».

«Наиболее ощутимые потери от «Кызылбашского разорения, - подчеркивает историк Эдуард Бурда, – понесли терско-гребенские казаки: в их городках был произведен полнейший разгром, причем десять из них так и остались не восстановленными. Были навсегда потеряны старейшие станицы-городки: Курдюков, Шадрин, Гладковский, Аристов и другие».

«Кызылбашское разорение» послужило прологом к все более крепнущему давлению горцев, активно поддерживаемых Ираном и Турцией, на издревле казацкое Терско-Сунженское междуречье. Этот процесс сопровождался постепенным вытеснением казаков из исконных районов их проживания. Однако вплоть до преступной политики «расказачивания», которую - с применением всей мощи государственной машины - проводили большевики на Кавказе в 20-х годах прошлого столетия, территория «казацкой земли» в этом регионе все еще оставалась очень обширной. Она простиралась от устья и нижнего течения реки Терек до Терско-Сунженского междуречья, включая склоны Терского хребта, правобережье Сунжи, низовья и среднее течение реки Аргун.

Более 400 лет живут на Северном Кавказе терские казаки, сообщество, сыгравшее немалую роль в истории юга России. Они активно содействовали расширению границ и закреплению территорий за Российской империей, участвовали во многих военных компаниях, в том числе в , Русско-Турецкой и Первой мировой войне.

История терского казачества

Русичи давно торговали с Кавказом, но осознанное присоединение этих земель началось при царе Иване Васильевиче Грозном. За время своего царствования он увеличил размеры страны практически вдвое, захватив и Астраханское царство, от которого рукой подать до . Да еще и женился на Марии Темрюковне, кабардинской княжне.

Собственно же история казачества здесь началась в 1563 году, по прибытию на первых стрельцов. За ними потянулись казаки с Волги, обосновались на Тереке, Куре, Ассе, Куме, Малке, Сумже и стали называть себя гребенцами. Они же активно участвовали в возведении крепости «Терки» на Сунже.

Гребенцы всегда были обособлены от прочего казачества и основная причина – религия, они были старообрядцами. Поэтому их поселения не имели храмов. Согласно сказаниям, первым местом проживания их предков стал хребет Качкалык с прилегающей Кумыкской плоскостью. Годом организации терского казачьего войска традиционно считают 1577 год, с которого они начали воевать с врагами под российскими знаменами.

В XVII веке началось массовое переселение и прочего люда на левобережье Терека, которое закончилось только в XVIII веке, что было обусловлено неспокойной обстановкой на границах империи.

Немаловажную роль в принятии этого решения сыграло недовольство царских властей традицией терских казаков укрывать у себя беглый люд. Только в 1721 году войско гребенцов официально вошло в состав армии Российской империи.

Через год Петром I на реке Койсу была основана крепость «Святой крест», куда переселили народ из Терки и тысячу семей казаков с Дона. К сожалению, трудности жизни в незнакомых местах и разразившаяся чума оставили в живых только 452 семьи.

Расселение их из различных регионов России – с Волги, Вятки, Хопера, Кубани шло одновременно с подселением крестьян из глубинных российских земель, которых тоже приписывали к казачьему войску. Были попытки приписать и , но это удавалось плохо.

Народный фольклор казаков

Войсковой праздник терских казаков принято отмечать 25 августа по старому стилю. Провозглашен в честь победы над мюридами, руководимыми в Гунибе в 1859 г. В этот день в местах компактного проживания их потомков проходят празднества, выступает хор. Все праздники до сих пор имеют свои специфические особенности. По старинным обычаям терцы проводят свадьбы, имянаречения, родильные, крестины.

На Тереке всегда любили петь и слушать песни. Лирически повествовали о безвременной смерти воина где-то в чужой стране или о тяжелой доле казачьих вдов. Распространенным было хоровое пение с красивым многоголосием и веселые пляски.

Любили здесь и «пейзажную лирику», воспевающую красоты родного края. Примером может служить песня «Между серыми камнями», превратившаяся за последние столетия в настоящий гимн. Отсюда же с берегов Терека пошли такие, до сих пор часто исполняемые, как «Любо, братцы, любо...» и «Ойся, ты ойся,...» — терские казаки танцуют под нее .

Хотите услышать их в старинном звучании? Послушайте прекрасный терский казачий хор «Долина», недавно отметивший двадцать пять лет творческой жизни. В репертуаре коллектива старые песни, собранные за многие годы. Многочисленные танцевальные коллективы сохраняют танцы терских казаков – удивительную смесь горских и русских плясок.

История движется дальше, и терцы сегодня продолжают традиции своего сообщества – вливаются в охрану общественного порядка, воспитывают юных воинов в кадетских казачьих корпусах. Возглавляет движение атаман терского казачьего войска. Во главе округов атаманы-полковники. Далее по иерархии сотники, есаулы и вахмистры. Возрождение традиций войска помогает в деле сохранения традиций и истории народов России.

Терские казаки или гребенцы - это казаки, которые проживают вдоль рек Терек, Сунжа, Асса, Кура, Малка, Кума и Покумо на Северном Кавказе. Терское казачье войско является третьим по старшинству среди всех казачьих войск, и основной штаб терских казаков находится в городе Владикавказе. Свой праздник терское казачье войско отмечает 25 августа, почитая память пленения мюридов, во время правления Шамиля в ауле Гуниб в 1859 году. Среди всех достоинств терских казаков стоит отметить их миролюбивость и способность жить в согласии. На территории терского казачьего войска проживают гребенцы, низовые терцы, аграханцы, терцы-семейцы, кизлярцы, волгцы, моздокцы, владикавказцы и сунженцы. Конечно же, терское казачество не могло обойтись без своего собственного сайта, где можно найти последние новости о делах и проектах Терского казачьего войска. На сегодняшний день терское казачество постоянно развивается не только благодаря действиям атамана, но и многочисленным мероприятиям, которые постоянно организовываются терским казачьим обществом.

Например, совсем недавно атаман Клименко в своём выступлении перечислил ряд законодательных актов Российской Федерации, которые призваны помочь возрождению терского казачьего общества и поспособствовать привлечению казаков ко всем видам государственной службы. Среди них также были указы президента об учреждении герба, знамени, чинов и постановление о ношении холодного оружия в процессе несения государственной службы. Атаман терского казачьего войска сделал огромный вклад в развитие казачества и благодаря ему появился документ «Стратегия развития политики России относительно Российского казачества до 2020 года». Сергей Александрович Клименко отметил, что на сегодняшний день для развития терского войскового казачьего общества практически ничего не делается. Однако данный документ способствует решению многочисленных проблем. Превалирующее большинство членов терского казачьего общества жаждут служить Родине и нести государственную службу. Атман терского казачьего войска провёл несколько встреч с полномочным представителем Президента РФ Александром Хлопониным. Дело в том, что правительство обещало наделить терское войсковое казачье общество земельным федеральным фондом и зданием под штаб ТКВ. Также власти России обещали помочь терским казакам в создании казачьих кадетских корпусов. К сожалению, пока этот вопрос был приостановлен, однако терское казачье войско делает всё возможное для возобновления работы касательно вышеописанных проектов. Как мы уже упоминали, атаман не единственный казак, который старается помочь развитию терского казачества. Совсем недавно терские казаки обратились к верховному главнокомандующему России. 8 июня 2013 года более 4000 человек собрались в спортивном комплексе города Лермонтова Ставропольского края. Терские казаки надеялись, что этот открытый сход терского войскового казачьего общества напомнит администрации о том, что вопрос развития терского казачества остаётся открытым, и гребенцы жаждут служить своему государству на регулярной основе. Всего на сходе присутствовало 3227 человек, и причина была только одна - массовое обращение к Верховному главнокомандующему России Владимиру Владимировичу Путину.

Также терские казаки сегодня очень много внимания уделяют православной вере. Обращение к президенту Российской Федерации поддержал председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Митрополит провёл молитву и после неё обратился к казакам: «Дорогие терские казаки! Когда мы победим грех, каждый из нас будет готов отдать жизнь за близких. Именно тогда у нас появятся тысячи казачьих классов и множество казачьих корпусов. Придёт время, когда каждый терский казак будет исповедоваться и причащаться в храме Божьем. Казаков будут уважать и боятся люди, которые грешат. Поэтому терские казаки сегодня должны начать с самих себя и исправить собственные грехи». Как всегда представитель от православной церкви попал в «самую точку».

После митрополита Кирилла выступил председатель Государственной думы Ставропольского края Юрий Васильевич Белый, который в ходе своего выступления подчеркнул, что терские казаки - это сила, которую необходимо постоянно поддерживать. Представитель властей пообещал, что краевая Дума начнёт работу над совершенствованием законов о терском казачестве и в ближайшее время примет несколько проектов, которые будут способствовать развитию терского войскового казачьего общества. Глава города Лермонтова поблагодарил казаков и руководство за организацию такого массового мероприятия. На самом деле озабоченность атамана терского казачьего войска можно понять. Ведь на сегодняшний день на сайте терских казаков неоднократно отмечалось, что терские казаки сегодня не имеют своего источника дохода, не говоря уже о войсковой казне. Именно по этой причине они не могут в полной мере выполнять задачи, которые были поставлены президентом Российской Федерации. Как заявил атаман терского казачьего войска, в первую очередь необходимо создать материальную базу для того, чтобы экипировать и профессионально обучать будущие охранные подразделения и дружины терских казаков. После появления источника дохода, у казаков появится возможность строить кадетские корпуса для подготовки допризывной молодёжи. Однако терские казаки не теряют надежды и постоянно стараются способствовать развитию терского войскового казачьего общества. Последняя поправка к уставу терского казачьего войска была принята 18 августа 2011 года. Настоящий документ распространяется на Терское войсковое казачье общество, а также на общества, которые входят в состав ТКВ. Согласно данному документу, местонахождение Терского казачьего войска - город Владикавказ и Республика Северная Осетия-Алания. Устав терского казачьего войска подразумевает, что ТВК было создано путём объединения Аланского республиканского окружного казачьего общества, Кизлярского окружного казачьего общества, Ставропольского окружного казачьего общества, Терско-Малкинского окружного казачьего общества и Терско-Сунженского окружного казачьего общества. Также устав Терского казачьего войска гласит, что данное общество создано и действует на основе принципов добровольности, равноправия, законности, самоуправления, уважения прав человека, а также сохранения и развития казачьих традиций. Каждый казак обязуется подчиняться федеральным органам государственной власти и законам Российской Федерации. На сайте терского казачьего войска вы можете найти множество интересной информации об истории, прочитать полную версию устава и даже ознакомиться со структурой войск. Сайт терского казачьего войска создан не только для казаков, но и для тех, кто желает стать полноправным членом общества терского казачества. Сайт терских казаков создан для развития традиций казачества и распространения информации для всех членов общества. Особое внимание терские казаки уделяют дню Святого Варфоломея. Согласно официальным данным, День Святого Варфоломея широко отмечается католической церковью. Святой Варфоломей был одним из двенадцати апостолов Иисуса, однако, факты из истории его жизни содержат множество неточностей. После вознесения Христа он посвятил себя паломничеству и отправился проповедовать в Индию. Именно там он оставил копию евангелия от Матфея. На сегодняшний день Святого Варфоломея отмечается не только католиками, но и терскими казаками. Как вы сами знаете, что терские казаки в большинстве своём православные, и согласно преданию Варфоломей - этот тот же самый человек, что и апостол Нафанаил. В любом случае, несмотря на «католический» характер, праздник дня Святого Варфоломея отмечается среди членов Терского казачьего войска. А сейчас мы предлагаем поговорить об истории терских казаков и о некоторых атаманах Терского казачьего войска. Отметим, что без знания истории основных деятелей терских казаков невозможно продолжать рассказ об этом замечательно войске.

Начиная рассказ об истории терского казачества нельзя не упомянуть об одном из самых выдающихся казаков - атамане Караулове. Михаил Александрович Караулов был атаманом Терского Казачьего войска, депутатом Государственной Думы и даже главой Временного Терско-Дагестанского правительства. За свою долгую жизнь он совершил немало славных дел для терского казачества и даже написал несколько книг по истории терских казаков. Атаман Караулов родился в станице Тарская в семье дворянина. Получается, что атаман Караулов был потомственным дворянином. В 1901 году он окончил филологический факультет Петербургского университета, а в 1902 году поступил в Николаевское кавалерийское училище. В 1905 году в чине подъесаула он ушёл в отставку с действительной военной службы. Михаил Александрович был активным участником февральской революции 1917 года. Он сумел войти в состав Временного комитета Государственной думы, а 27 марта 1917 года стал атаманом Терского казачьего войска. На протяжении всей своей служебной карьеры он пытался решить аграрные и национальные проблемы на Северном Кавказе, при этом выступая против анархии на этой земле. К всеобщему сожалению, атаман Караулов в декабре 1917 года был убит. Группа вооружённых солдат 106 Уфимского полка во главе с Зотовым, которые возвращались с Кавказского фронта и находились на станции, узнали, что в вагоне находится ни кто иной, как атаман Караулов. Они попросили выйти его из вагона, на что он ответил отказом. Началась перестрелка, в результате которой атаман Караулов и все его сопровождающие погибли. Тело атамана выволокли на улицу, разграбили и раздели. На помощь атаману Караулову выдвинулась сотня терских казаков, однако большинство преступников скрылось. Терские казаки нашли нескольких солдат в вагоне и расстреляли их. После этого тело атамана Караулова с почестями было похоронено во Владикавказе. Зотова нашли и казнили.

Степан Дмитриевич Рыбальченко - известный советский военачальник, который родился в казачьей семье. Вынужден был начать работать с шести лет, потому что отец очень рано умер. Рыбальченко известен своим участием в Гражданской и Великой Отечественной Войне. В годы гражданской войне участвовал в боях с казаками под командованием Шкуро. Вряд ли Рыбальченко может быть причислен к казакам потому, что он никогда не позиционировал себя как терский казак. Намного большего внимания заслуживает полковник Колесников, который за 60 лет своей жизни успел дослужиться до генерал-майора и стать героем Первой Мировой войны. Полковник Колесников родился в Ищерской станице Терского казачьего войска. 3 декабря 1880 года был произведён в хорунжие, через пять лет в сотники, а в 1899 году стал есаулом. В 1908 году он получил чин войскового старшины. 18 января 1912 года полковник Колесников был назначен командующим 2-го Горско-Моздокского полка. За особые заслуги полковник Колесников удостоился особой награды - Георгиевского оружия. Такую высокую награду он получил благодаря отваге при исполнении своего долга перед Родиной. 3 мая 1915 года полковник Колесников вместе с 2-м Горско-Моздокским полком Терского казачьего войска, при условии, что пехотные части союзника были вытеснены превосходящими силами противника, бросил все свои силы в атаку под губительным огнём противника. В результате этого отчаянного шага, полковник Колесников остановил наступление врага, а союзные войска, вдохновлённые его примером, добили войска противника и укрепились, на своих прежних позициях.

Продолжая рассказ об истории терских казаков, стоит упомянуть Владимира Старицкого, который родился в станице Мекенская. Владимир Старицкий окончил Астраханское училище и киевское военное училище, после которого поступил на службу в 1-й Волгский полк. Казак Владимир Старицкий служил в 3-м Железнодорожном батальоне, где освоил курс телеграфного и подрывного дела, а также прошёл обучающий курс оружейного и стрелкового дела в Офицерской стрелковой школе. Начал воевать в чине подъесаула командиром казачьей сотни 2-го Волгского полка. За особые заслуги Владимир Старицкий был награждён орденом святого Владимира с мечами и бантом. В 1918 году участвовал в Терском восстании в качестве командира Зольского отряда. Также исполнял обязанности командира 1-го Волгского полка и 1-й бригады 1-й Терской казачьей дивизии ВСЮР. В 1920 году присоединился к армии Возрождения России. После эмиграции Владимир Старицкий проживал в Америке. В 1950 годах был в составе комиссии по выбору атамана Терского казачьего Войска. За годы службы получил чин генерал-майора.

Среди знаменитых деятелей Терского казачьего войска также стоит отметить Николая Баратова - русского генерала от кавалерии. Николай Баратов происходил из дворян терского казачьего войска. Своё обучение начал во Владикавказском реальном училище, а на регулярную службу поступил в 1882 году. В 1885 году окончил Второе Константиновское военное училище и Николаевское инженерное училище. В чине хорунжего Николай Баратов поступил на службу в Первый Сунжено-Владикавказский полк от Терского казачьего войска. В 1887 году стал есаулом, а через 20 лет дослужился до генерал-майора. С 1907 года находился на должности Второго Кавказского армейского корпуса в чине генерал-лейтенанта. Николай Баратов известен своим участием в Первой Мировой Войне. Вместе с 1-й Кавказской казачьей дивизией выполнял задачи по противодействию прогерманским силам в Персии. 3 декабря 1915 года взял древнюю столицу Персии - Хамадан. В годы Гражданской войны, после Октябрьской революции, Николай Баратов проживал в Индии, а затем принял решение присоединиться к белому движению. С 1918 стал выполнять обязанности представителя Добровольческой армии и Вооружённых сил Юга России. Во время покушения 13 сентября 1919 года был тяжело ранен. В 1920 году стал управляющим Министерства иностранных дел в Южно-Русском правительстве. В 1927 году Николай Баратов находился во Франции и выполнял обязанности председателя комитета «Для русского инвалида» в Париже. После своей смерти в 1932 году был похоронен на Женевском кладбище. Если вы хотите узнать больше об истории терского казачьего войска, то рекомендуем посмотреть материалы о генерале Глухове. В годы войны генерал Глухов проявил себя как талантливый полководец. Конечно же, рассказывая об истории Терского казачьего войска нельзя не упомянуть о генерале Клименко, который в данный момент исполняет обязанности атамана терских казаков.

21 декабря 2012 года генерал Клименко стал главой Терского казачьего войска. Указ был подписан Владимиром Путиным. До него терскими казаками командовал Василий Бондарёв. На сегодняшний день Сергей Клименко предпринимает активные действия для развития терских казаков и постоянно борется с так называемыми «ряжеными» казаками. Атаман считает, что возрождение казаков возможно только при условии сплочённости и постоянного взаимодействия различных казачьих организаций. В своей последней пресс-конференции Сергей Клименко не стал ссылаться на недостаток средств, волокиту законодателей и косность местной власти. Генерал Клименко принял решение активно действовать и призывал казаков каждый день доказывать, что они нужны на Кавказе. Сергей Клименко сообщил, что намерен каждый квартал отчитываться перед прессой об успехах терских казаков. Как заявил атаман, для начала необходимо выполнить задачи Федерального закона № 154 «О Государственной службе российского казачества». После того, как Терское казачье войско вошло в государственный реестр, оно взяло на себя определённые задачи. Охрана общественного порядка - это самая очевидная задача для терских казаков потому, что даже во времена Советского Союза милиция прибегала к помощи народной дружины. На сегодняшний день для помощи полиции постоянно создаются казачьи дружины, и в течение 2013 года войсковой атаман Сергей Клименко добьётся того, чтобы Терское казачье войско состояло из 5000 тысяч обученных дружинников. Конечно же, появление казаков с нагайками на улицах города вызовет некоторый резонанс. Однако это неважно потому, что Терское казачье войско будет посылать только подготовленных людей, которые будут тесно сотрудничать с МВД России. Что касается национальности, то среди терских казаков уже на протяжении многих лет живут калмыки, ингуши, чеченцы, кабардинцы и так далее. Отметим, что большинство терских казаков православные, и те, кто не хочет менять веру, могут войти в штат приписных казаков. Генерал Клименко считает, что если поддерживать жесткую дисциплину дружинников, то форма не вызовет неоднозначной реакции у горожан. Увидев такого казака на улице, люди будут знать, что он несёт государственную службу.

А сейчас мы предлагаем окунуться в историю терского казачества. На самом деле доподлинно неизвестно когда в районе реки Терек появились первые поселенцы-казаки. Первоначально все называли их гребенцы в силу того, что они располагались на склонах Терского хребта. Официальная дата начала истории терского казачества - 1577 год. В 1588 году Российские власти заложили город в устье реки Терек, который просуществовал 100 лет. Стоит заметить, что согласно истории терских казаков, их зависимость от российской власти оставалась «прозрачной». Воеводы продолжали привлекать казаков для выполнения разведки или охраны. В переводе с тюркского языка слова «казак» переводится как «вольный» и на протяжении всей истории терских казаков, они не раз доказывали, что они свободный народ. Казаки несли добровольную службу, однако постепенно всё большее и большее количество терских казаков поступали на службу к царю. Гребенское войско обеспечило России 1000 воинов, половина которых состояли на жаловании, а другая половина несла службу бесплатно. В 17 веке начинается глобальное переселение терских казаков на другой берег Терека. Переселение было связано с давление чеченцев и других исламизированных соседей. Из-за этого терские казаки и чеченцы постоянно встречались на поле боя, однако в большинстве случаев казакам приходилось отбивать нападения.

Российские власти не были довольны тем. Что казаки принимают беглых крестьян и поэтому настояли на том, чтобы терские казаки переселились на левый берег реки. Однако с переселением увеличилось число стычек между терскими казаками и чеченцами. Казакам пришлось основать несколько крупных городов. В 1721 году гребенское войско приняло присягу верности Военной коллегии, и было включено в состав вооружённых сил России. В 1723 году была заложена первая крепость Святой Крест, на территории которой проживало 1000 семей терских казаков. В 1860 году Кавказское линейное казачье войско было упразднено и было переименовано в Терское казачье войско. Тогда количество казачьих войск Российской империи было увеличено. Отметим, что казачьи войска Российской империи были очень хорошо подготовлены и принимали участие во всех сражениях с неприятелем. Быт терских казаков складывался под влиянием чеченцев, ингушей, кабардинцев и кумыков. Казаки строили избу, саклю и кладовую, которая также называлась «хаткой». В станицах, прилегавших к Грозному, или любому другому крупному городу, казаки строили дома городского типа. Отметим, что быт терских казаков и быт чеченцев мало чем отличался. Сакля была разделена на две части, а казачья изба имела две комнаты. Убранство комнат чеченцев и терских казаков также было похожим.

Согласно обычаям терских казаков, в каждом городском доме имелся свой собственный арсенал оружия. На одной из стен красовалась кобура для пистолета или двустволка. Оружие являлось неотъемлемой частью любого терского казака. Стоит заметить, что казаки высоко ценили умение чеченцев изготавливать оружие и это даже отображено в некоторых песнях казаков. Терская шашка также была неотъемлемой частью жизни казака. Терская шашка и по сей день является частью парадной одежды казаков. По обычаям терских казаков, мужчины носили кавказскую бурку, бешмет, папаху, балык и черкеску. Терские казачки осваивали горскую одежду, однако с течением времени они стали перенимать стиль одежды у русских. Ни для кого не секрет, что терские казачки были одними из самых красивых женщин на Кавказе. Благодаря чеченцам, в быт терских казаков вошло множество чеченских национальных блюд, среди которых лепёшки с начинкой из сыра и смесь творога с топлёным маслом. Также терские казаки в Чечне переняли несколько музыкальных инструментов, например, зурна, свирель, пондура или гармошка, на которой играли терские казачки. Терские казаки в Чечне научились ухаживать за лошадьми и со временем в их традиции вошли соревнования по джигитовке. Как вы сами видите, терские казаки и чеченцы осуществляли постоянный культурный обмен. Многонациональность региона неизбежно сказывалась на языковых заимствованиях, и в терской станице можно было услышать речь горцев. Жители терских станиц и чеченцы постоянно расширяли свой словарный запас и благодаря терским казакам мы можем описать чеченский быт и обычаи.

Однако, как рассказывает нам история, горцы и терские казаки не всегда жили в мире. Одним из самых крупных конфликтов является Кавказская война, которая продолжалась с 1817 по 1864 год. Всё началось с того, что в начале 19 века к России были присоединены земли Картли-Кахетинского царства и некоторые Закавказские ханства. Однако между этими территориями лежали земли независимых горских народов. Российские власти хотели укрепить союз с кавказцами, и избавиться от бесконечных набегов с их стороны. Однако начало Кавказской войны было неизбежно, когда в 1825 году главными противниками российских войск выступили адыги Черноморского побережья и горцы, объединившиеся с исламским государством Имамат Дагестана и Чечни, возглавляемое Шамилем. Кавказская война переплелась с войной России против Персии. Терское войско воевало на стороне России и, несмотря на то, что они долгое время прожили бок о бок с чеченцами, им пришлось сражаться со своими соседями. Сопротивление чеченцев было сломлено терским войском только в 1859 году. Стоит заметить, что в 1832 году кубанские и терские казаки сражались бок о бок. Дело в том, что Российская империя приняла решение объединить Кизлярский, Терско-семейный, Гребенский, Моздокский, Горский, Волгский, Кавказский, Ставропольский, Хопёрский и Кубанский полк в целях формирования Кавказского линейного казачьего войска. Это и стало основной причиной объединения кубанских и терских казаков. Также на службе у царя стояли уральские казаки, который участвовали в сражениях и выполняли другие виды государственной службы. К сожалению, из-за массовых репрессий Сталина, войско уральских казаков было полностью расформировано.

На протяжении всей своей истории терские казаки сохраняли свои традиции и культурные ценности. Конечно же, казаки большую часть своей жизни уделяли ратному делу, однако быт терского казачьего войска также был наполнен красивыми обычаями, песнями терских казаков и интересными историями.

Во многом казачья культура, песни терских казаков и танцы держались на энтузиазме членов казачьего сообщества. Однако современный государственный аппарат прикладывает силы для укрепления и популяризации казачьей культуры. Именно по этой причине каждый из нас имеет возможность слушать песни терских казаков или рассказы старцев. На сегодняшний день множество коллективов приглашают на концерт слушать песни терских казаков и полюбоваться на их энергичные танцы. Терские казачьи песни обладают особой энергетикой, и послушать их приходят не только сами казаки, но и представители самых разных народов. Казачьи коллективы позволяют услышать терские казачьи песни и каждый день работают над тем, чтобы донести их звучание до каждой станицы в своём крае или районе. Многие исполнители терских казачьих песен уже не один год радуют своих поклонников, а некоторые уже приобрели многолетний опыт в сфере исполнения терских казачьих песен. Один из ярчайших примеров творческого долголетия - хор «Долина», который в 2010 году отпраздновал 20 лет работы на сцене. Конечно же, каждый может скачать песни терских казаков, однако слушать «живое» исполнение намного приятнее. Глобальная сеть интернет позволяет скачать песни терских казаков на многочисленных сайтах, однако один концерт может стоить тысячи прослушанных «треков» в машине или на музыкальном центре.

Городские власти постоянно проводят конкурсы, в ходе которых жюри выявляет лучших исполнителей танцев терских казаков. Артисты и руководители коллективов получают гранты и денежные премии. Например, зимой 2011 года Государственный ансамбль терской казачьей песни с проектом «Роль казачества во Второй Мировой войне» выиграл грант президента Республики Дагестан. Это говорит о том, что песни и танцы терских казаков более чем востребованы. Некоторые коллективы, например ансамбль «Вольная степь» представляют традиции Терского казачьего войска на международной арене. Отметим, что благодаря смешению культуры казаков и горцев, особой популярностью пользуется лезгинка терских казаков. Энергичный танец лезгинки терских казаков очень часто входит в программу выступлений многих коллективов.

Продолжая разговор о культуре казаков, необходимо отметить мужской фольклорный ансамбль терских казаков «Братина». Ансамбль был образован в 1995 году четырьмя поклонниками терских песен. С 1996 года терские казаки «Братины» пребывали в постоянных спорах и дискуссиях. В процессе выбора творческого направления, члены коллектива постоянно занимались изучением, сохранением и этнографически достоверным воспроизведением песенной традиции терских казаков. Терские казаки «Братины» до сих пор считают себя любительским коллективом, однако уровень исполнения песен находится на высокопрофессиональном уровне. На сегодняшний день ансамбль братина остаётся лауреатом международных фестивалей фольклора во Франции, Латвии, Польши, Эстонии и России. Терские казаки «Братина» принимали участие в съёмках фильмов «Русский бунт», «Господа присяжные» и «Убойная сила». Также терские казаки «Братина» участвовали в многочисленных телевизионных передачах.

Ещё одним известным коллективом является ансамбль «Терские казаки». Каждое их выступление - это настоящий праздник казачьей культуры, который является частью культурного наследия не только терского казачества, но и всего Кавказа. Основная миссия ансамбля «Терских казаков» - это возрождение обычаев и обрядов, а также сохранение уникальной песенной культуры казачества. Ансамбль «Терские казаки» способствует приобщению молодёжи к богатейшему культурному наследию казаков. Сегодня творчество ансамбля «Терские казаки, этого страстного поборника и пропагандиста казачьей культуры, хорошо известно не только в городе Прохладном, но и других районах Кабардино-Балкарии. Совсем недавно ансамблю «Терские казаки» исполнилось 5 лет со дня основания.

Достойным участником огромного общества творческих коллективов казаков является хор терских казаков. Отметим, что хор терских казаков популярен не только в среде терцев, но и среди русской молодёжи. На сегодняшний день терский казачий хор постоянно совершенствует своё мастерство в сфере исполнения народных казачьих песен. Если вы хотите испытать истинное удовольствие от прослушивания казачьих песен, то приходите на концерт терского казачьего хора.

Также рекомендуем к прослушиванию гимн терских казаков. Его можно услышать на собраниях членов терского казачьего войска, которые практически каждую встречу начинают с гимна терских казаков. Исполнение гимна терского казачьего войска - это традиция, которая из поколения в поколение передаётся в среде терцев. Гимн терского казачьего войска можно найти на официальном сайте терского казачьего войска. Также на официальном сайте терского казачьего войска вы найдете последние новости о событиях в мире ТКВ. Терские казаки онлайн - это отличная возможность для каждого терца отслеживать все события и встречи. Для многих членов ТКВ, терские казаки онлайн являются единственным источником свежей и актуальной информации о современном казачестве.

Чтобы лучше проникнуться культурой терского казачества мы предлагаем посмотреть видео казачьей лезгинки. Ведь для того чтобы понять душу культуры казаков, нужно посмотреть на танцы и послушать песни. Видео казачьей лезгинки поможет оценить красоту казачьего танца:

Также мы предлагаем к просмотру видео терских казаков. Если вы хотите больше узнать о жизни ТКВ, то видео терских казаков поможет вам в этом:

Фото терских казаков в очередной раз напоминает, что ТКВ живёт и развивается, сохраняя древние традиции. Посмотрите на фото терских казаков и оцените красоту их формы:

А сейчас мы решили обратить ваше внимание на форму терских казаков и на символику Терского казачьего войска. Казачья форма терских казаков - это исторически сложившийся символ, который определяет принадлежность казака к Терскому казачьему войску. Форма терских казаков призвана повышать организованность и дисциплину членов ТКВ. Конечно же, существуют определённые правила ношения формы терского казачьего войска и эти правила были утверждены Президентом и Правительством Российской Федерации. Атаман Терского казачьего войска сделал много для того, чтобы на улицах городов было как можно меньше «ряженых». Форма терского казачьего войска подразделяется на парадную, повседневную и полевую. Также различают зимнюю и летнюю форму. Как гласит устав Терского казачьего войска, казак должен уважительно относиться к форме. В список военной одежды терских казаков входит папаха, три фуражки, башлык, съёмный воротник из овчины, пальто, шинель и куртка. А также мундир, китель, шаровары, брюки, рубашка. Плюс зимний и летний костюм, кашне, шарф, аксельбант, ремень и лядунка. Включая сапоги, ботинки, плащ и государственные награды. Военная одежда терских казаков очень красива и выдержана в традиционном стиле. Что касается костюма терского казака, то каждый казак имеет право формировать свой «имидж» самостоятельно. В любом случае костюм терского казака всегда содержит традиционные элементы казачьей одежды.

А теперь поговорим о флаге и гербе Терского казачьего войска. ТКВ имеет свой флаг, герб и знамя. Герб Терского казачьего войска представляет собой изображение Императорского штандарта на золотом древке перевязью вправо, которое расположено на чёрном фоне под червлёной главой. Поверх императорского штандарта изображена серебряная волнистая перевязь влево. В главе герба Терского казачьего войска - возникающий золотой двуглавый орёл, который является главной фигурой герба Российской Федерации. Герб Терского казачьего войска может быть выполнен в бесцветном варианте.

Флаг Терского казачьего войска представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета, на котором изображен герб Терского казачьего войска. Отношение длины флага Терского казачьего войска - 2:3. Флаг терских казаков присутствует на любом собрании или встрече. Как вы сами понимаете, флаг Терских казаков является официальным символом терского казачества. Помимо флага Терского казачьего войска существуют ещё печать, штампы, бланки и другие необходимые реквизиты, на которых может быть использован герб Терского казачьего войска. Однако флаг Терского казачьего войска используется чаще всего. Казаки очень трепетно относятся к гербам казачьих войск. Ведь гербы казачьих войск - это тоже часть истории казачества на Руси.

Помимо флага Терского казачьего войска в нашем военторге можно купить и другие сувениры с символикой терских казаков, например, полотенце Терское казачье войско , кружку Терское казачье войско ,зажигалку Терское казачье войско и многое другое.

Терские казаки едины в своей множественности: гребенцы, низовые терцы, аграханцы, терцы-семейцы, кизлярцы, волгцы, моздокцы, горцы, владикавказцы, сунженцы.

Происхождение терских казаков

Казаки-горцы – почти исчезнувший этнос. По одной из версий, Терское Казачье Войско официально объявило о своем существовании в 1415 году. Терские казаки пополнялись притоком представителей местных народов: осетин, чеченцев, ингушей, кабардинцев и других.

Об их происхождении имеются противоположные мнения. Одни считают их потомками волжских казаков, а также новгородцев и рязанцев, другие – предками этих волгских казаков, изначально живших на Кавказе со времен Мстислава Удалого (XI век). Всех кавказцев тогда называли черкасами, посему это название распространилось и на казаков (гребенских, азовских, днепровских). Если бы Мстислав передал свое северокавказское (бывшее ) княжество преемнику, то мы бы получили четвертую Русь – черкасскую, что, впрочем, и случилось, в виде казачества, но без их государства.

Впервые казаки появились на Северном Кавказе в 1578-1579 годы, когда по требованию Турции русская крепость на реке Сунже была снесена. Чтобы вести наблюдение за ситуацией в регионе, власти направили сюда казачьи отряды с Волги. Московские цари в то время признавали эти земли «вотчиной кабардинских князей». Поэтому русский казачий отряд существовал здесь многие годы без прямой поддержки метрополии. Согласно документам 16 века, казаков взял под свое покровительство чеченский правитель Ших-Мурза Окуцкий – верный союзник Москвы. Они находились на временной службе, поэтому жили без хозяйства и без семей. Число казаков в то время на Северном Кавказе, по данным военных реестров, колебалось от 300 до 500 человек.

По мнению исследователей, основывающихся на сведениях «Книги Большому Чертежу » и «Сказании о Гребенской иконе», авторство которого приписывается митрополиту Рязанскому Стефану, гребенские казаки – произошли от донских казаков, живших в XVI в. между рр. Донец и Калитва, у Гребенских гор. В 1582 казаки в количестве 300 чел. во главе с атаманом Андреем прошли через рр. Маныч, Кума и Терек в ущелье Кавказских гор и поселились в с. Гребни, на берегу горной р. Акташа. В 1623 Гребенские казаки в составе кабардинского посольства прибыли в Москву с повинной (возможно, по поводу их участия в нападениях на южные границы Московского государства). В 1631 отказались от совместных действий с царским войском против ногайцев, но уже в 1633 участвовали в походе воевод князей Туренина и Волконского на Казыев улус, в Моджары. В 1651 помогали строить острог на р. Сунжа, а через 2 года им была объявлена «царская милость за осадное сиденье» в этом остроге во время нападения кумыков.

Переселение на правобережье Терека

Около 1685 года, под давлением часто нападавших горских народов (чеченцы и др.), гребенцам пришлось оставить предгорья и селиться ближе к Тереку - на его правом берегу. В «Хронике гвардейскихъ казачьихъ частей» сообщается другая дата переселения гребенцов на правый берег Терека - 1680 год. Также в «Хрониках …» имеется дополнение о том, что гребенцы переселились на правый берег Терека в районе впадения в него Сунжи. Здесь, казаки жили в урочищах Павловом и Кошлаковском. Число гребенцов постепенно увеличивалось за счёт прибывавших с рек Дона и Кумы казаков, построены два укреплённых городка в Кабарде (старорусск. Черкасская земля): Кажаровцы в Большой Кабарде и Татар-Туп в Малой Кабарде. Позднее возникли еще два поселения: Новогладкий и Червленый.

В ходе Русско-турецкой войны 1686-1700 годов гребенские казаки снова привлечены в состав русского войска: гребенцы принимали участие во вторжении на территорию Крымского ханства - так называемых Крымских походах 1687 и 1689 годов, а также в Азовских походах Петра I в 1695 и 1696 годах.

Переселение на левобережье Терека

В 1711 году гребенцы участвовали в походе графа Ф. М. Апраксина против Малой ногайской Орды. Граф выступил на Кубань из Терского города и с помощью кабардинцев и гребенских казаков «сильно погромилъ» малых ногайцев. Тогда же он уговорил гребенцов переселиться с правого берега Терека на левый и образовать своими городками линию, которая «послужила бы связью между ниж. Кабардой и гор. Теркомъ». В 1712 году гребенские казаки переселились на левобережье Терека, где основали пять укреплённых городков.

В армии Императорской России

После переселения гребенцов с правого берега Терека на левый, из них сформировали Гребенское казачье войско. Вхождение в состав иррегулярных войск Российской империи произошло либо в 1711 году, либо в 1712 году. В 1716-1717 годах гребенские казаки участвовали в Хивинском походе - военной экспедиции российской армии в Хивинское ханство под командованием князя А. Бекович-Черкасского.

©сайт
создано на основе открытых данных в интернете