Тролль из сказки оленьи рога. Ж Продолжение рассказа Ю

Сочинение по рассказу Казакова «Оленьи рога».

То, что мы испытываем, когдавлюблены, быть может, и есть наше нормальное состояние. Влюбленность указываетчеловеку, каким он должен быть. (Антон Чехов).

Любовь - этожелание жить. (М. Горький.)

Это рассказ о тихой, впечатлительной девочке, приехавшей в дом отдыха лечиться после тяжелой болезни. Девочка вначале рассказа застенчива, мир не интересен ей, она потрясена пережитым, потерялась до такой степени, что первые дни не выходит из дома. Но любопытство, жажда к жизни побеждают все, к концу рассказа мы видим уже совсем другую девочку, она не боится окликнуть лыжника, она рада снегу,морозу и просто этому дню. Кто она? Где жила ранее? Как ее зовут? В тексте нет на это никаких намеков, нам и после прочтения рассказа не называют ее имя, мы не знаем, откуда она, есть ли у нее родители или родственники. Но, о ее духовном мире можно сказать многое, мы понимаем, что именно эти краски природы видит подросток, это она их делает такими, без нее мы увидим обычное непримечательное утро. Автор полностью раскрывает переживания своей героини, мы видим себя изнутри восемнадцатилетней девочки, видим красочный рассвет, солнце. Это еще ребенок, сердце которого, полно тайн изагадок. Она сама загадочна, и весь мир для нее загадка, ее удивляет медленный весенний рассвет, запах мартовского снега, она восхищается старым заброшенным домом, который манит ее своей неподкупной тишиной, и в этой тишине, из тихого потрескивания половиц и слагается прекрасная музыка в ее душе. Она услышала ее во сне, это что-то еще не совсем ясное, до сердцебиения сладкое и нежное, это еще нельзя назвать словом, нельзя наиграть на старом рояле. Эта музыка манит ее в детство, в мир сказок, рождает в груди смутно-тревожное чувство, которому еще нет объяснения. Не знает она, что влечет ее к уединению, что страшит ее в бурной кипучей жизни, почему для нее не существует времени?

Так почему ей снится музыка? Чего она все- таки ждет? Почему она спешит уйти от встретившегося ей лыжника? Почему упорно смотрит себе под ноги и отчего ее походка становится неуверенной? На эти вопросы она ищет и не может найти ответ, именно поэтому так упорно ищет уединения, вот почему ее тянет старый заброшенный дом. Именно там она ищет объяснения тоскующему и все время чего-то ждущему сердцу, стремится понять, найти себя в этом мире.Именно там она ищет объяснения, почему тоскует и кого ждет ее сердце, именно там, в мире сказок она находит объяснение своему душевному состоянию. Ее впечатлительная натура рисует ей образы обитателей Оленьих рогов», да и кто еще может обитать в таком таинственном, заброшенном доме, с заколоченными ставнями. В этом доме на самом деле есть что-то сказочное, таинственно пугающее. Ей хочется попасть внутрь дома, походить по пустынным комнатам, послушать гулкое эхо. А это тоскливое чувство в ее душе, как оно схоже с загадочной атмосферой этого пустынного дома, может именно здесь найдет она ему объяснение?

Вот о чем она спрашивает в своем сне у старого тролля. Но почему она не понимает его взгляда? Нет, где-то глубоко внутри душа ее знает и может объяснить откуда взялась тоска, но это где-то там глубоко внутри и тщательно скрыто от нее. И тролль приоткрывает эти затворки, она видит, пока еще не понимая зачем, солнечный день, холмики, поросшие соснами и знакомого ей лыжника. Конечно же здесь речь идет опрекрасном возвышенном чувстве, о любви, точнее о более легком и светлом ее начале, о влюбленности… Она уже понимает, что ее влечет его разгоряченная фигура, она видит как он уверенно идет на лыжах, тогда в первый раз она непоняла тоску в своей душе, не смогла объяснить приступы беспричинного смеха, итогорадостно - ноющего чувства, которое заставило ее все утро петь и танцевать.

И вот она видит этот сон наяву, среди сосен показывается лыжник, вот оно объяснение, вот чего она ждала. И на ее душе вновь становится радостно, она поняла, что тревожило, к чему стремилось ее сердце, этот день все расставил на свои места, она «выздоровела» окончательно и готова принять в свое сердце новые ощущения, она влюблена. Ей теперь и спокойно и радостно и только замирая, колотится сердце.

«…А может, она ждет друга – такого же, как она сама …Ему не нужно будет говорить ни о чем: он и без слов угадает ее мысли. И он услышит ту таинственную музыку, которая звучит в ее сердце.

А может, ее ждет любовь… тот таинственный, незамеченный ею, но открытый троллем лыжник.

Что удивительного? Ей уже шестнадцать…Интересно, как это произойдет?

Если бы можно было упросить старого тролля показать чуть-чуть подальше..»

Приложения

Фрагменты детских работ .

А.С.Пушкин «Анчар».

«Это место похоже на ад, там жарко и страшно». Н. Чадаева.

«Очень много зла. Все умерло, нет ничего живого, темнота». Л.Казакова.

«Создается очень страшная картина. Мне представляется ночь. Возле Анчара сверкает молния, течет кровавая река. Чувства мрачные, настроение грустное, тоскливое». К. Лифанова.

«Создается картина сущего ада. Ощущение мрака, смерти, конца жизни». П. Каплун.

«Картина вся пылает огнем. Настроение грусти, чувство страха». Л.Алдошина.

«Картина темная, страшная, опустошенная, наполненная тьмой. Чувство мерзости, пустоты, страха.Настроение необыкновенное.». А Платонова.

Первые впечатления. «Мой учебник...».

«Мой учебник самый лучший. Его обложка красочная. Цвета яркие. А внутри, под обложкой, самые добрые сказки, рассказы, где добро всегда побеждает зло. В этом учебнике чудесные рисунки и новые авторы, с которыми я буду знакомиться». Сивова Н.

«...Мой учебник зелененький. Он с картинками. У моего учебника очень, очень, очень... большое содержание. У него толстая корочка... приятный запах. Мой учебник привезен из Москвы. Его писали три автора...». Шукаев Дмитрий Сергеевич.

«...Сам учебник с разноцветными иллюстрациями, с крупным шрифтом (что очень облегчает чтение), содержание разделено на части и очень легко найти нужный рассказ, сказку, повесть...». (А.Платонова).

«...Кроме текстов есть задания « Проверь себя»... Я жду, когда мы начнем работать с этим учебником. Он очень мне понравился. Спасибо авторам. А.Калязина.

«...Тут самые лучшие произведения великих писателей. Новые рассказы и повести, сказки невероятные, очень интересные. Те, кто создавали этот учебник, очень постарались...». С.Крохичев.

Фрагменты работ

· Кто из героев прочитанных произведений вам понравился и почему?

« Мне понравился герой из произведения Александра Грина « Зеленая лампа «. Его зовут Джон Ив. В сложной ситуации он не опустил руки, а наоборот, стал учиться и совершенствоваться, чтобы принести пользу людям и стать настоящим человеком» (А Платонова).



«Из всех героев, с которыми мы познакомились, больше всех мне понравился Робинзон Крузо - герой романа Д.Дефо. Робинзон умеет находить выход из любой сложной ситуации. Двадцать восемь лет он ждал помощи, но за это время многому научился, приобрел замечательного и верного друга. Читая этот роман, можно многому научиться, например, научиться дружить, выживать в трудных обстоятельствах. Робинзон Крузо и вместе с ним Д.Дефо щедро делятся с нами опытом жизни...». К.Лифанова.

« Мне очень понравилось стихотворение С.А.Пушкина «Няне», потому что в этом стихотворении звучат удивительно нежные, добрые слова в адрес простой русской женщины, няни поэта, посвятившей в свое время семье А,С.Пушкина свою жизнь, горячо любившей своего воспитанника Сашу. Вряд ли у кого из поэтов можно найти такие слова, такие чувства. Столько любви, столько ласки я не видел ни в одном стихотворении». Д.Шукаев.

Синквейн

Галкина Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы

Белосельская сош Пошехонский район

Урок «Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Оленьи Рога»

Ход урока

Слово учителя.

Мы знакомы с жанром рассказа, многие герои рассказов стали вашими добрыми друзьями. Но среди героев-ровесников и в жизни, и в литературе встречаются такие, внутренний мир которых открывается не сразу. Непревзойдённым мастером таких рассказов является Юрий Петрович Казаков. Откройте учебник на с.162 , посмотрите на портрет этого человека, обратите внимание на годы его жизни и выскажите свои предположения о нём: какой он по характеру, каковы герои его произведений? (Ответы учащихся).

2. Чтение статьи учебника. Прочитайте статью о писателе и ответьте на вопросы учебника на с.162.



3. Чтение рассказа по частям. Подбор заголовков для каждой части.

Познакомимся с содержанием рассказа Ю.П.Казакова «Оленьи Рога», подумаем, почему так называется рассказ.

Странный дом.

Волшебная встреча с троллями.

Чего ждёт девочка?

Шестнадца­тилетняя девочка уже давно живёт в доме отдыха на Балтийском берегу, у Риги. Она болеет и начинает выходить из дома лишь на четвёртый день. Ей нравятся сосновые леса и замёрзшее у берега море. Как все выздорав­ливающие, девочка беспричинно счастлива. Она подолгу гуляет, и всё окружающее кажется ей сказочным.

Однажды девочку замечает молодой, сухощавый лыжник. Она пугливо спешит пройти, а лыжник долго смотрит ей вслед. Потом он часто приезжает на место их встречи, но её больше не видит.

По ночам, во сне, девочка летает над холмами под тихую музыку, и сердце её замирает от страха и восторга. С ней происходит что-то непонятное и необычное. Она наслаждается одиночеством и почти не отвечает на письма.

Вечерами в гостиной дома отдыха растапливают камин. Девочка любит сидеть там, пока все отдыхающие в столовой, смотреть на огонь и подбирать на рояле приснившуюся мелодию.

В последнее время девочку привлекает пустой дом с мезонином, стоящий неподалёку. Участок его особенно велик, он обнесён особенно высоким забором. Окно в мезонине не закрыто ставнями, а под ним к стене прибиты рога оленя. Девочка называет этот дом «Оленьи Рога», приходит к нему каждый день, «садится на пень и замирает».

Однажды девочка видит, как окно в мезонине открывается, из него вылезает человечек и крепко хватается за отросток оленьих рогов. Сразу же в окно высовывается длинная и тонкая лестница, человечек устанавливает её и спускается на крыльцо.

Вслед за первым человечком спускается второй. Оба одеты в старинную одежду - короткие штаны, чулки, длинные камзолы, красные колпачки - и похожи на сказочных длиннобородых троллей. Они долго сидят на крыльце и курят трубки, потом выкапывают в саду какие-то корешки, играют с пушистыми шариками вербы и возвращаются в дом.

Когда окно за троллями захлопывается, девочка возвращается в дом отдыха. Она уже не верит, что на самом деле видит троллей. Ночью она идёт к «Оленьим Рогам», пролазит через дыру в заборе, подходит к дому и слышит, что внутри играет приснившаяся ей музыка.

Через щель в ставне девочка видит большую комнату, освещённую пылающим камином и свечами. Посреди комнаты - огромный стол с бочонком вина, оловянными кружками и головками сыру. За столом сидят серьёзные бородатые тролли и играют в карты. У камина группа троллей играет на старинных струнных инструментах, остальные медленно и важно танцуют.

Девочка входит в комнату троллей. Они пугаются, но скоро успокаиваются, глядя на её сияющее лицо. Однако, «потаённость их жизни нарушена». Тролли открывают люк и уходят под пол, по очереди кланяясь незваной гостье. В комнате остаётся самый старый тролль с добрыми глазами.

Девочка понимает, что тролли не могут разговаривать с людьми. Ей становится грустно, она выходит на крыльцо и замечает, что старый тролль идёт за ней. Он подзывает девочку к щели в ставне и заставляет взглянуть.

Девочка видит не тёмную комнату, а солнечный день и холмы, по которым скользит худощавый лыжник. Наглядевшись, она обнаруживает, что тролль исчез.

На другой день девочка снова идёт к «Оленьим Рогам». К её удивлению, следов у дома нет, окно в мезонине закрыто, и даже щель в ставне исчезла, словно не было троллей и музыки.

Тут у дома появляется лыжник. Девочка прячется за угол, а потом бежит проверить: вдруг он тоже не оставляет следов. Поднявшись на холм, она видит ту местность, что показал ей старый тролль. Девочка снова начинает верить в сказки и громко кричит от радости.

Услыхав крик, лыжник поворачивает обратно, а девочка стоит и ждёт. Почему она летает во сне под музыку и встречает троллей? Чего она ждёт так уверенно и страстно? И кто угадает, чего она ждёт?

Это почти сказочная история о выздоровлении. Стеснительная девушка, гуляя около дома отдыха, не решается на знакомство с лыжником. В заброшенном доме, где оленьи рога на стене, она видит… троллей! Очарованная, любопытствующая она попадает на их пир, где узнаёт музыку из своих снов. Тролли уходят, но дарят ей ещё одну встречу с лыжником – её настоящей любовью. Впрочем, сказочные создания могли выздоравливающей вполне и присниться!

Главная мысль

История о любви – в первую очередь, к жизни, к красоте природы. Рассказ учит верить в сказку, следовать за своим сердцем.

Читать краткое содержание Казаков Оленьи рога

После долгой болезни героиня попадает в дом отдыха. Понятно, что она измучена, несмотря на свои шестнадцать. Например, она сидит и грустно смотрит, как прыгают по деревьям белки. Кто бы смог смотреть на такое забавное зрелище без улыбки?

Постепенно она восстанавливается, начинает гулять по утрам. Избегает людей, стесняется (себя саму?), ни с кем не заговаривает. Она даже не отвечает на письма, но потихоньку влюбляется в окружающий мир. Ей нравится идти по своим следам, осознавая, что кроме неё по этим местам никто не ходит. Даже во сне она появляется в тех же местах, но уже летая. В рассказе очень красиво представлены пейзажи. Особенно приглянулся ей один заброшенный дом с оленьими рогами. Он вызывает у неё ощущение сказки. Часами она представляет его комнаты. И вот однажды она видит там двух курящих трубки старомодных троллей. Они серьёзно и степенно играют. Ночью она снова бежит в этот дом и даже решается войти на свет. В доме званый вечер троллей! Заметив её, они не злятся, но тихо уходят, а самый старый передаёт ей образ дня и лыжника.

Девушка просыпается непривычно поздно, бежит к дому, но там нет её «вчерашних» следов. И тут она встречает лыжника.

История ведётся от третьего лица, здесь совсем нет диалогов, лишь только некоторые реплики и мысли героини. Заканчивается рассказ вопросами, из которых главный – чего же ждала героиня? Видимо, любви.

Картинка или рисунок Оленьи рога

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Ванина Ванини Стендаль

    Итальянская девушка из высшего общества Ванина Ванини любит молодого революционера Пьетро, который сбежал из тюремного заключения. Юноша также в нее влюблен, однако ему приходится выбирать между ней и долгом перед Родиной.

  • Краткое содержание Драгунский Тайное становится явным

    Мальчик Дениска услышал фразу «Тайное становится явным» и поинтересовался у мамы ее значением. Мама объяснила, что рано или поздно любой обман будет раскрыт и обманщик понесет наказание.

  • Краткое содержание Чехов Вверх по лестнице

    Некий Долбоносов, советник из уездного городка, как-то по служебным делам приезжает в Петербург, где он неожиданно попадает к князю Фингалову на званый вечер. Здесь он случайно встречает молодого юриста, студента Щепоткина, чему очень удивился.

  • Краткое содержание Хранитель огня Рытхэу

    Старик Кэвэн, возвращаясь с охоты, глубоко проваливался в снег. За ним оставалась кривая цепочка следов, говорившая о возрасте человека. Подумав о прошедшей молодости, старик решил проверить поленницу дров

Тайна старого дома

Аннотация содержания урока: урок включает в себя небольшой сопоставительный анализ ранее изученных рассказов И.С.Тургенева, В.М.Гаршина, А.П.Чехова. Творчество Ю.П.Казакова рассматривается как продолжение традиций классической русской литературы. В ходе анализа рассказа «Оленьи рога» раскрывается внутренний мир главной героини, ее отношения с окружающим миром, роль фантазии в жизни человека.

Проверка домашнего задания.

· Чтение наизусть отрывка из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»

· Беседа:

Вспомните, какие произведения И.С.Тургенева, В.М.Гаршина, А.П.Чехова вы читали.

Можем ли мы говорить о сходстве тематики произведений, героев? Объясните свою позицию (сравнение тем и героев).

Подумайте, как эти русские писатели относились к миру и людям.

Примерный вывод: В своих произведениях И.С.Тургенев, В.М.Гаршин и А.П.Чехов часто рассуждают о несправедливости мира и в то же время любуются его многообразием. Некоторые свои рассказы эти писатели посвящали детям. Судьбы маленьких героев иногда трагичны. Но они всегда умеют видеть красоту окружающего мира, верят в добро и стремятся к справедливости.

Продолжателем традиций русской классической прозы можно назвать Ю.П.Казакова.

Работа с учебником. Чтение статьи о Ю.П.Казакове (с. 162).

Как вы поняли выражение: писатель-пейзажист и психолог?

Что означают слова «внутренний мир человека?

Почему жанр рассказа «Оленьи рога» определяется как «рассказ-фантазия»? Знакомы ли вам другие произведения этого жанра? (В.М.Гаршин «То, чего не было») Как переплетаются в рассказе реальность и фантазия?

Цель нашего урока – понять, какую роль фантазия может сыграть в жизни человека.

Работа с текстом произведения. Беседа. Комментированное чтение. Анализ.

Опишите, какой вы представляете главную героиню рассказа (внешность, предыстория, восприятие природы, богатая внутренняя жизнь, отсутствие имени). Какие детали помогли нарисовать ее психологический портрет?

Как чувствует себя героиня среди людей? Что мешает ей быть общительной?

В каком мире она живет? Что становится для нее главным развлечением? Почему ее влекут пустые дома?

Найдите описание дома, который героиня называет «Оленьими рогами». Чем он отличается от своих соседей? Каким представляет его внутреннее убранство героиня? Случайно ли этот дом облюбовали тролли?

Что вы знаете об этих таинственных существах? Как произошла первая встреча героини с троллями? Найдите этот эпизод в тексте (с.167).


Почему тролли не рады гостье? Каким взглядом провожает девочка сказочных человечков? Чего она ждет?

Какой ответ на свою просьбу получает героиня? Как изменилась ее жизнь после этой ночи?

Подведение итогов беседы. Выразительное чтение эпизода.

Чтение отрывка на с. 171 (2 и 3 абзацы).

Что же произошло на самом деле? Может быть, встреча с троллями была всего лишь сном? Или она состоялась на самом деле? Какие доказательства вашей точки зрения есть в тексте?

Почему боль и одиночество героини сменяются радостью?

Какие традиции русской классической прозы продолжает в своем произведении Ю.П.Казаков? (жанр рассказа, вера автора и его героини в добро и возможность счастья, обращение к пейзажу, исследование внутреннего мира человека).

5. Домашнее задание. Письменная работа: «Какую роль играет фантазия в жизни человека?»

Королькова Ирина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

сош№26 г.Рыбинск

Ю.П.Казаков «Оленьи рога»

Фрагмент урока

Составление заданий и вопросов

1.Какой представляется вам героиня рассказа?

Можно ли назвать ее доброй?

Что еще можно о ней сказать?

Выберите из текста ключевые слова и словосочетания

(цвет, запах, звук, детали), с помощью которых создается картина внутреннего мира девочки.

1. Посмотрите на иллюстрацию учебника.

Удалось ли художнику верно понять и запечатлеть образ девочки? Обратите внимание на колорит и летали портрета.

2. Какими вы их видите Дом с оленьими рогами,

в который вошла девочка, и троллей, сидящих за столом? Попробуйте изобразить.

Вспомните, чем отличается рассказ от других эпических жанров? Поясните на примере данного произведения.

1.Прочитайте внимательно последние строки рассказа «И кто найдет ее, кто угадает, чего она ждет?». Напишите продолжение рассказа.

2.Может быть что-то подобное, фантастическое произошло и в вашей жизни? Расскажите.

Ж Вы этому верите ?

В небольшой деревушке, стоящей на самом берегу Рыбинского моря, в доме, в котором когда – то жили наши деды и прадеды, мы теперь проводим лето. По вечерам большой и дружной семьей мы собираемся возле белой изразцовой печи за столом, пьем чай из ведерного медного самовара и беседуем. Самые интересные истории, как правило, рассказывают взрослые.

Я хочу рассказать вам об одном удивительном происшествии, которое сохранилось в памяти нашей семьи и передается как некая легенда из уст в уста из поколения в поколение. А произошло это так.

Было это еще в годы Великой Отечественной войны. Моя прабабушка вышла во двор взглянуть на корову, которая почему–то себя тревожно вела. Взгляд скользнул вверх, под крышу дома. Изумлению бабушки не было предела: по крутым деревянным ступенькам с поветей спускался маленький человечек, мужичок с ноготок. На ногах лапотки, штаны из мешковины с напуском, рубашечка в горошек с пояском, а на голове – колпак, из-под которого выглядывало хитрое лицо. Сколько времени прабабушка находилась в изумленном состоянии, неизвестно. Но когда она вновь подняла глаза вверх, домовенка – а это был, скорее всего, он – уже, как говорится, и след простыл, как сквозь землю провалился.

Рассказу о старичке-домовничке никто не удивился, только заметили, что не каждому он показывается. А обитает он, говорят, на чердаке, где рядами вялится рыба, громоздятся сундуки с добром и всяким домашним скарбом.

Рассказ о домовом, живущем в нашем доме, не выходит из моей головы. И, приезжая каждое лето в наше родовое жилище, мне ужасно хочется узнать, здесь ли он и как он зимует. Я тайком от взрослых задабриваю его конфетами и прошу показаться. (Казакова Лика).