Что такое фонетика в русском языке примеры. Связь фонетики с другими науками

(от греч. Phone – звук) изучает звуки речи и все, что с ними связано (сочетаемость, образование, изменение и проч.). Соответственно, объект фонетики – это звук. Сами по себе звуки не имеют значения, но они составляют материальную оболочку слова.

На письме звуки передаются буквами. Буква – это условный знак, который служит для обозначения на письме звуков речи. Соотношение букв и звуков в русском языке не одинаково: так, 10 букв русского алфавита обозначают гласные звуки (их 6), а 21 буква – согласные (их 36 + 1), причем, буквыьиъзвуков не обозначают вовсе. Например, праздничный – 11 букв и 10 звуков [пра´з"н"ич"ный"], её – 2 буквы и 4 звука [й"ий"о´] и др.

Фонетика русского языка отличается обилием классификаций звуков: глухие / звонкие, твердые / мягкие, ударные / безударные, парные / непарные и др. Но и среди этих «правил» есть свои исключения: например, непарные твердые ([ж], [ш], [ц]) и непарные мягкие ([ч"], [ш"], [j]), непарные звонкие (сонорные) ([л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [j]) и непарные глухие ([х], [х"], [ц], [ч], [щ]). Их необходимо запомнить, чтобы встреча с ними не казалась грустным и неприятным казусом. Да и запомнить все классификации достаточно сложно, поэтому следует прибегать к помощи фантазии: например, «Л им он – р ай » – все сонорные русского языка, «Ст епк а, х оч еш ь щ ец ? – Ф и! » – все глухие и др.

Говорим мы во многом интуитивно, поэтому при произнесении слов не задумываемся о звуках, которые произносим, и о тех процессах, которые со звуками происходят. Вспомним, например, самые простые фонетические процессы – оглушение, озвончение и ассимиляция по мягкости. Посмотрите, как одна и та же буква – в зависимости от условий произнесения – превращается в разные звуки: с амый – [с а´мый"], с идеть – [c" ид"э´т"], с шить – [ш шыть], с другом – [з друга´м], прось ба – [про´з" ба] и др.

Часто незнание фонетики русского языка приводит к ошибкам в речи. Конечно, в первую очередь это касается слов-ловушек типа метр (единица измерения) и мэтр (выдающийся человек) и слов на запоминание типа ши[н"э ]ль . Кроме того, и достаточно простые слова при их легкости произношения часто создают проблемы при транскрипции: весна – [в"исна´], часы – [ч"исы´] и др. Не будем забывать также о том, что е, ё, ю, я, и (в некоторых случаях) при определенных условиях дают два звука.

Иными словами, знание русской фонетики и умение пользоваться ее механизмами – это не только показатель уровня образования и культуры человека, но и весьма полезные знания, которые пригодятся в школе и могут пригодиться во внешкольной жизни.

Успехов в изучении русской фонетики!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Что такое фонетика? Давайте разберемся. Попробуем вместе ответить на этот вопрос.

Что такое фонетика?

Лексика русского языка богата и разнообразна, как богат и звуковой состав. Его изучением занимается отдельная наука. Мы говорим сейчас именно о фонетике. Само слово произошло от греческого термина, обозначающего "звуковой", "звук". Поможет ответить на вопрос о том, что такое фонетика, определение - это раздел языкознания, в котором изучаются различные звуки речи, а также их соединения в том или ином языке (слоги, закономерности создания речевой цепочки звуков, их сочетания). Возможно, еще не совсем ясно, о чем идет речь. Сейчас главное - лишь отметить, что важнейшим понятием этого раздела является звук.

Изучает его влияние на объекты и субъекты специальная дисциплина - звуковедение.

Звук и буква

Для того, чтобы уяснить себе, что такое фонетика, необходимо сначала четко разграничить термины "звук" и "буква". Не следует смешивать данные понятия. Слова "кто" и "что" различаются именно звуками ([ш] и [к]), а не буквами. Ведь именно в речи существует русский язык. Что такое фонетика, вы поймете, когда уясните разницу между двумя понятиями, данными в заголовке.

Звуки слышатся и произносятся, буквы же читаются и пишутся. Другие соотношения невозможны: нельзя произнести букву, проговорить, пропеть, продекламировать, невозможно ее и услышать. Элементы алфавита не бывают ни мягкими, ни твердыми, ни звонкими, ни глухими, не безударными, ни ударными. Все подобные характеристики относятся именно к звукам. Это они являются языковыми единицами, буквы же принадлежат лишь алфавиту и не имеют, чаще всего, отношения к описанию языковых закономерностей. Выбор буквы определяет качество звука, а не наоборот. Следовательно, можно сделать следующий вывод. В любом языке существуют звуки независимо от того, есть в нем письменность или нет.

Сам по себе он, в отличие от других единиц языка (слова, морфемы, предложения, словосочетания), не имеет определенного значения. Функция звуков в языке - обеспечение возможности нашего общения - сводится к различению и формированию слов и морфем.

Предмет фонетики

Отвечая на вопрос, что такое фонетика, определение мы уже привели. Рассмотрим теперь предмет этого раздела языкознания. Его составляет тесная связь между письменной, устной и внутренней речью. В отличие от разных других языковедческих отраслей, фонетика занимается изучением не только лишь языковой функции, но также материальной стороны объекта: рассматривает работу аппарата речи, акустическую характеристику некоторых звуковых явлений, а также то, как носители языка воспринимают их.

Данная наука, в отличие от так называемых "нелингвистических" дисциплин, рассматривает все эти явления как элементы определенной системы, которые служат для воплощения предложений и слов в звуковую, материальную форму. Без этого, как известно, общение невозможно.

Поскольку звуковую сторону нашего языка можно рассматривать в функционально-языковом и акустико-артикуляторном аспектах, в этой науке выделяют собственно фонетику и фонологию.

Следует также знать, что такое фонетика и орфоэпия, в чем их различие. Последняя представляет собой раздел языкознания, который изучает нормативное литературное произношение.

История науки фонетики

Что такое фонетика, правило соединения звуков в речи, различные ее аспекты - все это люди знали не всегда. Эта дисциплина не сразу же составила раздел науки о языке, несмотря на то, что древнеиндийские ученые имели блестящие достижения в данной сфере, а александрийские и греческие составили удачную классификацию различных звуков. В дальнейшем лингвистика на эту сторону языка обращала мало внимания.

17 век отмечен как начало изучения того, как звуки образуются в речи. Подобный интерес был вызван необходимостью обучения глухонемых (труды Х. П. Бонета, И. К. Аммана, Дж. Уоллиса). В конце 18 века ученый Х. Краценштейн основал акустическую теорию гласных, развитую в дальнейшем Л. Р. Гельмгольцем в середине 19 века. К этому времени исследования в области физиологии и анатомии были обобщены в работах Э. В. Брюкке. Учение о звуковой стороне с лингвистической точки зрения во всех разделах впервые было представлено в труде Й. Шмидта и Э. Зиверса в 1872 году. Большой вклад в данную науку внесло на сегодняшний день множество ученых, задававшихся вопросом, что такое фонетика. Примеры наиболее известных из них: Р. Раск, Панини, Я. Гримм, И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. Шлейхер, Ж. П. Руссло, Ж. Жильерон, П. Пасси, Э. Зиверс, Д. Джоунз, М. Граммон, Л. В. Щерба, В. А. Богородицкий, Н. С. Трубецкой, Е. Д. Поливанов, Р. О. Якобсон, М. Халле, Г. Фант, Р. И. Аванесов, Л. Р. Зиндер, Л. Л. Касаткин, М. В. Панов, Л. А. Вербицкая, Л. В. Бондарко, О. Ф. Кривнова, С. В. Кодзасов.

Стоит отметить, что даже в первой половине 19 века ученые еще плохо различали буквы и звуки. Сильно продвинула фонетику вперед необходимость создавать в колониях грамматики туземных языков, а также изучение различных бесписьменных диалектов и описания языков в сравнительно-историческом аспекте.

Три аспекта исследований

Существует три аспекта фонетических исследований. Первый из них - артикуляционный (то есть анатомо-физиологический). Он изучает звук речи с позиции его создания (например, установлено, что он произносится на выдохе). Рассматривается, какие органы участвуют в произношении, пассивны или активны голосовые связки, вытянуты ли при этом губы вперед и т. д.

Второй аспект - акустический (другими словами, физический). В нем звук изучается как некоторое колебание воздуха, отмечаются его физические характеристики: сила (амплитуда), частота (высота) и длительность.

Третий - функциональный (фонологический). При его рассмотрении мы отмечаем функции, которые имеют звуки в языке, применяем такое понятие, как "фонема".

Акустическая, перцептивная, артикуляционная и функциональная фонетика

Акустическая фонетика изучает звуки речи как физические явления, описывает такие их характеристики, как высота (которая зависит от частоты колебаний), сила (от амплитуды), громкость, тембр и длительность звука. Также этот раздел рассматривает физиологию и анатомию речевого аппарата.

Перцептивная изучает особенности анализа и восприятия звуков речи органом слуха, то есть ухом.

Функциональная фонетика (то есть фонология) рассматривает в качестве элементов языковой системы звуковые явления как служащие для формирования слов, морфем и предложений.

Методы фонетических исследований

В различных аспектах применяются разные методы.

Для артикуляционного аспекта - интроспекция (самонаблюдение), палатографирование, одонтографирование, лингвографирование, фотографирование, рентгеносъемка, киносъемка.

Методы, применяемые в акустическом аспекте изучения: осциллографирование, то есть преобразование различных колебаний воздуха в конкретный акустический сигнал, интонографирование, спектрографирование.

Разделы фонетики

Фонетика также делится на общую, историческую, сравнительную и описательную. Общий раздел изучает закономерности, характерные для всех мировых языков, их звукового строя. Сравнительная сопоставляет его с другими (в основном родственными) языками. Фонетика историческая прослеживает то, как развивался он на протяжении длительного периода (иногда с момента появления конкретного языка - отделения его от праязыка). Предмет описательной - звуковой строй на конкретном этапе развития (чаще всего фонетический строй именно современного языка).

Основные фонетические средства и единицы

Итак, что такое фонетика, мы определились. Перечислим теперь основные ее единицы. Они делятся на суперсегментные и сегментные.

Сегментные - это единицы, которые возможно определить в потоке речи: слоги, звуки, фонетические слова (такт, ритмические структуры), фонетические фразы (синтагмы).

Остановимся поподробнее на этих терминах. Фонетическая фраза - определенный отрезок речи, который представляет собой смысловое и интонационное единство, с обеих сторон выделенное паузами. Синтагма (иными словами, речевой такт) - это отрезок некоторой фонетической фразы, который отмечен тактовым ударением и особой интонацией. Между тактами паузы не обязательны (либо они могут быть короткими), деление это не очень интенсивно. Следующий термин - фонетическое слово (то есть ритмическая структура) - представляет собой часть фразы, которая объединена словесным ударением. Наименьшая единица любой речевой цепочки - слог. А звук - это минимальная единица фонетики.

Суперсегментные единицы

Суперсегментные (различные интонационные средства) накладываются в речи на сегментные. К ним относятся динамические (ударение), мелодические (тон) и темпоральные (длительность или темп). Ударение представляет собой выделение определенной единицы в ряду некоторых однородных с помощью интенсивности звука (энергии). Тон - речевой ритмико-мелодический рисунок, который определяется изменением частоты некоторого звукового сигнала. Темп представляет собой скорость речи, определяющуюся числом сегментных единиц, которые мы произносим за единицу времени. Время звучания этого сегмента называется длительностью.

Надеемся, вы понимаете теперь, что такое фонетика, какова история этой науки, можете назвать ее основные разделы и единицы. Мы постарались максимально полно и по возможности лаконично все это описать.

Слог членится на еще более мелкие единицы — звуки, которые представляют собой наименьшие единицы звучащей речи, произносимые за одну артикуляцию.

Звуки речи создаются колебаниями воздуха и работой речевого аппарата. Поэтому их можно рассматривать как явления физиологические, так как они возникают в результате артикуляторной деятельности человека, и физические (акустические), т.е. воспринимаемые на слух. Однако этими двумя аспектами при характеристике звуков речи ограничиться нельзя; языкознание изучает звуки как особые единицы языка, выполняющие социальную функцию, т.е. функцию общения между людьми. Для языкознания важно выяснить, в какой мере звуки связаны с различением смысла слов и их форм, все ли звуки в одинаковой степени важны для языка как средства общения. Поэтому в конце XIX — начале XX в. лингвисты стали изучать именно функциональную сторону звуков, в результате чего появился новый отдел языкознания — фонология.

Звуковой состав русского языка

Все звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные.

Гласные и согласные различаются акустическими и артикуляционными признаками: 1) гласные — это тональные звуки, согласные образуются с участием шума; 2) гласные — это звуки, которые образуются без участия преграды на пути воздушной струи, все согласные образуются с помощью преграды (сомкнутые губы — [б], [п], щель между языком и твердым нёбом — [х] и т.д.); 3) гласные не дифференцируются по способу и месту образования, для согласных место и способ образования являются очень существенными основаниями их классификации; 4) при образовании гласных органы речи напряжены равномерно, при образовании согласных органы речи наиболее напряжены в том месте, где имеется преграда; 5) воздушная струя при произнесении гласных слабая, а при произнесении согласных сильная, так как ей необходимо преодолеть существующую на ее пути преграду; 6) все гласные звуки могут быть слогообразующими, согласные (кроме сонорных) не могут самостоятельно образовать слог.

В этом противопоставлении гласных и согласных звуков речи промежуточное положение занимают сонорные согласные, которые частью признаков сближаются с согласными (образование с помощью преграды, дифференциация по способу и месту образования, наличие шума), а частью — с гласными (преобладание тона, способность образовывать слог).

Гласных звуков (фонем) в русском языке шесть: [и], [ы], [у], [э], [о], [а]. Их классификация опирается на артикуляционные признаки: степень подъема языка, ряд, участие губ.

Согласных звуков (фонем) в современном русском языке 37. Их образование и классификация значительно сложнее, чем гласных.

Интонация

Каждая фраза интонационно оформлена.

Интонация — это совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны и проявляющихся в последовательных изменениях высоты тона (мелодики — повышении или понижении тона), ритма речи (соотношении сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз (что отражается на ритмике фразы) и общего тембра высказывания, который, в зависимости от целевой установки, может быть «веселым», «игривым», «испуганным», «мрачным» и т.д. Интонация выполняет важные функции: она не только оформляет фразы, предложения и различные синтаксические конструкции, но и участвует в выражении мыслей, чувств и волеизъявления людей. В самом деле, один и тот же отрезок звучащей речи в зависимости от того, как, с какой интонацией он будет произнесен, может иметь разное значение: Он пришел. — Он пришел! — Он пришел? Интонация повествовательной речи характеризуется повышением тона в начале фразы и понижением тона в конце фразы, на отступе; вопросительная фраза характеризуется резким повышением на отступе; интонация восклицательной фразы ровная высокая.

На письме интонационные различия передавать трудно. Кроме точки, двоеточия, тире, запятой, скобок, восклицательного, вопросительного знаков и многоточия у нас нет способов передачи характера интонации на письме. И даже с помощью этих знаков далеко не всегда можно отразить интонационный рисунок фразы. Например:

Кому не известно, что он первый высказал эту мысль? — в конце предложения стоит вопросительный знак, однако фраза имеет утвердительный, а не вопросительный смысл.

Интонация выполняет и еще одну важную функцию — с ее помощью производится членение предложения на семантико-синтаксические единицы — синтагмы.








Разнообразие звуков и их отличие

В каждом языке звуков довольно много. Причем в разных языках количество их различно, как и соотношение между гласными и согласными звуками.

Каждый звук имеет свои акустические особенности, характеристики, которым современные фонологи уделяют все большее внимание, так как считают, что акустическая классификация — это подлинно языковая классификация, занимающаяся выяснением, что такое звук, в то время как артикуляционная классификация звуков (самая распространенная) нацелена на выяснение, как производится звук.

Звуки отличаются один от другого высотой тона, долготой, силой и тембром. Поэтому любые два звука, которые имеют разные показатели высоты, силы и тембра, являются с акустической точки зрения разными. Кроме того, есть различия между звуками, объясняемые субъективными и объективными моментами.1. Индивидуальные различия между звуками связаны с особенностями произношения отдельных людей. Каждый человек произносит звуки в какой-то степени по-своему. Для лингвистики важны лишь такие различия между звуками, которые вносят изменения в значения слов. Если два человека (например, школьник и профессор) произнесли слово студент , то мы замечаем, что это слово было произнесено ими неодинаково, но одновременно утверждаем, что произнесли они одно и то же слово. Но если один и тот же человек произнесет два слова, например сад и суд, то мы без малейшего затруднения узнаем, что это разные слова, так как в них есть два разных звука [а, у], которые различают их звуковой облик и указывают на различия в значении.

Таким образом, индивидуальные различия при произнесении одного и того же звука не имеют лингвистически важного значения. И наоборот, лингвистически важное значение имеют разные звуки как единицы системы языка независимо от различного произношения их отдельными людьми.


2. Когда мы произносим слово город [горът], в заударном слоге на месте звука [о] звучит очень неясный звук, так как происходит редукция (от латинского reducere — возвращать, приводить обратно) — ослабление звука под влиянием тех фонетических условий, в которых звук оказался (безударная позиция). Здесь звук [о] не только теряет часть своей звучности, но теряет и качество — превращается в звук [ъ]. В этом же слове конечный звук [д] оглушается, произносится как [т] — это характерный закон современного русского языка (звонкие согласные в позиции конца слова оглушаются). Оглушаться или озвончаться могут согласные и в середине слова под влиянием последующего глухого или звонкого согласного: дубок — дубка [дупка], просить — просьба [проз"ба]. Эти явления свидетельствуют о том, что в определенных фонетических условиях (звонкий перед глухим, глухой перед звонким, звонкий в конце слова, гласный в безударной позиции и др.) возможно влияние одного звука на другой и их изменения или иные звуковые процессы. Такие различия между звуками принято называть фонетически обусловленными . Они также не имеют лингвистически важного значения, так как слово и его значение не меняются.





3. В словах воз и вуз после согласного [в] мы произносим разные звуки. Эти звуки в данных словах служат различителями их смысла. Различие звуков позиционно не обусловлено, так как оба выступают в одинаковой позиции (ударной — сильной для гласных звуков), влияния соседних звуков здесь также нет. Различия между звуками, не обусловленные ни индивидуальными особенностями произношения, ни позицией звука, ни влиянием одного звука на другой, называются функциональными. Функциональные различия между звуками имеют лингвистически важное значение.

Следовательно, два звука, различие между которыми не обусловлено позицией или влиянием соседних звуков, а связано с изменением значения слова, являются функционально разными.

онетическая транскрипция

Для записи звучащей речи используется специальная система знаков — фонетическая транскрипция. Фонетическая транскрипция построена на принципе однозначного соответствия между звуком и его графическим символом.


Транскрибируемый звук (слово, предложение, текст) принято заключать в квадратные скобки: [мы] мы. Запись звучащей речи осуществляется без прописных букв и знаков препинания, но с расстановкой пауз.

В словах, состоящих более чем из одного слога, следует указывать место ударения: [з’имá] зима. Если два слова (например, предлог и существительное) характеризуются единым ударением и произносятся слитно, то они соединяются лигой: [в_дом].
В русской фонетической транскрипции в основном используются буквы русского алфавита. Запись согласных звуков осуществляется с помощью всех соответствующих букв, кроме щ и й. Рядом с буквой могут ставиться особые надстрочные или подстрочные значки. Они указывают на некоторые особенности звука:

[н’] — мягкий согласный ([н’]ёбо нёбо);

[н:] — долгий согласный (ванна); может обозначаться надстрочной чертой или [н:].

Буква щ в большинстве случаев соответствует звуку, который передается знаком [ш’:]: у[ш’:]éлье, [ш’:]етина. Звонкой параллелью к [ш’:] будет звук [ж’:], выступающий, например, в слове дрó[ж’:]и дрожжи (допускается и иное произношение — дрó[ж:]и).

Латинская буква [j] обозначает в транскрипции согласный «йот», который звучит в словах блоко яблоко, водом водоём, воро[б’jи´] воробьи, зык язык, сарá[j] сарай, мá[j]ка майка, чá[j]ник чайник и т.д. Обратите внимание, что согласный «йот» далеко не всегда передается на письме буквой й.

Запись гласных звуков осуществляется с использованием разного рода знаков.

Ударные гласные транскрибируются с помощью шести символов: [и] — [п’ир] пир, [ы] — [пыл] пыл, [у] — [луч] луч, [э] — [л’эс] лес, [о] — [дом] дом, [а] — [сад] сад.
Безударные гласные подвергаются различным изменениям в зависимости от места по отношению к ударению, от соседства твердых или мягких согласных, от типа слога. Для записи безударных гласных применяются символы [у], [и], [ы], [а], [ъ], [ь].

Безударный [у] встречается в любом слоге. По своему качеству он похож на соответствующий ударный гласный: м[у]зыкáльный, р[у]кá, вóд[у], [у]дáр.
Безударные гласные [и], [ы], [а] произносятся в слоге, который непосредственно предшествует ударному (такой слог называется первым предударным): [р’и]дóв рядов, мод[ы]льéр модельер, д[а]скá доска. Эти же гласные, за исключением [ы], выступают и в абсолютном начале слова: [и]кскурсáнт экскурсант, [а]быскáть обыскать.
Безударные [и], [ы], [а] по своему качеству похожи на соответствующие ударные звуки, но не идентичны им. Так, безударный [и] оказывается гласным, средним между [и] и [э], но ближе к [и]: [л’и]сá лиса — ср.: [л’и´]сам лисам. Отличается произношение и остальных гласных. Употребление символов [и], [ы], [а] для обозначения безударных звуков связано с определенной степенью условности.

Итак, перечисленные выше безударные гласные характерны для позиций 1-го предударного слога и абсолютного начала слова. В остальных случаях произносятся звуки [ъ] и [ь].

Знак [ъ] («ер») передает очень краткий звук, по своему качеству средний между [ы] и [а]. Гласный [ъ] — один из самых частотных звуков в русской речи. Он произносится, например, во 2-м предударном и в заударных слогах после твердых: п[ъ]рохóд пароход, в[ъ]довóз водовоз, зáд[ъ]л задал, гóр[ъ]д город.

В аналогичных позициях после мягких согласных фиксируется звук, напоминающий [и], но более краткий. Этот гласный передается знаком [ь] («ерь»): [м’ь]ровóй мировой, [м’ь]ловóй меловой, зá[м’ь]р замер, зá[л’ь]жи залежи.




Органы речи. Образование гласных и согласных звуков

Звуки произносятся во время выдоха. Поток выдыхаемого воздуха является необходимым условием образования звуков.

Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через гортань, в которой находятся голосовые связки. Если связки напряжены и сближены, то выдыхаемый воздух вызовет их колебание, в результате чего возникнет голос, то есть музыкальный звук, тон. Тон обязателен при произношении гласных и звонких согласных.

Произношение согласных обязательно связано с преодолением препятствия, созданного в ротовой полости на пути воздушной струи. Это препятствие возникает в результате сближения органов речи до границ щели ([ф], [в], [з], [ш]) или полной смычки ([п], [м], [д], [к]).

Сближенными или сомкнутыми могут оказаться различные органы: нижняя губа с верхней губой ([п], [м]) или верхними зубами ([ф], [в]), определенные части языка с твердым и мягким нёбом ([з], [д], [ш], [к]). Органы, участвующие в создании преграды, подразделяются на пассивные и активные. Первые остаются неподвижными, вторые совершают определенные движения.

Воздушная струя преодолевает щель или смычку, в результате чего образуется специфический шум. Последний является обязательной составляющей согласного звука. У звонких шум соединяется с тоном, у глухих он оказывается единственным компонентом звука.

При произношении гласных голосовые связки колеблются, а для воздушной струи обеспечен свободный, беспрепятственный проход через ротовую полость. Поэтому гласный звук характеризуется наличием тона и полным отсутствием шума. Специфическое звучание каждого гласного (то, что отличает [и] от [ы] и т. д.) зависит от положения языка и губ.

Движения произносительных органов при образовании звуков называют артикуляцией, а соответствующие им характеристики звуков — артикуляционными характеристиками.
















ласные звуки
Ударные гласные: классификационные признаки
В основу классификации гласных звуков положены признаки, описывающие работу органов речи:1) движение языка вперед — назад (ряд);
2) движение языка вверх — вниз (подъем);
3) положение губ (лабиализованность).


По признаку ряда гласные подразделяются на три основные группы. При артикуляции гласных переднего ряда ([и], [э]) язык концентрируется в передней части полости рта. При артикуляции гласных заднего ряда ([у], [о]) — в задней. Гласные среднего ряда ([ы], [а]) занимают промежуточную позицию.
Признак подъема описывает положение языка при движении вверх или вниз. Гласные верхнего подъема ([и], [ы], [у]) характеризуются высоким положением языка в полости рта. Артикуляция гласного нижнего подъема ([а]) связана с низким положением языка. Гласным среднего подъема ([э], [о]) отведено место между названными крайними группами.
Гласные [у] и [о] являются лабиализованными (или огубленными), т.к. при их произношении губы вытягиваются вперед и округляются. Остальные гласные произносятся с нейтральным укладом губ и являются нелабиализованными: [и], [ы], [э], [а].

Таблица ударных гласных гласных выглядит следующим образом:

подъем:
верхний и´ ы´ ý (лабиал.)
средний э´ ó (лабиал.)
нижний á

Безударные гласные: классификационные признаки
В безударных слогах произносятся иные, чем под ударением, звуки. Они оказываются более краткими и артикулируются с меньшим мускульным напряжением органов речи. Такое изменение звучания гласных называется редукцией. Итак, все безударные гласные в русском языке являются редуцированными.
Безударные гласные отличаются от ударных и количественно, и качественно. С одной стороны, безударные гласные всегда короче ударных (ср.: с[а]ды´ сады´ — с[á]дик сáдик, п[и]лá пилá — п[и´]лит пúлит). Эта особенность звучания гласных в безударном положении называется количественной редукцией.
С другой стороны, изменяется не только длительность, но и само качество гласных. В этой связи говорят о качественной редукции гласных в безударном положении. В паре с[ъ]довóд садовóд — с[á]дик сáдик безударный [ъ] не просто короче — он отличается от ударного [á].
Любой безударный гласный испытывает количественную и одновременно качественную редукцию. При произношении безударных язык не достигает крайних точек продвижения и стремится занять более нейтральную позицию.

Самым «удобным» в этом отношении оказывается звук [ъ]. Это гласный среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный: с[ъ]молёт самолёт, б[ъ]роздá борозда.

Артикуляция всех безударных гласных сдвигается в сторону «центрального» [ъ].При произнесении безударных [ы], [и], [у], [а] сила изменения оказывается не очень существенной: ср. р[ы]бáк рыбáк — р[ы´]ба ры´ба, [с’и]нéть синéть — [с’ и´]ний сúний, р[у]кá рукá — р[ý]ки рýки, л[а]скáть ласкáть —л[á]сковый лáсковый.. Безударные [ы], [и], [у], [а] можно оставить в тех же клеточках таблицы, что и ударные, несколько сместив их к центру.
Безударный [ь] ([с’ь]невá синева) должен занять промежуточное положение между безударным [и] и «центральным» [ъ].
Звук «ерь» характеризуется как гласный передне-среднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный.
Редукция может быть более сильной и менее сильной. Среди перечисленных безударных гласных звуки [ъ] и [ь] выделяются своей краткостью. Остальные гласные произносятся более отчетливо.
Таблица гласных, дополненная безударными звуками, получает следующий вид:
ряд: передний средний задний
подъем:
верхний и´ ы´ у(лабиал.)у
и ы у
ь
средний
э´ Ъ ó (лабиал.)
нижний а
á

Особенности произношения гласных в безударных позициях (позиционное распределение гласных)

Особенности произношения гласных в безударных позициях зависят от ряда условий:
1) места по отношению к ударному слогу,
2) положения в абсолютном начале слова,
3) твердости / мягкости предшествующего согласного.
Место по отношению к ударному слогу определяет степень редукции гласных. В фонетике принято называть слоги не по их порядку в слове, а по месту, занимаемому относительно ударного слога. Все безударные слоги делятся на предударные и заударные. Нумерация предударных слогов осуществляется в направлении от ударного слога, то есть справа налево.
В первом предударном слоге возможны четыре гласных — безударные [у], [и], [ы], [а]: н[у]ждá нужда, [ч’и]с ы´часы, ш[ы]лкá шелка, н[а]чнóй ночной.
В остальных безударных слогах (втором, третьем предударном и в заударных) произносятся сильно редуцированные гласные [ъ], [ь], а также звук [у]. Во втором предударном слоге: д[ъ]мовóй дымовой и домовой, [м’ь]сорýбка мясорубка, [ч’у]дотвóрный чудотворный.
В заударных слогах: болóт[ъ]м болотом и болотам, нéжн[ъ]й нежный и нежной, си[н’ь]м синим и синем, пó[л’ь]м полем, лóшадь лошадью.
В заударных слогах в абсолютном конце слова наряду со звуками [ъ], [ь] и [у] фиксируется гласный [ы], только очень краткий: нóт[ы] ноты, нóт[ъ] нота, нó[т’ь] нóте, нóт[у] нóту.
Положение в абсолютном начале слова после паузы также влияет на особенности редукции гласных. В этой позиции произносятся звуки [у], [и], [а] независимо от их удаленности от ударного слога: [у]бирáть убирать, [и]кспортёр экспортёр, [а]говáривать оговáривать.

Особенности распределения безударных гласных в слове можно представить в виде таблицы.

В ударном слоге: ударные [ý], [и´], [ы´], [э´], [ó], [á]
В 1-м предударном слоге, в абсолютном начале слова: безударные [у], [и], [ы], [а]
Во 2, 3-м предударном слоге, в заударных слогах: безударные [ъ], [ь], [у] + [ы] (в абс. конце слова)
Твердость / мягкость предшествующего согласного — важный фактор, определяющий возможность появления тех или иных гласных:

1) после твердых могут выступать [у], [ы], [а], [ъ]: [лу]говóй луговой, [лы]сéть лысеть, [ла]рéц ларец, [лъ]шадéй лошадей;
2) после мягких произносятся [у], [и], [ь]: [л’у]бовáться любоваться, [ч’и]рнéть чернеть, [л’ь]дорýб ледоруб;
3) предударные [а] и [ъ] после мягких невозможны: [р’и]ды´ ряды, [п’и]ти´ пяти, [р’ь]довóй рядовой, [п’ь]тилéтка пятилетка;
4) [ъ] после мягких появляется только в возвратном –ся , в окончаниях и формообразующих суффиксах. Подобное произношение является возможным, а не обязательным и связано с задачей передать грамматическую информацию о падеже, числе и т.д.:
получ и´л[с’ъ] получился — у бабý[с’ь] у бабуси;
кáп[л’ъ] капля — кáп[л’ь] капли;
медвé[д’ъ]м медведям — медвé[д’ь]м медведем;
в ы´са[д’ъ]сь высадясь — в ы´са[д’ь]сь высадись.
Все проанализированные выше особенности произношения гласных относятся к фонетике общеупотребительных знаменательных слов. Союзы, предлоги, частицы, междометия, редкие заимствования могут не подчиняться описанным закономерностям. Они допускают, например, такое произношение гласных неверхнего подъема: спал, н[о] недолго, б[о]á, андáнт[э].кт

Нетрудно заметить, что выражение мысли, заключенной в этой фразе, требует обязательной паузы после слова оружие. Наличие паузы создает два речевых такта во фразе. Таким образом, речевой такт — это часть фразы, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между речевыми тактами более короткие, чем между фразами.

Речевой такт, так же как и фраза, имеет прямое отношение к выражению содержания в языке. В зависимости от того, где кончается один речевой такт и начинается следующий, порой меняется весь смысл фразы: Как поразили его // слова брата. — Как поразили его слова // брата. Произвольность членения фразы на речевые такты может привести к полному разрушению мысли.

Как правило, фраза состоит из нескольких речевых тактов: В час испытаний // поклонись отчизне // по-русски // в ноги (Д. Кедрин). Такт может совпадать с отдельным словом. Но обычно в речевом такте объединяется несколько слов.

онетические чередования гласных. Обозначение безударных гласных на письме

Гласный, принадлежащий определенной морфеме, может в одних словах оказываться ударным, в других безударным. Так, безударный [и] в слове [д’и]шёвый дешёвый соотносится с ударным лабиализованным [ó], звучащим в том же корне в слове [д’ó]шево дёшево.

Звуки, принадлежащие одной морфеме (корню, приставке, суффиксу, окончанию) и замещающие друг друга в разных фонетических позициях, образуют фонетическое чередование. В приведенном выше примере фиксируется фонетическое чередование [ó] // [и].

В русском языке возможны следующие чередования ударных и безударных звуков:

1. [ý] // [у] з[ý]бы, з[у]бнóй: зубы, зубной.

2. [и´] // [и] // [ь] [п’и´]шет, [п’и]сáть, [п’ь]сани´на: пишет, писать, писанина.

3. [ы´] // [ы] // [ъ] ш[ы´]ре, ш[ы]рóк,ш[ъ]рокá: шире, широк, широка.

4. [и´] // [ы´] // [и] // [ы] [и´]гры, с[ы´]гран, [и]грать, с[ы]грать: игры, сыгран, играть, сыграть.

5. [э´] // [ы] // [ъ] ш[э]ст, ш[ы]стá, ш[ъ]стовóй: шест, шеста, шестовой.

6. [э´] // [и] // [ь] [п’э´]ший, [п’и]шкóм, [п’ь]шехóд: пеший, пешком, пешеход.

7. [ó] // [а] // [ъ] д[ó]мик, д[а]мáшний, д[ъ]мовóй: домик, домашний, домовой.

8. [ó] // [и] // [ь] [п’ó]стро, [п’и]стр и´ть, [п’ь]стротá: пёстро, пестрить, пестрота.

9. [ó] // [ы] // [ъ] ш[ó]лка, ш[ы]лкá, ш[ъ]лков и´стый: шёлка, шелкá, шелковистый.

10. [á] // [а] // [ъ] тр[á]вка, тр[а]вá, тр[ъ]вянóй: травка, трава, травяной.

11. [á] // [и] // [ь] [п’á]тый, [п’и]тáк, [п’ь]тачóк: пятый, пятак, пятачок.

Обратите внимание, что на письме качество безударного звука не обозначается. Факт безударности гласного — это сигнал орфограммы . В корнях слов пешком, пестрить, пятак, произносимых с безударным [и], буква и не пишется. При выборе правильной буквы в этих примерах нужно ориентироваться на ударный вариант произнесения корня: [п’э´]ший, [п’ó]стро, [п’á]тый.

Подобная проверка лежит в основе ведущего принципа русской орфографии — морфематического (точнее говоря, фонематического). Морфема получает такое графическое представление, при котором. позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с сильным вариантом (гласный проверяется ударением, согласный — постановкой перед гласным).

Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением, подпадает под действие другого принципа орфографии — традиционного. В словарных словах с[а]бáка, п[’и]чáль, р[’и]б и´на принято писать буквы о, е, я, в примерах типа ум[’и]рлá / ум[’и]рáла — буквы е и и. Последние два примера связаны с действием правил, которые во всех справочниках даются под рубрикой «Чередующиеся гласные в корне». Следует учитывать, что ни о каких фонетических чередованиях в этом случае речь не идет.

Крайне редко безударные гласные обозначаются на письме в соответствии с фонетическим принципом орфографии. Приставка рас-/раз-/рос-/роз- имеет четыре графических варианта, соотносимых с особенностями ее произношения в разных словах, а не с ситуацией проверки: р[а]спýтать распутать, р[а]зрýшить разрушить, р[ó]спись роспись при наличии р[ó]зыгрыш розыгрыш (именно последний вариант являлся бы проверочным, т.к. в нем гласный стоит под ударением, а согласный — перед гласным).






огласные звуки




Согласные звуки: классификационные признаки.
При классификации согласных принято учитывать ряд признаков:
1) соотношение шума и тона (шумность / сонорность),
2) участие или неучастие голоса (звонкость / глухость),
3) твердость / мягкость,
4) место образования,
5) способ образования.

Особо оговариваются свойства парности по глухости / звонкости и парности по твердости / мягкости.

Шумные и сонорные, глухие и звонкие согласные звуки

Шумные и сонорные согласные различаются соотношением шума и тона.

К сонорным в русском языке относятся девять звуков: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [j]. Как и у всех согласных, при артикуляции сонорных в ротовой полости создается преграда. Однако сила трения воздушной струи о сближенные / сомкнутые органы речи минимальна: воздушная струя находит относительно свободный выход наружу и шум не образуется. Воздух устремляется либо через нос ([м], [м’], [н], [н’]), либо в проход между боковыми краями языка и щеками ([л], [л’]). Отсутствие шума может быть связано с мгновенностью преграды ([р], [р’]) или с достаточно широким характером самой щели ([j]). В любом случае шум не создается и основным источником звука оказывается тон (голос), создаваемый колебанием голосовых связок.

В образовании шумных согласных ([б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др.) основную роль играет, наоборот, шум. Он возникает в результате преодоления преграды воздушной струей. Тоновая составляющая звука является неосновной и может либо вообще отсутствовать (у глухих согласных), либо дополнять основную (у звонких согласных).
Звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием тона (голоса) в образовании согласного звука.

Тон (голос) свойствен произношению звонких, их артикуляция предполагает обязательную работу голосовых связок. Звонкими, следовательно, являются все сонорные: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [j]. Среди шумных согласных к звонким относятся следующие звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж:’], [з], [з’].

[б] — [п] [б’] — [п’] [з] — [с] [з’] — [с’]

[в] — [ф] [в’] — [ф’] [ж] — [ш] [ж:’] — [ш:’]

[д] — [т] [д’] — [т’] [г] — [к] [г’] — [к’]

Перечисленные звуки являются соответственно либо звонкими парными, либо глухими парными. Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят все сонорные, к глухим непарным — звуки [ц], [ч’], [х], [х’].





онетические чередования согласных по глухости / звонкости. Обозначение глухости / звонкости согласных на письме

Глухость / звонкость согласных остается самостоятельным, ни от чего не зависящим признаком в следующих положениях:
1) перед гласными: [су]д суд — [зу]д зуд, [та]м там — [да]м дам;
2) перед сонорными: [сл]ой слой — [зл]ой злой, [тл’]я тля — [дл’]я для;
3) перед [в], [в’]: [св’]ерь сверь — [зв’]ерь зверь.

В указанных положениях встречаются и глухие, и звонкие согласные, причем эти звуки используются для различения слов (морфем). Перечисленные позиции называются сильными по глухости / звонкости.

В остальных случаях появление глухого / звонкого звука предопределено его положением в слове или соседством конкретного звука. Такая глухость / звонкость оказывается несамостоятельной, «вынужденной». Позиции, в которых это происходит, считаются слабыми по указанному признаку.

В русском языке действует закон, по которому звонкие шумные оглушаются на конце слова, ср.: дý[б]а дуба – ду[п] дуб, мá[з’]и мази – ма[с’] мазь. В приведенных примерах фиксируется фонетическое чередование согласных по глухости / звонкости: [б] // [п] и [з’] // [с’].

Кроме того, позиционные изменения касаются ситуаций, когда глухой и звонкий согласные оказываются рядом. В этом случае последующий звук воздействует на предшествующий. Звонкие согласные перед глухими обязательно уподобляются им по глухости, в результате возникает последовательность глухих звуков, ср.: лó[д]очка лодочка – лó[тк]а лодка (т.е. [д] // [т] перед глухим), готó[в’]ит готовит – готó[ф’т’]е готовьте (т.е. [в’] // [ф’] перед глухим).

Глухие согласные, стоящие перед звонкими шумными (кроме [в], [в’]), меняются на звонкие, происходит уподобление по звонкости, ср.: моло[т’]и´ть молотить – моло[д’б]á молотьба ([т’] // [д’] перед звонким), про[с’]и´ть просить – прó[з’б]а просьба (т.е. [с’] // [з’] перед звонким).

Артикуляционное уподобление звуков одной природы, то есть двух согласных (или двух гласных), называется ассимиляцией (от лат. assimilatio ‘уподобление’). Таким образом, выше была описана ассимиляция по глухости и ассимиляция по звонкости.

Обозначение глухости / звонкости согласных на письме связано с использованием соответствующих букв: т или д, п или б и т.д. Однако обозначается на письме только самостоятельная, ни от чего не зависящая глухость / звонкость. Звуковые признаки которые оказываются «вынужденными», позиционно обусловленными на письме не обозначаются. Таким образом, фонетически чередующиеся звуки записываются одной буквой, действует морфематический принцип орфографии: в слове ду[п] дуб пишется буква б, как и в проверочном дý[б]а дуба.

Исключением будет правописание некоторых заимствованных слов (транскри[п]ция транскрипция при наличии транскри[б’]ировать транскрибировать) и приставок на с /з (и[с]пóльзовать использовать при наличии и[з]учи´ть изучить). Графический облик таких примеров подпадает под действие фонетического принципа орфографии. Правда, в случае с приставками он действует не до конца, совмещаясь с традиционным: ра[ш:]евелить = ра[ш]шевелить расшевелить.

Традиционному принципу орфографии подчиняется выбор буквы в словарных словах типа во[г]зал вокзал, а[з]бест асбест. Их написание не зависит ни от проверки (она невозможна), ни от произношения.

вердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.

При произношении мягких согласных ([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.

При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.

Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:

[б] — [б’] [п] — [п’] [м] — [м’]

[в] — [в’] [ф] — [ф’] [н] — [н’]

[г] — [г’] [к] — [к’] [р] — [р’]

[д] — [д’] [т] — [т’] [л] — [л’]

[з] — [з’] [с] — [с’] [х] — [х’]

К твердым непарным относят согласные [ц], [ш], [ж], а к мягким непарным — согласные [ч’], [ш:’], [ж:’] и [j].

Согласные [ш] и [ш:’], [ж] и [ж:’] не образуют пар, так как отличаются сразу двумя признаками: твердостью / мягкостью и краткостью / долготой.

Следует отметить, что звук [ж:’] редкий. Он возможен лишь в ограниченном круге слов: езжу, вожжи, дрожжи, брызжет, позже и некоторых других. При этом [ж:’] все чаще заменяется на [ж:].

Совершенно особое положение среди мягких согласных занимает звук [j]. У остальных мягких согласных поднятие средней части спинки языка к твердому нёбу является, как уже отмечалось выше, дополнительной артикуляцией. У согласного [j] указанная артикуляция основная, т.к. иных преград при произношении [j] не образуется. Поэтому звук [j] в принципе не способен иметь парный твердый.

онетические чередования согласных по твердости / мягкости. Обозначение твердости / мягкости согласных на письме. Буквы Ь и Ъ

Твердость / мягкость согласных как самостоятельный, а не возникший из-за позиционных изменений признак фиксируется в следующих сильных позициях:

1) перед гласными, включая [э]: [лу]к лук — [л’у]к люк, [но]с нос — [н’о]с нёс, пас[т э´]ль пастель — пос[т’ э´]ль постель;
Парные мягкие согласные перед [э] произносятся в исконно русских словах, парные твердые — в заимствованных. Однако многие из таких заимствований перестали осознаваться как редкие: антенна, кафе, сарделька, стресс, пюре, протез и т. д. В результате в общеупотребительных словах стало возможно как твердое, так и мягкое произношение согласного перед [э].

2) на конце слова: ко[н] кон — ко[н’] конь, жа[р] жар — жа[р’] жарь;

3) у звуков [л], [л’] независимо от их положения: во[л]нá волна — во[л’]нá вольна;

4) у согласных [c], [с’], [з], [з’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], [р], [р’] (у переднеязычных)
– в позиции перед [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’] (перед заднеязычными): гó[р]ка горка — гó[р’]ко горько, бá[н]ка банка — бá[н’]ка банька;
– в позиции перед [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] (перед губными): и[з]бá изба — ре[з’]бá резьба;

В остальных случаях твердость или мягкость согласного будет не самостоятельной, а вызванной влиянием звуков друг на друга.

Уподобление по твердости наблюдается, например, в случае соединения мягкого [н’] с твердым [с], ср.: кó[н’] конь – кó[нс]кий конский, Испа[н’]ия Испания – испа[нс]кий (т.е. [н’] // [н] перед твердым). Пара ию[н’] июнь – ию´[н’с]кий июньский не подчиняется указанной закономерности. Но это исключение является единственным.

Уподобление по мягкости осуществляется непоследовательно в отношении разных групп согласных и соблюдается не всеми говорящими. Не знает отступлений лишь замена [н] на [н’] перед [ч’] и [ш:’], ср: барабá[н] барабан - барабá[н’ч’]ик барабанчик, гó[н]ок гóнок – гó[н’ ш:’]ик гонщик (т.е. [н] // [н’] перед мягким).

В соответствии со старыми нормами следовало говорить: л я´[м’к’]и лямки, [в’б’]ить вбить; [д’в’]ерь дверь; [с’j]ем съем; [с’т’]енá стена. В современном произношении нет обязательного смягчения первого звука в указанных случаях. Так, слово ля´[мк’]и лямки (аналогично тря´[пк’]и тряпки, лá[фк’] и лавки) произносится только с твердым, остальные звуковые сочетания допускают вариативность произношения.

Обозначение на письме распространяется только на случаи самостоятельной, а не позиционно обусловленной твердости / мягкости парных согласных. На буквенном уровне мягкое качество звука [н’] в словах барабанчик и гонщик графически не фиксируется.

В отличие от глухости / звонкости самостоятельная мягкость парных согласных передается не буквой, соответствующей согласному звуку, а следующей за ней буквой - буквами и, ё, ю, я: лик, лёд, люк, лязг;
В современном языке буква е перестала обозначать мягкость предшествующего согласного. Комбинацию букв …те… нельзя прочитать, если не видишь, какому слову она принадлежит – тесто или тест.

2) на конце слова буквой мягкий знак: конь, жарь, пыль;

3) в середине слова перед согласным буквой мягкий знак: тьма, весьма, банька.

Самостоятельная твердость парных согласных передается такими средствами:

Буквами ы, о, у, а, э: лыко, лодка, лук, ласка, каратэ;

В конце слова отсутствием мягкого знака: кон_, жар_, пы_л;

В середине слова перед согласным отсутствием мягкого знака:
т_ мин, с_ мотрит, бан_ ка.

Твердость / мягкость непарных согласных отдельного обозначения не требует. Написание и/ы, ё/о, ю/у, я/а после букв ш, ж, ч, щ, ц, соответствующих непарным, диктуется традицией: жизнь, цифра, цыпленок, ожёг, ожог, шутка, брошюра, чашка. То же самое касается и употребления / неупотребления буквы мягкий знак в ряде грамматических форм: рожь, замуж _, тишь, малыш_, вещь, товарищ_ , мочь, кирпич_ .

Обратите внимание, что название букв Ь и Ъ оказывается коварным. Буква "твердый знак" никогда не обозначает твердости, ее использование связано с разделительной функцией, т.е. с указанием на наличие [j] перед следующим гласным звуком: ст съест, а[д’jу]тант адъютант.

Функции буквы "мягкий знак" шире. Во-первых, она тоже может использоваться в разделительной функции, но только не после приставок: [вjý]га вьюга, бу[л’jó]н бульон. В этом случае на мягкость согласного буква ь не указывает. Во-вторых, мягкий знак может по традиции писаться в ряде грамматических форм после букв, соответствующих непарным согласным (см. выше). Мягкости звуков при таком употреблении буква ь опять-таки не передает. И наконец, в ряде ситуаций буква ь обозначает мягкость согласных на письме. Эта функция распространяется на примеры с самостоятельной мягкостью парных согласных в конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше).


есто и способ образования согласных

Место образования согласного звука — признак, показывающий, в каком месте ротовой полости воздушная струя встречает препятствие.

Эта характеристика дается с обязательным указанием активного (двигающегося) и пассивного (неподвижного) органов. Так, согласные, артикуляция которых связана с движением нижней губы, бывают губно-губными ([п], [п’], [б], [б’], [м], [м’]) и губно-зубными ([ф], [ф’], [в], [в’]). Согласные, образуемые при активном участии языка, подразделяются на переднеязычные зубные ([с], [с’], [з], [з’], [т], [т’], [д], [д’], [ц], [л], [л’], [н], [н’]), переднеязычные передненёбные ([ш], [ш’], [ж], [ж’], [ч’], [р], [р’]), среднеязычные средненёбные ([j]), заднеязычные средненёбные ([к’], [г’], [х’]) и заднеязычные задненёбные ([к], [г], [х]). Все перечисленные группы звуков отражены в таблице согласных (см. ниже).

Рассматривая таблицу (Приложение к пцубликации), обязательно произнесите приведенные в ней звуки. Работа собственных органов речи поможет вам понять, почему каждый звук помещен в ту или иную клетку.

Способ образования согласного — это характеристика, с помощью которой одновременно обозначается тип преграды в полости рта и способ ее преодоления.

Существует два основных способа образования преграды – либо полное смыкание органов речи, либо их сближение до расстояния щели. Таким образом различаются смычные и щелевые согласные.

При артикуляции щелевых струя выдыхаемого воздуха выходит посередине ротовой полости, производя трение о сближенные органы речи: [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш¯’], [ж], [ж¯’], [j], [х], [х’].

Произношение смычных согласных включает момент полного затвора органов речи, когда выход воздушной струе наружу прегражден. Способ же преодоления смычки может быть разным, в зависимости от чего проводится дальнейшее деление на классы.

Смычные взрывные предполагают устранение преграды сильным и коротким толчком воздуха, который быстро выходит наружу: [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’].

У смычных аффрикат плотно примыкающие друг к другу органы речи не резко размыкаются, а лишь приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха: [ц], [ч’].

Смычные носовые вообще не требуют нарушения смычки. Благодаря опущенной нёбной занавеске воздух не устремляется к месту затвора, а свободно выходит через носовую полость: [м], [м’], [н], [н’].

При образовании смычных боковых [л] и [л’] воздух тоже не соприкасается с преградой, обходя ее по своей траектории — между опущенной боковой частью языка и щеками.

В некоторых учебных пособиях носовые и боковые звуки описываются как смычно-проходные.

Смычные дрожащие характеризуются периодическим смыканием и размыканием органов речи, то есть их вибрацией: [р], [р’].

Иногда дрожащие рассматриваются не как разновидность смычных, а как отдельный, третий тип согласных наряду со смычными и щелевыми.

Фонетические чередования согласных по месту и способу образования. Фонетические чередования согласных с нулем звука

Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга.

Перед передненебными шумными зубные заменяются на передненёбные. Происходитпозиционное уподобление по месту образования: [с] игрой с игрой – [ш ш]убой с шубой (т.е. [с] // [ш] перед передненебным), [с] игрóй с игрой – [ш:’ ч’]емпионáтом с чемпионатом (т.е. [с] // [ш:’] перед передненебным).

Взрывные согласные перед щелевыми и аффрикатами чередуются с аффрикатами, т.е. с более близкими в артикуляционном плане звуками. Осуществляется уподобление по способу образования: о[т]ыгрáть отыграть – о[цс]ыпáть отсыпáть (т.е. [т] // [ц] перед щелевым).

Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных. Так, в приведенном выше примере с чемпионатом уподобление коснулось не только признака места образования, но и признака мягкости. А в случае по[д] игрой под игрой – по[ч’ ш:’]екой под щекой ([д] // [ч’] перед глухим, мягким, передненебным, щелевым [ш:’]) произошло уподобление по всем четырем признакам – глухости, мягкости, месту и способу образования.

В примерах лё[г]ок лёгок – лё[х’к’]ий лёгкий, мя´[г]ок мягок – мя´[х’к’]ий мягкий, где [г] чередуется с [х’], а не с [к’] перед [к’], отмечается расподобление (диссимиляция) звуков по способу образования. При этом расподобление (диссимиляция) по этому признаку совмещается с уподоблением (ассимиляцией) по глухости и мягкости.

Помимо описанных выше явлений в русской речи может фиксироваться фонетическое чередование согласных с нулем звука.

Обычно не произносятся [т] / [т’] и [д] / [д’] между зубными, между [р] и [ч’], между [р] и [ц], не звучит также [л] перед [нц]. Итак, выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:

Стл: счас[т’]ье счастье – счасливый счастливый, т.е. [т’] // ;

Стн: мéс[т]о места – мéсный местный, т.е. [т] // ;

Здн: уéз[д]а уезда – уéзный уéздный, т.е.[д] // ;

Здц: уз[д]á узда – под узцы´ под уздцы, т.е. [д] // ;голлáн[д’]ец голландец – голлáнцы голландцы, т.е. [д’] // ;

Рдц: сер[д’]éчко сердечко – сéрце сердце, т.е. [д’] // ;

Рдч: сер[д’]éчко сердечко – сéрчишко сердчишко, т.е. [д’] // ;

Лнц: сó[л]нышко солнышко – сóнце солнце, т.е. [л] // .

Сродни указанному явлению и выпадение [j]. Оно происходит, когда йоту предшествует гласный, а после следуют [и] или [ь]: мо моя – [маи´] мои, т.е. [j] // .

Обратите внимание, что ни один фонетический феномен, связанный с уподоблением согласных по месту / способу образования или с фактом их замены нулем звука, на письме не обозначается. Согласно морфематическому (фонологическому) принципу русской орфографии позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с проверкой. Пример [ш] шубой записывается как с шубой, т.к. есть [с] игрой с игрой. Непроизносимый согласный в счасливый счастливый графически восстанавливается на основании проверочного счас[т’]ье счастье и т.д.

Слог

Слог может состоять из одного или нескольких звуков. В каждом слоге выделяется только один слоговой звук, составляющий ядро, вершину слога. К нему примыкают остальные звуки — неслоговые.

Типы слогов характеризуются по начальному и конечному звукам. По начальному звуку слоги могут быть:

1) прикрытые — начинающиеся с неслогового звука: [ру-кá] рука,

2) неприкрытые — начинающиеся со слогового звука: [á-ист] аист.

По конечному звуку слоги делятся на:
1) закрытые — кончающиеся на неслоговой: [бал-кóн] балкон;

2) открытые — кончающиеся на слоговой звук: [вá-зъ] ваза.

В современном языкознании существует несколько определений слога. Широкое распространение имеет определение слога как совокупности разных по степени звучности (сонорности) звуков — от менее звучных к более звучным. Самым звучным считается слоговой звук, он представляет собой вершину слога. При таком понимании слог строится по закону восходящей звучности.

Данный закон предопределяет следующие особенности слогоделения.

1. Неконечные слоги стремятся к открытости. Открытых слогов большинство: [на-ý-къ] наука, [а-па-здá-лъ] опоздала.

2. Закрытые слоги в составе слова могут появляться лишь в трех случаях:

1) в конце слова: [пла-тóк] платок, [ра- ш:’óт] расчет;

2) на стыке сонорного и шумного в неначальном слоге. Сонорный отходит к предшествующему слогу, шумный — к последующему: [зáм-шъ] замша, [бал-кóн] балкон;

3) на стыке [j] и любого согласного. Звук [j] отходит к предшествующему слогу, согласный — к последующему: [ваj-нá] война, [мáj-къ] майка.

Обучаясь делить слова на слоги, следует помнить, что правила не до конца отвечают языковым фактам и остаются все-таки произвольными, значимыми прежде всего в рамках конкретной теории.

В заключение отметим, что фонетические слоги часто не совпадают с морфемным строением слова и правилами переноса на письме.
Сравним:
Фонетические слоги Морфемное членение Перенос слова
[ма-jóр] майор май-ор
[са-глá-снъ] со-глас-н-а со-глас-на / сог-ла-сна

Фонетика- раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т.е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства.

Звук как единица языка.

Звук-это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека.

Звуки гласные и согласные.

Все звуки в русском языке делятся на гласные и согласные. Гласные звуки (6 шт.) - это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно проходит через голосовые связки, они состоят в основном из голосового тона при полном отсутствии шума.

Таблица 1.

Подъем Передний Средний Задний
ряды
Верхний
Средний
Нижний

Примечание: подъём языка к небу - способ образования, ряд - место образования (место подъёма языка).

В зависимости от того, падает на гласную в слове ударение или нет, все гласные звуки делятся на ударные (характеризуются полным произношением) и безударные (редуцированные) звуки.

Согласные звуки (37 шт.) - это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречает различные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума.

От того, как участвуют в образовании согласных звуков голос и шум, согласные звуки делятся на:

- сонорные (образуются при помощи голоса и незначительного шума): [м], [н], [л], [р], [м"], [н"), [л"], [р], [j];

Шумные, которые в сою очередь делятся на звонкие (образуются шумом при помощи голоса): [б], [в], [г] [д] [ж] [з] [б"] [в"] [г"] [д"] [з"]; и глухие (образуются только при помощи шума): [п], [ф], [к], [т], [ш],[с],[х],[ц], [ч"], [п"], [ф"], [к"], [х"]. [т"],[с"].

Согласные звуки делятся на твёрдые ([б], [п], [в], [ф], [д], [т], [з], [с], [ц], [ж], [ш], [г],[к], [х], [м],[л],[н],[р]) и мягкие ([б"], [п"], [в"], [ф"], [д"], [т"],[з"],[с"],[г"],,,[м"][л"],[н"],[р"]).

Согласные звуки могут составлять между собой пары по ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ ([б] - [п], - [п"], [в] -[ф], [в"] - [ф"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] -[ш],[г] - [к], [г"] - [к"]) и по ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ ([б] - [б"], [п] - [п"]. [В] - [В"], [ф] - [ф"], [Д] -[Д"], [т] - [т"], [з] - [з"], [с] - , [г] -[г"], [м] - [м"], [л] - [л"], [н] - [н"], [р] - [р"]).

Некоторые согласные не входят в эти пары, они называются непарными: звонкие [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"],, глухие звуки [х], [ц], [ч"], твердые звуки [ж], [ш], [ц] и мягкие [ч"], [щ"], .

Из-за своего звучания звуки [ж], [ш], [ч] называются шипящими, а [з], [с] - свистящими. Звуки [ц] и [ч] называются аффрикаиами. так как они представляют собой слитное сочетание звуков: [тс] и [тш].

Сильные и слабые позиции звуков.

В речи все звуки стоят либо в сильной (произносятся более четко), либо в слабой позиции. Сильной для гласных звуков является ударная позиция, а безударная - слабой (ср. до?м - дома?). Для согласных звуков сильной является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], [ы], (грибы), а слабой - в конце сова (гриб - [грип], позиция перед звонкими и глухими согласными, в которой парные по глухости-звонкости согласные не различаются (проезд [проезт]).

7. Слог - это минимальная единица речевого потока, он создается единым дыхательным толчком. Он состоит или из одного гласного звука или из сочетания гласного и согласных. В зависимости от того, на что заканчиваются слоги, они делятся на открытые (заканчиваются на гласный звук: мо-ло-ко) и закрытые (заканчивается на согласный звук Мур-зик).

8. Словесное ударение - это более сильное произношение одного слога в слове, служащее для фонетического объединения этого слова.

В русском языке ударение зависит от силы выдоха, поэтому оно силовое и динамическое. В русском языке нет определенного зафиксированного места ударения, оно может падать на любой слог (разноместное ударение): ма"ма, соба"ка. Русское словесное ударение также является подвижным, так как при переходе слова из одной формы в другую может меняться и место ударения в слове: стена" - сте"ны.

Если слово многосложное (состоит из нескольких основ), то оно может иметь несколько ударений, при этом одно из них - главное, а остальные - второстепенные: ки"нокарти""на.

Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам (спереди - проклитики, сзади - энклитики): под две"рью.

Иногда ударение может выполнять смыслораз-личительную функцию, например, за"мок- замо"к.

9. Интонация - это единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа, тембра и пауз. Интонация в высказывании выполняет определенные функции:

  • различает коммуникативные виды высказывания: побуждение, восклицание, вопрос, импликацию, повествование;
  • оформляет высказывание в единое целое, выделяет его части в соответствии с их важностью;
  • выражает конфетные эмоции;
  • передает подтекст высказывания;
  • характеризует говорящего.

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы .

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с"им"й"а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с"им"й"а ́];
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с - [с], и - [и], м - [м"] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь - [-];
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м - [м"];
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т"эн":ис], грузчик → [грущ’:ик];
    вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице .

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
    Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл"] .
  4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
    Мяч → [м"ач"], мел → [м"эл] .
  5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
    Рябина → [р"эб"ина], пятно → [п"итно], весело → [в"эс"ила], корова → [карова] .
  6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й"а], ю → [й"у], е → [й"э], ё → [й"о] (под ударением) и я → [й"и], е → [й"и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
  7. Буква и после ь обозначает звук [й"и].
    Ручьи → [руч"й"и] .
  8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

а о и е у ю ё я э ы
под ударением а о и э у у о а э ы
без ударения а а и и у у о э, и э, и ы
в начале слова а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после гласных а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ь, ъ а о й"и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ж, ш, ц ы о ы ы у у о а э ы

Фонетика согласных

  1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ": [л"], [с"], [ч"] и т.д.
  2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж ], [ц ].
  3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й"], [ч"], [щ"]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
  4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
  5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й"].
  6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
  8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
    столб → [столп], поезд → [пой"эст] .
  9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
    чувство → [ч"уства], солнце → [сонц"э] .
  10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
    группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] .
  11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
    миллион → [м"ил"ион], аллея → [ал"эй"а] .

В некоторых случаях:

  1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
    сделал → [з"д"элал] .
  2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
    когти → [кокт"и], мягкий → [м"ах"к"ий"]
  3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
    зонтик → [зон"т"ик] .
  4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
    стаканчик → [стакан"ч"ик], сменщик → [см"эн"щ"ик] .
  5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
    конечно → [кан"эшна], скучно → [скушна], что → [што] .

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
    изжить → [иж:ыт"], уезжать → [уиж:ат"] .
  2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
    купаться → [купац:а] .
  3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
    звёздный → [зв"озный"], лестница → [л"эс"н"ица] .
  4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
    золотого → [залатова], синего → [син"эва] .
  5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ"]:
    счастливый → [щ"асливый"], извозчик → [извощ"ик], перебежчик → [п"ир"иб"эщ"ик] .

Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.