Виды психологических консультаций. Что такое психологическое консультирование — этапы, виды и техники направления

Виды психологического консультирования

Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности).

1. Индивидуальное консультирование:

  • экстренная психологическая помощь в экстренных ситуациях (телефон доверия)
  • индивидуальная психолого-педагогическая помощь
  • индивидуальное психологическое консультирование
  • катарсическая психотерапия
  • психоанализ

2. Семейное консультирование:

  • тренинг эффективности родителя
  • поведенческая терапия
  • коллаборативная терапия (терапия совместного проживания – Спок)

3. Групповое консультирование:

  • ролевой и коммуникативный тренинг
  • психодрама
  • тренинг сензитивности (эмпатии)
  • группы встреч
  • разъяснительная психотерапия (лекции)
  • телесно-ориентированные тренинги
  • арт-терапия
  • тренинг делового общения
  • групп-анализ

В Психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д.Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:

1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting). Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling). Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk). Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии. Рассмотрим подробнее некоторые техники решение-ориентированного психологического консультирования. Активация ресурсов, поиск их у клиента осуществляются с помощью вопросов или цепочек вопросов. Поиск ресурсов может быть ориентирован на прошлое («Что раньше помогало Вам преодолевать подобные проблемы?», «Как такие проблемы решали Ваши родственники, знакомые?»), на настоящее («Что сейчас помогает Вам решать проблему хотя бы временно?») и на будущее («Кто или что могло бы Вам помочь в разрешении проблемы?»).

Психологическая консультация может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Групповые консультации организуются после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами.

Индивидуальные консультации делятся на:

  • - однократные и многократные;
  • - консультации по личному обращению;
  • - в результате вызова, направления;
  • - без дополнительного тестирования, с дополнительным тестированием;
  • - без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов;
  • - изолированные и комбинированные и другими методами психологической помощи (например, социально-психологический тренинг в промежутках между консультациями).

Кроме того, возможно выделение различных видов консультаций в зависимости от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог-консультант (когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ и др.).

По характеру решаемых задач различают 1) возрастно-психологическое, 2) профессиональное, 3) психолого-педагогическое, 4) кризисное и другие виды психологического консультиварония.

Содержание индивидуального консультирования определяется заказом клиента. Оно опирается на рефлексию психологом понятий нормы психологического развития и позиции взаимодействия с клиентом. Понятие нормы требует от психолога знания периодизации психологического развития, его механизмов на каждом конкретном этапе. В таком случае схема индивидуального консультирования, с точки зрения психолога (клиента), будет представлена следующим образом: содержание задачи взаимодействия (текст заказа) механизмы психического развития (психологическая задача), период психического развития (возможность изменения) содержание нормы психического развития (выбор направления изменения).

Групповое (чаще всего семейное) консультирование имеет целью исследование системы реально существующих отношений между людьми. Содержание этих отношений может быть самым различным, но для психолога важно перевести его на язык субъективной модальности каждого члена группы (что он думает, чувствует, хочет). Задачей психолога в групповом консультировании является нахождение предмета взаимодействия членов группы, который мог бы взять субъективные модальности членов группы. В ходе консультирования выявляются также типы отношений (на основе какой-либо теоретической концепции), их содержание и устойчивость, иерархию, типы взаимодействия.

Схему исследования группы в психологическом консультировании можно представить следующим образом:

Возрастно-психологическое консультиварония имеет основной целью контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса (Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г., 1990).

Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребенка. В соответствии с общей схемой возрастно-психологического консультирования полученные сведения группируются в четырех основных разделах: состояние здоровья; сведения об особенностях социальной обстановки, в которой ребенок растет; данные об особенностях поведения и деятельности ребенка; дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка. На основе полученных сведений психолог делает выводы:

  • - общая оценка уровня развития;
  • - сущность трудностей ребенка;
  • - степень их сложности;
  • - факторы, провоцирующие трудности;
  • - сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы; условно-вариантный прогноз развития.

Возрастно-психологическое консультирование проводится в следующем алгоритме:

  • 1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.
  • 2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.
  • 3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).
  • 4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.
  • 5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.
  • 6. Обработка данных, казуальный анализ результатов.
  • 7. Психологический диагноз ребенка.
  • 8. Психолого-педагогическое назначение.
  • 9. Контроль, повторное консультирование.
  • 3. Методика индивидуального психологического консультирования

В психологической практике часто используется пятишаговая модель интервью:

  • 1. Структурирование, достижение взаимопонимания: Привет! (Я его чувствую, понимаю. - Он меня чувствует, понимает.)
  • 2. Сбор информации о клиенте в контексте темы: В чем проблемы? (Зачем пришел клиент? В чем его возможности для решения проблемы?)
  • 3. Определение темы. Выход на желаемый результат: Чего вы хотите? (Определение идеала клиента.)
  • 4. выработка альтернативных решений: Что еще мы можем сделать? (Создание условий для выбора альтернатив.)
  • 5. Усилия по изменению мыслей, действий, чувств клиента в обыденной жизни: Вы будите это делать? (Резюме психолога, переход к действиям.)

Ю.Е. Алешина предложила методику четырехфазной консультативной беседы: знакомство и начало беседы, расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез, коррекционное воздействие, завершение беседы.

В первой фазе психолог организует психологическое пространство беседы, устанавливает с ним контакт, осуществляет знакомство и самоопределение, раскрывает возможности психолога, дает гарантию анонимности, приглашает к разговору, преодолевает сопротивление консультированию, если разговор идет на общие темы, не идет вообще, ведется о мнимых клиентах, так называемых «козлах отпущения».

Во второй фазе психолог поддерживает контакт, стимулирует рассказ клиента, осуществляя эмпатическое слушание, способствует целенаправленному развитию беседы, осмысливает сказанное клиентом.

На третьей фазе психолог оказывает коррекционную помощь, которая не носит характера директивных советов и рекомендаций, а связана с катарсисом и приобретением смысла и, как следствие, изменением личностных структур. Если гипотеза психолога и предлагаемая интерпретация ситуации клиента приняты, необходимо помочь клиенту сформулировать как можно больше вариантов поведения.

Четвертая фаза подводит итоги консультированной беседы. На ней выясняются дальнейшие отношения психолога и консультанта, совершается ритуальный акт прощания с клиентом.

Технология консультативной беседы как основного метода психологического консультирования, по Ю.Е. Алешиной, базируется на следующих принципах организации диалога с клиентом:

А. ограничение речи консультанта в диалоге (реплики, замечания, интерпретации по возможности краткие и редкие).

Б. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента (максимальное использование первых слов клиента, исключение профессиональных терминов).

В. Краткость и точность высказывания (Вы встретились… И что? А вам это не нравится? Он этого не знает… но почему?)

Г. Анализ эмоциональных переживаний (два плана рассказа):

  • а) логический (для понимания мотивов);
  • б) эмоциональный (для понимания чувств).
Психологическое консультирование. Справочник практического психолога Соловьева Светлана Леонидовна

Глава 5 Характерные виды психологического консультирования

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, можно выделить характерные виды психологического консультирования в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

Все многообразие существующих к настоящему времени консультативных техник со своими теоретическими представлениями о личности, ее ценностях и целях, специфических особенностях развития, адаптации и дезадаптации, со своими практическими технологиями, нацеленными на те или иные стороны существования человека, может быть, по мнению Карвасарского, условно сгруппировано по трем основным направлениям. К настоящему времени в психологическом консультировании автором выделяются:

Проблемно-ориентированное консультирование, направленное на анализ сущности и внешних причин проблемы;

Личностно-ориентированное консультирование, центрированное на анализе индивидуально-личностных причин возникшей проблемы;

Ориентированное на решение консультирование, направленное на выявление психологических ресурсов для решения проблемы (Карвасарский Б. Д., 1998).

Подавляющим большинством авторов в классификации видов консультирования выделяется так называемое интимно-личностное психологическое консультирование , необходимость в котором возникает довольно часто у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, проблемы психологических или поведенческих недостатков, от которых человек во что бы то ни стало хочет избавиться; проблемы, связанные с личными взаимоотношениями со значимыми людьми; различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многие другие. Сюда же можно отнести глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования – семейное консультирование . К нему относится консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование отношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, например, решение вопросов распределения обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других.

Третий вид – психолого-педагогическое консультирование . К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и т. д.

Четвертый наиболее распространенный вид психологического консультирования – деловое консультирование . Оно имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных видов деятельности у людей. В целом же деловым называется консультирование, связанное с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.

Перечисленные виды психологического консультирования в чем-то имеют сходство, например, одинаковые по своей психологической трактовке проблемы могут возникать в разных видах деятельности и в различных ситуациях. Вместе с тем, в каждом из названных видов психологического консультирования есть свои особенности. Остановимся на них подробнее.

Интимно-личностное консультирование обычно требует закрытых от посторонних лиц и открытых для общения консультанта и клиента доверительных отношений. Такое психологическое консультирование требует создания особой обстановки, так как напоминает исповедь. Этот вид консультирования ввиду самой природы проблем, которых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и, как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта с клиентом; в-третьих, достаточно длительного периода решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается.

Семейное консультирование требует знания психологом-консультантом сути семейных проблем, способов их разрешения, желательно на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут успешно заниматься люди, которые не имеют или не имели семьи. Но и человек, который сам неоднократно безуспешно пытался создать или сохранить семью, тоже вряд ли сможет стать хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам. Его личный опыт, если и сможет оказаться в чем-то полезным другим людям, то скорее в отрицательном плане. И все же надо отметить, что как в этом, так и в других подобных случаях собственный опыт необходим, чтобы стать хорошим психологом-консультантом. Человек, имеющий отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим о том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно делать для того, чтобы сохранить семью и наладить внутрисемейные взаимоотношения. Однако из этого правила могут быть исключения. В психологической практике известно немало случаев, когда психологами-консультантами по семейным вопросам – и неплохими – становились люди, сами неоднократно потерпевшие неудачи в семейной жизни.

Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами по психолого-педагогическим вопросам обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

То же самое относится и деловому консультированию . Наиболее успешно им могут заниматься люди, которые на собственном опыте хорошо знают ту сферу деятельности, в которой они собираются вести психологическое консультирование (Немов Р. С., 1999).

В зависимости от конкретной нозологической принадлежности клиента, от ведущей патопсихологической симптоматики, от преобладающих эмоциональных переживаний и доминирующих психических состояний на практике используют разные виды психологического консультирования. В каждом конкретном случае индивидуально-психологические и клинико-психологические особенности клиента определяют специфическую стратегию и тактику психологического воздействия, в соответствии с которой конкретизируются цели и задачи психологического консультирования, его основные фазы, или этапы, его специфические отличительные черты. При оценке эффективности консультирования в качестве критериев используется не только разрешение психологических проблем с повышением возможностей личностного развития и роста, не только изменение поведения, направленное на овладение ситуацией и ее конструктивное преобразование, но также и редукция патопсихологической или психопатологической симптоматики – уменьшение тревоги, снижение уровня депрессивных переживаний, купирование агрессии и т. д.

Наиболее часто консультанту приходится сталкиваться с тревожно-депрессивными состояниями клиентов, сопровождающими большинство трудных жизненных ситуаций. Страх перед будущим (тревога) и сожаления о прошлом (депрессия) – вот то, что больше всего заставляет человека страдать.

Из книги Индивидуальное и семейное психологическое консультирование автора Алешина Юлия

Из книги Язык телодвижений [Как читать мысли окружающих по их жестам] автора Пиз Алан

Из книги Мистицизм автора Андерхилл Эвелин

Глава X Жесты и сигналы, характерные для процесса ухаживания У меня есть друг по имени Грэхэм, который обладает талантом, о котором мечтают многие мужчины. На какой бы вечеринке он ни появлялся, он всегда умеет быстро, вычислить доступных женщин, и делает свой выбор в

Из книги Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия автора Астапов Валерий

Глава IV ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МИСТИЦИЗМА Мистицизм и магия; различие между ними. - Путь любви и путь познания. - Характерные черты мистицизма; трудности их определения. - Мистик достигает контакта с Абсолютом. - Мистик - это духовный гений. - Скрытое мистическое чувство

Из книги Техники позитивной терапии и НЛП автора Малкина-Пых Ирина Германовна

Белопольская И. Л ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В последнее время особо остро стала ощущаться потребность в создании службы психологического консультирования семей. Количество семей, обращающихся за специализированной

Из книги Психологическое консультирование. Справочник практического психолога автора Соловьева Светлана Леонидовна

Основы психологического консультирования и психологической коррекции при возрастных кризисах Конкретные методы и техники психологического консультирования и психологической коррекции в периоды различных возрастных кризисов будут описаны далее в соответствующих

Из книги Теория и практика психологического консультирования в сексологии автора Кащенко Евгений Августович

1.2. Понятие психотерапии, психологической коррекции и психологического консультирования Исторически первой формой психологической помощи страдающим людям стала психотерапия, послужившая основой и отправной точкой для и психологической коррекции, и психологического

Из книги Перинатальная психология автора Сидоров Павел Иванович

2.3. Цели психологического консультирования В самом общем виде конечная цель психологического консультирования определяется тем, каким человеком нам видится клиент в результате нашего воздействия. Однако конкретизация этой общей цели представляется достаточно

Из книги автора

2.4. Ориентиры психологического консультирования Когда мы сталкиваемся с психологическими проблемами людей, которые просят о помощи в решении этих проблем, мы всегда должны иметь перед собой некоторые ориентиры, которые задают желательные направления психологических

Из книги автора

3.1. Принципы психологического консультирования Во многих профессиях существуют свои обязательные для специалистов принципы и требования. Так, в ряде стран мира существуют этические кодексы психолога, определяющие деятельность профессионала (Ethical Principles of Psychologists, 1981).

Из книги автора

3.4. Процедуры психологического консультирования В процессе проведения психологического консультирования на разных его этапах консультант использует, по мнению Р. Немова (1999), различные технические процедуры. Под процедурами психологического консультирования автор

Из книги автора

Коллектив авторов Теория и практика психологического консультирования в сексологии Аннотация Настоящий сборник создавался для слушателей курсов «Психологическое консультирование в сексологии». В нем собраны теоретические позиции и практические рекомендации

Из книги автора

Теория и практика психологического консультирования в сексологии Избранные лекции в авторской редакции Евгений Кащенко Сергей Агарков Татьяна Агаркова Ростислав Беледа Геннадий Дерягин Юрий Прокопенко Наталья Стеняева Николай

Из книги автора

Методы и приемы психологического консультирования в сексологии Кащенко Е. А. Благодаря критическому отношению к фактам половой жизни и результатам сексуальной активности, психология сексуальности отличается от обыденных знаний о сексе, религиозных догм или


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Профессионально-педагогический институт

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретический аспект психологического консультирования………5

1.1. Сущность понятий консультация и консультирование……………5

1.2. Формы и виды консультирования…………………………………..7

с различными группами населения……………………………………………..14

2.1. Психологическое консультирование лиц с девиантным

поведением……………………………………………………………14

2.2. Психологическое консультирование семей социального риска…..18

2.3. Психологическое консультирование безработных………………...21

2.4. Психологическое консультирование лиц с ограниченными

возможностями (инвалидов)………………………………………...24

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………30

Введение

В наше непростое, стремительно изменяющееся время человеку требуется большая внутренняя сила. Ему необходимо найти свое место в новых социально-экономических условиях, определить смысл своей, уникальной, жизни среди общей размытости ценностных ориентации, крушения старых идеалов, не дать охватить себя депрессивным тенденциям, сохранить в себе веру, стремление, радость жизни. А если не хватает этой внутренней силы? Тогда неминуем уход в апатию, болезнь.

Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. В жизни человека бывают такие критические моменты, когда осложняются взаимоотношения с окружающими, заостряются внутренние противоречия, становятся невыносимыми переживания, положение кажется безвыходным. Обращение к близким людям за поддержкой, к сожалению, не всегда эффективно. Дело в том, что одного желания помочь оказывается не достаточно а «советы» родственников, друзей и знакомых бесполезны в ситуациях требующих профессиональных психологических знаний и навыков оказания психологической помощи. Возникшие проблемы не удается решить усилиями собственных психических сил. Под «проблемой» мыслится широчайший круг нарушений в отношениях человека с жизнью, окружающими людьми и с самим собой. Само по себе чувство беспомощности способно угнетать взрослого человека и действовать разрушительно на его самооценку. Борьба со стрессом может принимать различные формы: от отчаянных попыток найти способ «расслабиться» до поиска помощи и поддержки у близких людей. Иногда желание «расслабиться» приводит человека к тому, что можно было бы назвать «деструктивными способами самоподдержки»: к наркоманическим зависимостям. В такой ситуации помощь специалиста психолога или психотерапевта может оказаться незаменимой .

Можно сказать, что современная жизнь изобилует трудными или критическими ситуациями, с которыми человек не всегда может справиться самостоятельно. Поэтому с особой остротой встает вопрос организации психологической поддержки людям.

Актуальность выбранной нами темы обуславливается тем, что общество, в котором мы живем, неоднородно. Встречаются множество групп населения, таких как семьи социального риска, безработные, инвалиды, пожилые люди, лица с девиантным поведением; и у каждой группы существуют определенные проблемы, которые требуют индивидуального подхода.

Целью работы является изучить содержание и методику психологического консультирования с различными группами населения.

Объект исследования – процесс психологического консультирования с различными группами населения.

Предмет исследования - содержание и методика психологического консультирования с различными группами населения.

Цель, объект и предмет исследования определили задачи исследования:

    Изучить, систематизировать и обобщить теоретическую литературу по изучению психологического консультирования различных групп населения;

    Раскрыть понятие «консультация» и «консультирование», описать типы и формы консультирования;

    Определить особенности работы психолога с различными группами населения.

Контрольная работа состоит из введения двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретический аспект психологического консультирования

1.1. Сущность понятий консультация и консультирование

Согласно общепринятому определению, консультация это:

1) совет специалиста по какому-либо вопросу, одна из форм учебных занятий;

2) совещание специалистов по какому-либо вопросу;

3) учреждение для оказания помощи населению советами специалистов по тем или иным практическим вопросам .

Термин «консультация» обычно используется для обозначения процесса выяснения мнений по определенному вопросу или услуге. Эти процессы обычно кратковременны, организованы для сбора информации по конкретной теме или проблеме и направлены на получение отзывов и мнений.

Слово "консультация" употребляется в нескольких значениях: это и совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу, и совет, даваемый специалистом, и учреждения, которые дают такие советы, например, юридическая консультация. Таким образом, консультироваться - значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу.

Консультирование можно определить как процесс диалога, ведущий к принятию решения. Понимание консультирования как диалога предполагает постоянный обмен мнениями и информацией, а не единичное мероприятие.

Консультирование - широко распространенный и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе.

Психологическое консультирование имеет свою, ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи. На особенности консультирования, несомненно, влияют теоретические предпочтения консультанта .

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы.

Основная цель психологического консультирования - это оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. Но ответить однозначно на вопрос, в чем именно и как эта психологическая помощь должна выражаться, не так просто. В принципе, человеку, побывавшему на приеме у специалиста, должно стать лучше, чем было.

Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое-многое другое .

Консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

Консультирование помогает обучаться новому поведению.

Консультирование способствует развитию личности.

В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

Сердцевиной консультирования является “консультативное взаимодействие” между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиентцентрированной» терапии.

Таким образом, консультирование можно определить как процесс диалога, ведущий к принятию решения. Оно предполагает постоянный обмен мнениями и информацией, а не некое единичное мероприятие.

1.2. Формы и виды консультирования

Формы проведения консультирования можно классифицировать по такому основанию, как количество участников. Это будут следующие формы: 1 - индивидуальное; 2 - консультирование в малых группах; 3 - в коллективе .

Индивидуальное консультирование

Наиболее очевидной видится первая форма организации консультации. Это основная, «чистая» форма консультирования. Две другие можно обозначить как промежуточные, так как процесс, который происходит в них, лежит где-то между консультированием и просвещением. Основным методом работы при первой форме организации является диалог участников (консультанта и консультируемого). При работе с двумя другими формами скорее используется метод групповой дискуссии или беседы.

Консультирование в малых группах

Консультирование в малых группах некоторыми авторами определяется как форма, специфическая для подросткового возраста и характерная для него: Промежуточной формой, характерной для подростков, является групповое обращение к социальному педагогу, когда, например, приходят две-три подружки посоветоваться по какому-то общему делу или каждая по своему, но хотят «разговаривать» только все вместе. Такая форма обращения характерна именно для работы социального педагога в школе. Подростка может мучить робость, боязнь придти и поговорить с психологом о чем-то волнующем, поэтому порой ему легче придти с другом или в маленькой группе (компании), чтобы «разделить смущение на всех».

Коллективная форма консультирования

Коллективная форма консультирования может быть определена в таком качестве как имеющая в своем основании отличительную черту консультирования - работу с проблемой путем обсуждения. Например, группа может переживать какую-либо проблему кризис, драму, раскол, что-либо другое. Он взывает к психологу: «Помогите разобраться, что нам делать?». И дальше начинается беседа, которую не назовешь в прямом смысле слова консультированием, но и просвещением тоже. В работе по просвещению у социального педагога транслирующая позиция, в данной же работе могут присутствовать лишь элементы такой трансляции (например, приводятся факты или другая информация, помогающая задуматься, переструктурировать свой образ мысли). Вкрапление в беседу таких элементов просвещения имеет своей целью формирование нового, целостного, более позитивного взгляда на ситуацию у клиентов. В такого рода работе с группой присутствует и педагогическая, и психологическая ткань. Собственно психологическая ткань - переживания, которые «здесь и сейчас» делятся на всех, ложатся на общие плечи, распределяются. Возникает одно связующее, напряженное поле, в котором каждый участник свободен в своем переживании, но все переживания здесь находятся в активном взаимодействии .

Поскольку в консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

Прежде всего, выделим так называемое интимно-личностное консультирование, необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы, как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то ни стало хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид консультирования - семейное консультирование. К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, например, решение вопросов распределения обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других.

Третий вид консультирования - психолого-педагогическое консультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования - деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п. .

Каждый из перечисленных видов психологического консультирования в чем-то сходен с другими, например в том, что одинаковые по своей психологической трактовке проблемы могут возникать в разных видах деятельности и в различных ситуациях. Но вместе с тем в каждом из названных видов психологического консультирования есть свои особенности.

Интимно-личностное консультирование обычно требует закрытых от посторонних лиц и одновременно открытых для общения консультанта и клиента, доверительных отношений между ними. Такое психологическое консультирование требует создания особой обстановки, так как напоминает исповедь. Этот вид консультирования по самой природе тех проблем, которых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и, как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта с клиентом; в-третьих, обычно достаточно длительного периода решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается.

Семейное консультирование в свою очередь требует знания психологом-консультантом сути семейных проблем, способов их разрешения, желательно - на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут успешно заниматься люди, которые не имеют или не имели семьи. Как вполне вероятное можно допустить и обратное: хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам вряд ли сможет стать человек, который сам неоднократно пытался создать или сохранить семью, но ему это сделать не удалось. Его личный опыт если и может оказаться в чем-то полезным другим людям, то скорее всего в отрицательном плане. Вместе с тем надо отметить, что в этом и в других подобных случаях собственный опыт необходим для того, чтобы стать хорошим психологом-консультантом. Человек, имеющий отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим о том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно делать для того, чтобы сохранить семью и наладить внутрисемейные взаимоотношения. Однако из этого правила могут быть, наверное, исключения. В психологической практике известно немало случаев, когда психологами-консультантами по семейным вопросам - и неплохими - становились люди, сами неоднократно потерпевшие неудачи в семейной жизни .

Еще несколько видов консультирования:

1. Экспертное консультирование предполагает конкретную задачу и конкретный способ ее решения. При экспертном консультировании консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Роль клиента сводится, в основном, к обеспечению консультанту доступа к информации и оценке результатов. Консультанты работают с конкретными проблемами и их задача - эти проблемы устранить.

2. При процессном консультировании консультанты на всех этапах проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, соображения, предложения, проводить при помощи консультантов анализ проблем и выработку решений. При этом, роль консультантов заключается, в основном, в сборе этих внешних и внутренних идей, оценке решений, полученных в процессе совместной с клиентом работы и приведении их в систему рекомендаций. В процессном подходе нет готовых решений, есть идеи, концепции и накапливаемый опыт. Главная задача консультанта- это помощь клиенту найти свое собственное решение проблемы. Здесь особенно важен эмоциональный резонанс участников этого процесса, так как консультант не объясняет клиенту, что он должен делать, а способствует проведению изменений в организации, которые задумал сам клиент.

3. При обучающем консультировании консультант не только собирает идеи, анализирует решения, но и подготавливает почву для их возникновения, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий и т.д. При этом знания, которыми обладают консультанты, трансформируются так, чтобы решить конкретные проблемы.

4. Разумеется, в конкретных проектах или на их различных стадиях могут применяться комбинации всех трех перечисленных видов консультирования и тогда оно становится экспертно-процессным, процессно-обучающим, экспертно-обучающим и т.д., а в целом это комплексное консультирование неудовлетворенности от итогов консультационных проектов, так как, во-первых, клиент может вообще не воспринимать готовых решений, если они не выработаны совместно с ним; во-вторых, некоторая существенная информация не может быть получена консультантом вне режима активного диалога с клиентом .

Таким образом, консультирование различается по своим формам и видам, а именно по формам консультирование бывает: индивидуальное, консультирование в малых группах и консультирование в коллективе. По видам - интимно -личностное, семейное, психолого-педагогическое, деловое консультирование. Также выделяют экспертный, процессный и обучающий виды консультирования.

Глава 2. Содержание и методика психологического консультирования с различными группами населения

Различают множество групп населения. Таких как: лица с девиантным поведением, семьи социального риска, безработные, лица с ограниченными возможностями (инвалиды), пожилые люди, лица, находящихся в кризисе и т.д.

Подробно рассмотрим некоторые из них.

2.1. Психологическое консультирование лиц с девиантным поведением

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Психолога-консультанта должно интересовать, насколько родители, которые обращаются в психологическую консультацию по поводу проблем, связанных с деструктивными и затяжными родительско-юношескими конфликтами, в основе которых лежит девиантное поведение ребенка, способны оказывать помощь своим детям в плане формирования у них мировоззрения.

Психологическое консультирование – это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений подростка. При этом, в ходе психологического консультирования реализуется индивидуальный подход, суть которого состоит в коррекции комплекса качеств, связанных с агрессивностью подростка .

В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов психотерапии. Психолог в своей практической индивидуальной коррекционной работе использует различные формы внушения, арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, танцтерапию, игротерапию, логотерапию, психодраму и др.

Рассмотрим некоторые методы психотерапевтического воздействия, применяемые психологом в социальной коррекции девиантных подростков.

Метод разговорной психотерапии – логотерапия - это разговор с клиентом, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с клиентом, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния клиента, приводящего к самореализации, когда клиент делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Имаготерапия - использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле .

Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.

Моритатерапия – метод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Социальный работник предлагает высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация и т.п.). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения .

Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности девиантного подростка.

Формирование девиантного поведения у подростков наиболее часто проявляется в семьях, где материальный уровень жизни низкий, родители злоупотребляют алкоголем, ведут асоциальный образ жизни. У подростков из таких семей выявлены нарушения нервно-психической сферы в виде неврозов, энуреза, девиаций поведения. С низким уровнем жизни семьи связаны повышенная заболеваемость, травматизм подростков, высок риск эмоциональных нарушений. Сведения о таких детях подаются школьному врачу детскими поликлиниками, другими учреждениями с целью наблюдения за ними и лечения в соответствующих медицинских учреждениях.

Система лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию девиантного поведения, проводимая в нашей школе включает психогигиенические, коррекционные, лечебно-педагогические, общеоздоровительные мероприятия, психофармакологию, психотерапию. При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности подростка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов в генезе девиации. Эти данные определяют условия оказания помощи (амбулаторно, стационарно, полустационарно). Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания. Проводится тщательное соматическое обследование.

При оказании индивидуальной помощи девиантному подростку необходимо придерживаться следующего алгоритма :

    Выявление возрастных и индивидуальных проблем подростка с помощью наблюдения и психолого-педагогической диагностики.

    Классификация выявленных проблем по:

    принадлежности к естественно-культурным, социально-культурным или социально-психологическим задачам;

    источникам их возникновения, к которым относятся в первую очередь семья девиантного подростка, ближайший к нему социум, группы сверстников (в том числе и класс) и школа как воспитательная организация;

    степени их осознанности подростком и его эмоциональному отношению к ним.

    Ранжирование проблем подростка по степени значимости их с точки зрения его социализации.

    Постановка цели планируемой индивидуальной помощи в школе в соответствии с первоочередными проблемами школьника.

    Определение ведущей тактики оказания индивидуальной помощи воспитаннику: от косвенного включения его в педагогические ситуации до самостоятельного решения им своих проблем.

    Выбор основного пути индивидуальной помощи девиантному подростку на данном этапе решения той или иной проблемы: через классный коллектив, через семью школьника или через непосредственное взаимодействие с ним педагога.

    Выбор и реализация адекватных методов и форм индивидуальной помощи.

    Установление обратной связи в процессе оказания индивидуальной помощи (с помощью наблюдений, психолого-педагогической диагностики и в непосредственном контакте со школьником).

    Интерпретация и анализ получаемых результатов, соотнесение их с поставленными целями и степенью решенности той или иной проблемы подростка.

    Коррекция индивидуальной помощи, основанная на анализе полученных результатов.

Особенность социальной работы по коррекции девиантного поведения подростков в условиях средней школы заключается во взаимодействии и взаимопроникновении деятельности врача, психолога, социального работника, классного руководителя, педагогов предметников. Основная задача всех специалистов, при этом, – изменение вектора агрессивности с целью создания условий для социальной адаптации личности.

Таким образом, особо значимой в обществе является деятельность по социальной коррекции девиантного поведения в средней школе, где имеется необходимый кадровый ресурс (учителя, педагоги дополнительного образования, психолог, медики), способный реализовать комплекс коррекционных мероприятий по организации индивидуальной помощи подростку.

2.2. Психологическое консультирование семей социального риска

Семьи группы риска характеризуются:

Слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов .

Слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.

Засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью .

Высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков.

Подчас члены этих семей не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких.

Поэтому первым и необходимым этапом работы является развитие надежды. Для этого следует рассказать членам семьи несколько историй о семьях, жизнь которых была похожа на нынешнюю жизнь семьи, но потом изменилась к лучшему. Следует рассказать о шагах, которые предпринимали люди в этой семье, о том, какие были неудачи, и что именно помогало, а что нет. Истории должны быть понятными, вызывать эмоциональный отклик, короткими, чтобы не утомить людей. В связи с этим применительно к практике консультативной работы с семьями можно выделить специальную исследовательскую задачу – сбор, анализ и систематизации подобных историй, составление сборников подобных историй применительно к разным проблемам. Неблагополучные семьи подчас справляются со своим неблагополучием и без помощи психологов. Следует собирать информацию об этом опыте и исследовать ее качественными методами (в противовес количественным методам). Любой школьный психолог, психолог, работающий в детском доме, школе-интернате или приюте, может столкнуться с подобным опытом, подобной историей. Такие случаи следует записывать, анализировать и публиковать, например, в "Вестнике психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы". Это тоже будет научная деятельность, ибо она направлена на сбор значимой информации, помогающей решать проблему, имеющую важное народнохозяйственное и оборонное значение. Полагаю, что собрать хотя бы несколько реальных подобных историй, когда семья с помощью или без помощи психологов справилась со своими трудностями, будет значимым подспорьем в разработке методологических основ консультативной работы с семьями группы риска.

Важной и необходимой на всех стадиях работы с семьей группы риска задачей является демонстрация психологом членам семьи иных форм поведения, эмоционального реагирования, чем принято в семье. Например, если в семье принято смеяться друг над другом, делать заметными чужие ошибки и долго о них помнить, то психологу следует демонстрировать бережное и внимательное отношение к другому человеку, подчеркивать, что ошибки может совершать каждый, а долг человека, оказавшегося при этом рядом, снизить неприятный эмоциональный осадок у человека, который ошибся (а не усугублять его). Недопустимо гордое, высокомерное, презрительное отношение к членам семей группы риска, ибо многие в этих семьях склонны так относиться к другим, и это является препятствием в этих семьях на пути к любви и заботе. Психологу следует демонстрировать прямо противоположное поведение – заинтересованность, стремление к отношениям на равных. Всегда следует найти, за что можно уважать каждого члена семьи, и демонстрировать ему это уважение, объясняя, за что психолог этого человека уважает .

Важно научить всех членов семьи тому, как противостоять манипулятивным влияниям извне с целью выманить деньги, заставить делать не свою работу или склонить к приему алкоголя, наркотиков, подобному. Часто эти люди внушаемы, доверчивы и соглашаются на то, о чем потом сожалеют. А выход из ситуации сожаления они предпочитают искать в агрессивных действиях, вандализме, приеме алкоголя или обращении к иным влияющим на психическое равновесие веществам. Это только усугубляет их проблемы, дестабилизирует жизнь их семей. Следует предложить проиграть соответствующие ситуации психологического давления, и научить членов семьи разумно, словами, в социально приемлемой форме отказываться от того, что им не выгодно и не входит в их планы, отстаивать свои права. Каждая семья группы риска имеет в памяти своих членов груз информации о несправедливостях и обидах. Эта информация часто вытесняется, при этом люди не способны отстаивать свои права, поступать по-своему в значимых ситуациях. Полученные обиды и неспособность справиться с соответствующими проблемами ухудшают эмоциональный фон взаимоотношений в семьях.

Важно также вовлекать членов подобных семей в совместные (дети, родители, члены других семей) эмоционально насыщенные игры, которые делают позиции общения в семье более равными, отношения более заботливыми, а поведение за пределами семьи более смелым и предприимчивым. Такие игры создают радостное настроение. Важно добиться состояния веселья, радости. Многие такие игры будут представлены в моем готовящемся к выходу пособии "Психологическое консультирование семьи". Много подобных игр разработал А.И. Захаров, работая с проблемой коррекции страхов у детей.

2.3. Психологическое консультирование безработных

Можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы психолога, характерных для консультирования:

    Информационный.

    Беседы с безработным.

    Выбор возможных альтернатив решения проблемы.

    Выход из проблемы .

    При проведении консультаций психолог должен помнить свои права и обязанности, принципы и правила своей работы .

Одним из основных средств психологического консультирования является беседа.

Беседа - специфичный для психологии метод исследования че-ловеческого поведения, так как в других естественных науках ком-муникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявля-ет психологические особенности другого, называется методом бесе-ды. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представите-лей его школы; гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и т.д.

Беседа включается как дополнительный метод и в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивиру-ет и т.д.; и на последнем этапе - в форме пост экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.

Клиническая беседа необязательно проводится с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при которой в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуальных личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д. Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в контекст психологической консультации или психологического тренинга .

Различные школы и направления психологии применяют свои стратегии проведения клинической беседы. В ходе беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Для проверки этих частных гипотез он может давать испытуемому задания, тесты. Тогда клиническая беседа пре-вращается в клинический эксперимент.

Данные, полученные в ходе клинической беседы, фиксирует сам экспериментатор, а лучше - ассистент или исследователь, который записывает информацию после беседы по памяти. И тому и другому способу фиксации информации присущи свои недостатки. Если за-пись ведется в ходе беседы, может нарушиться доверительный кон-такт с собеседником. В этих случаях помогает скрытая аудио- и ви-деозапись, что порождает этические проблемы. Запись по памяти приводит к потере части информации из-за неполноты и ошибок запоминания, вызванных колебаниями внимания, интерференцией и другими причинами. Часто информация теряется или искажается из-за того, что исследователь может оценить некоторые сообщения испытуемого как более значимые, а другими пренебречь. Если за-пись беседы проводится вручную, то целесообразно кодировать ре-чевую информацию .

Беседа специалиста-психолога при консультировании является одним из основных психологической помощи человеку в разрешении такой сложной жизненной ситуации, как безработица.

Эффективность беседы как средства в арсенале активных психологических методов во многом определяется умением организовать ее так, чтобы беседа приобрела диагностические, профилактические и терапевтические свойства. Для этого построение беседы должно следовать определенной стратегии – созданию благоприятного психологического климата между партнерами в беседе, установки на взаимопонимание и сотрудничество партнеров, на совместный анализ и поиск вариантов решения проблемы; должны быть исключены типичные ошибки и использованы наиболее эффективные приемы ведения беседы .

В арсенале активных психологических методов, сопровождающих психологическое консультирование безработных, находится и социально-психологический тренинг – прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения, взаимодействия людей в группе. Базовыми средствами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных их модификациях и сочетаниях. Социально-психологический тренинг применяется как в целях формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности, так и для выработки специфических коммуникативных навыков у безработных.

Основателем этого направления в психологии по праву считается немецкий ученый М. Форверг, разработавший в 50-х годах прошлого века новую форму групповою общения, основу которого составляют ролевые игры с элементами драматизации (стратегическая цель такого тренинга – развитие компетентности в общении) .

Таким образом, психологическое консультирование безработных использует сочетание методов беседы, тестирования и социально-психологического тренинга. Используемое сочетание способствует улучшению психологического, физического и духовного самочувствия безработного.

2.4. Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями (инвалидов)

Особенности психологического консультирования инвалидов определяются разными объективными и субъективными факторами:

Неоднородностью группы инвалидов, поскольку в нее включаются:

а) Инвалиды, чья инвалидность обусловлена детским церебральным параличом (ДЦП);

б) Инвалиды по зрению (слепые и слабовидящие);

в) Инвалиды, чья инвалидность обусловлена значительными нарушениями слуха (глухие и слабослышащие);

г) Инвалиды, приобретшие инвалидность в результате различных травм, которые оставили их без руки или ноги, обездвиженными из-за травм позвоночника и т. д.

Каждая из групп инвалидов обладает специфическими, психологическими, познавательными, эмоциональными, волевыми процессами, особенностями личностного развития, межличностных отношений и общения. Таким образом, в консультировании должен реализовываться строгий индивидуальный и личностно ориентированный подходы. Преобладанием индивидуального психологического консультирования над групповым. Перед проведением консультирования клиента-инвалида необходимо обследовать или познакомиться с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле.

Индивидуальное психологическое консультирование инвалидов должно основываться на знании половозрастных особенностей .

В индивидуальное консультирование инвалидов структурно включаются следующие виды консультирования:

    во-первых, медико-психологическое;

    во-вторых, психолого-педагогическое.

    в-третьих, социально-психологическое консультирование, помогающее инвалиду включаться как в малые группы, так и быть принятым в более широкое социальное окружение;

    в-четвертых, индивидуальное профессиональное консультирование, основывающееся на особенностях профориентационной работы, проводимой с инвалидами.

Психологическое консультирование инвалидов, основанное на гуманистическом подходе, предполагает следующее:

    субъектное отношение к консультируемому;

    как субъект собственной жизни инвалид имеет мотивы и стимулы к развитию своего неповторимого внутреннего мира, его активность направлена на адаптацию и самореализацию, он, как правило, способен нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей;

    необходимым условием консультирования инвалидов является желание консультироваться - получать помощь в разрешении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за изменение своей жизненной ситуации;

    границы ответственности инвалидов варьируют от высокой активности и самостоятельности, когда клиент действительно является хозяином собственной жизни и сам стремится искать выход из затруднительных ситуаций, до высокой инфантильности и зависимости от других, тогда основной «заказ» на консультацию предполагает: «Решите за меня. Скажите, как надо…». И поскольку инфантильность является распространенной чертой инвалидов, в ходе консультирования необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности, «разрешение» на пробы и ошибки (не ошибается тот, кто не живет), понятное распределение ролей в ходе консультации между психологом и клиентом - «ты хозяин… а я твой помощник, только ты знаешь, как построить свою жизнь…»

В индивидуальном психологическом консультировании инвалидов, как ни в каком другом, необходимо использовать различные направления психолого-педагогической, а также медико-психологической и социально-психологической коррекции. Так, очень эффективной может быть в работе с инвалидами с ДЦП телесно-ориентированная психотерапия (В. Райх, Э. Лоуэн), логотерапия В. Франкла (в связи с особой остротой переживания подростками своих проблем); музыкотерапия и сказкотерапия .

Для предупреждения эмоционально-волевых нарушений у клиентов с церебральным параличом в качестве психопрофилактики можно применять такие коррекционные методы и приемы, как решение психологических задач, сочинение сказок, метод инцидента, психогимнастика, психотехнические упражнения по тренингу отдельных эмоций и многое другое. В психологическом консультировании слабослышащих и глухих используются психорисуночные методики, сказкотерапия, элементы телесно ориентированной терапии, психогимнастики, арттерапии посредством изобразительной деятельности.

При наличии определенной специфики консультирования инвалидов из разных подгрупп есть и общие проблемы возраста, разрешаемые с помощью консультанта: трудности дружеского общения, конфликты с учителями и родителями (если последние не учитывают появление чувства взрослости, стремление к самостоятельности); развитие раннего алкоголизма, употребление наркотиков и др.

Б. Братусь, посвятивший ряд исследований проблеме раннего алкоголизма, отмечает, что большое значение имеет психологическое консультирование по этим проблемам, опора на референтный круг их общения (если, конечно, референтные люди не имеют вредных привычек, о которых идет речь) .

Для консультационной работы с инвалидами психолог-консультант должен иметь определенные профессионально значимые качества, среди которых:

    особая чувствительность по отношению к детям, их надеждам, страхам и личностным затруднениям, особенность позволит улавливать малейшие проявления состояния консультируемого, такие, как интонация, поза, выражение лица, случайные движения, свидетельствующие о потере контакта, и т.д;

    высокий уровень самоконтроля и выдержки, самообладания, личностную организованность;

    способность чувствовать себя комфортно в ситуациях вынужденного ожидания, растянутой паузы. Этот ритм может показаться здоровому человеку замедленным, рваным, вязким, судорожным. И было бы большой ошибкой из-за нетерпения или внутреннего раздражения брать на себя выполнение за клиента каких-то действий и операций. Возможно, что консультантам, привыкшим работать в демонстративно-провокационной манере, предпочитающим создавать ситуации интенсивного эмоционального напряжения, не стоит соглашаться на консультирование детей с физическими и психическими ограничениями;

    терпимость к различного рода идеям морального, религиозного, мистического порядка. Открытость к восприятию, возможно, нелепых, «сумасшедших», незрелых суждений своих клиентов. Инвалиды имеют некоторую склонность к мистике, фантазированию, открытию у себя особых способностей. Если у консультанта есть тенденция к морализированию и поучению, к трансляции своих собственных моделей устройства мира, ему также следует подумать, прежде чем включаться в такого рода работу;

    готовность к расширению собственных знаний за счет контактов со специалистами смежных областей (дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами);

    профессиональное умение работать в русле гуманистической парадигмы. В частности, владение искусством выслушивать исповедь, проявлять эмпатию, рефлексию, принятие .

Психолог-консультант, работающий с инвалидами, должен быть компетентным и в других направлениях практической психологии: психодиагностике, психодидактике, психокоррекции, психопрофилактике.

Заключение

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

Психологическое консультирование призвано помочь человеку, личности стать более цельной, выработать собственные жизненные стратегии и тактики, стать социально успешнее, вырасти как личность, и, в конечном счете, прожить свою, а не чужую жизнь;

Проблемы клиентов рассматриваются консультантом, одновременно и как возможность адаптироваться к наличным условиям настоящего, и, как возможность изменить свое будущее, и как необходимость принять свое прошлое;

Проблемы клиента всегда конкретны. Они связаны с чем-то во внешнем мире. Например, это могут быть проблемы с алкоголем, противоположным полом, проблемы с общением с другими людьми, с самопониманием и саморегуляцией. Все они требуют от консультанта навыков работы именно с этим классом проблем;

Существуют проблемы в принципе неразрешимые методами консультирования. К таким проблемам относятся экзистенциальные проблемы, например. Проблема экзистенциальной вины. Такие проблемы нужно помочь клиенту принять и жить с ними, не лишая себя удовольствия от жизни;

Часто разрешение проблем клиента лежит в области изменения его отношения к проблеме. В этом случае изменяется не мир, а взгляд на него.

Мы попытались изложить особенности работы психолога с различными группами населения. Несмотря на это, остается еще множество вопросов для изучения.

Список литературы

    Алешина, Ю. Е. «Индивидуальное и семейное психологическое консультирование» [Текст] / Е.Ю.Алешина. М., 1994.

    Гуров, В.Н.,. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа [Текст] / В.Н. Гуров, Л.Я Селюкова. - Ставрополь, СГПИ, 1993. - 190с.

    Елизаров, А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска » [Текст] / А.Н.Елизаров // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества" - М.: Консорциум "Социальное здоровье России", 2004. - С. 114 - 115.

    Ожегов, С.И., Толковый словарь рус. яз: 80 000 сл. и выраж [Текст] / С.И. Ожегов, Н. Т. Шведова -М.: ИТИ Технологии,2003.-944с.

    Колесиикова, Г.И. Психологическое консультирование [Текст] / Г.И.Колесиикова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004. - 304с.

    Лысенко, Е. М. «Индивидуальное психологическое консультирование» [Текст] / Е.М.Лысенко, Т. А. Молодиченко. М., 2006.

    Немов, Р. С. «Основы психологического консультирования» [Текст] / Р.С.Немов. М., 1999.

    Письмо Федеральной службы занятости России от 15.09.1994г. «Об использовании «этических норм профконсультанта службы занятости»».

    Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – 2-е издание, доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2006.

    Роджерс, К. «Консультирование и психотерапия» [Текст] / К.Роджерс. М., 2000.

    Руденский, Е.В. Социальная психология: Курс лекций / Отв. ред. Яблокова Е. А.; Новосиб. гос. академия экономики и управления. каф. социологии и психологии управления.- М.; Новосибирск: ИНФРА-М: НГАЭиУ, 1997.

    консультирования психосоциальной работыКонтрольная работа >> Социология

    ... группой , коллективом. Содержание психологической ... консультирования . Процесс консультирования ... населения , Управление социальной защиты населения , Центр социального обслуживания населения ... различных культурно... М., 2005 Содержание и методика психосоциальной работы...

Виды психологического консультирования

Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности):

· Индивидуальное психологическое консультирование;

· Семейное психологическое консультирование;

· Групповое психологическое консультирование;

· Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;

· Мультикультурное психологическое консультирование.

Деловое консультирование

Деловое консультирование относится к одному из распространенных видов психологического консультирования. Оно в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда к примеру можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствование и развитие у человека способностей, организации его труда, повышение работоспособности, ведения деловых переговоров.

консультирование по проблемам карьеры расцвело в последние десятилетия благодаря прогрессу в теории и практике оценки, а также растущей потребности в этой службе в условиях все более сложной экономики. Если ранние тесты «на призвание» пытались определить, какой вид работы подходит конкретному индивидууму в зависимости от его умений и способностей, то сегодняшняя оценка профессиональных возможностей включает в себя и исследование не только умений, но и интересов человека. Причем ее цель состоит в соотнесении карьерных устремлений индивидуума с его интересами и способностями, а также в установлении соответствия его темперамента определенным видам деятельности.В консультировании по проблемам карьеры применяются современные развивающиеся подходы к планированию карьеры на всю жизнь.

Интимно-личностное и семейное консультирование

К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек хотел бы избавится; проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми; различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача и многое другое. Сюда же относится глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например, половых отношений.

Интимно-личностное консультирование обычно требует закрытых для посторонних лиц и одновременно открытых для общения консультанта и клиента доверительных отношений между ними. Такое психологическое консультирование требует создания особой обстановки, так напоминает исповедь. Этот вид консультирования по самой природе тех проблем, которых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта с клиентом; в-третьих, обычно достаточно длительного периода для решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается.

Цель данного вида консультирования состоит в том, чтобы помочь людям пройти через различные жизненные трудности, предупредить развитие серьезных расстройств, улучшить функционирование личности, повысить удовлетворенность жизнью.

Психологи консультанты работают с парами (состоящими в браке или нет), семьями и детьми, помогая им преодолевать трудности, возникающие при близких отношениях, в том числе проблемы общения, содействуя разрешению конфликтов, консультируя по вопросам воспитания детей, близости и взаимного доверия.

Проблемы по вопросам семейного консультирования возникают у людей настолько часто и имеют свои особенности, что в сложившейся на данный момент времени практике психологического консультирования выделилось его особое направление - семейное консультирование.

Основные вопросы, связанные с проведением такого консультирования можно разделить на такие подгруппы:

1. Взаимоотношения клиента с его будущим супругом.

2. Взаимоотношения между супругами в уже сложившейся семье.

3. Взаимоотношение супругов с их собственными родителями и родителями другого супруга.

4. Взаимоотношения родителей и детей в одной и той же семье.

В каждом из общих случаев, соответствующих выделенным подгруппам вопросов, можно выделить по нескольку частных вопросов, которые, в свою очередь, могут включать в себя как деловые, так и личные взаимоотношения людей в семье, а также взаимоотношения между конкретными лицами в семье.

Семейное консультирование требует знания психологом-консультантом сути семейных проблем, способов их разрешения, желательно - на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут заниматься люди, которые не имели или не имеют семьи. Как вполне вероятное можно допустить и обратное: хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам вряд ли может стать человек, который сам неоднократно пытался создать или сохранить семью, но это ему сделать не удалось. Его личный опыт если и может оказаться в чем-то полезным другим людям, то, скорее всего, в отрицательном плане.

Вместе с тем, надо отметить, что в этом и в других подобных случаях собственный опыт необходим для того, чтобы стать хорошим психологом-консультантом. Человек, имеющий отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим людям о том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно сделать, чтобы семью сохранить и наладить внутрисемейные отношения.

Однако из этого правила могут быть, наверное, исключения. В психологической практике известно немало случаев, когда психологами-консультантами по семейным вопросам - и неплохими - становились люди, которые сами неоднократно терпели неудачи в семейной жизни.

Психолого-педагогическое консультирование

К психолого-педагогическому консультированию можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются варианты проблем, относящихся к взаимоотношениям между родителями и детьми. Возникнуть могут проблемы между родителями и детьми младшего школьного возраста.

Особенно часто за консультацией к психологу обращаются родители детей подросткового возраста. У них могут возникать следующие проблемы:

Часто возникающие между подростком и родителями конфликты по самым различным поводам;

Подростки ведут себя вызывающе, не выполняют свои обязанности по дому, не выполняют родительские требования;- родителям кажется, что подросток что-то от них скрывает, часто проводит время вне дома; избегает общения с родителями;- подросток ничем серьезным, с точки зрения родителей, не интересуется и не желает заниматься своим развитием.

Вызвать проблемы могут и достаточно взрослые дети. По мнению родителей, они дружат не с теми сверстниками, не в тот вуз хотят поступать. Межличностные проблемы при повторных браках родителей и разводах, наличие детей от другого брака в новом браке кого-то из родителей и пр.

Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.