Буква и звук. Алфавит

Русская графика. Состав русского алфавита. Буквы и звуки. Основные принципы русской графики. Русская орфография, ее принципы. Слитные, дефисные и раздельные написания в русском языке. Правила переноса слов. Правила употребления прописных и строчных букв.

Русская графика

Графикой называется совокупность средств, используемых для письменной фиксации речи. Главными средствами рус­ской графики являются буквы, объединенные в алфавит. Буква - это письменный или печатный графический знак, служащий для передачи звуков на письме. Графика определя­ет способы обозначения звуков на письме и звуковое значение каждой буквы.

Кроме букв, используются также небуквенные графи­ческие средства: пробелы между словами, черточка (дефис), знак ударения, апостроф, знак параграфа и некоторые дру­гие.

Состав русского алфавита

Совокупность букв, расположенных в определенном по­рядке, называется алфавитом. Русский алфавит сложился на основе старославянской азбуки (кириллицы), введенной вели­кими славянскими просветителями монахами Кириллом и Ме-фодием в IX в. н. э. В современном русском алфавите 33 буквы. Различаются согласные, гласные и безгласные буквы.

Согласными буквами обозначаются на письме соглас­ные звуки; Согласных букв в русском алфавите 21 (включая букву и, ко­торая обозначает сонорный согласный звук [j] «йот»).

Гласными буквами обозначаются на письме гласные звуки Гласных букв в русском алфавите 10: а, о, у, э, и, ы, а также е, ё, ю, я.

Последние четыре из перечисленных букв называются йотированными. Они имеют двойное значение. Если йотированная гласная буква употребляется в начале слова (ель, ёлка, юла, яблоко), или после любой гласной буквы (при­ехали, моё, греют, стая), или после букв ъ и ь (съезд, подъ­ём, льют, рьяный), то она обозначает два звука - согласный звук «йот» и гласный звук: Если йотированная гласная буква употреблена после соглас­ной буквы, то она обозначает только один гласный звук, а до­полнительно указывает на мягкость предшествующего со­гласного звука: лес [л"эс], мёд [м"от].

Буквы ъ и ь, которые никаких звуков не обозначают, назы­ваются безгласными. Они используются как раздели­тельные знаки, отделяющие йотированную букву от согласно­го. Кроме того, буква ь используется для обозначения мягкости предшествующего согласного (мол - моль), а также в правописании для разли­чения типов склонения (мышь - 3-е склонение, ср.: шалаш - 2-е склонение) и некоторых грамматических форм (идёшь - 2-е л. ед. ч. изъявительного наклонения; ешь - повелительное наклонение).

Буквы и звуки

В составе современной русской графики лежит алфавит, изобретенный для славянской письменности и тщательно разработанный для старославянского языка, который около тысячи лет назад являлся литературным языком всех славянских народов. Вполне естественно, что старославянский алфавит не мог полностью соответствовать тогдашней звуковой системе русского языка. В частности, в старославянском алфавите были буквы для обозначения таких звуков, каких не было в русском языке, например: [юс большой], [юс малый]. Так возникло расхождение между устным языком и письменным.

За тысячелетний период своего существования русская графика подвергалась лишь частичным усовершенствованиям, в то время как звуковая система живого русского языка непрерывно, хотя не всегда заметно, изменялась. Вследствие этого взаимоотношения между русской графикой и звуковой системой русского языка к нашему времени оказались лишенными полного соответствия: не все произносимые в различных фонетических положениях звуки обозначаются на письме особыми буквами.

Звук и буква

Звук - это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. Буква является графическим обозначением звука на письме, то есть некоторой совокупностью линий, рисунком.

Термины «звук» и «буква» недопустимо смешивать. Слова что и кто различаются звуками [ш] и [к], а не буквами. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются. Иные соотношения невозможны: букву нельзя произнести, пропеть, проговорить, продекламировать, ее невозможно и услышать. Буквы не бывают ни твердыми, ни мягкими, ни глухими, ни звонкими, ни ударными, ни безударными. Все приведенные характеристики относятся к звукам. Это звуки являются языковыми единицами, буквы же принадлежат алфавиту и к описанию языковых закономерностей чаще всего не имеют отношения . Именно качество звука определяет выбор буквы,а не наоборот. Звуки есть в любом языке независимо от того, имеет он письменность или нет.

В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения) звук сам по себе не имеет значения . В то же время существование звуков неразрывно связано со значимыми единицами. Функция звуков в языке нацелена на обеспечение возможности общения между людьми и сводится к формированию и различению морфем и слов.

Определяя различительную способность звуков, важно понять, в каких позициях они встречаются. Позицией называются условия произношения звуков, задаваемые их положением по отношению к соседним звукам, к ударному слогу, к началу/концу слова. Различать слова (морфемы) могут лишь те звуки, которые обладают способностью встречаться в одной позиции. Разница в произношении таких звуков замечается носителями языка в отличие от остальных звуковых особенностей.

Русский алфавит называется кириллическим и насчитывает 33 буквы. Для обозначения согласных звуков используется 21 буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. 10 букв служат для обозначения гласных звуков: а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е. Существуют еще 2 буквы, которые не обозначают звуков: ъ, ь.

Между фонетическим и графическим обликом слова может быть зеркальное соответствие: [том] том. Однако такое соответствие необязательно: в слове [п’ат’] три звука, а записывается оно четырьмя буквами – пять.

Буквы обладают «многозначностью», которая снимается, если известны соседние буквы / пробелы. Так, буква ё в слове ёлка обозначает звук [j] и звук [о], в слове тёлка – признак мягкости согласного [ ’] и гласный звук [о], а в слове шёлка – один гласный звук [о].

Основные принципы русской графики

Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, могут иметь несколько звуковых значений.

Так, например, буква с может обозначать такие звуки: 1) [с] (суда, сад ), 2) [с"] (сюда, сядь ), 3) [з] (сдача, сбор ), 4) [з"] (косьба, сделка ), 5) [ш] (сшить ), 6) [ж] (сжать ).

Значение буквы с в каждом из шести случаев различно: в словах суда и сюда буква с не может быть заменена никакой иной буквой, такая замена привела бы к искажению слова. В этом случае буква с употреблена в своем основном значении. В остальных словах буква с выступает во второстепенных значениях и допускает замену определенными буквами, при которой сохраняется обычное произношение слов (ср.: сдать - «здать», косьба - «козьба», сшить - «шшить», сжать - «жжать»). В последнем случае буква с обозначает звуки, которые заменяют звук [с] в определенных позициях, соответственно живым фонетическим законам, свойственным русскому литературному языку.

Таким образом, при многозначности букв русская графика различает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом буква о употребляется в главном значении, а в слове дома - во второстепенном значении.

Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы: 1) буквы, лишенные звукового значения; 2) буквы, обозначающие два звука; 3) буквы, обозначающие один звук.

К первой группе относятся буквы ъ, ь , не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и т.п.

Ко второй группе относятся буквы: я , ю , е , ё .

К третьей группе относятся буквы, обозначающие один звук, т.е. все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.

Третья особенность русской графики - наличие в ней однозначных и двузначных букв: к первым относятся буквы, имеющие одно основное значение; ко вторым - имеющие два значения.

Так, например, буквы ч и ц относятся к числу однозначных, так как буква ч во всех положениях обозначает один и тот же мягкий звук [ч"], а буква ц - твердый звук [ц].

К двузначным буквам относятся: 1) все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости; 2) буквы, обозначающие гласные звуки: я, е, ё, ю .

Двузначность указанных букв русского алфавита находится в связи со спецификой русской графики - именно со слоговым принципом ее.Слоговой принцип русской графики (это название, несмотря на довольно частое его использование, следует признать условным, т. к. при определении способа обозначения звука или звукового значения буквы прежде всего учитывается ближайшее окружение, а не весь слог, др. название - буквосочетательный) заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т.е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. Например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] - (ср.: станут - стянут ).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Звук - это мин., нерасчленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. Буква является графическим обозначением звука на письме, то есть некоторой совокупностью линий, рисунком. Термины «звук» и «буква » недопустимо смешивать. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются . Букву нельзя произнести, пропеть, проговорить, продекламировать, ее невозможно и услышать. Буквы не бывают ни твердыми, ни мягкими, ни глухими, ни звонкими, ни ударными, ни безударными. Все приведенные характеристики относятся к звукам. Это звуки являются языковыми единицами,буквы же принадлежат алфавиту и к описанию языковых законом-тей чаще всего не имеют отношения. Именно качество звука определяет выбор буквы , а не наоборот. Звуки есть в любом языке независимо от того, имеет он письменность или нет.

Звук сам по себе не имеет значения. Функция звуков в языке нацелена на обеспеч-е возмож-ти общения между людьми и сводится к формированию и различению морфем и слов. Определяя различительную способность звуков, важно понять, в каких позициях они встречаются. Позицией наз. условия произношения звуков, задаваемые их положением по отношению к соседним звукам, к ударному слогу, к началу или концу слова. Различать слова (морфемы) могут лишь те звуки, которые облад. способ-тью встречаться в одной позиции. Разница в произношении таких звуков замечается носителями языка в отличие от остальных звуковых особенностей.

Между фонетическим и графическим обликом слова может быть зеркальное соответствие : [том] том. Однако такое соответствие необязательно: в слове [п"ат"] три звука, а записывается оно четырьмя буквами - пять.

Графика и орфография представляют собой правила использования графем . Графика в отличие от орфографии - это правила соответствия букв фонемам . Соотношения между буквой и фонемой могут быть разными. Один тип соотношения наблюдается в тех случаях, когда одна буква передает одну фонему . Такой тип считается идеальным, но он не встречается в чистом виде ни в одной графич. системе. Зачастую графические системы отдельных языков имеют гораздо меньше букв, чем фонем. В этом случае фонема соотносится с комбинациями графем (диграфами). Однако не всегда равное кол-во графем и фонем является идеальным качеством. Иногда меньшее число графем свидетельствует о рациональности графической системы. Например качество в русской графике, в которой рационал-сть проявляется в слоговом принципе обозначения мягкости согласных.

Пиктография применяется: 1) либо в расчете на неграмотного или малограмот. читателя - это рисунки на вывесках: сапог, примус, калач: дощечки с изображением ведра, багра, топора и т. п.; в букварях, где дети должны сначала «прочитать» картинку, а потом «по буквам»: 2) либо когда неизвестен язык читателя , например рисунки уборщицы, официанта и т. п. у кнопок звонков в гостиницах «Интурист».

Идеография рисуночная , и иероглифическая ) – в качестве дорожных знаков ., или знаков черепа и костей на электросети высокого напряжения, или эмблемы медицины в аптеках: змея и чаша с ядом; к идеографии относятся разнообразные условные знаки в картографии и топографии (знаки полезных ископаемых, кружки и точки для обозначения населенных пунктов и т. п.)\

К иероглифике относятся цифры , выражающие понятие числа, специальные символы наук , например математические знаки , в качестве которых могут быть и цифры, и буквы, и специальные изображения:

Потребность науки в идеографии объясняется тем, что науке нужно выразить понятие: 1) точно (не вода «вообще», а химическое понятие воды Н 2 0). 2) лаконично , т. е. кратко и экономно (стоит только попробовать «переписать словами» математическую формулу, чтобы убедиться в лаконичности иероглифики), 3) сделать написание международным , так как в качестве иероглифа оно не связано с данным языком, что позволяет любым специалистам: техникам, врачам, шахматистам - пользоваться литературой, изданной в любой стране.

Конечно, идеографическое письмо - письмо «для посвященных» , надо знать соответствующие данной области знания знаки.

Но основным видом современного письма служит фонематическая фонография , хотя наряду с этим используются и другие ее приемы. Так. в русском письме наряду с нормальным употреблением букв как графических знаков для фонем языка встречается и слоговое употребление графических знаков (я [йа], ею [йэйу] и т. п.). Такие написания, как СПБурге (в Санкт-Петербурге) , показывают применение консонантного метода письма (ср. подпись покойного композитора С. С. Прокофьева: СПркфв ).

Другой тип правил составляют правила орфографии . Это правила правописания слов и морфем. Существует несколько принципов, на основе которых строятся орфографические правила. Наиболее важными принципами являются фонетический и морфологический . По фонетическому принципу слова и их части пишутся в соответсвии с их произношением . Например, приставка з пишется в двух вариантах: разбить и раскрыть . В качестве ведущего он используется в белорусской орфографии.

Благодаря морфологическому принципу сохраняется одинаковое написание одной и той же морфемы. На письме не отражаются позиционные изменения фонем. Так, в корневой морфеме гриб / грибы представлено чередование согласных п//б , которое на письме не отражено. Из нескольких возможных вариантов выбирается один, который соответствует фонеме в сильной позиции.

Помимо указанных принципов, существует традиционное написание слов . При традиционном написании выбор букв основывается на традиции и этимологии . Типичным примером такого написания является правописание жи , ши в русском языке.

Разные типы написания сочетаются в орфографии одного и того же языка. Однако обычно один из принципов является ведущим . Например, для русского языка характерным является морфологическое написание , а для английского – -традиционное (*- морфемы не проверяются).


История письма.

Письмо появляется из потребности общения в случае, когда звуковая речь была затруднена в основном на больших расстояниях. Появление письма => использование разных предметов в качестве условных знаков . У перуанцев использовалось «узловое письмо», которое называлось «хипу». Характер сообщения зависел от количества узлов, различных цветов нитей, от их последовательности. Знаковость хранилась в тайне, передавали из поколения в поколения. Передавались элементарные простые сообщения. Более удобным было начертательное письмо .

3 этапа начертательного письма: пиктография, идеография, фонография

Письмо изображалось рисунками - это первый этап .

Линейный ряд рисунков соответствовал событийному ряду , который легко угадать. Труднее прочитать письмо, если в нем абстрактные мысли, понятия. На определённом этапе письмо было удобным средством общения, т.к. не был связан с алфавитом и могли общаться представители разных племён, времён.

С развитием абстрактного мышления , письмо сменилось на «письмо понятиями ». По началу в качестве знаков использовались те же пиктограммы, но с другим смыслом, (рисунок глаза (письмо - глаз) («письмо понятие» - зоркость, бодрствование) В письме понятии рисунок выступает во вторичном, переносном значении. Потребность передавать более длинные и сложные сообщения привела к замене рисунков схемами , превратила в иероглифы . Сама иероглифическая система требовала пополнения. Пути появления новых знаков были различны: простейший путь: повторение знаков; появление новогоиероглифана базе старого , использование сочетания со старыми , (плакать -глаз и вода, свет - солнце, луна)

С передачей звука связан третий этап - фонография . Фонетическое письмо более продуктивное и перспективное. Почти все народы перешли на такой вид письменности, в Китае же нет. Графика и орфография

Современная письменность используется в некоторых случаях в пиктограммах. Идеографический принцип в дорожных знаках. Но основной вид - фонография. Идеальный фонографический алфавит должен состоять из стольких графем, сколько фонем в данном языке. Но такие условия очень редко встречаются, т.к. алфавит часто заимствуется, а в дальнейшем приспосабливается к системе данного языка. С этим связан ряд несоответствий:

1) одна фонема , т.е основные варианты звуков не изображаются сочетанием графем (в англ. – th, pf)

2) одна фонема - разными графемами (в рус. яз. – в, г – его, синего)

3) одна графема обозначена сочетанием фонем (ё, е, ю, я, – jэ, jо, jу, jа)

4) есть графемы , которые вообще не передают звук (ъ, ь)

Недостаточный алфавит устраняется с помощью системы правил графики и орфографии.

1. Графика определяет способ выражения фонем в языке и, наоборот, определяет правило чтения определённых букв .

2. Орфография определяет написание значимых единиц языка : морфем, слов, предложений.

3. Орфография определяет выбор первого написания там, где возможны большие варианты .

В орфографии любой язык применяет ряд принципов:

1.) морфологический (фонематический) проявляется в стремлении сохранять написание одинаковых морфем, не зависимых от звучания. В русском языке основной принцип; 2.) фонетический . В рус. яз. он вспомогательный (пристав. на з-, с-); 3.) традиционно исторический или этимологический – стремление сохранности написания слова в том виде, которое оно имело прежде, (используется во фр. и англ. языках.) (написание почти не соотносится со звучанием); 4.) грамматический (дополнительный) – используется написание букв не для звуковых целей, а для обозначения граматич. категории (ь - 3 скл. ж. р., о – поджог - сущ, ё - поджёг - глаг.); 5.) дифференцирующий – для графического различия омонимов (компания, кампания)


25. Принципы орфографии.

Употребление алфавита в письме нуждается в орфографических правилах.

Орфография - это совокупность норм или правил практического письма, состоящих из: 1) правил употребления букв алфавита при написании слов, их форм и сочетаний , 2) правил н аписания слов и словосочетаний независимо от входящих в их написание букв.

Шесть принципов орфографии, которые сочетаются попарно :

Первый принцип - фонематический (морфологический), второй –фонетический .

Морфологический каждая фонема выражается той же самой буквой, независимо от позиции , в которую она попадает: например, дуба и дуб пишутся одинаково, хотя произносятся по-разному. Наоборот, фонетический принцип письма состоит в том, что буквами изображаются реально произносимые звуки ; таким образом, написания фонематическое и фонетическое в сильных позициях совпадают, а в слабых не совпадают (приставки на з, с).

В русском письме исключения из фонематического принципа могут встречаться: 1) либо по составу алфавита : это то, что гласных букв в два раза больше, чем надо было бы, а согласных букв на 12 меньше, чем надо; кроме того, нет буквы для согласной [ж]; 2) либо потому, что существуют особые орфографические правила ;

Основные правила русской орфографии основаны на фонематическом принципе: «Пиши безударные гласные так же, как и под ударением , например: во да, во довоз , потому что во ды ; ле совод, потому что ле с, и ли совод, потому что ли сы». «Пиши звонкие и глухие согласные всегда в любых позициях так, как перед гласными , сонорными согласными и перед [в], [в"] , например: плод , потому что плод а , и плот , потому что плот а ; от дать, так как от о рвать, но под пилить, так как под о рвать; дворняж ка, потому что дворняж е к, но Маш ка, потому что Маш е к; лез ть, так как лез у , но нес ти, так как нес у ; купать ся с (ь), так как купать.

Третий и четвертый принципы орфографии - этимологический и традиционно-исторический - основаны на том, чтобы отражать в письме не современное состояние, а прошлое , причем этимологический принцип отвечает действительно языку в его прошлом . На том же принципе передачи прошлого базируется традиционно-исторический принцип, самый «беспринципный», слепо сохраняющий любую традицию письма , (бульон, майор)

Пятый и шестой принципы - это грамматический принцип и диффузный . Общее в них заключается в том, что они стремятся передать язык не через фонетику , при этом написания отражают грамматику (морфологию), минуя фонетику и даже вступая с ней в противоречие , а символические написания стремятся различать лексические омофоны , фонетически нераз­личимые .

Образцом морфологических написаний может служить употребление мягкого знака в конце слов женского рода после шипящих (мышь).

К символическому принципу следует отнести употребление больших (прописных) букв в собственных именах (ср. френч и генерал Френч, мороз и Дед Мороз); на этих примерах видно, что символический принцип связан с проявлением своеобразной идеографии .

Для русской орфографической системы ведущим является принцип фонематический , исходя из которого, строятся основные орфографические правила, тогда как для большинства западноевропейских орфографий ведущими принципами служат этимологический и традицион­но-исторический (например, для английской или французской орфографии).

§ 1 Буквы и звуки русского алфавита

Цель этого урока - научиться различать звуки и буквы, найти разницу между ними.

Очень важно понять, что буква и звук - это не одно и то же. Звук - это то, что мы слышим и произносим. Буква - это то, что мы видим и пишем. Таким образом, буква - это знак для обозначения звука на письме.

Но это вовсе не означает, что количество букв и звуков в русском языке совпадает. Как нам известно, все буквы представлены в алфавите. Алфавит - это перечень букв в определенном порядке. Аа - «а», Бб - «бэ», Вв - «вэ», Гг - «гэ», Дд - «дэ», Ее - «е», Ёё - «ё», Жж - «жэ», Зз - «зэ», Ии - «и», Йй - «й», Кк - «ка», Лл - «эль», Мм - «эм», Нн - «эн», Оо - «о», Пп - «пэ», Рр - «эр», Сс - «эс», Тт - «тэ», Уу - «у», Фф - «эф», Хх - «ха», Цц - «цэ», Чч - «че», Шш - «ша», Щщ - «ща», ъ - «твердый знак», Ыы - «ы», ь - «мягкий знак», Ээ - «э», Юю - «ю», Яя - «я».

Русский алфавит называют кириллицей или кириллическим.

В разных языках количество букв разное. В русском языке их 33: 10 гласных, 21 согласная, ь и ъ.

Гласные буквы: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

Согласные: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Есть еще твердый и мягкий знаки.

§ 2 Отличия букв и звуков

Используются эти буквы для обозначения 43 основных звуков: 6 гласных и 37 согласных. Буквы ъ и ь звуков не обозначают вовсе.

Гласные звуки: а, и о, у, ы, э. Они могут быть ударными или безударными.

Согласные звуки делятся на глухие и звонкие, твердые и мягкие. Причем, твердые и мягкие звуки в русском языке обозначаются одной и той же буквой.

Например:

в слове «торт» твердый [т] обозначен буквой т «тэ»

в слове «терем» мягкий звук [т’ ] обозначен буквой т «тэ».

Существуют в русском языке буквы, которые могут обозначать два звука. Это буквы е, ё, ю, я. Если эти буквы стоят в абсолютном начале слова (ель, ёж, юла, якорь), либо после другой гласной (переезд, воюет), либо после ъ или ь знаков (подъезд, полью), то они обозначают два звука [йэ], [йо], [йу], [йа].

Т.е. все буквы русского язык делятся на три группы:

1) буквы, которые звуков не обозначают;

2) буквы, обозначающие два звука;

3) буквы, обозначающие один звук.

К первой группе относятся буквы ъ, ь, которые не обозначают никаких звуков: день, объем.

Ко второй группе относятся буквы е, ё, ю, я.

К третьей - все остальные.

Так как буква - это знак (такой же знак, как например, скобки, кавычки, многоточие и др.), то существуют и правила начертания букв. Эти правила изучаются в разделе графика.

Отметим, что буквы бывают прописные и строчны́е (мы иногда говорим: большие и маленькие). Каждая буква имеет свой печатный и рукописный вариант.

§ 3 Краткие итоги урока

Подведем итоги.

Звуки - минимальная единица звучащей речи, их мы слышим и произносим. Буквы - это знак для обозначения звука на письме.

Давайте построим схему и обобщим в ней свои знания о звуках.

Все звуки делятся на гласные и согласные. Гласные могут быть ударными и безударными. Всего гласных звуков 6, а букв, их обозначающих, 10. Согласные могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Согласных букв 21, они служат для обозначения 37 звуков. Твердый и мягкий знаки звуков не обозначают.

Обратите внимание! Количество букв и звуков различно.

Список использованной литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенццова Л.А. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение, 2008-2012.
  2. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2000.
  3. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.:ИД «Литература», 2012.
  4. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа.
  5. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. - Ярославль: Академия Развития, 1998.
  6. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн.для учащихся/Под ред. Л.П.Крысина – М.: Просвещение, 1995.
  7. Поурочные разработки по русскому языку, 5 класс. Егорова Н.В. – М.: Вако, 2013.
  8. Уроки русского языка. Пособие для учителей к учебнику С.И.Львовой. Васильевых И.П. – М.: Мнемозина, 2010.
  9. Бурлак Е.Г., Прокопенко И.Н. Занимательная грамматика.- Ростов-на-Дону: Феникс; Донецк: Кредо, 2006.
  10. Шибаев А.А.Язык родной, дружи со мной. – Л.: Детская литература, 1991.

Использованные изображения:

Русское письмо является звуковым, т.е. отдельные графические единицы (буквы) призваны отражать звуки речи. Таким образом, графика рассматривает соотношение между звуками и их обозначением на письме. Графика управляет только теми случаями обозначения фонем, в которых они представлены в сильных позициях. Для обозначения звуков в слабых позициях графика представляет только определенный выбор букв (сИ/Ыграть). Окончательный выбор осуществляет орфография – правила написания. Написание согласно правилу называется орфограммой. Единицей графики является буква – графема. Графическая система не идентична звуковой системе. Букв всего 33, а звуков гораздо больше. Буква может иметь основное значение (при обозначении сильного аллофона) и второстепенное значение (при обозначении слабого аллофона). Буквы могут обозначать 1, 2 звука и вообще не иметь звукового обозначения.

Ь и Ъ не обозначают звуков , но обладают особыми функциями:

Сигнализируют о наличии Й в буквенных обозначениях Я, Ё, Е, Ю

Ь обозначает мягкость парных по твердости/мягкости

Ь имеет и грамматическую функцию, т.е. употребляется в определенных грамматических формах (сущ. 3 скл., глаг. в пов. накл., у глаголов во 2 л., в инф., по традициях – в нареч. и частицах)

1 звук обозначают гласные О, А, У, Э, И, Ы и все согл.

2 звука обозначают буквы Я, Ё, Е, Ю (в абс. нач. слова, после гласного, после Ь и Ъ). В остальных случаях обозначают 1 звук и указывают на мягкость предыдущего согл., кроме шипящих и Ц. Буква И также может обозначать 2 звука: на конце слов после Ь (ульи, Ильи).

jпередается на письме буквами Я, Ё, Е, Ю. Буквой Й этот звук обозначается только в начале некоторых заимствованных слов (йогурт, йод), в которых по законам русской графики должна быть буква Ё. В некоторых инояз. словах для обозначения звукаjо используется ЬО (бульон).

2. Принципы русской графики:

Фонемный – одной фонеме соответствует одна графема

Слоговой – единицей при чтении и письме является не отдельная буква, а слог (сочетание гл. и согл.).

Фонемный принцип соответствует системе языка, а слоговой экономит средства выражения. Например, для обозначения твердого или мягкого аллофона используется один буквенный знак, но в сочетании с разными буквами (ма, мя). Слоговой принцип последовательно не соблюдается. Например, при написании Ш, Ж, Ц, после которых должны идти Э и Ы (как после всех твердых), а пишутся И и Е, или при написании Ч, Щ, после которых нужно бы писать Я, Ё, Ю, но пишутся А, О, У в соответствии с правилами русской орфографии.

3. Алфавит

Графема существует в виде 4 знаков: малая и заглавная буквы печатного и прописного шрифта. Перечень графем, расположенных в установленном порядке, называется алфавитом. В основе русского алфавита находится кириллица – древнеславянская азбука, составленная в Болгарии в 9 в. Эта же азбука лежит в основе укр., белорус., болгар., македон. алфавита. С момента появления изначальная кириллица претерпела ряд изменений. Были введены 3 новые буквы:

Й – ввела Академия Наук в 1735 г.

- ё – ввел Карамзин в 1797

Э – узаконена Петром 1 в 1710, хотя применялась и раньше

В 1710 г. по реформе графики Петра 1 из алфавита были исключены ω (о), Ѱ (пси), ν (ижица), ʓ (дз), Ѯ (кси).

Постепенно утрачивались дублетные буквы, передававшие один и тот же звук:

- Ѳ (фита) совпала с Ф (фердь)

I(и-десятиричное) – с И (и-восьмиричное)

- ѣ (1918) – с Е

- Ѧ, Ѫ, Ѩ, Ѭ – исчезли, т.к. не соответствовали русским звукам.

В связи с утратой редуцированных звуков Ъ и Ь изменили свое функциональное значение и стали тв. и мягк. знаками.

Русская графеми претерпела целый ряд существенных изменений в строну упрощения и унификации. Сейчас 33 буквы. Современное название букв появилось во 2-ой половине 18 века.

Алфавит широко используется в различных сферах жизни как средство нумерации и рубрикации. По алфавиту располагаются слова в словарях.

Буква и звук. Алфавит.

Цели :

Повторить изученный в начальных классах материал по алфавиту, звукам речи и соотношению звуков и букв;

Развивать артикуляцию учащихся, умение различать гласные и согласные звуки, умение работать с материалом учебника.

Воспитывать патриотизм и гражданственность.

Оборудование : учебник, аудиозапись.

Ход урока

I . Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!».

«Доброе утро – солнцу и птицам»,

«Доброе утро – улыбчивым лицам».

Пусть каждый становится добрым, доверчивым

И доброе утро длится до вечера!

Эпиграф к уроку: «Верьте в свои силы, и вы сможете открыть любую дверь!»

II. Проверка домашнего задания

III. Введение в тему. Целеполагание

1) Обратите внимание на картинки, которые вы видите:

Телефон; микрофон; магнитофон

Как вы думаете, что между ними общего? Запишите названия этих предметов в столбик. Все эти слова заканчиваются на –фон . Почему?

Дело в том, что все эти предметы – это аппараты, передающие звук. В переводе с греческого «фон» - это «звук» . Отсюда и появилось название раздела русского языка Фонетика.

Таким образом, фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Но изучение фонетики невозможно без параллельного изучения и других разделов русского языка, таких как графика, орфоэпия и орфография. Что это за разделы и чем они отличаются, нам предстоит узнать из материала учебника на стр. 14.

Первый раз учащиеся читают определения шепотом, второй раз вслух

цепочкой, третий раз учитель задает вопросы:

Что изучает орфоэпия?

Что называется графикой ? (в переводе с греческого означает «пишу»). Это система знаков, с помощью которых устная речь передается на письме. Буквы – графические знаки, обозначающие звуки речи на письме. Буквы мы видим и пишем.

Что такое орфография?

2) - А сейчас закройте глаза и внимательно прислушайтесь.

(Звучат звуки дождя, раскаты грома, шум моря, пение птиц)

Что вы услышали? (Услышали звуки)

Совершенно верно, наша жизнь полна звуков. Большое количество звуков окружает нас. Всё это звуки природы.

А теперь сосредоточьте свое внимание на следующих звуках.

(Звучат звуки речи из русского и английского алфавита)

Что вы услышали на этот раз? (Звуки речи)

А чем отличаются звуки природы от звуков речи? (Тем, что звуки речи образуют слова)

3) Чтение учебника стр 14

IV. Работа над темой урока

1) «Мозговая атака»:

Что такое звуки речи? Звуками речи называются наименьшие единицы языка, из которых состоят слова. Звуки мы слышим и произносим.

На какие группы делятся звуки в русском языке? (гласные и согласные)

Сколько в русском языке гласных звуков? (6)

Сколько согласных звуков? (36)

Как называется гласный звук, если на него падает ударение? (ударный или в сильной позиции)

Как называется слог с ударным гласным? (ударный)

Как называется гласный слог без ударения? (безударный)

Из чего состоят слова, которые мы слышим? (из звуков)

Из чего состоят слова, которые мы пишем и читаем? (из букв)

Сколько в русском языке букв? (33)

А сколько звуков в русском языке? (42)

Почему количество звуков и букв в русском языке не совпадает?

Буквы Е, Ё, Ю, Я - дают 2 звука в следующих случаях:

Когда эти буквы находятся в начале слова: яблоко – [й] [а] , ёлка – [й] [о]

Когда пишутся после любой гласной буквы: пиявка – [й] [а] , каюта – [й] [у], баян - [й] [а] и т.д.

Когда пишутся после Ъ и Ь знаков: деревья – [й] [а], зелье – [й] [э] , вьюга – [й] [у]

2) Упражнение 19 (письменно)

Утка; овес; ромашка; пион; клен;

Гусь; лебедь; рожь; тополь; сирень

3) После такой мозговой атаки, я думаю, нужно отдохнуть не только нашим мозгам, но и мышцам. Физразминка:

Я буду называть вам слова, а вы будете делать наклоны головы и туловища вправо, если в слове больше согласных звуков, влево, если в слове больше гласных, вперед, если гласных и согласных поровну.

Конь; лес; молоко; йод; заяц; стол; пес; лебедь; машина; мышь

Я буду называть слова, в которых будут встречаться буквы е, ё, ю, я. Когда эти буквы будут обозначать 1 звук - хлопнете над головой 1 раз и опустите руки вниз. Когда буквы будут обозначать 2 звука - хлопнете впереди 2 раза и вернётесь в исходное положение.

Еда; утюг; кресло; ёж; юла; ястреб; мясо

4) А теперь, ребята, отгадайте загадку о слове, которое состоит из 7 букв, а объединяет в себе более трёх десятков букв:

Сели на страничку 33 сестрички,

Сели рядом – не молчат,

Нам загадки говорят.

В строгом порядке построены в ряд,

Буквы – значки, как бойцы на парад.

Каждый в условленном месте стоит

И называется …алфавит.

Все они стоят красиво,

По порядку, посмотри!

Ну а ты теперь сумеешь

Повторить все 33?

    Исследование алфавита:

Итак, ещё раз повторим, что такое алфавит?

Как ещё иначе называется алфавит? (азбука)

Кто создал азбуку для славян? (Кирилл и Мефодий)

Сколько в русском алфавите букв? (33)

Сколько в нем гласных букв? (10)

Сколько согласных? (21)

Какие из них не обозначают звуков? (ь; ъ)

В каком слове 7 букв я?

В каких словах сто согласных?

5)Изучение опорной схемы:

АЛФАВИТ - буквы, обозначающие звуки

Гласные согласные

глухие звонкие

твердые мягкие

6) Я предлагаю сейчас прослушать стихотворение Я. Козловского и определить, какая особенность звуков использована в нем.

Зевнул наборщик на работе и вместо «И» поставил «О».

Поймете вы, когда прочтете, что получилось у него.

Маляр повесил кисть на гвоздь, глядит:

Пред ним не кИсть, а кОсть.

В ведре не сУрик, а сУрок,

В углу не венИк, а венОк.

(Замена лишь одного звука приводит к образованию слова с новым лексическим значением)

Парные согласные: б/п, в/ф, г/к, д/т, з/с,

Новое р, л, м, н, - сонорные

Й - всегда!!! - согласный, мягкий, непарный, звонкий, сонорный

Ё – всегда находится под ударением!!!

V . Рефлексия

Для меня было важным и интересным…

По этому вопросу я получил конкретную информацию…

Мне было трудно (или не понравилось)…

Я надеюсь на то, что…

Хочу ещё узнать…

VI. Домашнее задание