Юрий кондратюк биография. Юрий Кондратюк - разработчик трассы полёта на Луну

Была впоследствии названа «трассой Кондратюка».

Юрий Васильевич Кондратюк
Александр Игнатьевич Шаргей
Дата рождения 9 (21) июня
Место рождения Полтава , Российская империя
Дата смерти предп. 23 февраля (1942-02-23 ) (44 года)
Место смерти неизвестно, вероятно Козельский район , сейчас Калужская область , Россия
Страна Российская империя Российская империя
Советская Россия Советская Россия
СССР СССР
Научная сфера космонавтика
Альма-матер
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Известен как учёный, предложивший оптимальную траекторию полета к Луне; его расчёты были использованы в американской лунной программе «Аполлон », автор проекта мощной ветровой электростанции в Крыму
Юрий Васильевич Кондратюк на Викискладе

Биография

Людмила Львовна до замужества жила в Киеве , где преподавала французский язык и географию в Киево-Подольской женской гимназии и познакомилась с будущим мужем, тогда студентом естественного отделения физико-математического факультета Киевского университета; 12 января 1897 года он принял крещение и они смогли зарегистрировать брак. Игнатий Бенедиктович Шаргей (1873-1910) был уроженцем Бердичева , куда его родители, Бендыт Срулевич Шаргей и Фридриха Айзиковна Розенфельд (во втором браке - Екатерина Кирилловна Даценко, ум. 1917), переехали из местечка Кретинген Тельшевского уезда Ковенской губернии .

Александр Шаргей родился и провёл детские годы в доме бабушки (по профессии акушерки) и её второго мужа, земского врача и впоследствии начальника III-го отделения казённой палаты Акима Никитича Даценко, на улице Сретенской № 4. Родители Шаргея подвергались гонениям за участие в студенческом протестном движении, а мать даже была арестована и подвергнута жандармерией пристрастным допросам в период беременности ; в итоге, у неё впоследствии развилось психическое заболевание и она была помещена в лечебницу для душевнобольных под селом Малые Будищи , где провела остаток жизни.

Когда Александру был год, отец уехал в Германию продолжить учёбу в Высшей технической школе в Дармштадте . В 1903 году он переехал с отцом в Петербург , где отец в 1906 году вторично женился на Елене Петровне Гиберман, дочери известного врача-гинеколога и переводчика медицинской литературы П. И. Лурье-Гиберман (её тётя, Мария Петровна Гиберман, была замужем за экономистом В. П. Воронцовым). В 1907 году Александр Шаргей поступил в гимназию на Васильевском острове, в 1910 году родилась его сводная сестра Нина Игнатьевна Шаргей и в том же году отец скоропостижно скончался, а Александр вновь вернулся в дом своей бабушки в Полтаве.

После того, как Киев был взят Красной Армией , попытался пешком уйти за границу, но был задержан и возвращён обратно. Опасаясь репрессий за своё офицерское прошлое, при помощи своей мачехи Елены Петровны Гиберман (во втором браке - Кареевой) получил документы на имя Юрия Васильевича Кондратюка, уроженца Луцка 1900 года рождения - под этим именем прожил до конца жизни.

1921-1930 годы

Внешние медиафайлы
Изображения
Зернохранилище «Мастодонт», Камень-на-Оби
Видеофайлы
«Заброшенные чудеса СССР», видеоклип, 2011 .

Арест

Проектирование ВЭС

Ещё работая в бюро № 14, Кондратюк ознакомился с условиями конкурса на эскизное проектирование мощной Крымской ветроэлектростанции (ВЭС), объявленного Наркоматом тяжёлой промышленности (Наркомтяжпром). Проект станции был выполнен в соавторстве с П. К. Горчаковым, а позднее к проекту привлекли инженера Н. В. Никитина , будущего создателя Останкинской телебашни в Москве.

Согласно «Книге памяти погибших и пропавших без вести в Великой Отечественной войне. Том 7», Кондратюк Юрий Васильевич проходил службу в 110-й стрелковой дивизии 33-й армии, в должности помощника командира взвода 1291-го стрелкового полка, погиб 25 февраля 1942 года , похоронен у деревни Кривцово Болховского района Орловской области .

Реабилитация

26 марта 1970 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР своим определением № ОС-70-8 реабилитировала Ю. В. Кондратюка за отсутствием состава преступления. Восстановлению его доброго имени посвятил немало усилий его бывший сослуживец и однополчанин, а позже инженер-конструктор КБ имени Лавочкина Борис Иванович Романенко, после выхода на пенсию посвятивший себя «космической» журналистике

Озвучте свое мнение!

Юрий Кондратюк – украинец, имя которого написано золотыми буквами в музее NASA

Юрий Кондратюк – украинский ученый с мировым именем, новатор, первопроходец, пионер космонавтики. Он был автором множества продуктивных идей, гипотез и открытий, во многом опередивших свое время. По сути, Юрий Кондратюк оказался не только великим мечтателем, но и незаурядным теоретиком, сумевшим в начале ХХ века обосновать возможность и даже необходимость космических полетов. Все предложения Кондратюка, изложенные в его работах, были впоследствии реализованы на практике.

  • проектирование самой мощной в Советском Союзе Крымской ветроэлектростанции (ВЭС);
  • в рукописи «О межпланетных путешествиях» (1925 г.) Ю. Кондратюк наиболее полно и подробно (не только для своего времени, но и для последующих лет) описал теоретическую возможность космических полетов;
  • его книга «Завоевание межпланетных просторов» стала настоящим бестселлером среди специалистов и изучалась как в СССР, так и в Соединенных Штатах. Его приглашал к сотрудничеству Сергей Королев, а американцы впоследствии позаимствовали не одну идею.
  • Главные открытия и достижения Юрия Кондратюка.

    Украинский ученый был прежде всего энтузиастом своего дела. Он никогда не возглавлял каких-либо крупных конструкторских бюро, большую часть жизни работал не по профилю, а также не избежал печальной судьбы многих своих коллег – был репрессирован и работал в печально известных «шарашках».

    Ветряная энергетика. Заинтересовался новым веянием в решении энергетической проблемы – использовании энергии ветра – Юрий Кондратюк в 1932 году. Тогда украинец отбывал заключение по статье «Вредительство» и работал инженером-конструктором в специализированном конструкторском бюро №14 в Новосибирске. В этой «шарашке» талантливые ученые под неусыпным контролем ОГПУ занимались разработками угольных шахт и предприятий. Именно там Юрий Васильевич узнал про условия конкурса, объявленного Наркоматом тяжелой промышленности на проектирование самой большой в СССР ветряной электростанции. В свободное от остальной работы время заключенный Кондратюк разработал чертежи, эскизы, сделал необходимые расчеты и отослал в Наркомат специалистам. Им было сделано несколько существенных рацпредложений, позволявших увеличить производство энергии при меньших затратах. Идея Кондратюка так понравилась лично наркому С. Орджоникидзе, что талантливого конструктора срочно вызвали из Сибири и дали работу в филиале Института промышленной энергетики, размещенном в столице советской Украины Харькове.

    К созданию проекта Крымской ВЭС, кроме Ю. Кондратюка, привлекли также двух виднейших конструкторов СССР – П. К. Горчакова и М. В. Никитина (автора проектов главного здания МГУ и Останкинской телебашни). Согласно разработкам ученых, новая ВЭС должна была быть возведена на крымской горе Ай-Петри, высота ее башни составляла 160 м, а диаметр трехполосного пропеллера – целых 80 м. Но главным было даже не это. По предварительным оценкам, будущая Крымская ВЭС должна была обладать мощностью в 12 (!) тысяч киловатт, в то время как любой ее зарубежный аналог не превышал всего лишь 100 киловатт. Однако в 1937 году возведение электростанции по непонятным причинам было заморожено, и проект закрыт. Кондратюк, как и раньше, продолжал работать в Институте промышленной энергетики, но с этого времени занимался разработкой более мелких электростанций.

    Космонавтика. Идеи о полетах к другим планетам Солнечной системы, а также возможность достижения человеком Луны занимали ученого еще с гимназической скамьи. В своей первой посвященной этой теме книге «Тем, кто будет читать, чтобы строить», изданной в военном 1919 году, Юрий Васильевич изложил свое научное кредо: «Прежде всего, чтобы вопрос этой работы сам по себе не пугал вас и не отвлекал от мысли о возможности осуществления, все время твердо помните, что с теоретической стороны полет на ракете в мировое пространство ничего невероятного собой не представляет».

    В этой своей дебютной работе, вышедшей всего лишь через год после окончания Первой мировой, талантливый украинец сумел вывести основное уравнение движения космической ракеты, привел описание, а также разместил схему четырехступенчатой ракеты, работающей на кислородно-водородном топливе. Однако на этом открытия Кондратюка не заканчивались. В книге также можно найти описание камеры сгорания ракетного двигателя, а также множество теоретических предложений, например:

  • использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при ее спуске с целью экономии топлива;
  • выводить корабль во время полетов к другим планетам на орбиту искусственного спутника;
  • применять компактный взлетно-посадочный модуль для посадки человека на поверхность других планет и для его возвращения на корабль;
  • использовать гравитационное поле небесных тел для дополнительного разгона или торможения космического аппарата;
  • использование солнечной энергии для питания бортовых систем космических кораблей и спутников.
  • Через 10 лет, в 1929 году, Юрий Васильевич издал свою вторую книгу «Завоевание межпланетных пространств», принесшую ему мировую известность. В ней ученый впервые предложил последовательность этапов освоения космического пространства. Кондратюк предложил вертикальный подъем ракеты сквозь слои атмосферы с последующим ее выходом на орбиту Земли с определенной траекторией. Также украинский ученый разработал концепцию возвращения космического корабля, по сути, разработав схему будущего «космического челнока». Кроме этого, Кондратюк предложил отправлять на Луну экипаж из трех человек: двое в специальном модуле должны достигнуть лунной поверхности, а третий – оставаться в корабле на окололунной орбите. Через 40 лет при своем полете на Луну американцы (Н. Армстронг, М. Коллинз, Э. Олдрин) действовали по такой же схеме.

    Биография Юрия Кондратюка.

    1910-1916 гг. – учился во Второй полтавской мужской гимназии, которую окончил с серебряной медалью.

    Сентябрь 1916 г. – поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института, но проучился там только 40 дней.

    Ноябрь 1916 г. – мобилизован в царскую армию.

    1916-1918 гг. – служит в русской армии, участвует в Первой мировой войне на Закавказском фронте.

    1918 г. – демобилизовался из царской армии, но по дороге в Полтаву был снова мобилизован в белогвардейскую армию генерала Корнилова, откуда вскоре дезертировал.

    1919-1925 гг. – живет в Украине. Сначала работает разнорабочим в Полтаве, потом в Смиле на маслобойне, затем в городке Малая Виска – на мельнице и на сахарном заводе. Вынужден был работать на самих черных работах и переезжать с места на место, скрывая свое белогвардейское прошлое.

    1921 г. – получил документы на чужое имя.

    1925 г. – завершает рукопись «О межпланетных путешествиях» и отправляет на рецензию в Москву. Ответ был позитивным.

    1925 г. – работает механиком на строительстве элеватора в Краснодарском крае.

    1926-1927 гг. – работает на строительстве элеватора в Северной Осетии.

    1927-1928 гг. – занимается проектированием и строительством зернохранилищ в Западной Сибири и на Алтае.

    С 1928 г. – работает заместителем главного инженера Сибирской краевой конторы «Хлебопродукт». Занимается проектированием крупнейшего в стране элеватора «Мастодонт», рассчитанного на 13 тыс. тонн зерна.

    31 июля 1930 г. – Кондратюка арестовали по обвинению во вредительстве и приговорили к 3 годам заключения.

    1930-1932 гг. – работал в проектном бюро №14 на Кузбассе.

    1932-1934 гг. – освобожден досрочно по личной просьбе С. Орджоникидзе и переведен сотрудником в Наркомат тяжелой промышленности. Занимается проектированием Крымской ВЭС.

    1934-1938 гг. – работает в Харьковском институте промышленной энергетики.

    1938 г. – строительство Крымской ВЭС было приостановлено, но Кондратюк переводится на должность начальника технического отдела ветросектора при Теплоэлектропроекте Наркомтехпрома СССР.

    1941 г. – с началом Великой Отечественной войны в возрасте 44 лет добровольцем вступает в народное ополчение. Воюет под Москвой и на других направлениях.

    Январь 1942 г. – поступают последние сведения о Ю. В. Кондратюке. Вероятно, это и есть время его гибели.

  • Настоящее имя и фамилия пионера космоса были Александр Игнатьевич Шаргей. Юрием Кондратюком ученый был вынужден назваться ради конспирации, желая избежать преследования за участие в белогвардейском движении. Его мачеха Елена Петровна Кареева добыла ему документы своего умершего знакомого, студента Юрия Васильевича Кондратюка. В 1921 году, сразу после окончания Гражданской войны, когда миллионы людей погибли, пропали без вести или стали беженцами, затеряться в большой стране под чужим именем было нетрудно;
  • отцом ученого был Игнатий Бенедиктович Шаргей – дворянин польского происхождения католического вероисповедания. Мать, Людмила Львовна Шлипенбах, – наследница древнего аристократического рода, берущего начало от шведских баронов. Именно ее дальнего предка А. С. Пушкин упоминал в своей поэме «Полтава»:
  • «Пальбой отбитые дружины,

    Мешаясь, падают во прах.

    Уходит Розен сквозь теснины,

    Сдается пылкий Шлипенбах…»;

  • Кондратюк был арестован за строительство крупнейшего в стране элеватора «Мастодонт». Его обвинили во вредительстве, потому что не верили, что элеватор сможет вместить в себя такое количество зерна и не развалиться (Юрий Васильевич построил его без применения гвоздей). Однако сооружение благополучно простояло до самого конца СССР и было разобрано только в 1990-х годах;
  • все книги по космонавтике Ю. Кондратюк написал, находясь вдалеке от крупных научных центров и библиотек. Все свои работы ученый издал за собственный счет.
  • Юрий Кондратюк вынужден был отказаться от очень заманчивого предложения работать в научно-исследовательской лаборатории С. Королева, так как опасался тщательной проверки своей биографии органами НКВД (они курировали деятельность ученых) и, соответственно, раскрытия факта подмены документов;
  • «Трасса Кондратюка» – наиболее энергетически выгодная траектория космического полета на Луну – использовалась американскими астронавтами в проекте «Аполло». В 1969 году один из руководителей американского космического проекта Джон Хуболт отметил: «Кондратюк примерно 50 лет назад рассчитал, что схема отделения последнего модуля от космического корабля-носителя, является в энергетическом отношении лучшим способом посадки на Луну».
  • Историческая память о Юрии Кондратюке.

    Именем Ю. Кондратюка названа одна из улиц в г. Киеве.

    Памятники Ю. Кондратюку установлены в Полтаве, в г. Горишни Плавни Полтавской области.

    На космодроме Канаверал в США установлен памятник Ю. Кондратюку.

    Мемориальные доски в честь Ю. Кондратюка установлены в Харькове, Полтаве, Санкт-Петербурге.

    Федерация космонавтики Украины и России выпустила памятную медаль в честь Ю. В. Кондратюка.

    Федерация космонавтики Украины учредила диплом имени Кондратюка, которым награждаются талантливые ученые, конструкторы, а также ветераны ракетно-космической сферы.

    В 1997 году выпущена юбилейная монета с изображением Ю. В. Кондратюка, а также почтовые марки.

    Именем ученого назван астероид 3084 Кондратюк.

    Американские астронавты назвали один из кратеров на обратной стороне Луны именем Кондратюка.

    В 2001 году именем Кондратюка назван музей авиации и космонавтики в Полтаве.

    Юрий Кондратюк в социальных сетях.

    Документальный фильм:

    Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о Юрии Кондратюке?

    Для анализа популярности запроса «Юрий Кондратюк» используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого, можно сделать вывод: по состоянию на 8 сентября 2016 г. количество запросов за месяц составило 1732, что видно на скрине:

    За период с конца 2014 г. наибольшее количество запросов «Юрий Кондратюк» зарегистрировано в апреле 2016 г. – 3 276 запросов за месяц.

    Первому полету человека в космос предшествовала напряженная работа пионеров космонавтики - мечтателей и теоретиков, которые пропагандировали необходимость космических полетов и теоретически обосновывали их возможность. Одним из пионеров космонавтики был Александр Игнатьевич Шаргей, более известный как Юрий Васильевич Кондратюк, 115 лет со дня рождения которого исполнилось 21 июня. Почти все предложения, обоснованные Ю.В. Кондратюком в книгах, которые он издал за свой счет в 1919 и 1927 гг. были реализованы на практике.

    В частности, именно его расчеты легли в основу разработки траектории полета человека на Луну. Александр Игнатьевич Шаргей родился 9 июня (21 июня по новому стилю) 1897 года в Полтаве в семье Людмилы Львовны Шлипенбах и Гната (Игнатия) Бенедиктович Шаргея. Мать Александра принадлежала к старинному шведскому баронскому роду. Именно ее предка в поэме "Полтава" вспоминал Александр Сергеевич
    Пушкин:

    "Пальбой отбитые дружины,
    Мешаясь, падают во прах.
    Уходит Розен сквозь теснины,
    Сдаётся пылких Шлипенбах... "

    В 1910 г.., в 13 летнем возрасте Александр остался круглой сиротой и воспитывался в семье деда со стороны отца - врача Акима Никитича Даценка. В том же году он стал учеником Второй полтавской мужской гимназии, которую окончил с серебряной медалью 1916 года и поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института. Проучившись всего два месяца, был призван в армию и зачислен в школу прапорщиков. Потом попал на фронт и до марта 1918 года воевал на Кавказском фронте.

    Когда после Октябрьской революции царская армия распалась, Александр Игнатьевич отправился в родную Полтаву. Но на одной из кубанских станций его задержал белогвардейский патруль и как офицера мобилизовал в Белую армию. Не желая участвовать в братоубийственной войне, Шаргей при первой же возможности дезертировал и добрался до Киева, находившегося в руках деникинских войск. Здесь его снова мобилизовали в Белую армию, но, дезертировав повторно, он поселился в городке Смела Черкасской области.

    После гражданской войны жизнь была трудная. Шаргей часто переезжал с места на место и брался за любую работу, которая могла бы прокормить: работал грузчиком и смазчиком на железной дороге, механиком на мельнице и масленичной, механиком кочегарки на сахарном заводе и элеваторе...

    В любой момент Александра Игнатьевича как бывшего белогвардейского офицера могли арестовать. Чтобы избавиться от ощущения постоянного страха перед неопределенным будущим, он пошел на отчаянный поступок.

    В Киеве на улице Саксаганского проживали мачеха Александра Игнатьевича - Елена Петровна Кареева (Гоберман) с дочерью. Когда умер их знакомый студент Георгий (Юрий) Васильевич Кондратюк, мачеха передала его документы Александру Игнатьевичу. После долгих размышлений О.Г.Шаргей стал в Малой Виске на военный учет как Юрий Васильевич Кондратюк, 1900 году рождения, сын преподавателя гимназии с Волыни.

    Долгое время Шаргей Кондратюк работал на юге Украины, Кубани, Северном Кавказе. В частности, в 1925 году он переехал на станцию Крыловская Краснодарского края и стал работать механиком на хлебном элеваторе, а через два года получил приглашение в Новосибирск для работы в "Хлебопродукте", где принимал участие в строительстве и совершенствовании элеваторов. Именно тогда он построил в Камени на Оби свой знаменитый элеватор "Мастодонт" - огромное зернохранилище на 13000 тонн, настоящее техническое чудо.

    30 июля 1930 г. его вместе с несколькими другими сотрудниками "Хлебопродукта" было арестовано по обвинению во вредительстве. Одним из пунктов обвинения было то, что он строил "Мастодонт" не только без чертежей, но и даже без гвоздей. Местное руководство пришло к выводу, что строение не выдержит огромного количества зерна и развалится.

    10 мая 1931 г. Кондратюка был осужден на три года лагерей (хотя "Мастодонт" простоял более шестидесяти лет и сгорел в середине 1990-х годов). Вместо лагерей Юрий Васильевич был привлечен к работе в Новосибирском специализированном Бюро № 14 для узников инженеров по проектированию угольных предприятий. Во время работы в Бюро № 14 Ю.В.Кондратюк случайно ознакомился с условиями конкурса, объявленного Наркоматом тяжелой промышленности, на проектирование мощной Крымской ветроэлектростанции (ВЭС). Юрий Васильевич сделал эскизы, привел расчеты и отправил их специалистам. Благодаря его новаторским предложениям и при содействии инициатора этих работ народного комиссара (по современному - министра) тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе Кондратюка привлекают к реализации необычного проекта. В мае 1933 года он попал в филиал Института промышленной энергетики в Харькове, в то время столице Украины.

    Проект станции был выполнен в соавторстве с П.К.Горчаковым, а позднее к проекту привлекли инженера М.В.Никитина, будущего создателя здания Московского государственного университета и Останкинской телебашни в Москве и других выдающихся сооружений. 1937 года на горе АйПетри в Крыму началось строительство фундамента станции, однако уже 1938 года была принято решение о прекращении проектирования и строительства мощных ветроэлектростанций, среди которых был и общий с М.В.Никитиним проект ВЭС мощностью 12 МВт, с башней высотой 160 м и трёхлопастным пропеллером диаметром 80 м. В связи с этим в последующие два года Кондратюку пришлось заниматься проектированием малых исследовательских ветровых электростанций в Проектно-экспериментальной конторе ветроэлектростанций.

    Во время одного из приездов в Москву Кондратюк встретился с С.П.Королевым и получил от него приглашение на работу, однако ответил отказом. Работа над военными проектами предусматривала жесткий контроль со стороны "органов", и Юрий Васильевич опасался, что тщательная проверка его биографии могла раскрыть факт подделки документов и белогвардейское прошлое...

    21 июня 1941г. Ю. В. Кондратюку исполнилось 44 года, а уже через несколько дней он ушел добровольцем на фронт. Был зачислен рядовым телефонистом в роту связи 2-го стрелкового полка 21-й Московской дивизии народного ополчения Киевского района 33-й Армии Резервного фронта. Впоследствии стал командиром отделения, а затем и помощником командира взвода связи. 23 февраля 1942 г. Юрий Васильевич Кондратюк погиб в бою с германско-фашистскими захватчиками в окрестностях села Кривцово Болховскго района Орловской области...

    Мысль о полетах к Луне и планетам Солнечной системы захватила Александра Шаргея еще во время учебы в гимназии. Он завел тетрадь, в которой начал записывать свои первые расчеты и мысли, касающиеся полетов в просторы Вселенной.

    В своей первой книге "Тем, кто будет читать, чтобы строить", изданной в 1919 году, он написал: "Прежде всего, чтобы вопрос этой работы сам по себе не пугал вас и не отвлекал от мысли о возможности осуществления, все время твердо помните, что с теоретической стороны полет на ракете в мировое пространство ничего невероятного собой не представляет ".

    В этой работе он вывел основное уравнение движения ракеты, привел схему и описание четырехступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания ракетного двигателя с различными комбинациями расположения форсунок окислителя и горючего, параболоидного сопла и многое другое. Здесь также было предложено использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при ее спуске с целью экономии топлива, во время полетов к другим планетам выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для посадки на них человека и возвращения на корабль применить компактный взлетно-посадочный модуль (это и было реализовано американским агентством NASA в программе "Apollo"), использовать гравитационное поле небесных тел для дополнительного разгона или торможения космического аппарата для полетов в солнечной системе ("пертурбационный маневр"), рассмотрена возможность использования солнечной энергии для питания бортовых систем космических аппаратов и размещения на околоземной орбите больших зеркал для освещения поверхности Земли.

    Только в 1920-х годах ему на глаза попался старый номер журнала "Вестник воздухоплавания" со статьей К.Э. Циолковского о полетах в космос. Как же жалел Юрий Васильевич о том, что это произошло так поздно! "В то же время, - писал Кондратюк, - я с удовольствием увидел, что не только повторил предыдущее исследование, хотя и другими методами, но сделал также и новые важные вклады в теорию полета".

    Впоследствии Кондратюк подготовил к печати еще одну книгу под названием "Завоевание межпланетных пространств". "Головнауки" длительное время "тянуло резину" с вопросом издание этой книги, пока Кондратюк в 1929 году не напечатал ее за собственные средства в Новосибирске. В ней всего 73 страницы, 6 листов схем и чертежей, но именно эта тоненькая брошюрка принесла автору мировую славу.

    В этой книге предложена последовательность первых этапов освоения космического пространства и развито некоторые идеи, сформулированные в первой книге.

    Юрий Кондратюк предложил оптимальный путь ракеты после ее старта (так называемую "кривую улет"), а именно: вертикальный подъем сквозь плотные слои атмосферы, а затем на орбиту с определенной траекторией. Он рассмотрел вопрос тепловой защиты космических аппаратов при их движения в атмосфере. Но главным его предложением стали промежуточные межпланетные базы с запасами всего необходимого для длительного полета. Он подчеркивал необходимость создания постоянной космической базы на орбите вокруг Луны, на которую грузы доставлять будут автоматические грузовые ракеты, а межпланетные корабли смогут пополнить свои запасы и продолжить путь к Марсу, Венере или Меркурию.

    Кондратюк писал также о возможности спуска корабля на крыльях и разработал схему "космического челнока". Он предположил, что во время первого полета на Луну экипаж космического корабля будет состоять из трех человек, двое из которых с помощью специального модуля достанутся лунной поверхности, а третий останется в корабле на окололунной орбите (что и произошло именно так почти через сорок лет).

    Сейчас память Ю.В.Кондратюка уважают во всем мире. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны и малая планета Солнечной системы, а также трасса, двигаясь по которой, ракета с человеком впервые достигла Луны. В Киеве его именем названа улица, в Полтаве открыт памятник, а его имя присвоено Полтавскому национальному техническому университету. Есть медаль имени Ю.В. Кондратюка, выпущено юбилейную монету и две почтовые марки. В Российской Федерации его именем названа улица в Москве и площадь в Новосибирске, в станице Октябрьской Крыловского района Краснодарского края открыто "Мемориальный музей Ю. Кондратюка". Американцы, которые считают Кондратюка родоначальником космической эры, на мысе Канаверал установили ему памятник. А в день его юбилея - 21 июня 2012 - главная страница популярной поисковой системы в Интернете Google была посвящена Ю.В.Кондратюку.

    Вековая мечта разрешится технически просто,
    И взлетят корабли, засигналят в космической мгле...
    Но не будет тебе ни звезды, ни креста, ни погоста,
    Даже имя чужое ты оставишь родимой земле.

    А. Кухно. Памяти Ю. В. Кондратюка

    А вы знаете, что американцы долетели до Луны благодаря советскому человеку товарищу Кондратюку?

    Он придумал в СССР как слетать на Луну и вернуться домой уже в далёкие 20-е годы. Американцы откопали его книжицу, которую он издал на свои деньги в количестве 2000 экземпляров, в библиотеке Конгресса США и осознали, что теперь им понятно как лететь на Луну. И назвали путь на Луну «трассой Кондратюка».

    Американский астронавт Нил Армстронг - первый человек на Луне - специально побывал в Новосибирске, где набрал пригоршню земли у стен того дома, где жил и работал Юрий Кондратюк. Впоследствии Армстронг заявил: «Эта земля для меня имеет не меньшую ценность, чем лунный грунт». Запомните эту фразу.

    Вот эта трасса или «улитка Кондратюка» на мемориальной доске, которую я заснял на 14-й линии Васильевского острова, дом 31:

    И покрупнее:

    Здесь есть интрига. Весь мир считает, что своё открытие Кондратюк сделал в Новосибирске, но доска гласит - в Питере! Он в 1916 году поступил в родной Политех, а уже через 3 месяца был призван в армию и поступил в школу прапорщиков. В начале 1917 года его уже послали на турецкий фронт. Сколько же он здесь прожил? Недолго…

    Меня удивляет насколько была неповоротливая советская пропаганда: когда весь мир восхищался американцами, слетавшими на Луну, отдел пропаганды ЦК КПСС должен был громко кричать - они слетали по трассе Кондратюка, советского инженера! Не кричали и не говорили. Отчего же? Интересную версию я приведу в конце статьи.

    Итак, высшего образования у него не было, даже фамилия не настоящая! Он Шаргей Александр Игнатьевич, 1897 года рождения, всю жизнь жил по чужим документам, опасаясь за своё белогвардейское прошлое… Однако он стал настолько разносторонним конструктором, что строил и проектировал мосты и шахты, ветрогенераторы и механизмы, даже построил крупнейший деревянный элеватор в мире! Без гвоздей. Под названием «Мастодонт». За что и был посажен - ведь может развалиться… Посадили на три года, работал в шарашке. А элеватор простоял 60 лет, потом сгорел в 1992 году.

    Он даже набрасывал эскиз сверхглубокой скважины для геотермальной электростанции.

    В 1932 году он выиграл всесоюзный конкурс на строительство мощной Крымской ветроэлектростанции на горе Ай-Петри. Высотой 165 метров. Только достроить не удалось. Но его заместитель Никитин, который и рассчитывал бетонную колонну, много лет спустя построил Останкинскую телебашню, опираясь на тот проект.

    Сделал он много чего, однако, самый главный его вклад в мировую науку - «улитка». Придумать он смог в тонкостях хитрый путь на Луну, используя притяжение Земли и Луны, придумать спускаемый модуль для посадки на спутник, тормозить об атмосферу при возвращении на Землю, схему четырёхступенчатой ракеты, даже форму дюз!

    Вот книжка размером 73 страницы, которую и нашли американцы:

    Рассчитал траектории экономичного взлета с Земли, предложил впервые использовать в качестве горючего для ракетных двигателей некоторые металлы, например, магний, литий, алюминий и другие, доказал, что ракета, не сбрасывающая своих баков, вылететь за пределы земного тяготения не может; разработал первым вариант экспедиции на Луну через окололунную орбиту.

    Предложил размещение космонавтов в ложементах, облегающих тело; рассчитал температурный режим при трении об атмосферу, считал возможным использовать гравитационные силы небесных тел для разгона и торможения космических аппаратов, предложил способы стабилизации вращения "снаряда" с помощью плавающих поплавковых гироскопов, предложил использовать при возвращении на Землю ракеты с крыльями, подробно доказав выигрыш в соотношении весов горючего и самой ракеты; рекомендовал космонавтам выходить в открытый космос в больших или меньших подобиях водолазных костюмов, используя при этом шлюз и имея запас воздуха.

    Он даже придумал защиту для будущих шатлов - покрывать переднюю часть фарфоровой черепицей!

    Американцы, которые считают Кондратюка родоначальником космической эры, на мысе Канаверал установили ему памятник. А в день его юбилея - 21 июня 2012 - главная страница популярной поисковой системы в Интернете Google была посвящена Ю.В.Кондратюку.

    На обратной стороне Луны есть кратер Кондратюка. Только назвали его не мы, американцы.

    Отчего же мы его не помним? Только в 1987 году на Украине впервые громко произносят его имя, космонавт Севастьянов снимает о нём фильм «Что в имени тебе моём?» Отчего старенькая брошюрка внезапно находится в библиотеке именно тем, кому поручен проект пилотируемого полёта на Луну? Джон Хуболт его звали. Потом он же сказал, что Кондратюк умер в 1952 году. Ошибся? И практически всё придуманное Кондратюком применяется американцами. Отчего Армстронг берёт горсть земли от дома Кондратюка в Новосибирске и увозит её в Америку. Кому?!

    Конспирология, ага!

    Есть такая версия.

    Официально он погиб в феврале 1942. Википедия пишет:
    Согласно «Книге памяти погибших и пропавших без вести в Великой Отечественной войне. Том 7», Кондратюк Юрий Васильевич проходил службу в 110 стрелковой дивизии 33 армии, в должности помощника командира взвода 1291 стрелкового полка, погиб 25.02.1942 года, похоронен у деревни Кривцово Калужской области.

    Однако, некоторые его сослуживцы, написавшие воспоминания об учёном, считают 3 октября 1941 года датой гибели Кондратюка. И не погиб, а пропал без вести. Однако более тщательные исследования, предпринятые в последние годы, показали, что это мнение было основано на косвенных данных и предположениях бывших фронтовиков. Всё запутанно очень…

    Однако твёрдо бытует мнение, что он не погиб ни в октябре, ни в феврале. Он ушёл к немцам! Пропали и все его бумаги, коих был целый чемодан. И говорят, что потом он работал над ракетами у Вернера фон Брауна, тем более в списке сотрудников барона действительно есть фамилия Кондратюк.

    А есть ещё одна невероятная версия - Кондратюк и есть сам фон Браун!!!

    Посмотрев на фотографии, точно сказать могу - у них разные лица. Это бредовая версия.

    А вот то, что он работал на немцев, вполне вероятно.

    В 1922 году он пытался пешком дойти до Германии, но попался на границе. Ещё перед войной он говорил гражданской жене, что в нашей стране он не сможет построить ракету. А это цель всей его жизни. Потянут эти бешеные затраты только США, надо туда пробираться. Он ушёл от жены за несколько дней до начала войны с чемоданом бумаг… Только куда?

    Гэбня всё это знала, оттого его имя и было скрыто от нас. Такова моя версия! И такова была необычная жизнь неизвестного гения…

    Основоположник теоретической космонавтики Кондратюк Юрий Васильевич внес в эту науку вклад, равный вкладу Циолковского, Кибальчича, Цандера. Однако признание к нему пришло только после смерти, когда забытые открытия ученого были вновь «переоткрыты» исследователями следующих поколений. Работы ученого были неизвестны еще и из-за его загадочной биографии.

    Детство

    Будущий ученый Васильевич появился на свет 21 июня 1897 года в Полтаве. Имя, под которым он вошел в историю, на самом деле является псевдонимом, а точнее, именем совсем другого человека, с чьими документами долгое время жил исследователь. Родился же он как Александр Иванович Шаргей. Мальчик рано осиротел и воспитывался дедом. В 13 лет он пошел учиться в Полтавскую мужскую гимназию, где на одаренного ученика обратили внимание учителя. Преподаватель направили интерес Александра в нужном русле - физики, математики и химии.

    Уже в самом раннем детстве у мальчика появилась тяга к изобретательству. Он проводил много времени за автомобилями, рессорами, водяными турбинами, насосами барометрами и другими попадавшимися под руку диковинками. Поэтому неудивительно, что позже Кондратюк Юрий Васильевич стал автором удивительных и опережающих свое время научных теорий.

    Оборвавшееся образование

    Еще одной идеей, захватившей сознание Александра Шаргея, была мечта о межпланетных полетах. В 1930 году в письме Циолковскому он упомянул, что уже в 16 лет точно определил, что существует техническая возможность вылета с земной поверхности в космос. С тех пор у Шаргея появилась собственная идея-фикс. Накануне окончания Полтавской гимназии молодой человек закончил свою первую серьезную рукопись - «Тем, кто будет читать, чтобы строить». В черновике книги будущий Кондратюк Юрий Васильевич сформулировал (хоть и нечетко) проект будущих межпланетных путешествий. Позже эти идеи он развил в других своих произведениях.

    Тогда же Шаргей поступил в Петроградский политехнический институт. Однако учеба его продлилась недолго. Вскоре Александра призвали в армию, а в 1917 году он оказался на Кавказкам фронте Первой мировой войны. Прапорщик вернулся домой после Октябрьской революции и объявления большевиками всеобщей демобилизации.

    Новое имя

    Очень скоро Полтава оказалась в эпицентре гражданской войны. Шаргей был офицером, и поэтому его призвали в армию генерала Деникина. Александр участвовать в кровопролитии не хотел и при первой возможности дезертировал. Следующие два года молодой человек жил на полулегальном положении, довольствуясь случайными заработками. Он находился под постоянной угрозой ареста. В 1921 году родственники смогли раздобыть для него паспорт на имя Юрия Васильевича Кондратюка - студента Киевского университета, умершего от запущенного туберкулеза.

    Однако оставаться в родной Украине все равно было небезопасно. Красные или белые могли разоблачить полтавского уроженца. Тогда ученый Васильевич бежал на Кубань и устроился на Крыловский элеватор. Оказавшись в относительной безопасности, он наконец принялся за свои теории полетов между планетами. Как и любой ученый-самоучка, он страдал от безденежья. Кондратюк собирался построить собственную ракету, однако средств на осуществление своей мечты у него не было. Все что оставалось делать самородку, это излагать свои теоретические соображения на бумаге.

    Кондратюк и Циолковский

    Одновременно с Кондратюком схожие исследования проводил Константин Циолковский. Впервые молодой ученый наткнулся на его заметку в 1918 году в старом номере «Нивы». Из материала стало ясно, что идеей межпланетных полетов одержим не только Кондратюк Юрий Васильевич.

    Биография этого человека представляет собой типичный пример эпохи - из-за революции и войны ему пришлось на много лет забыть о привычной жизни. Поэтому к материалам Циолковского он вернулся только в 1925 году, когда прочел «Вестник воздухоплавания».

    «Завоевание межпланетных пространств»

    Удивительно, но оба ученых пришли к одинаковым выводам, при этом пользуясь разными методами. При этом немного опередил своего коллегу именно Кондратюк Юрий Васильевич. Достижения физика были связаны с его главным трудом - книгой «Завоевание межпланетных пространств». Это произведение автор закончил в 1926 году, когда жил в станице Октябрьской. На этот раз он сформулировал свой проект не просто в виде теории, а снабдил его многочисленными деталями и цифрами.

    Ученый попытался издать «Завоевание межпланетных пространств» в Москве. Книга получила положительный отзыв профессора Владимира Ветчинкина. Он много исследовал динамику ракетного полета и поэтому по достоинству оценил труд Кондратюка. издать книгу не удалось. На протяжении всех последующих лет только Ветчинкин поддерживал никому неизвестного самоучку.

    В Сибири

    В 1927 году Кондратюк Юрий Васильевич, биография которого представляет собой пример жизнеописания постоянно странствующего человека, переехал в Новосибирск. На другой конец страны он отправился по приглашению местного «Хлебопродукта». Эта контора отвечала за на территории нескольких областей. Еще на Кубани Кондратюк изобрел несколько новых технологий для элеваторов. Его работой заинтересовались в Новосибирске. Так человек, мечтавший о звездах, стал отвечать за хранение зерновых.

    На новом месте ученый обзавелся новыми товарищами и друзьями, однако никто из них не оценил его все еще юношеской увлеченности космическими полетами. А меж тем Кондратюк помнил о своей главной написанной работе. Несколько лет он копил деньги, ведя спартанский образ жизни, и наконец отправил свою рукопись в местную типографию. Издание продвигалась очень медленно. Наборщики не разбирались в сложных научных математических формулах, допускали ошибки и переделывали все заново.

    Издание книги

    В январе 1929 года «Завоевание межпланетных пространств» было издано небольшим тиражом в 2 тысячи экземпляров. Книга включала в себя 72 страницы и несколько вкладок с графиками и чертежами. Владимир Ветчинкин написал к ней предисловие, в котором назвал исследование Кондратюка наиболее полным из всех тогда существовавших, причем изданных не только на русском, но и на иностранном языках.

    Что принципиально нового написал Кондратюк Юрий Васильевич? Интересные факты в книге заключались в том, что он разрешил несколько теоретических вопросов, таким образом открывая теоретическую возможность для полета на соседние планеты. Кондратюк отправил один экземпляр Циолковскому и через месяц получил ответ, в котором старший коллега положительно отозвался о его произведении. Большую часть тиража ученый раздал своим сослуживцам. Некоторые прочитали книгу из уважения, но едва ли они могли понять суть написанного. Для окружающих изобретатель так и остался странным чудаком.

    Арест и заключение

    Вскоре после издания книги Кондратюк вместе с пятью товарищами был арестован и приговорен к трехлетнему заключению по 58-й «политической» статье. На него написал донос один из сослуживцев. Через некоторое время первый приговор заменили на работу в Особом бюро №14 - «шарашке», где трудились другие арестованные ученые и исследователи. Там Кондратюку нашли новое применение - он стал проектировать оборудование, используемое в добыче кузбасского угля.

    Также заключенный создал эскиз Крымской ветроэлектростанции, аналогов которой еще не было во всем мире. К проекту Кондратюка присоединилось несколько инженеров, в том числе позже построивший Останкинскую телебашню в Москве.

    Встреча с Королевым

    В 1933 году в Наркомате тяжелой промышленности ходатайствовали о том, чтобы ГПу как можно быстрее освободило ученого. Так оказался на свободе Кондратюк Юрий Васильевич. Фото исследователя и сегодня являются редкостью, из-за того, что ему пришлось жить сначала в изгнании, а потом под арестом. Проект ветроэлектростанции был одобрен, и Кондратюк даже съездил в Москву.

    В столице сибирский самородок встретился с Сергеем Королевым, наслышанном о его удивительных теоретических идеях. Будущий конструктор космических ракет предложил гостю работать вместе в достойных условиях и коллективе коллег-единомышленников. Однако Кондратюк отказался. Его мотивы точно неизвестны, но биографы сходятся на мнении, что при поступлении на работу, связанную с военными проектами, Королева ученого могли дополнительно проверить в НКВД. Ревизия не сулила ничего хорошего. Если бы в органах узнали о настоящей личности Кондратюка и его связях с белыми во время гражданской войны, ученому бы вновь грозили лагеря или расстрел.

    Судьба рукописей теоретика

    В 1938 году во Всесоюзную аттестационную комиссию АН СССР пришло ходатайство, подписанное несколькими видными учеными. Они просили для теоретика присвоения докторской степени без защиты диссертации, что было бы заслуженным признанием исследовательских успехов, которых достиг ученый Кондратюк Юрий Васильевич. Фото его реализованных инженерных проектов и отсылки к написанным работам были серьезным поводом рассмотреть кандидатуру. Однако ходатайство было отклонено.

    Безусловно, в высших инстанциях не привыкли к таким фигурам, как Кондратюк Юрий Васильевич. Краткая биография ученого выходила за какие-либо привычные рамки. В том же году исследователь, опасаясь за свои неопубликованные произведения, передал архив рукописей Борису Воробьеву, уже хранившему работы Циолковского. Эта предосторожность позволила сохранить для потомков ценные документы. Воробьев буквально спас от забвения и потери первые, еще юношеские, рукописи ученого.

    Гибель

    Как только началась Великая Отечественная война, в числе многих других добровольцев в военкомат прибыл и Кондратюк Юрий Васильевич. Физик и теоретик попал в 62-й стрелковый полк. Как специалист он стал отвечать за обеспечение связи между батальонами и штабом. Последний бой Кондратюка произошел в ночь с 25 на 26 февраля 1942 года на окском берегу в Орловской области. Ученый погиб в столкновении с немцами. Его тело было похоронено недалеко от деревни Кривцово.

    В течение последующих лет сначала советское, а потом и все международное сообщество постепенно осознало значимость трудов Кондратюка. В 1957 году на заседании АН СССР, посвященном 100-летию Циолковского, Сергей Королев зачитал доклад, в котором оценил заслуги Юрия Васильевича. Всего через несколько дней после этого мероприятия в космос отправился первый искусственный спутник земли.

    Непосредственные идеи Кондратюка впервые были реализованы американцами в лунной программе «Аполлон» в 60-е гг. В НАСА использовали траекторию, за пятьдесят лет до того предложенную русским ученым. Широкая советская публика узнала о Кондратюке в 1969 году. Тогда в «Комсомольской правде» была напечатана статья, в которой впервые на всю страну было объявлено, что ученый создал технологию, по которой американцы высадились на Луну. В 1970-м специальная судебная комиссия оправдала Кондратюка по делу, по которому он несколько лет отсидел в «шарашке».