Характеристика героев горе от ума софия. Характеристика софьи из комедии грибоедова "горе от ума"

Интересным персонажем в комедии «Горе от ума» является Софья Фамусова. Она не разделяет позиций Чацкого, но и не относится к фамусовскому обществу, занимая промежуточное положение.

Раньше Софья была влюблена в Чацкого, но к его приезду всё изменилось. Она не только потеряла к нему интерес, но и перестала разделять его мысли и идеалы. Теперь девушка живет французскими романами и возвышенными мечтами о своём возлюбленном. Она не стремится создать выгодный брак, как того желает её отец. Её мысли заняты Молчалиным. Но серьезна ли её любовь? Софья влюблена в идеальный образ из романа, который она сама создала, ей нравится запретность этой любви, тайные встречи и кроткие взгляды. Что чувствует Молчалин никто не знает.

Чацкий своим приездом нарушает спокойную жизнь в доме. Он пытается образумить Софью, заставить увидеть истинного Молчалина, пошлость и недалёкость фамусовского общества, необходимость перемен и действий. В ответ Софья еще больше сталкивает Чацкого и фамусовское общество, распуская слух о сумасшествии гостя. Это было последней каплей для Чацкого, поэтому он решает уехать. Девушка, в которую он был влюблён, так жестоко поступила с ними, и больше его ничто не держит в этом доме.

Этот поступок показывает, как умна и хитра Софья. Она хотела защитить своё счастье и умело воспользовалась ситуацией. Она знает, как устроено фамусовское общество, поэтому смогла дать им такую приманку. Софья не глупа для понимания идей Чацкого, просто в ней нет того духа(который позже назовут духом декабризма), чтобы совершать революции и отказываться от своего счастья во имя других. У неё есть свой мир, в котором ей хорошо, она создала его своими силами и не даст так просто разрушить. Молчалин стал его частью, поэтому Софья так переживает, когда он падает с лошади.

Характеристика и образ Софьи Фамусовской

Знаменитая и известная комедия "Горе от ума" великого русского писателя Грибоедова по праву считается произведением высокого уровня. Основной целью автора было показать образ жизни и нравов такого сословия людей как дворяне, в начале девятнадцатого века. Автор данного произведения очень четко показывает конфликт, который разгорается между двумя слоями людей, а именно старым и так называемым новым сословием.

Особое внимание уделяется, без исключения каждому действующему лицу данного произведения, так как каждый герой вводится в данное произведение не случайно, и это нужно признавать.

Сегодня более подробно хотелось бы поговорить об образе Софьи, и том какую роль в данном произведении играет данный персонаж.
Первое, что просто нельзя не отметить, так это то, что образ Софьи является довольно таки наполненным и сложным, по сравнению с другими персонажами. Автор показывает это тем, что общая характеристика данной героини является весьма и весьма противоречивой. С одной стороны, девушка является единственным человеком, который по своим взглядам и духу близок другому герою, а именно Чацкому. Но, с другой же стороны именно Софья является главной причиной всех страданий главного героя данного произведения.

Кстати, очень важным будет заметить, что именно из-за этой девушки в итоге главного героя изгоняют из фамусовского общества, попасть в которое не так то просто, можно сказать даже невозможно.

Именно за эти качества Чацкий полюбил данную девушку, хотя она не воспринимала данные чувства всерьез, считая что это не что иное, как самая обыкновенная юношеская увлеченность и симпатия.

Очень важным будет заметить, что Софья является очень образованной девушкой, которая достаточно много времени тратить на свое образование и получение новых знаний.

Образ Софьи в комедии Горе от ума

Александр Сергеевич Грибоедов поистине на века создал свое шедевральное творение – комедию «Горе от ума». Всем со школьной скамьи известно, что в ней он столкнул интересы двух временных периодов. Это представители, которые живут прошлым. И те, кто смотрит с надеждой в будущее. Но у автора есть один единственный женский образ, который нельзя отнести ни к той, ни к иной категории.. Это образ Софьи Фамусовой.

Итак, приступим к анализу этого сложного и противоречивого героя пьесы Грибоедова. Если взглянуть на этого литературного героя бегло, то напрашивается вывод, что Софья и Чацкий – это люди, у которых есть нечто общее. Но если же всмотреться в Софью въедливо, то именно она «яблоко раздора», причина, по которой Чацкого объявляют сумасшедшим и ясно, что ему необходимо уехать.

Если рассматривать любовный сюжет, то Чацкий когда-то в далекой юности недаром обратил свой взор на Софью. Она обладает живым умом, силой воли, собственной позицией по любому вопросу. И Александр Андреич приглянулся ей по тому же принципу.

Несмотря на тот факт, что отцом Софьи является сам Фамусов, но все же он дает своей ненаглядной дочурке блестящее образование. Хотя сам отзывается об учебе, как о чуме. Софья много читает, она обладает по этой причине достаточно широким кругозором; именно поэтому она навлекает на себя гнев отца.

Именно страсть Софьи к чтению породила ее увлечение Молчалиным. Из-за чтения романов на французский манер, Софья принимает Молчалина за некий возвышенный романтический образ. Она-то думала, что он таинственный рыцарь…. А на самом деле это двуличное существо. Он лицемер. Она для него не более чем материальное благополучие.

Также важно, что в отношениях с Молчалиным Софье плевать, что говорится, на общественное мнение. Это сближает ее с образом Чацкого.

Как гласит народная пословица: «Яблоко от яблони недалеко падает». Так и Софьей Фамусовой. Естественно, что гены и принцип воспитания дали свои плоды. Если вернуться к любовной линии в пьесе, то ответ на вопрос: «Почему Софья выбрала Молчалина?», вполне очевиден. В обществе представителей со старыми взглядами на жизнь царит матриархат.

Яркий пример тому чета Горичей. У них, несомненно, решает в семье все жена за мужа своего. Так, может быть, хотела бы и Софья в собственной семье управлять мужем.

А не задумывались ли вы над вопросом: «В чем трагедия Фамусовой Софьи?» Попробуем разобраться в причинах такого предположения.

Во-первых, Софья, можно сказать, появилась на свет не в том месте и не у тех родителей. Она не может реализовать задатки, данные ей от природы. А все потому, что она живет в обществе и по законам этого общества. Свою индивидуальность и непосредственность она проявить не может.

Во-вторых, связь с Чацким на момент действий, происходящих в комедии, давно, что говорится, быльем поросла. А он внезапно появляется в доме Софьи. А она наметила себе в супруги Молчалина. Чтобы Чацкий не помешал ее планам, она вынуждена, хоть ей и непросто это сделать, избавиться от бывшего пылкого возлюбленного, а попросту сказать, что он не в себе, то есть попросту сумасшедший.

В-третьих, связь Софьи с Молчалиным критична, она просто обречена на провал. Молчалин же подлец. И в этом факте Софья утверждается, когда нечаянно становится невольным свидетелем его беседы со служанкой. Все! Она подавлена. А довершает удар тот факт, что подлость ее избранника вскрывается в присутствии Чацкого.

Таким образом, анализируя вышесказанное, приходим к выводу, что образ Софьи противоречив и многогранен. Она яркий, но в то же время трагичный женский образ комедии.

Характеристика Софьи Фамусовской

Величайшее произведение драматического плана, написанное непревзойденным А.С. Грибоедовым не перестает волновать умы читателей и по сей день. А все потому, что затрагивает автор в нем животрепещущие вопросы, отнюдь ни чуждые современным реалиям. Желание избавиться от стереотипов прошлого, уже закостенелого мироустройства, и непреодолимая тяга к переменам, жажда свободы – такими двумя полярными лагерями представлены герои комедии. Многие узнают в них современных политических деятелей, возможно, найдут общие черты характера даже с самими собой.

К примеру образ Софьи, казалось бы скопированный в своем поведении с романов, так похож на некоторых представительниц прекрасного пола в 21 веке. Но так ли она проста собой?!

Персонаж этой миловидной особы создан драматургом целенаправленно, для того, чтобы в полном объеме раскрыть главного героя – новодумца Чацкого. Как верно подмечают критики, барышня эта имела прекрасные умственные задатки, свойственную женской натуре страсть и мягкость, но задохнулась в том мирке, куда невозможно проникнуть ничему и никому, кроме тех, что будут одобрены любимым папенькой.

В семнадцать лет Софья отличается особой красотой, что подмечает Чацкий. Не чужда ей и благовоспитанность, ведь по тем временам она получила достаточно хорошее образование из уст француза и мадам Розье. Но самое главное не боится суждений, в отличии от, казалось бы, умудренного опытом отца и Молчалина. Мужественность, проявляющаяся в её характере, помогает перенести предательство возлюбленного, укоры отца и столь язвительные усмешки в её адрес со стороны Чацкого. Возможно, не получив должной материнской ласки, её душа так жаждет страстей, которым нет места в доме Фамусовых. Отсюда и любовь к чтению романтической литературы, создание в своих мыслях истинного рыцаря, которым стал Молчалин, искренняя привязанность и разочарование в этом человеке. Нет, она не безгрешный ангел, ведь не гнушается пойти на обман и скрыть ото всех роман с Молчалиным, который всего лишь подыгрывал ей ради получения заветной выгоды.

Знающая Чацкого, безнадежно в неё влюбленного, она становится в этих отношениях на строну отца, не понимая вольнодумств. Её подобное поведение раздражает вплоть до того, что она решается пустить слух о сумасшествии молодого человека. Ломая судьбу юноши, толкая его на вынужденный отъезд из Москвы, она так и не отказывается от своих лживых сплетен.

Примечательно еще одно замечание критиков, о том, что ей были удобны отношения с Молчалиным, он был идеальным кандидатом, не блещущий умом, не отличающийся разговорчивостью, но такой удобный, для того, чтобы «любить молча». Стандартная для литературной традиции возможность четкого деления персонажей на плохих и хороших в данном случае, безусловно, возможна, но именно Софья не вписывается в эти рамки, тем самым делая комедию опять же новаторством. Какой бы не была Софья в своих поступках, продиктованных духом, царящим в её доме, ближе всего она все же находится к Чацкому. Критики до сегодняшнего дня не могут прийти к единому мнению относительно роли данного персонажа в произведении, значения её реплик и характерных поведенческих черт. Однако, бесспорно одно, эта милая девушка является одним из первых росточков едва едва зародившегося реализма в русской литературе.

В жизни Лермонтова было несколько женщин, которые оставили след и в его сердце, и в его произведениях. Просто не понятно, как они считали его некрасивым. Выразительные карие глаза на одухотворённом лице

  • Роль бабушки в жизни Алеши Пешкова сочинение

    Данное произведение это одна из трех частей написанная знаменитым писателем Горьким. Основной идей данного произведения является то, что писатель в первую очередь хотел рассказать о своем детстве, то как он его проводил, что в нём присутствовало.

  • Полковник на балу и после бала сочинение Л.Н. Толстой

    Лев Толстой, в русской литературе, считался знатоком «русской души». Он, мастер, широких и глубоких характеристик, которые, писатель, дает своим героям. Раскрывает особенности русского характера и мировоззрения. Подымает вопросы терпеливости

  • Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение

    Чацкий, главный герой комедии Грибоедова, воплощение образа прогрессивного дворянина той эпохи. Он честен, открыт и способен объективно и трезво мыслить. Наделенный критическим складом ума, он все же верит в светлые идеалы.

  • Женские образы в романе Обломов Гончарова сочинение

    Роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов” (1859) бесспорно является одним из самых значимых произведений в русской литературе XIX века и в творчестве писателя. Это произведение посредством главного героя и исследованием русского характера

  • И являются центральными персонажами комедии "Горе от ума" Грибоедова.

    Образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии "Горе от ума"

    - 17-летняя прелестная девушка, дворянка, дочь богатого московского чиновника . Софья, как все светские барышни, знает французский язык, умеет танцевать и играет на музыкальных инструментах:
    "...В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно..."
    - молодой дворянин, друг Фамусовых. Покойный отец Чацкого был другом господина Фамусова. Чацкий - остроумный, гордый молодой человек, осуждающий нравы современного дворянского общества:
    "...Вот-с – Чацкого, мне друга, / Андрея Ильича покойного сынок..."
    - секретарь господина Фамусова, хитрый и расчетливый человек. Молчалин старается всем угодить и понравиться, чтоб извлечь свою выгоду:
    "...Мне завещал отец: // Во первых, угождать всем людям без изъятья..."

    Отношения Чацкого, Молчалина и Софьи в комедии "Горе от ума"

    После того, как родители Чацкого умерли, господин Фамусов взял юного Чацкого к себе на воспитание:
    "...Как человеку вы, который с вами взрос, / Как другу вашему, как брату..."
    Чацкий и Софья выросли вместе. Их связывает детская дружба:
    "...Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; / Привычка вместе быть день каждый неразлучно / Связала детскою нас дружбой..."
    "...где возраст тот невинный, / Когда, бывало, в вечер длинный / Мы с вами явимся, исчезнем тут и там, / Играем и шумим по стульям и столам..."
    Когда-то Софья любила Чацкого, а он любил ее:
    "...Любила Чацкого когда-то, // Меня разлюбит, как его..."
    3 года назад Чацкий уехал в путешествие по миру, и Софья быстро о нем забыла. Она влюбилась в подлого "тихоню" Молчалина:
    "...Молчалин! как во мне рассудок цел остался! / Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!.."

    Теперь, спустя три года, Чацкий возвращается в Россию (это происходит в самом начале комедии). Его чувства к Софье не изменились - он по-прежнему влюблен в нее:

    "...И всё‑таки я вас без памяти люблю..."
    "...Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, // Которые во мне ни даль не охладила, // Ни развлечения, ни перемена мест. // Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!.."

    Чацкий не подозревает, что Софья разлюбила его и что теперь она влюблена в Молчалина:

    "...Кого люблю я, не таков: // Молчалин за других себя забыть готов..."
    Чацкий не догадывается, что Софья тайно встречается с Молчалиным и запирается с ним по ночам в своей комнате:
    "...Конечно, вам расстаться тяжело? // До света запершись, и кажется всё мало?.."
    Софья не подозревает, что Молчалин обманывает ее и притворяется влюбленным ради выгоды:
    "...Ее / По должности, тебя..."
    "...И вот любовника я принимаю вид..."
    Действительно, Молчалин не видит в Софье ничего "завидного". Он влюблен в служанку Лизу, к которой пристает, когда никто нет рядом:
    "...Я в Софье Павловне не вижу ничего / Завидного..."
    Чацкий и Молчалин знакомы, судя по всему, уже несколько лет. Чацкий считает Молчалина жалким, глупым человеком:
    "...Молчалин прежде был так глуп!.. // Жалчайшее созданье! // Уж разве поумнел?.."

    В свою очередь Молчалин ведет себя с Чацким покорно и смиренно, как и с остальными людьми. Молчалин даже дает Чацкому советы, как добиться успеха в обществе:

    "...К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам..."
    В конце концов Софья разоблачает Молчалина: она слышит, как тот признается в любви Лизе. Софья понимает, что Молчалин, "ужасный человек", обманывал ее из корыстных побуждений:
    "...Ужасный человек! себя я, стен стыжусь..."

    Чацкий в свою очередь разоблачает Софью: он слышит, как она ругает Молчалина за измену. Так Чацкий убеждается, что Софья обманывала его:

    "Зачем меня надеждой завлекли? // Зачем мне прямо не сказали, // Что всё прошедшее вы обратили в смех?!."

    Старик Фамусов вмешивается в этот скандал, но неправильно понимает ситуацию. Он решает, что Софья тайно встречается с Чацким, а не с Молчалиным, потому что трусливый Молчалин успевает спрятаться:

    "...За двери прячется, боится быть в ответе..."

    Старик Фамусов злится на Чацкого и Софью и не подозревает о подлости Молчалина. В наказание отец отправляет "бесстыдницу" Софью жить в деревню:

    "...Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми; // Подалее от этих хватов, // В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов, // Там будешь горе горевать..."

    Кроме того Фамусов запрещает Чацкому приближаться к Софье и, судя по всему, также запрещает ему бывать у себя в доме:

    "...А вас, сударь, прошу я толком // Туда не жаловать ни прямо, ни проселком; // И ваша такова последняя черта, // Что, чай, ко всякому дверь будет заперта..."

    Чацкого не расстраивает запрет Фамусова, потому что он сам глубоко разочарован в Софье и разрывает отношения с ней. Чацкий сообщает Фамусову о том, что он сам не собирается свататься к Софье, то есть "не угрожает сватаньем":

    "...Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом..."
    "...Я сватаньем моим не угрожаю вам..."

    В конце концов один лишь Молчалин выходит сухим из воды из этой истории и остается на службе у Фамусова. Старик Фамусов находится в "счастливом неведении" и не подозревает о подлости своего секретаря:

    "...Желаю вам дремать в неведеньи счастливом..." (Чацкий о неведении Фамусова)

    Это были цитатные образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии "Горе от ума" Грибоедова, описание отношений героев, история любви и взаимоотношений Чацкого и Софьи, отношений Молчалина и Софьи.

    Софья Фамусова – это настоящий пример хорошей и порядочной девушки. Причем дело вовсе не в воспитании, а в личных убеждениях Фамусовой. Ее характер твердый и уверенный, но назвать девушку черствой ни в коем случае нельзя. Героиня умна, ее интеллект проявляется во многих аспектах. Софья любит мечтать. Зачастую она мечтает о том, что никогда не произойдет. Твердый характер Фамусовой не проявляется столь сильно из-за ее горячего сердца, которое дает понять, насколько добродушна героиня может быть.

    Девушка весьма умна. Достаточно взять одно ее высказывание: «Счастливые часов не наблюдают». Это невероятно умное высказывание, которое дает еще одну характеристику о Софии – если она будет счастлива, то для нее время не будет иметь никакого значения. Но героиня говорила вовсе не о себе. Нельзя сказать, в чем заключалось счастье девушки, но ей порой счастливых моментов действительно не хватало. София получила хорошее воспитание благодаря французским гувернанткам, которые дали правильное воспитание девушке. То, что героиня была достаточно близка с гувернантками, подтверждают ее фразы, свойственные исключительно француженкам. Допустим, «сказать вам сон» - такие фразы не свойственны русскому народу. Однако, в речи Фамусовой было множество просторечий. Например, «пересмеять». Подобные фразы, конечно, не подчеркивали интеллект дамы, но их было не так много в речи Софии.

    Софии, как положительной личности, было достаточно сложно развиваться в фамусовском обществе. Воспитание в этом обществе было далеко от идеального. Ложь, лицемерие – для окружающих людей героини эти качества были вполне приемлемы. Причем качества навязывали Фамусовой, хотя она прекрасно осознавала, что такое общество для нее не является подходящим. Общепринятые нормы, свойственные кругу лиц, в котором приходилось «вертеться» девушке, были ненормальными. Отчасти, героиня это осознавала, отчасти – нет. Все-таки общество негативно сказывалось на героине. И как бы она не хотела отрицать все качества, свойственные ее обществу, некоторые черты достались девушке не по ее воле.

    Когда Чацкий пребывает в Москву, он не видит в девушке свою возлюбленную. За три года Софья изменилась не в лучшую сторону. И причина этому – окружение девушки. Одним словом, Фамусова стала представительницей общества, которое ранее было для нее совершенно неприемлемым. Чацкий это сразу заметил, поэтому ему больно было наблюдать за тем, насколько сильно способно изменить окружение человека.

    Несмотря на свой твердый характер, Софья, как представительница женского пола, была достаточно мягкой и открытой. Свою страстность героиня не проявляла в полной мере, но она была. София – настоящий «живой ум», свойственный далеко не всем героиням произведения. Софье тоже приходится нелегко, ведь ее коснулась трагедия в тот момент, когда она узнала, кем на самом деле является ее возлюбленный. Разочарование в любимом человеке стало серьезным ударом для девушки, а все из-за разговора Лизы и Молчанина, который Фамусова решает подслушать, и, как оказалось, не зря.

    Характеристика Софьи из комедии Грибоедова "Горе от ума".


    Как посравнить да посмотреть

    Век нынешний и век минувший

    Свежо предание, а верится с трудом.

    А. С. Грибоедов

    " Горе от ума " одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет.

    " Горе от ума " - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические, моральные и культурные проблемы эпохи.

    Содержание комедии раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской жизни - века " нынешнего " и века " минувшего ". Границей между ними, на мой взгляд, является война 1812 года - пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. После Отечественной войны в русском обществе сложились два общественных лагеря. Это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого. В комедии ясно показано, что столкновение веков было выражением борьбы этих двух лагерей.

    Император панически боялся проникновения в Россию революционных идей - "французской заразы". Он мог давать обещания на Европейском сейме, но на родине до реальных шагов дело не доходило. Более того, внутренняя политика приняла репрессивные формы. И недовольство передовой русской общественности зрело исподволь, ибо твердая рука Аракчеева навела в стране внешний порядок. И этот порядок, это довоенное благоденствие, разумеется, радостно приветствовали люди типа Фамусова, Скалозуба, Горичей и Тугоуховских.

    В самом название своей комедии "Горе от ума" Грибоедов закладывает основную идею произведения, мы уже можем понять, что всё в нём будет относиться к понятию "ум".

    Грибоедов сам говорил что в его произведениях на 1 умного приходятся 15 глупцов. Мы понимаем, что здесь будет один единственный герой наделенный умом, а все люди его окружающие его будут теми 15-ю глупцами, о которых говорил Грибоедов.

    И.А. Гончаров писал о комедии "Горе от ума", что это и "картина нравов, и галерея живых типов, и вечно жгучая, острая сатира, " в которой представлена дворянская Москва 10-20 годов 19 века. По словам Гончарова, каждый из главных героев комедии переживает "свой мильон терзаний". Переживает его и Софья.

    Единственный персонаж, задуманный и исполненный, как близкий Чацкому,

    Это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку..." В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго "не везло" в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: " Софья начертана неясно". И только Гончаров в "мильоне терзаний" в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

    Воспитанная Фамусовым и мадам Розье в соответствии с правилами воспитания московских барышень, Софья была обучена "и танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам". Ее вкусы и представления об окружающем мире формировались под влиянием французских сентиментальных романов. Она воображает себя героиней романа, поэтому плохо разбирается в людях. Софья. отвергает любовь чересчур язвительного Чацкого. Не хочет стать женой тупоумного, грубого, но богатого Скалозуба и избирает Молчалина. Молчалин разыгрывает перед ней роль платонического влюбленного и может до рассвета возвышенно молчать наедине с любимой. Софья отдает предпочтение Молчалину, потому что находит в нем множество достоинств, необходимых для "мужа-мальчика, мужа-слуги, из жениных пажей". Ей нравится, что Молчалин застенчив, уступчив, почтителен.

    А между тем девушка умна и находчива. Она дает верные характеристики окружающим. В Скалозубе она видит тупого, ограниченного солдафона, который "слова умного не выговорит сроду", который может рассуждать только о "фрунтах и рядах", "о петличках и выпушках". Она даже не может представить себя женой такого человека: "Мне се равно, что за него, что в воду". В отце Софья видит сварливого старика, который не церемонится с подчиненными и со слугами. Да и качества Молчалина Софья оценивает правильно, но, ослепленная любовью к нему, не хочет замечать его притворства..

    Софья по-женски находчива. Она умело отвлекает внимание отца от присутствия Молчалина в гостиной, в ранний час утра. Чтобы замаскировать свой обморок и испуг после падения Молчалина с лошади, она находит правдивые объяснения, заявляя, что очень чувствительна к несчастьям других. Желая наказать Чацкого за его язвительное отношение к Молчалину, именно Софья распускает слух о сумасшествии Чацкого. Романтическая, сентиментальная маска сорвана теперь с Софьи и открывается лицо раздраженной, мстительной московской барышни.

    Софья - лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она - так же как и ее антагонист Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (об этом не знает героиня, но знают зрители) - это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника - все мысли только о скорой встрече; она может присутствовать на сцене, на самом же деле - вся душа ее устремлена к Молчалину. В Софье воплотилась сила первого чувства. Но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку - Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: "Да что мне до кого? до них? до всей вселенной?" Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: "Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит... Да эдакий ли ум семейство осчастливит?" Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично, ко всему прочему. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей "ухаживания" Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена - это один из самых драматичных моментов всей пьесы.

    Это наносит удар по самолюбию Софьи, и вновь обнаруживается ее мстительная натура. "Расскажу всю правду батюшке", - с досады решает она. Это еще раз доказывает, что любовь ее к Молчалину была не настоящей, а книжной, придуманной, но эта любовь заставляет ее пережить свой "мильон терзаний".

    Мне, признаюсь, жаль Софью, потому что она не плохая девушка не безнравственная, но, к сожалению, оказалась жертвой той лжи, которая характерна для фамусовского общества, погубившего её.

    Каждый человек, который прочитает эту "комедию" должен почерпнуть что то своё. Один может просто смеяться над шутками и остротами в сторону нашего дворянства, а другой более умный может и задуматься над смыслом этого произведения и может понять в чём истинное горе Чацкого.

    Каждый человек должен сделать выбор Молчалин или Чацкий. Можно быть Молчалиным и молча подниматься по лестнице наверх. Или стать Чацким и всю жизнь спорить, бороться, добиваться своего, сражаться с беспросветной глупостью окружающих

    Комедия "Горе от ума" вошла в сокровищницу нашей национальной культуры. Она и сейчас не утратила своей нравственной и художественной силы. Нам, людям нового поколения, понятно и близко гневное, непримиримое отношение Грибоедова к несправедливости, подлости, лицемерию, которые так часто встречаются и в нашей жизни.