Высокое средневековье. Классическое (высокое) Средневековье Западноевропейская культура Высокого средневековья

«Средневековый тип отношения человека к миру складывался на основе феодальной собственности, сословной замкнутости, духовного господства христианства, преобладания универсального, целого, вечного над индивидуальным, преходящим. В этих условиях важнейшим достижением средневековой культуры стал поворот к осмыслению проблемы становления человека как личности. До XIII века преобладала тяга к общему, принципиальный отказ от индивидуального, главным для человека была типичность. Европеец жил в обществе, не знающем развитого отчуждения, в котором человек стремился быть «как все», что являлось воплощением христианской добродетели. Средневековый человек выступал как каноническая личность, олицетворяющая обособление личного начала от всеобщего и подчинение личного всеобщему, надындивидуальному, освященному религиозными формами сознания. После ХШ века наметился мировоззренческий поворот, все более осознавались притязания отдельной личности на признание. Этот процесс шел постепенно, поэтапно, начавшись с осознания принадлежности человека не только к христианскому миру, но и к своему сословию, цеховому коллективу, где личные характеристики были возможны постольку, поскольку они приняты и одобрены своим коллективом. Человек становился сословной личностью (в отличие от родовой личности античного мира)».

С развитием городов наука стала выходить за рамки монастырей. Начала распространяться грамотность. Купцы и миссионеры стали совершать все более дальние путешествия. В городах сооружались грандиозные здания. И все это требовало определенного уровня научных знаний. Разумеется, все знания носили практический характер: геометрия использовалась, как и раньше, при измерении полей и при строительстве, астрономия - при определении даты начала сельскохозяйственных работ, при расчете церковных праздников и в мореплавании; особым разделом астрономии считалась астрология - наука о связи небесных и земных явлений. Повсеместно в Европе возникают лаборатории, где алхимики пытались получить золото; их усилия способствовали развитию практической химии. К техническим достижениям того времени относятся водяная мельница, способ строительства глубоких шахт и откачки из них воды, подъемные механизмы, применявшиеся при строительстве, и т.п. Не было обойдено прогрессом и военное дело: создавались осадные машины - движущиеся башни, катапульты, баллисты и тараны, был изобретен арбалет.

С развитием хозяйства, с усложнением политической жизни возрастала потребность в образованных людях. Старые монастырские школы перестали удовлетворять новым требованиям. Нужны были новые учебные заведения, дающие более систематическое образование по различным научным дисциплинам. Такими заведениями стали возникшие в Европе в XII-XIII в.в. университеты. Старейшими являются итальянские университеты, такие, как Болонский, выросший на базе возникшей еще в XI веке высшей правовой школы и в 1158 году получивший статус университета. Впоследствии университеты стали возникать повсеместно. Самыми известными были Болонский университет, Сорбонна в Париже, Оксфорд и Кембридж в Англии, Пражский университет, Ягеллонский университет в Кракове и т.п.

Университеты в то время имели четыре факультета: богословский, юридический, медицинский и «артистический», или факультет свободных искусств, который считался подготовительным отделением для первых трех факультетов. Обучение на подготовительном факультете проходило в два этапа: I этап - «тривиум» - включал в себя грамматику, логику и риторику, II этап - «квадривиум» - арифметику, музыку, геометрию и астрономию. После этого выпускники получали ученую степень магистра свободных искусств и могли продолжать образование на одном из высших факультетов и получить степень доктора богословия, права или медицины.

Таким образом, количество образованных людей в Европе стало возрастать. И еще более остро стала сказываться нехватка книг. Переписчики, как бы они ни работали, не могли удовлетворить возраставший спрос. Шаг вперед в этом деле сделал немецкий мастер Иоганн Гуттенберг, создавший разборный шрифт и печатный станок. Около1445 г. вышла первая печатная книга. Книгопечатание быстро распространилось по Европе. Книг стало больше, они стали доступнее, этому способствовало также то, что ко времени изобретения печатного станка в Европе появился новый писчий материал - бумага, сменившая пергамент.

Ценностный перелом рубежа XII – XIII вв. Возникновение светской городской культуры

«Средневековый тип отношения человека к миру складывал­ся на основе феодальной собственности, сословной замкнутос­ти, духовного господства христианства, преобладания универ­сального, целого, вечного над индивидуальным, преходящим. В этих условиях важнейшим достижением средневековой куль­туры стал поворот к осмыслению проблемы становления чело­века как личности. До XIII века преобладала тяга к общему, принципиальный отказ от индивидуального, главным для че­ловека была типичность. Европеец жил в обществе, не знаю­щем развитого отчуждения, в котором человек стремился быть «как все», что являлось воплощением христианской доброде­тели. Средневековый человек выступал как каноническая лич­ность, олицетворяющая обособление личного начала от всеоб­щего и подчинение личного всеобщему, надындивидуальному, освященному религиозными формами сознания. После ХШ века наметился мировоззренческий поворот, все более осозна­вались притязания отдельной личности на признание. Этот процесс шел постепенно, поэтапно, начавшись с осознания при­надлежности человека не только к христианскому миру, но и к своему сословию, цеховому коллективу, где личные характе­ристики были возможны постольку, поскольку они приняты и одобрены своим коллективом. Человек становился сословной личностью (в отличие от родовой личности античного мира)».

С развитием городов наука стала выходить за рамки монастырей. Начала распространяться грамотность. Купцы и миссионеры стали совершать все более дальние путешествия. В городах сооружались грандиозные здания. И все это требовало определенного уровня научных знаний. Разумеется, все знания носили практический характер: геометрия использовалась, как и раньше, при измерении полей и при строительстве, астрономия – при определении даты начала сельскохозяйственных работ, при расчете церковных праздников и в мореплавании; особым разделом астрономии считалась астрология – наука о связи небесных и земных явлений. Повсеместно в Европе возникают лаборатории, где алхимики пытались получить золото; их усилия способствовали развитию практической химии. К техническим достижениям того времени относятся водяная мельница, способ строительства глубоких шахт и откачки из них воды, подъемные механизмы, применявшиеся при строительстве, и т.п. Не было обойдено прогрессом и военное дело: создавались осадные машины – движущиеся башни, катапульты, баллисты и тараны, был изобретен арбалет.

С развитием хозяйства, с усложнением политической жизни возрастала потребность в образованных людях. Старые монастырские школы перестали удовлетворять новым требованиям. Нужны были новые учебные заведения, дающие более систематическое образование по различным научным дисциплинам. Такими заведениями стали возникшие в Европе в XII-XIII в.в. университеты. Старейшими являются итальянские университеты, такие, как Болонский, выросший на базе возникшей еще в XI веке высшей правовой школы и в 1158 году получивший статус университета. Впоследствии университеты стали возникать повсеместно. Самыми известными были Болонский университет, Сорбонна в Париже, Оксфорд и Кембридж в Англии, Пражский университет, Ягеллонский университет в Кракове и т.п.

Университеты в то время имели четыре факультета: богословский, юридический, медицинский и «артистический», или факультет свободных искусств, который считался подготовительным отделением для первых трех факультетов. Обучение на подготовительном факультете проходило в два этапа: I этап – «тривиум» – включал в себя грамматику, логику и риторику, II этап – «квадривиум» – арифметику, музыку, геометрию и астрономию. После этого выпускники получали ученую степень магистра свободных искусств и могли продолжать образование на одном из высших факультетов и получить степень доктора богословия, права или медицины.

Таким образом, количество образованных людей в Европе стало возрастать. И еще более остро стала сказываться нехватка книг. Переписчики, как бы они ни работали, не могли удовлетворить возраставший спрос. Шаг вперед в этом деле сделал немецкий мастер Иоганн Гуттенберг, создавший разборный шрифт и печатный станок. Около1445 г. вышла первая печатная книга. Книгопечатание быстро распространилось по Европе. Книг стало больше, они стали доступнее, этому способствовало также то, что ко времени изобретения печатного станка в Европе появился новый писчий материал – бумага, сменившая пергамент.

Средневековое искусство

Упадок и застой, охвативший науку и технику в начале средневековья, коснулся и художественной культуры. Во время варварских набегов и междоусобных войн, а также от рук христианских фанатиков погибло множество античных памятников и произведений искусства. Мастера самых различных профилей – ювелиры, скульпторы, архитекторы, художники – погибли либо были уведены в плен. Оставшиеся в живых писатели, философы, историографы были вынуждены приспосабливаться к требованиям и вкусам новых хозяев Европы – варварских королей. В результате были утрачены многие достижения античности в самых разных сферах художественной культуры. Само искусство приобрело новые черты, резко отличавшие его от искусства Греции и Рима.

Стиль, господствовавший в культуре Западной Европы в IX-XII в.в., получил название романского. Он нашел выражение в архитектуре, скульптуре, живописи, наложил отпечаток и на мышление человека.

Основными чертами романской архитектуры были толстые и прочные стены, господство полуциркульных арок и сводов, тяжеловесность пропорций как светских, так и культовых сооружений, особо следует отметить отсутствие купольных перекрытий. Это объясняется рядом причин. Во-первых, как уже было указано, в раннем средневековье многие достижения античной архитектуры были утрачены, среди них, например – технология возведения купола. В руках средневековых западноевропейских мастеров остались только секреты строительства арок и сводов, причем тяжесть сводов требовала возведения толстых и крепких стен; мастера же, умевшие строить настоящие купольные перекрытия, к этому времени остались только в Византии. Во-вторых, в это время, как правило, все здания, кроме своей основной функции, выполняли еще одну – оборонительную. Это касалось и жилых сооружений, и храмовых, в особенности монастырских комплексов. Следствием этого было дополнительное утолщение стен, узость оконных проемов, больше похожих на бойницы, наличие не только в замках, но и в храмах башен, а нередко и оборонительного рва с валом, а также практически полное отсутствие каких-либо декоративных элементов во внешнем оформлении. По словам француз­ского ваятеля Родена, романская архитектура «ставит чело­века на колени», воспринимается как тяжелое, давящее, вели­кое молчание, олицетворяющее устойчивость мировоззрения человека, его «горизонтальность».

Суровым было и внутреннее убранство феодальных замков. Жизнь и быт феодалов всех рангов – от простого рыцаря до короля – в то время мало чем отличались. Утонченный быт властителей Древнего Рима ушел в прошлое. Раннесредневековый феодал довольствовался простой одеждой, грубой пищей, был весьма неприхотлив не только в походной, но и в домашней обстановке. Такие популярные в Риме заведения, как бани и библиотеки, исчезли, сохранившись только в монастырях.

Внутреннее убранство храмов было значительно богаче. Поскольку в христианских храмах, в отличие от античных языческих, богослужение ведется внутри храма, то строители много внимания уделяли как внутреннему оформлению стен, так и храмовой утвари. В романских церквах можно видеть рельефы, статуи, а также фрески и мозаики, покрывавшие стены, столбы и потолки; предметы богослужения изготавливались из драгоценных металлов и камней и нередко украшались чеканкой, эмалями. Все это делалось для создания во время богослужения торжественной и величественной атмосферы, человек должен был чувствовать себя среди этого великолепия ничтожным и грешным. Однако и здесь на всем был виден отпечаток романского стиля. Романские скульптуры и живописные изображения отличает схематизм, отсутствие портретного сходства и пропорций тел, живописные изображения лишены перспективы, более важное всегда изображалось более крупным. Эти же черты характерны и для появившихся в начале II тысячелетия декоративных предметов домашнего обихода, а также для книжных миниатюр.

Схематизм романских изображений не был следствием какой-то хронической неумелости, небрежности или примитивности мышления средневековых мастеров. В основе романского типа мышления лежало предпочтение духовного телесному, материальному, и это сказалось на видении мира. Мастера стремились передать не внешний облик, но образ, особенно при изображении персонажей Священного Писания. Задачей мастера была передача внутреннего мира изображаемого персонажа, его переживаний или, наоборот, спокойствия, для чего подчеркивались одни, наиболее важные с точки зрения мастера черты, и затушевывались другие, второстепенные.

С наступлением эпохи готики стиль мышления изменился. В политической жизни установилась большая или меньшая стабильность, вследствие этого исчезла необходимость превращать жилище и храм в крепость; развитие науки и техники привело к усовершенствованию способов строительства, открытию новых методов обработки металлов, стекла и т.п. Теперь мастера научились возводить более легкие своды, для поддержания которых не требовались массивные стены. Поэтому в ряде случаев стена как таковая совершенно вытесняется пучками тонких колонн, на которые и распределяется тяжесть сводов, а между колоннами остаются огромные оконные проемы. Храмы приобретают более легкие, стремящиеся вверх очертания. Полуциркульные арки сменяются заостренными кверху стрельчатыми арочными проемами. Такие же заостренные формы приобретают башни и крыши готических храмов.

Изменилось и внутреннее убранство церквей. Теперь, когда стены практически исчезли, уже нельзя было применять в оформлении фрески и мозаики – их просто негде было размещать. Выход был найден, когда картины стали помещать прямо на окна, вставляя в сделанную из свинца фигурную раму заранее задуманной формы цветное стекло. Эта техника получила название техники витража.

О.Роден. Поцелуй

С наступлением эпохи готики произошли изменения и в скульптуре. Теперь она стала более реалистичной. Мастера стали придерживаться пропорций, фигуры приобрели портретное сходство с оригиналами. Готические соборы обильно украшались статуями и с наружной стороны, причем число их могло исчисляться десятками и сотнями.

Особо следует сказать об оформлении книг. Рукописные книги были настоящими произведениями искусства. Их обложка делалась из дерева, обтягивалась кожей, и, особенно у церковных книг, оформлялась золотой и серебряной чеканкой, драгоценными камнями. Внутри книги были полны рисунками, или миниатюрами. В виде маленькой миниатюры всегда выполнялась и заглавная буква в каждой главе. Как уже указывалось, книжные миниатюры имели те же черты, что и романские настенные изображения: схематизм, полное или частичное отсутствие перспективы, выделение размерами главного героя миниатюры. Исполнялись миниатюры яркими красками, полутона и тени отсутствовали. Нужно также отметить, что техника книжной миниатюры с небольшими изменениями просуществовала в Европе вплоть до нового времени.

Завершая разговор о культуре средних веков, следует отметить, что эта эпоха не была ни случайной, ни противоестественной. Несмотря на разительный контраст между античной и средневековой культурой, все же нужно признать, что средневековье в целом не было упадком. Это было время особого мировоззрения, особого видения многих вещей, что нашло свое отражение во всех сферах культуры. И именно в недрах средневековья зародилось то, что в последующую эпоху дало всплеск культурного развития; но семена Возрождения упали на хорошо возделанную почву средневековья.

Выводы

1. Средние века - эпоха, наполненная противоречиями. Как и всякая другая, она имеет свои темные стороны, но она - ступень в развитии культуры человечества, имеющая заслуги перед мировой культурой и свою специфику.

2. Среди специфических сторон следует назвать прежде всего интерес к духовной жизни человека, который возник в средневековой культуре под активным влиянием христианства. Это отразилось на менталитете всех слоев средневекового общества и нашло свое выражение в искусстве, обратившем внимание на эмоциональную сферу каждого отдельного человека, показав ценность и внутреннего мира, и эмоционального отношения к действительности.

3. Средние века значительно развили систему логического мышления. От Тертуллиана, говорившего: “Верую, ибо абсурдно”,- через Ансельма Кентерберийского (XI век) с его утверждением “верую, чтобы понять” - Средневековье приходит к Пьеру Абеляру (XII век), считающему, что нужно “понимать, чтобы верить”. Споры номиналистов и реалистов, развитие схоластики, диспуты привели к попыткам сделать разум основанием рассуждений и найти законы его существования.

4. В это время развивается, углубляется и совершенствуется искусство. Появляются новые формы и жанры, новые направления литературы: роман, городская сатира, живущая в виде фаблио (лат. fabula “басня”), шванков (нем. schwank “шутка”), новелла, имеющая и сатирический, и поучительный характер, лирика Прованса, открывшая для себя богатство созвучий в словах - рифму; новые особенности музыки; в XI веке появляется почти современная система записи музыки, а в творчестве трубадуров, труверов и миннезингеров - многочисленные жанры песенного творчества; в архитектуре складываются романский и готический стили, связанные с новыми способами и формами конструктивного решения зданий и храмов.

5. Появляются новые языки, основанные на латыни, но к ней не сводящиеся, впитавшие в себя все богатство народного мышления.

6. Средневековье вывело человечество из мрака разрушения, связанного с падением и гибелью античного мира, на такой уровень культуры, который подготовил последующий всплеск человеческой деятельности, характерный для следующей эпохи - эпохи Возрождения.

Список использованных источников

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.

Гуревич П.С. Культурология. – М.,1998.

Культурология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Драча Г. В. Ростов-на-Дону: "Феникс", 1996.

Культурология. Под ред. Радугина А.А. – М., 1996.

Семенов В.Ф. История средних веков. – М., 1970.

Высокое Средневековье - один из определяющих периодов в истории человечества. В те далёкие и тёмные времена формировалась современная цивилизация. Исчезали древние устои и появлялись новые. Значительно увеличилась численность населения. Произошёл культурный переворот.

Племена объединялись в народы, которым затем суждено было создать современные европейские страны. до сих пор является предметом исследования историков.

Исторические события

Высокое средневековье началось с масштабных завоеваний. Государства древнего мира канули в Лету, а на их месте появилось множество новых. В одиннадцатом веке началось завоевание Британии. До этого она контролировалась различными языческими племенами. Первыми в Англии высадились норманны. Местные бритты оказывали им ожесточённое сопротивление. Но примитивное оружие не могло победить сталь и железо. За несколько лет была освоена Англия и почти вся Ирландия. Затем завоеватели подчинили себе и Шотландию.

На севере Европы также произошли серьёзные изменения. Древний уклад жизни викингов был разрушен. Население приняло христианство. Скандинавские королевства были объединены в одно государство. Началось освоение Прибалтики. Однако к тринадцатому веку единая держава распалась на несколько княжеств. Аналогичные процессы происходили и на территории современных Германии и Франции. Началось зарождение династий, которые последующие столетия восседали на тронах

Славяне

Высокое Средневековье оказалось благоприятным периодом для развития древнерусского государства. На тот момент оно было одним из самых больших в мире. Культура и ремесло превосходили европейские. Это связано с более ранним этногенезом восточных славян, которые ещё в пятом веке перестали вести племенной уклад жизни и объединились в один русский народ. Те же процессы происходили и на Балканах. Однако естественному развитию помешало, не виданное до этих пор, нашествие малоразвитых кочевых племён - монголов. Ослабление центральной власти помешало русским князьям объединиться и все они пали под натиском орды. После этого процесс развития культуры, архитектуры и ремесла был сильно замедлён.

Развитие христианской культуры

Высокое Средневековье охарактеризовалось полной победой христианства в Европе. Ещё в более ранний период многие влиятельные страны перешли в единобожие. Однако к одиннадцатому веку древние языческие верования были всё ещё сильны. В Британии и Скандинавии население крайне медленно переходило в новую веру. Способствовала этому изолированность этих регионов. Отсутствие сухопутной связи с материком делало миграцию крайне проблематичной.

Однако этот фактор помог избежать нашествий кочевников, которые ввиду своей неразвитости не могли строить корабли в достаточном количестве.

Нова вера оказала определяющее влияние на культуру. Отныне появлялись строгие запреты и моральные принципы, в соответствии с которыми нужно было жить. Больше всего на жизнь европейцев повлияли изменения института семьи. К началу данного исторического периода во многих краях (особенно в Скандинавии) сохранялись устойчивые полигамные отношения. Христианство же запрещало подобное. Институт брака привёл к изменению роли женщин в обществе. Твёрдые патриархальные принципы определяли отношения в семье. Сама же семья, состоящая из мужа, жены и детей, разрушила родовые связи. Властные структуры в виде церкви имели высокое влияние на повседневную жизнь населения.

Культурные перемены: развитие иерархической системы

Культура Высокого Средневековья предопределила разделение народа на классы и касты. Чётко выделялись касты правителей, военных, духовенства, крестьян, рабов. У бедного и необразованного населения появилась культура осознания и переосмысления личностной свободы. Во многих странах изменяются системы управления. В Англии и Священной Римской Империи появились свои парламенты. Привилегированный класс имел свои традиции и ритуалы. Но подобные явления были и в ранних исторических периодах. Культура Высокого Средневековья была серьёзно подвержена влиянию схоластики.

А её блюстителями был как раз новый класс - духовенство.

Живопись

В изобразительном искусстве наибольшее развитие получила живопись. Отныне чётко выделялось несколько направлений и способов написания картин. Романский период высокого средневековья был охарактеризован слабым развитием живописи. Этому виду искусства отводилась роль малярства, то есть вспомогательной обработке стен храмов. Но к началу тринадцатого века отношение к художникам изменилось. Во Франции создавались ордена живописцев. Они разукрашивали престолы в храмах и создавали панно, фрески, иконы.

Художники занялись систематизацией своих умений. Появились новые приёмы. Например, понятие глубины и перспективы. Придание объектам объёмности и реальности стало самой сложной задачей для средневековых мастеров. В полной мере овладеть навыком глубины им так и не удалось. Это способствовало созданию общепринятого стиля, который позже назовут готическим. Живопись и иконопись постепенно вытесняли фрески. Этот вид искусства был крайне трудным и долгим. Кроме того, на создание одной небольшой фрески требовались значительные ресурсы. И многие, исповедующие смиренность и жизнь в нищете, ордены просто не могли себе такого позволить.

Скульптура

Высокое Средневековье в Западной Европе ознаменовалось кардинальными переменами в скульптуре. Если другие развивались относительно плавно, то скульптура получила настоящий рывок. Основным мотивом были библейские сцены. Высокая концентрация скульпторов была на территории современной Италии. Появившиеся в эпоху Возрождения знаменитые и сегодня скульптуры были прямым продолжателями

В романский период появились изделия из бронзы и меди. Например, двери в Гильдесгеймский собор.

Методы

Впервые были применены новые материалы для резьбы. В Германии переосмыслили резьбу по дереву. Однако из-за специфических свойств древесины эти произведения искусства практически не дожили до наших дней. Также германские народы славились изготовлением масштабных триумфальных арок. Они были в романическом стиле, но с сильным готическим оттенком. Во многих городах современной Германии эти произведения искусства до сих пор манят туристов.

Понятие рельефа на саркофагах и гробницах появилось лишь к началу двенадцатого века. За короткий срок этот способ обработки стал крайне популярен в Западной Европе. Во всех произведениях особо резко чувствовался дух той эпохи. Мистика и мечтательность, осознания бренности и конечности бытия. Конечно же, это обусловлено тем, что период Высокого средневековья был под властью схоластической философии.

Культурный переворот и ранний гуманизм

Ранние периоды Средневековья принято называть "тёмными". Религиозные гонения, безумные правители, дикие законы и прочее оставили серьёзный след на истории человечества. Но к тринадцатому веку старый уклад был полностью переосмыслен. Огромный прирост населения позволил появиться крупным городам в каждом регионе. В городах огромной популярностью пользовались эстетические виды развлечения. Одним из таких был театр. Уже к началу десятого века на богослужениях ставились небольшие пантомимы. Затем это переросло в отдельный вид искусства. Театр стал затрагивать бытовую тематику, таким образом отходя от готики и схоластики.

Появились первые труды на тему ценности человеческой жизни. Философы позволяли в своих рассуждениях отходить от схоластической предопределённости бытия. Больше внимания уделялось роли человеческого выбора. Таковыми были первые зачатки гуманизма. Городская культура более всего была подвержена таким веяниям. Развитие личности пришло на смену смиренности и покорности.

Архитектура

Высокое Средневековье в Западной Европе ознаменовалось новым готическим стилем в архитектуре.

На тот момент центром получения знаний являлись храмы и церкви. И любой вид неразрывно связан с богоугодными мотивами. После конца эпохи романизма были изобретены новые методы обработки камня, геометрические решения, строительные инструменты. В экономической жизни возрастает роль городского сектора. Появляются цеха и сообщества вольных каменщиков. Высокого Средневековья являются наилучшими символами эпохи.

Помпезность и размах строительства удивляют современных исследователей. Постройка собора могла длиться больше сотни лет. А возле строительных площадок появлялась уникальная рабочих коммун, которые фактически сами регулировали свою общественную жизнь.

Различные стили

Классическим отличием готической архитектуры является наличие двух вытянутых башен. Колокольни могли располагаться как внутри них, так и между. Западный фасад щедро украшался. Вход поддерживался колоннами. После разработки каркасного метода они были лишь элементом украшения. Классическим готическим стилем принято считать французскую модель. Соборы Высокого средневековья в Германии отличались строгим соблюдением пропорций. Заметный перфекционизм был и в оформлении фасада.

В Центральной Европе преобладала так называемая кирпичная готика. Соборы из кирпича имели сходство с архитектурой романического периода. Их устанавливали на площадях крупных городов. Огромные круглые башни были отличительной чертой. Собор святой Варвары и костёл святого Иакова являются классическим примером чешской архитектуры. Нидерландская готика отличалась строительством храмов с одной высокой башней-шпилем.

Своды выполнялись из древесины, что привносило романическую и даже более раннюю атмосферу.

Западноевропейская культура Высокого средневековья

Впервые, со времён Римской империи, на Европы стала оказывать своё влияние наука. Развитие медицины, геометрии, философии и других наук привело к трансформации в отдельные отрасли. Контроль церкви был слишком большим, поэтому учёные были вынуждены подчиняться буллам Папы Римского. Но при этом аскетическое мировоззрение ставилось под вопрос.

В народе же появилась новая феодальная культура. Появились огромные хозяйства с замкнутым циклом. Землёй владел сеньор. В качестве наместников правили феодалы. Крестьяне же были в полной зависимости от них. Они не принимали никакого участия в экономической жизни и не могли влиять на политические решения. Тем не менее развитие торговых отношений позволило "простым" людям выбиваться в элитное общество.

Во Франции, Англии и некоторых районах Испании появились институты судов. Некоторый плюрализм допускался и в кругу королевских советников.

Заключение

Высокое Средневековье в Европе имело уникальную культуру и жизненный уклад. Развитие феодализма сказалось на общественных взаимоотношениях. Контроль церкви стал ослабевать. Если раннее Высокое Средневековье характеризовалось полным отсутствием развития новых направлений в искусстве, то к тринадцатому веку появилось больше десятка таких направлений. Живопись и в особенности архитектура оказали решающее влияние на деятелей последующей эпохи Возрождения. Рост численности населения привёл к проникновению культуры в самые бедные слои.

Термин «Средние века» был введен гуманистами около 1500 г. Так они обозначали тысячелетие, отделявшее их от «золотого века» античности.

Средневековая культура делится на периоды:

1. V в. н.э. - XI в. н. э. - раннее средневековье.

2. Конец VIII в. н.э. - начало IX в. н.э.- каролингское возрождение.

З. ХI - ХIII вв. - культура зрелого средневековья.

4. ХIV- ХУ вв. - культура позднего средневековья.

Средние века - это период, начало которого совпало с отмиранием античной культуры, а конец - с ее возрождением в Новое время . К раннему Средневековью относят две выдающиеся культуры - культуру Каролингского возрождения и Византию . Они дали начало двум великим культурам - католической (западно-христианской) и православной (восточно-христианской).

Средневековая культура охватывает более тысячелетия и в социально-экономическом отношении соответствует зарождению, развитию и разложению феодализма. В этом исторически длительном социокультурном процессе развития феодального общества вырабатывался своеобразный тип отношений человека к миру, качественно отличающий его как от культуры античного общества, так и от последующей культуры Нового времени.

Термин «Каролингское возрождение» описывает культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII-IX вв. (в основном на территории Франции и Германии). Он выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Господствующим направлением средневековой философии стала схоластика («школьное богословие»).

Следует обозначить истоки средневековой культуры :

Культура «варварских» народов Западной Европы (так называемое германское начало);

Культурные традиции Западной Римской империи (романское начало: мощная государственность, право, наука и искусство);

Крестовые походы значительно расширили не только экономические, торговые контакты и обмены, но и способствовали проникновению в варварскую Европу более развитой культуры арабского Востока и Византии. В самый разгар крестовых походов арабская наука стала играть огромную роль в христианском мире, способствуя подъему средневековой культуры Европы XII в. Арабы передавали христианским ученым греческую науку, накопленную и сохраненную в восточных библиотеках, которая жадно впитывалась просвещенными христианами. Авторитет языческих и арабских ученых был настолько силен, что ссылки на них были в средневековой науке почти обязательными, им порой приписывали свои оригинальные мысли и выводы христианские философы.

В результате длительного общения с населением более культурного Востока европейцами были восприняты многие достижения культуры и техники византийского и мусульманского мира. Это дало сильный толчок для дальнейшего развития западноевропейской цивилизации, что нашло отражение прежде всего в росте городов, усилении их экономического и духовного потенциала. Между X и XIII вв. произошел взлет в развитии западных городов, и образ их изменился.

Возобладала одна функция - торговая, оживившая старые города и создавшая чуть позже функцию ремесленную. Город стал очагом ненавистной сеньорам хозяйственной деятельности, что привело, в известной мере, к миграции населения. Из разнообразных социальных элементов город создавал новое общество, способствовал становлению нового менталитета, заключавшегося в выборе жизни деятельной, рациональной, а не созерцательной. Расцвету городского менталитета благоприятствовало появление городского патриотизма. Городское общество сумело создать ценности эстетические, культурные, духовные, придавшие новый импульс развитию средневекового Запада.

Романское искусство, бывшее выразительным проявлением ранней христианской архитектуры, на протяжении XII в. стало преображаться. Старые романские храмы стали тесными для умножавшегося населения городов. Нужно было сделать церковь просторной, полной воздуха, экономя при этом дорогое пространство внутри городских стен. Поэтому соборы вытягиваются вверх, часто на сотни и более метров. Для горожан собор был не просто украшением, но и внушительным свидетельством мощи и богатства города. Наряду с ратушей собор был центр и средоточие всей общественной жизни.

В ратуше сосредоточивалась деловая, практическая часть, связанная с городским управлением, а в соборе кроме богослужения читались университетские лекции, происходили театральные представления (мистерии), иногда в нем заседал парламент. Многие городские соборы были так велики, что все население тогдашнего города не могло бы его заполнить. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Из-за дороговизны строительных материалов, сложности самой работы храмы возводились порой в течение нескольких столетий. Иконография этих соборов выражала дух городской культуры.

В ней деятельная и созерцательная жизнь искала равновесия. Огромные окна с цветными стеклами (витражами) создавали мерцающий полумрак. Массивные полукруглые своды сменились стрельчатыми, реберными. В сочетании со сложной опорной системой это позволило сделать стены легкими, ажурными. Евангельские персонажи в скульптурах готического храма приобретают изящество куртуазных героев, кокетливо улыбающихся и "утонченно" страдающих.

Готика - художественный стиль, преимущественно архитектурный, достигший наибольшего развития в строительстве легких остроконечных, устремленных ввысь соборов со стрельчатыми сводами и богатым декоративным убранством, - стала вершиной средневековой культуры. В целом это было торжество инженерной мысли и сноровки цеховых ремесленников, вторжение в католический храм светского духа городской культуры. Готика связана с жизнью средневекового города-коммуны, с борьбой городов за независимость от феодального сеньора. Как и романское искусство, готическое распространилось по всей Европе, лучшие же его творения созданы в городах Франции.

Изменения в архитектуре повлекли изменения в монументальной живописи. Место фресок заняли витражи. Церковью были установлены каноны в изображении, но даже через них давала себя знать творческая индивидуальность мастеров. По своему эмоциональному воздействию сюжеты росписей витражей, переданные с помощью рисунка, стоят на последнем месте, а на первом - цвет и вместе с ним свет. Большого мастерства достигло оформление книги. В XII-XIII вв. рукописи религиозного, исторического, научного или поэтического содержания изящно иллюстрируются цветной миниатюрой .

Из богослужебных книг самыми распространенными становятся часословы и псалтыри, предназначенные главным образом для мирян. Понятие о пространстве и перспективе для художника отсутствовало, поэтому рисунок схематичен, композиция статична. Красоте человеческого тела в средневековой живописи никакого значения не придавалось. На первое место выступала красота духовная, нравственный облик человека. Вид обнаженного тела считался грешным. Особое значение во внешнем облике средневекового человека придавалось лицу. Средневековая эпоха создала грандиозные художественные ансамбли, решила гигантские архитектурные задачи, создала новые формы монументальной живописи и пластики, а главное - являла собой синтез этих монументальных искусств, в которых стремилась передать полную картину мира.

Перемещение центра тяжести культуры от монастырей к городам особенно отчетливо проявилось в области образования. В течение XII в. городские школы решительно опережают монастырские. Новые учебные центры, благодаря своим программам и методике, а главное - набору преподавателей и учеников, очень быстро выходят вперед.

Вокруг самых блестящих преподавателей собирались слушатели из других городов и стран. В результате этого начинает создаваться высшая школа - университет . В XI в. в Италии был открыт первый университет (г. Болонья, 1088 г.). В XII в. университеты возникают и в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), затем - университет в Кембридже (1209). Крупнейшим и первым из университетов Франции был Парижский (1160).

Учеба и преподавание наук становится ремеслом, одним из многочисленных видов деятельности, которые специализировались в городской жизни. Само название университет происходит от латинского "корпорация". Действительно, университеты были корпорациями преподавателей и студентов. Развитие университетов с их традициями диспутов, как главной формой образования и движения научной мысли, появление в XII-XIII вв. большого количества переводной литературы с арабского и греческого стали стимулами интеллектуального развития Европы.

Университеты явили собой сосредоточение средневековой философии - схоластики. Метод схоластики заключался в рассмотрении и столкновении всех аргументов и контраргументов какого-либо положения и в логическом развертывании этого положения. Старая диалектика, искусство спора и аргументации получают необыкновенное развитие. Складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретает рациональное знание и логическое доказательство, опиравшееся на учение церкви и на авторитеты в различных отраслях знаний.

Мистицизм, имевший существенное влияние в культуре в целом, в схоластике принимается очень осторожно, только в связи с алхимией и астрологией . До ХШ в. схоластика была единственно возможным путем совершенствования интеллекта потому, что наука подчинялась богословию и служила ему. Схоластам принадлежала заслуга разработки формальной логики и дедуктивного способа мышления, а их метод познания являлся не чем иным как плодом средневекового рационализма. Самый признанный из схоластов, Фома Аквинский, считал науку "служанкой богословия". Несмотря на развитие схоластики, именно университеты становились центрами новой, нерелигиозной культуры.

Одновременно с этим шел процесс накопления практических знаний, которые передавались в виде производственного опыта в ремесленных мастерских и цехах. Здесь было сделано много открытий и находок, подаваемых пополам с мистикой и магией. Процесс технического развития выразился в появлении и применении ветряных мельниц, подъемников для строительства храмов.

Новым и чрезвычайно важным явлением было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Городские нецерковные школы становились очагами свободомыслия. Рупором таких настроений стала поэзия вагантов - бродячих поэтов-школяров, выходцев из низов. Особенностью их творчества была постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие, невежество. Ваганты считали, что эти качества, обыкновенные для простого человека, не должны быть присущи святой церкви. Церковь, в свою очередь, преследовала и осуждала вагантов.

Важнейший памятник английской литературы XII в. - знаменитые баллады о Робин Гуде , который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы.

Развивалась городская культура . В стихотворных новеллах изображались распутные и корыстолюбивые монахи, туповатые крестьяне-вилланы, хитрые бюргеры («Роман о Лисе»). Городское искусство питалось крестьянским фольклором и отличалось большой цельностью и органичностью. Именно на городской почве появились музыка и театр с их трогательными инсценировками церковных легенд, поучительными аллегориями.

Город способствовал росту производительных сил, которые дали толчок к развитию естествознания . Английский ученый-энциклопедист Р. Бэкон (XIII в.) считал, что знание должно опираться на опыт, а не на авторитеты. Но зарождавшиеся рационалистические идеи сочетались с поисками учеными-алхимиками "эликсира жизни", "философского камня", со стремлениями астрологов предсказать будущее по движению планет. Ими же параллельно делались открытия в области естественных наук, медицины, астрономии. Научные поиски постепенно способствовали изменению всех сторон жизни средневекового общества, подготавливали возникновение "новой" Европы.

Для культуры Средних веков характерен:

Теоцентризм и креационизм;

Догматизм;

Идейная нетерпимость;

Страдальческое отречение от мира и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира в соответствии с идеей (крестовые походы)

Подписал Великую хартию вольностей - документ, ограничивающий королевскую власть и ставший впоследствии одним из основных конституционных актов Англии , а в году был созван первый парламент .

Скандинавия

Франция и Германия

К началу эпохи Высокого Средневековья Каролингская империя распалась на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция . Германия в те времена занимала господствующее положение в составе Священной Римской империи .

Южная Европа

Восточная Европа

На протяжении первой половины эпохи ( - ) на Балканах к югу от Дуная доминировала Византийская империя , достигшая наибольшего расцвета во время царствования династии Комнинов . После года в империи наступил кризис: в году отпала Болгария , в году - Сербия . Еще в веке произошел раскол церкви на Западную и Восточную, а в году армия крестоносцев захватила Константинополь , и Византия распалась на ряд более мелких государств.

Религия

Церковь

Крестовые походы
1-й крестовый поход
Крестьянский крестовый поход
Германский крестовый поход
Норвежский крестовый поход
Арьергардный крестовый поход
2-й крестовый поход
3-й крестовый поход
4-й крестовый поход
Альбигойский крестовый поход
Крестовый поход детей
5-й крестовый поход
6-й крестовый поход
7-й крестовый поход
Крестовые походы пастушков
8-й крестовый поход
9-й крестовый поход
Северные крестовые походы
Крестовые походы против гуситов
Крестовый поход на Варну

Крестовые походы

Одной из определяющих черт эпохи Высокого Средневековья были крестовые походы , организованные христианами с целью отвоевания у сельджуков Палестины . Крестовые походы оказывали мощнейшее влияние на все слои средневекового общества - от возглавлявших эти походы королей и императоров до простых крестьян, чьи хозяева проводили долгие годы в сражениях на Востоке. Расцвет идеи крестовых походов пришелся на XII век , когда после Первого крестового похода на отвоеванных территориях образовалось христианское государство - Иерусалимское королевство . В XIII веке и позже христиане предпринимали несколько крестовых походов против своих же братьев-христиан, а также против язычников , исповедовавших другие, немусульманские религии.

Схоластика

Схола́стика (греч. σχολαστικός - учёный, Scholia - «школа») - систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Расцвет монашества

В конце XIII века венецианский путешественник Марко Поло одним из первых в Европе отправился по Великому шелковому пути в Китай , а по возвращении тщательно описал увиденное во время путешествия, открыв западному человеку мир Азии и Востока. Еще до него на Востоке побывали многочисленные миссионеры - Джованни Плано Карпини , Гильом де Рубрук , Андре де Лонжюмо , а позднее - Одорико Порденоне , Джованни де Маригнолли , Джованни Монтекорвино - и путешественники, такие как Никколо Конти .

Развитие технологий

На протяжении XII - XIII веков в Европе произошел резкий подъем развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства , что способствовало экономическому росту региона. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений , чем за предыдущую тысячу лет.

  • В году в Йоркшире (Англия) была построена первая ветряная мельница (самый ранний задокументированный случай).
  • В году в Италии появились бумажные производства.
  • В XIII веке в Европу пришло (вероятно из Индии) прядильное колесо .
  • В конце XII века с появлением компаса значительно упростилась навигация.
  • В 1280-х годах в Италии были изобретены очки .
  • Из мусульманской Испании в Европу вернулась астролябия .
  • В году через книгу Liber Abaci итальянского математика Фибоначчи европейцы узнали арабские цифры.

Культура

Искусство

Архитектура

Литература

Музыка

Напишите отзыв о статье "Высокое Средневековье"

Примечания

Отрывок, характеризующий Высокое Средневековье

Так говорится в историях, и все это совершенно несправедливо, в чем легко убедится всякий, кто захочет вникнуть в сущность дела.
Русские не отыскивали лучшей позиции; а, напротив, в отступлении своем прошли много позиций, которые были лучше Бородинской. Они не остановились ни на одной из этих позиций: и потому, что Кутузов не хотел принять позицию, избранную не им, и потому, что требованье народного сражения еще недостаточно сильно высказалось, и потому, что не подошел еще Милорадович с ополчением, и еще по другим причинам, которые неисчислимы. Факт тот – что прежние позиции были сильнее и что Бородинская позиция (та, на которой дано сражение) не только не сильна, но вовсе не есть почему нибудь позиция более, чем всякое другое место в Российской империи, на которое, гадая, указать бы булавкой на карте.
Русские не только не укрепляли позицию Бородинского поля влево под прямым углом от дороги (то есть места, на котором произошло сражение), но и никогда до 25 го августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте. Этому служит доказательством, во первых, то, что не только 25 го не было на этом месте укреплений, но что, начатые 25 го числа, они не были кончены и 26 го; во вторых, доказательством служит положение Шевардинского редута: Шевардинский редут, впереди той позиции, на которой принято сражение, не имеет никакого смысла. Для чего был сильнее всех других пунктов укреплен этот редут? И для чего, защищая его 24 го числа до поздней ночи, были истощены все усилия и потеряно шесть тысяч человек? Для наблюдения за неприятелем достаточно было казачьего разъезда. В третьих, доказательством того, что позиция, на которой произошло сражение, не была предвидена и что Шевардинский редут не был передовым пунктом этой позиции, служит то, что Барклай де Толли и Багратион до 25 го числа находились в убеждении, что Шевардинский редут есть левый фланг позиции и что сам Кутузов в донесении своем, писанном сгоряча после сражения, называет Шевардинский редут левым флангом позиции. Уже гораздо после, когда писались на просторе донесения о Бородинском сражении, было (вероятно, для оправдания ошибок главнокомандующего, имеющего быть непогрешимым) выдумано то несправедливое и странное показание, будто Шевардинский редут служил передовым постом (тогда как это был только укрепленный пункт левого фланга) и будто Бородинское сражение было принято нами на укрепленной и наперед избранной позиции, тогда как оно произошло на совершенно неожиданном и почти не укрепленном месте.
Дело же, очевидно, было так: позиция была избрана по реке Колоче, пересекающей большую дорогу не под прямым, а под острым углом, так что левый фланг был в Шевардине, правый около селения Нового и центр в Бородине, при слиянии рек Колочи и Во йны. Позиция эта, под прикрытием реки Колочи, для армии, имеющей целью остановить неприятеля, движущегося по Смоленской дороге к Москве, очевидна для всякого, кто посмотрит на Бородинское поле, забыв о том, как произошло сражение.
Наполеон, выехав 24 го к Валуеву, не увидал (как говорится в историях) позицию русских от Утицы к Бородину (он не мог увидать эту позицию, потому что ее не было) и не увидал передового поста русской армии, а наткнулся в преследовании русского арьергарда на левый фланг позиции русских, на Шевардинский редут, и неожиданно для русских перевел войска через Колочу. И русские, не успев вступить в генеральное сражение, отступили своим левым крылом из позиции, которую они намеревались занять, и заняли новую позицию, которая была не предвидена и не укреплена. Перейдя на левую сторону Колочи, влево от дороги, Наполеон передвинул все будущее сражение справа налево (со стороны русских) и перенес его в поле между Утицей, Семеновским и Бородиным (в это поле, не имеющее в себе ничего более выгодного для позиции, чем всякое другое поле в России), и на этом поле произошло все сражение 26 го числа. В грубой форме план предполагаемого сражения и происшедшего сражения будет следующий:

Ежели бы Наполеон не выехал вечером 24 го числа на Колочу и не велел бы тотчас же вечером атаковать редут, а начал бы атаку на другой день утром, то никто бы не усомнился в том, что Шевардинский редут был левый фланг нашей позиции; и сражение произошло бы так, как мы его ожидали. В таком случае мы, вероятно, еще упорнее бы защищали Шевардинский редут, наш левый фланг; атаковали бы Наполеона в центре или справа, и 24 го произошло бы генеральное сражение на той позиции, которая была укреплена и предвидена. Но так как атака на наш левый фланг произошла вечером, вслед за отступлением нашего арьергарда, то есть непосредственно после сражения при Гридневой, и так как русские военачальники не хотели или не успели начать тогда же 24 го вечером генерального сражения, то первое и главное действие Бородинского сражения было проиграно еще 24 го числа и, очевидно, вело к проигрышу и того, которое было дано 26 го числа.
После потери Шевардинского редута к утру 25 го числа мы оказались без позиции на левом фланге и были поставлены в необходимость отогнуть наше левое крыло и поспешно укреплять его где ни попало.
Но мало того, что 26 го августа русские войска стояли только под защитой слабых, неконченных укреплений, – невыгода этого положения увеличилась еще тем, что русские военачальники, не признав вполне совершившегося факта (потери позиции на левом фланге и перенесения всего будущего поля сражения справа налево), оставались в своей растянутой позиции от села Нового до Утицы и вследствие того должны были передвигать свои войска во время сражения справа налево. Таким образом, во все время сражения русские имели против всей французской армии, направленной на наше левое крыло, вдвое слабейшие силы. (Действия Понятовского против Утицы и Уварова на правом фланге французов составляли отдельные от хода сражения действия.)
Итак, Бородинское сражение произошло совсем не так, как (стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славу русского войска и народа) описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства.

25 го утром Пьер выезжал из Можайска. На спуске с огромной крутой и кривой горы, ведущей из города, мимо стоящего на горе направо собора, в котором шла служба и благовестили, Пьер вылез из экипажа и пошел пешком. За ним спускался на горе какой то конный полк с песельниками впереди. Навстречу ему поднимался поезд телег с раненными во вчерашнем деле. Возчики мужики, крича на лошадей и хлеща их кнутами, перебегали с одной стороны на другую. Телеги, на которых лежали и сидели по три и по четыре солдата раненых, прыгали по набросанным в виде мостовой камням на крутом подъеме. Раненые, обвязанные тряпками, бледные, с поджатыми губами и нахмуренными бровями, держась за грядки, прыгали и толкались в телегах. Все почти с наивным детским любопытством смотрели на белую шляпу и зеленый фрак Пьера.
Кучер Пьера сердито кричал на обоз раненых, чтобы они держали к одной. Кавалерийский полк с песнями, спускаясь с горы, надвинулся на дрожки Пьера и стеснил дорогу. Пьер остановился, прижавшись к краю скопанной в горе дороги. Из за откоса горы солнце не доставало в углубление дороги, тут было холодно, сыро; над головой Пьера было яркое августовское утро, и весело разносился трезвон. Одна подвода с ранеными остановилась у края дороги подле самого Пьера. Возчик в лаптях, запыхавшись, подбежал к своей телеге, подсунул камень под задние нешиненые колеса и стал оправлять шлею на своей ставшей лошаденке.
Один раненый старый солдат с подвязанной рукой, шедший за телегой, взялся за нее здоровой рукой и оглянулся на Пьера.
– Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Али до Москвы? – сказал он.
Пьер так задумался, что не расслышал вопроса. Он смотрел то на кавалерийский, повстречавшийся теперь с поездом раненых полк, то на ту телегу, у которой он стоял и на которой сидели двое раненых и лежал один, и ему казалось, что тут, в них, заключается разрешение занимавшего его вопроса. Один из сидевших на телеге солдат был, вероятно, ранен в щеку. Вся голова его была обвязана тряпками, и одна щека раздулась с детскую голову. Рот и нос у него были на сторону. Этот солдат глядел на собор и крестился. Другой, молодой мальчик, рекрут, белокурый и белый, как бы совершенно без крови в тонком лице, с остановившейся доброй улыбкой смотрел на Пьера; третий лежал ничком, и лица его не было видно. Кавалеристы песельники проходили над самой телегой.