Цветочные эссенции эдварда баха. Цветы Баха: терапия для восстановления ресурсов организма и утраченной гармонии

«Не может быть и речи об истинном исцелении, если мы не находимся в гармонии с самим собой, если нет изменений во взглядах и отношениях, мира в душе, в сознании и внутреннего спокойствия. Но какая бы причина не скрывалась за нашими болезнями, какие бы неприятности не разрушали наше счастье - эти прекрасные, чистые, природные средства призваны вернуть нам благополучие и радость жизни». Доктор Эдвард Бах

100 лет тому назад доктор Бах считал, что причиной большинства заболеваний являются болезненные состояния разума человека и подход к каждому пациенту должен быть индивидуальным.

Доктор Бах гомеопатическим способом готовил настойки из абсолютно безвредных дикорастущих цветов и некоторых растений и назначал их своим больным для коррекции эмоционального состояния. Результаты превосходили все ожидания.

Люди, ощутившие на себе целительную силу настоев доктора Баха, передавали из уст в уста результаты их действия, и таким образом, они стали известны по всей Англии, а затем и за ее пределами.

Сегодня эти средства называют «Цветы Баха» и они используются практически во всех странах мира. Популярность их продолжает возрастать.

Врачи, считающие, что лечение любого заболевания надо начинать с коррекции эмоционального состояния, применяют «Цветы Баха» в своей практике, получают хорошие результаты, при этом уменьшая риск возникновения рецидивов у пациентов.

Терапия Баха помогает нейтрализовать «отрицательные состояния человеческой природы»: нетерпеливость, раздражительность, мелочность, неуверенность в себе, ревность и другие неприятные нам самим ощущения.

С помощью «Цветов Баха» мы восстанавливаем контакт с собственными душевными силами, а через них - с внутренними ресурсами организма, способствующими самоисцелению.

Естественным эффектом использования «Цветов Баха» становится развитие сопротивляемости организма эмоциональным переживаниям и обусловленным ими органическим заболеваниям. Поэтому «Цветы Баха» используют в профилактике и комплексном лечении любых заболеваний.

Биография Эдварда Баха

Доктор Эдвард Бах, основатель системы лечения цветочными настоями, родился 24 сентября 1886 г. в небольшом селении близ английского города Бирмингема. Отношения в семье были очень жесткие. Позже Э. Бах многократно писал о том, что родители не должны пресекать желания детей. Напротив, они обязаны пестовать в детях независимость, индивидуальность и свободу так, чтобы ребенок не боялся самостоятельно думать и действовать. Он много писал о том, что именно в раннем детстве в семье складываются стереотипы, с которыми приходится потом бороться всю жизнь. Его отец был литейщиком и хотел, чтобы старший сын Эдвард перенял его мастерство, поэтому мальчик с шестнадцати лет начал помогать отцу, не переставая мечтать о врачебной деятельности.

Будучи очень деликатным, только через три года такой несчастной жизни Эдвард решился сказать отцу о своем призвании. Учитывая его слабое здоровье, отец позволил ему оставить литейное дело и осуществить свою мечту стать врачом. Биографы доктора Баха писали о том, что Эдвард чувствовал себя очень виноватым из-за того, что пришлось в связи с учебой взять некоторое количество денег из семейного бюджета. В возрасте двадцать лет он начал изучать медицину в Кембриджском университете.

Окончив обучение в университете с отличием, Э. Бах углублённо занялся бактериологией и вскоре, благодаря выдающимся результатам своих исследований, стал известен. Он обнаружил взаимосвязь между определёнными заболеваниями и состоянием микрофлоры кишечника. Ему удалось также создать соответствующие вакцины.

Однако доктор Бах был не был удовлетворен своей работой и чувствовал, что чисто физическое устранение симптомов болезни не является главным. Он всё больше осознавал, что в процессе возникновения различных заболеваний большую роль играет душевное состояние человека, которое соответствует данному заболеванию. Доктор Бах продолжает свои исследовательские работы по бактериологии, но теперь уже под другим углом зрения. Он обнаруживает, что определённая микрофлора кишечника соответствует не только определенному заболеванию, но еще больше - вполне определенному человеку со всеми присущими ему индивидуальными особенностями.

Он выявил семь групп кишечных бактерий, которые соответствуют семи различным типам характеров. Будучи к тому времени знакомым с гомеопатией (он работал бактериологом в Лондонском Королевском гомеопатическом госпитале), он разработал препараты, которые не надо было впрыскивать, как созданные ранее вакцины, а можно было принимать внутрь, что гораздо больше нравилось пациентам и намного реже приводило к осложнениям. Эти знаменитые семь «кишечных нозодов» доктора Баха (нозоды - гомеопатические препараты) помогли множеству людей, особенно тем, кто страдал хроническими заболеваниями.

Со временем доктор Бах обратил внимание на то, что на эффективность лечения нозодами сильно влияют характерные особенности пациента как личности. Он стал учитывать это, и во время лечения больше интересовался психикой пациента и им самим как личностью. Тем не менее, доктор Бах был не вполне доволен результатами прописываемого им лечения, он был убежден, что самые эффективные целебные средства надо искать в естественной природе.

Для этого он увлекся поисками целебных растений, которыми он мог бы заменить полученные с помощью бактерий нозоды. Подспорьем в этой новой для него деятельности были воспоминания детства, проведенного в сельской местности, а также необыкновенные наблюдательность и интуиция. Тем не менее, прошло много времени, пока он нашел свой путь к новому методу лечения людей.

Однажды, когда доктор Бах отдыхал в Уэльсе, на него снизошло своего рода озарение. Он нашел растения, из цветков которых, используя придуманный им самим «солнечный метод», приготовил три первых цветочных настоя. Это были цветы губастика, недотроги и репешка, помогающих при тревогах и страхах, характерных для самого доктора Баха. Настоем из цветов губастика (Mimuius) он предполагал лечить страх бедности и одиночества; из цветов недотроги (Impatiens) - болезненную суету и спешку, а из цветов репешка (Agrimony) - склонность к гипертрофированному чувству долга и т.д. Рассказывая о смысле своего открытия спустя долгое время, доктор Бах придумал сказку, повествующую об особенностях разных характеров человеческих типов.

Так доктор Бах иллюстрировал разные реакции человеческих типов и позитивный настрой, который восстанавливают цветочные лекарства.

После первых «цветочных» открытий доктор Бах прекратил исследовательские работы в лондонской гомеопатической клинике и открыл практику врача в сельской местности. Когда он обнаружил двенадцать растений, из цветков которых он приготавливал настои, излечивающие душевные проблемы, он решил, что эти средства - его подарок людям, большей частью живущим в бедности и не имеющим возможности обратиться к врачу. Он написал небольшую книгу «Двенадцать целителей и другие лечебные средства» (The Twelve Healers and other Remedies), в которой описал первые настои и объяснил их назначение.

«Мы должны, прежде всего, лечить настоящее. Позволить пациенту сосредоточиться на его прошлом - значит препятствовать его излечению... Болезнь прошлого принадлежит прошлому... То, что нам действительно нужно делать - это обратиться к сегодняшнему состоянию пациента, состоянию, в котором пациент находится в данный момент. И даже когда мы видим того же пациента на следующей неделе, мы должны поступать по-новому, потому что это уже совершенно новый человек». Доктор Эдвард Бах

Цветы Баха в психологии

«Болезни, особенно хронические, - это лишь следствие душевной дисгармонии. Они возникают когда есть конфликт между нашим физическим «Я» с чувствами и желаниями и нашим Высшим «Я»»

Поэтому лечение состояния человека невозможно, если не помочь человеку изменить свое поведение, а уж следствием станет улучшение самочувствия. Истинное лечение, а не только физическое, позволяет извлекать уроки из своих недомоганий, когда меняются мысли, человек в состоянии проявить свои лучшие качества.

Потенциалы, которые душа человека стремиться реализовать через физическое «я» - мужество, постоянство, целеустремленность, радость - и есть счастье человека. Если их не развивать, то рано или поздно, человек начинает чувствовать себя несчастным, люди не видят его добродетели, начинается болезнь.

«Болезнь не наказание, а всего лишь коррекция; она указывает на ошибки еще более серьезные, чем, видимо, и приносит еще больше Истины и Света», - так размышлял доктор Бах.

Он считал себя духовным преемником Гиппократа и Парацельса, так же как они был убеждены, что болезней не существует, существуют только больные люди, и именно в самом человеке заложены универсальные механизмы исцеления, он обладает собственным, внутренним потенциалом, достаточным чтобы выздороветь самому, нужно только заглянуть в себя. А Вы пробовали заглянуть в себя?

Вы страдаете от невосполнимой утраты... Может быть Вы излишне ревнивы... Потеряли интерес к жизни... Устали... Боитесь будущего... Тревожитесь за близких... Вас гложет обида или чувство вины...

Мы думаем, что болезнь начинается в физическом теле, пытаемся вылечить себя таблетками и не можем понять, почему она не поддается лечению.

В начале прошлого века английский врач и исследователь доктор Бах заметил, что энергия, содержащаяся в растениях, влияет на наше душевное состояние. Наблюдая за своими пациентами, он увидел, что явной причиной их болезни являлись эмоции. В результате многолетних практических исследований он выделил 38 отклонений от нормального эмоционального состояния.

Для коррекции эмоционального состояния он применял настои из определенных цветов.

Мы сами не подозреваем, что могут сделать растения для нас. Основная наша проблема - это внутренняя дисгармония между душой и сознанием.

Цель, которую преследовал доктор Бах, - это изменить отношение человека к своей болезни. Его натуральные препараты помогают исцелиться от негативных эмоций, предотвратить возникновение болезни и укрепить физическое здоровье.

В последнее время остается все меньше сомнений в том, что негативные эмоциональные состояния являются сильнейшим катализатором возникновения заболеваний. Сегодня ни для кого не секрет, что эмоциональные факторы способны радикальным образом (как положительно, так и отрицательно) влиять на течение биологических процессов. Более того, негативные эмоции имеют свойство откладываться в глубинах нашего сознания в виде некоего «неприятного осадка», часто неосознаваемого нами, что в последствии влияет на наш характер, нарушает адекватность восприятия внешнего мира, реакцию на внешние воздействия и, как следствие, приводит к различным заболеваниям.

Ниже открытые доктором Бахом цветы, помогающие при определенных психических и душевных состояниях:

1. Страх Страх и тревога неизвестного - № 2 Aspen Осина - Я доверился жизненному потоку.

Страх выбора пути - №6 Cherry Plum Вишнеслива - Мои мысли и действия разумны и объяснимы.

Страх известного - №20 Mimulus Губастик - Я нахожусь в полной безопасности и дышу легко и свободно.

Страх или тревога за других - № 25 Red Chestnut Каштан красный - Я верю в то, что мои близкие находятся под защитой господа.

Ужас - № 26 Rock Rose Солнцецвет - Меня наполняет небесный свет.

2. Неуверенность и сомнение

Поиск совета и подтверждения от других - № 5 Cerato Свинчатка - Я верю, что приму правильное решение.

Трусость и падение духа - № 12 Gentian горечавка - Мое сердце преисполнено мужества

Беспомощность и отчаяние - № 13 Gorse Утесник - Я полагаюсь на силу своей веры.

Самочувствие утром в понедельник, леность - № 17 Hornbeam Граб - Я с легкостью приступаю к выполнению своих обязанностей.

Сомнение и нерешительность - № 28 Sclerantus Ежа - Я принимаю решения смело и без колебаний.

Неуверенность в конкретном деле жизни - № 36 Wild Oat Овсюг - Мой внутренний голос направляет меня по верному пути.

3. Снижение интереса к настоящему

Неумение учиться на прошлых ошибках - № 7 Chestnut Bat Почки конского каштана - Я учусь у всех людей, которые меня окружают.

Мечтательность, низкий интерес к настоящему - № 9 Clematis Ломонос - Я бодр и внимателен в настоящий момент.

Жизнь прошлым - № 16 Honeysuckle Жимолость - Я смотрю не назад, а вперед.

Глубокое уныние без причины - № 21 Mustard Горчица - Меня переполняет радость.

Низкая энергия - № 23 Olive Маслина - Я ощущаю, как моя жизненная энергия день ото дня возрастает.

Отсутствие мыслей, осмысленной аргументации - № 35 White Chestnut Каштан конский - С каждым выдохом я избавляюсь от ненужных мне мыслей.

Покорность, апатия - № 37 Wild Rose Шиповник собачий - Я ценю свою жизнь и воспринимаю ее как божественный дар.

4. Одиночество

Эгоцентричность, самоуверенность - № 14 Heather Вереск - В одиночестве я испытываю чувство защищенности.

Нетерпеливость - № 18 Impatiens Недотрога - Я терпелив и спокоен.

Отчужденность высокомерие - № 34 Water Violet Фиалка водная - Я ощущаю теплоту, которую мне дарит общение с другими.

5. Повышенная чувствительность на влияние и идеи

Раздражительность после смелого поступка - № 1 Agrimony Репешок - Я погружен в себя. Будь что будет.

Слабоволие и подчиненность - № 4 Centaury Золототысячник - Я люблю своих близких, как самого себя.

Ненависть, зависть, ревность - № 15 Holly Падуб - Я преисполнен любовью и силой.

Защита от чуждого влияния - № 33 Walnut Грецкий орех - Я верен своим целям и идеалам.

6. Подавленность и отчаяние

Чувство ненависти к себе - № 10 Grab Apple Дикая яблоня - Весь мой организм и всю мою человеческую сущность очищает и исцеляет сила моей души.

Подавленность обязанностями - № 11 Elm Вяз - Я иду своим путем, находя применение данной мне Господом силе и признаю пределы своих возможностей.

Недостаток уверенности и смелости - № 19 Larch Лиственница - Я следую своему предназначению и добиваюсь успеха.

Истощение от нагрузки - № 22 Oak Дуб - Моя сила в том, что я умею в нужный момент отказаться от борьбы.

Самоукор, самообман - № 24 Pine Сосна - Я отношусь к своим ошибкам так же, как к успехам.

Последствие шоковых воздействий - № 29 Star of Bethlehem Птицемлечник - Я излучаю силу своей любви.

Крайняя душевная тоска - № 30 Sweet Chestnut Каштан благородный - Сила моей души безгранична.

негодование - № 38 Willow Ива - Я сам управляю своей жизнью.

7. чрезмерная забота о благе окружающих

Нетерпимость - № 3 Beech Бук - Я воспринимаю жизнь со всеми ее положительными и отрицательными сторонами.

Эгоистичная одержимость - № 8 Chicory Цикорий - Меня связывают с моими близкими теплые отношения, а не цепи излишней заботы.

Самобичевание, самоотреченность - № 27 Rock Water Вода из источника - Я отношусь к себе с любовью.

Избыточный энтузиазм - № 31 Vervain Вербена - Я открываю для себя новые пути.

Доминирование - № 32 Vine Виноградная лоза - Я с уважением отношусь к каждому человеку, ценю его индивидуальные качества.

(По материалам с http://www.bfr.ru/about/history.htm)

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

"Исцели себя сам" - к такому пониманию пришел английский врач Эдвард Бах в 30-х годах прошлого века. Он обнаружил, что болезнь - это следствие конфликта между разумом и душой, потеря внутреннего баланса, разлад со своей личностью. Недостаток мудрости приводит к близорукости, а недоверчивость и злорадность - к сердечным заболеваниям.

А значит, лечить нужно не болезнь, а человека: вернуть ему возможность гармоничного развития, чтобы он перестал испытывать неблагоприятное воздействие расстроенного состояния души и негативных эмоций.

Впрочем, обычные спутники повседневности - сомнения и конфликты, стресс и обиды - не всегда обретают вид болезней. Однако они стеной встают между людьми, создают препятствия на пути движения к цели, мешают жить полной жизнью и, наконец, просто не дают человеку быть собой - то есть той индивидуальностью, которой его создала природа.

Цвет жизни

Природе свойственна гармония, а значит, она может помочь человеку в обретении внутреннего равновесия. Цветы Баха - это 39 цветочных эликсиров: 38 эссенций созданы из 38 растений по типу монопрепарата, а 39-я содержит в себе настой пяти цветов.

Эдвард Бах пришел к выводу, что каждое из выбранных им растений соответствует энергии особого порядка в человеке, имеет свою «частоту». И значит, для коррекции нашего разбалансированного энергетического поля можно найти свое «цветочное лекарство». Впрочем, поскольку это энергетическое поле соткано из множества волн и потеря настройки одной ведет к сбою другой, то зачастую требуется не одна эссенция, а несколько - от двух до семи.

Поиск цветов

Принцип «исцели себя сам» дает возможность каждому заниматься своей терапией. Для этого нужно беспристрастно оценивать свою личность, свой характер, текущее психоэмоциональное состояние... Поэтому первый этап цветочной терапии - это беседа с самим собой, исследование своей жизни, честные ответы на важные вопросы.

И, в частности, начать следует с определения того, какие эмоции, ощущения и состояния не дают нам достичь гармонии.

В помощь такой беседе служат многие справочники по Цветам Баха, которые помогают понять себя и определить, куда двигаться дальше. И, конечно же, врачи, которые используют Цветы Баха в своей практике. Особенно много их в Европе, где цветочные эссенции изучаются в медицинских институтах, продаются в аптеках как гомеопатические средства и широко используются врачами разного профиля, но и в России тоже, несмотря на то, что эссенции Баха стали известны у нас всего несколько лет назад. Обратите внимание, что сегодня продажа цветов по интернету стала доступна для большинства жителей нашей страны.

Цветочная практика

Сколько времени необходимо принимать Цветы Баха? В отличие от традиционных лекарственных практик, здесь решение принимает не врач, а сам пациент. И безошибочным сигналом в этом становится изменение качества его жизни. Иногда всего нескольких недель бывает достаточно, чтобы скорректировать дисбаланс, иногда для поиска равновесия требуется курс в несколько месяцев.

Решение о том, сколько цветочных эссенций принимать одновременно, опять-таки остается за пациентом: единственное правило, которое тут нужно помнить, - это то, что стоит корректировать те чувства, которые вы испытываете в настоящее время, и не ограничиваться 1-2 «цветами». Кажется, что вам требуются все «цветки» из списка? Скорее всего, вы не закончили процесс своей диагностики и не определили точно основные слабые места.

Исключение составляет только 39-я эссенция, «Рескью ремеди», которая принимается не курсом, а в тех ситуациях, которые сопровождаются интенсивным страхом или требуют напряжения всех душевных сил. Паника перед полетом на самолете или важными переговорами, сильный стресс в условиях, которые требуют действия или утешения? Скорая помощь находится в маленьком флаконе цветочной эссенции: несколько капель - и жизнь удивительным образом начинает пестрить новыми красками.

Таким образом, мы видим, что наша победа над болезнью во многом будет зависеть от следующих факторов: во-первых, от реализации Божественного в нашей природе и, как следствие, от силы преодолеть всё, что является неправильным. Во-вторых, от осознания того, что основная причина болезни кроется в дисгармонии между личностью и душой; в-третьих, от нашей готовности и способности обнаружить недостаток, который вызывает такой конфликт; и в-четвертых, от удаления любого такого недостатка путем развития противоположной добродетели.

Долг искусства исцеления – наделить нас необходимыми знаниями и средствами, с помощью которых мы сможем преодолеть наши недуги и, в дополнении к этому, назначать такие средства, которые будут укреплять наше сознание и физическое тело, и дадут нам больше возможностей для победы. Тогда мы действительно будем способны поражать болезнь в её корне, с реальной надеждой на успех. Медицинская школа будущего не будет в отдельности интересоваться конечными результатами и последствиями заболеваний, и не будет уделять так много внимания физическим повреждениям, или назначать лекарства или химические препараты ради паллиативного лечения симптомов, но, зная истинную причину болезни и зная, что очевидные физические проявления вторичны, она сосредоточит свои усилия на обеспечении той гармонии между телом, умом и душой, которая приводит к облегчению и лечению болезней. В таких случаях корректировка сознания, предпринятая на раннем этапе, позволит предотвратить надвигающуюся болезнь.

Среди типов средств, которые станут использоваться для лечения, широкое распространение получат прекраснейшие растения и травы, уже имеющиеся в аптеке природы, Божьей волей наделенные лечебной силой для разума и тела человека.

Со своей стороны мы должны практиковать мир, гармонию, индивидуальность и целеустремленность, и все больше развивать осознание того, что мы по сути имеем Божественное происхождение, мы дети Творца. Таким образом, внутри нас, если мы будем развивать это, со временем безусловно появится сила для достижения совершенства. И это понимание должно крепнуть в нас, пока не станет основной чертой нашего существования. Мы должны строго соблюдать миролюбие, представляя наш разум озером, которое всегда спокойно, без волн, и даже без ряби, нарушающей его безмятежность, и постепенно развивать это состояние мира до тех пор, пока жизненные ситуации, обстоятельства и особенности характера не станут бессильны нарушить спокойствие поверхности озера или пробудить в нас чувства раздражительности, депрессии и сомнения. Существенно поможет практика ежедневно выкраивать немного времени на то, чтобы спокойно подумать о красоте мира и пользе спокойствия, осознать, что нам не о чем волноваться и тревожиться, что мы можем справиться практически со всем, пребывая в покое, и этим покоем повышаем эффективность всего, что мы делаем. Гармонизация нашего поведения в соответствии с желаниями нашей Души и пребывание в том состоянии покоя, которое не даст испытаниям и несовершенствам мира затронуть нас, является по-настоящему великим преуспеянием и несёт нам Мир, дарующий понимание; и хотя поначалу это может показаться недостижимой мечтой, каждый из нас может осуществить её при должном терпении и настойчивости.

От нас вовсе не требуется становиться святыми, мучениками или великими сподвижниками; большинству из нас предназначены куда более скромные позиции. Но от каждого из нас ожидается понимание радости жизни и жизненных приключений, и жизнерадостное исполнение нашей работы, которая возложена на нас нашим Божественным происхождением.

Для тех, кто болен, умственный покой и гармония со своей Душой является великим подспорьем в выздоровлении. Медицина и уход будущего будут обращать больше внимания на развитие этих качеств в пациенте, чем мы делаем это сегодня, когда, способные оценить течение и прогрессирование болезни только в рамках материалистической науки, мы думаем больше о том, как быстро сбить температуру и о средствах, которые скорее затормозят, чем ускорят выздоровление, и не берём во внимание то, что в первую очередь больному нужно успокоенное состояние ума и тела. Нет никаких сомнений в том, что, если на подступах болезни привести себя в состояние покоя и гармонии со своей Душой, недуг не разовьётся. В этот момент нам необходимо погрузиться в себя и обрести хотя бы долю того спокойствия, которое снизошло на воду, когда Христос, стоя в лодке посреди бушующего Галилейского озера, повелел: «Умолкни, перестань».

Наш взгляд на жизнь зависит от близости к собственной Душе. Чем теснее единство, тем больше будет гармонии и мира, и тем ярче воссияет свет Истины и блеск счастья, происходящих из высших сфер; они будут поддерживать нас в нашей стойкости и неустрашимости перед трудностями и ужасами мира, так как они основаны на Вечной Истине Блага. Знание Истины также даст нам уверенность в том, что, какими бы трагичными не представлялись некоторые события, они всего лишь формируют новый этап эволюции человека; и что даже болезнь сама по себе благотворна и работает, подчиняясь определённым законам, служащим производству наивысшего добра и вынуждающих постоянно стремиться к совершенству. Владеющие этими знаниями уже не могут расстроиться, впасть в депрессию или потерять мужество перед лицом этих событий, которые так отравляют жизнь другим, и, несомненно, страх и отчаяние уходят безвозвратно. Если мы сможем существовать постоянном общении с нашей собственной Душой, с нашим Небесным Отцом, то этот мир действительно станет миром радости, и никаким неблагоприятным влияниям не дано будет нас затронуть.

Нам не позволено увидеть величину нашей собственной Божественности или осознать величие нашей Судьбы и узреть славное будущее, которое нас ожидает; потому что если бы мы всё это могли, жизнь наша протекала бы без испытаний, не требовала бы никаких усилий или проверок, на что мы способны. Наша добродетель заключается в том, по-видимому, чтобы совершать великие вещи, чтобы вести праведную жизнь, не теряя мужества и добродетели, и с достоинством проходить через трудности. Мы можем, как бы то ни было, пребывая в тесном единстве с нашим Высшим Я, поддерживать ту гармонию, которая позволит нам преодолевать мировое противостояние и сделает наше путешествие прямой дорогой к нашей судьбе, и мы совершим его, не смущённые и не обескураженные никакими влияниями.

Следующее качество, которое нам надо в себе развивать, это индивидуальность. Также следует освободиться от всех мирских влияний и следовать только зову своей Души, не позволяя другим людям вовлекать нас в свои дела или влиять на нашу жизнь. Мы должны стать хозяевами своей жизни, самостоятельно управлять своей лодкой в этом бушующем море жизни, не бросать руля и не передавать его другим. Мы должны добиться абсолютной и полной свободы, такой, чтобы каждое наше действие, – нет, даже каждая наша мысль – зарождалась исключительно в нас самих, и это позволит нам жить и продвигаться по собственному желанию в полном согласии с собой.

Самую большую трудность для продвижения в этом направлении представляют наши сверстники, в силу существования ряда общепринятых условностей и ложных стандартов. Но мы должны укрепить своё мужество, которого так недостаёт многим из нас, и которое очень пригодится при столкновении с трудностями как окружающей жизни, так и, что может оказаться ещё сложнее, с трудностями личными. Мы должны быть способны беспристрастно решать, что хорошо, а что плохо и бесстрашно действовать, не стесняясь присутствия друзей и родных. Какое же огромное количество среди нас тех, кто геройствует в мире, но трусит дома! Хотя для того, чтобы не дать нам следовать по пути своего предназначения, могут быть использованы и хитрые средства, такие как видимость любви и привязанности, или фальшивое чувство долга, и прочие методы, которые позволят поработить нас в угоду желаний других людей. Голос нашей собственной Души, он, и только он один имеет право указывать нам, каков наш долг и нельзя позволять окружающим его перекрикивать. Нам нужно прикладывать все возможные силы для развития своей индивидуальности, научиться идти по жизни, не ища ни опоры, ни одобрения, ни руководства ни в ком, кроме собственной Души, для того, чтобы держать свою свободу обеими руками и нырять в мир за всеми необходимыми знаниями и опытом.

В то же время, нам следует быть начеку, не посягать на чужую свободу и ничего не ожидать от других, но наоборот быть готовым протянуть руку в случае необходимости и помогать подняться тем, кто затрудняется сделать это самостоятельно. Таким образом, каждая личность, встречающаяся на нашем жизненном пути, будь то мать, муж, ребёнок, незнакомец или друг, становится нашим попутчиком. Любой из них может в духовном плане превосходить или отставать от нас, но все мы являемся членами единого братства и частью большой общины, и совершаем одно и то же путешествие, стремясь к одной великой цели.

Мы должны быть тверды в своей решимости победить, бесповоротно продвигаясь к вершине горы, и давайте не позволим снежной лавине минутного сожаления скинуть нас вниз окончательно. Ни один великий подъём не свершался без ошибок и падений, их следует рассматривать как бесценный опыт, который поможет нам не ошибиться в будущем. Никакие мысли о прошлом не должны расстраивать нас; они остались позади, и память о них поможет избежать их повторения. Мы упорно должны подталкивать себя вперёд и дальше, не сожалея и не оглядываясь назад, оставляя прошлое, даже часовой давности, за спиной и устремив взор в великолепное будущее, которое сияет перед нами. Все страхи должно отринуть; они вообще не должны возникать в человеческом разуме, если только это не страх потерять из вида нашу Божественность. Страх чужд нам, потому что мы Дети Создателя, Искры Божественной Жизни, мы непобедимы, неукротимы и несокрушимы. Болезнь потому, видимо, жестока, что задумана как наказание за неправильные мысли и действия, которые приводят к жестокости по отношению к другим. Поэтому и необходимо изо всех сил развивать в себе любовь и братские чувства к людям, так как это предостережёт нас от свершения жестокости в будущем.

Культивирование Любви приведёт нас к осознанию Единства, истины, заключающегося в том, что все мы и каждый из нас является частью Одного Великого Создания.

Причиной всех наших проблем является эгоизм и обособленность, но они исчезают, как только Любовь и осознание великого Единства становятся частью нашей натуры. Вселенная – это физическое воплощение Бога, при её появлении Бог возрождается, при её завершении Бог эволюционирует ещё выше. Так же и с человеком: его тело само по себе есть воплощение, материализация его внутренней сути; через тело человек выражает себя, материализует качества своего сознания.

Наша Западная цивилизация одарена великим примером: нас ведёт доктрина Христа. Он служит посредником между нашими личностями и нашими Душами. Его миссия на земле заключалась в том, чтобы научить нас тому, как достичь гармонии и единения с нашим Высшим Я, с нашим Отцом небесным, и таким образом достичь совершенства в согласии с Высшей Волей Великого Создателя всея.

Тому же учил Господь Будда и другие великие учителя, которые спускались в определённое время на землю, чтобы указать человеку путь к достижению совершенства. Нельзя человечеству останавливаться на половине пути. Истина должна восторжествовать и человек должен вписать себя в бесконечную систему Любви своего Создателя.

И так, войдёмте же, братья и сестры, в великолепное сияние осознания нашей Божественности, и примемся просто и упорно работать над тем, чтобы присоединиться к Великой Задумке, быть счастливыми и излучать счастье, становясь частью великого Белого Братства, весь смысл существования которого – подчиняться желаниям Бога и чья величайшая радость заключается в служении своим младшим братьям.

«Болезнь не наказание, но всего лишь коррекция: она указывает нам на наши же ошибки и не дает совершить ошибки еще более серьезные и тем самым нанести себе еще больший вред; она помогает нам вернуться на путь Истины и Света, с которого мы сошли» - так размышлял английский врач и ученый, доктор Эдвард Бах, разрабатывая в начале ХХ века цветочную терапию.

Сын литейщика из небольшого городка недалеко от Бирмингема Эдвард Бах прекрасно знал о плачевном состоянии здравоохранения в Англии. Он мечтал подарить всем, особенно бедным людям, которым нечем было заплатить за визит к врачу, средство сохранить и укрепить здоровье.

Он считал себя духовным преемником Гиппократа и Парацельса и, так же как они, был убежден, что болезней не существует, существуют только больные люди, причем в самом человеке заложены универсальные механизмы исцеления, он обладает собственным внутренним потенциалом, достаточным чтобы выздороветь самому. Исцели себя сам - вот основа философии Эдварда Баха.

Он стал успешным бактериологом и гомеопатом, а последние шесть лет своей жизни посвятил поиску простых, естественных методов лечения, совмещая исследования с практикой сельского врача.

Результаты изысканий Баха оказались неожиданными: «Болезни, особенно хронические, - это лишь следствие душевной дисгармонии. Они возникают, когда есть конфликт между нашим физическим „я“ с его чувствами и желаниями и нашим Высшим „Я“». Поэтому лечение должно начинаться с гармонизации душевного состояния человека, а за ней уже последует улучшение самочувствия физического организма. Если же помогать только организму и не помочь человеку изменить свое поведение, избавиться от негативных эмоций и мыслей, то его состояние может ухудшиться. Истинное излечение, а не только физическое восстановление наступает, когда человек начинает извлекать уроки из своих недомоганий, когда меняет свои мысли, чувства, поведение и его душа получает возможность проявлять все свои лучшие качества.

Потенциалы, которые душа человека стремится реализовать через физическое «я», доктор Бах назвал добродетелями Высшего «Я», это мужество, постоянство, целеустремленность, радость, в развитии которых и заключается подлинное счастье человека. Если их не развивать, то рано или поздно человек начинает чувствовать себя несчастным, а другие люди видят лишь теневую сторону его добродетелей, то есть недостатки и пороки. Они-то и вызывают болезнь.

Если бы человек жил в полной гармонии со своей душой, болезни обходили бы его стороной. Но так как наше физическое «я» беспокойно, инертно, полно противоречий и безвольно, организм в конечном итоге заболевает.

В книге «Исцели себя сам» доктор Бах описал свое видение медицины и врачей будущего: их в первую очередь будет волновать внутренний мир, а не физическое тело человека. Иной видел он и больницу будущего: «Это будет Храм Мира, Надежды и Радости. Там не будет суеты и шума, не будет ни одного из этих пугающих современных аппаратов и машин, никакого запаха дезинфекционных средств и наркотиков, ничего, что напоминает о болезни и страдании; там не будут то и дело мерить температуру и беспокоить пациента, не будет ежедневных осмотров с простукиванием и обследованием стетоскопом, которые внушают мысли о болезни; там не будут постоянно измерять пульс, из-за чего начинает казаться, что сердце бьется слишком часто, - ибо все это нарушает мир и спокойствие, которые так необходимы больному, чтобы поскорее выздороветь.

Больница, словно мать, примет его в свои руки, успокоит и утешит, вернет ему надежду, веру и мужество, чтобы он смог преодолеть свои трудности».

А пока таких больниц нет, человеку необходимо понять, что у большинства недугов две основные причины. 1. Физическое «я» часто живет иллюзией своей самостоятельности, независимости от души, а если человек ориентирован только на материальную сторону жизни, то оно в принципе не способно распознать существование души. Тогда, образно говоря, оно отрезает себя от своей пуповины, засыхает и уничтожает само себя. 2. Но иногда, даже признав существование души, физическое «я» все равно действует вопреки ее целям, нарушая закон единства, нарушая целостность человека.

Цветочная терапия доктора Баха помогает восстановить связь между душой и телом, дает физическому «я» возможность снова услышать душу. Или, говоря словами самого Баха, помогает человеку, который уже не был самим собой, вновь обрести себя.

Бах разработал 38 цветочных препаратов для семи основных душевных состояний человека. Он использовал цветки определенных видов растений, наделенных, по его словам, божественными целительными силами. Это в основном неядовитые растения; растения, которые человек не использует в качестве пищи; и растения, свойства которых не очевидны. Большую их часть до сих пор считают сорными. Настои готовятся из цветков только тех растений, которые выросли в естественных для них условиях и местах обитания.

Освобождение души, или эссенции, растения из его физического тела по методу Баха происходит под действием солнечного света или высокой температуры. В отличие от традиционных лекарственных средств, цветочные настои Баха не оказывают физического воздействия: физические и химические свойства воды почти не меняются, либо изменения столь незначительны, что они не поддаются анализу известными научными способами. Приготовление настоев напоминает естественный алхимический процесс, в котором четыре стихии соединяют свои силы: Земля и Воздух - пока растение набирает силу, Огонь (Солнце) - на стадии освобождения эссенции, Вода становится новым носителем души (эссенции) растения. Терапевтический эффект возникает при взаимодействии души человека с душой растения, поэтому больной сам подбирает себе и препарат, и ритм его приема.

Эдвард Бах считал, что его цветочные концентраты в очень скором будущем станут использовать не только в больницах, но и в каждом доме; и они будут служить не только лечению психосоматических заболеваний, но и духовному очищению людей, которые заботятся о своем духовном росте. Предвидя возражения скептиков, он советовал не отворачиваться от использования этой методики только потому, что она так проста. Ведь «истинная простота проистекает не от невежества, а от чистоты мудрости. Как и все красивое, цветы связаны с Небом божественных мыслей и оказывают на нас его нежное, но действенное влияние» (Шри Рам).

Жизнь, взгляды Эдварда Баха, предложенный им способ сохранять и поддерживать здоровье наводят на одну простую мысль: если бы мы, глубоко и серьезно изучая натурфилософию и законы мироздания, приблизились к пониманию сокровенной сути вещей, то картина, что открылась бы нашему взору, повергла бы нас в изумление. Тогда стали бы реальностью и новая врачебная этика, и уважение ко всем формам жизни, и ответственность за использование тех знаний, которые дает нам природа.

Загадка Эдварда Баха

Как доктор Бах находил растения, способные исцелять недуги? На этот вопрос сегодня можно ответить лишь отчасти.

Обладая очень тонкой чувствительностью, свойства различных цветов он определял по тому воздействию, которое они оказывали на него самого.

Покинув Лондон (жизнь в большом городе угнетала и опустошала его), он перебрался в сельскую местность и там смог каждый день совершать длительные прогулки в поисках растений-целителей. Бах так хорошо улавливал тонкие энергии, что мог, приблизив к губам каплю росы или лепесток цветка, получить полное представление о его целебных свойствах. Ему достаточно было взглянуть на какой-нибудь цветок, чтобы немедленно ощутить все тем эмоциональные и физические состояния, которые могла вылечить эссенция этого цветка.

Скептики часто задают вопрос, почему создатель цветочной терапии сам прожил лишь 50 лет и не смог использовать собственную методику для излечения самого себя. Но они забывают, что, когда Эдварду Баху было 30, врачи обнаружили у него рак и сказали, что ему осталось жить всего три месяца. Правда состоит в том, что Бах вылечивал себя каждый день в течение девятнадцати лет - все то время, которое понадобилось ему, чтобы завершить дело всей жизни. И умер он вовсе не от рака, а от физического и нервного истощения, которое вызвала утомительная скрупулезная научная работа по исследованию 38 цветочных эссенций.

Эдвард Бах о враче будущего

Его образование будет посвящено детальному изучению бытия человека, пониманию его божественной природы, глубокому осознанию важности очищения и совершенствования, а также поиску способов помочь больному восстановить гармонию между его Высшим «Я» и физическим телом.

Слушая рассказ пациента о своей жизни, врач сможет определить причину дисгармонии между душой и телом, дать необходимый совет и подобрать правильное лечение.

Он будет знать природу и ее законы, а также то, как использовать ее целебные силы в лечении пациента, чтобы вернуть в его сердце мир, надежду на выздоровление, радость и веру; чтобы пробудить его собственные исцеляющие силы. Пациент будущего будет понимать, что только он сам может облегчить свою боль.

Врач будет работать с красивыми простыми природными лекарствами, которые своими сильными светлыми колебаниями будут помогать пациенту исцелять самого себя - будут укреплять его физическое тело и помогать ему успокаивать свои чувства, побеждать страхи.

Врач будет понимать, что он сам не может исцелять людей, но благодаря своему искреннему стремлению облегчить боль и глубокой любви станет проводником божественной целительной силы, которая поможет пациенту вернуться на путь божественного закона.

Врач станет для больного добрым другом, который всегда сможет его внимательно выслушать и будет принимать таким, какой он есть. Общение больного с врачом станет сотрудничеством и совместным поиском пути к выздоровлению. Если больной, поговорив с врачом по душам, почувствует себя лучше, значит, первый шаг к выздоровлению уже сделан.

на журнал "Человек без границ"

В 1747 году Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже он сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением». Другой крупный цикл, «Искусство фуги», не был завершён Бахом, несмотря на то, что написан он был, скорее всего, задолго до его смерти.
В последние годы жизни гения музыки проявляется болезнь глаз. Трудно сказать, что это было – диабетическая ретинопатия, возрастная макулодистрофия, глаукома или катаракта. Возможно была гипертония, которая могла усугубить проявления катаракты. Бах жаловался сначала на трудности при чтении, особенно в условиях пониженной освещенности. Говорилось даже о выпадении отдельных букв при попытках беглого чтения. У него ухудшилось цветовосприятие и сумеречное зрение. А еще эти загадочные головные боли. Артериальная гипертензия, атеросклероз сосудов головы и шеи? Если так, то повышение давления и атеросклероз, особенно сонных артерий, имеют четкую связь с макулодистрофией.

Его оперировал некий Д. Тейлор (John Taylor, 1703–1774). Он был старшим сыном Джона Тейлора, хирурга и аптекаря из Норвича. Родился 16 августа 1703 года. В 1722 году поступил на работу в качестве помощника аптекаря в Лондоне. Учился хирургии под руководством У. Чизелдена (William Cheselden) в госпитале св. Фомы, уделяя особое внимание заболеваниям глаз. Затем Тейлор некоторое время практиковал в Норвиче в качестве общего хирурга и окулиста, но, встретив значительное сопротивление врачебной корпорации, решил расширить сферу своей деятельности. В 1727 году он начал путешествие по стране, и до 1734 объехал большую часть Британских островов. Получил степень доктора медицины в Базеле в 1733 году и стал членом тамошней коллегии врачей. В 1734 году Тейлор получил степень доктора медицины в университетах Льежа и Кельна. В том же году совершил турне по Франции и Голландии и вернулся обратно в Лондон в ноябре 1735 года. В 1736 году он был назначен окулистом английского короля Георга II. Более 30 лет Тейлор продолжал свои офтальмологические «гастроли», имея в Лондоне штаб-квартиру, но посетив почти каждый суд в Европе!

Тейлор уверял, что слушал лекции Г. Бургаве и учился коучингу у выдающегося французского хирурга и анатома Жана Луи Пти (Jean Louis Petit, 1674–1750). Похоже, что лучше он от этого не стал. Современники характеризовали Тейлора как субъекта, который потрясающе умел «убалтывать» больных. Существует очень выразительное определение его: «в науке - ученый, в практике - шарлатан».Он был автором книги «История путешествий и приключений Шевалье Джона Тейлора, офтальмиатра» (Лондон, 1761). Себя он неизменно величал «шевалье» (кавалер). Помните «шевалье д,Артаньяна»? Ну прямо мушкетер! Если судить по тому, скольких пациентов Тейлор лишил глаз, то да. Тейлор путешествовал по Европе в карете, на которой были нарисованы красивые и выразительные… глаза! О его прибытии в город сообщалось заранее (он использовал громкий слоган «Возвращая зрение - возвращаю жизнь»), чтобы привлечь как можно больше доверчивых простофиль. Обычно он делал небольшой разрез в конъюнктиве глаза и накладывал повязку на семь дней. За это время он смывался из города, и его обман не успевали разоблачить. А под повязкой легче развивалась вторичная инфекция, которая тогда могла легко погубить глаз. Примечательно, что в качестве платы за лечение Тейлор принимал не только деньги, но и ценные вещи, например золотые часы. Писатель Сэмюэль Джонсон использовал пример Тейлора в качестве иллюстрации того, как «далеко в своей наглости может дойти невежество». Но Тейлор не смущался упреками и называл себя опытным «коучером» - хирургом, специализирующимся на удалении катаракты дроблением.

Надо признать, что кое-какие достижения у Тейлора все же были. Он был первым, кто описал кератоконус, да и в хирургическом подходе к косоглазию (посредством разреза глазодвигательной мышцы) он был впереди своего времени (R. Zegers, 2011). Пациенты во второй половине XVIII века при глазных операциях сидели в кресле в вертикальном положении и плотно прижимались помощником врача к спинке стула, ведь единственной анестезией были алкоголь и опиаты. А вот Д. Тейлор использовал шпатель, которым прижимал верхнее веко к костной стенке глазницы. Части назоресничного нерва или его ветвей «выключались», а именно эти нервы обеспечивали иннервацию роговицы, радужки и ресничного тела, поэтому манипуляция Тейлора все-таки ослабляла боль.
В течение последнего года жизни Баха зрение композитора стало настолько плохим, что он, после уговоров друзей, решился на операцию. На беду в тот момент и прикатил Тейлор в своей «глазной» карете. Первая операция Баха состоялась между 28 и 31 марта 1750 года, а вторая была выполнена в период с 5 по 7 апреля. Скорее всего, первая операция была стандартным «коучингом» - процедурой, которую Тейлор описал в своей книге о лечении катаракты и глаукомы (1736). При этой операции разрез размером около 4 мм производился на 3,5 мм кзади от лимба. Плоско-выпуклой иглой вскрывалась задняя капсула хрусталика, и движением иглы кпереди и вниз непрозрачный хрусталик смещался книзу в стекловидное тело. Понятно, что без какой-либо коррекции даже в случае удачи человек мог видеть очень плохо. Второй раз Бах был прооперирован из-за появления катаракты (?!). Возможно, что коучинг привел к смещению хрусталика кпереди, зрачковому блоку и вторичной глаукоме.
Что именно случилось во время операции, нам никогда не будет известно, но общий подход Тейлора после вмешательства включал кровопускание, слабительные, закапывание в глаз капель крови от убоя голубей (?!) и припудривание его сахарной пудрой или прокаленной солью. В случае серьезных воспалений Тейлор назначал большие дозы ртути. И это все происходило в доантисептическую эпоху. Конечно, много осложнений могло быть вызвано такими операциями: увеит или эндофтальмит, вторичная глаукома, кровоизлияние, отслойка сетчатки и даже (после 4–8 недель) симпатическая офтальмия.

Кстати говоря, неизвестно, прооперировал Тейлор один или оба глаза у Баха в обоих случаях. Он, возможно, взялся за вторую операцию потому, что результат был не совсем таким, как он хотел, или, возможно, он прооперировал второй глаз во время второй операции. По данным газеты Vossische Zeitung (1750 г., № 41), Бах был в состоянии видеть намного лучше после первой операции: «В числе других он оперировал - причем с наижелательнейшим успехом - и господина капельмейстера Баха, из-за [слишком] частого употребления зрения почти совершенно оного лишившегося, - какового неоценимого счастья многие тысячи людей сему всемирно знаменитому композитору от души желали и всячески господину Тейлору за то признательны… [Сообщение в „Берлинской привил. газете“. - Лейпциг, 1.IV. 1750 г.]». Но есть предположение, что на газету мог оказать влияние сам Тейлор.

Биографы указывают на то, что Бах полностью ослеп после второй операции и что он почувствовал себя плохо и испытывал боль в глазах. Но, как уже говорилось, боль в глазах была и задолго до этого. Именно то, что Бах был «совершенно слепой» после второй операции, говорит в пользу операции на двух глазах или слепого до операции одного глаза. Если и правда его правый глаз был незрячим, то Тейлор предпочел, как и всегда, оперировать левый глаз! Кроме того, выражение «полностью слепой», которое использовалось тогда, возможно, не совпадает с интерпретацией современных офтальмологов. Бах так и не восстановился после операции. В источниках упоминается внезапное возвращение зрения за несколько дней до смерти композитора, за которым последовал инсульт. Потом развилась лихорадка, спутанность сознания и наступила смерть. 28 июля 1750 года, в 18:15, на 66-м году жизни, несмотря на помощь двух самых искусных врачей в Лейпциге, И. С. Бах умер менее чем через четыре месяца после второй операции.

Внезапный краткий, спонтанный возврат зрения композитора большинству исследователей кажется маловероятным после длительного периода воспаления и/или повышенного внутриглазного давления. Может, это была галлюцинация или синдром Бонне, когда больные испытывают сложные зрительные галлюцинации. Этот синдром связан с ухудшением или потерей зрения из-за того, что деафферентация вызывает в сенсорной коре спонтанную активность с формированием зрительных образов в сознании. Впервые описавший этот синдром Шарль Бонне (Charles Bonnet, 1720–1793) сам им не страдал. Галлюцинации были у его деда - Шарля Люллена. Он перенес операцию по поводу катаракты, и зрение было довольно плохим. В 1759 году он описал внуку свои разнообразные видения. Первое, что он «увидел», - носовой платок в воздухе. Большой голубой носовой платок с четырьмя оранжевыми кругами. Он знал, что это галлюцинация, потому что платков в воздухе не бывает. Потом он увидел большое колесо на горизонте. Но иногда он не был уверен в том, видит он сейчас галлюцинацию или нет, потому что галлюцинации могли соответствовать зрительному контексту. Один раз у него в гостях были внучки. Он спросил: «Кто эти красивые молодые люди с вами?» Они ответили: «Увы, дедушка, с нами нет никаких красивых молодых людей». И тогда красивые молодые люди исчезли. Ш. Люллен видел сотни разных фигур, различные пейзажи всех видов. Однажды он увидел человека в халате, курившего трубку, и понял, что это он сам и есть. «Это был единственный персонаж, которого он узнал»(G. de Morsier, 1967).
«Апоплексический удар» - в те времена неспецифический термин, который, возможно, указывает лишь на то, что Бах потерял сознание. Но это не была внезапная «аритмическая» смерть от остановки кровообращения. У композитора была лихорадка и постепенная утрата сознания. Лихорадка свидетельствует об инфекции. Важно понять, есть ли связь между операцией Д. Тейлора и инфекцией. Кажется маловероятным, что послеоперационный эндофтальмит тлел в течение четырех месяцев, прежде чем привести к смертельному сепсису. Безусловно, операции, кровопускание и/или слабительные, примененные Тейлором, ослабили бы и проявления инфекции. Одним словом, однозначно обвинить Д. Тейлора в смерти Баха невозможно. Но ведь он же ослепил и другого великого композитора - Генделя! Судьба, кстати говоря, жестоко отомстила Тейлору: согласно легенде, перед смертью он сам ослеп.

«Некролог» пишет о болезни Баха: «У него было слабое от природы зрение, которое следствие неслыханного воодушевления, с которым он учился, особенно в молодые годы, когда бодрствовал целыми ночами, все ухудшалось, и в последние годы эта слабость зрения превратилась в болезнь глаз. Бах хотел было избавиться от своей болезни путем операции. Движимый отчасти желанием всеми своими оставшимися, и еще очень свежими, духовными и телесными силами служить богу и своим ближним, отчасти следуя совету некоторых своих друзей, возлагавших большие надежды на одного глазного врача, прибывшего в то время в Лейпциг, Бах решил избавиться от болезни путем операции. Однако операция, несмотря на то, что ее пришлось проделать дважды, не удалась. Он не только потерял зрение, но вследствие операции и оказавших вредное действие лекарств, разрушился весь его до того совершенно здоровый организм, так что целые полгода он был почти постоянно болен. За десять дней до смерти казалось, что зрение его поправляется, так что как-то утром он снова начал видеть и даже мог выносить свет. Но через несколько часов после этого с ним случился апоплексический удар, затем резко поднялась температура и, несмотря на все старания двух самых лучших врачей Лейпцига вернуть его к жизни
28 июля 1750 года в четверть девятого на шестьдесят шестом году жизни он тихо отошел в другой мир».

Известный английский глазной врач шевалье Джон Тейлор, который позже лечил и Генделя, в своих мемуарах «История путешествий и приключений глазного врача шевалье Тейлора, написанная им самим» рассказывает, кстати, довольно неточно, историю лечения Баха: «Я видел множество удивительных животных, дромадеров, верблюдов и др., особенно в Лейпциге, где я возвратил зрение одному знаменитому музыканту, которому шел уже 88-ой год (sic!). С ним вместе вначале воспитывался Гендель».
Последним произведением Баха стала хоральная прелюдия для органа, которую он продиктовал своему зятю, практически находясь на смертном одре. Название прелюдии - "Vor deinen Thron tret ich hiermit" ("Вот я предстаю перед Твоим троном"), этим произведением часто заканчивают исполнение неоконченного "Искусства фуги".