Денежный квадрант роберта. Причина, по которой я стал учителем

Понятие «денежный квадрант » (а точнее квадрант денежного потока ) в широкие массы населения внёс популярный писатель и профессиональный инвестор Роберт Кийосаки в своей второй книге с одноимённым названием. Вообще, книги Кийосаки хороши тем, что они написаны простым, доступным языком, просты и понятны обывателю, не являющемуся специалистом в бизнесе и инвестициях.

Также его книги имеют мотивационную составляющую, там нет готовых рецептов, но есть мотивация к дальнейшим изысканиям пути к богатству. Например, на меня в своё время оказала большое влияние его самая первая книга «Богатый папа, бедный папа», которая в корне изменила мои представления по поводу того, как зарабатываются деньги .

В этой статье:

Квадрант денежного потока: 4 категории

Рассмотрим денежный квадрант. Прежде всего нужно понять, где сейчас находимся мы и где находятся богатые.

Рабочие (работники по найму)

1. Р — Рабочие (работники по найму). Это люди, которые трудятся за зарплату. Например, менеджер в офисе (офисный планктон), работник на предприятии, секретарь, дворник, токарь и другие профессии. Объединяет их то, что все они продают своё время работодателю. Как вы понимаете, люди из категории Р — это большинство. Плюсы здесь — это стабильность, гарантии, всю ответственность несёт работодатель, стабильный доход.

Стоит отметить, что к категории Р относятся не только низкоолачиваемые профессии типа дворника, сельского учителя, но и высокооплачиваемые (топ-менеджер, коммерческий директор и т.д.) И всё бы ничего, но у категории Р есть существенные и неустранимые недостатки:

  • пока вы работаете — есть деньги, как только вы прекращаете работать — деньги перестают поступать
  • нужно затрачивать большое количество времени на работу
  • потолок зарплаты, который устанавливает работодатель и зависит от работодателя

Поэтому для работников из Р ни о какой финансовой свободе не может быть и речи. Если вы подходите под категорию Р и больше НЕ занимаетесь деятельностью из других категорий квадранта денежного потока, то это — повод задуматься и начать обдумывать способы как это изменить (если, конечно вы хотите финансовой свободы).

Работающие на себя

2. С — работающий на себя. Это может быть финансовый консультант, частный юрист, стоматолог, частный предприниматель. От первой категории Р эти люди отличаются тем, что уже не работают «на дядю», поэтому отсюда вытекают такие следствия:

  • нету контроля со стороны работодателя, нет графика работы с 8 до 17, устанавливаемого работодателем
  • большая свобода по сравнению с работой по найму
  • большая ответственность — обратная сторона свободы

Поскольку у С нет фиксированной зарплаты, у него открываются возможности зарабатывать как больше, так и меньше, чем на наёмной работе.

Эти люди уже ближе к собственному бизнесу, но не являются представителями категории Б . Дело в том, что С нужно работать, чтобы были деньги, они получают деньги за сделанную работу. Возможности С ограничены временем, ибо они не могут работать больше, чем 24 часа в сутки. В этой категории, также как Р , нет пассивного дохода. Также людям С присущи недостатки №1 и №2 работников по найму.

Владельцы бизнеса

3. Б — владельцы бизнеса. Б относится уже к правой стороне квадранта денежного потока, поэтому здесь дела отстоят по другому. Здесь критерием выступает вот какой момент. Владельцем бизнеса можно назвать того, кто может запросто уехать в отпуск, кругосветное путешествие, в общем отойти от дел, от управления бизнесов. Если к моменту его возвращения бизнес не развалится и станет ещё прибыльнее, то этот человек — представитель категории Б .

Владельцы бизнеса уже используют не свои силы и время, а силу и время других людей. Б может посадить наёмного директора, который будет управлять делами бизнеса, а сам получать пассивный доход . Кроме того, высвобождается много времени, которое можно посвятить другим интересным делам. Если бизнес успешный, то уже нет проблемы нехватки денег и выживания.

  • даже если вы не работаете, деньги не перестают поступать (см. критерий выше)
  • делегировав все дела, у вас появляется много свободного времени
  • никакого работодателя нет, теперь вы сами — работодатель

Кроме того, бизнес помимо денег, приносит и нематериальные выгоды — это может быть и радость, удовольствие, удовлетворение от проделанной работы и т.д. Однако, наладить собственный успешны бизнес — сложное дело.

Инвесторы

4. И — инвесторы. Это люди, которые получают деньги от инвестиций. Они вкладывают средства в различные инвестиционные инструменты и получают с этого доход. Это как раз тот случай, когда уже не вы работаете на деньги — ваши деньги работают на вас (см. секрет богатства). Вы же тем временем можете заниматься любимым делом — бизнесом, путешествовать, отдыхать и т.д.

В какие инструменты вкладываются инвесторы? Ценные бумаги, недвижимость, вклады в банке, золото, прямые вложения в бизнес, покупка авторских прав и так далее. Также есть такое понятие, как рантье — лицо, живущее на проценты от размещённого капитала.

Финансовая свобода лежит в квадрантах Б и И . Если вы занимаетесь деятельностью только из квадрантов Р и С — то финансовой свободы вам не достичь.

Разумеется, инвесторы не просто так наобум, имея большие состояния, вкладывают их налево и направо. Инвестиции — это целая наука (или искусство?), как и в любой другой сфере чтобы добиться успеха нужно быть профессионалом, а профессионализм достигается знанием и опытом, на ошибках и тех уроках, которые из них можно извлечь.

Денежный квадрант: послесловие

Итак, мы рассмотрели все категории денежного квадранта. Более развёрнуто — в книге Роберта Кийосаки. Если вы сейчас впервые узнали о квадранте денежного потока, то задумайтесь, где вы находитесь и куда идёте? Возможно, представленный материал даст вам повод для размышлений. А автор этих строк уже давно решил, что работа на дядю — это тупиковый путь и предпринимает шаги для того, чтобы перейти с левой стороны квадранта на правую. Чего и вам желаю!

Перевод с английского выполнил О. Г. Белошеев по изданию: RICH DAD’S Cashflow quadrant (Guide to Financial Freedom) by Robert T. Kiyosaki, 2011.


© 2011 by CASHFLOW Technologies, Inc. This edition published by arrangement with Rich Dad Operating Company, LLC

© Перевод. Издание на русском языке. Оформление. ООО «Попурри», 2012

* * *

Мой богатый папа имел обыкновение говорить: «Вы никогда не сможете стать по-настоящему свободными без финансовой свободы».

И еще он говорил: «Но и у свободы есть своя цена».

Данная книга посвящается тем, кто готов заплатить эту цену.

Примечание редактора
Времена меняются

С тех пор как в 1997 году в свет вышло первое издание книги «Богатый папа, бедный папа», в экономике, и сфере инвестирования в частности, произошло множество изменений. Четырнадцать лет назад слова Роберта Кийосаки «ваш дом не является вашим активом» бросили вызов общепринятому мнению. Его несовместимые с традиционной точкой зрения взгляды на денежные отношения и инвестирование вызвали волну скептицизма, критики и негодования.

В 2002 году книга Роберта «Пророчество богатого папы» призвала нас готовиться к неотвратимому краху финансового рынка. В 2006 году глубокая озабоченность ухудшающимся положением среднего класса Америки заставила Роберта Кийосаки в соавторстве с Дональдом Трампом написать книгу «Почему мы хотим, чтобы вы были богаты».

Роберт известен всему миру как страстный пропагандист финансового образования. Сегодня, когда мы столкнулись с последствиями краха системы субстандартного ипотечного кредитования, рекордного количества изъятий ипотечного жилья и глобального экономического кризиса, который все еще продолжает бушевать, пророческие заявления Кийосаки, похоже, становятся реальностью. Многие скептики превращаются в верующих.

Когда в 2011 году Роберт готовил к новому изданию свою книгу «Квадрант денежного потока», он осознал два важных момента: его идеи и концепции выдержали проверку временем, а инвестиционная среда и условия деятельности вкладчиков существенно изменились. Эти преобразования, которые оказывают и будут оказывать серьезное воздействие на людей в квадранте И (инвесторов), побудили Роберта обновить и исправить важный раздел данной книги – главу «Пять уровней инвесторов».

Выражение признательности

Благодаря феноменальному успеху «Богатого папы, бедного папы» мы приобрели тысячи новых друзей во всем мире. Их добрые слова и дружеские чувства – а также поразительные истории, являющиеся примером проявления настойчивости, страсти и успеха в применении принципов богатого папы в своей жизни, – вдохновили нас на написание книги «Квадрант денежного потока: Руководство богатого папы по достижению финансовой свободы». Поэтому мы благодарим наших друзей, как старых, так и новых, за их полную энтузиазма поддержку, которая превзошла все наши ожидания.

Предисловие
Какова цель вашей жизни?

«Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» – этот вопрос задавали в свое время большинству из нас.

В детстве у меня было много увлечений, поэтому выбирать было легко.

Если что-то казалось интересным и престижным, мне хотелось этим заниматься. Я мечтал стать морским биологом, астронавтом, морпехом, моряком торгового флота, летчиком и профессиональным игроком в американский футбол.

Три цели из этого списка мне удалось осуществить – стать офицером морской пехоты, моряком и летчиком.

Я точно знал, что не хочу быть учителем, писателем или бухгалтером. Педагогическая деятельность меня не привлекала, потому что я не любил школу. Желания стать писателем у меня тоже не было, потому что я дважды провалился на экзамене по английскому языку. А тратить два года на получение степени магистра делового администрирования я не стал по той простой причине, что ненавидел бухгалтерский учет, который был обязательным предметом в программе.

Теперь же по иронии судьбы я занимаюсь всем тем, чем мне никогда не хотелось. Несмотря на то что мне не нравилась школа, я являюсь владельцем образовательной компании и занимаюсь обучением людей в разных странах мира, потому что мне это нравится. Хотя в свое время неумение писать по-английски стало причиной двух провалов на экзаменах, сегодня я больше всего известен как автор. Моя книга «Богатый папа, бедный папа» больше семи лет продержалась в списке бестселлеров «New York Times» и занимает третье место среди самых продаваемых книг в США. Выше ее стоят лишь «Радость секса» и «Непроторенная дорога». Вдобавок ко всему книга «Богатый папа, бедный папа» и созданная мною серия настольных игр «Денежный поток» посвящены тому самому бухгалтерскому учету, который я так долго не мог терпеть.

Но как все это связано с вопросом «Какова ваша цель в жизни?».

Ответ содержится в простой, но чрезвычайно глубокой мысли мастера вьетнамского дзен-буддизма Тхить Нят Ханя: «Путь сам по себе цель». Другими словами, цель вашей жизни заключается в том, чтобы найти свой путь в жизни. Однако понятие пути нельзя отождествлять с вашей профессией, званием, количеством получаемых денег, успехами и неудачами.

Найти свой путь – значит выяснить, для каких действий вы были посланы на эту землю. В чем цель вашей жизни? Для чего вы получили этот великий дар, именуемый жизнью? И какой дар вы отдаете жизни взамен?

Оглядываясь назад, я понимаю, что полученное мною образование ничем не помогло мне найти свой путь в жизни. Четыре года я учился в мореходном училище на офицера торгового флота. Если бы я выбрал карьеру в компании «Standard Oil» и до пенсии служил на нефтяных танкерах, то не нашел бы своего пути. Если бы я остался в Корпусе морской пехоты или перешел в гражданскую авиацию, то тоже не нашел бы своего пути.

Если бы я остался на флоте или в авиации, то никогда не стал бы автором всемирно известных бестселлеров, не был бы приглашен в телепрограмму Опры Уинфри, не написал бы книгу вместе с Дональдом Трампом и не создал бы международную образовательную компанию, которая занимается обучением предпринимателей и инвесторов по всему миру.

Как найти свой путь

Книга «Квадрант денежного потока» занимает важное место среди всех написанных мною книг, потому что она помогает людям находить свой путь в жизни. Как известно, большинство людей в самом начале жизни получают стандартную установку: «Ходи в школу и получи хорошую работу». Но система образования учит нас находить работу в квадрантах Р или С. Она не учит нас тому, как найти свой путь в жизни.

Есть люди, которые с ранних лет точно знают, чем они будут заниматься в дальнейшем. Они растут, будучи уверенными в том, что станут врачами, юристами, музыкантами, гольфистами или актерами. Все мы слышали о вундеркиндах – детях с исключительными способностями. Однако следует отметить, что эти дарования проявляются в основном в профессиональной области и вовсе не обязательно определяют жизненный путь человека.

Так как же все-таки найти свой путь в жизни?

Мой ответ таков: «Если б я только знал!» Если бы я мог взмахнуть волшебной палочкой и с помощью магии открыть вам ваш путь, я бы это сделал.

Но, поскольку у меня нет волшебной палочки и я не могу сказать, что вам нужно делать, я могу лишь рассказать, что сделал я сам. Я просто доверился своей интуиции, своему сердцу и своему внутреннему голосу. Например, в 1973 году, после возращения с войны, когда мой бедный папа начал уговаривать меня учиться дальше, получить степень магистра и работу в государственной структуре, мой мозг онемел, сердце сжалось, а внутренний голос сказал: «Ни за что!»

Когда он посоветовал вернуться к работе на «Standard Oil» или устроиться в гражданскую авиацию, мой мозг, сердце и внутренний голос снова сказали «нет». Я знал, что с работой в море и в небе покончено навсегда, несмотря на то что эти профессии считались престижными и хорошо оплачивались.

В 1973 году мне было 26 лет, и передо мной были открыты все пути. Я сделал многое из того, что советовал мне отец, окончил школу, получил диплом колледжа и приобрел две профессии – офицер торгового флота и пилот вертолета. Но проблема заключалась в том, что эти профессии были всего лишь детскими мечтами.

В 26 лет я был уже достаточно взрослым и понимал, что образование – это процесс. Например, когда мне захотелось стать моряком, я пошел в училище, где готовили офицеров торгового флота. А когда мне захотелось стать летчиком, я пошел в летную школу ВМФ, где за два года не умеющих летать парней превращали в летчиков. Поэтому, прежде чем начать новый процесс обучения, я должен был узнать, кем мне предстоит стать.

Традиционные учебные заведения сослужили мне хорошую службу. Я приобрел две профессии, о которых мечтал в детстве. Но, став взрослым, оказался в крайне затруднительном положении, потому что нигде не было указателей с надписью «Правильный путь». Я знал, чего мне не хотелось делать, но не знал, чем хотел заняться.

Все было бы просто, если бы я хотел получить всего-навсего какую-нибудь новую профессию. Если бы мне захотелось стать врачом, я мог бы поступить в медицинскую школу. Если бы мне захотелось стать юристом, я пошел бы в юридическую школу. Но я знал, что жизнь может дать мне гораздо больше, чем возможность пойти еще в одну школу ради получения документа, дающего право заниматься еще одним видом профессиональной деятельности.

Раньше я этого не осознавал, но в 26 лет пришло время заняться поиском своего пути в жизни, а не очередной профессии.

Разное образование

В последний год моей карьеры летчика морской пехоты, когда мы базировались на Гавайях, неподалеку от моих родных мест, я уже знал, что хочу пойти по стопам богатого папы, отца моего друга Майка. Незадолго до увольнения из Корпуса морской пехоты я стал по выходным посещать курсы начинающих продавцов недвижимости и бизнесменов, чтобы получить знания, необходимые для предпринимательской деятельности в квадрантах Б и И.

Кроме того, по совету одного из друзей я записался на курсы личностного развития в надежде узнать, каким я был на самом деле. Обучение на курсах личностного развития не вписывалось в рамки традиционного образования, потому что я посещал их не ради диплома или лицензии. В отличие от курсов торговцев недвижимостью, я понятия не имел, чему конкретно меня будут учить. Я знал лишь то, что пришло время пойти на курсы, которые помогут мне разобраться в себе.

На первом занятии инструктор нарисовала в блокноте следующую схему:



Затем она сказала: «Чтобы достичь наивысшего уровня развития, человеку необходимо физическое, ментальное, эмоциональное и духовное образование».

Слушая ее объяснения, я понял, что главной целью традиционных учебных заведений было ментальное, или умственное, развитие учащихся. Вот почему многие из тех, кто хорошо успевал в школе, испытывают трудности в реальной жизни, особенно в мире денег.

Еще после нескольких лекций, прослушанных в тот же выходной день, я понял, почему мне не нравилась школа. Мне стало ясно, что я любил учиться, но ненавидел систему образования.

Традиционная методика преподавания была прекрасной средой для отличников, но не для меня. Она угнетала мой дух, пытаясь мотивировать меня с помощью страха: страха совершить ошибку, потерпеть поражение и не получить работу. Эта система пыталась запрограммировать меня на выбор карьеры работника в квадрантах Р или С. Я осознал, что традиционная система образования – это не место для человека, который желает стать предпринимателем и присоединиться к представителям квадрантов Б и И.

Авторское примечание. Возможно, как раз поэтому многие выдающиеся предприниматели не заканчивали школу или бросали учебу в университете. В их числе – основатель «General Electric» Томас Эдисон, основатель «Ford Motor» Генри Форд, основатель «Apple» Стив Джобс, основатель «Microsoft» Билл Гейтс, основатель «Disneyland» Уолт Дисней и основатель «Facebook» Марк Цукерберг.

После того как инструктор подробно описала особенности этих четырех видов личностного развития, я осознал, что б?льшую часть своей жизни провел в очень жестких условиях образовательной среды. После четырех лет в чисто мужском коллективе мореходного училища и пяти лет в морской пехоте я был очень силен в эмоциональном и физическом плане, но мое развитие было односторонним. В нем преобладало агрессивное мужское начало. Мне не хватало женской энергии и мягкости. И это неудивительно, потому что из меня сделали офицера морской пехоты, умеющего сохранять эмоциональное спокойствие под любым давлением, способного убивать и готового умереть за свою страну.

Если вы видели фильм «Лучший стрелок» с Томом Крузом в главной роли, тогда у вас была возможность получить некоторое представление об этом мужском мире и храбрости военных летчиков. Мне нравился этот мир. В нем мне было хорошо. Это был мир современных рыцарей и воинов. Там не было места нытикам.

Программу курсов завершал семинар, в ходе которого я проник в глубины своих эмоций и слегка прикоснулся к своему духу. Я плакал, как ребенок, потому что мне было о чем поплакать. Я делал и видел вещи, которых никому и никогда не следует делать. Заливаясь слезами, я обнимался с мужчиной, чего никогда не позволял себе прежде, даже с родным отцом.

В тот воскресный вечер я очень жалел, что курсы личностного развития закончились. На семинаре царила атмосфера нежности, любви и откровенности. В понедельник утром мне предстояло снова оказаться в окружении молодых эгоистичных пилотов, приученных летать, убивать и погибать за свою страну.

После этого семинара я понял, что пришло время измениться. Я знал, что развить в себе доброту, мягкость и сострадание мне будет невероятно трудно. Для этого нужно было перечеркнуть все, чему меня много лет учили в мореходном училище и летной школе.

Я больше никогда не возвращался к традиционной системе образования. У меня не было никакого желания учиться ради оценок, дипломов, продвижения по службе или получения лицензий.

Если я записывался на курсы или посещал семинары, то делал это только для того, чтобы стать лучше. Меня больше никогда не интересовали ни оценки, ни дипломы, ни свидетельства о профессиональной подготовке.

Но мой отец был преподавателем, а для педагогов нет ничего важнее оценок в школе, учебы в колледже и последипломного образования. Ученые степени и дипломы престижных университетов являются для них такими же знаками отличия, как медали и орденские планки на груди пилотов Корпуса морской пехоты. На людей, не окончивших среднюю школу, эти интеллектуалы смотрят презрительно, как на низшую касту. Магистры свысока смотрят на бакалавров и благоговеют перед докторами наук. В свои 26 лет я уже знал, что никогда не вернусь в этот мир.

Примечание редактора. В 2009 году престижный Университет святого Игнатия де Лойолы в Лиме удостоил Роберта почетной степени доктора философии в области предпринимательства. Эту редкую награду получают в основном политические деятели, например бывший президент Испании.

Как я нашел свой путь

Я знаю, что кое-кто из вас сейчас спрашивает: «Зачем он тратит так много времени на разговоры о курсах нетрадиционного обучения?»

Все дело в том, что тот первый семинар по личностному развитию вновь разжег мою любовь к учебе – только не к той, которую нам навязывают в школах. После завершения семинара у меня возникла неудержимая тяга к данной форме обучения, заставлявшая меня посещать семинары на самые разные темы, чтобы утолить желание как можно больше узнать о связях между моим телом, разумом, эмоциями и духом.

Чем больше я учился, тем большее любопытство вызывала у меня традиционная система образования. Я начал задаваться вопросами типа:

Почему так много детей ненавидят школу?

Почему так мало детей любят школу?

Почему так много высокообразованных людей не добиваются успеха в реальном мире?

Готовят ли школы людей к жизни в реальном мире?

Почему я ненавижу школу, но люблю учиться?

Почему большинство школьных учителей прозябают в бедности?

Почему в школах нам дают очень мало знаний о деньгах?


Эти вопросы заставили меня стать приверженцем обучения за пределами тесных стен системы образования. Чем больше я учился, тем лучше понимал, почему мне не нравилась школа и почему учебные заведения не в состоянии приносить пользу своим учащимся, даже отличникам.

Когда любопытство коснулось моего духа, я стал предпринимателем и просветителем. Если бы не оно, я бы никогда не стал автором книг и создателем игр, развивающих финансовый интеллект. Духовное образование привело меня к моему жизненному пути.

Похоже, что наши пути в жизни следует искать не в голове, а в сердце.

Это не значит, что человек не может найти свой путь с помощью традиционного образования. Уверен, многие именно так и поступают. Я всего лишь хочу сказать, что вряд ли я сам смог бы найти свой путь в традиционной школе.

Почему путь так важен?

Мы все знаем людей, которые делают много денег, но ненавидим их работу. Но вместе с тем мы знаем людей, которые не делают много денег, и тоже ненавидим их работу. Помимо этого, мы знаем тех, кто просто работает за деньги.

Один мой однокурсник по мореходному училищу торгового флота тоже осознал, что не хочет провести всю жизнь в море. Вместо того чтобы бороздить океаны до конца своих дней, он после окончания училища поступил в юридическую школу, потратил еще три года на то, чтобы стать адвокатом и заняться частной практикой в квадранте С.

Он умер в начале шестого десятка, будучи очень успешным, но несчастным адвокатом. Так же как и я, к 26 годам этот человек овладел двумя профессиями. Несмотря на свою ненависть к адвокатской деятельности, он продолжал заниматься ею, потому что у него были жена, дети, ипотека и счета, которые нужно было оплачивать.

За год до его смерти мы виделись на встрече выпускников в Нью-Йорке.

– Я только и делаю, что подчищаю грязь, которую оставляют богачи вроде тебя. Они платят мне жалкие гроши. Я ненавижу тех, на кого работаю, – заявил мой бывший однокурсник.

– А почему ты не займешься чем-нибудь другим? – поинтересовался я.

– Не могу позволить себе бросить работу. Моя старшая дочка поступает в колледж.

Этот человек умер от сердечного приступа прежде, чем она успела закончить учебу.

Благодаря своей профессиональной подготовке он зарабатывал много денег, но находился во власти яростных эмоций. Его дух умер, и тело вскоре последовало за ним.

Я понимаю, что это исключительный случай. Большинство людей не относятся к своей работе с такой ненавистью, какую испытывал мой друг. Тем не менее данный пример точно характеризует проблему, которая возникает, когда человек попадает в ловушку профессии и не может найти свой путь.

На мой взгляд, это прямое следствие недостатков системы традиционного образования. Миллионы людей выходят из стен учебных заведений, чтобы всю оставшуюся жизнь трудиться на работе, которая им не нравится. Они знают, что в их жизни чего-то не хватает. Кроме того, миллионы людей попадают в финансовую ловушку. Они зарабатывают слишком мало, чтобы выжить, и хотят заработать больше, но не знают как.

Не имея ясного представления о других квадрантах, многие люди возвращаются в учебные заведения, чтобы получить новую профессию или претендовать на повышение зарплаты в квадрантах Р или С, вместо того чтобы узнать о жизни в квадрантах Б и И.

Причина, по которой я стал учителем

Главной причиной, заставившей меня стать учителем в квадранте Б, было стремление дать людям возможность получить финансовое образование. Я хотел сделать это образование доступным для всех желающих учиться независимо от того, сколько у них денег и каков средний балл их аттестата. Вот почему первым продуктом моей компании «Rich Dad» стала игра «Денежный поток». Она может учить людей в тех странах, куда мне никогда не добраться. Главное достоинство этой игры состоит в том, что она заставляет одних людей учить других. Для такого обучения не нужны ни высокооплачиваемые учителя, ни классные комнаты. Игра «Денежный поток» переведена на шестнадцать языков и доступна миллионам людей во всем мире.

Сегодня компания «Rich Dad» предлагает курсы финансового образования и услуги опытных коучей и наставников для индивидуального обучения. Наши программы особенно нужны тем, кто желает получить знания, необходимые для перехода из квадрантов Р и С в квадранты Б и И.

Конечно, нельзя гарантировать, что все эти люди сумеют перейти в квадранты Б и И, но, во всяком случае, они будут знать, как туда перебраться, если у них возникнет такое желание.

Перевод с английского выполнил О. Г. Белошеев по изданию: RICH DAD’S Cashflow quadrant (Guide to Financial Freedom) by Robert T. Kiyosaki, 2011.

© 2011 by CASHFLOW Technologies, Inc. This edition published by arrangement with Rich Dad Operating Company, LLC

© Перевод. Издание на русском языке. Оформление. ООО «Попурри», 2012

* * *

Мой богатый папа имел обыкновение говорить: «Вы никогда не сможете стать по-настоящему свободными без финансовой свободы».

И еще он говорил: «Но и у свободы есть своя цена».

Данная книга посвящается тем, кто готов заплатить эту цену.

Примечание редактора
Времена меняются

С тех пор как в 1997 году в свет вышло первое издание книги «Богатый папа, бедный папа», в экономике, и сфере инвестирования в частности, произошло множество изменений. Четырнадцать лет назад слова Роберта Кийосаки «ваш дом не является вашим активом» бросили вызов общепринятому мнению. Его несовместимые с традиционной точкой зрения взгляды на денежные отношения и инвестирование вызвали волну скептицизма, критики и негодования.

В 2002 году книга Роберта «Пророчество богатого папы» призвала нас готовиться к неотвратимому краху финансового рынка. В 2006 году глубокая озабоченность ухудшающимся положением среднего класса Америки заставила Роберта Кийосаки в соавторстве с Дональдом Трампом написать книгу «Почему мы хотим, чтобы вы были богаты».

Роберт известен всему миру как страстный пропагандист финансового образования. Сегодня, когда мы столкнулись с последствиями краха системы субстандартного ипотечного кредитования, рекордного количества изъятий ипотечного жилья и глобального экономического кризиса, который все еще продолжает бушевать, пророческие заявления Кийосаки, похоже, становятся реальностью. Многие скептики превращаются в верующих.

Когда в 2011 году Роберт готовил к новому изданию свою книгу «Квадрант денежного потока», он осознал два важных момента: его идеи и концепции выдержали проверку временем, а инвестиционная среда и условия деятельности вкладчиков существенно изменились. Эти преобразования, которые оказывают и будут оказывать серьезное воздействие на людей в квадранте И (инвесторов), побудили Роберта обновить и исправить важный раздел данной книги – главу «Пять уровней инвесторов».

Выражение признательности

Благодаря феноменальному успеху «Богатого папы, бедного папы» мы приобрели тысячи новых друзей во всем мире. Их добрые слова и дружеские чувства – а также поразительные истории, являющиеся примером проявления настойчивости, страсти и успеха в применении принципов богатого папы в своей жизни, – вдохновили нас на написание книги «Квадрант денежного потока: Руководство богатого папы по достижению финансовой свободы». Поэтому мы благодарим наших друзей, как старых, так и новых, за их полную энтузиазма поддержку, которая превзошла все наши ожидания.

Предисловие
Какова цель вашей жизни?

«Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» – этот вопрос задавали в свое время большинству из нас.

В детстве у меня было много увлечений, поэтому выбирать было легко. Если что-то казалось интересным и престижным, мне хотелось этим заниматься. Я мечтал стать морским биологом, астронавтом, морпехом, моряком торгового флота, летчиком и профессиональным игроком в американский футбол.

Три цели из этого списка мне удалось осуществить – стать офицером морской пехоты, моряком и летчиком.

Я точно знал, что не хочу быть учителем, писателем или бухгалтером. Педагогическая деятельность меня не привлекала, потому что я не любил школу. Желания стать писателем у меня тоже не было, потому что я дважды провалился на экзамене по английскому языку. А тратить два года на получение степени магистра делового администрирования я не стал по той простой причине, что ненавидел бухгалтерский учет, который был обязательным предметом в программе.

Теперь же по иронии судьбы я занимаюсь всем тем, чем мне никогда не хотелось. Несмотря на то что мне не нравилась школа, я являюсь владельцем образовательной компании и занимаюсь обучением людей в разных странах мира, потому что мне это нравится. Хотя в свое время неумение писать по-английски стало причиной двух провалов на экзаменах, сегодня я больше всего известен как автор. Моя книга «Богатый папа, бедный папа» больше семи лет продержалась в списке бестселлеров «New York Times» и занимает третье место среди самых продаваемых книг в США. Выше ее стоят лишь «Радость секса» и «Непроторенная дорога». Вдобавок ко всему книга «Богатый папа, бедный папа» и созданная мною серия настольных игр «Денежный поток» посвящены тому самому бухгалтерскому учету, который я так долго не мог терпеть.

Но как все это связано с вопросом «Какова ваша цель в жизни?».

Ответ содержится в простой, но чрезвычайно глубокой мысли мастера вьетнамского дзен-буддизма Тхить Нят Ханя: «Путь сам по себе цель». Другими словами, цель вашей жизни заключается в том, чтобы найти свой путь в жизни. Однако понятие пути нельзя отождествлять с вашей профессией, званием, количеством получаемых денег, успехами и неудачами.

Найти свой путь – значит выяснить, для каких действий вы были посланы на эту землю. В чем цель вашей жизни? Для чего вы получили этот великий дар, именуемый жизнью? И какой дар вы отдаете жизни взамен?

Оглядываясь назад, я понимаю, что полученное мною образование ничем не помогло мне найти свой путь в жизни. Четыре года я учился в мореходном училище на офицера торгового флота. Если бы я выбрал карьеру в компании «Standard Oil» и до пенсии служил на нефтяных танкерах, то не нашел бы своего пути. Если бы я остался в Корпусе морской пехоты или перешел в гражданскую авиацию, то тоже не нашел бы своего пути.

Если бы я остался на флоте или в авиации, то никогда не стал бы автором всемирно известных бестселлеров, не был бы приглашен в телепрограмму Опры Уинфри, не написал бы книгу вместе с Дональдом Трампом и не создал бы международную образовательную компанию, которая занимается обучением предпринимателей и инвесторов по всему миру.

Как найти свой путь

Книга «Квадрант денежного потока» занимает важное место среди всех написанных мною книг, потому что она помогает людям находить свой путь в жизни. Как известно, большинство людей в самом начале жизни получают стандартную установку: «Ходи в школу и получи хорошую работу». Но система образования учит нас находить работу в квадрантах Р или С. Она не учит нас тому, как найти свой путь в жизни.

Есть люди, которые с ранних лет точно знают, чем они будут заниматься в дальнейшем. Они растут, будучи уверенными в том, что станут врачами, юристами, музыкантами, гольфистами или актерами. Все мы слышали о вундеркиндах – детях с исключительными способностями. Однако следует отметить, что эти дарования проявляются в основном в профессиональной области и вовсе не обязательно определяют жизненный путь человека.

Так как же все-таки найти свой путь в жизни?

Мой ответ таков: «Если б я только знал!» Если бы я мог взмахнуть волшебной палочкой и с помощью магии открыть вам ваш путь, я бы это сделал.

Но, поскольку у меня нет волшебной палочки и я не могу сказать, что вам нужно делать, я могу лишь рассказать, что сделал я сам. Я просто доверился своей интуиции, своему сердцу и своему внутреннему голосу. Например, в 1973 году, после возращения с войны, когда мой бедный папа начал уговаривать меня учиться дальше, получить степень магистра и работу в государственной структуре, мой мозг онемел, сердце сжалось, а внутренний голос сказал: «Ни за что!»

Когда он посоветовал вернуться к работе на «Standard Oil» или устроиться в гражданскую авиацию, мой мозг, сердце и внутренний голос снова сказали «нет». Я знал, что с работой в море и в небе покончено навсегда, несмотря на то что эти профессии считались престижными и хорошо оплачивались.

В 1973 году мне было 26 лет, и передо мной были открыты все пути. Я сделал многое из того, что советовал мне отец, окончил школу, получил диплом колледжа и приобрел две профессии – офицер торгового флота и пилот вертолета. Но проблема заключалась в том, что эти профессии были всего лишь детскими мечтами.

В 26 лет я был уже достаточно взрослым и понимал, что образование – это процесс. Например, когда мне захотелось стать моряком, я пошел в училище, где готовили офицеров торгового флота. А когда мне захотелось стать летчиком, я пошел в летную школу ВМФ, где за два года не умеющих летать парней превращали в летчиков. Поэтому, прежде чем начать новый процесс обучения, я должен был узнать, кем мне предстоит стать.

Традиционные учебные заведения сослужили мне хорошую службу. Я приобрел две профессии, о которых мечтал в детстве. Но, став взрослым, оказался в крайне затруднительном положении, потому что нигде не было указателей с надписью «Правильный путь». Я знал, чего мне не хотелось делать, но не знал, чем хотел заняться.

Все было бы просто, если бы я хотел получить всего-навсего какую-нибудь новую профессию. Если бы мне захотелось стать врачом, я мог бы поступить в медицинскую школу. Если бы мне захотелось стать юристом, я пошел бы в юридическую школу. Но я знал, что жизнь может дать мне гораздо больше, чем возможность пойти еще в одну школу ради получения документа, дающего право заниматься еще одним видом профессиональной деятельности.

Раньше я этого не осознавал, но в 26 лет пришло время заняться поиском своего пути в жизни, а не очередной профессии.

Разное образование

В последний год моей карьеры летчика морской пехоты, когда мы базировались на Гавайях, неподалеку от моих родных мест, я уже знал, что хочу пойти по стопам богатого папы, отца моего друга Майка. Незадолго до увольнения из Корпуса морской пехоты я стал по выходным посещать курсы начинающих продавцов недвижимости и бизнесменов, чтобы получить знания, необходимые для предпринимательской деятельности в квадрантах Б и И.

Кроме того, по совету одного из друзей я записался на курсы личностного развития в надежде узнать, каким я был на самом деле. Обучение на курсах личностного развития не вписывалось в рамки традиционного образования, потому что я посещал их не ради диплома или лицензии. В отличие от курсов торговцев недвижимостью, я понятия не имел, чему конкретно меня будут учить. Я знал лишь то, что пришло время пойти на курсы, которые помогут мне разобраться в себе.

На первом занятии инструктор нарисовала в блокноте следующую схему:


Затем она сказала: «Чтобы достичь наивысшего уровня развития, человеку необходимо физическое, ментальное, эмоциональное и духовное образование».

Слушая ее объяснения, я понял, что главной целью традиционных учебных заведений было ментальное, или умственное, развитие учащихся. Вот почему многие из тех, кто хорошо успевал в школе, испытывают трудности в реальной жизни, особенно в мире денег.

Еще после нескольких лекций, прослушанных в тот же выходной день, я понял, почему мне не нравилась школа. Мне стало ясно, что я любил учиться, но ненавидел систему образования.

Традиционная методика преподавания была прекрасной средой для отличников, но не для меня. Она угнетала мой дух, пытаясь мотивировать меня с помощью страха: страха совершить ошибку, потерпеть поражение и не получить работу. Эта система пыталась запрограммировать меня на выбор карьеры работника в квадрантах Р или С. Я осознал, что традиционная система образования – это не место для человека, который желает стать предпринимателем и присоединиться к представителям квадрантов Б и И.

Авторское примечание. Возможно, как раз поэтому многие выдающиеся предприниматели не заканчивали школу или бросали учебу в университете. В их числе – основатель «General Electric» Томас Эдисон, основатель «Ford Motor» Генри Форд, основатель «Apple» Стив Джобс, основатель «Microsoft» Билл Гейтс, основатель «Disneyland» Уолт Дисней и основатель «Facebook» Марк Цукерберг.

После того как инструктор подробно описала особенности этих четырех видов личностного развития, я осознал, что бóльшую часть своей жизни провел в очень жестких условиях образовательной среды. После четырех лет в чисто мужском коллективе мореходного училища и пяти лет в морской пехоте я был очень силен в эмоциональном и физическом плане, но мое развитие было односторонним. В нем преобладало агрессивное мужское начало. Мне не хватало женской энергии и мягкости. И это неудивительно, потому что из меня сделали офицера морской пехоты, умеющего сохранять эмоциональное спокойствие под любым давлением, способного убивать и готового умереть за свою страну.

Если вы видели фильм «Лучший стрелок» с Томом Крузом в главной роли, тогда у вас была возможность получить некоторое представление об этом мужском мире и храбрости военных летчиков. Мне нравился этот мир. В нем мне было хорошо. Это был мир современных рыцарей и воинов. Там не было места нытикам.

Программу курсов завершал семинар, в ходе которого я проник в глубины своих эмоций и слегка прикоснулся к своему духу. Я плакал, как ребенок, потому что мне было о чем поплакать. Я делал и видел вещи, которых никому и никогда не следует делать. Заливаясь слезами, я обнимался с мужчиной, чего никогда не позволял себе прежде, даже с родным отцом.

В тот воскресный вечер я очень жалел, что курсы личностного развития закончились. На семинаре царила атмосфера нежности, любви и откровенности. В понедельник утром мне предстояло снова оказаться в окружении молодых эгоистичных пилотов, приученных летать, убивать и погибать за свою страну.

После этого семинара я понял, что пришло время измениться. Я знал, что развить в себе доброту, мягкость и сострадание мне будет невероятно трудно. Для этого нужно было перечеркнуть все, чему меня много лет учили в мореходном училище и летной школе.

Я больше никогда не возвращался к традиционной системе образования. У меня не было никакого желания учиться ради оценок, дипломов, продвижения по службе или получения лицензий.

Если я записывался на курсы или посещал семинары, то делал это только для того, чтобы стать лучше. Меня больше никогда не интересовали ни оценки, ни дипломы, ни свидетельства о профессиональной подготовке.

Но мой отец был преподавателем, а для педагогов нет ничего важнее оценок в школе, учебы в колледже и последипломного образования. Ученые степени и дипломы престижных университетов являются для них такими же знаками отличия, как медали и орденские планки на груди пилотов Корпуса морской пехоты. На людей, не окончивших среднюю школу, эти интеллектуалы смотрят презрительно, как на низшую касту. Магистры свысока смотрят на бакалавров и благоговеют перед докторами наук. В свои 26 лет я уже знал, что никогда не вернусь в этот мир.

Примечание редактора. В 2009 году престижный Университет святого Игнатия де Лойолы в Лиме удостоил Роберта почетной степени доктора философии в области предпринимательства. Эту редкую награду получают в основном политические деятели, например бывший президент Испании.

Как я нашел свой путь

Я знаю, что кое-кто из вас сейчас спрашивает: «Зачем он тратит так много времени на разговоры о курсах нетрадиционного обучения?»

Все дело в том, что тот первый семинар по личностному развитию вновь разжег мою любовь к учебе – только не к той, которую нам навязывают в школах. После завершения семинара у меня возникла неудержимая тяга к данной форме обучения, заставлявшая меня посещать семинары на самые разные темы, чтобы утолить желание как можно больше узнать о связях между моим телом, разумом, эмоциями и духом.

Чем больше я учился, тем большее любопытство вызывала у меня традиционная система образования. Я начал задаваться вопросами типа:

Почему так много детей ненавидят школу?

Почему так мало детей любят школу?

Почему так много высокообразованных людей не добиваются успеха в реальном мире?

Готовят ли школы людей к жизни в реальном мире?

Почему я ненавижу школу, но люблю учиться?

Почему большинство школьных учителей прозябают в бедности?

Почему в школах нам дают очень мало знаний о деньгах?


Эти вопросы заставили меня стать приверженцем обучения за пределами тесных стен системы образования. Чем больше я учился, тем лучше понимал, почему мне не нравилась школа и почему учебные заведения не в состоянии приносить пользу своим учащимся, даже отличникам.

Когда любопытство коснулось моего духа, я стал предпринимателем и просветителем. Если бы не оно, я бы никогда не стал автором книг и создателем игр, развивающих финансовый интеллект. Духовное образование привело меня к моему жизненному пути.

Похоже, что наши пути в жизни следует искать не в голове, а в сердце.

Это не значит, что человек не может найти свой путь с помощью традиционного образования. Уверен, многие именно так и поступают. Я всего лишь хочу сказать, что вряд ли я сам смог бы найти свой путь в традиционной школе.

Почему путь так важен?

Мы все знаем людей, которые делают много денег, но ненавидим их работу. Но вместе с тем мы знаем людей, которые не делают много денег, и тоже ненавидим их работу. Помимо этого, мы знаем тех, кто просто работает за деньги.

Один мой однокурсник по мореходному училищу торгового флота тоже осознал, что не хочет провести всю жизнь в море. Вместо того чтобы бороздить океаны до конца своих дней, он после окончания училища поступил в юридическую школу, потратил еще три года на то, чтобы стать адвокатом и заняться частной практикой в квадранте С.

Он умер в начале шестого десятка, будучи очень успешным, но несчастным адвокатом. Так же как и я, к 26 годам этот человек овладел двумя профессиями. Несмотря на свою ненависть к адвокатской деятельности, он продолжал заниматься ею, потому что у него были жена, дети, ипотека и счета, которые нужно было оплачивать.

За год до его смерти мы виделись на встрече выпускников в Нью-Йорке.

– Я только и делаю, что подчищаю грязь, которую оставляют богачи вроде тебя. Они платят мне жалкие гроши. Я ненавижу тех, на кого работаю, – заявил мой бывший однокурсник.

– А почему ты не займешься чем-нибудь другим? – поинтересовался я.

– Не могу позволить себе бросить работу. Моя старшая дочка поступает в колледж.

Этот человек умер от сердечного приступа прежде, чем она успела закончить учебу.

Благодаря своей профессиональной подготовке он зарабатывал много денег, но находился во власти яростных эмоций. Его дух умер, и тело вскоре последовало за ним.

Я понимаю, что это исключительный случай. Большинство людей не относятся к своей работе с такой ненавистью, какую испытывал мой друг. Тем не менее данный пример точно характеризует проблему, которая возникает, когда человек попадает в ловушку профессии и не может найти свой путь.

На мой взгляд, это прямое следствие недостатков системы традиционного образования. Миллионы людей выходят из стен учебных заведений, чтобы всю оставшуюся жизнь трудиться на работе, которая им не нравится. Они знают, что в их жизни чего-то не хватает. Кроме того, миллионы людей попадают в финансовую ловушку. Они зарабатывают слишком мало, чтобы выжить, и хотят заработать больше, но не знают как.

Не имея ясного представления о других квадрантах, многие люди возвращаются в учебные заведения, чтобы получить новую профессию или претендовать на повышение зарплаты в квадрантах Р или С, вместо того чтобы узнать о жизни в квадрантах Б и И.

Причина, по которой я стал учителем

Главной причиной, заставившей меня стать учителем в квадранте Б, было стремление дать людям возможность получить финансовое образование. Я хотел сделать это образование доступным для всех желающих учиться независимо от того, сколько у них денег и каков средний балл их аттестата. Вот почему первым продуктом моей компании «Rich Dad» стала игра «Денежный поток». Она может учить людей в тех странах, куда мне никогда не добраться. Главное достоинство этой игры состоит в том, что она заставляет одних людей учить других. Для такого обучения не нужны ни высокооплачиваемые учителя, ни классные комнаты. Игра «Денежный поток» переведена на шестнадцать языков и доступна миллионам людей во всем мире.

Сегодня компания «Rich Dad» предлагает курсы финансового образования и услуги опытных коучей и наставников для индивидуального обучения. Наши программы особенно нужны тем, кто желает получить знания, необходимые для перехода из квадрантов Р и С в квадранты Б и И.

Конечно, нельзя гарантировать, что все эти люди сумеют перейти в квадранты Б и И, но, во всяком случае, они будут знать, как туда перебраться, если у них возникнет такое желание.

Образ мышления богатого и образ мышления бедного человека, чем они между собой отличаются. Что такое квадрант денежного потока? «Квадрант денежного потока» — это диаграмма показанная выше, это определение дал известный автор бестселлера «Богатый папа-Бедный папа» Роберт Киосаки.

Его книгу «Квадрант Денежного Потока» вы сможете скачать внизу статьи.

«Квадрант денежного потока» показывает отличия в том, как и из каких источников человек получает свой доход.

1 P-сектор квадранта. Рабочие

Сектор в который входят все кто работают по найму (банковские служащие, рабочие, учителя, офисный планктон и так далее.

2 C-сектор квадранта.Специалисты

В этот сектор входят все люди которые работают сами на себя или имеют свой маленький бизнес. В эту группу входят те кто торгуют на рынках, частные юристы, нотариусы, мелкие предприниматели.

3 Б-сектор квадранта. Бизнесмены

От слова бизнес. Сюда входят люди владеющие каким-либо видом бизнеса. Владельцы магазинов, крупных фирм, концернов и так далее. Все те на кого работают другие люди.

4 И-сектор квадранта. Инвесторы

Люди на которых работают их деньги. Это владельцы акций, недвижимости, различных активов, ценных бумаг. Люди у которых имеется

Все секторы разные и требуют различных навыков в получении дохода. Один человек может получать доход из разных секторов квадранта денежного потока, а так же переходить из одного сектора в другой.

Что говорит по этому поводу Роберт Киосаки в своей книге» Квадрант денежного потока»:

Так например у меня есть знакомый который успешно зарабатывает во всех четырех секторах квадранта.

Его зовут Роман он работает на фирме по сборке и настройке компьютеров (сектор Р), в свободное время он настраивает компьютеры на дому (сектор С).

Еще он состоит в компании сетевого маркетинга и уже немного построил свой бизнес, и может некоторое время к нему не касаться, а он будет приносить доход (сектор Б).

И я знаю что у Романа есть сбережения в банке на депозите, которые приносят ему дополнительные проценты (Сектор И).

Каждый сектор имеет свои особенности, достоинства и недостатки.

Но подчеркну то, что стать по настоящему финансово свободным и независимым можно только на правой стороне квадранта, в секторах Б и И.

Так какие же качества нам необходимо развивать чтобы быть успешными во всех четырех секторах? На эту тему будет моя следующая статья.

А сейчас предлагаю посмотреть видео где об квадранте денежного потока говорит сам автор книги Роберт Киосаки.

Следующая моя статья будет на тему того, какие качества нужно развивать для того чтобы быть успешным в каждой стороне квадранта.

Если вы захотите чего-то, то это будет доставаться Вам гораздо легче чем в мультике.

Спасибо! Жду комментариев.

Почему одни люди постоянно работают и живут бедно, а у других на работу уходит минимум времени и они имеют статус богачей? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо оценить собственные возможности и перспективы с целью определения дальнейшего направления собственного развития и ведения деятельности. Для этого рекомендуется воспользоваться несложным инструментом анализа, созданным известным миллионером и автором книг о финансах.

Финансовый поток

Квадрант денежного потока отображает действительность, возможности и перспективы деятельности человека. Он также является руководством к действиям, ориентированным на создание благоприятных условий для развития с целью перемещения по секторам. С помощью инструмента можно перевоплотиться в человека, самостоятельно формирующего денежный поток.

Что такое Квадрант денежного потока Роберта Кийосаки

Свою концепцию о финансовых потоках Роберт Кийосаки представил в своей книге. В ней отражено четыре способа, с помощью которых люди зарабатывают. В каждом из них заложены свои понятия, мышление, интересы и ценности.

Секторы квадранта

Чтобы понять основные денежные принципы, нужно сопоставить свое мировосприятие, желания и результаты трудовой деятельности с каждым квадрантом системы. По мнению ее автора, все люди подразделяются на четыре типа, два из которых имеют активный доход, для получения которого человек работает за деньги. Оставшиеся два способа заработка идентифицируются как пассивные, в которых для получения денег не нужно прикладывать усилий.

Активный доход можно получить, работая по найму или по одной из схем самозанятости, предполагающих приложение усилий и трату времени для заработка. Чтобы получать пассивный доход, нужно иметь собственный бизнес или инвестировать средства в прибыльный проект. Прибыль, полученная таким способом не пропорционально затраченному времени и усилиям. Согласно концепции автора, существуют четыре способа заработка:

  • работа по найму;
  • предпринимательство;
  • бизнес;
  • инвестиции.

Наемный труд

Сектор наемного труда расположен в левой верхней части квадранта. В него входят люди, которые работают на работодателя и получают регулярную заработную плату. Ее размер зависит от времени нахождения человека на работе и от выполненных им заданий. По факту наемные работники меняют свое время на деньги. Они имеют стабильную оплату труда, размеры которой могут быть велики настолько, что работник позволяет себе повысить качество жизни.

Недостатком наемного труда является отсутствие свободного времени. Если человек не работает, то приток средств сразу же прекращается. У Кийосаки этот сектор ассоциируется с крысиными бегами, поскольку человек работает, чтобы есть и ест, чтобы работать.

Малый бизнес

Ценности каждого сектора

Малый бизнес расположен внизу, с левой стороны квадранта. К его категории относятся предприниматели, самозанятые особы и фрилансеры. Участники малого бизнеса самостоятельно организуют рабочий процесс, стремятся качественно выполнить работу, поскольку от этого фактора зависит, будет ли заказчик с ними сотрудничать в будущем периоде. В их компетенции также самостоятельное продвижение и продажа результатов труда.

Финансовый поток для предпринимателей распределяется более выгодно, чем для наемных работников. Однако, схема «бега по кругу» присутствует и в малом бизнесе.

Большой бизнес

Большой бизнес в квадранте интерпретируется в верхнем секторе с правой стороны. В него входят представители крупного бизнеса, которые обеспечивают работой не только себя, но и создают рабочие места для людей из секторов, расположенных с левой стороны квадранта.