Звонкие и глухие согласные звуки. Оформите лист для получения количества информации в разных единицах

Демонстрационный вариант

экзаменационной работы для проведения в 2010 году

государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ

обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования

Государственная (итоговая) аттестация 2010 года (в новой форме) по БИОЛОГИИ Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2010 года следует иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2010 году . Полный перечень элементов

Демонстрационный вариант содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2010 года, экзаменационной работы для проведения в 2010 году приведен в кодификаторе элементов содержания, размещенном на сайте www.fipi.ru. государственной (итоговой) аттестации (в новой форме)

по БИОЛОГИИ обучающихся, освоивших основные Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать общеобразовательные программы основного общего возможность любому участнику экзамена и широкой общественности образования составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии

оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в этот

вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и

правильности записи развернутого ответа.

Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию

подготовлен Федеральным государственным научным учреждением подготовки к сдаче экзамена по биологии.

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»


Демонстрационный вариант 2010 года

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 32 задания.

Часть 1 содержит 25 заданий (А1 – А25). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении задания части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа.

Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1 – В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 3 задания (С1 – С3), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1–А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

Пример какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Рембрандта «Уроки анатомии доктора Николаса Тюльпа», написанной в 1632 г.?

1) моделирование

2) эксперимент

3) наблюдение

4) измерение

Аналогом какой из клеточных структур можно считать жесткий диск компьютера?

1) лизосомы

3) рибосомы

4) комплекса Гольджи

1) питательные вещества 3) микроскопические споры

2) вода с минеральными солями 4) микроскопические семена

При проращивании семян необходимо

1) завернуть семена во влажную марлю и поместить в теплое место

2) положить семена в сосуд с водой и поставить в темное холодное место

3) насыпать сухие семена в пустой сосуд и оставить на свету при комнатной температуре

4) завернуть семена во влажную марлю и убрать в освещенное холодное место

На рисунке изображена ловчая сеть. Какое животное использует её для поимки жертвы?

1) виноградная улитка

2) паук крестовик

3) рак отшельник

4) стрекоза решетчатая

Важнейшими особенностями земноводных являются

1) жабры, боковая линия, наличие плавников

2) легкие, двухкамерное сердце, развитый передний мозг

3) голая кожа, трехкамерное сердце, наружное оплодотворение

4) разделение крови на венозную и артериальную, теплокровность

Цветковые – более высокоорганизованные растения, чем папоротники, так как у них в процессе эволюции появились

1) гаметы 3) придаточные корни

2) семена 4) листья разной формы

Какую из приведенных ниже тканей относят к животным?

1) образовательную 3) основную

2) проводящую 4) нервную

Для выработки условного рефлекса у собаки необходимо

1) давать команду и подкреплять ее выполнение пищей

2) давать пищу, после чего – команду

3) многократно давать команду, ничем ее не подкрепляя

4) давать пищу и наблюдать за выделением слюны


Какая из приведенных ситуаций может служить примером гуморальной регуляции дыхания?

1) чихание при раздражении рецепторов слизистой носа 2) задержка дыхания при вхождении в холодную воду

3) учащение дыхания после произвольной его задержки

4) задержка дыхания при вдыхании паров нашатырного спирта

При нарушении правил переливания крови от донора к реципиенту существует опасность гибели последнего, связанная с различием людей по

1) генетическому коду

2) числу клеток крови

3) количеству хромосом

4) строению белков крови

На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой буквой на ней обозначено правое предсердие?

Образование углекислого газа в организме человека происходит в

1) мышечных клетках

На рисунке изображен череп человека. Какой буквой на нем обозначена кость, защищающая зрительную зону коры головного мозга?

1) А 2) Б 3) В 4) Г

«Закладывание ушей» во время набора высоты авиалайнером возникает вследствие

1) чувства страха, испытываемого человеком перед полетом в самолете

2) изменения давления воздуха на барабанную перепонку

3) оттока крови от головы к нижним конечностям

4) быстрого перемещения жидкости в полостях внутреннего уха

Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует

1) приложить пузырь со льдом к поврежденному суставу 2) попытаться разработать поврежденный сустав

3) самостоятельно вправить вывих в поврежденном суставе

4) согреть поврежденный сустав

Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно?

1) растение ⇒ жук-листоед ⇒ пеночка-трещотка ⇒ ястреб

2) жук-листоед ⇒ растение ⇒ пеночка-трещотка ⇒ ястреб 3) ястреб ⇒ пеночка-трещотка ⇒ растение ⇒ жук-листоед 4) пеночка-трещотка ⇒ жук-листоед ⇒ растение ⇒ ястреб

Недостаток солей кальция во внутренней среде организма человека может сказаться на

1) функциях лейкоцитов и эритроцитов

2) скорости проведения нервных импульсов

3) функциях желудка и поджелудочной железы

4) свертывании крови и мышечном сокращении

На рисунке изображен отпечаток археоптерикса. Он является ископаемой переходной формой между древними

1) птицами и млекопитающими

2) пресмыкающимися и птицами

3) пресмыкающимися и млекопитающими

4) земноводными и птицами

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

На место пропуска в этой таблице следует вписать:

1) синтез жиров

2) транспорт веществ

3) синтез АТФ

4) деление клетки

Изучите график, отражающий рост личинки (нимфы) насекомого. В течение каких двух дней наблюдается максимальное увеличение размеров

животного?

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1–В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

Выберите в приведенном ниже списке три отличия растений от животных и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) наличие оформленных ядер в клетках организмов

2) множество одинаковых внешних органов

3) дыхание

4) малая подвижность

5) рост в течение всей жизни

6) гетеротрофный способ питания

Ответ: ______________________

Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителей хордовых животных, начиная с наибольшей. В ответе

запишите соответствующую последовательность букв.

А) Вид заяц-беляк

Б) Семейство Зайцы

В) Тип Хордовые

Г) Класс Млекопитающие

Д) Отряд Зайцеобразные

Ответ: ______________________

Установите соответствие между примерами и факторами среды, для которых они характерны. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите

элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ФАКТОРЫ СРЕДЫ

A) химический состав воды 1) биотический

Б) разнообразие растительного планктона 2) абиотический

В) влажность воздуха

Г) клубеньковые бактерии на корнях гороха

Д) скорость течения воды в реке

E) феромоны, выделяемые насекомыми

Впишите в таблицу выбранные цифры.

В4 Закончите составление текста на тему «Строение глаза», в котором даны первое (1) и последнее (10) предложения. Расположите приведенные в правой колонке таблицы восемь предложений в такой последовательности, чтобы текст получился логически связным. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

СТРОЕНИЕ ГЛАЗА

Первое и последнее предложения текста

Предложения для составления текста

1. Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

10. В ней находятся фоторецепторные клетки – палочки и колбочки.

2. Передняя часть склеры образована прозрачной роговицей. 3. Ее цвет определяется составом и количеством пигментов. 4. Глазное яблоко лежит в глазнице.

5. Следующую оболочку, выстилающую глазное дно, называют сетчаткой.

6. Оно имеет форму шара и состоит из трех оболочек и внутреннего ядра.

7. Наружная оболочка называется белочной, или склерой.

8. Средняя оболочка называется сосудистой, а ее передняя часть – радужкой.

9. Она защищает внутреннее ядро и сохраняет его форму.

Часть 3

Для ответов на задания С1–С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

Прочитайте текст «Происхождение живых существ» и выполните задания C2 C3.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

В XIX в. серьезный удар по теории самозарождения нанес Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Ученый сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил ее мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (ученый использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, ученые, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

C2 Заполните в таблице «Сравнительная характеристика экспериментов Ф. Реди

и Л. Пастера» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента .

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Ф. РЕДИ И Л. ПАСТЕРА


Система оценивания экзаменационной работы по биологии

Часть 1

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом.

За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

Часть 2

За полный правильный ответ на каждое из заданий В1–В4 ставится 2 балла. Если в заданиях В1–В3 допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл, если допущены 2 и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов. За ответ на задание В4 выставляется 1 балл, если на одной-двух любых позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов, если допущены 3 и более ошибок или ответ отсутствует.

Объясните, почему вредно носить тесную обувь, а в подростковом возрасте – и обувь на высоком каблуке.

Баллы

элементы :

1) В узкой обуви сдавлена стопа, перенапряжены мышцы, ухудшается кровообращение, появляются потертости кожи, усиливается потливость и возникает усталость ног.

2) В подростковом возрасте – в период интенсивного роста – обувь на высоком каблуке может привести к неправильному формированию скелета, нарушению осанки, возникновению плоскостопия.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Ответ включает два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок.

Ответ включает один–два элемента при наличии грубых биологических ошибок.

Ответ включает один из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

«ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ»

В средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки змею, рыбу, угря и кусок говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие – открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.

В XIX в. серьезный удар по теории самозарождения нанес Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Ученый сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил ее мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (ученый использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерии. Следовательно, ученые, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

Заполните в таблице «Сравнительная характеристика экспериментов Ф. Реди и Л. Пастера» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТОВ Ф.

РЕДИ И Л. ПАСТЕРА

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) Мясо и мясной бульон – питательные среды.

2) Мясо – среда для развития личинок мух.

3) Мясной бульон – среда для развития бактерий и спор грибов. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок.

Ответ включает два из названных выше элементов.

Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.

Ответ включает один любой из названных выше элементов и содержит негрубые биологические ошибки.

ИЛИ Ответ неправильный.

Максимальный балл

Международная организация дважды (в 2005 и 2015 гг.) проводила и стране Н. опрос совершеннолетних граждан, имеющих детей. Им задавали вопрос: «Допускаете ли вы использование физических на­казаний в качестве средства воспитания детей?» Результаты опросов представлены в таблице.

9. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.

1) Количество опрошенных, которые не смогли определить своё отношение к проблеме, с 2005 по 2015 гг. увеличилось.

2) Число родителей, считающих телесные наказания в отношении детей недопустимыми ни при каких обстоятельствах, в 2015 году увеличилось.

3) Количество сторонников телесных наказаний как наиболее действенного воспитательного метода сократилось в полтора раза.

4) Почти каждый четвёртый из опрошенных в 2005 году готов применять физическую силу по отношению к детям только осторожно и в особо серьёзных случаях.

5) В целом родители стали чаще применять телесные наказания в 2015 году, чем в 2005 году.

10. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опросов информации? Запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.

1) В семьях страны Н. происходит демократизация отношении между родителями и детьми, проявляющаяся в постепенном отказе от физических наказаний детей за непослушание.

2) Для успешного решения семейных проблем в стране необходи­мо развивать систему социального обеспечения семей пищей, одеждой, жильем.

3) Несмотря на положительную динамику применение телесных наказаний и сегодня имеет место в семьях страны Н.

4) Государство Н. должно разработать систему мер, гарантирующую и защищающую права детей, в том числе и от насилия со стороны родителей и воспитателей.

5) Проблема взаимоотношений родителей и детей является частной, она не терпит вмешательства со стороны государства и общества.

ВАРИАНТ4

1. Какое понятие выступает более общим (родовым) по отноше­нию к понятиям «семья», «государство», «церковь», «профсоюз»?

1) социальная структура 3) неформальная группа

2) социальная стратификация 4) социальный институт

2.Функция первичного социального контроля семьи проявляется в

1) ведении совместного хозяйства

2) заботе о здоровье и развитии детей

3) применении моральных санкций за нарушение норм членами семьи

4) наделении её членов первичным социальным статусом

3.Выпускник вуза работает инженером-технологом. В процессе

труда он приобрёл очень важные профессиональные навыки, научился принимать решения, руководить людьми. Данный пример иллюстрирует

1) социальную адаптацию 3) социальный контроль

2) социальную мобильность 4) социальную стратификацию

4.Перед вами таблица, содержащая статистические данные о распределении численности населения страны Z по при­знаку пола и месту проживания на 1 сентября 2015 года. Про­анализируйте информацию. Какой вывод можно сделать на основе таблицы?

1) больше всего женщин страны Z проживает в сельской местности

2) больше всего одиноких женщин проживает в городах

4) в сельском хозяйстве преобладает мужской труд

5.Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Несовпадение интересов различных социальных групп можно привести к конфликту.

Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6.В приведённом ниже списке указаны черты сходства традиционной и партнёрской семей и их различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем - черт различия.

1) выполняет репродуктивную функцию

2) жёсткое разделение обязанностей на мужские и женские

3) является институтом первичной социализации человека

4) предполагается равноправие супругов в распоряжении семейным бюджетом, в решении вопросов воспитания детей

7.Установите соответствие между примерами межнациональных отношений и названиями тенденций в их развитии: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позиции из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г

8.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение ко­торого отмечено буквой.

(А) Макс Вебер выделил три компонента неравенства: богатство, престиж, власть. (Б) Он считал, что они, с одной стороны, являют­ся взаимосвязанными, а с другой, - независимыми. (В) С точки зрения Вебера, богатство играет важную роль, но не менее важен престиж, который может совершенно не зависеть от богатства. (Г) Власть - это способность человека или группы проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определённую политику даже вопреки возражениям со стороны других людей или групп.

А Б В " Г

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задания 9 и 10.

В стране А. социологической службой дважды (в 2010 и 2015 гг.) Был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали во­прос: «Удовлетворены ли вы работой государственных учреждений здравоохранения?» Результаты опроса представлены в виде таблицы.

9.Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которым они указаны, в порядке возрастания.

1) Большинство респондентов в 2015 году не смогли определить своего отношения к данной проблеме.

2) Число жителей страны А., которых устраивает уровень работы государственной медицины, в 2015 году возросло.

3) По мнению абсолютного большинства участников опроса, ра­боту государственных медицинских учреждений можно оценить отрицательно как в 2010, так и в 2015 году.

4) Участники опроса проявили интерес к изучаемой социологами проблеме, ответив на их вопросы.

5) В 2010 году женщины гораздо выше оценивали работу государственных медицинских учреждений, чем мужчины в 2015

10.Результаты опроса, отражённые в таблице, были опублико­ваны и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.

1) В общественном настроении преобладает отрицательное от­ношение к деятельности государственных учреждений здравоохранения.

2) Уровень обслуживания пациентов частных клиник значительно выше, чем государственных учреждений.

3) Правительству необходимо разработать ряд мер, способствую­щих повышению качества услуг, оказываемых государственны­ми медицинскими учреждениями.

4) Система государственного здравоохранения требует повышен­ной заботы и финансирования со стороны органов государ­ственной власти.

5) Через десять лет в стране А. не останется бесплатных государ­ственных медицинских учреждений.

Для ответов на задания 29-32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Животные - герои Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война - сложнейший период в истории нашей страны. Именно в это время наиболее ярко проявились такие качества, как отвага, дружба, взаимопомощь, мужество.

Они были присущи не только людям, но и их друзьям - животным.

Не многие знают об этих четвероногих героях, спасших сотни тысяч человеческих жизней. Возможно, некоторые ветераны Великой Отечественной войны остались живы только благодаря их отличной работе и беспрекословному исполнению своего долга - помогать человеку в любой ситуации, даже если она будет стоить им жизни.

В нашей армии собаки несли самую разную службу. Были ездовые собаки, подвозившие боеприпасы и увозившие в тыл раненых солдат. За годы войны собаками было вывезено с линии огня около 700 тысяч раненых и доставлено к фронту около 3500 тонн боеприпасов.

Служили собаки-связисты, доставлявшие важные поручения и донесения через самое пекло боевых действий. За годы войны ими было выполнено более 120 тысяч подобных заданий. На освобожденных территориях одной из самых востребованных была профессия собаки-сапера. Благодаря им было обнаружено и обезврежено около 4 миллионов мин и фугасов, спасены десятки тысяч человеческих жизней.

Собаки-санитары отыскивали в лесах и болотах наших раненых бойцов и приводили к ним медпомощь. К тому же они носили на себе небольшие рюкзачки со всем необходимым для оказания первой медицинской помощи.

В самые трудные дни для нашей Родины, когда фашистские танки рвались к Москве, а противотанковых орудий не хватало, в бой вступали собаки - истребители танков. Этих собак готовили к одному-единственному заданию в их жизни - подрыву вражеского танка. Для этого их тренировали не бояться бросаться под движущиеся танки. Перед заданием на них надевали специальный ранец со взрывчаткой. Таким способом за время войны было уничтожено около 300 вражеских танков.

Собаки диверсионной службы занимались подрывом мостов и движущихся на фронт нацистских поездов с бронетехникой и боеприпасами.

Единственной собакой, награжденной медалью «За боевые заслуги», была овчарка Джульбарс. Благодаря его отличному чутью было обезврежено 7468 мин и более 150 снарядов на территории Чехословакии, Австрии, Румынии и Венгрии, освобожденных от фашистов советскими войсками. Джульбарс также участвовал в разминировании дворцов над Дунаем, соборов Вены и замков Праги.

В мае 1945 года Джульбарс получил ранение и не мог самостоятельно пройти в составе школы военных собак на Параде Победы. Об этом доложили командующему парадом Константину Рокоссовскому, а он поставил об этом в известность Иосифа Сталина. Верховный главнокомандующий отдал приказ.

На кадрах кинохроники Парада Победы запечатлен идущий строевым шагом командир 37-го отдельного батальона разминирования, кинолог, майор Александр Мазовер. На руках он нес своего боевого товарища - Джульбарса.

1) Сколько наших раненых бойцов было спасено собаками-санитарами?

2) В каких освобожденных странах обезвредил тысячи мин Джульбарс?

3) Сколько мин и фугасов было обнаружено собаками-саперами?

Показать ответ

1) Около 700 тысяч.

2) В Чехословакии, Австрии, Румынии и Венгрии.

3) Около 4 миллионов мин и фугасов.

Пользуясь таблицей «Распределение групп крови по системе АВО у разных народов», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Распределение групп крови по системе АВО у разных народов, %

1) У какой народности чаще других встречается четвёртая группа крови?

2) Какие две группы крови встречаются чаще других?

3) Какая народность является исключением из этого правила?

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) у японцев чаще других встречается четвёртая группа крови;

2) первая и вторая группы крови встречаются чаще других;

3) исключением из этого правила являются индийцы, у которых чаще встречается третья группа крови.

Рассмотрите таблицы и выполните задания 31 и 32.

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия

Энергозатраты при различных видах физической активности

По утрам Василиса занимается верховой ездой в течение двух часов. Какой заказ надо сделать Василисе днём в кафетерии, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки, отдавая предпочтения блюдам с наибольшим содержанием белков и овощным блюдам? Учтите, что Василиса обязательно закажет апельсиновый сок и чай с сахаром (две чайные ложки).

При ответе на вопрос используйте данные таблиц.

Упражнение 17, с. 10

17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую - буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.

Глухие → ч → х → ш → с → т → ц → к → щ → п → ф

Звонкие → й → л → н → р → з → м → д → б → ж → г → в

  • Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами

ч - [ч’] м - [м], [м’], й - [й’] т - [т], [т’]

Упражнение 18, с. 10

18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.

Такой на улице мороз -
Я, как сосулька, весь п ромёрз .

Л. Яковлев

  • Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.

Упражнение 19, с. 11

19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.

1. Глухой согласный звук состоит из шума.
2. Звонкий согласный звук состоит из шума и голоса .

Упражнение 20, с. 11

20. Впишите в "домик" пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

  • Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.

Упражнение 21, с. 11

21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.

Алфавит , вдруг , город , завод , карандаш , класс , молоток , мороз , народ , обед , платок , рисунок , ученик , язык .

Упражнение 22, с. 12

22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?

Парные согласные - самые опасные!
В корне ты их проверяй -
Рядом гласный подставляй!

Речь идёт о правиле правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Такие согласные названы "опасными", потому что мы можем выбрать неправильную букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова перед другим парным согласным. Это "ошибкоопасные" места, или орфограмма.

Упражнение 23, с. 12

23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Будет хлеб , будет и обед . 2. Был бы пирог , найдётся и едок . 3. Кто ленив , тот и сонлив . 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медвед ь неуклюж , да дюж.

  • Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

Хлеб (хлеба), обед (обеды), пирог (пироги), едок (едоки), ленив (ленивый), сонлив (сонливый), некрасив (некрасивый), хорош (хороший), медвед ь (медведи), неуклюж (неуклюжий).

Упражнение 24, с. 12

24. Прочитайте.

Скрипит мороз . Сердит мороз .
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб , и дуб замёрз .
Насквоз ь продрогли ёлки.

Г. Волжина

  • Выберите для каждого слова правильную букву из скобок, подчеркните её. Запишите эти слова.

Мороз , снег , вяз , озяб , дуб , замёрз , насквоз ь.

Упражнение 25, с. 13

25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.

Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты,
А пёс бульдог по кличк е Дог
Идёт полить цветы.
Берёт пирог старушка Фогг
И ча ю с молоком,
А пёс бульдог по кличк е Дог -
В ней рядом за столом.

  • Как вы думаете, что в этих строках правда?

Правда:
Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты...
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком...
Строчки про бульдога - небылица.

  • Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.

Упражнение 26, с. 13

26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.

чá[ш]ка - чáш ка укá[с]ка - укáз ка
лó[ш]ка - лóж ка кá[с]ка - кáс ка
лá[ф]ка - лáв ка лó[к]ти - лóк ти
кó[ф]та - кóф та кó[к]ти - кóг ти
шá[п]ка - шáп ка лó[т]ка - лóд ка
шý[п]ка - шýб ка щё[т]ка - щёт ка

  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.

Чаш ка (чашечка), лож ка (ложечка), лав ка (лавочка), коф та - словарное слово, надо запомнить, шап ка (шапочка), шуб ка (шубы), указ ка (указочка), кас ка (касочка), лок ти (локотки), ког ти (коготки), лод ка (лодочка), щёт ка (щёточка).

Упражнение 27, с. 14

27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.

Нóг ти, загáд ка, скóльз кий, моркóвный, моркóв ка, рóб кий, сторóж ка, рóбок, скользи́ть, нóготь, сторожи́ть, загáдывать.

  • Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.

(Рóб ок) рóб кий, (сторож и́ть) сторóж ка, (загáд ывать) загáд ка, (нóг оть) нóг ти, (скольз и́ть) скóльз кий, (моркóв ный) моркóв ка.

Упражнение 28, с. 14

28 . Прочитайте. Назовите сказки.

1. З олушк а , убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.
2. Б елос нежк а очень подружилась с семью гномами.

  • Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Упражнение 29, с. 15

29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.

Дуб ки́ - дубы́, я́год ка - я́годы.
Лóв кий - лóвок, бли́з кий - бли́зок.
Лóж ка - лóжечка, булáв ка - булáвочка.
Прóс ьба - проси́ть, сторóж ка - сторожи́ть.
Вéжлив - вéжливый, хорóш - хорóший.

  • Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.

Упражнение 30, с. 15

30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.

Я круглый, я глад кий
И на вкус приятно слад кий.
Знает каждый карапуз ,
Что зовут меня .

Упражнение 31, с. 15

31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Сли́в ки, голуб цы́, пирож ки́, водолáз .
2. Вдруг , блýз ка, сапóж ки, рубáш ка.

Лишние слова - водолаз , вдруг , так как орфограмма на конце слова, а в остальных - в корне слова.

  • Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

Упражнение 32, с. 16

32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

Б? П?
Дуб , шуруп , ошиб ка, кноп ка, гиб кий.
Г? К?
Айсберг , цирк , лёг кий, юг , мяг кий.
В? Ф?
Остров , жираф , коф та, лов кий, клюв .
Д? Т?
Йод , взгляд , клет ка, загад ка, крот .
Ж? Ш?
Чиж , вареж ка, ёрш , лягуш ка, книж ка.
З? С?
Груз , соус , салаз ки, мас ка, сказ ка.

Упражнение 33, с. 16

33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. У каждого дерева свой плод . По реке плывёт плот .
2. В руках у мальчика прут . В деревне глубокий пруд .
3. Красив летом цветущий луг . На грядке вырос зелёный лук .
4. На клумбе рос куст алых роз .

  • Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.

В каждой паре слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Упражнение 34, с. 17

34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.

  • Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.

Мы подбирали такие проверочные слова для слов с безударным гласным звуком, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. Для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова мы подобрали однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком.

Упражнение 35, с. 17

35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.

1. Сам худ , го ло ва с пуд , как ударит - крепко станет. (М о л о т о к)
2. Не снег , не лёд , а сере бром де ревья убе рёт. (И н е й)

  • Подчеркните в словах орфограммы.

Упражнение 36, с. 18

36. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Январь

Я люблю тебя, Я нварь!
Для меня ты меся ц лучший -
Мо ло дой, бо льшой, скри пучий,
Зо ло тистый, как янтáрь !
Солнце, снег , о гонь, мо роз -
Пламя белое бе рёз !

С. Козлов

  • Согласны ли вы с мнением автора? Что означает слово янтарь?

Янтарь - окаменевшая смола, жёлто-бурого или золотистого цвета.

  • Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.

Подчёркнутые орфограммы мы не можем объяснить, потому что это безударные гласные звуки в корне, которые проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.

Упражнение 37, с. 18

37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Лёг кий мо роз , бо льшой сугроб , сере бристый ине й, Сне гурочка, сне гопад, Дед Мо роз , пуши стые сне жи нки, мяг кий снег , ко ньки, глад кий лёд , сне говик.

  • Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?

Тема зимы связывает эти слова и сочетания слов.

  • Составьте устно текст на эту тему.

На улице стоял лёгкий мороз. Вчерашний снегопад укутал город мягким снегом, крыши домов искрились от серебристого инея. Вьюга намела большие сугробы.
Дети не могли усидеть дома. Надев новые коньки, с самого утра рисовали узоры на гладком льду. Малыши играли в снежки и лепили снеговика.
Пушистые снежинки весело кружились, как дети в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Звонкие и глухие согласные звуки

4.6 (92.73%) от 11 голосующих

Прочитай текст

В таёжных лесах на зелёных полянках можно встретить маленьких зверьков, оживляющих лесную глушь и тишину.

Эти зверьки – бурундуки. Они проворные и ловкие. Зверек похож на маленькую белку. По размерам бурундук меньше белки (длина тела белки вместе с хвостом – около 35 см). Длина его тела – около 12 см, а хвоста – 10 см. Бурундук очень симпатичный зверёк: сам маленький, рыженький, с чёрными продольными полосками на мордочке и спине и с шикарным хвостом. Живёт под деревьями, в земляных норах. В этих норах он устраивает кладовые, где прячет зимние запасы: кедровые орехи , хлебные зёрна , семена трав . Но часто зверёк для своих домиков выбирает дупла деревьев.

Натуралисты рассказывают, что бурундуки часто приходят к жилью человека, чтобы полакомиться зёрнами подсолнуха. Он шустро залезает на шляпку цветка и принимается за работу. Зверёк хлопотливо выдёргивает передними лапками из гнёзд зёрна спелого подсолнуха и набивает ими защечные мешки.

Бурундук спит с декабря по март месяц. Питаясь готовыми запасами, быстро восстанавливает свои силы.

Быстрый бурундук всегда находится в движении. Он бегает по сучьям деревьев, по кучам хвороста, сложенного в лесу.

У бурундука в лесу много врагов. Его уничтожают ястребы и мелкие хищники: куница, хорёк, горностай, соболь, а кладовые этого запасливого зверька находят и разоряют медведи.

https://pandia.ru/text/79/095/images/image004_150.jpg" width="226" height="173">DIV_ADBLOCK278">


https://pandia.ru/text/79/095/images/image008_103.jpg" width="299" height="211 src=">

Бурундук в дупле подсолнух

Выполни задания

Задание 1. Выбери заголовок, подходящий к тексту, подчеркни его:

«Проворные зверьки», «Бурундук», «Бурундук и белка»,

«В таёжных лесах».

Задание 2. Выбери и подчеркни утверждение, которое считаешь верным:

1) «Бурундук» – это стихотворение,

2) «Бурундук» – это сказка,

3) «Бурундук» – это научный текст.

Задание 3. Ответь на вопросы и выполни задания:

Где живёт бурундук? _____________________________ _________________ .

Чем питается этот зверёк? _______________________ ________________ .

Перечисли врагов бурундука: ____________________________________ .

Бурундук какой? _____________________________________________________.

Задание 4. Соедини стрелками объекты природы с соответствующим словом-понятием:

неживая

природа

птица

животное

растения

нора

д упло

Задание 5.

1) Выпиши выделенное предложение, подчеркни главные члены предложения.

_______________________________________________ ____________________.

2) Выпиши подчеркнутые слова и раздели для переноса: ________________________________________________ _________________ .

3)Выпиши выделенные слова, обозначь орфограммы: _____________________________________________________________________.

Задание 6.

1) Напиши сколько, букв и звуков в словах.

з в е р ь к и - … букв, … звуков

я с т р е б - … букв, … звуков

т и ш и на - … букв, … звуков

2) Подчеркни в записанных словах буквы мягких согласных звуков.

3) Раздели эти слова вертикальной чертой на слоги.

Задание 7.

Найди в таблице нужные данные(рядом поставь знак +) и вычисли, сколько дней спит бурундук.

сен-тябрь

Задание 8.

Вычисли, какова длина тела бурундука вместе с хвостом.

Ответ: _____________________

Задание 9.

На сколько длина бурундука меньше длины белки? Вырази ответ в дециметрах и сантиметрах.

Задание 10.

Начерти отрезки длиной 12см и 10см. На сколько сантиметров первый отрезок длиннее второго?

Полное название разработки

Интегрированная контрольная работа. 2 класс.

Цель использования разработки

Оценка сформированности общеучебных умений и и умений работать с текстом, способов деятельности учащихся к концу второго года обучения.

Краткая инструкция

Работа состоит из 10 заданий. Все данные для выполнения заданий есть в тексте. Каждое задание содержит вопрос или группы вопросов, диагностирующие овладение отдельными умениями, включенными в программный материал для второго класса. Отбор контекста заданий осуществляется таким образом, чтобы содержание отдельных вопросов опиралось на немее чем на два предмета начального общего образования , но при этом не превышало трех предметов.


Примерное время на выполнение заданий составляет 2-4 минуты. На выполнение всей работы отводится 45 минут.

Задание 1.

Предмет: .

Раздел: Техника и культура чтения. Понимание прочитанного.

Правильный ответ: «Бурундук»

Интерпретация результатов

Задание 2.

Предмет:

Раздел: Техника и культура чтения.

Правильный ответ: «Бурундук»- это научный текст

Коды оценки возможных ответов учащихся:

2 балла – дан правильный ответ

0 баллов – ответ не правильный.

Интерпретация результатов

2 балла – ученик достиг уровня базовой подготовки;

0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Задание 3.

Вопрос 1

Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (природа)

ЧТЕНИЕ (Читательская компетенция)

Разделы:

Оценивается знание детьми отличительных особенностей объектов живой и неживой природы, характерных особенностей некоторых животных, а также умение внимательно читать текст задания.

Правильный ответ – в земляных норах, в дуплах деревьев.

2 балла – написаны 2 словосочетания;

1 балл – написано 1 словосочетание;

Интерпретация результатов

Вопрос 2

Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (природа)

ЧТЕНИЕ (Читательская компетенция)

Разделы: природные объекты, работа с текстом

Правильный ответ – кедровые орехи, хлебные зёрна, семена трав, зёрна подсолнуха.

Коды оценки возможных ответов учащихся

2 балла – написаны все 4 словосочетания;

1 балл – написаны 2-3 словосочетания;

0 баллов – дан иной ответ, или задание не выполнялось.

Интерпретация результатов

2 балла – ученик достиг высоких уровней подготовки и развития по окружающему миру и чтению;

1 балл – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки по окружающему миру;

0 баллов – результат не подлежит интерпретации.

Вопрос 3

Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (природа)

ЧТЕНИЕ (Читательская компетенция)

Разделы: природные объекты, работа с текстом

Оценивается знание детьми содержания почитанного текста, характерных особенностей некоторых животных, а также умение внимательно читать текст.

Правильный ответ – ястреб, куница, хорёк, горностай, соболь, медведь

Коды оценки возможных ответов учащихся

2 балла – написаны все 6 слов;

1 балл – написаны 4-5 слов;

0 баллов – дан иной ответ, или задание не выполнялось.

Интерпретация результатов

2 балла – ученик достиг высоких уровней подготовки и развития по окружающему миру и чтению;

1 балл – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки по окружающему миру;

0 баллов – результат не подлежит интерпретации.

Задание 4.

Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Раздел: природные объекты

Оценивается умение классифицировать природные объекты, используя родо - видовые понятия.

Правильный ответ:

«Неживая природа» соединено 3 объекта: гнездо, дупло, норка;

«Растение» – 3 объекта: подсолнух, дерево, цветок;

«Животное» – 4 объекта: бурундук, белка, медведь;

«Птица» – 1 объект: ястреб;

Коды оценки возможных ответов учащихся

3 балла – на рисунке верно изображены все 10 стрелок;

2 балла – на рисунке верно изображены от 7 до 10 стрелок и при этом отсутствуют ошибки в классификации;

1 балл – на рисунке изображены 7 и более стрелок, при этом может быть допущена 1 ошибка в классификации;

0 баллов – на рисунке верно изображено менее 7 стрелок, или задание не выполнялось.

Интерпретация результатов

3 или 2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;

0 баллов – результат не подлежит интерпретации.

Задание 5.

Вопрос 1.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК. ЧТЕНИЕ

Раздел:

Оценивается умение найти в тексте подчёркнутое предложение, списать правильно, без ошибок и искажения букв; найти и подчеркнуть главные члены предложения.

Правильный ответ: Бурундук спит с декабря по март месяц.

Коды оценки возможных ответов учащихся

2 балла найдено и списано верно, без ошибок, пропусков, искажения букв, без исправлений предложение; подчеркнуты главные члены предложения;

1 балл – дан частичный верный ответ: найдено и списано верно, без ошибок, пропусков, искажения букв, без исправлений выделенное предложение; подчеркнуто один из главных членов предложения;

0 баллов –в списанном предложении допущены ошибки, пропуски, искажения букв или исправления; не найдены главные члены предложения.

Интерпретация результатов

1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки по чтению, но не достиг уровня базовой подготовки по русскому языку ;

Вопрос 2.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК. ЧТЕНИЕ

Раздел: правописание, техника и навыки письма, работа с текстом

Оценивается умение найти в тексте подчёркнутые слова, списать правильно, без ошибок и искажения букв; разделить для переноса.

Правильный ответ: правильно найдены все 4 слова и разделены для переноса – оре-хи, зер-на, се-ме-на, трав.

Коды оценки возможных ответов учащихся

2 балла – найдены и разделены для переноса все 4 слова правильно;

1 балл – дан частичный верный ответ: найдены все слова, но 1-2 слова разделены не правильно;

0 баллов – найдено меньше 3 слов или в списанных словах допущены ошибки, пропуски, искажения букв или исправления; допущены ошибки при переносе

Интерпретация результатов

2 балла – ученик достиг уровней базовой подготовки по обоим предметам;

Вопрос 3.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК. ЧТЕНИЕ

Раздел: правописание, техника и навыки письма, работа с текстом

Оценивается умение найти в тексте выделенные слова, списать их правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв; обозначать орфограммы.

Правильный ответ: правильно выписаны все 5 слов – на мордочке , спи не, жи вёт, на шляп ку, меш ки.

Коды оценки возможных ответов учащихся

2 балла – найдены и списаны верно, без ошибок, пропусков, искажения букв, без исправлений все 5 слов; обозначены все орфограммы;

1 балл – дан частичный верный ответ: найдены и списаны верно, без ошибок, пропусков, искажения букв, без исправлений все 5 слов; обозначены не все орфограммы;

0 баллов – найдено меньше 5 слов или в списанных словах допущены ошибки, пропуски, искажения букв или исправления; орфограммы не обозначены.

Интерпретация результатов

2 балла – ученик достиг уровней базовой подготовки по обоим предметам;

1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки по чтению, но не достиг уровня базовой подготовки по русскому языку;

0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки ни по одному из предметов.

Задание 6.

Вопрос 1.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК, ЧТЕНИЕ

Оценивается умение устанавливать звукобуквенные связи, соотносить количество букв и звуков в слове.

Правильный ответ:

зверьки – 7 букв, 6 звуков;

ястреб – 6 букв, 7 звуков;

тишина – 6 букв, 6 звуков.

Коды оценки возможных ответов учащихся

2 балла – не допущено ни одной ошибки;

1 балл – допущено не более 1 ошибки;

0 баллов –допущено более 1 ошибки.

Интерпретация результатов

2 балла – ученик достиг уровней базовой подготовки по обоим предметам;

1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки по чтению, но не достиг уровня базовой подготовки по русскому языку;

0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки ни по одному из предметов.

Вопрос 2.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

Раздел: фонетика

Оценивается знание способов обозначение мягкости согласных при письме.

Правильный ответ: в словах подчеркнуты 5 букв – зв ер ьк и, ястр еб, т ишина.

Коды оценки возможных ответов учащихся

1 балл – подчеркнуты 5 или 4 буквы;

0 баллов – подчеркнуто меньше 4 букв.

Интерпретация результатов

1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Вопрос 3.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

Раздел: фонетика

Оценивается умение делить слова на слоги.

Правильный ответ: зверь/ки, я/стреб, ти/ши/на

Коды оценки возможных ответов учащихся

1 балл – все три слова разделены на слоги верно;

0 баллов – разделены на слоги меньше 2 слов, или допущена хотя бы одна ошибка.

Интерпретация результатов

1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Задание 7.

Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (природа)

МАТЕМАТИКА (арифметика)

Разделы: времена года - весна, сложение двузначных чисел.

Оценивается знание детьми названий весенних месяцев и умение решать примеры на сложение.

Правильный ответ: 31+31+28+31= 121(д).

Ответ: 121 дней спит бурундук.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

2 балла – дан ответ: отмечены все месяцы; правильно найден ответ;

1 балл – дан частичный верный ответ: отмечены все месяцы; результат сложения неверный;

Интерпретация результатов

2 балла – ученик достиг уровней базовой подготовки по обоим предметам;

0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки ни по одному из предметов.

Задание 8.

Предмет:

Разделы: природные объекты, арифметические действия

Оценивается знание детьми особенностей размера бурундука, умение составлять выражение по данным из текста.

Правильный ответ – 22 сантиметра.

Коды оценки возможных ответов учащихся

2 балла – дан ответ: 22 сантиметра;

1 балл – дан частичный верный ответ: только 22 ;

0 баллов – дан иной ответ, или ответ отсутствует.

Интерпретация результатов

2 балла – ученик достиг уровней базовой подготовки по обоим предметам;

1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки по окружающему миру, но не достиг уровня базовой подготовки по математике;

0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки ни по одному из предметов.

Задание 9.

Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (природа), МАТЕМАТИКА (арифметика)

Разделы: природные объекты, отношение между величинами

Оценивается знание детьми сравнительных особенностей размера тела бурундука и белки.

Правильный ответ:

35 – 22 = 13 (см). На 13 сантиметров меньше; 1 дм 3 см.

Коды оценки возможных ответов учащихся

2 балла – дан ответ: меньше на 13см; правильно указаны единицы измерения .

1 балл – дан частичный верный ответ: (меньше) и/или только 13; указано верно одно из единиц измерения.

0 баллов – дан иной ответ, или ответ отсутствует.

Интерпретация результатов

2 балла – ученик достиг уровней базовой подготовки по обоим предметам;

1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки по окружающему миру, но не достиг уровня базовой подготовки по математике;

0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки ни по одному из предметов.

Задание 10. Предмет: МАТЕМАТИКА (арифметика и геометрия)

Раздел: арифметические действия, сравнения величин, вычисление

Оценивается умение пользоваться линейкой, чертить отрезки, сравнивать и выполнить действие вычитания.

Правильный ответ: на 2 см.

Коды оценки возможных ответов учащихся

1 балл – выполнен чертёж двух отрезков, дан ответ 2;

0 баллов – дан иной ответ, или ответ отсутствует.

Интерпретация результатов

1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Учитель вправе оказать ребенку любую помощь, о которой тот его попросит , вплоть до прямого объяснения значения незнакомого слова, но по собственной инициативе помощь не предлагать , даже через наводящие вопросы типа: «Может быть, дать тебе какой-нибудь словарь? ». Однако, если ребенок пытается отвлечь соседей, можно у него спросить: «Ты что-то хотел узнать? Спроси лучше у меня ».

Результаты выполнения детьми итоговой проверочной работы заносятся учителем в базу данных или в таблицу Excel. Затем ответы кодируются и интерпретируются так, как это подробно описано выше. (Примеры соответствующих таблиц см. далее).

По результатам итоговой проверочной работы учитель может не только относительно объективно оценить уровень подготовки каждого ученика и выявить группы риска, но и оценить эффективность собственного процесса обучения и принять необходимые меры для коррекции.

С помощью данной работы возможно оценить и отдельные важнейшие аспекты обучения по отдельным предметам.

Таблица 1. Фиксация результатов выполнения итоговой комплексной проверочной работы. 2 кл.

Задание 1:

Чтение , понимание прочитанного

Задание 2:

Чтение, ОМ : жанр произведения

Задание 3

Задание 4

ОМ: объекты природы

Задание 5

ОМ, природные объекты чтение. , работа с текстом

ОМ: объекты природы

чтение. , работа с текстом

ОМ : объекты п чтение. , работа с текстом

Русский язык : правописание, техника письм чтение. , работа с текстом

Русский язык : правописание, техника письм чтение работа с текстом

Русский язык : правописание, техника письм чтение работа с текстом

Правильный ответ

Правильный ответ

(словосочетание)

ответ (словосочетание)

ответ (число, слово)

кол-во стрелок

Найденное предложение и гл. члены предложения

кол-во слов, перенос

кол-во слови орфограмм и ошибок

Задание 6,

Задание 7:

Матем. Сложение двузначных часел.

ОМ : времена года

Задание 8:

Матем. Арифметические действия

ОМ : Природные объекты

Задание 9

Матем. Отношение между величинами

ОМ : Природные объекты

Задание 10

Матем. Геометрический материал,

Русский язык : звуко-буквенные связи

вопрос 2: Русский язык : фонетика

вопрос 3: Русский язык : фонетика

кол-во ошибок

Кол-во мягких согл. звуков

Кол-во слогов

Количество дней

Длина бурундука

Сравнение величин

Сравнение длин отрезков