Вопросы географической викторины. Викторина по географии

В предложенной вашему вниманию статье вы сможете найти интересные вопросы для проведения викторины по географии. Многие учителя пытаются разнообразить скучные уроки, привлечь внимание учеников. Но как это сделать? Попробуйте в начале урока провести небольшую викторину по знанию прошлой темы. Чтобы детям было интересно участвовать, предложите следующую систему поощрения: за три правильных ответа поставьте пятерку. Но ни в коем случае не выставляйте плохих оценок, так дети потеряют интерес к данному мероприятию.

Какими могут быть темы викторин по географии? Самые разнообразные! Если на прошлом уроке вы разбирали экономико-географическое положение какой-нибудь страны, то и викторина должна быть посвящена именно этому. Мы немного поможем преподавателям и предложим интересные вопросы на некоторые темы.

Наша планета

Очень занимательную викторину по географии можно составить по изученной теме в пятом классе. Как правило, тематика устройства Земли очень нравится детям. Если ученики затрудняются дать ответ, то можно предложить несколько возможных вариантов. Теперь переходим к вопросам.

  1. Что такое Земля? (Правильными ответами будет - планета или небесное тело).
  2. Назовите спутник Земли. (Правильный ответ - Луна).
  3. Что называется атмосферой? (В этом вопросе детям придется дать развернутый ответ, рассказать, что атмосферой называют смесь газов, которая окружает нашу планету).
  4. Сколько планет в нашей Солнечной системе, перечислите их. (Всего планет восемь: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
  5. Какие вы знаете природные ресурсы? (Исчерпаемые и неисчерпаемые).
  6. Что такое парниковый эффект и как он возник? (Здесь опять нужно дать развернутый ответ, обязательно необходимо сказать о том, что парниковый эффект возник в результате выхода в атмосферу углекислого газа).

Карта

В этом разделе вы увидите возможные вопросы по географии, касающиеся изучения карты. Еще раз напомним о том, что если дети затрудняются с ответом на вопрос, то можно дать несколько вариантов, а ученики должны выбрать правильный. Помимо этого, данные вопросы можно использовать для контрольного тестирования после прохождения темы.

  1. Дайте правильный ответ: изображением при помощи условных знаков в уменьшенном виде участка поверхности земли - это карта, масштаб или топоплан?
  2. Какие существуют виды масштаба? Какого вида из списка не существует: линейного, численного, отрезанного, именованного?
  3. Как правильно назвать угол, образованный направлением на север и заданный объект? Возможными вариантами ответа можно назвать: сторона горизонта, азимут или прямой.
  4. Вы знаете о том, что вершина горы может иметь относительные высоты, сколько их может быть? Много, три или одна?
  5. Как обобщенно можно назвать неровности поверхности Земли? Глобусом, масштабом или рельефом?
  6. Какую форму имеет наша планета: шар, геоид или куб?
  7. Самой длинной параллелью является экватор или меридиан 180?
  8. Коричневым цветом на карте отмечены леса, равнины или горы?
  9. Меридианы имеют одну длину?
  10. Какие вам известны виды карт? Какой из списка не существует: экономической, политической, контурной или сезонной?
  11. Как называется список условных знаков карты: легенда, история или надпись?

Литосфера

Вопросы для викторины по географии на тему «Литосфера» могут быть самыми разнообразными. Преподаватель должен самостоятельно выбирать вопросы, исходя из того, какой материал получили дети во время урока. Перед проведением данного мероприятия можно прослушать несколько докладов и немного освежить память. Примеры вопросов приведены ниже:

  1. Как называется твердый верхний слой Земли?
  2. К какой породе относится песок?
  3. Чего из списка нельзя обнаружить в земной коре? Базальтового слоя, гранитного или осадочного?
  4. Кто является автором гипотезы о движении литосферных плит?
  5. Что такое очаг землетрясения?
  6. Поясните термин «эпицентр».
  7. Что называется сейсмическим поясом?
  8. Выветривание - это…
  9. В результате чего образуются оползни?

Гидросфера

Викторина по географии для школьников может быть абсолютно на любую тему. В этом разделе мы предложим вопросы для темы «Гидросфера». Это важный и необходимый слой биосферы. Примеры вопросов приведены ниже:

  1. Что такое гидросфера?
  2. Какие воды составляют основную часть гидросферы?
  3. Участок суши, который глубоко вдается в океан - это…
  4. От чего зависит соленость вод океана?
  5. Какие условные единицы применяются для измерения солености воды?
  6. Изменение температуры поверхности воды относительно экватора.
  7. Как называются волны, возникающие при землетрясении в океане?
  8. Назовите самое большое по площади озеро нашей планеты.
  9. Как называется остров, который практически полностью покрыт ледником?

Атмосфера

Теперь перечислим вопросы для викторины по географии на тему «Атмосфера». Без лишних слов переходим к главной проблеме раздела статьи:

  1. Что такое атмосфера?
  2. Как называется ветер, который меняет направление движения всего два раза в год?
  3. Рассчитайте, какое атмосферное давление будет на высоте триста метров, если на поверхности земли оно равно 765 миллиметра ртутного столба.
  4. Можно ли рассчитать высоту горы, если известны показатели: температура воздуха у подножья и на вершине? Если да, то подсчитайте: температура воздуха у подножья - плюс двадцать градусов по Цельсию, а на вершине - минус три.
  5. Откуда и куда дует южный ветер?
  6. Сколько процентов кислорода в воздухе?
  7. В чем сходство облака и тумана?
  8. Как называется ветер, меняющий свое направление дважды в сутки?

Биосфера

В этом разделе представлены вопросы к викторине по географии на тему «Биосфера»:

  1. На каком уровне изучается круговорот веществ и энергии?
  2. Назовите главную причину сокращения видового разнообразия.
  3. Какое есть необходимое условие сохранения равновесия в биосфере?
  4. Почему биосферу называют открытой системой?
  5. Как говорил о кислороде В. И. Вернадский?
  6. Почему границей биосферы является высота - двадцать километров от поверхности Земли?
  7. Как называется оболочка Земли, которая населена живыми организмами?
  8. Где наблюдается большая концентрация живого вещества?
  9. Накопление каких веществ ведет к образованию парникового эффекта?

Океаны

В этом разделе вы можете найти вопросы по географии на тему «Океаны». Начнем с Атлантического (АО):

  1. Какие имеет особенности географического положения АО?
  2. Назовите человека, который первым пересек Атлантику.
  3. Какие есть особенности АО?
  4. Воды каких океанов соединены Панамским каналом?

Тема: «Индийский океан» (ИО):

  1. Какое место по величине занимает ИО?
  2. Впервые описал маршруты плавания по ИО…
  3. Назовите самый крупный полуостров ИО.
  4. Северная или южная часть ИО холоднее?

Тема: «Северный Ледовитый океан» (СЛО):

  1. Как в древней Руси называли СЛО?
  2. Много ли островов в СЛО? Какое место занимает океан по данному показателю?
  3. Перечислите крупных обитателей СЛО.
  4. Какая река впадает в СЛО?
  5. Как называется внутреннее море СЛО?

Тема: «Тихий океан» (ТО):

  1. Кто первым увидел океан?
  2. У ТО северная часть теплее южной?
  3. Назовите самого маленького обитателя ТО.

Материки

Можно для школьников провести увлекательную викторину по географии «Вокруг света». Ее можно предложить ученикам только после полного изучения каждого материка в отдельности:

  1. Как называется самый большой материк?
  2. На каком материке находятся самые большие горы Гималаи?
  3. Что такое Сахара?
  4. Назовите самый маленький материк.
  5. Как называется самая длинная река?
  6. Сколько материков насчитывается на нашей планете?
  7. Назовите самый холодный материк.
  8. На каком материке расположена Россия?
  9. Назовите самый жаркий материк.

География России

Теперь вопросы к викторине по географии России:

  1. Среди городов Воронеж, Омск и Ярославль есть миллионники? Если да, то какие?
  2. Федеральный округ, где находится город Краснодар, называется…
  3. С какими странами граничит Россия?
  4. Самый северный город среди Уфы, Челябинска и Екатеринбурга, это...
  5. Назовите самое холодное море среди Черного, Красного и Белого.
  6. Назовите крайнюю восточную точку России.
  7. Имеет ли морские границы Россия с Монголией?
  8. Какими морями омывается Россия?
  9. Какими океанами омывается Россия?
  10. Город Пятигорск является прибрежным?

Перед проведением викторины стоит ознакомиться с данными вопросами и убедиться в том, что данная информация была дана ученикам. Можно самостоятельно корректировать вопросы, добавлять, убавлять, изменять формулировку. Еще раз обратите внимание на то, что не стоит ставить за викторину плохую оценку школьнику, так у детей полностью пропадет интерес к данному мероприятию.

Попробуй самостоятельно ответить на вопросы викторины. А если не удастся, не стоит волноваться – Ты всегда можешь найти правильные ответы в конце статьи.

Вопросы викторины:

1. Назови страну-банкира всей планеты.

2. Знаешь ли Ты, какое государство крупнейшее в Южной Америке?

3. Назови родину Олимпийских игр и марафонского бега.

4. В какой африканской стране самая высокая численность населения?

5. Какую страну можно назвать «молочной фермой Европы»?

6. Какую полезную функцию выполняет Статуя Свободы в США?

7. Откуда пошло слово «газета»?

8. Самая высокая рождаемость, утверждает Книга рекордов Гиннеса, наблюдалась в Кении в 1980-х годах. А в какой стране самая низкая рождаемость?

9. О жителях этой страны говорят, что они рождаются с лыжами на ногах.

10. В какой стране можно купить слона по самой низкой цене?

11. Какая страна подарила миру знаменитого сказочника, автора «Снежной королевы» и «Гадкого утенка»? Как звали писателя?

12. Земля оливкового масла?

13. В какой стране принято подавать на стол живую, прыгающую рыбу?

14. Какая страна является родиной танцев краковяк, полонез и мазурка?

15. В какой стране женщины носят сари?

16. Назови страну, на территории которой сосредоточено четверть мировых запасов чернозема.

17. В 1400-х годах в этой стране жил прототип Дракулы - князь Влад Тепес. Что это за страна?

18. Половину территории какой страны Северной Европы занимают леса?

19. Какая страна знаменита парфюмерией, винами и является центром мировой моды?

20. Какое государство считается крупнейшим потребителем золота и ювелирных украшений в мире?

21. Родина Иммануила Канта и Людвига ван Бетховена.

23. В какой стране «родились» арабские цифры?

24. В какой стране самый популярный транспорт - велосипед?

25. Какая страна ежегодно организовывает единственный в мире съезд колдунов?

Ответы:

1. Швейцария.

2. Бразилия.

3. Греция.

4. Нигерия.

5. Швейцарию.

6. Статуя Свободы является маяком.

7. Из Италии.

8. В Ватикане (равна нулю).

9. Норвегия.

10. В Зимбабве.

11. Ганс Кристиан Андерсен, из Дании.

12. Израиль.

13. В Лаосе.

14. Польша.

16. Украина.

17. Румыния.

18. Швеция.

19. Франция.

20. Саудовская Аравия.

21. Германия.

22. Карнавал.

24. В Дании.

«Географический калейдоскоп»

(викторина для 6 классов)

Цель: расширение кругозора учащихся и развитие познавательного интереса кгеографии, умения работать с картами атласа, работать в команде.

Подготовка к викторине:

Карточки с заданиями.

Ход мероприятия

І. Организационный момент

Ознакомление з темой викторины, распределение команд.

В течении 3-х минут команды готовят свое приветствие (название, девиз) и выбирает капитана команды.

ІІ. Представление команд

ІІІ. Основная часть

Ведущий

Изучать природоведение и географию мы с вами привыкли по строгим школьным учебникам, атласам, энциклопедиям. Всегда ли о географии можно говорить только на уроках географии?

Вот это и будет моей сегодняшней целью – доказать вам, что география- всепроникающая наука, ну и конечно же проверить вашу эрудицию и умение работать в команде.

Итак, мы начинаем…

1 конкурс «В стране Сообразилии»

(Команды отвечают по очереди).

Угадайте, о чем идет речь.

- Ее с собой берет геолог, турист, водитель, археолог (карта);

- Взамен дубов, берез и лип ты увидишь эвкалипт, в окошко глянешь поутру – по полю скачет кенгуру (Австралия);

- Карты в нем одна к одной сшиты в типографии. Он теперь всегда с тобой – гид по географии (атлас);

- Все обходят это место: здесь земля как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи… нет опоры для ноги (болото);

- Ветер в море бушевал, превращая волны в вал. Натворил немало дел и куда Нептун Смотрел (шторм, буря);

- Не понятно где теперь я? Степи здесь зовутся «Прерия»здесь у них пастух любой называется «ковбой» (Америка)

2 конкурс «Географические шарады»

Чтоб разгадать шарады географию знать надо.

Например:

Первое можно из снега слепить,

грязи кусок может тоже им быть.

Ну, а второе – мяча передача,

важная это в футболе задача.

Целое Люди в походы берут,

ведь без него они путь не найдут,

(ком+пас=компас).

Шарады:

1. Начало слова то местоимение,

что выскочки кричат без промедления,

а что в конце – ребенок надевает,

одежда та без рукавов бывает.

Все вместе – это остров очень жаркий,

сияет солнце в небесах там ярко

(я+майка=Ямайка)

2. последней буквой алфавита открыто слово и закрыто. А между ними без седла стоит лошадка, что мала. Вы это слово знать должны: оно – название страны

(я+пони+я= Япония)

3 конкурс «Геологика»

По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим:

- Теплый, холодный, звездный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной… (Дождь);

- Метеоритный, транспортный, финансовый, воздушный, людской, дождевой, водный, грязевой, речной… (поток);

- Наземный, подводный, спящий, огнедышащий, извергающийся… (вулкан);

- Живая, мертвая, огненная, мутная, прозрачная, пресная, соленая… (вода);

- Пышные, перистые, слоистые, дождевые, грозовые… (облака);

- Звездный, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, южный, северо-восточный… (ветер);

- Звуковая, ударная, морская, приливно-отливная, магнитная… (волна);

4 конкурс «Вопросомания»

Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Самый жаркий материк…(Африка)

2. Самая большая пустыня в мире…(Сахара)

3. Какое государство занимает весь материк? (Австралия)

4. Самая маленькая птичка в мире…(Колибри)

5. Самый холодный материк? (Антарктида)

6. На каком материке протекает река Конго?

7. Какие деревья и кустарники растут в нашем лесу?(дуб, граб, ель, тополь…).

8. Как вы думаете, почему погиб лес, когда вырубили старые дуп­листые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, жи­вут летучие мыши, поедающие вредных для леса насекомых)

9. Что делать, если кто-то порезал стеклом ногу? (Приложить ли­сток подорожника)

5 конкурс «Шуточная география»

1. Зеленый платок уронили в Желтое море. Каким его вытащили из воды? (мокрым);

2. Каким озером любуются в театре (Лебединым озером);

3. Как называется остров в океане, в котором не растет кокос и не ловиться крокодил (Остров Невезения);

4. В какой стране все животные с сумками бегают (Австралия);

5. Какой остров называет себя спортивной одеждой? (Ямайка);

6. Какое государство можно носить на голове (Панама)

6 конкурс «Один лишний»

Перед вами названия географических объектов. Один из них в группе лишний. Какой именно?

І. Мадагаскар, Ява, Новая Гвинея, Сомали

ІІ. Альпы, Драконовы, Анды, Сахара

ІІІ. Саргассово, Нил, Нигер, Дунай.

7 конкурс «География в рисунках»

Составьте ребусы рисунками так, чтобы в результате получался географический объект или название животного.

(Команды должны составить не менее 3-х ребусов)

8 конкурс «Говорящая карта»

Учитель называет географические объекты, а учащиеся находят их на карте

І V . Подведение итогов, награждение

Пока учитель и жюриподводят итоги и подсчитывают баллы, учащимся предлагается просмотреть видеоролик «Эти забавные животные».

Описание материала : Предлагаю Вам разработку игры-викторины «Знатоки географии». Данная разработка для учителей географии. Игра-викторина может быть проведена на внеклассных занятиях по географии или на предметной недели.

Мероприятие разработано для сборной команды обучающихся 6-8 классов. Цель мероприятия: повторение пройденного материала в игровой форме. Оценить знания и умения учащихся в области географии. Расширение кругозора учащихся и развитие познавательного интереса к изучению географии.

Викторина для учащихся 6-8 классов «Знатоки географии»

Форма проведения: игра - викторина «Знатоки географии»

Игра состоит из 9 конкурсов. Состав команды сборный: 1ученик из 6 класса,1ученик из 7 класса и 2 обучающихся 8 класса. Состав команды определяется по жребию (учащиеся вынимают карточки с номером команды). На столах таблички с номерами команд.

Учитель. Я рада приветствовать вас на географической игре-викторине «Знатоки географии». В сегодняшней игре принимают участие три сборных команды. В каждой команде по 4 участника - 1ученик 6 класса, 1 ученик 7 класса и 2 ученика 8 класса.

На соревновании присутствует жюри в составе:

______________________________________________________________

Условия игры:

Учитель . Для того чтобы в игре принимали участие все игроки, задания командам будут даваться по классам, например: «На вопрос отвечают члены команды 6 класса» и т.д. Если на данный вопрос ученик этого класса не дал ответ или дал неверный ответ, а команда знает правильный ответ, команда может ответить, но за ответ будет присуждено только половина назначенных баллов. В конце игры подводятся итоги по набранным баллам, объявляется и награждается лучшая команда знатоков географии.

Прошу выбрать капитана команды. Капитаны проведите жеребьёвку и определите номер своей команды. Команды определены, желаю всем удачи!

А начнем мы нашу игру с географической разминки:

1 задание Географическая разминка:

Учитель. Начинает игру команда №1. Представители команд по очереди (6,7,8 кл.)

подходят к карте и показывают географические объекты, которые они изучили. Ученики команды передают друг другу указку и карточку с названием географического объекта. На выполнение задания команде даётся 1,5минуты.

За каждый правильный географический объект - 1 балл.

Географические объекты команде №1:

1. Индийский океан, Австралия

2. г. Джомолунгма (Эверест), река Конго

3. оз. Байкал, Кордильеры (горная система)

4. Альпы (горная система), о.Сахалин

Географические объекты команде №2:

1. Тихий океан, Африка

2. река Амазонка, г. Эльбрус

3. оз. Гурон, п-ов Ямал

4. влк. Ключевская сопка, Анды (горная система)

Географические объекты команде №3:

1. Атлантический океан, Евразия

2. о. Мадагаскар, река Миссисипи

3. оз. Чад, Курильские острова

4. Тянь-Шань (горная система), м.Дежнёва

2 задание Умники и умницы:

Учитель. Я читаю вопрос, каждый член команды по очереди отвечает. За каждый правильный ответ - 1 балл, если отвечает другой член команды -0,5 балла.

Вопросы команде №1:

3. Самый крупный вулкан России (Ключевская сопка)

4. Самый большой остров в России (Сахалин)

Вопросы команде №2:

1. Самый большой океан (Тихий)

Вопросы команде №3:

1. Самый большой остров (Гренландия)

3. Самое глубокое озеро в России и мире (Байкал)

3 задание География на все сто!

Учитель . Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.

Если 1-я команда не может ответить, то отвечает 2-я команда и получает дополнительный балл.

Сторона света (Восток.)

Начало реки (Исток.)

Главный город страны (Столица.)

Государство в Прибалтике (Эстония.)

Город РФ, порт на Тихом океане (Владивосток.)

Имя мореплавателя, открывшего Америку (Христофор Колумб.)

4 задание Конкурс картографов.

Учитель. На карточках нанесены контуры географических объектов, которые
членам команды необходимо определить и показать на карте. На выполнение задания даётся три минуты. За каждый правильный объект - 1 балл.

5 задание По родной стране

Учитель. Команды по очереди отгадывают, о чём или о каком географическом объекте идет речь. Если 1-я команда не может ответить, то отвечает 2-я команда и получает дополнительный балл.

Вопросы:

1. 17.1 млн. км 2 - площадь России;

2. 16 - количество соседних государств;

3. 13 - количество омываемых морей;

4. Эти озера нашей родины называют еще морями. Одно из них самое большое на Земле, другое - самое глубокое. Одно отличается самыми низкими берегами, лежащими ниже уровня океана, другое окружено горными хребтами. Назовите эти озера. (Каспийское море и озеро Байкал).

5. Территория расположена на древней платформе. Этим обусловлена главная особенность ее рельефа - равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии. (Русская равнина)

6. Обе эти реки имеют много общего. Принадлежат к числу самых больших рек мира. Обе на своём пути пересекают одни и те же природные зоны. Обе имеют одинаковое питание - смешанное. Ледоход на обоих реках отличается большой силой, сопровождается заторами льда. При впадении в океан одна из них образует широкую и длинную губу, а другая образует обширную дельту. Назовите эти реки. (Реки Лена и Енисей).

7. Территория богата разнообразными природными ресурсами. В горах залегают металлические руды, каменный уголь, марганец, редкие металлы. Минеральные источники послужили основой для развития курортного хозяйства. Высокие горы - чудесное место для горнолыжников. (Сев.Кавказ)

8. Какому городу посвящены эти слова А.С.Пушкина.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой гордый, строгий вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит....(г. Санкт-Петербург).

9. Один из полуостровов нашей страны назван страной вулканов. Множество огнедышащих гор протянулись на сотни километров с с-з на ю-в. У подножий вулканов бьют сотни горячих источников. Какой это полуостров? (П-ов Камчатка).

6 задание Юные топографы

Учитель. Изобразить путь туриста условными знаками. На выполнение этого задания

2 минуты. За каждый правильный знак - 1 балл:

Турист вышел из дома и пошёл по грунтовой дороге мимо ветряной мельницы. Дальше его путь к лагерю шёл через луг. Он подошел к смешанному лесу. Узкая тропинка привела его на перепутье, откуда направо шла грунтовая дорога, ведущая к реке, налево - полевая дорога к болоту, а прямо - тропа к роднику. Он пошёл по грунтовой дороге и подошёл к небольшой реке, которую перешёл по деревянному мосту. От него по грунтовой дороге он подошёл к фруктовому саду, пройдя, его он вышел к лагерю.

7 задание Гонка за лидером

Учитель. Команде за одну минуту необходимо ответить на 10 вопросов, если ответа не знаете, говорите - дальше. За каждый правильный ответ 1 балл

1 команда

1. Газообразная вода… (пар)

2. Время суток после ночи… (утро)

3. Ветер, меняющий свое направление 2 раза в год называется… (муссон)

4. Какой материк омывается четырьмя океанами? (Евразия).

6. Прибор для измерения азимута? (компас).

7. Самый маленький материк. (Австралия)

8. На каком материке протекает река Лимпопо (Африка)

9. Горы, отделяющие Европу от Азии (Уральские)

10. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся, на ней предметы… (атмосферное давление)

2 команда

1. Количество осадков измеряется в… (мм)

2. Период вращения Земли вокруг своей оси…(сутки)

3. Атмосфера - это…(воздушная оболочка Земли)

4. Вода в твердом виде … (лед)

5. Движение воздуха в горизонтальном направлении - это … (ветер)

6. Как называется сборник географических карт? (атлас).

7. Самое глубокое озеро? (Байкал)

8. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Магеллан).

9. Все неровности на поверхности Земли. (рельеф)

10. Пустыня Сахара расположена на материке (Африка)

3 команда

1. Какая река дважды пересекает экватор? (Конго)

2. Разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток называется… (суточной амплитудой температур)

3. Иней, роса, гололед, изморозь - это… (атмосферные осадки)

4. Какая страна занимает самую большую площадь? (Россия).

5. Самый большой остров? (Гренландия).

6. Огнедышащая гора. (Вулкан)

7. Кто открыл Америку? (Колумб).

8. Самый жаркий материк (Африка)

9. Самый высокий действующий вулкан в России (Ключевая сопка)

10. Назовите самую длинную параллель земли? (экватор)

8 задание Реши задачку

Учитель. Команды по очереди выбирают карточку с заданием (в карточке по 2 задания), время на выполнение не более 3 мин. За каждый правильный ответ 1 балл

1 команда

1. Вычислить среднюю температуру дня по следующим показателям:

1 ч -+5 о С, 7ч -+7 о С, 13 ч -+9 о С19 ч- +6 о С …. (6, 75 о С)

2. Покрыты ли снегом вершины Уральских гор летом, если известно, что у подножия гор средняя температура самого теплого месяца составляет +15оС? Ответ объясните.

(нет, так как при подъеме на 1000 м температура понижается на 6оС, а самая высокая вершина Урала г. Народная, ее высота 1895 м. значит, на вершине температура будет примерно + 7оС, при данной температуре снег не накапливается)

2 команда

1. Чему равна амплитуда колебаний температур, если термометр показал

в 7 часов +1 о С;

в 13 часов +15 о С;

в 19 часов +8оС. (14 о С )

2. Определить давление на вершине шпиля МГУ, если у его подножия давление 750 мм. рт. ст., а высота здания 238 метров. (727 мм рт. ст.)

3 команда

1. Определите суточное количество осадков, если замеры показывали:

7 часов- 4 мм

13 часов- 7 мм

19 часов- 2 мм (13 мм )

2.Определите высоту горы, если у ее подножия температура +26оС, а на вершине -10оС? (600м)

9 задание Самый внимательный

Учитель . Каждой команде я прочитаю по три шуточных стихотворения, вы должны быстро, без заминки найти ошибки. 1 балл за правильный ответ.

Солнце за день устаёт,

На ночь спать оно идёт

На полянку, за лесок,

Ровно-ровно на восток. (Не на восток, а на запад.)

Каждый с детства твёрдо знает:

Ангара в Байкал впадает. (Не впадает, а вытекает.)

Край снегов, морозов, вьюг

Называем словом юг. (Не юг, а север.)

Знает каждый капитан:

Волга - это океан. (Не океан, а река.)

Солнце и небо багряного цвета.

Ночь начинается после рассвета. (Не после рассвета, а после заката.)

Знать, ребята, вам пора,

Что Байкал у нас - гора. (Не гора, а озеро.)

Со времён далёких и поныне

Льют дожди, как из ведра, в пустыне. (Не в пустыне, а в тропиках.)

Высокие сосны слева и справа,

Семья их лесная зовётся дубрава. (Не дубрава, а бор.)

На пруду есть развлечение:

На спине плыть по течению. (Не на пруду, а на реке, ведь течение только там.)

На современном этапе развития образовательного процесса большое внимание стало уделяться применение которых способствует повышению интереса к предмету и адаптации детей в жизни.

Одной из часто применяемых форм является викторина. Она способна привлечь внимание ребенка к изучению предмета за счет неординарности используемых вопросов. А также это, пожалуй, одна из самых знакомых с детства игр, которая заключается в ответах на поставленные вопросы.

География относится к наукам довольно сложным, но интересным, если правильно построен процесс подачи материала детям. Поэтому викторина по географии может служить формой обучения, которая позволит держать детей в постоянном напряжении и мотивировать поиск ответов на поставленные педагогом вопросы.

Викторина как часть урока

Ведя речь об образовательном процессе, невозможно не сказать об использовании на уроке такой формы обучения детей, как «викторина по географии». Известно, что существует три основных этапа урока, это:

  • актуализация знаний учащихся;
  • изучение нового материала;
  • рефлексия.

Использование викторины может быть во всех трех случаях, безусловно, если вопросы по географии составлены правильно.

Этап актуализации - вопросы должны быть составлены так, чтобы учащиеся могли вспомнить основные моменты ранее полученных знаний, которые помогут при изучении нового материала.

На этапе изучения нового материала предлагаемые учителем вопросы должны стимулировать детей на поиск ответов («а почему?», «для чего?», «по какой причине?», «с чем это связано?», «к чему может привести?»). На данном этапе лучше всего использовать небольшое количество вопросов, но они должны быть емкими по своему содержанию.

Этап рефлексии. В данном случае вопросы должны предполагать ответы, требующие знаний, полученных в ходе изучения нового материала урока. Их тоже должно быть немного, но они направляются на основные моменты. Лучше всего рефлексию в виде викторины проводить письменно - это позволит получить дополнительные оценки ученикам, а учителю даст возможность проанализировать уровень усвоения образовательного материала.

Викторина как часть внеурочной деятельности

Вообще, чаще всего применяется викторина по географии как вид Использование ее помогает в течение всего года поддерживать у ребят интерес к образовательному процессу.

Вопросы для викторины по географии могут быть самыми разнообразными и затрагивать разные ее аспекты. Например, о родном крае или приурочены к определенной теме. Участие детей в такого рода мероприятиях позволяет не только повысить уровень знания по предмету, но и развивать функции мыслительного процесса, а также умение анализировать и делать выводы.

Кроме того, обучающихся на участие можно простимулировать тем, что за принятую активность в викторине будут выставлены оценки согласно полученным ответам. Конечно, «3» и «2» ставить не нужно, дабы не получить обратный эффект от использования данного вида внеурочной деятельности. Наименее активные ребята могут вообще остаться без отметок.

Виды географических викторин

Викторина по географии может быть нескольких видов, это:

1. Тематическая. Вопросы в данном случае составляются по определенно изученной теме. Она обычно имеет место быть на уроках, связанных с обобщением учебного материала, то есть для подготовки к контрольной работе.

2. Межтематическая (составление вопросов должно предусматривать при ответе на них учащихся использование имеющихся знаний из других областей наук).

3. Развлекательно-развивающая (ответы на поставленные вопросы направлены на использование детьми логического мышления).

Кроме всего вышесказанного, вне зависимости от выбранного педагогом вида викторина на тему «география» должна отвечать следующим критериям:

  • быть интересной, познавательной;
  • соответствовать возрастному составу участников;
  • стимулировать детей к изучению предмета и повышению уровня собственного образования;
  • использованные вопросы должны быть разноуровневыми;
  • предусматривать возможность участия всех желающих, вне зависимости от их уровня образования (низкий, средний, высокий).

Как составить и провести викторину?

Прежде чем педагог начнет составлять вопросы к викторине, ему необходимо определиться с ее видом и целевой принадлежностью. Следующим шагом будет доведение до детей информации о предстоящем мероприятии с объявлением темы и приглашением принять участие.

Основной частью викторины считаются правильно составленные вопросы по географии, они должны соответствовать следующим показателям:

  • соответствовать выбранной теме;
  • соответствовать возрастному критерию участников;
  • быть разноуровневыми (предусматривать участие разных учеников);
  • построение вопросов должно быть понятно не только учителю, но и учащимся,
  • предусматривать построение развернутых ответов, что способствует развитию речи и мыслей у детей;
  • затрагивать различные стороны науки географии.

О времени проведения викторины предполагаемые участники должны быть извещены заранее.

Место проведения должно соответствовать числовому количеству участвовавших. Кроме того, если мероприятие предусматривает ответы в письменном виде, значит, наличие листов с вопросами викторины должно быть в достаточном количестве.

Перед тем как приступить к выполнению заданий, учащихся необходимо известить о времени, отводящемся на выполнение работы и разбалловке заданий (если она предусмотрена). Только при соблюдении всех вышеперечисленных критериев викторина по географии будет успешной.

Викторина как метод подготовки к экзаменам

Используйте данный вид деятельности на всех этапах обучения, и викторина может стать хорошим подспорьем для подготовки детей к выпускным экзаменам. Поскольку ЕГЭ предусматривает наличие вопросов по предмету и выбор учеником правильного ответа, то викторина по географии с ответами как нельзя лучше способствует развитию данного умения среди обучающихся.

Дети, которые привыкают к данной форме опроса, чувствуют себя более комфортно при сдаче ЕГЭ, делают меньше ошибок, так как научены правильному проведению анализа предлагаемых ответов.

География России

Пожалуй, самым большим блоком при изучении данного предмета является «География России». Ей отводится целый год обучения. Если посмотреть на карту мира, то наша страна занимает огромную территорию. В связи с этим учащиеся должны получить большой объем знаний, промежуточный контроль которых можно осуществлять при помощи использования данного метода.

Викторина по географии России должна составляться с использованием не только учебного материала, но и затрагивать вопросы современности. Данная процедура должна проводиться с целью развития у детей заинтересованности в происходящих событиях. Только в этом случае можно говорить о воспитании всесторонне развитой личности.

Уроки занимательной географии

Безусловно, викторина - это не единственный способ заинтересовать учеников. В методической литературе существует раздел под названием «занимательная география», который предусматривает наличие различного рода заданий для повышения мотивации детей к изучению предмета.

Для учителей, которые находятся в начале своего творческого пути, применение данного метода является залогом успешности. Кроме методической литературы, можно воспользоваться любым интернет-ресурсом, где размещены подробные разработки педагогов-новаторов.

Подведем итог

Необходимо помнить, что только при хорошем отношении к своему делу возможно воспитать лучших учеников! В этом случае занимательная география будет интересна для ребят, предмет принесет пользу в будущем.