"жандарм европы". Удачные и неудачные реформы Николая I

Было эпохой резких противоречий в русской жизни. Веками сложившийся строй государственных и общественных отношений господствует по-прежнему. А экономическая, политическая, духовная жизнь страны бьется в этих старых рамках, которые становились все более тесными. Оснований для подобного вывода предостаточно. Жестокая расправа над декабристами. Основная масса людей была наказана не за поступки, а за помыслы. Император решительно искоренял инакомыслие. Особенно это проявилось в сфере просвещения. В 1828 г. был принят школьный устав, ликвидировавший преемственность между ступенями образования, а также закрепивший его сословный принцип. В 1827 г. было запрещено принимать в гимназию детей крепостных крестьян. В 1835 г. был принят университетский устав, фактически ликвидировавший автономию университетов.

Быт студентов был устроен по образцу военно-учебных заведений. В 1826 г. был введен цензурный устав, резко огранивающий свободу печати. В 1848 г. создан постоянный цензурный комитет. Цензура еще более ожесточилась. Университетская автономия была полностью ликвидирована, повышена плата за обучение. 3 июля 1826 г. был создано III отделение собственной его императорского величества канцелярии. Задачи III отделения были многообразны: осуществление сыска и следствия по политическим делам, наблюдение за литературой, театром, за раскольниками и сектантами, за иностранцами, прибывшими в Россию, выявление причин крестьянских волнений. В период правления Николая I резко возрастает значение и численность чиновников. Многочисленный бюрократический аппарат позволял регулировать и держать под контролем жизнь общества. Общей тенденцией перестройки государственного управления при Николае I была военизация государственного аппарата.

Для решения крестьянского вопроса, еще при Александре I стали созываться секретные комитеты. Подобная практика получила широкое распространение при Николае I. Такое реформаторство Николай I называл "келейным". При Николае I было создано 9 секретных комитетов по крестьянскому вопросу. Сам факт обращения к этому вопросу свидетельствует о том, что император понимал необходимость принятия в этом направлении кардинальных мер. В 1835 г. секретный комитет принял его идею о проведении двухэтапной реформы сначала в отношении государственных крестьян, а затем и помещичьих. Государственные крестьяне были организованы в сельские общества. Из нескольких сельских обществ составлялась волость. Как сельские общества, так и волости получили самоуправление, имели свои "сходы", избирали для управления делами "голов", "старшин".

Крестьян учили лучшим способам хозяйствования, обеспечивали зерном в неурожайные годы, строились школы и больницы, проводилось переселение крестьян на окраины. В 1839 г. был создан новый секретный комитет, который, по мысли Николая I, должен был заложить основы реформы помещичьей деревни. Единственное поставленное условие — неприкосновенность земельной собственности дворян. В марте 1842 г. он официально заявил, что крепостное право очевидное зло, но прикасаться к нему сейчас было делом более гибельным, ибо будет преступным посягательством на общественное спокойствие и благо государства. Единственным практическим результатом явилось издание Указа от 2 апреля 1842 г. об обязанных крестьянах, согласно которому помещик получил право освобождать крестьян от крепостной зависимости, давая им земельный надел в наследственное пользование на условиях, определяемых в соглашении.


Николаю I удалось ослабить некоторые проявления крепостного права, регламентировать взаимоотношения крестьян и помещиков при усилении бюрократической правительственной опеки. В 1827 г. было запрещено отдавать крепостных в аренду. В 1828 г. были ограничены права помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1833 г. последовало запрещение продавать крестьян с публичного торга, дарить их, платить ими частные долги. В 1841 г. беспоместные дворяне лишились права покупать крестьян без земли. Более значительных успехов Николай I добился в кодификации законодательства и стабилизации финансов. Одним из первых мероприятий Николая I стала организация работ в области кодификации.

К 1830 г. подготовка Полного собрания законов Российской империи завершилась. Издание состояло из 45 томов, куда вошло более 30 тыс. законодательных актов с 1649 г. по 3 декабря 1825 г. Вместе с тем, следует признать, что избранный Николаем I "келейно-бюрократический" путь преобразований не принес положительных результатов. Отсутствие гласности при обсуждении важнейших проблем страны не давало возможности привлечь к проведению реформ широкие слои общественности. Бюрократический аппарат, на который хотел опереться император, делал все возможное, чтобы не допустить преобразований. Надо отдать должное императору: он стремился наладить работу государственных учреждений. Одобрение вызывали попытки правительства бороться со взяточничеством и служебной волокитой.

В 1839-1843 гг. министр финансов Канкрин Е. Ф. провёл денежную реформу, установив твёрдое соотношение между серебряным рублём и ассигнациями.

30-летнее царствование (1825-1855) брата Александра I, императора Николая Павловича, или Николая I, явилось апофеозом самодержавной России, высшей ступенью традиционного общества в его поздней, относительно цивилизованной и притом военно-полицейскобюрократической форме. Сам император Николай Павлович представляет наиболее сильную и колоритную личность из поздних русских императоров (со времен смерти его бабушки Екатерины Великой и до революции), с железной волей, царственным обаянием и блестящими манерами, олицетворявшими (наряду с ослеплявшим иностранцев своим великолепием императорским двором) внешний блеск великой империи, превосходный актер, умевший надевать множество масок, притом педантично точный, суровый солдафон, фанатик идеи легитимного самодержавия.

Основное содержание внутренней политики Николая I сводится к следующему:

Несомненные позитивы:

1. Кодификация законов (представлявших ранее бесформенное нагромождение), выполненная М.М. Сперанским, и упорядочение работы государственного аппарата.

2. Развитие технического образования, основание первых в России технических вузов.

3. Денежная реформа министра финансов Е. Канкрина с переходом на серебряный стандарт рубля, укрепившая его стабильность.

4. Облегчение положения государственных крестьян (реформа П. Киселева).

5. Покровительство национальной культуре (Пушкину, Глинке и др.).

«Обнуленный» позитив - 6. Неоднократные попытки приступить к отмене крепостного права посредством созывавшихся 7 раз секретных комитетов, нереализованные из-за сопротивления дворянства и косности высшей бюрократии.

Противоречивые черты:

7. Политическая реакция после подавления восстания декабристов, с которого началось царствование Николая, и усмирения Польского восстания 1831 г. Реакция выразилась в первую очередь в подавлении любого инакомыслия, ужесточении цензуры и политических репрессий. Возобновилось применение смертной казни, ранее не применявшейся 50 лет (со времен Пугачевского бунта и до путча декабристов). Когда же «крамола» не подпадала под уголовную статью, изобретались иные меры воздействия, яркий пример - дело П. Чаадаева. Западник, друг Пушкина, разошедшийся с ним политически, т. к. Пушкин стоял на патриотических позициях, Чаадаев в 1836 г. опубликовал по недосмотру цензора статью с огульной критикой российской истории, культуры, религии и традиций; вместе с тем она не содержала формулировок, которые прямо подводили бы автора под суд. Тогда Чаадаев был объявлен психически больным. Так Николай I выступил «новатором» в методике репрессий и намного предвосхитил в этом поздних советских лидеров, отправлявших в психбольницы диссидентов.



Особенно усилилась реакция в последние годы царствования Николая, после революционных событий 1848 г. в странах Европы. В частности, был резко ограничен прежде свободный выезд за границу (в основном только для дипломатов) - по сути дела, впервые воздвигнут «железный занавес» между Россией и Европой, так что и в этом Николай далеко опередил руководителей СССР.

8. Создание тайной политической полиции - Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии и подчиненного ему корпуса жандармов (1826, первый шеф - генерал граф А.Х. Бенкендорф), прозванных «голубыми мундирами», для борьбы с революционным и иным оппозиционным движением. Она имела огромные полномочия (вплоть до проверки личных писем) и была подчинена лично императору и следила за всеми подданными империи.



9. Поворот от петровской идеологии «учиться у Европы» к националистическому курсу, выраженному в девизе «Православие, самодержавие и народность» (формула, изобретенная министром просвещения графом С. Уваровым) и охранявшему консервативные устои русской жизни. Причиной такого поворота, как и «железного занавеса», послужило опасное для монархии влияние революционных и либеральных тенденций Запада, начавшееся со времен Французской революции. С одной стороны, эта идеология была отчасти предвосхищена Отечественной войной с Наполеоном и направлена на возрождение патриотического самосознания, во многом утраченного верхними слоями общества в результате повального и некритического увлечения всем западным и особенно французским со времен Петра. (В частности, Николай обязал дворян говорить при дворе по-русски, т. к. многие из них уже забыли родной язык). С другой стороны, отгораживание от Европы «железным занавесом» хотя и не достигало такой степени конфронтации, как во времена «Москвы - Третьего Рима», поскольку диктовалось уже не религиозным фанатизмом, а вполне прагматическими мотивами (в частности, сохранились научно-технические и деловые контакты с Западом, обучение молодежи иностранным языкам), но все же способствовало частичной консервации страны.

В общем и целом большинство историков сходятся в признании николаевской эпохи временем упущенных возможностей по модернизации страны - и не только по причине личного консерватизма императора, но и косности правящей бюрократии и дворянства, - ведь это они в итоге «спустили на тормозах» все инициативы царя по вопросу об отмене крепостного права. Отвергая ложный однозначно негативный стереотип в отношении Николая I, созданный либеральной и революционной историографией (начиная с А. Герцена) и закрепившийся в советскую эпоху, следует признать и другое. При всех незаурядных личных качествах Николая - безусловно самого крупного и колоритного из русских императоров после Петра и Екатерины, и при всех позитивных новациях они все же имели частный характер. За покорявшим людей царственным имиджем Николая и внешним блеском его империи, начиная с ослепительного придворного великолепия и кончая армией, вымуштрованной палочной дисциплиной до акробатического искусства на парадах, и за внешне идеальным бюрократическим механизмом крылись изжившие себя сословно-крепостнические пережитки, а главное - растущее экономическое, техническое и военное отставание от Европы, в которой уже произошел промышленный переворот, господствовали машинное производство, железные дороги, паровой флот и нарезное оружие, тогда как у нас все эти процессы находились еще в начальной и крайне замедленной стадии, поскольку тормозились нехваткой свободных рабочих рук в условиях крепостного права. Все это дало повод упоминавшемуся революционному публицисту А. Герцену, при всей его тенденциозности, весьма удачно назвать николаевскую Россию «империей фасадов».

Основными направлениями внешней политики Николая I стали:

1) экспансия на Восток и Юг;

2) борьба с революционным движением в Европе, результатом которой стало превращение России в «жандарма Европы» (образное выражение К. Маркса), что еще более усилило враждебность со стороны передового европейского общественного мнения и ее международную изоляцию, приведшую к драматической развязке в Крымской войне.

Хроника основных событий внешней политики такова:

1828-1829 - присоединение Восточной Армении и Северного Азербайджана в результате победоносных войн с Турцией и Персией (Ираном).

1831 - Польское национально-освободительное восстание и его подавление.

1834-1859 - истребительная война за покорение Северного Кавказа (во многом аналогичная недавней войне в Чечне) с племенами горцев во главе с Шамилем (закончилась победой уже после смерти Николая).

1849 - военная интервенция в Венгрию и подавление революции в ней, спасшее от развала и гибели Австрийскую монархию, что обернулось позднее против самой России.

Печальным итогом царствования Николая явилась Крымская война (1853-1855), ставшая результатом его стремления к окончательному сокрушению и разделу некогда грозной для Европы, а к тому времени одряхлевшей мусульманской Османской (или Оттоманской) империи (Турции). Вопреки расчетам Николая, на ее защиту выступили Англия и Франция (и даже спасенная им от развала Австрия заняла враждебную позицию). В этом проявилась международная изоляция России, внешнеполитические амбиции которой давно вызывали общее недовольство. Несмотря на победы над турками (в частности, разгром турецкого флота при Синопе) и длившуюся почти год героическую оборону Севастополя от англичан и французов под руководством адмирала П.С. Нахимова, война закончилась поражением и (уже после смерти Николая, по условиям мирного договора 1856 г.) потерей Россией Черноморского флота.

Крымская война наглядно и беспощадно обнажила экономическую и военно-техническую отсталость России от ведущих стран Европы. По выражению А. Тютчевой, «вся великолепная фантасмагория царствования Николая развеялась как дым», что стало причиной его преждевременной смерти (еще до окончания войны). Ореол непобедимости самодержавно-крепостнической России рассеялся. В результате поражение в Крымской войне стало решающим толчком к Великим реформам следующего царствования.

Цель урока: Дать возможность учащимся многосторонне и глубоко рассмотреть проблему, приучить ребят не принимать на веру безапелляционные мнения.

Задача обучающая: Через оценку личности Николая I и характер его правления подвести учеников к осмыслению исторической эпохи.

Задача развивающая: Развить критическое мышление учащихся, коммуникативные и дискуссионные навыки.

Задача воспитывающая: Сформировать позитивное отношение к истории своей страны.

Оборудование:

  • Реквизит для инсценировки судебного заседания.
  • Подготовленный плакат с изображением Николая I и цитатами вокруг него.
  • Макет весов, набор белых и черных фишек.

Ученикам заранее (за неделю) дается список литературы по теме, распределяются роли, объясняются задачи каждого участника игры (судьи, присяжных заседателей, прокурора, адвоката, свидетелей защиты и обвинения).

Список литературы :

  • Карамзин Н.М. История государства Российского (Любое издание).
  • Ключевский В.О. Курс русской истории. (Любое издание).
  • Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.
  • Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. М. 1991.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя : Ребята, ни для кого не секрет, что в Истории России найдется немало периодов, событий и личностей, которые привлекали бы к себе стойкий интерес самой широкой публики. Одной из таких персон является Николай I, время царствование которого, с 1825 по 1855.Эти годы в Европе были отмечены бурным промышленным развитием и обострением социальных противоречий. Англия, Франция, США интенсивно продвигались по пути буржуазного развития. В России же в это время наступил противоречивый период, а во главе государства столь же противоречивый, в оценках современников и потомков, правитель. С периодом царствования Николая I мы знакомы, а теперь обобщим знания.

Ребята, у нас сегодня не совсем обычная форма обобщения - ролевая игра. Мы с вами будем судить Николая I и в конце урока сделаем вывод: действительно ли время правления Николая I - период реакции или же это время консервативной модернизации и реформ. Тему урока мы завершим точкой, вопросительным знаком или знаком восклицания.

Прежде, чем начать заседание, обратимся к портрету Николая I. Мы знаем, что он был третьим сыном императора Павла. Воспитателем его был суровый и довольно ограниченный Ламздорф, который привил ему интерес к военному строю и парадам. Конституционные мечтания ему были чужды. А самое главное - к царствованию Николай I был не готов.

Читаем цитаты :

«Этого человека, с душой великодушной и рыцарской, редкого благородства и честности, с сердцем горячим и нежным и умом возвышенным и просвещенным, хотя и лишенным широты, считали тираном и деспотом». (А. Ф. Тютчев)

«Царствование Николая I было самой разрушительной из всех эпох, какие довелось пережить России после разрухи и смутного времени». (Ключевский В. О.)

«Николай Павлович считал идеалом своей империи казарму». (Пресняков А. Е.)

«Не богу ты служил и не России
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые,-
Ты был ни царь, а лицедей».
(Тютчев Ф. И.)

«В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начала славных дел Петра
Мрачили мятежи и казни»
(А.С. Пушкин)

«Лоб, быстро бегающий назад, нижняя челюсть, развитая за счёт черепа, выражали непрерывную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувствительности. Но главное – глаза – без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза». (А.И. Герцен)

«Он дьявольски красив! Это самый красивый мужчина в Европе!» (К. В.Любавин)

Учитель берет на себя пассивную роль - Николая I и просит разрешения судьи, если это будет необходимо, на отдельные реплики, реабилитирующие императора перед потомками.

Судья объявляет суд открытым, представляет участников судебного процесса, предоставляет слово обвинителю.

Прокурор :

  1. Николай I - злой, скупой и мстительный человек.
  2. Он жестоко расправился с декабристами.
  3. В последние годы царствования разразился экономический кризис. Бюрократический аппарат разросся.
  4. Результатом экономической отсталости от передовых держав стало поражение России в Крымской войне.
  5. В годы царствования Николая I усилился реакционный и цензурный гнет.
  6. Следствием этого гнета стало пресечение любой свободной, как вы называли «крамольной» мысли
  7. Кроме этого по России прокатились « картофельные бунты»
  8. Вы погубили сотни талантливых людей лишь за попытку не согласиться с вашей политикой
  9. И, наконец, внешняя задолженность России увеличилась вдвое с момента царствования вашего предшественника.

Свидетели обвинения раскрывают эти аргументы. Ими являются:

  1. Крестьянин
  2. Пестель П.И.
  3. Чаадаев П. Я.
  4. Нахимов П. С.
  5. Чиновник - столоначальник

Во время выступления учеников в роли свидетелей обвинения и защиты возможна импровизация.

Судья задает вопросы, вносит поправки, уточнения, доказательства и предоставляет слово защите.

Адвокат:

  1. Николай I стремился во всем быть похожим на Петра I.
  2. Следствием этого стало усиление централизации управления.
  3. Будучи очень дисциплинированным человеком, он требовал дисциплины во всех делах и от каждого.
  4. Николай I сделал попытку реформирования страны. В его царствование начался промышленный переворот.
  5. Будучи консерватором, он отказался от конституции, но упорядочил законы, которыми не занимались с 1649 года.
  6. Он не отменил крепостное право, но попытался решить крестьянский вопрос.
  7. Преодоление экономической отсталости страны он начал с решения финансового вопроса.
  8. Кроме того, в царствование Николая I продолжается « Золотой век» русской культуры.

Судья предоставляет слово свидетелям защиты. Это:

  1. Сперанский М. М.
  2. Канкрин Е. Ф.
  3. Киселев П. Д.
  4. Бенкендорф А. Х.
  5. Уваров С. С.
  6. Ермолов А.В.
  7. Культуровед.

После каждого выступления чашки весов пополняются (голосование фишками – черные - обвинение; белые - защита).

Суд и присяжные заседатели, после обсуждения аргументов обвинения и защиты, а так же подсчета фишек в обеих чашках весов, выносят приговор.

Урок завершается коллективным анализом работы. Время царствования Николая I - кризис и реакция или консервативная модернизация и сам Николай I - реакционер или реформатор, однозначно сказать невозможно.

Возвращаясь к теме урока, завершаем ее вопросительным знаком.

Методическая разработка урока по теме «Внутренняя политика Николая 1». 8 класс.

Цели урока:

1. образовательная: охарактеризовать личность императора Николая I , определить направления, задачи, шаги внутренней политики Николая I .

2. воспитательная: способствовать формированию гражданской позиции.

3. развивающая: способствовать формированию умений работы с различными источниками информации, выделять главное, обобщать, делать выводы, определять причинно- следственные связи; способствовать развитию коммуникативных навыков, работе в группе; навыков проектной и исследовательской работы.

Оборудование:

1. Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России XIX век. 8 класс. М. Просвещение,2011.

2. Данилов А.А.Косулина Л.Г. История России. XIX век. 8 класс. Рабочая тетрадь.: - Пособие для учащихся в 2 частях. – М.: Просвещение, 20011.

3. Презентация Power Point

4. Рабочие листы для групп

5. Пакеты исторических документов

6. Звёзды и смайлики для рефлексии.

Ход урока

1. Приветствие. Организационная часть.

2. Актуализация знаний, постановка проблемы, определение целей и задач урока.

    Я хотела бы начать наш урок с письма, которое мне только что передали.

«Уважаемые учащиеся 8 «а» класса МОУ СОШ № 1. К вам обращается редакция газеты «Нейские вести». В этом году наша страна будет праздновать 400- летие (дату учитель не произносит, говорит, что плохо видно) дома Романовых. В этой связи наша газета открывает рубрику «Из истории дома Романовых». Мы хотели бы, чтобы вы подготовили проект статьи об одном из представителей дома Романовых. Это будет император, который вступил на престол в 1825 г (не говорится), и о нём есть такие строки: едва царём он стал, то разом начудесил: сто двадцать человек тот час в Сибирь послал, да пятерых повесил. Мы будем благодарны и признательны, если вы окажете нам помощь в этом вопросе. С уважением, редакция газеты «Нейские вести» ».

- Какая дата в тексте пропущена? (400 лет)

- О каком императоре необходимо написать статью? По каким признакам вы это определили? (Николай 1).

- На слайде представлена галерея портретов, выберите портрет Николая 1. (слайд 1).

- Определите исторических личностей, которые вам известны. (Слайд 2)

    Для написания статьи нам потребуется информация, из каких источников мы можем её почерпнуть? (учебник, исторические документы, ресурсы Интернета).

    Нам надо определиться со структурой статьи, по какому алгоритму мы будем статью писать, определить основные вопросы:

Примерные ответы детей.

    Личность Николая 1

    Внутренняя политика (направления, задачи, как решались, итоги)

    Внешняя полтика

    Интересные факты

    Получение задания:

Группа 1. Библиографы. Задача - изучение личности Николая 1, его биографии.

2 человека – поиск информации в Интернете о личности Николая 1, работа с документами - Веселова Анастасия, Суслов Сергей.

Группа 2. Внутренняя политика. Самая многочисленная группа – это учёные – историки, ваша задача – изучить основные направления внутренней политики Николая 1, вы разделитесь на подгруппы, которая будет изучать свой вопрос (определение направлений работы минигрупп через выполнение задания).

Познакомьтесь с историческими источниками того периода времени, определите основные направления внутренней политики Николая 1. (На слайде представлены источники). Слайды 3, 4, 5)

Источники.

Документ.

Цели внутренней политики Николая 1

«Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в неё, пока во мне сохранится дыхание жизни» (из заявления Николая при вступлении на трон после подавления восстания декабристов)

«Вы - моя полиция, каждый из вас - мой управляющий» (из выступления Николая перед помещиками Петербургской губернии в 1848 году)

« Мне кажется, что Россия держится именно своей помещичьей организацией... Помещики- самый надежный оплот государя. Никакое войско не заменит той бдительности, того влияния, какие помещик ежеминутно распространяет в своем имении. Помещик есть самый верный, недремлющий пес, охраняющий государство»

(из записок генерала Л. В. Дубельта Управляющего 3 отделением)

“ Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к немутеперь было бы делом еще более губительным. Покойный император Александр в начале своего царствования имел намерение дать крепостным людям свободу, но потом сам отклонился от своей мысли, как совершенно еще преждевременной и невозможной в исполнении. Я так же никогда на это не решусь, считая, что если время, когда можно будет приступить к такой мере, вообще очень еще далеко, то в настоящую эпоху всякий помысел о том был бы не что иное, как преступное посягательство на общественное спокойствие и на благо государства. Пугачевский бунт доказал, до чего может доходить буйство черни…. Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, и всякому благоразумному наблюдению ясно, что нынешнее положение не может продолжаться всегда.

Но если положение таково, что оно не может продолжаться, и если вместе с тем и решительные к прекращении. Его способы также невозможны без общего потрясения, то необходимо, по крайней мере, приготовить пути для постепенного перехода к другому порядку вещей и, не устрашаясь перед всякой переменой, хладнокровно обсудить ее пользу и последствия. Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоянию, а с ним связать ненарушимое охранение вотчинной собственности на землю. Я считаю это священною моею обязанностью и обязанностью тех, кто будет после меня, а средства, по моему мнению, вполне представляются в предложенном теперь Совету проекте указа…”.

9 человек – работа с учебником по разделу «Внутренняя политика», они делятся на мини-группы по направлениям внутренней политики.

1. Укрепление роли государственного аппарата – Липаев Иван, Голубева Саша, Стоялова Наташа.

2. Укрепление опоры самодержавной власти – Веселов Михаил, Фадеева Екатерина

3. Попытки решения крестьянского вопроса – Филлипов Денис, Свинина Юлия

4. Усиление борьбы с революционными настроениями – Сучков Александр, Старухина Татьяна, Ласкин Артём.

Группа 3. Редакторы, дизайнеры, корректоры. Ваша задача – в конечном итоге подготовить проект статьи для газеты.

3 человека – дизайнерское оформление проекта - Потипко Иван, Морозова Елизавета, Потипко Полина.

3. Основная часть урока.

    работа в группах (заполнение рабочих листов);

    отчёт о работе группы;

    передача материалов ребятам, которые оформляют данный проект;

    представление проекта статьи «Внутренняя политика Николая 1».

Группа 1 «Личность Николая 1».

Данный рабочий лист находится на рабочем столе компьютера, заполните его и распечатайте.

Годы жизни

Вставьте портрет Николая 1.

2. Укажите годы правления Николая 1.

3. Семья Николая 1.

4. Воспитатели Николая.

5. Черты характера. (используйте документы).

6. Увлечения Николая 1.

Прочитайте документы, дающие представления о личности и характере Николая!:

Документ

«БУДУЩИЙ ИМПЕРАТОР Николай 1 родился 25 июля 1796г. Он был третьим сыном Павла 1... В раннем детстве особое влияние на мальчика оказала его гувернантка - шотландка Евгения Лайон. Женщина с сильным характером в первые годы жизни смогла внушить ему понятия о долге, чести, о рыцарских добродетелях... Николаю не было и пяти лет, когда он лишился отца... Вскоре после этого воспитание Николая переходит из женских рук в мужские. Главный надзор за его воспитанием был поручен генералу М.И. Ламздорфу. «Вряд ли можно было сделать более неудачный выбор.» По мнению современников, он не обладал не только ни одною из способностей, необходимых для воспитания особы царственного дома, призванной иметь влияние на судьбы своих соотечественников и на историю своего народа, но даже был чужд всего того, что нужно для человека, посвящающего себя воспитанию частного лица. Он старался только о том, чтобы переломить воспитанника на свой лад, на каждом шагу он останавливал, исправлял. Делал замечания, даже позволял себе бить Николая линейкой. ружейными шомполами., розгами... Николай унаследовал от отца страсть к военному делу, во время занятий проявлял интерес только к военным наукам все остальные занятия он называл «усыпительными лекциями».

С.В. Мироненко

Документ

„Николай! был красив, но красота его обдавала холодом: нет лица, которое бы так обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстробегущий назад, нижняя челюсть, развита за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но - главное глаза, без всякого милосердия, зима глаза. Я не верю, чтобы он когда-нибудь страстно любил какую-нибудь женщину, кроме своей жены: он «пребывал к ним благосклонен», не больше”.

А. И. Герцен

Документ.

« При первом взгляде на государя невольно бросается в лицо характерная особенность его лица-какая-то беспокойная суровость. Физиономисты не без основания утверждают, что ожесточение сердца вредит красоте лица... Какие долгие жестокие страдания должен был испытать этот человек, лицо которого внушало всем страх вместо того невольного расположения, которое обыкновенно вызывают благородные лица»

Астольф де Кюстин

Документ.

«…..Николай любил только бездушное движение войсковых масс по команде. Это был страшный нивелировщик: все люди были перед ним равны, и он один имел право раздавать им по произволу способности, ум, все, что мы называем Божиими дарами; нужды нет, что в этом нечестивом посягновении на права Бога, он беспрестанно ошибался: он не отставал до конца от своего взгляда и направления, до конца не переставал ненавидеть и гнать людей, выдававшихся из общего уровня по милости Божией, до конца не переставал окружать себя посредственностями и совершенными бездарностями, произведенными в великие люди по воле начальства, по милости императора. Не знаю, у какого другого деспота в такой степени выражалась ненависть к личным достоинствам, природным и трудом приобретенным, как у Николая».

С. М. Соловьев Документ

«Николай 1 по-своему был цельная и яркая личность. И эта цельность и яркость была результатом того, что все в ней окрашивалось в один цвет одним господствующим чувством - сильно развитым инстинктом самосохранения. Лучшим средством самосохранения Николаю, казались, дисциплина, безусловное повиновение. В сущности и его властность не была властолюбием, любовью к власти, а средством оградить себя от опасности...Воспитывать дисциплину, порядок, повиновение, по его мнению, могла лишь военная служба... По собственным словам Николая, его привлекали к военной службе « порядок, никакого всезнайства и противоречия, подчинения единой цели».

Н.А. Рожкова

Группа 2. «Укрепление роли государственного аппарата».

1. Укажите орган, который стал играть ведущую роль в делах государственного управления.

Во главе -

Задача –

Итоги работы -


3. Кочубей В.П. не сумел……………………………………………………………………...,

поэтому………………………………………………………………………………………….,

а для этого требовалось…………………………………………………………………………,

которая составила ………………………………………………………………………………..

4. Роль Государственного совета –

Группа 3. «Укрепление опоры самодержавной власти».

1. Задача –

2. Как решалась?

  • 1845 г. – указ «о майоратах» (изменял порядок наследования………………………...

……………………………………………………………………………………………..)

Группа 4. «Попытки решения крестьянского вопроса»


3. Годы реформы –

Группа 5. Усиление борьбы с революционными настроениями.

Страница 68.

1. Задача –


  • 1826 г.(укажите 2 функции в столбик) –


? Дайте общую оценку внутренней политики Николая 1.

«Займи позицию»: (учащиеся выбирают позицию, выстраиваясь в линейку).

1. Политика Николая 1 носила реакционный характер.

2. Политику Николая 1 можно назвать консервативно реформаторской.

    От шеф-редактора вы все сегодня получите подарок – «Шпаргалка от Елены Вадимовны».

Шпаргалка от Елены Вадимовны.

Внутренняя политика Николая 1 (1825-1855 гг.)

Хронология событий.

Николай 1 – реакционер.

    1825г. – восстание декабристов; наступление реакции

    1826г. – III отделение канцелярии – орган политического сыска и следствия, жандармерия. (Бенкендорф А.Х.)

    1826г. – «чугунный» устав о цензуре. 1848г. Спец. цензурный комитет.

    1833г. - теория официальной народности (Уваров С.С. ):

«Православие – самодержавие – народность»

    1835г. – новый университетский устав

(сокращение автономии)

    Борьба с сектантами и раскольниками

    Отмена Польской конституции

Николай 1 – консервативный реформатор

    1837-1841гг. - реформа государственных крестьян (Киселёв П.Д.)

    1842г. – закон об обязанных крестьянах: позволял помещикам ликвидировать крепостные отношения, а крестьянам приобретать землю.

    1847г. – право крестьян выкупаться с землей целыми семьями

    1826 – 1833гг - Кодификация законодательства России (

    А
    теперь я попрошу оставить отзыв об уроке:

    Урок был интересным;



    Урок был скучным;

    Урок оставил меня равнодушным

    5. Домашнее задание. (Выдать каждому учащемуся).

    1. Параграф 10, задания в РТ к параграфу 10.

    2. Коллаж «Внутренняя политика Николая 1: реформатор или реакционер».

    3. Придумать макет стенда «400 лет Дома Романовых» (в электронном или печатном виде). Спасибо за урок!

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «НИКОЛАЕВСКАЯ ЭПОХА»

в форме дискуссии по вопросу «Николай 1 реформатор или реакционер?» 8 класс.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

    повторить основные события эпохи и дать им оценку;

    расширить знания учащихся по теме, используя дополнительный материал;

    составить политический портрет Николая 1;

    развивать умения учащихся анализировать и сопоставлять факты; доказательно отстаивать свою точку зрения; делать самостоятельные выводы.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

Карта России первой половины Х1Х века, портреты политических деятелей, схема-памятка «Характеристика политического деятеля», видеоматериалы, раздаточный материал (цитаты к портрету царя, воспоминания современников).

ПЛАН УРОКА:

    Краткая биография Николая 1, характер, взгляды, готовность к управлению (сообщения учащихся).

    Видеофрагмент о начале царствования – выступление декабристов.

    Внутренняя политика Николая 1 – реформатор или реакционер? (составление таблицы).

    Внешняя политика – Россия – жандарм Европы или защитник Балканских народов?

    Выводы

ХОД УРОКА.

ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Когда мы начали изучать тему «Николаевская эпоха», то обратили внимание на названия первого параграфа в старых и новых учебниках – «Начало нового царствования» в одном, и «Начало периода реакции » в другом. Почему изменилось название? – этот вопрос возник у нас, и мы решили попытаться дать собственную оценку «Николаевской эпохе» и личности Николая 1.

ВОПРОСЫ : Какие задачи пытался решить Александр 1?

Насколько ему это удалось?

Что же предстояло сделать новому императору?

    Выступления учащихся по фактам биографии.

ВЫВОДЫ:

Не готовили, не готовился и не был готов Николай 1 к роли государя. Чувство долга государя пришло к нему, лишь когда он стал императором. Ему приходилось учиться на ходу. Да и по своим взглядам он был далек от конституционных идей.

2-3 Просмотр видеофрагмента (цикл Российская империя), оценка событий и составление таблицы

ЭПОХА НИКОЛАЯ 1

События, говорящие о реформаторском курсе

События реакционного характера

1. Работа М.М.Сперанского и издание «Полного собрания законов Российской империи»

1. Жестокая расправа над декабристами, неустанная борьба с революционными идеями как внутри страны, так и за ее пределами.

2. Реформа управления государственной деревней П.Д.Киселева

2. Издание «чугунного» Устава о цензуре

3. Денежная реформа Е.Ф.Канкрина

3. Утверждение Ш отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии

4. Начало железнодорожного строительства (Петербург – Ц.Село)

4. «Теория официальной народности», сформулированная С.С.Уваровым

5. Открытие высших воено-технических учебных заведений- Петербургский технологический институт, Московское техническое училище, Академия Генерального штаба и др.

5.Установление военных судов для участников крестьянских восстаний

6. Устройство первых телеграфных линий в Петербурге

6. Запрещение принимать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения.

7. Начало создания церковно-приходских школ для мирян

7. Принятие нового университетского устава (ограничение автономии, полицейский контроль

8. Создание Пулковской обсерватории

8. Разгром Польского восстания, ликвидация польской конституции.

9. Ряд законов по крестьянскому вопросу: - запрещение продажи крестьян в розницу; запрещение покупки крестьян безземельными дворянами; разрешение отпускать на волю дворовых без земли.

Во время работы даются оценки событиям и фактам.

4. Сообщение о внешней политике Николая 1 (оценка как реакционной, возврат к принципам Священного союза – Россия – жандарм Европы).

УЧИТЕЛЬ

Внешнюю политику России нельзя оценивать так однозначно. Некоторые историки считают, что она была уверенной и продуманной вплоть до начала 1850-х годов. Так в 1826 году между Россией и Англией был подписан Петербургский протокол, к которому присоединилась Франция. Турецкому султану было предъявлено требование предоставить Греции автономию, и три державы заключили соглашение о коллективной защите Греции. Русско-турецкая война 1828-1829 года закончилась победой России, в результате которой Греция получила независимость, а Сербия, Молдавия и Валахия – автономию. По договору с Турцией 1833 года Россия получила право пользоваться Черноморскими проливами в военных целях. Россия подписала в 1951 году договор с Китаем на право устройства торговых факторий, а в 1855 году были установлены морские границы с Японией и подписан первый договор о мире и дружбе.

    Так кем же был Николай 1 - реформатор или реакционер? Наши мнения разошлись? А как оценивали Николая его современники (работа с документами). Как видите, и у современников не было единого мнения. Личность Николая была противоречива, как и его политика, но окончательные выводы мы сделаем после подведения итогов царствования.

ИТОГИ:

    Политика Николая 1 была направлена на сохранение и укрепление существующего самодержавно-бюрократического строя. Российское самодержавие при нем достигло своего расцвета, в то время как на западе государственный строй принимал конституционные формы.

    Большинство преобразований Николая 1 не были доведены до конца и не затронули основ самодержавия.

    Реформы проводились осторожно, в случае крайней необходимости и самый важный вопрос – крестьянский не был решен.

    Внешняя политика Николая 1 привела Россию к финансовому кризису и краху его надежд совместить Православное царство и европейскую державу.

    Эпоха Николая 1 обострила все недостатки российского общества и подготовила реформы нового царствования.

ВОПРОСЫ:

Кого мы называем реакционером?

Как можно назвать Николая 1?

ПОДВЕСТИ К ВЫВОДУ

Николай 1 не был реформатором, но и реакционером его назвать нельзя. Он был консерватором – сторонником сохранения и укрепления существующего строя.