Виды клиентов в психологическом консультировании. Типы психологического консультирования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

Введение

1. Виды психологического консультирования

Деловое консультирование

Интимно-личностное и семейное консультирование

Психолого-педагогическое консультирование

Заключение

Литература

Введение

Консультативная психология имеет в основном те же корни, что и клиническая, - на нее воздействовали те же исторические и общественные силы. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей в совете, консультации по различным вопросам, требующим срочного вмешательства и неотложного решения. Поэтому в консультативной психологии мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, с их проблемами. Становится привычным обращение к психологу в случае трудностей развития ребенка, семейных или производственных конфликтов. И это понятно: в последнее время все чаще и острее становится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки.

Хотя консультативная психология во многом подобна клинической, она отличается тем, что делает упор на определенные терапевтические теории, а также на относительно более здоровую клиентуру. Консультативные психологи могут оценивать и консультировать отдельных лиц или группы относительно их жизненных проблем, карьерных планов, проблем во взаимоотношениях, выбора места учебы и т.д. Они могут работать консультантами в учреждениях, связанных с бизнесом, образованием, психическим здоровьем и разрабатывать программы их развития.

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются различные люди (взрослые и дети) и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

1. Виды психологического консультирования

Деловое консультирование

Деловое консультирование относится к одному из распространенных видов психологического консультирования. Оно в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда к примеру можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствование и развитие у человека способностей, организации его труда, повышение работоспособности, ведения деловых переговоров.

Консультирование по проблемам карьеры начало развиваться в Соединенных Штатах на рубеже XIX и XX веков как ответ на потребность в квалифицированной рабочей силе, вызванной растущей индустриализацией. Основоположником профориентационного направления считается Френк Парсонс. В 1908 г. он организовал Бюро профориентации в Бостоне и тогда же опубликовал книгу «Выбор профессии», за которой вскоре последовал второй труд «Выбор призвания». Парсонс делал акцент на интегральной оценке индивидуумов, одновременно помогая им понять себя и принять решение.

По мере развития методов психологической диагностики на протяжении Первой мировой войны Парсонс начал использовать тесты в области профессиональной ориентации. Для использования в сфере образования и промышленности в годы между мировыми войнами было разработано множество групповых и индивидуальных тестов на интеллект, достижения, способности, интересы, характеристики личности.

Вторая мировая война дала мощный толчок к росту этого направления. В 1942 году вышли книги, оказавшие огромное влияние на развитие психологического консультирования. Это книги - «Консультирование и психотерапия» К. Роджерса и «Динамика профессиональной ориентации» Дональда Сьюпера. Роджерс делал акцент на том, чтобы помочь индивидууму осознать его врожденный позитивный потенциал, а Сьюпер рассматривал профессиональную ориентацию скорее как вовлечение человека в процесс развития длиною в жизнь, чем как однократный совет. Эти работы составили теоретическую основу приложения психологических знаний и психологического вмешательства к решению проблем, возникающих в обыденной жизни.

Названное однажды «путеводителем по профессиям», консультирование по проблемам карьеры расцвело в последние десятилетия благодаря прогрессу в теории и практике оценки, а также растущей потребности в этой службе в условиях все более сложной экономики. Если ранние тесты «на призвание» пытались определить, какой вид работы подходит конкретному индивидууму в зависимости от его умений и способностей, то сегодняшняя оценка профессиональных возможностей включает в себя и исследование не только умений, но и интересов человека. Причем ее цель состоит в соотнесении карьерных устремлений индивидуума с его интересами и способностями, а также в установлении соответствия его темперамента определенным видам деятельности.

В консультировании по проблемам карьеры применяются современные развивающиеся подходы к планированию карьеры на всю жизнь.

Интимно-личн остное и семейное консультирование

Консультирование в так называемом интимно-личностном аспекте является довольно распространенным видом и возникает у множества людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то не стало, хотел бы избавится; проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми; различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача и многое другое. Сюда же относится глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например, половых отношений.

Интимно-личностное консультирование обычно требует закрытых для посторонних лиц и одновременно открытых для общения консультанта и клиента доверительных отношений между ними. Такое психологическое консультирование требует создания особой обстановки, так напоминает исповедь. Этот вид консультирования по самой природе тех проблем, которых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта с клиентом; в-третьих, обычно достаточно длительного периода для решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается.

Хотя психологи-консультанты могут работать с лицами, имеющие некоторые психические расстройства, предполагается, что при консультировании по личностным проблемам, проводимом с индивидуумом или с группами, в центре внимания находятся текущие проблемы и личностный рост, адаптация и вопросы взаимоотношений, ситуационные кризисы и кризисы развития нормально функционирующих людей. Цель данного вида консультирования состоит в том, чтобы помочь людям пройти через различные жизненные трудности, предупредить развитие серьезных расстройств, улучшить функционирование личности, повысить удовлетворенность жизнью.

Психологи консультанты работают с парами (состоящими в браке или нет), семьями и детьми, помогая им преодолевать трудности, возникающие при близких отношениях, в том числе проблемы общения, содействуя разрешению конфликтов, консультируя по вопросам воспитания детей, близости и взаимного доверия.

Проблемы по вопросам семейного консультирования возникают у людей настолько часто и имеют свои особенности, что в сложившейся на данный момент времени практике психологического консультирования выделилось его особое направление - семейное консультирование.

Основные вопросы, связанные с проведением такого консультирования можно разделить на такие подгруппы:

1. Взаимоотношения клиента с его будущим супругом.

2. Взаимоотношения между супругами в уже сложившейся семье.

3. Взаимоотношение супругов с их собственными родителями и родителями другого супруга.

4. Взаимоотношения родителей и детей в одной и той же семье.

В каждом из общих случаев, соответствующих выделенным подгруппам вопросов, можно выделить по нескольку частных вопросов, которые, в свою очередь, могут включать в себя как деловые, так и личные взаимоотношения людей в семье, а также взаимоотношения между конкретными лицами в семье.

Семейное консультирование требует знания психологом-консультантом сути семейных проблем, способов их разрешения, желательно - на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут заниматься люди, которые не имели или не имеют семьи. Как вполне вероятное можно допустить и обратное: хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам вряд ли может стать человек, который сам неоднократно пытался создать или сохранить семью, но это ему сделать не удалось. Его личный опыт если и может оказаться в чем-то полезным другим людям, то, скорее всего, в отрицательном плане.

Вместе с тем, надо отметить, что в этом и в других подобных случаях собственный опыт необходим для того, чтобы стать хорошим психологом-консультантом. Человек, имеющий отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим людям о том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно сделать, чтобы семью сохранить и наладить внутрисемейные отношения.

Однако из этого правила могут быть, наверное, исключения. В психологической практике известно немало случаев, когда психологами-консультантами по семейным вопросам - и неплохими - становились люди, которые сами неоднократно терпели неудачи в семейной жизни.

Психолого-педагогическое консультирование

К психолого-педагогическому консультированию можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются варианты проблем, относящихся к взаимоотношениям между родителями и детьми. Очень часто в молодой семье супруги, ставшие матерью и отцом, сталкиваются с трудностями установления нормальных отношений с детьми в возрасте от двух до трех лет. Эти трудности, в частности, могут проявляться в том, что ребенок чрезмерно активный или, напротив необычайно пассивный, эпатичный, равнодушный ко всему. И те и другие крайности могут, естественно вызывать тревогу у родителей.

Возникнуть могут проблемы между родителями и детьми младшего школьного возраста (плохо учится, плохо ведет себя на уроках, не складываются взаимоотношения с одноклассниками и т.д.).

Особенно часто за консультацией к психологу обращаются родители детей подросткового возраста. У них могут возникать следующие проблемы:

Часто возникающие между подростком и родителями конфликты по самым различным поводам;

Подростки ведут себя вызывающе, не выполняют свои обязанности по дому, не выполняют родительские требования;

Родителям кажется, что подросток что-то от них скрывает, часто проводит время вне дома; избегает общения с родителями;

Подросток ничем серьезным, с точки зрения родителей, не интересуется и не желает заниматься своим развитием.

Вызвать проблемы могут и достаточно взрослые дети. По мнению родителей, они дружат не с теми сверстниками, не в тот вуз хотят поступать. Межличностные проблемы при повторных браках родителей и разводах, наличие детей от другого брака в новом браке кого-то из родителей и пр.

Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

Заключение

Чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, представляющие собой так называемый средний слой населения и находящиеся по состоянию их физического здоровья в зоне повышенного риска. Под зоной повышенного риска понимаются жизненные ситуации, оказавшись в которых, люди требуют поддержки, совета, помощи. Поводов для обращения к специалистам психологам огромное количество: от личностных проблем до проблем во взаимоотношениях на работе и в семье. Поэтому психологическое консультирование можно условно разделить на отдельные виды, внутри которых, они еще неоднократно могут разделяться на различные подвиды.

В психологическом консультировании принято выделять такие основные виды: интимно-личностное психологическое консультирование; семейное консультирование; психолого-педагогическое консультирование; деловое консультирование.

Для эффективного психологического консультирования консультант-психолог должен иметь специальное образование, соответствующую профессиональную и психологическую подготовку, использовать накопленный опыт работы по определенному виду консультирования.

Литература

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995.- 235с.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: «Социальное здоровье», 1994. - 189с.

3. Немов Р.С. Психологическое консультирование. - М.: ВЛАДОС, 2001.-528с.

4. Тодд Дж., Богарт А. Основы клинической и консультативной психологии. - М.: Эксмо, 2001.- 768с.

5. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М.: Академия, 2001.- 208с.

Подобные документы

    Теоретические аспекты проблемы психологии - психологического консультирования. Цели психологического консультирования, характеристика его технологии. Эффективность внедрения психологического консультирования в практику работы школьного психолога.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Консультирование в процессе оказания психологической помощи. Основные цели клинического интервьюирования. Обучение навыкам саморегуляции в ходе психологического консультирования. Методики, применяемые при способах психологического консультирования.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Вопросы психологического консультирования, направленного на снижение агрессии у детей-дошкольников. Специфические черты консультативной психологической работы с младшими школьниками. Психологическое обследование ребёнка в практике консультирования.

    реферат , добавлен 26.06.2011

    Особенности психологического консультирования. Глубинная психология, психодинамические теории. Приемы психологического консультирования при использовании в работе различных теорий личности. Бихевиоральное направление в психологическом консультировании.

    реферат , добавлен 15.01.2017

    Рассмотрение понятия, целей и задач психологического консультирования. Особенности работы с клиентами в данной практике. Описание условий результативности психологического консультирования. Изучение сущности и функций этапов консультативного процесса.

    реферат , добавлен 10.08.2015

    Теории личности и практика психологического консультирования; принципы современной психотерапевтической помощи в чрезвычайных ситуациях. Сущность понятия "психологическое консультирование". Цели и организационные формы реализации консультативных услуг.

    лекция , добавлен 10.02.2012

    Встреча клиента в психологической консультации. Снятие психологического напряжения у клиента. Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента. Интервью как метод психологического консультирования. Индивидуальное и групповое консультирование.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2011

    Формы психологического консультирования, которое осуществляется дистанционно. Основные виды дистанционного консультирования, его цели и практическая значимость. Правила телефонного консультирования. Активное выслушивание - основной метод работы.

    презентация , добавлен 21.03.2016

    Теоретико-методологический анализ психологического консультирования в современной психологической науке, основные цели и задачи данной деятельности. Главные этапы психологического консультирования, отраженные в работах отечественных и зарубежных авторов.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2011

    Основные положения, этические принципы, структура психологического консультирования. Когнитивные и эмоциональные аспекты процедуры психологического консультирования. Обзор основных понятий, определяющих психологическую и психотерапевтическую помощь.

Типы консультирования

Типы консультирования, типы клиентов и консультантов в психологическом консультировании

Типы консультирования

До обсуждения типов собственно психологическо­го консультирования необходимо заметить, что кон­сультирование как таковое существует и в ряде дру­гих профессиональных областей, отличных от психологии (например, технических), а так же более близких к ней - естественнонаучных и гума­нитарных. К ним относится врачебное консультиро­вание, юридическое, управленческое консультирова­ние и т.д.

К классификации собственно психологического консультирования, под которым, как уже было ска­зано выше, имеется в виду оказание психологичес­кой помощи психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития, можно подходить, опираясь на разные критерии.

Так, взяв в качестве классификационного крите­рия возраст, мы выделяем типы консультирования в зависимости от возрастной периодизации.

Младенчество (от рождения до 1 года);

Преддошкольное детство (1-3 года);

Дошкольное детство (3-6 лет);

Младший школьный возраст (6-10 лет);

Подростковый возраст (10-15 лет);

I период (старший школьный возраст 15-17 лет),

II второй период (17-21 год);

зрелый возраст:

I период (21-35 лет),

II период (35-60 лет);

Пожилой возраст (60-75 лет);

Старческий возраст (75-90 лет);

Долгожители (90 лет и выше).

Если во втором случае возраст от 0 до 90 лет и выше теоретически может быть возрастом лица, по поводу которого состоялась консультация, то практически реальные возрастные рамки несколько уже: от преддошкольного детства до пожилого возраста.

Причем ограничение возраста консультируемых связано как с определенной возрастной проблематикой, личностной зрелостью, необходимой для решения психологических проблем, так и сущностью самого консультирования как метода.

Консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Сама личность еще не сформирована, следовательно к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая помощь, а также ряд специальных отраслей: обучение, воспитание, коррекция и развитие.

В пожилом, и особенно старческом возрасте консультирование с каждым годом все более утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

С этой точки зрения можно выделить 2 вида кон­сультирования:

1. Контактное, при котором психолог-консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу, то что называется в зарубежной литературе "face-to-face counseling".

2. Дистантное консультирование, которое подраз­деляется на телефонное и письменное.

Синонимом первого вида консультирования яв­ляется "очное консультирование", второго - "заоч­ное".

Следующее основание для классификации долж­но учитывать количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть, во-первых, индивидуальной, во-вторых, групповой. Причем под последней следует понимать беседу психоло­га с двумя и более клиентами, так как в ряде соци­ально-психологических работ объединение двух, а тем более трех человек уже именуется малой группой.

Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения и в за­висимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию. В дан­ном случае могут быть выделены следую­щие виды психологического консультирования:

Школьное консультирование;

Профессиональное;

Семейное и супружеское;

Ориентированное на проблемы личности и дру­гие

Первый тип консультирования - это личностное пси­хологическое консультирование, необходимость в котором возникает довольно часто у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагива­ют человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, напри­мер, такие проблемы, как психологические или поведенческие не­достатки, от которых человек хотел бы изба­виться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные за­болевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования - семейное консультирование. К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникаю­щим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супру­ги), оптимальное построение и регулирование взаимоотнощений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемей­ных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственни­ками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, напри­мер, решение вопросов распределения обязанностей между члена­ми семьи, экономики семьи и ряда других.

Третий вид консультирования - психолого-педагогическое кон­сультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами, К психолого-педагогическому консуль­тированию относятся вопросы совершенствования программ, медов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

Четвертый из числа наиболее распространенных видов психоло­гического консультирования - профессиональное деловое консультирование. Оно имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных видов деятельности у людей. В целом же дело­вым называется такое консультирование, которое связано с реше­нием людьми деловых проблем. Сюда можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у чело­века способностей, организации его труда, повышения работоспо­собности, ведения деловых переговоров и т.п.



Каждый из перечисленных видов психологического консульти­рования в чем-то сходен с другими, например в том, что одинаковые по своей психологической трактовке проблемы могут возникать в разных видах деятельности и в различных ситуациях. Но вместе е тем в каждом из названных видов психологического консультиро­вания есть свои особенности.

Интимно-личностное консультирование обычно требует закры­тых от посторонних лиц и одновременно открытых для общения кон­сультанта и клиента, доверительных отношений между ними. Такое психологическое консультирование требует создания особой обста­новки, так как напоминает исповедь. Этот вид консультирования по самой природе тех проблем, которых он непосредственно касает­ся, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он пред­полагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и нелегкого разговора психолога-консуль­танта с клиентом; в-третьих, достаточно длительного перио­да решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сра­зу не решается.

Семейное консультирование в свою очередь требует знания пси­хологом-консультантом сути семейных проблем, способов их раз­решения, желательно - на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут успешно заниматься люди, которые не имеют или не имели семьи. Как вполне вероятное мож­но допустить и обратное: хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам вряд ли сможет стать человек, который сам не­однократно пытался создать или сохранить семью, но ему это сде­лать не удалось.

Психолого-педагогическое консультирование в свою очередь предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами по психолого-педагогическим вопросам обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

То же самое касается и делового консуль­тирования. Наиболее успешно им могут заниматься люди, которые на собственном опыте хорошо знают ту сферу деятельности, в кото­рой они собираются вести психологическое консультирование.


Основные организационные формы оказания психологической помощи.

1. Индивидуальное консультирование

Экстренная психологическая помощь в экстренных ситуациях (телефон доверия)

Индивидуальная психолого-педагогическая помощь

Индивидуальное психологическое консультирование

Катарсическая психотерапия

Библиотерапия

Психоанализ

2. Семейное консультирование

Тренинг эффективности родителя

Поведенческая терапия

Коллаборативная терапия (терапия совместного проживания – Спок)

Конкурентная терапия

3. Групповое консультирование

Ролевой и коммуникативный тренинг

Психодрама

Тренинг сензитивности (эмпатии)

Группы встреч

Разъяснительная психотерапия (лекции)

Телесно-ориентированные тренинги

Арт-терапия

Тренинг делового общения

Групп-анализ

В Психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:

1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting). Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling). Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk). Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Рассмотрим подробнее некоторые техники решение-ориентированного психологического консультирования. Активация ресурсов, поиск их у клиента осуществляются с помощью вопросов или цепочек вопросов. Поиск ресурсов может быть ориентирован на прошлое («Что раньше помогало Вам преодолевать подобные проблемы?», «Как такие проблемы решали Ваши родственники, знакомые?»), на настоящее («Что сейчас помогает Вам решать проблему хотя бы временно?») и на будущее («Кто или что могло бы Вам помочь в разрешении проблемы?»)

Наиболее применяемые приемы:

1. «Опора на прогресс»: Был ли в последнее время такой период, когда проблема исчезла или значительно уменьшилась? Как Вы думаете, почему? Что этому способствовало? Что мы все могли бы сделать, чтобы закрепить эти механизмы?

2. «Фантазии о будущем»: Когда проблема может разрешиться? Что может этому способствовать? Пофантазируйте: Если бы мы встретили Вас, когда у Вас уже было все в порядке, и спросили бы: «Что Вам помогло?», то что бы Вы ответили? Что еще могло бы Вам помочь?

3. «Благодарности авансом»: Продумайте, как Вы будете благодарить людей, включенных в Вашу программу за помощь. Далее клиенту предлагается начать авансом реализовывать программу благодарностей.

4. «Проблема как решение»: Чему научила Вас эта проблема? Чем она была полезна для Вас?

5. «Новое позитивное название»: Придумайте какое-нибудь хорошее имя для Вашей проблемы, чтобы мы могли использовать его в беседе. Поиск хорошего имени для своей проблемы побуждает начать анализировать ее позитивные аспекты.

Овчарова Раиса Викторовна позволяет выделить шесть бинарных оппозиций, в соответствии с которыми можно составить целый калейдоскоп видов психологического консультирования:

Индивидуальное и групповое консультирование. Групповое психологическое консультирование чаще всего организуется после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами, или если все они являются членами одной системы межличностных отношений (например, семьи).

Однократные и многократные консультации.

Консультации по личному обращению – консультации в результате вызова, направления.

Без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием.

Без привлечения методов психологической коррекции (доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации) и с привлечением этих методов.

Консультации изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи (например, социально-психологический тренинг между консультациями).

Кроме этого, выделять виды психологического консультирования можно по характеру решаемых задач: возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, семейное и другие виды психологического консультирования.

В качестве основания для выделения видов психологического консультирования можно использовать и характер теоретического подхода, в котором работает психолог-консультант: когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ.

Можно также использовать в качестве основания для выделения внутри психологического консультирования видов степень непосредственности или опосредованности контакта между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане можно говорить об очном консультировании, консультировании на телефоне доверия, консультировании посредством дистантного письма, консультировании посредством написания популярных книг по психологии или открытых ответов психологов на письма читателей в популярных журналах. Все перечисленные выше формы психологического консультирования кроме очного психологического консультирования можно объединить под единым понятием – дистантное психологическое консультирование.

Виды психологического консультирования

Основной метод консультирования – беседа, построенная определенным образом. Психологическое консультирование чаще всего бывает краткосрочным и может включать одну консультацию или (при необходимости) больше, но редко превышает 5-6 встреч с клиентом.

Психологи-консультанты работают с отдельными людьми или группами. Соответственно различают индивидуальное и групповое консультирование.

Индивидуальное консультирование – это беседа консультанта с клиентом наедине, обсуждение с ним жизненной проблемы, которая его беспокоит. Психолог-консультант помогает клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, обсуждает с ним те особенности его поведения и межличностных отношений, которые стали источником его жизненных трудностей. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность осознать это, шире взглянуть на ситуацию, и на этой основе изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

Групповое консультирование может заключаться, например, в решении какой-либо проблемы или в поощрении выражения подавленных эмоций в психотерапевтической группе. Такой группой может быть семья, производственная группа или группа людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имеющих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами работы при групповом консультировании могут быть семейное консультирование, консультирование по проблемам профессиональной деятельности и работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах.

С целью решения межличностных конфликтов в трудовых или иных коллективах может применяться так называемая посредническая консультация. Использование психологического посредничества основано на хорошо известном факте: участие в переговорном процессе третьих лиц, которые занимают нейтральную позицию, повышает его эффективность.

Консультации могут быть очными или анонимными. Традиционные консультации проходят в процессе непосредственной встречи консультанта и клиента. Однако в последние десятилетия достаточно распространенным стал «телефон доверия» как форма анонимной психологической помощи и консультирования (Моховиков, 1999). Консультация по «телефону доверия» обеспечивает оперативность общения, щадящие условия для клиента. Этот вид консультации характеризуется неявностью оказываемой помощи и позволяет человеку, обратившемуся к психологу, избежать роли «пациента», в которой, по мнению некоторых, они находятся при очном консультировании.

Консультирование по телефону достаточно привлекательно для клиента, поскольку оно обеспечивает ему анонимность и связанную с этим особую доверительность. При телефонном консультировании возникает эффект «случайного попутчика», когда в обычной дорожной беседе незнакомые люди порой буквально «изливают душу». Установлению особой доверительности способствует и то, что, несмотря на расстояние, абонент и психолог в определенном смысле находятся рядом. Их голоса звучат в непосредственной близости друг от друга, что создает ощущение доверительности и особой интимности беседы. Именно по «телефону доверия» клиенту легче обсуждать личные проблемы, в том числе и связанные с сексуальной сферой межличностных отношений.

Телефонное консультирование дает клиенту возможность обращаться из любого места, в удобное для него время. При таком типе консультирования клиент имеет право на прерывание контакта, то есть может в любой момент легко закончить разговор – для этого достаточно положить трубку. Выйти из контакта при очной консультации значительно сложнее. Возможность управлять контактом крайне привлекательна для некоторых клиентов, в особенности для тех, кто чувствителен к психологической безопасности. При этом они имеют возможность вторично обратиться к консультанту в ограниченный промежуток времени.

Психолог при консультировании по телефону представляется абоненту более компетентным, чутким, способным помочь, чем это могло бы оказаться при личном контакте. Это повышает эффективность психологического взаимодействия. В свою очередь, консультанту не приходится преодолевать психологические барьеры восприятия клиента. У него возникает некий образ нуждающегося человека, что позволяет успешнее оказывать ему помощь.

Порой используется и такой метод заочного консультирования как консультативная переписка. Необходимость этой формы психологической помощи обусловлена тем, что телефонное консультирование порой затрудняется из-за большой загрузки «телефона доверия» или отсутствия телефона у клиентов. Однако пойти на личную беседу с психологом он не решается. К тому же некоторые клиенты, нуждающиеся в психологической помощи, зачастую находятся в условиях изоляции от общества (например, заключенные, отбывающие наказание в места лишения свободы). В городах, которые не имеют собственных служб психологической помощи, переписка с психологами, психотерапевтами оказывается единственной возможностью получить психологическую помощь.

Виды психологического консультирования

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и обращаются за помощью по различным проблемам, то психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются за психологической помощью.

Выделяют следующие виды психологического консультирования:

Интимно-личностное консультирование;

Семейное консультирование;

Психолого-педагогическое, психолого-управленческое консультирование;

Деловое консультирование.

Интимно-личностное консультирование осуществляется по проблемам психологических или поведенческих недостатков, от которых хотел бы избавиться клиент; личностных взаимоотношений со значимыми людьми по поводу разнообразных страхов, неудач, глубокого недовольства клиента самим собой, интимными отношениями.

К семейному консультированию прибегают при выборе супруга, с целью предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных отношениях и в отношениях членов семьи с родственниками, по поводу решения текущих внутрисемейных проблем (распределение обязанностей, экономические вопросы семьи и т.д.), до и после развода.

Психолого-педагогическое консультирование предусматривает обсуждение консультантом и клиентом вопросов обучения и воспитания детей, повышения педагогической квалификации взрослых, совершенствования педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами.

Последний вид консультирования следует отличать от рекомендаций, предоставляемых учителям, ученикам, родителям, администрации и т.д., сущность которых сводится к тому, что психолог советует прибегать к конкретным действиям, изменениям поведения, отношений с целью влияния на других участников учебно-воспитательного процесса. На это указывают Г. С. Абрамова, М. П. Матвеева и др.

Деловым называется консультирование, связанное с преодолением людьми деловых проблем выбора профессии, совершенствования и развития способностей, организации труда, повышения работоспособности, проведения деловых переговоров.

3а продолжительностью сотрудничества психолога и клиента различают:

Разовую консультацию. Это консультация, продолжительностью 45-60 мин. Она проводится в случаях, когда клиент обратился к психологу по поводу проблемы, с которой ему, прежде всего, нужна помощь других специалистов; когда психолог информирует клиента по вопросам, входящим в его компетентность, когда клиент обращается к психологу за поддержкой решения, которое он собирается принять в отношении определенной жизненной ситуации; когда клиент вдруг прийти не может;

Краткосрочное консультирование. Длится на протяжении 3-4 встреч. Чаще всего проводится в случаях, когда клиент нуждается в консультации просветительско-рекомендательного характера или с диагностической целью;

Среднесрочное консультирование. В течение 10-15 встреч осуществляется значительная психокоррекционная работа;

Длительное консультирование. Психолог работает с клиентом в течение года.

Проведение психологического консультирования выдвигает ряд требований к психологу-консультанту. Так, в частности, человек, который занимается психологическим консультированием, должно иметь высшее психологическое образование, достаточный практический опыт работы в качестве психолога-консультанта, подтвержденный соответствующими сертификатами.

Кроме знаний и умений, психолог-консультант должен быть наделен рядом специальных личностных качеств: любить людей, быть проницательным, хорошим, терпеливым, ответственным и коммуникабельным. Р.Мей отмечал, что главное у психолога-консультанта - это «доброжелательность и стремление понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности».

Согласно Педерсену, мультикультурное консультирование имеет дело с двумя и более людьми, по-разному воспринимающими социальную среду, но пытающимися работать вместе.

Согласно Сью, консультанты так или иначе сталкиваются с выбором одного из двух возможных путей при консультировании: первый, используемый гораздо чаще, состоит в монокультурализме и эноцентризме, что предполагает консультантам некоторый комфорт и безопасность. Другой путь - это мультикультурализм, признающий и ценящий разнообразие. Монокультурное консультирование, согласно Сью, не может удовлетворять требованиям современного мультикультурного общества.

Эффективность консультативной работы с клиентами, отличающимися по полу, сексуальным ориентациям, возрасту, профессиональному опыту, ожиданиям, эмоциональному выражению и другим культурно-опосредованным особенностям их идентичности, а также возможность понимания таких клиентов и их запросов может быть связана с культурными характеристиками консультанта и принятыми в той или иной культуре особенностями организации практик психологической помощи.

Педерсен предлагает рассматривать мультикультурное психологическое консультирование как затрагивающее такие «переменные», как:

этнографические переменные (этническая принадлежность, национальность, религия и язык);

демографические переменные (возраст, пол, место жительства);

статусные (социальные, образовательные, экономические) переменные;

переменные принадлежности (формальная принадлежность к семье или организации, и неформальная принадлежность к определённым идеям и образу жизни).

Мультикультурное консультирование сконцентрировано не только на понимании расовых и этнических групп и меньшинств (среди которых, афроамериканцы, азиатские американцы, латиносы, коренные американцы, многочисленные белые этносы и др.), но также женщин, геев и лесбиянок, людей с физическими недостатками, пожилых людей и других. То есть мультикультурное консультирование должно обеспечивать концептуальное осознание сложности и разнообразия плюралистического общества, видение уникальности каждой личности, и понимание того, как личность может находить общий язык с теми, кто отличается от неё. Таким образом, в мультикультурном консультировании простого понимания о существовании различных культурных групп недостаточно; важно понять разнообразие внутри группы - каждый человек, участвующий в мультикультурном консультировании, должен быть рассмотрен в противопоставлении фону его культурной группы, а консультанту, согласно Педерсену, следует выявлять ту степень, в которой клиент оказывается окультурен различными группами.

Американской психологической ассоциацией (АПА) сформулированы "Руководящие принципы для работников служб этнически, лингвистически и культурноразнообразных популяций" (1993), в которых подчёркивается:

ответственность консультанта, который должен ознакомиться с культурными ценностями своих клиентов, прежде чем работать с ними;

важность социокультурной основы, с позиций которой рассматриваются разнообразные ценности, стили взаимодействия и культурные ожидания;

эффективная мультикультуральная консультативная практика требует как знаний, так и навыков.

Психологическое консультирование – совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений, относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.

Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Gelso, Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

    консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

    консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что "человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста" (1968);

    консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;

    консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);

    консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;

    в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;

    консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

Виды консультирования:

I . По сферам приложения:

1. детское; 2. подростковое; 3. семейное и супружеское; 4. профессиональное; 5. индивидуальное, ориентированное на проблемы личности;

II . По количеству клиентов: 1. индивидуальное; 2. групповое;

III . По пространственной организации: 1. контактное (очное); 2. дистантное (заочное) – по телефону, переписка.

Виды психологического консультирования по Немову

Интимно-личностное психологическое консультирование , необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы, как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то ни стало хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования – семейное консультирование . К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, например, решение вопросов распределения обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других.

Третий вид консультирования – психолого-педагогическое консультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования – деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.

Методы психологического консультирования

К основным методам психологического консультирования относятся: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. Помимо базовых методов в психологическом консультировании используются специальные методы, разработанные в рамках отдельных психологических школ, опирающихся на конкретную методологию и отдельные теории личности.

Беседа Профессиональная беседа строится из разного рода приемов и техник, используемых с целью достижения соответствующего эффекта. Важную роль играют техники ведения диалога, одобрения мнений клиента, стимулирования высказываний, краткость и ясность речи психолога и др. Цели и функции беседы в психологическом консультировании связаны со сбором информации о психическом состоянии субъекта, установлением контакта с клиентом. Беседа может выполнять психотерапевтические функции и способствовать снижению тревоги клиента. Консультативная беседа служит способом выхода на психологические проблемы, существующие у клиента, является фоном и сопровождением всех психотехник. Беседа может иметь структурированный характер, вестись по заранее составленному плану, программе. Такая структурированная беседа называется методом интервью.

Этапы беседы:

1.Постановка вопросов. Цель – получение информации о клиенте, побуждение его к самоанализу.

2.Ободрение и успокаивание. Важны для создания и укрепления консультативного контакта. Ободрением выражается поддержка – основная составляющая контакта («Продолжайте», «Да, понимаю»). Успокаивание помогает клиенту поверить в себя («Очень хорошо», «Вы поступили правильно»).

3.Отражение содержания: перефразирование и обобщение.Отражение содержания показывает клиенту, что его активно выслушивают и что он понят. Отражение содержания помогает и самому клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях. Перефразирование имеет три правила: перефразируется основная мысль клиента; нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, добавлять от себя; избегать дословного повторения.

4.Отражение чувств –внимание сосредотачивается на том, что скрыто за содержанием. контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир.

5.Паузы молчания. Молчание – увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента; - предоставляет возможность клиенту «погрузиться» в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение; - позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на его плечах.

6.Предоставление информации. Консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы, информирует клиента о разных аспектах обсуждаемых проблем.

7.Интерпретация консультанта придает определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогает установить причинные связи между поведением и переживанием. Хорошая интерпретация не бывает глубокой. Она должна связываться с тем, что клиент уже знает.

8.Конфронтация – всякая реакция консультанта, противоречащая поведению клиента. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, по которым угнетают, ограничивают становление личности.

9.Чувства консультанта и самораскрытие. Самораскрытие консультанта может быть: выражение непосредственных реакций по отношению к клиенту или к ситуации консультирования, ограничиваясь принципом «здесь и сейчас»; рассказ о своем жизненном опыте, демонстрация его схожести с ситуацией клиента. Консультант посредством выражения своих чувств раскрывается перед клиентом. Раскрыться в самом широком смысле – значит показать свое эмоциональное отношение к событиям и людям.

10.Структурирование консультирования – организация отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, предоставление клиенту информации о процессе консультирования.

Разновидности интервью:

· стандартизированнное – имеет стойкую стратегию и четкую тактику;

· частично стандартизированнное – опирается на стойкую стратегию и более пластичную тактику;

· свободно управляемое диагностическое интервью – основывается на стойкой стратегии, но имеет совершенно свободную тактику, которая зависит от особенностей клиента, отношений и т.д.

Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Консультант должен владеть навыками наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента. Первоначальной основой для понимания невербального поведения служит хорошее знание различных видов невербальных языков.

Активное слушание имеет целью точное отражение информации говорящего. Данный метод способствует более точному пониманию партнерами друг друга, позволяет создать атмосферу доверительных отношений и эмоциональной поддержки, а также служит расширению осознания проблемной ситуации клиентом. Активное слушание предполагает использование ряда приемов:

Заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое позой заинтересованного слушателя, доброжелательным взглядом, направленным на собеседника;

Уточняющие вопросы: «Правильно ли я понял, что …?», «Вы хотите сказать, что…?»;

Получение ответа на свой вопрос;

Повторения сказанного собеседником «Вы говорите…»;

Переформулирование мысли собеседника: «Другими словами, …»

Поддерживающие реакции: «угу-реакции», «Да-да», поощрение собеседника в выражении мысли: «это интересно», «говорите, говорите»;

Обобщение: «В целом вы хотите сказать…?», «Итак, получается…», «Мы поговорили о…», «Можно сделать вывод…».

Метод «активного слушания» является обязательным методом психологического консультирования, и овладение всеми его приемами – одно из требований, предъявляемых к профессиональным навыкам психолога-консультанта.

точное отражение переживания, чувства, эмоции собеседника с демонстрацией их понимания и принятия.

Важными характеристиками и средствами эффективного общения (в ходе консультации) являются:

Эмпатия - сопереживание, понимание другого на уровне чувств, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек;

Рефлексия (осознание того, как он воспринимается партнером по общению, способность к самоанализу психических состояний, действий, поступков),

Идентификация (уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию другого человека).

Метод как совокупность психотехник, разработанных в рамках отдельных психотерапевтических и личностных теорий:

· метод личностно-центрированного консультирования,

· метод экзистенциального консультирования,

· метод психоаналитического консультирования,

· метод поведенческого консультирования,

· метод когнитивного консультирования,

· метод консультирования, фокусированного на решении,

· мультимодальное консультирование и т.д.

Этапы психологического консультирования. (Немов)

1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.

4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20–30 мин.

Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2–3 до 10–12 ч.

Педагогика

До обсуждения типов собственно психологического консультирования необходимо заметить, что консультирование как таковое существует и в ряде других профессиональных областей, крайне отличных от психологии (например, технических), а так же более близких к ней - естественнонаучных и гуманитарных. К ним относится врачебное консультирование, юридическое, управленческое консультирование и т.д.

К классификации собственно психологического консультирования, под которым, как уже было сказано выше, имеется в виду оказание психологической помощи психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития, можно подходить, опираясь на разные критерии.

Так, взяв в качестве классификационного критерия возраст, мы должны прежде всего рассмотреть возрастную периодизацию, принятую в России:
- младенчество (от рождения до 1 года);
- преддошкольное детство (1-3 года);
- дошкольное детство (3-6 лет);
- младший школьный возраст (6-10 лет);
- подростковый возраст (10-15 лет);
- юность:
I период (старший школьный возраст 15-17 лет),
II второй период (17-21 год);
- зрелый возраст:
I период (21-35 лет),
II период (35-60 лет);
- пожилой возраст (60-75 лет);
- старческий возраст (75-90 лет);
- долгожители (90 лет и выше).

Если во втором случае возраст от 0 до 90 лет и выше теоретически может быть возрастом лица, по поводу которого состоялась консультация, то прак-тически реальные возрастные рамки несколько уже: от преддошкольного детства до пожилого возраста.

Причем ограничение возраста консультируемых связано как с определенной возрастной проблематикой, личностной зрелостью, необходимой для реше-ния психологических проблем, так и с сущностью самого консультирования как метода.

Консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Более того, сама личность еще не сформирована, а следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая помощь. К тому же существует целый ряд специальных отраслей, таких как обучение, воспитание, коррекция и развитие.

В пожилом, и особенно старческом, возрасте консультирование с каждым годом все более утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

Другой категорией, служащей основанием для классификации консультативного процесса, является пространство, т.е. пространственная организация консультации.
С этой точки зрения можно выделить 2 вида консультирования:
1. Контактное, при котором психолог-консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу, то что называется в зарубежной литературе "face-to-face counseling".
2. Дистантное консультирование, которое подразделяется на телефонное и письменное.
Синонимом первого вида консультирования является "очное консультирование", второго - "заочное".

Следующее основание для классификации должно учитывать количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть, во-первых, индивидуальной, во-вторых, групповой. Причем под последней следует видимо понимать беседу психолога с двумя и более клиентами, так как в ряде социально-психологических работ объединение двух, а тем более трех человек уже именуется малой группой (хотя вопрос о нижних количественных границах малой группы остается дискуссионным).

Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения. В данном случае, вероятно, могут быть выделены следующие виды психологического консультирования:
- школьное консультирование;
- профессиональное;
- семейное и супружеское;
- ориентированное на проблемы личности и другие.